Сюжетно ролевая игра для школьников

Сюжетно ролевая игра для школьниковтекст: Лена Чарлин, iz_antverpena– Я не умею играть с детьми, – призналась мне однажды мама двух девочек-погодок, – а играть вдвоем у дочек еще не очень хорошо получается. Лото, пазлы, занятия по развивающим пособиям – это легко.

Но дети просят играть в зайчиков, воображать, что мы пираты или принцессы. А я никак не могу придумать что-то интересное, получается скучно.

– А если ничего не придумывать, – предложила я, – а поиграть в знакомые жизненные ситуации, с которыми мы сталкиваемся каждый день: ходим в магазин, поликлинику, принимаем гостей, путешествуем, сдаем вещи в ремонт.

И мы буквально за несколько минут сочинили 15 простых сценариев сюжетно-ролевых игр, в которые можно играть всей семьей и никакого «велосипеда» при этом не изобретать. Героями игр могут быть члены семьи, а могут – игрушки, за которых говорят взрослые и дети.

Игровым реквизитом может выступать любая вещь, имеющаяся в доме. Для развития воображения даже лучше, если предметы-заместители исполнят роль подлинных вещей (палочка станет термометром, маленькие листочки – деньгами, а обувная коробка – кассой).
1. Детский сад

Что нужно: фигурки на роль детей, родителей, воспитателя, нянечки, музыкального руководителя, учителя физкультуры.

Что делать: проиграть традиционный день в саду. Родители приводят детей в группу, дети снимают верхнюю одежду и переобуваются, прощаются с родителями.

Затем малыши идут на зарядку, завтракают, воспитатель проводит с ними занятия и организует игры. После второго завтрака все идут на прогулку.

И далее игра идет по установленному режиму дня: обед, тихий час, полдник, игры, вечерняя прогулка и встреча родителей.

Почему это здорово: игра способствует адаптации ребенка к детскому саду, дает представление о режиме дня.

Для детей, которые уже привыкли к садику, это возможность рассказать родителям, что происходит, пока вы не видитесь.

Именно в игре вы услышите, как разговаривают воспитатели, как общаются между собой дети, какие возникают сложные ситуации и поможете решить эти проблемы в игровой форме.

2. Гости

Что нужно: набор посуды и столовых приборов, продукты, игрушки-гости.

Что делать: ребенок по телефону приглашает гостей на обед, назначает время и приступает к приготовлению первого, второго и десерта.

Красиво сервирует стол, рассаживает гостей, поддерживает беседу, меняет блюда. Гости, пообедав, благодарят хозяина за вкусную еду и прощаются.

Почему это здорово: дети учатся гостеприимству, сервировке стола и дружелюбному отношению к другим людям.

3. Магазин

Что нужно: витрина (строится из кубиков или лего-деталей), продукты (набор пластиковых муляжей, продукты, вырезанные из цветной бумаги или слепленные из пластилина), фигурки кассира, грузчиков, продавцов, покупателей, бумажные деньги, ценники.

Что делать: грузчик выгружает товар, привезенный в магазин. Продавец аккуратно раскладывает товар на витрине и расставляет ценники. Покупатель приходит в магазин, выбирает продукты, складывает их в тележку, выгружает продукты на ленту. Кассир считывает штрих-код, называет сумму покупок, берет деньги у покупателя, выдает ему сдачу и чек.

Почему это здорово: дети учатся считать, вести себя в общественном месте и разбираться в процессе покупки.

4. Школа

Что нужно: парты (кубики), доска (лист бумаги), фигурки, исполняющие роли учеников и учителя, тетради, письменные принадлежности.

Что делать: звенит звонок, учитель проводит несколько простых уроков: математика, рисование, чтение, физкультура. На каждый урок отводится пять минут. Между уроками устраивается перемена, во время которой дети общаются друг с другом и играют в игры.

Почему это здорово: многие дети хотят поскорее вырасти, чтобы пойти в школу. Эта игра позволит им почувствовать себя немножко старше и даст им представление о школьном распорядке дня. Расскажет, как важно умение слушать, отвечать на вопросы и выполнять задания учителя. Покажет, как работать в коллективе и заводить дружбу.

5. Врач

Что нужно: игрушки-пациенты, фонендоскоп, градусник, флаконы от лекарств, шприц без иглы, бинт, карточки пациентов, любые безопасные предметы, которые могут выполнять роль заместителей больничного инвентаря.

Что делать: открывается лесная больница, образовывается очередь из плюшевых зверей к доктору.

Врач выслушивает жалобы, задает вопросы, смотрит горло, слушает больного фонендоскопом, проводит лечение или выписывает рецепт.

Почему это здорово: дети узнают о профессии врача, а чем больше знаний – тем меньше страха перед походом в поликлинику. Также они учатся быть отзывчивыми, заботиться о том, кто плохо себя чувствует.

6. Мастерская

Что нужно: игрушечный или, что еще лучше, настоящий набор инструментов.

Что делать: чинить любую поломку в доме (воображаемую или настоящую), отвозить игрушечные машины в автосервис.

Почему это здорово: ребенок учится исправлять ошибки, налаживать сломанные вещи, овладевает навыками обращения с инструментами.

7. Цирк

Что нужно: арена цирка (круглый поднос, картонный круг), фигурки зрителей, животных и цирковых артистов.

Что делать: зритель покупает билет, приходит в цирк, занимает место, указанное в билете. Ведущий объявляет номера программы. Начинается представление: гимнасты кувыркаются, обезьянки ездят верхом на лошадях, мишка катается на велосипеде. Зрители аплодируют артистам. В антракте они прогуливаются по цирку, фотографируются, покупают в буфете что-нибудь вкусное.

Почему это здорово: с помощью игры можно подготовить детей к посещению цирка в первый раз, вызвать интерес к этому виду искусства и к работе цирковых артистов.

8. Дочки-матери

Что нужно: куклы, мягкие игрушки, коляска для прогулок, ванночка, предметы домашнего обихода.

Что делать: «мама» кормит, купает, причесывает, водит на прогулку своего «малыша».

Родитель может побудить ребенка разговаривать от лица куклы, одушевлять ее, говорить, что малыш проголодался или ему пора спать, давай начнем его укладывать.

Также в силах родителей вносить разнообразие в игру, предлагая новые ситуации: у малыша заболело горло, давай сводим его к доктору или он не может уснуть, споем ему песенку.

Почему это здорово: ребенок учится заботиться о ком-то, перенимает родительские привычки, получает знания об элементарных навыках ухода за малышами.

9. Автобус

Что нужно: стулья, руль, игрушки-пассажиры.

Что делать: из стульев строится ряд сидений, распределяются роли водителя и пассажиров. Водитель объявляет остановку, в салон входят новые пассажиры, платят контролеру за проезд, получают билет, на нужной остановке выходят из автобуса.

Почему это здорово: ребенок получает понятие о езде в общественном транспорте, может меняться ролями и играть то водителя, то пассажира, во время поездки запоминаются разные географические названия.

10. Парикмахерская

Что нужно: зеркало, игрушечные ножницы, куклы, флаконы из-под косметики, расчески, фен, заколки и бантики.

Что делать: парикмахер накрывает спину клиента полотенцем, моет ему голову, расчесывает волосы, делает стрижку, сушит волосы феном, делает прически с помощью заколок и бантиков.

Почему это здорово: дети узнают о профессии парикмахера, учатся вежливо благодарить за услугу, которую им оказали и, конечно, учатся наводить красоту.

11. Стройка

Что нужно: строительная техника различного назначения, фигурки строителей, кубики.

Что делать: строить дом. Экскаватор выкапывает котлован для фундамента, бульдозер выравнивает площадку, фундамент заливается бетоном, строители по кирпичику возводят новый дом.

Почему это здорово: ребенок получает знания о процессе строительства, узнает, для чего нужны разные машины, видит готовый результат.

12. Аэропорт

Что нужно: игрушечные самолеты, помещение аэровокзала, фигурки работников аэропорта, стюардессы, пассажиров.

Что делать: пассажиры приезжают в здание аэровокзала. Регистрируют и сдают багаж, показывают билеты, проходят через металлоискатель, отправляются в зал ожидания, а затем приглашаются в салон самолета. Пассажиры пристегиваются, самолет взлетает, во время полета стюардесса приносит напитки и еду. После посадки и выхода из самолета пассажиры получают багаж в здании аэропорта.

Почему это здорово: дети знакомятся с ходом воздушного путешествия, что особенно актуально перед предстоящим полетом. Во время игры можно проиграть возможные ситуации и способы их решения: закладывает уши – нужно попить воду или пососать леденец, хочется в туалет – нужно пройти в конец салона.

13. Дракон и принцесса

Что нужно: щит и меч, место замка принцессы, место пещеры дракона.

Что делать: дракон нападает на принцессу и уносит ее к себе в пещеру. Рыцарь спасает принцессу, но сначала он должен узнать, чего боится дракон: меча, огня, воды, щекотки…

.

Почему это здорово: это активная игра, играть в нее можно и нужно на улице, дети бегают, двигаются, шумят и выдумывают разные способы, как справиться с драконом.

14. Почта

Что нужно: газеты, журналы, конверты, посылки, сумка почтальона, «дом» из нескольких квартир.Что делать: работники почты сортируют корреспонденцию по номерам квартир.

Почтальон кладет газеты и письма в сумку, заходит в нужный дом и раскладывает почту по ящикам. Если есть письмо или бандероль, почтальон звонит в дверь, уточняет имя и фамилию получателя, просит расписаться в уведомлении и отдает письмо или посылку.

Почему это здорово: дети узнают о профессии почтальона, учатся сортировать предметы.

15. Сказка

Что нужно: фигурки персонажей, сделанные из любого материала.

Что делать: проиграть от начала до конца сюжет полюбившейся ребенку сказки.

Почему это здорово: в сказки можно начинать играть с самыми маленькими, годовалыми малышами, в это время они уже узнают многих зверей, а ваши меняющиеся интонации помогут детям без труда выучить, как говорит тот или иной зверь. Плюс сценарий у вас всегда под рукой, а точнее – в книге.

Источник: https://letidor.livejournal.com/210459.html

Игра для представления детей о профессии учителя

Игра для представления детей о профессии учителя

Задачи игры: расширять представления детей о профессии учителя; формировать умение действовать в соответствии с воображаемой ситуацией; расширять сферу социальной активности детей и их представление о жизни школы; воспитывать желание учиться, культуру поведения в школе.

Предварительная работа: дидактическая игра «Собери портфель в школу», экскурсия в школу; этюд «Я — будущий ученик»; чтение детям произведений «Первое сентября» С.Маршака, «Подружки идут в школу» В. Воронковой.

Словарная работа: ученик, учитель, класс, урок, перемена, униформа.

Предметно-игровая среда. Оборудование и атрибуты: парты, звонок, доска, набор цифр, тетради, ручки, портфели, набор карточек-слов по теме, плита, посуда, униформа повара.

Игровые роли и действия:

Учитель проводит уроки, вызывает к доске учеников, на перемене ведёт детей в столовую.

Ученики — приходят на урок, отвечают на вопросы, решают примеры.

Директор — посещает урок, оказывает помощь учителю по подготовке к урокам.

Повара — готовят обед, сервируют стол, моют посуду.

План игры:

Организационный момент. Мотивация.

Беседа о школе

Воспитатель (В). Ребята, как вы думаете, что нужно человеку, чтобы получить в дальнейшем профессию? (Ответы детей).

В. Всё верно, но начинают такую учёбу со школы, а с какого класса? (Ответы детей). А как вы думаете, в школе интересно, весело? Давайте проверим.

Мы сейчас с вами произнесём волшебные слова и превратимся в «первоклашек». (Произносят).

Читайте также:  Темперамент человека. типы и характеристика

Лети, лети, лепесток

Через север на восток.

Через запад, через юг,

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснёшься ты земли,

Быть по-нашему вели.

(Из сказки «Цветик-семицветик» В. Катаева).

Хотим оказаться в школе и быть первоклассниками!

Звучит песня «Учат в школе» (сл. М. Пляцковского.).

Дети заходят в воображаемый класс.

В. Вот мы и оказались в школе! Ребята, назовите профессии тех людей, которые работают в школе? (Ответы детей).

Распределение ролей.

Дети распределяют роли по желанию: учитель, ученик, повар и занимают свои игровые места.

Ход игры:

Звенит звонок на урок

Учитель (ребёнок) проводит урок «Чтение».

В процессе урока «учитель» дает задания:

  • прочитать слово
  • составить предложение со словом «школа»
  • определить сколько звуков в слове «школа»

Урок заканчивается по звонку.

Дети складывают свои принадлежности в портфели.

На перемене «Учитель» приглашает детей в столовую на обед.

Во время проведения урока «повара» имитируют готовку пищи и накрывают столы для завтрака.

Ученики направляются в столовую, садятся за столы, происходит импровизированный приём пищи.

После обеда повара убирают посуду, снимают униформу.

Проводиться следующий урок «Математика».

Задания:

  • назови цифры;
  • сосчитай по порядку и обратно;
  • назови «соседей»;

Работа в тетрадях: дети решают простые примеры (заранее на доске приготовлены записи, закрытые листом бумаги), затем проверяют их.

Проводится пальчиковая гимнастика.

Учитель задаёт домашнее задание.

Звенит звонок. Урок заканчивается. Ребята раскладывают принадлежности в портфели.

Перед каждым уроком директор (воспитатель) помогает учителю подготовиться к уроку.

Окончание игры.

Учитель сообщает, что уроки закончились, и дети могут идти домой.

Воспитатель повторяет волшебные слова:

Лети, лети, лепесток

Через север на восток.

Через запад, через юг,

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснёшься ты земли,

Быть по-нашему вели.

Хотим снова оказаться в нашем детском саду, в своей группе!

Оценка игры

В. Мне очень понравилось ребята, как вы сегодня играли, отлично справились со своими ролями, хорошо вели себя в школе, были вежливыми.

Вам понравилась игра? (Ответы детей).

Н. Гуринович

Источник: https://vscolu.ru/razvivayushhie-zanyatiya/syuzhetno-rolevaya-igra-shkola-dlya-detej-starshej-gruppy.html

Ролевые игры в школе

Ролевые игры в школе

Ролевые игры дают детям возможность испробовать себя в различных ситуациях, а также учат их социальному общению.

Такие игры дают представление об ответственности и умении отстаивать свое мнение, тем самым подготавливая детей к будущим жизненным ситуациям и взаимодействию с окружающими.

Ролевые игры включают в себя такие составляющие, как творческое мышление, логика, актерское мастерство и способность к познанию. Основываясь на практическом подходе, ролевые игры способствуют обучению ребенка через его собственный опыт.

Давление со стороны сверстников

Давление со стороны сверстников представляет собой весьма распространенную проблему, с которой детям приходится столкнуться еще в начальной школе. Стремясь найти свое место в определенных социальных кругах, дети зачастую ощущают определенное давление.

Возможно, им придется столкнуться с уговорами или даже требованиями со стороны сверстников попробовать наркотики, сигареты или алкоголь, а то и вступить в преступную группировку или как-нибудь еще проявить себя с негативной стороны — как в школе, так и дома.

Ролевые игры помогают детям понять, как они должны действовать, оказавшись в негативной ситуации, а также столкнувшись с давлением со стороны сверстников.

И учителя, и родители могут придумать различные сценарии ролевых игр, в рамках которых один или несколько детей должны будут побуждать другого к негативным действиям, а тот, в свою очередь, должен будет уходить от давления с их стороны или как-то преодолевать его, применяя при этом заранее полученные навыки. Перед тем, как выступить перед классом, дети могут какое-то время порепетировать. Учителям и родителям следует обратить внимание на то, чтобы в своей ролевой игре дети задействовали определенные стратегии, такие как избегание негативного влияния, информирование взрослого, отказ или просьба о помощи.

Ролевые игры и обучение

Использование ролевых игр в образовательных целях дает детям возможность взглянуть на процесс обучения через призму личностных отношений. К примеру, уроки истории, посвященные Гражданской или Великой Отечественной войне, могут сопровождаться ролевыми играми, позволяющими детям разыграть события, приведшие к войне, а также понять мотивы обеих сторон.

Педагог может дать группе детей следующее задание: прочитать и изучить необходимую тему, а после — интерпретировать сопутствующие события, отобразив их в ролевой игре.

Для изучения таких социальных вопросов, как, к примеру, защита окружающей среды или сохранение естественных мест обитания животных также может быть применен метод ролевых игр.

Передача краткого содержания произведения или исполнение роли того или иного персонажа способствует гораздо более глубокому пониманию прочитанного.

Бизнес в классе

Метод ролевых игр оказывается очень эффективным, когда речь заходит о деятельности, дающей детям представление о профессионализме и карьере.

Разбившись на небольшие группы, дети могут организовать свой собственный бизнес прямо в классе. При этом каждый участник выполняет определенные обязанности.

Возможно, это будет ювелирный бизнес (дети могут создавать ожерелья и браслеты из бусин) или бизнес по изготовлению открыток (дети могут сами делать поздравительные открытки).

В обязанности группы входит создание бизнес-плана, товарных знаков, рекламы, продукции, а также установление цен на товары и предоставление купонов на скидки. При этом дети занимают часть классных денег у учителя с условием выплаты долга по завершении продаж. Кульминация проекта предполагает ролевую игру, в которой дети выступают в качестве частных предпринимателей, сбывающих свой товар приглашенным учителям или ученикам. Такая ролевая игра активизирует способность к логическим рассуждениям, а также стремление к творчеству и общению, причем одновременно с этим ребенок приобретает умение интегрировать в игру определенную тему и обучаться совместно с окружающими.

Источник: http://www.rastut-goda.ru/questions-of-pedagogy/5867-rolevye-igry-v-shkole.html

Сюжетно — ролевая игра

Сюжетно - ролевая игра

Игра – продукт, который создают сами дети.

Одной из характерных черт сюжетно-ролевой игры, является самостоятельный характер деятельности детей. Самостоятельно выбирают тему, время, место, линию ее развития, решают, как станут раскрывать роли и тому подобное. Каждый ребенок свободен в выборе средств воплощения образа.

Используя воображение и фантазию, ребенок реализует свой замысел, это позволяет ему самостоятельно включаться в те сферы человеческой деятельности, которые в реальной жизни еще долго будут ему недоступны.

Объединяясь в сюжетно-ролевой игре, дети по своей воле выбирают партнеров, сами устанавливают игровые правила, следует за их выполнением, регулируют взаимоотношения.

Руководство сюжетно-ролевыми играми детей дошкольного возраста предполагает, что педагог влияет на расширение тематики этих игр, обогащает содержание, способствует овладению детьми ролевым поведением.

Условиями возникновения игрового замысла и его реализации

являются следующие два компонента метода:

своевременное изменение игровой среды и общение с ребенком во время игры.

Педагог меняет предметно-игровую среду в зависимости от практического и игрового опыта детей: в младших группах создает тематические наборы, а в старших предлагает детям самостоятельно сконструировать обстановку для игры с помощью подсобного материала, собственных поделок, игрушек, предметов-заместителей и пр.

Участие детей в создании игровой обстановки, бережное отношение к ней со стороны педагога оказывает влияние на развитие игр. Дети должны иметь возможность приспосабливать, передвигать мебель, т. е. самостоятельно организовывать и преобразовывать игровое пространство.

На каждом возрастном этапе педагогический процесс организации игры должен носить двучастный характер, включая

— формирование игровых умений в совместной игре воспитателя с детьми

— создание условий для самостоятельной детской игры.

Требования, которые необходимы для того, чтобы игра носила развивающий характер :

это умение ребёнка действовать в воображаемом плане, что ведёт к построению воображаемой ситуации;

 это умение ребёнка ориентироваться в системе человеческих взаимоотношений, так как игра направлена именно на их воспроизведение и формирование реальных взаимоотношений между играющими детьми;

 это согласованность действий всех участников игры).

Сюжетно-ролевые игры :

 младших (средних) дошкольники:

 «Дочки-матери», «Парикмахерская», «Пароход», «Автобус», «Больница», «Детский сад», «Магазин», с машинами и со строительным материалом; в средней группе добавляется «Столовая» и «Кукольный театр»

  В  старшем дошкольном возрасте добавляются такие игры, как «Аптека», «Поликлиника», «Салон красоты», «Макдональдс» «Космонавты», «Мы строители», «Библиотека», «Школа», военизированные игры,  т.е. всё зависит от игровых предпочтений детей)

Условия, необходимые для развития сюжетно-ролевой игры:

 соответствующая предметно-игровая среда,

 определённые знания по теме игры и умение их реализовывать в практической деятельности,

 совместная игра взрослого с детьми, где взрослый демонстрирует образцы ролевого взаимодействия в виде ролевого диалога, создание игровой ситуации и т.д.) 

Приёмы руководства сюжетно-ролевой игрой:

 -прямые (ролевое участие в игре, участие в сговоре детей, разъяснения, показ оказание помощи, совет в случае затруднений и т.д.)

 -косвенные (дидактические игры, чтение художественной литературы, беседы о прочитанном, экскурсии и целевые прогулки, составление альбомов, просмотр диафильмов, встречи с людьми разных профессий, изготовление элементов костюмов, атрибутов и т.д.)
С детьми младшего дошкольного возраста воспитатель в основном использует прямые, а детьми старшего дошкольного возраста косвенные приемы руководства)

В игре недопустима регламентация,  так как – это детская самодеятельность. Ей характерна свобода действий, саморегуляция действий и поступков участников на основе созданных ими правил.

Гигиенические условия организации сюжетно- ролевой игры:

наличие игрового пространства,

обеспечение места и времени для игр,

наличие безопасных для жизни и здоровья игрушек

Способы включения малоактивных детей в сюжетно- ролевую игру:          оказывать поддержку в игре,

выдвигать на центральные роли

Предпосылки с/р игры:

ознакомительная,

— отобразительная,

— сюжетно-отобразительная

            Этапы становления с/р игры :

-воспроизведение действий,

— становление ролевого поведения,

— сюжетосложение

Авторы- ученые,  занимающихся проблемами изучения игры (Усова, Эльконин, Новоселова, Зворыгина, Короткова, Михайленко, Жуковская)

 «Наиболее важным элементом сюжетной игры является роль» (Д.Б.Эльконину)

                Психические процессы, формирующиеся в процессе с/р игры (внимание, память, мышление)

Компоненты с/р игры:

-сюжет,

-содержание,

-роль.

Творческий характер игры определяется наличием замысла.

Чаще всего в игре ребенок принимает на себя роль взрослого

Сюжетно- ролевые игры с производственным сюжетом («магазин», «поликлиника», «кафе», «школа», «парикмахерская», «автосервис» и т.д.)

Сюжетно- ролевые игры с     общественно-политическим сюжетом («в войну», «в индейцев», «в митинг», «в выборы», «в спасателей» и т.д.)

Сюжет  — это многообразие и взаимосвязь игровых действий, взаимоотношений детей в игре .

Один из принципов организации сюжетно- ролевой игры – это  наличие атрибутов.

Источник: https://ddu100grodno.schools.by/pages/sjuzhetno-rolevaja-igra

Сюжетно-ролевая и самопроизвольная игра

Сюжетно-ролевая и самопроизвольная игра

25 Сентября 2017

Лично в моем детстве песок играл роль теста, муки, пирожков, котлеток, пирожных и много еще чего в магазине на улице, листья- деньги, картонка – прилавок и т. д.

У родителей в те времена не было денег на кукольный домик и мебель, но у меня была табуретка и большой кусок фанеры и это был шикарный двухэтажный особняк, 90% объектов я могла дофантазировать.

Сегодня мы берем с сыном коробку и воображаем летающий корабль, ракету, самолет можем его разрисовать, а можем и оставить совершенно безликим.  

Читайте также:  Праздник книги для младших школьников

Не ограниченная заранее установленными правилами игра в буквальном смысле удобряет мозг ребенка.

Многие родители настолько одержимы будущим своих маленьких детей, что превращают каждый шаг на этом пути в этап разработки конечного продукта, не принимая ничего спонтанного. Я обожаю наблюдать как дети берут новую игрушку или развивашку и играют ей так, как никто и никогда этого еще не делал.

Количество свободного времени, которое родители предоставляют своим детям снижается с каждым годом. Игрушки четко детализированы и их невообразимое количество на любую тему, что исключает любую неограниченность.

Я обожаю «самопроизвольные игры» и направляю своего ребенка в эту сторону. А сегодня я знаю, что эта самая «неограниченная» родительскими представлениями и ожиданиями деятельность важна для роста нейронов ребенка так же, как протеин. Картонка от карточек куда более полезна для 2-х летнего малыша чем сами карточки.

Исследования показывают, что дети, которым предоставляли возможность играть в «самопроизвольные игры» обладают следующими чертами:

  • Творческое мышление. Дети в контрольной группе придумывали в три раза больше нестандартных, творческих способов использования конкретных объектов.
  • Более развитые языковые навыки. Они обладали большим словарным запасом и разнообразием слов.
  • Способность лучше решать проблемы. Подвижный интеллект.
  • Менее подвержены стрессу. Уровень тревожности у детей в контрольной группе в два раза меньше остальных (в основном за счет способности лучше решать проблемы).
  • Отличная память. Игровые ситуации улучшают показатели памяти.
  • Более развиты навыки общения. 

Но! Не любой тип спонтанной игры принесет вам экстраординарные открытия. Это не игра в стиле «делай все, что хочешь». Дети любознательны и изобретательны, но при этом очень неопытны.

Полноценная сюжетно-ролевая игра

Психолог Лев Выгодский предсказал, что способность детей до 5 лет задействовать воображаемую активность будет самым лучшим показателем будущей академической успеваемости в сравнении с любым другим видом деятельности, включая значения счета и речи.

Причиной этого является способность ребенка регулировать свое социальное поведение.

Дети, разыгрывающие воображаемые сцены, контролируют свои побуждения гораздо лучше, чем в неигровых ситуациях.

Главные составляющие это: планируемая игра, прямые инструкции по использованию роли и тип среды, где выполняются эти инструкции.

План игры

Прежде чем начать необходимо составить план игры, в котором будет описано какая деятельность ожидается в этот день. «Я собираюсь построить дом и быть главным строителем», «Я врач и ко мне приходят больные зверушки на прием» и т. д.

Практика притворства

Дети вступают в игру. Перед этим получают прямые, но не ограничивающие их инструкции о механизмах притворства. Давай как будто у меня заплакал малыш, а у тебя? Что будем делать? (игра в дочки-матери).

Мишка пришел к врачу, потому что у него болит лапка, как будем лечить? Затем позволяем детям дать волю своему воображению.

После игры с детьми можно обсуждатьновые навыки, знания и проблемы, которые возникли во время игры.

Одна большая игровая комната

Идеальное место — это просторная комната, где в свободном доступе у ребенка есть элементы конструктора, коробки, место для рукоделия, блоки для строительства, одежда для переодевания и т.д. В идеале много времени и пространства для взаимодействия с другими детьми. Комбинации игр в этом случае будут бесконечными. Эта теория больше подходит для садика.

В какие сюжетно-ролевые игры можно играть дома с ребенком

  1. Игра лечебно-терапевтическая. За основу берется проблема, с которой ребенок недавно столкнулся. Например, ребенок испугался жука. Предлагаем представить, что тот самый жук попал в беду и ему срочно нужна помощь, а малыш со своими игрушками его спасает. Сложно бояться того, кого спас. 

  2. Игра обучающая. Например, можно ненавязчиво разыграть сценку как мишка идет самостоятельно на горшок, кушает сам, одевается, чистит зубки и т. д. 

  3. Игра адаптационно-подготовительная. Ребенку предстоит пережить в ближайшем будущем волнующее событие: перелет на самолете, садик, школа, врач. Подготовьте его психологически, рассказывая в мельчайших подробностях что с ним будет происходить, для чего это нужно. Обыграйте несколько сценок и обсудите их. 

  4. Игра жизненная. Обыгрываем обычные бытовые события из жизни ребенка с игрушками: покушали, погуляли, легли спать, поиграли. Ездили в деревню? Сделайте с ребенком тематическую коробку с животными и поиграйте в жизнь фермеров.

  5. Игра сказочная. Обыгрываем любимые сказки, мультики и стихи.

  6. Игра в профессии. Врач, продавец, учитель в школе, воспитатель в саду, механик, садовник, фотомодель и т. д.

  7. Географическая игра. Здесь маме нужно подготовиться,собрать информацию и материалы. На карте или глобусе можно выбирать место куда отправитесь с юным путешественником.

Примеры сюжетно-ролевых игр с объяснениями
С использованием материалов книги Джона Медина «Правила развития мозга вашего ребенка».

Источник: https://womensec.ru/articles/kids/development/syuzhetno-rolevaya-igra.html

Сценарий сюжетно-ролевой игры для школьников

Сценарий сюжетно-ролевой игры для школьников

Организационный момент.

Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Садитесь. Давайте начнем наше занятие с пожелания добра друг другу. Повернитесь друг к другу лицом и скажите: Мы желаем друг другу добра.

Основная часть занятия.

Воспитатель: Ребята посмотрите, какой у меня красивый сундучок. Отгадайте загадку и вы узнаете кому он принадлежит.

Воспитатель: Кто в дни болезней всех полезней?

Лечит нас от всех болезней?

Дети: Доктор.

Воспитатель: Этот сундучок принадлежит доктору. А как вы думаете что в нём находится? (В нем лежат инструменты и лекарства, которые нужны врачу для работы.) Ребята давайте посмотрим эти инструменты и назовём их (фонендоскоп, шприц, градусник, капли в нос, шпатель…) Молодцы.

Воспитатель: А как вы думаете в какую игру мы сейчас с вами будем играть? (В больницу)

Воспитатель обращает внимание детей на кукол в игровом уголке.

— Посмотрите, какие грустные наши куклы. Что с ними случилось? Может быть они заболели? Вспомните, как называют врача который лечит детей? (Педиатр) . А каких вы ещё врачей знаете? ( лор, хирург, терапевт)

— А с кем вы ходили к врачу? (ответы детей) .

— Вот и наших кукол нужно отвести в больницу на приём к детскому врачу (педиатру)

Давайте сделаем физминутку, а потом распределим с вами роли

Физкультминутка.

Мы в автобусе сидим, и в окошечко глядим.

Глядим назад, глядим вперед, ну что ж автобус не везет.

Колеса закружились, вперед мы покатились

Пускай автобус нас, везет, мы едем, едем все вперед.

(Дети делают те движения, о которых говорится в стихотворении, повторяя за педагогом слова).

Воспитатель: давайте выберем с вами доктора. В первый раз им будет тот, кто из вас самый ответственный. У нас же с вами самая настоящая поликлиника.

Воспитатель предлагает доктору выбрать себе медсестру.

Затем выбираются: медсестра в регистратуру, пациенты с больными куклами (воспитатель раздаёт детям игрушки просит пожалеть и успокоить их, предлагает им взять карточку в регистратуре и встать в очередь к врачу, чтобы он смог им помочь.

) А теперь нам нужно выбрать очень главную роль — это санитарка, ведь она следит за чистотой во всей больнице, работа её очень важна — ведь если не будут убираться в больнице посетителям будет неприятно туда приходить.

Воспитатель объясняет каждому его роль. Дети расходятся по своим игровым зонам (аптека, больница, регистратура). Одевают халаты, готовят свои рабочие места.

Диалог в регистратуре:

Дети здороваются, называют свою фамилию имя и просят карту больного.

Регистратор выдает карту больному. ( по геометрическим фигурам, которые находятся на карточках и на пациенте)

В поликлинике начинается прием. Воспитатель напоминает «посетителям», чтобы те заняли очередь к врачу. Прежде, чем войти в кабинет, нужно постучать в «дверь». Войдя в кабинет, поздороваться рассказать, что болит у вашей дочки?

Диалог в больнице больного и доктора:

П: Здравствуйте.

Д: здравствуйте, что болит у вашей дочки?

П: у неё высокая температура, болит голова.

Д: не беспокойтесь, сейчас я осмотрю её и назначу лечение.

Ребёнок в роли доктора оказывает медицинскую помощь, осматривает пациента и предлагает медсестре сделать жаропонижающий укол, затем выписывает рецепт и предлагает приобрести лекарство в аптеке.

Посетители сидят в очереди, не шумят, не ругаются, ждут своей очереди. Пока пациенты ждут свою очередь у дверей появляется санитарка, которая моет пол. Она старательно всё моет и просит посетителей не сорить.

Воспитатель следит за тем, чтобы дети не забывали говорить «спасибо и до свидания».

Окончание игры

Поликлиника закрывается: уже поздно, пациентов не осталось, всех вылечили. Врачи снимите халаты и расставьте по местам медицинское оборудование. Родители, возьмите, кто не успел рецепты, и зайдите в аптеку за таблетками и витаминами. Нужно отвести детей домой и уложить в кроватки. Вот теперь у нас в группе полный порядок.

В заключение игры воспитатель спрашивает у детей как можно сберечь свое здоровье, и что для этого нужно делать.

Дети отвечают: делать зарядку, кушать овощи и фрукты, заниматься спортом, гулять на свежем воздухе.

Воспитатель: ребята давайте и мы с вами сделаем зарядку (Дети выполняют зарядку под муз

Солнце глянуло в кроватку,

Раз, два, три, четыре, пять.

Все мы делаем зарядку,

Надо нам присесть и встать.

Руки вытянуть пошире,

Раз, два, три, четыре, пять.

Наклониться — три, четыре.

И на месте поскакать.

На носок, потом на пятку.

Все мы делаем зарядку.

(Дети делают те движения, о которых говорится в стихотворении, повторяя за воспитателем слова.)

Воспитатель: Ребята во что мы сегодня с вами играли? (Больницу) Что вам понравилось больше всего в нашей ирге?

Воспитатель: Ребята, я желаю вам здоровья. Сейчас я вам раздам вкусные полезные фрукты. (Детям раздаются яблоки)

Источник: http://scenarij-koncerta.ru/scenarij-syuzhetno-rolevoj-igry-dlya-shkolnikov/

Скачать материал

так то ЕНТ / В помощь вожатому / Игры лагерь

Сюжетно-ролевые игры

07.09.2011 7143 753

Сюжетно-ролевые игры
«ГОСТЕВАНИЯ»

Эти дела занимают особое место в структуре организационного периода ВДЦ «Океан» и призваны помочь ребенку почувствовать причастность к новой общности (отряду), стать соучастником ее успеха, пережить этот успех как свой собственный.

Педагог может ребенку в этом помочь, если постарается при разработке любого дела максимально учитывать доминирующие цели деятельности детей: · для себя · для группы · для отряда Обычно гостевания представляют собой экспромтно-игровые программы для двух — четырех отрядов, пришедших друг к другу в гости.

Смысл их таков: «других посмотреть» (и убедиться, что они вполне дружелюбны и годятся в приятели и товарищи по играм), «себя показать» (и убедиться, что мы совсем не хуже, тоже кое-что умеем и даже можем удивить).

К сожалению, практика показывает, что основным содержательным компонентом гостеваний любой смены является стандартный набор игр с залом, кричалок, песенок-повторялок, который зачастую не поддерживает ни идею, ни тематику смены, не способствует раскрытию особенностей как отряда в целом, так и отдельного ребенка, а детская творческая и двигательная энергия также не получает должного широкого выхода. Это получается от того, что вожатый берет на себя основную нагрузку: предлагает и объясняет игры, запевает песни, всячески «заводит» и тормошит публику, поддерживая ее интерес и активность. Таким образом, ребенку отводится лишь роль активного зрителя. В итоге, моменты индивидуально-группового и коллективного сотворчества детей разных отрядов часто отсутствуют, тем самым не давая ребенку, подростку возможности пережить радость собственного, одобряемого остальными, творчества на глазах у всех вместе со всеми.

Читайте также:  Внеклассное мероприятие для 1-2 класса. окружающий растительный мир

Такое положение вещей можно исправить, если, во-первых отнестись к нижеприведенному (многим вожатым давно известному) материалу лишь как к творческому «сырью», во-вторых, заранее подумать над тем, как правильно распределить творческую нагрузку на гостевании между детьми и вожатыми. Мы будем рады, если предложенные идеи, помогут увлечь ребят, а ваш труд сделают для вас радостным и не утомительным.

*** Итак, собираясь на гостевание, отряды обычно готовят визитку в любой (песенной, танцевальной, стихотворной и т.д.) форме. К тому же этикет не советует ходить в гости без подарка, поэтому подготовка и преподнесение сюрприза для гостей или хозяев на гостевании тоже стала традицией.

После переклички отрядов и представления их вожатых обычно предлагается одна игра —

«Шел по крыше воробей».

1. Ведущий: Шел по крыше воробей! Дети (хором): Бей, бей, бей! Ведущий: Собирал себе друзей. Дети (хором): Зей, зей, зей! Ведущий: Много, много, много нас, Дети хором: Нас, нас, нас! Ведущий: Встанут… (называет любые имена) все сейчас!

(Ребята, носящие названные имена, встают, раскланиваются)

Игра «Ежики».

Все слова здесь сопровождаются близкими по смыслу движениями: Ведущий: Два притопа, два прихлопа, Ежики, ежики! Наковали, наковали Ножницы, ножницы. Бег на месте, бег на месте, Зайчики, зайчики! Ну-ка дружно, ну-ка вместе: (по очереди) «Девочки!», «Мальчики!».

Затем по знаку ведущего кричат сначала все девочки хором: «Девочки!», а потом все мальчики: «Мальчики!». Таким образом выясняют, кого собралось больше — мальчиков или девочек.

Игра «Петьки-Васьки» (играется по принципу «Ежиков»).

Ведущий: На солнечной поляночке Стоит высокий дом, А в доме том высоком Живет веселый гном. Гном, как тебя зовут? Дети 1 отряда (хором): Петька! У меня рубашка в клетку. Я пришел к вам, детки, Чтобы съесть конфетку. Ведущий: На солнечной поляночке… …Гном, как тебя зовут? Дети 2 отряда (хором): Васька! У меня штаны в горошек. Я пришел из сказки, Потому что я хороший.

Ведущий повторяет припев с вопросом. Оба отряда вместе кричат свои новые имена со словами.

Игра «Зарница».

— «Тыр-тыр», — пулемет, (держать обеими руками ручки «пулемета») — Выше, выше — самолет. (рука движется снизу вверх наискосок) — «Бац!» — артиллерия, (хлопок). — Мчится кавалерия. (одна рука машет воображаемой шашкой над головой). — Ура!

Смысл игры в том, чтобы сопровождая слова определенными движениями, с каждым разом ускорять темп и стараться успевать и говорить, и показывать правильно движения.

А с помощью этой кричалки можно плавно перейти к исполнению любой песни организационного периода. Каждую фразу, произнесенную ведущим, ребята повторяют хором.

Ведущий: — О, але! — Олес бамбалас! — О сава саваимба! — О кикилис бамба, — О, я бананы ем! — О, апельсины ем! — О, пионеров ем! -Настроенье каково? Дети: — Во!!! (показывают жест «замечательно» движением большого пальца) Ведущий: — Все такого мнения? Дети: — Все без исключения! Ведущий: — Может, сядем, отдохнем? Дети:

— Лучше песенку споем!

Игра «Джон Браун Бой».

Ведущий: Джон Браун Бой намазал лыжи один раз (повторяется 3 раза) И поехал на Кавказ.

Во фразе, которая повторяется 3 раза, последнее слово заменяется хлопком. В следующем исполнении — предпоследнее и т.д. В результате первую фразу зал старается ритмично прохлопать, а вторую поет. Игра способствует развитию чувства ритма.

Игра «Летит по небу шар».

Ведущий: Летит, летит по небу шар, По небу шар летит. Но знаем мы: до неба шар Никак не долетит. Сначала слово «летит» заменяется движением, напоминающим взмах крыльев. Во 2-м исполнении слово «небо» заменяется движением большого пальца вверх. Затем при слове «шар» обеими руками перед собой очерчивается большой круг.

В следующем исполнении слово «знаем» заменяется постукиванием пальца по лбу; при слове «мы» — обе руки прижать к груди, при слове «никак» — отрицательно покачать головой. Самым интересным является последнее исполнение песенки, где главной задачей участников является не сбиться и правильно показать движением нужное слово.

Хором здесь повторяются лишь «по», «но», «до». Можно предложить ускорить темп игры.

Игра «Молекулы».

В начале игры ведущий доступно объясняет ребятам значение слова «молекула». Например, что это особое химическое соединение из различных элементов, способное распадаться и вновь восстанавливаться, притягивать или отталкивать другие молекулы.
Каждый участник игры — это одна молекула.

Сигнальная фраза «Молекулы движутся» означает, что все участники движутся хаотично и по одному. Как только ведущий громко называет количество молекул в соединении, все участники стараются моментально перестроиться.

Количество молекул не подлежит ограничениям — молекула «один», «два», «три», молекула «девочки», «Он и Она», молекула — «кубрик», «отряд», «друзья» и т.д.

Игра «Лавата».

Участники игры становятся в хоровод и поют: «Дружно танцуем мы! Тра-та-та, тра-та-та! Танец веселый наш — Это лавата»

Ребята останавливаются, а ведущий в центре круга говорит: «Мои руки хороши, а у соседа …» Все берутся за названную часть тела своего соседа справа и идут дальше по кругу, исполняя припев. Ведущий может называть, что угодно — нос, ухо, коленки, пятки, щеки, плечи…

Игра «Вперед четыре шага…»

Участники становятся в круг, берутся за руки и поют, следуя названным движениям: Вперед четыре шага, Назад четыре шага, Ножками потопали, Ручками похлопали, Глазками помигали, А теперь попрыгали (вокруг себя)

С каждым повтором темп ускоряется.

Игра «Оркестр».

Участники игры разбиваются на группы, в зависимости от того, сколько инструментов вы собираетесь включить в свой оркестр. Но основными считаются: гитара, цимбалы, пианино, барабан. Дирижер поет: «Зе шафе, оф музыканто О контрас спэрос, спэрос…

» (указывает на какую-нибудь группу, например, «гитару»). Группа: «Гита, гита, гитара!» (2 раза, показывая исполнение на гитаре).

Когда каждая группа исполнит свою партию, дирижер в последний раз поет: «Зе шафе, оф музыканто О контрас спэрос оркестро!»

После этих слов группы начинают все вместе исполнять свои партии, получается замечательный «оркестр»!

Игра «Грузинский хор». (по принципу игры «Оркестр»).

1-я группа: О сервер пупа, пупа, пупа… 2-я группа: Дзюмбо квелико митолико микадзе… 2-я группа: Пи-пи плясипупа… 4-я группа: Ква-ква, ква-кварадзе…

Первая группа начинает хор со своей фразы, повторяя ее непрерывно, не останавливаясь. Как только 1-я фраза прозвучала один-два раза, в хор вступает 2-я партия. Затем присоединяются друг за другом 3-я и 4-я партии.

* * *

Во время VI смены 1997 года гостевания носили название «Встречи на рейде», предполагалось активное использование морской темы, терминологии в различных игровых и шуточных вариантах программы.

К тому же сама форма встречи экипажей 2-х кораблей предусматривала массу неожиданностей и сюрпризов.

Но во время рейда любого судна случается всякое: и «морская болезнь» у половины экипажа, и внезапный штиль, когда ветер категорически отказывается дуть в паруса и только лениво шевелит их обвисшие полотнища.

А большинству пассажиров с корабля неожиданно может прийти мысль о том, что морская стихия совсем не для них, и что зря они вообще согласились путешествовать. Чтобы разогнать бездеятельную скуку и привести команду в бодрое расположение духа, предложите им устроить «Цирк» прямо на «палубе корабля».

Сюжетно-ролевая игра «Цирк».

Отряды, пришедшие на гостевание, рассаживаются кругом, образуя амфитеатр с ареной в центре. Представление начинается с праздничной увертюры, исполненной шумовым оркестром под управлением дирижера.

(Ребята-музыканты и дирижер выбираются ведущим, либо на входе у кассира все желающие могут взять жетончики с этими ролями). Затем на арену цирка выходит «директор» цирка со шляпой в руке.

Он пускает шляпу по кругу для того, чтобы каждый ребенок взял из нее для себя какую-нибудь роль, а сам в это время произносит торжественную и шутливую приветственную речь.

После того, как все роли распределены, директор цирка объявляет номера программы и устраивает парад-алле для всех участников в сопровождении шумового оркестра. Затем представление начинается. (Для подготовки можно дать ребятам 5-10 минут.

) Директор цирка по очереди приглашает на арену: — Эквилибристов, — дрессировщиков со зверями (хищники, собачки, пингвины, павлины и т.д.), — наездников на лошадях, — клоунов, — акробатов, — силачей, — шоу-балет, — фигуристов на роликах, — участников водной феерии и т.д. Необходимо для проведения: 1. Заранее приготовить реквизит, необходимый для исполнения этих номеров! 2. У каждого ребенка должна быть роль!

3. После каждого номера директор цирка обязательно называет имена исполнителей.

Если же вам по душе менее шумные, традиционные или семейные праздники, то с неменьшим успехом может состояться гостевание в форме именин или Дня Рождения.

Сюжетно-ролевая игра «День Рождения».

Отряды заранее распределяют между собой роли гостей и хозяев. «Хозяева» присылают «гостям» пригласительный билет на семейное торжество. Все «гости» и «хозяева» состоят в родстве различной степени.

И, традиционно, каждый родственник преподносит виновнику торжества свой подарок, причем подарки мамы и троюродного дяди будут отличаться и по значимости, и по цене, и даже по манере преподнесения. На этом принципе и построен весь вечер. Ребята из разных отрядов получают одинаковые роли.

(Например, родители именинника, бабушки с обеих сторон и т.д.) Эти роли ребята либо вытягивают вслепую, либо получают при входе, либо о них заранее сообщено в приглашении.

«Гости» и «хозяева» ищут между собой одинаковые роли и объединяются для того, чтобы придумать и оригинально вручить свой подарок от имени тех или иных родственников. В это время происходит образование новых микрогрупп среди детей в результате совместной деятельности.

После подготовки (10-15 минут) объявляется торжественное вручение или демонстрация подарков имениннику. Это может быть все, что угодно: песня, фокус, шарж, сюрприз и т.д. Предлагаемые роли: бабушки, дедушки, отец, мать, прабабушка, прадедушка, тети, дяди, родственники с Кавказа, родственники из-за рубежа, младший брат, племянники и т.д.

После вручения можно устроить всеобщее семейное веселье: «застольные» песни, игры, танцы. Роль виновника торжества можно поручить кому-либо из вожатых.

Источник: http://tak-to-ENT.net/load/121-1-0-1259

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector