Внеклассное мероприятие для 5 класса на тему этикет

Внеклассное мероприятие по русскому языку для 5 класса

« День речевого этикета»

Цель: познакомить учащихся с правилами вежливого поведения и речи, формировать умение активно пользоваться различными этикетными формами в устной и письменной речи с учетом речевой ситуации.

Ведущий ( учитель или подготовленный старшеклассник):

-Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас в классе пройдет День речевого этикета. Вы наверняка видели по телевидению передачи о встречах глав правительств разных стран. На что вы обратили внимание, какие моменты обязательно повторяются при встречах людей из разных стран? ( высоких гостей встречают у трапа самолета, им вручают цветы, проходит почетный караул, звучат государственные гимны ).

-Представьте себе, что может случиться, если прибывшему главе не будет оказан соответствующий прием?

-Что же такое этикет? ( Слайд1)

-Что такое речевой этикет? Что он устанавливает? ( правила обращения людей друг к другу, правила приветствия и прощания).

-Воспитанные люди должны знать правила этикета. В том числе и речевого.

Правил поведения существовало и существует великое множество, и в разных странах они бывают разные. Так, в древнем Китае насчитывалось около тридцати тысяч церемоний.

Как постучаться в дверь, как войти, как встать, сесть, взять чашку с кофе- все было строго определено и расписано. Не один год уходил у детей феодалов и богачей на то, чтобы выучить эти правила .

Да и для выполнения их требовалось столько времени, что позволить себе « церемониться» мог лишь не обремененный заботами и работой человек.

Люди общаются друг с другом, чтобы обменяться мнениями, мыслями, знаниями, сообщить что-то собеседнику, к чему- то его побудить. При этом они используют разные приемы этикета.. Одним из них являются жесты. ( Слайд 2).

Так, русские при расставании в знак прощания машут рукой , но при этом ладонь обращена от себя и кисть раскачивается вперед и назад. Англичане в подобных случаях раскачивают кисть из стороны в сторону.

Итальянцы, прощаясь, раскачивают кисть вперед и назад, как и русские, но обращают ладонь к себе, как и мы, когда подзываем к себе кого-нибудь. Итальянский жест прощания у нас означает «идите сюда».

Если вы так помашете в нашей стране, то это вызовет недоумение.

Много недоразумений в общении с болгарами связано с тем, что они в знак отрицания кивают головой. У других народов этот жест обозначает согласие.

Шуточный конкурс. Ведущий читает шуточное стихотворение. Дети должны сначала изобразить свое согласие-несогласие жестами « по –русски», затем

« по-болгарски». Первая часть стихотворения для девочек, а мальчики следят за правильностью выполнения задания, вторая часть- для мальчиков, а девочки следят за правильностью выполнения.

Караси в пруду живут,

На сосне грибы растут,

Любит мишка сладкий мед,

Плывет в поле пароход,

Дождь прошел- остались лужи,

Заяц с волком крепко дружат.

Ночь пройдет-настанет день,

Нам учиться в школе лень.

Праздник дружно проведем:

Завтра в школу не пойдем.

Нет рассеянных средь нас,

Все внимательны у нас.

-Выразительный жест может украсить нашу речь. Жестом можно подбодрить человека. Можно и обидеть. Жест-это пример несловесного речевого этикета, а чего начинается разговор, общение? ( С приветствия) . Правильно, поэтому очень важно выбрать те слова , которые помогут вам начать его, расположат к вам собеседника. Как важно при этом выбрать добрые слова.( Слайд 3)

— А всегда ли вы здороваетесь? Например, с сидящими у вашего подъезда старушками? Встречаясь с соседями? Входя в библиотеку? В купе поезда с будущими попутчиками? С учителями, которые преподают в других классах? Когда приходите к врачу? Какие формы приветствия при этом употребляете?

— Какие вы знаете добрые слова?( Слайд 4)

А сейчас прочитаем отрывки из известных вам произведений и найдем известные формы приветствия ( Слайды 5-7)

— А можно ли говорить «доброе утро» , нахмурясь, недовольным голосом? А как надо произносить эти слова?

Подбирая слова для приветствия, помните правила речевого этикета.

-Ребята, а какие вы знаете стихотворения о вежливых словах?

Среди невезенья иного,

Среди невеселого дня

Скажите мне доброе слово,

И слово утешит меня.

(Л Щипахина)

На доброе слово не надо скупиться,

Сказать это слово-

Что дать напиться.

( Н. Рыленков)

-Ребята, а от чего зависит успех нашего общения? ( От компонентов речевой ситуации: кому, почему, зачем, где, когда мы говорим или пишем.)

-Что вы говорите после приветствия ? От чего это зависит?( Это зависит от выражения радости или огорчения от встречи, от желания или нежелания продолжить разговор, осведомиться о жизни собеседника, его здоровье, особенно если это пожилой человек).( Слайд 8)

— Какие слова обычно используются при выражении просьбы? Как мы их обычно называем? ( Волшебными. Слайд 9)

— Ребята, как вы думаете, могут ли «волшебные» потерять свою силу? Учащиеся читают по ролям сказку Н.Семина.

Саша узнал о чудесной силе волшебного слова «пожалуйста».Не откладывая в долгий ящик, он решил испробовать его силу.

Вечером , когда папа сидел за столом и читал какую-то книгу, Саша подошел к нему и сказал:

-Давай сыграем в шахматы, папа!

-Нет времени, сынок, ты видишь, я занят. К лекции готовлюсь,- ответил папа.

-Ну , пап. Пожалуйста, я ведь очень прошу,- жалобно протянул Саша.

-Что с тобой делать! Ладно. Давай сыграем,- согласился папа.

Папа быстро проиграл одну партию, а одну сделал вничью. Он всегда играл плохо, когда у него желания не было.

Но Саша чувствовал себя победителем. Довольный и веселый, он забрался на диван и сел рядом с мамой. Мама вязала шерстяные носки.

-Прочитай мне сказку, мама, -попросил Саша,- Я очень люблю, когда ты читаешь.

— Не мешай,- сказала мама.- Ты же видишь, что я тебе носки вяжу. Ты теперь уже сам хорошо читаешь.

-Ну, пожалуйста, мама, очень тебя прошу. Я ведь говорю :

« Пожалуйста».

— Ладно,- согласилась мама, откладывая свою работу в сторону. –Носки подождут, давай книжку.

Целый час читала мама Саше, и это ему очень понравилось.

На следующее утро , встав с постели и умывшись, он подбежал к маме и крикнул: « Мама, подай мне полотенце, пожалуйста».

Мама посмотрела на Сашу с удивлением. Но полотенце подала.

Потом просьбы посыпались одна за другой.

— Мама, положи мои книги в портфель, пожалуйста!

-Мама, принеси мне попить воды, пожалуйста!

— Это что за фокусы?- возмутилась мама.- Ты что сам не можешь собрать портфель или воды принести?

— Могу,- ответил Саша.- Но ведь уже поздно. Я могу опоздать в школу. И потом, я ведь говорю: « Пожалуйста» , а это волшебное слово. Его слушаться надо.

Мама как- то странно посмотрела на Сашу, но ничего не сказала.

После школы вечером Саша долго катался во дворе на коньках.

-Иди домой,- сказала мама,- уроки делать надо.

-Еще немного,- попросил Саша.

-Иди домой, пожалуйста, — сказала мама.

Но Саша не слушал и умчался на другой край катка.

Через час он пришел домой , усталый и грязный. И, скинув на стул свою меховую куртку, сказал:

— Мама, повесь, пожалуйста.

— Сам повесь, слуг у нас нет,- ответила мама.

Саша повесил куртку и начал решать задачу. Но задача не решалась.

— Помоги мне решить задачу, попросил Саша,- пожалуйста.

Мама молчала.

-Пожалуйста, повторил Саша.- Я ведь говорю волшебное слово.- Нет, теперь это слово уже не волшебное,- ответила мама. – Теперь оно хитрое и ленивое. Все волшебство в нем пропало.

-Как это ?- удивился Саша. — Разве слово может измениться?

— А ты сам подумай и реши,- сказала мама и вышла из комнаты, оставив Сашу одного.

« Жаль, расколдовалось волшебное слово,- подумал Саша.- Почему так получилось?»

— Ребята, как вы думаете, почему расколдовалось слово пожалуйста? Почему оно потеряло волшебную силу? Что должен был сказать Саша, вернувшись с катка?

Ведущий

-Правила речевого этикета существуют и в письменной речи. Важно помнить о возрасте и положении адресата.

Конкурс на лучшее поздравление с праздником 8 Марта.

Папа Карло решил написать поздравительные письма к женскому празднику черепахе Тортиле, лисе Алисе и Мальвине. По своей рассеянности папа Карло забыл написать имя адресата. Вставь в текст недостающее обращение.

1 Достопочтенная …!

Поздравляю Вас с праздником! Желаю Вам быть по-прежнему доброй, мудрой и щедрой. Как и 300 лет назад, Вы по-прежнему обаятельная. Так держать!

Ваш преданный Карло.

2.Милая…!

Поздравляю тебя, дорогая девочка, с праздником больших и маленьких женщин!. Желаю тебе счастливой и безоблачной жизни, стать звездой театра и кино, а еще- сохранить дружбу со старыми друзьями- Буратино и Пьеро.

Целую тебя. Папа Карло.

3.Изобретательная…!

Поздравляю Вас с женским днем! Желаю Вам оставаться такой же умной, лукавой и привлекательной. Пусть Вам повезет с честным и предприимчивым другом, и Вы сможете заработать миллион.

Поклонник ваших талантов Карло.

Ведущий.

Дорогие ребята, я надеюсь , что добрые слова будут сопровождать вас не только сегодня, но и всегда :

Если кто-то загрустит, Добрым словом, добрым делом

Ты его не оставляй, Утешай и помогай!

Литература.

Богданова Г.А., Кириченко Г.И. Обучаем речевому этикету: Методические рекомендации для учителя.- М.: Мнемозина, 1999

Ладыженская Н.В. Сценарии компьютерных задач по речевому этикету/ Русский язык в школе. 1993 №2

Источник: https://www.metod-kopilka.ru/vneklassnoe-meropriyatie-po-russkomu-yaziku-dlya-klassa-na-temu-den-rechevogo-etiketa-61870.html

Внеклассное мероприятие на тему «Речевой этикет» (5 класс)

Внеклассное мероприятие в 5 классе на тему «Речевой этикет»

Цель: познакомить учащихся с правилами речевого поведения в различных жизненных ситуациях; воспитывать уважительное отношение к окружающим людям.

Оборудование: презентация, видеоматериал.

Форма работы: групповая.

Ход мероприятия

Организационный момент.Учитель раздает на входе каждому ученику карточку определенного цвета.

Учитель: Рада приветствовать вас на уроке. У каждого из вас есть карточки определенного цвета, с помощью которых мы разделимся на группы. Прошу занять свои места за столами в соответствии с цветом.

Слово учителя.Сегодня наше мероприятие будет посвящено речевому этикету. Скажите, с каким словом из этого словосочетания вы не раз встречались? (этикет)

Что такое этикет? (правила поведения в обществе)

Свой этикет присутствует в каждой области человеческих отношений. С какими видами этикета вы уже знакомы? (правила поведения в музее)

Давайте продемонстрируем гостям наше умение пользоваться этими правилами в жизни.

Выступление творческих групп.1 группа. «Правила поведения в музее»

Ведущий: При входе в музей сдайте в гардероб все мешающие вещи (рюкзак, зонт, свёрток).

Соблюдайте тишину в залах. Если закашлялись, выйдите.

Внимательно относитесь к другим людям: не загораживайте картины, не толкайтесь.

Вопросы экскурсоводу задавайте только в перерывах.

В музее нельзя есть и мусорить.

Постановка цели.Молодцы! Вы прекрасно усвоили правила поведения в музее. Но сегодня речь пойдет о речевом этикете. Как вы понимаете это словосочетание? Что значит речевой? (правила ведения разговора)

Совершенно верно! Как вы думаете, какую цель мы должны достигнуть к концу урока? (познакомиться с правилами речевого этикета и научиться пользоваться ими в различных жизненных ситуациях).

Читайте также:  Внеклассное мероприятие для школьников ко дню россии

Цель поставлена, и я предлагаю начать знакомство с этими правилами.

Знакомство с материалом.

Рубрика №1 «Как начать знакомство?»

У каждой команды на столах лежат карточки с утверждениями на тему «Как правильно начать знакомство?». Ваша задача внимательно прочитать утверждения, обсудить их в группе и поставить плюс рядом с теми, которые на ваш взгляд верны, и минус, если утверждение неверно.

При знакомстве со взрослым человеком мы обычно говорим: «Привет! Как тебя зовут?»

Если мы хотим познакомиться с ровесником, мы обращаемся к нему со словами: «Привет, с тобой можно познакомиться?»

Если взрослый спрашивает наше имя, мы обязательно должны сказать ему имя и отчество

Знакомство нужно закончить фразой: «Приятно было познакомиться!»

Учитель: Так какие же утверждения на ваш взгляд являются верными? (2,4).

А какие не верны? (1,3)

Совершенно верно! Давайте составим памятку знакомства:

К взрослому человеку мы всегда обращаемся на вы, а если перед нами ровесник, то может употребить местоимение ты.Представляться нужно по имени, но взрослых людей всегда называть только по имени и отчеству.Завершить знакомство нужно вежливыми словами.

Рубрика №2 «Как правильно обратиться с просьбой?»

У команд на столах есть карточки со словами, которые мы очень часто слышим в общественных местах. Выберите только те, с помощью которых можно обратиться с просьбой к незнакомому человеку в магазине, транспорте и др.

Ей, ты!

Слышь, помоги, а!

Если вам это не трудно.

Будьте добры.

Скажите, пожалуйста.

Ей, тетя! Я к вам обращаюсь!

Будьте любезны.

Бабуля!

Дедуля!

Дяденька!

Учитель: Проверим, как вы справились.

Выведем памятку обращения с просьбой:

Запрещается обращаться к взрослым людям со словами: «бабуля», «дедуля», «тетенька», «дяденька».Ко взрослым принято обращаться – «господин» или «госпожа».

К молодым людям обращаются «девушка», «молодой человек».Рубрика №3 «Как правильно вести разговор»

Допустим, вы случайно попали на праздник к незнакомым людям.

Как познакомиться? О чем поговорить с новым знакомым? Нередко эти вопросы вызывают затруднение.

Предлагаю каждой команде посмотреть видео-ситуации, на которых показаны разные варианты начала разговора. Ваша задача – определить, правильно делают герои роликов или они допускают ошибку.

1 ситуация: Мальчик увидел в компании одиноко сидящего человека и подошел к нему с фразой: «Привет, как дела?».

2 ситуация: Парень изо всех сил ударяет соседа по плечу с возгласом: «Здорово, братан!»

3 ситуация: Девочка замечает парня, увлеченно читающего книгу, подсаживается к нему, интересуется, что он читает и сообщает о том, что тоже любит этого писателя.

4 ситуация: Мальчик рассказывает другому об увлечении футболом, а тот в свою очередь играет в телефоне.

5 ситуация: Во время рассказа один мальчик перебивает другого, не дав ему договорить.

Выделим основные правила ведения разговора:

В незнакомой компании лучше начать разговор с тем, кто не занят беседой с другими людьми и сидит отдельно.Во время разговора необходимо быть внимательным к собеседнику.Ни в коем случае нельзя перебивать собеседника!Начинать разговор нужно с приветливой улыбкой на лице спокойным тоном.Подведение итогов.

Сегодня мы добавили в свою копилку новые правила этикета – правила общения. Как вы думаете, они помогут вам в жизни? каким образом?

Я надеюсь, вам было интересно на уроке. В начале каждому из вас я раздала цветную карточку. Я хочу, чтобы сейчас каждый из вас нарисовал на ней смайлик.

Если урок вам полностью понравился, нарисуйте улыбающийся смайлик, если понравилось, но не все, то нарисуйте серьезный смайлик, если не понравилось – грустный.

Спасибо за урок!

Приложение

При знакомстве со взрослым человеком мы обычно говорим: «Привет! Как тебя зовут?»

Если мы хотим познакомиться с ровесником, мы обращаемся к нему со словами: «Привет, с тобой можно познакомиться?»

Если взрослый спрашивает наше имя, мы обязательно должны сказать ему имя и отчество

Знакомство нужно закончить фразой: «Приятно было познакомиться!»

При знакомстве со взрослым человеком мы обычно говорим: «Привет! Как тебя зовут?»

Если мы хотим познакомиться с ровесником, мы обращаемся к нему со словами: «Привет, с тобой можно познакомиться?»

Если взрослый спрашивает наше имя, мы обязательно должны сказать ему имя и отчество

Знакомство нужно закончить фразой: «Приятно было познакомиться!»

При знакомстве со взрослым человеком мы обычно говорим: «Привет! Как тебя зовут?»

Если мы хотим познакомиться с ровесником, мы обращаемся к нему со словами: «Привет, с тобой можно познакомиться?»

Если взрослый спрашивает наше имя, мы обязательно должны сказать ему имя и отчество

Знакомство нужно закончить фразой: «Приятно было познакомиться!»

При знакомстве со взрослым человеком мы обычно говорим: «Привет! Как тебя зовут?»

Если мы хотим познакомиться с ровесником, мы обращаемся к нему со словами: «Привет, с тобой можно познакомиться?»

Если взрослый спрашивает наше имя, мы обязательно должны сказать ему имя и отчество

Знакомство нужно закончить фразой: «Приятно было познакомиться!»

При знакомстве со взрослым человеком мы обычно говорим: «Привет! Как тебя зовут?»

Если мы хотим познакомиться с ровесником, мы обращаемся к нему со словами: «Привет, с тобой можно познакомиться?»

Если взрослый спрашивает наше имя, мы обязательно должны сказать ему имя и отчество

Знакомство нужно закончить фразой: «Приятно было познакомиться!»

Ей, ты!

Слышь, помоги, а!

Если вам это не трудно.

Будьте добры.

Скажите, пожалуйста.

Ей, тетя! Я к вам обращаюсь!

Будьте любезны.

Бабуля!

Дедуля!

Дяденька!

Ей, ты!

Слышь, помоги, а!

Если вам это не трудно.

Будьте добры.

Скажите, пожалуйста.

Ей, тетя! Я к вам обращаюсь!

Будьте любезны.

Бабуля!

Дедуля!

Дяденька!

Ей, ты!

Слышь, помоги, а!

Если вам это не трудно.

Будьте добры.

Скажите, пожалуйста.

Ей, тетя! Я к вам обращаюсь!

Будьте любезны.

Бабуля!

Дедуля!

Дяденька!

Ей, ты!

Слышь, помоги, а!

Если вам это не трудно.

Будьте добры.

Скажите, пожалуйста.

Ей, тетя! Я к вам обращаюсь!

Будьте любезны.

Бабуля!

Дедуля!

Дяденька!

Ей, ты!

Слышь, помоги, а!

Если вам это не трудно.

Будьте добры.

Скажите, пожалуйста.

Ей, тетя! Я к вам обращаюсь!

Будьте любезны.

Бабуля!

Дедуля!

Дяденька!

Источник: https://www.InfoUroki.net/vneklassnoe-meropriyatie-na-temu-rechevoy-etiket-5-klass.html

Этикет и вежливость открытое внеклассное мероприятие в 6 а классе моу «батыревская средняя общеобразовательная школа 2» — презентация

1 ЭТИКЕТ И ВЕЖЛИВОСТЬ Открытое внеклассное мероприятие в 6 а классе МОУ «Батыревская средняя общеобразовательная школа 2»

2 ЭТИКЕТ И ВЕЖЛИВОСТЬ. Цели: ознакомить детей с правилами этикета, культурой общения; способствовать сплочению коллектива; развивать творческие способности детей.

3 конечно, отказаться; безусловно, принять приглашение; принять приглашение, но вскоре уйти, не обременяя хозяев долгим пребыванием.

4

5 3. З А КАКОЙ ИЗ ДЕВОЧЕК ДОЛЖЕН УХАЖИВАТЬ МАЛЬЧИК ЗА СТОЛОМ ? за девочкой, сидящей справа; за девочкой, сидящей слева; за обеими.

6 поздороваетесь поочередно со всеми гостями; пройдете к свободному месту за столом, как ни в чем не бы­вало; поздороваетесь с хозяевами и извинитесь за опоздание.

7 5. К АК ЕДЯТ ХЛЕБ ЗА ПРАЗДНИЧНЫМ СТОЛОМ ? откусывая от куска; отрезая ножом небольшие кусочки; отламывая рукой маленькие кусочки

8 подуть на него; подождать, пока остынет само; есть, обжигаясь — вы же в гостях.

9 7. КАК. НАХОДЯСЬ В ГОСТЯХ, СЛЕДУЕТ РЕАГИРОВАТЬ НА ПРИГЛАШЕННОГО, НО НЕ ПРИЯТНОГО ВАМ ЧЕЛОВЕКА? развернуться и уйти; проигнорировать его присутствие; поприветствовать его и продолжить общение с другими гостями.

10 заблаговременно начать готовить всех к своему уходу ; попросить хозяев предупредить о вашем уходе ; уйти незаметно, простившись лишь с хозяевами вечера.

11 Соблюдение формальностей — это стиль жизни англичан. Бри­танцы в первую очередь обращают внимание на детали. Никогда не обращайтесь к человеку по имени, если не получили на это специ­ального разрешения от него. Разбираться в титулах и званиях весьма важно, но никогда не употребляйте в разговоре титула по отношению к себе. Также важную роль играет процедура знакомства, серьезное значение имеет то, кого представят первым. Шотландцев и ирландцев называйте британцами, но ни в коем случае — англичанами. Очень серьезно в Англии относятся к правилам поведения за обеденным столом. Никогда не кладите руки на стол, держите их на коленях или на весу. Не перекладывайте приборы из одной руки в другую. Нож всегда в правой, а вилка в левой руке; их концы обращены к тарелке. Не обращайтесь за столом к незнакомым людям, если вас заранее не представили им. Если вы закончили еду, положите нож и вилку параллельно, или вы просто делаете перерыв в еде, положите нож с вилкой крест-накрест. Перед тем как налить чай, положите на чашку ситечко, налейте чай, а затем положите ситечко в специальную мисочку. Туда же стряхиваются чаинки. Чай пьют черным или с молоком и с одним или двумя кусочкам? сахара.

12 Французам присущ крайний национализм. Они болезненно реа­гируют на использование в речи английских или немецких слов Французы гордятся своими национальными традициями. Одним и: главных достоинств является французская кухня. Если, находясь в Франции, вы начнете расхваливать какое-либо блюдо или напиток, это будет приветствоваться. Оставлять еду на тарелке не принято, а если вы захотите подсолить или поперчить блюдо по своему вкусу, это расценят как неуважение к хозяевам. Французы приветливы, разговорчивы, расчетливы, бережливы. Они легко закипают, обижаются, не прощают пренебрежительного отношения, даже в мелочах. Часто любят поспорить, очень эмо­циональны, их темперамент отражается не только в разговоре, но и в мимике и жестах. Любят осуждать других, но критику в свой адрес воспринимают крайне болезненно. Также огромное значение придается всем формам вежливости.

Источник: http://www.myshared.ru/slide/422596/

Внеклассное мероприятие по русскому языку. Игра по речевому этикету Для учащихся 5-6 классов

Игра по речевому этикету для учащихся 5-6 классов.

Учитель: Жукова В.В.

Цели:

1. Общеобразовательные:

Дать учащимся понятия о формулах речевого этикета

Познакомить с типичными речевыми ситуациями речевого этикета

Познакомить с правилами поведения в данных речевых ситуациях

2. Развивающие:

Развивать умения выбирать оптимальный вариант речевого выражения для данной ситуации

3. Воспитательные:

Воспитывать уважительное отношение к собеседнику

Воспитание культурной личности

Оформление

Заголовок «Путешествие в страну этикета»

Название станций: «Приветствие», «Давайте говорить друг другу комплименты…», «У меня зазвонил телефон», «Приходите в гости!»

Рисунки, иллюстрирующие приветствие

Распечатки заданий

Два телефона

Подготовка

Сценка «Разговор по телефону»

Сценка «Разговор Этикеши и Риторика»

Подготовить выступление чтецов1, 2

Участникам подготовиться отвечать на вопросы:

1) Как приветствовали друг друга в разные века и в разных странах?

2) Повторить правила приветствия

3) Повторить правила разговора по телефону

4) Нарисовать рисунки, иллюстрирующие правила разговора по телефону

5) Повторить правила поведения в гостях и правила приёма гостей

Подготовить похвальное слово школе

Станция 1. Что такое этикет?

Ведущий.

Попытки раскрыть смысл, который вкладывается в понятие «хорошие манеры», предпринимались много раз.

Больше чем 200 лет тому назад Пётр Первый в предисловии к книге «Юности честное зерцало» указал, что воспитанного человека украшают три добродетели: «приветливость, смирение и учтивость».

Английский писатель 18 века Оливер Голдсмит в книге «Гражданин мира» писал, что, хотя в каждой стране существуют свои церемонии, истинная учтивость повсюду одинакова и порождается она здравым смыслом и добросердечием.

Читайте также:  Внеклассное мероприятие в начальной школе. душистый час

По мнению же создателя Гулливера — Джонатана Свифта, «хорошими манерами обладает тот, кто наименьшее количество людей ставит в неловкое положение».

Станция 2. Приветствие.

Ведущий

В течение тысячелетий люди искали такие способы и формы общения, при которых всем было бы удобно и хорошо, чтобы никто не чувствовал себя неловко. Интересно проследить, как развивалась человеческая мысль, как люди учились вести себя. Начнём с приветствий.

Как принято было приветствовать друг друга в разных странах и в разные века?

* Команды отвечают.

ПК. 1) У некоторых индейских племён принято при виде незнакомого человека до тех пор сидеть на корточках, пока он не приблизится и не заметит этой миролюбивой позы. Иногда для приветствия они снимают обувь.

2) В 17-18 веках важные графы и графини, герцоги и герцогини, дамы и кавалеры долго раскланивлись при встрече, используя при этом самые разнообразные движения.

3) Тибетцы, здороваясь, снимают головной убор правой рукой, левую руку закладывают они за ухо, ещё высовывают язык.

4) У японцев для приветствия применяются три вида поклонов — самый низкий, средний поклон — с углом 30 градусов и лёгкий — с углом в 15 градусов.

5) Когда мы здороваемся, то пожимаем друг другу руки. Этот жест понятен сейчас всем. Хотя, например, китайцы в старые времена, здороваясь, пожимали руки самим себе. В наши дни этим жестом оратор приветствует слушателей.

6) А вот эскимосы, приветствуя друг друга, легонько стучат друг друга кулаком по голове и плечам. Лапландцы трутся носами.

Ведущий

Сейчас конкурс разминка-пантомима. Кто быстрее и лучше, используя мимику и жесты, покажет ситуацию?

* Выходят представители команд, вытягивают по две ситуации.

Ситуация 1.

«На улице». Прохожий спрашивает вас, как пройти к кинотеатру. А кинотеатр совсем рядом, напротив. Какой жест вы используете, отвечая прохожему? (ПК для жюри: нельзя показывать пальцем, только всей рукой)

Ситуация 2.

«На уроке». Учитель молча указывает ученику, записывающему на доске, на ошибку. Ученик сразу вспоминает, досадуя на себя. Какие жесты используются учителем, а какие учеником?

Ситуация 3. За ужином бабушка предлагает вам съесть кашу, а вы молча отказываетесь. Какие жесты и мимику вы при этом используете? А как сказать словами, чтобы не обидеть бабушку?

Ситуация 4.

«В походе». Представьте себе такое: вы в походе у костра. Один мальчик пошёл за водой на речку. Вдруг он прибегает и взволнованно рассказывает о том, что чего-то там, на речке, испугался. Какие жесты и мимику он при этом использует?

Ведущий.

Сейчас я предложу вам несколько ситуаций встреч и прощания. Задание: я описываю ситуацию, а вы отвечаете на вопрос и аргументируете, объясняете свой ответ.

1-я ситуация.

Встречаются два знакомых мальчика. Как они приветствуют друг друга?

2-я ситуация.

Мальчик встречается со знакомой девочкой. Кто первым протягивает руку?

3-я ситуация.

Мальчик встречает знакомого взрослого. Кто первым протягивает руку?

Станция 3 «Давайте говорить друг другу комплименты…»

Этикеша.

Слушай, Риторик, ты случайно не знаешь, что такое комплимент?

Риторик.

Думаю, Этикеша, что это приятные слова, лестное замечание, похвала.

Этикеша.

И какие же комплименты говорят люди друг другу?

Риторик.

Всякие. Например, тебе говорят, как прекрасно ты выглядишь, как ты правильно поступил, как хорошо сказал, подумал…

Этикеша.

Я понял: комплимент говорят, чтобы человеку было приятно, чтобы показать своё отношение.

Риторик.

Да. А иногда, чтобы поднять настроение, поддержать в трудную минуту или просто так: ведь каждому приятно услышать о себе похвальные слова.

Ведущий.

Предлагаем выйти представителей команд. Вам надо сказать комплимент, учитывая предложенную ситуацию.

Ситуация 1.

После каникул вы случайно встретили своего друга и обратили внимание, что он хорошо выглядит: загорел, вырос, повзрослел

Ситуация 2.

Вам понравился ответ друга на истории. Сделайте ему комплимент

Ситуация 3.

Ваша мама чем-то расстроена. Вы делаете ей комплимент, который бы поднял ей настроение.

Ситуация 4.

Вам сделал комплимент младший брат. Как бы вы ответили?

Ведущий.

В качестве домашнего задания командам было предложено поздравить школу с юбилеем. Представьте себе, что школа — одушевлённое лицо. Скажите ей комплимент или поздравьте её, произнесите похвальное слово.

* Выступают капитаны команд.

Станция 4 «У меня зазвонил телефон».

Ведущий

Послушайте разговор по телефону и ответьте на вопрос: получился ли у ребят разговор по телефону? Почему вы так считаете?

Сценка

* Два мальчика сидят у телефона.

Первый: Алло! Алло!

Второй: Алло!

Первый: Слышно что-нибудь?

Второй: Слышно. А тебе слышно?

Первый: Слышно. Вот здорово! Тебе хорошо слышно?

Второй: Хорошо! А тебе?

Первый: И мне хорошо. Ха-ха-ха! Слышно, как я смеюсь? Давай разговаривать.

Второй: Давай. А о чём разговаривать?

Первый: Ну, о чём… О чем-нибудь… Хорошо, что мы купили телефон, правда?

Второй: Правда.

Первый: А вот если бы не купили, было бы плохо. Правда?

Второй: Правда.

Первый: Ну?

Второй: Что «ну»?

Первый: Чего ж ты не разговариваешь?

Второй: А ты почему не разговариваешь?

Первый: Да я не знаю, о чём разговаривать. Это всегда так бывает: когда надо разговаривать, так не знаешь, о чём разговаривать, а когда не надо разговаривать, так разговариваешь и разговариваешь.

ПК.

Недостаток этого разговора в том, что он бессодержателен.

Сценка №2.

У телефонов сидят два ученика. Первый набирает номер, у второго звонит телефон.

Первый.

Кто? С кем я говорю?

Второй.

Здрасьти. А кто вам нужен?

Первый.

Что? Куда я попал?

Второй.

Здравствуйте, товарищ! А вы куда хотели попасть?

Первый бросает трубку. Звучат гудки.

ПК для жюри.

Сначала надо поприветствовать собеседника и попросить к телефону того, кто вам нужен. Например: «Здравствуйте. Попросите, пожалуйста, к телефону Петю»

Если вам сказали, что вы не туда попали, вы можете переспросить: «Извините, это номер 1-58-17?» Если скажут, что нет, то надо попросить извинения и попрощаться.

Тот же, кому звонили, не должен спрашивать, кто ему нужен, а должен спросить, по какому телефону тот звонит.

Вопросы жюри для болельщиков

—          Позвонили и попросили вашего старшего брата. Какие формулы речевого этикета вы используете в разговоре? (Подождите, пожалуйста. Извините, но он будет позже)

—          Девочка звонит заболевшей подруге, но к телефону подходит её мама. Как может девочка обратиться к ней? С чего начать разговор? Можно ли, здороваясь, использовать слово «привет»? Как лучше выразить свою просьбу?

—          Перечислите правила телефонного этикета. ( *Дети заранее при подготовке могут использовать рисунки, иллюстрирующие эти правила. Разговор по телефону должен быть содержательным. Он должен быть коротким. Говорить надо вежливо, поздороваться, представиться, обратиться по имени)

Станция 5 .Приходите в гости!

Ведущий

Умеешь ли ты принимать гостей? А быть хорошим гостем? Ведь только кажется, что это дело нехитрое.

Попробуйте поставить себя на место героев двух маленьких историй и подумайте, как бы вы себя повели.

Чтец1.

Здорово, когда приходят гости. Но один раз гость меня не обрадовал. С самого порога в грязных ботинках он протопал в комнату, стал всё осматривать и хватать в руки.

—          Это ваза? Ну-ну!

—          Это лампа? Ну-ну!

—          А это сушки? — спросил он, загребая в карман горсть сушек.

—          Ну ладно, — сказал он, — я пошёл…

И ушёл.

«Для чего он, интересно, приходил? — подумал я. — Ведь кроме грязных следов на полу, он ничего не оставил».

—          Как же вы бы себя повели на месте хозяина квартиры?

Чтец2.

Однажды я был у друга в гостях. Там были ещё ребята. На меня нашло такое веселье! Я ко всем приставал, кричал во всё горло разные смешные глупости, жевал конфеты со страшным чавканьем. В общем, всех смешил. А всем это не нравилось. И хозяину тоже. Он надулся и обиделся, будто шуток не понимает. Мне кажется, гостеприимный хозяин не должен дуться на гостей. Всё им должен прощать.

—          Согласны ли вы с мнением рассказчика?

—          В чём он себя неправильно вёл?

—          Почему обиделся хозяин?

Задание командам:

—          Напишите правила поведения в гостях

—          Напишите правила поведения хозяина, принимающего гостей

* Командам даётся 5 минут, потом они представляют свои ответы

ПК

Если ты гость.

Ходить в гости надо или только по приглашению, или предупредив о своём визите

Звонить в дверь надо не больше двух раз

Находясь в гостях, некрасиво оценивать квартиру, особенно делать критические замечания

Нельзя брать в руки вещи, чтобы их рассмотреть

Не выпытывай, что сколько стоило и где было куплено

Если ты хозяин.

Принимать гостей следует любезно и сердечно Если гость зашёл больше, чем на несколько минут, надо предложить ему раздеться. Причём ты должен помочь повесить пальто на вешалку и дать тапочки Постарайся, чтобы гость скорее освоился и почувствовал себя как дома.

Предложи ему сесть на самое удобное место.

Займи гостя беседой Пусть гость сам выбирает тему для разговора Не оставляй гостя надолго одного Если гость засиделся и не собирается уходить, а у тебя неотложные дела, ты должен найти удобную, очень тактичную форму, как дать ему это понять

Joomla 2.5 Templates
Joomla 2.5 Templates

Источник: http://xn--3-gtb4aa4c.xn--p1ai/kopilka/240-5-6

этикет БОЖКО А. А..docx

Количество Ваших материалов: 0.

Авторское
свидетельство о публикации в СМИСвидетельство
о создании электронного портфолиоГрамота за
информатизацию образованияРецензия
на любой материал бесплатноБлагодарность образовательного СМИ
за внедрение творческих и прогрессивных педаг. идейСертификат
почетного автора образовательных и методических публикацийПочётная грамотапедагог. мастерства

за вклад в развитие образов. интернет-пространства

Золотая карта1000 руб. в год

в качестве скидки до 50% на все услуги

Большой набор
для быстрого создания презентацийПЕРЕД СКАЧИВАНИЕМ поблагодарите автора, поделившись файлом в соцсетях:

Внеклассное мероприятие «Его Величество «Этикет»»Цель занятия: формировать у детей правильное понимание нравственных норм и понятийЗадачи занятия: 1.

создать условия для систематизации знаний учащихся о понятии этикет;2. учить анализировать поступки людей, устанавливать причинно­следственную связь поступков и эмоций;3. формировать задатки самоконтроля в поведении детей;4.

формировать у учащихся понимание необходимости выполнения правил этичного поведения в повседневной жизни на примере этикета казачества;5. развивать интерес к истории родного края;6.

воспитывать доброжелательную атмосферу в их взаимоотношениях, желание стремиться к соблюдению правил этикета: быть вежливым, культурным, воспитанным, доброжелательным Упражнение «Приветствие» Ход занятия:Учитель: ­ Ребята, предлагаю всем встать в круг и поприветствовать друг друга по­европейски, пожимая руку.

А теперь поздоровайтесь как японцы, поклонившись друг другу. «Африканцы» при встрече трутся носами. Поприветствуйте и вы друг друга по–африкански.­ Я очень рада видеть вас и ваши добрые радостные лица, лучистые глазки! Думаю, что вы получили заряд

Читайте также:  Пословицы и поговорки про эгоизм

бодрости и энергии, и хорошее настроение не покинет вас на время нашего занятия.

Слайд 2 (по щелчку)Учитель: ­ Оказывается в разных частях света, у разных народов существуют различные способы приветствий. Одни кланяются в пояс, как японцы, другие падают на колени и ударяются лбом о землю, третьи прижимают руку ко лбу и сердцу, четвертые прикасаются носами, пятые показывают язык…

Главное, знать некоторые принятые средикультурных людей правила и выполнять их в жизни. Слайд 3: рассматривание картинокУчитель: ­ Какая картинка лишняя? Почему? (ответы детей) ­ Попробуйте определить тему сегодняшнего внеклассного занятия. ­ Сегодня мы поговорим о правилах отношения человека к человеку, т. е.

об этикете, который различается у разных народов даже в одной стране. Так как мы живем на Дону, то будем учиться поддерживать культуру народа своего родного края, познакомимся с правилами казачьего этикета, которые сохранились до наших времен, и постараемся составить «Свод этических правил».

Чтение стихотворения учеником:Что такое этикет –Знать должны мы с детских лет.Это – нормы поведения:Как ходить на День рождения?Как знакомиться? Как есть?Как звонить? Как встать? Как сесть?

Как здороваться со взрослым?

Как входить и где стоять,Кому место уступать,Как прилично одеваться,Где молчать, а где смеяться,Как к обеду пригласить,Что подруге подарить.Много разных есть вопросов.И на них даёт ответ Этот самый этикет.В школе, в доме, на работе,И в трамвае, в самолете,И в театре, и в кафеПригодиться он тебе. (А.

Усачёв)Слайд 4Учитель: Историческая справкаСлово «этикет» появилось при короле Людовике XIV во Франции. На одном из пышных приемов короля всем приглашенным были вручены карточки с правилами поведения, которые должны соблюдать гости. Эти карточки назвали «этикетками». Отсюда и произошло понятие «этикет» ­ воспитанность, хорошие манеры, умение вести себя в обществе.

Слайд 5В русский язык слово этикет вошло в начале XVII века. Сначала этикет использовался как придворный

церемониал. При появлении книгопечатания, стали появляться первые пособия по этикету. Первая книга по

этикету называлась «Домострой». В ней были изложены правила поведения человека в повседневной жизни. Петр I, который много путешествовал по Европе, очень хотел, чтобы его подданные были похожи на европейцев. Он хотел перенять их обычаи, нравы.

Слайд 6При Петре I в 1717 году вышла в свет книга о хороших манерах под названием «Юности честное зерцало» или «Показания к житейскому обхождению». Эта книга была адресована молодежи и рассказывала о правилах поведения в обществе.

Воспитанному дворянину полагалось, например, быть всегда вежливым и учтивым, знать иностранные языки, уметь красноречиво говорить, с почтением относиться к старшим. Игра «Вежливо – невежливо»Учитель: ­ Насколько вам знакомы правила культурного поведения, проверим в игре «Вежливо – невежливо».

Если я называю вежливый поступок – вы хлопаете в ладоши, если нет, то топаете ногами. ­ поздороваться при встрече;­ толкнуть одноклассника и не извиниться;­ кричать, шуметь на перемене; ­ уступить место старшим;­ не вставать на обращение учителя; ­ помочь подняться по лестнице;

­ перебивать во время разговора;

– соблюдать на уроке тишину;– уметь выслушать друга;– пропустить вперед девочек;– сказать «До свидания» , уходя из класса домой;– громко разговаривать в автобусе;– помочь поднять упавшую вещь;– обозвать обидным словом соседа; – пожелать в столовой: «Приятного аппетита»Учитель: ­ Проживая на Дону, мы должны знать правила казачьего этикета, которые сохранились до наших времен. Соблюдая их, будем поддерживать культуру народа своего края. Казак не считал себя казаком, если не знал и не соблюдал традиции и обычаи казачества, которые являлись жизненно­бытовой необходимостью каждой казачьей семьи.Если коротко сформулировать их, то получатся своеобразные неписаные казачьи домашние законы: Слайд 7:1. Уважительное отношение к старшим2. Уважение к женщине (матери, сестре, жене)3. Безмерное почитание гостяВыступление подготовленных детей:Устный журнал1 ученик: ­ В качестве приветствия друг друга казаки слегка приподнимали головной убор и с рукопожатием справлялись о состоянии здоровья семьи, о положении дел. Казачки кланялись мужчине на его приветствие, а между собой обнимались с поцелуем и беседой. При подходе к группе стоящих и сидящих, казак снимал шапку, кланялся и справлялся о здоровье. Среди казачьей детворы, да и среди взрослых, было принято здороваться (приветствовать) даже незнакомого человека, появившегося в

хуторе или станице.

При входе в хату (курень) крестились на образа, мужчины предварительно снимали шапку, тоже делали и при выходе.

Характерной особенностью казачьей души была потребность проявить доброту и услугу вообще, а постороннему особенно (подать оброненное, помочь поднять, поднести что­либо по пути, помочь при подъеме или выходе, уступить место для сидения, подать при общем застолье что­либо соседу или рядом сидящему).

Прежде чем самому что­либо съесть или утолить жажду, должен был предложить рядом стоящему (сидящему). Предпочитали казаки за правило обходиться тем, что есть, а не тем, чем бы хотелось, но не быть в долгу. Долг, говорили, хуже неволи, и старались немедля освободиться от него. За долг считали и проявленную к тебе доброту, бескорыстную помощь, уважение.

За это казак должен был рассчитаться тем же. Авторитет отца с матерью был не просто непререкаем, а настолько почитаем, что без благословения родителей не начинали никакую работу, не принимали решения по наиболее важным делам. Непочитание отца с матерью считалось забольшой грех. В обращении с родителями и вообще со старшими соблюдались сдержанность, вежливость и уважительность.

Слайд 82 ученик: ­ Обычай уважения и почитания старшего по возрасту обязывало младшего проявлять заботу, сдержанность, готовность к оказанию помощи и соблюдения некоторых правил этикета: ­ при появлении старика все должны были встать – казаки при форме приложить руку к головному убору, а без формы – снять шапку и поклониться; ­ в присутствии старшего не разрешалось сидеть, курить, разговаривать (вступать в разговоры без его разрешения) и, тем более, непристойно выражаться; ­ младший должен проявлять терпение и выдержку, при любых случаях не прекословить. Слова старшего являлись длямладшего обязательными;­ при общих (совместных) мероприятиях и принятии решений обязательно спрашивалось мнение старшего;­ при конфликтных ситуациях, спорах, раздорах, драках слово старика (старшего) являлось решающим, и требовалось

немедленное его исполнение.

Слайд 9 3 ученик: ­ В казачьих семьях безмерно уважительно относились к гостю, потому что гость считался посланцем Божьим. Независимо от его возраста, ему отводилось лучшее место за трапезой и на отдыхе. Считалось неприличным в течение 3­х суток спрашивать гостя, откуда он и какова цель его прибытия.

Даже старик уступал место, даже если гость был моложе его. У казаков считалось за правило: куда бы он ни ехал по делам, в гости, никогда не брал еды ни для себя, ни для коня. В любом хуторе, станице, поселке обязательно встретят, как гостя, накормят и его, и коня.

Слайд 10Уважительное отношение к женщине – матери, жене, сестре обуславливало понятие чести казачки, честь дочери, сестры, жены – по чести и поведению женщины мерилось достоинство мужчины. Кто бы ни была женщина, к ней относились уважительно и защищали всегда.

В казачьем обществе женщины пользовались таким почитанием и уважением, что в наделении ее правами мужчины не было необходимости. Слово хозяина семьи было непререкаемо для всех его членов и примером в этом являлась жена казака – мать его детей.

Женщина­казачка считала для себя за великий грех и позор появиться на людях (обществе) с непокрытой головой, носить мужской тип одежды и стричь волосы. Работа в группах (объединяются учащиеся двух соседних парт):Учитель: ­ Составим «Свод этических правил», для работы объединимся в группы. Посоветуйтесь друг с другом. Запишите свои мысли. Итог:

Учитель: ­ Какие правила культурного поведения мы должны соблюдать и выполнять в повседневной жизни??

Отчеты детей по группам «Свод этических правил» В вежливости проявляется отношение к другим людям. Вежливый человек не причиняет другому человеку неприятности и обиды. Вежливый человек всегда здоровается и прощается. Невежливо не отвечать на приветствие. Вежливый человек не отвечает на грубость грубостью.

 Вежливый человек приветлив и внимателен к другим. Если его о чем­то спрашивают или просят оказать какую­то услугу, он всегда делает это охотно. Нужно быть вежливым в словах, в жестах, в действиях. Вежливые слова, сказанные грубым голосом, развязным тоном, перестают быть вежливыми.

 Если ты сидишь, а в комнату вошел взрослый, встань, чтобы с ним поздороваться. Взрослым надо здороваться первым, но самому протягивать руку нельзя. За руку здороваются, если взрослый сам протягивает руку. Здороваясь, надо смотреть в лицо тому, с кем здороваешься.

 Если к тебе обратился взрослый, а ты сидишь, встань и разговаривай стоя. Будь вежлив со своими товарищами: не давай им прозвищ и кличек, разговаривая, не кричи, не забывай говорить «волшебные слова» («спасибо», «пожалуйста»). В играх не будь грубым, не кричи.

Не спорь с товарищем по пустякам, не ссорься, старайся работать и играть дружно. Не ябедничай. Если друг в чем­то неправ, скажи сразу об этом, останови товарища, если он занимается чем­то плохим.

 Будь всегда точным и аккуратным.

 Умей владеть собой, не «срывай зло» на окружающих. Внимательно слушай собеседника, не перебивая его, пока тот не закончит рассказ. Даже в ссоре никогда не повышай голоса. Старайся избегать назойливости: если твое присутствие неприятно человеку ­ оставь его.

 В гостях веди себя так, чтобы твое присутствие было приятно и для хозяев, и для гостей. Гостей встречай приветливо. Даже если ты чем­то огорчён, должен вести себя так, чтобы гости этого не заметили.

Учитель: ­ Это лишь часть правил хорошего тона, но применение даже этой малой части облегчит вашу жизнь, потомучто хорошие манеры необходимы каждому. Но для того, чтобы стать культурным человеком, мало знать этикет, нужно следовать этим правилам всегда.

В этом секрет успеха!Рефлексия:­ Кому тема занятия была интересной?­ Что расскажите дома своим родителям?­ Какие выводы сделали для себя?Использованная литература:1. «Краткий словарь по философии». Под ред. И.В. Блауберга и И.К. Пантина.

2. «Словарь по этике». Под ред. И.С. Кона.

3. Д.С. Лихачёв «Письма о добром».4. Смирнов Н.А. Этика и этикет младших школьников: Пособие для учителей и родителей учащихся начальныхклассов/ред. Л.В.Кузнецова, Г.С.Семенов – М.:Школьная Пресса. 2002. – 112с.5. 3. Шемшурина А.И.

Этическая грамматика в начальных классах: в помощь учителю М.:Школа­Пресс. 1998.­186с.6. http://kazakdon.ru/gostepriimstvo_kazakov.html Казачество на Дону7. http://obuchonok.ru/node/349 История возникновения этикета8. http://zelenodolsk­okv.ucoz.ru/_ph/1/694439073.

jpg картина С. Гавриляченко «Постриги», 2000

9. http://images.yandex.ru/ картина

Прямая ссылка на скачивание файла: Скачать файлЗдравствуйте, проверьте свои знания
во Всероссийских педагогических тестированиях:
— выберите тему — пройдите небольшой тест

— получите СЕРТИФИКАТ ОТЛИЧИЯ

Подробнее… или выбрать тему

Источник: https://znanio.ru/media/vneklassnoe_meropriyatie_ego_velichestvo_etiket-110551/131576

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector