Януш Корчак: биография для детей

Имя Януша Корчака ассоциируется в человеческом сознании с самопожертвованием, героизмом, мученичеством и огромной любовью к детям. Отказавшись от собственной семьи, этот выдающийся польский педагог, автор многочисленных книг о детях и для детей, стал отцом сотен сирот.

До конца своих дней Старый доктор остался верен тем простым жизненным истинам, которые излагал в своих литературных произведениях. И принял смерть, отвергнув предложения о спасении, вместе со своими маленькими воспитанниками в газовой камере нацистского концентрационного лагеря.Януш Корчак. Биография для детей

Детство и юность: Ерш Хенрик Гольдшмит

22 июля 1878 года в семье ассимилированных польских евреев Гольдшмитов родился первенец. Мальчика нарекли Ершем Хенриком. Окружающие звали его Генриком на польский манер.

Свое первое образование юный Гольдшмит получал в русской гимназии в Варшаве. Главными постулатами учебного заведения были строгость и дисциплина.

Малейшее отклонение от установленного распорядка дня без письменного разрешения директора жестоко каралось.

Уже с первого класса школьники штудировали учебники по латыни, а со второго – по французскому, немецкому и греческому. Многим позже один из них принципиально переосмыслит эту нафталинную систему воспитания. Он создаст идеальный приют для забытых и брошенных, назвав его «Домом сирот», и прославится на всю страну, а затем и на весь мир под псевдонимом Януша Корчака.

Но в 1889 году Корчака еще не было, ровно как «Дома сирот» и его нерожденных воспитанников. Был лишь 11-летний гимназист Генрик Гольдшмит, который впервые столкнулся с жизненными трудностями.

У его отца, успешного адвоката, автора научных монографий, Юзефа Гольдшмита диагностировали душевную болезнь. С тех пор большую часть времени глава семейства проводил в психиатрической клинике.

Затяжное дорогостоящее лечение истощило материальные запасы семейства. В прошлом довольно зажиточные Гольдшмиты начинают бедствовать.

Юзеф так и не вылечился. Сведения о его смерти весьма туманны. Известно, что последние свои дни он провел в больнице. Чтобы помогать матери и младшей сестре, Генрик начинает подрабатывать репетиром.

Закончив гимназию, юный Гольдшмит решает стать врачом и поступает в Варшавский университет на медицинский факультет. В рамках учебной практики Генрик работает в госпиталях, больницах, детский еврейских лагерях.

Общение с детьми доставляет ему огромное удовольствие, во враче-Гольдшмите просыпается педагог. Вернувшись со службы во время Русско-японской войны, Генрик твердо решил: да, он будет лечить, но не тела, а души.

«Дом сирот»

1911 год стал для Гольдшмита знаковым – в доме номер 92 на улице Крохмальной в Варшаве он основывает «Дом сирот». Идею помогли воплотить в жизнь многочисленные филантропы. Директор сразу же ставит первое и главное условие – меценаты не должны вмешиваться в педагогическую и воспитательную деятельность руководителя.

«Дом сирот» выделялся из числа себеподобных. Детские приюты лишь давали крышу над головой и еду, совершенно не беспокоясь о духовном и нравственном развитии своих обитателей. Не удивительно, что большинство беспризорников сворачивали на путь разбоя. Главная цель, которую преследовал «Дом сирот», заключалась не в том, чтобы помочь детям выжить, а в том, чтобы научить их жить.

Кроме «Дома сирот», Гольдшмит сотрудничает с другими детскими приютами (например, «Нашим домом» в Белянах), публикуется в журналах, редактирует еженедельник «Малое обозрение», пишет книги, читает лекции по педагогике. Тогда-то и появляются Януш Корчак и добродушный Старый доктор, голос которого звучит из каждого радиоприемника.

Еврейское гетто. Треблинка

С приходом к власти Гитлера Януш Корчак начинает проявлять большой интерес к еврейскому вопросу, детально изучает историю своей родины, посещает Палестину, работает в Еврейском агентстве Варшаве.

Убежденный гуманист, Корчак остро противился всему фашистскому. Он, не боясь, разгуливал по столичным улицам в мундире войска польского, когда Варшава была занята гитлеровцами.

Корчак говорил, что это мундир солдата, которого предали.

Только спустя год после начала оккупации мундир был снят, ведь такая провокация могла повлечь за собой фатальные последствия не только для Корчака, но и для его воспитанников.

Он продолжает выступать по радио. Только теперь Старый доктор больше не шутит о детском воспитании. Он обращается к детям войны, поучает, советует, рассказывает, как действовать в экстренных ситуациях.

Когда на территории города появилась уродливая стена, отгородившая еврейское гетто от остального мира, Януш Корчак самоотверженно присоединился к своим сиротам, несмотря на то что его приглашали остаться в Палестине. Он продолжал мужественно отказываться всякий раз, когда ему предлагали укрытие на арийской стороне.

Летом 1942 года поступил указ о депортации «Дома сирот». Маленьких евреев отправляли в концентрационный лагерь Треблинка, что находился на территории Польши и вошел в историю войны как один из самых жестоких лагерей смерти.

По количеству жертв (их число колеблется в диапазоне 750-810 тысяч) он уступает только Освенциму.

6 августа, эта дата условно значится как дата смерти Корчака, директору «Дома сирот» в последний раз предложили спастись. Немецкое командование хотело проявить публичную милость к известному литератору и педагогу, однако Корчак категорически отказался. «Предать детей и пустить их умирать одних, – сказал учитель, – Это значило бы как-то уступить злодейству».

Шествие маленьких смертников и их учителя к вагонам, что должны были доставить их в Треблинку, очевидцы назвали маршем смерти. Весь детский дом шел ровной колонной, никто не голосил и не пытался убежать, во главе колонны – Старый доктор, держащий за руки двоих воспитанников. Весь «Дом сирот» и их директор погиб в газовой камере концентрационного лагеря Треблинка.

Научно-литературная деятельность

В творческом наследии Януша Корчака выделяют три пласта: художественные произведения (книги о детях и для детей), научно-популярные работы по педагогике и дневниковые записи.

К литературе Корчак обращается с 18 лет, начиная понемногу публиковаться на страницах польских журналов. Его самыми знаменитые произведения, переведенные на русский язык, это:

  1. «Дети улицы».
  2. «Дитя гостиной».
  3. «Моськи, Иоськи и Срули».
  4. Дилогия «Король Матиуш Первый».
  5. «Когда я снова стану маленьким» и др.

Свой первый педагогический труд книгу «Как любить детей» Корчак написал в Украине во время работы в киевских приютах для беспризорников и опубликовал в 1919 году. На протяжении 10 лет (с 1929 по 1939 годы) педагог создал еще три научно-популярных работы: «Право ребенка на уважение», «Правило жизни» (с подзаголовком «Педагогика для детей и взрослых») и «Шутливая педагогика».

В своих работах Корчак поучает, но его голос не звучит как сухое назидание. Его научные наблюдения изложены простым доступным языком, книги очень автобиографичны и являются бесценными копилками богатого педагогического опыта их автора.

В основе педагогических принципов великого учителя прежде всего любовь к ребенку. Даже любовь к Богу он ставил ниже. Каждый ребенок, твердил Корчак, и есть Бог.

Огромную ценность для понимания педагогики Януша Корчака, а также непростой моральной атмосферы в охваченной войной и репрессиями Польше играет «Дневник» учителя. Он вел подробные записи, чтобы не упустить ни единой мысли. Трагическая гибель не дала возможности самостоятельно опубликовать «Дневник». Он увидел свет только в 1958 году, через 16 лет после смерти автора.

Память: поэт, педагог, человеколюб

Януш Корчак прожил достойную жизнь от начала до конца, не сбившись и не поддавшись соблазну, даже когда другой бы не устоял. Со временем его жизнь превратилась в миф, а сам Корчак – в легенду.

Особый интерес к его персоне обусловила литературная деятельность. Война знала много героев, но в тот день, 6 августа, фашисты повели на смерть не просто учителя, они погубили Поэта. Поэт – Бог, он свят и неприкосновенен.

Такое не забывается.

Сегодня в Треблинке на предположительном месте смерти Корчака стоит мемориальный камень с выбитой надписью «Януш Корчак и дети».

В разных городах Польши, в Азербайджане, Израиле, Белоруссии и других странах установлены монументы Януша Корчака. Поляки и белорусы ежегодно запускают в воздух бумажного змея в память о великом гуманисте.

Его именем называют школы и улицы, а в России проходит ежегодный педагогический конкурс, посвященный великому учителю.

О его жизни, творчестве и героизме написаны десятки биографических книг («Живая связь» Игоря Ниверли, «Король детей» Бетти Джейн Лифтон), художественных интерпретаций (поэма «Кадиш» Александра Галича, фильмы «Корчак» и «Януш Корчак» Анджея Вайды и Семена Винокура).

Память о человеколюбе

Поэты сочинили стихи, композиторы сложили песенные мотивы, а театральные постановщики перенесли произведения Корчака на сцены.

Миф о Януше Корчаке продолжает жить и шириться. Его подлинная история обросла множеством домыслов, поэтических деталей, афоризмов, якобы слышанных из уст Корчака.

Как бы там ни было, легенда не может родиться на пустом месте. Ей нужен стержень, им стал Корчак – поэт, педагог, человеколюб. За три месяца до смерти он сделал запись в дневнике: «Я никому не желаю зла.

Не умею. Не знаю, как это делается».

Источник: https://real-books.ru/zarubezhnye-pisateli/yanush-korchak/biografiya-doktora.html

Януш Корчак, биография, история жизни, творчество

Януш Корчак, биография, история жизни, творчество

Януш Корчак стал известным педагогом из-за пережитых неприятностей в детстве. Болезнь отца, безденежье, отсутствие доброты в гимназии — всё это способствовало тому, что он до конца своих дней помогал еврейским сиротам почувствовать себя нужными и любимыми.

Семья и детство

Януш Корчак — ненастоящее имя известного педагога. От рождения он назывался Хенриком Гольдшмидтом, вторым его именем было Эрш или Хэрш — в честь дедушки.

Несмотря на то, что родители будущего педагога были евреями, в их доме не слишком придерживались иудаистских обрядов.

В то время множество польских евреев были весьма ассимилированными, поэтому дома к нему обращались, используя польское имя Хенрик.

Его отец был адвокатом, автором различных монографий. Кроме него в семье также воспитывали младшую дочь Анну.

Поскольку в то время часть Польши была под Российской Империей, то первые свои знания Хенрик получал в российской гимназии, где ни на капельку не изменились армейские уставы былых времён. Жёсткая дисциплина, физические наказания за проступки, унижения, и, конечно же, издевательство над евреями, который не любили в царской России.

Но кроме всего этого там преподавали множество интересных для Хенрика предметов, например, языки. Французский, латынь, греческий и немецкий, хотя сами преподаватели общались с гимназистами исключительно на русском.

Когда Хенрику было одиннадцать, у его отца начались проблемы со здоровьем. Врачи обнаружили у него психические нарушения, и его пришлось определить в клинику для душевнобольных.

Поскольку содержать отца в хорошей больнице стоило больших денег, уже через несколько лет с деньгами начались серьёзные проблемы.

Чтобы хоть как-нибудь улучшить положение, Хенрик идёт на свою первую работу — репетитором. Ему тогда было 15 лет.

Образование и призвание

Как это часто случается, обстоятельства сами указали Хенрику на его будущую профессию. Болезнь отца и подработки учителем стали его призванием.

Поэтому двадцатилетним он подаёт документы на медицинский факультет университета Варшавы, мечтая помочь отцу вылечиться, но тот вскоре умирает в больнице.

Параллельно Хенрик слушает курс подпольного университета, где улучшает свои качества как педагог.

Уже с ранних лет Хенрик интересовался литературной деятельностью. А после смерти отца его переживания выплеснулись в пьесе о сумасшедшем, который уничтожает собственную семью. Эту работу он даже отправил на литературный конкурс. Но, скромный от природы Хенрик просто не мог подписать пьесу своим именем, так появляется псевдоним Януш Корчак.

В 1899 он даже был в Швейцарии, чтобы послушать лекции известного местного педагога Иоганна Песталоцци. Больше всего его уже тогда интересуют больницы и детские школы.

Начиная с 1903 и следующие восемь лет он работал в больнице для еврейских детей на Сенной, а летом подрабатывал воспитателем в детских лагерях. В те же годы он вступает в Общество помощи сиротам, организованное опять же евреями в Варшаве.

В конце весны 1905 года Гольдшмидт стал дипломированным врачом, после чего участвовал в Русско-японской войне, поехав на фронт как военный врач.

После возвращение Генрик решает завязать с медицинской практикой, и свою жизнь посвятить именно воспитанию детей. Несколько лет он накапливает знания в сфере педагогики, слушая лекции во Франции, Англии и Германии.

Читайте также:  Психология

Результатом становится его «Дом сирот», который открыл двери в 1911 году. Сиротинец на улице Крахмальной в Варшаве стал местом для самых несчастных детей того времени — еврейских.

Гонимые в стране, в которой процветали антисемитские взгляды, брошенные собственными родителями, Гольдшмидт стал для них и отцом, и другом.

Мягкий, но весьма требовательный Хенрик не только находил общий язык с детьми улиц, но и с богатыми евреями Варшавы, ведь именно они давали деньги на содержание беспризорников.

Корчак и Украина

Во время Первой мировой Корчак-Гольдшмидт был на территории современной Украины. Как военный врач он помогал в госпитале поблизости Тернополя.

Там, на улицах города, он подобрал мальчика Штефана, мать которого умерла, а отца забрали в армию.

Ребёнок не умел ни читать, ни писать, а сердобольный Корчак забрал его к себе в казарму, где научил не только письменности, но и в азам ремесла — при госпитале была мастерская. Обо всём этом известно из записей в дневнике Корчака.

В Тернополе педагог заболел, и его отправили в Киев на лечение. Там же он продолжил свою работу в приютах для сирот, количество которых после войны резко увеличилось. В Киеве же Корчак и написал своё самое знаменитое творение — книгу «Как любить ребёнка».

Сиротская демократия Корчака

В 1918 Корчак вернулся в Варшаву и вновь принялся руководить своим сиротинцем. Кроме того он становится и радиоведущим — под именем Старый Доктор ведёт программу, где рассказывает молодым мамам об азах воспитания и ухода за детьми. Также начинает читать лекции в педагогических университетах, пишет статьи в журналы о педагогике.

Во время польско-советской войны опять помогает как военный врач, на этот раз в госпитале города Лодзь.

Кроме «Дома сирот» Корчак также 15 лет до 1936 помогал в организации «Нашего дома» — ещё одного сиротинца на окраине Варшавы.

С 1926 до 1932 был соредактором еженедельника Mały Przegląd, статьи для которого писали его воспитанники. Это было приложение к варшавской еврейской газете Nasz Przegląd.

Своих детей Корчак старался воспитывать как хороших евреев, читал им талмуды и учил основам справедливости. Так, в стенах «Дома сирот» была не только редакция газеты, но и свой суд и присяжные.

За каждую шалость виновник получал наказание. Суд присяжных рассматривал дело и выносил приговор. Если он был слишком строгим, то Корчак имел право голоса.

Но на самом деле его самого несколько раз «осудили», когда он ошибочно выругал невиновного воспитанника.

В сиротинце его называли либо Старым Доктором, либо Королём детей.

Варшавское гетто и Треблинка

О Корчаке часто отзывались, как о добром, но своенравном человеке:  он очень плохо переносил несправедливость. Когда Варшаву в 1939 оккупировали нацисты, он не повиновался приказу носить звезду Давида на рукаве. Корчак ощущал себя польским офицером, который не должен повиноваться приказам противника.

Через год сиротинец перевели в стены Варшавского гетто. А самого Корчака на месяц посадили в тюрьму — за неповиновение по поводу нарукавной повязки. Освободили его оттуда по просьбе местного провокатора и агента гестапо. Тот попросту хотел получить «своего» человека в стенах гетто, но Корчак не согласился.

Даже в гетто Корчак делал всё возможное, чтобы его воспитанники хорошо питались. Он постоянно связывался с юденратом и выбивал из них деньги на еду для детей.

Самое ужасное, что он тогда видел на улицах гетто — это мёртвые дети, которых даже некому было похоронить, поэтому своих он лелеял пуще прежнего.

В последние дни пребывания в гетто Корчак настолько погрузился в депрессию из-за происходящего, что предложил юденрату дать разрешение на эвтаназию для его сирот. По его мнению, это было намного гуманнее, чем оставить детей погибать от голода.

В августе 1942 Дом сирот решили депортировать из города. Друзья Корчака до последнего уговаривали его бежать, но он не согласился. Так великого педагога вместе с его воспитанниками отправили в концлагерь Треблинку.

6 августа Корчак и его сироты погибли там в газовой камере.

Интересные факты

  • Последние месяцы жизни Корчак описывал в дневнике, который потом замуровал в стенах дома варшавского гетто. Его случайно нашли через несколько лет после завершения войны. Записи дневника стали основой для сценария фильма Анджея Вайды «Корчак».
  • У педагога было своё отношение к смерти: своих воспитанников он с малых лет приучал к тому, что смерть — это обычное явление. Неудивительно, что его Король Матиуш (герой детской книги) также умирает.
  • Во время Второй мировой Корчак стал глубже интересоваться сионизмом, даже решил уехать в Израиль, но остался в Варшаве только ради своих детей.
  • Основы педагогики Василия Сухомлинского основаны на подходе Януша Корчака.
  • Поскольку могилы у педагога нет, то на еврейском кладбище Варшавы поставили кенотаф в память о нём и его воспитанниках, а в Треблинке — камень с его именем.
  • Несмотря на почти полное разрушение Варшавы во время Второй мировой, «Дом сирот» на Крахмальной выстоял. Он работает до сих пор.

Титулы и награды

  • 1972 — Премия мира немецких книготорговцев

Источник: http://ThePerson.pro/yanush-korchak/

Януш Корчак

Януш Корчак

Родился в Варшаве 22 июля 1878 года в интеллигентной ассимилированной еврейской семье.

Дед Корчака, врач Хирш Гольдшмидт, сотрудничал в газете «Ха-Маггид», отец, Юзеф Гольдшмидт (1846—1896) — адвокат, автор монографии «Лекции о бракоразводном праве по положениям Закона Моисея и Талмуда» (1871).

Корчак в «Воспоминаниях» пишет: «Меня назвали именем деда, которого звали Гершем», именно это имя проставлено в его метрической справке о рождении. В ассимилированной еврейской семье, в которой он родился и вырос, его называли Генриком — на польский манер.

Школьные годы прошли в Варшаве, в русской гимназии. Там царила жёсткая дисциплина, поход в театр или поездка домой в каникулы возможны были только после письменного разрешения дирекции. Преподавание велось на русском языке. Уже в первом классе (детям 10—11 лет) преподавалась латынь, во втором — французский и немецкий, в третьем — греческий.

В 1889 году у отца Генрика обнаружились признаки душевной болезни. Теперь отца приходилось время от времени помещать в специальные клиники. Его содержание в клиниках стоило дорого, и со временем семья оказалась в тяжёлом материальном положении. С пятого класса (15—16 лет) Генрик начал подрабатывать репетиторством.

В 1898 году Корчак поступил на медицинский факультет Варшавского университета. Летом 1899 года он ездил в Швейцарию, чтобы поближе познакомиться с результатами педагогической деятельности Песталоцци. В своей поездке Корчак особенно интересуется школами и детскими больницами. В 1903 году он получил диплом врача.

В 1903-11 гг. работал в еврейской детской больнице имени Берсонов и Бауманов и воспитателем в летних детских лагерях. Являлся членом еврейского благотворительного Общества помощи сиротам.

В 1904—1905 гг. Корчак принимал участие в Русско-японской войне в качестве военного врача.

В 1907 году Корчак на год едет в Берлин, где за свои деньги слушает лекции и проходит практику в детских клиниках, знакомится с различными воспитательными учреждениями. Он проходит стажировку также во Франции, посещает детский приют в Англии.

В 1911 году Корчак оставляет профессию врача и основывает «Дом сирот» для еврейских детей в доме 92 на улице Крохмальной, которым руководил (с перерывом в 1914-18 гг.) до конца жизни. От филантропов, субсидировавших его начинание, Корчак потребовал полной независимости в своей административной и воспитательской деятельности.

В 1914-18 гг. Корчак находился на Украине, в частности, в Киеве, где, кроме деятельности военного врача, занимался обустройством детского дома для польских детей, а также написал книгу «Как любить ребёнка».

Корчак возвращается в Варшаву в 1918 году, где руководит детскими приютами, преподаёт, сотрудничает с журналами, выступает по радио, читает лекции в Свободном польском университете и на Высших еврейских педагогических курсах.

В 1919—36 гг. он принимал участие в работе интерната «Наш дом» (на Белянах) — детского дома для польских детей, — где также применял новаторские педагогические методики.

В 1926-32 гг. Корчак редактировал еженедельник «Ma?y Przegl?d» («Малое обозрение», приложение для детей к сионистской газете «Nasz Przegl?d» «Наше обозрение»), в котором активно участвовали его воспитанники.

Еврейская деятельность

В 1899 году Корчак присутствовал в качестве гостя на Втором Сионистском конгрессе.

Преклоняясь перед Теодором Герцлем, он, однако, не принял идей сионизма, считал себя поляком во всем, кроме религии, следование которой, по его убеждениям, было личным делом каждого.

Он ждал, как великого чуда, независимости Польши и верил в полную ассимиляцию евреев. Кровавые еврейские погромы, устроенные польскими националистами в 1918-19 гг., посеяли в душе Корчака глубокое разочарование.

С приходом Гитлера к власти в Германии и ростом антисемитизма в Польше в Корчаке пробудилось еврейское самосознание. Он стал польским несионистским представителем в Еврейском агентстве. В 1934 г. и 1936 г.

он посетил подмандатную Палестину, где встретил многих бывших своих воспитанников. Педагогические и социальные принципы киббуцного движения произвели глубокое впечатление на Корчака. В письме 1937 г.

он писал:

Отъезду помешала лишь невозможность покинуть своих сирот. Корчак в эти годы собирался написать повесть о возрождении еврейской родины, о пионерах-халуцим.

В 1940 году вместе с воспитанниками «Дома сирот» был перемещён в Варшавское гетто. Он отклонил все предложения неевреев-почитателей своего таланта вывести его из гетто и спрятать на «арийской» стороне.

В этот период Корчак был арестован, несколько месяцев провёл в тюрьме. Освобождён по ходатайству провокатора А. Ганцвайха, который таким образом хотел заработать авторитет среди евреев.

В гетто Корчак отдавал все силы заботе о детях, героически добывая для них пищу и медикаменты. Воспитанники Корчака изучали иврит и основы иудаизма. За несколько недель до Песаха в 1942 году Корчак провёл тайную церемонию на еврейском кладбище: держа Пятикнижие в руках, взял с детей клятву быть хорошими евреями и честными людьми.

Когда в августе 1942 пришёл приказ о депортации Дома сирот, Корчак пошёл вместе со своей помощницей и другом Стефанией Вильчинской (1886—1942), другими воспитателями и примерно 200 детьми на станцию, откуда их в товарных вагонах отправили в Треблинку. Он отказался от предложенной в последнюю минуту свободы и предпочёл остаться с детьми, приняв с ними смерть в газовой камере.

Память

1978 год был объявлен ЮНЕСКО годом Корчака.

Каждый год 23 марта в Польше и Белоруссии в воздух запускается воздушный змей в память о Януше Корчаке и детях, убитых в гетто.

В начале августа 2011 г. в иерусалимском мемориале Холокоста «Яд Вашем» отметили 69-летие трагической даты депортации Корчака и детей в лагерь смерти. В мемориальной церемонии принял участие и бывший воспитанник Дома сирот, ставший художником и посвятивший своё творчество памяти Корчака, 88-летний Ицхак Бельфер, поделившийся своими воспоминаниями .

Педагогическая деятельность

В «Доме сирот» Корчак ввёл новаторскую для тех лет систему широкого детского самоуправления, детский товарищеский суд, решения которого были обязательны и для руководства, плебисцит и т. д.

Корчак читал лекции в Свободном польском университете и на Высших еврейских педагогических курсах, вёл работу в суде по делам малолетних преступников, выступал под псевдонимом «Старый Доктор» с воспитательными беседами по радио.

Читайте также:  Ярмарка: сценарий театрализованного праздника в лагере

Отвлеченно веря в Бога («Один на один с Богом», 1922; содержит 18 молитв «для тех, кто не молится»), Корчак отличался широкой веротерпимостью и видел в вере источник морального очищения.

Из БСЭ (1969 — 1978): «Педагогическая деятельность К[орчака] основана на формировании в детском коллективе и у отдельных воспитанников навыков самопознания, самоконтроля, самоуправления».

Работы Корчака оказали значительное влияние на известного советского педагога В. А. Сухомлинского.

Педагогические идеи

Принцип выполнимости требований, предъявляемых ребёнку. «— Ты вспыльчив, — говорю я мальчику, — ну и ладно, дерись, только не очень сильно, злись, только раз в день. Если угодно, в одной этой фразе помещается весь воспитательный метод, которым я пользуюсь.» (Корчак, Ребёнок в семье.)

Своеобразное представление о правах ребёнка: «Я взываю о Magna Charta Libertatis, о правах ребёнка. Может, их больше, но я нашел три основных. 1. Право ребёнка на смерть. 2. Право ребёнка на сегодняшний день. 3. Право ребёнка быть тем, что он есть.» (Корчак, Ребёнок в семье, гл. 37).

«Горячая, умная, владеющая собой любовь матери к ребёнку должна дать ему право на раннюю смерть, на окончание жизненного цикла не за шестьдесят оборотов солнца вокруг земли, а всего за одну или три весны…

«Бог дал, бог и взял», — говорят в народе, где знают живую природу, знают, что не всякое зерно даст колос, не всякая птаха родится способной к жизни, не всякий корешок вырастет в дерево.» (Там же, гл. 38.) » В страхе, как бы смерть не отобрала у нас ребёнка, мы отбираем ребёнка у жизни…» (там же, гл. 40.

) «Желая уберечь ребёнка от бактерий дифтерита, не переносите его в атмосферу, насыщенную затхлостью скуки и безволия…» ( Там же, гл. 38.)

Учёт прав и возможностей родителя и воспитателя. «Деспотичный крик ребёнка, который чего-то требует, на что-то жалуется, домогается помощи…

Этот первый крик при свете ночника — объявление борьбы двух жизней: одна — зрелая, уставшая от уступок, поражений, жертв, защищается; другая — новая, молодая, завоевывает свои права. Сегодня ты еще не винишь его: он не понимает, он страдает.

Но знай, на циферблате времени есть час, когда ты скажешь: и мне больно, и я страдаю.» (Там же).

Признание того, что дети — разные. «Вместо того чтобы наблюдать, чтобы видеть и понимать, берется первый пришедший в голову пример «удачного ребёнка» и перед собственным ребёнком ставится требование: вот образец, на который ты должен равняться…» (Там же).

Общаться с ребёнком имеет смысл на уровне возможностей его понимания (в соответствии с возрастом): «Ох уж эти наши ответы… Так случилось, что дважды я был свидетелем, как ребёнку перед книжной витриной объясняли, что такое глобус. — Что это, мячик? — спрашивает ребёнок. —Мячик, да, мячик, — отвечает няня.

В другой раз: — Мама, что это за мячик? — Это не мячик, а земной шар. На нем дома, лошадки, мамочка. «Мамочка?» — Ребенок поглядел на мать с состраданием и ужасом и вопроса не повторил.» (Там же).

Впрочем, ошибки, допускаемые родителями в подобных случаях, Корчак не считает очень страшными: «Если мы дали ему неудобоваримую информацию — он не поймет ее, глупый совет — он не примет его, не послушается…» (там же).

Нужно готовить ребёнка к реальной жизни (а не идеальной, воображаемой). «…В теории воспитания мы часто забываем о том, что должны учить ребёнка не только ценить правду, но и распознавать ложь, не только любить, но и ненавидеть, не только уважать, но и презирать, не только соглашаться, но и возражать, не только слушаться, но и бунтовать…» (Там же.)

Право ребёнка на уважение.

«Во мне еще не сформировалось и не утвердилось понимание того, что первое бесспорное право ребёнка есть право высказывать свои мысли, активно участвовать в наших рассуждениях и выводах о нем.

Когда мы дорастем до его уважения и доверия, когда он поверит нам и скажет, в каких правах он нуждается, — меньше станет и загадок, и ошибок.» (Там же. Добавление к изданию 1929 г.)

Важность размышлений матери, черпающей «не из книг, а из самой себя. Ничего не может быть ценнее. И если моя книга убедила тебя в этом, значит, она выполнила свою задачу. Будь же готова к долгим часам вдумчивого одинокого созерцания…» (Там же.)

Педагогика — наука о человеке: «Одна из грубейших ошибок считать, что педагогика является наукой о ребёнке, а не о человеке. Вспыльчивый ребёнок, не помня себя, ударил; взрослый, не помня себя, убил.

У простодушного ребёнка выманили игрушку; у взрослого — подпись на векселе. Легкомысленный ребёнок за десятку, данную ему на тетрадь, купил конфет; взрослый проиграл в карты все своё состояние.

Детей нет — есть люди, но с иным масштабом понятий, иным запасом опыта, иными влечениями, иной игрой чувств…» (Корчак, Как любить ребёнка: Интернат.)

Литературное творчество

Печататься Корчак начал в 18 лет, в 1898 году он взял свой псевдоним.

Его повести для взрослых и детей «Дети улицы» (1901), «Дитя гостиной» (1906), «Моськи, Иоськи и Срули» (1910; в русском переводе — «Лето в Михалувке», 1961), «Король Матиуш Первый» (1923) и другие; новеллы, беседы, статьи и дневник 1942 г. вводят читателя в сложный мир детской психологии, содержат наблюдения над жизнью Польши 1900—1942 гг., отражают богатый опыт врача и педагога.

Корчаку принадлежит также свыше 20 книг о воспитании (главные из них — «Как любить ребёнка», 1914, и «Право ребёнка на уважение», 1929).

Сочинения

  • Kt?r?dy (1898) — драма
  • Дети улицы (Dzieci ulicy, Warsaw 1901)
  • Kosza?ki Opa?ki (Warsaw, 1905)
  • Дитя гостиной (Dziecko salonu, 1904—1905, отд. изд. — Warsaw 1906, 2-е издание 1927) — частично автобиографическая
  • Моськи, Иоськи и Срули (Mo?ki, Joski i Srule, Warsaw 1910); в русском переводе — «Лето в Михалувке», 1961
  • Юзьки, Яськи и Франки (J?zki, Ja?ki i Franki, Warsaw 1911)
  • Слава (S?awa, Warsaw 1913, с изменениями 1935 и 1937)
  • Bobo (Warsaw 1914)
    • Bobo
    • Исповедь мотылька
    • Роковая неделя (Feralny tydzie?)
  • Король Матиуш Первый (Kr?l Maciu? Pierwszy, Warsaw 1923)
  • Король Матиуш на необитаемом острове (Kr?l Maciu? na wyspie bezludnej, Warsaw 1923)
  • Банкротство маленького Джека (Bankructwo ma?ego D?eka, Warsaw 1924)
  • Когда я снова стану маленьким (Kiedy zn?w b?d? ma?y, Warsaw 1925)
  • Senat szale?c?w, humoreska ponura (Сенат безумцев, 1931) — сценарий для варшавского театра Ateneum
  • Кайтусь-чародей (Kajtu? czarodziej, Warsaw 1935)
  • Дети Библии: Моисей (произведение впервые издано в Израиле в 1939 г. в переводе на иврит, сделанном Довом Саданом (1902-1989); оригинал утрачен)
  • Весенняя песня; Невеста; Без доказательств; Воспитание; Я разорен; Долой опрятность; Оценщик; Зачем?: [Рассказы]. — СПб.: Изд. М.Г.Корнфельд, 1911. – 64 с. – (Дешевая юморист. б-ка «Сатирикон»; Вып.17.)
  • Мошки, Иоськи и Срули /Пер. с пол. Е.Шведера. – Петроград: Изд. М.И.Семенова, 1915. – 95 с.
  • Рыцари чести: (Слава): Повесть /Пер. с пол. М.Щавинской. – М.: Типо-литогр. Товарищества И.Н.Кушнарев и К°, 1918. – 37 с.
  • Приключение Короля Матюша: Повесть /Пер. с пол. Ю.Н.Райтлер; рис. Б.В.Покровского. – Ленинград: Сектор «Юный Пролетарий» Рабочего Изд-ва «Прибой», 1924. – 250 с.
  • Воспитательные моменты (Momenty wychowawcze, Warsaw, 1919 (три раздела), 2-е издание—1924, дополнено четвёртым разделом)
  • Как любить ребёнка (Jak kocha? dziecko, Warsaw 1919; сюда вошёл первый раздел («Ребёнок в семье») будущего варианта книги; 2-е издание, 1920 — Jak kocha? dzieci — «Как любить детей» — включало все четыре раздела цикла; позже автор вернул книге первоначальное название)
  • Право ребёнка на уважение (Prawo dziecka do szacunku, Warsaw 1929)
  • Правила жизни. Педагогика для детей и взрослых (1930)
  • Шутливая педагогика (Pedagogika ?artobliwa, Warsaw 1939)
  • Упрямый мальчик: Жизнь Л. Пастера (Warsaw 1938)
  • Дневник (Pami?tnik, Warsaw 1958) — опубликован посмертно

В Польше издано собрание сочинений Корчака в 14 томах.

Произведения, посвящённые Янушу Корчаку

Героизм и мученичество Корчака вошли в легенду. Его жизни и гибели посвящены многочисленные исследования и произведения: мемуары сотрудника Корчака И. Неверли (1903—1987), прошедшего, несмотря на своё нееврейское происхождение, через концлагеря—Майданек, Освенцим и др.

— «Живые связи» (1966, польский язык), воспоминания участника польского Сопротивления Казимежа Дебницкого «Корчак вблизи» (есть русский перевод), поэма А. Цейтлина (1898—1973) «Последний путь Януша Корчака» («Януш Корчакс лецтер ганг», 1970?, идиш), драма Э.

Сильваниуса «Корчак и дети» (1958, немецкий язык) и другие.

Памятник Б. Сакциера (родился в 1942 г.) «Я. Корчак с детьми» (1978) установлен в Иерусалиме на территории Яд ва-Шем.

Литературные произведения на русском языке

  • Неверли И. Живая связь: Отрывки из кн. Пер. с пол. Э.Гессен //Иностр. лит. – 1978. – №3. – С.231 — 239.
  • Валеева Р. А. Гуманистическая педагогика Януша Корчака: Учебное пособие. Казань: КГПИ, 1994.
  • Кочнов В. Ф. Януш Корчак: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1991.

Фильмы

Мультфильмы

  • «„Расскажите сказку, доктор“» — советский мультфильм, © ЭКРАН, 1988 г.

Режиссёр: Аида Зябликова. В мультфильме две сюжетных линии, одна построена по мотивам повести Януша Корчака «Король Матиуш Первый», другая рассказывает о реальных событиях во время Второй Мировой войны. Януш Корчак добровольно остался со своими воспитанниками и погиб вместе с ними в немецком концлагере. Мультфильм состоит из 3 частей. В психологическом плане очень тяжёлый мультфильм.

Театр

Опера

  • Детская опера-мюзикл «Король Матиуш I» Льва Конова по сказке Януша Корчака. Премьера состоялась в Москве, 1988 г. Звукозапись оперы произведена в 1992 году.
  • Опера «Король Матиуш Первый» в новой редакции 2009 года.

Автор либретто-сценария и музыки — Лев Конов

Песни

  • Песня в исполнении Алексея Терехова «памяти Януша Корчака»
  • Песня-поэма А. Галича «Кадиш» — см. выше, подраздел «Литературные произведения на русском языке».

Источник: http://people-archive.ru/character/yanush-korchak

Биография Януша Корчака

Биография Януша Корчака

Эрш Хенрик Гольдшмит (Henryk Goldszmit, 22 июля 1878 – 6 августа 1942) – знаменитый на весь мир польский педагог, общественный деятель и писатель, некоторое время проработал врачом.

Детство

Эрш Хенрик родился 22 июля в Варшаве, в ассимилированной семье еврейского происхождения. Мать мальчика умерла во время тяжелых родов, поэтому воспитанием ребенка занимались мужчины: отец и дед Эрша.

Дед будущего педагога был известным врачом и очень часто публиковал свои исследования в зарубежных газетах и журналах.

Отец работал в адвокатской конторе и также увлекался писательской деятельностью – ему принадлежит религиозный труд на тему «Бракоразводное право по положениям Закона Моисея и Талмуда» (1871).

По достижению семилетнего возраста, мальчика отдают в гимназию на русское отделение.

Порядки учебного заведения внушают детям страх: четкий распорядок дня, письменные разрешения руководства на выезд к родителям или даже посещения родственников.

Но, несмотря на подобную строгость, именно в гимназии Эрш получает необходимые базовые навыки. В частности, он обучается нескольким языкам (французскому, немецкому и греческому), а также осваивает азы медицины.

Юность

В 1889 году семья Гольдшмитов сталкивается с серьезной проблемой: у отца Эрша начинает проявляться душевная болезнь, и он месяцами не выходит из депрессии, которая порой сменяется чрезмерной агрессией.

Дед решает поместить его в специальное заведение для лечения, но финансовое положение семьи резко ухудшается из-за чрезмерно высокой стоимости стационарного содержания душевнобольного отца.

В безвыходной ситуации Эрш начинает искать работу и некоторое время подрабатывает на жизнь частным репетиторством, отдавая все деньги на лечение папы.

К 1898 году финансовое положение семьи нормализовалось. Отцу Януша стало значительно легче, поэтому врачи даже разрешили ему ненадолго уезжать к родным, но с условием его ежедневного возвращения для обязательных медицинских процедур. К тому моменту Корчаку приходит время поступать в высшее учебное заведение.

Читайте также:  Интересные задачи по математике с ответами и решением для 6 класса

Поскольку парень живо интересуется медициной, он выбирает Варшавский университет и становится студентом медицинского факультета, где начинает углубленное изучение этой сложной специальности.

Параллельно он находит подпольные педагогические курсы и втайне от деда и отца ходит на занятия, получая еще одно образование.

Профессиональная карьера

С 1903 года, получив диплом врача, Януш Корчак начинает работать врачом и посещать детские больницы и госпитали. Самообразование он не оставляет: в Германии прослушивает платный лекционный курс по медицине, в Швейцарии самолично знакомится с известным на то время педагогом Песталоцци. Помимо всего прочего, Корчак участвует в Русско-японской войне в качестве военного медика.

В 1911 году Януш, осознавая, что больше не хочет посвящать себя медицине, открывает детский приют «Дом сирот» для бедных еврейских семей, которые в результате каких-либо проблем не могут самостоятельно воспитывать детей.

На социальный проект быстро обращают внимание филантропы, благодаря которым сиротский приют получает достаточное количество финансовой поддержки для развития.

Однако даже богатым и влиятельным спонсорам Корчак не забывает напоминать о том, что именно он является основателем приюта, поэтому любые внутренние дела должен решать самостоятельно, без постороннего вмешательства.

В педагогической деятельности Януш Корчак всегда вдохновлялся трудами и идеями педагога Сухомлинского. Он был достаточно религиозным человеком и считал, что благодаря вере личность может стать не только нравственной, но и морально более очищенной, легкой.

Немаловажны стремления Януша Корчака ввести в своем приюте новаторскую методику, аналога которой на тот момент не существовало в мире.

Педагог не только старался дать максимальную власть своим воспитанникам, но и пропагандировать среди них самоконтроль и самосознание.

За всю свою долгую педагогическую практику Корчак тесно сотрудничал сразу с несколькими высшими учебными заведениями. Наиболее популярен профессор был в Свободном польском университете, где преподавал курсы психологии и медицины.

Кроме того, был частым гостем на Высших еврейских педагогических курсах, где учил молодое поколение всё тому же самоконтролю и стремлению к саморазвитию.

Под псевдонимом «Старый Доктор» Корчак участвовал во многих судебных разбирательствах по делам несовершеннолетних преступников, беря на себя огромную ответственность по их перевоспитанию.

Источник: http://stories-of-success.ru/yanusha-korchaka

Януш Корчак

Януш Корчак

«Старый Доктор из радио» — так называли еще одного ученого мужа, Януша Корчака (настоящее имя и фамилия — Гольдшмит Генрик), польского писателя, педагога-реформатора, врача.

Отличительной его особенностью было то, что он очень любил детей.

Это был необыкновенный человек, переживший в возрасте 11-ти лет сначала банкротство своего любимого отца, с которым у мальчика была внутренняя душевная связь (он был успешным юристом в Варшаве), а затем его тяжелую болезнь и смерть.

После этого мальчик Януш продолжает учиться в гимназии, а чтобы добыть денег на обучение, становится гувернером в богатых домах. Генрик знал несколько языков: польский, еврейский и русский — ими он свободно владел, на немецком и французском читал.

В 1898 году молодой человек оканчивает русскую гимназию и поступает в Варшавский университет, на медицинский факультет. В этом же году он начинает активную журналистскую деятельность под псевдонимом Януша Корчака.

Впоследствии он неоднократно отмечал, что писателем ему помогла стать любовь к русской литературе XIX века, особенно Корчак выделял среди созвездия талантливых писателей Антона Павловича Чехова.

В 1905 году выходит первая повесть Корчака «Дитя гостиной», которую сразу же отметила читающая публика. В это время он работает врачом в детской клинике и на протяжении семи лет лечит не только детские тела, но и души.

Он делает всё возможное, что-бы защитить их от боли, одиночества и отчаяния.

Януш Корчак попытался сам встать на место ребенка и показать взрослым людям, насколько они не понимают маленького человека. В 1907-1908 гг.

он работал воспитателем в детских летних колониях, где основной контингент составляли дети из малоимущих еврейских семей.

В 1912 году становится директором «Дома сирот», которым будет руководить до конца жизни и погибнет в один день со своими воспитанниками. Но об этом чуть позже.

Во время Первой мировой войны Януш Корчак служит ординатором полевого госпиталя русской армии. Весной 1917 года его командируют для работы врачом в польских и украинских детских приютах. Год живет он в Киеве и там знакомится с польской энтузиасткой Марией Фальской, с которой они после войны организуют Варшавский детский приют «Наш дом».

На снимке: на обложке книги о Януше Корчаке документальный кадр, запечатлевший трагический эпизод, как фашисты загоняли детей в товарный вагон…

Корчак вступает на путь реформаторства неустроенного мира, он считает, что «реформировать мир — это значит реформировать воспитание».

В 1918 году зарождается одна из лучших его педагогических книг «Как любить ребенка». Это произведение часто называют жизненным кредо автора, в частности, он в нем писал: «Детей нет — есть люди, но с иным масштабом понятий, иным запасом опыта, иными влечениями, иной игрой чувств».

Педагог решительно выступал за пересмотр методологии воспитания. Януш Корчак писал: «Одна из грубейших ошибок — считать, что педагогика считается наукой о ребенке, а не о человеке… В области чувств ребенок превосходит взрослых силой, ибо не отработано торможение… В области интеллекта, по крайней мере, равен им, недостает лишь опыта».

В 1918 году врач и педагог возвращается в Варшаву. Он преподает в Институте специальной педагогики и в Свободном польском университете. В этом же году начинает работать на польском радио и становится советчиком в деле воспитания детей для десятков тысяч радиослушателей. Сначала его называли просто «Доктор из радио».

Работая в «Доме сирот», Януш Корчак создал свою систему воспитания, которая основывалась на долгом процессе пробуждения и развития в ребенке потребности к самосознанию, самоконтролю и воле к самосовершенствованию.

На снимке: Дом сирот, который с 1911 г. и до конца жизни Януша Корчака был его собственным домом

Откуда же черпал материал «Доктор из радио»? Откуда брал силы на то, чтобы любить каждого, — подчеркивается, — каждого ребенка, даже того, который пока ещё не умел любить никого и был обозлен на весь белый свет? «Из молитвенника и из «Советов по укрощению диких зверей», — отвечал Корчак.

В «Доме сирот» этим необыкновенным человеком была создана система самоуправления, которой руководил выборный детский сейм, товарищеский и судебный совет, выносивший в 90 из 100 случаев оправдательные приговоры. Понять и простить — вот основной лейтмотив детского суда. Этому надо было детей научить, самому пройдя через массу унижений и преломлений.

В «Доме сирот» не должно было быть никакого насилия, тирании, неограниченной власти — никого, даже воспитателей. «Нет ничего хуже, когда многое зависит от одного», — пишет «Школьная газета» («Малый пшегленд» — «Маленькое обозрение»), — когда кто-либо знает, что он незаменим, он начинает себе слишком много позволять…»

«Добра в тысячураз больше, чем зла.

Добро сильно и несокрушимо.

Неправда, что легче испортить, чем исправить»

Януш Корчак

В книге «Как любить ребенка» Корчак рассказывает о мальчике подросткового возраста, который не любил «Доктора из радио» и всем своим видом показывал это перед другими детьми, он часто бравировал этим, внутренне осознавая свою безнаказанность.

«И вдруг,— пишет Януш Корчак, — что-то произошло с этим строптивым маленьким человеком — он стал заискивать перед воспитателем, заглядывать в глаза, первым смеяться шуткам…

» Педагог ничего не говорил две недели, он не подавал виду, что видит, как трудно дается такое поведение не очень уже маленькому человеку; он ждал… И вот прошло 14 дней, и этот мальчик подошел к воспитателю.

Януш Корчак первый раз услышал его настоящий, серьезный голос, казалось, в любую минуту готовый сорваться на слезы, он услышал просьбу взять в «Дом сирот» своего младшего братишку.

Педагог заплакал и согласился. После они плакали вместе.

Этот взрослый человек имел право сказать, что «добра в жизни в тысячу раз больше, чем зла», и что «добро сильно и несокрушимо, и что неправда, что легче испортить, чем исправить».

Исправить, на самом деле, можно, только нужно долго ожидать, потому что человек — это, по словам «Доктора из радио», — «растение долгорастущее, которое плод свой дает не сразу и не каждому его показывает».

на могиле Януша Корчака

В своей книге «Как любить ребенка» Януш Корчак говорит о разных этапах жизни маленького человека, начиная с момента его зачатия. Он подтверждает мысль Каменского о том, что для Бога равную цену имеет и завязь, и цветок, и созревший плод.

Можно сказать, что всякнига Януша Корчакас таким говорящим названием «Как любить ребенка» построена на небольших научающих педагогических миниатюрах, которые в наше время не только не состарились и «не утратили своего цвета и запаха», а наоборот, подобно старому рисунку на ковре, цвета их изменились и приобрели другое звучание.

Врач и педагог описывает один из вызовов его в качестве детского врача к грудному ребенку. Мать жаловалась на некоторые симптомы, которые она, якобы, заметила в малыше: он не так плакал, не так брал грудь, не так посапывал во сне.

Доктор нашел ребенка абсолютно здоровым, но через два дня у малыша действительно подскочила температура, и он заболел.

«Что это — спрашивает Корчак, — как не внутреннее материнское чутье, способное увидеть внутренне то, что не доступно внешнему взгляду?»

В 1933 году, в годы голода и войны, «Старый Доктор из радио» обратился в воззвании «К евреям!» с просьбой о пожертвовании для сирот. Он предупреждал: «Кто бежит от истории, того история догонит.

Мы несем общую ответственность не за «Дом сирот», а за традицию помощи детям. Мы подлецы, если откажемся, мы ничтожества, если отвернемся, мы грязны, если испоганим ее — традицию лет.

Сохраним благородство в несчастии!»

Следующее обращение прозвучало в феврале 1940 года: «С радостью подтверждаю, что за малыми исключениями человек — существо и разумное и доброе. Уже не сто, а сто пятьдесят детей живет в «Доме сирот».

Вскоре детей вместе с их воспитателями переместили на территорию еврейского гетто и готовили к участи в газовой камере. Януш Корчак об этом знал. Он по ночам приводил в порядок свои бумаги и писал дневник. Бумаги и дневник представляли из себя бесценные тридцатилетние наблюдения за детьми…

Разрывается сердце, когда читаешь строки о том, как «Старому Доктору из радио» предлагали по причине старости (ему к тому времени было за 60) и заслуг уйти с территории гетто и как он остался и пошел во главе одной из колонн на смерть. «Что это? — спрашивает думающий читатель. — Это героизм или пафос?»

Да это не то и не другое, просто этот мужчина выбрал своим сыном в 29 лет от роду «Дом сирот» и погиб вместе с «ним», нисколько не играя, просто он так жил, любя всем сердцем отверженных всеми.

В Священном Писании сказано: «Мы умрем, и будем как вода, вылитая на землю, которую нельзя собрать; но Бог не желает погубить душу, и помышляет, как бы не отвергнуть от Себя и отверженного» (2-е Царств, 14 гл., 14 ст.).

Ян Амос Каменский и Януш Корчак жили и служили людям, опираясь на эти Слова, и старались из «отверженных» малышей воспитать полноценные личности, которые впоследствии бы переняли у них эстафету: «мужчины в служении детям (следует читать — людям)».

Источник: http://domostroitel.org.ru/page/yanush-korchak-staryi-doktor-iz-radio

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector