Внеклассное мероприятие в школе на тему: гостеприимство

Беседа «Русское хлебосольство. Я приглашаю в дом гостей.»

Цель: расширять и обогащать знания учащихся о традициях русского гостеприимства

Задачи:

  • познакомить со старинным обычаем русского народа – гостеприимством,
  • познакомить с правилами поведения в гостях,
  • коррекция и развитие устных речевых способностей, познавательной активности, вовлечение в словарный запас слов и выражений, свойственных устному народному творчеству.

Основные понятия: Гость, гостеприимство, хлебосольство

Материалы к занятию:

  • напечатанные слова  «гость»,  « гостеприимство», «хлебосольство»,
  • напечатанные пословицы.
  • трафареты чашек
  • карточки в конвертах.
  • распечатать — какой дом считается гостеприимным.
  • электронная презентация
  • пряники — разгоняи

Оборудование: компьютер, проектор, экран.

Ход занятия

I. Оргмомент.

Здравствуйте ребята! Здравствуйте, дорогие гости, мы рады приветствовать вас в нашем классе. А как мы здороваемся с гостями? Какие слова говорим? Давайте каждый из вас поздоровается, но постарайтесь не повторяться….Молодцы! Садитесь.

Кто из вас любит ходить в гости? Поднимите руку.  Все любят ходить в гости, я так и думала.  А что мы знаем с вами о том, откуда пошла традиция ходить друг к другу в гости? каким должен быть хозяин и как должен вести себя гость? Давайте попробуем в этом сегодня разобраться.

II. Введение в тему занятия .

Любого человека в жизни окружают разные люди — это семья, близкие, друзья,  знакомые и не знакомые люди. И общение с ними выражается в самой разной форме: разговоры по телефону, короткие беседы и просто случайные встречи на улице.  И все же из всех видов общения самый приятный  это общение с друзьями, когда вы ходите к ним в гости. На это, наверно, есть много причин.

Во- первых, очень приятно, когда, увидев тебя, кто — нибудь обрадуется и тепло улыбнется. Во- вторых, собираются в гостях разные люди; поговорят о том, о сем- и всем польза: узнали новости, обсудили события, обменялись мнениями- и все стали немножко богаче, умнее.  И еще: привыкли люди делиться друг с другом хорошим.

Вот почему с давних пор и до наших дней ходят люди в гости.

Предлагаю прочитать пословицы, записанные на доске и ответить на вопрос — о каком старинном русском обычае у нас с вами пойдет  речь?

На доске:

Гостю щей не жалей, погуще налей!

Гость доволен – хозяин рад.

Для дорогого гостя и ворота настежь.

А как вы думаете — о чем мы будем с вами говорить?

Правильно. Сегодня мы будем говорить о гостях,  о традициях русского  гостеприимства.  

Слайд 1.

III. Основная часть.

Слайд 2.

А вы знаете, что означает слово «гость»? В толковом словаре Даля дается толкование слова «гость» — тот, кто навещает кого-нибудь с целью повидаться, побеседовать, вместе провести время. 

        Но русские люди не только любили ходить в гости , но и очень любили встречать гостей, т.е. были очень гостеприимными. Как вы думаете, что такое гостеприимство?

Гостеприимство — это готовность и желание принимать гостей, угощать их. Как вы думаете,  из каких слов  оно образовано? Правильно от слов «гость» и «принимать».

Слайд 3.

Традиции гостеприимства есть в каждой стране. И только на Руси слово гостеприимство одинаково по значению слову «хлебосольство». Как вы думаете, из каких  двух слов  оно состоит ? Правильно, хлеб и соль.

Хлеб и соль сопровождали все радостные и горестные события, которые происходили в жизни русских людей. Хлебом и солью встречали и самых именитых людей, и молодых в день свадьбы. Хлебом угощали, им в первую очередь запасались, когда отправлялись в дальнюю дорогу. По умению испечь хлеб определяли умения хозяйки…

Слайд 4.

Вспомните известную сказку, где  царь проверял невест сыновей на умения шить и печь хлеб.

Обычай приветствовать гостя с хлебом и солью известен в России с давних времен.

Сочетание хлеба и соли играло роль исключительно емкого символа: хлеб выражал пожелание богатства и благополучия, а соль считалась оберегом, способным защитить человека от враждебных сил и влияний.

Угощение гостя хлебом-солью устанавливало между ним и хозяином отношения приязни и доверия; отказ же от них расценивался как оскорбление. Недаром говорится «от хлеба-соли и царь не отказывается» .

Дома же, славящиеся своим гостеприимством и щедростью, до сих пор называют «хлебосольными».

Ребята, скажите, а вы можете назвать свой дом хлебосольным, гостеприимным? Почему?

Гостеприимные семьи были готовы всегда принять гостей. А что необходимо сделать дома, чтобы было не стыдно и гостей в дом пригласить? Вспомните, как вы готовитесь  ко встрече гостей?  ( убираетесь дома, готовите всякие вкусные вещи, придумываете чем будете развлекать гостей)

Слайд 5.

Вот и на Руси издавна если ждали гостей, то избу чисто убирали, украшали: накрывали стол красивой скатертью, обычно вышитой, доставали красивую посуду, готовили угощения, лакомства.

И не только желанных гостей угощали, но и случайного путника не обижали. Вот так в старину хозяева всегда рады были любому гостю, даже если он пришел поздно.

Тут же ставили самовар, угощали «чем Бог послал», и если нужно — оставляли на ночлег. Русский человек всегда давал пищу и кров нуждающимся.

В те же времена возникают пословицы и поговорки о  русских  традициях приема гостей. Ребята, а вы знаете пословицы и поговорки о гостях и встрече гостей? ( ответы детей). Сейчас мы с вами  разделимся на команды, посоревнуемся в быстроте и наблюдательности, и узнаем еще несколько новых пословиц про русское гостеприимство.

Конкурс «Сложи чашку»

Вы должны собрать разбитые половинки чашек – и на обороте вы сможете прочитать пословицы. Прочитайте их вслух по очереди.

Слайд 6.

Для дорогого гостя и ворота настежь.

Много гостей – много новостей.

Гостю щей не жалей – погуще налей.

Гость доволен – хозяин рад.

Доброму гостю хозяин рад.

Хоть не богат, а гостям рад.

Не дорог обед- дорог привет.

Умел гостей позвать, умей и угощать.

Что есть в печи- все на стол мечи.

Худ обед, когда хлеба нет

 Не красна изба углами, а красна пирогами

За пустой стол гостей не сажают.

Видите, сколько  интересного и поучительного в этих высказываниях ,как хозяева ждали гостей, готовились к их приходу, даже если гость был нежданным.

Ребята, а вы ведь тоже , наверное, любите ходить в гости?  Как вы думает – сильно ли изменились правила приема гостей с тех давних пор? (ответы детей).

Слайд 7.

Как и прежде, хорошее настроение, радость, улыбка у хозяев — самое главное при встрече гостей.

Встречайте гостей не с лестью, а с честью —  гласит народная мудрость.

.

Слайд 8.

И сейчас мы с вами вместе вспомним правила гостеприимства, то есть, как правильно ходить в гости и принимать гостей у себя дома, не забывая об основной традиции  русского хлебосольства, а именно  о том, что гость в доме – это всегда праздник!

Я дам каждой команде конверты с карточками, на которых написаны правила поведения гостей и хозяев. Вам необходимо  найти  правила поведения , которые относятся к гостям и  те правила, которые должен соблюдать хозяин дома.  А теперь проверим, правильно ли вы разобрали карточки. (Каждая команда зачитывает по 1 правилу, остальные  проверяют у себя)

Слайд 9.

Правила для хозяев.

  • Улыбка — самое главное при встрече гостей!
  • Общаясь с гостями, не старайтесь говорить громче их
  • Необходимо  быть щедрым: уступить игрушку, отдать самую интересную роль в игре.
  • За стол хозяева садятся первыми, но не должны начинать есть раньше гостей.
  • Не заканчивай еду и не вставай, если гости еще едят.
  • Принимая у себя дома друзей, нужно продумать программу развлечений.
  • Хозяин приветливо встречает и провожает гостей. Надо выйти в прихожую и обязательно помочь им раздеться и одеться.

Слайд 10.

Правила для гостей.

  • Приходи в гости  без опозданий, но и не раньше, это  еще хуже, чем опоздать.
  • Если обещал, приди обязательно.
  • Обязательно похвали угощение.
  • В гостях постарайся вести себя спокойно, не шуми, не бегай – пошалить можно и дома.
  •  Не следует много и громко говорить, смеяться без повода.
  • Сидя за столом, не тянись первым за самым вкусным.
  • На день рождения принято приходить с подарком. В подарке главное не его стоимость, а внимание к человеку.
  • Нельзя  долго засиживаться в гостях, это может утомить людей.

А теперь посмотрим на картинки и вспомним некоторые правила – как себя не надо вести в гостях за столом:

Слайды 11- 15

         Ответы детей

III. Заключительная часть.

На этом мне бы и хотелось закончить наше занятие. Итак, давайте подведем итоги. Повторим,  какой же дом мы можем с вами назвать гостеприимным? Давайте вместе вслух прочитаем

Слайд 16.

Гостеприимный дом – там, где

  • Приглашают в дом друзей
  • Принимают гостей от души
  • Угощают, не забывая развлекать, чтобы всем было интересно.

  Слайд 17.

Бывает так, что праздник закончился, хозяева устали, а гости медлят  и не уходят. Как быть?

Проводить правильно гостей – тоже  традиция русского гостеприимства. В старые времена на прощание гостям раздавали пряники «разгоняи» или «Выгонцы» . Хорошие обычаи, не правда ли? И гости разошлись и обиды на хозяев нет. На прощание гостю всегда говорили «скатертью дорога»,в те времена это означало, что хозяин дома, желает гостю, чтобы его дорога была гладкая, как скатерть.

Читайте также:  Психологические игры для детей 3-6 лет

Физкультминутка.

Вот мы руки развели,          

 Словно удивились.

 И друг другу до земли

  В пояс поклонились!

  Наклонились, выпрямились,

 Наклонились, выпрямились

 Ниже- ниже, не ленитесь,

 Поклонитесь, улыбнитесь!  

Источник: https://nsportal.ru/shkola/vneklassnaya-rabota/library/2016/10/05/vneklassnoe-meropriyatie-russkoe-hlebosolstvo-ya

Воспитательный час на тему «Азбука гостеприимства»

Воспитательный час на тему: «Азбука гостеприимства».

Цели: формирование культуры поведения, изучение правил этикета в гостях, развитие коммуникативных навыков воспитанников.

Форма: диалог- практикум.

Ход классного часа.

Вступительное слово учителя.

Окружение любого человека- это семья, близкие, друзья, коллеги по работе, знакомые и не знакомые люди. И общение сними выражается в самой разной форме: разговоры по телефону, кратковременные визиты и просто случайные встречи на улице И все же из всех видов общения самый приятный связан с гостеприимством. На это, наверно, есть много причин.

Во- первых, очень приятно, когда, увидев тебя, кто — нибудь обрадуется и тепло улыбнется. Во- вторых, собираются в гостях разные люди; поговорят о том, о сем- и всем польза: узнали новости, обсудили события, обменялись сведениями- и все стали немножко богаче, умнее И еще: привыкли люди делиться друг с другом хорошим.

Вот почему с давних пор и до наших дней ходят люди в гости.

Ситуативный практикум (выполняется в микро-группах)

Каждая группа получает конверт, в котором описана ситуация, которую необходимо разыграть.

Ситуация первая.

У Кати день рождения. Она пригласила друзей к 6 часам. Саша никак не мог дождаться положенного времени и поэтому пришел на час раньше. Катя открыла дверь, увидев Сашу, небрежно сказала: «Ну, ты даешь, пришел так рано, еще не готово ничего. Ладно, подожди в коридоре». И убежала на кухню.

Обсудить в группе с родителями вместе и высказать: Как правильно поступить в этой ситуации гостю и хозяину?

( Раньше времени приходить неприлично. Но, если уж гость пришел, проводи его в комнату, предложи посмотреть книги, альбомы, телевизор, послушать музык ).

Ситуация вторая.

К Вадику пришли одноклассники Сережа и Кирилл. Мальчики хотели поиграть в новую игру. Прошел час, другой, а гости не уходят. Уроки не выучены, картошка по просьбе мамы не начищена. А мама просила начистить картошку и протереть пол влажной тряпкой, Домой их отправить? А как же долг хозяина? А уроки? А мамина просьба

Что можно посоветовать Вадику? Высказывание учащихся

Бывает, что ребята злоупотребляют правом хозяина. В этих случаях хозяину следует определенно, но вежливо сказать, что у него дела, он просит извинить его и приглашает прийти друзей в другой раз.

Ситуация третья.

После школы Саша сказал Кириллу: «Знаешь, приходи ко мне сегодня часов в пять, у меня новая компьютерная игра, поиграем».

Кирилл пришел в семь часов. Он зашел в комнату, бросил куртку в кресло и огляделся.

-А у вас классно! А это что?- и он схватил модель парусника с письменного стола.

-Это отцу подарили. На память.

-Здорово сделано. А мачта из дерева, что ли?- Кирилл нажал посильнее, и мачта слабо хрустнула. Саша взглянул испуганно, но ничего не сказал. А гость в это время уже вертел в руках новый фонарик.

-Сколько стоит? А это где покупали? –Нет мне не нравится это барахло!

-Ну показывай свою игру!

Поиграв немного, он сказал хозяину, что в такие игры он в первом классе играл.

-Ну я пошел. Пока. А фонарик я твой взял, завтра отдам, только покажу отцу, мне тоже такой нужен.

А как вы, ребята ,отнеслись бы к такому гостю?

Работа в группе в месте с родителями и высказывание своего мнения.

Ситуация четвертая.

У Наташи день рождения. Ей исполнилось 12 лет. Они с мамой готовились ко дню рождения тщательно. Пришли ребята из класса засыпали именинницу подарками. Но хозяйка всех встречала по- разному. Жене очень обрадовалась проходи Женечка проходи.

Вика принесла книжку: « с днем с днем рождения Наташа! – Фи книжка. У меня уже такая есть .Ну ладно проходи раз пришла. Наташа, — эту сумочку мы в фирменном магазине покупали,- даря подарок, сказала Оля.

-Классная сумочка, Мне нравится!

Мальчики Антон и Сережа зашли, не здороваясь, сунули Наташе в руки завернутые подарки и прошли в комнату. Аня принесла заколку и конфеты,-

-А я не ем с такой начинкой конфеты,- сказала Наташа.- А заколка красивая!

Давайте обсудим, правильно ли принимала гостей Наташа? Высказывания учащихся

Работа по памяткам

. Зачитывают родители и обсуждают вместе с учащимися.

Как правильно принимать подарки.

  1. Не стесняйтесь выразить радость по поводу полученного подарка. Принимать подарок следует с улыбкой.

  2. Если подарок вас не очень обрадовал, ни в коем случае нельзя показывать своего недовольства и разочарования.

  3. Если вам понравился один из подарков, выражая благодарность, вы не должны поставить в неловкое положение других гостей.

  4. Получив подарок, не откладывайте его в сторону, а сразу в присутствии дарящего разверните его и поблагодарите за подарок.

  5. Цветы сразу стоит поставить в вазу.

  6. Даже получив одинаковые подарки, воспитанный человек не скажет: что я их теперь солить буду?

  7. Ни в коем случае нельзя отказываться от подарка. Вы обидите дарящего.

Как научится правильно выбирать подарки..

  1. Прежде всего учитывай повод для подарка (день рождения, праздник) интересы, вкусы, возраст человека, которому он предназначен;

  2. Наиболее универсальными подарками считаются: книги, ручки, диски, записные книжки;

  3. Самым универсальным подарком считаются цветы;

  4. Подарок не должен дорого стоить. Нельзя дарить ту вещь, которую вы сами получили в подарок;

  5. Не следует дарить животных, даже самых милых и симпатичных, не обговорив с именинником эту идею заранее;

  6. Вручая подарок, сопроводи его добрыми словами, пожеланиями и улыбкой;

  7. Подарки принято вручать в упакованном виде. Позаботьтесь о том, чтобы упаковка хорошо выглядела;

  8. Наклейку с ценой надо удалить с подарка заранее;

  9. Упаковку с цветов не снимают только в том случае, когда она является частью композиции.

К нам пришли гости.

Правила воспитанных хозяев.

  1. Улыбка — самое главное при встрече гостей!

2. Хозяева должны позаботиться о каждом госте и следить, чтобы ни кто не чувствовал себя брошенным и одиноким

  1. Общаясь с гостями, не старайся говорить громче их – это не выгодно тебе же: кто говорит не повышая голоса, к тому прислушиваются внимательнее, чем к крикуну.

  2. Чем приятнее ты будешь слушать собеседника, тем приятнее будет людям с тобой разговаривать.

  1. Если гость совершает какую–нибудь неловкость, не подавай виду, что заметил это.

  2. За стол хозяева садятся первыми, но не должны начинать есть раньше гостей.

  3. Любое блюдо- конфеты, пирожные, надо вначале предложить всем, а потом уже взять себе.

  4. Не заканчивай еду и не вставай, если гости еще едят.

  5. Принимая у себя дома ровесников, нужно продумывать программу развлечений.

  6. Провожая гостя, помоги ему надеть пальто и отвори дверь.

Правила воспитанных гостей.

1..Приходи в гости по приглашению и без опозданий. Прийти раньше намеченного еще хуже, чем опоздать.

2.Когда тебя проводят в комнату, то следует сперва поздороваться с женщинами, а потом с мужчинами.

3. Если вы пришли с цветами, то, пожалуйста, не забудь снять обертку заранее и затем вручить их.

4.Веди себя сдержанно и скромно.Не клади ногу на ногу, не держи руки в карманах. Не следует много и громко говорить, смеяться без повода.

5.Помни, что если кто-то из других гостей тебе не приятен, не подчеркивай этого, иначе поставишь в неудобное положение хозяев дома.

6. Ешь то, чем угощают, не крути носом. Но при этом будь бдительным, чтобы хозяева не положили тебе в тарелку то, что ты просто не переносишь.

7.Сидя за столом, не тянись первым за самым вкусным и не накладывай в тарелку самую большую порцию.

8.Небудь ломакой! Если ты умеешь петь или играть, то не отказывайся, когда тебя об этом просят. Постарайся доставить удовольствие присутствующим.

9. Постарайся избежать обсуждения гостей, которые уже ушли. Если тебе не понравилось в гостях, то не рассказывай об этом другим.

10 Не следует напрашиваться в гости самим, а так же продлевать свой визит до бесконечности.

Рефлексия по кругу: что нового я узнал на классном часе?

Ведущий: с самого детства надо усваивать науку общения, овладевать умениями вести себя среди людей так, чтобы всем было хорошо, приятно , удобно. Нужно научиться быть хорошим гостем, хорошим хозяином. Надеюсь, что наш классный час вам в этом поможет.

Источник: https://kopilkaurokov.ru/vneurochka/meropriyatia/vospitatiel_nyi_chas_na_tiemu_azbuka_ghostiepriimstva

Внеклассное мероприятие для 2 класса «Русское гостеприимство, старинная русская кухня»

Муниципальное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 54

г.о. Тольятти

Выполнила: учитель начальных классов Муранова Галина Петровна

Конкурс-викторина на тему «Старинная русская кухня, гостеприимство русского народа»

(мероприятие по теме «Моя Родина – Россия»)

Цели и задачи:

познакомить со старинным обычаем русского народа — гостеприимство;

познакомить с правилами поведения за столом, которые существовали у наших предков;

развивать у детей творческое воображение и умение составлять пословицы, старинные правила поведения по картинкам.

Оформление: на доске пословицы, картинки с изображением старинных правил поведения за столом, изображения старинных блюд.

Ход мероприятия:

Учитель: Предлагаю прочитать пословицы, записанные на доске и ответить на вопрос: о каком старинном русском обычае идёт речь?

Читайте также:  Организация прогулки в младшей группе по фгос

На доске: хозяин весел – и гости рады.

Гостю щей не жалей, погуще влей!

Гость доволен – хозяин рад.

Для дорогого гостя и ворота настежь.

Много гостей – много и новостей.

Что есть в печи, на стол мечи!

Учитель:

Приходи куманёк, приходи дорогой.

Уж как я тебя угощу!

Покушай, мой голубчик.

Этот обычай называется: (дети хором) гостеприимство.

Рассказ учителя:

Как любили раньше принимать гостей! На именины, на свадьбы, праздники звали родственников, соседей, просто односельчан. Но не только! Бывало, вечерней порой вдруг кто-то «стук-стук» в окно.

«Кто там, входи! – отвечают хозяева. Заходил странник, совсем незнакомый человек, и просился переночевать. Его тут же усаживали к столу. Выставляли перед ним всё, что было в доме из еды. Если же он приходил во время ужина, то, помолясь, говорил: Хлеб, соль.

А хозяин отвечал: — Добро пожаловать, хлеба-соли откушать. Гостя старались не только накормить, но и поговорить с ним. Он часто рассказывал о своих бедах и несчастьях, а хозяева сочувствовали ему. Они старались успокоить его. И оставляли на ночлег.

Таким гостеприимными были и богатые,: и бедные люди.

Учитель:

Посмотрите на изображение чашки и составьте поговорку из слов, записанных на ней.

Дети составляют из слов: Рубить! не дрова пить – чай. (Чай пить – не дрова рубить!).

Учитель:

Любили в старину чаёвничать. С маленьким кусочком сахара выпивали по 10 стаканов. С мужика уж пот льётся градом, а он – «Уф!», оботрётся да снова за чай.

Сидели за чаем и вели неспешные беседы о жизни, рассказывали разные истории. Если появлялся в доме гость, даже поздним вечером, тут же ставили самовар.

И садились за чай с гостем, хотя сами только недавно вышли из-за самовара. Таков был обычай!

Викторина-конкурс: Кто лучше всех сочинит правило поведения за столом.

А теперь мы поговорим с вами о правилах поведения за столом. На доске картинки (свинья за столом, лошади ржут за столом, телёнок с коровой, петушиная семья за столом, цыплёнок бегает по столу)

Учитель предлагает детям к каждой картинке сочинить своё правило.. Например, нельзя за столом вести себя подобно свинье, раскидывать всё на столе. Отсюда и поговорка: посади свинью за стол, она и ноги на стол. И так к каждой картинке. Победителя награждают грамотой.

Учитель:

Вот ещё правила.

  • Хозяин дома садился за стол первым. Только после него можно было садиться остальным.
  • Нельзя было садиться за стол с немытыми руками.
  • Горячую еду: похлёбку, щи ставили в одной большой миске посреди стола. Каждый должен был есть не спеша, не обгоняя других.

Учитель:

А почему нельзя было садиться за стол с немытыми руками, и нельзя было спешить во время еды?

(Высказывания детей)

Учитель дополняет: Как только ты сел за стол с грязными руками, тут же рядом с тобой пристраивалась всякая нечисть: домовой, бес, леший. Посмотрите на картинку, как они сидят с разинутыми ртами. Это они ждут, что ты ошибёшься. Как только ты заспешил и забыл заесть хлебом ложку супа, как они уже тут как тут –ам!

И схватили лишнюю ложку еды к себе в рот! Ты думаешь, что ешь сам, ан нет – подкармливаешь беса. Вот за то, что кормишь беса и получай ложкой по лбу! Так что при еде строго нужно было соблюдать правило: ложку супа – кусочек хлеба, ещё ложку – ещё кусочек откуси. А уж руки-то мыть обязательно, если не хочешь угодить чёрту и другой нечисти.

А вот и загадка:

Всех кормлю с охотою, а сама безротая? (ложка)

Конкурс-викторина: старинная русская кухня

На доске запись:КАБЛЩИПИНКИИНЫШАРОБАГИРА.

Здесь зашифрованы 5 самых любимых блюд, попробуйте назвать их.

Победитель награждается.

Учитель:

Загадывает загадки:

И бело, и черно,

И кисло, и пресно,

И вкусно, и солоно,

И всем людям мило.

Меня бьют,

И колотят, и режут,

А я всё терплю –

Людям добром плачу.

Дети отвечают и читают пословицу.

На доске пословица: Покуда есть хлеб да вода – всё не беда!

Учитель: А какой продукт был самый главный, самый почитаемый?

Без чего не обходился ни приём дорогого гостя, ни встреча молодых в день свадьбы?

Чем поздравляли маму, когда рождались сын или дочь?

Что брали с собой в дальнюю дорогу?

(Дети отвечают хором)

Ученик:

К хлебу в старину относились свято. В каждом доме, в каждой избе на самом видном месте под иконами стоял стол, а на нём лежал каравай хлеба с солонкой. Хлеб можно было брать только чистыми руками. Хлеб нельзя было выбрасывать. А если вдруг кто-то обронит кусок хлеба, то тут же поднимет его и обязательно поцелует!

Почему нельзя выбрасывать хлеб?

Ученик:

Оказывается, рядом с тем, кто любит это делать, всегда чёрт. Как только ты бросил кусок хлеба, чёрт – раз! – и схватил его. А потом-то и будет самое страшное. Когда ты умрёшь, то душа твоя попадёт к чёрту. А это значит, что она будет вечно кипеть в котле с горячей смолой. Это всё1 потому, что ты плохо обращался с хлебом.

А хлеб это святое. Поэтому хлеб никогда не выбрасывали, а даже крошки собирали в ладошку – и в рот.

Так относились к хлебу в старину.

Учитель: Сколько пирожков можно съесть натощак?

У простого народа основной пищей были:

_ _ _ _ _ _ _

_ _ _ _ _ _ _

Похлёбка

Репа

Капуста

Назовите пропущенные названия блюд.

Поговорим о репе и капусте, ведь эти овощи круглый год. Репу пекли в печи и делали из неё каши. Тогда и родилась поговорка: «проще пареной репы».

Вспомните загадки о капусте и репе.

Ученик:

Настоящим народным продуктом была и капуста. Она всегда была на будничном и праздничном столе.

Ну а царицей всех горячих блюд из капусты были ________. Их ели ив царских хоромах, и в купеческих домах, и в бедных крестьянских избах. Правда, у богатых ели «богатые» щи, сваренные с мясом, а у бедных чаще были «пустые щи» на воде. Хорошая или плохая была хозяйка в доме – это можно было узнать не по её нарядам, не по её разговорам. Как вы думаете, а как же?

На доске пословица: Не та хозяйка хороша, что красиво говорит, а та, что хорошо щи варит.

Учитель: Что означает эта пословица?

Когда в России 300 лет тому назад появилась картошка, стали варить похлёбку. Это тоже старинное русское кушанье.

Каши из пшена, гречки, ячменя – это вам известно. А были в старину ещё и рыбные каши: сельдяная, лососевая, осетровая. А какие каши из овощей вы знаете?

На доске вывешивается пословица: Каша – мать наша.

Каши варили и для разных событий: на свадьбы, на похороны. В древности даже свадебный пир назывался кашей.

В России были и особенно праздничные блюда.

(На доску вывешиваются рисунки с изображением блинов, вареников и пельменей.)

Пельмени на русский стол пришли от татар и народа коми. Слово «пельмянь» в переводе с языка коми означает «хлебное ухо». Это хлебное ухо делали с разными начинками: с мясом, с мясом и капустой, с картошкой.

Конкурс на быстрое составление пословиц

На доске половинки пословиц, учитель предлагает собрать из них пословицы.

Пот на спине, так и в тереме тоска.

Хлеб да вода — а ссору выводит.

Сколько ни думай, а лучше молодецкая еда.

Так и хлеб на столе. хлеба – соли не придумаешь.

Хлеб-соль дружбу водит, Если хлеба ни куска,

Проведение конкурса «Меню старинных блюд»

(В него можно включить и яйца, и сметану, и творог)

Чтение учеником стихотворения А.К. Толстого «Пир горой!»

Коли спорить, так уж смело,

Коль карать, так уж за дело,

Коль простить, так всей душой,

Коль пир, так пир горой!

Рассказ учителя:

В старину цари, бояре, князья любили устраивать пиры. Вот например, как пировал царь Иван Грозный.

Гостей у него было 700 человек.

Начался пир с угощения жареными лебедями. Много слуг в бархатных костюмах шли строем по двое. На золотых блюдах они несли лебедей. После этого слуги вынесли 300 жареных павлинов. Красивые павлиньи хвосты были украшением этого блюда. После павлинов вынесли кулебяки, курники, блины, оладьи, пирожки… Так гости закусили.

Потом слуги поставили на столы студни, потом – жареных журавлей, петухов, кур, уток с огурцами. Следующие блюда – разные похлёбки. А ещё были рябчики со сливами, гуси с пшеном, тетёрки. К столу подали почки, баранину, карасей , зайцев в лапше, жаворонков в луке. Еду запивали мёдом, бражкой, вином.

А всего было подано 500 кушаний!

На пирах соблюдались обычаи. Когда гости собрались, выходила к ним нарядная хозяйка и кланилась всем в пояс. А гости отвечали ей земным поклоном. После этого начинался «поцелуйный» обряд.

Хозяин дома кланялся гостям и просил поцеловать свою жену. В начале он целовал её сам, а потом по очереди все гости.

Каждый гость подходил к хозяйке с руками за спиной, целовал её, отходил назад, кланялся ей до земли, а она отвечала ему поясным поклоном.

Хозяин за столом сидел на самом видном месте. А хозяйка вместе с гостями сидели за отдельным женским столом.

Читайте также:  Почему у девушки не складывается личная жизнь

Пир начинался с того, что хозяин подавал каждому гостю кусочек хлеба с солью. А потом слуги подавили на стол пироги, блины, соленья, кур, гусей и многое другое. Гостям было трудно: ведь нельзя было отказываться от еды, чтобы не обидеть хозяев. Поэтому после пира многим было тяжело, некоторые даже заболевали.

Так принимали гостей только богатые люди. А крестьяне были бедными и не могли устраивать пиры. Но ведь поняли, что все русские люди __________________________________.

А что вам понравилось в этом русском обычае.

Подведение итогов и вручение призов.

Используемая литература:

  1. «В гостях у истории», Лупоядова Л.Ю., Лупоядов В.Н., Скатенок Е.Д., Брянск, изд. «Курсив», 1997;

  2. «Живая Русь», Латышина Д.И., книга 2, Москва, изд. «Центр гуманитарного образования», 1995;

  3. Ж — л «Праздники в начальной школе – 2, 2001», составитель Н.Г. Кувашова, изд. «Учитель», Волгоград, 2001;

Источник: https://doc4web.ru/istoriya/vneklassnoe-meropriyatie-dlya-klassa-russkoe-gostepriimstvo-star.html

«Гостеприимство»- внеклассное мероприятие

Прохладненскэ куейм хыхьэ

Къэрэгъэш курыт еджап1э №2

«Адыгэм хьэщ1э и щ1асэщ».

(Ет1уанэ классым щек1уэк1а классщ1ыб зэхьэзэхуэ)

Зыгъэхьэзырар

пэщ1эдзэ классхэм щезыгъаджэ

Лу Маритэ

2015гъ.

Адыгэм хьэщ1э и щ1асэщ.

Мурадыр :

сабийхэм адыгэхэм ижь-ижьыж лъандэрэ къадэгъуэгурык1уа хабзэ гъуэзэджэхэм теухуауэ ящ1эм зегъэубгъун;

-адыгэ хабзэм мыхьэнэшхуэ балигъхэми сабийхэми я дежк1э зэри1эр ц1ык1ухэм ягурыгъэ1уэн;

-ди щ1эблэщ1эм къыщалъхуа я щ1ып1эр ф1ыуэ ялъагъуу, хабзэ нэмысыр зэрахьэу, хьэлщэн дахэ яхэлъу дунейм тетыным хуэущиин.

Еджак1уэ: «Нанэ и псэ, дадэ и бзэ». Нало Заур.

Сэ си нанэр папэм янэщ,

И псэр адыгэпсэщ.

Сэ си дадэр папэм ядэщ,

И бзэр адыгэбзэщ.

Адыгэпсэ, нанэ и псэ,

Сыту упсэ дахэ!

Адыгэбзэ, дадэ и бзэ,

Сыту убзэ дахэ!

Фщ1эрэ фэ а бзэм и л1ыгъэр?

Ар йопсалъэ Дыгъэм.

Сыту ф1ыщэт уэ, ди Дыгъэр,

Узэрыадыгэр!

Еджак1уэ:

Тетщ дунеишхуэм адыгэ лъэпкъ

БжыгъэкIэ мащIэми, лIыгъэ яхэлъщ

Iущхэщ, бэшэчхэщ, пщIэшхуи зэрахьэ

Лэжьыгъэ хъуами псэемыблэжхэщ.

Хабзэр, нэмысыр ныбжьу ягъусэщ,

ШыгъупIастэ IэнэкIи зы къатемыкIуэ,

ХьэщIэ яфIэфIщи, ину яIэт

Джэгухэр хуагъахъэ, шыгъажэ хуащI.

ЖьэкIэху тхьэмадэу щытщ Iуэщхьэмахуи

Адыгэ псори, дэни щыпсэури

И псэр хуэкъабзэу и гур хуэщабэу

Ирегъэблагъэр адэжь жьэгупэжьым.

Езыгъэк1уэк1 1-2: Фи махуэ ф1ыуэ.

Езыгъэк1уэк1 1: Адыгэ хабзэхэр хабзэу щы1эм я нэхъ дахэщ. Абы хохьэ уи лъэпкъыр, укъыщалъхуа уи щ1ып1эр ф1ыуэ лъэгъуныр, укъэзылъхуа уи адэ- анэм пщ1э, нэмыс хуэщ1ыныр, нэхъыжьхэм ц1ыхубзхэм пщ1э хуэщ1ыныр, хьэщ1э гъэхьэщ1эныр гъэлъэп1эныр.

Нобэ дэ дытепсэлъыхьыну дыхуейщ, адыгэхэм хьэщ1эм к1элъызэрахьэу щыта хабзэм.

Езыгъэк1уэк1 2: Пасэ зэман лъандэрэ хьэщ1эм пщ1э хуащ1у къадэгъуогурык1уэ, гуапагъэр, хьэщ1агъэ зехьэныр, мы лъэхъэнэми Кавказым щахъумащ, псом хуэмыдэу адыгэхэм.

Езыгъэк1уэк1 1: Адыгэхэм хьэщ1агъэ зэрызэрахьэр адрей лъэпкъхэм къазэрыщхьэщык1ыр дэтхэнэ зы гъуэгурык1уэри хьэщ1эу ирагъэблагъэу зэрыщытарщ.

Езыгъэк1уэк1 2: Адыгэхэм хьэщ1эщ я1эу щытащ. Ар сыт щыгъуи хьэзырт: маф1э щ1ауэ, пхъэ къутауэ щ1элъу, п1э щ1эту, ек1уу зэлъ1ухауэ щытт.

Езыгъэк1уэк1 1: Хьэщ1эр хэтми ирагъэблагъэрт, зык1и еупщ1тэкъым, ерыскъым и нэхъыф1ыр къыхуащтэрт, ягъэтыншырт.

Езыгъэк1уэк1 2: Хьэщ1эм ерыскъы 1эф1 зэмылуэужьыгъуэхэр хутрагъэувэрт. Абы и 1энэм тралъхьэрт унэм нэхъ ерыскъы нэхъыф1у щ1элъхэр. Хьэщ1эр нэхъыф1у гъэхьэщ1а зэрыхъуным хущ1экъурт.

Езыгъэк1уэк1 1: Хьэщ1эм зыгуэр ф1эк1уэдамэ, бысымым къигъуэтыжын хуейт.

Езыгъэк1уэк1 2:Адыгэм хьэщ1эм зэи лей къытрагъэхьэртэкъым, яхъумэрт.

Езыгъэк1уэк1 1:Хьэщ1э къэк1уамэ, ар я бийуэ щытми, пежьэу и шы 1умп1эр иубыду къригъэпсыхын, и щ1ак1уэ-бащлъыкъыр къы1ихыу иригъэблэгъэн хуейт.

Езыгъэк1уэк1 2: Хъыджэбз, щ1алэ хьэщ1эхэм джэгу хуащ1у я нэгу зэрагъэужьын хуейт.

Езыгъэк1уэк1 1: Л1ыжь хьэщ1эм, гъунэгъу л1ыжь къашэрти бгъэдагъэсырт, ямыгъэзэшу, хуэпщаф1эу ягъатхъэу.

Езыгъэк1уэк1 2:Хьэщ1эм и 1уэху зэф1эк1арэ емыжьэжмэ, ар емык1уу къалъытэрт.

“Хьэщ1эр хьэщ1эщым къыдогъэблагъэ” — гъэлъэгнъуэн.

1эдииху: Хьщ1эщымк1э сыплъати хьэщ1э къытхуэк1уа си гугъэщ. Мухьэдин, хьэщ1эр къегъэблэгъэн хуейщ.

Хьэщ1эхэм: Уи махуэ ф1ыуэ!

Ратмир: Хьэщ1эхэм захуигъэзауэ. Фи махуэ ф1ыуэ! Фыкъеблагъэ хьэщ1э лъап1эхэ ди хьэщ1эщымк1э. Фыныщ1ыхьэ, моуэ фет1ысэхи т1эк1у зывгъэпсэху. Сэ зы талайк1э къэзгъэзэжынщ.

Ратмир: 1эдииху зэхуигъэзауэ. Хьэщ1эхэр гъэхьэщ1эн хуейщ. Нэхъ шхыныф1 дыдэу щы1эхэр яхуэгъэхьэзырын хуейщ.

1эдииху : Ат1э лы хэк1хэр хьэзыр хъухук1э лакъумрэ къалмыкъ шейрэ, кхъуей щ1ыгъуу тхьынщ.

Ратмир: Чэтым к1уауэ зы мэл къэубыдауэ ф1эгъэжын хуейщ, хьэщ1эм папщ1э.

1эдииху : Ди гъунэгъухэми жеф1э хьэщ1эхэр дызэри1эр. Ахэр тегъэун хуейщ.

Танцевальная группа исполняет национальный танец “Кафу”.

Хьэщ1эхэр щежьэжк1э бысымым къехъуэхъурт:

Хьэщ1э 1: Мы 1энэр къэзыухуар

Илъэс мин псо псэуамэ,

Гукъеяуэ имы1эу,

И 1эм насып къыпыщу,

Къыпыщэщрэ игуэшу,

Жылагъуэм ялъысрэ,

Хэхэсми къелыжу,

Ди тхьэ, апхуэдэу гъэпсэу!

Хьэщ1э 2:

Мы 1энэр къыщащта унагъуэр-

Уардэ унэжьу,

Выжьхэр щаук1ыу,

Гъэлъэхъу ук1ып1эу,

Ик1ым кърихьэу

Къихьэм къранэу,

Уардэ унэ зэтесу,

Хьэщ1э епсыхып1эу,

Зы губгъэни ямы1эу

Гъэ мин унагъуэ тхьэм ищ1.

Езыгъэк1уэк1 1: Адыгэхэм хабзэм ехьэл1ауэ псалъэжь куэд ди1эщ. Тф1эф1щ абыхэм ящыщ фыщ1эдгъэдэ1умэ:

Еджак1уэ: Адыгэ хабзэр адэ щ1эинщ.

Еджак1уэ: Адыгэм хьэщIэ и щIасэщ.

Еджак1уэ: Хьэщ1эм насып къыдок1уэ.

Еджак1уэ:Адыгэ хьэщ1эр быдап1э исщ.

Еджак1уэ: Хабзэм къемызэгъыр и бийщ.

Еджак1уэ:Хабзэф1ыр къегъэжьэгъуейщ, ауэ хэгъэк1уэдэжыгъуаф1эщ.

Еджак1уэ: Щ1эблэр бгъасэмэ, къыпхуэсакъынущ, бгъэсэхъумэ лъабжьэк1э уихьыгнущ.

Еджак1уэ: Адыгэ мыгъуэ, шыгъурэ пIастэрэ.

Еджак1уэ: АдрыщIым ущIэдэумэ, мыдрыщIыр къыплъысынщ.

Еджак1уэ: Хабзэ лъэIукъыми, Iумахуэ Iуэхутхьэбзэкъым.

Еджак1уэ: Гъунэгъуф1-къуэшыф1 пэлъытэщ

Еджак1уэ:Нэмысыр хьэхууи ятыркъым, щ1ыхуэуи къащтэркъым.

Еджак1уэ: Нэмыс здэщымы1эм,насып щы1экъым

Еджак1уэ:Уи адэ-анэ яхуэпщ1 нэмысыр уи бынми къыпхуащ1ыжынщ

Еджак1уэ: «Си щ1ыналъэ» Къагъырмэс Борис.

Си гур бгъэм зэрилъым хуэдэу,

Сигу сыт щыгъуи илъыр уэрщ.

Си пщ1ыхь 1эф1ым уэращ хэтыр,

Нэгъуэщ1 хэку щызгъак1уэм жэщ.

Уэ узи1эу щымытамэ,

Куэд си гъащ1эм хущыщ1энт,

Ещхь сыхъунт къутам зи дамэр,

Зым щымыщу сыкъэнэнт.

Уэрщ си гъащ1эм и 1эф1ып1эр

Си псэм щыщу укъыщ1ок1.

Уэ угуф1эм – сэ согуф1э,

Унэщхъейм – куэд си фэм док1.

Лъахэу щы1эм сахэгъадэ,

Къэзгъэк1ухь сэ щ1ы хъурейр-

Пхуэдэу си гур хэзыгъахъуэ

Щызгъуэтынкъым мы дунейм!

Уэрэд «Адыгэ уафэ»

Адыгэ уафэ, адыгэ щ1ылъэ

Уэгум сихьамэ щ1ылъэр си плъап1эщ

Адыгэ уафэ, адыгэ щ1ылъэ

Уи лъахэм ситмэ дунейм сытеткъэ.

Уи къалэ щхьиблым зыкърагъэщхьу,

Вагъуэ зэшиблыр жэщк1э зэщ1облэ

А блым еянэу, нэхъ ябжьыф1эк1ыу

Си гурыф1ыгъуэр адыгэ хэкукъэ

Езыгъэк1уэк1 1-2: Ди зэ1ущэр абдежым щыдухынщ. Узыншэу фыщытхэ!

Источник: https://multiurok.ru/files/gostiepriimstvo-vnieklassnoie-mieropriiatiie.html

Традиции русского гостеприимства. проект подготовили: нижник надежда, ученица 5 класса, блохина татьяна. ученица 6 класса шабаршина наталья, ученица 6. — презентация

1 ТРАДИЦИИ РУССКОГО ГОСТЕПРИИМСТВА. Проект подготовили: Нижник Надежда, ученица 5 класса, Блохина Татьяна. ученица 6 класса Шабаршина Наталья, ученица 6 класса

2 Вид проекта: информационно – познавательный. Тема проекта: Традиции русского гостеприимства. Цель проекта: познакомиться с традициями гостеприимства, с правилами гостеприимства и рассказать о них одноклассникам. Задачи проекта: Узнать, что такое гостеприимство. Познакомиться с традициями гостеприимства разных народов. Познакомиться с основными правилами гостеприимства. Познакомить учащихся с темой проекта. Создать буклеты с правилами гостеприимства и раздать учащимся школы.

3 Актуальность темы Изучая предмет « Основы мировых религиозных культур », мы многое узнали о культуре, традициях, обычаях разных народов. На одном из уроков знакомились с традициями гостеприимства разных народов в давние времена. Интересно, а поддерживаются ли традиции гостеприимства в наше время, ходят ли в гости люди и какие правила нужно соблюдать, если ты позвал к себе гостей?

4 Гостеприимство — обычай, который объединяет все семьи, все народы. Это готовность с искренней радостью принять гостей, кем бы они ни были и в какое бы время не пришли. Это сочетание благородства, щедрости и уважения к людям. Мы решили провести опрос учащихся и учителей нашей школы и узнать: Что такое гостеприимство? Какие традиции гостеприимства вы знаете? Часто ли вы ходите в гости или зовете к себе гостей?

5

6 Проведя опрос и изучив ответы, мы пришли к выводу, что большинство опрошенных учащихся затрудняются рассказать о традициях гостеприимства, о том, что такое гостеприимство и очень редко ходят в гости.

7 Гостеприимство – это радушие в приеме и угощение посетителей, странников. Гостеприимство – универсальная традиция повседневно-бытовой культуры, предписывающая обязательность радушия и заботы о госте.

8 Посещение краеведческого музея п. Степной

9 По древнему татарскому обычаю в честь гостя расстилалась праздничная скатерть и на стол выставлялись лучшие угощения — сладкий чак- чак, щербет, липовый мед и душистый чай. Гостей было принято не только угощать, но и одаривать подарками. По обычаю и гость отвечал тем же.

10

11 Казахи всегда славились своим гостеприимством. Каждый казах стремится выполнять одну из заповедей предков – встречать гостя, как посланника Бога.

12

13 Традиции гостеприимства у разных народов: Веками складывались национальные традиции гостеприимства. Народы Кавказа древнему обычаю гостеприимства следуют и сегодня. Старики на Кавказе любят говорить: « Куда не приходит гость, туда не приходит и благодать ».

14

15 Если мы хотим кого-то Встретить щедро от души, На крыльце того встречаем С белым пышным караваем. Он на блюде расписном С белоснежным рушником! А еще мы соль подносим, Поклоняясь, отведать просим: «Дорогой наш гость и друг, Принимай-ка хлеб из рук!» Традиции гостеприимства у русского человека.

16 Гостя встречали с земным поклоном, старались окружить лаской и заботой, относились к нему с особым почетом и уважением, угощали самым лучшим, что было в доме.

17

18

19 Традиции русского гостеприимства отражены и в русских народных сказках:

20 Лиса и журавль

21

22

23 Правила гостеприимства

24 Принимать вас не забота, Не тяжелая работа, Принимать вас мы готовы, Будьте счастливы, здоровы. А по сердцу вам придется, Огонечек вновь зажжется. В наш уютный уголок Заходите на часок.

25

Источник: http://www.myshared.ru/slide/372908/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector