Яблочный спас: сценарий праздника

Яблочный спас, или Преображение Господне, традиционно отмечается православными христианами 19 августа. В этот день люди ходят в церковь, чтобы освятить яблоки.

В последнее время появилась еще одна хорошая традиция – массово отмечать Преображение.

Устроить праздник можно для старших ребят в детском саду или для школьников, посещающих оздоровительные и трудовые площадки.

Сценарий праздника «Второй спас спелых яблок припас»

Для проведения этого мероприятия потребуются двое ведущих (это могут быть девушки), для которых подбираются русские народные костюмы, например, сарафаны, платки и кокошники.

Украсить помещение можно гирляндами из сушеных яблок, а также столами, на которых будут находиться яблочные лакомства: варенье и джем, пироги и просто вазы со спелыми яблоками.

Ведущая 1: Здравствуйте, гости дорогие! Какие вы все нарядные, красивые, прямо как яблочки наливные! Скажите-ка мне, пожалуйста, какой сегодня день и месяц? Правильно, 19 августа. Сегодня мы отмечаем светлый и добрый божественный праздник.

Кто-нибудь из вас знает, как он называется? Ведущая 2: Все правильно, сегодня Яблочный спас! Священнослужители также называют его Преображением Господним. В народе существует много пословиц и поговорок про этот праздник:

  • Второй спас яблок припас.

Вы знаете, дети, почему он называется вторым? В конце лета верующие люди празднуют целых три спаса. Первый – медовый, второй – яблочный и третий – хлебный (ореховый).

  • Приходит спас, а лето уходит от нас.
  • Пришел спас – готовь две шубы про запас.

Кто-нибудь объяснит мне суть последних двух поговорок? Все правильно. Спас отмечается в самом конце лета. Это значит, что теплые деньки в этом сезоне подошли к концу, и совсем скоро настанут холода. Стало быть, приходит пора подумать о теплой одежде.

Эта пословица связана с тем, что праздник Преображения также называли днем урожая. К этому времени вызревали все плоды, и их можно было собирать, варить, сушить и готовить к зимнему хранению.

Ведущая 1: Отгадайте-ка, дети, загадку, что за деревце с плодами сладкими? У него большие ветки, и сидят на ветках детки, начинаются на я. Это, дети, … (яблоня).

А знаете ли вы, что в праздник Преображения, по старой доброй традиции, нужно обязательно есть яблоки?

Христианам в старые времена запрещалось лакомиться этими плодами до 19 августа. В Яблочный спас они с раннего утра отправлялись в церковь с корзинами фруктов, чтобы освятить их во время литургии.

После этого люди выходили на улицу, но не спешили приступать к яблочной трапезе. Сначала они угощали нищих, убогих и сирот. И только потом вкушали первые яблочные плоды сами. Ведущая 2: Все правильно. Традиции нужно соблюдать, давайте же и мы, ребята, отведаем с вами яблок. Обе ведущие берут блюда с заранее нарезанными яблоками и угощают ими детей.

Ведущая 1: В день Преображения было принято не только есть сырые яблоки, но и готовить из них различные блюда. А какие блюда, одним из основных ингредиентов которых являются эти фрукты, знаете вы? Дети по очереди поднимают руки и называют блюда с использованием яблок – оладьи, шарлотка, пироги, варенье, компот, джем, штрудель и т. д.

Ведущая 2: Ребята, давайте мы с вами сейчас поиграем в игру. Для этого нужно разделиться на две команды. Наша игра будет называться «Хвала чудесному плоду». Суть ее заключается в следующем. Я даю вам пять минут, а вы за это время придумываете комплименты яблокам, которыми вас только что угощали.

Хвалите яблочки как следует, ведь в этих чудесных плодах полно витаминов и полезных веществ!Ведущие делят детей на две команды и дают им некоторое время на то, чтобы они придумали комплименты фруктам. Перечислять их должны будут капитаны команд по очереди. Победит та группа, участники которой лучше всего расхвалят плоды.

Ведущая 1: А сейчас мы с вами вспомним стихи, которые готовили к этому празднику. Ребята выстраиваются в ряд и начинают по очереди читать стихи, заранее выученные ими с педагогами:

На деревьях в огороде

У любимой бабушки

В замечательной природе

Вызревают яблочки.

С ветки мы их оборвем

И с большим почтением

Приготовим мы из них

Вкусное варенье!

Пахнет бабушкин пирог

Просто изумительно!

В нем сметана и творог –

Это восхитительно!

Ох, а что еще туда добавляла бабушка?

Яйца, масла, сахарок?

И от них есть тоже прок.

И, конечно, яблочки!

***

В церковь рано мы идем,

Яблоки в руках несем.

Их нам надо освятить,

Чтоб людей всех угостить.

Светлый праздник Второй спас

Сладких яблок нам припас!

Ведущая 2: Ребята, а вы знаете, какой лесной зверек переносит яблоки на своей спине? Правильно, это ежик. Кто-нибудь может показать, как фырчит ежик? Давайте сделаем это все вместе. А почему ежик переносит плоды и грибы на спине? Правильно, потому что на ней есть иголки.

Давайте поиграем с вами в ежиков, которым необходимо перенести яблоки с одного места на другое. Для этого конкурса нам потребуются две команды. Правда, иголок у вас нет, поэтому носить фрукты вы будете в корзинках. Ведущие делят ребят на команды. На одном конце зала стоят стулья с чашками, наполненными яблоками, на другом – пустые стулья.

Дети по команде ведущего под ритмичную музыку должны взять небольшую корзинку, положить в нее яблоко и отнести его на пустой стул. Вернувшиеся обратно участники испытания отдают корзинку другому члену команды. Победит та команда, которая справится со своей задачей быстрее.

Ведущая 1: Ребята, а вы знаете, почему праздник урожая Яблочный спас называется еще и Преображением?

В этот день сын божий Иисус, у которого было двенадцать учеников (их позже стали именовать апостолами), выбрал среди них самых верных и преданных – Иоанна, Петра и Иакова – и отвел их на гору Фавор под предлогом молитвы.

Ведущая 2: Долго поднимались они вверх, потом столь же долго молились, очень устали и уснули. Проснулись три ученика от необычайно яркого света. Они увидели своего учителя в небесных бело-желтых лучах. Свет будто исходил от него самого.

После этого на вершину горы опустился туман, и апостолы услышали голос бога. Он поведал им о том, что Иисус – его сын. Учитель попросил апостолов никому не рассказывать о произошедшем до тех пор, пока над ним не будет свершена казнь.

Ведущая 1: Этот случай произошел в преддверии дня урожая, поэтому праздник, традиционно отмечаемый в это время, имеет двойное название. Дети, вы запомнили, как он называется? Правильно, Яблочный спас или Преображение Господне.

Ведущая 2: Давайте устроим еще один веселый и интересный конкурс. Смотрите, ребята, вот какая большая у нас выросла яблонька, но ветки ее пригнулись практически к самой земле. А почему? Правильно, ей тяжело из-за того, что в этом году очень большой урожай фруктов. Давайте освободим ветви нашей яблони.

В центре зала установлен макет дерева, к нему на ниточках привязаны настоящие или картонные яблоки. К ним приклеены задания для ребят. Дети по очереди должны подходить к яблоне, срывать плоды, читать задания вслух и выполнять их.

Список заданий:

  • Спеть один куплет любимой песенки.
  • Рассказать стишок.
  • Собрать небольшой пазл в виде яблока.
  • Загадать другим ребятам загадку.
  • Рассказать пословицу.
  • Станцевать танец.
  • Пропрыгать на одной ноге через весь зал.
  • Съесть кусок яблока.
  • Присесть десять раз.

Ведущая 1: Ребята, я предлагаю вам немного повеселиться.

Давайте вспомним частушки, которые мы учили к празднику, и исполним их.

Дети поют частушки под музыку:

Яблочко мое, наливное, спелое,

Скоро к нам придет зима,

Будет все белое!

***

Ветка яблони в саду

Наклонилася к пруду,

Стану яблоки срывать

И зверюшек угощать!

***

Я по саду гуляла,

Яблочки я собирала,

Все с земли их подняла,

Сразу маме отнесла!

***

Урожай у нас созрел – прямо заглядение,

Мы из яблочек наварим вкусного варения.

Эх, яблоня, цветочки белые!

Я плодов твоих дождусь и компотик сделаю.

Ведущая 2: Ребята, помните, о чем мы говорили в начале праздника? Яблочный спас – готовь шубу про запас. Это значит, что совсем скоро наступит осенняя пора. Уже сейчас вода в реке стала холодной, ночи тоже.

А по утрам на поля и луга ложится густой туман.

А какие приметы наступающей осени знаете вы? Дети по очереди поднимают руки и рассказывают о том, что свидетельствует о смене сезона:

  • желтеют листья;
  • идет сбор урожая;
  • становится холодно.

Ведущая 1: Правильно. Но главной приметой является также и то, что перелетные птицы улетают на юг. Почему они это делают? Потому что зимовать на холоде не могут. Какие перелетные птицы вам известны, какие из них улетают первыми? Это журавли.

Девочки исполняют танец, символизирующий полет клина журавлей на юг. Для этого подойдет любая печальная осенняя мелодия.

Ведущая 2: Давайте поиграем в яблочко. Дети, становитесь в круг! Ребята образуют в центре зала круг. Одна из ведущих принимает участие в испытании вместе с ними, другая включает музыку.

По команде ведущей ребята начинают передавать друг другу яблоко. Когда музыка смолкает, тот участник игры, у которого в этот момент оказалось яблоко, выходит в круг, исполняет песню, рассказывает стих или танцует.

Вторая ведущая должна следить за тем, чтобы все ребята смогли принять в этом участие. Ведущая 1:

Светлый праздник Преображенья

Приготовил угощенье.

Будем праздновать сейчас,

Чтобы в добрый, добрый час

Наше лето проводить!

Ведущая 2:

Попрошу вас не грустить!

Оно скоро к нам придет,

Теплых дней нам принесет,

За столом мы не скучаем,

Наполняем чашки чаем!

Ребят приглашают к накрытым заранее столам, на которых стоят блюда, приготовленные с использованием яблок.

В конце мероприятия детям можно вручить небольшие подарки, например, упаковки яблочного мармелада или пакеты с соком из этих фруктов.

Читайте также:  Сказкотерапия для детей

Источник: http://banquettes.ru/calendar/19-avgusta/szenarii-08sy/provedeniya-prazdnika-yablochnyiy-spas.html

Сценарий обряда яблочный спас

Программные задачи:

— приобщать детей к духовно-нравственным ценностям;

— познакомить с народным праздником «Яблочный спас»;

— расширять знания детей о целебных свойствах яблок;

— формировать интерес к традициям отечественной культуры;

— воспитывать чувство взаимопомощи.

Выходят два ведущих в русских национальных костюмах, низко кланяются.

Ведущая 1:

Добрый день, гости званые,

Здравствуй, гости желанные!

Рады вас видеть, дорогие наши!

Ведущая 2:

На земле кубанской мы вас величаем,

Доброго здоровья от души желаем!

Ведущая 1:

Пусть будет наша встреча веселой и радостной, потому что она посвящена русскому народному празднику с красивым названием «Яблочный спас».

Ведущая 2:

Близится время урожайных сборов. Первым поводом к радости о щедрости земли стал сегодняшний день. Пришел Второй Спас – яблочко припас.

Ведущая 1:

Все правильно, сегодня Яблочный спас! Священнослужители также называют его Преображением Господним. Вы знаете, дети, почему он называется вторым? В конце лета верующие люди празднуют целых три спаса. Первый – медовый, второй – яблочный и третий – хлебный (ореховый).

Ведущая 2:

В народе существует много пословиц и поговорок про этот праздник. Кто напомнит нам их?

Дети читают:

Второй спас яблок припас.

По яблоку в день — и доктор ненадобен.

Червивое яблоко на ветке до первого ветра

Криво дерево, да яблоки сладки.

Не срывай яблока, пока зелено; созреет — само упадет.

Какова яблоня, таковы и яблоки.

Красному яблоку червоточинка не укор.

В незрелом яблоке вкуса нет.

Ведущая 1: Кто хочет поиграть?

«Ежик и яблоко»

Играющие становятся в круг и быстро передают яблоко друг другу. Ежик ходит за кругом, останавливается напротив игрока, у которого, как ему кажется, должно быть в этот момент яблоко, и говорит: «Дай яблоко». Если у этого игрока есть яблоко, он должен отдать его ежику и поменяться с ним ролями, если нет — игра продолжается дальше.

Ведущая 1: Отгадайте-ка, дети, загадку, что за деревце с плодами сладкими? У него большие ветки, и сидят на ветках детки, начинаются на «я».

Это, дети, … (яблоня).

А знаете ли вы, что в праздник Преображения, по старой доброй традиции, нужно обязательно есть яблоки?

Ведущая 2:  Христианам в старые времена запрещалось лакомиться этими плодами до 19 августа. В Яблочный спас они с раннего утра отправлялись в церковь с корзинами фруктов, чтобы освятить их во время литургии. После этого люди выходили на улицу, но не спешили приступать к яблочной трапезе. Сначала они угощали нищих, убогих и сирот. И только потом вкушали первые яблочные плоды сами.

Ведущая 1: Все правильно. Традиции нужно соблюдать, давайте же и мы, ребята, отведаем с вами яблок.

Обе ведущие берут блюда с заранее нарезанными яблоками и угощают ими детей.

Ведущая 2: Яблоком не только приятно похрустеть, но ещё можно и поиграть, друг другу по кругу яблоко передать.

Проводится подвижная игра «Яблоко».

Дети встают в круг, передают друг другу яблоко, хором произносят считалку.

Дети.

Завертелось, закружилось

И по кругу покатилось.

Где остановилось,

С тем и подружилось.

Выходи, не зевай,

Свою пляску начинай!

Ребенок у которого по окончании считалки в руках оказалось яблоко, исполняет импровизированную пляску под русскую народную мелодию. (Русская плясовая)

Ведущая 1:

В день Преображения было принято не только есть сырые яблоки, но и готовить из них различные блюда. А какие блюда, одним из основных ингредиентов которых являются эти фрукты, знаете вы?

Дети по очереди поднимают руки и называют блюда с использованием яблок – оладьи, шарлотка, пироги, варенье, компот, джем, штрудель и т. д.

Ведущая 2:

Ребята, а вы хотите сейчас поиграть? Для этого нужно разделиться на две команды. Наша игра будет называться

«Хвала чудесному плоду».

Суть ее заключается в следующем. Я даю вам пять минут, а вы за это время придумываете комплименты яблокам, которыми вас только что угощали. Хвалите яблочки как следует, ведь в этих чудесных плодах полно витаминов и полезных веществ!

Ведущие делят детей на две команды и дают им некоторое время на то, чтобы они придумали комплименты фруктам. Перечислять их должны команды по очереди. Победит та группа, участники которой лучше всего расхвалят плоды.

Ведущая 1: А сейчас мы с вами вспомним стихи, которые готовили к этому празднику.

Читают дети:

Протянула ветку: «На!»

Только яблоки поспеют,

Раздаёт их, не жалеет.

Яблоню просить не надо,

Угостить любого рада.

  1. Яблоко спелое, Яблоко сладкое, Яблоко хрусткое С кожицей гладкою. Яблоко я пополам разломлю,Яблоко с другом своим разделю.
  1. Ветку  яблоня  склонила, И на землю  опустила. — Очень ноша тяжела! Удержать Я не смогла: Словно заколдованыЯблочки

    медовые! Все, конечно, будут  рады

    Спелым  яблокам из сада.

  2. Урожай приносит сад: Яблоки и виноград. Освящают их кропленьеВ чудный день Преображенья.
  3. Все, как будто в день рожденья: Стол накрытый, фрукты, мед! В этот день ПреображеньяСловно новым стал народ!

Ведущая 2:

Ребята, а вы знаете, какой лесной зверек переносит яблоки на своей спине?

Правильно, это ежик. Кто-нибудь может показать, как фырчит ежик?

Дети вместе имитируют фыркание ёжика.

А почему ежик переносит плоды и грибы на спине?

Правильно, потому что на ней есть иголки. Кто хочет поиграть в ежиков, которым необходимо перенести яблоки с одного места на другое?

Для этого конкурса нам потребуются две команды. Правда, иголок у вас нет, поэтому носить фрукты вы будете в руках.

Эстафета «Перенеси яблоки»

Ведущие делят ребят на команды. На одном конце зала стоят стулья с чашками, наполненными яблоками, на другом – пустые стулья.

Дети по команде ведущего под ритмичную музыку должны взять небольшую корзинку, положить в нее яблоко и отнести его на пустой стул.

Вернувшиеся обратно участники испытания отдают корзинку другому члену команды. Победит та команда, которая справится со своей задачей быстрее.

Ведущая 1:

А вы знаете, почему Яблочный спас называют еще Преображение Господним?

Хотите я вам расскажу?

В конце пути земной жизни Господь Иисус Христос открыл Своим ученикам, что Ему надлежит пострадать за людей, умереть на Кресте и в третий день воскреснуть. Он возвел трех апостолов — Петра, Иакова и Иоанна — на гору Фавор около города Назарета и преобразился пред ними: лицо Его просияло, как солнце, одежды же сделались ослепительно белыми, как свет.

Затем гору и всех, кто на ней находился, осенило светлое облако и из него раздался голос Бога Отца, свидетельствовавший о Божестве Христа: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его и слушайте». Ученики в испуге упали на землю, закрыв свои лица.

Иисус же подошел к ним, коснулся их и сказал: «Встаньте и не бойтесь». Поднявшись на ноги и открыв глаза, апостолы никого, кроме Иисуса Христа, не увидели.

Когда они сходили с горы Фавор, Господь Иисус Христос запретил им говорить о виденном, «до того момента, пока Сын Человеческий не воскреснет из мертвых».

Ведущая 2:

По традиции, на Преображение Господне в конце Божественной литургии совершается освящение яблок и других плодов.

Сегодня у нас в гостях священник, (настоятель) храма Ксении Петербургской Отец Алексей.

Батюшка рассказывает о празднике и освящает яблоки.

Ведущая 1:

Теперь, когда и наши яблочки освящены, мы тоже можем ими полакомиться.

Источник: http://scenarij-na-jubilej.ru/yablochnyj-medovyj-spas/scenarij-obryada-yablochnyj-spas/

Сценарий в школу

Ведущий: Снова праздник открываем, новый Спас мы отмечаем.

Яблочный, а не Медовый, празднику вы все готовы?

Дети: Готовы!

Ведущий: Со Спасом Великим всех поздравляем,

Здоровья, веселья мы всем пожелаем!

1 реб.: Яблоки созрели! Фруктов – урожай!

Собирай быстрее, щедро угощай!

Соком налитые, хрусткие плоды.

Солнышка родные, августа следы.

Полные корзинки принесу домой,

Нити паутинки оботру рукой.

Сладость навевает яблок аромат.

Тихо догорает яблочный закат. (Е. Мельникова)

Ведущий: Яблочный Спас – яблочко для нас припас. В этот день на Руси яблоки кушали да желания загадывали, а потом добры молодцы да красны девицы выходили на поляны да водили веселые хороводы. И мы с вами собрались поплясать, поиграть, повеселиться — добротою поделиться. А вот и наша гостья красавица Яблонька, милости просим!

Выход Яблоньки (под музыку)

Яблонька: Здравствуйте, ребятки! День сегодня яркий

Солнце и прохлада, вам — корзинку яблок

Принесла из сада. и грушовка и ранет –

Слаще этих яблок нет! В народе говорят: «Кто яблоко в день съедает, про того доктор забывает! » Какие пословицы вы еще о яблочках знаете?

Дети читают пословицы

— Яблоко от яблони недалеко падает.

— Яблоньку за яблочки любят, пчелку – за мед.

— Только глупец рубит яблоню, чтобы достать яблоко.

— В незрелом яблоке вкуса нет.

— Не срывай яблоко, пока зелено. Созреет – само упадет.

Ведущий: В круг скорее становитесь,

Крепче за руки держитесь,

Начинаем мы сейчас

Развеселый перепляс!

Исп. «Хоровод с яблонькой» на р.н.м. «Во саду ли, в огороде»

1.Во саду зелёном яблонька стояла,                              идут по кругу

И ветвями детям яблонька кивала.

И ветвями детям яблонька кивала.

Проигрыш:1) пружинки;

2)кружатся на месте, руки полочкой.

2.Становись под яблоньку, протяни ладошки,                   стоят на месте

Брось скорей, красавица, яблок нам немножко.         протягивают руки

Брось скорей, красавица, яблок нам немножко.                      к яблоне

Проигрыш: 1) пружинки;

кружатся на месте, руки полочкой.

3.Яблоньке красавице мы рукой помашем,                  машут рукой

Для неё красавицы мы сейчас попляшем.

Для неё красавицы мы сейчас попляшем.

Проигрыш: 1) пружинки

2)кружатся на месте, руки полочкой.

Ведущий: Про яблоки написано много стихов.

Кто стихи прочесть готов?

2 реб.: Быстро яблоки поспели!

Как собрать их, в самом деле?

Потрясем немножко ствол,

Фрукты, падайте на стол! (В. Сибирцев)

3 реб.: Мне сказали:

«Яблоко – полезно,

Потому что много в нем железа! »

Ну, не знаю…

Я три штуки съела –

Ничего внутри не загремело! (Д. Сиротин)

4 реб.: С веток яблоки свисают,

Манят взрослых и ребят.

Этот плод — все люди знают —

Витаминами богат.

Просит яблонька, похоже:

«Скушай яблочко моё! »

Ей так хочется? Ну, что же.

Я порадую её! (А. Штро)

5 реб.: Нехороший червячок

Отгрыз яблоку бочок.

Стало яблоко червивым,

Однобоким, некрасивым.

Жизнь испортил фрукту зверь.

Как же быть ему теперь? ( В. Арс)

Ведущий: А вот и еще гости – милости просим!

Выход скоморохов (под музыку)

Тимошка: Здравствуйте, девчонки и мальчишки — озорные шалунишки!

Ермошка: С праздником вас поздравляем, со Спасом яблочным, с Кубанским урожаем.

Тимошка: Я – Тимошка, а это мой друг Ермошка.

Ермошка: Давайте знакомиться. Сейчас я сосчитаю до трех и каждый громко — громко выкрикнет свое имя. Раз, два, три — имя свое назови.

(Дети выкрикивают свое имя)

Тимошка: Ну, вот и познакомились. Уважаемые зрители, поиграть с нами не хотите ли?

Дети: Да!

Ермошка: Ну, тогда не зевайте, с нами дружно повторяйте!

Словесная игра

Тимошка: — Заиграла погремушка. Хлоп, хлоп, хлоп, (хлопают в ладоши)

Дети: Хлоп, хлоп, хлоп, (хлопают в ладоши)

Тимошка: — Вдруг затопала Марфушка. Топ, топ, топ! (топают ногами)

Дети: Топ, топ, топ! (топают ногами)

Ермошка: — И заквакала лягушка. Ква, ква, ква!

Дети: Ква, ква, ква! (прыгают как лягушки)

Ермошка: — Ей ответила болтушка. Да, да, да! (кивают головой)

Дети: Да, да, да! (кивают головой)

Тимошка: — Загремела громко пушка. Бах, бах, бах! (ударяют в грудь кулаками)

Дети: Бах, бах, бах! (ударяют в грудь кулаками)

Тимошка: — И заахала старушка. Ах, ах, ах! (Хватаются за голову)

Дети: Ах, ах, ах! (Хватаются за голову)

Ермошка: — Замычала и телушка. Му – му — му! (Делают рожки)

Дети: Му-му-му! (Делают рожки)

Ермошка: — Завизжала с нею хрюшка. Хрю, хрю, хрю! (Показывают пяточки)

Дети: Хрю, хрю, хрю! (Показывают пяточки)

Тимошка: — Заскакала попрыгушка. Прыг, прыг, прыг! (Прыгают)

Дети: Прыг, прыг, прыг! (Прыгают)

Тимошка: — Вот такая вот петрушка. Дрыг, дрыг. Дрыг. (Дрыгают ногами)

Дети: Дрыг, дрыг. Дрыг. (Дрыгают ногами)

Тимошка: Молодцы ребята! А сейчас детвора ждет вас новая игра!

Эстафета «Перенеси яблочко в ложке»

Скоморохи ставят два конуса. Дети делятся на две команды и встают напротив конусов. Первый игрок каждой команды берет деревянную ложку с яблоком, обегает конус, возвращается и передает эстафету следующему игроку. Побеждает та команда, участники которой справились с заданием быстрее.

Ермошка: Молодцы, ребята,

Тягаться с вами трудновато.

Скажите-ка, коль вам не сложно,

А что из яблок делать можно?

Ребята перечисляют всё, что делается из яблок: яблоки едят свежие, моченые, печеные, засахаренные, квашеные, маринованные. Их сушат. Из яблок делают сок, яблочный квас, сиропы, компоты, муссы, пюре, суфле, шарлотку, оладьи, пироги, торты, мармелад, варенье, повидло и т. д.

Вед.: А теперь пришла пора

Танцевать вам детвора!

Приглашаю весь народ

На веселый хоровод!

Исп.: «Песня про яблоки» на мел. р. н. п. « Ах, вы сени»

Вступление: вышли в круг, остановились

1. Солнце жарче, жарче грей                 пружинки

Зрейте яблоки скорей

Ой, люли, ой люли

Зрейте яблоки скорей.

Проигрыш: кружатся «лодочками»

2. Вокруг яблони пойдем                 идут по кругу

Спелых яблок наберём

Ой, люли, ой люли

Спелых яблок наберём.

Проигрыш: кружатся «лодочками»

3. Яблоки мы принесём                 «пекут пирожки», стоят на месте

Пирожков мы напечём

Ой, люли, ой люли

Пирожков мы напечем.

Проигрыш: кружатся «лодочками»

4. Чудо яблонька у нас                          идут в круг

Нынче праздник, нынче Спас,

Ой, люли, ой люли                               выходят из круга

Нынче праздник, нынче Спас.

Проигрыш: кружатся «лодочками»          (Дети садятся на стулья.)

Проводится игра «Хваленое яблоко»

Дети говорят: «Какое яблоко сладкое», «Какое яблоко румяное» и т.д. не повторяясь при этом.

Исп. «Частушки» (вокалисты)

Все: Пропоём для вас частушки,

Дорогая публика,

Не держитесь за карманы,

Не возьмём ни рублика.

1.Забрела в наш сад коза,

Во все стороны глаза.

Где капуста, свекла где?

Только яблони везде.

2.Как у нашего Егора

Стал животик, как пригорок.

Он сто яблок одолел,

Но и это не предел.

3.Ах, Егорка ты, Егор,

Поезжай-ка за бугор,

Там поешь румяный

Пудинг иностранный.

4.Братец мой по кухне рыщет.

Он пирог из яблок ищет,

Ну, а мне то, что за дело,

Я его давно уж съела.

5.До чего Артём пригож,

Он на яблочко похож,

Иль на крендель сдобный,

Жаль, что не съедобный.

6.Говорила Коле Лида

«На тебя я не в обиде,

Что ты яблоко умял –

В нем давно червяк скучал».

7.Вот и грозы отгремели,

В саду яблоки поспели

Закрома полным – полны,

Красны яблоки крупны.

8.Обойди весь белый свет,

А вкуснее яблок нет.

Витаминов в них полно –

Это знают все давно.

Все: Мы частушки пели вам,

Пели и старались

Не дадут ли яблок нам?

Мы проголодались.

6 реб.: Cладкий запах яблок,

НЕБЫВАЛЫЙ УРОЖАЙ,

Много их под сенью яблонь,

Наклоняйся, собирай.

Детки яблони довольны,

Низко ветки свесились,

Деткам яблони не больно,

Близко падать, весело.

И рассыпались ковром,

Не пройти по саду. (Л. Дунай)

Яблонька: Яблоня своим добром поделиться рада.

Яблонька и скоморохи угощают всех яблоками.

Дети благодарят Яблоньку за чудесные плоды.

Тимошка: С Яблочным спасом! С Яблочным спасом!

К осени дело – готовьте запасы.

Ермошка: В церквях святите плоды, чтобы зимою не ведать нужды.

Спелое яблоко спелое съешь, и непременно дождёшься чудес!

Яблонька: За окнами радостный Яблочный спас! Мы счастья с собой наберём про запас! Улыбок и верности, крепких семей! Желаем вам солнечных ласковых дней!

Вед.: Должно быть у всех, без сомненья, хорошее настроение.

Должны все в согласии жить —

Друг друга любить и дружить!

Поздравляю всех с праздником Яблочным Спасом!

Желаю вам здоровья и хорошего настроенья!

Источник: http://scenariivshkolu.ru/literaturnye/scenarij-prazdnika-yablochnyj-spas-v-dk/

Веселые посиделки в Яблочный Спас

Для проведения посиделок понадобятся:

  • аудиозаписи чешской песни «Под яблоней» (муз. народная, сл. Т. Сикорской и С. Болотина), песен «Яблони в цвету» (муз. Е. Мартынова, сл. И. Резника), «Где ж ты, мой сад, вешняя краса?» (муз. В. Соловьёва-Седого, сл. А. Фатьянова)
  • корзины с фруктами
  • яблоки
  • пироги с яблоками

Действующие лица: Кумушки (1) и (2), Гости, в том числе Гостья (1), Учёные дамы (1) и (2), Чтец.

СЦЕНА 1

На сцену выходят Кумушки (1) и (2), они несут корзины с фруктами.

КУМУШКА (1): Здорово, кума Валерьевна! КУМУШКА (2): Здравствуй, кума Васильевна! КУМУШКА (1): Откуда идёшь, что несёшь? КУМУШКА (2): Иду с базару, несу кой-какого товару. КУМУШКА (1): А что за товар?

КУМУШКА (2): Вот купила яблочки садовые, яблочки медовые.

КУМУШКА (1): Ой, кума, так и я иду с базару, тоже купила яблочек. Все наливчатые да рассыпчатые, и жёлтые, и зелёные, и красные, пунцовые.

КУМУШКА (2): Да я смотрю, ты не только яблочек купила. Вон в корзине у тебя и апельсины, и бананы, и гранат, и абрикосы, и помидоры, и картофель.

КУМУШКА (1): Ох, кума Валерьевна, послушай, что расскажу. На базаре-то торгуюсь, присматриваюсь, где получше да подешевле. Подхожу к одному торговцу — мужчине приятному во всех отношениях.

Яблоки у него — чудо, и не только яблоки, а и других фруктов да овощей много, полнейшее разнообразие.

Спрашиваю: «Почём яблочки?» А он мне: «Вам каких: этих или тех?» — а сам показывает на апельсины, бананы, гранаты и, что ещё чуднее, на картошку.

Я ему говорю: «Мне, мил человек, яблок, яблок, понимаешь?» А продавец: «Так это всё, что я перечислил, и есть яблоки». И целую лекцию мне прочитал. Я прямо заслушалась — так этот дядька интересно рассказывал. «Вот, — говорит, — абрикос, его именовали армянским яблоком, когда с Востока он в Рим попал.

Или картофель тоже пытались произвести в яблоки, правда, в земляные. И такую историю про картошку мне порассказал! И про французскую королеву, которая на балу появилась в платье, украшенном цветками картофеля, и про бывшего аптекаря, такого чудака, ставшего агрономом. Как же его звали-то?..

Забыла!

На сцену выходят Учёные дамы (1) и (2), подходят к Кумушкам.

УЧЁНАЯ ДАМА (1): Пармантье его звали. (Кумушкам.) Здравствуйте, тётушки!

КУМУШКИ 1 и 2 (вместе): Здравствуйте, здравствуйте, умные-разумные!

КУМУШКА (1): Точно, Парма… Пармон… Ох, язык свернёшь.

УЧЁНАЯ ДАМА (1): Пармантье. Да, он в самом деле чудак был великий. Он сажал у себя на поле земляные яблоки, на ночь снимал сторожей в надежде, что картошку украдут и посадят на своём огороде. Пармантье этот мечтал расселить по всей Франции новое растение, которое может заменить голодающему народу хлеб.

Он и королеве-то преподнёс цветы картофеля, надеясь на её помощь, но для Марии-Антуанетты цветок был лишь новой модой. «Если у народа нет хлеба, пусть ест пирожные», — якобы говорила она.

Ей потом это припомнят и после революции вынесут смертный приговор. А память о чудаке Пармантье жива и сейчас.

Каждую весну на его могиле в знак благодарности сажается картофельный куст, «земляное яблоко», как называли его французы.

КУМУШКА (1): Вот что значит учёной-то быть. Всё знает и нас просветила.

КУМУШКА (2): Ну, кума, ещё про что твой знакомец-то рассказывал? Неужто и гранаты с помидорами яблоками называл? (Смеётся.)

КУМУШКА (1): Представь себе, да! Гранат — зернистое яблоко, помидор — золотое яблоко.

УЧЁНАЯ ДАМА (2): Всё верно, плоды томатов были жёлтыми, вот их и называли золотыми. Долго их никто не решался попробовать на вкус.

КУМУШКА (2): Тоже что ль для красоты сажали?

УЧЁНАЯ ДАМА (2): Да-да, для красоты на клумбах выращивали.

КУМУШКА (1): Вот дурни-то были, от такого райского фрукта — яблочка отказывались.

УЧЁНАЯ ДАМА (2): И то верно, у чехов до сих пор томат так и называется — райское яблоко. Они вообще яблоки почитают. У них даже песенка прелестная про яблоньку есть.

КУМУШКИ 1 и 2 (вместе): Неужто вот эта?

Звучит фонограмма песни «Под яблоней». Кумушки (1) и (2) поют.

Околицей села, Где яблоня цвела, Где кузница была

В старом саду.

Припев: То ли луковица, То ли репка, То ль забыла, То ли любишь крепко? Ах, яблоня цвела

В старом саду!

Чтобы встретиться с судьбой, Расстались мы с тобой. Плыл месяц золотой

В старом саду.

Припев.

Дождусь ли снова дня, Пройду ли вдоль плетня, Узнаешь ли меня,

Если приду?

Припев.

КУМУШКА (2): Вот так! Ну, что ни говори, а настоящие яблоки — это и есть наши яблочки: антоновка, белый налив, анис, коричное полосатое — всех и не перечтёшь.

УЧЁНАЯ ДАМА (1): Вы называете очень старые сорта яблок — кто вывел их, к сожалению, неизвестно. Яблоневые сады была очень распространены в далёкие века, они занимали на земле почти 5 млн гектаров, то есть чуть ли не каждое второе плодовое дерево было яблоней.

УЧЁНАЯ ДАМА (2): А первые летописные упоминания о садоводстве на Руси относятся к X—XI векам. Тогда большие сады, как правило, сажали у монастырей. Особенно славился сад Киево-Печерской лавры.

По-настоящему развитие садоводства на Руси началось после победы над Золотой Ордой, с окончанием татаро-монгольского ига.

Известны были сады царя Алексея Михайловича в Измайлове и Коломенском под Москвой.

УЧЁНАЯ ДАМА (1): Значительно продвинулось садоводство при Петре I. Он распорядился высадить яблоневые деревья во многих российских городах. Замечательные сады украшали большинство дворянских имений в Средней полосе России. Наиболее известные из них — в усадьбе А.С. Пушкина в Михайловском, Л.Н. Толстого в Ясной Поляне.

КУМУШКА (1): Ох, и заболтались же мы с вами! Пойдёмте, Кума, и вы, умные-разумные, ко мне на яблочные посиделки. Ведь большие праздники посвящены этому фрукту: у нас в России 19 августа — Яблочный Спас, а 21 октября — Всемирный день яблок. Уж, наверное, все мои соседи собрались, меня заждались. (Учёным дамам.) Пойдёмте, не пожалеете, мы с Кумой вас чаем напоим, пирогами угостим.

СЦЕНА 2

Декорации деревенской избы. На лавках сидят Гости. На сцену выходят Кумушки (1), (2) и Учёные дамы (1), (2).

КУМУШКА 1 (Гостям): Здравствуйте, дорогие мои, простите за опоздание. (Кумушке 2 и Учёным дамам). Я ж говорила, полна горница гостей. (Всем.) Предлагаю сначала повеселиться, а потом чаю с пирогами отведать. Согласны? Стихи почитаем, песни споём, Учёные дамы наши расскажут что-нибудь интересное.

КУМУШКА (2): Да, яблоня заслуживает, чтобы ей праздники посвящали. Всё в ней диво: и цветы с дурманящим запахом, и листья, и плоды. Как красивы весной сады, душа замирает!

Открою окошко — мне яблоня Ветви протянет. Она зацвела! Наконец-то!

Как долго терпела.

Малиновка, сидя на яблоне, Так заливалась и пела, Так, значит, тепло и надёжное

Лето настанет.

Сады зацвели. Разве это не чудо? Конечно! Да это событие века, Оно обновляет всего человека, Земля вся звенит от пчелиного гуда.

(В. Боков)

Звучит песня «Яблони в цвету».

КУМУШКА (1): От этой песни будто снова весна наступила. Да, кто-то с цветущим садом сравнивает свою судьбу, кто-то с яблоней — свою мать. Я хочу вам прочитать стихи, которые мне очень нравятся.

Помню маму не солдатскою вдовою, Буду помнить не больною и седой. Помню маму молодою-молодою,

Так и буду её помнить молодой.

Так и вижу маму гордою, прямою, И другой её представить не могу. И всегда она стоит передо мною, Словно яблоня, цветущая в снегу.

(В. Дронников)

А кто-то в далёкие фронтовые годы сравнивал свою подружку с яблонькой, как в песне «Где ж ты, мой сад, вешняя краса?». Давайте споём её все вместе!

Звучит фонограмма песни «Где ж ты, мой сад, вешняя краса?». Все поют.

Где ж ты, мой сад, вешняя краса? Где же ты, подружка, яблонька моя? Я знаю, родная,

Ты ждёшь меня, хорошая моя.

Снятся бойцу карие глаза, На ресницах чёрных девичья слеза. Скупая, святая

Девичья горючая слеза.

Мне нелегко до тебя дойти, Ты, дорогая, жди и не грусти. Приеду с победой, Твоя любовь хранит меня в пути.

(А. Фатьянов)

КУМУШКА (1) (Гостям): Может, дорогие мои, кто-то знает еще стихи о яблоках? Пожалуйста, прочтите!

ГОСТЬЯ (1):
Сквозь перезревающее летоПаутинки искрами летят. Жарко. Облака над сельсоветом

Белые и круглые стоят.

Осени спокойное начало. Август месяц, красный лист во рву. Коротко и твёрдо простучало

Яблоко, упавшее в траву.

Зёрна высыхающих растений, Голоса доносятся, дрожа. И спокойные густые тени

Целый день под яблоней лежат.

Мы корзины выстроим рядами, Яблоки блестящи и теплы. Над селом, над тёплыми садами Яблочно-румяный день проплыл.

(М. Алигер)

УЧЁНАЯ ДАМА (1): Говоря о яблоках, как не вспомнить знаменитого Ньютона и упавший ему на голову плод — то самое яблоко, благодаря которому появился закон всемирного тяготения. Рассказывают, что легендарное дерево пережило учёного почти на 100 лет и погибло в 1820 г. во время сильной грозы. Кстати, кресло, сделанное из него, хранится в Англии в частной коллекции.

КУМУШКА (1): А я слышала, что именно яблоки помогли юному торговцу фруктами Рокфеллеру сколотить себе состояние, и это позволило ему стать одним из самых богатых людей на земле.

КУМУШКА (2): А вот мне внук рассказывал такую историю. Знаете писательницу Агату Кристи? Ну вот, значит, когда она писала свои книжки, то ела мочёные яблоки.

Правда, не повезло её двоюродному брату: он был фермером, и однажды осенью при сборе урожая его так завалило яблоками, что он умер, бедняга. А мочёные яблоки действительно очень полезны — в них много витаминов.

Их очень любил и наш поэт А.С. Пушкин. Вот что я знаю.

КУМУШКА (1): А я знаю, что в народной медицине широко используются целебные свойства яблок. К примеру, яблочный отвар смягчает горло, кашель, охриплость убирает. А свеженатёртые яблоки помогают при заживлении ссадин. Чай из кожуры яблок обладает жаропонижающим свойством.

УЧЁНАЯ ДАМА (2): Действительно, яблоко — один из самых полезных плодов. «Яблоко на обед — и болезней нет». Александр Дюма по рекомендации врача каждое утро в 7 часов съедал яблоко, стоя под Триумфальной аркой. Таким необычным способом доктор пытался приучить своего пациента к правильному режиму, в том числе в питании.

УЧЁНАЯ ДАМА (1): Вообще учёные считают, что в год человеку надо съесть около 60 кг яблок. А в Персии девушке, когда она замуж выходила, ничего не дозволялось есть, кроме яблок и верблюжьих мозгов.

КУМУШКА (2): А у нас на Руси яблоки часто использовали в любовных гаданиях. Молодёжь привязывала по яблоку на шнурок и вертела им над костром. У кого яблоко упадёт раньше всех, тот первым замуж выйдет или женится.

КУМУШКА (1): Ну и, конечно же, яблоки незаменимы в косметике. Ещё средневековые красотки использовали их мякоть для приготовления масок для лица, и сейчас этому плоду трудно найти замену при разработке омолаживающих средств. Кстати, первая губная помада изготовлялась из яблок.

УЧЁНАЯ ДАМА (2): И ещё один интересный факт. В Англии в День яблока проводят состязание на самую длинную полоску кожуры, которая получается при очистке плода. И вот в 1976 г. одна из женщин сумела за 11,5 часа срезать самую длинную непрерывную кожуру с одного яблока — 52 м 51 см. Яблоко весило 567 г.

УЧЁНАЯ ДАМА (1): Одно из самых известных в мифологии яблок — яблоко раздора. Неприглашённая на свадебный пир богиня Эрида явилась туда невидимкой и бросила на стол прекрасное золотое яблоко, на котором было написано «Прекраснейшей».

Богини Афина, Афродита и Гера заспорили, кому же из них предназначался дивный плод. Спор должен был разрешить сын царя Трои Парис. Он отдал яблоко Афродите, которая пообещала ему в жёны самую красивую девушку на земле — Елену.

Как известно, вся эта яблочная история закончилась Троянской войной.

КУМУШКА (2): Вот как душевно посиделки наши прошли: и стихи прочитали, и песни спели, и столько интересных фактов про яблоки сегодня узнали. А теперь пришла пора чайком вас напоить да пирогами с яблоками угостить.

КУМУШКА (1): Мы славно гуляли на празднике нашем, Пускай расцветают сады ещё краше! Пусть будут в садочках все яблочки сладки,

И в жизни пусть будет всё мирно да гладко.

Ещё пожелать всем немного осталось: Чтоб в день хоть по яблоку вам доставалось. А если, на счастье, и два вам прибудет,

То знайте, что доктор про вас позабудет!

Кумушки приглашают всех гостей на чаепитие с яблочными пирогами.

Источник: http://prazdniki.me/2014/06/szenariy_yablochnyi-spas/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector