Турнир знатоков русского языка и литературы, 9-10-11 класс

Турнир знатоков русского языка и литературы, 9-10-11 класс

  • Скачать презентацию (0.12 Мб)
  • 4 загрузки
  • 5.0 оценка

ВКонтакте

Одноклассники

Facebook

Твиттер

Телеграм

Ваша оценка презентации

Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов

Презентация для школьников на тему «Турнир знатоков русского языка и литературы» по русскому языку. pptCloud.ru — удобный каталог с возможностью скачать powerpoint презентацию бесплатно.

  • Форматpptx (powerpoint)
  • Количество слайдов24
  • Аудитория3 класс 4 класс 5 класс 6 класс
  • Словаинтеллектуальная игра викторины литература русский язык
  • КонспектОтсутствует
  • Слайд 1«Путешествие в страну Филологию»
  • Слайд 3Водой не разольешь Как в воду опущенный Набрал в рот воды Как в воду глядел Как две капли воды Прошли огонь и воду Седьмая вода на киселе Толочь воду в ступе неразлучные друзья грустный человек молчаливый человек угадал, предсказал очень похожи все испытали дальний родственник бесполезная работа
  • Слайд 5Изменив в слове только одну букву, получить как можно больше новых слов.Бак Дом Кот Бочка
  • Слайд 67я 40а 100л Е2 О5 с3ж
  • Слайд 8Назовите автора и произведение, в котором данный предмет играет определенную роль.Кольцо Клюква Трубка (люлька) Платок А.С.Пушкин. «Дубровский» М.М.Пришвин. «Кладовая солнца» Н.В.Гоголь. «Тарас Бульба» М.Ю.Лермонтов. «Песня про… удалого купца Калашникова»
  • Слайд 9Конкурс « Блиц- турнир»
  • Слайд 10Кто автор романа « Приключения Робинзона Крузо»? Как греки называли свои сказки? Знаменитый русский баснописец- … Название имения Троекурова — … Какой «псевдоним» взял себе Дубровский? Назовите имена друзей д*Артаньяна. С кем в пути встретился Вольга? Как называется болото, где заблудились Настя и Митраша? Д.Дефо Миф И.А.Крылов Покровское Дефорж Атос, Портос, Арамис С Микулой Селяниновичем Блудово
  • Слайд 11С кем сразился Илья Муромец ? Название имения Дубровского — … Как звали Настю в «Кладовой солнца»? Как звали Митрашу в «Кладовой солнца»? Друг и помощник Шерлока Холмса — … Кто подковал блоху? Автор стихотворения «Тучи»? Перечислите Бременских музыкантов. С Соловьём Разбойником Кистеневка Золотая Курочка Мужичок в мешочке Доктор Ватсон Левша М.Ю.Лермонтов Кот, Пес, Петух, Осел, Трубадур
  • Слайд 12Земля белая, а птицы на ней черные. Бумага, карандаш Черные, кривые, от рождения немые, станут в ряд- сразу заговорят. Буквы Какие два местоимения мешают автотранспорту? Я- мы Что принадлежит только тебе, а используется чаще другими? Имя Точка с хвостиком. Точка Ложь с намеком. Сказка Какую часть слова можно в земле найти? Корень
  • Слайд 13Лучше синица в руке… Один в поле … На чужой каравай … Всякий кулик… С миру по нитке … Куй железо… Маленькоедело лучше… Терпение и труд … Как аукнется … чем журавль в небе не воин рта не разевай свое болото хвалит голому рубашка пока горячо большого безделья все перетрут так и откликнется
  • Слайд 14Двое остановились у забора, за которым виднелись какие-то кусты. Один спрашивает: -Это черная? -Нет, это красная! — А почему она белая? — Потому что зеленая! (Смородина)
  • Слайд 16Дедушка присел на пенек, собиравший грибы. Пастух увидел наш костер, заночевавший в горах. Подгоняемая лодка волнами неслась по реке. Подъезжая к станции, у меня слетела шляпа. Вернувшись домой, пошел дождь. Самолет сел на аэродром, вылетевший из Москвы.
  • Слайд 17Сидеть сложа руки Чесать язык В одно ухо вошло, в другое вышло Лезть на стенку Совать нос не в свои дела Водить за нос
  • Слайд 18Люди перестают мыслить, когда… …перестают читать. (Дидро) Ты навсегда в ответе за всех… …кого приручил. (А. де Сент-Экзюпери) Лучше оправдать десять виновных, нежели… …обвинить одного невиновного. (Екатерина II) Никогда не беспокой другого тем… …что можешь сделать сам. (Л.Н.Толстой)
  • Слайд 20У неё забирают, а она всё больше становится. Начинается с конца, а кончается с начала.( Яма (конец и начало алфавита)
  • Слайд 21Какую строчку не может прочитать ни один учёный? Какой бор никогда не имеет листвы? Каким ключом нельзя открыть замок? В какой клетке не держат птиц и зверей? Какой вид художественного произведения обозначается человеческим именем? (Строчку, прошитую на машинке. (Бор — химический элемент). (Ключом — источником, музыкальным знаком). (В тетрадной). (Роман).
  • Слайд 22ЛЁЗОК КУТА ДАШОЛЬ ЛЁСО ОСАРКО СУГЬ ПУТЕХ АЗОК ЦУРИКА ВОЦА КОЗЁЛ УТКА ЛОШАДЬ ОСЁЛ СОРОКА ГУСЬ ПЕТУХ КОЗА КУРИЦА ОВЦА
  • Слайд 23Товарищ по работе. Популярная игра на льду. Спортивный бег Сотрудник газеты, журнала. Рисунки в журнале, газете, книге. (Коллега) (Хоккей) (Кросс) (Корреспондент) (Иллюстрации)

Посмотреть все слайды

Источник: https://pptcloud.ru/russkiy-yazik/turnir-znatokov-russkogo-yazyka-i-literatury

Сайт учителя русского языка и литературы — Турнир знатоков русского языка

Сайт учителя русского языка и литературы - Турнир знатоков русского языка

Турнир знатоков русского языка

В игре участвуют 2 команды. Выбраны заранее капитаны команд, расставлены столы и стулья для соревнующихся и для болельщиков.

Оборудование: плакат «Турнир знатоков русского языка», плакаты с высказываниями о русском языке, карточки с заданиями для команд и болельщиков, секундомер, призы для участников и для болельщиков, на игровых столах – листочки бумаги, ручки, карандаши.

Ход игры

Вступление

Ведущий. Здравствуйте, дорогие гости и участники нашего праздника. Мы рады приветствовать вас на Турнире знатоков русского языка.

        Главный гость сегодня – его величество русский язык. Могуч и прекрасен русский язык. Послушайте, что говорили о нём выдающиеся русские и зарубежные писатели.

Дети читают высказывания о русском языке.

Ученик 1. Александр Сергеевич Пушкин с благоговением относился к родному языку. По его мнению, «русский язык – это выразительный и звучный язык, гибкий и мощный в своих оборотах и средствах, переимчивый и общежительный в своих отношениях к чужим языкам». Ему свойственны «величавая плавность, яркость, простота и гармоническая точность».

Ученик 2. «Русский язык – настоящий, сильный, где нужно – строгий, серьёзный, где нужно – страстный, где нужно – бойкий и живой». Так считал Лев Николаевич Толстой.

Ученик 3. Классик французской литературы Проспер Мериме так отзывался о русском языке: «Это прекраснейший из всех европейских языков, не исключая и греческого».

Ученик 4. Иван Сергеевич Тургенев просил: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достижение передано нам нашими предшественниками».

Ведущий. Сегодня в нашем турнире участвуют две команды, которые в честном поединке выяснят, кто же лучше знает наш прекрасный русский язык.

      Победителя турнира определит компетентное жюри в составе …

(представляются члены жюри).

         Итак, команды готовы! Но сначала они должны узнать своё название. Для этого надо из букв собрать слово.

У М Н И Ч К И
З Н А Т О К И

Команда 8А

Читайте также:  Пословицы и поговорки про родню

Команда 8Б

Первый тур. Приветствие команд.

                                    1. Мы весёлые ребята,

                              И не любим мы скучать,

                              С удовольствием все будем

                              Мы в турнире выступать.

                                    2. Орешек знаний твёрд, но всё же

                                     Мы не привыкли отступать.

                                     Нам расколоть его поможет

                                     Турнир, девиз которого:

                                    «Хочу всё знать!»

                                     3. И пусть быстрей кипит борьба,

                              Сильней соревнование,

                              Успех решает не судьба,

                              А только наши знания.

 Второй тур.

Ведущий. Этот тур проверит, насколько хорошо наши команды ориентируются в именах существительных. Каждая команда получит карточку со словами. Ваша задача: определить род имён существительных, записанных на карточке.

         Мебель,   кофе,   тюль,   такси,    кенгуру, шимпанзе,   кольраби,   авеню, пенальти.

         За каждое слово – 1 балл.

Третий тур.

Ведущий. Этот тур определит, как участники турнира ориентируются в окружающем нас мире.

Я назову страну, а вы скажите, как называются жители этой страны. (Команды отвечают по очереди. )

            Франция, Япония. Россия, Англия,  Германия, Египет, Индия, Норвегия.

          А теперь назовите жителей городов: Орёл, Курск, Мценск, Омск, Астрахань, Новгород.

За правильный ответ – 1 балл.

 Четвёртый тур.

Ведущий. Русский язык очень дружен с другими предметами, например с математикой. Он перенял у неё многое из её словарных запасов. Больше всего ему понравились число 100. Попробуйте записать наибольшее количество имён существительных, где он применил это число.

         За каждое слово – 1 балл.

Пятый тур.

Ведущий. Посмотрите внимательно на слово и найдите в нём другое спрятавшееся слово.

         Ворота, картина, чемпион, гречка, волна, стряпуха, ведомость, зоркость.

         За каждое новое слово – 1 балл.

Шестой тур.

Ведущий. Этот туропределит, насколько широк ваш словарный запас. Я скажу предложение о человеке. Вам нужно заменить это предложение одним словом. (Команды отвечают по очереди.)

         Человек, который часто и много кушает. (Обжора.)

         Человек, любящий лежать на диване, кровати. (Лежебока.)

         Человек, который рано ложится спать и поздно встаёт. (Соня.)

         Человек, который любит докладывать о событиях, происходящих рядом. (Ябеда.)

За верное слово – 1 балл.

Седьмой тур.

Ведущий. Некрасов завещал писать так, чтобы словам было тесно, а мыслям просторно, то есть говорить «экономно». Как вы думаете, какие слова в приведенных выражениях являются «лишними», то есть не содержат никакой информации. Найдите и зачеркните «лишнее» слово.

         Май месяц, девочка Маша, пять минут времени, два рубля денег.

         За каждое правильно зачёркнутое слово – 1 балл.

Восьмой тур.

Из букв соберите «рассыпанные» слова.

Куро,  лакош,  праат,  тратедь, 

качур,  агинк,  салкс,  итульче.

Девятый тур.

Ведущий. Пришла пора скрестить шпаги капитанам команд. Им предстоит за 2 минуты из слова «категория» составить имена существительные именительного падежа единственного числа. Буквы в слове не должны повторяться.

         За каждое слово – 1 балл.

Задание болельщикам

Пока капитаны пишут слова, болельщики могут заработать для своей команды дополнительные очки. Замените слова синонимами.

Плакать, бранить, работать, бояться, смеяться, есть, приглашать, говорить.

Десятый тур.

Ведущий. На этой карточке было написано предложение, но маленький мальчик разрезал карточку на кусочки. Его сестрёнка-первоклассница попробовала собрать из кусочков  предложение. Вот что у неё получилось:

         Рыбу не скотина крыше съел.

Попробуйте разобрать, что было написано на этой карточке. Соберите правильное предложение.

         За правильно составленное предложение – 3 балла.

Одиннадцатый тур.

Ведущий. В этом туре вам потребуются внимание и отменная реакция, так как будем работать с антонимами. Я называю слово, вы мгновенно должны ответить на него антонимом. При задержке ответа перехожу к другому участнику. (Тур проходит в быстром темпе. Ведущий играет с каждым из участников команд.)

         Большой, высокий, длинный, широкий, толстый, глубокий, прямой, первый, верхний, тяжёлый, острый, горячий, светлый, белый, мокрый, громкий, сладкий, хороший, скупой, нежный, храбрый, умный, чистый, больной.

         За каждое слово – 1 балл.

Двенадцатый тур.

Ведущий. Этот тур потребует от вас внимательности. Вам нужно собрать словарные слова, которые нечаянно рассыпались и никак не могут самостоятельно найти свои половинки.

         хо     ро     ще

         ки     лен   зонт

         жи    ри     дарь

         аг      зяй    метр

         го      ли     ном

         ка      ло     ство          

     За каждое слово – 1 балл.

Тринадцатый тур.

Найдите лишнее слово.

Лес, лесничий, лестница.

Смешной, смешить, смешать.

Лев, левый, налево.

Водитель, водичка, водяной.

Честность, чесночный, чеснок.

Дивный, удивлённый, диванный.

Четырнадцатый тур.

Найдите предложения и пословицы, которые говорят об одном и том же. Соедините их стрелками.

Береги время.                                    Держи язык за зубами.

Доводи дело до конца.                   Век живи, век учись.

Не болтай.                                   Ссора до добра не доведёт.

Учись всю жизнь.                      Разумно жить –

                                                      минутой дорожить.

Не ссорься.                               Не верь началу —  верь концу.

Не торопись,

делай всё аккуратно.          Делано наспех — делано насмех

Пятнадцатый тур.

Пользуясь алфавитом, прочитайте зашифрованную загадку и отгадайте её.

12  20  16           4  16  3  16  18  10  20             15  1                          (Эхо)

 3  19  6  23             33  9  29  12  1  23 ?      

Итог.

Ведущий. Вот и закончился наш турнир. И, как ни грустно, но нам пора расставаться. Мне остаётся поблагодарить вас за активное и дружное участие в нашем празднике, за отличное знание родного русского языка. Заключительное слово предоставляется председателю жюри.

(Объявляется победитель. Каждой команде и болельщикам вручаются призы.)

         — Нашим командам сражаться в турнире помогала дружба. Давайте закончим нашу игру песней о дружбе.

Источник: http://schkola2012.ucoz.ru/index/turnir_znatokov_russkogo_jazyka/0-30

Средняя общеобразовательная школа № 76

Средняя общеобразовательная школа № 76

Положение конкурса

Участники:

  • «Весёлые и любознательные», команда 9 «А»класса
  • «ОК», команда 11 «А» класса

Руководитель: Аникина Галина Алексанровна, учитель русского языка и литературы.

28 февраля и 4 марта в нашей школе прошёл турнир знатоков по русскому языку для 11 и 9 «А» классов. Ребята очень старались и были близки к победе, ответили на несколько очень трудных вопросов, а ученица 9 «А» класса даже дала 2 досрочных ответа.

К сожалению, наши команды не победили, но ведь играть им пришлось с учителями из разных регионов страны. Вместе с учениками 11 класса в игре принимали участие и шестиклассники (6 «А» класс) и даже ответили правильно на несколько вопросов, но у них было личное первенство.

А ещё четверо ребят из 6 «А» напомнили всем об очень нужных книгах — словарях, провели стихотворные словарные паузы. Было интересно!

Читайте также:  Эссе «мое любимое занятие», 6 класс
Кроме них в зале присутствуют ученики 6 «А» классаТурнир проходил под девизом «Умейте же беречь… наш дар бесценный — речь!»Поэтому на экране слайд с этими строчками И.А. Бунина.

  • Слово учителя. «Ребята, наш турнир проходит под девизом: «Умейте же берчь… наш дар бесценный — речь!» Это строки замечательного поэта и писателя И.А. Бунина. Как вы думаете, почему надо беречь нашу речь? (Ответы ребят) А чтобы язык беречь, его надо знать. Поэтому мы и проводим турнир знатоков. Представьте свою команду»
  • Представление команды. Команда «ОК» — Отличная Команда.

Девиз команды:Сохраним Пушкина достояние,Безграмотности дадим противостояние.

  • Учитель. «А что нам помогает изучать язык, кроме уроков, конечно? Словари. Поэтому сегодня у нас будут словарные паузы.» Далее учитель объясняет правила игры: игра длится до 6 побед, правильные ответы оцениваются разным количеством баллов, от 1 до 5. На обсуждение — 60 секунд. После того, как команда дала ответ, зрители могут дать свой вариант ответа и получить поощрительные призы. «А начнём мы со словарной паузы.» На стол знатоков ставится томик словаря синонимов.
  • Выходит ученица 6 класса, у неё в руках плакатик с названием словаря. Она читает четверостишие об этом словаре. Первый словарь — словарь синонимов. Все четверостишия специально для этой игры сочинены Котлуковой Дарьей.

Хорошая штуковина, синонимов словарь.О стольком с ним по-разному могу я рассказать.Написано там много по смыслу схожих слов,И он мне несомненно понадобится вновь.Вопрос №4 — отвечает Камила, ответ неправильныйВопрос №6 — отвечает Алексей, ответ правильныйВопрос №13 — отвечает Артём, ответ неправильныйВопрос №14 — отвечает Камила, ответ правильныйВопрос №8 — отвечает Ксения, ответ неправильныйСловарная пауза. Орфоэпический словарь.Чтоб поставить ударенье,Уточнить произношенье,Надо только взять, как встарь,Орфоэпический словарь.Вопрос №11 — отвечает Камила, ответ неправильныйВопрос №5 — отвечает Артём, ответ неправильный, очень обидно, он не назвал только бельгийский язык.Вопрос №12 — отвечает Татьяна, ответ неправильный, на первую часть вопроса ответили.Словарная пауза. Толковый словарь.Услышав слово новое,Ничуть вам не знакомое,Поскорее открывайТолковый Даля ты словарь.

  • Слово учителя. «Итак, к сожалению, наша игра закончена. А завершим мы её ещё одной словарной паузой. Встречайте, орфографический словарь

Как слово пишется, узнать,Или имя подобрать,Поможет нам магическийСловарь орфографический.

  • Поощрительные призы вручаются Мулдагалиевой Диане, Глотову Артёму (оба — 6 «А» класс) за правильный ответ на вопрос №14 и Мещёркину Сергею за правильный ответ на вопрос № 9 (6 «А» класс)
Отчет_9 классОтчет_11 класс

Источник: http://sarschool76.narod.ru/konkurs_ZRUS_2015.htm

Турнир знатоков русского языка и литературы «Путешествие в страну Филологию» — скачать презентацию

Турнир знатоков русского языка и литературы «Путешествие в страну Филологию» - скачать презентациюСлайд 1
Описание слайда:

Турнир знатоков русского языка и литературы «Путешествие в страну Филологию»

Слайд 2
Описание слайда:

Конкурс – разминка «Знаешь ли ты?»

Слайд 3
Описание слайда:

Объяснить значение фразеологизмов Водой не разольешь Как в воду опущенный Набрал в рот воды Как в воду глядел Как две капли воды Прошли огонь и воду Седьмая вода на киселе Толочь воду в ступе

Слайд 4
Описание слайда:

Конкурс « В стране Грамматике»

Слайд 5
Описание слайда:

Изменив в слове только одну букву, получить как можно больше новых слов. Бак Дом Кот Бочка

Слайд 6
Описание слайда:

Решите ребусы 7я 40а 100л Е2 О5 с3ж

Слайд 7
Описание слайда:

Конкурс «Комната забытых вещей»

Слайд 8
Описание слайда:

Назовите автора и произведение, в котором данный предмет играет определенную роль. Кольцо Клюква Трубка (люлька) Платок

Слайд 9
Описание слайда:

Конкурс « Блиц- турнир»

Слайд 10
Описание слайда:

Вопросы для первой команды Кто автор романа « Приключения Робинзона Крузо»? Как греки называли свои сказки? Знаменитый русский баснописец- … Название имения Троекурова — … Какой «псевдоним» взял себе Дубровский? Назовите имена друзей д*Артаньяна. С кем в пути встретился Вольга? Как называется болото, где заблудились Настя и Митраша?

Слайд 11
Описание слайда:

Вопросы для второй команды С кем сразился Илья Муромец ? Название имения Дубровского — … Как звали Настю в «Кладовой солнца»? Как звали Митрашу в «Кладовой солнца»? Друг и помощник Шерлока Холмса — … Кто подковал блоху? Автор стихотворения «Тучи»? Перечислите Бременских музыкантов.

Слайд 12
Описание слайда:

Отгадайте загадки Земля белая, а птицы на ней черные. Бумага, карандаш Черные, кривые, от рождения немые, станут в ряд- сразу заговорят. Буквы Какие два местоимения мешают автотранспорту? Я- мы Что принадлежит только тебе, а используется чаще другими? Имя Точка с хвостиком. Точка Ложь с намеком. Сказка Какую часть слова можно в земле найти? Корень

Слайд 13
Описание слайда:

Закончите пословицу. Лучше синица в руке… Один в поле … На чужой каравай … Всякий кулик… С миру по нитке … Куй железо… Маленькое дело лучше… Терпение и труд … Как аукнется …

Слайд 14
Описание слайда:

Конкурс «О чем идет речь»? Двое остановились у забора, за которым виднелись какие-то кусты. Один спрашивает: -Это черная? -Нет, это красная! — А почему она белая? — Потому что зеленая! (Смородина)

Слайд 15
Описание слайда:

Конкурс « В редакции»

Слайд 16
Описание слайда:

Выполните корректуру предложений, правильно перестроив их. Дедушка присел на пенек, собиравший грибы. Пастух увидел наш костер, заночевавший в горах. Подгоняемая лодка волнами неслась по реке. Подъезжая к станции, у меня слетела шляпа. Вернувшись домой, пошел дождь. Самолет сел на аэродром, вылетевший из Москвы.

Слайд 17
Описание слайда:

Передайте значение фразеологического оборота с помощью жестов. Сидеть сложа руки Чесать язык В одно ухо вошло, в другое вышло Лезть на стенку Совать нос не в свои дела Водить за нос

Слайд 18
Описание слайда:

Продолжите афоризм. Люди перестают мыслить, когда… …перестают читать. (Дидро) Ты навсегда в ответе за всех… …кого приручил. (А. де Сент-Экзюпери) Лучше оправдать десять виновных, нежели… …обвинить одного невиновного. (Екатерина II) Никогда не беспокой другого тем… …что можешь сделать сам. (Л.Н.Толстой)

Слайд 19
Описание слайда:

Какое слово можно составить из 3-й, 11-й, 16-й букв алфавита? (Йод)

Слайд 20
Описание слайда:

У неё забирают, а она всё больше становится. Начинается с конца, а кончается с начала. ( Яма (конец и начало алфавита)

Слайд 21
Описание слайда:

Ответить на вопросы. Какую строчку не может прочитать ни один учёный? Какой бор никогда не имеет листвы? Каким ключом нельзя открыть замок? В какой клетке не держат птиц и зверей? Какой вид художественного произведения обозначается человеческим именем?

Читайте также:  Процесс и стратегии обучения как ведущий стимул профессионального развития

Слайд 22
Описание слайда:

“Рассыпанные буквы”. Расставить буквы и прочесть названия 10 животных: ЛЁЗОК КУТА ДАШОЛЬ ЛЁСО ОСАРКО СУГЬ ПУТЕХ АЗОК ЦУРИКА ВОЦА

Слайд 23
Описание слайда:

“Удвоенные согласные” Замените следующие словосочетания одним словом. Товарищ по работе. Популярная игра на льду. Спортивный бег Сотрудник газеты, журнала. Рисунки в журнале, газете, книге.

Слайд 24
Описание слайда:

Источник: http://mypresentation.ru/presentation/turnir_znatokov_russkogo_yazyka_i_literatury_puteshestvie_v_stranu_filologiyu

Внеклассное мероприятие по русскому языку для 9 класса «Турнир знатоков русского языка»

Автор презентации: Смайлова Орал Капаровна

Турнир знатоков русского языка.

Цель:

– проверить знания учащихся по русскому языку, прививать интерес к изучению русского языка;

– способствовать активизации мыслительной деятельности учащихся, развивать интеллект, внимание, память, воображение;

– создать условия для воспитания любви к русскому языку, воспитание чувства товарищества, взаимопомощи, ответственности.

Оборудование урока:

– компьютер, мультимедиа проектор, компьютерная презентация

Ход урока

Вступительное слово учителя:

Добрый день, дорогие ребята!

“Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины,– ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя– как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!” Такие прекрасные слова о русском языке в 1882 году сказал И.С. Тургенев – великий писатель, мастер русского слова. Высоко оценивая русский язык, И.С. Тургенев завещал нам беречь его: “Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык!” Но что значит беречь язык? (Ответы учащихся)

Сегодняшняя игра “Турнир знатоков русского языка” поможет выявить настоящих знатоков русского языка. В знании языка будут состязаться две команды. Оценивать ваши ответы будет жюри.

1 тур. «Горячий стул». Каждая команда задает по пять вопросов представителю противоположной команды. (по теме «Сложное предложение»)

2 тур. За одну минуту собрать наибольшее количество рассыпанных словарных слов:

хо ро ще

ки лен зонт

жи ри дарь

аг зяй метр

го ли ном

ка ло ство

3 тур. «Орфографический». Вставить пропущенные буквы (распечатка текста на столе)

Ц…трус, ц ….тата, печ…нка, пч…лы, ш…лковый, чащ…ба, ч…рствый, ж…нглер, обж..ра, р..зрастаться, пр…знание, пр..образовать, туш…нка, уб…раю, отп…реть, зам…реть, бл…стеть, вым…кнуть, р…стовщик, уг…реть, пл…вчиха.

4 тур. «Угадай». Подобрать и записать к именам существительным как можно больше прилагательных. Зачитать прилагательные противоположной команде, чтобы та по ним угадала существительное.

1-ая команда: медведь

2-ая команда: сосна

5 тур «Пунктуационный». Правильно расставить знаки препинания в сложном предложении (распечатка предложений на столе)

1) Я знаю что вечером к тебе придут те кем ты интересуешься и кто тебя не встревожит.

2) Моряки хорошо знают что море прекрасно только тогда когда у него есть берег.

3) Когда качнётся дымный берег и чайки вдруг поднимут крик хочу в неведомое верить и думать вновь что мир велик.

4) Общеизвестно что листья мимозы если до них дотронуться мгновенно складываются.

5) Как бы ни устал как бы ни намок в лесу под дождём как ни приятно после грибного похода напиться чаю и отдохнуть всё же приятнее сначала разобрать корзину.

6) Кто никогда не видал как растёт клюква тот может долго идти по болоту и не замечать что он по клюкве идёт.

7) Если один раз пожалеешь что не сказал то сто раз пожалеешь о том что не промолчал.

6 тур «Сквозные буквы». Конкурс капитанов.

По определенной формуле составить как можно больше слов.

— — Н — — (банка, банан, венок, вынос, гонки, гений, денек, донос, жених, канат, конек, монах, щенок, финка).

Игра с болельщиками. Изменив одну букву, получить как можно больше слов (Кот – пот, рот, кит, код, кок, кол, ком, кон)

7 тур. Рассказ на одну букву. В течение 5 минут написать рассказ, в котором все слова будут начинаться на одну букву. (напр., Машины мчались мимо метро. Мама медлила. Малолетний миша мимоходом мял мамино манто…)Побеждает та из команд, в чьём рассказе больше слов. 

8 тур «Загадки» (балл присуждается той команде, которая быстрее даст правильный ответ):

2. У семи братьев по одной сестрице. Много ли сестер? (одна).

3. Шли рядом: сын с отцом да дед с внуком. Сколько их? (трое).

4. Шесть ног, 2 головы, 1 хвост – что это? (всадник на лошади).

5. Что принадлежит только тебе, а используется чаще другими? (имя).

6. Точка с хвостиком (запятая).

7. Ложь с намеком (сказка).

8. Кто говорит на всех языках (эхо).

9. На какой вопрос невозможно ответить «да»? (ты спишь?) На какого героя покушались трижды, на четвертый раз он погиб? (колобок).

10.  Что можно приготовить, но нельзя есть? (уроки).

11.  У кого шапка без головы, нога без сапога? (у гриба).

9 тур « Числительные».

Ведущий: — Вспомните названия литературных произведений, в состав которых входят числительные. (Три толстяка, Три мушкетера, Три медведя, 17 мгновений весны, 12 стульев, Тысяча и одна ночь, 20 тыс.

лье под водой, Петр 1, 2 капитана, 4 танкиста и собака, Сказка о мертвой царице и 7 богатырях). Выигрывает та команда, которая в течение 5 минут приведут наибольшее количество литературных произведений.

10 тур « Конкурс скульптурных групп»

Ведущий: — Ваша задача- изобразить скульптуру, воплотив в неё следующие афоризмы:

—  Любви все возрасты покорны. Любви все возрасты покорны;

Но юным, девственным сердцам

Ее порывы благотворны,

Как бури вешние полям…

— Есть женщины в русских селеньях. Есть женщины в русских селеньях

С спокойною важностью лиц,

С красивою силой в движеньях,

С походкой, со взглядом цариц…

Пока команды готовятся, проводится со зрителями разминка «Знаешь ли ты?»

Ведущий: — Угадайте слово по шутливой характеристике.

1. Не цветы, а вянут, не белье, а их развешивают чрезмерно доверчивые и любознательные. Это … (уши).

2. Ее толкут, носят решетом, в нее прячут концы нечестные люди. Что это? (Вода).

3. Он в голове несерьезного человека, его советуют искать в поле, когда кто-нибудь бесследно исчез, на нее бросают деньги и слова. Это … (ветер).

4. Его вешают, приходя в уныние, всюду суют, вмешиваясь не в свое дело, им клюют, его задирают, на нем ставят зарубки. (Нос).

5. Его проглатывают, за него тянут или дергают, настойчиво заставляя высказываться. (Язык).

6. Его иногда приходится держать, не занимая при этом руки, за ним можно лезть в карман. (Слово).

Подведение итогов.

Источник: https://EduDocs.info/vneklassnoe-meropriyatie-po-russkomu-yazyku-dlya-9-klassa-turnir-znatokov-russkogo-yazyka.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector