Внеклассная работа по математике в начальной школе

Внеклассная работа по математике в начальной школе

                                                План

Введение…………………………………………………………………….. 3-4

Глава 1. Содержание различных  форм внеклассной работы по математике в начальных классах.

   1.1.Значение и особенности внеклассной работы по математике в 1-4 классах………………………………………………………………………..5-9

   1.2.Основные формы организации внеклассной работы по математике в начальных классах…………………………………………………………..10-17

Глава 2. Опыт организации внеклассной работы по математике в начальной школе.

  2.1. Внеклассные занятия по математике в начальных классах……….18-24

  2.2. Планирование кружковых занятий по математике в 1-3 классах….25-31

Заключение…………………………………………………………………..32

Литература …………………………………………………………………..33-34

                                                    Введение

  Одной из важнейших теоретических и практических проблем современной педагогики является совершенствование процесса обучения младших школьников. История развития зарубежной и российской педагогики и психологии неразрывно связана с изучением различных аспектов затруднений в обучении. По данным многих авторов ( Н.В.Вайзман, Г.Ф.Кумарина, С.Г.Шевченко и др.

), число детей, которые уже в начальных классах оказываются не в состоянии за отведённое время и в необходимом объёме усвоить программу, колеблется от 20% до 30% от общего числа учащихся. Являясь умственно сохранными, не имея классических форм аномалий развития, такие дети испытывают трудности в социальной и школьной адаптации, проявляя неуспешность в обучении.

    Вопрос развития элементарных математических представлений наиболее остро встаёт именно в период начального обучения.

В настоящее время, время повсеместного внедрения различных систем развивающего обучения, развитие математических способностей обеспечивается самим процессом школьного курса математики.

Но не следует пренебрегать и внеучебными средствами, содействующими укреплению и расширению математической активности. Одним из них является проведение внеклассной работы по математике.

  Внеклассная работа  по математике составляет неразрывную  часть учебно-воспитательного процесса  обучения математике, сложного процесса  воздействия на сознание и  поведение школьников, углубление  и расширение их знаний и  навыков, таких факторов, как содержание  самого учебного предмета математики, всей деятельности учителя в  сочетании с разносторонней деятельностью  учащихся. Желательно начать проводить  такую работу как можно раньше, поэтому особое внимание необходимо  уделять внеклассной работе в  младших классах.

  Учащиеся начальных  классов наиболее нуждаются в  том, чтобы их 

                                                         3

первоначальное и последующее знакомство с математическими истинами носило не сухой характер, а порождало бы интерес и любовь к предмету, развивало бы в учащихся способность к правильному мышлению, острый ум

и смекалку и тем самым  вносило бы оживление в преподавание предмета.

  Внеклассная работа  по математике способствует глубокому и прочному овладению изучаемым материалом, повышению математической культуры, привитию навыков самостоятельной работы, внеклассная работа развивает интерес к изучению математики и творческие способности школьников. Главной целью внеклассных занятий по математике является углубление и

расширение знаний, развитие интереса учащихся к предмету, развитие их математических способностей, воспитание и развитие их инициативы и творчества.

  В настоящей курсовой  работе нами ставятся следующие  задачи:

1. Изучить учебно-методическую литературу по проблеме организации внеклассной работы по математике в начальной школе.

2. Изучить особенности и формы внеклассной работы по математике в начальной школе.

3.Описать опыт организации внеклассной работы по математике в начальной школе.

   Объект исследования: процесс изучения математики.

   Предмет исследования: использование различных форм  внеклассной работы по математике  в начальных классах .

   Цель: Теоретически  обосновать опыт использования  внеклассной работы по математике  в начальных классах.

                                                               4

Глава 1. Содержание различных форм внеклассной работы по математике в начальных классах.

       1.1.Значение и особенности внеклассной  работы по математике в 1-4

       классах.

  Внеклассная работа по математике составляет неразрывную часть учебно-воспитательного процесса обучения математике, сложного процесса воздействия на сознание и поведение младших школьников, углубления и расширения их знаний и навыков.

   По мнению авторов методического пособия по внеклассной работе по математике в 1-4 классах, ”в младших и средних классах преждевременное проведение факультативных занятий или дополнительное, углубленное изучение каких-либо учебных дисциплин было бы совершенно неоправданным” (10,25). Они указывают, что наиболее естественной и проверенной формой дофакультативной подготовки в этот период, соответствующей возрастным особенностям и возможностям детей, является внеклассная работа.

  Действительно, проводить внеклассные занятия с детьми по математике надо начинать как можно раньше, чтобы у одних пробудить, а у других укрепить интерес к математике и желание заниматься ею. Поэтому основными целями внеклассной работы должны стать:

развитие у учащихся интереса к предмету,

накопление определенного  запаса математических фактов и сведений, умений и навыков, дополняющих и  углубляющих знания, приобретаемые  в основном курсе. (24, 67)

  К сожалению, пока еще нет достаточно обобщенного опыта организации внеклассной работы по математике с младшими школьниками; почти нет современных пособий, адресованных учителям начальной школы, которые учитывали бы изменения в учебном плане, а имеющиеся не внедряются в школьные программы. (22, 75)

                                                                5

  Развитие и воспитание математической инициативы способствует возникновению у человека интереса к математике, поднимает на более высокую ступень общее качество ума и воли. Обучение математики — это основное, но не единственное средство развития математической

инициативы. Активно содействуют математическому развитию и внеучебные средства (сюда можно отнести массовые популярные математические журналы, сборники математических развлечений, игр и занимательных задач, математические олимпиады школьного, городского и более высоких

уровней, пропаганда математических знаний по телевидению), основным из которых  является внеклассная работа по математике в школе.(22, 77)

  Внеклассная работа по математике имеет следующее значение:

Различные виды этой работы в их совокупности содействуют развитию познавательной деятельности учащихся: восприятия, представлений, внимания, памяти, мышления, речи, воображения.

Она помогает формированию творческих способностей учащихся, элементы которых проявляются в процессе выбора наиболее рациональных способов решения задач, в математической или логической смекалке, при проведении на внеклассных занятиях групповых  игр.

Некоторые виды внеклассной  работы позволяют детям глубже понять роль математики в жизни.

Внеклассная работа содействует  воспитанию товарищества и взаимопомощи.

  В результате такой работы происходит воспитание культуры чувств, а так же развитие и таких интеллектуальных чувств, как справедливости, чести, долга, ответственности.

  Главное же значение внеклассной работы по математике в том, что она содействует развитию математических способностей школьников. (24, 45)

 Основные особенности внеклассной работы заключаются в следующем:

  • Некоторая произвольность выбора тематики занятий, они не регламентированы по содержанию, но материал, предъявляемый детям,
Читайте также:  Хэллоуин в подготовительной группе доу. сценарий

                                                   6

должен соответствовать  наличным у них знаниям, умениям  и навыкам.

  • Разнообразие форм и видов работы с учащимися.
  • Особый занимательный материал, широкое использование игровых форм и элементов соревнования.
  • Занятия не регламентированы по времени, на одну и ту же тему отводится сравнительно небольшое учебное время.
  • Занятия проводятся в группах, количество человек в которых не регламентировано, так же как и их возраст. (22, 78)

  При проведении внеклассных занятий по математике, также как и при классно-урочной работе, необходимо соблюдать основные дидактические принципы:

  • Научности
  • Сознательности и активности учащихся
  • Наглядности
  • Должен осуществляться и индивидуальный подход.

  Внеклассная работа в начальных классах имеет свои дополнительные особенности. Одна из них недостаточно развитый, не сформировавшийся и

еще неустойчивый интерес  к предмету у большинства учащихся, принимающих участие в этой работе. Вместе с тем именно на этом этапе  у учащихся такой интерес может  и должен начать формироваться.

Конечно, результаты успешных занятий математикой  часто не зависят от срока начала внеклассной работы. Математическая одаренность или способности  конкретного человека развиваются  в любом возрасте, лишь бы были благоприятны для этого условия.

При этом необходимо учитывать, что многообразие математических теорий и их приложений требуют способностей разного характера.

Чтобы обнаружить, какие именно способности могут  развиваться у данного учащегося, ему полезно принять участие  в самой разнообразной математической деятельности. Конечно, для проверки способностей детей на разном материале  нужно много учебного

                                                           7

времени. Невозможно не учитывать  такие особенности младших школьников, как обязательность, исполнительность, которые позволяют учителю еще  до “озорного” возраста 5-7 классов  заинтересовать учащихся предметом. Без  внимания учителя к организации  внеклассной работы в начальном  звене многие подростки никогда  не придут в математику.

  Эти обстоятельства подсказывают еще одну особенность проведения внеклассных занятий по математике в самом юном возрасте на занятия надо приглашать учащихся, не дожидаясь пробуждения у них собственной инициативы. Внеклассная работа по математике в 1- 4 должна быть массовой. (24, 88)

  Одной из особенностей проведения внеклассной работы в начальной школе является особое внимание учителя к поощрению учащихся.

В младших классах особенно важно не пропустить незамеченным ни один успех школьников в их дополнительной математической деятельности.

В доброжелательности учителя, умении удивляться, казалось бы, самым незначительным сдвигам в работе своих воспитанников проявляется педагогическое мастерство, степень влияния учителя на формирование и развитие интереса к предмету у учащихся.

  Также учитель должен внимательно следить за настроением учащихся во время занятий, должен стремиться к наибольшему эффекту развития у учащихся веры в свои силы.

Это свойство характера важно воспитывать на ранних ступенях обучения, так как это первый росток творческой, исследовательской работы, который ведет к развитию интереса к предмету.

В связи с возрастными особенностями младших школьников, упражнения лучше предлагать в форме игры.

  При работе необходимо учитывать и другие особенности учеников этого возраста. Дети, как правило, очень любят посильные индивидуальные поручения, учеников интересует также и соревновательный мотив. Кроме того, в проведении внеклассной работы необходимо также опираться на

                                                          8

любовь учащихся этого  возраста к сказкам и различным  интересным, веселым историям.(24, 98)

  Таким образом, изучив  значение и особенности внеклассной  работы по математике, сделаем  вывод, что внеклассной работой  по математике следует заниматься  с младшего школьного возраста, так как она позволяет привить интерес к предмету, развивать творческие и математические способности, компоненты которых формируются наиболее активно именно в этом возрасте.

                                                           9

    1.2. Основные формы организации внеклассной работы по

      математике в начальных классах.

  Внеклассная работа по математике зарождается, в сущности, на занятиях в классе.

Задачи повышенной трудности, логические задачи и занимательный материал, предлагаемый в учебниках (особенно много таких заданий в учебниках по развивающим системам), это собственно упражнения для внеклассных занятий.

Однако часть этих упражнений может быть и должна быть решена в классе при всех учащихся. Именно эти упражнения (или им подобные) связывают содержание и формы классных и внеклассных занятий.

  Внеклассная работа с учащимися самим своим названием предполагает, что ее проводят вне уроков, обязательных для всех. Ее основные формы:

  • групповые занятия после уроков;
  • кружковые занятия;
  • вечера и сборы;
  • математические олимпиады;
  • добровольные зачеты;
  • часы и минуты занимательной арифметики;
  • математические игры;
  • написание математических сказок и сочинений;
  • математические уголки;
  • математические стенгазеты;
  • математические выставки и прочее. (22, 75)

  Невозможно не указать на то, что внеклассная работа по математике в начальных классах сильнодействующее педагогическое средство.

Оно может принести пользу, но в руках невнимательно относящегося к делу педагога эта работа может обратиться против учащихся, отпугивая их от занятий математикой, оказывая вредное влияние на здоровье детей.

Поэтому, вовсе нет надобности заставлять каждого ученика решать все запланированные учителем упражнения. Пусть дети решают столько задач, сколько могут.

Источник: http://yaneuch.ru/cat_16/opyt-organizacii-vneklassnoj-raboty-po/233909.2146570.page1.html

Внеклассное мероприятие по математике «СНЕЖНЫЙ КОМ» для начальной школы

КГУ «Средняя школа № 17» акимата города Рудного

Составитель: Пивень С.И.

3»А» класс

Внеклассное мероприятие

по математике

«СНЕЖНЫЙ КОМ»

Цель: активизация познавательной деятельности обучающихся на внеклассном мероприятии по математике

Читайте также:  Почему нельзя питаться чипсами и увлекаться газированной водой. полезная информация для школьников и их родителей

Задачи:

Обучающая: научить применять математические знания для решения нестандартных, занимательных задач.

Развивающая: развивать логическое мышление, умение рассуждать, обосновывать решения, делать выводы, расширять кругозор.

Воспитательная: прививать навыки работы в коллективе, воспитывать сосредоточенность и внимание, аккуратность, умение трудиться над решениями задач. 

Оборудование: карточки, ватман, снежинки, презентация, пословицы, поговорки, ребусы.

1.Вступительное слово.

 —  Сегодня мы проведём игру «Снежный ком», которая состоит из 6-ти туров. В результате этой игры мы укрепим знания по математике путём взаимообучения.

2.Деление класса на группы.

Учитель раздаёт ученикам снежинки трёх цветов: красный, синий, зелёный.

1.Конкурс «Разминка».

Учитель:

-Я читаю командам по одной задаче. Если команда не решит свою задачу, за неё эту задачу решает другая команда.

1 Две сардельки варятся 6 минут. Сколько времени будут вариться восемь таких сарделек?

2. Шла девочка в Москву и повстречала трех мальчиков. Каждый из них нес по мешку, в каждом мешке по коту. Сколько существ направлялось в Москву?

3 Шоколадка состоит из 12 долек. Сколько раз надо разломить шоколадку, чтобы разделить её на все дольки?

4.Трое играли в шашки. Всего сыграли 3 партии. Сколько партий сыграл каждый?

2. Конкурс. «Назови слова на букву…».

Учитель:

-Я буду читать предложения, а вы заменяете его одним словом, связанным с математикой.

«Слова на букву «К»

Геометрическая фигура, четырехугольник (квадрат)

1000 метров – это… (километр)

1000 грамм – это … (килограмм)

Устройство, облегчающее выполнение сложных арифметических

действий. (калькулятор)

« Слова на букву «П»

Сумма длин всех сторон многоугольника (периметр)

Геометрическая фигура, четырехугольник (прямоугольник)

Результат умножения (произведение)

Линия, не имеющая ни начала, ни конца (прямая)

Знак сложения (плюс)

3.Конкурс: «Ребусы». (Слайд № 2).

Учитель:

-Расшифруйте спрятанные слова. Это можно сделать только, если разгадаете ребусы. (Команды отгадывают ребусы. За каждый ребус команда получает балл).

ПРО 100 Р 5,НИЦА АК 3 СА КИС . ПО 2 Л
С 3ЖИ ПРЕ 100 Л ПА 3 ОТ 100 ЛБ 100 ЛИЦА

4. Конкурс: «Конкурс капитанов».

Учитель:

-Ну а сейчас «Конкурс капитанов». Капитан каждой из команд, получает карточку с заданием и выполняет его. Задания выполняют капитаны сразу.

Начерти по разному прямоугольники площадью 4 см.

(Ответ: прямоугольники со сторонами 4см и 1см; квадрат тоже прямоугольник 2 см и 2 см).

Капитаны работают

Логические шуточные вопросы — для участников игры

1. Как может брошенное яйцо пролететь 3 метра и не разбиться? (Нужно бросить яйцо на 4 метра, тогда первые 3 метра оно пролетит целым)

2. Как спрыгнуть с десятиметровой лестницы и не ушибиться? (Надо прыгнуть с нижней ступени)

3. Что все люди на земле делают одновременно? (Становятся старше)

4. Что становится больше, если его поставить вверх ногами? (Число 6)

5. Летели утки: одна впереди и две позади, одна позади и две впереди, одна между двумя и три в ряд. Сколько всего летело уток? (Три утки, одна за другой).

6. Росли две вербы, на каждой вербе по 2 ветки. На каждой ветке – по 2 груши. Сколько всего груш росло на вербе? (Ни одной, потому что на вербе не растут груши)

7. Назовите 5 дней, не называя чисел и названий дней. (Позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра)

8. На грядке сидели 6 воробьев, к ним прилетели еще 2. Кот подкрался и схватил одного воробья. Сколько воробьев осталось на грядке? (Ни одного, т.к. остальные улетели)

9. У осьминога 8 ног. Тремя парами ног он крепко держит трёх водолазов. Сколько ног бездельничали у осьминога?( 2 ноги )

10. Стёпа 15 картошек сварил за 10 минут. За сколько минут он сварит 3 картошки? (10минут)

5.Конкурс «Магический квадрат». (Слайд № 3).

Учитель: Посмотрите на экран: Перед вами «магический квадрат». Нужно правильно вставить числа, чтобы их сумма по горизонтали, вертикали и диагонали была равна одному и тому же числу.

6. Конкурс «Пословицы с секретом».

Учитель:

вас на парте лежит карточка с пословицами. Внимательно прочитайте пословицы. Определите, что у них общего и распределите их на 4 группы.

  1. Один в поле не воин.

  2. Конь о четырёх ногах и тот спотыкается.

  3. Одна ласточка весны не делает.

  4. Семеро одного не ждут.

  5. Старый друг лучше новых двух.

  6. Семь раз отмерь, один раз отрежь.

  7. Ум – хорошо, два – лучше.

  8. Семь бед, один ответ.

  9. Два сапога – пара.

10.У семи нянек дитя без глаза.

Награждение победителей. (Слайд № 4).

Учитель:

Вот закончилась игра,

Результат узнать пора.

Кто же лучше всех трудился

В игре отличился?

Слово предоставляется председателю жюри.

Жюри: Дорогие ребята! Вы все сегодня доказали, что любите математику и хорошо её знаете. Вы показали, какие вы внимательные, какая у вас замечательная память, как вы логично рассуждаете. Вы просто – молодцы!

5

Источник: https://kopilkaurokov.ru/matematika/meropriyatia/vnieklassnoiemieropriiatiiepomatiematikiesniezhnyikomdlianachalnoishkoly

Внеклассная работа по математике в начальной школе

Задача современного образования, в соответствии с государственным образовательным стандартом, состоит в воспитании компетентного школьника.

Читайте также:  Совместимость девы

Для достижения этого требуется создание условий с целью рационального развития возможностей последующего самообразования.

Результат в таком случае возможен при овладении особыми приемами учебной деятельности, за основу которой берется познавательная активность.

Внеклассная работа по математике в начальных классах как раз побуждает детей активно включаться в работу, полезна более углубленным овладением исследуемого материала, что значительно повышает математическую культуру, развивая навыки самостоятельной деятельности.

Особенность внеклассной деятельности заключается в их ведении согласно подобранным программам с учётом умственных способностей обучающихся, их познавательных заинтересованностей. Подбору личных либо массовых проектов обязана предшествовать тщательная диагностическая деятельность, что дает возможность обозначить коррекционную либо развивающую по самообучению и саморазвитию ребенка.

Внеклассная работа по арифметике выступает единым элементом в образовательном процессе по обучению математике, посредством непростого процесса по влиянию на сознание и действия обучаемого, с учетом углубления и развития его знаний и навыков, с помощью содержания самой учебной дисциплины, всей работы педагога в комбинации с многоплановой деятельностью школьника. Причем желательно проведение такого рода занятий с учениками как можно раньше, поэтому особый интерес необходимо уделять внеклассной работе начиная с начальных классов.

Учащимся начальных классов наиболее сильно необходимо первоначальное и дальнейшее знакомство с математическими понятиями, которое должно нести не сухой характер, а должно порождать интерес и любовь к данному виду предмета, с целью развития у школьников способности правильного мышления, с учетом развития острого ума и смекалки [1, с. 129].

Атмосфера на внеклассной работе, если педагог организовывает занятия в виде размышлений над фактами, самостоятельного поиска решения образовывающихся проблем, отстаивания собственного мнения в споре с одноклассниками, содействует формированию значимых индивидуальных качеств таких, как пытливость и критичность.

Главная цель по проведению внеклассных занятий по математике в начальной школе определена посредством углубления и расширения знаний, с учетом развития интереса обучающихся к предмету, развития у них той или иной математической способности, посредством воспитания и развития их собственного творчества и инициативы [2, с. 48].

Важно, что к внеклассным занятиям с младшими школьниками по математике следует приступать как можно раньше, для того, чтобы активизировать, а у других закрепить заинтересованность к дисциплине и стремление изучать данную науку, было возможным.

Так как ключевые цели проведения внеклассных занятий по арифметике в младших классах следующие: формирование у обучающихся заинтересованности к науке, с учетом накапливания конкретного запаса математических теорий и данных, умений и навыков, которые расширяют и углубляют познания, полученные в основном курсе.

К огорчению, сейчас еще не имеется целостного опыта по организации внеклассных занятий по арифметике в младших классах; почти не имеется современных пособий, адресованных педагогам младших классов, учитывающих все виды перемен в учебном плане, а уже имеющиеся не вводят в школьный план.

Следует выделить, что стремительно содействуют математическому развитию и внеучебные типы используемых средств (популярные математические журналы, сборники по математическим забавам и т.п.), база которого установлена с помощью внеклассных занятий по математике в начальных классах. Так, внеклассная деятельность по арифметике в младших классах обладает четырьмя особенностями ее значения:

  1. Различные виды внеурочной деятельности способствуют формированию познавательной деятельности ученика посредством его восприятия, понимания, внимания, памяти, мышления, речи и фантазии.
  2. Она может помочь развить креативность, творческие способности младшего школьника, компоненты которых имеют все шансы проявляться в процессе выбора более оптимального метода в решении разных задач, при проведении на внеклассном занятии коллективной математической игры.
  3. Определенные типы внеклассной деятельности могут содействовать более углубленному осмыслению учениками значения арифметики в жизни.
  4. Внеклассная работа помогает воспитывать партнерство и взаимовыручку.

Так, в результате проведения данной внеклассной работы по математике в начальной школе идет воспитание культуры чувств с учетом развития и такого вида интеллектуального чувства, как справедливость, честь, долг, ответственность. Можно сказать, что главнейшее значение внеклассной работы по математике в начальной школе определено тем, что она способствует дальнейшему развитию той или иной математической способности у учащегося [3, с. 72].

Важно иметь в виду, то что внеклассные занятия по арифметике в младших классах способны оказать как положительный, так и отрицательный эффект.

Неопытный преподаватель может отпугнуть детей от уроков арифметики, проявляя вредоносное воздействие на состояние здоровья ребенка. По этой причине, не стоит вынуждать учащихся решать все без исключения задуманные педагогом задания.

Лучше ребята решат сколько хотят и могут. Данного хватит для математического развития любого ученика и в целого класса.

Таким образом, исследовав роль и характерные черты внеклассной работы по математике, можно прийти к выводу, что этот тип деятельности стоит вводить в младшем школьном возрасте, так как она содействует привитию заинтересованности к данному виду школьного предмета, с учетом развития креативных, творческих и математических способностей, элементы которых наиболее активно могут развиться у школьника непосредственно в раннем возрасте.

Источник: https://novainfo.ru/article/14373

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector