Внеклассное мероприятие «хорошие манеры» для 6 класса

Внеклассное мероприятие «Хорошие манеры» для 6 класса

Цель:

  1. сформировать у школьников этическую культуру, нравственные    
  2. ценности и  нормы, дружелюбие и вежливость, уважение и чуткость по 
  3. отношению к другим людям.

Эпиграфы:

  • «Хорошие манеры состоят из мелких самопожертвований». Р.Эмерсен
  • «Воспитание мужчины и женщины проверяется тем, как они ведут себя во время ссоры». Бернард Шоу

Подготовительная работа:

Распределить тексты между учениками на карточках (для пересказа)

1-й ученик: «Современный этикет наследует обычаи и традиции всех времен и народов. Ведь стремление вести себя по определенным правилам уходит вглубь тысячелетий.

Слово «этикет» французского происхождения.

На одном из пышных приемов у короля Людовика XIV, имевшего громкое прозвище Король-солнце и необычайно любившего пышность, гостям  вручили карточки с перечислением обязательных правил поведения».

2-й ученик: «От французского названия карточек-«этикеток» и произошло слово «этикет».

Этикет состоит из правил, которые охватывают поведение в общественных местах, формы обращения, приветствий, манеры, стиль одежды. Этикет требует от  человека вести себя соответственно ситуации, в согласии с нормами, принятыми в данном обществе. Понятие этикета менялось в разные эпохи, как менялись исторические ситуации, в которых оказывались люди.

3-й ученик:  «Многие, наверное, слышали о русской открытости, немецком педантизме, восточном гостеприимстве, японской  вежливости и английской сдержанности. А ведь это веками отработанные правила этикета, которые стали нормами поведения. Каждая нация, обладая собственной  неповтори мостью, вносила свой вклад в сокровищницу общечеловеческих ценностей.

4-й ученик: «Скандинавы, например, первыми ввели в этикет правило представлять самые почетные места за столом женщинам и наиболее уважаемым гостям. У них для  произнесения тостов имелись определенные правила. За нарушение этикета  назначались штрафы».            

5-й ученик: «Здравствуйте!

Поклонившись мы друг другу сказали,

Хотя  были совсем не знакомы.

Здравствуйте!

Что особого тем мы друг другу сказали?

Просто «здравствуйте», больше ведь мы ничего не сказали.

Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?

Отчего же на капельку  счастья  прибавилось в мире?

Отчего же на капельку  радостней сделалась жизнь?»

6-й ученик: (после слов учителя: «Есть интересная история о происхождении хороших манер») «Однажды мокрый снег застал большую компанию ежей на прогулке. Они с трудом отыскали пещеру. Сбились в кучу – так теплее.

Но те, кто попал в середину, задыхались, а те, кто был с края, мёрзли. Ежи никак не могли отыскать золотую середину – то они кололи друг друга иголками, то мёрзли, то сталкивались, то разбегались по углам. Словом, всё,  как  у людей.

Потом все же договорились: погрелся в середине – иди на край. И снова жди своей очереди».

  • Оформление класса (цитаты мыслителей великих людей написать плакатами)
  • Оформление плаката «Свод правил воспитанного человека»
  • Прищепки или ленточки для штрафов за плохое поведение
  • Подготовка листиков для теста «Насколько вы конфликтный человек»

Ход мероприятия

Вступление.Слово учителя: «Обратите внимание на эпиграфы» (чтение эпиграфов, записанных на доске).

Основная часть. Слово учителя.

  1. «Уважение к минувшему – вот черта, отличающая образованность от дикости»,- так писал поэт А.С.Пушкин. это утверждение относится и к внешней культуре человека.
  2. Дети читают свои тексты: 1-й, 2-й, 3-й, 4-й ученик
  3. Слово учителя: «Мы сегодня тоже за нарушение правил поведения будем штрафовать, а в конце мероприятия посмотрим, кто самый злостный нарушитель. К нарушителям мы будем крепить прищепки ( или ленточки). Предлагаю вести «Свод правил воспитанного человека» (прикреплять правила по очереди).»
  4. Слово учителя.

«Здоров ли ваш скот?» Эту фразу произносят монголы; представители африканского племени зулусов говорят: Я тебя вижу»;    в Китае спрашивают: «Ели вы сегодня?» Всё это означает одно и то же. По-русски это звучит просто «здравствуйте», т.е. желаем нашему знакомому здоровья.

Всегда верхом невоспитанности считалось то, что человек не приветствует другого или уклоняется от приветствия».

  1. Чтение  стихотворения 5-ым учеником «Здравствуйте!»
  2. Слово учителя: «Вы поздоровались – и чуть лучше стала жизнь! А теперь проверим, кто лучше знает правила  этикета.
  3. «Конкурс знатоков этикета»:
  • Кто здоровается первым, если встретились младший и старший? (ответ — младший)
  • Ты идешь с товарищем по улице. Он поздоровался с незнакомым тебе человеком, приостановился. Надо ли поздороваться тебе с незнакомым? (ответ – да)
  • Вы вошли в автобус с задней площадки и увидели, что у передней двери стоят ваши друзья. Надо ли поздороваться с ними, а если надо, то как это сделать? (ответ – да, можно просто кивнуть, но к не кричать через весь автобус)
  • С вами, наверное, такое бывает: встречаете вы человека часто, например, в парке, через который ходите в школу. Но не знакомы с ним. Полагается ли в таких случаях здороваться? (ответ – да )
  • Кто подает первым руку – старший  младшему или младший старшему, мужчина женщине или наоборот? (ответ – первым подает руку старший младшему, женщина – мужчине, начальник – подчиненному)

Слово учителя: «Вот видите, мнения ваши  не совпали. Одним кажется, что лучше поступать так, а другим иначе. Французы говорят: «Первым здоровается тот, кто вежливее». Следуйте этому правилу – и никогда не ошибетесь. Этот пункт и будет первым в нашем своде правил!» (прикрепить это правило на доску)

Слово учителя: «Есть  интересная история о происхождении хороших манер, ее нам расскажет …ученик

Текст читает ученик (6-ой ученик).

Слово учителя: «Поэтому, следующее правило, которое нам надо запомнить – «Уступай друг другу» (прикрепить к доске).

Правила этикета очень разумны. Когда юноша идет с девушкой по узкой дорожке, ему следует пропустить ее вперед, но если дорога незнакома, а идти  страшно, то юноша или девушка  должен идти первым?

Если вы позвонили по телефону кому-то, то вы первым должны поздороваться и сразу назвать себя. Для чего? (ответ – чтобы собеседник не ломал голову, с кем он разговаривает).

Подобных  доказательств можно привести много. Давайте попробуем вместе. Я начну – а вы продолжайте:

  • Тарелку с супом нельзя наклонять ни к себе, ни от себя, т.к…….
  • Навещая заболевшего друга,  не задерживайтесь долго, потому что…..
  • Размахивать изо всех сил руками, рассказывая о чем-нибудь, не стоит, т.к……….

Слово учителя:

«Человек может обойтись без многого – но не без человека! Так, французский  врач  Ален Бомбар доказал, что человек после кораблекрушения  мог бы продержаться в океане не меньше месяца, но обычно умирает не третьи сутки! Почему? Это смерть не от истощения, а от одиночества. Именно поэтому человек хочет иметь  друзей, но он должен научиться дружить!!! А значит, не конфликтовать по мелочам.

Тест «Насколько вы конфликтный человек»:

  1. В классе начался спор на повышенных тонах. Ваша реакция:
  • не принимаю участия;
  • лишь кратко высказываюсь в защиту той точки зрения, которую считаю правильной;
  • активно вмешиваюсь и «вызываю огонь на себя».
  1. Выступаете вы где-нибудь с критикой руководства?
  • нет;
  • только, если имею для этого веские основания;
  • критикую всегда и по любому поводу;
  1. Часто ли вы спорите с друзьями?
  • только в шутку или если они люди необидчивые;
  • лишь по принципиальным вопросам;
  • споры – моя  стихия.
  1. Вы стоите в очереди. Как вы реагируете, если кто-то лезет вперед?
  • возмущаюсь в душе, но молчу: себе дороже;
  • делаю замечание – надо же научить хулигана хорошим манерам;
  • прохожу вперед и  начинаю следить за порядком.
  1. Дома на обед подали несоленый суп.

    Ваша реакция:

  • не буду поднимать бучу из-за пустяка;
  • молча возьму солонку;
  • не удержусь от  едких замечаний и, быть может, откажусь от еды.
  1. В транспорте вам наступили на ногу:
  • с возмущением посмотрю на обидчика;
  • сухо, без эмоций сделаю замечание;
  • выскажусь, не стесняясь в  выражениях.
  1. Кто-то в семье купил вещь, которая вам не нравится:
  • промолчу;
  • ограничусь коротким тактичным замечанием;
  • выскажу все, что я об этом думаю.
  1. Не повезло: на улице в лотерею вы просадили кучу денег.

    Как вы к этому отнесетесь:

  • постараюсь казаться равнодушным, но дам себе слово: никогда больше не участвовать в этом безобразии;
  • не скрою досады, но отнесусь к этому с юмором, пообещав взять реванш;
  • проигрыш испортит мне настроение, подумаю, как отомстить лохотронщику.

БАЛЛЫ:

«а» — 4 очка; «б» — 2 очка; «в» — 0 очков.

  1. 22-32 очка:  Вы тактичны и миролюбивы, уходите от споров и конфликтов, избегаете критических ситуаций на работе и дома. Вас иногда называют приспособленцем. Наберитесь смелости и, если потребуют обстоятельства, высказывайтесь смелее.
  2. 12- 20 очков: Вы  слывете человеком конфликтным, но это преувеличение. Вы конфликтуете, если только нет другого выхода, когда все другие способы исчерпаны. Вы способны твердо отстаивать свое мнение, не думая, как это отразится на отношениях к вам товарищей. При этом вы  «не выходите  за рамки», не унижаетесь до оскорблений. Всё это вызывает к вам уважение.
  3. до 10 очков : Споры и конфликты – ваша стихия,  ведь вы любите критиковать других. Если  же  услышите замечание в свой адрес, можете съесть человека живым. Очень трудно приходится тем, кто рядом с вами, т.к. ваша несдержанность отталкивает людей. Постарайтесь обуздать свой характер!!!

Слово учителя:

«В психологии есть такой пример: человек – это дробь, где числитель означает, как сам человек себя оценивает, а знаменатель – это то, как его оценивают окружающие».

ИГРА: (по желанию) выходят два человека, на листке они пишут три своих положительных  и три своих отрицательных качества.

  1. листок передается  педагогу
  2. затем одноклассники называют три положительных  и три отрицательных качества этого человека.
  3. учитель вслух называет качества, и все сравнивают, что получилось.

«Человек посмотрел на себя со стороны, а теперь вы подумайте, нет ли у вас привычек, которые раздражают окружающих:

  • Не грызете ли вы ногти
  • Не хлюпаете ли вы носом
  • Не разговариваете слишком громко
  • Не размахиваете ли вы  руками так   сильно, что друзьям еле-еле удается увернуться, чтобы не быть задетым
  • Не раскачиваетесь ли вы на стуле
  • Не чистите ли зубы ногтем мизинца
  • Не хлопаете ли вы дверью
  • Не чистите ли вы ботинки о штанину брюк

ИГРА «Зеркало»: один человек встает перед классом, а все остальные повторяют его фразы, привычки, походку, слова-паразиты.

Следовательно, вы посмотрели на себя со стороны. Давайте посмотрим следующее наше правило:

«Следите за собой всегда и везде. Помните:  вы —  среди людей!»

Следующее  правило: «Учись смеяться над собой», т.к. это говорит о наличии у вас чувства юмора  и  еще  служит хорошей защитой!!!

ВЫВОД :

Слово учителя: «Сегодня мы попытались разными способами оценить себя и лучше узнать себя. Следовательно, наше последнее правило звучит так: «Человек не должен своим поведение  доставлять неудобства окружающим людям!»

Список  литературы:

  1. В.А.Герасимова. Классный час играючи. Выпуск 2.- М., 2003.
  2. Практическая психология. Этикет для подростков.- М, 2002.

Автор материала: Марычева Наталья Геннадьевна

Следующая статья Сценарий общешкольного мероприятия, посвященного 75-летию со дня образования Краснодарского края Предыдущая статья Викторина на логическое мышление «Лукоморье» для 1 класса

У вас недостаточно прав для добавления комментариев

Чтобы оставлять комментарии, вам необходимо авторизоваться.Если у вас еще нет учетной записи на нашем сайте, предлагаем зарегистрироваться. Это займет не более 5 минут.

Источник: https://www.prodlenka.org/vneklassnaja-rabota/3185-vneklassnoe-meroprijatie-horoshie-manery-dlja.html

Внеклассное мероприятие Хорошие манеры 6 класс

Внеклассное мероприятие Хорошие манеры 6 класс

Внеклассное мероприятие «Хорошие манеры»

для 6 класса

Подготовила:

 старшая вожатая МБОУ Большемаресьевской ОШ

 Данилова И.В.

Цель:

сформировать у школьников этическую культуру, нравственные  ценности и  нормы, дружелюбие и вежливость, уважение и чуткость по отношению к другим людям.

Эпиграфы:

1. «Хорошие манеры состоят из мелких самопожертвований».

Р.Эмерсен

2. «Воспитание мужчины и женщины проверяется тем, как они ведут себя во время ссоры».

Бернард Шоу

Подготовительная работа:

Распределить тексты между учениками на карточках (для пересказа)

1-й ученик: «Современный этикет наследует обычаи и традиции всех времен и народов. Ведь стремление вести себя по определенным правилам уходит вглубь тысячелетий.

Слово «этикет» французского происхождения.

На одном из пышных приемов у короля Людовика XIV, имевшего громкое прозвище Король-солнце и необычайно любившего пышность, гостям  вручили карточки с перечислением обязательных правил поведения».

2-й ученик: «От французского названия карточек-«этикеток» и произошло слово «этикет».

Этикет состоит из правил, которые охватывают поведение в общественных местах, формы обращения, приветствий, манеры, стиль одежды. Этикет требует от  человека вести себя соответственно ситуации, в согласии с нормами, принятыми в данном обществе. Понятие этикета менялось в разные эпохи, как менялись исторические ситуации, в которых оказывались люди.

3-й ученик:  «Многие, наверное, слышали о русской открытости, немецком педантизме, восточном гостеприимстве, японской  вежливости и английской сдержанности. А ведь это веками отработанные правила этикета, которые стали нормами поведения. Каждая нация, обладая собственной  неповтори мостью, вносила свой вклад в сокровищницу общечеловеческих ценностей.

4-й ученик: «Скандинавы, например, первыми ввели в этикет правило представлять самые почетные места за столом женщинам и наиболее уважаемым гостям. У них для  произнесения тостов имелись определенные правила. За нарушение этикета  назначались штрафы».           

5-й ученик: «Здравствуйте!

Поклонившись мы друг другу сказали,

Хотя  были совсем не знакомы.

Здравствуйте!

Что особого тем мы друг другу сказали?

Просто «здравствуйте», больше ведь мы ничего не сказали.

Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?

Отчего же на капельку  счастья  прибавилось в мире?

Отчего же на капельку  радостней сделалась жизнь?»

6-й ученик: (после слов учителя: «Есть интересная история о происхождении хороших манер») «Однажды мокрый снег застал большую компанию ежей на прогулке. Они с трудом отыскали пещеру. Сбились в кучу – так теплее.

Но те, кто попал в середину, задыхались, а те, кто был с края, мёрзли. Ежи никак не могли отыскать золотую середину – то они кололи друг друга иголками, то мёрзли, то сталкивались, то разбегались по углам. Словом, всё,  как  у людей.

Потом все же договорились: погрелся в середине – иди на край. И снова жди своей очереди».

·       Оформление класса (цитаты мыслителей великих людей написать плакатами)

·       Оформление плаката «Свод правил воспитанного человека»

·       Прищепки или ленточки для штрафов за плохое поведение

·       Подготовка листиков для теста «Насколько вы конфликтный человек»

Ход мероприятия

           I Вступление. Слово учителя: «Обратите внимание на эпиграфы» (чтение эпиграфов, записанных на доске).

           II Основная часть. Слово учителя.

1.     «Уважение к минувшему – вот черта, отличающая образованность от дикости»,- так писал поэт А.С.Пушкин. это утверждение относится и к внешней культуре человека.

2.     Дети читают свои тексты: 1-й, 2-й, 3-й, 4-й ученик

3.     Слово учителя: «Мы сегодня тоже за нарушение правил поведения будем штрафовать, а в конце мероприятия посмотрим, кто самый злостный нарушитель. К нарушителям мы будем крепить прищепки (или ленточки). Предлагаю вести «Свод правил воспитанного человека» (прикреплять правила по очереди).

4.     Слово учителя.

«Здоров ли ваш скот?» Эту фразу произносят монголы; представители африканского племени зулусов говорят: Я тебя вижу»;    в Китае спрашивают: «Ели вы сегодня?» Всё это означает одно и то же. По-русски это звучит просто «здравствуйте», т.е. желаем нашему знакомому здоровья.

Всегда верхом  невоспитанности   считалось то, что человек не  приветствует другого или уклоняется от приветствия».

5.     Чтение  стихотворения 5-ым учеником «Здравствуйте!»

6.     Слово учителя:

«Вы поздоровались – и чуть лучше стала жизнь! А теперь проверим, кто лучше знает правила  этикета.

7.     «Конкурс знатоков этикета»:

·       Кто здоровается первым, если встретились младший и старший?  (ответ — младший)

·       Ты идешь с товарищем по улице. Он поздоровался с незнакомым тебе человеком, приостановился. Надо ли поздороваться тебе с незнакомым? (ответ – да)

·       Вы вошли в автобус с задней площадки и увидели, что у передней двери стоят ваши друзья. Надо ли поздороваться с ними, а если надо, то как это сделать? (ответ – да, можно просто кивнуть, но к не кричать через весь автобус)

·       С вами, наверное, такое бывает: встречаете вы человека часто, например, в парке, через который ходите в школу. Но не знакомы с ним. Полагается ли в таких случаях здороваться? (ответ – да )

·       Кто подает первым руку – старший  младшему или младший старшему, мужчина женщине или наоборот? (ответ – первым подает руку старший младшему, женщина – мужчине, начальник – подчиненному)

                Слово учителя: «Вот видите, мнения ваши  не совпали. Одним кажется, что лучше поступать так, а другим иначе. Французы говорят: «Первым здоровается тот, кто вежливее». Следуйте этому правилу – и никогда не ошибетесь. Этот пункт и будет первым в нашем своде правил!» (прикрепить это правило на доску)

IV 1.Слово учителя: «Есть  интересная история о происхождении хороших манер, ее нам расскажет …ученик

     2. Текст читает ученик (6-ой ученик).

     3. Слово учителя: «Поэтому, следующее правило, которое нам надо запомнить – «Уступай друг другу» (прикрепить к доске).

        Правила этикета очень разумны. Когда юноша идет с девушкой по узкой дорожке, ему следует пропустить ее вперед, но если дорога незнакома, а идти  страшно, то юноша или девушка  должен идти первым?

       Если вы позвонили по телефону кому-то, то вы первым должны поздороваться и сразу назвать себя. Для чего? (ответ – чтобы собеседник не ломал голову, с кем он разговаривает).

Подобных  доказательств можно привести много. Давайте попробуем вместе. Я начну – а вы продолжайте:

·       Тарелку с супом нельзя наклонять ни к себе, ни от себя, т.к…….

·       Навещая заболевшего друга,  не задерживайтесь долго, потому что…..

·       Размахивать изо всех сил руками, рассказывая о чем-нибудь, не стоит, т.к……….

4.  Слово учителя:

«Человек может обойтись без многого – но не без человека! Так, французский  врач  Ален Бомбар доказал, что человек после кораблекрушения  мог бы продержаться в океане не меньше месяца, но обычно умирает не третьи сутки! Почему? Это смерть не от истощения, а от одиночества. Именно поэтому человек хочет иметь  друзей, но он должен научиться дружить!!! А значит, не конфликтовать по мелочам.

V     Тест «Насколько вы конфликтный человек»:

1. В классе начался спор на повышенных тонах. Ваша реакция:

А) не принимаю участия;

Б) лишь кратко высказываюсь в защиту той точки зрения, которую считаю правильной;

В) активно вмешиваюсь и «вызываю огонь на себя».

2. Выступаете вы где-нибудь с критикой руководства?

А) нет;

Б) только, если имею для этого веские основания;

В) критикую всегда и по любому поводу;

3.  Часто ли вы спорите с друзьями?

А) только в шутку или если они люди необидчивые;

Б) лишь по принципиальным вопросам;

В) споры – моя  стихия.

4. Вы стоите в очереди. Как вы реагируете, если кто-то лезет вперед?

А) возмущаюсь в душе, но молчу: себе дороже;

Б) делаю замечание – надо же научить хулигана хорошим манерам;

В) прохожу вперед и  начинаю следить за порядком.

5. Дома  на обед подали несоленый суп. Ваша реакция:

А) не буду поднимать бучу из-за пустяка;

Б) молча возьму солонку;

В) не удержусь от  едких замечаний и, быть может, откажусь от еды.

6. В транспорте вам наступили на ногу:

А) с возмущением посмотрю на обидчика;

Б) сухо, без эмоций сделаю замечание;

В) выскажусь, не стесняясь в  выражениях.

7. Кто-то в семье купил вещь, которая вам не нравится:

А) промолчу;

Б) ограничусь коротким тактичным замечанием;

В) выскажу все, что я об этом думаю.

8.      Не повезло: на улице в лотерею вы просадили кучу денег. Как вы к этому отнесетесь:

А) постараюсь казаться равнодушным, но дам себе слово: никогда больше не участвовать в этом безобразии;

Б) не скрою досады, но отнесусь к этому с юмором, пообещав взять реванш;

В) проигрыш испортит мне настроение, подумаю, как отомстить лохотронщику.

БАЛЛЫ:

«а» — 4 очка; «б» — 2 очка; «в» — 0 очков.

22-32 очка:  Вы тактичны и миролюбивы, уходите от споров и конфликтов, избегаете критических ситуаций на работе и дома. Вас иногда называют приспособленцем. Наберитесь смелости и, если потребуют обстоятельства, высказывайтесь смелее.

12- 20 очков: Вы  слывете человеком конфликтным, но это преувеличение. Вы конфликтуете, если только нет другого выхода, когда все другие способы исчерпаны. Вы способны твердо отстаивать свое мнение, не думая, как это отразится на отношениях к вам товарищей. При этом вы  «не выходите  за рамки», не унижаетесь до оскорблений. Всё это вызывает к вам уважение.

до 10 очков : Споры и конфликты – ваша стихия,  ведь вы любите критиковать других. Если  же  услышите замечание в свой адрес, можете съесть человека живым. Очень трудно приходится тем, кто рядом с вами, т.к. ваша несдержанность отталкивает людей. Постарайтесь обуздать свой характер!!!

VI  Слово учителя:

   «В психологии есть такой пример: человек – это дробь, где числитель означает, как сам человек себя оценивает, а знаменатель – это то, как его оценивают окружающие».

ИГРА:

(по желанию) выходят два человека, на листке они пишут три своих положительных  и три своих отрицательных качества.

— листок передается  педагогу

— затем одноклассники называют три положительных  и три отрицательных качества этого человека.

— учитель вслух называет качества, и все сравнивают, что получилось.

«Человек посмотрел на себя со стороны, а теперь вы подумайте, нет ли у вас привычек, которые раздражают окружающих:

·      Не грызете ли вы ногти

·      Не хлюпаете ли вы носом

·      Не разговариваете слишком громко

·      Не размахиваете ли вы  руками так   сильно, что друзьям еле-еле удается увернуться, чтобы не быть задетым

·      Не раскачиваетесь ли вы на стуле

·      Не чистите ли зубы ногтем мизинца

·      Не хлопаете ли вы дверью

·      Не чистите ли вы ботинки о штанину брюк

ИГРА  «Зеркало»:

— один человек встает перед классом, а все остальные повторяют его фразы, привычки, походку, слова-паразиты.

Следовательно, вы посмотрели на себя со стороны.

Давайте посмотрим следующее наше правило:

«Следите за собой всегда и везде. Помните:  вы —  среди людей!»

Следующее  правило: «Учись смеяться над собой», т.к. это говорит о наличии у вас чувства юмора  и  еще  служит хорошей защитой!!!

VII  ВЫВОД :

Слово учителя: «Сегодня мы попытались разными способами оценить себя и лучше узнать себя. Следовательно, наше последнее правило звучит так: «Человек не должен своим поведение  доставлять неудобства окружающим людям!»

Список  литературы:

1.    В.А.Герасимова. Классный час играючи. Выпуск 2.- М., 2003.

2.    Практическая психология. Этикет для подростков.- М, 2002.

Источник: http://maresevoschool.ucoz.ru/load/vneklassnoe_meroprijatie_khoroshie_manery_6_klass/1-1-0-6

Внеклассное мероприятие «Разговор об этикете» (для 5-6 классов)

Внеклассное мероприятие «Разговор об этикете» (для 5-6 классов)

Ведущий. Здравствуйте, ребята! Сегодня мы встретились с вами, чтобы поговорить об этикете. Вы знаете,что это такое?

1-й Этикет -слово французского происхождения, означающее манеру поведения. К нему относятся правила учтивости и вежливости , принятые в обществе. Различают несколько видов этикета:

  • Придворный этикет -строго регламентируемый порядок и формы обхождения, установленные при дворах монархов.
  • Дипломатический этикет — правила поведения дипломатов и других официальных лиц при контактах друг с другом на различных дипломатических приёмах, визитах, переговорах.
  • Воинский этикет— свод общепринятых в армии правил, норм и манер поведения военнослужащих во всех сферах их деятельности.
  • Общегражданский этикет — совокупность правил, традиций и условностей, соблюдаемых гражданами при общении друг с другом.

Ведущий. Итак,ребята, этикет -это правила общения в обществе. А умеем ли мы общаться?

Правило первое:

Что бы ты ни делал, ты всегда должен помнить, что живёшь на свете не один. Тебя окружают люди, твои близкие, твои товарищи. Ты должен вести себя так, чтобы им было легко и приятно жить рядом с тобой. Именно в этом и состоит подлинное воспитание и подлинная вежливость.

2-й. Сервантес писал: «Ничто не обходится нам так дёшево и не ценится так дорого, как вежливость». Именно эти слова встречают вас при входе в школу. Вежливость — это не только умение проявлять такт, держаться доброжелательно по отношению к собеседнику, но и знание речевого этикета.

3-й. Местоимение «ты» — единственного числа, «вы»- множественного. Казалось бы, употребление этих слов не вызовет труда. Но в нашем народе исторически сложилось иное употребление данных местоимений.

«Вы» вместо «ты» в обращении к одному появилось сравнительно недавно ( в восемнадцатом веке) и закрепилось прежде всего среди образованных дворян. Употребление этих местоимений получало разнообразные оттенки.

4-й. В девятнадцатом веке жёны купцов нередко обращались к мужьям на «вы», слыша ответное «ты». На «вы» обращались к высшему чину и по имени и отчеству. На «ты» обращались либо к низшему чину , либо в семье.

5-й. В наше время обращение на «ты » принято между близкими людьми. На «ты» взрослые обращаются к детям. Между незнакомыми, не очень близкими друг другу взрослыми и в официальной обстановке принято говорить «вы».Иногда встречается «ты» («Эй, мужик, где тут вокзал»), но только у людей недостаточно культурных.

6-й. Общение начинается с приветствия. Приветствие является знаком признания ценности и достоинства человека.

Многообразие форм и многоцветная палитра приветствий в различных этикетах трудно поддаются всестороннему описанию и классификации.

Кивок головой, поклон, рукопожатие, поцелуй, воздушный поцелуй, простое «Добрый день» и «Здравствуй» и т.п. Формы приветствия чрезвычайно разнообразны.

7-й. О племени масаи рассказывают, что перед тем, как приветствовать друг друга, они плюют на руки. Житель Тибета, снимая шляпу, высовывает язык, а левую руку держит за ухом, как бы прислушиваясь. Люди из племени маори прикасаются друг к другу носами.

А в Англии женщина на улице ,как правило, первой приветствует мужчину, так как ей предоставляется право решать, желает ли она подтвердить своё знакомство с данным мужчиной или нет. Европейцы при приветствии приподнимают шляпу и слегка кланяются.

У японцев для приветствия существуют три вида поклонов: низкий, средний и лёгкий (с углом 15 градусов).

8-й.

 Русские, англичане, американцы в качестве приветственного жеста пожимают друг другу руки; китаец в прежние времена, встречая друга, пожимал руку себе самому; лапландцы трутся носами, молодой американец приветствует приятеля, хлопая его по спине; латиноамериканцы обнимаются; французы целуют друг друга в щёку; военные отдают честь; самоанцы обнюхивают друг друга; современные греки приветствуют друг друга словами: «Будь здоровым!», английские и американские школьники — возгласом:»Эй!»; древние греки говорили друг другу в знак приветствия :»Радуйся!»; арабы приветствуют друг другу фразой:»Мир с тобой!», а индейцы навахо — фразой «Всё хорошо!»

Песня

Настанет , друзья, счастливое время,

Настанут чудесные дни:

Ребята приветливы будут со всеми,

Грубить перестанут они.

Не будет детей нехороших,

Придут золотые года,

И в комнату люди в калошах

Не будут входить никогда.

Подует ветер свежий,

Фиалки расцветут,

Исчезнут все невежи,

Навеки пропадут.

Распустятся фиалки,

Зимой придёт весна,

И в школьной раздевалке

Настанет тишина.

Пусть грубость исчезнет навеки.

Пускай по рецептам врачей

Появится в каждой аптеке

Лекарство для грубых детей.

Ведущий . Но иногда, ребята, наше поведение, даже вежливое противоречит этикету.

Правило второе: будучи вежливым, не забывай о такте.

Ситуация 1:

Нарядная, оживлённая женщина входит в автобус; увидев её рядом поднимается мальчик.

-Садитесь, пожалуйста!

-Ну, что ты…Спасибо…Не надо…

-Садитесь, садитесь. Я всегда пожилым людям место уступаю.

В чём не прав мальчик?

Ситуация 2:

Две девочки, проходя мимо мальчика, рассыпали яблоки из пакета. Наклонились, собирают. Мальчик , внимательно наблюдая, говорит: «Вон там поднимите, пожалуйста, за стул закатилось». В чём не прав мальчик?

9-й. Главное, чтобы при соблюдении деталей этикета, мы не забывали об искреннем , радушном и добром отношении к людям. Ведь если все мелочи этикета не подкреплены внутренней воспитанностью и высокой нравственностью, то вряд ли от этикета будет много пользы окружающим нас людям. Иначе получится , как у героя стихотворения:

Обещал отцу Петрусь:

-Я за вежливость возьмусь:

Буду всех благодарить,

Первым «здравствуй» говорить!

Вот мальчишка со стараньем

Выполняет обещанье.

Видит- утром у сторожки

Дремлет сторож на порожке.

На посту он ночь не спал,

Только-только задремал.

А Петрусь как заорёт:

-С добрым утром, дед Федот!

Дед ругнул его спросонок:

-Убирайся, пострелёнок!

Вот Петрусь догнал Яринку

Да как дёрнет за косынку:

-Ты куда, Ярина, стой,

я здороваюсь с тобой!

Та отпрянула в сторонку …

Как невежлива девчонка…

Нёс вожатый горку книг,

А Петро с ограды-прыг.

Чуть не сел ему на плечи:

-Извините, добрый вечер!

-Ты,- вожатый закричал,-

И невежа, и нахал!

Петя очень удивлён:

Разве был невежлив он?!

Песня

10-й. воспитывай в себе привычку постоянно помнить об окружающих:

  • -не проталкивайся в толпе, помогая себе локтями;
  • -закрывай рот рукой, когда кашляешь или чихаешь;
  • — не забывай говорить «волшебные слова»;
  • — помоги пожилому человеку или малышу;
  • — если в компании что-нибудь разыгрывают или делят, старайся подойти последним;
  • -помоги взрослым поддерживать чистоту окружающего нас мира: не сори на улице, в общественных местах;
  • -помни: ты -человек, веди себя по-человечески!

Источник: https://multiurok.ru/files/vnieklassnoie-mieropriiatiie-razghovor-ob-etikieti.html

Внеклассное мероприятие «О ХОРОШИХ МАНЕРАХ»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Школа № 17 г.Феодосии Республики Крым»

О ХОРОШИХ МАНЕРАХ

Коробкина Оксана Андреевна,

учитель первой категории,

г.Феодосия, Республика Крым

Ведущий: О воспитанности человека мы судим по его поведению, по культуре общения, по поведению дома, на улице, в общественных местах. Сегодня мы напомним вам о хороших манерах в наглядных примерах.

Как вы думаете, зачем нужны общие для всех правила поведения? (Ответы детей.) Правильно, общие правила поведения помогают людям одинаково воспринимать, что плохо, что хорошо, что красиво, а что некрасиво.

Дети: Если ты хороший мальчик,

Дружишь с дисциплиной,

Если ты помощник дома — Хороша картина!

Если ты трепач и лгун,

И большой пройдоха,

То сказать тебе могу:

Это очень плохо!

Если с другом разделил Ты свои конфеты — Хорошо ты поступил,

Каждый скажет это.

Ты узнал чужой секрет

И разнес сейчас же.

Это плохо, хуже нет,

Это подло даже!

Если подал ты при всех Девочке пальтишко,

Ты — культурный человек, Мировой мальчишка!

Если ты, как дикий зверь, Сразу лезешь драться,

Не достоин ты, поверь, Человеком зваться!

Если ты пригрел кота, Кормишь птичек в стужу, Это — просто красота, Только так и нужно!

Ты подбил собаке глаз,

Бросил кошку в лужу,

Будь уверен — в сорок раз

Ты собаки хуже.

Уважай людей вокруг,

Старших, младших тоже,

И тогда тебя, мой друг.

Назовут хорошим.

Если ты среди ребят

Одинок, как в море,

Только ты и виноват

В этом горьком горе.

Ведущий: Давайте вспомним главные правила поведения.

Правило первое: Каждый человек должен быть аккуратным и опрятным, соблюдать правила личной гигиены. (Появляется Грязнуля.)

Никогда не мойте руки.

Шею, уши и лицо.

Это глупое занятье

Не приводит ни к чему.

Вновь испачкаются руки,

Шея, уши и лицо.

Так зачем же тратить силы,

Время попусту терять?

Стричься тоже бесполезно,

Никакого смысла нет:

К старости сама собою Облысеет голова.

Нет приятнее занятья,

Чем в носу поковырять.

Всем ужасно интересно:

Что там спрятано внутри?

А кому смотреть противно,

Тот пускай и не глядит.

Мы же в нос к нему не лезем,

Пусть и он не пристает.

Ведущий: Ребята, мы можем согласиться с вредным советом Грязнули?

Почему? (Ответы детей.)

Культурный человек следит за своим здоровьем, соблюдает правила гигиены, ухаживает за кожей, бережет свои зрение и слух. Но еще очень важно соблюдать культуру быта. Для здоровья необходима чистота в квартире, проветривание помещения, влажная уборка.

Ведущий: Ап-чхи! Ап-чхи! Извините, ребята. Скажите, а какой рукой

Нужно прикрывать нос и рот, когда чихаешь или кашляешь, левой или правой? (Разные ответы.) Правильно, платком.

А почему мы должны это делать? (Ответы.)

А когда мама подметает в вашей комнате пол, кресло надо отодвинуть влево или вправо? (Разные ответы.) Правильно, самому подмести пол.

А скажите, сколько у вас пальцев? Гак сколько вам нужно подстричь ногтей? Не забывай стричь ногти и помни, что их у тебя двадцать.

И вот еще правило, которое должно быть для вас главным: «Нет на земле лучшего запаха, чем запах чистоты.

Правило второе говорит: вежливость проявляется в отношениях с людьми. Будь всегда приветлив, при встрече здоровайся, за помощь и заботу благодари, уходя, не забудь попрощаться.

Давайте посмотрим, какие истории бывают в жизни.

(Инсценировка стихотворения В.Вилеко «Про девочку Майю».

Выходят три девочки, они исполняют роль старушек. Через некоторое время появляется Майя).

1-я стар: Ах, какая наша Майя! У нее веселый смех,

2-я стар: У неё коса большая и заколка лучше всех.

1-я стар: Платье новое из ситца,

3-я стар: А на нем горит огнем

Словно солнышка частица, брошь с прозрачным янтарем.

Ведущая: У крыльца сидят старушки, три старинные подружки.

Говорят они, вздыхая:

Старушки: Что за прелесть эта Майя!

(Проходит Майя, не обращая внимания на старушек. Старушки удивленно смотрят ей вслед).

Ведущая: Мимо Майечка проходит, глазки в сторону отводит,

Не промолвит ни словечка трем старушкам у крылечка.

Кто-то вымолвил несмело:

2-я стар: Видно, Майя онемела.

1-я стар: Нет, причина здесь другая.

Это просто наша Майя поздороваться ленится.

3-я стар: Или, может быть, боится?

2-я стар: Поздороваться не смеет, потому что заболеет

И в постель надолго сляжет, если «здравствуйте» вдруг скажет!

Ведущая: Бабушки, грустно вздыхая, укоряли:

Старушки: Ну и Майя!

Ведущая: Да и я не уважаю невоспитанную Майю.

Ведущая: Приветствие располагает людей друг к другу. Вежливость проявляется в соблюдении правил приветствия взрослых и сверстников при встрече. Ребята, скажите, какие приветствия вы знаете? (Ответы).

Ребенок: Придумано кем-то и мудро

При встрече здороваться: «Доброе утро!»

Доброе утро! – и солнцу и птицам,

Доброе утро! – приветливым лицам.

И каждый становится добрым, доверчивым,

Доброе утро длится до вечера.

Ведущий: Следующее правило: никогда не обижай младших и всегда помогай старшим и уважай их.

А сейчас посмотрите сказку «Как ослик учился уважать старших».

Ведущий: Шел по дороге ослик. Шел и плакал. Встретил его козленок. (Дети надевают маски. Идут навстречу друг другу ослик и козленок).

Козленок: Ты почему плачешь? Может тебя обидели?

Ослик: Нет, никто меня не обижал.

Козленок: В чем же дело?

Ослик: Бабушка прогнала меня из дому и сказала, чтобы я не возвращался до тех пор, пока не научусь…уважать…старших… А как я могу научиться, если нигде нет такой школы?

Козленок: Вытри слезы, ослик. Я помогу тебе.

Ослик: Правда поможешь?

Козленок: Правда помогу. Ты должен запомнить несколько правил.

У тебя хорошая память?

Ослик: Не жалуюсь!

Козленок: Вот и чудесно! Значит, запоминай: старшим надо уступать дорогу, пропускать их вперед, вежливо разговаривать с ними, не дерзить, а самое главное – не забывай прислушиваться к их советам…

Ослик: Ой, сколько правил! И как ты смог их все запомнить?

Козленок: Я воспитанный козленок. Вот и все.

Ослик: А я, по-твоему, невоспитанный ослик, да?

Козленок: Ничего такого я, кажется, не говорил. Однако мне пора.

Ведущий: И он быстро распростился с осликом, чтобы не поссориться. Догнал ослик по дороге старенькую лошадь. (Появляется лошадь, нагруженная разными покупками).

Ослик (в зал): Сейчас я проверю, научил меня козлик старших уважать… (Догоняет лошадь). Здравствуйте, лошадь. Не бойтесь, я вам дерзить не буду. И похлопывать по спине, как равную, тоже не буду.

Лошадь (улыбаясь): А еще что?

Ослик: А еще я вас вперед пропускать постараюсь. А еще, если вы мне вдруг что-нибудь посоветуете, то я прислушаюсь.

Лошадь: прекрасно! Но для чего ты мне об этом говоришь?

Ослик: Видите ли, бабушка прогнала меня из дому и сказала, чтобы я не возвращался, пока не научусь уважать старших. Как вы думаете: я уже научился?

Лошадь: Почти научился. И я сама скажу об этом твоей бабушке. Но хочешь, я дам тебе еще один совет?

Ослик: Конечно, хочу!

Лошадь: В следующий раз, когда встретишь пожилую лошадь, нагруженную разными покупками, помоги ей их донести. Ладно?

Ослик: Обязательно! (задумался) А можно я сейчас вам помогу?

Ведущий: Ребята, какому правилу вежливости научила лошадь ослика?

(Ответы детей).

Итак, правило культуры поведения в обществе – уметь жить среди людей. А значит, вежливо вести себя, уважать, щадить, беречь друг друга, заботиться об окружающих тебя людях, помогать им. И помни один совет: относись к людям так, как ты бы хотел, чтобы относились к тебе.

Дети: Наш утренник закончен.

Но, друзья, мораль его запомнить стоит:

Без вежливости человек, поверьте, очень мало стоит!

Будь доброжелательным, добрым и внимательным!

Ведущий: «Я желаю, чтобы с вами людям было веселей,

Чтобы добрыми глазами вы смотрели на людей,

Чтобы были справедливы и в решениях мудры,

К людям будете добры вы – люди будут к вам добры».

(В.Орлов)

Помощница.

У Танюши дел не мало,

У Танюши много дел –

Брату утром помогала,

Он с утра конфеты ел.

Обещала вымыть ложки,

Пролила столярный клей,

Отворила двери кошке,

Помогла мяукать ей.

Вот у Тани сколько дела!

Таня ела, чай пила,

Села, с мамой посидела,

Встала, к бабушке пошла.

Перед сном сказала маме:

— Вы меня разденьте сами,

Я устала, не могу,

Я вам завтра помогу.

А. Барто.

  1. Как ты думаешь, почему Таня устала?

  2. Расскажи о своих бабушках и дедушках. Дружен ли ты с ними?

Живут они с тобой или отдельно?

Что вы делаете вместе?

Сколько им лет?

Кем они работают или уже на пенсии?

Расскажи, как выглядит бабушка или дедушка. Если сумеешь, нарисуй их портреты.

Объясни, как ты понимаешь смысл пословиц:

Долог день до вечера, коли делать нечего.

Поживи для людей, поживут и люди для тебя.

Друг за друга держаться, ничего не бояться.

Семейные нелады доведут до беды.

Семья крепка ладом.

Материнская ласка конца не знает.

Материнская забота в огне не горит и в воде не тонет.

Источник: https://kopilkaurokov.ru/nachalniyeKlassi/meropriyatia/vnieklassnoie_mieropriiatiie_o_khoroshikh_manierakh

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector