Требования госстандарта к литературному чтению и русскому языку в начальной школе

Требования госстандарта к литературному чтению и русскому языку в начальной школе

Поиск Лекций

Государственный стандарт общего образования был введен Министерством образования и науки Российской Федерации и 2009 г. Стандарт включает нормы и требования, определяющие обязательный минимум содержания школьных учебных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, уровень подготовки выпускников и основные требования к обеспечению образовательного стандарта.

Стандарт по литературному чтению для начальной школы содержит формулировки целей изучения литературы; обязательный минимум содержания начального литературного образования, требования к уровню подготовки учеников на выходе из начальной школы. Подчеркнем, что стандарт представляет собой минимум, на основе которого разрабатываются авторские вариативные учебные программы.

Обязательный минимум представлен в форме перечня имен писателей, тематики произведений, литературоведческих представлений, изучаемых в обязательном порядке, но он не устанавливает последовательность изучения материала, не определяет нормативов учебного времени, отводимых на изучение произведения или темы программы.

Стандарт предусматривает возможность вариативного и разноуровнего обучения, так как даже в рамках обязательного минимума выделены темы, которые подлежат изучению, но не включаются в требования к уровню подготовки учеников. Обязательным для младших школьников признается знакомство с произведениями устного народного творчества, художественной и научно – популярной литературой.

Поименно стандарт называет только классиков русской литературы: А. С. Пушкина, В. А. Жуковского, М. Ю. Лермонтова, Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, И. А. Крылова, Н. А. Некрасова, Л. Н. Толстого, А. П. Чехова, С. А. Есенина, В. В. Маяковского.

Произведения современной отечественной (с учетом многонационального характера России) и зарубежной литературы, которые необходимо изучать младшим школьникам, определяют авторы вариативных программ.

Содержание образовательной программы, выбранной учителем, в обязательном порядке должно включать федеральный компонент государственного стандарта общего образования (минимум), но может существенно расширять и углублять содержание начального литературного образования.

Основные элементы содержания литературного образования.

Круг чтения

Предметом изучения школьных дисциплин эстетического цикла, и в частности литературного чтения, в отличие от естественно – научных предметов, являются не знания как таковые, а произведения искусства.

Каждая из вариативных программ начального литературного образования в соответствии с выдвинутыми целями и задачами определяет свой круг обязательного классного чтения, многие программы предлагают перечень произведений для самостоятельного (внеклассного) чтения.

Круг чтения – самый подвижный элемент содержания образования.

Определяя круг чтения, авторы школьной программы НЛО решают две основные задачи: какие произведения отобрать для классного и самостоятельного чтения, в какой последовательности знакомить с ними учащихся.

В соответствии с этими задачами можно выделить две группы принципов: принципы отбора чтения и принципы расположения литературного материала. Рассмотрим их подробнее.

Принципы отбора круга чтения.

Эстетический принцип проявляется в отборе произведений с точки зрения их эстетической значимости. Этот же принцип требует, чтобы тексты давались без адаптации и сокращений. Если произведение сложно для восприятия младших школьников, лучше отказаться от его включения в программу, чем включать в урезанном и искаженном виде. Настанет время, когда дети дорастут и прочтут его полностью.

Согласно принципу сочетания доступности и направленности на литературное развитие школьников читательские интересы и возможности детей должны не только учитываться. Но и формироваться в процессе обучения.

Младшие школьники отдают предпочтение веселым, юмористическим произведениям, сказкам, игровой поэзии, о животных. Природная детская жизнерадостность сказывается в неприятии произведения печальных. Конечно, в программе должны быть веселые стихи, юмористические рассказы, сказки.

Но если ограничиваться только такой литературой, развитие читателя затормозится. В круг чтения необходимо включать произведения, расширяющие жизненный и читательский кругозор, произведения с трагическим финалом, трудные для восприятия.

Только в том случае, когда существует противоречие между потенциалом смысла, способом существования художественной идеи и актуальным уровнем литературным развитием школьника возможен его рост как читателя.

Однако следует «дозировать» меру сложности текста, учитывая этот фактор и при отборе, и при определении последовательности изучение литературных произведений. Произведение, в которых изучения литературных произведений.

Произведения, в которых все доступно младшим школьникам, могут быть рекомендованы для самостоятельного чтения, в школе же, когда ребенок воспринимает текс вместе со сверстниками и со взрослыми, более квалифицированным читателем – учителем.

Есть смысл обращаться к таким текстам, в которых наличествует некий потенциал смысла, доступный детям, но требующий специальной работы, усилий читателя.

Принцип тематического разнообразия. Служит обеспечению четвертого элемента содержания образования – ознакомления с миро, выработке ценностных ориентиров. Поэтому важно подбирать произведения так, чтобы в них раскрывались основные линии отношения человека с миром: человек и человек, человек и общество, человек и природа, человек и искусство, человек и история, человек и родина.

Принцип жанрового разнообразия произведений необходим, чтобы дать ученикам опыт общения с литературными произведениями разных жанров, формировать определенные жанровые ожидания.

Принцип видового разнообразия предполагает введения в круг чтения не только художественной, но и детской познавательной литературы, ознакомления со справочными изданиями, что является специфической чертой начального обучения. Несколько десятилетий назад смысл изучения познавательных был прежде всего в том, чтобы дать детям необходимые сведения об окружающем мире.

Количество познавательных текстов едва ли не превышало количество художественных произведений. Несмотря на то, что природоведение формировалось в самостоятельный предмет, чтение познавательных книг на уроках литературы нужно младшему школьнику и сегодня, чтобы научиться осознано выбирать способы общения с разными текстами, овладеть умением ориентироваться в книжном мире.

Принципы расположения литературного материала в учебнике – хрестоматии. Тематический принцип предполагает выделение в хрестоматии и последовательное изучение тематических разделов. Расположение произведений по тематическому принципу – наиболее традиционный и самый распространенный вариант построения хрестоматии для начальной школы.

Монографический принцип используется в средней и старшей школе, поскольку предполагает изучения творческого пути писателя, что недоступно младшим школьникам.

Преимущество этого принципа в том, что внимание детей фиксируется на авторе как на творце, создателя произведения.

Недостаток в том, что при таком построении учебника недостаточно четко прослеживается линия читательского развития ученика.

Источник: https://poisk-ru.ru/s19542t1.html

Стандарт начального общего образования

Стандарт начального общего образования

НАЧАЛЬНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Начальное общее образование – первая ступень общего образования.

В Российской Федерации начальное общее образование является обязательным и общедоступным.

Федеральный компонент государственного стандарта начального общего образования направлен на реализацию качественно новой личностно-ориентированной развивающей модели массовой начальной школы и призван обеспечить выполнение следующих основных целей:

  • развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться;
  • воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающему миру;
  • освоение системы знаний, умений и навыков, опыта осуществления разнообразных видов деятельности;
  • охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;
  • сохранение и поддержка индивидуальности ребенка.

Приоритетом начального общего образования является формирование общеучебных умений и навыков,уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения.

Выделение в стандарте межпредметных связейспособствует интеграции предметов, предотвращению предметной разобщенности и перегрузки обучающихся.

Читайте также:  Рассказы чехова, 3 класс

Развитие личностных качеств и способностей младших школьников опирается на приобретение ими опыта разнообразной деятельности: учебно-познавательной, практической, социальной.

Поэтому в стандарте особое место отведено деятельностному, практическому содержанию образования, конкретным способам деятельности, применению приобретенных знаний и умений в реальных жизненных ситуациях.

Особенностью начальной школы является то, что дети приходят в школу с разным уровнем готовности к обучению, неодинаковым социальным опытом, отличиями в психофизиологическом развитии. Начальное общее образование призвано помочь реализовать способности каждого и создать условия дляиндивидуального развития ребенка.

Федеральный компонент государственного стандарта начального общего образования устанавливает обязательные для изучения учебные предметы: Русский язык, Литературное чтение, Иностранный язык, Математика, Окружающий мир, Изобразительное искусство, Музыка, Технология, Физическая культура.

Обучающиеся, успешно завершившие начальное общее образование (выполняющие в полном объеме требования к уровню подготовки оканчивающих начальную школу), продолжают обучение на ступени основного общего образования. 

Стандарт начального общего образования

ОБЩИЕ УЧЕБНЫЕ УМЕНИЯ, НАВЫКИ И
СПОСОБЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В результате освоения предметного содержания начального общего образования учащиеся получают возможность приобрести общие учебные умения, навыки, освоить способы деятельности. Предлагаемая рубрикация имеет условный (примерный) характер.

Познавательная деятельность

Наблюдение объектов окружающего мира; обнаружение изменений, происходящих с объектом (по результатам наблюдений, опытов, работы с информацией); устное описание объекта наблюдения. Соотнесение результатов с целью наблюдения, опыта (ответ на вопрос «Удалось ли достичь поставленной цели?»).

Выявление с помощью сравнения отдельных признаков, характерных для сопоставляемых предметов; анализ результатов сравнения (ответ на вопросы «Чем похожи?», «Чем не похожи?»). Объединение предметов по общему признаку (что лишнее, кто лишний, такие же, как…, такой же, как…). Различение целого и части.

Проведение простейших измерений разными способами; использование соответствующих приборов и инструментов для решения практических задач. Работа с простейшими готовыми предметными, знаковыми, графическими моделями для описания свойств и качеств изучаемых объектов.

Умение решать творческие задачи на уровне комбинаций, импровизаций: самостоятельно составлять план действий (замысел), проявлять оригинальность при решении творческой задачи, создавать творческие работы (сообщения, небольшие сочинения, графические работы), разыгрывать воображаемые ситуации.

Речевая деятельность и работа с информацией

Работа с учебными, художественными, научно-популярными текстами, доступными для восприятия младшими школьниками; правильное и осознанное чтение вслух (с соблюдением необходимой интонации, пауз, логического ударения для передачи точного смысла высказывания) и про себя; определение темы и главной мысли текста при его устном и письменном предъявлении. Построение монологического высказывания (по предложенной теме, по заданному вопросу); участие в диалоге (постановка вопросов, построение ответа).

Использование простейших логических выражений типа: «…и/или…», «если…,то…», «не только, но и…». Элементарное обоснование высказанного суждения.

Овладение первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использования компьютера; поиск (проверка) необходимой информации в словарях, каталоге библиотеки. Представление материала в табличном виде. Упорядочение информации по алфавиту и числовым параметрам (возрастанию и убыванию).

Организация деятельности

Выполнение инструкций, точное следование образцу и простейшим алгоритмам. Самостоятельное установление последовательности действий для решения учебной задачи (ответ на вопросы «Зачем и как это делать?», «Что и как нужно делать, чтобы достичь цели?»).

Определение способов контроля и оценки деятельности (ответ на вопросы «Такой ли получен результат?», «Правильно ли это делается?»); определение причин возникающих трудностей, путей их устранения; предвидение трудностей (ответ на вопрос «Какие трудности могут возникнуть и почему?»), нахождение ошибок в работе и их исправление.

Учебное сотрудничество: умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад и общий результат деятельности.

Стандарт начального общего образования
ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

Изучение иностранного языка на ступени начального общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • формирование умений общаться на иностранном языке с учетом речевых возможностей и потребностей младших школьников: элементарных коммуникативных умений в говорении, аудировании, чтении и письме;
  • развитие личности ребенка, его речевых способностей, внимания, мышления, памяти и воображения; мотивации к дальнейшему овладению иностранным языком;
  • обеспечение коммуникативно-психологической адаптации младших школьников к новому языковому миру для преодоления в дальнейшем психологических барьеров в использовании иностранного языка как средства общения;
  • освоение элементарных лингвистических представлений, доступных младшим школьникам и необходимых для овладения устной и письменной речью на иностранном языке;
  • приобщение детей к новому социальному опыту с использованием иностранного языка: знакомство младших школьников с миром зарубежных сверстников, с зарубежным детским фольклором и доступными образцами художественной литературы; воспитание дружелюбного отношения к представителям других стран;
  • формирование речевых, интеллектуальных и познавательных способностей младших школьников, а также их общеучебных умений.

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ
ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ

ПРЕДМЕТНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РЕЧИ

Знакомство. Семья. Мой дом/квартира/комната1. Праздники: день рождения, Новый год. Мои друзья. Игрушки.Одежда.

Моя школа/классная комната. Школьные принадлежности. Учебные предметы. Мои увлечения. Каникулы. Выходной день (в зоопарке, в цирке).

Времена года. Любимое время года. Погода. Любимое домашнее животное.

Страна/страны изучаемого языка (общие сведения), литературные персонажи популярных детских книг (общее представление), небольшие простые произведения детского фольклора – стихи, песни, сказки.

ВИДЫ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


(РЕЧЕВЫЕ УМЕНИЯ)

Говорение.

 Участие в диалоге в ситуациях повседневного общения, а также в связи с прочитанным или прослушанным произ-ведением детского фольклора: диалог этикетного характера – уметь приветствовать и отвечать на приветствие, познакомиться, предста- виться, вежливо попрощаться, поздравить и поблагодарить за поздравление, извиниться; диалог-расспрос – уметь расспрашивать «кто?», «что?», «когда?», «где?», «куда?»; диалог-побуждение к действию – уметь обратиться с просьбой, выразить готовность или отказ ее выполнить.

Соблюдение элементарных норм речевого этикета, принятых в стране изучаемого языка.

Составление небольших монологических высказываний: рассказ о себе, своем друге, своей семье; описание предмета, картинки; описание персонажей прочитанной сказки с опорой на картинку.

Слушание (аудирование). Восприятие и понимание речи учителя и собеседников в процессе диалогического общения; небольших простых сообщений; понимание основного содержания несложных сказок, рассказов (с опорой на иллюстрации, языковую догадку).

Чтение. Чтение вслух небольших текстов, содержащих изученный языковой материал; соблюдение правильного ударения в словах и фразах, правильной интонации.

Чтение про себя и понимание небольших текстов (содержащих только изученный материал), а также несложных текстов, содержащих отдельные новые слова; нахождение в тексте необходимой информации (имени главного героя, места действия). Использование двуязычного словаря учебника.

Письмо и письменная речь. Списывание текста; выписывание из него слов, словосочетаний и предложений. Написание с опорой на образец поздравления, короткого личного письма.

ЯЗЫКОВЫЕ ЗНАНИЯ И НАВЫКИ

(ПРАКТИЧЕСКОЕ УСВОЕНИЕ)

Графика и орфография. Алфавит изучаемого иностранного языка, основные буквосочетания; звукобуквенные соответствия, знаки транскрипции (для английского языка), основные правила чтения и орфографии (умение их применять при чтении и письме).

Фонетическая сторона речи. Адекватное произношение и различение на слух звуков изучаемого иностранного языка, в том числе долгих и кратких гласных, гласных с твердым приступом, звонких и глухих согласных.

Оглушение/неоглушение согласных в конце слога или слова. Отсутствие смягчения согласных перед гласными. Словесное и фразовое ударение, членение предложений на смысловые группы.

Ритмико-интонационные особенности основных коммуникативных типов предложений (утверждения, вопроса, побуждения).

Читайте также:  Вечер встречи выпускников. сценарий

Лексическая сторона речи.

Лексические единицы, обслуживающие ситуации общения в пределах тематики начальной школы, простейшие устойчивые словосочетания, оценочная лексика и реплики-клише как элементы речевого этикета, отражающие культуру стран изучаемого языка (употребление и распознавание в речи). Начальное представление о способах словообразования (словосложение и аффиксация), о заимствованиях из других языков (интернациональные слова).

Грамматическая сторона речи. Основные коммуникативные типы простого предложения (утверждение, вопрос, побужден

 

Требования к уровню подготовки
оканчивающих начальную школу

В результате изучения иностранного языка ученик должен

знать/понимать

  • алфавит, буквы, основные буквосочетания, звуки изучаемого языка;
  • основные правила чтения и орфографии изучаемого языка;
  • особенности интонации основных типов предложений;
  • название страны (стран) изучаемого языка, ее столицы;
  • имена наиболее известных персонажей детских литературных произведений страны (стран) изучаемого языка;
  • наизусть рифмованные произведения детского фольклора (доступные по содержанию и форме);

уметь

  • понимать на слух речь учителя, одноклассников, основное содержание облегченных, доступных по объему текстов с опорой на зрительную наглядность;
  • участвовать в элементарном этикетном диалоге (знакомство, поздравление, благодарность, приветствие);
  • расспрашивать собеседника, задавая простые вопросы («кто?», «что?», «где?», «когда?» и отвечать на них);
  • кратко рассказывать о себе, своей семье, друге;
  • составлять небольшие описания предмета, картинки (о природе, школе) по образцу;
  • читать вслух, соблюдая правила произношения и соответствующую интонацию, доступные по объему тексты, построенные на изученном языковом материале;
  • читать «про себя», понимать основное содержание доступных по объему текстов, построенных на изученном языковом материале, пользуясь в случае необходимости двуязычным словарем;
  • списывать текст, вставляя в него пропущенные слова в соответствии с контекстом;
  • писать краткое поздравление с опорой на образец;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • устного общения с носителями иностранного языка, развития дружелюбного отношения к представителям других стран;
  •    преодоления психологических барьеров в использовании иностранного языка как средства общения;
  • ознакомления с детским зарубежным фольклором и доступными образцами детской художественной литературы на иностранном языке;
  • более глубокого осознания некоторых особенностей родного языка.

Источник: http://e-titova.ru/dokumentatciya/2012-03-09/standart-nachalnogo-obschego-obrazovaniya

Литературное чтение в начальной школе: учебники нового поколения

ВЕСТНИК ТГГПУ. 2011. №1(23)

УДК 372.881.116.11.046.12

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ: УЧЕБНИКИ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ

© Ж.Н.Критарова

В статье анализируются учебники по литературному чтению для школ с родным (нерусским) и русским (неродным) языками обучения, их содержание и соответствие требованиям современных образовательных стандартов.

Ключевые слова: образовательный стандарт, содержание учебников, литературное чтение.

В начальной школе возрастает роль литературы как гуманитарного предмета, призванного содействовать расширению нравственно-эстетического опыта учащихся и воспитанию уважения к русской культуре и культуре других народов.

Сегодня из стен начальной школы выходит уже вполне сформированная личность, со своими вкусами и пристрастиями. И если к этому возрасту ребенку не привит вкус к чтению, уважение к книге, то словесник оказывается в труднейшем положении.

И далее в меру своих сил и способностей он пытается исправить его.

Основополагающую роль в литературном образовании учащихся начальной школы играют, что вполне естественно, уроки литературного чтения и, соответственно, учебники по этому предмету.

Обратившись к учебникам по литературному чтению для школ с родным (нерусским) и русским (неродным) языками обучения (за последние два года Министерством образования и науки Российской Федерации рекомендовано к использованию около десяти учебников), что ни все из них в полной мере соответствуют своему предназначению.

Остановимся подробнее на завершенной линии учебников «Литературное чтение» для 1-4 классов, которые являются компонентом УМК » Учим русский язык» для школ с родным (нерусским) и русским (неродным) языком обучения и являются, на наш взгляд, наиболее удачными. Это:

1. Литературное чтение. 1 класс / Л.Д.Митю-шина, Е.А.Хамраева. — Дрофа. — 110 с.

2. Литературное чтение. 2 класс / ИВ. Сафонова, И.В.Чиж, М.В.Черкезова. — Дрофа. -158 с.

3. Литературное чтение. 3 класс / ИВ. Сафонова, И.В.Чиж, М.В.Черкезова. — Дрофа. — 159 с.

4. Литературное чтение. 4 класс / М.В.Голованова, О.Ю.Шарапова / под ред. профессора М.В.Черкезовой. — Дрофа. — 236 с.

Содержание учебников выстроено в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего об-

разования и Примерной программой по литературному чтению. Учебники данной линии для 24 классов имеют гриф «Рекомендовано» Министерства образования и науки РФ.

В учебниках нашли реализацию следующие образовательные задачи: развитие мотивации учебной деятельности; овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров; формирование навыков осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации; овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения; установление аналогий и причинноследственных связей; формирование уважительного отношения к иному мнению, к культуре русского и других народов и др.

В базисном учебном плане к федеральному образовательному стандарту начального общего образования (3 и 4 варианты), предназначенном для школ с родным (нерусским) и русским (неродным) языком обучения, в 1 классе на русский язык и литературное чтение вместе отводится 4 часа в неделю. Непосредственно на литературное чтение, которое предлагается для изучения первоклассникам лишь в 4-й четверти, отводится всего 16 часов. С учетом сказанного и выстроен учебник. В первом его разделе «Повторяем алфавит» представлен занимательный материал, который предоставляет учащимся возможность повторить алфавит, отработать на небольших текстах навык чтения. Второй раздел книги «Тренируем технику чтения», который в большей степени соответствует учебному предмету «Литературное чтение», призван решать основные задачи учебного курса.

В качестве дидактического материала подобраны тексты замечательных детских поэтов и писателей, среди которых Я.Аким и Н.Владимирова, Е.Благинина и С.Маршак, В.Сутеев и Б.Захо-дер и др. Предпочтение, естественно, отдается малым жанрам фольклора и литературы.

Методическая часть книги выстроена в соответствии с предложенными в учебнике условны-

ми обозначениями. Красочные значки легко запоминаются младшими школьниками и призваны помочь им ориентироваться в новом учебнике. Весь учебно-методический материал книги отвечает специфике школы с родным (нерусским) и русским (неродным) языком обучения: серьезное внимание уделяется работе со словом, с произношением, связи с русским языком, развитию речи.

Отличительной особенностью учебника «Литературное чтение. 1 класс» является его явно выраженная направленность на диалог культур, на взаимосвязь русской культуры с родной культурой школьников. Способствует этому и особый значок: изображение двух направленных друг к другу телефонных трубок.

Предложенные ребятам задания: вспомни и расскажи считалоч-ку на родном языке; напиши название нарисованных предметов на русском и родном языках; расскажи, какие национальные блюда ты особенно любишь; расскажи, какие фрукты и ягоды растут в твоем крае; переведи последнюю фразу сказки на родной язык; назови сказки о труде на своем родном языке и т.д.

— призваны развивать в учащихся интерес и уважение как к родной культуре, так и к культурам других народов России.

Учебник 2-ого класса ориентирован на системно-деятельностный подход, который предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям современного общества на основе толерантности и диалога культур. Учебник составлен в русле традиционного обучения с элементами обучения развивающего, с ориентацией на речевое развитие ребят.

Структура учебника выстроена в традиционном ключе: он имеет несколько тематических разделов, в содержании которых заключен большой воспитательный потенциал: «Устное народное творчество», «Сказки народов нашей страны», «Народная мудрость в пересказе Л.Н.Толс-того», «Родина наша», «Наши родные», «Верные друзья», «О старании и труде…», «Картины родной природы».

Художественные тексты учебника подобраны с учетом многонационального состава учащихся школ с родным (нерусским) и русским (неродным) языком обучения.

Читайте также:  Сценарий осеннего развлечения в младшей группе «жил-был у бабушки…»

Так, наряду с русскими народными сказками, в учебник включены сказки народов России (эскимосская сказка «Как лисичка бычка обидела», удмуртская сказка «Мышь и воробей», чукотская сказка «Хвост» и др.).

В разделе «Родина наша» второклассникам предстоит познакомиться с художественными текстами К.Ушинского, Ю.Яковлева, З.Александро-вой, Н.Сладкова и др. Учебный материал предла-

гает младшим школьникам задуматься над вопросами: что значит любить свою Родину? почему слово Родина пишется с большой буквы?

Не менее интересен в учебнике раздел «Наши родные», в котором представлены рассказы о самых дорогих людях, о взаимоотношениях в семье, о необходимости любить и беречь родных и близких. Замечательные тексты И. Сурикова, Е.Пермяка, В.Осеевой, Л.Прунцовой, Ф.Кривина направлены на воспитание в школьниках любви и внимания к близким людям.

Важной проблеме — формированию учебных и трудовых умений — посвящен раздел «О старании и труде». Начинается он со стихотворения «Кто начинает день?» (Э.

Огнецвет), после которого школьникам предлагается поразмышлять над значимостью каждой профессии. Сказка-притча «Два плуга» раскрывает смысл и красоту труда. О труде как жизненной необходимости говорится в тексте Л.

Пантелеева «Две лягушки». Настоящим гимном труду звучат строки В. Брюсова «Великая радость — работа.».

Учебник «Литературное чтение. 2 класс» также базируется на принципе «диалога культур», который реализуется через художественные тексты и методическую составляющую книги. Литература народов России представлена в учебнике фольклорными произведениями.

В методической части предложены разнообразные задания, среди которых есть и простые: спой одну из колыбельных песенок своего народа, и более серьезные: расскажи, какие традиции сложились у твоего народа, в твоей семье? кто какие обязанности выполняет? как принято встречать гостей у твоего народа? Авторы предлагают школьникам посмотреть на свой родной край со стороны, описать его неповторимую красоту: расскажи, какой бывает природа твоего родного края в разное время года? При реализации «диалога культур» авторы не просто ведут речь о взаимосвязанном изучении русской и родной литературы, они предлагают ребятам поразмышлять о специфике восприятия произведений иной культуры, например: скажи, какой характер у лисы в сказках твоего народа? как она себя ведет с другими героями?

Стоит отметить, что страницы учебника красочно оформлены, задания сопровождаются запоминающимися значками. Профессионализм иллюстратора учебника художника-мультплика-тора Ю.А.Трофимова обязательно вызовет интерес у второклассников.

Учебник «Литературное чтение. 3 класс» продолжает линию учебников для школ с родным (нерусским) и русским (неродным) языком обучения под редакцией М.В.Черкезовой, в связи

ПЕДАГОГИКА

с чем прослеживается преемственность в изложении учебного материала, в структуре учебника, в аппарате ориентировки.

Большой удачей авторов можно назвать учебный материал, представленный в рубрике «Из быта русского народа». Важно, чтобы ребята, для которых русский язык и русская культура не являются родными, с младшего школьного возраста знакомились не только с русской литературой, но и с русской культурой. Раздел открывает текст В.Кузьмина и Э.

Кубышкиной «Почему в России звонят колокола?», в котором тактично по отношению к отличным от христианства религиям рассказывается о предназначении колоколов. Далее ребятам предстоит узнать о самых ярких проявлениях русского быта. Художественные тексты «Пряники» и «Русская прялка» (В.

Сухомлинский), «Гжель», «Дымковская игрушка», «Вологодские кружева» (В.Кузьмин,

Э.Кубышкина) знакомят младших школьников с русскими народными художественными промыслами. Учебный материал данного раздела предполагает не только работу с книжными иллюстрациями, но и обращение к конкретным предметам.

Представленные на уроке керамические изделия ярко-синего цвета гжельских мастеров, затейливая резьба прялки, оригинальные глиняные дымковские игрушки, изящные вологодские кружева будут направлены на развитие интереса учащихся.

В учебнике планомерно осуществляется работа по реализации «диалога культур». Например, вопросы и задания: есть ли у твоего народа волшебные сказки в стихах? назови эти сказки…

; есть ли у твоего народа сказки об осени? если знаешь, расскажи; какие изменения происходят в природе твоего края поздней осенью? расскажи о зимних забавах своего народа и др.

-заставляют школьников задуматься о взаимосвязи родной и русской литературы, развивают умение самостоятельно мыслить, делать выводы, осуществлять причинно-следственные связи.

На литературное чтение в 4-ом классе школ с родным (нерусским) и русским (неродным) языком обучения отводится по программе 105 часов.

Содержательная часть учебника в соответствии с программой разбита на разделы: «Устное народное творчестве», «Литературные сказки», «Литература Х1Х века» и «Литература ХХ века».

Одной из задач данного учебника является знакомство учащихся с отдельными произведениями литератур народов России.

И, в первую очередь, с фольклорными произведениями разных народов, которые увлекают детей яркими поэтическими образами, вызывают у них положительные эмоции, укрепляют светлое, жизнерадостное восприятие жизни, помогают понять, что хорошо и плохо, что красиво и что некрасиво.

Другими словами, фольклор имеет ярко выраженную дидактическую направленность. Тем более что отдельные фольклорные произведения создавались именно для детей: колыбельные песни, загадки, потешки и др.

В учебнике весь раздел «Устное народное творчество» построен на параллельном изучении произведений русского и родного фольклора. Так, русские народные песни изучаются вместе с удмуртскими и коми-пермяцкими песнями, а загадки представлены адыгейским, карельским, карачаевским и ногайским фольклором.

Учебник 4 класса, с одной стороны, завершает линию УМК «Литературное чтение» для 1-4 классов, а с другой — является основой систематического курса литературы для образовательных учреждений с родным (нерусским) и русским (неродным) языком обучения под редакцией профессора М.В.Черкезовой. Курс «Литературное чтение» призван стать пропедевтическим, подготавливающим учащихся к основной школе. Литературное чтение в начальной школе с родным (нерусским) и русским (неродным) языком обучения является одним из основных в перечне обязательных предметов. И это очевидно, так как именно чтение способствует как развитию грамотности, так и разностороннему развитию и воспитанию учащихся. В процессе литературного чтения у младших школьников формируются учебные навыки, которые помогут им в освоении всех предметных областей.

LITERARY READING AT ELEMENTARY SCHOOL: TEXTBOOKS OF NEW GENERATION

Z.N.Kritarova

The author of the article analyzes textbooks on literary reading for schools with native (non-Russian) and Russian (non-native) languages of teaching, their maintenance and conformity to requirements of modern educational standards.

Key words: educational standard, maintenance of textbooks, literary reading.

Критарова Жанна Николаевна — кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник Института содержания и методов обучения РАО.

E-mail: [email protected]

Поступила в редакцию 23.01.2011

Источник: https://cyberleninka.ru/article/n/literaturnoe-chtenie-v-nachalnoy-shkole-uchebniki-novogo-pokoleniya

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector