Внеклассное мероприятие в начальной школе «богатыри земли русской»

Внеклассное мероприятие в начальной школе «Богатыри земли русской»

Богатыри земли Русской
Познавательно-игровое занятие, посвященное Дню защитников Отечества

для учащихся начальной школы

Составитель Попова А.Л.

Необходимые материалы: • Две мишени и метательные «снаряды» к ним• Картина Васнецова «Три богатыря»• Картина М.Врубеля «Богатырь»• Книги о князьях и воинах древней Руси с иллюстрациями• Былины с иллюстрациями• медали «Золотой стрелок», «Серебряный стрелок»• медаль — «Богатырь – железная рука»• медаль «Богатырь – железный зуб»

• две баранки на веревочках

Ход занятия

Ведущая: Среди множества особо отмеченных в календаре дней есть один особенный – 23 февраля, День защитника Отечества. В самом названии его заложено благородное призвание и обязанность защищать Родину и свой народ. Наше Отечество всегда славилось своими защитниками. Знаменитый полководец А.Суворов говорил: «Солдата лучше русского нет нигде в мире. Он и сам не пропадет и товарища спасет».

Откуда же черпают русские воины свою отвагу и силу? Говорят, она досталась им в наследство от далеких предков, о которых сложены песни и сказания, — от былинных богатырей.

Богатырям русским мы и посвятим наше сегодняшнее занятие. Поговорим

Про дела героические военные
Да про удаль-силу молодецкую.

Вопрос: Каких русских былинных богатырей вы знаете?
Алеша Попович, Добрыня Никитич, Илья Муромец

Не скакать врагам по нашей земле!Не топтать их коням землю русскую!Не затмить им солнце наше красное!Век стоит Русь – не шатается!И века простоит – не шелохнется!А все потому, что

Сильны, могучи богатыри на славной Руси!

Один из первых былинных богатырей Вольга Всеславьевич родился, когда закатилось солнышко за горы и высыпали на него частые звезды, запеленала его мать в красные пленки, завязала золотыми поясами, положила в колыбельку и стала петь ему песни.

А наутро проснулся Вольга, потянулся, разорвал красные пеленки и говорит: «Сударыня-матушка, одень ты меня в латы крепкие и в шлем позолоченный, да дай мне в руки палицу в сто пудов».

Вот с такой немереной силой родился один из первых русских богатырей – Вольга Всеславьевич.

Ведущая: А сейчас я приглашаю сюда современных богатырей принять участие в богатырском турнире.

Состязание «Богатырь «Железная рука»В этом состязании участники должны проявить два чрезвычайно важных богатырских достоинства – недюжинную силу и упорство.

Соревнование по арм-рестлингу. Вручение медали победителю — «Богатырь – железная рука».

Представляется картина «Три богатыря» В.Васнецова

Ведущая дает словесное описание картины: Остановились в поле три всадника. Замерли под ними разгоряченные кони, как будто опасность в степи почуяли. Богатыри повернули головы, зорко вглядываются: уж не воры ли там вдали?

Вопрос: Что это за картина? Как она называется? Кто ее художник? (показать после ответов саму картину)

Русский художник Виктор Васнецов изобразил русских богатырей, когда ещё был молодым неизвестным художником, а закончил работу, уже став прославленным мастером. Работал он над ней целых 18 лет. И вот она перед вами.

Вопрос: Как зовут богатырей, изображенных на картине? Покажите каждого из них на картине.

Ведущая: Так повелось, что больше всего любили люди, да и теперь уважают богатыря Илью Муромца. Его даже причислили к российским святым. Об этом замечательном богатыре поэт Алексей Толстой написал замечательное стихотворение, которое так и назвал – «Илья Муромец»:

Под броней, с простым набором,Хлеба кус жуя,В жаркий полдень едет боромДедушка Илья.Едет бором, только слышно,Как бряцает бронь.Топчет папоротник пышный

Богатырский конь.

На долю богатыря выпало совершить множество подвигов.

Вопрос: Какие из них вы можете назвать?

• Избавил людей от Соловья-разбойника, • от идолища поганого,

• победил Калин-царя.

Ведущая: Взгляните на эту картину русского художника Михаила Врубеля. Как вы думаете, похож этот богатырь на Илью Муромца? (показать картину «Богатырь»).

Ведущая: Каждый богатырь обязательно имел доспехи и оружие.

Вопрос: Давайте вспомним, каким же оружием сражались в древности наши предки.

Соревнование «Не ошибись!»
На каждый мой вопрос будет дано несколько готовых ответов. На правильный ответ вы говорите «да», на неправильный – «нет».

1. У древних славян для рукопашного боя были предназначены:• Нож• Меч• Булавка

• Ножны

2. Они использовали такое метательное оружие:• Копье• Дротик• Нож

• Бутылка с горючей смесью

(показать книгу об А.Невском)

Ведущая: О военном деле, о трусости и храбрости, о защите родной земли в народе сложено немало пословиц и поговорок. Давайте вспомним некоторые из них. Я начну, а вы закончите пословицу и объясните своими словами, как вы понимаете значение этих пословиц.

Тяжело в ученье – легко в бою.Смелого лихо боится.

И один в поле – воин.

Состязание «Богатырь – железный зуб»
Это состязание выявит воина, отличающегося необыкновенной сновкой. Звания «Богатырь – железный зуб» удостоится тот, кто сможет откусить большую часть баранки, подвешенной на нитке, не помогая себе руками. Победителю вручается медаль «Богатырь – железный зуб».

Ведущая: Говорили мы про дела старые,Что про старые, про бывалые,Чтобы море синее успокоилось,Чтобы люди добрые послушали,Чтобы молодцы призадумались,Что века не меркнет слава русская!Что лучше того дела нету,

Чем родную землю от врагов защищать!

Приложение: медали для победителей

Использованная литература:

1. Дащинская Н. У святого огня. – Праздник в школе. Быть патриотом каждый должен. – 2011. – с. 3 – 10.2. Просекова О.А. День Ильи Муромца и всех богатырей. – Праздник в школе. О подвиге, о доблести, о чести. – 2010. – с. 45 – 51.3. Копытова О.А. Богатыри. — Праздник в школе. О подвиге, о доблести, о чести.

– 2010. – с. 3 – 8.4. Былины. Сказания о богатырях земли русской. М: «Самовар». – 2007.5. Владимир – Красное солнышко. М: «Белый город». – 2001.6. Александр Невский. – ДЭ к АиФ. — № 1. – 2009.7. Былинная Русь. М: Панорама. – 1999.8. Древняя Русь: Рюриковичи. Школьный путеводитель. – Спб.: «ББК». — 2008.

9. Древняя Русь. История русского народа с I по IX век. – М: «Белый город». – 2005.

Источник: http://holidayscenario.com/bogatyri-zemli-russkoj/

Спортивный праздник «Богатыри Земли русской»

  • Формирование устойчивого интереса к занятиям физической культурой и спортом.
  • Реализация межпредметных связей с литературой.
  • Воспитание чувства патриотизма.

Участники мероприятия: 2 команды по 8 человек, обучающиеся 6 классов, группы поддержки.

Определение победителей: команда победителей определяется по максимально набранным очкам

Место проведения: спортивный зал школы.

Спортивный инвентарь: дартс, воздушные шары, 2 надувные дубинки, мяч.

Подготовка обучающихся к мероприятию: за несколько дней до проведения мероприятия командам дается задание подготовить представление команд.

Музыкальное сопровождение А.П.Бородин «Богатырская симфония»

1 ведущий: В славном граде Новокузнецке, школе №55, есть добры молодцы, что силы немереной. Как по улице идут, плечами дома задевают, а как в толпе идут, косточки людские трещат. Негде удальцам нашим силу применить. И задумали мы собрать их здесь на бой ратный, чтоб померялись они силой богатырскою, да не одних, а с дружинами своими.

2 ведущий: И собрался народ честной посмотреть на силу богатырскую да на удаль молодецкую, поддержать дружины да во трудный час.

1 ведущий: А оценивать поединки ратные, силу и доблесть богатырскую будут бояре знатные, мужи православные (представление жюри) во главе со светлейшим князем (представление главного судьи).

2 ведущий: Слово молвит светлейший князь (…).

Главный судья: Слышал я, средь вас героев много, богатырей непобедимых. Кто-то палицу подбрасывать мастер, у кого-то конь скор; один чудище убил, другой ратям поганым дорогу заступил. Так покажите свою силу богатырскую да не на ратном поле, а в дружеском сражении.

А откуда прибыли вы, добры молодцы? Из какой земли да какого вы роду – племени? Каким именем зовут, да как величают по отчеству?

1 ведущий: Чтобы честным был бой да праведным, слово твердое дайте, воины

«Слово» богатырей: Благослови нас, светлый князь (имя главного судьи), съездить в чисто поле, побороться с неприятелем, дать расходиться нашей силушке. А еще хотим с богатырями познакомиться, поздороваться да подружиться, собрать дружины молодецкие, храбростью да силой славною, чтоб было кому постоять за Русь – матушку, за церкви соборные.

2 ведущий: Не дело богатырям русским по лавкам отсиживаться! Выходите во чисто поле, померяться силой богатырскою, проверьте свои луки тугие, разрывчатые, достаньте полные колчаны стрел мелких каленых да позабавьте нас глазом зорким, рукою твердою. Пусть стрела возликует, пусть лук погудит, порадуется.

Конкурс 1

Напротив команд расположены вперемежку разноцветные воздушные шары, по цвету соответствующие определенной команде. Задача команд: добежать до линии метания, метнуть дротик – дартс, стараясь попасть в шарик команды соперника, вернуться назад и передать эстафету следующему участнику. Побеждает команда, у которой останется больше целых шаров.

1 ведущий: Гляжу на вас, удалые добры молодцы, славные богатыри святорусские, и думаю: много, должно быть, вы совершили подвигов и силушки накопили немало. Похвально, конечно! Однако это все сила телесная. А как у вас насчет другой силы? Той, что в головушке вашей заключена.

Конкурс кроссвордов. На решение кроссвордов командам дается 5 минут.

2 ведущий: А пока думу думают богатыри наши, полюбуемся мы на красу девичью.

(Выступление танцевального коллектива русского народного танца)

1 ведущий: А вы, болельщики, не оставьте в беде дружины свои, знаниями своими помогите да посильную лепту в победу внесите.

Конкурс болельщиков «Знаком ли вам герой?»

И вылетело из тучи пыли чудище ужасное о трех головах. Крыльями машет, ветер поднимает; крылья раскинул, все небо закрыл. Из ноздрей дым валит, из пастей искры сыплются.

Шкура у Змея зелено-коричневая, наподобие дубовой коры, лапы жилистые, когтистые. Глазищи навыкате и кровью налиты. Хвост позади на версту тянется. Змей под облаками летит, а хвостище землю царапает.

Вот уж чудище! Всей нечисти родитель! (Добрыня и Змей).

2 ведущий: Не испугался Добрыня Змея, в бою победил его. Вот и вы, добры молодцы, выходите да сразитесь со Змеем проклятым. Только сила-то Змея этого в хвосте находится.

Конкурс 2

Игроки одной команды выстраиваются в колонну по одному и, крепко держась за пояс впереди стоящих игроков, располагаются в центре площадки. Вторая команда располагается за пределами площадки 9х9м.

Задача игроков, произвольно передавая мяч друг другу, выполнить бросок и попасть в последнего игрока – хвост дракона. Побеждает команда, затратившая на это меньшее количество времени.

Игрок, находящийся во главе колонны, имеет право отбивать мяч.

1 ведущий: А давайте, добры молодцы, мы с вами договор заключим, промеж собой записи напишем. И в них все оговорим, умом и знаниями блеснем.

Конкурс «Угадай былину» 

Командам необходимо соотнести отрывок текста с названием былины.

2 ведущий: Гости к нам прибыли из княжеств ближайших, мастерство да умение свое показать.

(Выступление спортсменов рукопашного боя)

1 ведущий: Эй вы, русские богатыри, славны молодцы! Вы чего не поделили, о чем ваш спор? Или на земле просторной стало тесно вам, в поле широком не разъехаться? Или до неба высокого стало низко вам? Лучше вы быстроту да ловкость свою направьте против неприятеля.

2 ведущий: А вы, болельщики, не оставьте в беде дружины свои, знаниями своими помогите да посильную лепту в победу внесите.

Конкурс болельщиков «Знаком ли вам герой?»

Стал старый казак … силу татарскую копьем колоть, стал палицей булатной бить да мечом – кладенцом рубить. Бьет силу черную русский богатырь, как траву косит. Взмахнет мечом богатырским – сотня голов татарских с плеч летит, ударит копьем брузаменьчатым – по десятку басурман на копье острое за раз нанизывает, где палицей ударит – место мокрое от татарина оставит. (Илья Муромец и Калин-царь)

Читайте также:  Ребенок - скорпион. как воспитывать

Конкурс 3

Игроки одной из команд произвольно располагаются по всей территории ограниченной прямоугольной площадки. Два игрока противоположной команды, взявшись за руки, встают перед боковой линией. В руках у них надувная дубинка.

По сигналу эти два игрока стараются как можно быстрее осалить дубинкой игроков, находящихся на площадке. Осаленный игрок быстро покидает пределы площадки. Как только будет осален последний игрок, команды меняются местами. Побеждает команда, у которой на задание ушло меньше времени.

Игрокам в поле запрещается выбегать за пределы площадки. Если игрок выбежал за пределы площадки, он считается осаленным

(Музыкальное сопровождение Б.Тищенко Балет «Ярославна», первый бой с половцами)

1 ведущий: А вы, болельщики, не оставьте в беде дружины свои, знаниями своими помогите да посильную лепту в победу внесите.

Конкурс болельщиков «Знаком ли вам герой?»

Тут и схватились они за сабельки и начали биться. Но не выдержали боя клинки булатные, быстро обломились. Тогда сошлись богатыри драться врукопашную. Затрещали кольчуги под могучими ручищами, посыпались стальными кольцами. И косточки затрещали богатырские, но выдержали.

Бились славные витязи и день, и второй, и третий. И никто из них не мог другого одолеть. Уверены в себе были богатыри. В землю упирались – земля комьями летела в разные стороны. На землю падали – вздрагивала земля.

Боролись, силой мерялись, да не находили меры ни силе своей, ни силе соперника… (Бой Добрыни и Дуная)

2 ведущий: Вот и вы, славны молодцы, напрягите силу свою немалую, покажите единство дружины своей.

Конкурс 4

Проводится на площадке 9х12 метров, границы которой четко обозначены. Две команды располагаются по обе стороны шеста в центре площадки. Крепко взявшись за шест, с помощью силы, вытеснить противоположную команду за пределы площадки.

Состязание сразу останавливается, как только любая часть игрока пересекла любую линию площадки, или край шеста вышел за пределы площадки.

Командам разрешается в ходе состязания перемещаться с шестом по площадке и выбирать удобную позицию для выталкивания.

1 ведущий: Показали вы силу да удаль молодецкую. Кто же вышел победителем из боя честного? Слово молвит светлейший князь (…).

Главный судья: Благодарствуем, добры молодцы, богатыри русские, что потешили нас удалью своею, доказали, что у земли русской есть защитники надежные.

И будь ты, …, со дружиною своею признан победителем в состязаниях честных, будь ты главным над богатырями русскими. Ведь силушкой ты поболей всех.

(Награждение победителей).

И наказываем богатырям нашим защищать Русь православную да служить земле родной верой – правдою. С саблей защищать достойно дело правое, а за неправое дело саблю выхватывать – честь потерять!

Источник: http://xn—-ptbfbdrp4d3cf.xn--p1ai/publ/konspekty_urokov/sport_i_zdorove/sportivnyj_prazdnik_bogatyri_zemli_russkoj/19-1-0-2003

Былинные богатыри земли Русской (старший дошкольный возраст)

Автор:

Малышкина Евгения Григорьевна,

воспитатель

МАДОУ Голышмановский ЦРР –

детский сад №2 «Зёрнышко»

Цели занятия:

  • Формировать представление о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях – защитниках земли русской.
  • Оживить представление о былине, о былинных героях – Илье Муромце, Алёше Поповиче, Добрыне Никитиче.
  • Вызвать интерес к языку былин, сказаний, песен, преданий о русских богатырях.
  • Воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России, уважение к русским воинам, желание им подражать.

Активизация словаря:

Богатырь, былина, сказитель, нараспев, кольчуга, сбруя, щит, меч, шлем, снаряжение, доспехи, уздечка, упряжь, булава.

Предварительная работа:

Рассматривание картины Виктора Михайловича Васнецова «Богатыри».

Рассматривание панно «Русские богатыри» с художественным материалом о былинных героях (вкладыш из журнала «Сибирячок» № 6–2005).

Чтение отрывков о былинных богатырях (вкладыш из журнала «Сибирячок» № 6–2005).

Ход занятия:

Ребята, скоро мы с вами будем поздравлять всех мальчиков, пап, дедушек, мужчин с  праздником «День защитника Отечества», а сегодня мы поговорим о героях – богатырях Древней Руси, которые жили 1000 лет назад, а вот слава о их подвигах, как о защитниках земли русской и своего Отечества из глубокой старины дошла до наших дней.

Слава русской стороне!

 Слава русской старине!

 И про эту старину

 Я рассказывать начну,

 Чтобы дети знать могли

 О делах родной земли.

– Ребята, а кто такой богатырь? Каких богатырей вы знаете? (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович). 

Силён, как вольный ветер,

 Могуч, как ураган.

 Он защищает землю

 От злобных басурман!

 Он силой доброю богат,

 Он защищает стольный град.

 Спасает бедных и детей

 И стариков и матерей!

Из былин, сказаний, песен, стихотворений, из книг мы с вами узнали о русских богатырях, которые жили в далёкой старине и прославились своими подвигами и делами. А что такое Былина? (Ответы детей).

 Слово «былина» произошло от слова быль, было, то есть ,то что было когда-то давно. Об этом и говорится в былинах.   

Кто слагал Былины о богатырях? (Ответы детей)

Людей, которые сочиняли былины,  называли сказителями. Они ходили из селения в селение и рассказывали нараспев (похоже на песню) о героях-богатырях, о их подвигах. Они рассказывали о том, как «было». О делах и победах богатырей, о том, как они одолевали злых врагов, защищали свою землю, проявляли свою храбрость, мужество, смекалку, доброту. Сказители так и говорили:

Расскажу я вам про дела старые,

 Да про старые, про бывалые,

 Да про битвы, да про сражения,

 Да про подвиги богатырские!

 Вот так слагалась былина. В русском народе много столетий из уст в уста, от деда к внуку переходили былины о могучих богатырях.

В былинах отражалась жизнь русского народа, которая была очень нелёгкой на Руси.  Богатыри очень много работали оттого и были они могучими и сильными. И каждый раз они вставали на защиту своей земли.

Герои – богатыри сделали целью своей жизни служение своей Родине – Руси.

Много песен и былин сказывал народ о их силе и подвигах, мужестве и отваге.

Беседа по картине В.М. Васнецова «Богатыри».

 Ребята, подвиги русских героев – богатырей отражены не только в былинах, но и в творчестве художников. Великий русский художник Виктор Михайлович Васнецов изобразил картину «Богатыри». Давайте её рассмотрим и побеседуем о ней.

Вопросы:

Кто изображён на картине художника Васнецова? (Три богатыря).

Кто находится в центре картины? (Илья Муромец).

Как вы догадались, что это Илья Муромец? (Он самый старший, могучий, мудрый и опытный богатырь).

Кто слева от Ильи Муромца? (Добрыня Никитич). Расскажите о нём, какой он?

Кто справа от Ильи Муромца? (Алёша Попович. Он самый молодой из этих богатырей).

Куда смотрит каждый из богатырей? (Они смотрят вдаль, не видать ли где врагов).

Что охраняют богатыри? (Землю русскую, её границы).

Главным другом богатырей был конь, лошадь. То, что одевают на лошадь, называется упряжь. Что сюда относится? ( Уздечка, стремена, седло).

Разминка:

Давайте представим, что мы тоже русские богатыри. Запряжем своих лошадей в упряжь и проедем по границам Руси.

  Дети изображают лошадок, цокая язычками и двигаясь по залу. В руках у каждого ребенка веревочка с большим количеством навязанных на нее узелков. 

Когда богатыри собирались все вместе, как мы видим на картине, они становились такими сильными, что победить их было невозможно. Об этом и пословицы говорят. Как в пословицах говорится о русских богатырях?

  • Не родом богатырь славен, а подвигом.
    • Лучше того дела нет, чем родную землю от врагов защищать.
    • Моё богатство – сила богатырская, моё дело – Руси служить, от врагов оборонять.
    • В русском сердце прямая честь да любовь к Руси – матушке.

Посмотрите на картину. Как одеты богатыри? (На тело надета кольчуга – железная рубашка.)

Зачем она нужна богатырям? (Она защищала богатырей от ударов копья, стрел и меча. Кольчуга весила 7 килограммов.)

Что надето на головы богатырей? (Шлем).

На Руси его называли шелом. Шлем изготавливали из металла, его украшали орнаментом, узором. А кто был побогаче, украшал шлем позолотой, серебряными пластинками. Шлем оберегал голову воина – богатыря от ударов.

Какие ещё доспехи имеются у богатырей?

Щиты, лук, колчан со стрелами, палица, топор, меч – булава.

Меч был главным оружием воинов – богатырей в ту пору на Руси. Меч ещё называли булавой. Меч был русским оружием. На мечах давали клятву, меч почитали. Он являлся дорогим оружием, его передавали по наследству от отца к сыну.

Меч носили в ножнах, чтобы он не ржавел (показ меча и ножен, изготовленных из бумаги и плотного картона, украшенные орнаментом; меч обклеен фольгой). Рукоятка меча и ножны украшались орнаментом и узором.

Узоры на ножнах и рукоятке меча наносились не только с целью украшения, но и с целью оказания помощи своему хозяину, владеющему мечом. 

Я предлагаю вам сейчас изготовить настоящие богатырские мечи.

Дети садятся за столы и на индивидуальных фланелеграфах, с помощью крупы (рис, горох или другая крупа) изображают богатырские мечи.

Подведение итогов:

Наше занятие о русских богатырях подходит к концу, а мы вспомним о том, какой завет оставили богатыри нам, своим потомкам:

– Защищать свою Родину, беречь её. Защищать слабых, бедных, стариков и детей, Быть сильными, храбрыми, мужественными, отважными. Любить свою родную землю, свой народ, свою страну и Родину.

А и сильные, могучие богатыри

На славной Руси!

 Не скакать врагам по нашей Земле!

 Не топтать их коням

 Землю Русскую

 Не затмить им солнце наше красное!

 Век стоит Русь – не шатается!

 И века простоит – не шелохнётся!

 А преданья старины

 Забывать мы не должны.

 Слава русской старине!

 Слава русской стороне!

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал: — Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;

— Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Источник: http://tmndetsady.ru/metodicheskiy-kabinet/konspektyi-istsenarii/konspektyi-integrirovannyih-zanyatiy/news2799.html

Классный час «Богатыри земли русской»

Классный час

Скачать файл

АДМИНИСТРАЦИЯ ВОЛОКОЛАМСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

«ЧИСМЕНСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

143650 Московская область http://www.volokchismensch.edumsko.ru

Волоколамский район email: chismenshool@mail.ru

п. Чисмена, ул. Школьная, д.1 телефон: 8 (49636) 66-190

факс: 8(49636)66-236

Открытый классный час

«Богатыри земли русской»

I. Вступительное слово.  — Тема защиты Отечества волнует многие поколения. Хочется верить, что и вы вырастите неравнодушными к своей истории, будете знать своих героев.

У каждого народа есть свои заветные имена, которые никогда не забываются. Чем дальше — тем ярче и светлее становится в памяти потомков светлый образ народных героев. Они, как звёзды на небосклоне, освещают исторический путь нашего народа, являя собой образец жертвенного служения своему Отечеству. 

1-й чтец

Во лесной стороне, в стороне берез белоствольных

Осинок трепетных, дубов могучих, сосен высоких да елей колючих

Раскинулась страна привольная

2-й чтец

Страна привольная с народом многочисленным

Читайте также:  Сидераты это

Душой широкой, духом сильным, телом крепким, умом проворным

Да сердцем искренним.

3-й чтец

И звалась та страна – Русь великая! Русь великая, Русь святая

Да Русь раздольная.

Для сынов и дочерей своих – Россия – матушка

Для завистников и злых врагов — Русь непокорная.

Сильна и могуча Русь. Всегда Россия гордилась своими воинами-и солдатами, и генералами. Легендарный полководец Александр Васильевич Суворов считал, что нет лучше русского солдата: он и сам не пропадет, и товарища спасет, а где силы убудет, там он смекалкой дойдет. Мы верим генералиссимусу не проигравшему не одного сражения,-русский солдат правдой богат.

Ведущий 2: Это Россия почти десять веков назад встала на пути монголо-татарских полчищ и заслонила собой Европу. Из России с позором бежал Наполеон, который к 1812 году завоевал почти полмира. Это наши солдаты в 1945 году освободили мир от немецко-фашистских захватчиков, подняли над Европой красное Знамя Победы и сегодня совершают подвиги, встают на защиту мирных людей.

Ведущий 1: Откуда же черпают русские воины свою великую силу? Говорят она досталась им от предков, о которых сложены песни и сказания,-от былинных богатырей. Издавна русский народ воспевает подвиги храбрых силачей, справедливых защитников, мудрых воинов.

Ведущий 2: Любит русский народ богатырей, славит и чествует, складывает песни об их подвигах, о том, как берегут и защищают они родную Русь.

3-й чтец

Много раз со всего света рвались на Русь половцы,

Монголо-татарская орда, рыцари-крестоносцы, поляки, литовцы.

Долгие века отражала Русь нападки ворогов и берег землю умный,

Сильный духом богатырь русский.

Илья Муромец:

Я из города, из Мурома. Из села того Карачарова

И зовут меня Илья Муромец. Я стоял за Русь много лет и зим

Не жалея сил и времени, чтобы Русь никогда, на все времена,

Воевать, разорять было некому.

ИЛЬЯ МУРОМЕЦОй, да жили на Руси богатыри! Берегли они покой родной земли. Свою силушку прославили в веках, 

Славу добрую оставили в сердцах!

Высока ли высота поднебесная,Глубока ли глубина океан – моря,Быстры – светлы реки русские.А и сильны, могучи,

Богатыри на славной Руси.

1-й чтец

Герои былин были первыми русскими солдатами.

Колесо истории не стоит на месте, армия развивалась, менялись и ее богатыри.

3-й чтец

Их имена Александр Невский, Михаил Илларионович Кутузов, маршал Жуков.

Это они — богатыри побеждали на Куликовом поле, на поле Бородина, на полях Великой Отечественной войны защищали нашу землю русскую!

1-й чтец

Слышите, звонят колокола!

У порога новая беда – Наполеон на Русь идет.

Всю Европу властитель – француз покорил –

Но российский народ гордеца усмирил.

2-й чтец

На защиту Отчизны встал молод и стар,

Крестьянин, батрак, дворянин и гусар.

Справедливую битву за землю родную ведут

О народных героях слагают легенды и песни поют.

3-й чтец

Сильный был полководец Наполеон

И армейской науке обучен, и храбр, и умен, равной трудно было сыскать.

Только поздно он понял, что с русским народом нельзя воевать.

Гордый дух не сломить, крепость веры оружьем не взять,

Верность родине даже в смертном бою не отнять.

песня «Священная война»

1-й чтец

Колоколом сердце бьет тревогу

Под угрозой – миллионов жизнь,

Выползает призраком двуногим

Трижды ненавистный наш фашист.

2-й чтец

1418 дней шли к Победе.

3-й чтец

14 тысяч убитых ежедневно, 600 человек в час, 10 человек в минуту.

Из 100 юношей с войны вернулись 3.

1-й чтец

Они стоят у Вечного огня над Волгой на Мамаевом кургане

Они и за тебя и за меня отдали жизнь в смертельном урагане.

2-й чтец

Они стоят у Брянска, под Москвой наизготовку держат автоматы,

Позиции не сдали огневой в бессмертие шагнувшие солдаты.

3-й чтец

И было много страшных битв, в которых враг проклятый был разбит.

Великое сражение под Москвой, в котором мы врагу сказали: «Стой!»

Солдаты наши в блиндажах, окопах, в землянках, танках, дотах, дзотах,

На кораблях и самолетах.

Солдат1: Каждый день Великой Отечественной войны на фронте и в тылу был подвигом.

Солдат 2: Каждый солдат проявлял беспредельное мужество и стойкость.

Солдат 3: Жить, воевать, побеждать помогали письма близких, да подруга — песня.

1-й чтец: 70 лет прошло со времени окончания второй мировой войны.

Целое поколение выросло и живёт сейчас в условиях мира.

Каждый из нас в ответе за судьбу нашей маленькой голубой планеты.

Ведущий 2: Вот такой он, богатырь русский — с виду обычный солдат, который воевал и воюет отлично, дымом греется, шилом бреется, а при случае и кашу из топора сварит, — пальчики оближешь.

Ведущий 3:Но как грянет беда над Россией-Матушкой, встанет он на защиту исполином!Потому что в нем сила богатырская и русский дух.

Современный солдат:

Армейский долг и честь солдата

Родную землю защищать.

Спина к спине встают ребята,

Там, где грозятся мир взорвать.

И знаем мы не понаслышке

О верной дружбе боевой

Идут вчерашние мальчишки

Под пули, жертвуя собой.

Илья Муромец:

Богатырь свою силушку

От земли родной получает

Кто сердцем храбр, душой не зол,

Любовь к родине питает,

Того она и силушкой наделяет.

Алеша Попович:

Кто с добром к нам придет —

Того с радостью в гости ждем

Добрыня Никитич:

Кто с мечом к нам придет —

От меча и погибнет.

IX. Заключение. 
— О всех ли защитниках Отечества мы поговорили сегодня? Конечно, нет. Их тысячи. Но, наверное, для каждого истинного защитника земли русской, как завет звучат такие слова: «О храбрые, мужественные сыновья русские! Постарайтесь сохранить своё Отечество, землю русскую…»

Источник: http://bobstudy.ru/klassnyj-chas-bogatyri-zemli-russkoj/

Внеклассное мероприятие «НЕ ПЕРЕВЕЛИСЬ ЕЩЕ БОГАТЫРИ НА ЗЕМЛЕ РУССКОЙ…»

Внеклассное мероприятие

Для этого праздника были сделаны: поздравительные газеты, плакатики с пословицами и поговорками о войне и мире, словарик былинных терминов, картинки с изображением оружия и обмундирования богатырей.

Действующие лица: 1. Княжна (учительница). 2. Богатыри (мальчики). 3. Девицы-красавицы (девочки).

Реквизит:

1. Плакаты, картины, открытки и пр. на богатырскую тему. 2. Воздушные шарики 4. Веревки (толстые). 5. Коробки средних размеров. 6. Лошадки. 7. Ведро и ложки. 8. Газеты. 9. Подарки. 10. Музыка (хорошо подходит классическая).

Ведущая: Здравствуйте, ребята! Какой праздник мы отмечаем с вами сегодня?

Ответы детей.

Ученица (читает стихотворение
С. Я. Маршака «Февраль»)
:

Дуют ветры в феврале, Воют в трубах звонко, Змейкой мчится по земле Лёгкая позёмка. Поднимаясь, мчатся вдаль Самолётов звенья. Это празднует февраль Армии рожденье!

Ведущая: А кого мы сегодня поздравляем?

Ответы детей.

Ведущая: Правильно, всех мужчин (пап, дедушек, братьев). Вот и наши девочки сегодня хотят поздравить своих одноклассников с этим замечательным праздником и спеть для них песню «Солдатушки, бравы ребятушки».

Ведущая:

Ребята, вы знаете, что велика и необъятна наша Родина. Есть у нас реки и горы, поля и леса. Но славна Русь не только своими просторами, но и людьми: отважными, умными, сильными духом. Много раз враги, нападали на нашу землю. Но доныне жива Русь-матушка. Великий русский полководец А. В.

Суворов говорил: «Русский солдат сам не пропадет и товарища спасет, а где сила убудет, там смекалкой дойдет». Всегда на Руси чтили силу богатырскую и прославляли ее в сказаниях и песнях, которые пелись гуслярами и назывались былинами. Былина от слова «быль», т.е действительно, то, что произошло и осталось в памяти народной.

Жизнь наших предков была трудной. Им приходилось бороться не только с природой, но с кочевыми племенами: печенегами, половцами, хазарами, татаро-монголами, которые нападали на Русь, грабили и сжигали селения, забирали в полон детей и женщин, а мужчин и стариков убивали.

На защиту родной земли вставали все, кто мог держать оружие в руках и среди них выделялись сильные и мужественные воины, которых называли богатырями, витязями.

Воспевая богатырей, былины звали на подвиг во славу Отечества, поднимали народный дух в тяжелые времена, воспитывали в юношах любовь к Родине и ненависть к врагам, и несмотря на временные поражения славные русичи всегда оказывались победителями.

Ведущая:  А сейчас я предлагаю вам совершить небольшое путешествие в историю и превратиться в былинных богатырей!

Вот решила как-то раз Княжна издать такой указ…

Княжна Надежда: Указ

Разудалы добры молодцы! Собирайтесь-ка в дружины славные! Покажите свою силушку богатырскую да удаль молодецкую! Позабавьте-ка вы нас рукою твердою да глазом зорким! А перед началом испытания повелеваю клятву произнесть!

Дети, произносят клятву, повторяя слова за княжной.

КлятваОбещаем бороться в бою честном! Друга в беде не бросать!Защищать землю русскую!

Княжна Надежда: Что ж, богатыри, внимание,

Начинаем состязания! Для начала разомнитесь, По веревочке пройдитесь.

Положить на пол веревку. Ребенок должен по ней пройти с закрытыми глазами или расставив руки в стороны и запрокинув голову вверх.

Княжна Надежда: Ладно, хватит развлекаться,

В путь пора вам собираться! Ну-ка, кто из вас вперед Все преграды обойдет?!

Препятствия: для каждой команды кладутся 2 веревки на небольшом расстоянии друг от друга — овраг; ставятся средних размеров коробки — горы; а девочки держат обручи. Надо перескочить через «овраг», преодолеть «гору», проскакать через обруч. Вместо обручей можно использовать кегли, их надо будет обскакать.

Ведущая: Не удержать богатырей,

Вмиг вскочили на коней!

Каждому участнику дают «лошадку» (палку с головой лошади).

Ведущая:

Вот преграды на пути! Их непросто обойти! Надо лихо проскакать, Но барьеры не сбивать!

Ведущий дает старт. Игра «Полоса препятствий» (мальчики делятся на 2 (или более) команды и соревнуются между собой, чья команда быстрее и аккуратнее пройдет полосу препятствий).

Ведущая: Все преграды покорились,

Парни дальше в путь пустились.

Музыкальный подарок в исполнении детей «Три танкиста»

Ведущая: И на радости такой Скачут молодцы домой. Вдалеке вдруг заискрилось! Не беда ли там случилась! Вот уж чувствуется жар Видят молодцы — пожар! Надо срочно потушить Да водицы наносить! Только вот одна беда — Есть колодец, нет ведра! Что же делать, как тут быть Как водицы наносить?! Решили время не терять, Стали ложками таскать!

Вносят ведро с водой и ложки. Проводится игра «Принеси воду в ложке», каждая команда носит воду. Кто больше на время

Ведущая: Только пламя затушили

Да домой уж заспешили, Вдруг болото на пути, Не проехать, не пройти А Разбойник Соловей Распугал им всех коней.

Дети разбиваются по1 человеку и встают на газетный лист. Берут второй газетный лист и переходят на него, передвигаясь таким образом в другой конец помещения.

Ведущая: Вот и кончились страданья

Да большие испытанья! И с победою желанной Едут витязи домой. Славит их народ честной! А красавицы девицы Петь большие мастерицы, Их встречают у ворот И заводят хоровод.

Девочки поют песню «Катюша».

Княжна Надежда:

Поздравляю вас, ребята! Заслужили вы награды!

Мальчикам вручаются подарки, грамоты и фотографии.

Учитель (читают стихотворение
Илоны Грошевой Будущим защитникам»)
:

Сегодняшний день Постарайся запомнить И в сердце его сохрани. Ты сильный, ты смелый, И враг вероломный Боится к тебе подойти. И есть еще в жизни Большие дела, Куда тебя честь За собой не звала, Ты смело ступай, Наготове копье! Борись за любимых, За счастье свое!

Общее фото на память.

Читайте также:  Психологические тренинги, тесты, 8-10 класс

Всего всем самого доброго!

Источник: http://bashschool.my1.ru/publ/vneklassnoe_meroprijatie_quot_ne_perevelis_eshhe_bogatyri_na_zemle_russkoj_quot/1-1-0-49

Сценарий праздника, посвященного Дню народного единства «Сильны богатыри славной Руси!»

Сценарий праздника, посвященного Дню народного единства «Сильны богатыри славной Руси!»

Конкурс «Методическая копилка педагога — 2016»

Номинация «Методическая копилка педагога дошкольного учреждения»

Сценарий праздника в детском саду, посвященный Дню народного единства.

Цель: Воспитание любви к своей Родине, воспитание интереса к истории своей страны, чувства сопричастности к культуре своего народа.

Задачи:

1. Знакомство детей с отдельными эпизодами истории страны через художественное слово, произведения искусства, информационные материалы.

2. Показать образ защитника Родины через образы реально существовавших исторических личностей, былинных и сказочных богатырей.

3. Развитие диалогической и монологической речи детей, обогащение словарного запаса детей.

4. Развитие коммуникативных навыков детей, умение находить выход из проблемных ситуаций, поддерживать доброжелательные отношения между детьми.

5. Способствование активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.

Интеграция: познание, коммуникация, социализация, художественное творчество, физическая культура.

Предварительная работа:

1. Социально-коммуникативное развитие:

  • беседа о истории памятника « Минину и Пожарскому»;
  • беседа — рассуждение на тему: « Какими должны быть богатыри?»;
  • сюжетно — ролевая игра « Богатыри»;
  • драматизация « Три богатыря».

2. Речевое развитие:

  • составление рассказа по картине В.М. Васнецова «Богатыри»
  • аппликация на тему « Богатырь»;
  • пластилинография « Русь моя вольная»;
  • слушание русских народных песен и инструментальных мелодий, песни « Богатырская наша сила»( муз.Пахмутовой, сл. Н.Добронравова);
  • разучивание «Песни о Родине» (муз.Алексеева, сл. И. Лейме и В. Рысай).

3. Познавательное развитие:

  • просмотр презентаций «Богатыри земли Русской»;
  • просмотр мультфильма «Илья Муромец», «Сказание о Евпатии Коловрате».

4. Физическое развитие:

  • перетягивание каната;
  • проведение русских народных подвижных игр( «Золотые ворота», «Горелки»)

Оборудование: Презентация по сюжету сценария. Компьютер, экран, проектор, для конкурса: надувные воздушные шары, дротики для копья; картинки с изображением атрибутов богатырей 2 комплекта, разрезная картинка богатыря 2 шт., аудиоаппаратура, кони на палках.

Ход праздника

1 Дети под музыку «Толь берёзка, толь рябина» змейкой входят в зал (на заднем плане — деревушка, лес, речей, сбоку волшебный камень указатель.)

Ведущий: В давние-давние времена нашу родную землю защищали от нападения врагов русские войны — славные богатыри. Много ратных подвигов было на счету богатырском! Поэтому сегодня, по прошествии многих лет и веков, в канун праздника Дня народного единства, мы решили вспомнить про дела ратные, прочесть богатырскую, про удаль молодецкую.

Ребята хотите узнать, в честь какого события отмечается праздник День Народного единства?

Дети: Да.

Ребята, а каких ещё богатырей вы знаете? (ответы детей: Илья Муромец, Алёша Попович, Добрыня Никитич).

Хотите, ребята, отправиться в Древнюю Русь и познакомиться с богатырями?

Дети: Да!

Ведущий: Только как нам попасть в древнюю Русь?

Дети предлагают варианты ответов: на самолёте, вертолёте, поезде…

Ведущий: Нет, на современных видах транспорта нам туда не попасть.

Дети: на машине времени.

Ведущий: Её ещё нужно сделать. А перенести нас в Древнюю Русь способно только волшебство , а точнее старинны музыкальный инструмент. Какие старинные музыкальные инструменты вы знаете?

Дети: ложки, барабан, бубен, гусли.

Ведущий: Гусли! Вот что нам поможет (достаёт гусли и под звуки музыки гуслей начинает свой рассказ) 2 слайд4

Расскажу сейчас вам сказку,

Сказку вам я расскажу!

Как бывало в древнем прошлом

Вам сейчас я покажу!

Покажу вам неразлучных

Сильных, смелых трёх друзей,

Открывайте свои ушки

И послушайте скорей!

( под аудиозапись песни «Богатырская наша сила» появляется на коне Илья Муромец.)3

Илья Муромец: Я Илья Муромец из города Мурома. Жду друзей своих

Под музыку «Богатырская наша сила» выезжает на коне Добрыня Никитич.3

Добрыня Никитич: Я Добрыня Никитич из города Владимира. Здравствуй Илья Муромец.

Илья Муромец: Здравствуй Добрынюшка. Не видал ли ты нашего друга — верного Алёшу Поповича?

Добрыня Никитич: Нет, не видал, Илья Муромец.

Илья Муромец: Куда же он запропаститься — то мог?

Под музыку грусти выходит Алёша Попович без коня4

Алёша Попович: Здравствуйте, други мои верные , богатыри русские!

Илья Муромец: Здравствуй Алёша Попович ! Где же твой конь богатырский?

Алёша Попович: Нет у меня больше коня богатырского, забрало его лютое Лихо Одноглазое!

Добрыня Никитич: А где же твой меч булатный?

Алёша Попович с горечью: и его тоже нет, отнял его Змей Горыныч.

Добрыня Никитич: А где же твоя невеста Василиса Прекрасная?

Алёша Попович с тоской: А невесту — Василису Прекрасную похитил Соловей — разбойник.

Добрыня Никитич: Какой же ты теперь Алёша Попович богатырь? Без коня смелого, меча булатного?

Алёша Попович печально: Никакой я теперь не богатырь.

Илья Муромец: Что ж делать то нам? Надо бы помочь Алёше всё вернуть. Но справимся ли мы с тобой Добрынюшка, с Лихом Одноглазым, Змеем Горынычем, да Соловьём — разбойником? Сильны они каждый по своему.

Ведущий: Не печальтесь Богатыри русские! Мы с ребятами поможем вам одолеть нечисть проклятую. Ведь дети наши сильные, умные и смелые.

Илья Муромец: Спасибо большое, но хотелось бы посмотреть много ли вы знаете о богатырях ?

Игра «Да — нет»

Цель: развивать внимание, быстроту реакции и умение отвечать только словами «да» и «нет».

Наша родина сильна (да) И у нас она одна (да) На Руси богатыри есть (да) Им всегда хвала и честь (да) Илья Муромец герой (да)  Он был самый молодой (нет) Соловья он победил (да) Из автомата подстрелил (нет)  Алеша Попович тоже герой (да)  Он сильный, смелый, молодой (да)  Карабаса в бою победил (да)  На танках боролись богатыри с врагом (нет)  Они воевали с мечом и копьем (да)  Добрыня Никитич был слабым и хилым (нет)  Он змея сумел победить своей силой (да)  Гордимся мы нашими богатырями (да) 

Хотим ли быть такими же сами (да)

Илья Муромец: Вижу -вижу, что вы умные .

Алёша Попович: А внимательные ли вы?

Ведущий: Конечно наши внимательные ! Докажем это ребята?

Игра «Собери богатыря в поход»

Цель: упражнять в умении выделять характерные детали одежды, доспехов и вооружения богатыря. Воспитывать интерес к предметам одежды наших предков.

Детям дается изображение доспехов, одежды и вооружения, нужно выбрать только необходимое снаряжение богатыря.

Ребята делятся на две команды, и каждый игрок по очереди подбегает к столу берёт картинку с тем предметом, который нужен богатырю .Если предмета такого нет то брать не чего не нужно, а просто быстро возвратиться к своей команде.

Илья Муромец: Вижу — Вижу что годитесь вы в помощники. Берём вас с собой.

Слайд 5 Ведущий: И поехали богатыри навстречу Лиху Одноглазому, змею Горынычу да Соловью — разбойнику. Ехали они, ехали и добрались до камня заветного. А на камне том написано:

«Прямо поедешь — коня потеряешь!

Направо поедешь- меча лишишься!

Налево поедешь друзей потеряешь!»

Стали богатыри думать, какую дорожку выбрать.

Добрыня Никитич: Ну что ж поедем прямо. Лучше коня потерять, чем меч да друзей.

 Слайд 6 Ведущий: И поехали они прямо . Едут, едут, а вокруг лес чернеет, услышали тут богатыри шум да гам и выскочило им навстречу… Лихо Одноглазое! ( звуки леса 5)

Слайд 7 Лихо: А-а-а! Кто пожаловал ко мне! Отдавай своих коней!

Алёша Попович: Это оно- Лихо Одноглазое — коня у меня отобрало!

Добрыня Никитич: Как ему это удалось?

Лихо Одноглазое: А я предложил с ним в одну игру интересную сыграть ,хотите с вами сыграю, если не выполните задание заберу ваших коней а коль выполните так и быть отдам Алёшиного коня. Согласны?

Ведущий: Ребята, нужно помочь богатырям справиться с заданием.

Ребята делятся на команды и выбирают по три игрока для выполнения задания: «сложи богатыря из шести частей.

Слайд 8 -9 Лихо Одноглазое: Ну что ж, вы победили. А уговор есть уговор, забирайте Алёшиного коня.

Слайд 10 Ведущий сели богатыри на своих коней и поскакали дальше. И снова оказались у заветного камня.

Илья Муромец: По одной дороге мы поехали — коня вернули. Теперь поедем на право — только берегите свои мечи. 

Слайд 11 Ведущий: И отправились богатыри по правой дорожке. Едут и слышат шипение змеиное, крыльев стрекотание и спускается к ним Змей Горыныч, да такой огромный, что только одну голову и видно, а туловище где то под облаками скрывается.( звуки леса5 )

Слайд 12 Змей Горыныч: Здравствуйте богатыри славные, доставай те свои мечи булатные да отдавайте их мне поскорее!

Добрыня Никитич: Не отдаст богатырь русский меч свой врагу!

Ведущий: Ребята снова пришла пора помочь богатырям справиться с злодеем.

Ребята выбирают три участника от каждой команды для выполнения задания «Сразись с драконом»

Слайд 13-14Ведущий: Молодцы ребята, помогли богатырям победить Змея Горыныча и вернуть Алёше меч (показ слайда)

Слайд 15-16 Добрыня Никитич: Осталась нам одна дорожка- налево.

Ведущий: и отправились богатыри по левой дорожке, едут и слышат посвисты молодецкие, улюлюканья. (свист 6)

 Слайд 17 Видят: выходит Соловей — разбойник, а за собой Василису Прекрасную ведёт.

Соловей разбойник: А-а-а, Алёшенька! Зачем пожаловал, аль ещё одна невеста имеется?

Алёша Попович: Я приехал сюда с друзьями, чтобы вернуть Василису Прекрасную.

Соловей разбойник: Ну, для этого покажи мне свою силу богатырскую.

Ведущий: Ребята, покажем соловью-разбойнику нашу силу?

Команды выбирают мальчиков для отжимания на руках (кто больше отожмётся).

Следующее задание: «Перетяни богатыря»

Дети в роли богатырей встают напротив друг друга у черты, берутся за руки, другая рука должна быть за спиной, стараются перетянуть друг друга за линию. Тот богатырь, который первый переступил черту, проигрывает.

Соловей разбойник: Вижу, что сильны Алёша твои друзья, отдам я тебе Василису, если выполнишь ещё одно задание, но не простое, а музыкальное.

Ведущий: Давайте ребята покажем нашу удаль молодецкую.

Хороводный танец-игра (Этот танец лёгонький 7)

Алёша Попович: Выполнили мы и второе твоё задание, отдавай — Василису Прекрасную.

Соловей — разбойник: Ладно Алёша, твоя взяла. Забирай свою невесту.

Слайд 18 Подошёл Алёша к Василисе и освободил её от оков.

Слайд 19 Ведущий: Вот что удаль, смелость, верность и честь русская делает! Благодаря этому Русь — матушка держится!

А, и сильные, могучие богатыри на святой Руси!

Не скакать врагам по нашей земле!

Не топтать их коням землю русскую!

Не затмить им солнце наше красное!

Век стоит Русь — не шатается!

И века простоит- не шелохнётся!

Ребята, богатырям пора по своим ратным делам, а нам пора возвращаться в детский сад, и помогут нам в этом наши гусли (звучит музыка)

Слайд 20 Гусли, гусли вы играйте,

Ребят обратно возвращайте!

 Вот мы и дома, понравилось вам путешествие? А что больше всего запомнилось?

Ответы детей

Скачать презентацию

Просмотр сценария на сайте ДОУ

Авторизуйтесь на сайте, чтобы скачать файл

Источник: https://www.o-detstve.ru/articles/mkp2016/19699.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector