Ученическое самоуправление в начальной школе

Ученическое самоуправление в начальной школе

          Современная школа должна научить ребенка быть инициативным, самостоятельным в принятии решений, ответственным за свои поступки. 

          Однако процесс социализации начинается еще до поступления ребенка в школу. Дети осваивают социальные нормы, общаясь с близким окружением, со сверстниками, определяют свою позицию к осваиваемым нормам и ценностям.

          Основная задача первой ступени обучения — продолжить развитие этого процесса, сформировать мотивы общественно-полезной деятельности.

          Об ученическом самоуправлении, как таковом, в начальной школе речь идти не может, т.к. младшие школьники еще не имеют знаний, умений, опыта в самоорганизации.

Но мы можем создать благоприятные условия для развития организаторских качеств, инициативности, самостоятельности, умения общаться для того, чтобы в среднем и старшем звене дети могли  решать многие вопросы, возникающие в школьной жизни.

          В первых классах мы проводим подготовительную работу, которая  включает следующие моменты:

—                сбор информации об ученическом коллективе,

—                проведение социометрического исследования класса,

—                выявление, с помощью наблюдения и анкетирования, организаторов, исполнителей, инициаторов.

          Такая деятельность необходима для того, чтобы эффективно спланировать воспитательную работу по вопросу самоорганизации детского коллектива.

          Во вторых классах мы вводим такое понятие, как «поручение», которое понимается нами, как распределение ролей.

Поручение по своей воспитательной природе таково, что оно всегда имеет две одинаково значимые составляющие: меру полномочия (тебе доверили, тебя попросили, от тебя этого ждут, кроме тебя этого никто не сможет сделать, от тебя зависит успех общего дела) и меру ответственности (от тебя требуется определенное усилие воли, нужно отложить свои занятия и найти время довести порученное дело до конца). Если одна из этих составляющих организована слабо,  поручение не будет работать, т.е. его воспитательный эффект окажется попросту ничтожным или даже вызовет у младшего школьника протест, нежелание его выполнять.

          Классными руководителями вторых классов практикуются индивидуальные поручения с элементами игры, которые даются ребятам на длительный срок, для того,  чтобы ребенок осознал, что от него требуется и как выполнить работу качественно. При распределении ролей важно руководствоваться такими принципами, как добровольность и соответствие интересам ребенка.

          На часах общения, которые проводятся в конце определенного срока,  классный руководитель дает оценку деятельности ребят, предлагает членам коллектива выявить положительные и отрицательные моменты.

          С развитием коллектива работа по формированию основ  самоорганизации совершенствуется. В третьих классах выполнение поручений носит групповой характер. Одним из важных технологических вопросов является определение состава малых групп.

Для обогащения и расширения социальных отношений детей преимущество отдается группам смешанного состава.

Через различные виды совместной деятельности у школьников вырабатываются необходимые навыки социального взаимодействия: с одной стороны, закрепляются умения брать определенные обязательства и выполнять их, с другой стороны, подчиняться коллективной дисциплине, соотносить личные интересы с групповыми и общественными.

          Широко распространены такие игровые модели, как «Портфель министров» и «Система чередования творческих поручений». Опыт показывает, что технология организованного общения младших школьников будет результативна, если классный руководитель сумеет обеспечить ряд важных педагогических  условий:

— организацию взаимодействия микрогрупп в классе;

— создание ситуаций успеха как для отдельных детей, так и для микрогрупп, и для всего класса;

— предоставление детям возможности свободного выбора значимой для них деятельности, форм ее организации и общения.

          Так, работа в рамках игры «Портфель министров» организуется следующим образом: на часах общения выбирается актив класса и министерства: министерство спорта и здоровья, которое проводит физминутки, министерство порядка, организующее дежурство по классу, министерство охраны природы, осуществляющее заботу о растениях и т.д. В каждом отдельном классе выбираются свои направления, в которых распределяются общественные поручения среди учащихся. Мы стараемся соблюдать такую структуру распределения обязанностей, которая соответствует лицейской структуре организации ученического самоуправления.

          Ежемесячно на часах общения подводятся итоги работы министерств, выявляются положительные и отрицательные моменты их деятельности.

          Суть методики «Чередования творческих поручений» в том, что дети, по желанию, распределяются в группы, для которых классный руководитель определяет свое направление деятельности. Обычно формируются 4 группы, которые сменяют свой состав в конце каждой четверти.

В нашем классе, например, это группы «Помогай-ка» (осуществляет дежурство по классу), «Затейник» (организует занятость детей на перемене), «Журналисты» (работает над еженедельником «Всякая всячина») и «Сюрприз» (организует мини-концерты для поздравления именинников).

       В конце четверти подводится итог работы каждой группы на  часе общения «Кому мы скажем спасибо?». Здесь же формируется новый состав групп. Методика позволяет познакомиться с широким диапазоном направлений деятельности и дает возможность ребенку попробовать себя в них.

      Результат достигается за счет того, что ребята свободны в выборе поручения на четверть, но при этом все поручения должны быть выполнены хотя бы один раз, что в ненавязчивой форме принуждает ребят к самостоятельному планированию своей деятельности.

          В четвертых классах практикуется организация жизнедеятельности учащихся класса как в индивидуальной, так и групповой форме.

    Особое внимание нужно уделить созданию системы поощрений за качаственное выполнение тех или иных обязанностей. Это поможет формированию мотивов общественно-полезного труда.

          Создание условий для формирования умений самоорганизации учащихся в классе всегда является делом трудным, особенно в начальной школе. Это связано и с возрастными психологическими особенностями младших школьников, и с отсутствием опыта у родителей по взаимодействию со школой.

          Важным является анализ учителем своей деятельности, который помогает правильно организовать жизнедеятельность детей в начальных классах.

Нужно не только распределить роли, но и грамотно руководить ходом игры: запустить игровые процессы на старте, затем поддерживать интерес к игре и, конечно же, вовремя и удачно её завершить.

А главное – сделать так, чтобы ребята не только играли, но и анализировали то, что происходит в игре. Именно это поможет им заметить и оценить первые ростки самоуправления.

Источник: http://xn—-htbdjd0ah9an.xn--p1ai/uchebnye-materialy/klassnoe-rukovodstvo/uchenicheskoe-samoupravlenie/759-usloviya-razvitiya-osnov-uchenicheskogo-samoupravleniya-v-nachalnoj-shkole

Целями воспитания в наше время являются:

  • Создание и развитие воспитательных систем организаций образования, способствующих формированию свободной, физически здоровой, духовной богатой, нравственной личности.
  • Формирование личностно и профессионально значимых качеств, необходимых для  жизни в современном обществе и эффективной профессиональной деятельности, развитие потребности в непрерывном личностном и профессиональном самосовершенствовании.

Большую роль в социальном становлении личности играет самоуправление в начальных классах.

Самоуправление помогает раскрыть потенциал учащихся, реализовать лидерские функции. В классе должна быть создана обстановка, при которой каждый учащийся ощущает сопричастность к решению задач поставленных перед классом.

С развитием коллектива совершенствуется и самоуправление. Поиск и разработка оптимальной модели самоуправления в классе всегда является делом трудным, особенно в начальной школе. Это связано и с возрастными психологическими особенностями младших школьников, и с отсутствием опыта у родителей по взаимодействию со школой.

Всякий раз мы, учителя, испытываем затруднения, когда вновь берём 1 класс и пытаемся вместе со своими воспитанниками и их родителями найти наиболее эффективные способы организации и управления жизнедеятельностью классного сообщества. И тут возникают вопросы:

Какой вариант структуры самоуправления целесообразно избрать в данном классе?

Как лучше распределить поручения в этом коллективе учащихся?

Как учитель начальных классов, я думаю, что наша обязанность —

заложить основы самоуправления в начальной школе, чтобы в среднем и старшем звене дети могли самостоятельно решать многие вопросы, возникающие в школьной жизни. В младшем школьном возрасте у учащихся можно сформировать активную жизненную позицию, делать это в среднем и старшем звене порой бывает поздно.

        Начальные   классы – это такая возрастная ступень, в которой игровые модели самоуправления просто незаменимы. «Младшим ребятам не подходят серьезные формы – совещания, заседания и комитеты. Им нужна именно игра.

Самоуправление в начальных классах может существовать в форме сказочного королевства, или внеземной цивилизации, или путешествия в далёкую страну. Это должна быть игра, интересная самим ребятам и обучающая их быть активными.

Если, благодаря игровым моделям, дети освоят азы самоуправления уже в младших классах, то налаживать в школе настоящее самоуправление будет гораздо проще».

Игра – это не простое развлечение. Игра выполняет в человеческой жизни огромную роль. Она может обучать, развивать и даже воспитывать. Не случайно игровые методики занимают в педагогике одно из самых достойных мест. Игра – веселое, интересное занятие, от которого почти никогда не отказываются. Активность – это одно из главных правил любой игры.

Игровая модель позволяет научить самоуправлению. Но получится это только в том случае, если организована такая игра грамотно. Нужно не только написать правила и распределить роли.

Нужно грамотно руководить ходом игры: запустить игровые процессы на старте, затем поддерживать интерес к игре и, конечно же, вовремя и удачно её завершить. А главное – сделать так, чтобы ребята не только играли, но и анализировали то, что происходит в игре.

Именно это поможет им заметить и оценить первые ростки самоуправления.

Организация любой деятельности должна решать определенные цели и задачи.

Цели организации ученического самоуправления в классе:

— повышение активности учащихся в классных делах;

— реализация интересов каждого учащегося;

— привлечение родителей к совместной деятельности.

Задачи организации ученического самоуправления в классе:

— создать условия для развития организаторских способностей каждого, формировать лидерские качества;

— дать возможность самореализации и самоутверждения каждого через конкретные дела;

Читайте также:  Сценарий театрализованного концерта «ярмарка талантов»

— создать условия для развития креативности, инициативности, самостоятельности;

— создать благоприятные условия совместной деятельности детей и взрослых (учителей и родителей);

— формировать толерантность, умение общаться.

           Хочется научить каждого ребёнка быть самостоятельным, ответственным, имеющим своё мнение и в то же время уважающим мнение другого человека. Чтобы добиться этого, я стараюсь довести до сознания детей, что общий успех, общая радость зависят от личного участия каждого во всём, чем живёт он сам, его товарищ и класс в целом.

            С этой целью ввожу в классе самоуправление. В процессе самоуправления у детей воспитывается чувство коллективизма, ответственности друг за друга.

Учащиеся сообща думают, как сделать свой класс более красивым, как добиться, чтобы все ребята были аккуратными и трудолюбивыми, как организовать жизнь в классе, чтобы она была весёлой и интересной.

При самоуправлении школьники  выступают в качестве хозяев класса, организаторов своего совместного быта.

            В первом классе сначала используется простейшая форма самоуправления — это дежурство. Я разъясняю  детям обязанности дежурных по классу, а они довольно разнообразны. Дежурные обеспечивают порядок в классе во время перемен, следят за чистотой парт, доски, готовят класс к урокам труда и рисования, раздают школьникам тетради, ухаживают за комнатными растениями.

          Во втором классе делимся на  микрогруппы. Это могут быть домики, звёздочки и просто группы. На первых занятиях  выбираются активы, девизы, названия групп.

 Кураторами групп могут быть: классный руководитель, учителя предметники, библиотекарь и родители обучающихся. Они, совместно с обучающимися определяют цели работы своего направления, разрабатывают планы.       

В начале работы занятия организовываются 1 раз в 2 недели. Далее сборы креативных групп могут проходить каждую неделю.

Вся работа, направленная на создание общего продукта,  строится по принципу КТД (коллективного творческого дела).

В начале деятельности план работы, виды деятельности предлагается учащимся классным руководителем.

На первом этапе детям было предложено направление в креативной работе (объяснено значение и цель креативных групп) или самим выбрать направление по своим интересам, наклонностям, увлечениям, или я  направляла учащихся, сама определяла группу, в которой они могли бы заниматься тем или другим видом деятельности. Учащиеся выбирали вид деятельности и далее объединялись в креативные группы.

Система поручений в начальных классах  строится по следующим направлениям:

Дисциплина и порядок

Знайки

Затейники

Крепыши

Читайки

Фотографы

Художники

В системе креативного движения работа в классе направлена на выбор учащимися своей социальной роли. Она развивает познавательные интересы, развивает умственные способности.

Формирует доброжелательное отношение друг к другу, умение работать в коллективе, считаться с мнениями других, усвоению нравственных норм жизни. Также помогает младшим школьникам раскрыть свои творческие, интеллектуальные способности.

Источник: https://slepcova-ppsoch2.edumsko.ru/articles/samoupravlenie_v_nachal_noj_shkole

Классное самоуправление в начальной школе

Классное самоуправление в начальной школе

КЛАССНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ

   Ученическое самоуправление можно определить как демократическую форму организации деятельности класса, которая обеспечивает развитие самостоятельности учеников в принятии и реализации решений для достижения общественно значимых целей.

  Функции ученического самоуправления:

— самоактивизация

— организационное саморегулирование

— коллективный самоконтроль

  Самоактивизация предполагает вовлечение как можно большего числа членов ученических коллективов в решение той или иной проблемы, а также систематическую работу по включению их в управление новыми сферами деятельности.

  Организационное саморегулирование предполагает гибкость в реализации организаторских функций членами ученических коллективов, устойчивое влияние актива на коллектив, способность последнего самостоятельно изменять свою структуру с целью более успешного решения организационных задач.

  Коллективный самоконтроль предполагает постоянный самоанализ органами самоуправления и отдельными организаторами своей деятельности  и на основе этого поиск более эффективных задач.

  Для развития ученического самоуправления необходимо: единство коллектива, наличие воспитательной системы в школе, личный пример педагогов, создание и развитие системы общешкольного самоуправления.

  В начале учебного года во 2 классе была создана система самоуправления. Ребята с удовольствием восприняли новую форму работы, активно включились в работу.

Эта форма работы с классным коллективом помогает осуществлять воспитание у ребят чувства личной ответственности за коллективные дела класса, позволяет выявить уровень притязаний каждого, позволяет каждому ребенку проявить свои способности, а главное – способствует развитию личности и формирует умение соотносить свои интересы с интересами коллектива, помогает ребенку определить свое место в коллективе. Организация работы по разным направлениям позволила мне занять позицию координатора. Ребята активнее стали принимать участие в классных и общешкольных мероприятиях.

              ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ЧЛЕНОВ САМОУПРАВЛЕНИЯ

Члены самоуправления имеют право:

— на проявление собственной активности в организации работы самоуправления с его целями и задачами;

— на выражение мнений и сомнений, касающихся содержания деятельности самоуправления, и получение на них объяснений и ответов;

— избирать и быть избранным в органы самоуправления, оценивать их работу, излагать свои проблемы и получать помощь;

— на участие в планировании деятельности самоуправления и выполнении принятого плана;

— входить в состав других объединений.

Члены самоуправления обязаны:

— действовать на благо школы, заботиться о чести и поддержании ее традиций и авторитета;

— достойно, культурно вести себя, заботиться о красоте родной речи;

— проявлять уважение к старшим;

— уважать взгляды и убеждения других людей;

— уважать достоинство и свободу другого человека;

— заботиться о здоровье и безопасности собственной жизни, жизни и здоровье своих товарищей;

— соблюдать правила личной гигиены, быть всегда опрятным.

Староста обеспечивает дисциплину и порядок в классе, является помощником классного руководителя.

Учебный сектор организует сбор информации об учебном процессе, проверяет дневники и учебники, школьную форму, контролирует посещаемость, участвует в проведении предметных недель, интернет-олимпиад, интеллектуальных конкурсов, викторин.

Трудовой сектор следит и несет ответственность за сохранность школьного имущества, ремонт школьной мебели, школьных стендов.

Спортивный сектор организует пропаганду здорового образа жизни, физкультуры и спорта, участвует в школьных, городских и районных акциях и соревнованиях, организует школьные, классные соревнования, конкурсы, дни здоровья.

Редколлегия организует выпуски классной газеты, плакаты, поздравительные телеграммы, фотографии.

Культмассовый сектор организует досуг учащихся, участвует в подготовке и проведении  мероприятий.

                            ПООЩРЕНИЯ И НАКАЗАНИЯ

  Члены самоуправления поощряются за достижения в учебе и спорте, за общественную работу.

   Члены самоуправления могут быть наказаны за нарушение Устава школы. К ним могут быть применены следующие меры:

— выговор или замечание;

— лишение права участвовать в общих делах.

                                 УСТАВ КЛАССА

Девиз: «Пусть буря стонет и ревет, а наш девиз: «Всегда вперед!»

Цели и задачи:

— создание условий для реализации творческого потенциала каждой личности;

— самовыражение каждого члена самоуправления;

— формирование отношений сотрудничества между учителями и учениками;

— демократизация учебно – воспитательного процесса;

— расширение форм досуга учащихся.

  Основные принципы деятельности:

     Принцип самостоятельности: все вопросы, связанные с деятельностью самоуправления, решаются только его членами.

     Принцип ответственности: члены самоуправления несут ответственность перед классом, класс несет ответственность перед своими членами.

     Принцип равноправия и сотрудничества: каждый член самоуправления на равных правах с другими членами, входящими в состав актива самоуправления, отстаивает интересы своих членов во всех выборных органах, конференциях, собраниях.

     Принцип гласности: все решения органа самоуправления доводятся до сведения всех.

     Принцип коллективности: любое решение в классе принимается после коллективного обсуждения с учетом разных мнений.

                           НАШИ ЗАПОВЕДИ:

— учись жить достойно;

— береги природу и учись у нее гармонии;

— уважай других;

— раскрой себя в любой ситуации;

— сам побеждай свои слабости и недостатки;

— отвечай за свои поступки;

— правда – всего дороже;

— помни: сознаться в проступке – мужество, скрыть – трусость;

— в дружбе – сила;

— не бросай товарищей в беде;

— мальчики и девочки – друзья;

— различай «можно» и «нельзя»;

— честный – значит правдивый, прямой, добросовестный, доброжелательный.   

Староста класса  — 

Учебный сектор — 

Трудовой сектор — 

Сектор спорта —

Культмассовый сектор — 

Редколлегия — 

Источник: https://urokinachalki.ru/klassnoe-samoupravlenie-v-nachalnoy-shkole-5288.html

Самоуправление в начальной школе. Учитель: Бовкун Н. Н

Самоуправление в начальной школе. Учитель: Бовкун Н. Н

Наши дети – это наша старость.

Правильное воспитание — это наша счастливая старость,

плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слезы,

это наша вина перед другими людьми, перед всей страной.

                                                                                                                      А.С.Макаренко

     Как учитель начальных классов думаю, что моя обязанность — заложить основы самоуправления в начальной школе, чтобы в среднем и старшем звене дети смогли самостоятельно решать многие вопросы, возникающие в школьной жизни.  В младшем школьном  возрасте у учащихся можно сформировать активную жизненную позицию, делать это в среднем и старшем звене порой бывает поздно.

     Организация ученического самоуправления для младших школьников может быть представлена в виде игровой модели. Согласна с мнением  Д.В.

Рогаткина о том, что начальные классы – это такая возрастная ступень, в которой игровые модели самоуправления просто незаменимы. «Это должна быть игра, интересная самим ребятам и обучающая их быть активными.

Если, благодаря игровым моделям, дети освоят азы самоуправления уже в младших классах, то налаживать в школе настоящее самоуправление будет гораздо проще».

    Игра – это не простое развлечение. Игра выполняет в человеческой жизни огромную роль. Она может обучать, развивать и даже воспитывать. Не случайно игровые методики занимают в педагогике одно из самых достойных мест, так как одно из главных правил любой игры – это активность.

    Игровая модель позволяет научить самоуправлению. Но получится это только в том случае, если организована такая игра грамотно. Нужно не только написать правила и распределить роли.

Нужно грамотно руководить ходом игры: запустить игровые процессы на старте, затем поддерживать интерес к игре и, конечно же, вовремя и удачно её завершить. А главное – сделать так, чтобы ребята не только играли, но и анализировали то, что происходит в игре.

Читайте также:  Внеклассное мероприятие для 7, 8, 9 классов. тема: этикет

Именно это поможет им заметить и оценить первые ростки самоуправления.

       Особенность игровой деятельности заключается в том, что личность играющего одновременно находится в двух планах: реальном и условном (игровом). Связь с жизнью очевидна, а граница между ними довольно размыта и неопределенна.

Это позволяет активно реализовывать в игре принцип яркого проживания жизни, создающий условия для реализации детской потребности в самоутверждении и самореализации, а также обеспечивающий педагогический эффект самообновления и самоусовершенствования личности, направленность на саморазвитие в процессе улучшения окружающей действительности.

      А деятельность ученика в школе очень многогранна: урочная, внеурочная,

досуговая и д.р.

 * Прежде всего ученики овладевают знаниями на уроках. Итоги учёбы подводятся по классному журналу, разработана система подсчета среднего балла.

 * По учебе преуспевать будут одни и те же, а другим будет не интересно, но вот им-то можно преуспевать в других восьми  видах деятельности, которые учитываются в нашей школьной жизни, и они могут быть даже лидерами.

 * Зарабатываются баллы за поведение на уроках и переменах (сведения

берут из дневника порядка и журнала дежурного класса).

 * За чистоту в кабинетах и опрятный внешний вид.

 * Участвуешь в школьных праздниках, и это увидят и отметят.

 * Занятия спортом, занятия в кружках тоже оценивается по специальной

разработанной системе оценок. А за дежурство по школе всегда оценки ставили.

 * Много в сельской школе труда, а эта игра делает его более производительным и

самостоятельным, т.к. каждый получает за труд по заслугам.

 * И наконец, «правонарушение» — это нежелательная « деятельность», но она к сожалению бывает и очень резко снижает результативность

Механизм построения и функционирования системы самоуправления в начальной школе

   Многие классные руководители предлагают осуществлять самоуправление в начальных классах  в форме сказочного королевства, космического экипажа, внеземной цивилизации, или путешествия в далёкую страну. Я считаю, что можно использовать более серьёзные формы детского самоуправления, в которых младший школьник сможет примерить на себе реальные социальные роли, а не роли сказочных персонажей.

       На становление жизненных позиций школьника особое влияние имеет такой компонент воспитательной системы, как детское самоуправление.  Ученическое самоуправление — это возможность самим учащимся планировать, организовывать свою деятельность и подводить итоги, участвовать в решении вопросов школьной жизни, проводить мероприятия, которые им интересны.

Участие в работе ученического самоуправления способствует развитию чувства сопричастности ко всему происходящему в классе, школе, а значит, и к происходящему в стране.

Это возможность продемонстрировать уникальность своей личности, накопить опыт общения, преодоления трудностей, испытать ответственность за свои поступки, освоить общественный опыт, научиться сотрудничеству с людьми.

        Моя задача, как классного руководителя — научить ученика быть самостоятельным, совершать добрые дела, отвечать за свои поступки, принимать решения, защищать свои права.

        Мечта любого классного руководителя – создать единый, дружный коллектив. От уровня сплоченности коллектива, от эмоционального настроя класса зависит индивидуальный успех каждого учащегося и удовлетворенность жизнью в школе всех ребят. В дружном коллективе легко работать и самому учителю.

       Свою задачу как классный руководитель вижу в оказании помощи ученикам организовать самоуправление и научить их в нем работать, постепенно предоставляя детям все больше самостоятельности; помогать каждому при подготовке любого дела; выстраивать доверительные отношения с детьми.

       Систему классного самоуправления начинаю формировать в 1 классе сразу, как только дети приходят в школу.

Вначале моё, как классного руководителя, основное внимание уделяется изучению индивидуальных особенностей учащихся и выделению групп по интересам. Выбираются командиры групп, формируется актив класса.

Каждый учащийся получает свою сферу деятельности, и на него возлагается ответственность за ее выполнение.

         Обычно дети ответственно подходят к этому делу, так как понимают

значимость этого процесса. Мы проводим классный час «Мы – значит класс», где вместе решаем все организационные вопросы, избираем старосту класса и его помощника.

         Затем мы формируем группы. Группы создаются для организации в классе познавательной, художественно-творческой, физкультурно -оздоровительной, трудовой и других видов деятельности.          

         Группы  объединяют в своем составе учеников на основе общих интересов и существующих между ними дружеских отношений. Каждый ученик класса обязательно является участником какой-либо группы.

         Цели и задачи самоуправленческой деятельности.

         Создавая органы классного самоуправления, я ставлю перед собой следующие цели и задачи.

ЦЕЛЬ:

привлечь каждого ребенка к участию в общественной жизни класса и школы;

развитие у учащихся инициативы, творчества и самостоятельности;

воспитание ответственности за порученное дело.

ЗАДАЧИ:

Создание условий для самовыражения, самоутверждения каждой личности через участие в конкретных делах класса;

Формирование демократических основ органов ученического самоуправления с конкретными, определёнными и посильными для них функциями

Развитие у детей организаторских и управленческих способностей, самостоятельности и ответственности

Воспитание достойных творческих лидеров.

Сделать школьную жизнь интересной и увлекательной, быть полезными окружающим людям

Программа реализации поставленных целей и задач

          Самоуправление класса складывается из распределения конкретных обязанностей между отдельными учащимися, выбора ответственных за наиболее важные секторы работы.

          Выполняя общественное поручение, ребенок приобретает социальный опыт, необходимый для становления гражданственности, навыки общественной деятельности, уроки демократической культуры. Это способствует духовному росту учащегося, расширяет круг его запросов, повышает личную ответственность.

 При распределении поручений я учитываю возрастные и индивидуальные особенности ребенка, его интересы и способности, которые постоянно и постепенно развиваю и усложняю содержанием поручений, расширяю права и обязанности учащегося.

                                                                                           Поручение жизненно, если оно понятно, доступно, общественно значимо, интересно.

А сменяемость ребят в различных видах деятельности идет через перемену участков работы, перевыборов, очередности в выполнении дел.

 Для успешного выполнения учащимися общественных поручений необходима постоянная моя педагогическая поддержка.                                                                               Система общественных поручений позволяет мне расширить представление об учащемся, увидеть в нем личность в самых разнообразных, разносторонних социальных и возрастных проявлениях.

 Анализ поручений, выполняемых детьми, помогает мне в диагностике их развития, определении перспектив индивидуальной работы с учащимися. Организация самоуправления:

Учит ребят умению руководить и подчиняться;

Учит быть требовательными, объективными, самостоятельными;

Способствует воспитанию чувства ответственности и коллективизма;

Вырабатывает правильное  отношение к критике;

Создаёт условия для проявления и развития способностей каждого  ученика;

Даёт возможность чётко и качественно организовать работу в классах, школе.

Самоуправленческая деятельность осуществляется в разных видах:

участие в планировании, разработке, проведении ключевых дел коллектива;

выполнение коллективных, групповых и индивидуальных поручений;

дежурство по классу и по школе;

участие в школьных и классных мероприятиях: досуг, классные и школьные  праздники, спорт и спортивные мероприятия,

самообслуживание в столовой;

 деятельность школьной прессы; 

уборка пришкольной территории.

Выбранная форма самоуправления соответствует форме действующей в классе воспитательной системы:

Структура органов самоуправления в классе гибкая и вариативная             (в течение года возможны изменения в совете класса), включает в себя различные группы, обеспечивающие каждому ученику право участия в жизнедеятельности коллектива.

Наряду с постоянными, в классе могут действовать и временные советы дела, создание которых определяется конкретной задачей.

Задача всех органов самоуправления под руководством совета класса состоит в том, чтобы организовать такой образ жизни в стенах класса, где всё – для ученика и всё, что делается, – исходит от ученика.

Высшим органом самоуправления является классное собрание 

Главное назначение классного собрания – обсуждение вопросов жизни коллектива, проблем, возникающих в организации деятельности учащихся класса.

Оно обеспечивает каждому ученику право участия в подготовке, обсуждении и принятии решений по наиболее важным вопросам жизнедеятельности класса. Главные функции классного собрания – стимулирующая и организующая.

Результатом работы собрания являются конкретные решения, направленные на положительные преобразования в коллективе.

           Проводим классные собрания один раз в месяц. На собрании дети учатся демократии, общению, сотрудничеству, самостоятельности и ответственности.

Источник: http://mo1-4class.ucoz.ru/load/samoupravlenie_v_nachalnoj_shkole_uchitel_bovkun_n_n/1-1-0-38

Модель ученического самоуправления в начальной школе

О важности организации школьного самоуправления было много сказано. Ученическое самоуправление открывает для миллионов школьников возможности проявить свои личностные способности, найти интересное дело, организовать его выполнение, принимая на себя персональную ответственность за его выполнение.

У школ в прошлом был богатый опыт сотрудничества с пионерскими и комсомольскими организациями.

Сегодня в педагогику возвращаются идеи самоценности детства, сотрудничества, диалога, самоопределения и самоактуализации личности, воспитания социальной активности, личной инициативы, развития креативности и толерантности.

Участие в школьном самоуправлении или в деятельности общественной организации способствует формированию гражданской позиции, позволяет учащимся повысить социальную компетенцию; развивает социальные навыки поведения.

В настоящее время во многих общеобразовательных учреждениях России успешно действуют разнообразные модели ученического самоуправления. Ученическое самоуправление реально стало одним из стимулов развития культурной среды школы.

Через различные виды совместной деятельности вырабатываются необходимые навыки социального взаимодействия, умение подчиняться коллективной дисциплине и в то же время отстаивать свои права, соотносить личные интересы с общественными.

Читайте также:  Внеклассное мероприятие по теме «права человека» для учащихся 8-9 классов коррекционных школ viii вида

Многие классные руководители предлагают осуществлять самоуправление в начальных классах в форме сказочного королевства ,космического экипажа, внеземной цивилизации, или путешествия в далёкую страну. Я считаю, что можно использовать более серьёзные формы детского самоуправления, в которых младший школьник сможет примерить на себе реальные социальные роли, а не роли сказочных персонажей.

Мне хочется представить модель ученического самоуправления, которую я использую в своей практике в начальной школе, «Классное государство». Детский коллектив — это маленькая страна, в которой необходимо построить жизнь так, чтобы каждый чувствовал необходимость и потребность другого.

Действие комплексной игры «Классное государство» разворачивается в условном государстве, создаваемом в классе на определенный период времени. «Классное государство» имеет все необходимые атрибуты государственности: собственное название, государственный герб и флаг, государственный гимн , структуру государственных органов власти и т.д.).

Источник: https://pedportal.net/nachalnye-klassy/raznoe/model-uchenicheskogo-samoupravleniya-v-nachalnoy-shkole-824475

Самоуправление в начальной школе

Ученическое самоуправление — управление жизнедеятельностью школьного коллектива, осуществляемое учащими­ся, основанное на инициативе, самостоятельности, творчестве, совершенствовании собственной жизни, чувстве ответственнос­ти, взаимопомощи и организаторских способностях школьников. Для учителя программа по самоуправлению в начальной школе является хорошей возможностью сделать новый шаг в развитии воспитательной работы в своём классе.

ЦЕЛЬ: Содействие становлению и проявлению творческой индивидуальности младшего школьника

ЗАДАЧИ:

  1. Содействие развитию ребенка. Формирование самостоятельности, активности, ответственности, инициативности, дисциплинированности.
  2. Организация эффективного функционирования учебной группы.
  3. Формирование у обучающихся готовности и способности выполнять систему социальных ролей человека. Способствовать развитию социально ценных устремлений детей.

Деятельность самоуправления в начальной школе строится на следующих принципах:

  1. Равноправие. Все имеют право решающего голоса при принятии того или иного решения.
  2. Гуманность. Действия самоуправления основываются на нравственности, человеколюбии.
  3. Самодеятельность. Творчество, активность, самостоятельность учащихся.
  4. Ответственность. Необходимо регулярно отчитываться о проделанной работе и её результатах перед общим собранием

Программа самоуправления «Солнышко» рассчитана на 4 года для учащихся начальных классов. Строится она в 4 этапа:

1этап — изучение интересов, потребностей, проектирование желаемого образа класса, формирование понимания того, что класс – это единый коллектив.2 этап — укрепление межличностных отношений, формирование чувства «мы». Призыв взрослого «Делай как я!» — основной девиз жизнедеятельности коллектива в этот период. Формирование умения взаимодействовать.

3 этап — развитие самоуправленческих начал. Девиз: «Делай, как лучшие из нас! Делай, как большинство из нас!» Приобретение опыта лидерства, умения ставить себя в пример другим.4 этап — лучшее в жизни класса становится достоянием всего школьного коллектива. Поиск новых идей, форм, способов обновления жизнедеятельности коллектива.

Девиз: «Сей добро, оделяй добром!»

На 4 года обучающиеся становятся «Лучиками» большой группы «Солнышко». Солнышко, лучик, ребенок – символы света, доброты, жизни, будущего всего живущего на планете Земля. И эти светлые, позитивные образы как нельзя лучше призваны влиять на ребенка. Все «Лучики» делятся на подгруппы. Например, «Фонарики», «Светлячки», «Искорки».

Каждый ребенок-лучик имеет поручение. Основу группы составляет классный актив, в который входят капитаны, разведчики, спасатели, игровики, тренеры, почтальоны и т.п.. Руководит активом классный руководитель, помогают родители. Роль родителей в деятельности группы очень важна.

Вся деятельность ученического самоуправления осуществляется под руководством классрука и родителей.

Актив класса:

  1. Содействует соблюдению учащимися режима и правил поведения в школе
  2. Организует выполнение решений классных часов и классных ученических служб.
  3. Организует помощь в учебе учащихся, имеющих проблемы.
  4. Готовит и проводит воспитательные мероприятия, организует досуг, внеклассные мероприятия
  5. Отражает всю важную информацию в классном уголке, отмечает важные события.

Староста: обеспечивает дисциплину и порядок в классе, отвечает за посещаемость. Развитие самоуправления в начальной школе осуществляется постепенно и включает в себя насколько этапов:

  1. Диагностирование школьного пространства.
  2. Проектирование школьного, классного самоуправления в начальной школе.
  3. Становление ученического самоуправления в школе как основного принципа жизни школы, ученического коллектива.
  4. Функционирование в оптимальном режиме.
  5. Обновление и перестройка.

Ожидаемый результат.

  1. Обретение чувства уверенности в себе.
  2. Умение поддерживать других.
  3. Осознание ответственности за свои поступки.
  4. Расширение представлений о себе, своих возможностях.
  5. Умение распределять обязанности и действовать в коллективе.
  6. Стремление использовать свои умения на радость близким.
  7. Умение общаться друг с другом, уважительно относиться к мнению своих друзей, взрослых.
  8. Приобретение опыта активного сопереживания за результат в общем деле.

Примерные группы и их обязанности

  1. Медицинская служба класса – фиксирует пропуски занятий учащимися, сдают медицинские справки в медкабинет, собирают информацию о заболеваемости учащихся, организуют посещения ребят, которые находятся на лечении в больницах или дома длительное время, готовят устные журналы и газеты для малышей, собирают информацию из газет и журналов для школьной газеты, готовят сообщения в период эпидемий болезней и т.д.
  2. Библиотечная служба класса – помощь класруку в подборе необходимой литературы для подготовки и разработки сценариев классных дел, поиск дополнительной информации в библиотеке по заданию учителей – предметников, сбор книг для оказания шефской помощи, организация получения и сдачи школьных учебников, организация посещения книжных выставок, встреч с писателями, анализ читательских интересов учащихся при подготовке родительских собраний, совещаний педагогов; 
  3. Дежурные по столовой и гардеробу – отношение учащихся к дежурству в столовой и в гардеробе, выпуск молний и газет, организация сюрпризных моментов во время дежурства класса в столовой; 
  4. Корреспондентская служба класса – подготовка материалов из жизни одноклассников и коллектива для редколлегии школьной газеты, выпуск классных газет по определенной теме или по результатам классных дел, подготовка материалов из жизни школы и класса для редакции школьной газеты, выпуск устных журналов, участие в разработке сценариев, организации конкурсов, праздников; 
  5. Репортерская служба класса, в обязанности которой входит подготовка фотосюжетов об ученическом коллективе к праздникам и внеклассным мероприятиям в школе. Фотосюжеты и видеосюжеты можно использовать при подготовке празднования дней рождения, юморин, встреч с родителями, смотрах знаний, экскурсий и поездок. Репортерская служба занимается оформлением альбомов, фильмов о классе, например «Один день из жизни класса», «Последний день в школе в роли ученика»; 
  6. Хозяйственная служба класса – сохранность и ремонт мебели, сбор денежных средств в копилку класса, подготовка и обеспечение класса в экскурсиях и поездках, походах, обсуждение вопросов хозяйственных нужд в совете школы, оказание шефской помощи больным престарелым людям. Организация и проведение конкурсов, например, «Город мастеров»; 
  7. Служба озеленения – забота о растениях классной комнаты и школы, разведение редких зеленых насаждений, участие в исследовательской работе кабинет биологии, организация и проведение экскурсии в природу, в ботанический сад, организация живых уголков, подготовка «зеленых сюрпризов» к дням рождения одноклассников; 
  8. Служба сохранения здоровья – учащиеся, которые отвечают за популяризацию физической культуры среди учащихся. Анализ посещения уроков физической культуры, подготовка команды одноклассников для участия в физкультурных состязаниях школы и района, сообщения «из первых рук» о физкультурных достижениях учащихся класса, организация и проведение, подготовка и участие в разработке сценариев спортивных праздников, спортивных состязаний, олимпийских игр в классе и в школе, подготовка снаряжения и определение маршрутов походов класса, проведение физкультурных минуток в классе, организация шефской работы с малышами, организация встреч с великими спортсменами, победителями спортивных соревнований в классе и школе, организация посещения спортивных мероприятий; 
  9. Сценарная группа – учащиеся, у которых хорошо развиты литературные способности, желание разрабатывать праздники. Сценарная группа занимается подбором необходимого материала для подготовки сценариев, подбором музыкального материала, поиском музыкальных текстов и записей, анализирует выбор учащимися тем для проведения внеклассных мероприятий, составляет программы концертов, сценарная группа участвует в жюри различных конкурсов в школе и классе, ребята помогают в подготовке праздников у младших школьников. Проводят анализ внеклассных дел и рейтинг участия в них учащихся. 
  10. Аналитики класса – учащиеся, которые помогают классному руководителю организовывать работу в направлении «Интеллект». Аналитики помогают классному руководителю подбирать материал для устных журналов, викторин, интеллектуальных марафонов, представляют класс в интеллектуальных мероприятиях школы, научном обществе учащихся, готовят информационные часы, часы общения. Группа аналитиков помогает учителям начальных классов в подготовке познавательных дел в классах, готовят дни интеллектуального творчества в школе и классе (интеллектуальная карта в школе); 
  11. Диджейская группа занимается досугом одноклассников. Они занимаются проведением дискотек, вечеров, выполняют роль ведущих на таких праздниках, готовят информацию  о театральной и концертной афише города или района, готовят беседы о направлениях в музыке, знакомят с творчеством певцов и музыкантов, музыкальных групп, организуют музыкальные конкурсы и вечера в школе и параллели; 
  12. Лидеры – ребята, которые организуют внеклассную жизнь у младших школьников и в своем классе. Ребята представляют свой коллектив в общественных организациях школы и района, налаживают контакт с общественными молодежными организациями, готовят сообщения о молодежных организациях в районе и городе, помогают классному руководителю готовить общественные акции, дебаты, референдумы, дискуссии. И в заключение хочется сказать, что школа – это маленькая модель общества. Поведение ребенка в школьном коллективе – это поведение взрослого в обществе. Если ребенок инициативен и самостоятелен в школьной жизни, то я думаю, такой ребенок во взрослой жизни будет инициативным и самостоятельным членом общества. Одна из основных проблем на сегодняшний момент, в том, что ни взрослых, ни ребят не учат, как наладить в школе не формальное, а настоящее ученическое самоуправление в начальной школе.

Автор статьи — пользователь портала «Менеджер образования», Оксана Попова

Источник: https://www.menobr.ru/article/28981-samoupravlenie-v-nachalnoy-shkole

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector