Упражнения для развития памяти младших школьников

Главная страница > Интеллект

Автор: Юрий Окунев

Дата: 03.06.2016

Рубрика: Интеллект, спецстатьи

Мой день

Школа Юрия Окунева

Привет, друзья! С вами я, Юрий Окунев.

Ваше вихрастое чудо подросло и заметно вытянулось. Еще вчера оно с азартом гоняло паровозики по полу, качало и укладывало спать плюшевого мишку. А сегодня, взгромоздясь на стул и закусив от напряжения губу, старательно выводит букву за буквой, вписывает столбиком цифры, сражается с таблицей умножения.

Малыш пытается успеть за современной школьной программой, которая предъявляет столь высокие требования к своим ученикам. Времени на раскачку нет. Промешкаешься, чего-то не поймешь – и вот ты уже в отстающих.

Нынешняя школа делает ставку на учеников с хорошей памятью. Не все дети обладают таковой от рождения, но память можно и нужно развивать. Итак, друзья, сегодня мы разберем, какие бывают упражнения для развития памяти у младших школьников.

Особенности развития памяти у младших школьников

Дети 6-10 лет весьма любопытны, они впитывают, как губка все новое и неизведанное, с удовольствием запоминают, а потом используют в своей речи новые термины и понятия.

Происходит переход от фантастического мира выдумок и сказок к более реалистическому восприятию действительности. Как и в дошкольном возрасте, по-прежнему преобладает виды памяти:

Только теперь уже школьник учится запоминать осознанно, то есть развивается логическая память.
Если в первом классе превалировала непроизвольная память, то к концу четвертого класса она становится произвольной, то есть материал запоминается под воздействием усилия воли.

Обучение в школе для младшешкольника – самая важная деятельность. Маленький человечек сам стремится к постижению новых знаний, меняются его ценности, уклад жизни.

Вся проблема в том, что в начальной школе дается большое количество новой информации, но не преподаются методики, позволяющие эту информацию быстро запомнить.

Научить школьника правильно пользоваться своей памятью – задача родителей.

Что нужно младшему школьнику для успешной учебы?

В наше время программа в школах значительно усложнилась и претерпела качественные изменения. Если раньше для успешной учебы в начальной школе требовалось уметь аккуратно писать, правильно решать арифметические примеры и внимательно слушать учителя, то теперь добавляется множество других требований.

Здесь и умение самостоятельно работать с новым материалом, и способность запоминать большие объемы информации. Без хорошей работы памяти хорошо учиться невозможно.

Мы знаем, что работа памяти состоит из трех этапов:

  • Запоминание;
  • Хранение информации;
  • Воспроизведение (воспоминание).

В младших классах школы ребенка следует прежде всего научить эффективному процессу запоминания – помочь систематизировать знания, сделав их удобными для хранения.

Факторы эффективного запоминания

Как нужно организовать информацию, чтобы она запоминалась легко учеником младших классов? Существуют следующие условия оптимальной работы памяти:

  1. Желание учиться. Если оно есть – проблем с запоминанием не будет;
  2. Установление связей. В первую очередь запомнится та информация, которая будет связана с уже имеющимися знаниями во-первых и будет иметь практическое значение для школьника во-вторых;
  3. Яркость и эмоциональность. Информация должна быть связана с эмоциями и яркими впечатлениями, тогда она запомнится легко и надолго;
  4. Внимание. Если ученик пропустил новый материал мимо ушей, то запомнить он ничего не может.

Как известно, память делится на несколько видов:

  • Зрительная (лучше запоминается то, что находится перед глазами);
  • Слуховая (запоминаем, если слышим на слух);
  • Двигательная (определенное монотонное движение способствует запоминанию).

Проведите диагностику дома: понаблюдайте, каким видом памяти ваш школьник пользуется чаще всего. В дальнейшем при подготовке домашних заданий опирайтесь на этот вид. Например, если доминирует двигательная память, то информацию, сложную для запоминания, следует переписывать от руки.

Рекомендации родителям

Любой родитель может помочь своему ребенку справиться со школьными нагрузками и достичь должного развития памяти. Все, что для этого нужно – всего лишь следовать этим рекомендациям:

  • Соблюдайте принцип наглядности. Весь новый материал лучше представить в виде картинки, образа, схемы;
  • Помогите школьнику разобраться, хорошо или плохо он выучил новое правило (или написал упражнение, прочитал стих). Заострите внимание на том, как должен выглядеть результат. Допустим, если стихотворение выучено, то оно должно читаться легко, с выражением и без запинки;
  • Побуждайте интерес к учебе. Используйте игровые и соревновательные элементы;
  • Сначала понять – потом выучить. Новую информацию (особенно большие параграфы и тексты) всегда прежде всего нужно разобрать на смысловые кусочки, чтобы понять содержание. Обсудите с ребенком все трудные моменты. Так же, по кусочкам, затем заучивайте;
  • Для закрепления материала в памяти время от времени заставляйте школьника повторить уже выученные правила. Не используйте повторы слишком часто.
  • Обязательно занимайтесь развитием внимания своего чада. Упражнения можете найти в моей статье: «Как троечнику стать отличником».

Как развить память в младших классах?

Выделите время в течение дня для специальных занятий, когда вы будете заниматься с ребенком – выполнять упражнения и играть в игры на развитие памяти у младших школьников. Приведу ориентировочные задания, которые можно использовать:

  • Решайте ребусы и головоломки, разгадывайте кроссворды;
  • Разучивайте стихи, считалки, скороговорки;
  • Составляйте логические цепочки из слов;
  • На прогулке в парке или в лесу попросите ребенка услышать и запомнить как можно больше звуков. По возвращении домой вспомните, что вам удалось услышать;
  • Занимайтесь рисованием. Пусть школьник почаще срисовывает различные геометрические узоры и картинки из книжек.

Очень эффективное и полезное задание – писать диктанты. Тут есть два варианта:

ВАРИАНТ А: ребенок предварительно читает небольшой отрывок текста – строчек 6-8, не больше. Находит в тексте слова с новыми, недавно изученными орфограммами. Далее школьник пишет этот текст под диктовку. По окончании сверяется с образцом, подсчитываются допущенные ошибки.

ВАРИАНТ В: текст читается взрослым в достаточно быстром темпе и с разделением на предложения. Читается первое предложение – пауза (ребенок по памяти пытается все записать) – звучит второе предложение – пауза (снова записывает). И так весь текст. При анализе результатов приоритет отдается степени точности записанных слов.

Упражнения на развитие зрительной памяти

Цветной ряд
Выложите перед ребенком на столе цветные кубики в количестве 5-7 штук, поставьте их в один ряд. Ребенку дается задание запомнить цвета и их последовательность. Через полминуты прикроем кубики накидкой и просим школьника повторить комбинацию цветов на других таких же кубиках или нарисовать на листе бумаги, используя фломастеры.

Картинка
Эффективный метод развития зрительной памяти – запомнить картинку и потом ее описать. Для этого подбирайте рисунки с достаточным количеством небольших деталей. Пусть младший школьник разглядит все подробно за 30-40 секунд, а затем перескажет, что было нарисовано, когда вы картинку уберете.

Зоопарк
Попросите ребенка посмотреть на карточку и представить вместо слов изображения животных – каждое на своем месте.

Уберите карточку. Пусть младший школьник припомнит и изобразит с помощью цветных карандашей каждое из животных. Проверьте, правильно ли это ему удалось.

Упражнения на развитие слуховой памяти

Чемодан
Несколько детей садятся в круг. Ведущий начинает: «Я отправляюсь в кругосветное плавание и положу в чемодан…компас». Первый ребенок продолжает: «Я отправляюсь в кругосветное плавание и положу в чемодан компас и…часы!»

Второй: «Я отправляюсь в кругосветное плавание и положу в чемодан компас, часы и…рубашку!» И так далее. Играют до тех пор, пока кто-нибудь не выбьется из списка. Провинившемуся назначают штрафное задание. Например, пропрыгать на одной ноге до двери и обратно.

Пары слов
Заранее приготовьте список, который содержит 10 пар слов. В каждой паре слова между собой имеют общую связь по смыслу. Допустим, «чашка – блюдце», «ночь – фонарь» и т.д. Зачитываем школьнику пары слов, чтобы запомнил, а затем называем в каждой паре первое слово, ученик называет второе.

Остановка Следующее упражнение развивает не только слуховую память, но и внимание.

Договоритесь с ребенком, что будете читать сказку. Как только вы озвучите условную фразу, он скажет слово: «Стоп!» (как вариант – хлопнет в ладоши). В качестве условной фразы берется одно из предложений текста, который будете читать, или даже одно слово.

Упражнения на развитие памяти с использованием ассоциаций

Мы уже говорили с вами, друзья, что основная задача младшего школьника – освоить эффективные методы запоминания. Эти упражнения призваны помочь ребятам научиться приемам ассоциативного мышления. Для детей это, пожалуй, один из лучших методов запоминания.
Про создание ассоциаций для запоминания можете почитать в статье «Мнемотехника».

Подсказка
На столе лежит два десятка карточек с изображенными на них предметами и животными. Приготовьте набор из 8-10 слов.

Читая по порядку слова из набора, предложите школьнику найти на столе карточку, которая может помочь запомнить это слово. Карточка откладывается в сторону, читается следующее слово из набора.

 В завершение попросите перечислить все слова из списка, опираясь на карточки-подсказки.

Придумай
Назовите любое слово. Попросите ребенка придумать слова, ассоциирующие с ним. Например, если это слово «песок», то ассоциации могут быть: сахар, пляж, море, совочек, пустыня и т.д. Пусть ученик сформирует ассоциации для каждого слова из списка:

ВОДА, МАШИНА, ГОЛУБИ, МЫШКА, СКЛАД

Можете придумать свой набор слов. Со временем генерация ассоциаций войдет у учащегося в привычку, и тогда можно взять задание посложнее, описанное в следующем упражнении, развивающем мышление.

Картинки-небылицы
Приготовьте список из пар слов, далеких по смысловому значению друг от друга. Например, СТУЛ – МАШИНА. Предложите ребенку вообразить картинку, где будут оба слова-предмета, слитые в единое целое.

Читайте также:  Правила поведения на льду для школьников. полезные советы и рекомендации для детей

Можно представить игрушечную машинку на стуле, можно вообразить машину, где в кабине на шоферском месте будет стоять стул. Но лучше отдать предпочтение фантастическим образам: машина проезжает под аркой в виде огромного стула или стул едет по комнате, сверкая фарами и бибикая, как машина. Предела фантазии нет

.

Пусть школьник представит в виде смешной картинки каждую пару слов из вашего списка. Вторая часть задания – читаете одно слово из каждой пары, учащийся припоминает второе, пользуясь уже созданной картинкой.

На сегодня это все. Для занятий на развитие памяти у младших школьников можете использовать также игры на развитие памяти у дошкольников.

 В качестве онлайн-тренировки рекомендую воспользоваться  сервисом Викиум , где все тренажеры представлены в виде увлекательных, захватывающих и вместе с тем полезных флеш-игр, направленных на развитие памяти и внимания.

Я думаю, ваши дети будут выполнять эти задания с восторгом. Мои впечатления о сервисе можно почитать здесь.

На этом заканчиваю. Жду ваших комментариев, не забывайте подписаться на новости блога.

Всем пока! С уважением, Юрий Окунев.

Источник: http://my-day.pro/uprazhneniya-na-razvitie-pamyati-u-mladsh/

Развитие памяти у младших школьников: методики и упражнения для учеников начальной школы

Дети в начальной школе очень любопытные. Именно в возрасте 7-10 лет они очень живо интересуются всем, что их окружает. В этот период детям удается прекрасно запоминать все новое и неизвестное, поскольку они впитывают всё как губки.

Если ребенок младшего возраста относился к реальности как к чему-то неизведанному, то в 6-10 лет он уже осознанно начинает все анализировать и запоминать. В начальной школе у детей преобладает эмоциональная и образная память.

В нашей статье вы узнаете о том, какие еще бывают виды памяти и как их развить у школьника начальных классов.

Как лучше всего тренировать память?

Прежде всего хотим сказать несколько слов о видах памяти. Она бывает:

  1. Зрительная;
  2. Слуховая;
  3. Ассоциативная (образная);
  4. Двигательная;
  5. Логическая.

Психологи считают, что развитие памяти у младших школьников требует определённого терпения и навыков родителей. Очень важно находить время для общения со своим ребенком. Совместные упражнения и игры с ребенком на запоминание новой информации положительным образом влияют на его развитие.

А запоминание было эффективнее, специалисты рекомендуют сделать занятия интересными и веселыми. Лучше всего использовать яркие картинки, образы, истории. Хорошо запоминается то, что ребенку уже знакомо. Обязательно следите за внимание ребенка. Если во время совместных занятий малыш ничем не интересуется и пропускает все мимо ушей, то и толку от них не будет.

Развитие внимания во время упражнений на память тоже очень важно.

Ниже мы рассмотрим некоторые приемы развития памяти у школьников начальных классов.

Задания для тренировки зрительной памяти

Зрительная память очень важна, поскольку способствует формированию у ребенка навыка создавать в памяти зрительный образ. Лучше всего этот вид памяти тренировать, используя наглядный материал

Разноцветные картинки

Для этого упражнения потребуется несколько цветных карточек (от 3 до 5). Школьнику показывают их в определенной последовательности, после чего просят её воспроизвести. Как только ребенок назвал порядок, в котором располагались цвета, названное им сверяется с исходным материалом.

Нашествие инопланетян

Очень эффективное упражнение для получения способности фиксировать в памяти образ и воспроизводить его.

Взрослый рисует на листе бумаги инопланетное существо, состоящее из геометрических фигур (не более 4-х). Можно заранее приготовить 3 рисунка. Далее один инопланетянин показывается ребенку примерно на 30-40 секунд, время можно варьировать.

Задача малыша – запомнить рисунок, мысленно его представив во всех деталях, а затем самостоятельно изобразить на отдельном листе. Задачу можно усложнить, показывая ребенку несколько картин одновременно. Но здесь ориентируйтесь на индивидуальные особенности малыша.

Таким образом очень хорошо тренируется фотографическая память ребенка.

Описание картинок

Взрослый заранее готовит несколько картин, на которых изображены несколько предметов, лучше всего разной формы и цвета. Картинка показывается ребенку на несколько секунд, потом он закрывает глаза и подробно описывает то, что запомнил. Будет достаточно сделать 5-³ картинок. Если малыш легко справляется с заданием, то выбирайте изображения с большим количеством деталей.

Память у младших школьников: развивается лучше, если постоянно тренировать мозг различными задачками и интересными интеллектуальными занятиями

Задания для тренировки слуховой памяти

Слуховая память отлично помогает ребенку в учебе. Ниже мы рассмотрим методики её развития.

Собираем чемодан

Это упражнение можно выполнять в группе. Дети садятся в круг, а взрослый называет вещи, которые он возьмет с собой в путешествие. К примеру: « Я собираюсь взять с собой часы.

» Следующий повторяет за ним его предложение и добавляет что-то свое, к примеру: «Я собираюсь взять с собой часы и книгу!». Далее третий ребенок добавляет то, что он возьмет с собой. И так продолжается, пока кто-нибудь не собьется.

Проигравшему можно придумать небольшое задание, например, рассказать стишок.

Слушаем сказку

Это упражнение не только на развитие памяти, но на внимание. На уроке даем ребятам задание – хлопать в ладоши, как только учитель говорит определенное слово в прочитанной им сказке. Это слово или фраза заранее им обговариваются. Кто не был внимателен – выбывает из игры. Упражнение подойдет и для занятий с родителями. Взрослые тоже могут потренироваться.

Запоминаем цвета

Детям в 3 классе можно дать следующее задание: раздать раскраски, фломастеры или карандаши. Далее учитель описывает картинку с названием деталей раскраски и их цветов. Задача ребенка – найти изображение на рисунке и раскрасить его в нужный цвет.

Задания для тренировки ассоциативной памяти

Развитие памяти у младших школьников путем создания ассоциаций – метод очень эффективный. Есть целая наука, мнемотехника, которая тренирует ассоциативную память. Мы же поговорим о том, как применить её на детях.

Придумываем слова

Составьте список слов. Давайте малышу одно слово, его задача – подобрать к нему ассоциации. И так с каждым словом из вашего списка. Чем больше ассоциаций – тем лучше.

Пары слов

Ребенку предлагается пара слов, между которыми отсутствует связь. Предложите ему придумать историю, в которой будут задействованы эти слова.

Логическая цепочка

Составьте цепочку из нескольких слов, достаточно будет 5-6. К примеру, суп, каша, картошка, творог, мясо. Предложите ребенку подумать над тем, что их объединяет и как назвать это одним словом. Тренирует не только ассоциативную память, но и логическое мышление.

Задача и родителей, и учителей – максимально разнообразить детский досуг. Родителям следует больше времени уделять развитию своего ребенка в свободное от учебы время, но при этом это должно быть в удовольствие обоим.

Устройте ребенку красивую презентацию с яркими рисунками, возможностью творчества, свободой мышления. Пусть занятия с вами будет ему в радость. Тогда развитие его произвольной памяти будет идти гораздо быстрее.

Возможно, даже скучная математика уже не будет для него сложным предметом.

Источник: https://mixfacts.ru/articles/razvitie-pamyati-u-mladshih-shkolnikov-metodiki-i-uprazhneniya-dlya-uchenikov-nachalnoj-shkoly

Упражнения для развития памяти у младших школьников

Порой родители сталкиваются с ситуацией, когда их ребенок мучительно долго не может запомнить простой, казалось бы, стишок, заданный в школе, а какую-то несуразную песенку, услышанную один раз, – запоминает моментально.

Как объяснить такое «избирательное» запоминание, можно ли улучшить и развить память? Как это сделать? Эти и многие другие вопросы волнуют родителей, и интерес к упомянутой теме отнюдь не праздный: хорошая память – залог успешной учебы. К счастью, этот человеческий ресурс поддается тренировке.

По мнению психологов, главное – правильно подобрать методику.

Какие бывают виды памяти

Чтобы выбрать подходящие упражнения для развития памяти, стоит разобраться, как происходит процесс запоминания. Для этого обратимся к общепринятой классификации памяти.

  • кратковременная (информация запоминается легко, но также легко и забывается);
  • долговременная (данные хранятся в памяти долго);
  • оперативная (информация удерживается некоторое время).
  • слуховая (лучше запоминается услышанное);
  • зрительная (легче запоминаются зрительные образы);
  • двигательная (все, что связано с движением – запоминает тело);
  • образная (эмоциональная, ассоциативная);
  1. По степени приложения усилий:
  • непроизвольная (не требуется усилий для запоминания чего бы то ни было);
  • произвольная (нужно постараться, чтобы запомнить событие или объект);
  • непосредственная (запоминается механически, мышление не «включается»);
  • опосредованная (требует построения логической цепочки, осмысления данных).

Кстати, у малышей хорошо развита именно механическая память, поэтому специалисты рекомендуют начинать изучение иностранных языков еще до школы.

Как «работает» человеческая память? Тут можно выделить три этапа:

  • запоминание;
  • хранение информации;
  • извлечение (воспроизведение) данных.

Три «кита» хорошей памяти

Приступая к занятиям с ребенком, обратите внимание на три «кита» или три «закона», на которых строится запоминание:

  • Первый – постараться получить яркое впечатление о том, что запоминается (для этого – сосредоточиться и быть внимательным).
  • Второй – повторение.
  • Третий – ассоциация.

Как развить долговременную память?

Память человека достаточно субъективна, поскольку после каждого последующего воспроизведения информации, воспоминания искажаются.

Читайте также:  Сценарий спортивного игрового занятия в средней группе по теме «здравствуй осень»

Задача родителей – развивать и тренировать долговременную память ребенка. Для этого нужно:

  • Научить свое чадо умению сравнивать объекты запоминания, находить в них сходства и отличия (для тренировок подойдут детские журналы с красочными картинками, таблицами, в которых предлагается найти либо одинаковые предметы, либо отыскать в них едва заметные отличия);
  • Практиковать пересказ ребенком любой полученной им информации – просмотренного мультфильма, прочитанного рассказа, пережитого впечатления (тренирует память, развивает речь, позволяет правильно составлять предложения);
  • Заучивать стихотворения, скороговорки, разгадывать кроссворды;
  • Постепенно переходить на запоминание прозы (здесь можно предложить одно интересное упражнение). Например, в журнале прочитать небольшой отрывок текста, вырезать этот фрагмент. Затем разрезать его на кусочки, дать ребенку одну часть и предложить по ней восстановить весь сюжет.

Тренируем слуховую память

Чем больше мы тренируем память, тем больше можем запомнить. Итак, приступаем к упражнениям по развитию слуховой памяти у младших школьников. Занятия могут проводиться как группой, так и индивидуально.

Это упражнение хорошо отрабатывать группой. Здесь принцип такой. Взрослый предлагает нехитрый сюжет, например, поездка в путешествие или поход в магазин. Начинает так: «Я положил в чемодан (сумку) книгу».

Ребенок должен повторить это предложение сначала и добавить что-то от себя. Например: «Я положил в чемодан (сумку) книгу и карандаши».

Второй участник занятий снова повторяет все сначала (фраза уже длиннее) и добавляет свое.

Карандашом или палочкой вы постукиваете по столу в определенном ритме и предлагаете ребенку его повторить. Начинать нужно с простых звуков, по мере того, как школьник справляется, ритм можно усложнять.

Для развития слуховой памяти эффективно помогает такой простой прием, как пение песенок голосами знакомых персонажей мультфильмов, например. Для того чтобы изобразить чужой голос, ребенку придется вспомнить его тембр, громкость, интонацию и ритм.

Тренировка состоит из двух этапов. На первом этапе вы читаете пары слов. Например: цветок – ваза, школа – ученик, заяц – лес, река – берег. На втором этапе вы называете одно слово из зачитанной пары и предлагаете малышу назвать второе. Если ваш ученик справляется, значит у него все в порядке и с памятью, и с логикой.

Это более сложное упражнение, хотя вашему ребенку точно понравится. Подготовьте несколько карточек, на которых изобразите предметы, животных. Например, лиса, свитер, солнце, автобус. Разложите карточки перед ребенком. Поставьте задачу: вы называете слова, а ребенок подбирает к ним картинку. Слова могут быть такими: лес, одежда, погода, гараж.

Зрительная память

Для развития этого вида памяти можно применить такие упражнения:

Понадобится от трех до пяти картинок разного цвета. Покажите их ребенку в определенной последовательности и попросите повторить. Проверьте правильность.

Это упражнение хорошо тренирует фотографическую память. Нарисуйте на листке мультяшный персонаж в виде геометрических фигур. Как привило, это либо робот, либо космонавт/инопланетянин. Геометрических фигур должно быть не больше четырех.

Покажите ребенку рисунок на 30 секунд, чтобы он изучил его во всех деталях. Затем попросите изобразить то, что запомнилось. Можно заранее подготовить три рисунка. На каждом последующем немного изменять какую-то деталь.

При проверке задания обратите внимание, насколько точно оно выполнено.

Нужно подготовить до пяти вариантов рисунков, на которых изображено несколько предметов. Форма и цвет – разные.

Дайте ребенку изучить изображенное секунд 10, потом пусть закроет глаза и подробно опишет то, что запомнил. Постепенно задание можно усложнять, увеличивая количество предметов на рисунке.

Развиваем ассоциативную память

Развитие ассоциативной памяти у учеников младших классов является очень действенным методом. Для тренировки формирования ассоциаций есть целая наука – мнемотехника. Упражнения на развитие ассоциаций включают в себя схемы, таблицы, пары слов, не связанные по смыслу.

По поводу последнего – назовите пару слов, разных по смыслу и дайте задание ребенку придумать историю с использованием данных слов. А схемы, таблицы с картинками научат детей составлять рассказы; выполнять какие-то манипуляции в определенной последовательности, например, одеваться.

Мнемосхемы помогают увеличить словарный запас, быстро запоминать текст. Говорят, что стихотворение лучше запомнить, если его «увидеть».

Как улучшить память школьника?

Если вы видите, что ваш школьник невнимателен, плохо запоминает то, что ему говорят в школе и дома, не может сосредоточиться, конечно же, не стоит мириться с таким положением вещей. Нужно приложить усилия, и ваш ребенок будет лучше учиться, станет более собранным и в целом успешнее. А для этого существует несколько простых способов.

  • Читайте хорошую литературу

Конечно, современного ребенка трудно оторвать от переписки в социальных сетях, просмотра мультфильмов, компьютерных игр. Но для любящих родителей нет ничего невозможного. Убедите ваше чадо, причем, на личном примере, что читать – это не только полезно, но и модно. Подарите ему электронную книгу, чтобы он мог читать при любом удобном случае. Подберите для него хорошую литературу.

Освоение новых умений очень хорошо тренирует память. Если ваш малыш не занимается спортом и не посещает кружки «по интересам», расскажите ему о том, что все это существует и доступно. Если он уже занимается чем-то, предложите освоить новый вид спорта или посещать музыкальную школу, заодно выясните, к чему у вашего чада лежит душа.

  • Развивайте словарный запас

Здесь поможет не только чтение книг. Можно организовать дома такую игру: каждый день – новое слово. Знакомьте ребенка со сложными словами, толковать их поможет Интернет. Это будет интересно и полезно и родителям.

Учите вместе с ребенком заданные в школе стихотворения. Расскажите ему о своих поэтических предпочтениях, о том, как вы в детстве запоминали стихи.

Прекрасно влияет на развитие памяти запоминание чисел. Это могут быть даты рождения родственников и друзей, номера мобильных телефонов. Подскажите ребенку, как лучше их запоминать. Если в вашей семье есть еще дети, организуйте между ними соревнования «Кто больше запомнит».

Здоровый сон, достаточный по времени для ребенка младшего школьного возраста (не менее 10 часов в хорошо проветренном помещении), а также прогулки на свежем воздухе (до двух часов ежедневно) великолепно стимулируют работу головного мозга и, соответственно, позитивно влияют на память. Не пренебрегайте этими простыми правилами.

10 продуктов для вундеркинда

Чтобы улучшить память, нужно правильно питаться. В рационе вашего школьника обязательно должны быть продукты, содержащие необходимые витамины и минералы. Вот те десять продуктов, которые помогут вашему ребенку усваивать школьный материал на «отлично»:

  1. Рыба (желательно морская, содержит йод, фосфор, Омега-3 жирные кислоты, что благотворно влияет на мозг).
  2. Яйца (содержат белок и холин, который помогает сосредотачиваться).
  3. Чеснок (ускорит кровообращение, добавляйте к мясным блюдам).
  4. Красный виноград (антиоксидант, защищает клетки организма от старения и повреждения).
  5. Брокколи (просто кладезь витамина К, который улучшает работу мозга).
  6. Бобовые (содержат витамины В6, В12, фолиевую кислоту. Улучшают краткосрочную и долговременную память).
  7. Томаты (тоже мощный антиоксидант).
  8. Лимон (витамин С улучшает память).
  9. Грецкие орехи (содержат Омега-3 жирные кислоты, белок, лецитин. 5 орешков в сутки – и память ребенка будет в отличном состоянии).
  10. Мед (глюкоза позитивно влияет на работу мозга и памяти).

Не забывайте давать ребенку пить достаточное количество воды, только не газировку!

Развивающие игры для улучшения памяти – на сайте IQКлуб

Для развития памяти используются не только упражнения, но также и игры. IQКлуб – интернет-сервис, который предлагает развивающие игры для тренировки памяти, внимания, навыков чтения, мышления ребенка. Чтобы воспользоваться услугами этого интернет-портала, нужно:

  • пройти регистрацию в системе;
  • ребенку – сдать тест, который его заинтересует.

После этого специалисты IQКлуб подберут для вашего малыша индивидуальную программу обучения, исходя из анализа его сильных и слабых сторон.

Разработкой игр занимается команда профессионалов – лучшие психологи, педагоги, дизайнеры.

Родители могут отслеживать результаты обучения в режиме online. Полезные игры на сайте IQКлуб – это прекрасный тренажер для развития интеллекта ребенка.

Память дается каждому из нас при рождении, но не каждый может правильно ею пользоваться. Задача родителей и учителей обучить школьника приемам запоминания, чтобы он впоследствии использовал их бессознательно. Ребенок должен сам понять, как ему легче запоминать информацию.

Однако любая наука не пойдет впрок, если у школьника отсутствует мотивация к учебе. В такой ситуации святая обязанность родителей заинтересовать ребенка, а для хорошего результата – занятия проводить систематически.

Во время этих занятий педагоги-психологи рекомендуют родителям обращать внимание на следующее:

  • следите за тем, чтобы ребенку был понятен материал, который он запоминает;
  • пусть ребенок повторит выученный текст на следующий день;
  • при работе над запоминанием текста разбивайте его на небольшие отрывки, но не очень маленькие, чтобы ваш школьник не забыл, что было в самом начале;
  • во время заучивания текста просите малыша проговаривать его вслух;
  • мотивируйте ребенка к занятиям по запоминанию, проявите фантазию: предлагайте для изучения только те тексты, которые ему действительно интересны;
  •  занимайтесь с ребенком не более получаса, а в первое время по 15 минут. Если видите, что малыш устал – сделайте перерыв;
  • всегда хвалите ребенка за даже самые маленькие успехи, поощряйте его к занятиям.
Читайте также:  Сценарий осеннего праздника в 3-4 классе

Занимаясь с ребенком, помогайте ему выполнять задания, подскажите, какую тактику по запоминанию лучше применить. Таким образом, ваш малыш не просто научится запоминать, он будет воспринимать информацию осознанно и тогда она надолго сохранится в его памяти.

Источник: https://iqclub.ru/blog/2017/12/uprazhneniya-dlya-razvitiya-pamyati-u-mlad/

Развитие слуховой памяти у младших школьников: игры и упражнения

Слуховая память является разновидностью образной памяти. С ее помощью мы запоминаем, сохраняем и воспроизводим слуховые образы.

Начинать работу над развитием слуховой памяти необходимо еще в дошкольном возрасте. Поскольку, приступив к обучению в школе, ребенок значительную часть информации воспринимает на слух.

Развитие слуховой памяти у младших школьников должно иметь регулярный характер.

Такая работа в форме игр и упражнений поможет ребенку хорошо освоить учебную программу: овладеть навыками выразительного чтения, правописания, решения устных задач и т.д.

Как развить слуховую память у ребенка?

Если Вас волнует вопрос: как развить слуховую память у ребенка, то в домашних условиях можете применять описанные ниже способы.

  • Выполнение упражнений. Для детей младшего школьного возраста наиболее эффективны упражнения в игровой форме.
  • Прослушивание сказок. Дети обычно любят, когда им читают сказки. Возьмите себе за правило ежедневно читать ребенку по 1 сказке перед сном, например. А после прочтения, спросите ребенка, о чем была сказка. Также полезно для развития слуховой памяти слушать аудиосказки.
  • Разучивание стихотворений и песен.
  • Прослушивание музыкальных произведений. Музыка запоминается намного лучше, чем услышанная или прочитанная информация. В этом способе можно сочетать приятное с полезным.

Вы можете выбрать любой из способов. Но лучше задействовать все и регулярно их чередовать.

Упражнения для развития слухового внимания и памяти

Упражнение «Запомни цвета»

Необходимо подготовить цветные карандаши, картинку и рассказ, составленный по сюжету выбранной картинки. Тему можно выбрать любую.

Например, “Поиски клада”, “Цветочная поляна”, “Зимние забавы”, “Прогулка по зоопарку”, “Овощи на грядке”, “Собираемся на праздник” и т.д.

Ребенок должен внимательно слушать Вашу историю и запомнить цвета предметов на представленной картинке.  Затем ребенку необходимо правильно раскрасить рисунок.

Упражнение «Художник»

Упражнение представляет собой усложненный вариант предыдущего. Необходимо подготовить чистый лист белой бумаги и простой карандаш. Вы описываете любого сказочного персонажа или предмет. Выбираете для этого что-то не стандартное. Например, пейзаж, инопланетянин, карнавальный костюм, царский дворец. Ребенок внимательно слушает, а затем пробует изобразить на бумаге  то, что Вы описали.

Упражнение «Пчелы собирают мед»

Перед проведением упражнения необходимо подготовить фигурку пчелы и цветы, с которых она будет собирать мед. Возьмите цветную бумагу и вырежьте 10 кругов диаметром 5-6 см (это задание может выполнить ребенок).  Цветы пронумеруйте. В качестве пчелы подойдет яйцо от киндер-сюрприза.

Разложите цветы в произвольном порядке. Затем озвучьте маршрут. Ребенок, держа пчелу, перебирается с одного цветка на другой по обозначенному маршруту. Начните с простых команд, называя по 2 — 3 номера или цвета. Постепенно усложняйте задание. Если ребенок легко справляется с упражнением, то увеличивайте количество цветов до 15.

Игру также можно проводить в качестве соревнования между 2-3 детьми. Выигрывает ребенок, пчела которого в правильной последовательности облетела все цветы.

Упражнение «Список»

Это упражнение не требует особой подготовки. Вы произносите 10 слов в медленном темпе. Затем ребенок повторяет слова, которые он запомнил. Для большего интереса со стороны ребенка, можете предложить игру.

Например, сказать, что Вы составляете список товаров, которые собираетесь купить в супермаркете. То, что он вспомнит из списка и будет куплено. Или, например, пусть ребенок представит, что ему нужно собрать вещи в путешествие.

Он сможет взять с собой только то, что запомнит из списка.

Эту игру можно проводить с 2-3 детьми. Например, если к Вашему ребенку пришли друзья. Один ребенок называет слова, которые запомнил, а друзья дополняют оставшимися словами. Другой вариант: ребенок с друзьями по очереди называют услышанные слова по одному. Выигрывает тот, кто вспомнил больше слов.

Также можно попросить ребенка (детей) объединить слова в пары. Например, велосипед-колесо, чашка-блюдце, мышь — нора. Или попросить объединить слова по родовым признакам: одежда, мебель, транспорт, птицы, посуда и т.д.

Еще вариант игры. Трижды произносить последовательность из 10 слов, каждый раз меняя их порядок. В третий раз добавить лишнее слово. Ребенок должен его назвать.

Пояснение: Если у ребенка очень слабо развита слуховая память и он затрудняется запомнить 10 слов, начните упражнение с 6-7 слов, а затем наращивайте их количество. Если ребенок очень легко запоминает  10 слов, можете усложнить задание до 15 слов.

Упражнение «Снежный ком»

Многим известно это упражнение. Суть его заключается в многократном повторении слов и постепенном увеличении их количества. Все слова необходимо запоминать.  Сначала выбираете определенную тему.

Если Вы играете вдвоем с ребенком, то по очереди называете слова, повторяя все предыдущие. Например, выбираете тему “животные”. Вы говорите “заяц”, ребенок повторяет за Вами“заяц” и добавляет “лошадь”, Вы говорите “заяц, лошадь, верблюд” и т.д.

Игра может проводиться до 15-20 слов. Если Вы играете всей семьей, то по кругу произносите слова.

Это упражнение можно провести по принципу предложения. Вы или ребенок произносите предложение из двух слов, а затем постепенно его расширяете, добавляя по одному слову.

Упражнение «Страна сказок»

Подготовка к упражнению: Вам необходимо подобрать сказку, где есть разнообразные персонажи. Вы читаете сказку. Ребенок после прослушивания должен вспомнить всех персонажей. Если сказка хорошо знакома ребенку, то можно изменить имена персонажей.

Например, в сказке “Теремок” Вы озвучиваете других животных, которых нет первоисточнике. В сказках “Бременские музыканты” и “Волк и семеро козлят” придумываете имена животным. В сказке “Белоснежка и семь гномов” называете гномов по именам. В сказке “Репка” изменяете персонажей.

Можете придумать авторский рассказ.

Источник: https://KinderBoo.ru/razvitie-sluhovoy-pamyati-u-mladshih-shkolnikov/

Упражнения для развития памяти у школьника. |

Память – важный познавательный процесс в жизни ребенка для его обучения и развития. И если в этой области есть нарушения , то тревога родителей вполне понятна. Только важно разобраться, в чем именно проблема, тогда помочь ребенку можно своевременно и легко.

Развитие памяти учащегося должно проводиться систематически, и родители могут подобрать для своего ребенка различные методики развития памяти и внимания, известные на сегодня. Например, мнемотехника , которая используется для запоминания числовой информации (см. рубрику “Запоминалки”), или эйдотехника – для запоминания стихов и др.

Конечно, для школьника следует выбирать в первую очередь те, которые формируют зрительную, слуховую и двигательную память. Потому что именно эти виды памяти задействованы в процессе восприятия и запоминания учебного материала.

Одним из первых камней преткновения у школьников встает таблица умножения. Не всем под силу становится запомнить ее уже с первых лет учебы в школе, а НАДО!

Вот тут-то и встает перед родителями проблема развития памяти ребенка и подбор для него серии упражнений или методики развития памяти.

Какие же упражнения для развития памяти у школьника можно предложить?

1) Найди, что изменилось.

Положите перед ребенком 5-6 предметов (игрушек, книг, открыток и др.) Попросите запомнить, а потом закрыть глаза. Поменяйте предметы местами (1-2), ребенок должен найти и положить на место. Количество “замен” увеличивайте, пока ребенок не сможет восстановить весь ряд полностью.

2) Клубок (Снежный ком).

Вы начинаете говорить: “Мы собираемся в отпуск. Сейчас я достану чемодан и положу туда брюки”. Ребенок продолжает: “Я положу брюки и майку”. Вы перечисляете то же самое и что-то еще. Игра, кроме того что тренирует память, помогает снять напряжение, успокоиться.

3) Визуализация.

Вернувшись домой, спросите ребенка о том, что было, пока вы гуляли. Кого встретили? Во что он был одет? Какая машина стояла у подъезда? Можно также вспоминать обстановку дома у бабушки или, например, расположение мебели в школьной столовой (классной комнате). Устно или с помощью рисунка.

4) Пары слов.

Подберите пары слов, связанных между собой по смыслу. Собака – миска, окно – занавеска (всего 20 пар). Произнесите все пары ребенку. Потом,. через минуту, говорите одно слово из пары, а он называет второе. По прошествии 30-40 минут еще раз говорите одно слово из пары – ребенок опять вспоминает второе. Тренируется и кратковременное, и долговременное запоминание.

5) Повторяй за мной.

Взрослый становится за спиной ребенка и проделывает ряд манипуляций с его телом. Поднимает, например, одну руку, сгибает в локте другую, наклоняет голову. Потом просит ребенка выпрямиться и заново проделать эти движения по памяти.

6) Кто больше?

“Что бывает синего цвета?”- говорите вы, и ребенок должен назвать 3-5 предметов только синего цвета. Потом он сам дает задание: “Что бывает только круглое?” и т.д. Можно играть всей семьей.

В интернете можно найти массу других игр и упражнений для развития памяти у школьника. Но этих может быть и достаточно. Главное. – чтобы ребенок выполнял их с удовольствием  и получал от этого процесса радость.

Обратите внимание на эти издания!

Они содержат уникальные методики развития памяти и помогут вам в развитии памяти ребенка.

Источник: http://repetitor-problem.net/uprazhneniya-dlya-razvitiya-pamyati

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector