Внеклассные занятия по экологии для младших школьников

Внеклассные занятия по экологии для младших школьников

Открытое мероприятие по экологическому воспитанию

(в начальной школе ФГОС).

Подготовила и провела Игнатова Ольга Николаевна

«Путешествие по экологической тропе» в 1 классе

Цели и задачи:

  • формирование представлений и элементарных знаний об экологии;
  • анализ позитивного опыта по взаимодействию с окружающей средой;
  • развитие индивидуальных способностей учащихся;
  • воспитание бережного отношения к природе;
  • формирование познавательных интересов во внеурочное время.

Планируемые достижения учащихся:

  • Усвоить, что экология – это наука, которая учит бережно относится к окружающему миру.
  • Понять, что в исчезновении птиц и животных в лесах виноваты люди.
  • Учиться защищать природные ресурсы.
  • Развивать индивидуальность в процессе творческих и интеллектуальных заданий.

Оборудование:

  • аудиозапись голов птиц;
  • индивидуальные творческие задания;
  • клей;
  • цветные карандаши;
  • мультимедийная презентация по теме “Путешествие по экологической тропе”;

Ход мероприятия

Учитель: — Добрый день, уважаемые гости! Добрый день, ребята!

Дорогие ребята! Посмотрите, сколько у нас сегодня гостей! Давайте их поприветствуем!

Ребята, сегодня мы отправимся в необычное, но очень серьёзное и важное путешествие по просторам нашей земли. Только так можно разузнать все её тайны, разглядеть её красоту, увидеть все беды и помочь ей. Я желаю вам всем сегодня добра!
Если вам будет трудно, я помогу!

Я готова начать работу и поэтому показываю вам этот знак. (Открытые ладони).

Пожалуйста, кто хочет начать работу, ответьте мне этим же знаком. (Дети показывают ладошки)

ученик: 
Я спешу сказать вам: «здравствуйте!»,Чтоб пожелать здоровья доброго.

ученик: 

Я спешу сказать вам: «благости!»,Чтоб пожелать вам счастья нового.

ученик: 

Я спешу сказать вам: «радости,

Удач, успехов и везенья!»

Сегодня мы собрались вместе, чтобы еще раз подумать, поразмышлять о таком важном вопросе, как охрана природы. Чтобы понять природу, нужно ее хорошо знать и любить. Этой теме мы и посвящаем наше мероприятие.

ученик:  
Я живу на земле, где тревожно и горькоПахнет лист тополиный, промытый грозой,Где в печи розовеет пшеничная корка,Где сплавляет пучина свинец с бирюзой.На земле, осчастливленной солнечным светом,Изнывающей в лунной несбыточной мгле,Непонятной безжизненным стылым планетам,

Трижды грешной и трижды прекрасной земле!

Учитель:
А, давайте вспомним, как всё начиналось!

Одну простую сказку,а может и не сказку,а может непростую,хочу вам рассказатьЕе мы помним с детства,а может, и не с детства,а может и не помним,но будем вспоминать!

(фонограмма звуки леса, слайды)

(видео)

ученик: Когда – то, собравшись с последними силами,Создал Господь планету красивуюДал ей форму шара большогоИ посадил там деревья, цветыТравы невиданной красоты.Много животных там стало водитьсяЗмеи, слоны, черепахи и птицыВот вам подарок, люди владейтеЗемлю вспашите, хлебом засейтеВсем завещаю вам я отныне –Вы берегите эту святыню.

Сегодня мы с вами отправимся в Зеленую страну по экологической тропе . Зеленый цвет – это цвет живой природы. А природу можно сравнить с большой увлекательной книгой. Любая травинка, каждая птичка, каждая бабочка – это страницы книги природы.  Мы — её часть и призваны быть не жадными потребителями, а мудрыми друзьями. Мы все — дети природы.

Послушайте историю о лесе.

Кадр Лес

– Жил был лес.

Кадр Птицы

Источник: https://kopilkaurokov.ru/vneurochka/meropriyatia/vnieklassnoie_zaniatiie_po_ekologhii_s_priezientatsiiei

Внеклассное мероприятие на экологическую тему «Мир вокруг нас»

Внеклассное мероприятие на экологическую тему

Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №78

Внеклассное мероприятие на экологическую тему «Мир вокруг нас»

Автор методической разработки учитель начальных классов МОУ СОШ №78 Филимонова Людмила Николаевна

Волгоград 2008

В начальной школе, на первой ступени обучения, начинается целенаправленный процесс усвоения детьми естественнонаучных знаний. На их основе у учащихся формируются первые элементарные понятия, раскрывающие закономерности жизни природы, её роль и значение для нормального существования человеческого общества.

На первой ступени обучения ребенок пополняет свои знания о природе, знакомится с целостной картиной мира. Экологическое воспитание имеет особое значение, т.к. вопросы сохранения окружающей среды выходят на первый план, без этого невозможна жизнь человека.

В то же время стало очевидным, что сегодняшнее критическое состояние природной среды обусловлено ошибочным экологическим поведением людей. Через систему внеклассных занимательных занятий ребенок учится видеть ценности природы, необходимость охраны природы, обосновывает правило и порядок поведения в окружающей природной среде.

На внеклассных занятиях ребенок раскрепощён, участвует в игре, живет в сказке, имеет возможность прочувствовать созданную ситуацию, в которой он не может не выразить своего отношения. Ребенок получает импульс к формированию себя как гуманной личности.

При этом важно не только доброе и непотребительское отношение к окружающему миру, но, и осознание себя как части природы и бережного отношения к своему здоровью.

Целью этого занятия является становление у младших школьников эмоционально-нравственного отношения к окружающей среде на основе единства чувственного и рационального познания природного и социального окружения человека; формирование представлений о природном социальном окружении как среде жизнедеятельности человека; воспитание эстетического, нравственного и практического отношения к среде жизнедеятельности человека, умение вести себя в ней в соответствии с общечеловеческими моральными нормами.

Младшие школьники учатся решать реальные экологические проблемы:

Предлагаемое занятие можно провести в любом классе начальной школы, поскольку его содержание доступно возрасту и пониманию младших школьников. Для этого занятия подготавливается на большом листе ватмана следующая схема: в центре изображение человека (для лица две маски – грустная и улыбающаяся).

Далее на одинаковом расстоянии друг от друга располагаются пять окружностей. В первом круге – фигура человека. Второй круг – светло-голубого цвета, на нём аппликации, изображающие микробов различных конфигураций; они тёмно-серого цвета, прикреплены булавками или пластилином.

Третий круг — неокрашенный, белый, на нём прикреплено множество спиралей и стрелок различных цветов. Четвёртый круг — ярко-синего цвета. В нём фигурки неопределённых форм тёмных цветов. Пятый круг – зелёного цвета. На нём прикреплены чёрные квадраты и круги.

Под ними приклеены или нарисованы изображения животных и растения, которые находятся под охраной. Остальное пространство листа ватмана окрашено светло-фиолетовым цветом. Слева вверху изображено Солнце ( жёлтое, яркое, со множеством лучей) и по всему полю – звёзды.

В начале занятия лицо человека в центре схемы грустно, в конце занятия прикрепляется улыбающаяся маска. Схему помещают перед занятием на доску.

Звучит музыка «В мире животных». Выходят дети и читают стихи:

Источник: http://www.uchportal.ru/publ/22-1-0-1646

Экология для младших школьников

Экология для младших школьников

Экология для младших школьников. (Из опыта работы Михайловой Татьяны Викторовны, учителя начальных классов общеобразовательной средней школы №3 г. Нурлат.)

Оглавление

1. Введение.

2. Пояснительная записка.

3. Учебно-тематическое планирование.

4. Содержание программы 3 и 4 классов.

5. Список литературы.

1.Введение.

Снабженной мощной техникой человек, часто не задумываясь, нарушает связи живых организмов со средой обитания, застраивая естественные угодья городами, поселками, эстакадами дорог, заливая их асфальтом и

бетоном, осушая болота, губя все живое.

В становлении экологической культуры личности важная роль принадлежит годам детства. Современное понимание детства в формировании личности человека, его многогранных отношений с окружающим миром

чрезвычайно важно и для развития новых отношений ребенка с природным и социальным окружением, и для осознания им своего места в общей научной картине мира.

С позиции современных исследований начальная школа — важнейший этап в становлении мировоззренческой позиции человека, интенсивного накопления знаний об окружающем мире, формирование культуры поведения

в природе и социуме. Истоки подобной значимости этого возрастного этапа кроются в психофизиологических особенностях детей. Однако поддержание и развитие этих предпосылок, данных ребенку от природы, нуждается в соответствующем обучении, поскольку содержание экологического образования может быть освоено только в деятельности по изучению и охране окружающей среды.

Подготовка данной программы осуществлялась с использованием материала книг и журналов представленных

в разделе «Список литературы». Основной материал взят из учебно-методического пособия Л.И.

Греховой «В союзе с природой», где представлена система игровых технологий воспитания экологической культуры детей: уроки, занятия, проекты, КВН, «Звездный час», «Поле чудес», сценарии вечеров и праздников, а также банк экологических сказок, рассказов, викторин и загадок о природе. Использован материал книги авторов Литвиновой Л.С., Жиренко О.

Е. «Нравственно-экологическое воспитание школьников», в которой рассматриваются аспекты экологического воспитания учащихся разных возрастных групп, предлагаются сценарии различных мероприятий и массовых праздников, посвященных экологической тематике.

Цель обучения: Сформировать ответственное отношение подрастающего поколения к окружающей среде и здоровью человека через экологические основополагающие понятия в процессе изучения учебных дисциплин и во внеклассной работе.

Задачи обучения:

1) Вовлечь учащихся в конкретную деятельность по изучению и оценке состояния окружающей среды.

Читайте также:  Сценарий юбилея школы 30 лет

2) Отобрать содержание, приемы, методы, формы работы с детьми, способствующие формированию ответственного отношения подрастающего поколения к окружающей среде и здоровью человека.

3)Воспитывать навыки экологической культуры, доброты, ответственного отношения к природе и к людям, которые живут рядом, к потомкам, которым нужно оставить Землю пригодной для полноценной жизни и к себе.

2.Пояснительная записка.

Культура, возрастившая технократическую, потребительскую цивилизацию, оказалась неадекватна природе. Духовное оскудение человека привело к отчуждению его от природы, науки культуры. На смену потребительскому взгляду на мир природы приходят общечеловеческие, гуманистические ценности. Прежде всего, они рождают культуру диалога человека с природой и взаимоотношение с ней.

Взаимодействие природы и человека очень сложно. Без перестройки нашего сознания и отношения к природе жизнь человека на Земле может погибнуть гораздо раньше, чем мы предполагаем. Вот почему каждому нужно учиться бережно относится к природе, ее богатствам во избежание катастрофы на Земле.

Факультативный курс «Экология для младших школьников» разработан как дополнение к курсу «Окружающий мир» Вахрушева А.А. по образовательной программе «Школа 2100». В целом факультативный курс позволяет углубить, расширить, и систематизировать знания учащихся, вооружить их практическими умениями и навыками, обеспечивает более надежные основы экологической ответственности младших школьников.

Факультативный курс предназначается для учащихся 3 и 4 классов по 34 занятия в год (1 час в неделю). Он изучается параллельно курсу «Окружающий мир» Вахрушева А.А.

по образовательной программе «Школа 2100» и подготовлен с учетом программы и учебника по данному предмету.

В качестве учебного материала по данному курсу будут использоваться дополнительные уроки из учебника «Окружающий мир» Вахрушева А.А. по программе » Школа 2100″, а также краеведческий материал.

В программе 3 класса выделено 7 учебных тем. В 4 классе 10 тем. Для каждой темы указано рекомендуемое количество часов, однако учитель может перераспределять часы по своему усмотрению.

Вовлечение учащихся в конкретную деятельность одна из основных задач курса поэтому в планирование вовлечено много практических занятий, экскурсий, выполнение творческих заданий.

Способ построения программы концентрический, поэтому темы предыдущего года находят продолжение на втором году обучения.

Программа адресована учителям начальных классов, для использования во внеклассной и кружковой работах. Учебный материал рассчитан на учащихся 3-4 классов общеобразовательных школ.

Данная программа состоит из: введения, пояснительной записки, учебно- тематического планирования, содержания программы, списка литературы.

Оценка усвоения знаний осуществляется через выполнение школьником заданий творческого характера:

  • Написать
  • Нарисовать
  • Соединить
  • Вылепить
  • Составить
  • Найти

Оценка усвоения знаний осуществляется через постоянное повторение важнейших понятий, законов и правил:

  • блиц-опрос;
  • загадки;
  • вспомнить, что пригодиться в данной теме;
  • тесты;
  • кроссворды;
  • интеллектуальные игры.

Практическая деятельность учащихся :

  • мини-проекты
  • выпуск экологического листа
  • лекторская группа
  • «зеленый» и «голубой» патруль
  • театр «Охраняй-ка»

Прогнозируемый результат:

Модель- личности ученика начальной школы, владеющего экологической культурой.

Черты:

  • любящий природу;
  • знающий и соблюдающий нормы экологической этики и морали;-
  • изучающий и постоянно повышающий уровень своих знаний о природе.

По окончании факультативного курса учащиеся должны знать:

-что такое экология;

-об основных экологических системах и их специфике;

-экологические катастрофы;

-способы охраны природы;

-влияние экологии на здоровье человека.

По окончании факультативного курса учащиеся должны уметь:

-проводить наблюдение за растениями и животными;

-определять принадлежность растений и животных к основным изученным систематическим группам;

-устанавливать цепи питания;

-выявлять причинно-следственные связи;

-участвовать в практической работе по охране природы.

Программа апробирована на учащихся школы №3 города Нурлат в 2004-2006гг

3. Учебно- тематическое планирование.

III класс. ( 34 ч. В неделю)

Тема урока Кол-во часов примечание
1 Введение. Что такое экология 1 ч Иллюстрации природных сообществ
2 Сохранность красоты природы 1 ч. Иллюстрации заповедников. Астраханский заповедник, Волжско-Камский заповедник
3 Экосистема. Цепи питания 2 ч. Иллюстрации растений, насекомых, птиц, животных.
4 Экосистема парка 1 ч Экскурсия в парк микрорайона «Сахарник»
5 Операция «Юные спасатели» 1 ч Практическое занятие
6 Экологические знаки 1 ч Составление экологических знаков
7 Защитим природу! 1 ч В.Бианки. «Лесная газета», чтение телеграмм, обсуждение.
8 Операция «Подкормка» 2 ч Практическое занятие. Изготовление и развешивание кормушек.
9 Экосистема леса 1 ч. Таблица «Лес» Иллюстрация растений, животных (лось, кабан, волк)
10 Разнообразие растительного мира нашего микрорайона 1 ч Иллюстрация растений (ольха, ель, сосна).

Путешествие-игра по станциям «Водная», «Лесная», «Луговая»

Источник: http://ekollog.ru/ekologiya-dlya-mladshih-shkolenikov.html

Статья на тему: «Экологическое воспитание младших школьников во внеурочной деятельности»

Экологической воспитание младших школьников во внеурочной деятельности.

учитель начальных классов

МКОУ Бабяковская СОШ № 1

Бондарева Я. Н.

«Ребёнок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним откроется чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках»

В.А.Сухомлинский.

Проблема экологического воспитания и образования существовала, и будет существовать на протяжении развития общества.Правильное экологическое воспитание позволит в дальнейшем предотвратить многие экологические проблемы человечества.

Сохранение всего живого на планете – неизменная спутница человеческого познания, его устремлённости к прогрессу. Любовь к природе, сознательное, бережное и заинтересованное отношение к ней каждого человека должны воспитываться с раннего детства.

Именно в младшем школьном возрасте ребенок получает основы систематических знаний; здесь формируются и развиваются особенности его характера, воли, нравственного облика.

Экологическое воспитание младших школьников означает формирование у них экологического сознания – сознательного отношения к окружающей природной среде с целью охраны и рационального использования природных ресурсов. Главной целью экологического воспитания является формирование личности, характеризующейся развитым экологическим сознанием и культурой.

Экологическая культура человека проявляется в его отношении к природе, в умении обращаться с ней. Формирование этой культуры длительный процесс, который обычно начинается в семье и продолжается в школе и вне её. Цель формирования экологической культуры младших школьников состоит в воспитании ответственного, бережного отношения к природе.

Достижение этой цели возможно при условии систематической работы школы по формированию у учащихся системы научных знаний, направленных на познание законов природы и общества, процессов и результатов взаимодействия человека, общества и природы, при сформированности у детей потребности в общении с природой и готовности к природоохранительной деятельности.

Содержание работы по формированию экологической культуры учащихся включает деятельность учителей, родителей и самих детей по овладению системой знаний о взаимодействии природы и общества, по выработке экологических ценностных ориентаций, норм и правил поведения в отношении к природе, умений и навыков по её изучению и охране. В настоящее время сложилась такая ситуация, что старшее поколение было лишено возможности овладеть основами экологических знаний, и поэтому основная тяжесть ложится на плечи школы, а в частности учителей.

Таким образом, цель системы экологического воспитания младших школьников – развитие экологического сознания личности ребёнка как совокупности знаний, мышления, чувств и воли; формирование готовности к активной природоохранной деятельности. Процесс формирования готовности учащихся к природоохранной деятельности включает следующие мероприятия:

  • экологическое просвещение младших школьников – формирование у детей необходимых знаний, суждений, понятий, убеждений. Важно, чтобы ребёнок понял и усвоил, что его благополучие, завтрашний день его близких зависят от чистоты воздуха и воды, от здоровья его самого, его родителей, которое зависит от чистоты среды его обитания.
  • экологические воспитательные дела (внеклассная работа по экологии в начальной школе. Формирование экологической культуры младших школьников осуществляется как в учебной, так и во внеурочной деятельности, во внеклассной работе по предмету. На уроках у учащихся формируются убеждения, что природа — целостная саморегулирующаяся система. Важное звено — изучение и понимание экологических законов и закономерностей существования, формирования биологических систем всех уровней.

Во внеурочной деятельности экологического воспитания можно выделить следующие направления работы:

— Познавательное направление работы, (дидактические игры, беседы, заочные путешествия, викторины);

— Познавательно-развлекательное направление работы (праздники, утренники, устные журналы, экологические игры, игры-путешествия).

— Практическое направление работы, (посадка деревьев и кустарников, озеленение класса, подкормка птиц)

— Исследовательское направление (экскурсии, наблюдения, опыты).

На своих занятиях я использую следующие формы работы:

— Наблюдение объектов живой и неживой природы (является основной формой работы с учащимися начальных классов);

— Экскурсии в природу;

— Беседы, доклады, экологические праздники;

— Проекты.

Наиболее ответственный этап в понимании младшими школьниками экологии — это изучение природы родного края. Родной край — это то, что мы видим с самого рождения, это — наша Родина.

Воспитание краеведением подразумевает не только обучение знаниям и распространение знаний о прошлом и настоящем своего края, но и привитие потребности в действенной заботе о будущем края и о сохранении его культурного и природного наследия. Подлинное краеведение – это всегда краелюбие.

Читайте также:  Рассказы о животных 4 класс: большой сборник

На уроках «Умелые ручки» ученики с удовольствием принимают участие в проектной деятельности класса. Проект «Птичий дом» осуществлялся в зимнее время. Суть проекта: изготовление кормушек и скворечников совместно с родителями; организация подкормки птиц в зимнее время; изучение взаимоотношений между различными видами зимующих птиц.

На «Уроках здоровья» ребята провели «Экологическую экспертизу» на тему «Вода – наш друг» в виде ролевой игры. Разворачивалась дискуссия между группами «экологов», «инженеров», «медиков». Ролевое поведение дает возможность ребенку проявлять самостоятельность суждений, формирует их умение вести дискуссию, использовать знания.

Игра превращается в средство образования и средство развития личности. Даже опыт принятия экологически грамотных решений можно привить игрой, не говоря уже об усвоении в процессе игры моральных норм и правил поведения в окружающей среде.

Игры, используемые для формирования экологических понятий, очень разнообразны, например: дидактические, творческие, ролевые, деловые, игры-соревнования, игры- путешествия.

На основе проведённого урока на тему: «Вода – наш друг» ребята побывали на экскурсии в Воронежском океанариуме, где узнали о редких рыбах нашего края и рыб южных широт.

Наблюдения в природе играют особую роль в формировании положительного отношения школьников к природе, оказывают глубокое воздействие на всестороннее развитие личности ребенка. Уроки-экскурсии позволяют организовать с детьми интереснейшую работу, которая не только расширяет кругозор учеников, но и развивает, воспитывает их.

У детей меняется отношение к живому и неживому вокруг них, к их собственным поступкам, к высказываниям и действиям других людей. Дети начинают мыслить экологически, видят окружающий мир не так, как привыкли видеть многие из нас. Во время уроков-экскурсий дети приучаются к практическому участию в охране родного края (почему тот или иной объект считается памятником природы и как его надо охранять).

     Таким образом, вся эта деятельность позволяет сформировать экологическую культуру наших учащихся по следующим показателям:

  1. Дети проявляют интерес к объектам окружающего мира, условиям жизни людей, растений животных, сопровождающийся попытками их анализировать.

  2. С желанием участвуют в экологически – ориентированной деятельности.

  3. Эмоционально реагируют при встрече с прекрасным и пытаются передать свои чувства в доступной им форме (рассказ, сочинение, рисунок).

  4. Проявляют готовность оказать помощь нуждающимся в ней людям, растениям, животным.

  5. Пытаются контролировать своё поведение, поступки, чтобы не причинить вреда окружающей среде.

  6. Доброта, отзывчивость и внимание к окружающим (людям, природе) сопровождаются готовностью ребёнка оказать помощь нуждающимся в ней.

        Следует помнить, чтобы взрослые сами любили природу и эту любовь старались привить детям. Мы рождены природой, и никогда человек не потеряет связи с ней.

Но нужно овладеть терпением, нужно иметь внимательный глаз и чуткую душу, чтобы увидеть тихую прелесть крохотного полевого цветка или игру красок во время заката, буйное цветение сирени, заслушаться звонким пением птиц. Ведь природа – великий учитель!

На основании вышеизложенного, хочу сделать вывод, что воспитание экологической культуры реализуется не через эпизодические мероприятия, а через систему занятий, внеурочной деятельности, внеклассных мероприятий, коллективных творческих дел и индивидуальной работы с учащимися.

Используемые источники:

  1. Алексахина Е.М., Долгачева В.С. Методические рекомендации к работе по экологическому образованию и воспитанию младших школьников. – М., 1996.

  2. Алексеев С. В., Симонова Л. В. Идея целостности в системе экологического образования младших школьников.// НШ. — 1999. — №1.

  3. Барышева Ю. А. Из опыта организации экологической работы. // НШ. — 1998. №6.

  4. Климцова Т. А. Экология в начальной школе. // НШ. — 2000. №6.

Источник: https://urokinachalki.ru/statya-na-temu-ekologicheskoe-vospitanie-mladshih-shkolnikov-vo-vneurochnoy-deyatelnosti-4053.html

1.2 Внеклассная работа по формированию экологической культуры младших школьников

Экологическое образование обладает такими особенностями, как актуализация идеи К.

Маркса о неразрывной связи физической и духовной жизни человека с природой; рассмотрение экологических проблем в системе глобальных проблем современности; направленность на цели охраны природы: сбережение генофонда биосферы, сохранение гигиенических и эстетических достоинств окружающей среды, рациональное использование природных ресурсов.

Содержание экологического образования имеет сложный состав, усвоение которого школьниками требует не только классной, но и большой внеклассной работы.

Внеклассная работа определяется педагогами как та деятельность, которая выполняется во внеурочное время и на основе интереса и самодеятельности учащихся.

При определении содержания внеклассной работы необходимо исходить из таких принципов, как связь с жизнью, с проблемами, которые решает страна, область, район; соответствие содержания внеклассной работы возрасту учащихся, особенностями их умственного развития и интересов.

Краеведческий принцип во внеклассной работе по формированию экологической культуры младших школьников является ведущим.

Исследование школьниками реальной жизни в процессе внеклассной работы, экологическое краеведение дает материал для обсуждения разнообразных жизненных ситуаций в природной среде, особенно поведения людей, где результат не соответствует желанному.

Это позволяет школьникам извлекать уроки на будущее, изменять цели своей деятельности, принимать решение в соответствии с убеждениями. Естественнонаучные знания при этом обосновывают оптимальные способы поведения и действий в окружающей среде.

Внеклассная работа создает условия для приобретения опыта принятия экологических решений на основе полученных знаний и в соответствии со сформированными ценностями подходами и ориентациями: как и где проложить тропу, оборудовать стоянку; стоит ли украшать машины дикорастущими растениями; как ходить по лугу, лесу, как относиться к их живым обитателям; как вести себя в природе, если встретится дикое животное.

Велика роль внеклассной работы в приобщении школьников к самостоятельной работе, которую они могут проводить в соответствии с той скоростью усвоения, которая им более свойственна, что делает более продуктивным процесс становления личности.

При этом ученик может обратиться к эксперименту, кратковременному и долговременному наблюдению, исследованию связей человека с природой в течении длительного срока с фиксацией на фотопленке, в рисунках, схемах и других документах.

Все это делает исследование природной среды и ее охраны привлекательными и интересными.

Формирование экологической культуры младших школьников возможно только при условии взаимосвязи различных типов и видов внеклассной деятельности. Разнообразная деятельность дает возможность школьникам овладеть глубокими знаниями о связях человека с природой, увидеть экологические проблемы в реальной жизни, научиться простейшим умениям по охране природы.

Разнообразная деятельность учащихся реализуется во всех типах внеклассных занятий: индивидуальных, групповых, массовых. Индивидуальные занятия предполагают выполнение учащимися наблюдений как отдельных видов растений, животных, грибов и т.д.

, так и природных сообществ, расположенных в окрестностях школы, о взаимном влиянии человека и живой природы.

В индивидуальных занятиях наиболее ценны те наблюдения, которые приводят школьника к выводам о значении живых организмов в жизни человека, оценке их состояния на обследуемой территории и порождают желание своим трудом улучшить окружающую человека среду: озеленить улицу, очистить участок леса от сушняка, подкормить птиц зимой.

Индивидуальная работа тесно связана с приобщением младших школьников к чтению и обсуждению книг и статей в журналах об охране природы.

Групповая внеклассная работа наиболее успешно протекает в кружках. В них занимаются школьники, проявляющие наибольший интерес к изучению взаимосвязей человека с живой природой.

В формировании экологической культуры младших школьников огромную роль играют массовые внеклассные занятия: праздники, утренники, ролевые игры на экологические темы.

1.3 Экологическое воспитание младших школьников на уроках окружающего мира

Как известно, воспитание в широком смысле слова — это процесс и результат развития личности под воздействием целенаправленного обучения и воспитания. Обучение же — это процесс взаимодействия учителя и учащегося, в ходе которого осуществляется образование человека.

На уроке решаются три задачи: образовательная, воспитательная и развивающая. Поэтому урок дает больше возможности для воспитания у младших школьников нового отношения к природе, основанного на гуманизме.

Чтобы экологическое воспитание не было беспочвенным, обязательно нужно формирование экологического сознания.

Экологически образованная личность, зная какой вред природе приносят те или иные действия, формирует свое отношение к этим действиям и решает для себя вопрос о их правомерности.

Если человек экологически образован, то нормы и правила экологического поведения будут иметь под собой твердое основание и станут убеждениями этого человека.

Исходя из этого, мы ставим вопрос: в чем сущность экологического просвещения в начальных классах и какие понятия доступны для восприятия младших школьников?

В исследованиях психологов и педагогов (например, В.В.

Давыдова) выявлено, что уже у старших дошкольников могут быть сформированы обобщенные представления об окружающем мире, о связях между предметами и явлениями в природе.

Эти представления успешно развиваются у учеников в курсе «Ознакомление с окружающим миром»(1 класс, I-IV). Однако наиболее полное развитие они, конечно, должны получать в курсе «Окружающий мир».

Читайте также:  Почему нельзя грызть ногти? как отучить ребенка грызть ногти

Какие же экологические связи устанавливаются на уроках данного курса?

Здесь, на доступном учащимся уровне, рассматриваются связи между неживой и живой природой, между различными компонентами живой природы (растениями, животными), между природой и человеком.

Через познание данных связей и отношений ученики изучают окружающий мир и в этом им также помогают экологические связи.

Их изучение позволяет школьникам приобрести основы диалектико-материалистического мировоззрения, способствует развитию логического мышления, памяти, воображения, речи.

Постоянное внимание учителя к раскрытию экологических связей значительно повышает интерес учащихся к предмету. При описательном же изучении курса интерес у школьников постепенно снижается, это происходит неизбежно, даже в том случае, если учитель привлекает занимательные факты, загадки, пословицы и т.д.

, поскольку теоретический уровень материала остается, по существу, неизменным.

Если же при изучении природоведения раскрываются разнообразные и достаточно сложные связи, существующие в природе, теоретический уровень материала повышается, познавательные задачи, поставленные перед учеником, усложняются и это способствует развитию интереса.

Изучение экологических связей, способствует повышению экологической культуры школьников, воспитанию ответственного отношения к природе.

Без знания экологических связей трудно представить возможные последствия вмешательства человека в природные процессы. Без этого невозможно полноценное экологическое воспитание школьников.

В курсе природоведения можно выделить три уровня изучения природы.

Первый уровень: объекты природы рассматриваются в их отдельности, без акцентирования внимания нас связях между ними. Это важный уровень, без которого изучение последующих уровней будет затруднено, но им нельзя ограничиваться.

Второй уровень: объекты природы рассматриваются в их взаимной связи. Например, изучается, чем питаются различные животные, строятся цепи питания.

Третий уровень: рассматриваются уже не просто предметы природы, а процессы. На предыдущих уровнях изучались предметы, а на этом изменения, которые с ними происходят.

Какие природные изменения нас интересуют в природе, прежде всего, во-первых: сезонные — в их основе лежит действие природных факторов; во-вторых: изменения, вызванные деятельностью человека. Эти процессы возникают в природе благодаря факторам, которые передаются по цепочке существующих связей.

Третий уровень изучения природы помогает учащимся на основе экологических знаний объяснить явления природы, а в некоторых случаях и предсказать их. Для полноценного экологического воспитания необходимо изучение природы на всех трех уровнях.

Рассмотрим некоторые связи, изучаемые на уроках природоведения. Связи между неживой и живой природой состоят в том, что воздух, вода, тепло, свет, минеральные соли являются условиями, необходимыми для жизни живых организмов, изменение в действиях этих факторов определенным образом влияет на организмы.

Связь эта выражается и в приспособленности живых существ к среде обитания. Например, известно, как ярко проявляются способности живых организмов к жизни в воде.

У организмов, обитающих в наземно-воздушной среде, прослеживается очень интересная форма связи с неживой природой: движение воздуха — ветер служит средством распространения плодов и семян целого ряда растений, а сами эти плоды и семена имеют хорошо заметные приспособительные признаки.

Между неживой и живой природой существуют связи и обратного характера, когда живые организмы оказывают влияние на окружающую их неживую среду. Например, изменяют состав воздуха. В лесу, благодаря растениям, в почве больше влаги, чем на лугу, в лесу другая температура, другая влажность воздуха.

Почва образована взаимосвязью неживой и живой природы с живыми организмами. Она занимает как бы промежуточное положение между неживой и живой природой, служит связующим звеном между ними. Многие полезные ископаемые, которые относятся к неживой природе (известняк, торф, каменный уголь и другие) образовались из остатков живых организмов.

Экологические связи внутри живой природы тоже очень разнообразны. Связи между различными растениями наиболее заметно проявляются в косвенном влиянии одних растений на другие.

Например, деревья, изменяя освещенность, влажность, температуру воздуха под пологом леса, создают определенные условия, благоприятные для одних растений нижних ярусов и неблагоприятные для других. Так называемые сорняки в поле или огороде, поглощают значительную часть влаги, питательных веществ из почвы, затеняя культурные растения, влияя на их рост и развитие, угнетая их.

Интересны связи между растениями и животными.

С одной стороны, растения служат животным пищей (пищевая связь); создают среду их обитания (насыщают воздух кислородом); дают им убежище; служат материалом для построения жилищ (например, птичье гнездо).

С другой стороны, животные тоже влияют на растения. Например, распространяют их плоды и семена, в связи с чем у некоторых плодов имеются специальные приспособления (семена лопуха).

Между животными разных видов особенно хорошо прослеживаются пищевые связи. Это отражено в понятиях «насекомоядные животные», «хищные животные». Интересны связи между животными одного вида, например, распределение гнездовой или охотничьей территории, забота _ взрослых животных о потомстве.

Существуют своеобразные связи между грибами, растениями и животными. Растущие в лесу грибы своей подземной частью грибницей срастаются с корнями деревьев, кустарников, некоторых трав. Благодаря этому грибы получают от растений органические питательные вещества, растения от грибов — воду, с растворимыми в ней минеральными солями. Некоторые животные питаются грибами и лечатся ими.

Перечисленные виды связей между неживой и живой природой, между компонентами живой природы проявляются в лесу, на лугу, в водоеме, благодаря чему последние становятся не просто набором разных растений и животных, а природным сообществом.

Очень большое значение имеет раскрытие связей между человеком и природой. Причем, человек рассматривается как часть природы, он существует внутри природы и неотделим от нее.

Связь между человеком и природой проявляется, прежде всего, в той многообразной роли, которую природа играет в материальной и духовной жизни людей.

Вместе с тем они проявляются и в обратном воздействии человека на природу, которое в свою очередь может быть положительным (охрана природы) и отрицательным (загрязнение воздуха, воды, уничтожение растений, животных и другое).

Воздействие человека на природу может быть прямым — сбор дикорастущих растений на букеты, истребление животных на охоте; и косвенным — нарушение местообитания живых организмов, то есть нарушение того состояния неживой или живой природы, которое для данных организмов необходимо: загрязнение воды в реке приводит к гибели рыбы, вырубка старых дуплистых деревьев ведет к уменьшению численности птиц, живущих в дуплах и так далее.

Не существует однозначных рецептов по поводу того, какие экологические связи, на каком уроке и как именно рассматривать. Это может решить только учитель, работающий в конкретном классе в условиях конкретного природного окружения. Важно учесть необходимость дифференцированного подхода к ученикам, подбора для них заданий разной степени сложности.

Материал об экологических связях должен быть обязательным элементом содержания как урока изучения нового материала, так и обобщающего урока.

Получая определенную систему знаний на уроках «Естествознание» и «Природоведение», ученики также могут усвоить нормы и правила экологического поведения в природе, так как через экологическое просвещение воспитывается ответственное отношение к природе.

Но нормы и правила поведения будут плохо усвоены, если не будут учитываться условия экологического воспитания.

Первое важнейшее условие — экологическое воспитание учащихся должно проводится в системе, с использованием местного краеведческого материала, с учетом преемственности, постепенного усложнения и углубления отдельных элементов от 1 к 4 классу.

Второе непременное условие — надо активно вовлекать младших школьников в посильные для них практические дела по охране местных природных ресурсов.

Таких дел очень много: это внутреннее и внешнее озеленение школы, сквера, уход за цветниками, шефство над лесными участками там, где лес находится близко от школы, сбор плодов и семян луговых и древесно-кустарниковых растений, уборка валежника, охрана и подкормка птиц, шефство над памятниками природы в ходе изучения родного края и тому подобное.

Из всего сказанного раннее следует, что воспитание, основанное на раскрытии конкретных экологических связей, поможет ученикам усваивать правила и нормы поведения в природе. Последние, в свою очередь, не будут голословными утверждениями, а будут осознанными и осмысленными убеждениями каждого ученика.

Проблема экологического воспитания младших школьников является актуальной, и ей оказывают достаточное внимание в научной и методической литературе.

В современной школе производится поиск путей по формированию экологической культуры младших школьников на уроках и во внеурочное время.

Благодаря разнообразным формам и методам работы происходит обогащение нравственного опыта детей, воспитание положительных качеств личности, формирование этических чувств, воспитывается бережное отношение к природе, стремление изменить мир к лучшему.

Источник: http://ped.bobrodobro.ru/61975

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector