Внеклассное мероприятие для старшеклассников. творчество шолохова

Внеклассное мероприятие для старшеклассников. Творчество Шолохова

«В ГОСТИ К ШОЛОХОВУ».

(театрализованная программа с викториной по произведениям писателя).

Ведущий 1. У каждого человека на Земле есть самый дорогой сердцу уголок.

Ведущий 2.

Люблю свой край, простор родимый, Станицы, рощи, хутора, Широкий Дон, ковыль, гонимый Низовым ветром. До утра. Вокруг простор степи бескрайней, Весь зеленеющий в цветах, И аромат необычайный В глубоких тает небесах.

Ведущий 1.

Донская степь… Она осталась в своем первозданном виде лишь в балках да буераках, на каменистых буграх и увалах. Среди бескрайних полей едва приметные сторожевые курганы — молчаливые свидетели минувших веков.

Если взойти на один из таких курганов, перед глазами открывается неоглядная ширь Обдонья.

Медленно и величаво пересекает Тихий Дон аквамариновую зелень поймы. Поэтому и называется наш край Землей Донской.

Ведущий 2. А степь зовется шолоховской.

Одухотворенная гением художника, древняя казачья земля открыла миру кладези невиданной красоты. Словно столетиями томилась здесь сокрытая от человеческого глаза поэзия. И впервые со времен «Слова о полку Игореве» страстным голосом нового певца разбужена степь. Она задышала широко и вольно, с исполинским размахом, изумляя величием красок.

Картина 1.
Корреспондент. Да, красивые места! Был я там не однажды. Первый раз попал на берега Тихого Дона по заданию редакции, чтобы рассказать читателям о Шолохове, а потом не раз возвращался по велению сердца. Появились у меня и друзья, особенно среди стариков.

Кто, как Не они, много знает и рассказать может, только слушать их некому…
Помню, как-то летней порой остался я ночевать в хуторе Черновском, что неподалеку от Вешек, у своего давнего знакомого мельника.

Мы сидели с ним на сухой поваленной буреломом вербе, беседовали о житье-бытье, когда к нам подошел щуплый старичок.

Появляется старик, кланяется, садится рядом.

Мельник. Откуда это ты, Макарыч!
Старик. Из Вешек.
Мельник. Али от Шолохова?
Старик. От него самого.
Мельник. Какая нужда носила?
Старик.

Нужда не нужда, а у каждого человека свое горе случается, свои думки наплывают, а он, Лександрыч, против каждого горя слово имеет.
Корреспондент. Что же это за слово?
Старик. Оно волшебное. Ты видел дуб-то, что у Зыбучего Бугра? Эге, паря, это не простой дуб.

Он бессмертный. Ему столько веков, сколько воды унес в море Тихий Дон-батюшка. Он все слышит, все чует, где что делается, — корни его по всей земле расплелись. Он и видит все — голова его под самыми облаками. Много добра и зла повидал он за свою жизнь, много мудрости набрался, потому и стал бессмертным.

Хочешь, мил-человек, расскажу тебе о дубе том сказку-быль, а ты — хочешь верь, хочешь — не верь.

Корреспондент. Расскажи…
Старик (вздыхая). О-хо-хо. Давно это, паря, было. Гуляли в ту пору по Дону отбившиеся от белых и не приставшие к красным банды. Житья от них мирному люду не было. Со-брался тогда из трудового люда отряд — и навстречу банде. Сошлись на Зыбучем Бугре, шашки скрестили.

Да так, что остался от отряда того один-одинешенький молодой боец, парнишка лет 15. Чудом, стало быть, уцелел. Пошел он к дубу, сел под ним и обхватил голову руками. Слышит, дуб что-то шепчет, спрашивает: — Что ты приуныл, паря, какие у тебя думки в голове? — Командира моего зарубили бандиты, весь наш отряд уничтожили.

Как теперь могу я своему бедному люду помочь? И тогда еще ниже склонился дуб своими ветвями к парнишке, зашептал: — Вижу, мать дала тебе хорошее, доброе сердце, светлый ум, а я тебе дам волшебное слово. Бери его и неси людям. Для врага оно будет страшнее шашки и длиннее пики, для друзей — студеным родником, игристым донским вином, что бодрит сердце и утоляет жажду.

С тех пор и стал приходить парнишка к тому дубу. Я сам видел его там однажды. Иду по тропинке, слышу: шепчет, шепчет дуб, а под ним — Он. А еще сказывают, повстречался он под тем дубом с прохожим каким-то. Присели, значит, закурили, помолчали. Вот прохожий и спрашивает: — Не признаешь, Лександрыч? А он плечами пожимает, нет, мол, не признаю.

— Да где уж, — говорит прохожий, — вон сколько с тех пор воды утекло в Дону! Давно уже заметелило мой черный чуб, да и твоя головушка ковылем зацвела. И тут Лександрыч признал прохожего. Обнялись они, поцеловались по обычаю. Опять закурили. — Спасибо тебе, Лександрыч, за правдивое слово, описание моей крученой жизни, — говорит прохожий, — только не на том месте точку ты поставил.

Я ведь еще послужил на-роду, России. Грехи свои кровушкой смыл. И тут прохожий снял с дубового сука свой китель, а на нем рядом с Егорьевскими крестами — ордена и медали за Победу над лютым Гитлером. Вот оно как обернулось… Вразумел?

Корреспондент. За кого же он больше был, за наших или за белых?

Старик. Дык ить они все наши — и красные, и белые. За Россию свободную он воевал, за вольное казачество.
Корреспондент. Видно, в самом деле подарил Шолохову дуб-великан свою тайну, слово волшебное, которое проходит через сердца людей. Нет, пожалуй, ни одной страны мира, где бы произведения донского писателя не издавались и не производили ошеломляющего впечатления. Сказать только: произведения Шолохова знают в Европе и США, в странах Латинской Америки, в Китае, Индии, Японии. Вот и не верь после этого легендам. А дуб, он и сейчас стоит, «свидетель» событий, происходящих на Дону. Ему, как считают лесоводы, около 400 лет. Высота его 23 м, а окружность — почти 7. Уникальное дерево взято под охрану государства. А местные энтузиасты-краеведы огородили ствол дерева частоколом и на металлическом щитке вывели: «Памятник природы». Мечтательно, Да! Хорошо бы посидеть в лодочке на воде, поговорить о рыбалке, о том, что ловили раньше и что сейчас ловится… Макарыч, а правду говорят, что Шолохов рыболов заядлый был?

Старик. И рыболов, и охотник. Ты в музее-то бывал, в доме том, где он книги свои первые писал? Там теперь собрали его охотничьи и рыболовные снасти. Шолохов, он-то дожил до времени нонешних лесок, тонких и прочных, но до войны ловил на лески, связанные из конского волоса или сплетенные из 12-ти катушечных ниток, на сазанов.

Лишнего ловить не любил, но однажды за утро вытащил дюжину сазанов. И крупных.

Разводит руки, показывая размер рыбы.

Ловил он стерлядь и судаков, но сазаны были его любимой добычей. Особо крупных взвешивал на безмене. Рекордная его добыча — сазан в 25 кг!

Появляется Маланья Васильевна, дородная казачка.

Маланья Васильевна (укоризненно): Ой, Макарыч,опять хвастаешь; человек с дороги устал, а ты… (Обращаясь к корреспонденту.) — Пойдемте лучше в курень, его (машет на старика рукой) не переслушаешь.
Старик. Что ж ты, Маланьюшка, нам разговор прерываешь, человек же интересуется.
Маланья Васильевна.

А вот пойдемте за стол, там и договорите.

Картина 2.

Комната. Накрытый стол. Маланъя Васильевна угощает гостей.
Меланья Васильевна. Кушайте, гости дорогие! Вот картошка разварная с укропом, вот помидоры-огурцы — все со своего огорода.

Лапша куриная да каша кабачная; вот бара-шек жареный, спробуйте! А потом чай будем пить с медом. (Нахваливает.) А мед у нас чабрецом пахнет! Вот ватрушки с каймаком, пышки — сегодня утром стряпалась. А может, молочка холодненького?
Корреспондент. Спасибо, хозяюшка, сыты мы уже!
Маланья Васильевна.

Сыты? Да разве так-то в старину ели?! Казаки могли долгое время выдерживать на сухарях с водой, но если была возможность, любили потешить свою душеньку разнообразными яствами. Казаки называли застолья беседами. Сегодня — в моем курене, завтра — в соседском. Так и «перетекали» беседы из одного дома в другой, то всей станице.

Обеды начинались обыкновенно кругликом (пирогом с рубленым мясом или рыбой). За ним следовали холодные закуски: студень, поросенок, фаршированный гусь и многое другое, общим числом до десяти, всегда подавались на отдельных блюдах.

Затем приходил черед горячего, также до 10 блюд: щи, похлебка из курицы, борщ со свининой, суп из диких уток и фаворит любого казачьего стола — лапша. А после супов появлялось жаркое: ягненок с чесноком, бараний бок. Ограничение было только одно — телятина. Казаки ее не ели, считая за грех. И десерт бывал на казачьем столе: блины, лапшевники, кашники.

Заканчивался обед фруктами. Хлеб каждая казачка пекла сама. Здоровье гостей должно быть отменным. Ведь отведать приходилось каждое блюдо, чтобы не обидеть хозяина. Донская кухня отличалась большим разнообразием. Ведь каждый вливающийся в вольное племя донских казаков приносил с собой и частицу прежней жизни, прежние устои и традиции.

Поэтому — сколько станиц, столько и рецептов. В верховьях Дона любили взвар из сухофруктов, а на Нижнем Дону — чай. Но особой казачьей любовью пользовался кофе, который завезен был с трофеями из турецких походов. Обычно пили его в полдень. По всей станице стук — казачки толкут кофейные зерна в ступках. Никогда казачки не пили «кохвий» в одиночку. Всегда приглашали соседок.

Старик. Да, Маланьюшка, гостеприимство и щедрость донских казаков вошли в историю. Не про тебя ли поговорка ходит «Как на Маланьину свадьбу»?

Маланья Васильевна. Нет, не про меня. Я по батюшке Васильевна, а та — Карповна была. Не простая казачка — жена атамана Ефремова. На их свадьбе столы ломились от обилия снеди, празднество длилось 3 недели, гостей наехало со всего Войска Донского. И по сей день выражение «как на Маланьину свадьбу» означает лишнюю роскошь, расточительство.
Старик. Правда твоя, Маланьюшка! И все же именно рыба составляла основу казачьего стола. В далеком прошлом и корни донского рыболовства. Большинство казаков ловили рыбу только для собственного стола. Выходили на рыбную ловлю на каюках — долбленых из цельных стволов деревьев лодках, которые управлялись одним веслом, стоя на колене. Орудия лова были разными: удочки и переметы, вентири и бредни, сапетки и неводы. Горячо молились казахи святому Петру, просили помощи и покровительства, потому что рыба была одним из главных источников питания; часто повторяли: «Наше мясо в Дону плавает».
Маланья Васильевна. Мой-то рыбарь как ушел спозаранку на реку, так и до се нет.
Корреспондент. Спасибо, хозяюшка, за хлеб-соль, пойдем, засиделись мы.
Маланья Васильевна. Ступайте с Богом.

Читайте также:  Прощание с азбукой в 1 классе. сценарий

Картина 3.
Корреспондент и старик Макарыч продолжают разговор.
Старик. А видал, паря, в музее блесны, что дарили Шолохову в разных местах? Только, ить, он ими не пользовался, предпочитал поплавочную удочку.

И удилища бамбуковые и пластиковые не жаловал — были у него березовые удилища, какими исстари пользовались в этих местах. Бывало, поедут в марте с сыном к густо растущему молодому березняку и прореживают его, удилища получаются длинные, прочные. На 2/3 они шкуривались, а на тонком конце кора оставалась.

Высушенные под навесом удилища служили долго, намного дольше, чем лески на них, В гараже у дома-музея хранится пучок таких неиспользованных удилищ. Да ты, наверное, видал?

Корреспондент. Видал, видал, Макарыч! А рядом со снастями рыбацкими — охотничье снаряжение Шолохова: сапоги, куртка, ружье, патронташ.

Старик. Да, любил он и поохотиться, с таким же азартом, как и рыбалил. Но был у него принцип: стрелял только пернатую дичь — уток, гусей, стрепетов, куропаток, да еще зайцев. Трудно поверить, но еще после войны куропаток возле донских станиц было больше, чем кур. Казаки на них не охотились — жалели патроны. А вот гусей на пролете весной было видимо-невидимо. От гусиного гогота человеческую речь иногда невозможно было расслышать. Теперь? Теперь все в прошлом.

Корреспондент. Да, времена… Недавно перечитал «Тихий Дон» и вдруг увидел, что в романе есть еще одно важное «действующее лицо» — сам Дон и все, что на его берегах ды-шит, подает голос, сияет вечными красками жизни.

Ведущий 1. Мотив природы постоянно звучит в романе. Недаром писатель в конце 1926 г. переезжает в станицу Вешенскую и поселяется здесь. В небольшом домике, затерявшемся среди казачьих куреней, на улице, носящей теперь его имя, и были написаны первые книги «Тихого Дона» и «Поднятая целина». Отсюда в поисках материала Шолохов ездил по донским хуторам и станицам, внимательно выслушивал старожилов, изучал казачью старину. Сама жизнь — живые люди, «материал и природа», как говорил писатель, была под рукой.

Ведущий 2. Но далеко не так уж мирно и вольно жилось на Дону — горька жизнь безутешных вдов и сирот, солоны отцовские и материнские слезы… Вслушайтесь в слова старинной казачьей песни.

Звучит песня…

Ой ты, наш батюшка тихий Дон! Ой, что же ты, тихий Дон, мутнехонек течешь? Ах, как мне, тихому Дону, не мутну течи! Со дна меня, тиха Дона, студены ключи бьют, . Посередь меня, тиха Дона, бела рыбица мутит.

Песня эта настораживает и настраивает не на благостное восприятие мирного быта и нравов Тихого Дона, отнюдь не на «экзотические картинки», а на восприятие полных драматизма судеб людей, попавших в мощный водоворот событий.

Ведущий 1. В сюжет «Тихого Дона» органически вошло около 50 народных песен. Они сопутствуют героям романа на войне, на работе, на свадьбах, в минуты радости и горя. Глубокую любовь к народной песне Шолохов пронес через всю жизнь.

Звучит казачья песня.

Ведущий 2. 8 лет отдал писатель своему роману.С громадным интересом весь мир встретил завершение многолетнего труда писателя. 15 марта 1941 г. «Тихий Дон» был удостоен Сталинской премии, самой высшей в то время для писателей награды. А 24 мая 1955 г.

в Колонном зале Дома союзов по случаю 50-летия Михаила Шолохова юбиляру была преподнесена репродукция картины известного живописца В. Васнецова «Богатыри».

С одной лишь разницей: на ней вместо былинных героев Ильи Муромца, Алеши Поповича и Добры-ни Никитича изображены в седлах на могучих конях бородатый Лев Толстой, кудрявый Александр Пушкин, ершистый, с аккуратной щетинкой усов Михаил Шолохов.
Ведущий 1.

И это справедливо! Встать в один ряд со столпами русской и мировой литературы не многим суждено. Сын Дона получил звание академика, степень почетного доктора крупнейших университетов мира, стал дважды Героем Социалистического Труда, лауреатом Государственной, Ленинской, Нобелевской премий. Михаил Шолохов — достойный сын Тихого Дона, подлинный богатырь земли русской.

Ведущий 2. Когда-то давно известный писатель Серафимович сравнил молодого писателя с ореликом. «Молодой орелик, желтоклювый, а крылья размахнул. И всего-то ему без году неделя. Всего 2—3 года чернел он чуть приметной точкой на литературном просторе. Самый прозорливый не угадал бы, как уверенно вдруг развернется он».

Незадолго до смерти Михаила Александровича неподалеку от Вешенской, на высоком степном кургане, со всех сторон овеваемом ветрами, на правом берегу Дона в металле и камне навеки запечатлен этот орлиный образ молодого Шолохова.

На высоком каменном постаменте — молодой орелик, собирающийся взлететь.

Широкий размах крыльев, гордая царственная голова; под крыльями —древняя казачья земля, многострадальная шолоховская степь, на которой сходились конные лавы и умирали герои «Тихого Дона».

Ведущий 2. А теперь викторина. 1. Ответьте, где родился донской писатель М. Шолохов? а) станица Вешенская (жил и работал) б) хутор Гремячий Лог (вымышленный населенный пункт из романа «Поднятая целина»)

в) хутор Кружилин

2. Какое произведение Шолохова носит название реки? («Тихий Дон»)

3. Какие произведения писателя экранизированы? («Тихий Дон», «Поднятая целина», «Судьба человека», «Нахаленок», «Жеребенок», «Пастух»).

4. Как называется автобиографический рассказ М. Шолохова о мальчике?
а) «Нахаленок» б) «Салажонок» в) «Вороненок»

г) «Соколенок»

5. Назовите самый известный комический персонаж из шолоховских произведений. а) дед Глухарь

б) дед Щукарь

в) баба Бабариха

г) дед Пескарь

6. С кем сравнивал молодого Шолохова известный писатель Серафимович?
а) орел б) стрепет в) беркут

г) сазан

7. Сколько лет было М. Шолохову, когда он написал самое известное свое произведение?
а) 23 года б) 33 года в) 40 лет

г) 50 лет

Источник: http://prazdnovik.ru/v-gosti-k-sholoxovu-teatralizovannaya-programma-dlya-shkolnikov-s-viktorinoj-po-proizvedeniyam-pisatelya.html

Литературный турнир для старшеклассников

Литературный турнир для старшеклассников

Литературный турнир для

старшеклассников

«По страницам прочитанных книг».

Цель: выявить знания учащихся по творчеству писателей, полученные на

уроке литературы за курс 10 -11 классов, и самостоятельно прочитан-ному материалу; расширить кругозор учащихся;пробудить интерес к изучению литературы, как предмета и чтению художественных книг.

Оформление: надпись на доске названия мероприятия, выставка книг

( произведения и имена писателей которых использовались в викторине),портреты художников.

Оборудование: цветные карточки, карточки с женскими именами, упоми-

наемыми в 5-ом конкурсе.

Ведущий: Здравствуйте, ребята. Мы с вами собрались литературный турнир,

который называется «По страницам прочитанных книг».Сегодня мы выявим ваши знания по творчеству как русских так и зарубежных писателей, которые вы получили на уроках литературы, а так же по самостоятельно прочитанно-

му материалу. Проверим, как вы знаете произведения писателей литератур- ных героев. Может быть, кто-то узнает что-то новое.Итак, у нас 3 команды – это команда 10 класса, которая называется…и 2 команды из 11 класса, которые называются…Представим жюри…Конкурсы будут оцениваться по двубальной системе. 1конкурс «Разминкаоценивается по 1 баллу.

1 конкурс «Разминка».

Вспомните кто есть кто: человек, удав, лисёнок и т.п. из следующих литературных персонажей. Отвечать нужно поочерёдно, если кто-то не знает ответа, то слово предоставляется той команде, которая знает ответ и раньше поднимет карточку. А сейчас выясним, какая команда начнёт первой. Кто написал «Сказку о рыбаке и рыбке»? (А.С.Пушкин). Отгадавшая команда начинает первой.

(Идём по часовой стрелке).

  1. Мойдодыр. (Умывальник).
  2. Дядя Фёдор. (Мальчик).
  3. Страшила. (Чучело).
  4. Матроскин. (Кот).
  5. Гена. (Крокодил).
  6. Черномор. (Человек).
  7. Балу. (Медведь).
  8. Винни-пух. (Медведь)
  9. Маугли. (Человек).
  10. Чиполлино. (Лук).

11. Му-му. (Собачка).12. Кузя. (Домовёнок).

2 конкурс «Назови правильно». Конкурс связан с имена и фамилиями писателей. Учащиеся сами выбирают № вопросов.

  1. Вспомните писателей – братьев. (Братья Гримм, братья Вайнеры, братья Стругацкие, Братья Жемчужниковы, братья Тонкур).
  2. Назовите трёх писателей, имеющих одинаковую фамилию. (А.К.Толстой,А.Н.Толстой, Л.Н.Толстой.

3. Вспомните писателей, имеющих двойную фамилию. (Мамин-Сибиряк, Салтыков- Щедрин, Новиков-Прибой, Сетон-Томпсон, Сухово-Кобылин).4. Назовите фамилии четырёх известных авторов, имеющих имя Михаил. (Шолохов, Лермонтов, Булгаков, Пришвин, Ломоносов, Зощенко).

3 конкурс « Кто автор этих произведений?». Даются названия произведе-

ний. Учащиеся называют авторов.

  1. « Тарас Бульба. (Н.В. Гоголь).
  2. «Война и мир». (Л.Н.Толстой).
  3. «Олеся». (А.И.Куприн).
  4. «Горе от ума». (А.С.Грибоедов).
  5. «Отцы и дети». (И.С.Тургенев).
  6. «Сотников». (В.Быков).
  7. «Ася». (И.С.Тургенев).
  8. «Господин из Сан-Франциско». (И.А.Бунин»).

9. «Алые паруса». (А.Грин).10. «Сын полка» (В. Катаев).11. Трилогия «Детство», «Отрочество», «Юность». (Л.Н.Толстой). 12. «После бала». (Л.Н.Толстой).13. «Айвенго». (В.Скотт).14. «Гамлет». (В.шекспир).15. «Маленький принц». (А.де Сент-Экзюпери).

4 конкурс « Откуда они?». Определите по героям автора и его произведение.

1. Пьер Безухов. (Л. Н.Толстой «Война и мир»).2. Григорий Печорин. ( М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени»).3. Пётр Гринёв. (А.С.Пушкин «Капитанская дочка»).4. Евгений Базаров. (И.С.Тургенев «Отцы и дети»).5. Татьяна Ларина. (А.С.Пушкин «Евгений Онегин»).6. Марфа Игнатьевна Кабанова. (А.Н.Островский «Гроза»).7. Родион Раскольников. (Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание»).8. Иван Александрович Хлестаков. (Н.В.Гоголь «Ревизор»).9. Александр Адуев. (И.А.Гончаров «Обыкновенная история»).

Ведущий: «С ними трудно, без них невозможно». О ком так говорил Аристотель?

— Правильно, о женщинах. Следующий конкурс называется …

5 конкурс «Прекрасных женщин имена». Конкурс связан с женскими именам Именами писательниц, героинь произведений и именами, встречающимися в самих названиях произведений.

  1. Каким женским именем названа одна из новелл романа М.Ю. Лермон-

Това?

Вера, Бэла, Маргарита, Мария, Зухра.

  1. Кто из названных здесь женщин первая жена графа Пьера Безухова?

Н.Ростова, Соня, Элен, княжна Мария, Жюли.3. Одна из повестей И.С.Тургенева названа женским именем. Каким?

Анна, Ася, Ирина, Лиза, Зинаида.

4. Какое женское имя Пушкин чаще использовал в своих произведениях?

Маша, Татьяна, Ольга, Зоя, Анна.

5.Среди пяти мужских писательских имён есть имя писательницы-женщины. Назовите её.

Г.Флобер, В.Гюго, О.Бальзак, Ж.Санд. М.Твен.

6. Выберите из названных писательниц марийскую писательницу.

Мариетта Шагинян, Ольга Форш, Агния Барто, Зоя Воскрсенская, Зина-

ида Каткова.

Ведущий: Пока жюри подсчитывает очки перед началом следующего конкурса хотелось бы сказать несколько слов. Вы знаете какое событие произошло 171 год назад в истории русской литературы 27 января 1837 года по старому стилю? 27.01. 1837 года на Чёрной речке в пять часов пополудни состоялась дуэль Пушкина и Дантеса. Дантес был легко, а Пушкин смертельно ранен и скончался 29 января в третьем часу пополудни. 06.02. 1837г. — погребение в Святогорском монастыре.При имени Пушкина тотчас осеняет мысль о рус-ском национальном поэте … В нём русская природа,руская душа, русский язык, русский характер… Самая его жизнь совершенно русская. Н.В.Гоголь.

Следующий конкурс – «Золотая рыбка» будет посвящён творчеству великого русского национального поэта – А.С.Пушкина.

6. 1. В журнале «Вестник Европы» было опубликовано первое стихотворение А.С. Пушкина « К другу стихотворцу». Сколько лет было поэту?

(13 лет, 15 лет, 17 лет).

2. Кому из своих друзей – декабристов Пушкин послал стихотворение в Сибирь «Мой первый другМой друг бесценный!»

( И.Пущину, А.Чаадаеву, С.Волконскому).

3.В 1835 году Пушкин писал: «… вновь я посетил Тот уголок земли, где я провёлИзгнанником два года незаметных.»О каком « уголке земли» говорит поэт?

( Михайловское, Болдино, Тригорское).

4. Кто из близких родственников Пушкина Был известным в своё время поэтом и в «Послании Жуковскому» писал: «Кто мыслит правильно,Кто мыслит благородно,Тот изъясняется приятно и Свободно».

(Отец Пушкина Сергей Львович, брат Лев Сергеевич, дядя Василий Львович).

  1. Кто из русских композиторов написал музыку на слова стихотворения Пушкина «Я помню чудное мгновенье…»?

(И. Глинка, П. Чайковский, М. Мусоргский).

  1. Как известно на листах рукописей Пушкина встречаются женские профили.

В каком головном уборе чаще всего поэт изображал своих героинь?

(шляпка, шаль, чепец).

  1. Кто из героев Пушкина делал змея из географической карты?

(Владимир Ленский – «Евгений Онегин», Пётр Гринёв «Капитанская дочка»,Владимир Дубровский – «Дубровский».

  1. В каком произведении Пушкина природа описана следующими строками:

Всё живо там: холмы, леса, Янтарь и яхонт винограда,Долин приятная краса,И струй, и тополей прохлада…

(поэма «Кавказский пленник», поэма «Цыганы», поэма «Бахчисарайский фонтан).

  1. Кто из действующих лиц романа «Евгений Онегин» похож на мадонну Ван Дейка?

(Ольга Ларина, Татьяна Ларина, Прасковья Ларина – мать).

  1. Кто из возлюбленных Пушкина подарила ему на память талисман-перстень с сердоликом?

( Анна Петровна Кёрн, Елизавета Ксаверьевна Воронцова, Анна Алексеевна Оленина).

  1. В своём стихотворении, посвящённом невесте, Пушкин выразил свою заветную мечту, надежду на счастье. Как называется стихотворение, посвящённое юной Наталье Николаевне Гончаровой.

(«Мадонна», «Муза», «Возрождение»).

  1. Многие поэты посвящали Пушкину стихи. Назовите поэтессу, которой принадлежат следующие строки:

Кто знает, что такое слава!Какой ценой купил он право,Возможность или благодать Над всем так мудро и лукавоШутить, таинственно молчатьИ ногу ножкой называть?

(М. Цветаева, А. Ахматова, Б. Ахмадуллина).

Ведущий: На этом наш конкурс заканчивается, жюри попросим подсчитать

баллы.Я очень надеюсь, что наш сегодняшний конкурс вам понравился. Мы с вами выяснили насколько изучили литературу, выявили какие пробелы есть в наших знаниях: что-то уже подзабылось, над чем-то нужно поработать. А кто-то, может быть, узнал для себя что-то новое.Ребята, читайте книги.

Ведь они помогают человеку определить жизнен-

ное призвание, учат мыслить и действовать, вырабатывать лучшие нравственные качества. Через художественную литературу познаётся прошлое, современность, жизнь собственного народа и жизнь народов всего мира.

Пусть книга будет вашим постоянным спутником.

Источник: http://5-bal.ru/literatura/11313/index.html

Внеклассное мероприятие «Приглашают казаки: не стесняйся, заходи!» — Начальная школа. Иное

 Спам1 Светлана   (13.02.2013 21:11)Елена Петровна, разведите, пожалуйста, Цель (1) и задачи материала. Обо всех изменениях в работе просим сообщать здесь, на этой странице.

 Спам2 Ленок3005   (14.02.2013 10:16)Здравствуйте, Светлана Анатольевна. Спасибо за комментарий. Изменения в работу внесены.

 Спам3 Светлана   (14.02.2013 14:33)Елена Петровна, из Архива исчезла Пояснительная записка.

 Спам4 Ленок3005   (14.02.2013 19:20)Отправила еще раз.

 Спам5 Августина   (15.02.2013 21:42)Цель  и задачи материала в пояснительной записке не разделены. Пожалуйста внесите коррективы.

 Спам6 Ленок3005   (16.02.2013 11:45)изменения внесены

 Спам7 Светлана   (16.02.2013 21:15)Работа активирована. Елена Петровна, приглашайте коллег для знакомства с материалом.

 Спам8 Angelik   (13.03.2013 12:34)Елена Петровна, спасибо за предоставленный материал. Такиех тем крупицы — тем они ценны для нас. Давайте по порядку разберём предоставленный материал: 1. По пояснительной записке: вышла путаница: то, что записано в графе «учебный предмет», надо отнести в «краткое описание», а учебного предмета не, это внеклассное занятие; каким образом учебное пособие (окр.мир и лит.чтение) имеют отношение к мероприятию? Это ведь не интегрированный урок, или это нестандартная форма проведения учебного занятия? Тогда это не внеклассное мероприятие; в техническом оснащении нужен прочерк, то, что там перечислено — это оборудование, которое Вы указываете в «шапке» конспекта; в цели/ задачи надо внести предполагаемый результат, который прописан в заключении мероприятия. 2. Я не нашла отражение первой развивающей задачи в ходе мероприятия: где, что   и каким образом развивается? К сожалению, из конспекта не совсем понятно, кто излагает всю информацию? Те ученики, которые начинают? Учитель? Сами ребята? Явно не хватает диалога между ведущими и участниками, идёт информационный поток. Где обращение к портретам писателей?  3. Сильные стороны мероприятия: чередование информационной составляющей с песнями, инсценировками; большая вовлечённость ребят в творческие фрагменты; богатое содержательное оборудование (жаль, к нему нет обращения в ходе занятия); большая содержательная плотность занятия, способствующая расширению кругозора учеников; обобщающая викторина как итог мероприятия — тоже хорошо. Материал требует доработки, хотя сам стержень материала имеет огромный потенциал. С уважением, Анжела Григорьевна.P.S. Елена Петровна, Вы можете ознакомиться с материалами, предоставленными другими авторами, оставить свои комментарии, уверена, тогда у Вашего материала увеличится число отзывов.

 Спам9 Ленок3005   (14.03.2013 09:33)Анжела Григорьевна, спасибо за комментарий. Это внеклассное мероприятие . а точнее его фрагменты можно использовать на уроках окружающего мира. У нас в школе введен региональный компонент, так как мы проживаем в Ростовской области, коренные жители- это казаки. Изучая тему «Край , в котором я живу» можно взять материал о первых поселениях на Дону. о предметах быта. особенностях строений. Что касается уроков литературного чтения, я считаю уместнее было бы указать, что на уроках внеклассного чтения можно использовать материал, как региональный компонент. Ваши замечания для меня ценны, материал доработаю. Еще раз большое спасибо.

 Спам10 Angelik   (14.03.2013 12:14)Елена Петровна, с Вами приятно работать, доработка значительно улучшила предоставленный материал. Спасибо за сотрудничество!P.S.У меня дед тоже был из казаков, с огромным интересом познакомилась с Вашим материалом.

 Спам11 Angelik   (16.03.2013 11:51)Елена Петровна, Ваш материал перенесён в основную Методичку нашего сайта, в раздел «Внеклассная работа».

 Спам12 Ленок3005   (17.03.2013 09:30)Спасибо, большое.

Источник: http://metodsovet.su/load/nach_inoe/vnekl_rab/vneklassnoe_meroprijatie_priglashajut_kazaki_ne_stesnjajsja_zakhodi/173-1-0-4224

Внеклассное мероприятие по литературе для старшеклассников Тема. «Я была тогда с моим народом…»

Пустовалова Г.И., учитель русского языка и литературы

Филиала МБОУ Староюрьевской СОШ в селе Новоюрьево

Внеклассное мероприятие по литературе для старшеклассников

Тема. «Я была тогда с моим народом…» Данное мероприятие может быть проведено в старших классах на юбилейных вечерах, днях памяти поэтессы Анны Ахматовой, а также может быть включено в план проведения Недели русского языка и литературы. Мероприятие помогает по-новому взглянуть на гражданскую лирику Ахматовой. Наряду с раскрытием художественной манеры Ахматовой, учащиеся на данном мероприятии приобретают опыт интерпретации художественных деталей, совершенствуют читательские умения, коммуникативные навыки. Мероприятие сопровождается электронной презентацией, позволяющей ввести учеников в мир поэзии Ахматовой. Данная работа призвана воспитывать чувства гражданственности, национального самосознания, интернациональной толерантности.

Слайды 1, 2.

Цели:

— развить представление о поэзии Ахматовой, выражающей христианские мысли и чувства; — показать, как исполнена поэзией гражданская миссия Ахматовой, как история страны преломляется и отражается в её творчестве; — развивать навыки анализа лирического текста, исследовательские умения и навыки учащихся, навыки выразительного чтения;-способствовать воспитанию чувства гражданственности, национального самосознания учащихся.

Оформление: портреты А.Ахматовой, выставка её книг, тексты стихотворений.

Техническое обеспечение: ноутбук, экран, мультимедийный проектор, презентация.

Предварительная работа.Учащимся даются групповые и индивидуальные задания: 1 группе — выучить наизусть указанные учителем стихотворения А. Ахматовой,2 группе — подготовить сообщения о восприятии поэтессой исторических событий и отражение их в лирике;3 группе — подготовить мультимедийную презентацию.

Ход мероприятия:

  1. Вступительное слово учителя.

Слайд 3.

Ахматова и Россия…. Каждый русский поэт имеет свой образ России. Пушкин был певцом «империи и свободы»; для Блока Россия была последним воплощением Прекрасной Дамы, обещанием, надеждами, что не сбылись в его жизни. Ничего этого нет в поэзии Ахматовой, обращенной к России.

Ахматовское отношение к России воплощено в чувстве какой — то почти утробной от неё неотделимости. Стихи Ахматовой о России лишены «идеологии», у неё совсем нет стихотворений «патриотических». Родина всегда является ей в образе матери, притом почти всегда «страдающей».

Родина – это «пречистое тело земли»; родина – это родное русское слово. И потому связь Ахматовой с Россией – это не вера в её миссию, не вдохновение её славой, это всегда – биение сердца, жизнь вместе. Сегодня мы рассмотрим с вами некоторые стихотворения, в которых ощущается кровная связь поэтессы с Россией.

Начать разговор о гражданской лирике хочу с вопроса: каки­ми историческими событиями было вызвано появление граждан­ских мотивов в лирике Ахматовой?

— Это события Пер­вой мировой войны, революции 1917 года, Великой Отечественной войны.
Слайд 4.
Ведущий 1. Можем ли мы найти нравственную оценку того, что происхо­дило в общественной жизни России, в стихотворениях, написан­ных до 1914 года? Предлагаю обратиться к стихотворению из сборника «Четки», написанному в первый день 1913 года, — «Все мы бражники здесь, блудницы…». Это стихотворение было напечатано под заг­лавием на французском языке «СаЬагеt Artistiguez» («Художе­ственное кабаре»), в черновом автографе стоит: «В «Бродячей собаке», подзаголовок «Посвящается друзьям» зачеркнут. Ар­тистический кабачок «Бродячая собака», расположенный в подвале на Михайловской площади в Петербурге, был местом встре­чи поэтов, художников-модернистов и артистической богемы. Стены кабачка были расписаны художником Судейкиным.Почему настроение лирической героини стихотворения, находящейся в кругу друзей в праздничный новогодний день, столь мрачно?- Ахматова ощущает неестественность, искусственность той жизни, которую ведет узкий богемный круг людей искусства.- Какое средство языковой выразительности помогает это подчеркнуть? Найдите его в тексте.- Подчеркнуть это помогает метафора-олицетворение:

На стенах цветы и птицы

Томятся по облакам.

— Лирическая героиня осознает себя частью этого изолиро­ванного от живой, настоящей жизни мирка, где кипят мелкие страсти:

Я надела узкую юбку,

Чтоб казаться еще стройней.

Но, в отличие от других, героиня стихотворения имеет осо­бую точку отсчета, помогающую ей видеть бессмысленность и греховность такого образа жизни. Эта точка отсчета — память Божия, память о Страшном Суде, о том, что за всякий прожи­тый день нужно будет дать ответ.

Слайд 5.

Ведущий 2.В сборнике «Белая стая» (сентябрь 1917 года) много стихо­творений, являющихся откликами на грозные события Первой мировой войны. Начать разговор о том, как воспринимала это событие Ахма­това, лучше всего с разбора стихотворения «Памяти 19 июля 1914». В этот день (1 августа по нов. ст.) Германия объявила войну России. Стихотворение написано в 1916 году. В нем Ах­матова вспоминает свое тогдашнее восприятие. Какой же была первая реакция Ахматовой на происходящее? К какой оценке этого события она пришла впоследствии?
Ведущий 3. Начало Первой мировой войны Ахматова приняла со смятением и ужасом, предчувствуя, что в этот день открылась еще одна страшная страница мировой истории:
Закрыв лицо, я умоляла Бога

До первой битвы умертвить меня.

События действительно надвигались такие, что казалось: лучшая доля — умереть до их начала. Но лирическая героиня переходит от душевного состояния растерянно­сти и смятения к мужественной готовности стать свидетелем и участником происходящего. Зачем?Чтобы в памяти своей за­печатлеть подлинную историю, свободную от лжи и иллюзий:
Из памяти, как груз отныне лишний,

Исчезли тени песен и страстей.

Ей — опустевшей — приказал Всевышний

Стать страшной книгой грозовых вестей

Ведущий 1. В пору Первой мировой войны, в 1915 году, написана и знаменитая «Молитва» Ахматовой.
Слайд 6.Чтец:

Дай мне горькие годы недуга,

Задыханья, бессонницу, жар,

Отыми и ребенка, и друга,

И таинственный песенный дар.

Так молюсь за Твоей литургией

После стольких томительных дней,

Чтобы туча над темной Россией

Стала облаком в славе лучей.

— О чем просит Анна Андреевна в стихотворении? К кому обращено ее моление?

— Ахматова просит Бога принять в жертву всю ее жизнь, ее дар, чтобы избавить от мук и страданий Родину:

Ведущий 2. Подлинное чувство патриотизма всегда выражается в готов­ности добровольно взять на себя часть страданий, уготованных стране, любовь к народу — в желании разделить с ним его муки и тяготы. На второй день после объявления войны Ахматова создает небольшой цикл из двух стихотворений «Июль 1914». (Чтение стихотворений учениками).
Слайды 7, 8.
Учитель. Как воспринимает начавшиеся события Ахматова? Сравните последние строки двух стихотворений этого цикла. Не противо­речат ли они друг другу?
Стихотворение пронизано восприятием начавшейся войны как страшного события:
Ждите глада, и труса, и мора,

И затменъя небесных светил.

Учитель: Эти слова не принадлежат лирической геро­ине, их произносит некий пророчествовавший одноногий про­хожий. Но ахматовское восприятие происходящего такое же. С началом Пер­вой мировой войны Россия вступила на свой крестный путь, полный горя, страданий, искушений и унижений. Найдите в стихотворении строки, которые говорят об этом.

— Низко, низко небо пустое,

И голос молящего тих:

«Ранят тело Твое Пресвятое,

Мечут жребий о ризах Твоих»

Учитель: Но всякий православный человек понимает и верит, что за страданиями и смертью на Кресте следует воскресение. И хотя Россию ожидают горестные муки, заступничеством Пресвятой Богородицы она спасется:

Только нашей земли не разделит

На потеху себе супостат:

Богородица белый расстелет

Над скорбями великими плат.

Слайды 9, 10.
Ведущий 3.Отношение к событиям Октябрьской революции 1917 года выражено в стихотворении, которое до 1991 года печаталось без первых восьми строчек:
Когда в тоске самоубийства

Народ гостей немецких ждал

И дух суровый византийства

От Русской Церкви отлетал,

Когда приневская столица,

Забыв величие свое,

Как опьяневшая блудница,

Не знала, кто берет ее, —

Мне голос был…

Стихотворение печатали со слов: «Мне голос был…». В стихотворении поэтесса прямо заявляет:

Не с теми я, кто бросил землю

На растерзание врагам.

Их грубой лести я не внемлю,

Им песен я своих не дам.

Для Ахматовой утрата чувства сопричастности страданиям Родины, стремление уйти от них, забота о сохранении лично­го благополучия — настоящее предательство.

Учитель: Какие чувства вызывают у Ахматовой те, кто оставил Ро­дину?

— Жалость. Говоря о предательстве, Ахматова не осуж­дает, а жалеет людей, совершивших его:

Но вечно жалок мне изгнанник,

Как заключенный, как больной.

Темна твоя дорога, странник,

Полынью пахнет хлеб чужой.

Слайд 11.
Ведущий 1. Что совершалось на глазах оставшихся в России, Ахматова выразила в стихотворении 1921 года:
Все расхищено, предано, продано,

Черной смерти мелькало крыло,

Все голодной тоскою изглодано…

Очевидно, что происходящее в стране — процесс разруши­тельный, губительный для физического и духовного бытия народа.

Учитель. Какие чувства, ощущения должны, по-вашему, возникнуть у того, кто является свидетелем этого страшного процесса?

На­верное, мрачное чувство подавленности, тоска, боль.
— Но стихотворение Ахматовой передает совсем иное, просветлен­ное настроение! Какие эпитеты помогают его выразить?
— «Вишневые»,«не­бывалый», «новые», «прозрачные», «чудесное», «никому не известное», «желанное»…
— Почему лес «небывалый», а созвездья «новые»?
Лирическая героиня Ахматовой сохранила свежесть восприятия красоты и великолепия природы, ей дано острое ощущение счастья, того счастья, которого так неутомимо ищет в продол­жение жизни всякая человеческая душа:
И так близко подходит чудесное

К развалившимся грязным домам…

Никому, никому не известное,

Но от века желанное нам.

Ведущий 2. Не случайно Ахматова в этом стихотворении говорит не только от своего лица, а использует местоимение множествен­ного числа — «нам».

Чем можно объяснить столь контрастное несоответствие между происходящими катастрофическими историческими событиями и душевным миром людей, чье просветленное со­стояние описала Ахматова? Ту же радость, просветленность переживали, к удивлению многих, некоторые узники концла­герей, некоторые жители блокадного Ленинграда. Думается, что источник такой радостной просветленности — один и тот же…

Попробуйте ответить на этот вопрос, прослушав следующее стихотворение «Привольем пахнет дикий мед…», написанное в 1933 году (до начала 1990-х годов оно не печаталось в нашей стране).

Слайд 12.

Ведущий 3. В этом тексте содержится точная оценка тех кровавых злодеяний, которые происходили в нашей стране в 20—30-е годы. Зло названо здесь своим именем: «кровью пах­нет только кровь».

Учитель. Кто такой «наместник Рима», что «напрас­но» «мыл руки пред всем народом», и «шотландская королева, ко­торая «напрасно с узких ладоней стирала красные брызги»?
Понтий Пилат и героиня пьесы Шекспира «Макбет». Упоминание этих персонажей помогает автору выразить мысль о том, что происхо­дящее в России относится к числу величайших преступлений мировой истории, ответственность за которые никак не может быть снята с тех, кто их совершил.
Чем это стихотворение похоже на предыдущее?
— Тем, что ужас проис­ходящего не притупляет острого и точного ощущения богат­ства впечатлений от красоты и совершенства Божьего мира:
Привольем пахнет дикий мед,

Пыль — солнечным лучом,

Фиалкою — девичий рот,

А золото ничем.

Водою пахнет резеда

И яблоком — любовь,

Но мы узнали навсегда,

Что кровью пахнет только кровь…

  1. Заключительное слово учителя.

Слайд 13.

Поэзия Ахматовой, да и сама Ахматова в годы, когда так страшно был искажен лик родины, когда для одних она была вся — страх, вся — страданье, а для других – боль разлуки, все больше и больше становилась именно самим образом настоящей России, её голосом, её правдой, её светом.

Источник: http://lit.na5bal.ru/literatura/4896/index.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector