Турнир знатоков этикета для школьников, 5-7 класс

АЗЫ ЭТИКЕТА

ИГРОВАЯ ПРОГРАММА

А

1

2

Б

3

В

4

Г

5

Д

6

Е

7

Ж

АСТЕРОИД

игрок отдает ведущему все «старки», и ход переходит к следующему игроку.

ЧЕРНАЯ ДЫРА

команда может «откупиться», отдав ведущему «звезду», и тогда «чёрная дыра» не заберет одного из участников команды. Если у команды нет «звезды» или она не желает её отдавать, то один член команды покидает игру.

СКАУТСКАЯ ЛИЛИЯ

ПЕРЕХОД

ХОДА

Перейдите

На

Д-5

Перейдите

На

А-3

Перейдите

На

В-5

Перейдите

На

В-3

Перейдите

На

Ж-5

Перейдите

На

Д-3

Вопрос №1 для получения «ЗВЕЗДЫ»

В городском транспорте будьте предупредительны и вежливы. Для мужчин есть еще несколько правил, адресованных именно сильной половине человечества. Какие это правила?

Ответ:

при посадке в транспорт мужчина по возможности пропускает вперед женщин,

если он едет со спутницей, то, выйдя первым, обязательно должен подать руку,

и конечно, мужчина не должен сидеть, если женщина стоит.

1 звезда

Вопрос №2 для получения «ЗВЕЗДЫ»

В самолете мы обычно проводим меньше времени, и единственным правилом должно быть …? Какое правило существует при использовании такого вида транспорта как самолет?

Ответ:

неукоснительное выполнение рекомендаций экипажа, отключение сотовых телефонов, а также следует избегать рассказов о драматических происшествиях в воздухе, об этом лучше поговорить дома в кресле.

1 звезда

Вопрос №3 для получения «ЗВЕЗДЫ»

Наши люди чаще всего собираются за столом. А как вообще следует себя вести за столом? Давайте поговорим об этом. Сидеть за столом нужно…? Как?

Ответ:

сидеть за столом нужно прямо, не разваливаясь,

не класть руки на спинки соседних стульев,

локти не следует расставлять в стороны и ставить их на стол тоже не надо, во всяком случае, во время трапезы.

1 звезда

Вопрос №4 для получения «ЗВЕЗДЫ»

Что нужно сделать, если вы уронили на пол нож или вилку?

Ответ:

тихо попросить принести другой прибор.

1 звезда

Вопрос №5 для получения «ЗВЕЗДЫ»

Существуют железные правила, которые вы просто обязаны соблюдать за столом. Какие?

Ответ:

есть нужно беззвучно и аккуратно,

не дуть на еду,

не втягивать жидкость,

не чмокать,

не стучать ложкой по тарелке или по чашке.

1 звезда

Вопрос №6 для получения «ЗВЕЗДЫ»

Обед считается оконченным, если хозяйка…? Каким жестом хозяйка завершает обед?

Ответ:

кладет на стол салфетку и встает из-за стола.

1 звезда

Вопрос №7 для получения «ЗВЕЗДЫ»

Все мы когда-либо оказывались как в роли гостя, так и в роли хозяина. Какое главное правило гостя?

Ответ:

пунктуальность.

1 звезда

Вопрос №8 для получения «ЗВЕЗДЫ»

Все мы когда-либо оказывались как в роли гостя, так и в роли хозяина. Какое главное правило хозяина?

Ответ:

гостя обязательно нужно встретить при входе.

1 звезда

Вопрос №9 для получения «ЗВЕЗДЫ»

Также существует телефонный этикет. Ведь по телефону некоторые готовы болтать часами в любое время дня и ночи. Правила этикета гласят, что не стоит звонить слишком поздно и слишком рано. Какие утренние и вечерние временные рамки существуют для телефонных звонков?

Ответ:

До 9 утра и после 22.30

1 звезда

Вопрос №10 для получения «ЗВЕЗДЫ»

Общаясь с иностранцами, помните: ничто так заметно не различает людей разных национальностей, как представления о вежливости. На Востоке принято, на любое мероприятие, даже если это ужин в ресторане, приходить с подарком. За столом почетный гость первым пробует новое блюдо. А как обозначается окончание обеда на Востоке?

Ответ:

главный гость должен встать из-за стола.

1 звезда

Вопрос 1

Признанные мастера церемониала – японцы. При встрече с японцем, каким жестом нужно здороваться?

протянуть руку

вежливо поклониться

протянуть ногу

3 старка

Вопрос 2

Конечно, Восток – «дело тонкое». Однако и в общении с европейцами не следует забывать, что у нас могут быть разные представления о вежливости. Англичане, например, очень щепетильны в отношении подарков. Лишь немногие вещи могут считаться подарком, если вы не слишком близко знакомы. Какие вещи в Англии можно дарить?

записные книжки и авторучки, на Рождество — алкогольные напитки

вазы

бриллианты

3 старка

Вопрос 3

Немцы, как известно, аккуратны и педантичны. Они очень уважают титулы, поэтому необходимо называть титул того, с кем вы разговариваете. А как обращаться к человеку в Германии, если вы не знаете его титула?

Месье

Господин доктор

Товарищ

3 старка

Вопрос 4

Какой жест, на наш взгляд неприличный, среди французов не считается таковым?

ковырять в носу

перебивать собеседника

закидывать ноги на стол

3 старка

Вопрос 5

Тот, кто звонит, должен первым делом:

сказать: «Алле, а Васю можно?»

поздороваться и представиться

долго и упорно молчать и сопеть в трубку

3 старка

Вопрос 6

Когда мужчина приходит в гости с дамой, он должен, прежде всего:

подбежать к зеркалу и поправить свою прическу

помочь даме снять пальто и после этого раздеться самому

раздеться самому и сразу же пройти в зал, оставив даму в прихожей

3 старка

Вопрос 7

Желая навестить кого-нибудь, нужно:

явиться без предупреждения, как снег на голову

заранее позвонить и поинтересоваться, можно ли вам прийти ненадолго

отказаться от этой навязчивой идеи

3 старка

Вопрос 8

Если вам на День рождения подарили то, что у вас уже есть, вы должны сказать дарящему:

«А у меня уже есть такой!»

«Я об этом давно мечтал (ла)!»

«Подарю это маме на 8 марта»

3 старка

Вопрос 9

Если вам принесли в подарок коробку конфет, вы:

непременно угостите ими всех собравшихся

убежите с ней в самую дальнюю комнату, и пока все один не съедите, к гостям не выйдите

спрячете её на шкаф

3 старка

Вопрос 10

После окончания трапезы, вставая из-за стола, как вы поступите со стулом?

оставите стул отставленным

придвинете его обратно к столу

поставите его на стол

3 старка

Вопрос 11

Едва ли какая хозяйка захочет увидеть у себя еще раз гостя, который о её фирменном блюде отзовется:

«Я этого терпеть не могу!»

«Какая вкуснятина!»

«Вы отлично готовите!»

3 старка

Вопрос 12

В транспорте мы волей-неволей вступаем в близкий контакт с чужими людьми. Вам, наверное, не раз приходилось в час «пик» толпиться в переходах между остановками. По правилам этикета нужно стараться:

не раскачиваться, не толкаться и не наступать другим на ноги

громко рассказывать анекдоты, чтобы все слышали

хамить всем, кто вас нечаянно задел

3 старка

Вопрос 13

В театре, на концерте или в кино проходить к своему месту нужно:

  • спиной к сидящим
  • лицом к сидящим
  • по коленям сидящих

3 старка

Вопрос 14

Даря кому-либо подарок, можно рассказать о том, что он собой представляет, но ни в коем случае не следует говорить:

  • о цене подарка
  • о его достоинствах
  • о том, как долго вы его выбирали

3 старка

Вопрос 15

Принимая подарок, вы должны немедленно его:

выбросить

развернуть и поблагодарив положить его на видное место

поблагодарив, отложить подарок в сторону, не разворачивая

3 старка

Источник: https://multiurok.ru/files/ighra-po-tiekhnologhii-azy-etikieta-5-7-klass.html

Турнир знатоков этикета

Это очень веселая форма групповой деятельности, эффективное средство для формирования у детей положительной установки к этикету. Ненавязчиво, легко и наглядно разворачивается перед детьми широкий спектр регламентированных общепринятых форм поведения.

Они выступают как давно решенные поведенческие задачи, как наиболее оптимальный вариант) поведения в типичных ситуациях. Ознакомление с этикетом — это расширение индивидуального поведенческого опыта.

Соблюдение этикета — это освобождение человека от необходи­мости заново решать часто повторяющуюся задачу человеческого общежития.

Несмотря на то, что этикет направляет свои предписания на внешние формы поведения, и эта внешняя| форма может быть использована при разном содержательном наполнении обучению, этой форме следует уделять достаточное педагогическое внимание, так, чтобы ребенок с возрастом легко| владел культурными, поведенческими формами для выражения своих отношений.

Турнир знатоков этикета — командное состязание. Обычно команды составляются из ребят одного отряда, а состязание идет между двумя отрядами. По мере усвоения игровых правил рождаются разнообразные способы создания команд. Например, команда девочек приглашает команду мальчиков проверить свои рыцарские качества. Возможны разновозрастные команды;

очень остро проходит игра при введении команды из взрослых людей — тогда участники созда­ют свободную команду из лучших «этических» сил, чтобы достойно сражаться с противником.

Судейская команда (жюри, комиссия) составляется, как правило, из детей разных отря­дов, туда приглашаются принципиальные ребята и «звезды» общелагерных симпатий, в чис­ло судей может входить и вожатый.

Однако успех турнира решают два условия. Первое — содержание состязательных задач, выдвигаемых перед командами последовательно, от тура к туру: они непременно должны но­сить характер ситуационный, так, чтобы исполнение задачи театрализовалось и являлось зре­лищным воплощением этического правила — отношения к человеку.

Второе — комментарий ведущего, вскрывающий сущность правил этикета, его тонкости и жесткие регламентации в виде «надо», «нельзя». Комментарий ведущего следует за выполне­нием задачи, поставленной перед командой, и, предшествует моменту судейской оценки — таким образом обеспечивается единый критерий оценок.

Обеспечение этих двух условий и составляет всю подготовительную работу по организации турнира. Правда, если не считать общеорганизационных компонентов, таких, как красочное веселое объявление, приготовление зала для болельщиков, мест для соревнующихся, музы­кальные заставки, юмористические призы и прочее.

Методика же составления этических задач предельно проста: в одном и том же разделе свода правил по этикету выбираются две однотипные нормы (например, как пользоваться чайной ложкой, как пользоваться столовой ложкой) — их и предлагается продемонстрировать поочеред­но представителям команд; так как эти разделы в литературе по этикету традиционно выстраива­ются по принципу «сферы жизни человека» («в транспорте», «в театре», «в гостях» и т.д.), то контрольные задания, предъявляемые командам, будут разнообразны, они как бы окунают участников в разные сферы человеческой жизни (например, «пригласить даму в театр», «сесть в автомобиль», «развлечь гостью», «предложить финансовую помощь попавшему в беду»).

От тура к туру задания должны усложняться, а предлагаемые ситуации вынуждать участника к творческому мышлению.

Эти сложные ситуации подсматриваются в жизни: вот мужчина с зонтом стоит на автобусной остановке, а рядом без зонта мокнет под дождем женщина; вот в электропоезде пассажир начинает лакомиться конфетами; вот в театральном вестибюле оторва­лась у кого-то и зазвенела по полу пуговица; вот гостю предлагают блюдо, которое ему проти­вопоказано, и т.д.

Читайте также:  Перспективный план по устному народному творчеству в старшей, подготовительной группе

Проводя первый турнир знатоков этикета, необходимо предвидеть серию последующих, так как данная игровая форма групповой деятельности увлекает детей и рождает у них желание еще раз пережить момент захватывающего состязания. Но данная форма деятельности может возникать и спонтанно, в контексте какой-либо другой деятельности: во время литературной гостиной, на философском столе, на вечере отдыха, на встрече друзей и др.

Добавим: ни в коем случае нельзя забывать, что турнир знатоков этикета — игра и шутка, проверка сил и веселье, дружеское состязание и удовольствие. Он проводится ритмично, легко, изящно, остроумно и мягко, так, чтобы эта игра никого не обидела, а наоборот, возвысила и уверила в собственных возможностях, «утеплила» взаимоотношения.

Дата добавления: 2016-06-18; просмотров: 714;

Источник: http://poznayka.org/s18063t1.html

Слово педагога | «Турнир знатоков этикета»

Автор: Игумнова Екатерина Владимировна
Должность: методист школы
Учебное заведение: МБОУ «Первомайская сош»
Населённый пункт: п. Первомайский, Тамбовская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: «Турнир знатоков этикета»
Дата публикации: 24.02.2018
Раздел: начальное образование

Внеклассное мероприятие:

«Турнир знатоков Этикета».

3 класс, МБОУ «Первомайская сош»

Учитель: Игумнова Екатерина Владимировна

Цель занятия — расширить представление школьников об основных

правилах поведения за столом.

Ход мероприятия:

Учитель. Добрый день, дорогие друзья!

— Сегодня здесь состоится не совсем обычное соревнование — турнир знатоков

этикета. Этикет – дело серьёзное

-Вы разделились на три команды. Капитаны представьте свою команду.

(Капитаны представляют команды)

-Прошу команды занять места.

— Оценивать работу наших игроков будет справедливое жюри, в составе:

-Конкурсы оцениваются по пятибалльной системе.

-Внимание! Турнир объявляется открытым.

Жюри

Победить в турнире очень нелегко,

Здесь сражаются за каждое очко.

Чтобы в турнире победить,

Очень умным и культурным надо быть.

Учитель

— Ну, а для начала выясним, что ж такое ЭТИКЕТ?

— В чем основные требования этикета

— Ну я думаю, что вы докажите сегодня необходимость этих требований на

нашей игре.

Но сначала посмотрим презентацию, которую приготовили жители страны

Этикет (Знакомство с презентацией. «Этикет за столом» )

-Слышите сигнал SOS Он идёт из страны Этикет

-По-мо-ги-те, злой и страшный колдун заколдовал часть жителей страны. Во

все части света они послали SOS сообщение с призывом о помощи.

Учитель

-А вот уже сообщение от первых спасателей:

В окне за столом сидят дети – мальчик выплевывает косточки из-

под компота на пол, на стол, т. е. туда, куда попадет. Девочка громко стучит

ложкой, набирая в нее суп, на полу валяются корки от арбуза, лапша, вся

скатерть в пятнах.

1

Учитель

-Что делать ? (спасать, расколдовать страну)

— Правильно сделать все возможное и невозможное, чтобы расколдовать

жителей страны, пока не наступил полный хаос

-Кто пойдет на помощь первым? (Команда Чистота)

Итак команда Чистота вперёд.

Сообщение команды:

Постирали скатерть, салфетки.

Высушили и постелили на стол

Вымыли пол.

-Что будем делать дальше? (Учить детей гигиене)

-Команда Гигиена вперед!

Сообщение команды Гигиена

Гигиена

-Доброе утро! С сегодняшнего дня вы будете садиться за стол только тогда,

когда вымоете руки

-Посмотрите, как стало красиво! Нравится ли вам сидеть за таким столом? –

Дети (мальчик и девочка)

-Нам нравится!

-Но куда девать косточки из-под компота?

— Есть горячий суп, не запачкав скатерть?

-Есть, чтобы не было на скатерти хлебных крошек, крошек от печенья?

Гигиена.

-Все очень просто.

Король Этикет

-В этом вам поможет разобраться команда Этикет.

— Попробуйте сесть прямо, слегка наклонив голову, ноги – на полу.

-На столе лежат только кисти рук. Попробуйте так сесть.

Ученик

— Вы спрашивали, как есть горячий суп?

-Нужно подождать, пока он остынет, а если вы будете дуть, то непременно

обрызгаете скатерть или рядом сидящих, а если наберете в рот ложку

горячего супа, то обожжете язык.

-На столе специально для хлеба, печенья ставится пирожковая тарелка слева

от основной. На нее-то и положите хлеб, взяв его руками из хлебницы, а

2

затем по небольшим кусочкам отламывайте и отправляйте в рот, то же самое

и с печеньем.

Мальчик

А я люблю вытирать тарелку хлебом, какой хлеб становится вкусным,

Король Этикет

-А как ты думаешь, твоим соседям по столу приятно смотреть на тебя. Давай

спросим у ребят.

-Как вы думаете, ребята?

Девочка

Нет, нет, нам не нравится.

Король Этикет

-Ребята, а если у вас остался суп в тарелке. Что нужно сделать?

( можно ее наклонять в какую-либо сторону, взять тарелку и допить суп?)

-А как надо есть пищу?

(Пищу едят небольшими порциями, тщательно ее пережевывая)

Король Этикет

-Кто из Вас любит пить компот из сухофруктов?

-А что делать с косточками? ( когда подают компот, в котором ягоды, да еще

с косточками, при сервировке стола кладут десертную ложку и тарелку.

Косточку выплевывают на ложку, а уж с ложки кладут ее на тарелку).

— Помните, что вежливо и аккуратно ведя себя за столом, вы дарите

удовольствие от общения с вами окружающим, и вам будет радостно от этого.

Учитель

-Вот мы и спасли жителей страны Этикет. Я, думаю, что наше путешествие

многому научило нас А сейчас мы можем продолжить наш конкурс. Итак,

внимание

1.Вы садитесь за стол, берете с закусочной тарелки красиво

сложенную салфетку и:

А) Кладете ее рядом с тарелкой;

Б) Кладете ее на колени;

В) Заправляете ее за воротник.

2. Во время обеда вы:

А) Будете следить за тем, чтобы руки не лежали на столе;

Б) Положите локти на стол;

3

В) Будете стараться , чтобы кисти рук лежали на столе.

3. На праздничном столе и справа и слева от тарелки лежат

соответственно два ножа и две вилки, а за тарелкой – чайная

ложка и фруктовый нож. Сначала вы пользуетесь:

А) Теми приборами, которые лежат дальше от тарелки;

Б) Приборами, ближними к тарелке;

В) Теми приборами, которые лежат за тарелкой.

4. Как поступить, если в гостях подали слишком горячий суп:

А) Придется немного подождать, пока он остынет, а затем начинать

есть;

Б) Подуть на суп, чтобы он быстрее остыл;

В) Есть обжигаясь — вы же в гостях.

5. Доедая суп, вы:

А) Наклоните тарелку к себе;

Б) Наклоните тарелку от себя;

В) Оставите последнюю ложку супа на дне тарелки.

6. Как следует держать чашку с чаем?

А) Просунете указательный палец для надежности в ушко ручки;

Б) Держать чашку за ручку пальцами правой руки, не просовывая палец

в ушко ручки;

В) Поддерживать чашку снизу левой рукой.

7. Что делать, если вы взяли кусок чего-либо в рот и обнаружили,

что блюдо сильно пересолено?

А) Немедленно выплюнуть кусок на вилку и положить его на край

тарелки;

Б) Взятый в рот кусок нужно проглотить без пояснений;

В) Сделать хозяйке замечание и потребовать убрать со стола блюдо.

Учитель.

-Уважаемые члены жюри! Мы просим вас назвать выставленные вами

оценки за проведенные конкурсы.

Учитель

-Пока жюри подводит итоги конкурсов, каждая команда научит вас

сложить салфетку одним из принятых по этикету способов.

Слово команде Чистота — «Шапка епископа».

Слово команде Гигиена — «Ролик».

Слово команде Этикет — «Веер».

Жюри.

4

Лев Кассиль сказал: хороший тон — это прежде всего умение вести себя так,

чтобы всем окружающим было удобно с вами. И сегодня вы показали нам

это умение.

-Все участники конкурса награждаются медалями «Знаток этикета»

5

Источник: https://slovopedagoga.ru/servisy/publik/publ?id=4076

Турнир знатоков этикета

«Турнир знатоков этикета» — веселая состязательная форма коллективной деятельности, эффективное средство формирования у детей знаний этикета, расширения их индивидуального поведенческого опыта.

Турнир знатоков этикета — командное состязание. Как правило, команды составляются из учеников одного класса, и состязание идет между двумя классами.

Однако фантазия организаторов позволяет использовать самые разнообразные способы создания команд: это может быть представительная I группа возрастной параллели (например, команда семиклассников вызывает на состязание восьмиклассников); не исключено формирование команд по принципу пола (например, команда девочек приглашает мальчиков проверить свои рыцарские качества); возможны разновозрастные группы, когда малыш второго класса на равных с юношей десятого класса участвует в ситуационных решениях; очень остро проходит игра, когда одна команда состоит из взрослых, а вторая — из школьников.

Судейская бригада (жюри, комиссия) обычно сводная и состоит из учащихся и педагогов.

Успех турнира обеспечивают два условия:

Во-первых, состязательные задачи, выдвигаемые перед командами, должны носить характер ситуационный, чтобы при их выполнении этическое правило театрализовалось и являлось зрелищным.

Во-вторых, необходимо, чтобы комментарий ведущего, вскрывающего сущность правил этикета, их тонкости и жесткие регламентации в виде «надо», «нельзя», следовал за выполнением задачи, поставленной перед командой, и предшествовал моменту судейской оценки.

Обеспечение этих двух условий и составляет сущность подготовительной работы по организации турнира. В содержание подготовительного этапа включается также подготовка красочного объявления, зала для болельщиков, мест для соревнующихся, музыкальных заставок, юмористических призов и пр.

Методика составления этических задач состоит в подборе двух однотипных норм.

Например, как пользоваться чайной ложкой, как пользоваться столовой ложкой; как должны при встрече поприветствовать друг друга мужчины, какие правила приветствия между мужчиной и женщиной; как встречать гостей и как провожать гостей; как следует есть банан, как следует есть черешни; как правильно начать телефонный разговор и ответить на звонок; как правильно и красиво сидеть на стуле; как сидеть на диване и т.д. Представители команд должны наглядно продемонстрировать, как поступать в предложенных ситуациях. Контрольные задания, предъявляемые командам, должны быть разнообразны, соответствовать разным сферам человеческой жизни: «в транспорте», «в театре», «в гостях», «за столом», «на улице», «в магазине», «в кафе, ресторане», «в кино», «на танцевальном вечере» и т.д.

При подборе задач-ситуаций не следует ограничиваться узкими рамками этических норм, актуальных для школьника на сегодняшний день.

Важно дать возможность учащемуся пережить ситуацию из будущего, заложить основы правильного поведения, например, в таких случаях: «пригласить даму в театр», «сесть в автомобиль», «развлечь гостью», «предложить финансовую помощь попавшему в беду», «принять посетителя в своем рабочем кабинете», «сделать покупку в магазине», «сделать заказ в ресторане», «пригласить даму на танец».

Читайте также:  Пословицы и поговорки про вину

От тура к туру задания должны усложняться, а предлагаемые ситуации вынуждать школьника к творческому поиску их решения, чтобы впоследствии суметь справиться с ними в реальной жизни.

Турниры знатоков этикета должны стать традиционными, так как данная игровая форма групповой деятельности увлекает детей и рождает у них желание еще раз пережить момент захватывающего состязания.

Можно планировать заранее годовой цикл таких турниров, заведомо составив график «этических сражений».

Кроме того, турнир может проводиться в контексте какого-либо другого мероприятия: во время литературной гостиной, при проведении философского стола, на вечере отдыха, встрече друзей и т.д.

Турнир знатоков этикета — шуточное дружеское состязание. Он проводится ритмично, легко, изящно, остроумно, так, чтобы эта игра никого не обидела, не унизила, а, наоборот, возвысила, помогла поверить в собственные возможности, укрепила взаимоотношения в коллективе.

Источник: http://bibliotekasch69.ucoz.net/publ/uchiteljam/formy_i_metody_vospitatelnoj_raboty/turnir_znatokov_ehtiketa/14-1-0-98

Конкурс игра «Этикет»

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Конкурс – игра «Этикет».

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП.

Задание командам – участникам игры.

  • Подготовить команду из 10 человек (5 пар)
  • Выбрать капитана
  • Выбрать название команды, связанное с этикетом, гостями, подарками
  • Придумать и изготовить эмблемы всем участникам (одну – для жюри)
  • Придумать и изготовить подарок своими руками
  • Придумать представление своей команды. Обыграть вручение подарка.
  • Найти или самостоятельно разработать игру — развлечение для гостей.

Ребятам необходимо знать:

  • Правила поведения за столом
  • Правила поведения в гостях
  • Пословицы и поговорки о гостях, подарках, еде
  • Положение приборов, обозначающее: «перерыв в еде», «хочу добавки», «еда закончена», «еде не понравилась»
  • Правила обращения со столовыми приборами

Ребята должны уметь:

  • Правильно вручать подарки
  • Провести свою игру – развлечение
  • Пользоваться столовыми приборами
  • Пригласить на танец, ответить на приглашение, поблагодарить за танец, отвести даму на место, фигурно складывать салфетки (бумажные или матерчатые)

Литература:

    1. Анисимова И.М. Хорошие манеры для детей. – СПб, Аквариум 1996.
    2. Берков Б.П. Приемы и банкеты. – Ростов-на-Дону, Феникс 1995.
    3. Они И.Л. Спасибо, пожалуйста, здравствуйте. Л., Лениздат 1991.

Оформление игрового зала:

  • Журнальный столик для подарков
  • Столы, накрытые скатертями, за которыми размещаются команды. На каждом из них находятся сигнальные карточки для арбитров («зеленая» – за правильный ответ, «красная» — за неправильный ответ)
  • Чайные сервизы, закусочные тарелки, приборы (ножи и вилки).
  • Сцена украшена большими белыми ромашками, на которые жюри прикрепляет результаты конкурсов.

КОНКУРС «ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ».

Идет представление команд, их приветствие, вручение подарков.

Содержание и оценка конкурса.

Команда целиком или частично выходит на сцену. Приветствует присутствующих, защищает свое название, поздравляет и вручает изготовленный подарок.

Приветствие и представление команды оценивается по 1 баллу, за оригинальность добавляется 1 балл. Всего 3 балла.

Подарок оценивается в 2 балла. За правильное вручение 1 балл. Всего 3 балла.

Команда должна уложиться в 2,5 – 3 минуты.

Игра – развлечение оценивается в 2 балла. Время, выделяемое команде на проведение игры – 5 минут.

Максимальное количество баллов за домашнее задание – 8.

Жюри оценивает участие команд в конкурсе. Баллы записываются на цветных кружочках, которые прикрепляются к ромашкам на сцене. Это происходит после каждого конкурса.

КОНКУРС «САДИМСЯ ЗА СТОЛ».

Правила поведения за столом складывались веками и сейчас остались самые нужные и удобные.

Содержание и оценка конкурса.

В этом конкурсе ребятам предлагаются вопросы и варианты ответов. На столах лежат карточки различных цветов, соответствующие вариантам ответов: красная – «А», желтая – «Б», зеленая – «В». Время , предоставляемое для обсуждения ответа на вопрос – 15 секунд. После чего по сигналу ведущего командой поднимается соответствующая карточка. Ответы оцениваются арбитрами, сидящими в командах.

Примерный перечень вопросов.

1.Ваше место за праздничным столом определяет:

А) Хозяйка:

Б) Вы сами;

В) Ваши друзья.

2. Кто приглашает гостей за стол, первым садится и начинает есть?

А) Самый веселый и активный парень;

Б) Почетный гость;

В) Хозяйка.

3. Мальчики и девочки размещаются за столом:

А) Как угодно. Это не имеет значения;

Б) Девочки – ближе к хозяйке с одной стороны, мальчики – с другой;

В) Вперемежку: девочка – мальчик, девочка – мальчик.

4. За столом мальчик в первую очередь уделяет внимание тому, кто:

А) Сидит справа от него;

Б) Сидит слева от него;

В) Главному гостю.

5. Вы садитесь за стол, берете с закусочной тарелки красиво сложенную салфетку и:

А) Кладете ее рядом с тарелкой;

Б) Кладете ее на колени;

В) Заправляете ее за воротник.

6. Во время обеда вы:

А) Будете следить за тем, чтобы руки не лежали на столе;

Б) Положите локти на стол;

В) Будете стараться , чтобы кисти рук лежали на столе.

7. На праздничном столе и справа и слева от тарелки лежат соответственно два ножа и две вилки, а за тарелкой – чайная ложка и фруктовый нож. Сначала вы пользуетесь:

А) Теми приборами, которые лежат дальше от тарелки;

Б) Приборами, ближними к тарелке;

В) Теми приборами, которые лежат за тарелкой.

8. Как поступить, если в гостях подали слишком горячий суп:

А) Придется немного подождать, пока он остынет, а затем начинать есть;

Б) Подуть на суп, чтобы он быстрее остыл;
В) Есть обжигаясь — вы же в гостях.

9. Доедая суп, вы:

А) Наклоните тарелку к себе;

Б) Наклоните тарелку от себя;

В) Оставите последнюю ложку супа на дне тарелки.

10. Как следует держать чашку с чаем?

А) Просунете указательный палец для надежности в ушко ручки;

Б) Держать чашку за ручку пальцами правой руки, не просовывая палец в ушко ручки;

В) Поддерживать чашку снизу левой рукой.

11. Что делать, если вы взяли кусок чего-либо в рот и обнаружили, что блюдо сильно пересолено?

А) Немедленно выплюнуть кусок на вилку и положить его на край тарелки;

Б) Взятый в рот кусок нужно проглотить без пояснений;

В) Сделать хозяйке замечание и потребовать убрать со стола блюдо.

12. Должны ли гости, уходя благодарить хозяев:

А) Это ни к чему. Хозяева должны поблагодарить гостей за то, что они пришли их

поздравить;

Б) Гости обязательно благодарят хозяев за гостеприимство;

В) Должны только в том случае, если им в гостях понравилось и у них хорошее

настроение.

За каждый правильный ответ насчитывается 1 балл.

Максимально количество баллов в конкурсе – 12.

Народ издавна подмечает различные этикетные моменты и отражает их в поговорках и пословицах. Есть пословицы и поговорки про хозяев и гостей, про еду и подарки. Ведущий называет некоторые пословицы и поговорки и предлагает ребятам тоже вспомнить пословицы на названные темы. После чего на сцену приглашаются капитаны команд – самые знающие и находчивые люди в командах.

КОНКУРС КАПИТАНОВ «НАРОДНАЯ МУДРОСТЬ».

Капитанам предлагается вытащить карточку, на которой написана пословица. Задача капитана – прочитать и объяснить ее смысл. Время на обдумывание – 20 секунд.

За каждый правильный ответ команда получает 2 балла, если капитан пользуется подсказкой команды — 1 балл.

Примерные варианты пословиц.

Каждый, кто приходит в гости, должен уметь уйти вовремя. К сожалению, это понимают не все. Поэтому, подметив то, что зачастую гости задерживаются слишком долго, наш народ придумал эту поговорку. Первый раз гостю радуются, когда он приходит, а второй раз – когда уходит.

  1. «Не дом хозяина красит, а хозяин дом».

Как бы не был красив дом, это не может сделать приятным наше пребывание в нем, если хозяин негостеприимный и невнимателен к гостям. Если же хозяин радостен, дружелюбен, любезен, его улыбка украсит любой невзрачный дом и сделает приятным пребывание в нем гостей.

  1. «Хозяин весел – гости радостны».

Гости и хозяин это одна команда, члены которой тесно связаны друг с другом. Эмоции и настроение хозяина передаются и гостям. Хозяин грустен — гостям не до веселья. На любом празднике смех и веселье – самое главное, а без улыбки хозяина они невозможны.

  1. «Сердись, бранись, дерись, а за хлебом с солью – сходись».

Выражение «хлеб — соль» стало у нас синонимом угощения, еды, гостеприимства. Во время еды должны быть забыты все обиды и ссоры. Совершенно недопустимы ссоры и перебранки во время приема пищи.

  1. «В чужом доме не будь приметлив, а будь приветлив ».

Эта поговорка содержит четкое правило этикета: придя в гости, не разглядывай обстановку комнат, не спрашивай: «А это что … а это зачем?», не трогай ничего без позволения хозяев. А будь приветлив, доброжелателен, тактичен, скромен.

  1. «Не дорог подарок, дорога любовь».

Смысл поговорки в том, что неважно, какой тебе делают подарок – дорогой, дешевый, большой или маленький, а значима любовь, уважение и внимание.

Читайте также:  Сидераты это

Ведущий говорит о том, что объяснять можно не только словами, но и жестами, выразить свое отношение можно и мимикой. Существует ли еще какой-нибудь язык? Да, есть еще язык «столовых приборов». Участникам предлагается продемонстрировать знание этого языка.

КОНКУРС «ОБЪЯСНИСЬ ПРИБОРАМИ».

Помощники ведущего разносят раздаточный материал на столы (закусочные тарелки, ножи, вилки). Команды с помощью приборов показывают умение выразить просьбу «добавки», показать «перерыв в еде», «еда закончена».

Содержание и оценка конкурса.

Каждый член команды в случае правильного ответа получает 1 балл. Максимальное количество баллов – 10 за каждый конкурс.

Ведущие предлагают обозначить с помощью приборов:

  1. просьбу «добавки» (вилка и нож лежат на тарелке крест – накрест, причем зубцы вилки смотрят вверх, нож лежит под вилкой лезвием к едоку.

  2. «перерыв в еде» (вилка и нож облокачиваются о край тарелки таким образом, что

их ручки направлены в противоположные стороны. Вилка располагается зубцами

вниз, нож – лезвием к едоку).

  1. «еда не понравилась» (вилка и нож лежат на тарелке крест-накрест. Нож располагается над вилкой, лезвием к едоку).

Ведущие говорят о том, что данное положение приборов не принято употреблять в гостях, т. к. это будет не тактично, но знать об этом нужно, чтобы случайно не положить столовые приборы таким образом и не обидеть хозяйку.

  1. «еда закончена» (нож и вилка лежат на тарелке параллельно друг другу; нож

правее, лезвием к едоку, вилка – зубцами вверх. Ручки приборов приблизительно

направлены на цифру «5» воображаемого циферблата часов).

Максимально возможное количество балов за 4 задания – 40.

Время на выполнение каждого задания – 40 секунд.

КОНКУРС «ТАНЦЕВАЛЬНЫЙ».

Ведущие приглашают на сцену под звуки вальса по две пары от каждой команды. Мальчики должны встать со своего места, подойти к девочкам и пригласить их, сделав поклон головой и произнеся при этом соответствующие слова. При этом оценивается и изящность, с которой они приглашают.

За правильно выполненный поклон каждый мальчик получает – 1 балл.

За уместно произнесенные слова – 1 балл.

За продемонстрированную особую изящность – 1 балл.

Всего 6 баллов, т. к. в каждой команде оцениваются 2 пары.

Мальчик приглашает девочку, она дает свое согласие, выражая его улыбкой и наклоном головы, после чего пара выходит на сцену.

Выход в центр оценивается: девочка должна идти чуть впереди, на полшага, так как она выбирает удобное место для танца. При правильном выходе пара получает 1 балл. Итого — 2 балла.

После танца мальчик должен поблагодарить девочку за танец – поклониться , сказать: «Спасибо!» — 1 балл каждой паре. Всего – 2 балла.

После этого кавалер провожает даму на место и там еще раз благодарит, получая за это 1 балл. Итого 2 балла.

Максимальное количество баллов за танцевальный конкурс — 12.

Время на проведение конкурса — 5 минут.

КОНКУРС «СЛОЖИ САЛФЕТКУ».

Каждому участнику конкурса выдается накрахмаленная матерчатая салфетка и десертная тарелка. Ведущие предлагают красиво оформить свое место за столом, то есть:

  1. правильно расположить салфетку (она должна лежать на десертной тарелке);

  2. уметь сложить салфетку одним из принятых по этикету способов (например: «Шапка епископа», «Ролик», «Веер» и т п.).

За оформление салфетки каждый член команды получает 1 балл.

Итого — 10 баллов.

За каждый примененный командой способ складывания салфетки добавляется 1 балл.

Итого дополнительных баллов – 10.

Максимальное количество баллов за весь конкурс – 20.

Конкурс может поощряться грамотой: «Команде — победителю в конкурсе «Творчество в сервировке».». Баллы, заработанные в этом конкурсе, в общий зачет не идут. Время на выполнение конкурса – 4 минуты.

Между конкурсами проводятся игры-развлечения подготовленные ребятами.

Варианты номинаций:

  1. Самая оригинальная эмблема.

  2. Самая интересная игра-развлечение для гостей.

  3. Лучший танцор.

  4. Лучший подарок.

  5. Лучший знаток «языка приборов».

  6. Лучший капитан.

  7. Самая галантная команда.

  8. Самая элегантная команда.

  9. Самая дружная команда.

Награждение победителей.

  1. Конкурс

    Положение о XIX городском конкурсе творческих работ юных генеалогов и XI городской конференции «Родословные школьников Петербурга в истории Отечества и города»

  2. Конкурс

    В современных условиях модернизации образования особое значение приобретает задача сохранения и укрепления здоровья школьников. Поэтому программа, главная цель которой «…сформировать у дошкольников и младших школьников основы рационального

  3. Рабочая программа

    Кризис человечности, захвативший все слои населения, является следствием, за которым стоит причина – дефицит духовности общества и человека. Поэтому важнейшим объектом познания в школе должен быть человек, его мировосприятие, отношение

  4. Конкурс

    Российская Библиотечная Ассоциация — как ассамблея идей, талантов, творческого вдохновения. Чувство профессиональной гордости и корпоративной общности — от общего праздника, одного на всех, каждый год — в разных библиотеках, в разных

  5. Конкурс

    Описание инновационного педагогического опыта учителя начальных классов МОУ СОШ п. Ярославский Хорольского района Приморского края Бережной Ольги Викторовны 15

Источник: https://refdb.ru/look/1279571.html

Турнир знатоков этикета

Это очень веселая состязательная форма групповой деятель­ности, эффективное средство для формирования у детей поло­жительной установки к этикету. Ненавязчиво, легко и нагляд­но разворачивается перед детьми широкий спектр регламенти­рованных общепринятых форм поведения.

Они выступают как Давно решенные поведенческие задачи, как наиболее оптималь­ный вариант поведения в типичных ситуациях. Ознакомление сПикетом — это расширение индивидуального поведенческого опыта. Соблюдение этикета — это освобождение человека от необходимости заново решать часто повторяющуюся задачу человеческого общежития.

Несмотря на то, что этикет направля­ет свои предписания на внешние формы поведения и эта внеш­няя форма может быть использована при разном содержатель­ном наполнении, обучению этой форме следует уделять достаточное педагогическое внимание, так, чтобы ребенок с возрас­том легко владел культурными поведенческими формами для вы­ражения своих тонких отношений.

К тому же, нельзя не учи­тывать, что младший школьник обретает внутреннее через внеш­нее, идет к отношению, прежде всего, через действие.

Турнир, знатоков этикета — командное состязание. Обычно команды составляются из учеников одного класса, и состязание идет между двумя классами.

Но по мере усвоения игровых пра­вил рождаются самые разнообразные способы создания команд: это может быть представительная группа возрастной параллели (например, команда семиклассников вызывает на состязание восьмиклассников); не исключен принцип половых различий (например, команда девочек приглашает мальчиков проверить свои рыцарские качества); возможны разновозрастные группы, когда малыш второго класса на равных с юношей десятого класса сражается в ситуационных решениях (например, капи­таны подбирают команду из представителей всех возрастных групп); очень остро проходит игра при введении команды из взрослых людей — тогда школьники создают свободную коман­ду из лучших «этических» сил, чтобы достойно сражаться с про­тивником.

Судейская бригада (жюри, комиссия) составляется, как пра­вило, из детей разных классов, туда приглашаются принципи­альные ребята и «звезды» общешкольных симпатий, в число су­дей может входить и какой-либо педагог.

Однако успех турнира решают два условия. Первое — со­держание состязательных задач, выдвигаемых перед команда­ми последовательно, от тура к туру: они непременно должны носить характер ситуационный, так, чтобы исполнение задачи театрализовалось и являлось зрелищным воплощением этичес­кого правила — отношения к человеку.

Второе — комментарий Ведущего, вскрывающий сущность правил этикета, его тонкости и жесткие регламентации в виде «надо», «нельзя». Комментарий Ведущего следует за выполне­нием задачи, поставленной перед командой, и предшествует моменту судейской оценки, таким образом, обеспечивается единый критерий оценок.

Обеспечение этих двух условий и составляет всю подготови­тельную работу по организации турнира. Правда, если не считать общеорганизационных компонентов, таких, как красочное веселое объявление, приготовление зала для болельщиков, мест для соревнующихся, музыкальные заставки, юмористические призы и прочее.

Методика же составления этических, задач предельно про­ста: в одном и том же разделе свода правил по этикету выби­раются две однотипные нормы (например, как пользоваться чайной ложкой, как пользоваться столовой ложкой) —их и пред­лагается продемонстрировать поочередно представителям ко­манд; так как эти разделы в литературе по этикету традицион­но выстраиваются по принципу «сферы жизни человека» («в транспорте», «в театре», «в гостях» и т. д.), то и контрольные задания, предъявляемые командам, будут разнообразны, они как бы окунают участников в разные сферы человеческой жиз­ни. Не стоит в подборе задач-ситуаций ограничиваться узкими сферами жизни сегодняшнего школьника: пусть он в вообра­жении заранее переживает будущую ситуацию, в действии ре­альном заложит основы для завтрашнего необходимого дейст­вия (например, «пригласить даму в театр», «сесть в автомо­биль», «развлечь гостью», «предложить финансовую помощь по­павшему в беду»).

От тура к туру задания должны усложняться, а предлагае­мые ситуации вынуждать школьника к творческому акту.

Эти сложные ситуации подсматриваются в жизни: вот мужчина с зонтом стоит на автобусной остановке, а рядом без зонта мок­нет под дождем женщина; вот в электропоезде пассажир начи­нает лакомиться конфетами; вот сидящая девушка видит стоя­щую с тяжелой сумкой молодую женщину; вот в театральном вестибюле оторвалась у кого-то и зазвенела по полу пуговица; вот гостю предлагают блюдо, которое ему противопоказано, и т. д.

Проводя первый турнир знатоков этикета, необходимо пред­видеть серию последующих, так как данная игровая форма групповой деятельности увлекает детей и рождает у них жела­ние еще раз пережить момент захватывающего состязания.

Мо­жно планировать заранее годовой цикл таких турниров, заве­домо составив график этических сражений.

Но данная форма деятельности может возникать и спонтанно, в контексте какой-либо другой деятельности: во время литературной гостиной, на философском столе, на вечере отдыха, на встрече друзей и дру­гих.

Добавим: ни в коем случае нельзя забывать, что турнир знатоков этикета — игра и шутка, проверка сил и веселье, дру­жеское состязание и удовольствие. Он проводится ритмично, легко, изящно, остроумно и мягко, так, чтобы эта игра духовных сил никого не обидела, не унизила, а наоборот, возвысили уверила в собственных возможностях, «утеплила» взаимоотношения в школе.

Источник: http://pdnr.ru/d177597.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector