Внеклассное мероприятие по экологии в 5 классе. игра-путешествие


Для участия в игре приглашаются команды 5-6 классов.

Каждая команда готовит визитку — название и девиз.

Для проведения игры необходимо: слайды с грибами, раздаточные материалы для работы команд на остановках, лист оценивания для жюри, наградные материалы.

Ход: Ведущий: Здравствуйте, ребята! Мы начинаем нашу игру. Предлагаю познакомиться с участниками (представление команд).

А теперь отправляемся в путешествие по старому лесу (на слайдах меняются лесные ландшафты).

Остановка 1 – «Лесная опушка»
Ведущий: Вот и первый привал – лесная опушка. А знаете ли вы, что называют опушкой леса? (ответы детей) Далее на слайд выводится определение:
Опу́шка леса — край леса шириной до 100 м, переходная полоса между лесом и смежным типом растительности (лугом, болотом и др.).

Ведущий: На опушке леса часто встречаются разные грибы. Вы участвуете в сборе грибов? Итак, проверим, какая команда может носить звание «Знатоки грибов» (демонстрируется 4-6 фотографий грибов, которые встречаются в данной местности). Каждый правильный ответ приносит команде 1 балл.

Ведущий: Отправляемся дальше в лес.

Остановка 2 – «Лесная чаща»
Ведущий: Забрели мы с вами в лесную чащу. Объясните, что называют чащей леса (ответы детей).
Лесна́я ча́ща — густой, частый, труднопроходимый лес, заросль.

Ведущий: В чаще леса обитают разные животные. Каких лесных животных вы знаете? Часто людей сравнивают с животными. Ваша задача дописать высказывания: Голоден, как__________________ Хитёр, как___________________ Колючий, как_________________ Трусливый, как_______________ Неуклюжий, как______________ Каждый правильный ответ приносит команде 1 балл.

Ведущий: Наш путь продолжается.

Остановка «Лесное озеро»
Ведущий: А вот и озеро богатое рыбой. Догадайтесь, какая рыба водится в этом озере:
ТАПВОЛ ЩАУК ДУКСА АРЬСАК Каждый правильный ответ приносит команде 1 балл.
Ведущий: Идем дальше?

Остановка «Лесная поляна»
Поляна — участок не покрытой лесом земли, расположенный среди леса, заросший травянистой растительностью.
Ведущий: На лесной полянке огромное разнообразие трав. Догадайтесь, названия каких трав зашифрованы в ребусах?

Каждый правильный ответ приносит команде 1 балл.
Ведущий: Молодцы какие! Что ж, наше путешествие продолжается.

Остановка «В гостях у Лесовичка»
Ведущий: А вот и домик хозяина леса. Только дома его нет. Ой, он оставил нам письмо.

Письмо Лесовичка
Дорогие ребята! Живу я в густом лесу, сторожу свои лесные богатства. Да вот беда, люди деревья в лесу вырубают, производят из древесины бревна и мебель, фанеру и бумагу, спички и лекарства и много чего еще полезного. Понимаю я , что деревья людям очень нужны, так ведь так и вовсе без леса остаться можно!

Ведущий: Помогите, ребята, расскажите, как лесу помочь!
(Уч-ся высказываются по желанию, за это начисляются баллы)

Ведущий: А как называются отходы производства, переработки и потребления всех видов бумаги и картона, пригодных для дальнейшего использования в качестве волокнистого сырья?

Подсчитано, что переработка одной тонны макулатуры приносит огромную пользу: сохраняет 10 деревьев; экономит 20 тыс. литров чистой воды и несколько тысяч кВт электричества;

предотвращает выброс в атмосферу 1700 килограммов углекислого газа.

Главную роль макулатура играет в изготовлении новой бумаги. Из-за дороговизны натуральной древесины и целлюлозы производители стремятся больше использовать вторсырьё. Вот почему новая бумага в наши дни делается на основе старой (вся выпускаемая сегодня бумага на 40 % сделана именно из макулатуры).

Творческое задание: изготовить из старых газет подарки, которые мы оставим Лесовичку (костюм, игрушку…)

Источник: http://portal2011.com/5-6-klass-ekologicheskaya-razvlekatelnaya-igra/

Внеклассное мероприятие по окружающему миру и экологии Игра «Путешествие в царство живой природы» — презентация

1 Внеклассное мероприятие по окружающему миру и экологии Игра «Путешествие в царство живой природы»

2 Цель игры: Привлечь внимание ребят к проблемам охраны окружающей среды; Воспитывать любовь, гуманное отношение к природе; Предоставить возможность реализовать свой творческий и интеллектуальный потенциал.

3 1. Игра проводится в форме соревнования команд. 2. Время минут. 3. Возраст участников – 2 классы. 4. Игра проводится в семь туров. 5. В конце игры выявляется команда – победительница, набравшая наибольшее количество баллов. 6. Отдельно отмечаются активные и эрудированные дети. 7. Команды создают в конце игры эмблему защитника природы. 1. Игра проводится в форме соревнования команд. 2. Время минут. 3. Возраст участников – 2 классы. 4. Игра проводится в семь туров. 5. В конце игры выявляется команда – победительница, набравшая наибольшее количество баллов. 6. Отдельно отмечаются активные и эрудированные дети. 7. Команды создают в конце игры эмблему защитника природы. Методика проведения игры:

4 Дидактический материал: карточки с заданиями; победные осенние листья; детские рисунки.

5 Правила игры: 1-й тур — «В мире животных». Играют три команды. Игроки получают карточки с вопросами. 2-й тур — «Цветик — семицветик». Капитаны команд получают по конверту с буквами, из которых нужно собрать названия трех цветов, занесенных в Красную книгу. 3-й тур — «Осторожно! Заповедник!». Командам предлагают отгадать загадки с изображениями редких и исчезающих видов представителей животного и растительного мира. 4-й тур — «Переполох в зоопарке». Командам выдаются таблицы с перепутанными названиями животных. 5-й тур — «Правда ли это?». Ведущий зачитывает вопросы. Команды на перегонки отвечают на них. 6-й тур — «Мы любим природу». Капитаны команд вытягивают карточки с номерами вопросов. Команда называет номер вопроса. 7-й тур — « Создание эмблемы защитника природы».

6 Мы знаем, как разнообразен мир живой природы. Попробуйте по описанию определить, о ком идет речь: 1.Они откладывают яйца и покрыты перьями. Большинство из них умеют летать. Птицы 2. Они живут в воде и покрыты чешуей. дышать могут только под водой. Рыбы 3. Они обладают крыльями и тремя парами ног. Насекомые 4.Они кормят своих детей молоком. Обычно покрыты шерстью. Млекопитающие

7 1-Й ТУР « В мире животных». 1. Назовите самое высокое животное. Жираф. Его рост достигает 6 метров 2. Назовите самое сильное животное. Муравей. Он переносит тяжести, в 10 раз превышающие его собственный вес 3. Какая птица самая дисциплинированная? Гусь. Он никогда не попадет под колеса машины 4. Назовите самую большую птицу. Страус. Его рост – 3 метра

8 5. Назовите самую длинную змею. Питон. Его длина – 10 метров 6. Назовите самую крупную рыбу. Китовая акула. Ее длина – 12,5 метра, вес 21 тонна 7. Назовите самое большое животное. На суше – африканский слон. Его рост – 4 метра, вес – 6 тонн 8. Какие птицы не умеют летать? Пингвин, страус 9. Назовите рыб, название которых связано с орудием труда или оружием. Рыба-пила, рыба-молот, рыба-меч 1-Й ТУР « В мире животных».

9 2-Й ТУР « Цветик – семицветик» Предлагаются названия трех цветков, занесенных в Красную книгу. Расположить цветы. Подснежник Ландыш Кувшинка

10 3-Й ТУР « Осторожно! Заповедник!» 1. Рысь. 2. Выдра. 3. Лось. 4. Бобр. 5. Аист. 6. Журавль. 7. Филин. 8. Дятел зелёный. 9. Подснежник. 10. Ландыш.

11 4-Й ТУР « Переполох в зоопарке» МедведьГолосистый СоловейМохнатый ПопугайЗубастый ЛисаПолосатая ЗаяцРыжая КрокодилГоворящий ЗебраОгромный БегемотТрусливый

12 5-Й ТУР « Правда ли это?» 1. Становится ли осьминог белым от страха? Да. Осьминог резко меняет свой цвет, когда он рассержен или испуган. 2. Может ли видеть крот? Да, но очень плохо. 3. Правда ли, что соловей поет только ночью? Нет. Пение соловья можно услышать и днем, и ночью. Но днем его не очень слышно из-за пения других птиц. 4. Есть ли у птиц уши? Да, у птиц есть уши.

13 5-Й ТУР « Правда ли это?» 5. Прячет ли страус голову в песок? Нет. Когда птица чувствует опасность, она ложится на землю, вытягивает шею и внимательно наблюдает. Но как только опасность приближается, она вскакивает и убегает. 6. Стрижи спят на лету? Да. На закате стрижи взлетают на большую высоту и спят на лету, а на рассвете спускаются поближе к земле. 7. Божьи коровки кусаются, когда рассержены? Нет. Когда божьим коровкам досаждают, они выделяют жидкость, раздражающую кожу. 8. Бабочки живут один день? Нет. Бабочки живут по многу месяцев, перезимовывая или улетая в далекие края.

14 Заповедники Чувашской Республики На территории республики расположены государственный заповедник «Присурский», национальный парк «Чаваш Вармане», природный парк «Заволжье», Чебоксарский филиал Ботанического сада России. Заповедник «Присурский» Заповедник состоит из 3-х участков, расположенных в Алатырском, Яльчикском и Батыревском районах республики Чувашия, на Приволжской возвышенности, на ее западном (бассейн р. Сура) и Восточном (бассейн р. Волга) склонах. Заповедник изначально создавался для охраны южнотаежных долинных лесов и водно- болотных угодий с присущей им флорой и фауной, в особенности для охраны выхухоли, сезонных скоплений водоплавающих птиц. Новые участки предназначены для охраны фрагментов степной растительности с поселениями сурков.

15 6-Й ТУР « Мы любим природу» 1. Почему становятся редкими и исчезают многие животные и растения? Из-за неправильного отношения человека к окружающей среде: Браконьерство, осушение рек, болот, загрязнение водоемов, вырубка лесов. Нарушается среда обитания животных и растений. 2. Что такое Красная книга? Красная книга – это книга, куда вписывают редкие и исчезающие виды животных и растений, нуждающихся в защите и особом внимании. Красная книга – сигнал тревоги! 3. Что такое заповедник? Заповедник – территория, в которой охраняются все растения и животные. 4. Отчего происходит загрязнение почвы, воздуха, воды? В результате выбросов отравляющих газов, отходов, сточных вод работающих заводов и фабрик в окружающую среду, происходит её загрязнение. 5. Как защитить окружающую среду от загрязнения? На заводах и фабриках ставить очистительные сооружения, фильтры.

Читайте также:  Социальная адаптация детей. детская дружба

16 6-Й ТУР « Мы любим природу» 6. Как вы можете помочь в деле охраны природы? Взрослые создают заповедники, заказники, национальные парки, памятники природы. А что могут такие малыши, как вы? Очень много. Например, находясь на отдыхе в лесу, не оставляйте после себя мусор, тушите костер, не приносите из леса животных – дома они у вас погибнут, не рвите цветы, не шумите – учитесь слушать лес. 7. Что такое заказник? В заказниках охраняются растения и животные, находящиеся на грани исчезновения. 8. Назовите трех представителей редких исчезающих животных. Например, слоновая черепаха, сумчатый волк, панда. 9. Кто занесен на Черную страницу Красной книги? Исчезнувшие виды, например, бескрылая гагарка, странствующий голубь, горный перепел, тарпан.

17 Спасибо за внимание

18

19

20

21

22

23

24

Источник: http://www.myshared.ru/slide/569529/

Предлагаем вашему внимание внеклассное мероприятие, проведенное в 5 – 6 классе по теме: «Что такое экология?»

Организаторы и ведущие : Баров Юрий 5 класс,Швецова Ирина, Соколов Михаил – 6 класс;Богомолова Л. К., классный руководитель 6 класса

Цели:

  • формирование основ экологической грамотности и чувства персональной ответственности у каждого школьника за судьбу как своей малой родины, локального места обитания, так и судьбу России и планеты Земля в целом;
  • расширения кругозора учащихся.

ХОД ПРАЗДНИКА

Лидия Кронидовна:

Здравствуйте ребята!Сегодня у нас с вами урок биологии, но не совсем обычный, а с экологическим уклоном.Наша с вами встреча посвящена особому дню в календаре – 22 апреля.22 апреля планета людей отмечает День Земли.

Нет, это не очередной праздник, “красная дата”, которую обычно сопровождают торжественными речами, беззаботным весельем и радостью! Этот день – напоминание. В третьем тысячелетии новой эры проблемы охраны природы становятся всё актуальнее.

День Земли впервые стали отмечать американцы в 1970 году, после того, как в 1969 году произошла страшная экологическая катастрофа возле американского города Санта-Барбара.

Тогда миллионы тонн нефти, вылившейся из скважин, погубили множество пеликанов, журавлей, уток, морских львов, других животных, погибли гектары растительности, была отравлена вода. Ныне он вошел во все календари мира. Близится 22 апреля. Ластится солнце к Земле, как и тысячи лет назад, оживляя её.

Но какая всё же густая тень лежит на ней сейчас. Забыли, забыли мы о том, что каждый из нас – каждый человек и всё человечество – кормится от Земли. Плохо ей – и нам не хорошо.Можно много ещё рассуждать, а не пора ли перейти к конкретным делам. И если хорошо подумать, это не так и сложно – конкретный вклад в заботу о Земле!

Ответы ребят:

  • Убирать мусор и грязь со школьного двора и прилегающих территорий.
  • Посадить деревья.
  • Благоустроить двор, то есть навести порядок в городе после долгой уральской зимы.

Лидия Кронидовна:Экологическое движение – главное дело всех жителей планеты, оно не знает границ, оно объединяет людей, независимо от политических убеждений, религий, возраста и пола.Приступим к нашему уроку. И начинаем его с объяснения нового материала.Вашему вниманию представляем небольшую инсценировку в двух действиях.

Действие I

Благоустроенная квартира жилого дома.

Действующие лица:

  • Мама — Швецова Ирина
  • Папа – Соколов Михаил
  • Ребёнок 1 – Баров Никита
  • Ребёнок 2 – Лебедев Сергей

Мама:Ох, какая сегодня плохая экология, от неё у меня разболелась голова.

Папа: Да уж, — экология у нас совсем никудышная, вон и в газетах всё время пишут, и по телевизору показывают. Надо её исправлять.

Ребёнок: Кто же такая, это экология, от которой у мамы болит голова, и что она такого сделала?

Ребёнок 2:Плохо себя вела или не убирала за собой? Громко кричала или капризничала?

Ребёнок 1: И если она такая плохая, зачем о ней пишут в газетах?

Ребёнок 2: Может, она похожа на домоправительницу Фрекен Бок, которую тоже показывали по телевизору и которую “низводил” Карлсон?

Ребёнок 1: И как её собирается исправлять папа – кнутом или пряником? Может быть, ей в наказание не дадут конфет или поставят в угол?

Ребёнок 2:Давай, спросим у мамы с папой, что такое экология. Может, быть они скажут.

Ребёнок 1:Мам!

Ребёнок 2:Пап!

Ребёнок 1, 2:Что такое экология?

Мама: Это когда вокруг всё плохо, не чем дышать, воду нельзя пить, а продукты – есть.

Ребёнок 1:Но тогда за что же наказывать эту таинственную экологию, в чём она виновата?

Мама:Экология ни в чём не виновата. Во всём, что случилось с природой, виноват человек.

Папа:Для того, чтобы понять, почему это произошло, давайте сначала выясним, что же такое “экология”.

Мама:И я думаю, что в этом нам смогут помочь ребята из клуба “Юный эколог” Селезеневской основной школы. Идём скорей.

Действие II

Отряд экологов:

  • Капитан – Синицын Андрей
  • Эколог I – Лебедев Александр
  • Эколог II – Лебедев Павел
  • Эколог III – Жумабаев Алексей
  • Эколог IV – Кошелохов Дмитрий
  • Эколог V – Синицын Андрей
  • Семья Кротиковых

Капитан:Раз, два

Экологи:Три,четыре

Капитан: Три, четыре

Экологи:Раз, два

Капитан:Кто шагает дружно в ряд?

Экологи: Наш экологов отряд.

Капитан:Наш девиз

Экологи: “Словом и делом в защиту природы”.

Эколог 1: Мы слышали, вам нужна помощь?

Эколог 2:Мы всегда рады помочь.

Эколог 3: Вы хотели узнать, что такое экология? Так вот. Что же такое экология? Слово это нерусское, это такая наука, такая же, как физика или математика. И уже, поэтому она не может быть плохой или хорошей. Наука либо есть, либо её нет.

Эколог 4:Любая наука что-то изучает, помогает нам познавать то, что нас окружает. Что же изучает экология? Об этом говорит первая часть слова “эко” (или “ойкос”), что означает дом. Получается, что экология – наука о доме.

Мама:Домоводство какое-то?! Как печь пирожки, варить компоты, убирать в квартире и тушить зайцев в собственном соку.

Эколог 5:Вы правы. В чём – то она и впрямь похожа на домоводство, а в чём-то совершенно не похожа.

Эколог 1:В книгах по домоводству написано, что в доме нужно как можно чаще убирать (даже если нам совершенно не хочется этого делать), разводить цветы, не сорить, желательно не ломать мебель, не сливать жирную воду в раковину, не топтать ценный ковёр, выносить мусор каждый день.

Ребёнок 1:Но если природа – тоже наш дом, то получается, что и здесь уместны некоторые правила домоводства.

Эколог 2:Да, например, нужно убирать за собой после отдыха в лесу, не сорить, беречь цветы, не ломать деревья, не смывать грязную воду в реки, не топтать траву.

Эколог 3: А вот по части рецептов экология совсем не похожа на домоводство.

Мама:Да-да. В книгах по этой домашней науке о зайцах и куропатках, можно прочитать только одно – как их тушить и под каким соусом лучше всего подавать этих бедняг к столу.

Эколог 4: Да, таких ужасов в книжках по экологии вы не найдёте, зато сможете узнать, почему заяц зимой белый, а летом серый (для приготовления блюд это абсолютно не важно), для чего у него зубы, уши, почему он косой, чем питается, где живёт и кто может его скушать (увы, волки готовы съесть зайцев и без всякого соуса, таков закон природы).

Эколог 5:В любом доме можно жить лишь тогда, когда он правильно построен, когда крыша не протекает, а стены не пытаются упасть на жильцов. Если развалились стены, упадёт крыша, от дома ничего не останется. А природа, тоже дом, но особый, наш настоящий.

Эколог 1: Необъятный, общий для всех людей дом. Дом, без которого нам не прожить?

Эколог 2:Внутри этого дома всё очень тесно связано: животные с растениями, растения с растениями, животные – с другими животными, а всё вместе – с ласковым солнцем, землёй, водой. Нарушим эти связи – словно стены осядут в нашем доме, какое-то время он ещё постоит, но потом начнёт разрушаться.

Эколог 3:А чтобы этого не случилось, надо знать правила поведения в природе: что человеку позволено делать, а чего делать ни в коем случае не следует. А помогает всё это узнать нам наука экология.

ФИНАЛЬНАЯ ПЕСНЯ (исполняет отряд экологов)

на мотив песни “Про любовь” группа “Фабрика”

1 куплет:

Посмотрите на леса,Посмотрите-ка вокруг, Как берёзы шелестят,Как рыдает старый дуб,А у елей нет листвыИ ободрана кора.Все иголки сожжены,По стволу течёт слеза.

Припев:

Ах, зачем, человек!Ты не бережёшь леса и парки!Ты не понимаешь одного,Что в конце – грязный смогИ заводов дым тебя отравитТолько поздно будет вот и всё.

2 куплет:

Мы экологов отряд.Мы в родном селе живём.И без лишних пышных фразЭкологию спасём.Мы посадим новый парк,И расчистим старый сквер.Мы стоянки уберём,И отходы соберём.

Припев.

Просмотр видеофильма «Зеленая планета».

Учитель:Объяснениенового материала прошло. К вам вопрос: “Что такое экология”.

Учащиеся:Экология – наука о доме.

Учитель:А наш дом – Земля, в котором мы живём, и не только мы одни.

Читайте также:  Требования госстандарта к литературному чтению и русскому языку в начальной школе

А теперь проверка ваших знаний. От каждого класса по 4 человека приглашаются на нашу импровизированную сцену.

Вопросы первой команде.

  1. Документ, содержащий краткие сведения о распространении и мерах охраны редких видов растений и животных всего мира (Красная книга)
  2. Наука о правильном природопользовании и охране живых организмов (Экология)
  3. Какую траву и слепой знает? (Крапива)
  4. Коллекция специально собранных и засушенных растений (Гербарий)
  5. Название дикого лука (Черемша)
  6. Лекарственное растение, получившее своё название за форму треугольных стручочков, сходных с заплечной сумой (Пастушья сумка)
  7. Лекарственное растение, которым не следует объедаться (Белена)

Вопросы второй команде.

  1. Как называется международная организация по защите окружающей среды? (Гринпис)
  2. Какое растение содержит наибольшее количество йода? (Водоросли)
  3. Ценное лекарственное растение, говорящее о том, как много у него листьев (Тысячелистник)
  4. Цветок, название которого говорит о том, что у него хорошая память (Незабудка)
  5. Лекарственное растение, пропагандирующее водные процедуры (Купальница)
  6. Целебный цветок, носящий уменьшительно-ласкательный вариант мужского имени (Василёк)
  7. Какой цветок считается атрибутом Морфея – бога сна и сновидений? (Мак)

Если команда не даёт правильного ответа, то ответить могут болельщики класса. Если и у болельщиков нет правильного ответа, то вопрос передаётся учащимся других классов. Ответы на все вопросы оцениваются в 1 балл.

Задание №2

Отгадай загадку.Никто не пугает,

А вся дрожит. (Осина)

Белый передник

Зелёная коса. (Берёза)

Весной зеленела,Летом загорела,Осенью надела

Красные кораллы. (Рябина)

Что цветёт без цвета? (Сосна)

В шубе летом

А зимой раздетый. (Лес)

Задание №3

Узнай растение по описанию.

  1. Этот цветок встречается почти повсюду. Он стойко переносит капризы погоды, загрязнения почвы и воздуха. Издавна растение применяется в народной медицине. Используют его и парфюмеры – при изготовлении кремов, бальзамов, мыла, шампуней и красок для волос. Его теперешнее название ввёл в обиход русский учёный А.Болотов в конце XVIII. (Ромашка)
  2. В старину сапоги для русских солдат делали особым способом: в подметку между двумя слоями кожи вставляли прослойку из коры этого дерева. Она не пропускала внутрь сапога влагу. И в сырую погоду воины редко простужались и редко болели. В наше время угольные таблетки, изготовленный из этого дерева, применяются при отравлениях, так как очищают весь организм. А дёготь, полученный из этого растения, входит в состав мази Вишневского и лечит самые страшные ожоги. (Берёза)

У этого скромного цветка семейства лилейных гордое имя “конваллярия майяоис”. Оно составлено из греческих слов и означает “Лилия долин, цветущая в мае”. Любимый цветок многих народов. Особенно его почитают французы, которые в первое майское воскресенье отмечают праздник в его честь. Одна из легенд рассказывает, что Цветок влюбился в Весну, а когда она ушла, он так горько плакал, что кровь выступила у него из сердца и окрасила слёзы. Это – красные плоды, которые появляются на стебле после цветения. Это лесной цветок, но сейчас его сажают в парках, на дачных участках и во дворе, возле дома. Кроме того, он известен с древности как ценное лекарственное растение, настойку из цветков которого используют для лечения сердечно-сосудистых заболеваний и почек. (Ландыш)

Задание №4.

Вспомните и назовите как можно больше женских и мужских “цветочных” имён. Та команда, которая называет последнеё имя – побеждает в этом конкурсе.

Роза, Лилия, Василёк (Василий), Ромашка (Роман), Азалия, Астра, Вероника, Георгина, Гиацинт, Глория, Гортензия, Иван-да-марья, Лиана, Мальвина, Мальва, Маргарита, Нарцисс, Анюта (Анютины глазки) и др.

Задание №5.

Составить слово из набора букв

А О Е Н К Н Д В П З И(Заповедник)

Эколог I:

Заповедник — это словоВсем и каждому знакомо.

Эколог II:

В нем животных охраняют,Кормят и оберегают.Запрещают здесь охоту

Эколог I:

Проявляют здесь заботуО растениях лесных,Луговых и полевых,Водоёмов и болот.

Эколог II:

Вся природа здесь живетПод охраной человека Много лет от века к веку.Последний этап нашего урока – закрепление нового материала и всего один вопрос к вам: “А вы хотите жить в чистом городе?”.Просмотр видеофильма с одноимённым названием.

Учитель: Каким будет ваш ответ?

Учащиеся: Да!

Учитель: А что нужно для этого сделать?

Учащиеся:

— Выйти на экологические субботники.

Не сорить.

Соблюдать чистоту.

Чисто не там, где метут, а там, где не сорят.

Учитель: На этой оптимистической ноте я хотела бы закончить наше мероприятие. До свидание, ребята, до новых встреч!

В поготовке этого интересного мероприятия нам очень помогла следующая литература:

  1. В гармонии с природой /Ред. – сост.Л.И.Жук – Мн.: Изд. ООО “Красико-Принт”,2002
  2. Рыжова Н.А. “Не просто сказки…” Экологические рассказы, сказки и праздники – М.: Линка – Пресс, 2002
  3. Экологические спектакли /Ред. – сост.Л.И.Жук – Мн.: Изд. ООО “Красико-Принт”,2002

Источник: http://100-bal.ru/astromoiya/6515/index.html

Внеклассное мероприятие по экологии для учащихся 5-х классов, обучающихся по умк «Природоведение»

Внеклассное мероприятие по экологии для учащихся 5-х классов, обучающихся по УМК «Природоведение».

(авт. Т.С. Сухова, В.И. Строганов, М., Издательский центр «Вентана –Граф», ОАО «Московские учебники», 2009.)

Базылева Л.Н., учитель биологии

ГОУ СОШ № 853 г. Москвы, Зеленоград.

« ХИМИЧЕСКАЯ ОДИССЕЯ ВОДЫ»

Цели:

1. Развитие познавательного интереса к предмету. 2. Расширить и обобщить сведения о воде. 3. Воспитывать бережное отношение к окружающей среде.

Оборудование:

  1. Реактивы для проведения занимательных опытов: сахар, лимонная кислота, соляная кислота, питьевая сода.
  2. Плакаты: «Химическая одиссея воды», «Вода – сама жизнь» (Антуан де Сент-Экзюпери», «Берегите воду».)
  3. Репродукции русских художников (И.Айвазовского, И. Шишкина, В. Поленова, И. Левитана, И. Крамского)
  4. Карта Москвы и Московской области.
  5. Запись «Музыка для красоты».
  6. Презентации, сопровождающие рассказы специалистов.

Ход мероприятия.

(Звучит музыка)

Диктор:

— Добрый день! В эфире МОСКОВСКОЕ ТЕЛЕВИДЕНИЕ. С вами диктор….. и ведущий телепередачи « Химическая одиссея воды» -…. (представляются)Анонс программы: 12.30. — Архивные тайны 12.36 — Как это было 12.40 – Пресс – конференция «Глобальные новости» 12.46 – Приключенческий сериал «Занимательные опыты» 12.55 – Сокровища мировой культуры 13.00 – Экспресс – новости «Знаете ли вы…» 13.05 – Викторина «Пытливые умы» 13.10 – Поговорки, пословицы русского народа о воде. 13.15.- Подведение итогов(звучит музыка)

Ведущий:

— Вода – одно из самых удивительных веществ на Земле. Ей наша планета обязана возникновением и развитием жизни. Встретившись с водой с первого дня своего появления на свет, человек не мог прожить без нее. (Ведущий показывает табличку «Архивные тайны»).

1-ый ученик:

— Древние народы верили, что вода находится под божественной зашитой. У вавилонян был специальный бог воды. У древних греков обязанности бога моря выполнял Посейдон, который топил неугодные ему суда. Почитая воду, люди изображали ее в виде зигзагов и волнообразных линий. Такие знаки можно встретить на росписях храмов Египта. В Перу археологи обнаружили древние развалина – сооружения из камней, на которых вырезаны фигуры странной формы, образующие своеобразный фонтан. Перуанские археологи утверждают, что это развалины древнего храма Бога воды. Вода – это и символ бессмертия и плодородия. В Древней Элладе бессмертными были только боги. Люди все были смертны и только некоторым из них, например, Гераклу, боги даровали бессмертие за подвиги. Есть такая легенда, что боги в поисках бессмертия для своих приближенных обращались к воде. А богиня Фетида, чтобы обеспечить бессмертие своему сыну Ахиллу и сделать его тело тверже железа, с младенчества натирала его амброзией, закаляла в огне и погружала в воды Стикса – подземной реки мертвых. С водой связано возникновение и развитие древних цивилизаций на Земле. Примером этого может служить образование в 4 веке до н.э. древнейших государств: в долине Нила – Египта, а в двуречье Евфрата и Тигра – государства шумеров.

2-ой ученик:

— По свидетельству историков большое внимание в Вавилоне уделяли сооружению ирригационных систем. Не так давно при строительстве моста через реку Тигр землекопы обнаружили остатки величайшего сооружения. Плотина, выстроенная из битумного и асфальтового камня, сдерживала воды Тигра и поднимала их до специальных затворов, по которым вода попадала на поля и в сады. Люди древности прославляли 7 чудес света. Одним из них были висячие сады Семирамиды, которые заменили 2 с половиной тысячелетия назад во дворе царя Навуходоносора. На кирпичных арках был насыпан слой плодородной земли и посажены великолепные пальмы, деревья удивительных пород, цветы. Ключом к этому чуду опять же была вода – искусственное орошение. Для полива висячих садов сотни рабов от зари до зари качали воду Евфрата, вращая огромные колеса. Трудно сказать, в какой стране или в каком районе земного шара был выкопан первый колодец, какой он был глубины. В Молдавии уже многие века существует такой обычай: если у тебя или в твоей семье произошло какое-либо знаменательное событие, отмечай его как хочешь, но не забудь и того, что завещено отцами и дедами – найди источник чистой и холодной воды, сделай так, чтобы источником этим было удобно пользоваться, и, главное, чтобы он был заметен издали. Отдавая должные почести воде, в Мексике, в древние времена, между пирамидами Луны и Солнца построили храм бабочек, так как они всегда прилетают к воде. Сменялись эпохи, разрастались государства, менялось сознание людей…, но неизменным оставалось их особое чувство к воде, особое к ней внимание как и к самому драгоценному сокровищу на Земле.

Читайте также:  Брейн-ринг. сценарий для 7-9 классов

Диктор:

— Передача «Как это было» проходит в виде детектив-шоу (Демонстрация таблицы «Как это было»)

Ведущий:

— В кабинете №… третий год работает криминальное агентство «Химикус». На днях поступило заявление от операторов местного телевидения о том, что на доске были написаны формулы веществ. Хулиганы прокрались в кабинет и, чтобы сорвать телепередачу зашифровали формулу воды. Просьба восстановить запись:

Аш — два О- два

Расследование ведет…..( представляет кандидатуру) В начале 17 века изобретателем подводной лодки К. Дребеллем был выделен газ, поддерживающий дыхание, позднее был назван кислородом. В 1750 году М.В.

Ломоносов доказал, что в состав воздуха входит вещество, окисляющее металл. В 1774 году английский химик Джозеф Пристли получил газ, который он считал воздухом. В этом газе свеча горит ярким пламенем.

Ученый попробовал дышать им и нашел, что им дышится легко и приятно. Этот газ и был кислородом.

Ведущий:

— Расследование продолжает…. ( представляет кандидатуру) Впервые это газ получил Парацельс, когда погрузил железный гвоздь в серную кислоту, затем его получили и другие ученые. Его свойства были изучены, и впоследствии этот газ получил еще одно название «горючий воздух». Он сделал все возможное Крах терпят взгляды ложные Триумф науки, правды торжество. Рассеяны сомнения Газ назван «гидрогениум» Предложено название де Морво. (Газ этот….водород.)

Ученик:

Там на химических дорожках Следы химических веществ Протопал моль на тонких ножках…. Зашел он в школьный кабинет… Там водороды мимоходом Пленяют грозный кислород И тем они рождают воду, Чтоб жажду утолил народ.

Ведущий:

-Дело закрыто, запись расшифрована и все документы отправлены в архив кабинета №…

Диктор: (таблица «Глобальные новости»):

— В нашем эфире проводится пресс – конференция о самом удивительном на свете веществе.

Председатель:

— Вода — не только самая распространенная, но и самая важная в природе жидкость. Жизнь есть только там, где есть вода. На пресс – конференцию прибыли корреспонденты российской и зарубежной прессы, а также представители науки. Начнем работу. — Я… корреспондент газеты «Аргументы и факты» ( газета «Аргументы и факты»). Меня интересует вопрос о количестве воды в организмах.

Председатель:

-Отвечает биолог

Биолог:

-У живых организмов в воде большая потребность. Так, подсолнечник, высотой с человека нуждается в 1литре воды ежедневно. 30-летняя береза – в 60 литрах, а высокий хмель высасывает 300 литров воды в день. В сутки человек выделяет 3 литра воды, столько ее и надо ввести в организм. В это количество входит и вода, и употребляемая человеком влага с пищей. Нет ни одного продукта питания, в котором не было бы воды.

Председатель:

— Следующий вопрос

Журнал «Вокруг света»:

— Сколько воды на планете?

Председатель:

— Слово географу

Географ:

— По данным космического спутника «Молния -1» ¾ поверхности занято водой. И по праву наша планета могла бы называться « Планета – Океан», потому что вся суша, все материки – «острова» в безбрежном океанском просторе. Замороженной воды в 11 раз больше, чем жидкой. Если всю воду равномерно распределить на поверхности земли, то ее самой осталось бы 4 км. Кроме того, значительное количество воды содержится в земной коре (подземная вода). В атмосфере – атмосферная вода.

Председатель:

— Следующий вопрос.

Газета «Нью –Йорк- Таймс»:

— В сказках упоминается о живой воде. Есть ли она на самом деле?

Председатель:

— Отвечает медик.

Медик:

— Недавно ученые исследовали свойства воды, полученной при таянии льда. Оказалось, что она обладает удивительными качествами. В Томском медицинском институте изучалось влияние снеговой воды на больных с нарушением обмена веществ и сердечно — сосудистыми заболеваниями. 25 больных в течении 3-х месяцев пили талую воду по определенной системе. У всех самочувствие значительно улучшилось. Для лечения воспалительных процессов используют серебряную воду. Поглощение «живой воды» имеет огромное значение для осуществления биологических процессов. Так что «Живая вода» существует.

Председатель:

— Слушаем следующий вопрос.

Игровой журнал путешественников « Австралазия»:

— Хотелось бы узнать о работе воды в природе.

Председатель:

— Отвечает химик.

Химик:

— Миллионы лет искусный «зодчий» — вода вела строительство под землей. Она растворяла и выносила все лишнее, слабое, образуя гигантские полости с высокими сводами и замысловатыми стенами. Просачиваясь сквозь породу, миллиарды капель воды за сотни тысяч лет создали неповторимый «пещерный пейзаж».

Председатель:

— Слово представителю газеты « Дели Уокер».

Представитель газеты:

— Хотелось бы узнать о водных ресурсах вашего региона.

Председатель:

— На вопрос отвечает географ.

Географ:

— Кратко рассказывает о водных ресурсах региона. Его рассказ может дополнить эколог. Музыкальная пауза ( песня на мотив «Черный кот»)

1 куплет

Жил да был на реке Аш –два –О И все люди любили его Да и как нам его не любить Если нам без него не прожить

Припев:

Говорят, не повезет Если вся вода от нас сейчас уйдет, А пока наоборот Только чистенькой водичке не везет.

2 куплет

Целый день на реке суета — Набросали все в воду стекла. А потом разговоры о том Как купаться в воде со стеклом?

Припев (…)

3куплет

Не везет Аш –два –О от того, Что загрязняют люди его. А без него нам ни дня не прожить. Так давайте с водою дружить!

Припев (…).

Эколог:

( продолжает рассказ о состоянии водоемов конкретного региона и планах местных властей по улучшению состояния водоемов.) Дополняет свой рассказ интересными фактами, которые затем ребята могут использовать, работая над мини проектом.

— по нормам на каждого жителя в городе приходится 220 литров в сутки; — принимая душ в течение 5 минут, вы расходуете около 100 литров воды; — каждый раз, когда вы чистите зубы, вы расходуете 1 литр воды; — через обычный водопроводный кран проходит 15 литров воды в минуту; -через незакрытый кран выливается около 1000 литров воды в час; — даже самая малая утечка уносит до 80 литров воды в сутки.

Председатель:

-Вопросы есть? Пресс – конференция свою работу закончила. Спасибо всем.

Диктор:

— Наступило время передачи, которую ждут с нетерпением. Приключенческий сериал «Занимательные опыты».

Ведущий сериала:

— Вода с химической точки зрения – прозрачная бесцветная жидкость, не имеющая вкуса, цвета и запаха, представляющая собой химическое соединение водорода и кислорода. Вода таит в себе много загадок. Так, например,

«Почему картофель плавает»

В стеклянную емкость налить пол литра воды, опустить клубень (опускаем на дно), долить соляной кислоты – картофель поднимается, добавить воды – картофель опускается. ( объяснение — связано с плотностью жидкости в емкости.)

«Вода – растворитель?»

Приготовим лимонад: ¾ стакана воды 2 чайных ложки сахара ½ чайных ложки питьевой соды ½ чайных ложки лимонной кислоты. Мы убедились в том, что в воде вещества хорошо растворяются.

Диктор:

— Сокровища мировой культуры. Созидающая и разрушительная сила воды, красота заката солнца над водой, мелодичная песенка весеннего ручейка, плакучие ивы, грациозно отражающиеся в тихой заводи пруда – все это находило и находит отражение в музыкальных и художественных произведениях. Вот послушайте:

^

Ясным утром на тихом пруде Резво ласточки реют кругом, Опускаются к самой воде, Чуть касаются влаги крылом. На лету они звонко поют, А вокруг зеленеют луга, И стоит, словно зеркало, пруд, Отражая свои берега. И, как в зеркале, меж тростников, С берегов опрокинулся лес, И уходит узор облаков В глубину отраженных небес.

Облака там нежней и белей, Глубина – бесконечна, светла… И доносится мерно с полей Над водой тихий звон из села. (И. Бунин.)«Гонит капля дождевая Ручеек за ручейком, Те бегут не унывая В реки быстрые.

Потом… А потом и синь морская! А за нею – океан! Воду зря не выпуская, Закрывай покрепче кран! ( Тамара Маршалова)

Диктор:

— В литературных произведениях вода и помощница и заступница. Ей приписывается волшебная сила.

Ведущий:

— Узнайте, из каких произведений эти строки:1. «Речка, речка, спрячь меня» 2. « Ты, волна моя, волна? Ты гульлива и вольна; Плещешь ты, куда захочешь, Ты морские камни точишь, Топишь берег ты земли, Подымаешь корабли…»

Диктор:

— Красива вода и, неслучайно, она явилась источником вдохновения для художников.

Ведущий:

— Иван Айвазовский. Любимая тема этого художника – море. Его море волнуется и штормит, его парусники треплет ветер и разбивает в щепки буря. (Демонстрация репродукций И. Левитана, В. Поленова, И. Шишкина, И. Крамского) . И все о воде…

Диктор:

— И в заключении нашей программы «Поговорки, пословицы, загадки русского народа о воде». Объявляется конкурс на знание пословиц.

Пословицы:

Вода и землю точит и камень долбит. Вода о воде не плачет. Вода свое возьмет. На сердитых воду возят. Под лежачий камень вода не течет. С лица воду не пить. Вилами на воде писано.

Загадки:

Приходил, стучал по крыше Уходил – никто не слышал ( дождь) Я и туча и туман И ручей и океан И летаю и бегу И стеклянной быть могу ( вода)

Ведущий:

Источник: http://refdt.ru/docs/561/index-12908.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector