Внеклассная работа по окружающему миру в начальной школе

Внеклассная работа по окружающему миру в начальной школе

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования

«СМОЛЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра

теории и методики начального образования

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА ПО «ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ» С МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ

КУРСОВАЯ РАБОТА

студентки IV курса

 психолого-педагогического 

факультета очного

отделения

 Борисенковой Анастасии Валерьевны

Научный руководитель:

кандидат

биологических наук,

 доцент Гращенкова В.С.

Смоленск

2012

Оглавление

Введение……………………………………………………………………3Глава I. Общая характеристика внеклассной  работы по «Окружающему миру»  в начальной школе…………………………..81. 1 Роль внеклассных занятий в формировании экологическихзнаний……………………………………………………………………….8

1.2 Определение и значение внеклассной работы

 по «Окружающему  миру» ……………………………………………….10

1.3. Организационные  формы, содержание и методы  проведения 

внеклассной работы по «Окружающему миру» …………………………15

Выводы по 1 главе…………………………………………………………25

Глава II. Внеклассная работа по «Окружающему миру» в практике начальной школы…………………………………………………………26

2.1 Условия эффективного проведения внеклассной работы

по «Окружающему миру» …………………………………………………26

2.2. Анализ передового  педагогического опыта по исследуемой

теме…………………………………………………………………………..29

2.3  Содержание  и результаты экспериментальной  работы………………35

Выводы по 2 главе……………………………………………………….….36

Заключение ………………………………………………………………….38

Список литературы…………………………………………………………..40

Приложение……………………………………………………………….…42

Введение

Приоритетной целью  современного начального образования  является развитие личности ребенка. Эта  цель достигается через гуманизацию процесса обучения, через создание устойчивого развития ребенка. Частью такого потенциала является и экологическое воспитание.

 
На современном этапе развития общества выделяется глобальная проблема экологического воспитания и образования. Человек — единственный экологический вид на Земле, который в процессе развития нарушает законы экологии.

Человечество, в век стремительно развивающегося прогресса, когда разум людей достиг высочайших технологий в науке, технике, медицине, космосе, накапливает все больше и больше пробелов в экологических знаниях. Большинство людей нашей цивилизации совершенно лишены каких-либо экологических знаний и навыков.

Древние люди в этом отношении были более подготовлены, своим поведением и деятельностью они лучше «сотрудничали» с окружающей средой.

Ученые-экологи  и небольшие группы людей, которые  занимаются проблемами экологии, не решают глобальной экологической проблемы всего общества, потому как с природой, с естественными местообитаниями постоянно контактируют все люди Земли, и среду от нарушающих контактов не уберечь.

Сложившаяся экологическая обстановка в мире ставит перед человеком важную задачу – сохранение экологических условий жизни в биосфере. В связи с этим остро встает вопрос об экологической грамотности и экологической культуре нынешнего и будущего поколений. У нынешнего поколения эти показатели находятся на крайне низком уровне.

Улучшить ситуацию можно за счет экологического воспитания подрастающего поколения, которое должно проводиться высококвалифицированными, экологически грамотными педагогами, вооруженными помимо специальных знаний рядом эффективных методик, позволяющих комплексно воздействуя на личность ребенка, развивать все компоненты экологической культуры как качества личности в части общей культуры человека.

Особое место  на пути развития личности принадлежит  этапу обучения в начальной школе. Это период, когда ребенка легче  убедить, объяснить ему существующие в обществе экологические проблемы.

В этом возрасте ребенок более  доверчив и впечатлителен, близок к  природе, отмечается повышенная его  любознательность.

В период обучения в начальных классах ребенок  учится учиться, и в этот период, стоит еще раз отметить, легче  привить ему экологические знания, умения, научить любить природу, беречь ее.

Начальная школа  – это одно из первых звеньев, где  закладываются основы экологической  культуры.  Большое  наследие  в  области   воспитания   детей окружающей средой оставил нам выдающийся педагог В.А. Сухомлинский [22].

По  его мнению, природа лежит в  основе  детского  мышления,  чувств  и  творчества.

Отношение детей и подростков к  объектам  природы известный педагог  тесно связывал с тем, что природа –  это  наш  родной  край,  земля,  которая  нас вырастила и кормит, земля, преобразованная нашим трудом.

У детей младшего школьного возраста может быть сформирована готовность к правильному взаимодействию с окружающей природой.

Она включает: эмоциональную сторону — восприимчивость к миру природы, чувство удивления, восторженности, эмоционально-положительное отношение к ее объектам, мотивам поведения; деловую готовность — возможность реализовать свои знания в разнообразных нестандартных учебных и внеучебных ситуациях, желание участвовать в альтруистической деятельности, зачатки «внутренних» мотивов поведения как предпосылки бескорыстия и эмпатии (чувства сопереживания, сочувствия); интеллектуальную готовность -определенный уровень информированности детей о природе, возрастной уровень эрудиции и познавательных интересов, осознание себя как носителя экологической культуры. Известно, что в педагогическом процессе взаимодействуют три главных компонента: «знания-отношения-поведение».

При этом более актуальными  для младших школьников являются эмоциональные переживания, связанные с процессом общения с объектом природы, а также разнообразная деятельность в ней.

Человек не может  расти и развиваться, не взаимодействуя с окружающей природной сферой. Его чувства и ум развиваются соответственно тому, какой характер носят его отношения с природой. Именно поэтому так важен в экологическом воспитании начальный этап школьного обучения, когда стихийные знания о культуре взаимоотношений с природной средой систематизируются и обобщаются.

Сама   природа   не   воспитывает,   воспитывает    только    активное взаимодействие с ней. Чтобы ребёнок научился понимать  природу,  чувствовать её красоту, беречь  её  богатства,  нужно  привить  ему  чувства  с  раннего возраста. Чтобы  воспитать  все  эти  чувства  в  детях,  учителя  начальных классов используют различные формы работы в этом направлении.

Большое значение в  формировании гуманного отношения к природе, овладение научными знаниями и всестороннее развитие младших школьников имеет внеклассная работа.

Внеклассная работа по «Окружающему миру» открывает большие возможности для познавательной деятельности младших школьников. Она позволяет углублять и применять на практике знания, предусмотренные программой, воспитывать у школьников трудолюбие, настойчивость, формировать бережное отношение к природе.

Внеклассное изучение природы способствует выявлению простейших закономерностей ее жизнедеятельности, что способствует развитию учащихся.

Внеклассная работа позволяет расширить рамки учебной программы; помогает проведению на высоком уровне достаточного количества экскурсий, прогулок и походов с целью максимального общения учащихся с природой, позволяет вовлечь детей в общественно-полезную деятельность по охране природы.

Внеклассная работа позволяет соединять познавательное и занимательное и овладевать прочными знаниями. Как известно, стойкий познавательный интерес и повышение уровня знаний формируются при сочетании эмоционального и рационального обучения. Вот почему включение внеклассных мероприятий делает процесс обучения интересным, способствует преодолению трудностей в усвоении материала

Наилучших результатов воспитания всесторонне развитой личности можно достичь при правильном сочетании урочных занятий с внеклассной работой. Уроки и внеклассная работа должны быть связаны между собой, дополнять, совершенствовать друг друга. 

Формирование экологической  культуры у младших школьников — одна из важнейших задач начальной  школы. Именно решение этой задачи определяет успех дальнейшего обучения, развития и воспитания детей.

Если на самом  раннем этапе появится желание узнать новое, преодолеть трудности, искать самостоятельно нужную информацию, то процесс формирования экологически-культурной личности пойдет ровнее, на более высоком уровне.

Отсюда следует  актуальность темы исследования.

Объектом данного исследования является внеклассная работа, способствующая повышению уровня знаний и познавательного интереса школьников к окружающему миру.

 Предмет исследования — процесс осуществления внеклассной работы для повышения уровня знаний по «Окружающему миру» и познавательного интереса к предмету.

Цели данной работы состоит в том, чтобы:

 — проанализировать роль внеклассной работы по «Окружающему миру»;

— исследовать возможности  внеклассной работы для поддержания  интереса учащихся к изучению природы;

— узнать, насколько регулярно ведется внеклассная работа учителями начальных классов по «Окружающему миру», а также то, какими материалами они пользуются при составлении сценариев занятий.

Гипотезой исследования является предположение о том, что, если систематически проводить и правильно организовывавть внеклассную работу по курсу «Окружающий мир»,то она будет способствовать расширению кругозора учащихся, углублению их знаний и поддержанию интереса к изучению природы.

Задачами курсовой работы являются: 

— изучение литературы  по теме исследования;

— раскрытие основных  понятий данной проблемы, изучение  наиболее распространенных форм  внеклассной работы по «Окружающему мир»;

— проверка гипотезы  данного исследования;

Для реализации поставленных задач мы избрали следующие методы исследования:

  • изучение и анализ учебно-методической и психолого-педагогической литературы;
  • анкетирование учителей начальных классов;
  • практическая работа, включающая в себя разработку конспектов природоведческих праздников для начальной школы.

Структура исследовательской работы включает: введение, две главы, заключение, список литературы и приложения.

Глава I. Общая характеристика внеклассной работы по «Окружающему миру» в начальной школе

1. 1 Роль внеклассных занятий в формировании экологических понятий

 Внеклассная работа – форма разнообразной организации добровольческой работы учащихся вне урока под руководством учителя для возникновения и проявления их познавательных интересов и творческой самостоятельности.

Внеклассное изучение природы способствует выявлению  простейших закономерностей её жизнедеятельности, включает в себя ряд мероприятий  по охране природы: подкормка птиц зимой, изготовление и развешивание скворечников, уборка территории школьного участка  и его озеленение, борьба с вредителями  растений, сбор лекарственных растений и так далее. По своему содержанию, формам организации и методам  проведения внеклассная работа по природоведению очень разнообразна. Выделяют индивидуальные, групповые и массовые формы внеклассной работы.

Углубить свои знания, дополнительно потренироваться  в их творческом применении ребята могут в ходе внеурочной и внеклассной  работы. В эту систему входят школьные олимпиады, предметные недели, праздники, кружки и экологические факультативы.

В программу предметных недель обычно включают: конкурс газет по экологической тематике, КВН по природоведению, школьные олимпиады.

Вопросы школьной олимпиады составляются с учётом следующих требований: соответствие заданий возрасту и степени обученности, практической значимости вопросов, вопросов экологического характера, опоры на краеведческий материал, использование проблемных заданий.

 Особое место  среди всех видов массовых  внеклассных мероприятий по природоведению  занимают натуралистические кампании: «Неделя леса», «Праздник русской  берёзки», «Праздник цветов», «Праздник  урожая», «День птиц» и другие.

Проведение этих мероприятий связано с длительной подготовкой, заключающейся в разнообразной работе школьников: наблюдения в природе, постановка простейших опытов, сбор природного материала для выставок, участие в озеленительных работах на территории школы.

Читайте также:  Сценарий юбилея школы 30 лет

Вся подготовительная работа должна заканчиваться организацией праздника, на котором подводятся итоги проделанной работы школьников.

 Работа кружков  позволяет углубленно изучать  вопросы, выйти на практическое  применение экологических знаний. Внеклассная работа по окружающему  миру открывает большие возможности  для реализации идеи экологизации школьного образования.

В ходе внеклассной  работы необходимо решать следующие задачи:

  • расширение экологических представлений младших школьников, формируемых в основном курсе, их конкретизация, иллюстрирование значительным числом ярких, доступных примеров;
  • углубление теоретических знаний учащихся в области экологии, формирование ряда основополагающих экологических понятий соответствующих возрастным возможностям младших школьников;
  • обеспечение более широкой и разнообразной, чем это возможно в рамках основного курса практической деятельности учащихся по изучению и охране окружающей среды.

1.2 Определение и значение внеклассной работы по «Окружающему миру»

«Школа становится очагом  духовной жизни, если учителя  дают интересные и по содержанию  и по форме уроки… Но замечательные  блестящие уроки есть там, где  имеется еще что-то замечательное,  кроме уроков, где имеются и  применяются самые разнообразные  формы развития учащихся вне  уроков». В.А.Сухомлинский [23].

Источник: http://stud24.ru/pedagogy/vneklassnaya-rabota-po-okruzhajushhemu-miru/435897-1637898-page1.html

Методическая разработка (окружающий мир) по теме: Организационные формы, содержание и методы проведения внеклассной работы по «Окружающему миру»

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ, СОДЕРЖАНИЕ И МЕ ТОДЫ ПРОВЕДЕНИЯ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ

ПО «ОКРУЖАЮЩЕМУ      МИРУ».

1. Система организационных форм внеклассной работы

В практике работы школы сложилась определенная систем организацион ных форм внеклассной работы по природоведению.

Индивидуальная форма — это работа с отдельными учащимися, интересую щимися изучением и познанием природы. Учителя осуществляют ее в процессе бесед, советов. Отдельным учащимся рекомендуют литературу, привлекают их к проведению опытов, помогают оформлять первые записи в рабочих тетрадях.

Групповая форма — это работа с постоянной группой учащихся (круж ки, клубы), интересующихся природоведением в течение определенного от резка времени (год — два).

Массовые формы — праздники, сборы, устные журналы, беседы, работа с природоведческой литературой и др. Их характерной особенностью является общественно полезная направленность, огромное воспитательное воздействие, участие большого числа учащихся. Перечисленные формы внеклассной работы тесно связаны между собой, они дополняют и совершенствуют друг друга.

Интерес к работе часто возникает при выполнении индивидуальной рабо ты по заданию или рекомендации учителя. Выполнив одно — два задания, уча щиеся просят дать им еще работы. И если в классе окажется несколько таких ребят, то они объединятся в кружки или клубы,

В свою очередь кружки или клубы могут стать организационными центрами массовых внеклассных мероприятий, так как для их успешного проведения необходимо разнообразная подготовительная работы, вовлечение большого количества учащихся.

Часто бывает так, что после проведения массовых внеклассных мероприя тий у учащихся появляется желание продолжить начатую работу, подробней изучить то, что вызвало интерес, то есть массовые мероприятия могут служить толчком для начала групповой или индивидуальной работы. Выбор конкретной формы внеклассной работы зависит от особенностей класса, общего развития детей, интересов учителя и местных условий.

Внеклассная работа разнообразна не только по организационным формам, по содержанию, методам проведения.

Это прежде всего, связано с тем, что со держание внеклассной работы не является постоянным из года в год, так как обязательных единых программ занятий нет, они могут меняться в зависимо сти от класса, интересов и запросов учащихся, природного окружения школы, условий сезона, наличия помещения и оборудования.

Приведу примерный перечень работ, которые выборочно могут быть при влечены учителями начальных классов для практического использования во вне классной работе:

  1. проведение наблюдений за доступными объектами неживой и живой природы, трудов людей, вызвавшими повышенный интерес учащихся и направленными на более глубокое уяснение причин наблюдае мых явлений, установление связей между различными компонентами природы;
  2. экскурсии в природу, краеведческие музеи, ближайшие города, к мес там добычи полезных ископаемых, на поля, фермы и др. с последую щим оформление собранных материалов;
  3. внеклассное коллективное чтение детской научно-популярной природо ведческой литературы, журнала «Юный натуралист», детских газет (статьи природоведческого содержания);
  4. организация уголка живой природы, проведение опытов и наблюдений за растениями и животными (активно могут проводиться в зимний период), а также наблюдений и опытов на пришкольном участке;
  5. просмотр кинофильмов природоведческо го содержания;
  6. знакомство с выставками достижений народного хозяйства (области, рай она);
  7. проведение праздников, утренников, КВН, устных журналов на приро-доведческую тематику;
  1. ознакомление с передвижными или стационарными зоопарками, зверин цами или зверофермами;
  2. беседы по охране природы, о пользе и значении в жизни человека растений и животных;
  3. обзоры детской научно популярной литературы, новинок природоведче ских материалов детских журналов и газет;
  4. общественно полезная природоохранительная работа: охрана зеленых насаждений, посадка и уход за деревьями и кустарниками, сбор семян и плодов дикорастущих и культурных растений, борьба с вредителями и сорняками полей, огородов, садов, лесов, охрана полезных животных и др.;
  5. посильная работа по оборудованию и оформлению классов-кабинетов природоведения, краеведческих уголков, музея школы, экспозиций, вы ставок;
  6. изготовление простейших наглядных пособий из природных материалов, организация выставок работ учащихся;
  7. работа по сбору материалов для выпуска стенгазет, альбомов, оформ лению природоведческих уголков;

Источник: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/okruzhayushchii-mir/2012/02/14/organizatsionnye-formy-soderzhanie-i-metody

Внеклассная воспитательная работа по формированию экологической культуры младших школьников в процессе изучения курса «Окружающий мир»

Внеклассная воспитательная работа по формированию экологической культуры младших школьников в процессе изучения курса «Окружающий мир»

Чертков П. В., Петухова Г. И.

Внеклассная воспитательная работа по формированию экологической культуры младших школьников в процессе изучения курса «Окружающий мир» [Текст] // Образование: прошлое, настоящее и будущее: материалы II Междунар.

науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2017 г.). — Краснодар: Новация, 2017. — С. 71-74. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/211/11774/ (дата обращения: 03.05.2018).



Внеклассная работа направлена на развитие интереса учеников к познанию окружающего мира, применение детьми знаний практически, заложение начал работы по профориентации, формирование деятельности исследования в целом.

В начальных классах продуктивность внеклассной работы по формированию школьников в области экологии в значительной мере зависит от связи ее содержания с урочным материалом предмета окружающий мир и биологии в старших классах. Такая связь исключает случайные элементы в выборе тем внеклассных занятий, обеспечивает научность такой работы.

Взаимосвязи познания обусловлены единством содержания образования в экологическом плане. Знания, которые получаются на уроке, путем наблюдений природы углубляются во внеклассной работе, просмотра передач по телевидению, чтения литературы и т. п. оценка знаний учениками формируется в процессе их развития.

На внеклассных мероприятиях учащиеся получают знания об экологическом положении своего края, его экологических систем, сообществ территорий всей страны и в целом биосферы, что позволяет обобщить знания о проявлении опасности в экологическом плане. В процессе подготовки рефератов, ролевой игры, на школьной конференции ученики углубляют и расширяют знания о разнообразии видов в биосфере и влиянии на нее человека.

Природоохранные и базисные знания, которые формирует учитель на уроках сильно влияют на поведение школьников в природе, отношение к объектам окружающей среды. Знания создают условия включения учеников в различную деятельность по восстановлению и охране природы, но в рамках урока организовать данную деятельность очень трудно и чаще всего невозможно.

На занятиях и других формах внеклассной деятельности учитель имеет возможность привлекать учеников к практической деятельности по изучению проблем экологии родного края, охране животных и растений. Таким образом, и осуществляется следующая линия взаимодействия внеклассных и классных занятий — деятельностная.

Осуществление ее в практике экологического образования имеет особенное значение, так как самым наглядным примером отношения учеников к окружающей среде является их практическая деятельность, в которой отражаются эстетические чувства, ценностные и нравственно-этические идеалы, понимание научных обоснований взаимодействия природы и общества.

Организации на практике деятельности учеников в области экологии следует уделять большое внимание, не только в учебной, но и во внеклассной работе.

В процессе спланированной внеклассной работы учителем решаются следующие задачи:

‒ наделение учащихся дополнительными знаниями, которые отражают закономерности в природе, взаимосвязи и свойства явлений, предметов, которые соответствуют характеру науки на современном этапе, ее уровню развития предполагает принцип научности.

‒ воспитание детей совместной деятельностью обязывает учителя выбрать такие методы и формы внеклассной работы, в процессе которых была бы организована совместная деятельность учащихся.

‒ педагогически правильно организованная внеклассная работа способствует созданию между детьми дружеских отношений, воспитывает внимательность и заботу друг о друге, требовательность к себе.

‒ последовательность, систематичность и перспективность в работе повышает эффект от внеклассных занятий. Самостоятельность, добровольность и активность отличают участия детей во внеклассных мероприятиях от учебных занятий. Здесь они могут выбрать такие виды деятельности, в которых они заинтересованы и которые их увлекают.

‒ связь учебных занятий с внеклассными мероприятиями состоит в объединении усилий учителя по формированию ценностных ориентаций учеников, развитию эстетических и нравственных чувств ребенка, его приобщение к принятию научно — обоснованных решений в области природоохранной деятельности.

Успешное формирование культуры младших школьников в экологическом направлении зависит не только от того, как учитель сам понимает его цели и задачи, приемы и методы, но и от того, созданы ли необходимые условия для воплощения их в учебно-воспитательный процесс.

Главными из них являются:

Читайте также:  Рассказы о природе для 2 класса

‒ учет психологических и возрастных особенностей восприятия и познания окружающей среды учащимися;

‒ более тесное развитие межпредметных связей;

‒ тесная связь с трудом и жизнью; воплощение краеведческого подхода; взаимосвязь внеклассной и учебной работы;

‒ использование примеров положительного отношения к окружающему миру учителя, детей и взрослых;

‒ формирование знаний о взаимосвязях и взаимосвязях между компонентами природы.

Формирование культуры младших школьников в экологическом направлении возможно только при условии взаимосвязи во внеклассной деятельности различных типов и видов.

Разнообразная деятельность дает возможность школьникам овладеть глубокими знаниями о связях человека с природой, увидеть экологические проблемы в реальной жизни, научиться простейшим умениям по охране природы.

По своей форме, содержанию и методам проведения внеклассная работа по курсу Окружающий мир очень разнообразна:

Это и индивидуальная работа, и массовые мероприятия, а также работа в группах.

Работа в индивидуальном плане включает в себя задания для каждого ребенка, проявляющего интерес к природе. Темы этих занятий могут быть разнообразными: постановка простейших опытов дома; проведение своих наблюдений помимо программного минимума; беседы по материалам прочитанной литературы о природе; по уходу за животными, растениями уголка живой природы или дома и т. д.

Домашнее чтение различной литературы о природе до сих пор остается важным видом индивидуальной внеклассной работы. На современном этапе остаются актуальными книги В.Бианки, М.Пришвина, И.Акимушкина, Н.Сладкова, Ю. Дмитриева и др., раскрывающие перед читателем увлекательный мир живой и неживой природы, способствующие воспитанию бережного отношения и любви к нему.

Индивидуальными видами внеклассной работы также являются сезонные наблюдения за изменениями в природе.

Под ними подразумевают задания, не только предусмотренные дневником погоды, но и связанные с узкими наблюдениями, дающими представление в целом о строении, образе жизни, развитии живых существ.

В процессе наблюдений при обработке и обобщении полученных данных происходит формирование у учащихся умений в исследовательском направлении.

К самым частым видам работы в группах по курсу Окружающий мир следует относить:

‒ эпизодическую работу групп, которая чаще всего приурочена к подготовке массовых мероприятий в школе, микрорайоне природоведческой направленности.

Для того, чтобы ее реализовать необходим отобрать и составить группы из детей, которые интересуются предлагаемой проблемой, а также проявляющих интерес и желание к участию в данном мероприятии.

После окончания массового мероприятия такие группы обычно распадаются.

‒ основной формой внеклассной работы по экологической направленности можно назвать организацию кружков юных любителей природной среды, имеющих по своему содержанию как общую направленность, так и специализирующихся на какой-либо тематике. Например, такие кружки как: «Юный эколог», «Исследователь», «Любитель домашних животных» и др.

В массовые виды внеклассной работы можно привлечь большое количество участников (учащихся одного или нескольких классов, одной или всех параллелей). К ним относят: вечера, конференции, праздники, олимпиады, викторины, утренники, тематические недели, экскурсии, конкурсы, марафоны, ролевые игры, путешествия по станциям, КВН.

Внеклассная работа группой наиболее эффективно проходит в кружке. Поэтому кружки и получили наибольшее распространение в практике внеклассной работы по окружающему миру. В них занимаются дети, проявляющие наибольший интерес к изучению связей человека и природы.

Чаще всего в кружках занимаются 20–25 человек одного возраста с близким уровнем подготовки и интересам.

В кружках занятия выстраиваются наиболее многообразно, планово и целенаправленно, что не редко способствует их рассмотрению в качестве центров организации для других видов внеклассной работы.

По мнению Минаевой В. М. программа кружка по экологии должна отражать основные положения образования в области экологии:

научно-познавательного;

нормативного;

ценностного;

деятельностно-практического.

Работа кружка позволяет использовать множество форм и методов работы. Существуют следующие формы внеклассной работы:

‒ проведение мероприятий, направленных на установление связей между различными компонентами окружающего мира, более широкое понимание причин происходящих в нем явлений;

‒ музеи краеведения, экологические экскурсии в природу, ближайшие места, находящиеся поблизости (сквер, поле, лес), с последующим разбором собранного материала;

‒ внеклассное коллективное чтение детской научно-популярной природоведческой литературы;

‒ организация живого уголка, проведение опытов с животными и растениями;

‒ проведение праздников по экологии, КВН, устных журналов, утренников;

‒ ознакомление со стационарными или передвижными зверинцами, зоопарками;

‒ беседы по охране окружающего мира, о значение и пользе в жизни животных, растений и человека;

‒ оформление уголков краеведения, альбомов, стенгазет

В кружке по экологии разнообразные виды внеклассной работы взаимно дополняют друг друга, обогащают процесс воспитания и обучения младших школьников.

Литература:

  1. Булатникова Т. Ф. Общение с природой как средство экологического образования младших школьников. // Начальная школа. 1999. — № 12

Основные термины (генерируются автоматически): внеклассной работы, младших школьников, формы внеклассной работы, виды внеклассной работы, культуры младших школьников, внеклассной работе, внеклассной деятельности, продуктивность внеклассной работы, внеклассной работы учителем, внеклассной деятельности учитель, индивидуальной внеклассной работы, видами внеклассной работы, формой внеклассной работы, практике внеклассной работы, видов внеклассной работы, внеклассной деятельности различных, следующие формы внеклассной, массовые виды внеклассной, разнообразные виды внеклассной, внеклассных занятий.

Источник: https://moluch.ru/conf/ped/archive/211/11774/

Внеклассная работа по предмету «Окружающий мир»

Внеклассная работа по предмету

МБОУ «Судинская средняя общеобразовательная школа»»

Внеклассная работа по предмету

«Окружающий мир»

(из опыта работы)

Горупай Лариса Александровна

МБОУ «Судинская СОШ»

Учитель начальных классов

Развитие пытливости, любознательности каждого ученика, воспитание любви к знаниям, интереса к познавательной деятельности является важной и необходимой задачей, стоящей перед учителем.

Решение этой задачи осуществляется как на уроке, так и во внеклассной работе по любому предмету. Строгие рамки урока и насыщенность программы по окружающему миру не всегда позволяют ответить на многие вопросы, интересующие детей.

В этом случае мне на помощь приходят внеклассные занятия.

В своей работе я широко использую межпредметные связи. Рассматриваем вопросы о необходимости охраны природных богатств, их рациональном использовании и значимости в жизни человека.

На уроках математики вопросы взаимодействия с окружающей средой мы находим в текстовых задачах. Решаем и составляем задачи экологического характера, вспоминаем художественные произведения с описанием природы.

Во внеклассной работе проводим литературно-экологические встречи, на которых ребята читают стихи поэтов о природе, готовят и проводят КВНы. В связи с широким применением ИКТ дети уже самостоятельно готовят презентации.

Считаю, что одной из наиболее эффективной форм внеклассной работы, способствующих повышению интересов детей к знаниям, является олимпиада. Проведение олимпиад в собственной школе – это первая ступень к дальнейшему участию в интеллектуальных марафонах и конкурсах.

Отбирая материал для занятий во внеурочное время, исхожу из общих целей и задач обучения курсу «Окружающий мир», указанных в учебной программе, целей и задач внеклассной работы по данной дисциплине.

В основе внеклассной работы лежат общедидактические принципы:

Принцип индивидуального подхода к учащимся, т.к. здесь больше условий для развития индивидуальных задатков, интересов и склонностей, каждого ребёнка (сама внеклассная работа, призванная учитывать различные запросы школьника и стремление к их удовлетворению, требует внимания к дифференциации и индивидуализации обучения).

Принцип научности — действие этого принципа проявляется не только в том, что на внеклассных занятиях находят место темы, не включенные в обязательную программу или слабо в ней представленные, но и в том, например, что программные темы даются шире, чем в учебнике. Школьникам сообщаются дополнительные сведения об изучаемых явлениях, показываются их связи с другими явлениями, привлекаются для наблюдения свежие материалы.

Источник: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/nachalnaja-shkola/doklady/101842-vneklassnaja-rabota-po-predmetu-okruzhajuschi.html

ответы на все вопросы окр. Эмпирические, так и теоретические методы исследования. Характерной особенностью эмпирических

Под внеурочной работой понимается выполнение учащимися во внеурочное время обязательных, связанных с изучением курса, практических работ. Внеурочные работы по курсу «Окружающий мир» выполняются непосредственно на природе, на учебно-опытном участке, в уголке природы.

Необходимость организации внеурочных работ вызвана тем, что многие наблюдения за окружающей средой, постановка опытов, необходимых для усвоения программных вопросов, не укладывается в рамках расписания.

Работа носит преимущественно самостоятельный характер и способствует развитию наблюдательности, мышления, формированию умений самостоятельного добывания знаний.

В зависимости от места проведения и характера внеурочной работы можно выделить следующие ее формы: систематические наблюдения в природе, работа на учебно-опытном участке, работа в классном уголке природы, домашняя работа.

32. Домашняя работа младших школьников по «Окружающему миру», специфика контроля.

Читайте также:  Развитие коммуникативных навыков в проектно - исследовательской деятельности у дошкольников

Домашняя работа учащихся – это учебная работа, выполняемая вне класса (дома).  Основная цель домашнего задания —  закрепить новый материл, углубить и расширить знания детей.

Для изучения окружающего мира важны следующие функции домашнего задания:- закрепление природоведческих, обществоведческих, исторических знаний, полученных на уроке;- расширение, углубление  учебного материала, поиск дополнительного;- формирование умений самостоятельной работы, в том числе и  исследовательской, наблюдений;- изготовление, сбор и подготовка учебных пособий (гербарий, коллекции);Для уроков окружающего мира можно определить следующие виды домашних заданий:1. Задания на закрепление полученных на уроках знаний, главным образом путем чтения текста учебника.2. Задания на формирование новых знаний путем наблюдений в природе, выполнения опыта, чтения не пройденного на уроке текста, других источников.3. Задания на формирование умений:а) пользования измерительными приборами,б) выполнения природоохранительных работ,в) выполнения гигиенических правил.4. Задания на подготовку к восприятию нового материала на следующем уроке.5. Творческие задания.

Как и к процессу оценивания, к домашнему заданию по окружающему миру предъявляются  особые требования:

1.      необходимо обязательно озвучивать требования к выполнению задания; объяснять критерии  оценивания задания2.       четко инструктировать детей по его выполнению3.      задавать посильные домашние задания (адекватного объема)4.      индивидуализировать и дифференцировать домашние задания5.      чаще давать интересные домашние задания практического и исследовательского  характера6.      обязательно систематически осуществлять проверку и взаимопроверку домашней работы школьников7.      к выполнению некоторых заданий привлекать родителей, сотрудничать  с ними в этом вопросе Преимущество внеклассной работы, в отличие от учебной, заключается в том, что в ней учитываются потребности, жизненные ориентиры, увлечения учащихся. Деятельность детей приобретает для них личностный смысл, становится личностно значимой. При правильной организации внеклассной работы учащиеся чувствуют себя комфортно, создается атмосфера непринужденности, раскованности, так как нет отметок и отрицательных эмоций.Индивидуальная работа.Кружковая работа.Клубная работа.Массовые формы внеклассной работы.

34. Современный подход к понятию «средства обучения», спецефические средства обучении окружающего мира в начальной школе.

Средство обучения — это материальный или идеальный объект, который «находится» между учителем и учеником и используется для усвоения знаний, формирования опыта познавательной и практической деятельности Средство обучения существенно влияет на качество знаний учащихся, их умственное развитие и профессиональное становление.

В современной школе широко используются такие методы обучения:

1 Объекты окружающей среды взяты в натуральном виде или препарированные для учебных задач (живые и засушенные растения, животные и их чучела, образцы горных пород, почвы, минералов, машины и их части, археологические находки и т др.н.).

2 действующих модели (машин, механизмов, аппаратов, сооружений и др.)3 Макет и муляжи (растений и их плодов, технических установок и сооружений, организмов и отдельных органов и др.)4 Приборы и средства для демонстрационных экспериментов5 Графические средства (картины, рисунки, географические карты, схемы)6 Технические средства обучения (диапозитивы, диафильмы, учебные кинофильмы, радио-и телепередачи, звуко-и видеозаписи и др.)7 учебников и учебные пособия8 Приборы для контроля знаний и умений учащихся9 компьютеровЭтот перечень средств обучения не исчерпан, но он содержит наиболее употребительные из них

Объекты, которые выполняют функцию средств обучения, можно классифицировать по различным признакам:по их свойствам, субъектами деятельности, влиянием на качество знаний и развитие способностей, их эффективностью в учебном процессе (уменьшения количества ошибок при решении задач)

Посубъектом деятельности средства обучения можно условно разделить насредства преподавания исредства обучения Так, оборудование демонстрационного эксперимента относится к средствам преподавания, а оборудование лабораторного практикума — к средствам обучения Средствами преподавания пользуется преимущественно учитель для разъяснения снення и закрепления учебного материала, а средствами обучения — ученики для его усвоения Вместе с тем, часть средств обучения может быть и тем, и другим, в зависимости от этапа обученияння.

Средства преподавания имеют существенное значение для реализации информационной и управленческой функций учителя Они помогают возбуждать и поддерживать познавательные интересы учащихся, улучшать надежность учебного мате алу, сделать его более доступным, обеспечивать более точную информацию о явлении, изучаемого интенсифицировать самостоятельную работу ученика и его темп Их можно разделить наа средства пояснювання нового материала, средства закрепления и повторения, и средства контроля

При использовании любого вида средств необходимо соблюдать меру и пропорции, определяемые закономерностями обучения, в частности, закономинтериоризации Так, отсутствие или недостаточное количество средств наглядности снижает качество знаний за счет уменьшения познавательного интереса и затруднения понимания и образного восприятия материала Но большая коли во демонстраций создает развлекательный настроение у учащихся Оптимальным при изучении сложной темы есть 4 — 5 демонстраций за урок, учитывая и средства для самостоятельной работы учащихся и средства контрололю.

Демонстрационные предметы и рисунки на доске должны быть хорошо видны с последних мест Экспонаты на доске должны иметь размеры не менее 5×1 см Если объекты меньших размеров, то необходимо организовать их х теневую проекцию, оптическое увеличение изображения, использовать дидактический материал или пересадить учащихся на время демонстрации за первые столы В развернутых схемах размеры изображения деталей должны визн ачатися закономерностями зрительного восприятия, а не их фактическими размерами «необходимо раскрывать истинные размеры предмета и его изображения на схемемі.Опыт передовых учителей и экспериментальные исследования (Л Выготский, П Гальперин, И Колошина и др.) показали, что интенсивность умственного развития зависит от того, даются средства обучения в г готовом виде, конструируются учащимися на уроке вместе с учителем Изготовление средств обучения способствует обеспечению развивающего эффекта и более высокого качества знаний учащихся, чем их использование по я Блоне Это объясняется тем, что разработка новых средств обучения, как и совершенствование освоенных, предполагает изменение познавательных задач и инструкций, использование новых видов тренировочных упражнений не абсолютно а количество заданий, а их разнообразие является одной из дидактических основ повышения качества знаний учащихся, расширения их кругозора и способностейбностей.время в практике обучения распространенные три подхода к разработке, конструированию и использования средств обучения В соответствии с первым, разработка средств обучения не относится к преподаванию Поэтому нео необходимо использовать только то, что уже есть в материальном оборудовании кабинета В этой позиции средства обучения отождествляются с обычными средствами наглядности и контроля, создают известный комфорт, без которого нельзя обойтись Сторонники этой теории утверждают, что им для преподавания достаточно доски и мелковейди.

Другой подход абсолютизирует роль средств обучения, которые рассматриваются как главные и единственные, обеспечивающих достижение цели, а остальные компоненты (методы, организация и т.д.) должны соответствовать и обумовлюва Атис спецификой средств обучения Преувеличение роли средств обучения можно рассматривать и как негативную реакцию на первый подход, отрицающий вообще их значение и влияние на качество знаний и умственное ро свиток ученикив.

Третья позиция заключается в том, что средства обучения рассматриваются прежде всего в системе деятельности учителя и учащихся Они выполняют определенные функции и обеспечивают (наряду с другими компонентами) определенную им мы качество знаний и умственное развитие ученикив.

35- 38 Классификация средств обучения интегрированному курсу «Окружающий мир» 

1) Вербальные средства обучения

Вербальные средства — это средства, основанные на слове, прежде всего, на печатном. К ним относятся:        Учебник  – основная учебная книга, содержащая сведения, факты, иллюстративный материал, расположенные в порядке изучения тем. Учебник разрабатывается в соответствии с программой, а программа, в свою очередь, базируется на стандарте.

Содержание учебника раскрывает вопросы программы, структура указывает на последовательность изучения тем. Научный материал излагается с учетом принципов дидактики (систематичности, последовательности, наглядности и т.д.), а также принципов, характерных для начального естествознания (сезонности, краеведческой, экологической и практической направленностей).

Важен и  учет возрастных особенностей – внешний вид учебника, количество иллюстративного материала, размер шрифта,        учебная тетрадь на печатной основе – это рабочая тетрадь, содержащая практические задания и вопросы. Вопросы и задания могут быть:а) на воспроизведение учебного материала (расскажите..

)б) на применение логических умений (исключите лишнее, разделите на группы)в) на практическое применение полученных знаний (покажите на карте.., распознайте…)г) исследовательские (выявите свойства, пронаблюдайте..)д) творческие (нарисуйте.., сочините..

)        учебник – тетрадь – это учебная книга, совмещающая в себе функции учебника и рабочей тетради        тетрадь для самостоятельных и контрольных работ на печатной основе        хрестоматия — это учебная книга, содержащая дополнительные материалы        дневники наблюдений на печатной основе Рассмотрим подробнее составляющие элементы учебника окружающего мира.

Исследователи выделяют следующие  структурные компоненты учебника :Структурные компоненты учебника окружающего мира. Учебник : — учебный текст (основной   пояснительный   дополнительный)                    — внетекстовые компоненты (аппарат организации усвоения знаний, аппарат ориентировки, иллюстрации)

Тексты 

а) Основные тексты передают главную информацию — факты, описания, определения понятий, взаимосвязи и закономерности.

б) Дополнительные

Источник: http://topuch.ru/empiricheskie-tak-i-teoreticheskie-metodi-issledovaniya-harakt/index5.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector