Сценарий литературной интеллектуальной игры для 2-3 класса

Сценарий литературной интеллектуальной игры для 2-3 класса

Цель. Создать условия для формирования читательской деятельности детей, популяризации детской литературы.

Задачи: в игровой форме повторить и закрепить у учащихся знания о содержании литературных произведений,  расширить кругозор детей,  воспитывать интерес к литературному творчеству;

Ведущий: Я приветствую всех четвероклассников, классных руководителей и гостей. Сегодня мы проведем литературную игру, в ходе которой выясним: какой класс самый начитанный, самый знающий литературные произведения, их героев и писателей.

Следить за ходом игры будет строгое жюри.

Хочу напомнить, что все вопросы, которые вы сегодня услышите – из области литературы. Итак, мы начинаем.

РАЗМИНКА   (1очко)

А-  С помощью этого предмета главный герой сказки нашел свое счастье – мудрую жену, которая была заколдована. (Стрела).

Б — Эта героиня пришла к нам из сказки Г.-Х. Андерсена. Ее имя означает меру длины, равную всего 2,5 см. Как ее зовут? (Дюймовочка).

В — В какой сказке действуют ожившие фрукты и овощи? («Приключения Чиполлино»).

Г — Героиня этой  английской книжки побежала за белым кроликом, а оказалась в необычной стране (Алиса).

А- С помощью этого предмета можно смастерить самые замечательные вещи, а можно даже убить страшного героя русских сказок. (Игла).

Б — Назовите личный транспорт Бабы-Яги? – Ступа / Помело.

В —  Волшебная скатерть, на которой сама появляется еда? – Самобранка.

Г – Какой самый главный волшебный предмет был у Гарри Потера? –Волшебная палочка

А — Как звали отца деревянного мальчика, героя известной сказки? – Папа Карло.

Б —  У этого героя на голове зелёный хохолок, подёргав за который можно вдоволь наплакаться. (Чиполлино.)

В — Как звали девочку-куклу, волосы которой были необычного голубого цвета? (Мальвина)

Г — Эта героиня не выходила из дома без  шапочки (Красная шапочка)

«Воображалки»

Ведущий: Ребята, вам предстоит вообразить себя героями  известных литературных произведений.

Какие слова надо произнести, чтобы: (1 очко)

Вместе с Али-Бабой открыть дверь в пещеру с сокровищами?   (Сим, Сим, откройся!)

Сварить кашу в волшебном горшочке? ((Раз, два, три, горшочек, вари!)

Исполнить повеление волшебной щуки? (По щучьему веленью, по моему хотенью.)

Вызвать Сивку-бурку? (Сивка-бурка, вещий каурка, встань передо мной, как лист перед травой.)

Угадайте, чью роль учит актер. Назовите героя, название произведения и автора.   (3 очка)

А-  «Не думая, что ты такой ленивец. Но делать нечего: я должен исполнить своё обещание».  Король,  «Черная курица, или Подземные жители», А.Погорельский.

Б – «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье и уши ваших,  понежней….» Соловей, И.Крылов «Квартет».

В –«Я могу привести 25 доказательств этой теоремы! Простейшее доказательство есть у древнегреческого математика Евклида….»  Электроник, «Приключение Электроника» Е.Велистов.

Г – «Не трогай здесь ничего, Берегись, разбудишь рыцарей». Чернушка, «Черная курица, или Подземные жители», А.Погорельский.

« ДЕТЕКТИВНЫЙ»

(звучит музыкальная заставка композитора В. Дашкевича к  фильму «Приключения Шерлока Холмса….)

Ведущий: Вы слышали когда-нибудь эту музыку? Она звучит в детективном фильме «Приключения ….». А вы знаете, что такое детектив? Это жанр литературы, в котором описываются разные преступления и то, как сыщики их раскрывают по самым незначительным деталям, по отпечаткам пальцев и т.д. Вот и сейчас я предлагаю нашим участникам побыть в роли детективов.

Объявляю следующий этап – детективный.

Вам предстоит по описанию определить литературного героя. Ведь у каждого уважающего сыщика есть картотека, в которую он заносит приметы интересующих его людей. Такие приметы есть и у нас.

Сейчас каждому  классу по  очереди будут предложены приметы, по которым он должен будет определить героя и назвать произведение. Если   отгадываете героя с первой подсказки, то получаете 5 баллов, если со 2-ой – 4 б.

, если с 3-ей – 3 б., с 4-ой – 2 б., с 5-ой – 1 б.

Если кто-то из ребят так и не определит литературного героя, то ответ могут дать остальные участники игры.

Слайд    Подсказки:

1. Главная героиня этого произведения неожиданно разбогатела.

2. У неё появилось много друзей, для которых стали устраиваться приемы.

3. Ее попытались похитить, но неожиданно появился молодой смельчак и спас её.

4. Дело кончилось свадьбой.

5. Самым ценным достоянием главной героини был самовар.Ответ:  Муха-Цокотуха. К.И. Чуковский.

Слайд  Подсказки:

Этот герой любит полакомится рыбкой.

Этот герой достался в наследство одному бедному юноше, младшему брату, братья которого получили после смерти отца мельницу и осла.

Нашему герою удалось обмануть короля, великана-людоеда.

Наш герой называл всем своего бедного хозяина как Маркиза де Карабаса.

Первое, что он попросил у бедного юноши – это мешок и сапоги. Ответ: Кот в сапогах. Ш. Перро.

Слайд  Подсказки:

Его голова набита опилками.

Он любит ходить на дни рождения своих друзей, в гости, а особенно по утрам.

Его увлечение — сочинять вопилки, пыхтелки и сопелки.

Его любимые блюда — варенье и мёд.

Самый большой его друг — Пятачок.Ответ: Винни-Пух. «Винни-Пух и все, все, все» А. Милн.

СЛАЙД   Подсказки:

Он ростом только в три вершка, на спине с двумя горбами да с аршинными ушами.

Живет вместе с Иваном на конюшне.

Он  лучший товарищ, помощник и защитник своего хозяина.

Его нельзя отдавать никому ни за какие сокровища.

Он не дал «свариться» в котлах своему хозяину, а  помог стать царем.Ответ:  П.Ершов. «Конёк-горбунок» 

«Угадалки»

Ведущий:  Узнай героя, назови ЖАНР литературного произведения

А – р л и н т о к к е э (Электроник, фантастическая повесть)

Б- у к ч н а е р ш  (Чернушка, литературная сказка)

В –с о р в а л я (Ярослав, летопись)

Г- ш р ы к а т а м (Мартышка, басня)

«Кто автор?»

А- Агния Барто

Б – Бажов П.

В —  Виктор Драгунский

Г – Гайдар А.П.

«СКАЗОЧНЫЕ ЖИВОТНЫЕ» Игра со зрителями (время подведения итогов)

Пудель Мальвины (Артемон)    Собака доктора Айболита (Авва)

Пёс дяди Фёдора (Шарик)        Черепаха, которая дала Буратино золотой ключик (Тортилла)

Курочка, которая снесла яичко (Ряба)    Друг Чебурашки (крокодил Гена)

Кот из деревни Простоквашино (Матроскин)    Ослик из сказки про Вини-Пуха (Иа-Иа)

Конёк- …(горбунок)        Слепой кот из сказки «Приключения Буратино» (Базилио)

Кошка, которая помогала бабке вытянуть репку (Мурка)

Крыса старухи Шапокляк (Лариска)    Подруга кота Базилио (лиса Алиса)

Кому попала стрела Ивана? (лягушке)    В кого превратился гадкий утёнок? (лебедя)

Кого встретила Красная шапочка в лесу? (волка)

В кого превратился братец Иванушка, выпив водицы из копытца? (в козлёнка)

От кого не удалось уйти Колобку? (от лисы)

Ведущий:  Молодцы, ребята! А сейчас жюри объявит результаты нашей литературной борьбы за звание самого начитанного класса.

Награждение победителей.

Ведущий: В заключение нашей игры я хочу напомнить нашим ребятам пословицы. Помните, как в народе говорят:

Учиться никогда не поздно.  Век живи – век учись.  Ученье – свет, а неученье – тьма.

А моя самая любимая пословица такая: Книгу прочитал – умнее стал.

И действительно, почётное звание «Самый умный» в нашей интеллектуальной игре получил тот, кто много читает! Чтение – вот лучшее учение.

Желаю всем остальным ребятам не огорчаться, а читать больше интересных книг!

Весь материал – смотрите архив.
 

Источник: https://videouroki.net/razrabotki/literaturnaya-igra-dlya-nachalnykh-klassov-kto-mnogo-chitaet-tot-mnogo-znaet.html

Литературная игра для 5-7классов «Самый умный читатель»УЧИ-LKI | УЧИ-LKI

Тур I. «Жеребьёвка»

Вопросы:

1. Что нужно было сделать Красной Шапочке, чтобы попасть в бабушкин домик? • Нажать на кнопочку; • набрать код подъезда; • показать удостоверение;

дёрнуть за верёвочку.

2. Чем наполнена голова Винни-Пуха? • Мозгами;

опилками;

• ватой;

• поролоном.

3. Как называется одна из сказок Ш. Перро? • «Петушок и курочка»; • «Петушок и курочка»;

«Кот в сапогах»;

• «Кошка с лукошком».

4. Как звали знаменитого кота из мультфильма?
• Леопольд; • Полосатик; • Рыжий хвост;

• Бегемот.

5. Как звали поросёнка, который построил себе дом? • Ниф-Ниф; • Нуф-Нуф;

Наф-Наф;

• Хрюша.

6. Как звали козлёнка из сказки С.В. Михалкова? • Весёлый; • Умный;

Упрямый;

• Храбрый.

7. Как звали девочку из сказки В.П. Катаева «Дудочка и кувшинчик»? • Катя; • Маша; • Алёна;

Женя.

8. Назовите отчество Федоры из сказки К.И. Чуковского «Федорино горе». • Петровна;

Егоровна;

• Андреевна;

• Алексеевна.

9. Как звали девочку из сказа П.П. Бажова «Серебряное копытце»?
• Дарёнка; • Маринка; • Катеринка;

• Алёнка.

10. В каком классе учился Волька Костыльков из сказки «Старик Хоттабыч»? • В третьем;

в пятом;

• в четвёртом;

• в шестом.

11. Как звали сына дяди Стёпы, героя книг С. Михалкова? • Миша; • Петя; • Вася;

Егор.

12. Что подарили эльфы Дюймовочке из одноимённой сказки Х.К. Андерсена? • Корону;

• крылышки;

• обручальное кольцо;

• пропеллер.

13. Что домовой Кузька из сказки Т.И. Александровой называл «олелюшечками»? • Оладьи; • игру в ладушки;

пирожные;

• песенки.

14. Кто такие Том и Джерри? • Волк и заяц; • лев и собака; • лиса и белка;

кот и мышь.

15. Кого называли Огневушкой-Поскакушкой в сказе П.А. Бажова? • Огонь;

девочку;

• домового;

• ветер.

16. Чем был наполнен первый котёл в сказке П.П. Ершова «Конёк-Горбунок»?
Студёной водой; • кипятком; • пивом;

• молоком.

17. Из какого материала были сделаны фигурки Трубочиста и Пастушки из одноимённой сказки Х.К. Андерсена? • Железо;

фарфор;

• олово;

• дерево.

Тур II. «Своя игра»

Игрок, набравший большее количество баллов, первым выбирает тему для игры из 6 предложенных: «Х.К. Андерсен», «А.С. Пушкин», А.М. Волков», «Н.Н. Носов», «Братья Гримм», «Э.Н.

Успенский» — и отвечает до тех пор, пока не ошибётся, или не признается, что ответа не знает. Далее играет тот, кто знает ответ на вопрос, вызвавший затруднение у первого игрока.

Если ответа никто не знает, игру продолжает тот, кто по количеству набранных баллов занимает вторую позицию. И т.д.

Читайте также:  Этикет. общение со сверстниками. как правильно общаться со сверстниками

Тема №1. «Х.К. Андерсен»

Вопросы: 1. В какой стране родился Х.К. Андерсен? (В Дании). 2. Какое слово составлял Кай в замке Снежной королевы? (Вечность). 3. Сколько тюфяков и пуховиков положила королева-мать на горошину принцессе в одноимённой сказке? (20 тюфяков и 20 пуховиков). 4.

Во сколько лет русалочкам разрешалось всплывать на поверхность моря? (В 15 лет). 5. В какой комнате находился сундук с золотыми монетами из сказки «Огниво»? (В третьей комнате). 6. Чем служила скорлупа грецкого ореха для Дюймовочки? (Колыбелькой). 7. Во что превратилась русалочка? (В морскую пену). 8.

Кто в сказке «Новый наряд короля» сказал: «А король-то голый!» (Маленький мальчик). 9. Кто была «матерью» для двадцати пяти оловянных солдатиков? (Старая оловянная ложка). 10. Из чего должна была сплести рубашки Элиза, чтобы спасти своих братьев в сказке «Дикие лебеди»? (Из крапивы). 11. Какой герой сказок Х.К.

Андерсена знает столько сказок, сколько не знает никто? (Оле-Лукойе). 12. Какую песенку пел горшочек из сказки «Свинопас»? («Ах, мой милый Августин»). 13. Какой зонтик раскрывает Оле-Лукойе над хорошими детьми? (Цветной, с картинками). 14. В кого превратился гадкий утёнок? (Цветной, с картинками). 15.

Как звали девочку, спасшую Кая от Снежной королевы?

(Герда).

Тема № 2. «А.С. Пушкин»

Вопросы: 1. Как звали работника, который устроился на работу к попу? (Балда). 2. За какую плату работал Балда? (В год за три щелчка по лбу). 3. Что обещала сделать третья девица для батюшки царя? (Родить богатыря). 4. От кого спас князь Гвидон прекрасную лебедь? (От коршуна). 5.

Что старику во второй раз велела попросить у золотой рыбки старуха в «Сказке о рыбаке и рыбке»? (Новую избу). 6. Орехи с какими ядрами грызла белка из «Сказки о царе Салтане»? (С изумрудными). 7. Как обращался старик к Золотой рыбке? (Государыня рыбка). 8. Как звали царя из «Сказки о золотом петушке»? (Дадон). 9.

В кого превращался князь Гвидон из «Сказки о царе Салтане»? (В комара, муху, шмеля). 10. Кто убил царя Гвидона? (Золотой петушок). 11. Мимо какого острова проплывали гости на пути к царю Салтану? (Мимо острова Буяна). 12. Сколько раз закидывал старик невод в «Сказке о рыбаке и рыбке»? (Три раза). 13. Сколько лет рыбачил старик из «Сказки о рыбаке и рыбке»? («Тридцать лет и три года»). 14.

Как звали королевича из «Сказки о мёртвой царевне и семи богатырях»? (Елисей). 15. Кто помог королевичу Елисею в «Сказке о мёртвой царевне и семи богатырях» отыскать его невесту?

(Ветер).

Тема № 3. «А.М. Волков»

Вопросы: 1. Назовите злого правителя Волшебной страны? (Урфин Джюс). 2. Как звали главную героиню «Волшебник Изумрудного города»? (Элли). 3. Назовите кличку пёсика Элли. (Тотошка). 4.

Как звали злую волшебницу, которая вызвала ураган в самом начале сказки «Волшебник Изумрудного города»? (Гингема). 5. Чего больше всего на свете боялся Тотошка? (Грозы). 6. Сколько всего было волшебниц в Волшебной стране? (Четыре). 7.

Что нужно было сделать Элли, чтобы вернуться домой? (Помочь трём существам из Волшебной страны добиться исполнения самого заветного желания). 8. Кто должен был вернуть Элли домой?

(Волшебник Гудвин).

9. Кирпичами какого цвета была выложена дорога в Изумрудный город? (Жёлтого). 10. Как назывались жители Голубой страны? (Жевуны). 11. Каких животных не было в Волшебной стране? (Собак). 12.

Чем был набит Страшила? (Соломой). 13. Что хотел попросить у Эдвина Железный дровосек? (Сердце). 14. Назовите третье существо, которое Элли взяла с собой к Гудвину. (Трусливый лев). 15.

От аромата каких цветов уснули Элли, Тотошка и Трусливый лев?

(Маки).

Тема № 4. «Н.Н. Носов»

Вопросы: 1. С каким овощем сравнивают рост коротышек, героев произведений Н.Н. Носова? (С огурцом). 2. Как назывался город, где жили коротышки? (Цветочный). 3. Назовите имя доктора Цветочного города. (Пилюлькин). 4. Кто был самым известным хулиганом Цветочного города? (Незнайка). 5.

На чём работал автомобиль, который сделали Винтик и Шпунтик? (На газированной воде). 6. Где закончилось путешествие коротышек на воздушном шаре? В каком городе они приземлились? (В Зелёном городе). 7. Как звали доктора в Зелёном городе? (Медуница). 8. Какого цвета была шляпа у Незнайки? (Голубого). 9.

Что Незнайка вместо носа нарисовал доктору Пилюлькину? (Градусник). 10. Кто из коротышек написал такие строчки: «Торопыжка был голодный, проглотил утюг холодный»? (Незнайка). 11. Как называлась речка, которая протекала в Цветочном городе? (Огурцовая). 12. Как коротышки собирали грибы? (Распиливали их). 13. Кто из коротышек был самым умным? (Знайка).

14. Назовите имя и отчество Сиропчика. (Сахарин Сахариныч). 15. Как звали собаку охотника Пульки?

(Булька).

Тема № 5. «Братья Гримм»

Вопросы: 1. В какой стране родились братья Гримм? (В Германии). 2. Сколько дочерей было у короля из сказки «Стоптанные башмачки»? (Двенадцать). 3. Где был спрятан потайной ход из сказки «Стоптанные башмачки»? (Под кроватью у старшей сестры»). 4.

Почему король из знаменитой сказки носил кличку Дроздобород? (У него борода была похожа на клюв дрозда). 5. За кого старый король из сказки «Король Дроздобород» решил выдать принцессу? (За первого попавшегося нищего). 6. Что нашёл младший брат из сказки «Золотой гусь», когда подрубил дерево? (Золотого гуся). 7.

Кто помогал всем «отклеиться» от Золотого гуся из одноимённой сказки? (Королевна). 8. Как оказалась девушка в царстве госпожи Метелицы? (Прыгнула в колодец). 9. Что приходилось делать девушке у госпожи Метелицы? (Взбивать перины). 10. Как наградила госпожа Метелица трудолюбивую девушку? (Волшебный дождь всю её покрыл золотом). 11.

Какую песенку пел медведь из сказки «Беляночка и Розочка»? («Что вы, дети, так шалите? Жениха убить хотите?») 12. От кого охранял сокровища медведь из сказки «Беляночка и Розочка»? (От злых гномов). 13. Кто превратил в медведя королевского сына в сказке «Беляночка и Розочка»? (Злой карлик). 14.

На ком женился королевский сын из сказки «Беляночка и Розочка»? (На Беляночке). 15. Какие герои из одноимённой сказки помогали бедному сапожнику шить сапоги?

(Маленькие человечки).

Тема № 6. «Э.Н. Успенский»

Вопросы: 1. Сколько лет крокодилу Гене? (50 лет). 2. Как зовут льва из сказочной повести «Крокодил Гена и его друзья»? (Чандр). 3. Как звали галчонка из книги «Дядя Фёдор, пёс и кот»? (Хватайка). 4. Как звали корову, которую купил Матроскин? (Мурка). 5.

Откуда взялся Чебурашка? (Его привезли из южной страны в коробке с апельсинами). 6. Как звали зловредную старушку из сказки «Чебурашка и крокодил Гена»? (Шапокляк). 7. Какой журнал выписал дядя Фёдор? («Мурзилка»). 8. Как звали крысу старухи Шапокляк? (Лариска). 9. Какое ружьё родители дяди Фёдора купили Шарику? (Фоторужьё). 10.

Какой дом решили построить крокодил Гена, Чебурашка и их друзья? (Дом дружбы). 11. Каким словам учил Матроскин галчонка Хватайку? («Кто там?»). 12. Как звали живущего в зоопарке носорога из книги «Крокодил Гена и его друзья»? (Птенчик). 13. Назовите изобретателя трактора из книги «Дядя Фёдор, пёс и кот». (Инженер Тяпкин). 14.

Как звали девочку-подружку крокодила Гены и Чебурашки? (Галя). 15. Как звали телёнка из книги «Дядя Фёдор, пёс и кот»?

(Гаврюша).

Тур III. «Финальная игра»

В финальный тур выходят трое участников, набравших большее количество баллов. Игра опять же начинается по «старшинству», но выбор вопросов происходит на основании таблицы, в которой размещены в 28 ячейках пронумерованные (от 1 до 7) номера вопросов по четырём темам: «красные» — «Волшебник Изумрудного города», зелёные – «Герои сказок Э.Н.

Успенского», «жёлтые» — «Незнайка и его друзья», «голубые» — «Общая тема». Последнюю игроки не выбирают – в ней дополнительные ответы, «ценой» в один балл. Отвечая на свои вопросы, т.е. по выбранной тематике, игрок зарабатывает по 2 балла за правильный ответ.

Если ошибётся (или специально выберет) и назовёт номер ячейки «противника» и даст на вопрос правильный ответ, то получает три балла.

«Красные» — А.М. Волков «Волшебник изумрудного города»

Вопросы: 1. Как звали родителей Элли? (Джон и Анна). 2. Как звали волшебницу Жёлтой страны? (Виллина). 3. Чем занимались родители Элли? (Отец был фермером, Мама – домохозяйкой). 4.

Сколько раз можно было пользоваться Золотой шапкой? (Три раза). 5. Как звали стража ворот Изумрудного города? (Фарамант). 6. Что подарила королева полевых мышей Элли? (Серебряный свисток). 7.

Сколько глаз было у злой волшебницы Бастинды?

(Один).

«Зелёные» — «Герои сказок Э.Н. Успенского»

Вопросы: 1. Почему Чебурашку не приняли в зоопарк? (Чебурашка оказался совершенно незнакомым науке зверем). 2. Кем работал крокодил Гена в зоопарке? (Крокодилом). 3.

Почему родители называли своего сына Дядя Фёдор? (Он был очень серьёзным и самостоятельным). 4. Как звали раньше кота Матроскина? (Барсиком, Пушком, Оболтусом, Кис Кисычем). 5. Какой породы был пёс Шарик? (Дворняжка). 6.

В чём, кроме банок и вёдер, хранил молоко Матроскин? (В аквариуме). 7. Какого цвета был телёнок Гаврюша?

(Чёрного).

«Жёлтые» — Н.Н. Носов «Незнайка и его друзья»

Вопросы: 1. Как Незнайка изобразил Топорыжку? Что он пририсовал ему сзади? (Собачий хвост). 2. Чем стреляло ружьё охотника Пульки? (Пробками). 3. На какой улице жил цветик? (На улице Одуванчиков). 4.

Из чего коротышки делали резину? (Из цветка, похожего на фикус, добывали сок, а потом из него и делали мячи и галоши). 5. Как звали девочку с голубыми глазами? (Синеглазка). 6. О чём любил читать книжки Знайка? (О дальних странах и путешествиях). 7.

Какого цвета были брюки Незнайки?

(Канареечного).

«Голубые» — «Общая тема»

Вопросы: 1. Как назывались знатные люди, приближенные царя? (Бояре). 2. Из какого дерева князь Гвидон, герой «Сказки о царе Салтане», сделал лук? (Из лука). 3. Кто помог Герде из сказки Х.К. Андерсена добраться до дворца Снежной королевы? (Олень). 4.

Кто появлялся перед солдатом, когда он начинал высекать огонь с помощью огнива из сказки Х.К. Андерсена «Огниво»? (Три собаки). 5. Назовите хозяина богатой бархатной очень красивой шубы из сказки Х.К. Андерсена «Дюймовочка». (Крот). 6. Волшебница в зарубежных сказках. (Фея). 7. Назовите авторов сказок о спящих царевнах. (А.С.

Пушкин «Сказка о спящей царевне и семи богатырях»; В.А. Жуковский «Спящая царевна» и Ш. Перро «Спящая красавица»).

Тур IV. «Подведение итогов, награждение».

Читайте также:  Туристическая полоса препятствий для школьников

И.Г. Чеботарёва (с корректировкой).  Журнал «Читаем, учимся, играем» №5/2009. Стр. 14– 17.

Источник: http://uchi-lki.ru/?p=1539

Сценарий литературной интеллектуальной игры Своя игра для обучающихся 9–10-х классов

  • Кузнецова Ирина Михайловна, учитель русского языка и литературы

Форма проведения: проводится по принципу и правилам телевизионной игры «Умники и умницы».

Обоснование: Интеллектуальная игра – индивидуальное или (чаще) коллективное выполнение заданий, требующих применения продуктивного мышления в рамках ограниченного времени и условиях соревнования. Интеллектуальные игры объединяют в себе черты как игровой, так и учебной деятельности.

Они развивают теоретическое мышление, требуя формулирования понятий, выполнения основных мыслительных операций (классификация, анализ, синтез и др.).

С другой стороны, эта деятельность является не целью, а средством достижения игрового результата (победы в соревновании), причем, и этот результат быстро теряет ценность сам по себе – цель смещается с результата непосредственно на процесс поиска и принятия решения.

Готовясь к игре, дети внимательнее, чем обычно, читают текст соответствующего произведения, приобретая таким образом навык вдумчивого чтения.

Цель проведения игры:

  1. Систематизация и обобщение знаний по теме «Русская литература первой половины XIX века»
  2. Развитие мотивационной и познавательной сфер обучающихся (развитие познавательной активности, интереса к чтению, стремления к познанию) через вовлечение обучающихся в инте6ллектуально-игровую деятельность.
  3. Формирование чувства коллективизма, товарищества, личной ответственности

Правила игры

 В самом начале игры проводится отборочный тур (Приложение 1), по итогам которого трое учеников, набравших наибольшее количество жетонов, становятся участниками «Своей игры».                 В игре принимают участие 3 игрока. Их основная цель — отвечать на вопросы и зарабатывать как можно большее число очков.

В начале игры у каждого из игроков на  счету         0 баллов. Суть игры заключается в том, что три участника наперегонки отвечают на  вопросы различной стоимости, которая зависит от их сложности.

Игра состоит из одного раунда, который содержит 25 вопросов по  5 темам: — «Чей портрет?» (Приложение 2); — «Кто кому пишет?» (Приложение 3) — «Кто что ест?» (Приложение 4); — «Кто где живет?» (Приложение 5); — «Кто куда едет, идет, плывет?» (Приложение 6). Стоимость вопросов варьируется от 20 до 100 баллов.

Начинается игра с того, что игрок за центральным игровым столом выбирает один из 25 вопросов, представленных на игровом поле (Приложение 7, 8). Звучит вопрос, и любой из игроков может подать сигнал готовности и дать ответ на него. Далее ведущий определяет, прав ли отвечающий.

В случае правильного ответа очки начисляются на счёт игрока, в случае неверного — снимаются. Если он ошибся, то оставшиеся игроки имеют право дать свой ответ на прозвучавший вопрос. Если ни один из игроков не даёт правильного ответа, учитель обращается за помощью к классу. Ученик, правильно ответивший на вопрос, получает жетон.

Помимо обычных вопросов существует специальный вопрос — «Кот в мешке. Если игроку попался «Кот в мешке», он обязан передать его кому-то из соперников. Отвечать на такой вопрос может только тот игрок, которому подбросили «Кота». Вне зависимости от правильности ответа игрок, отвечавший на спецвопрос, получает право хода и выбирает следующий вопрос.

К финальному раунду допускаются только те игроки, у которых на счету  положительная сумма. В нём разыгрывается только один вопрос (Приложение 9), причём отвечать на  него обязаны все участники, при этом каждый из участников сам для себя определяет стоимость предлагаемого вопроса.

Таким образом, в случае правильного ответа участники имеют возможность пополнить свой счёт, в случае неправильно — снять названное количество баллов со счёта. Победителем игры объявляется тот, кто по итогам финального раунда набрал наибольшую сумму очков (Приложение 10). В случае равенства этого показателя у двух или трёх игроков проводится «перестрелка»: задаются дополнительные 5 вопросов (Приложение 11).

Среди трёх учащихся класса, набравших наибольшее количество жетонов в течение игры, также проводится розыгрыш и определяется победитель.

Источник: http://koshkinsad.ru/6354/

Сценарий интеллектуальной игры для учащихся 2-3 классов «Вопрос на засыпку»

Сценарий интеллектуальной игры для учащихся 2-3 классов

Интеллектуальная викторина-игра «Вопрос на засыпку»

Составила учитель начальных классов

МОУ «Турочакская СОШ»

Долгова Наталья Михайловна.

ЦЕЛЬ ИГРЫ: расширять кругозор детей, помочь раскрыть их творческие способности и научить сотрудничеству и командной работе.

РЕСУРСЫ: презентация; бейджики для участников, песня «Вопрос на засыпку» в исполнении группы «Карусель» – mp – 3; мелодия «Тикание часиков», жетоны -баллы, цветы с буквами , магниты, две доски; грамоты — по количеству участников; суперприз – по количеству игроков в команде.

ХОД ИГРЫ – ВИКТОРИНЫ

— Здравствуйте, это игра «Вопрос на засыпку».

Я приветствую Вас всех: наших замечательных ребят и гостей.

Ближайшие 30 минут вы станете свидетелями увлекательной интеллектуальной борьбы между двумя сильнейшими командами.

Победителям достанется всё: слава и суперграмота, проигравшим – горечь поражения.

И это не шутка, потому, что начинается самая весёлая и познавательная игра – викторина «Вопрос на засыпку».

И так, справа от меня команда

«Кнопки» (Представление команды)

Ваш девиз, друзья :Куда хотим, туда воткнёмся. Чего хотим, того добьёмся.

Посмотрим, что на это ответят ваши соперники.

Слева от меня команда «Апельсин» (Представление команды).

Ваш девиз: Мы как дольки апельсина. Мы дружны и неделимы.

Я вижу, что обе команды хорошо подготовились. Слушайте правила нашей викторины:

Правила наши очень просты. Услышав вопрос, его обсуди. Тридцать секунд на раздумье у вас, Чтобы верно ответив, порадовать нас.

Наградою будут жетоны для вас.

Ведущий: Год 2014 по всей стране объявлен годом культуры. И поэтому наша игра посвящена культуре и искусству. Команды готовы к борьбе? Отлично! Я объявляю первое испытание –

I. Раунд «Картинная галерея»(Слайд – 2).

— Ребята, вы бывали когда-нибудь в картинной галерее? Что там видели? А знаете ли вы гениальные картины и имена великих художников? (Ответы детей).

Первый балл получит та команда, которая первой ответит на вопрос. Я хочу напомнить вам, что у вас ровно 30 секунд. Через 30 секунд у команд должен быть готовый ответ. Чем больше вы заработаете баллов за игру, тем больше времени у вас будет для решения самого трудного вопроса «Вопроса на засыпку».

Будьте внимательные:

1. Как принято называть картины:

а) скатерти

б) полотна

в) покрывала

г) ткани

/Обсуждение вопроса в группах/

Ведущий: капитан команды … был чуточку быстрее. И так, ваш ответ. (Ответ капитана — бабочка).

Это (правильный, неправильный) ответ. И команда «…» зарабатывает свой первый балл в нашей сегодняшней игре.

Ведущий:Мой второй вопрос звучит так:

Источник: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/nachalnaja-shkola/vneklassnaja-rabota/94910-scenarij-intellektualnoj-igry-dlja-uchaschihs.html

Литературные игры для детей

Литературные игры для детей

Игра предназначена детям от 12 до 15 лет. Суть ее заключается в том, что игрокам предлагается пересказать своими словами отрывок из какого-нибудь известного произведения.

Ведущий, которого следует избрать в начале игры, зачитывает отрывок или же пишет его на листочках и раздает ребятам.

За определенное время те должны переделать текст таким образом, чтобы было сложно понять, откуда этот отрывок.

Например, попробуйте переделать отрывок из известной народной песни «Ой, цветет калина». Возможно, ее первый куплет преобразится следующим образом:

«На бескрайних травянистых угодьях близ журчащего водоема находится растение, на котором через какое-то время появятся плоды.

Меня это никоим образом не интересует, поскольку я пребываю в состоянии неравнодушия к одному из представителей мужского пола. Я считаю, что подобное нельзя считать радостью, поскольку он не знает о моих чувствах.

Причиной тому является факт, что я не обладаю достаточным словарным запасом, чтобы поведать о своих чувствах».

Есть и обратный вариант этой игры, который, пожалуй, даже более интересен, чем первый. Он заключается в том, что ведущий зачитывает уже переделанный отрывок из известного произведения, а остальные должны по возможности назвать, откуда он?

Имеет смысл построить игру не в виде соревнования, а как коллективную работу, когда группа игроков совместными усилиями переделывает какой-нибудь отрывок из известного произведения. В любом случае, независимо от того, какой способ игры вы предпочтете, она обязательно придется по вкусу, так как очень увлекательна.

Любителям сказок посвящается

В названии этой игры заключается ее смысл. Как нетрудно догадаться, основана она на сказках, которые предстоит придумывать. Победителем считается автор самой лучшей, веселой и интересной сказочной истории.

Каждый из ребят сочиняет и рассказывает какую-нибудь фантастическую историю, а избранное заранее жюри решает, какая сказка получилась самой лучшей. Игроки в самом начале игры могут договориться, на какую именно тему следует сочинять истории: например, как о жизненных ситуациях, так и о людях, которым предстоит стать героями ребячьих сказок.

Гений фантастики

Многим людям по душе жанр фантастических произведений, а значит, им наверняка понравится данная игра. Ее суть заключается в том, что ребятам предстоит выдумывать сюжеты, отличающиеся нереальностью. Темой выдумок может быть все, что угодно, главное – чтобы жюри непредвзято определило самую неправдоподобную историю. Сочинивший ее игрок и будет победителем.

Логическое завершение

Эта очень простая, незамысловатая игра, безусловно, понравится многим. В ней нет победителей и побежденных, тем не менее участвовать в ней очень интересно.

Суть заключается в том, что один игрок говорит первую часть фразы, а остальные ее продолжают. Лучше всего брать фразы из всем известных произведений. Например, фразу из пьесы Н. В.

Гоголя, начатую словами: «К нам едет…», каждый сразу же сообразит закончить словом «ревизор».

Можно устроить что-то вроде литературного теста. Для этого на листе бумаги следует написать крылатые фразы, сказанные какими-то литературными героями, а в качестве возможных ответов представить несколько вариантов, правильным из которых будет только один. Тесты создаются одной группой игроков, а отгадываются – другой. После разгадывания первого теста участники меняются ролями.

«ОТГАДАЙ-КА»

Выбирают ведущего, причем это может быть как один человек, так и целая группа. Ведущий берет какое-нибудь известное произведение и зачитывает любой отрывок из него, а остальные должны отгадать, что это было.

Читайте также:  Януш Корчак: биография для детей

«ЧЕПУХА»

Для начала определяется жюри. Затем игроки должны разделиться на пары, каждой из которых вручается длинная полоска бумаги.

Один участник пишет в ее начале любую фразу, открывая этим будущий рассказ, а потом заворачивает край, чтобы его высказывания не было видно, и передает следующему игроку. Тот тоже записывает свою мысль и заворачивает ее.

Таким образом и идет игра, а в конце ее жюри определяет, чей чепуховый рассказ интереснее и смешнее.

Можно также придумать несколько вопросов и задавать их парам. Тогда истории будут схожи в порядке развития событий.

Литературная «чепуха»

Эта игра очень схожа с предыдущей, но в ней игроки должны писать на бумаге крылатые фразы, сказанные героями литературных произведений. Впоследствии получается чепуха, которую можно справедливо назвать литературной. В остальном все правила те же, что и в обыкновенной «чепухе».

«ЧТО Я ИМЕЮ СКАЗАТЬ ПО ЭТОМУ ПОВОДУ»

Для начала определяют судью. Суть игры заключается в том, что игрокам предстоит сочинить торжественные речи по разным поводам: к дню рождения, к Новому году, к Международному женскому дню и т. д. Но главное, чтобы они отличались необычностью и не были избитыми. Ну и, конечно, необходимо, чтобы речь соответствовала событию и была торжественной.

Можно заранее договориться, что следует сочинять только смешные тексты.

Оценивать монологи придется судье. Следует заранее договориться о том, сколько времени отводится на подготовку.

Новый словарь

Суть этой игры в том, чтобы придумать новые значения обыкновенным и всем привычным словам. Например: сторож – демонстрация, ухажер – любитель ухи, папазол – суровый отец, изверг – вулкан, жрица – женщина, любящая поесть, и т. д.

Предварительно следует выбрать жюри, которое будет оценивать деятельность игроков. Победит тот, кто подберет больше интересных слов. В конце игры жюри решает, кто представил самый лучший материал. Этот игрок считается победителем. О времени, отводимом на подготовку, договариваются заранее.

ОПЕЧАТКИ

Участникам предстоит переставить буквы или вставить новые так, чтобы получились новые смешные слова. Например: глава семьи – главарь семьи. Придумыванием опечаток можно заниматься коллективно.

Все наоборот

Ребятам предстоит научиться произносить слова наоборот. Ведущий называет слово, а они моментально читают его с конца. Неплохо также поиграть и в обратном порядке, когда один читает «перевернутые» варианты слов, а остальные называют оригиналы.

Словесные бои

Ребята должны разделиться на две команды. Каждой вручается листочек бумаги и карандаш. Суть игры в том, чтобы составить из какого-нибудь длинного слова как можно больше новых слов, обязательно существительных в единственном числе и именительном падеже.

Есть и еще один вариант игры со словами. Он заключается в том, что на бумаге пишут какое-нибудь короткое слово, и первый игрок должен поменять в нем одну букву так, чтобы получилось совсем другое слово. Потом следующий игрок снова меняет одну букву, и по такому принципу можно играть бесконечно, пока не надоест.

МОТИВЫ

Суть этой чрезвычайно интересной игры состоит в том, чтобы перевести отрывок из известного стихотворения или произведения на современный молодежный язык, используя все варианты сленга.

Существуют различные варианты игры.

Так, например, ведущий зачитывает отрывок, а игроки как можно быстрее его переделывают, или же – обратный вариант, когда ведущий читает уже переделанный текст, а остальные его угадывают.

Вторая половина

Игра организована по принципу построения шарад. Ведущему следует заранее подготовить слова, состоящие из нескольких составных частей, каждая из которых должна иметь самостоятельное значение.

В качестве примера приведем такие слова, как «пар-ус», «вино-град», «воз-глас», «бал-кон», «топ-чан», «бес-еда», «воз-дух», «газ-он», «хор-овод», «под-вал», «ком-пот», «под-ход», «па-спорт», «креп-ость».

Итак, эти и аналогичные слова разбивают на две части и пишут их на отдельных листочках. Подготовленные листочки складывают в коробочку и хорошенько перемешивают. Их должно быть столько же, сколько и желающих принять участие в игре.

В ходе игры каждый берет по листочку, а затем отыскивает того игрока, у которого вторая часть слова. Выигрывает пара, сделавшая это быстрее.

РАЗВЛЕКАЛОВКА

Игра заключается в том, чтобы из начальных букв любого слова составить текст телеграммы, в которой все слова начинались бы с букв этого слова. Первое слово телеграммы должно начинаться на первую букву выбранного слова, второе – на вторую букву и т. д.

Победителей и побежденных в этой игре нет, время на ее проведение не ограничено. В составлении телеграмм можно участвовать индивидуально, а можно коллективно.

СТИХОПЛЕТ

Ведущий пишет на листе бумаги рифмы к каким-нибудь словам, раздает их игрокам так, чтобы у каждого были две пары созвучных слов. Например, «любовь» – «морковь», «трамвай» – «вспоминай» и т. д. Главное условие, чтобы рифмы были совершенно разными по смыслу.

Когда все игроки получат по две рифмы, они должны приступить к выполнению своей основной задачи – сочинить четверостишие, используя данные рифмы.

Можно сделать игру более интересной, если ввести новые правила. Например, задайте для каждого тура какую-нибудь определенную тему. Победит тот, кто быстрее сочинит стишок. О времени, отводимом на выполнение задания, игроки договариваются заранее.

Блуждающие слова

Для этой игры потребуются бумага и карандаш. Перед началом выбирают ведущего, задача которого – составить предложения таким образом, чтобы слова в них были словно перепутаны. На первый взгляд, предложения будут представлять собой набор слов.

Игрокам из предложенных слов предстоит составить предложение так, чтобы в нем появился смысл. Можно менять падеж именных частей речи, а также время и лицо глаголов, но нельзя использовать дополнительные слова или придумывать лишние.

Выигрывает тот, кто быстрее расставит слова по своим местам.

АНАГРАММЫ

Анаграммы – это такие загадки, в которых скрываются два слова, состоящие из одних и тех же букв, но расставленных в другом порядке. Например, два слова – «шлюпка» и «плюшка» – идеально подходят для того, чтобы быть зашифрованными анаграммой:

Плыву по морю, по волне,

Везу я снасти, сети.

Смените буквы так во мне,

Чтоб ели меня дети.

Перед началом игры определяют судью. Суть данной игры в том, что участники должны сочинить и записать загадку-анаграмму для слов. Например:

терка – актер;

карп – парк;

смола – масло.

Можно придумать и другие основы для анаграмм. Победителем считается тот, кто напишет самое веселое и самое удачное стихотворение.

ОШИБКИ

А здесь ребятам придется вспомнить или придумать самостоятельно как можно больше разных веселых нелепиц, и чем больше, тем лучше. О количестве таких выражений на душу каждого игрока следует договориться заранее. Тот, кто справится быстрее и придумает самые смешные выражения с ошибками, побеждает. А в качестве примера можно привести такие высказывания:

«Небо Аустерлица переломило Болконского пополам».

«Не рой другому яму – пусть роет сам».

«Птицу видно по помету».

«У героя была своя цель в жизни, но он в нее не попал».

АКРОСТИХИ

Акростихи – это загадки, которые представляют собой небольшие стишки. Если сложить все начальные буквы каждой строки, из них можно узнать отгадку. Например:

Оно должно быть закрыто,

Когда на дворе холода,

Но только придет потепленье,

Оно будет настежь всегда.

Получается слово «окно». Игра заключается в том, чтобы придумать и записать подобные стихи. Слова, которые будут в них зашифрованы, можно выбрать самостоятельно или взять предложенные: поле, зима, небо, баня, игра.

Побеждает тот, у кого получится самый лучший стих, то есть – самый складный и веселый.

РАСШИФРОВКИ

А тут предстоит расшифровывать аббревиатуры, но вся соль в том, что в их качестве используются самые обыкновенные слова. Например: газ, вода, тепло, хам, фон, сон, вор, сон, спор, лес, зато, потом, что, как и т. д.

Перед началом выбирают жюри. Победителем считается тот игрок, чью расшифровку судьи единогласно признают самой оригинальной. О времени, отводимом на подготовку, игроки договариваются заранее.

ЛОГОГРИФЫ

Логогрифы – это загадки, в которых зашифрованы особые слова. Если из этих слов вычеркнуть одну букву, то они приобретают совершенно другое значение. Данная игра заключается в том, чтобы придумать с такими словами загадки-четверостишия, то есть логогрифы. Для наглядного примера можно привести следующее стихотворение:

С буквой А —

Я строй солдат.

Без нее —

То, чем едят.

В этом стишке загаданы 2 слова: «рота» – «рот».

Игрокам нужно составить логогрифы к следующим словам: полюс – плюс, дар – удар, ель – мель. Впрочем, вы и сами можете найти в языке подобные пары.

Игрок, придумавший загадку-четверостишие раньше остальных, считается победителем.

«МОЙ ЛЮБИМЫЙ ГЕРОЙ»

Выбирается ведущий, который предлагает ребятам изобразить их любимых литературных героев. Как именно они будут это делать, зависит от выдумки.

Можно использовать характерные черты поведения, присущие изображаемому герою, припомнить его высказывания или попытаться создать образ с помощью мимики.

В общем, здесь многое зависит не только от актерских способностях, но и от понимания самого образа, так что для тех, кто не слишком любит читать, участвовать в этой игре будет непросто.

Кстати, в этой игре возможны некоторые варианты. Например, ведущий дает участникам задание изобразить конкретного героя. Или же он называет известное литературное произведение, а игроки решают, какого героя этого произведения они хотели бы изобразить. Когда же все сделают свой выбор, остается разыграть отрывок из этого произведения.

Есть еще один вариант, заключающийся в том, что один из игроков изображает известного ему литературного героя, а остальные пытаются отгадать, кто же это, и по возможности назвать само произведение. Только следует заранее договориться, что выбранные тексты должны быть известными, потому что далеко не каждый из школьников в состоянии похвастать хорошим знанием литературы.

В общем, можете не сомневаться, что игра эта чрезвычайно увлекательна и наверняка придется по вкусу ребятам, любящим читать.

Источник: http://doshkolnuk.com/literaturnye-igry

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector