Беседа об овощах для детей в старшей группе

Овощи: беседы с маленькими детьми . Из опыта работы первых отечественных детских садов. История дошкольной педагогики в России — Л.К. Шлегер. Сказки об овощах для детей.

Ровно век назад в 1913 году в России  вышла книга «Материалы для бесед с маленькими детьми: пособие для детских садов» под редакцией известных педагогов – новаторов того времени Л.К. Шлегер и С. Т. Шацкого. В книгу вошли материалы для бесед с детьми – дошкольниками по темам «Времена года. Овощи.

Фрукты», а также рекомендации по изготовлению игрушек вместе с малышами.

Книга была составлена сотрудникам общества «Детский труд и отдых», которое было в то время настоящей лабораторией по созданию новых «дошкольных» методик воспитания и обучения малышей — методик, основанных на уважении личности ребенка и на идее его разностороннего развития в детском саду.

Эта книга долгое время была очень популярным пособием по обучению речи детей дошкольного возраста для воспитателей детских садов.

Предлагаю одну из бесед из книги «Материалы для бесед с маленькими детьми». Она не утратила своей актуальности до сих пор.

Даже наоборот! В наше время, когда всё больше и больше мы отходим от реального мира в мир виртуальный, и даже малыши познают мир не в жизни, а по картинкам в презентациях и видео, эта беседа напоминает нам простые истины обучения малышей и развития их способностей. Это истины, открытые и обозначенные уже век назад:

  • В беседе максимальную активность должны проявлять дети, а не взрослый. Взрослый лишь дирижер, который детскую активность направляет своими вопросами.
  • Вопросы взрослого в беседе должны не просто констатировать факты (назови форму, цвет, размер и т.д.), а учить ребенка думать, находить взаимосвязи явлений, размышлять, сравнивать, делать самостоятельные выводы и обосновывать свое мнение, показывать ребенку новые стороны уже известных ему предметов.
  • В беседе обязательно должен использоваться наглядный материал – предметы или картинки (или «каталоги» — дореволюционный вариант современных рекламных журналов). Причем очень хорошо, если предметы для беседы (в данном случае овощи) дети сами принесут с огорода.
  • Беседа обобщает те впечатления, которые уже получены ребенком в реальной жизни.
  • Беседа тесно связана с другими видами деятельности детей – рисованием, лепкой, аппликацией, игрой, слушанием произведений художественной литературы.
  • Беседа не должна быть заучиванием фактов, сообщаемых взрослым, а должна быть общим обсуждением и рассуждением детей вместе со взрослым и самостоятельным размышлением и исследованием — открытием ребенка!  (Мое примечание – ох, как редко это встречается сейчас в «развивающих методиках» в изобилии имеющихся в сети и в магазинах. И как часто в 21 веке люди стали уходить совсем в другие  задачи – в заучивание с ребенком кучи фактов или натаскивании его на запрограммированный круг упражнений. В результате получаем вместо ребенка «ходячую энциклопедию», не имеющую своего мнения, не желающую думать, но зато легко управляемую и с претензией на несуществующую «гениальность»).

Наши предки были мудры. Свою методику обучения маленьких детей они строили не на собственных амбициях, а на результатах внимательного наблюдения за природой малыша и его природным развитием. И нам есть чему у них поучиться!

Давайте перенесемся на 100 лет назад и  побываем в детском саду 1913 года на беседе с детьми по теме «Овощи».

Конечно, сейчас есть уже другие исследования в дошкольной педагогике и сейчас эту беседу можно было бы провести  совсем по-другому — еще более интересно и результативно, но ведь это были первые шаги дошкольной педагогики! И они были в очень правильном направлении! А идеи,  заложенные в этой беседе по теме «Овощи» актуальны и сейчас!

Текст беседы приведен в авторском варианте Л.К. Шлегер. Мои примечания выделены курсивом.

Дополнительный материал к беседе — загадки об овощах Вы найдете в статье  «Загадки»

«Сходите с детьми на рынок, в овощную лавку, если это возможно, или пусть сами принесут разные овощи: морковь, картофель, репу, огурец, горох, бобы, лук, свеклу, редьку.

Хорошо иметь под руками каталоги садовых растений, картины или открытки.

Беседа

Какие вы знаете овощи? У каких овощей мы едим корешки, а у каких вершки? У каких едим луковицу? У каких едим листья? Рассмотрите кочан капусты, у которого сохранились кочерыжка и корни. Покажите кочан цветной капусты.

У каких овощей мы едим семена? (Горох, бобы). В чем лежат зерна гороха, бобов? (В стручке). Что сделается с стручком, когда зерна поспеют? Какого цвета сырой горох? Какого цвета спелый?

У каких овощей мы едим плоды? (Огурцы, арбуз, дыня, тыква). Какие овощи сладкие? Отчего они сладкие?

В каком виде мы едим овощи? (В сыром и вареном)

(Мое примечание – здесь хорошо было бы выяснить, в каких знакомых ребенку блюдах есть овощи – рагу, борщ, щи, шаньги и т.д.)

Растут ли овощи зимой? Откуда же мы берем их зимой? (Мое примечание – это очень важный вопрос! Вопрос проблемный и требует от ребенка найти самостоятельно вариант решения противоречия.

Если ребенок ответит «Зимой мы овощи берем из магазина», то нужно спросить: «А откуда овощи взялись зимой в магазине, ведь они зимой не растут?». Пусть малыш выскажет предположение. После его предположения задайте следующий вопрос).

Как их сохраняют? (В сухом прохладном подвале). (Мое примечание  — в современном варианте в овощехранилище).

Что мы делаем с огурцами, капустой? (Мое примечание – наверное, имеется ввиду, что огурцы мы солим, а капусту квасим). Сушеные овощи показать. (Мое примечание –сейчас можно показать сушеную морковь или лук, которые продаются в магазине).

Как называется место, где растут овощи? (Огород). Был ли кто на огороде? Что нужно делать, чтобы овощи хорошо росли?

Пусть дитя узнают каждый на ощупь, по вкусу (Мое примечание – имеется ввиду игра – «угадай на ощупь» с завязанными глазами и аналогичная игра с завязанными глазами «угадай овощ на вкус»).

Детские работы

  • Дети делают овощи,
  • Раскрашивают их;
  • Вырезают из цветной бумаги и наклеивают,
  • Рисуют.
  • Вырезают из каталогов.

Благодаря этому они привыкают отыскивать в книге то, что им в данный момент нужно.

  • Устраивают огороды,
  • Делают инструменты, нужные для огорода: лопаты, лейки, грабли.
  • Делают овощную лавку, торговца с лотком (мое примечание – имеется ввиду материал для детской игры)
  • Луковицу рисуют,
  • Сажают одну в землю, другую в стеклянный стакан, чтобы можно было наблюдать за ростом корешков в воде.

Литература для детей

Дедка и репка (современный вариант названия сказки «Репка»).

 Репка (в обработке К.Д. Ушинского)

Мужик и медведь (современный вариант названия сказки «Вершки и корешки» — Вам она знакома по одноименному мультфильму

Мультфильм «Вершки и корешки»

Пятеро в одном стручке Г.Х. Андерсена — современное название «Пятеро из одного стручка».

Пятеро из одного стручка

Как дед Мирон репку сеял.

Ясное утро Флерова.

Воспитателю и заинтересованному родителю: вопрос на засыпку.

1.Можно ли сейчас использовать беседы Л.К. Шлегер? Как? Что в беседе об овощах Вы бы оставили бы прежним, а что бы изменили?

2. Отличается ли и чем структура современной беседы с детьми и беседы с детьми Л.К. Шлегер? Чем? Одинакова ли последовательность вопросов в беседе об овощах Шлегер Л.К. и в беседах в соответствии с современными требованиями?

Советую почитать:

Фрукты: материалы для игр, бесед и занятий с детьми

Из чего сделана одежда: как рубашка в поле выросла. Рассказы в картинках, видео и развивающие задания для детей.

Цветы и травы в стихах, картинках, рассказах и заданиях для детей.

Полезные практические материалы для игр и занятий с детьми по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром Вы найдете в рубриках:

Мир вокруг нас

Развитие речи ребенка 3-4 лет

Интересную и полезную информацию по истории дошкольной педагогики Вы также найдете в статьях серии «Детский сад 100 лет назад»:

Дары Фребеля: первые в мире обучающие и развивающие игры для воспитания детей в детском саду.

Воспитание стиля. Е.И. Тихеева.

Получите  НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС  С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ

«Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей»

Кликните на ссылку или на обложку курса ниже для бесплатной подписки

Автор курса — Валасина Ася, кандидат педагогических наук, автор сайта «Родная тропинка»

Источник: http://rodnaya-tropinka.ru/ovoshhi-besedy-s-malen-kimi-det-mi-l-k-shleger/

Открытое мероприятие для детей и родителей старшей группыТема: «Овощи и фрукты – полезные продукты»

Открытое мероприятие для детей и родителей старшей группыТема: «Овощи и фрукты – полезные продукты»

Цели:

Уточнить представления детей о фруктах и овощах. Используя игровую деятельность закрепить знания о форме, цвете и вкусе овощей и фруктов. Закрепить знания детей о пользе и использовании овощей и фруктах в различных блюдах, о месте произрастания; на грядке в огороде, в саду на дереве. Активизировать словарный запас детей: огород, грядка, сад, фруктовое дерево.

Оборудование: муляжи овощей и фруктов, чудесный мешочек, макет дерева, макет грядки, карточки, пазлы.

Ход занятия.

Ребята, я знаю, что вы очень любите играть, но что бы сегодня игра началась, надо попробовать отгадать, о чём мы будем сегодня говорить. Я вам предлагаю игру «Доскажи словечко».

(Воспитатель говорит начало слова, а дети добавляют конец слова.)

Воспитатель: огу-

Дети: рец.

Воспитатель: поми-

Дети: дор.

Воспитатель: как назвать всё это одним словом?

Дети: овощи.

Воспитатель: правильно, ребята. Играем дальше.

Ябло-

Дети: ко.

Воспитатель: апель-

Дети: син.

Воспитатель: как назвать всё это одним словом?

Дети: это фрукты.

Воспитатель: овощи и фрукты — полезные продукты. Почему так говорят?

Дети: овощи вкусные, в овощах и фруктах много витаминов.

Воспитатель: правильно, ребята, вы сказали. Овощи и фрукты — очень полезные продукты. Я предлагаю их внимательно рассмотреть; какого они цвета, какой формы.

Читайте также:  Игры и задания для детей 5-7 лет по теме «корова»

Дети рассматривают овощи и фрукты на подносе. Воспитатель предлагает игру «Чудесный мешочек».

(Каждый ребёнок пробует определить наощупь что ему досталось; фрукт или овощ.)

Воспитатель предлагает игру с мячом «Повара».

(Воспитатель бросает ребёнку мяч и говорит название какого-нибудь овоща или фрукта, а ребёнок предлагает блюдо, которое можно приготовить.)

Воспитатель: подкрепились немножко, а теперь я предлагаю вам следующую игру. Давайте разделимся на две команды, каждому я дам цветной кусочек. Каждая команда из кусочков собирает одну картинку. Правильно разложите кусочки, получиться интересная картинка, мы все попробуем отгадать, что на ней нарисовано.

(Две команды собирают пазлы.1пазл — «Овощи», 2 пазл -«Фрукты».)

Воспитатель: молодцы, ребята, и с этим заданием справились.

Дети садятся на стульчики.

Воспитатель: я знаю, что есть очень любопытные ребята, которые любят подглядывать в щёлочку открытой двери, в дырочку в заборе. Им очень интересно, что там спрятано, а чем там пахнет.

Сегодня я вам разрешу подглядеть в дырочку моего забора, одним глазком, а я за забором буду что-то прятать.

(Дети поочерёдно заглядывают за забор и пытаются отгадать, что показывает воспитатель.)

Воспитатель: хорошо подглядываете. А сейчас в дырочку я вам предлагаю сунуть свой нос любопытный и понюхать, чем пахнет за моим забором.

(Дети поочерёдно пытаются по запаху определить фрукт или овощ предложил воспитатель.)

Воспитатель: ребята, а где же растут все эти замечательные овощи и фрукты?

Дети: овощи растут на огороде, а фрукты в саду.

Воспитатель: правильно, ребята, овощи растут на грядке в огороде.

(Воспитатель показывает макет грядки.)

Фрукты растут в саду на фруктовых деревьях.

(Воспитатель показывает макет дерева.)

Игра «Что где растёт»

Воспитатель: сейчас каждый возьмёт себе карточку, посмотрит что нарисовано.

(Дети поочерёдно располагают свои карточки; кто на грядке, кто на фруктовом дереве в саду.)

Итог занятия.

Ребята, мы сегодня с вами хорошо поиграли, вспомнили о том, что овощи и фрукты очень полезны, а сколько вкусных блюд приготовили. Вы теперь знаете, что у фруктов и овощей есть форма, цвет, запах. А самое главное мы узнали, что овощи и фрукты — полезные продукты.

Источник: https://dohcolonoc.ru/conspect/7546-ovoshchi-i-frukty-poleznye-produkty.html

Занятие в старшей логопедической группе: «Лексическая тема Овощи»

Занятие в старшей логопедической группе: «Лексическая тема Овощи»

Цель:

— Продолжать умело выполнять определенные движения языка, губ, зубов, при выполнении артикуляционной гимнастики.

— Продолжать пополнять словарный запас соответствующей лексической темы-«Овощи».

— Учить подбирать глаголы, обозначающие действия при выращивании и уборке урожая.

— Учить образовывать глаголы от названий цвета овощей.

— Продолжать учить согласовывать числительные с существительными

— Продолжать вырабатывать умение: медленный глубокий вдох через нос, задерживать дыхание и плавный выдох через рот.

Развивающая:

Развивать внимание, память, умение верно строить предложения.

Коррекционная:

Корректировать произношение, интонационную выразительность.

Оборудование:

Предметные рисунки по теме.

Словарь: сажают, поливают, пропалывают, рыхлят, собирают урожай, ведро, лейка, лопата, грабли, картофель, огурец, горох, лук, капуста, морковь, зеленеет, краснеют, желтеют, синеют.

Ход логопедического занятия в старшей группе детского сада

1. Организационный момент.

Какое время года?

Какие изменения в природе?

2. Артикуляционная гимнастика.

Дети выполняют артикуляционную гимнастику под соответствующие слова логопеда.

Наш Язычок долго отдыхал и решил выглянуть из своего домика.

Затем поздоровался с подбородком, затем поздоровался с нижней губой.

Посмотрел налево, направо — упражнение «Часы», и решил поработать в саду.

Надо обкопать дерева, поэтому язычок превратился в «Лопатку».

Но надо еще собрать мусор, и здесь нашему язычком пришли на помощь верхние зубы — они стали как «грабельки». Верхние зубы умело поработали с язычком.

Деревья поблагодарили хорошего хозяина.

И в огороде Язычок побывал, а там арбузы и огурчики – (надуть щеки и наоборот), они просят водички, и их надо срочно полить. Губы помогли язычку и превратились в «Трубочку», а затем довольно улыбнулись.

И усталый Язычок вернулся домой.

3. Дыхательные упражнения.

Упражнение «Аромат» — медленный глубокий вдох через нос — задержка дыхания — плавный выдох через рот.

4. Дидактическая игра «Вырастим урожай».

Дети, вспомните что такое овощи?

Чтобы вырастить овощи и собрать богатый урожай овощей нужно много работать на огороде. Что нам нужно для этого? Вывешиваем картинки:

— сажать;

— поливать;

— пропалывать;

— рыхлить;

— собирать урожай.

А чтобы сажать, поливать, рыхлить, нам нужны вспомогательные предметы (на доску вывешиваем вспомогательные картинки):

— ведро;

— грабли;

— лопата;

— лейка.

Назовите их и скажите, что ими делают?

Лопатой копают землю.

Граблями рыхлят землю.

В ведре носят воду.

Лейкой поливают.

5. Дидактическая игра «Мы-поварята»

А сейчас мы будем маленькими поварами. У каждого на столе есть конверты, а в них картинки овощей, которые нам нужны, чтобы приготовить обед. Посчитайте овощи и скажите,  сколько нам надо. Например:

— три моркови

— пять помидоров;

— два перца;

— четыре баклажана;

— одна луковица;

— пять картофелин;

— две капустины.

6. Дидактическая игра «Замени картинку словом».

Суп с морковью;

Салат с капустой;

Салат (с чем?) с помидором;

Пирожки с капустой;

Борщ со свеклой;

Суп с картофелем.

7. Образование глаголов от названий цвета овощей.

Какой это овощ? (Огурец)

Какого он цвета? (зеленого)

О нем можно сказать — Огурец зеленеет.

Почему? (потому, что он зеленый)

Что еще зеленеет на огороде посмотрите на картинку.

Помидоры ……… краснеют

Горох ………… .. зеленеет

Капуста ……… … зеленеет

Тыква …………. желтеет

Баклажаны …… .. синеют

8. Физкультминутка

Овощи детишки сеяли весной.

Затем, хорошо поливали их водой

Но сорняки на грядках взошли.

Вырывайте с корнем их, малыши.

9. Отгадывание загадок на тему овощи

Что копали мы из земли, жарили, варили?

Что мы на печи пекли, ели и хвалили? (Картофель)

Длинный, зеленый — хороший соленый,

Добрый и сырой, кто он такой? (Огурец)

Красный нос в землю врос, а зеленый хвост снаружи.

Нам зеленый хвост не надо, надо только красный нос. (морковь)

Раскололся тесный домик на две половины.

И посыпались на ладони, круглые бусины. (горох)

Все меня любят, а как раздевают

Горькие слезы проливают (лук)

Закутан ребенок

В сто пеленок. (капуста)

10. Пальчиковая гимнастика

Научились два ореха, между пальцами катать

Это в школе нам поможет, буквы ровно написать.

11. Итог занятия.

Источник: http://MirDoshkolnikov.ru/vospitatelyam/konspekti-logopedicheskich-zanyatiy-v-detskom-sadu/item/397-zanyatie-v-starshey-logopedicheskoy-gruppe-ovoshi

Конспект НОД в старшей группе на тему: «Чудеса на грядке» (посадка рассады помидор)

Предлагаю вам конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшей группы (5–6 лет) по теме: «Чудеса на грядке». Данный материал будет полезен воспитателям старшей группы.

Это конспект практико-ориентированного занятия, направленного на закрепление представлений о рассаде; закреплении знаний последовательности во время посадки рассады; развитие интереса к развитию и росту растений.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие»

Цель: Закрепить представления о рассаде; закрепить знания последовательности во время посадки. Развивать речевое общение и мыслительные процессы у детей посредствам проблемных ситуаций. Закрепление навыков самостоятельного выполнения полного трудового процесса (от постановки цели до результата).

Задачи:

Образовательные:

—          систематизировать знания детей о выращивании рассады из семян;

—          уточнить представление о растении помидор и его семенах;

—          закрепить знания об условиях роста рассады (земля, вода, свет, тепло);

Развивающие:

—          развивать интерес к развитию и росту растений;

—          развивать речь детей, учить согласовывать прилагательные с существительными; обогащать словарный запас детей новыми словами (существительные — семена, семя, почва, росток, зелень, рассада; глаголы — сеять, прорастать, зеленеть, сажать).

Воспитательные:

—          воспитывать желание трудится, аккуратно ухаживать за рассадой,

—          воспитывать заботу и интерес к наблюдениям;

—          воспитывать в детях любовь к природе.

—          воспитывать умение слушать, отвечать на вопросы воспитателя.

Предварительная работа: посев семян овса, посадка лука, посадка семян помидор — наблюдение за их развитием и ростом, уход за посевами.

Настольно-печатные игры: «Что, где растет?»«, В саду и огороде»,

Дидактические игры: «Вершки и корешки», «Угадай по вкусу».

Рассматривание иллюстраций овощей, чтение рассказов Носова «Репка», Пришвина «Опытное поле», заучивание песен, стихов, загадок про овощи. Беседа о пользе помидоров «Сеньор помидор», сезонные работы в огороде.

Материал к занятию: торфяные горшочки с рассадой помидор, детский садовый инвентарь (лопатки, грабельки), лейки, палочка с табличкой, для отметки, что посажено и когда.

Методические приемы: игровая ситуация, беседа-диалог, рассматривание иллюстраций по теме, воспоминания из личного опыта детей, пальчиковая гимнастика, продуктивная деятельность детей, анализ, подведение итогов.

Ход занятия.

Дети выходят на улицу и видят, что на скамейке лежит красный конверт.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, нам очень интересное послание. Давайте, сядем на скамейку и прочтем его. Дети садятся на скамейку.

Воспитатель: на конверте написано куда: детский сад № 37, кому: старшая группа «Почемучки». От кого: Знают все его прекрасно

И ответят все подряд,

Кто с зелёного на красный

Поменяет свой наряд?

Кто на грядках самый важный

И в теплице командор?

Из ребят ответит каждый

Этот овощ -….

(И. Захарова); [1, с. 13],

Дети: Помидор.

Воспитатель: Верно это письмо нам прислал Сеньор Помидор. Давайте же прочтем это послание. Здравствуйте, я Сеньор Помидор. Хочу вам рассказать как я прибыл к вам из страны, которая называется Мексика, где всегда тепло, греет солнце и никогда не бывает зимы. Мексика находится очень далеко. Там живет весёлый и трудолюбивый народ.

Они выращивают различные фрукты: лимоны, апельсины, ананасы. И овощи, среди которых и я ваш любимый помидор. Очень, очень давно помидоры выращивали, как комнатное растение. Их в горшочках привозили к нам. А привёз к нам Пётр Первый 180 лет назад. Помидоры не использовали для еды, а служил помидор для украшения жилища.

Придворные дамы украшали свои платья и шляпки цветами и плодами помидор. Называли раньше помидор не овощем, а ягодой. Вот уже много лет знают, что красные помидоры очень вкусные и полезные т. к. они содержат витамины А, С, которые нужны вашему организму. Надеюсь вам понравился мой рассказ. Мне пора с вами прощаться.

Читайте также:  Легенда о масленице

До свидания, друзья.

Воспитатель: Ребята, понравился вам рассказ.

Дети: Да.

Воспитатель: Можно ли зимой посадить в огороде помидор? Почему?

Дети: кругом снег, на улице мороз, земли не видно, семена замерзнут

Воспитатель: Как же быть, если мы хотим весной кушать красные, спелые помидоры?

Дети: можно выращивать помидор в теплице

Воспитатель: Ребята, а вы видели теплицу?

Дети: Да, у моей бабушки есть теплица. И у нас дома есть теплица…

Воспитатель: в теплицах выращивают не только помидоры, но и другие овощи. Какие овощи вы знаете? (огурцы, перец). Люди, которые работают в теплице, называются: овощеводы, семеноводы. В теплице всегда светло и тепло, т. к. они обогреваются

Электричеством и поэтому выращивают овощи круглый год.

Воспитатель: Помидор однолетнее растение и для роста семян нужна тёплая земля, а помните как мы с вами сажали семена помидор? Что мы делали перед посадкой семян?

Дети: Мы семена отбирали. Можно опустить семена в воду. Те, что опустились на дно — хорошие, а те, что всплыли наверх пустые и расти не будут.

Дети: Мы семена выдерживали в марганцовке, чтобы они не болели. землю в торфяной горшочек, не до краёв, чтобы осталось место, и при поливе вода не вылилась из горшочка.

Далее палочкой делали лунку, на такую глубину, где отмечено на палочке.

Ложили семечко в лунку. Сколько лунок, столько семян.

Затем поливали, а сверху присыпали лунку с семенами торфом

Воспитатель: Молодцы! Все вспомнили. Теперь посмотрите какая у на получилась хорошая рассада./ показ и объяснение/

Рассада выросла быстро, появились новые листочки, более сильные и мощные.

Воспитатель: А вы знаете, что теперь нужно делать с рассадой? Нужно высадить рассаду в открытый грунт. Что такое открытый грунт?

Дети: земля в огороде

Воспитатель: Верно! Давайте теперь пройдем к нашему групповому огородику и посадим нашу рассаду. Посмотрите сначала нужно землю разровнять граблями, наметить места, куда будем высаживать рассаду.

Затем делаем ямки небольшие лопаткой, берем наш горшочек и ставим в ямку, присыпаем землей. Теперь нужно плотно уложить землю. Это можно сделать ногами, слегка придерживая кустик. И в конце нужно полить его.

Прежде чем приступить к посадке, нужно сделать гимнастику для наших пальчиков, подготовить их к работе. Приглашаем народ: (Сделать руками жест «к себе»).

Заходите в огород! (Развести руки в стороны перед собой)

Проходите между гряд —(Указательные и средние пальцы обеих рук, как ножки, «шагают» по столу.)

Там огурчики лежат, (Изобразить огурец: сложить пальцы в форме овала)

Помидоры висят, (Изобразить помидор: сложить пальцы в форме круга)

Прямо в рот хотят.

Рядом зреет репка (Изобразить репу: сложить пальцы в форме сердечка)

Ни густа, ни редка.

Наберем мы овощей (Округлить левую руку как лукошко, а правой рукой «класть» в нее воображаемые овощи)

Для себя и для друзей. [2],

Воспитатель: Теперь мы можем приступить к работе. Сначала нужно разровнять землю. Витя, возьми грабли и разровняй земельку. Молодец! Каждый проходит, берет лопатку, становится на свое место и делает не глубокую ямку. Берем свой горшочек и сажаем его, так как я показывала.

Воспитатель: Посмотрите, как красиво смотрится на огород. Потрудились мы с вами на славу! Но мы не все сделали. нужно еще установить табличку с надписью что здесь посажено и когда. (устанавливаю табличку с помощью детей) Ребята, мы с вами забыли самое главное. Подскажите что?

Дети: полить рассаду.

Воспитатель: верно! Коля и Алена, возьмите леечки и полейте рассаду.

Воспитатель А вот теперь все. Под действием тепла, солнца, при постоянном поливе, рыхлении помидоры быстро вырастут, начнут цвести, появятся зеленые плоды, а затем они покраснеют. И потом мы собираем урожай.

Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, какие условия нужны, чтобы вырастить хороший урожай.

Дети: Солнце.

Воспитатель: Для чего нужно солнце растениям?

Дети: дает свет и тепло

Воспитатель: Для чего нужна вода?

Дети: питание

Воспитатель: Для чего нужен воздух?

Дети: чтобы растения дышали

Воспитатель: Для чего нужна земля?

Дети: питание, которое помогает расти

Воспитатель: самое главное, что нужно?

Дети: наша доброта, забота, бережное отношение

Воспитатель: Ребята, давайте с вами поиграем в игру «зайцы и огородник».

Ход игры: из числа всех участников при помощи считалочки выбирается «огородник», а остальные дети становятся «зайцами». С одной стороны игрового поля обозначается «дом огородника» (ложится обруч), а с другой стороны площадки «норки зайцев» (кружки диаметром по полметра).

Между «домом» и «норками» располагается «огород», на котором растут овощи. По сигналу ведущего на огород выбегает огородник и пытается поймать зайцев, которые норовят укрыться в своих норках. Пойманным зайцам считается тогда, когда до него дотронулась рука огородника, он выбывает из игры.

Побеждает самый шустрый заяц и самый ловкий огородник. Игра проводится несколько раз [3, с.104].

Литература:

1.                          Сборник стихов и песенок, считалок и потешек, игр, скороговорок и загадок для детей

2.                          http://www.7ya.ru/article/Sbornik-igr-i-zadanij-dlya-razvitiya-melkoj-motoriki-Chast-IV/

3.                          Николай Павлов «300 + 1 игра для детей»

Основные термины (генерируются автоматически): пальцы в форме, Воспитатель А вот, Сеньор Помидор, посадка рассады помидор, цветами и плодами помидор, семена помидор, любимый помидор, в огороде помидор, старшей группы, пальцы в форме сердечка, пальцы в форме круга, полезен воспитателям старшей, Помидор однолетнее растение, нужна тёплая земля, овощи круглый год, землю в торфяной горшочек, лунку с семенами торфом, в нее воображаемые овощи, рассаду в открытый грунт, закрепление представлений о рассаде.

Источник: https://moluch.ru/conf/ped/archive/147/7144/

Каталог файлов

Каталог файлов

Конспект комплексного занятия по ознакомлению с окружающим и развитию речи

в старшей логопедической группе

Тема : «Беседа об овощах и фруктах»

Составила воспитатель Федотова М.В.

Программное содержание:

Продолжать обогащать представления об овощах и фруктах. Закрепить умение классифицировать овощи, выделять признаки (внешние: форма, величина, цвет; особенности поверхности, вкусовые, обонятельные признаки овощей и фруктов).

Углублять знания детей об условиях необходимых для роста растений, месте роста (огород-сад), способах выращивания и ухода за овощами и фруктами, сельскохозяйственных профессиях, представления об экологических связях между живой и неживой природой, жизнью растений и деятельностью человека.

Уточнить и пополнить знания детей об овощах и фруктах, как продуктах питания, их пользе.

 Упражнять в проведении элементарных опытов по выявлению вкусовых качеств, закреплять навыки исследовательской деятельности.

 Закреплять умение узнавать овощи и фрукты по описанию, отвечать на вопросы полно.

Упражнять в употреблении прилагательных, обозначающих признаки и качества овощей и фруктов.

Пополнить словарный запас словами: садовод, овощевод, выращивать, ухаживать.

 Воспитывать любознательность, развивать восприятие, память, речь.

Словарная работа: название овощей, фруктов; овощ, фрукт, осень, грядка, рассада, посадка, урожай, огород, сад, витамины. Зрелый, вкусный, полезный, румяный, душистый, горький, сладкий. Кислый, гладкий, шершавый, сочный. Вырастать, сорвать, выдернуть, вскопать, созревать, сжать, поливать, собирать, ухаживать, полоть, мыть, чистить, резать, есть.

 Оборудование: Корзина с овощами, картина:»Сбор урожая в саду», «Школьный огород», «Ящик ощущений», подносы, кукла-осень. Материалы для проведения опытов: тарелка с нарезанными кусочками овощей и фруктов, вилки, салфетки. Аудиозапись спокойной музыки, музыкальное сопровождение к песне «Что нам осень принесла», магнитофон.

Ход:

 1 часть.

 Звучит спокойная музыка. Воспитатель приглашает детей войти в групповую комнату, обращает внимание на гостью (кукла осень)

-Ребята как вы думаете, как зовут нашу гостью? Как вы догадались? (ответы детей)

-Здравствуйте, ребята, я принесла вам свои дары. Узнайте что это? (воспитатель от лица осени)

 -Я буду читать стихотворение, а вы договаривать слова.

А отгадки складывать в корзинку.

Здесь весною было пусто,

Летом выросла … (капуста)

 И красавец, великан

– Темно-синий … (баклажан)

Собираем мы в лукошко

Очень крупную … (картошку)

А теперь пойдем мы в сад

Там созрел уж … (виноград)

От дождя земля намокла

— Вылезай толстушка … (свекла)

Для Володи и Катюши

Соберем в корзину … (груши)

Из земли за чуб плутовку

Тянем сочную … (морковку)

Для начинки в пироги

Набираем … (яблоки)

Помогает деду внук

Собирает с грядки … (лук)

 Не забудем для Алены

Очень кислые … (лимоны)

 Вот зеленый толстячок

— Круглый гладкий … (кабачок)

 Вот и все! Хоть и устали, Урожай мы весь собрали!

 -Ребята посмотрите, у нас в корзине все овощи и фрукты смешались. Давайте покажем осени, что мы знаем овощи и фрукты.

Поиграем в игру «Разложи овощи и фрукты». На один поднос выложим только овощи, на другой только фрукты. -А теперь, давайте проверим, не ошиблись ли мы (называем овощи и фрукты, исправляем ошибки)

Осень: Вы ребята молодцы, я вижу что вы знаете овощи и фрукты.(от лица осени – воспитатель)

 -Ребята. Подойдите к стульчикам, давайте поиграем пальчиками (пальчиковая гимнастика 2 раза)

Мы капусту рубим,

Мы морковку трем,

Мы капусту солим,

Мы капусту жмем.

 2 часть

Дети садятся на стульчики (воспитатель от лица осени).

-Ребята, осень это пора сбора урожая. Посмотрите на картинку, как вы думаете, как она называется? (при затруднении помогает) Рассмотрите ее.

 — Где выращивают овощи? (ответы детей)

-На чем растут овощи? (ответы детей)

 — Как готовят землю к посадке? (ответы детей)

— Что сажают в землю? (ответы детей)

— Как ухаживают за овощами? (ответы детей)

 — Когда собирают урожай? (ответы детей)

 — Кто ухаживает за овощами? (ответы детей)

 — Послушайте ребята мой рассказ.

 Овощи растут в огороде. Весной землю в огороде сначала копают, потом делают грядки. На грядки сеют семена и сажают рассаду. Летом грядки поливают, пропалывают от сорняков, рыхлят землю. А осенью собирают урожай.

Ухаживает за овощами овощевод. — Воспитатель от лица осени: ребята, а вы наверное знаете что у разных овощей съедобные разные части.

У одних вершки, а у других корешки, а у третьих, и вершки и корешки (воспитатель от своего лица).

— Воспитатель : Хотите поиграть в игру « Вершки – Корешки», подойдите к этому столу.

Разложите овощи на три группы; на этот поднос нужно положить овощи, у которых съедобны вершки, на другой овощи , у которых съедобны корешки, а в середине, на тарелку положите те овощи, у которых съедобны и вершки и корешки. Дети выполняют задание коллективно и проверяют правильность выполнения. Оценка деятельности детей.

 3 часть

Читайте также:  Загадки для детей по сказкам андерсена с ответами

Приглашает детей пройти и сесть на стульчики. Вывешивает другую картину, обращает на нее внимание детей.

 -Что изображено на этой картине? (сад)

 -Что выращивают в саду? (ответы детей)

 -На чем растут фрукты? (ответы детей)

 -Кто ухаживает за садом? (ответы детей)

 -Фрукты выращивают в садах. Они растут на деревьях. Ухаживает за садом садовод

 -Хотите побывать во фруктовом яблочном саду?

Закройте глаза и представьте, что мы пошли с вами гулять и пришли в сад. В саду яблонька. А на ее ветке висит красивое, румяное яблочко. Сильно яблоньку трясем, в руки яблочко возьмем. Ах, какой приятный вкус и душистый (ароматный) запах. Глаза откройте, посмотрите на ладошку, на ней яблочко лежит, вдохните аромат яблочка.(дыхательная гимнастика 3 раза)

Воспитатель от лица осени: осень щедрая пора, хочу вас угостить своими дарами.

 -Попробуем ребята, угощение осени, пройдите за стол. Посмотрите, кто узнал, что лежит на тарелочка? Наколите на вилку то, что бы вы хотели попробовать. Попробуйте и опишите вкус овощей и фруктов. Какой на вкус помидор? И т.д.

— Во всех овощах много витаминов, значит, все они полезны для человека. Не зря говорят: «Обед без овощей, что праздник без музыки». Но перед едой их нужно мыть, как осень сделала сегодня.

-Вам понравилось угощение? (ответы детей). Спасибо осень за твои дары.

 Воспитатель от лица осени: Я, осень – веселая пора! Хотите поиграть со мной? Подойдите к этому столу. Посмотрите, в этот волшебный ящик я сложила овощи и фрукты. «Ручку в ящик опусти! Овощ нам определи и скорее назови!». Как ты догадался, какой это овощ? Какой он на ощупь? (ответы детей) Воспитатель от лица осени: Мне друзья уже пора, до свиданья детвора!

— Очень жалко расставаться, но мы будем ждать встречи с тобой в следующем году. Ребята, а давайте на память о нашей встречи сделаем подарок осени? Что бы вы хотели подарить осени? (ответы детей). Я думаю, что осень будет рада послушать нашу песенку о ней. (дети исполняют песню) Попрощаемся с нашей гостьей осенью. -Воспитатель дает установку на дальнейшую деятельность детей.

Источник: http://detsad170.ucoz.ru/load/dlja_vospitatelej/konspekt_kompleksnogo_zanjatija/1-1-0-6

«Овощи» для детей старшей группы

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад №18 «Родничок» станицы Переправной муниципального образования Мостовский районКонспект игровой образовательной ситуации по художественно-эстетическому воспитанию- лепке с использованием современных образовательных технологийТема: «Овощи»для детей старшей группы.Составил: воспитатель МБДОУ №18Погорелова Н.И.ст. Переправная

Конспект игровой образовательной ситуации по лепке. Тема: «Овощи».

Задачи:

Образовательные:

сформировать у детей обобщённое представление об овощах: растут на грядках, полезны людям, уточнить способы их переработки.

Развивающие:

развивать умение видеть связь между реальной формой и формой изображаемых овощей, передавая их природные особенности, цвет.

Развивать умение создавать лепную фигуру с выпуклым изображением, когда изображаемые объекты выступают над поверхностью основы.

Развивать мелкую моторику рук.

Воспитательные:

воспитывать аккуратность, самостоятельность

Оборудование:

Силуэт банки из плотного картона белого цвета; набор пластилина;полоска фольги; простой карандаш; трафареты овощей; салфетка для рук;две стеклянные банки; овощи натуральные или муляжи; маски овощей для игры.

Ход игровой образовательной ситуации:

Воспитатель: Ребята, многие из вас летом отдыхали на даче и, наверное, видели, как взрослые ухаживали за огородом: сначала копали землю, сажали в неё семена, всё лето поливали грядки, пололи сорняки, а потом собирали урожай. Вот я и хочу проверить, кто из вас помогал взрослым по огороду.У ребят на грядкеВыросли загадки,Тот их отгадает,Кто весной и летомГрядки поливает.

Загадки:

Воспитатель: Рослые ребятки, улеглись на грядке, Все ребятки молодцы и зовутся…Дети:(огурцы).

Воспитатель: Одевался, потеплей, одноногий Пантелей, 

Сто одёжек натянул, ни одной не застегнул.Он на ярмарку спешил, а в кармане пусто.Пантелея малыши все зовут…Дети: (капуста).Воспитатель: Фиолетовый кафтан заказал себе Иван.Лучше не было кафтана, чем кафтан у …Дети: (баклажана).

Воспитатель: Шло по грядке вдоль забора

Войско храброе дозором.Держат пики сотни рук,Подрастает горький …Дети: (лук).Воспитатель: Красная девица родилась в темнице,Выкинула косу за окошко ловко.А наступит осень, выдернут …Дети:(морковку).Воспитатель: Кругленькие братцы в домике ютятся,В домике зелёном им совсем не плохо.

Варят их в бульоне и зовут …Дети: (горохом).Воспитатель: Он круглый и красный1, как глаз светофора.Среди овощей нет сочней …Дети: (помидора).Воспитатель: Кто разлёгся среди грядки?Кто играть не любит в прятки?Вот Емеля – простачок,Белобокий …Дети: (кабачок).

Воспитатель: Ты кругла, вкусна, красива!Ты сочна, ну просто диво!Разукрасить нас смогла,А зовут тебя …Дети: (свекла).Воспитатель: Кругла, рассыпчата, бела,На стол с полей она пришлаТы посоли её немножко,Ведь, правда, вкусная …Дети: (картошка).

Воспитатель: Молодцы, ребята, все овощи узнали.

Я однажды услышала такой разговор. (стихотворение Ю. Тувима “Овощи”.)

Хозяйка однажды с базара пришла,Хозяйка с базара домой принесла:Картошку,Капусту,Морковку,Горох,Петрушку и свёклу.Ох!..Вот овощи спор завели на столе – Кто лучше, вкусней и нужней на земле:Картошка?Капуста?Морковка?Горох?Петрушка иль свёкла?Ох!..

Хозяйка тем временем ножик взяла

И ножиком этим крошить начала:Картошку,Капусту,Морковку,Горох,Петрушку и свёклу.Ох!..Накрытые крышкою в душном горшкеКипели, кипели в крутом кипятке:Картошка,Капуста, Морковка,Горох,Петрушка и свёкла!Ох!..И суп овощной оказался неплох!Воспитатель: Ребята, вот овощи спорили, какой овощ самый полезный, но они не успели это выяснить, потому что их сварили.

А, вы, как думаете, какой овощ самый полезный?Дети: (все овощи полезны).

Воспитатель: Конечно же, каждый овощ содержит много полезных веществ. Когда мы их едим, то наш организм получает большой запас витаминов, чтобы мы были здоровыми и не болели. А чтобы овощи наполнились полезными веществами, за ними надо хорошо ухаживать.

Мы сейчас будем это делать вместе с вами.

Физкультминутка:

Мы стоим на огороде,Удивляемся природе.Вот салат, а здесь укроп.Там морковь у нас растёт. Потягивания – руки в стороны.

Правой рукой коснуться левойступни, а потом левой рукой

коснуться правой ступни.

Поработаем с тобой, Сорнякам объявим бой – С корнем будем выдиратьДа пониже приседать.Всё полили мы из лейки,И садимся на скамейки.  

Приседания.Поливают.

Садятся на стульчики.

Воспитатель: Но овощи собрать полдела, а во как их сохранить на всю зиму?Урожай поспел у нас,Будет на зиму запас.Как плоды нам сохранить?Надо в банки их закрыть.В огурцы кладу укроп,Лист лавровый и чеснок.Помидор, морковь, свеклу, И редиску положу.А ещё петрушку, мятуИ зелёного салата.Перчик брошу, посмотри,Получилось ассорти.

Наверное, многие из вас видели, как мама или бабушка консервирует на зиму овощи, красиво укладывает их в банки, делает рассол из воды, соли, сахара, добавляет пряности. А потом заливает этим ароматным рассолом овощи в банке и закрывает крышкой. Давайте и мы с вами потренируемся в этом.

Игра: “Уложи овощи в банки”.

Воспитатель: предлагает двум детям уложить овощи в банку так, чтобы они там красиво и плотно лежали. Затем вместе с детьми определить, кто сделал это быстрее, у кого овощи разложены красивее и сколько овощей поместилось в банке у каждого ребёнка.Практическая часть (пластилинография).

Воспитатель: Ребята, сегодня мы будем изображать консервированные овощи при помощи пластилина, он мягкий, принимает ту форму, которую мы задаём. Поэтому для предстоящей работы этот материал нам очень подойдёт, так как сохранит объём овощей, и они будут похожи на настоящие плоды.

Этапы выполнения работы:

Нарисовать контуры любых овощей в пределах силуэта банки, начинать с донышка, располагать овощи друг над другом до верха банки.

Пластилин раскатать в форму, которую напоминает изображаемый овощ (помидор – шар красного цвета; огурец – толстая зелёная колбаска со сплющенными краями; морковка – колбаска оранжевого цвета с раскатанным острым кончиком и т.д.) Выложить раскатанную форму в центр нарисованного силуэта, прижать к основе, надавить от середины к краям, подвести пластилиновую массу к краям контура.

Для более выразительного изображения овощей дополнить их зелёными чашелистиками, черенками, которые изображаются тонкими зелёными колбасками.“Закрыть банку колбаской из пластилина любого цвета, расплющить, поверх пластилина положить полоску фольги – стилизовать под металлическую крышку.

По желанию дети могут дополнить содержание банки веточками укропа, чёрным перчиком, лавровым листиком.

Во время работы необходимо дать отдых пальчикам детей и провести разминку для них.

Пальчиковая гимнастика:

Вот все пальчики мои,Их как хочешь, поверни -И вот этак и вот так,Не обидятся никак.Раз, два три, четыре, пять,Не сидится им опять.Постучали, повертелиИ работать захотели.Дали ручкам отдохнуть,А теперь обратно в путь.

Итог игровой образовательной ситуации:

 Повороты кистей рук.Хлопок перед собой, хлопокпо столу.Постучать пальцами друг о друга, повороты кистей рук.Встряхивающее движение кистями.

Воспитатель: А чем понравилось вам это занятие?Что нового вы узнали?Спасибо вам за выполненную работу, вы все сегодня справились со своей задачей, работали аккуратно и я уверена в том, что вы теперь сможете оказать помощь взрослым во время заготовок овощей.Педагог оценивает работы детей.

А теперь давайте поиграем в  хороводную игру “Огород”.

Дети ходят по кругу, взявшись за руки (в кругу на корточках сидят дети в шапочках, изображающих овощи), и поют:

В огород мы пойдём,Хоровод заведём.Будем петь и плясать, Урожай собирать.Вот какой огород!Здесь зелёный лук растёт.Ты, лучок, не зевай,В хоровод скорей вставай!Дети хлопают в ладоши.

Ребёнок в шапочке лука выполняет танцевальные движения, а потом встаёт с детьми в общий круг.

Вот какой огород!Здесь морковь у нас растёт.Ты, морковь, не зевай, В хоровод скорей вставай!

Дети хлопают в ладоши. Морковь пляшет, в конце танца встаёт в хоровод.

Вот какой огород!И картошка здесь растёт.Ты, картошка, не зевай,В хоровод скорей вставай!

Дети хлопают в ладоши. Картошка пляшет, в конце танца встаёт в хоровод.

Далее дети поют про другие овощи.

Источник: http://psiholik.ru/ovoshi-dlya-detej-starshej-gruppi/index.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector