Беседа о щедрости и жадности с детьми старшей – подготовительной группы

Беседа о щедрости и жадности с детьми старшей – подготовительной группы

Урок для детей старшего дошкольного возраста

Тема: Щедрость и жадность

Цель:

продолжить знакомство с заповедями Божьими;

-продолжать знакомство с понятием грех;

-учить детей анализировать свои поступки;

познакомить с понятием щедрость и жадность.

Оборудование: иллюстрации, мультипликационный фильм.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

  2. Слово учителя: Господь учит людей быть добрыми. Добрый человек проявляет внимание и заботу к окружающим людям, и окружающему миру. Добрый человек – это щедрый человек. Он может поделиться с другими, не требуя ничего взамен.

    Быть щедрым человеком нелегко, не каждый может отдать другому то, что ему дорого. Святые отцы учат нас как правильно жить, выполняя заповеди Божьи. Давайте ка мы отправимся по краям бескрайним, по дорогам бесконечным. Познакомимся мы с вами сегодня со Старцем Паисием.

    Старец Паисий жил в Греции, на Святой Горе Афон. Это небольшой полуостров на котором живут только монахи. В душе старца горела великая любовь к Богу и к людям. Потому из самых дальних уголков мира шли к нему люди за помощью и утешением. Он написал много притч для маленьких детей.

    Сегодня мы познакомимся с притчей, которая учит нас быть щедрыми.

Как поделить сливы.

— Представьте, что человек пришёл в гости к другу и у них оказалось десять слив. Один из них съел восемь, а другому досталось две. Это справедливо?

— Нет, дружно ответили все, — это несправедливо!

Отец Паисий продолжал:

— Тогда так. У двух друзей было десять слив. Они поделили их поровну, по пять, и съели. Это справедливо?

— Да, справедливо! — сказали все.

— Но это человеческая справедливость, — заметил отец Паисий. — Есть ещё справедливость Божественная! Представьте, что один из друзей, у которых было десять слив, догадавшись, что другой очень любит сливы, сказал: «Будь другом, съешь эти сливы, я их не очень люблю. И к тому же у меня от них болит живот! А я могу съесть только одну».

Отдай другому то, что он хочет, а не половину, отдай ему хорошее, а себе оставь плохое. В этом и будет Божественная справедливость, — заключил свой рассказ старец.

  1. Беседа по содержанию притчи:

— Что такое человеческая справедливость?

— Что такое Божественная справедливость?

— Легко ли отдать хорошее, а себе оставить плохое?

— Почему надо стремиться быть щедрым?

Учитель: в жизни мы тоже встречаем щедрых и жадных людей. Вспомните случаи из своей жизни, когда вы с радостью дарили подарки, или просто угощали друга конфетой. Вспомните случаи, когда вам было жалко поделиться с близкими или друзьями.

Играют ребята с мячом во дворе,

Один только Вова сидит в стороне,

Машинки свои не дает никому,

Игрушек в достатке, но грустно ему:

«Как быть, чтоб игрушки свои не давать,

Но вместе с мальчишками в игры играть?»-

«Не жадничай, — дети ему говорят,-

Друзей не бывает у жадных ребят».

А.Д.Вильшанская

  1. Беседа по содержанию стихотворения:

— Почему Вова сидит один в сторонке?;

— Что мешает ему подружиться с ребятами?;

— Как вы считаете, мальчик сожалеет о своем поступке?;

— Что Вова почувствовал, когда дети не захотели с ним играть?;

— Какой совет дали дети Вове?

Учитель: с жадностью поможет справиться щедрость. Щедрый человек оказывает помощь другим, делится с людьми всем, что у него есть. Такой человек приятен Богу и людям. А вот жадному человеку всего мало. Он никогда ни с кем ничем не поделится. Такие люди всем неприятны.

Вспомните старуху из сказки «О рыбаке и рыбке». Какой печальный, но поучительный конец у этой сказки.

  1. Просмотр сказки «О рыбаке и рыбке».

  1. Беседа по содержанию сказки:

— Что просил старик у рыбки?;

— Просил ли старик у рыбки что-то для себя?;

— Почему последнее желание рыбка не выполнила?;

— Почему менялся цвет у моря?;

— К чему привела жадность старухи?

— Разукрасьте картинку с золотой рыбкой, в кружочки нарисуйте или запишите желания, которые бы вы попросили у рыбки.

— Расскажите, какие желания вы загадали, для кого они?

Щедрость, жадность, помощь, старец Паисий, притча.

Подумайте, как вы понимаете смысл этих пословиц:

«Жадность всякому злу начало».

«Жадность, что река – чем дальше, тем шире».

«Жадность пользы не приносит».

  1. Итог урока: сегодня на занятии мы познакомились с человеческими качествами щедростью и жадностью. Вы поняли ребята, что щедрым человеком быть не легко, но такого человека окружает много друзей. Когда человек отдаёт, то получает намного больше. Его душа учится любить и радовать Бога. Не зря в народе говорят: «Кто добро творит, того Бог благословит».

Источник: https://kopilkaurokov.ru/doshkolnoeObrazovanie/uroki/urok-na-tiemu-shchiedrost-i-zhadnost

Занятие №17 по развитию эмоциональной сферы дошкольников: «История, которая живет в каждом кармане»

Занятие №17 по развитию эмоциональной сферы дошкольников: «История, которая живет в каждом кармане»

Начало здесь.

Цель:

— подвести к осмыслению собственной ценности;

— формировать навыки толерантного поведения;

— воспитывать щедрость;

— способствовать свободе самовыражения в изобразительной творчества.

Ход   занятия   психолога

Ритуал начала занятия «Передай улыбку и хорошее настроение»

Игра для развития волевого внимания «Канон»

Дети идут под хороводными песню «Селезенюшка», выполняет вовлекшей следующие движения: первый ребенок приседает и поднимается, вторая — хлопает в ладоши, третья — приседает и поднимается. И так далее.

Сказка «Жадный кармашек»

На платье у Оли жил жадный кармашек. Ему нравилось, когда в него что-то клали, и не нравилось, когда выкладывали.

Кармашек считал, что Оля была вовсе не экономной девочкой: то даст кому-то свою игрушку, то поделится чем-нибудь вкусненьким. «Лучше бы все это ты в карман клала», — думала она. Вот и стала девочке шептать: «Ты брату дала своего зайчика, а он тебе в обмен ничего не дал! Подруге конфету дала, а она тебе что? Никому ничего не давай, лучше в карман клади».

Оля была хорошей и очень послушной девочкой. Вот и послушалась своего кармашка — начала делать все, что он ей советовал. И стал кармашек толстенький, потому что в нем лежало много разных вещей, но ему все было мало. Кармашек непременно хотел сохранить какие необычные сокровища.

У Олиной мамы было очень красивое ожерелье. Однажды, когда мамы не было дома, кармашек уговорил девочку достать ожерелье и спрятать в нее. Аленка подошла к шкафу, подставила стул, на него — табуретку и залезла на верхнюю полку. Достала девочка ожерелье — большое, длинное, красивое. Но оно не могло уместиться в кармане, он для нее был маленький.

Кармашек немного растянулся, и несколько бусинок вошли в нее, потом он растянулся еще, затрещал и разорвался! И из него посыпались бусинки, конфеты, яблоко, зайчик и еще много разных вещей.

Оля очень расстроилась и решила никогда больше не слушать жадных кармашков.

А мама, когда пришла домой, отпорола жадный кармашек, а на его место пришила красивый шелковый цветочек.

Беседа психолога по содержанию сказки

— Что такое жадность?

— Кого можно назвать жадным?

— Хотели бы вы дружить с жадным ребенком?

— Стоит ли слушаться жадных кармашков?

Разыгрывание психологических мини-этюдов по содержанию сказки

— как кармашек уговаривал Олю;

— как кармашек растолстел;

— как кармашек разорвался;

Упражнение-тренинг «Как бы ты разделил игрушки?»

Каждому ребенку предлагается пять красивых игрушек, их надо разделить:

— себе и другу;

— себе и другим детям;

— себе и брату или сестре.

— Как ты будешь делить игрушки?

Психолог дает положительную предварительную оценку детям.

Рисование красками «Щедрый кармашек»

Ритуал окончания занятия.

Упражнение «Спасибо, что ты сегодня был со мной»

Источник: https://psichologvsadu.ru/rabota-psichologa-s-detmi/podgotovka-detej-k-shkole/razvitie-emotsionalnoj-sfery/84-zanyatie-17-po-razvitiyu-emotsionalnoj-sfery-doshkolnikov-istoriya-kotoraya-zhivet-v-kazhdom-karmane

Конспект интегрированного занятия в средней группе по развитию готовности поделиться с другими(Профилактика развития жадности)

Интеграция образовательных областей:

  • познание,
  • социализация,
  • коммуникация,
  • чтение художественной литературы,
  • здоровье.

Программные задачи:

  • Формировать у детей негативное отношение к такому моральному качеству, как жадность, воспитывать желание и готовность делиться с другими людьми.
  • Продолжать учить детей внимательно слушать литературное произведение, анализировать поступки персонажей, предлагать выход из создавшейся ситуации, воспитывать чувство эмпатии.
  • Развивать мелкую моторику рук, личные средства экспрессии.

Предварительная работа: проведение этических бесед, дидактических игр по социально – личностному развитию детей, психогимнастики, чтение художественной литературы, заучивание стихов, пословиц.

Оборудование: игрушки: собака, щенок, кошка, лягушка, курочка, уточка.

Ход занятия.

Приветствие.

Утром в детский сад приду

И тебя, мой друг спрошу:

Для чего мы собрались?

Чтобы вместе поиграть и помечтать,

Посчитать и поучиться,

Пошутить и подружиться,

И, конечно, поделиться!

Представление истории.

Воспитатель: Дети, сегодня я расскажу вам интересную историю. Отгадайте, о ком она?

С хозяином дружит, дом сторожит,

Живет под крылечком, а хвост – колечком?

Воспитатель: Да, это будет история о собаке. А рассказать ее мне помогут наши гости.

Воспитатель показывает детям игрушки и инсценирует стихотворение Э.Мошковской «Жадина».

Обсуждение истории.

Вопросы к детям:

— Кто шел по переулку и жевал большую булку?

— Кому пес не дал булки?

— Каким же оказался пес?

Воспитатель: Дети, а что почувствовали звери, когда пес не дал им булки? (Им стало грустно, обидно.) Давайте это покажем.

Экспрессивный этюд «Грустные звери».

Воспитатель: А мы с вами знаем еще одного такого жадного пса.

Психогимнастика «Жадный пес»

Жадный пес дров нанес, воды принес, тесто замесил, пирогов напек, в угол сел, все сам съел: ам-ам-ам!

Воспитатель: Дети, а давайте покажем нашим гостям, какие мы добрые, не жадные, умеющие делиться с другими. Мы испечем для всех пирожки и научим Пса делиться.

В круг широкий, вижу я

Встали все мои друзья.

И для всех, мои дружки,

Испечем мы пирожки.

Пальчиковая игра «Пирожки»

Воспитатель: Дети, а как вы думаете, жадность помогает или мешает дружбе? С кем бы вы хотели дружить: с жадным человеком или с тем, кто готов поделиться? А чем можно поделиться? (Ответы детей.)

Воспитатель: А какие вы знаете пословицы о том, что плохо быть жадным?

«Кто скуп и жаден, тот в дружбе не ладен».

«Дели хлеб пополам, хоть и голоден сам».

«Не тем богат, что есть у тебя, а тем богат, чем поделиться рад».

Воспитатель: Дети, а существуют даже правила для жадин и не жадин. Послушайте их.

— Нельзя приносить в детский сад то, чем ты не хочешь или не можешь поделиться.

— Принес, поделись, дай поиграть, посмотреть. Помни, что жадных не любят.

Воспитатель: Дети, а теперь пойдем в магазин за подарками для всех.

Проводится игра «Подарки»

Воспитатель: Дети, а Пес что-то мне хочет сказать. Оказывается, у него есть угощение и он хочет им поделиться. А еще Пес хочет сказать вам «спасибо» за то, что вы научили его быть не жадным.

Яблоко спелое, красное, сладкое,

Яблоко вкусное, с кожицей гладкой.

Читайте также:  Классный час на день космонавтики для 6-7 класса

Яблоко я по частям разломлю,

Яблоко с вами, друзья, разделю.

Воспитатель: А сейчас наши гости и история про них уходят, скажем им «спасибо» и «до свидания».

Источник: https://dohcolonoc.ru/conspect/7696-profilaktika-razvitiya-zhadnosti.html

Нод по теме «жадность и щедрость» средняя группа

Ход:

Придумано кем- то просто и мудро

При встрече здороваться: «Доброе утро!»

«Доброе утро солнцу и птицам!»

«Доброе утро улыбчивым лицам!»

И каждый становится добрым, доверчивым

И доброе утро длится до вечера.

— посмотрите на друзей, какими словами вы приветствуете друг друга?

— вы поприветствовали друг друга, а теперь поздороваются наши пальчики. Пальчиковая игра «здравствуй солнце золотое».

— Ребята, сегодня я встретила мальчика Диму, он рассказал, что он в полной растерянности, не знает, как ему подружиться со своими друзьями.

История о мальчике с новым самосвалом и его лучшем друге Диме. (ноутбук картинки)

-как вы думаете, хороший ли друг Коля?

-может ли быть у жадного человека много друзей?

-как можно помочь Коле?

Что же может произойти дальше? (придумать новый конец истории)- обыграть.

— В нашей истории Коля сумел победить свою жадность и позволил ребятам играть с самосвалом, Что помогло ему?

Ребята давайте побеседуем о щедрости и жадности.

-Как вы думаете, кто живет интереснее

-У кого больше друзей у щедрого или у жадного

-Конечно у щедрого! Ведь щедрый готов поделиться тем, что у него есть. Я знаю, вы с радостью делитесь игрушками и сладостями с друзьями. Отдавая, человек испытывает ни с чем несравнимую радость! Он делается душевно богаче.

Хотите, я расскажу вам стихотворение, которое называется «мне купили самокат»

— как вы думаете, получилась бы веселая игра у ребят, если бы мальчик, которому купили самокат, катался бы один и никому не давал.

-Никто не любит жадных. Русский народ сложил о них пословицы: «Жаден, как волк и труслив, как заяц».

«Жадность, сама себе покоя не дает».

«Жадность богача, беднее нищего».

Первая пословица особых объяснений не требует, мы знаем, что волки порой заглатывают сразу огромные куски добычи, ну а зайку всегда считают трусливым.

Смысл второй пословицы в том, что жадный человек беспокоится, что ему придется что – то отдать, поделиться с другими и это лишает его покоя и радости.

Третья же пословица говорит о том, что у богатого, но жадного человека нет друзей, а ведь именно друзьями мы с вами и богаты!

— Диме на прощание: «запомни, кто щедрый, тот в дружбе первый, а кто жаден, тот в дружбе не ладен».

Согласитесь, народ сказал мудро: «неладен» значит, не годится, то есть для дружбы не подходит. Если ты будешь щедрым, будешь делиться игрушками, книжками, то у тебя будет много друзей и тебе не будет скучно и грустно. Отправим ему сообщение.

Ребята вы у меня очень дружные, добрые, готовы прийти на помощь друг другу. Вы щедрые? Тогда давайте подарим друг другу теплоту нашей души. А сделаем мы это так: встаньте в кружок, положите ладони на плечи друг другу и улыбнитесь. Вы подарили одну улыбку всем, а в ответ сколько получили?! Будьте всегда такими же добрыми, внимательными и отзывчивыми и все будут любить вас.

Воспитатель Зезегов И.Л

Источник: http://ylibka.ucoz.org/publ/nod_po_teme_zhadnost_i_shhedrost_srednjaja_gruppa/1-1-0-7

Воспитываем щедрость

Воспитываем щедрость  «Я знаю дом, где детям никогда не давали одной конфетки, одного яблока, одного ореха – обязательно всего по два.

Даже кусок хлеба, подавая, ломали пополам, чтобы было два куска, чтобы не появлялось у ребёнка ощущения «последнего», а всегда казалось бы ему, что у него всего много и потому можно и поделиться с кем-нибудь.

Чтобы и не возникало этого чувства – жалко отдать! А вот делиться-то и не принуждали, и не побуждали – лишь предоставляли такую возможность.»
 Как воспитать ребёнка щедрым- полезная статья.

Что почитать о щедрости и жадности: 

стихи
«Про ежика» Людмила Коневец
 «Кошкин дом», «Жадина», С.Я. Маршака
«Жадина»Аким Яков,
«Жадина» Татьяна Казырина
«Жадина» Эмма Мошковская

сказки 
Сказка про жадность. М. Пляцковский Сутеев «Яблоко», «Мешок яблок»

(Здесь можно скачать красивую карточную игру по сказке «Мешок яблок»)

«Два жадных медвежонка» венгерская народная сказка
(Здесь можно скачать настольный театр) .А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»

 сказка Братьев Гримм «Горшок каши»,»Дары маленького народца» 

басни Эзопа «Собака с куском мяса», «Лисица и отражение луны» Сборник народных сказок «Лежебока, жадина и другие»

аварская сказка «Щедрый и жадный»

еврейская сказка «Скряга и шейдим»
черногорская сказка «Жадность» О. В. Колпакова «Нестрашные сказки про страшную Буку» М. С. Кутовая «Сказки о великих сражениях, ябедах и жадинах» С. Л. Прокофьева «Маша и Ойка» Сборник народных сказок «Лежебока, жадина и другие»

сказкотерапия «Сказка про щедрую Аню»

 Пословицы и поговорки
рассказ  В.Осеевой «Синие листья»

Демонстрационный материал.Уроки доброты.

 Игра «Два подарка» Заранее приготовьте два подарка. В первый положите 2 конфеты, а во второй по количеству детей в группе. Оберните подарки бумагой, сделайте несколько слоев, чтобы подарки казались объемными и первый был больше второго. Вызовите двух детей. Первый вручите тому, кто больше других хотел, подскакивал, кричал и показывал свое желание, а второй – более спокойному ребенку. Дайте возможность им самим выбрать подарки. Пусть здесь же они их откроют. Реакция на содержимое подарков – в ваших руках. Направьте ее в правильное русло. Желательно, чтобы тот, у кого конфет хватит на всех, поделился с товарищами

— Оказывается, не всегда самый большой подарок более ценный.  А как поступают щедрые люди? Правильно, они делятся тем, что имеют. Похвалите ребят, что они поделились конфетами.( agapeua.com)

«Обмен мелками» Эта игра покажет, как следует делиться и честно играть. Вам понадобится группа из двоих или более детей, кратное им количество мелков и лист бумаги для каждого ребёнка. Вручите по мелку каждому из детей (или равное количество мелков каждому) и объясните, что все они должны нарисовать по рисунку, но с использованием мелков всех цветов. Для этого им придётся меняться мелками между собой. Как только рисунки будут закончены, каждый малыш может показать свою работу и рассказать, как он смог обменяться мелками, чтобы завершить свой рисунок и помочь в этом же другим.

  Символом щедрости  принято считать яблоню. Чрезвычайно популярна трогательная притча Шэла Сильверстейна  «Щедрое дерево» о любви и самопожертвовании.

Здесь можно посмотреть пластилиновый мультфильм на английском языке
 и замечательные иллюстрации к сказке

Идеи для занятий по сказке:

  • Сделайте корону из листьев «Король леса»,
  • Восстановите очерёдность сюжета по картинкам, 
  • Посчитайте годичные кольца на пне в ближайших окрестностях,
  • Придумайте историю наоборот: «Щедрый мальчик»!
  • открытка- тоннель
  • Напишите на плакате  с деревом (или разложите карточки со словами), что дают деревья людям( дома, тепло, мебель, бумагу, игрушки, музыкальные инструменты, плоды, листья, цветы, тень, сок и т.д.)
  • Сделайте плакат в виде ствола дерева( складывающийся внутрь) и запишите, что можно сделать для дерева, выяснив какие у деревьев нужды.(Моих детей очень впечатлил рассказ одной девочки о каникулах на юге России о том, что бабушка учила её поливать тополь во дворе)
  • Подумайте, умеете ли вы быть благодарными. Здесь можно скачать шаблоны двух деревьев и листья. Каждый получает два листика, на которых нужно записать, за что можно быть благодарным сегодня и что сегодня ты сделал хорошего для других. Учитель может записать то, что ребёнок продиктует . Малыш может нарисовать картинку и объяснить её.
Отличная идея с «разборным» деревом для рассказывания сказки
Символичны поделки с» рукой дающего»
www.makinglearningfun.com
Идея для рождественского венка. Сказка  особенно хороша в преддверии Рождества…

Источник: http://bernudarzniece.blogspot.ru/2015/11/blog-post_20.html?m=1

Беседа с детьми подготовительной к школе группы (6 – 7 лет) на тему: «Поговорим о доброте»

Подготовила и провела:

Хаустова С.В. воспитатель ВКК

Задачи:

-познакомить детей с базовой нравственной  категорией  «добро».

— развивать личностные качества, творческую активность

— воспитывать уважительное отношение к окружающим людям, бережное отношение к предметам, природе.

Демонстрационный материал:

 запись песни «Мы желаем счастья вам»,  «Если добрый ты»;  рисунок с изображением цветов, деревьев, животных, людей, предметов, явлений природы; изображение цветущей яблони; предметы —  палка, камень, верёвка, книга; семечко яблони; толковый  словарь, мяч, магнитики.

 Раздаточный материал: изображение злого персонажа на каждого с моделями бровей, губ; изображение дерева на каждого; цветные карандаши, модели сердечка на каждого.

Ход занятия

    Дети вместе с воспитателем заходят и становятся  в круг.

—  Я очень рада видеть ваши добрые лица, лучистые глазки! Давайте подарим частичку своего хорошего настроения друг другу. Улыбнитесь!

— Я сейчас буду вам бросать мяч. Тот, кому я брошу мяч, должен  сказать своё ласковое имя, которым его называют дома.

Воспитатель поощряет детей:

-Какое ласковое имя, доброе, сердечное, красивое , замечательное, прекрасное, восхитительное, радостное, светлое, мягкое, тёплое, солнечное, музыкальное, хрустальное, звонкое.   

— Мне  было приятно слышать ваши ласковые имена. Люди называют ласковыми именами  очень добрых людей.

Доброта – вещь удивительная. Она сближает людей, избавляет нас от одиночества и непроизвольных обид.

Сегодня мы поговорим о доброте.

Как вы думаете, что такое доброта? (Ответы детей).

В толковом  словаре написано: «Доброта – отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим». «Добро» — всё положительное, хорошее, полезное.

— Какого человека мы можем назвать добрым?

-Что надо делать человеку, чтобы стать добрым?

-Как добрый человек может и должен разговаривать с окружающими людьми?
— Кому нужна доброта? (Ответы).

-Посмотрите  на картинки. Назовите, кому или чему, по вашему мнению, нужна доброта и объясните, почему вы так думаете?

Вывод:  доброта нужна не только всему живому, но и всем предметам.

 — У меня на столе лежат предметы. Кто хочет выбрать любой предмет (палка, верёвка, книга, камень, др.), совершить с ними те действия, о которых можно сказать, что они приносят людям добро, рассказать об этих действиях.

— А в музыке есть доброта? Послушайте музыкальный отрывок. Какая музыка? Что под неё можно делать? Так что же мы сидим? Давайте потанцуем.

-Я принесла с собой семечко.  Как вы думаете, чьё это семечко?

Представьте, что вы семечки от яблока. Покажите, что с вами станет, если семечко посадить в землю.

— Так что же  станет с семечком через пять лет, если его посадить в землю? (Ответы детей).

Показ  картинки «яблоня»»

-Чья доброта помогла  яблоне  вырасти?

Вывод:  доброта  людей помогла вырасти яблоне, созреть плодам.

— А чья доброта помогает расти  вам? (Доброта родителей, бабушек и дедушек, воспитателей и учителей, друзей)

 — Сегодня такой добрый день, все улыбаются. Но я заметила, что у вас на столах лежат изображения  каких – то злых персонажей. Пройдите, рассмотрите их.

— Что надо изменить в облике персонажа, чтобы злой персонаж стал добрым?

— Стал ли добрым персонаж?

Читайте также:  Внеклассное мероприятие 1, 2, 3, 4 класс по теме профессии

— Что ты, Коленька, для этого сделал? Что сделал с губами? Бровями?

Вывод: вы совершили очень простые действия для того, чтобы доброта взяла верх над злом.

—  Сколько добрых людей  вы встретили в своей жизни?

— У вас на столах лежат рисунки с изображением дерева. Превратите его в дерево доброты. На дереве должно быть столько плодов, сколько добрых людей в своей жизни вы вспомните.

Подведение итогов:

— Я уверена, что вы всегда, в любой ситуации будете совершать добрые поступки, делать добрые дела.

— Помните, что без добрых дел нет доброго имени, жизнь дана на добрые дела.

 Рефлексия.

— О чём мы с вами говорили на занятии.

— Что больше всего запомнилось?

Вот и подходит к концу наше занятие .

Я желаю вам добра,

Звучит  песня «Мы желаем счастья Вам».

Источник: http://haustova_s_v.a2b2.ru/section/4753/item/53233

05.27. О щедрости и жадности

05.27. О щедрости и жадности

Чтение на уроке, справочный материал

(по мотивам вьетнамской сказки)

     У двух взрослых братьев умер отец. Младший брат пошел его хоронить, а стар­ший решил остаться дома. Он собрал все вещи в доме и спрятал их. Вернулся млад­ший брат после похорон домой, видит, а в доме ничего нет.

     – Скажи мне, старший брат, куда де­вались все вещи.

     Не знал старший брат, что же сказать, подумал и решил соврать:

     – Пока тебя не было дома, к нам вор­вались грабители и утащили из нашего дома все вещи.

     Младший брат поверил старшему, а старший брат еще больше осмелел, на­брался наглости и говорит:

    – Теперь у нас нет отца, но он нам оставил свой дом. Я старше тебя, и у меня есть жена, поэтому я должен остать­ся жить в этом доме. А ты еще молодой, жены у тебя нет, ты можешь где-нибудь в другом месте пожить.

     Так старший брат забрал себе дом с фруктовым садом, всех коров и лошадей, а младшему оставил кошку с собакой, плуг, да маленький участок земли в при­дачу, который был очень далеко от де­ревни, рядом с высокой горой.

     И в этот раз промолчал младший брат и не стал возражать старшему. Взял он с собой кошку с собакой, взвалил на плечи плуг и отправился на свой далекий надел земли, чтобы вспахать его и засеять.

При­дя на огород, долго он не знал, как же вспахать землю, и решил вместо лошади запрячь в плуг кошку с собакой. Запряг он их и велел тянуть плуг.

Собака громко лает, кошка мяукает, тянут изо всех сил, а тяжелый плуг как стоял на месте, так и стоит…

     Увидела высокая гора, что младший брат хочет вспахать землю с помощью кошки и собаки, и стало ей смешно. Рас­хохоталась гора так сильно, что от смеха широко раскрылся ее каменный рот раз­мером с огромную пещеру. Тут-то и за­метил младший брат в глубине пещеры целые груды золота.

Бросился младший брат в пещеру, взял один кусок золота и сразу же выбежал с ним наружу. Тут вы­сокая гора перестала смеяться. Закрыла она свой каменный рот, и пещеры опять не стало.

Пошел младший брат в дерев­ню и за кусочек золота построил себе дом, купил лошадь, корову, а еще пять мешков конфет и сладостей, которые раздал деревенской детворе.

     Когда старший брат узнал, что млад­ший стал хорошо жить, его сердце напол­нилось черной завистью и злостью. При­шел он к младшему брату и спрашивает:

     – Откуда у тебя столько денег, что ты и дом построил, и лошадь купил и коро­ву, и угощаешь чужих детей?

     Не стал младший брат ничего скры­вать и все ему рассказал: о том, как рас­смеялась высокая гора, когда увидела впряженных в плуг кошку и собаку, и о том, как от смеха открылась пещера, в которой было много золота.

     – Почему же ты не позвал меня, ког­да увидел в пещере золото? – сердито спросил старший брат.

     – Ты живешь слишком далеко, – от­ветил младший, – я бы все равно не ус­пел до тебя добежать.

      Тут старший брат еще сильнее разоз­лился на младшего. Он ударил его, а ухо­дя, забрал у него кошку с собакой, плуг, а заодно и лошадь с повозкою, чтобы зо­лота побольше привезти.

       Приехав на участок земли, к подно­жию высокой горы, старший брат запряг в плуг кошку и собаку и начал их пого­нять веткой. А плуг даже с места не сдви­гается. Все больше сердится старший брат, все сильнее их хлещет. Собака жа­лобно визжит, кошка мяукает, а плуг, как стоял на месте, так и остался стоять.

     Увидела высокая гора, как старший брат издевается над животными, и откры­ла рот, чтобы поругать его за жестокость. Но не успела она и слова сказать, как старший брат бросился к ней в пещеру за золотом.

Еще больше рассердилась высокая гора. Пока старший брат жадно набивал все свои карманы золотом, она закрыла рот и плотно сжала свои камен­ные губы.

Вход в пещеру захлопнулся, а старшего брата с тех пор больше никто никогда и не видел.

Про ненасытную Хапугу-Жадюгу

     Жаль, что через лесную поляну рядом со старым пнем протекал шумный жур­чащий ручей. Если бы его не было, то в тишине каждый мог бы расслышать ти­хое бормотание, похожее на песенку:

     – Люблю я только брать, хватать и по­лучать, могу я и отнять, но не хочу да­вать…

     Эту короткую песенку любила все время повторять ненасытная Хапуга-Жа­дюга, которая жила под толстым пнем. Она каждый раз с нетерпением ожидала, когда на ее пень кто-нибудь сядет или будет проходить мимо.

Тогда она просо­вывала в щели между корнями пня свои длиннющие когтистые руки-крюки и цеп­ляла-хватала что-нибудь для себя. То ку­сок шерсти у медведя проходящего ото­рвет, то морковку у зайчонка выхватит, то стрекозу хапнет и к себе в пень утя­нет.

Хапуга все к себе и для себя под пень тянула, старалась всего побольше заполучить и захапать и очень радова­лась, что взамен ей отдавать ничего и ни­кому не надо. Умела она целой и невре­димой оставаться лишь потому, что пень, в котором она пряталась, был очень креп­ким.

Его рогами не забодаешь, копыта­ми не затопчешь, зубами не разгрызешь. Никак не добраться до ненасытной Хапуги. Хорошо, что хоть люди иногда по лесу ходят, зверям помочь могут.

     И вот однажды на своей собственной шкуре Хапуга поняла, что значит все вре­мя хапать себе. Как-то раз на пень сел человек с большим пустым ведром. Он долго ходил по лесу и искал грибы, а ког­да устал и ничего не нашел, то решил присесть и перекусить на пне.

Руки-крю­ки Хапуги, похожие на цепляющиеся ко­решки, тут же повылезали из-под пня и потянулись к человеку. Тихонько щупают его обувь и одежду, ищут, что бы такое схватить, оторвать и присвоить. Сначала Хапуга незаметно оторвала нитку, свисав­шую с брюк, и спрятала к себе под пень.

Потом осторожно развязала шнурок бо­тинка. Но и этого Жадюге было мало. Она нащупала в кармане куртки большую гру­шу и незаметно вывалила ее на землю. Но груша в щель не пролазила, и тогда Хапуге пришлось размять ее своими ру­ками-крюками, чтобы затащить ее под пень.

Все руки Хапуги испачкались в соке сочной груши и стали липкими.

     А человек тем временем стал рядом с пнем костер разводить, чтобы испечь картошку. Вдруг увидел он, как пчелы со всего леса слетались прямо под пень. А под пнем что-то возилось, громко пых­тело и слышно было, как кто-то айкал и ойкал. Ничего не мог понять человек, что там пчелы под пнем нашли.

А вслед за пчелами и муравьи со всего леса соби­раться стали, тоже потянулись под пень за сладеньким. Целый час, пока человек пек картошку в горячих углях, Хапуге при­шлось отбиваться от муравьев и отгонять назойливых пчел. Она очень устала и вдруг учуяла вкусный запах испеченной картошки.

Когда человек пошел к ручью помыть руки, Хапуга не выдержала и жад­но сгребла к себе под пень картошку вместе с углями.

     Сначала Хапуге стало под пнем жар­ко, а потом так горячо, что стала она плясать на углях и испеченной картошке, как на горячей сковородке. Увидел человек, что из-под пня дым идет, и испугался по­жара в лесу.

Зачерпнул он ведром воды в ручье и выплеснул ее под пень. Не за­метил человек, что вместе с водой раков из реки зачерпнул. Что-то забулькало под пнем, заплескалось, это раки стали сво­ими клешнями Хапугу хватать и щипать.

Так почувствовала Жадюга на своей шку­ре, как это хватать жадно чужое.

     После того как человек ушел, звери про Хапугу в лесу даже забыли. Совсем тихая стала, никого не трогает, да и руки-крюки свои уже не распускает.

Источник: http://v.gim1r.ru/1rVic/uroki/mirovozzrenie/filosofiya-nauka-rassuzhdeniya/filosofiya-dlya-detej-andrianov-m-a/05-besedy-o-nravstvennosti/122-05-27-o-shchedrosti-i-zhadnosti.html

Скупость. Щедрость. Беседа

Скупость. Щедрость. Беседа

Скупость.

Щедрость.

Беседа:

1. Прочитайте изречения. Как вы их понимаете? О каких качествах в них говорится? Попробуйте дать определения понятиям, подберите синонимы.

Скупость- чрезмерная жадность, бережливость.

Щедрость – оказание бескорыстной помощи другим, отсутствие скупости.

Лучший даёт без просьбы, среднийпо просьбе, низкий не даёт, несмотря на просьбы. ( Индийская мудрость)

Настоящая щедрость – делать что-нибудь хорошее тому, кто никогда об этом не узнает (Ф. Кларк)

2. Послушайте рассказ В.А.Сухомлинского и ответьте на вопросы.

^

Посадил человек во дворе яблоню. Растёт яблоня год, два, три. Появились на ней первые плод. А человек – хозяин яблони – был злой, жадный. Боялся он, что кто-нибудь сорвёт яблочко. Поставил он высокий забор, отгородил яблоню от дороги. Прошёл ещё год. Ещё выше стала яблоня, наклонилась над дорогой.

Стал строить злой человек забор ещё выше. Яблоня спрашивает: — Зачем ты меня огораживаешь? Ведь люди идут дорогой и радуются – какая красивая яблоня! — Но ты моя яблоня! – отвечает хозяин. Яблоня не может понять.

Смотрит на синее небо, на яркое солнце и спрашивает: — А солнце чьё? А небо чьё?

Вопросы:

1. Почему жадного человека автор назвал злым? 2. Какие отрицательные качества порождают жадность? 3. Почему яблоня никак не могла понять ответ человека? 4. Как вы думаете, пользуется ли жадный щедростью других? Не изменяет ли он при этом своим жизненным принципам?

3. «Человек живёт на земле не для того, чтобы стать богатым, а для того, чтобы стать счастливым»,- сказал знаменитый французский писатель Стендаль. Как вы понимаете эти слова? Что такое богатство, по- вашему?

Читайте также:  Что делать в марте в саду и на огороде

Богатство – обилие материальных ценностей или душевных качеств.

Пословицы. 1) Знание – величайшее в мире богатство. 2) Добрым словом и бездомный богат. 4) Бедный молодец честью богат. 4) Здоровье – лучшее богатство.

Наживи себе такое богатство, чтобы никто не мог отнять его от тебя, чтобы оно и после смерти осталось за тобою и никогда не убавлялось и не тлело. Богатство это – твоя душа. ( Л.Н. Толстой)

Задание 1

Послушайте японскую сказку. Представьте, что вы стали богатыми. Куда буквы вложили свои деньги? Бедный богатый. Жили в одной деревне бедняк и богач. Много было денег у богача. Позвал он как-то бедняка к себе.

Думает бедняк: «Никак решил сделать мне подарок!»- и говорит: — Какое счастье иметь так много денег! — Да ты что! – отвечает богач. – Какое же это счастье? Я вот подумал, что самый богатый человек в нашей деревне – это ты.

У тебя целых два богатства – здоровье и дети, а у меня лишь деньги. Какой я богач?

Задание 2

Припомните сказки, где жадность наказывается, а щедрость тут же вознаграждается. Прослушайте начало сказки «Щедрый и Скупой» и сочините продолжение. Щедрый и Скупой. Было так или не было, но жили в одной стране Щедрый и Скупой. Человека сразу трудно распознать.

Он ведь не дыня – сквозь кожицу не прощупаешь. И не лимон – по запаху не узнаешь. Всё плохое и всё хорошее у него внутри. Как бы то ни было, Щедрый и Скупой подружились друг с другом. К тому же им надо было идти вместе в другую страну.

«Раз уж мы стали друзьями, решили они, — тои в путь отправимся вместе»…

Задание 3

Послушайте стихотворение и подумайте, как помочь мальчику избавится от жадности? Изобретите эликсир щедрости. Жадина. Если б волшебник тысячу мячиков Жадине вдруг подарил, Если бы мячик у этого мальчика После бы он попросил, Тот закричал бы : «Не дам никому! Мало игрушек и мне одному!» ( С. Малышев)Вообще-то щедрость передаётся по наследству.

Если мальчик живёт в семье, где все щедрые, он постепенно тоже станет щедрым. Чтобы это произошло быстрее, нужно показывать ему пример проявления щедрости: делиться с ним своей конфетой, чем-либо ещё; рассказывать о щедрости других людей и давать восторженную оценку этому качеству. А ещё необходимо учить его дарить подарки.

Задание 4

Послушайте стихотворение Г. Остера и ответьте на вопросы.

^ .

Если друг на день рождения Пригласил тебя к себе, Ты оставь подарок дома – Пригодится самому. Сесть старайся рядом с тортом, В разговоры не вступай – Ты во время разговора вдвое меньше съешь конфет.

Выбирай куски помельче, чтоб быстрее проглотить. Не хватай салат руками- ложкой больше зачерпнёшь. Если вдруг дадут конфеты, сыпь их бережно в карман, Но не прячь туда варенье – трудно будет вынимать.

Вопросы:

1. Почему стихотворение называется «Вредные советы»? 2. Как нужно поступать? Дайте правильные рекомендации. 3. Какие бы подарки подарил имениннику жадный (щедрый) человек?

Задание 5

В русском языке когда- то было слово «даритель». Оно обозначало человека, который даром даёт другому человеку что-нибудь хорошее. Любите ли вы получать подарки? А дарить их? А знаете ли вы, как правильно это делается? Составьте инструкцию наоборот.

^

1) Расскажите, каких трудов и затрат стоил вам подарок. Обязательно подчеркните, что у вас такого нет. Пусть товарищ понимает и оценит вашу самоотверженность. 2) Всем знакомым и друзьям обязательно покажите подарок и объявите, что это именно вы его подарили. 3)Проследите за судьбой подарка. Время от времени напоминайте о нём. Интересуйтесь, как ваш друг его использует.

4) Если сочтёте, что друг недостойно обращается с подарком или с вами самими, потребуйте его возврата. Может быть, это научит зазнайку ценить дружбу и щедрость.

Источник: http://lib3.podelise.ru/docs/931/index-8803.html

Картотека бесед

   Картотека бесед

по воспитанию нравственности

у детей в средней группе

карточка-1

Зачем говорят «здравствуй»?

Цель: Формировать у детей основные правила этикета при встрече.Познакомить со способами приветствия.Закрепить представления о важности и необходимости использовать «добрые слова» в разговорной речи, вызвать стремление употреблять их.

карточка-2

»Мои добрые поступки»

Цель: углубить представление детей о доброте как о ценном, неотъемлемом качестве человека.

Совершенствовать коммуникативные навыки (умение выслушивать товарища, искренне высказывать свое мнение, проявлять доброжелательность к суждениям других детей), навыки культурного общения со сверстниками.

Добиваться доброжелательной интонационной выразительности речи. Воспитывать в детях дружеские взаимоотношения, чувства самоуважения и уважения к другим, умение и желание прийти на помощь взрослым и сверстникам.

карточка-3

«Что такое доброта»

Цель:Формировать представление у детей о доброте как важном человеческом качестве. Поощрять стремление совершать добрые поступки;закреплять представления детей о добрых делах, понимать, что вежливые слова помогают людям в общении. Формировать моральные представления о доброте. Воспитывать добрые чувства к окружающим людям.

карточка-4

»Спешите делать добро»

Цель: Продолжать знакомство с полярными понятиями «добро» и «зло».

Формировать осознанное отношение к социальным нормам поведения, закреплять навыки доброжелательного поведения в повседневной жизни.

Познакомить со способами разрешения конфликта, связанного с чувством злости, а также способами управления и регуляции настроения. Продолжать воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.

карточка-5

“Если добрый ты…”

Цель: Формировать у детей потребность в доброжелательном общении с окружающими, осознанно проявлять сочувствие и совершать добрые поступки. Научить понимать значений пословиц о добре, умение связывать значение пословицы с определенной ситуацией. Научить детей проявлять доброту, отзывчивость ко всем кому это необходимо.

карточка-6

«Вежливые слова»

Цель: Учить детей правилам этикета, формам и технике общения при встрече со знакомыми и незнакомыми людьми, правилам употребления слов приветствий. Способствовать преодолению застенчивости и скованности детей. Развивать умение выражать своё мнение культурным способом, внимательно выслушивать своих собеседников. Обучать формулам выражения вежливой просьбы, благодарности.

карточка-7

«Нечаянно и нарочно «

Цель: развивать нравственные чувства — сожаление, сочувствие; формировать навыки игрового общения, не задевая интересов партнера.

карточка-8

» Учимся прощать своих друзей «

Цель: развивать умение детей не обижаться друг на друга; формировать умение различать нечаянную промашку от намеренной и соответственно реагировать; подводить детей к пониманию слов » миролюбивый «, » обидчивый «.

карточка-9

» Почему бывают драки? «

Цель: формировать у детей навыки общения; развивать понимание смысла норм и правил поведения в среде сверстников; воспитывать привычку достойно вести себя в каждой ситуации.

карточка-10

» Фантазеры и лгунишки «

Цель: развивать умение различать обман и выдумку, фантазию; развивать стремление к правдивости и такту.

карточка-11

» Давай помиримся «

Цель: развивать умение сдерживать негативное побуждение, избегать конфликты, находить слова для оценки поведения.Учить детей отзывчивости, чуткости.

карточка-12

» Хороший друг познается в беде «

Цель: формировать представление о том, что настоящий друг умеет сопереживать, помогать в трудные минуты; развивать умение быть милосердными друг к другу.

карточка-13

«Как вести себя во время разговора»

Цель: познакомить детей с правилами поведения во время разговора.

( Говори вежливым тоном. Используй «волшебные» слова. Смотри в лицо собеседника. Не держи руки в карманах.Во время разговора не следует, есть.Если разговаривают двое взрослых людей, ребенок не должен вмешиваться в их разговор, тем более требовать его прекращения).

карточка-14

«Добрый – злой»

Цель: Учить давать моральную оценку поступкам героев, воспитывать желание быть добрыми и гуманными. Помочь понять, что добрым можно назвать того человека, который всегда помогает окружающим, не остаётся равнодушным в трудных для других людей ситуациях.

Учить отличать добрые поступки, вызвать желание совершать добрые поступки по отношению к окружающим людям.

карточка-15

«Правдивость»

Цель: Формировать представления о нравственном понятии «правдивость», учить давать моральную оценку поступка героя, помочь понять, что ложь не украшает человека.

карточка-16

«Каким должен быть друг»

Цель: Формировать представления о положительных чертах характера и нравственных поступках, углублять представления о дружбе.Воспитывать уважение, терпение и дружелюбие по отношению к своим товарищам, учить исправлять свои ошибки, просить прощения в конфликтных ситуациях.Учить детей отзывчивости, чуткости.

карточка-17

«Будь опрятным и аккуратным»

Цель: Учить детей следить за своим внешним видом. Помочь понять, что воспитанный человек всегда выглядит опрятно.

карточка-18

«Правда – неправда»

Цель: Объяснить детям, что нельзя обманывать окружающих, что всегда нужно говорить правду, что правдивость, честность всегда радуют взрослых, что эти качества очень ценятся в человеке, что за правду хвалят.Помочь детям понять, что любая неправда всегда раскрывается, а солгавший человек испытывает чувство вины не только за свой проступок, но и за то, что он сказал неправду.

карточка-19

«Доброжелательность»

Цель: продолжать воспитывать у детей отрицательное отношение к грубости. Объяснить детям, что тот, кто дразнится, не только обижает других, но и сам себе причиняет вред (с таким человеком никто не хочет дружить).

карточка-20

«Игры без ссор»

Цель: Объяснить детям, что ссора мешает игре и дружбе.Учить решать спорные вопросы, избегать ссор, не злиться на проигрыш,не дразнить проигравшего..

карточка-21

«Вежливость»

Цель: Учить детей пользоваться вежливыми словами, вырабатывать соответствующие навыки культурного поведения, соблюдать правила этикета, на примере образов литературных героев, стимулировать положительные формы поведения и тормозить негативные. Что общаться с окружающими нужно спокойно, без крика, что излагать свои просьбы следует вежливым тоном.

карточка-22

«Бережливость»

Цель: Учить детей бережно и аккуратно относиться к вещам, в противном случае они быстро потеряют вид, придут в негодность. Учить ценить труд тех, кто сделал эту вещь, кто купил её, заработав деньги.

карточка-23

«Взаимопомощь»

Цель: Объяснить детям, что все люди иногда нуждаются в поддержке, но не все могут попросить о помощи; очень важно заметить человека, которому нужна помощь, и помочь ему. Что помогать нужно не только знакомым, но и незнакомым людям.

карточка-24

«Стремление помочь»

Цель: Развивать эмоциональную отзывчивость, желание оказать помощь, проявляя сочувствие.Учить детей отзывчивости, чуткости.

карточка-25

«Щедрость и жадность»

Цель: Раскрыть смысл понятий «жадность» и «щедрость». Развивать способность оценивать своё отношение к позитивным и негативным поступкам.Понимать, что жадным быть плохо, а щедрым хорошо.

карточка-26

«Почему нужно уметь уступать»

Цель: учить детей избегать ссор, уступать и договариваться друг с другом. Развивать способность оценивать своё отношение к позитивным и негативным поступкам.

карточка-27

«Ступеньки доброты»

Цель: на основе содержания русских народных сказок формировать у детей представление о справедливости, смелости, скромности и доброте, воспитывать отрицательное отношение к негативным качествам: лжи, хитрости, трусости, жестокости. Учить передавать свое отношение к содержанию сказки и поступкам героев.

карточка-28

«Лучше добрым быть»

Цель: Дать детям представление о равнодушном, безразличном человеке, его поступках. Учить детей различать внешнее проявление эмоционального состояния (злость, равнодушие, радость).

Учить анализировать поступки, находить причину конфликта, способы решения конфликтных ситуаций и способствовать их усвоению в поведении.

Обобщать представление о доброте и вызывать стремление совершать добрые поступки.

Источник: http://www.happy-giraffe.ru/user/21495/blog/post290998/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector