Внеучебная деятельность в начальной школе

Внеурочная деятельность в начальной школе представляет собой комплекс различных мероприятий. Они направлены на решение задач социализации и воспитания, формирования универсальных учебных навыков, развитие интересов учеников в соответствии с основной общей образовательной схемой. Далее разберем подробнее, как может проводиться внеурочная деятельность.

Начальная школа: ФГОС

Комплекс рассматриваемых мероприятий выступает в качестве неотъемлемого компонента учебного процесса. Внеурочная деятельность в начальной школе позволяет реализовывать нормативные требования, предъявляемые к образовательному учреждению Федеральным стандартом, в полной мере.

В процессе школьникам предоставляются возможности посещать разнообразные занятия, задачами которых является всестороннее развитие ученика. Внеурочная деятельность в начальной школе наполнена конкретным содержанием, за счет чего формируется самостоятельность образовательного учреждения.

Цели

Комплекс рассматриваемых мероприятий способствует освоению базовой программы начальной школы. В результате обеспечивается достижение предполагаемых результатов учебного процесса. Речь идет не только о предметных и метапредметных категориях, но и о личностных достижениях детей.

Перспективная начальная школа

Внеурочная деятельность способствует формированию воспитывающей среды. Она обеспечивает активизацию интеллектуальных, социальных интересов учеников в свободное от основных занятий время.

Кроме того, план внеурочной деятельности построен так, чтобы все мероприятия были направлены на развитие творчески растущей здоровой личности, со сформированным правовым сознанием и гражданской ответственностью.

Занятия способствуют подготовке маленького человека к жизнедеятельности в существующих условиях, укрепляют способность к социально-значимой практической активности, реализации добровольческих инициатив.

Задачи

Современная начальная школа способствует:

  • Формированию условий, в которых будут реализованы основные образовательные цели.
  • Оптимизации нагрузки обучающихся. В данном случае речь преимущественно идет о том, как будут распределены классные часы в начальной школе.
  • Формированию способностей и успешной адаптации к общественным условиям, воспитанию трудолюбия, навыков преодоления трудностей, настойчивости в достижении поставленных целей.
  • Включению учеников в разностороннюю деятельность.

Основные направления

Внеурочная деятельность в начальной школе организуется в соответствии с Федеральным стандартом. Основными направлениями, которые предусмотрены в требованиях, являются:

  • Духовно-нравственное.
  • Спортивно-оздоровительное.
  • Социальное.
  • Общекультурное.
  • Интеллектуальное.

Для четкой реализации поставленных задач разрабатываются программы внеурочной деятельности. Начальная школа предоставляет возможности проводить мероприятия в игровой, досугово-развлекательной форме. При этом занятия организовываются по следующим направлениям:

  • Проблемно-ценностное общение.
  • Спортивно-оздоровительная деятельность.
  • Социальное творчество. В данном случае имеется в виду добровольческая деятельность.
  • Художественное творчество.
  • Трудовая деятельность.
  • Техническое творчество
  • Туристско-краеведческая деятельность.

Формы организации

Отведенное время на внеурочную деятельность используется в соответствии с интересами и желаниями учащихся. Оно направлено на реализацию разных организационных форм мероприятий. Занятия могут проводиться в виде экскурсий, секций и кружков, диспутов и конференций, круглых столов и КВНов.

В качестве организационной формы может выступать праздничный концерт, школьное научное общество, соревнование, олимпиада, поисковое исследование и прочее. При посещении секций и кружков происходит адаптация учеников в кругу сверстников. Индивидуальная работа педагога при этом способствует углубленному изучению материала.

По ходу занятий руководители стремятся раскрывать различные способности учеников. В частности, внеурочная деятельность развивает музыкальные, творческие, организаторские навыки. Это имеет немаловажное значение в процессе духовного становления детей. Занятия должны быть направлены на каждого ученика.

Так дети будут чувствовать свою уникальность и востребованность.

Дополнительные занятия

При организации внеурочной деятельности руководитель может использовать формы, отличающиеся от учебных.

В частности, занятия могут быть индивидуальными с теми детьми, которым необходима психолого-педагогическая и коррекционная поддержка.

Речь в данном случае о мероприятиях по постановке спонтанной устной речи, почерка, письма в целом. Занятия могут представлять собой групповые (дистанционные в том числе) консультации для детей разных категорий.

Определяющие моменты

Как выше было сказано, внеурочная деятельность направлена на получение результатов по освоению базовой программы. Однако прежде всего упор делается на выполнение метапредметных и личностных задач. Именно этим определяется специфика внеурочной деятельности. В ходе нее ученик не столько должен что-либо узнать, сколько научиться принимать решения, чувствовать, действовать и прочее.

Влияние особенностей детей на организацию занятий

На седьмом году жизни ребенку достаточно сложно войти в учебный ритм. Из-за быстрой утомляемости ученикам трудно выдерживать статические нагрузки, ограничения в двигательном режиме, быстрые переключения с одной активности на другую.

В связи с этим для первоклассника остается еще актуальной деятельность, характерная для садовского периода. Речь идет преимущественно об играх. В связи с этим использование такой формы организации процесса приобретает особое значение в решении вопроса формирования умения учиться.

При этом упор на наглядно-образное и действенное мышление способствует развитию логичности в суждениях на первоначальных этапах обучения в школе.

Взаимодействие общеобразовательного учреждения и родителей

Выбор направлений внеурочной деятельности, временных рамок (часов на то или иное мероприятие) осуществляется школой. Организационные формы внеурочного процесса определяются также самим образовательным учреждением. Что касается содержания занятий, то оно формируется с учетом предпочтений, интересов и желаний как самих учеников, так и их родителей (представителей).

Группы продленного дня

Такая форма организации внеурочных занятий считается наиболее эффективной. В группах продленного дня предусмотрен обед и прогулки. После них наступает время внеурочной деятельности.

До начала самоподготовки целесообразно устраивать детям прогулки, спортивные и подвижные игры и общественно-полезный труд на прилегающем к образовательному учреждению участке. После проведения занятий учащиеся могут поучаствовать в мероприятиях, носящих эмоциональный характер.

К ним можно, например, отнести посещение зрелищ, подготовку к концертам, викторинам и последующее их проведение.

Физическое развитие

Посредством соревнований, кружков, организации и проведения физкультурных праздников реализуется спортивно-оздоровительное направление. В данном случае эффективны подвижные игры. Немаловажное значение имеет и организация спортивных секций для детей.

Духовно-нравственное и общекультурное направления

Они реализуются посредством создания кружков народного творчества и прикладного искусства. Занятия могут быть направлены на развитие навыков вышивки «гладью» либо «крестиком», росписи по камню, работы с кожей, деревом, бумагой, соломкой.

В кружках дети могут обучаться лоскутной пластике, созданию мягкой игрушки, техническому творчеству (лего-конструированию), домашним ремеслам. В ходе занятий может быть организовано посещение кино, музеев, выставок, фестивалей искусств, театральных спектаклей.

В рамках внеурочной деятельности целесообразно уделять большое внимание проведению игр. Это, в частности, может быть постановка миниатюр, инсценировка исторических сюжетов, просмотр программ, чтение, прослушивание музыки.

Ученикам могут быть предложены специально отобранные руководителем компьютерные игры.

Общее интеллектуальное развитие

Данное направление реализуется посредством таких организационных форм, как беседы и предметные факультативы. Это могут быть такие программы, как «Информатика: алгоритмы и логика», «Детская риторика», «Информационные технологии» и прочие.

Целесообразно также создание кружков, например, «Занимательная топонимика», «Путешествие в прошлое», дидактического театра, организация интеллектуального клуба, проведение общественного смотра знаний. Также развитию детей будут способствовать внешкольные акции, имеющие познавательный характер.

Кроме того, могут создаваться разного рода исследовательские проекты, конференции и прочее.

Социальное развитие

Это направление может быть ориентировано, кроме прочего, на патриотическое воспитание. Социальное развитие воплощается посредством поисково-исследовательской работы в школьных или семейных архивах, музейных фондах.

Очень способствуют патриотическому воспитанию встречи детей с ветеранами, просмотр военных фильмов, тематические сборы, военно-спортивные мероприятия («Юный спасатель», «Зарница» и другие).

В процессе организации любого из направлений внеурочной деятельности общеобразовательное учреждение может использовать возможности прочих заведений по дополнительному развитию, культурных и спортивных объединений.

Источник: https://www.syl.ru/article/159080/new_vneurochnaya-deyatelnost-v-nachalnoy-shkole-programmyi-nachalnoy-shkolyi

Организация внеучебной деятельности в начальной школе. — презентация

1 Организация внеучебной деятельности в начальной школе

2 Внеурочная деятельность

3 Базисный план Инвариативная частьВариативная часть Внеурочная деятельность формирование системы предметных навыков региональные особенности содержания образования экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, олимпиады, соревнования, проектная деятельность

4 Базисный план Предметы класс Количество часов в неделю Всего 1234 Инвариантная часть Русский язык Литературное чтение Иностранный язык Математика Окружающий мир Музыка ИЗО22228 Технология11114 Физическая культура ИТОГО Вариативная часть 6-ти дневная учебная неделя Внеурочная деятельность 10 40

5 Внеурочная деятельность Направле- ния классы 1кл2кл3кл4кл Всего Спортивно- оздоровительное Художественно- эстетическое Военно- патриотическое Общественно- полезная деятельность Проектная деятельность ИТОГО 10 40

6 Виды внеурочной деятельности игровая; познавательная; проблемно-ценностное общение; досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение); техническое творчество; социальное творчество (социально преобразующая добровольческая деятельность); трудовая (производственная) деятельность; туристско-краеведческая деятельность.

7 Результаты и эффекты Результат – это то, что стало непосредственным итогом участия школьника в деятельности. Эффект – это последствие результата; то, к чему привело достижение результата.

8 Воспитательные результаты и эффекты Воспитательный результат внеурочной деятельности – непосредственное духовно- нравственное приобретение ребенка благодаря его участию в том или ином виде внеурочной деятельности. Воспитательный эффект внеурочной деятельности – влияние (последствие) того или иного духовно- нравственного приобретения на весь процесс развития личности ребенка.

Читайте также:  Художественные произведения о природе для младших школьников

9 Уровни воспитательных результатов Первый уровень – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

10 Уровни воспитательных результатов Второй уровень – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом.

11 Уровни воспитательных результатов Третий уровень – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия

12 Каждому уровню воспитательного резуль- тата соответствует своя образовательная форма. 3-й уровень результатов 1-й уровень результатов 2-й уровень результатов Форсирование результатов недопустимо.

13 Методический конструктор внеурочной деятельности Результаты Вид внеурочной деятельности Приобретение школьником социальных знаний Формирование ценностного отношения к социальной реальности Получение опыта самостоятельного общественного действия 1. ИгроваяРолевая игра Деловая игра Социально моделирующая игра

14 Методический конструктор внеурочной деятельности Результаты Вид внеурочной деятельности Приобретение школьником социальных знаний Формирование ценностного отношения к социальной реальности Получение опыта самостоятельного общественного действия 2. Познавательная Познавательные беседы, предметные факультативы, олимпиады Дидактический театр, общественный смотр знаний, интеллектуальный клуб «Что? Где? Когда?» Детские исследовательские проекты, внешкольные акции познавательной направленности (конференции учащихся, интеллектуальные марафоны и т.п.), школьный музей-клуб

15 Методический конструктор внеурочной деятельности Результаты Вид внеурочной деятельности Приобретение школьником социальных знаний Формирование ценностного отношения к социальной реальности Получение опыта самостоятельного общественного действия 3. Проблемно- ценностное общение Этическая беседа Дебаты, тематический диспут Проблемно-ценностная дискуссия с участием внешних экспертов

16 Методический конструктор внеурочной деятельности Результаты Вид внеурочной деятельности Приобретение школьником социальных знаний Формирование ценностного отношения к социальной реальности Получение опыта самостоятельного общественного действия 4. Досугово- развлекательная деятельность (досуговое общение) Культпоходы в театры, музеи, концертные залы, выставки Концерты, инсценировки, праздничные «огоньки» на уровне класса и школы Досугово-развлекательные акции школьников в окружающем школу социуме (благотворительные концерты, гастроли школьной самодеятельности и т.п.)

17 Методический конструктор внеурочной деятельности Результаты Вид внеурочной деятельности Приобретение школьником социальных знаний Формирование ценностного отношения к социальной реальности Получение опыта самостоятельного общественного действия 5. Художественное творчество Кружки художественного творчества Художественные выставки, фестивали искусств, спектакли в классе, школе Художественные акции школьников в окружающем школу социуме

18 Методический конструктор внеурочной деятельности Результаты Вид внеурочной деятельности Приобретение школьником социальных знаний Формирование ценностного отношения к социальной реальности Получение опыта самостоятельного общественного действия 6. Социальное творчество (социально преобразующая добровольческая деятельность) Социальные пробы (инициативное участие ребенка в социальных акциях, организованных взрослыми ) КТД (коллективное творческое дело) Социально-образовательный проект

19 Методический конструктор внеурочной деятельности Результаты Вид внеурочной деятельности Приобретение школьником социальных знаний Формирование ценностного отношения к социальной реальности Получение опыта самостоятельного общественного действия 7. Трудовая (производственная) деятельность Занятия по конструированию, кружки технического творчества, домашних ремесел Трудовые десанты, сюжетно-ролевые продуктивные игры («Почта», «Город мастеров», «Фабрика»), детская производственная бригада под руководством взрослого Детско-взрослое образовательное производство

20 Методический конструктор внеурочной деятельности Результаты Вид внеурочной деятельности Приобретение школьником социальных знаний Формирование ценностного отношения к социальной реальности Получение опыта самостоятельного общественного действия 8. Спортивно- оздоровительная деятельность Занятия спортивных секций, беседы о ЗОЖ, участие в оздоровительных процедурах Школьные спортивные турниры и оздоровительные акции Спортивные и оздоровительные акции школьников в окружающем школу социуме

21 Методический конструктор внеурочной деятельности Результаты Вид внеурочной деятельности Приобретение школьником социальных знаний Формирование ценностного отношения к социальной реальности Получение опыта самостоятельного общественного действия 9. Туристско- краеведческая деятельность Образовательная экскурсия, туристическая поездка, краеведческий кружок Туристский поход, краеведческий клуб Туристско-краеведческая экспедиция Поисково-краеведческая экспедиция Школьный краеведческий музей

22 Типы образовательных программ внеурочной деятельности комплексные образовательные программы, предполагающие последовательный переход от воспитательных результатов первого к результатам третьего уровня в различных видах внеурочной деятельности; тематические образовательные программы, направленные на получение воспитательных результатов в определенном проблемном поле и использующие при этом возможности различных видов внеурочной деятельности (например, образовательная программа патриотического воспитания, образовательная программа воспитания толерантности и т.п.)

23 Типы образовательных программ внеурочной деятельности образовательные программы, ориентированные на достижение результатов определенного уровня (образовательная программа, обеспечивающая 1-й уровень результатов; образовательная программа, обеспечивающая 1-й и 2-й уровни результатов; образовательная программа, обеспечивающая 2-й и 3-й уровни результатов).

24 Типы образовательных программ внеурочной деятельности образовательные программы по конкретным видам внеурочной деятельности; возрастные образовательные программы (образовательная программа внеурочной деятельности младших школьников; образовательная программа внеурочной деятельности подростков; образовательная программа внеурочной деятельности старшеклассников); индивидуальные образовательные программы для учащихся.

25 Каждое учебное заведение имеет собственные ресурсы для организации этой работы; Помощь школе могут оказывать учреждения, предприятия, общественность, родители, заинтересованные в повышении качества образования подрастающего поколения

Источник: http://www.myshared.ru/slide/305367/

Опыт организации внеурочной деятельности в начальной школе

Мастер — класс:

Тема: «Опыт организации внеурочной деятельности в начальной школе»

С сентября 2011 года все образовательные учреждения перешли на ФГОС НОО, где одной из отличительных особенностей является предъявление требований к организации внеурочной деятельности младших школьников.

Многие школы, как-то скептически отнеслись к введению внеурочной деятельности. А мы очень обрадовались, что в наших условиях, в сельской местности, с таким маленьким финансированием, можно разнообразить дополнительное образование.

До внедрения ФГОС мы начали развивать различные формы дополнительного образования на базе школы: практикумы, факультативы, секции.

Сам учитель получил возможность раскрыть свой творческий потенциал, сумел претворить свои самые сокровенные мечты, учил детей тому, чем владел сам (кружок рисования, «Очумелые ручки» (декоративно – прикладное искусство), «До, Ми, Солька», «Спортивные игры», «Проектная деятельность», «Азбука дорожной безопасности»).

Воспитание и обучение должны находиться в неразрывной связи. Для их объединения школа организовала учебную, познавательную деятельность учащихся так, чтобы она могла стать системообразующей и в воспитательной системе.

Создание активной жизненной среды, в которой развивается ребёнок, формирование союза единомышленников – учителей, учащихся и их родителей, максимальное соответствие содержания и форм учебно-воспитательной деятельности интересам и потребностям учащихся позволяет нашим воспитанникам самоутверждаться и самореализовываться.

Задачи дополнительного образования в школе:

  • Реализация потребностей и интересов детей.
  • Осуществление личностно – ориентированного подхода к реб?нку.
  • Выстраивание индивидуальной образовательной траектории ученика.
  • Развитие совместной творческой деятельности.
  • Развитие мотивации личности к познанию и творчеству, реализация дополнительных образовательных программ и услуг в интересах личности, общества и государства.
  • Обеспечение необходимых условий для личного развития, укрепления здоровья и творческого труда детей.
  • Адаптация обучающихся к жизни в обществе.
  • Формирование общей культуры.
  • Организация содержательного досуга.

За три года обучения по ФГОС НОО наша школа выработала систему по внеурочной деятельности, предоставила обучающимся возможность свободного выбора программ, объединений, которые близки им по природе, помогают удовлетворить образовательные запросы, почувствовать себя успешным, реализовать и развить свои таланты.

Отличительной чертой организации внеурочной деятельности в нашем ОУ является то, что мы не для каждого отдельного класса определили часы внеурочной деятельности, а объединили эти часы для всей начальной школы, т.е. в кружках одновременно занимаются учащиеся с 1 по 4 класс.

Внеурочная деятельность:

Название Направление Кол-во часов Классы Примечание
1 Кружок «Радуга творчества» — Художественно – эстетическое 1 1-4 Руководитель кружка
2 Кружок «Что? Где? Когда?» (проектная деятельность) — Социальное,- Общеинтеллектуальное 1 1-4 Руководитель кружка
3 Кружок «Подвижные игры» — Спортивно — оздоровительное 1 1-4 Руководитель кружка
4 Работа с психологом (изучение индивидуальных особенностей, предпочтений, мотивации воспитанников) — Социальное 1 1-4 Школьный психолог
5 Школа искусств (фортепиано) — Художественно – эстетическое 2 2 Музыкальный педагог
6 Спортивная школа — Спортивно — оздоровительное 2 2 Спортивный тренер

В школе нет ни одного учащегося с 1 по 4 класс, который не посещал бы по своим интересам менее трёх часов внеурочной деятельности.

Реализовывают внеурочную деятельность сами учителя начальных классов, школьный психолог, старшая пионервожатая, педагоги школы искусств, педагоги спортивной школы. Каждый педагог разработал рабочую программу по своему направлению.

Также внеурочная воспитательная деятельность в школе включает в себя:

Физкультурно-спортивное направление – утренняя зарядка, динамические перемены, физкультминутки на уроках, Смотр строя и песни, Дни Здоровья, семейные спортивные праздники, Весёлые старты (3 раза в год в рамках месячников ЗОЖ — осень, весна, а также месячник патриотического воспитания – февраль).

Художественно-эстетическое – тематические выставки рисунков в течение года «Здравствуй, Масленица!», «8 марта», «Пасха», «Моя мама самая красивая», традиционные праздники на уровне класса и школы, такие как Масленица, Праздник мам, Прощание с Букварём, школьные смотры — фестивали искусств, тематические концерты, под руководством музыкального руководителя и старшей пионервожатой.

Читайте также:  Пословицы о весне

Духовно — нраственное – мероприятия экологической, патриотической направленности, такие как Смотр строя и песни, Акция «День Тимуровской заботы», Очистим планету от мусора, Акция «Сезонные дни подсчёта птиц», День пожилого человека (подарки, концерт, благодарственные письма), Акция памяти жертв ДТП, Акция «Письмо водителю», «Ты не один», акция «Ветеран живёт рядом» и другие.

Социально-педагогическое – проведение классных часов и общешкольных мероприятий согласно воспитательному плану учителя и школы в целом, создание индивидуальных и коллективных проектов, исследований по окружающему миру, технологии, которые в дальнейшем представляют на школьных и районных конференциях детских проектов («Герои Сталинграда»- 2 место в районной конференции детских проектов в г. Краснослободске, «Зимующие птицы Волгоградской области», «Полезны ли арбузы?», «Скороговорки в нашей речи», «Как человека назовёшь …» и другие)

Общеинтеллектуальное – учебно — воспитательные мероприятия в рамках месячника начальных классов, такие как, Конкурс чтецов, конкурс на лучшую тетрадь, конкурсы предметных стенгазет, конкурс фотографий «Мой любимый питомец», «Здравствуй, Осень», «Первоцветы»» и другие.

Сельские дети звёзд с неба не хватают, но благодаря внеурочной деятельности могут что-то смастерить, спроектировать – вот тебе и индивидуальное достижение. Ученическое портфолио наполняется. У школьников появилась возможность под руководством учителя индивидуально заниматься за компьютером.

Малокомплектная школа – это учебно-воспитательный, а часто и культурный центр поселка. В такой школе часто создается обстановка большой семьи, создаются разновозрастные коллективы по интересам. В малой деревне все события в школе становятся достоянием населения.

В условиях малой школы педагогу представляется возможным узнать глубже каждого ученика, рассчитать обучение для каждого школьника. В этой школе ликвидируется такой общий недостаток больших школ, как дефицит внимания к личности каждого ученика.

Всевозможные открытые конкурсы, смотры, олимпиады, вечера и другие мероприятия, на которых присутствует большинство преподавателей, родителей, товарищей по учебе, общественные деятели села, обрисовывают реальную картину деятельности школы, где невозможно спрятать как достоинства, так и недостатки ее жизни.

Обеспечению высокой работоспособности школьников в течение дня, формированию у них волевых качеств, а также нормальному физическому развитию способствует правильный распорядок дня. Умственный труд чередуется с занятиями физкультурой, работой в кружках.

Большие возможности для проявления связей работы на уроке и внеурочной работы представляют «дни» или «недели», посвященные тому или иному предмету. Коллективный, разновозрастной характер урочных занятий стимулирует познавательную активность учащихся, способствует развитию творческих способностей, формированию товарищества, коллективизма.

Дети стали успешно участвовать в районных мероприятиях: конкурсах, олимпиадах, смотрах, научно-практических конференциях. Внеурочная деятельность позволила родителям стать активными участниками образовательного процесса. Сформировались межличностные отношения и совместная деятельность между педагогами, учащимися и родителями.

Родители поняли, что главными в воспитании являются они, а мы, школа, помогаем в силу своего предназначения и профессиональных возможностей. Родителей мы включили во все дела, все замыслы школьной жизни и в первую очередь во внеурочную деятельность. Они должны знать, чем живёт школа и в чём нуждается, а также, что они могут сделать для неё.

Как ни странно положительный результат проделанной работы получили быстро, ведь у большинства жителей ещё существуют добрые взаимоотношения. Это наблюдается не только среди взрослого населения, но и среди детей. Наши ребятишки добрее, они уважают старших, трепетно относятся к малышам. Кто как не родитель должен в этом быть примером? Не было в школе ни одного дня, чтобы учитель, да и просто сотрудник, не пообщался с родителями. Они интересуются успехами детей, делятся наболевшим.

Родители вовлечены в образовательный процесс, во внеурочную деятельность с помощью следующих форм деятельности:

  • открытых уроков и внеклассных мероприятий;
  • помощи в организации и проведении внеклассных дел и укреплении материально-технической базы школы и класса;
  • праздничных концертов;
  • классных и общешкольных родительских собраний.

И теперь, когда проходят классные и школьные мероприятия, родители у нас не просто зрители. Они задействованы вместе со своими детьми. Они актёры, лекторы, экскурсоводы и просто добрые мамы и папы.

Практическая часть:

Игра – метафора по теме «Внеурочная деятельность»

Мы редко задумываемся о том, какое значение в нашей жизни имеет метафора. А ведь красивые метафоры — это не только атрибут художественного произведения, но и постоянный спутник почти любого нашего высказывания.

Сколько выражений мы произносим, даже не задумываясь о том, что это метафоры! «Начать с чистого листа», «Столкнулся с преградой», «Витала в облаках», «Вилами по воде писано», «Искать общий язык» — как часто это звучит в наших разговорах.

Подобные метафоры служат не только украшением, они волшебным образом «раскрашивают» нашу речь, помогая отразить индивидуальные особенности нашего видения мира, себя, других людей.

А если человеку удается создать свою собственную оригинальную метафору, описывающую его оценку той или иной жизненной ситуации, то это позволяет донести до других именно его неповторимый взгляд на мир.

Давайте сегодня попробуем поискать яркие неординарные метафоры, связанные с нашим мироощущением и пониманием собственного видения внеурочной деятельности.

Может быть, в результате мы сможем узнать о самих себе что-то новое.

(Ведущий раздает участникам листы бумаги и авторучки.)

1-е задание

— Поставьте на листе цифру «один» и напишите: «Внеурочная деятельность — это.» Я прошу вас закончить это предложение какой-либо метафорой, связанной. с питанием. Не удивляйтесь! Просто поищите яркий и точный образ, наиболее полно отражающий ваше восприятие понятия «внеурочная деятельность» через метафору из области питания.

(На выполнение этого задания (как и на последующие аналогичные) необходимо дать 3–4 минуты. Участники пишут, после чего ведущий предлагает желающим озвучить свои определения. Если группа не слишком велика — в пределах двенадцати человек — то есть смысл дать слово всем.)

Примеры метафор:

— Внеурочная деятельность — это винегрет эмоций, мыслей и поступков.

— Внеурочная деятельность — это волшебное блюдо, которым, сколько ни ешь, насытиться невозможно.

2-е задание

Прошу вас на листе бумаги поставить цифру «два» и снова написать: «Внеурочная деятельность — это.» Но теперь нужно закончить это предложение метафорой какой — либо геометрической фигуры.

Примеры метафор:

— Внеурочная деятельность — это бесформенный кусок глины, из которого каждый лепит свою, ни на что не похожую фигуру.

— Внеурочная деятельность — это пирамида: взбираясь к вершине, человек радуется, не думая, что потом сразу придется спускаться.

3-е задание

Прошу вас на листе бумаги поставить цифру «три» и снова написать: «Внеурочная деятельность — это.» Третьим заданием будет завершение этого предложения метафорой из области человеческих отношений.

Примеры метафор:

— Внеурочная деятельность — это длинный путь, на котором происходит множество встреч, появляется много попутчиков.

— Внеурочная деятельность — это налаживание связей с другими; чем их больше, тем прочнее человек держится.

Внеурочная деятельность — это прокладывание маршрута в человеческом море.

Примеры метафор:

«Внеурочная деятельность — это.» Завершение этого предложения метафорой из области в мире животных.

— Внеурочная деятельность- это птицы, парящие под облаками, собирающиеся в стаи, помогающие друг другу в дальних перелётах.

— Внеурочная деятельность- это зайчата — листопаднички, которым всё интересно и любопытно.

«Внеурочная деятельность — это.» Завершение этого предложения метафорой из области явления природы.

Внеурочная деятельность – это ранняя весна, когда всё в природе просыпается, оживает и расцветает.

Внеурочная деятельность – это разноцветная радуга, появляющаяся ранним утром после дождя.

— Такую игру- метафору я провожу с детьми при проведении занятий кружка проектной деятельности «Что? Где? Когда?», на переменах или на уроках окружающего мира.

Например, по теме «Домашняя техника» дети составили такую метафору: «Пылесос- это комнатный ветер», «Холодильник- это домашний айсберг», «Лампочка- это домашнее солнце», пример рассказа- метафоры: «Захожу я в домашнюю столовую и вижу, что вулкан на плите уже начинает извергаться. Я погасил прирученный огонь и сел на кухонный трон…»

Рефлексия.

— Запишите, пожалуйста, любые 2-3 буквы русского алфавита. Придумайте слова на эти буквы, которые бы охарактеризовали ваше отношение к данному мастер-классу.

Источники информации:

Источник: https://multiurok.ru/blog/opyt-orghanizatsii-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-v-nachal-noi-shkolie-1.html

Особенности организации внеурочной работы в начальной школе

Сарсембенова Г. Д., Абилхаева А. Д. Особенности организации внеурочной работы в начальной школе // Молодой ученый. — 2016. — №21. — С. 916-919. — URL https://moluch.ru/archive/125/34538/ (дата обращения: 03.05.2018).

Читайте также:  Опросник профессиональных предпочтений холланда



Согласно концепции модернизации казахстанского среднего образования, которая определяет цели общего образования на современном этапе, важной задачей воспитания в начальной школе является формирование у младших школьников инициативности, самостоятельности, толерантности.

В Плане нации «100 конкретных шагов», который выдвинул Глава государства Республики Казахстан для реализации пяти институциональных реформ, обозначены консолидирующие ценности на базе идеи «Мәңгілік Ел». Это, прежде всего патриотизм, верность идеалам добра и дружбы, трудолюбие, честность, образованность [1].

На наш взгляд, развитию интереса к учебным предметам, творческих способностей, повышению качества подготовки младших школьников способствует внеурочная работа (факультативы, предметные кружки).

Внеурочная работа — это форма организации социального воспитания, осуществляемая за пределами классно-урочной организации жизнедеятельности воспитательных организаций.

Внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках уроков направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы, но в первую очередь — это достижение личностных результатов.

Это определяет и специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающие формируют готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностные установки обучающихся, социальные компетенции [2].

При рассмотрении состояния внеурочной деятельности в Республике Казахстан было выявлено, что основное внимание уделяется на организации внешкольного образования, которое осуществляется по следующим основным направлениям:

  1. художественно-эстетическое дополнительное образование — через искусство, художественное творчество происходит передача духовного опыта человечества, способствующего восстановлению связей между поколениями;
  2. эколого-биологическое дополнительное образование детей — развитие интереса ребенка к изучению экологии родного края, охране природы, является основной частью непрерывного экологического образования;
  3. физкультурно-оздоровительная и спортивно-массовая работа — физическое совершенствование ребенка, формирование здорового образа жизни [3].

Следует отметить, что правильноорганизованная занятость младших школьников во внеурочное времяуглубляет и расширяет их знания, полученные на уроках, повышает их интерес к учебным предметам.

Если учащиеся начальной школы не вовлечены в активную познавательную деятельность, то любой содержательный материал вызовет в них созерцательный интерес к предмету, ознакомившись на занятии кружка, конференции или вечере с тем или иным понятием или явлением, ученик постарается глубже понять его суть, захочет получить дополнительную информацию.

К внеклассной работе в начальной школе предъявляются следующие требования:

− внеклассные занятия, углубляя и расширяя знания учащихся, не должны отвлекать их внимание от основного содержания учебной программы;

− необходима тесная связь учебно-воспитательной работы на уроках и на внеклассных занятиях, однако внеклассная работа не должна быть простым продолжением учебной работы;

− предлагаемый учащимся для изучения материал должен быть доступен им, соответствовать их возрасту, уровню развития;

− содержание внеклассных занятий и формы их организации должны быть всегда интересны учащимся;

− должна осуществляться глубокая связь индивидуальной, групповой и коллективной работы;

− необходимо сочетание добровольности работы с обязательностью ее выполнения.

Для развития личности ученика начальной школы, готовности учащихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни, для решения практических задач, для повышения компьютерной грамотности должна быть организована систематическая кружковая работа по предметам школьного цикла. Посещая кружки и секции, младшие школьники прекрасно адаптируются в среде сверстников, благодаря индивидуальной работе, проводимой педагогом, глубже изучается материал. Эмоциональная насыщенность занятий внеурочной деятельностью должна дополнять строгость учебного процесса. Кроме того, внеурочная деятельность решает еще одну важную задачу — расширяет культурное пространство начальной школы. В этой сфере знакомство младшего школьника с ценностями культуры происходит с учетом его личных интересов, его микросоциума.

К настоящему времени в казахстанской системе начального образования выработались и сложились общие принципы организации внеклассной и внешкольной работы, хотя каждый из этих видов организации деятельности учащихся за пределами учебных занятий имеет свои особенности.

На наш взгляд, наиболее общим принципом, определяющим специфику занятий с учащимися младшего школьного возраста во внеурочное время, является добровольность в выборе форм и направления этих занятий.

Для достижения поставленных целей, педагогам начальной школы необходимо строить внеурочную деятельность в соответствии со следующимипринципами:

  1. Принцип гуманистической направленности.При организации внеурочной деятельности в начальной школе в максимальной степени учитываются интересы и потребности детей, поддерживаются процессы становления и проявления индивидуальности и субъектности младших школьников.
  2. Принцип системности.Создается система внеурочной деятельности школьников, в которой устанавливаются взаимосвязи междувсеми участниками внеурочной деятельности — учащимися, педагогами, родителями, социальными партнерами; основными компонентами организуемой деятельности — целевым, содержательно-деятельностным и оценочно-результативным и др.
  3. Принцип вариативности.В организации образования культивируется широкий спектр видов, форм и способов организации внеурочной деятельности, представляющий для детей реальные возможности свободного выбора и добровольного участия в ней, осуществления проб своих сил и способностей в различных видах деятельности.
  4. Принцип креативности.Во внеурочной деятельности педагоги поддерживают развитие творческой активности детей.
  5. Принцип успешности и социальной значимости.Важно, чтобы достигаемые ребенком результаты были не только личностно значимыми, но и ценными для окружающих.

Организация внеурочной деятельности младших школьников, по выбору педагогов и учащихся, может осуществляться:

− в различных организационных формах: факультативы, кружки познавательной направленности, предметные кружки, метапредметные кружки, научно-исследовательское общество учащихся и т. п.;

− с разным количественным составом учащихся: индивидуально, в микрогруппе, группе, коллективе, массово;

− в формах проблемно-ценностного общения: этические беседы, тематические диспуты, проблемно-ценностные дискуссии и др.;

− в различных формах социального творчества и социальных практик младших школьников: трудовой, патриотической, экологической и др. направленности [5].

В период каникул так же следует использовать возможности организаций отдыха детей и их оздоровления, тематических лагерных смен, летних школ, создаваемых на базе общеобразовательных школ.

Можно рекомендовать нижеприведенные направления развития личности младшего школьника через внеурочную деятельность (Таблица 1).

Таблица 1

Направления внеурочнойдеятельности вначальной школе

Направления развития личности

Направления внеурочной деятельности

Виды внеурочной деятельности

Формы организации внеурочной деятельности

Спортивно- оздоровительное

Спортивно-оздоровительное

Игровая деятельность

Спортивно-оздоровительная деятельность

Туристско-краеведческая

деятельность

Художественное творчество Познавательная деятельность

Досугово-развлекательная деятельность

Игровая деятельность

Кружки

Соревнования

Клубы

Секции

Соревнования

Клубы

Экскурсии

Соревнования

Олимпиады

Военно-спортивные игры

Военно-патриотическое

Духовно-нравственное

Научно-познавательное

Художественно-эстетическое

Кружок

Творческое объединение

Концерты, спектакли, выставки

Интеллектуальные игры

Круглый стол

Дискуссии

Конференции Социальное проектирование

Социальные пробы

Гражданские акции

Трудовой десант

Военно-патриотическое

Проблемно-ценностное общение

Туристско-краеведческая деятельность

Общественно-полезная деятельность

Социальное творчество (социально преобразующая добровольческая деятельность)

Проектная деятельность

Трудовая деятельность

Социальное

Общественно-полезная деятельность

Проектная деятельность

Игровая деятельность

Проблемно-ценностное общение

Социальное творчество

Трудовая деятельность

Детские общественные объединения

Детские общественные организации

Акции

Социально значимые проекты

Обще-интеллектуальное

Научно-познавательное

Познавательная деятельность

Туристско-краеведческая деятельность

Школьные научные общества

Соревнования, Клуб

Экспедиции

Поисковые операции

Исследовательские проекты

Проблемно-ценностное общение

Школьные научные общества

Олимпиады

Индивидуально- групповые занятия

Общекультурное

Художественно-эстетическое

Досугово — развлекательная деятельность (досуговое общение)

Клубы

Кружки

Студии

Художественное творчество

Организации образования самостоятельно выбирают направления внеурочной деятельности, определяют временные рамки (количество часов на определенный вид деятельности), формы и способы организации внеурочной деятельности.

Таким образом, вся система внеурочной деятельности призвана объединить в единый процесс воспитание, образование, развитие и здоровьесбережение, а также обеспечить структурную и содержательную преемственность предметов, отражать специфику целей и задач начальной школы, служить созданию гибкой системы для реализации индивидуальных творческих интересов личности младшего школьника.

Литература:

  1. Қазақстан Республикасының Президенті, «Нұр Отан» партиясының Төрағасы Н.Ә. Назарбаевтың партияның XVI съезінде сөйлеген сөзі «Баршаға бірдей осы заманғы мемлекет: Бес институционалдық реформа» — Астана. — 2015. — 11 наурыз.
  2. Бурганова Р. И., Оспанова Я. Н., Абдрашитова Т. А., Радионова К. В. Модель региональной программы развития досуговой деятельности школьников. — Астана. — 2009. — 87 с.
  3. Бутенко Л. П. Свободное время: за и против подростков// Семья и школа. — 2004. — № 2. — С.9–12.
  4. Майорова Н. В., Ковалев В. П. Развитие творческой активности младших школьников: учебно-методическое пособие для организации внеклассной работы с младшими школьниками. — Чебоксары: Чуваш.гос. пед. ун-т, 2013. — 84 с.
  5. Григорьев Д. В., Степанов П. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. — М.: «Просвещение», 2010. — 31 с.

Основные термины (генерируются автоматически): младших школьников, внеурочной деятельности, начальной школы, начальной школе, организации внеурочной деятельности, деятельности школьников, система внеурочной деятельности, младшего школьника, внеурочной деятельности школьников, личности младшего школьника, деятельности младших школьников, младших школьников инициативности, специфику внеурочной деятельности, досуговой деятельности школьников, подготовки младших школьников, занятость младших школьников, организации внеклассной, субъектности младших школьников, предметные кружки, активности младших школьников.

Источник: https://moluch.ru/archive/125/34538/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector