Детям про воздвиженье креста господня

Воздвижение Честного и Животворящего Креста ГосподняДетям про Воздвиженье Креста Господня

Знак креста с глубокой дохристианской древности был символом Божественного и вечной жизни во многих религиях. Но после Голгофы абстрактный иероглиф стал реальным знамением спасения.

С непостижимой для язычников быстротой неслась по миру весь о «безумии Креста»; иудеи требовали знамений, эллины – доказательств, но в ответ они слышали: «Мы проповедуем Христа Распятого…».

«Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, — поет Церковь, — и святое Воскресение Твое славим…».

Через страдание к радости, через смерть к победе, через жертвенную самоотдачу к выполнению воли Отца – таков путь Искупителя мира, таков и путь всех идущих за Ним. «Кто хочет за Мной идти, да возьмет крест свой и по Мне грядет».

Это не просто тяготы и страдания; сами по себе они могут и не быть «крестом». «Взять крест свой» — значит «отвергнуть себя», победить себялюбие, учиться жить для других, учиться мужеству, терпению, всецелой преданности Христу.

Песнопения праздника говорят о Кресте, который возносится над миром как «красота Церкви», как «верных утверждение». Он – знак любви Бога к человеку, вестник грядущего преображения природы. «Да возрадуются древа дубравные, освятившуся естеству их, от Него же изначала насадишася» (канон Воздвижения).

Происхождение праздника связано с торжеством христианства при Константине Великом (4 век), который воздвиг на месте Голгофы и Гроба Господня храм Воскресения.

Это место с первых лет существования Церкви привлекало христианских паломников, но в начале 2 века император Адриан, враждебный как к иудейству, так и к христианству, решил уничтожить все следы обеих неугодных ему религий.

Он полностью перестроил Иерусалим, назвав его Элией, срыл Голгофский холм, засыпал пещеру св.Гроба и соорудил там храм Венеры.

Когда император Константин принял христианство, он приказал снести капище и начать раскопки на святом месте.

«Снимали слой за слоем, — пишет современник событий Евсевий, — вдруг в глубине земли, сверх всякого чаяния, оказалось пустое пространство, а потом – честное и всесвятое знамение спасительного Воскресения».

Это была пещера Гроба Господня. Император снабдил иерусалимского епископа Макария средствами для возведения над пещерой храма.

Через некоторое время Палестину посетила престарелая мать Константина Елена. У Евсевия нет сообщений о том, что ей удалось найти подлинный Крест Христов. Но во второй половине 4 века эта реликвия уже чтилась в Иерусалиме. Св.Кирилл свидетельствует, что части Креста были разосланы по всей империи. Согласно св.

Иоанну Златоусту, признаком, по которому узнали, что это именно Крест Господень, послужила надпись на нем. В начале 5 века Руфин уже определенно связывал находку с именем св.Елены, а историк Созомен около 440 года записал сказание о том, как царица искала Крест и нашла его зарытым в земле близ Голгофы.

Чтобы удостоверится в его подлинности, на святыню положили мертвеца, и он ожил. После этого патриарх «воздвиг» Крест над молящейся толпой. Отсутствие сведений у Евсевия дало повод историкам считать рассказ Созомена легендой. Но в том, что Крест был действительно найден, нет ничего невероятного.

По иудейскому обычаю орудия казни клали в братскую могилу вместе с телами распятых. Поэтому Крест Христов мог быть захоронен рядом с разбойниками.

Как бы то ни было, почитание Креста имеет великое общехристианское значение. В четь этой святыни и был установлен праздник Воздвижения.

Накануне его во время всенощной (после Великого славословия) священник выносит изображение Креста на середину храма. В соборных церквах есть обычай «воздвигать» его на четыре стороны света при пении «Господи, помилуй».

В день Воздвижения установлен пост.

Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое, победы православным христианом на сопротивныя даруя и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство.

Вознесыйся на Крест волею, тезоименитому Твоему новому жительству щедроты Твоя даруй, Христе Боже, возвесели силою Твоею верныя люди Твоя, победы дая нам на сопостаты, пособие имущим Твое, оружие мира, непобедимую победу.

Величаем Тя, Живодавче Христе, и чтим Крест Твой Святый, имже нас спасл еси от работы вражия.

Величай, душе моя, Пречестный Крест Господень.

Таин еси, Богородице, рай, невозделанно возрастивший Христа, Имже Крестное живоносное на земли насадися древо; тем ныне возносиму, покланяющемуся Ему, Тя величаем.

(по материалам детских православных календарей)

Источник: http://detskaya.com.ua/vozdvizhenie_chestnogo_i_zhivotvoryashego_kresta_gospodnya/

Воздвижение Креста Господня

Воздвижение Креста Господня

27 сентября православные христиане празднуют Воздвижение Креста Господня — один из 12 главных, или двунадесятых праздников Православной Церкви.

Воздвижение Креста Господня: история

В  день Крестовоздвижения вспоминают, как равноапостольная царица Елена нашла Крест, на котором был распят Господь Иисус Христос.  Крест был обретен в 326 году около горы Голгофы в Иерусалиме. C VII века с этим днём стали соединять память о возвращении Животворящего Креста из Персии византийским императором Ираклием (629).

Праздник называется Воздвижением Креста, потому что и при обретении, и при возвращении Креста предстоятель поднимал (Воздвигал) крест три раза, чтобы все могли его видеть.

Равноапостольный царь Константин пожелал построить храмы Божии на священных для христиан местах в Палестине, (т. е. на месте рождения, страданий и воскресения Господа Иисуса Христа и др.) и найти Крест, на котором был распят Спаситель. Исполнить желание царя взялась, с великою радостью, его мать, св. равноапостольная царица Елена.

В 326 году царица Елена с этою целью отправилась в Иерусалим. Много труда положила она, чтобы отыскать Крест Христов, так как враги Христовы скрыли Крест, зарыв его в землю.

Наконец, ей указали на одного престарелого еврея, по имени Иуду, который знал, где находится Крест Господень. После долгих расспросов и уговоров его заставили сказать.

Оказалось, что святой Крест брошен в одну пещеру и завален мусором и землею, а сверху выстроен языческий храм. Царица Елена приказала разрушить это здание и откопать пещеру.

Когда откопали пещеру, то нашли в ней три креста и отдельно лежащую от них дощечку с надписью: “Иисус Назорей, Царь Иудейский”. Нужно было узнать, который из трех крестов есть Крест Спасителя. Иерусалимский патриарх (епископ) Макарий и царица Елена твердо верили и надеялись, что Бог укажет святой Крест Спасителя.

По совету епископа стали подносить кресты один за другим к одной тяжело болящей женщине. От двух крестов не произошло никакого чуда, когда же возложили третий крест, то она тотчас стала здоровой.

Случилось, что в это время мимо несли умершего, для погребения. Тогда стали возлагать кресты один за другим и на умершего; и когда возложили третий крест, умерший ожил.

Таким образом узнали крест Господень, через который Господь совершил чудеса и показал животворящую силу Своего Креста.

Царица Елена, патриарх Макарий и окружавшие их люди с радостью и благоговением поклонились Кресту Христову и целовали его. Христиане, узнав об этом великом событии, собрались в бесчисленном множестве к месту, где был обретен (найден) Крест Господень. Всем хотелось приложиться к святому животворящему Кресту.

Но так как из-за множества народа это сделать было невозможно, то все стали просить по крайней мере показать его. Тогда патриарх Макарий встал на возвышенном месте и, чтобы всем было видно, несколько раз воздвигал (поднимал) его.

Народ же, видя Крест Спасителя, кланялся и восклицал: “Господи, помилуй!”

Св. равноапостольные цари Константин и Елена, над местом страданий, погребения и воскресения Иисуса Христа построили обширный и великолепный храм в честь Воскресения Христова. Построили также храмы на Елеонской горе, в Вифлееме и в Февроне у Дуба Мамрийского.

Царица Елена часть Креста Господня принесла своему сыну, Царю Константину, а другую часть оставила в Иерусалиме. Этот драгоценный остаток Креста Христова и до настоящего времени хранится в храме Воскресения Христова.

Иконы Воздвижения Креста Господня

Самый распространенный сюжет иконы Воздвижения Креста Господня сложился в русской иконописи в XV-XVI веках. Иконописец изображает большое скопление людей на фоне одноглавого храма.

В центре на амвоне стоит Патриарх с поднятым над головой Крестом. Под руки его поддерживают диаконы. Крест украшен веточками растений. На первом плане — святители и все, кто пришел поклониться святыне.

Справа — фигуры царя Константина и царицы Елены.

Равноапостольные Константин и Елена. Храм Святой Софии, Константинополь

Святые равноапостольные Константин и Елена XII век, Полоцк

Равноапостольные Константин и Елена. Мозаика Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге

Раноапостольные Константин и Елена

Миниатюра менология императора Василия II. Хранится в Ватикане. 11 век.

Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня. Византийская миниатюра 12 века.

Императрица Елена находит животворящий крест. Капелла Сан-Сильвестро XIII века в римском монастырском комплексе Санти-Куаттро-Коронати

Источник: http://www.pravmir.ru/vozdvizhenie-kresta-gospodnya-istoriya-ikony-molitvy-propovedi-video/

Воздвижение Креста Господня

Воздвижение Креста Господня

27 сентября

Праздник Воздвижения Креста Господня

Во время одного из сражений, когда византийскому императору Константину уже казалось, что его войско одолеет враг, ему явилось дивное знамение на небе – во все небо загорелся невиданным светом православный Крест. И надпись: «Сим победиши».

                                        

Уверовав во Христа, Константин одержал победу. Вскоре он попросил свою мать Елену

отправиться в Иерусалим для обретения Креста, на котором был распят Иисус Христос. Благочестивая царица, прибыв в Иерусалим, обнаружила, что на Голгофе сооружено языческое капище. Уничтожив его, принялась за раскопки. И вскоре обнаружила три Креста. Известно, что вместе со Спасителем распяли двух разбойников.

Мимо Голгофы двигалась похоронная процессия. Стали прикладывать к покойнику кресты. И когда приложили Животворящий Крест Господень, покойник ожил. Патриарх Иерусалимский Макарий и святая Елена встали на возвышенном месте и воздвигли Крест, чтобы множество собравшихся могли видеть Крест и поклониться ему.

На Голгофе был воздвигнут величественный храм Воскресения Христова.

 В этот день, 27 сентября, Крест торжественно выносится из алтаря на середину храма для поклонения.

«Да хранит вас Крест Христов, меч духовный, побеждающий врагов видимых и невидимых».                                                              

Читайте также:  Детям про октябрь

28 сентября

Память святого мученика Порфирия

Сила Крещения

В день рождения императора Юлиана давали представление. Мало было императору мучить и гнать христиан в жизни, он хотел еще в искусстве издеваться над ними. Драматурги, которые пишут то, что им прикажут, написали издевательскую пьесу, в которой представляли христианские обычаи в шутовском виде.

Язычника, который крестится, играл актер Порфирий. Талантливый актер, он был порядочным человеком. Вот он вскочил на край огромной чаши, изображая купель, крикнул: «Крещается раб Божий Порфирий во имя Отца, – и погрузился в воду. И Сына! И окунулся. И Святого Духа!» И погрузился в третий раз.

 И вот тут то произошло то, что долго заставило говорить об этом случае. Порфирий уверовал во Христа. И из купели появился не мокрый актер, а воин Христов, раб Божий. «Верую, — возгласил он на весь театр, — верую во единого Бога Отца Вседержителя! И во Единого Господа Иисуса Христа! И в Духа Святаго, от Отца восходящего!»

 И все поняли, что это уже не роль актера, а слова исповедника Божия. Представление закончилось. Порфирия бросили в темницу, заставляли выйти на сцену в завтрашнем представлении и вновь высмеивать христиан. Порфирий радостно говорил о вере в Бога. Тогда его стали мучить, но вера его возрастала. Святой мученик Порфирий причислен к лику святых.

30 сентября

Святые мученицы Вера, Надежда, Любовь и мать их София

Сегодня церковь празднует память мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. После жестоких истязаний по приказу императора Адриана все три девы, несмотря на юный возраст – 12, 10, 9 лет, были обезглавлены за исповедание Иисуса Христа. Мать их София, не перенесшая мучений детей, умерла на их могиле через три дня.

От чего зависела верность Христу в сердцах отроковиц? От христианского воспитания, полученного от матери – истинной христианки. Их не прельстили обещания благ земных, не устрашили и мучения.

Первые христиане заботились не только о том, чтобы самим приближаться к Царству Божию, но чтобы и детей сделать достойными Его. Имя Спасителя дети впитывали с молоком матери.

Священное Писание становилось первой учебной книгой, а каждый дом церковью.

 Вся жизнь и родителей, и детей была непрестанной молитвой: с нее начинался день, любое дело, вкушение пищи, ею день и заканчивался. Детский ум ограждался от внешних соблазнов мира, в нем насаждалось благочестие. Это было благодатной почвой, на которой возрастали Вера, Надежда, Любовь христиан, которые питали их силами для перенесения мучений во имя Христово, во имя спасении и жизни вечной.

Сегодня на Руси священный праздник

Людские взоры благости полны.

А я в лесу, душою как отказник.

Ничто не нарушает тишины.

От невеселых дум в душе тоскливо,

Но видно так устроен человек.

И мысли улетают торопливо,

Туда — в далекий и жестокий век.

И чудится мне горький запах смерти,

Истерзанные девы над костром.

Пронзающий тела каленный вертел,

Ухмылка лиходея с топорм:

«Так отрекись, несчастная София,

И сразу ваши муки прекратят.»

Но шепчет мать:»О, Господи, прости их,

Не ведают они то, что творят…»

И снова продолжалась злая пытка,

На дыбе кости переломанны, хрустят.

Слезами с кровью пропиталась их накидка,

Но лишь молитвы узницы творят.

Мне снится боль безжалостного века,

Истерзанные губы шепчут вновь:

«Да будут живы в сердце человека

Надежда, Вера и бессмертная Любовь!»

  Алексей Капралов

Крестик

(рассказ для детей)

В четыре года Дениска остался без матери. А про отца он вообще ничего не знал. Мать совершила страшное – убила женщину. Все отказались от неё и от Дениса. Чего он навидался в своих скитаниях по детским приютам, вряд ли кто сможет рассказать. А сам мальчик об этом вспоминать не хотел.

В конце концов Дениска оказался во втором классе школы-интерната. Как-то воспитательница, помогая ему одеться, заметила у него на худущей груди крестик на шнурочке.

– Кто тебе его подарил?

– Нашёл.

– А ты знаешь, Кто это?

– Бог.

– Знаешь, за что Его распяли на кресте?

Денис ничего не знал, но почему-то ему захотелось носить крестик у сердца. Мать недавно выпустили из колонии, живёт неизвестно где, а крестик – здесь. Только порой приходится отдавать: захотелось его поносить и Диме, и Вове, и другим… Как откажешь? Ребятам тоже досталось… У Вовы мама из квартиры сделала притон. У Димы, хотя и был свой дом, но жил он там, как брошенный, часто голодал.

 Вот и передают друг другу крестик по очереди. Согревает…

Ганаго Б. Детям о вере. Рассказы для детей.

Источник: http://hramkgu.ru/publ/detskaja_stranichka/vozdvizhenie_kresta_gospodnja/5-1-0-9

Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня

Воздвижение Честного и Животворящего Креста ГосподняДетям про Воздвиженье Креста Господня

Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня — принадлежит к числу двунадесятых праздников. Установлен в память обретения Креста Господня, которое произошло, согласно церковному преданию, в 326 году в Иерусалиме около Голгофы — места Распятия Иисуса Христа.

Воздвижение Креста Господня — есть прославление Креста Христова.

Это единственный двунадесятый праздник, в основе которого лежат не только события новозаветного времени, но и позднейшие, из области церковной истории.

Рождество Богоматери, праздновавшееся шестью днями ранее, – преддверие тайны воплощения Бога на земле, а Крест возвещает о Его будущей жертве. Поэтому праздник Креста также стоит в начале церковного года.

История обретения Креста

Христианство далеко не сразу стало мировой религией. В первые века нашей эры с ним пытались бороться и иудейские священнослужители, и, особенно, власти Римской империи — а Палестина была её составной частью. Римские императоры-язычники пытались полностью уничтожить в человечестве воспоминания о священных местах, где пострадал за людей и воскрес Господь наш Иисус Христос.

Император Адриан (117 — 138) приказал засыпать землей Голгофу и Гроб Господень и на искусственном холме поставить капище языческой богини Венеры и статую Юпитера. На это место собирались язычники и совершали идольские жертвоприношения.

Однако через 300 лет Промыслом Божиим великие христианские святыни — Гроб Господень и Животворящий Крест были вновь обретены христианами и открыты для поклонения.

Константин Великий — первый христианский император

Это произошло во время правления святого равноапостольного Константина Великого (306 — 337), который после победы в 312 году над Максентием, правителем Западной части Римской империи, и над Ликинием, правителем Восточной ее части, в 323 году сделался единодержавным правителем огромной Римской империи. В 313 году он издал так называемый Миланский эдикт, по которому была узаконена христианская религия и гонения на христиан в Западной половине империи прекратились.

Крест Константина – монограмма, известная как «Хи-Ро» («хи» и «ро» – первые две буквы имени Христа по-гречески). Легенда гласит, что этот крест император Константин увидел в небе по дороге в Рим, вместе с крестом он увидел надпись «Сим победиши». Согласно другой легенде, он увидел крест во сне в ночь перед битвой и услышал голос: «С этим знаком победишь»). Говорят, что именно это предсказание обратило Константина в христианство. И монограмма стала первым общепринятым символом христианства – как знак победы и спасения

Равноапостольный император Константин, содействием Божиим одержавший в трех войнах победу над врагами, видел на небе Божие знамение — Крест с надписью «Сим победиши» (τούτῳ νίκα).

Горячо желая отыскать Крест, на котором был распят Господь наш Иисус Христос, равноапостольный Константин направил в Иерусалим свою мать, благочестивую царицу Елену (память 21 мая), снабдив ее письмом к Патриарху Иерусалимскому Макарию.

Святая царица Елена

Елена затеяла в Иерусалиме археологические раскопки, которые были необходимы, поскольку в IV веке практически некому было показать ни место распятия Христа, ни место Его погребения.

Большинство первых христиан — тех, что могли из поколения в поколение передавать информацию о местах, связанных с земной жизнью Христа, — были евреями. А римская власть, недовольная постоянными восстаниями евреев за независимость, во II веке нашей эры выгнала их из Палестины.

(Это, кстати, и стало главной причиной того, что сейчас евреи расселены по всему миру).

В распоряжении царицы Елены были письменные евангельские источники, с точным описанием не только событий в жизни Христа, но и мест, в которых они происходили.

Например, гора Голгофа, на которой распяли Христа, была известна любому жителю Иерусалима. Другой вопрос, что город неоднократно разрушался и перестраивался.

Во времена страстей Христовых Голгофа находилась снаружи городских стен Иерусалима, а к моменту раскопок Елены оказалась внутри них.

Языческие капища и идольские статуи, наполнявшие Иерусалим, царица повелела уничтожить. Разыскивая Животворящий Крест, она расспрашивала христиан и иудеев, но долгое время ее поиски оставались безуспешными.

Наконец, ей указали на одного старого еврея по имени Иуда, который сообщил, что Крест зарыт там, где стоит капище Венеры. Капище разрушили и, совершив молитву, начали копать землю.

Голгофу раскопали почти до основания, в результате чего была обнаружена пещера Гроба Господня — то место, где Христос был похоронен, а также несколько крестов.

Могильная пещера на Голгофе, на территории Храма Гроба Господня

Место обретения Креста Господня

В те времена крест был всего-навсего орудием казни, а гора Голгофа — обычным местом приведения смертных приговоров в исполнение. И как же непросто было царице Елене понять, какой из найденных в земле крестов — Христов.

Крест Господень опознали, во-первых, по табличке с надписью «Иисус Назорей, Царь Иудейский», во-вторых, по возложению на больную женщину, которая мгновенно исцелилась. Кроме того, есть предание, что от соприкосновения с этим Крестом воскрес умерший — его проносили мимо для погребения. Отсюда и название — Животворящий Крест.

Старец Иуда и другие иудеи уверовали во Христа и приняли святое Крещение. Иуда получил имя Кириак и впоследствии был рукоположен во епископа Иерусалимского. В царствование Юлиана Отступника (361 — 363) он принял мученическую смерть за Христа.

Когда Крест был найден (а потом ежегодно в этот день), предстоятель Иерусалимской Церкви его поднимал, то есть воздвигал (отсюда — Воздвижение), поочерёдно обращая ко всем сторонам света, — чтобы все верующие могли если не прикоснуться к святыне, то хотя бы увидеть её.

В местах, связанных с земной жизнью Спасителя, Царица Елена построила более 80 храмов.

Читайте также:  Конспект занятия во второй младшей группе на тему «трамвай и троллейбус»

Храм Гроба Господня

Специальным указом императора Константина в Иерусалиме был воздвигнут огромный, даже по нынешним меркам, и величественный Храм Воскресения Христова, который чаще называют Храмом Гроба Господня.

Он включил в себя и пещеру, где был похоронен Христос, и Голгофу. Храм строился примерно 10 лет — сроки, рекордные даже для нашего времени, — и был освящён 13 сентября 335 года, наряду с большой базиликой Мартириум, и др.

постройками на месте Распятия и Воскресения Спасителя. День Обновления (т. е. освящения, греческий термин enkainia (обновление) обычно обозначает освящение храма) стал праздноваться ежегодно с большой торжественностью, а воспоминание обретения св.

Креста вошло в праздничное торжество в честь Обновления, и имело первоначально второстепенно значение.

Установление праздника

В конце IV в. праздник Обновления был в Иерусалимской Церкви одним из 3 главных праздников, наряду с Пасхой и Богоявлением.

По мнению ряда исследователей, праздник Обновления стал христианским аналогом ветхозаветного праздника Кущей, одного из 3 главных праздников ветхозаветного богослужения, тем более что освящение Соломонова храма также произошло во время Кущей.

Он продолжался 8 дней, в течение которых «преподавалось даже таинство Крещения»; каждый день совершалась Божественная литургия; храмы украшались так же, как на Богоявление и на Пасху; на праздник в Иерусалим приходило множество людей, в т. ч. и из отдаленных областей – Месопотамии, Египта, Сирии. На 2-й день праздника Обновления св.

Крест показывали всему народу. Тем самым, первоначально Воздвижение было установлено как дополнительный праздник, сопровождающий собой основное торжество в честь Обновления – аналогично праздникам в честь Божией Матери на следующий день после Рождества Христова или св. Иоанна Крестителя на следующий день после Крещения Господня.

Начиная с VI в. Воздвижение постепенно становилось более значительным праздником, чем праздник Обновления. Например, в Житии преп. Марии Египетской (VII в.), говорится о том, что преп. Мария направилась в Иерусалим на празднование Воздвижения.

Возвращение Креста

Битва императора Ираклия с персами. Казнь персидского царя Хосроя

Впоследствии именно Воздвижение стало основным праздником и получило большое распространение на Востоке, особенно после победы императора Ираклия над персами и торжественного возвращения св. Креста из плена в марте 631 года. Христианскую святыню, разбив греческое войско, захватил в плен персидский царь Хозрой II.

Отвоевать её удалось только через 14 лет, когда греки разбили персов. Животворящий Крест с великим торжеством и благоговением был принесён в Иерусалим. Его сопровождал Патриарх Захария, который все эти годы был в плену у персов и неотлучно находился рядом с Крестом Господним. Великую святыню пожелал нести сам император Ираклий.

По преданию, у ворот, через которые нужно было пройти на Голгофу, император внезапно остановился и, как ни пытался, не мог сделать ни шагу. Святой Патриарх объяснил царю, что путь ему преграждает ангел, ведь Тот, Кто нёс на Голгофу Крест для искупления мира от грехов, совершил свой Крестный путь, будучи униженным и гонимым.

Тогда Ираклий снял корону, свой царский наряд, оделся в простую одежду и… беспрепятственно вошёл в ворота.

С этим событием связаны также установление календарных памятей Креста 6 марта и в Крестопоклонную неделю Великого поста.

Праздник же Обновления иерусалимского храма Воскресения хотя и сохранился в богослужебных книгах вплоть до настоящего времени, сделался предпраздничным днем перед Воздвижением.

Праздник этот еще называется в народе «Воскресением словущим» так как он может приходиться на любой день недели, но называется (слывёт) «воскресением». Есть даже традиция служить в этот день пасхальным чином в тех храмах, где этот праздник престольный.

О дальнейшей судьбе Креста Господня есть различные мнения. По одним источникам, Животворящий Крест оставался до 1245 года, т.е. до седьмого крестового похода, в том виде, в каком он был обретен при св. Елене.

А по преданию, Крест Господень был раздроблен на малые части и разнесен по всему миру.

Безусловно, большая Его часть хранится до сего времени в Иерусалиме, в особом ковчеге в алтаре храма Воскресения, и принадлежит грекам.

Чин воздвижения Креста

В память крестных страданий Иисуса Христа в день праздника установлен строгий пост. Одной из особенностей праздника является чин воздвижения Креста. Во время праздничного богослужения совершается установление креста на престоле и затем его вынос на середину храма для поклонения.

Значение праздника

Праздник Воздвижения имеет еще и глубочайшее значение в судьбах всего мира.

Крест имеет прямое отношение ко второму пришествию Спасителя, ибо по неложному слову Христа, страшный суд будет предварен явлением знамения Креста Господня, что явится как бы «вторым» Воздвижением: «Тогда явится знамение Сына человеческаго на небе; и тогда восплачутся все племена земная, и увидят Сына человеческаго, грядущаго на облаках небесных с силою и славою великою» ( Матф.24:30).

Поэтому мы, православные христиане, прибегаем под защиту Креста Христова и молимся: «Непобедимая и непостижимая и Божественная сило Честнаго и Животворящаго Креста, не остави нас, грешных!»

Закон Божий. Святая Елена. Воздвижение Креста Господня

“Кресту Твоему…” Православный солдатский хор при Свято-Смоленской Зосимовой пустыни

 
Тропарь Воздвижению Креста. Мужской хор Минской Духовной Семинарии

Тропарь, глас 1
Спаси, Господи, люди Твоя, / и благослови достояние Твое, / победы [благоверным царем]* на сопротивныя даруя / и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство.

Слова «благоверным царем» содержатся в исходном тексте тропаря, составленном преподобным Космой Маиумским в VIII веке. В этом кратком песнопении выражена не только вера во всепобеждающую силу Креста, но и указание на знамение его на небе, которое видел царь Константин Великий и его воины.

В древней Руси, как в исходном тексте, пелось общее «царем,» без имени, но в Российской империи стали петь «благочестивому императору нашему (имя)». Этому примеру затем последовали некоторые другие славянские государства.

В связи с прекращением христианской государственности выявились разные подходы к смыслу тропаря, что вызвало различные перемены.

Кондак, глас 4
Вознесыйся на Крест волею, / тезоименитому Твоему новому жительству / щедроты Твоя даруй, Христе Боже, / возвесели силою Твоею верныя люди Твоя, / победы дая нам на сопостаты, / пособие имущим Твое оружие мира, / непобедимую победу.

Величание
Величаем Тя, Живодавче Христе, и чтим Крест Твой святый, имже нас спасл еси от работы вражия.

Источник: hram-troicy.prihod.ru

ссылка по теме:

Просмотрено (2926) раз

Источник: http://vichuga-voskr.cerkov.ru/2013/09/27/vozdvizhenie-chestnogo-i-zhivotvoryashhego-kresta-gospodnya/

«Днесь, братие, Крест пресвятой воздвижется…»

«Днесь, братие, Крест пресвятой воздвижется…»

Программное содержание Знакомство детей с событиями Воздвижения Честного Животворящего Креста Господня. Формирование и закрепление представлений о традиции почитания Креста в православной культуре.

Знакомство с особенностями церковного празднования Воздвижения Креста Господня.

Материал к занятию
Икона праздника Воздвижения Животворящего Креста Господня.

Ход занятия
Занятие, как и большинство предыдущих, проводится в форме беседы воспитателя с детьми.

О многих православных праздниках узнали вы, ребята, на наших занятиях. Подошел черед еще одного осеннего праздника – дня Воздвижения Животворящего Креста Господня. «Днесь (сегодня), братие, Крест пресвятой воздвижется… всякий год обновляя Воздвижением своим», – говорит святитель Иоанн Златоуст.

Сегодня мы поговорим с вами об истории праздника Воздвижения Животворящего Креста Господня. Вы будете помогать мне в рассказе, вспоминая то, что уже знаете.

– Давайте с вами подумаем и попытаемся сказать: почему христиане почитают святой Крест?
Крест – главный знак христианства, знак нашего спасения. На Кресте был распят Господь Иисус Христос. Своим страданием и смертью на Кресте Спаситель сделал Крест орудием победы над смертью и грехом.

Господь указал, что Крест всегда будет помогать нам бороться со злом, грехом и разными бедами.

Крест сопровождает христианина на протяжении всей жизни: каждый православный человек носит нательный крестик; крестами увенчаны главы православных храмов, изображение креста мы видим на иконах, страницах православных книг.

– А хотите узнать, что стало с тем Крестом, на котором был распят Господь?
Крест был орудием казни. А в те древние времена было принято орудия казни закапывать в землю рядом с местом казни. Так было и с Крестом Спасителя. Прошло время, и даже место, где был распят Христос, оказалось забыто.

Но спустя триста лет, когда вера Христова уже распространилась по миру, Византийский император Константин в благодарность Богу и в знак почитания Креста Господня, благодаря которому одержал многие воинские победы, решил построить храм на месте Распятия Христа, на Голгофе.

Для этого мать императора Константина, царица Елена, отправилась из страны Византии в Святую Землю. Она хотела отыскать места, связанные с жизнью Христа: пещеру, в которой Он родился в Вифлееме; дом в Иерусалиме, где находились апостолы в день Пятидесятницы, когда в виде огненных языков сошел на них Дух Святой; но главное – найти на Голгофе Крест Господень.

– Если вы слушали внимательно, то сможете ответить, через сколько же лет после Распятия и Воскресения Христа отправилась царица Елена в Святую Землю?
Через триста лет.

– Как думаете, легко ли спустя столько лет разыскать и узнать какое-то место?
Конечно, трудно, ведь за триста лет может произойти много изменений.

Так было и в Святой Земле. Когда царица Елена прибыла в Иерусалим, оказалось, что никто из жителей города не помнит, какой из холмов около городских стен – Голгофа, где был распят Христос. Только после долгих поисков удалось найти это место.

Зная, что Крест закопан где-то поблизости, царица Елена приказала землекопам копать. Так были выкопаны из земли три побуревших от времени креста.

– Подумайте, вспомните повествование о распятии Христа и попробуйте догадаться: почему крестов оказалось три?
Вы помните, что вместе со Христом на Голгофе были распяты два разбойника, их кресты были закопаны там же.

– Как же можно было отличить Крест Господень от других крестов, ведь они были очень похожи?
Нужно было Божие свидетельство о Кресте Господнем, и это свидетельство было явлено в чудодейственной силе Креста.

Читайте также:  Конспект классного часа во 2 классе на нравственную тематику

Найденные кресты были принесены в дом больной женщины-христианки, и тогдашний Иерусалимский патриарх Макарий в присутствии царицы Елены и множества народа начал возлагать кресты на больную. Прикосновение двух крестов не произвело никакого действия, но от прикосновения третьего Креста больной чудесным образом было возвращено здоровье.

На обратном пути было получено еще более чудесное доказательство, что Крест, исцеливший женщину, есть истинный Крест Христов. Встретив похоронную процессию, патриарх Макарий стал возлагать кресты один за другим на тело умершего. И умерший воскрес от возложения того же Креста, который перед этим показал свою чудодейственную силу над больной женщиной.

Множество народа привлекла к Голгофе слава чудес от Креста Господня. Людей собралось так много, что те, кто стоял далеко, не могли даже видеть Крест. Патриарх поднялся на вершину холма, поднял (воздвиг) Крест, давая возможность людям, стоящим в отдалении, увидеть святыню. Весь народ, опустившись на колени перед святыней, в радости молился: «Господи, помилуй!»

Рассмотрите вместе с детьми икону праздника Воздвижения Животворящего Креста Господня, помогая детям найти на иконе патриарха, поднявшего Крест; святых царицу Елену и царя Константина; рассмотреть множество людей, пришедших поклониться святыне.

– Хотите узнать, что после этого стало со Крестом Господним?
Часть Древа Креста Господня вместе с найденными на Голгофе терновым венцом Спасителя и гвоздями, которыми были прибиты ко Кресту ноги и руки Христа, царица Елена увезла с собой в Константинополь.

Часть Креста осталась в Иерусалиме. С нее было разрешено паломникам брать с собою крошечные щепки, и скоро частицы Животворящего Креста разошлись по всему свету.

На Голгофе, на месте Распятия, был построен храм в честь Воскресения Христова.

Еще через триста лет город Иерусалим взял штурмом грозный завоеватель, персидский царь, и увез Крест Господень в плен, в Персию. Иерусалимский патриарх добровольно отправился в неволю к персам охранять святыню.

Тогда император Византии Ираклий пошел войной на персов, чтобы вернуть Святой Крест. 14 лет шла война. Когда наконец византийские корабли с победой вошли в гавани Палестины, импеоатор в золоченой броне, в алом плаще, пурпурных сапогах собрался сам внести Крест Господень на Голгофу, в храм Воскресения Христова.

Но когда император вместе с патриархом приблизился к горе, Ангел Господень явился им и сказал: «Не так Господь наш нес сюда Крест Свой, как несете вы…»

И тогда император Ираклий, победитель персов, снял с себя броню, царскую мантию, шлем, сапоги и босой, в одном полотняном хитоне с Крестом на плечах взошел на Голгофу.

И так же, как и при обретении Креста, патриарх воздвигал, поднимал Крест, чтобы дать возможность всем собравшимся на торжество видеть Святыню.

Народ благоговейно приклонял колена с молитвой: «Господи, помилуй!» Это было очень торжественно.

После занятия можно предложить детям задание по рукоделию.

Барельеф из пластилина (материал: цветной пластилин, квадрат плотного картона).

Основой работы будет картонный прямоугольник размерами примерно 8 на 10 см. Хорошо размяв брусок пластилина, ребенок, отламывая небольшие кусочки, размазывает пластилин по основе.

Сделав достаточно гладкий и равномерный (не очень тонкий) слой фона, ребенок из пластилина других цветов раскатывает валики для рамки и для барельефа восьмиконечного православного креста.

Примеривает, затем налепляет детали на основу, аккуратно заглаживает соединения пластиновых перекладин креста.

После того как детские работы будут почти готовы, можно предложить украсить барельефы бисеринками, бусинками или мелкими камешками, стеклышками, которыми украшают дно в аквариумах.

Дети с радостью и увлечением выполнят такую поделку.

Источник: http://mozhblag.prihod.ru/2015/02/20/dnes-bratie-krest-presvyatoj-vozdvizhetsya/

Праздник Воздвижение Креста Господнего приметы и что означает

Праздник Воздвижение Креста Господнего приметы и что означает

Крест в православии имеет огромное значение: он защищает от зла, нечистых помыслов и деяний, выступает в роли веры в силу Всевышнего и его могущества.

Каждый верующий человек, заходя в церковь, молясь перед иконами и находясь на богослужении, накладывает на себя крест, как знак истинной веры в его защиту.

При крещении, как взрослого, так и ребенка надевают нательный крестик, который он носит всю свою жизнь.

В наше время есть разные виды крестов и материалов, с которых они изготовлены. Каждый выбирает для себя материал, из которого он изготовлен и форму (четырех, шести, восьмиконечный и с полукругом внизу), церковь это не запрещает. Но ближе всего по значению, для верующего человека, деревянный нательный крестик, как часть деревянного креста, на котором был распят Иисус Христос.

Именно поэтому, для увековечения креста и его жизненной энергии, которой он заряжает всех людей – 27 сентября церковь отмечает православный праздник Воздвижения Креста Господня.

Что означает Воздвижение Креста Господня

Этот праздник имеет свою древнюю историю, наполненную интересными событиями, которые открыли человечеству много тайн. После распятия Иисуса Христа, его мученической смерти и предсказанного воскрешения. Несмотря на то, что враги уничтожили все зацепки, которые могли помочь в поиске Животворящего Креста Господня, глубоко верующие люди стремились, во что бы то ни стало, найти его.

Великий Римский император Константин, получив послание Божье в виде лика Креста перед важным сражением, сумел победить своих врагов, понял, что его избрали для исполнения важной миссии – найти Крест Господний.

Его мать Елена, начала поиски с того места где закончил свой жизненный путь на Земле Спаситель всего человечества. После долгих расспросов, ей удалось отыскать священное место. Было найдено три Креста, и определить, какой из них Животворящий было сложной задачей.

Мира Вам! Благодарим, что дочитали до этого места. Хотим Вам рассказать, что у нас есть благотворительный кошелек, собираем денежные средства на нужды болящих и детей с домов интернатов. Являемся кураторами школы интерната для детей с недостатком речи. Уже помогли/помогаем разным людям и они очень благодарны за помощь.

Если есть возможность внести вклад( хотя бы 100-200 рублей) будем благодарны! Ангела Хранителя Вам!

Но один мудрец, дал дельный совет: дотрагиваться найденными Крестами до больного человека. Таким образом, удалось исцелить безнадежно больную женщину и воскресить умершего человека.

Находящиеся рядом люди увидели портящий их результат и тоже захотели прикоснуться и поцеловать уникальный Крест.

На этом месте был построен уникальный в своем роде храм на честь воздвижения честного и животворящего креста господня. Многие люди едут именно туда, чтобы прочувствовать атмосферу таинства Воскрешения Спасителя.

Обязательно к прочтению:  Праздник Благовещение Богородицы

Праздник Воздвижение Креста Господнего, особенности

От всех других церковных праздников он отличается радостью за то, что Крест, на котором распяли сына Божьего, спустя много лет был найден и символизировал память всего человечества, о тех страшных страданиях, которые выпало ему пережить, оставаясь до последних минут своей жизни, преданным церковным традициям и своему Отцу.

Многие сомневались в правильности его поступка и возможно осуждали, но большинство верило в то, что он не жалея себя, ценой собственной жизни искупил грех всех людей на Земле. Праздник Воздвижения честного и животворящего Креста Господнядань человечества Иисусу Христу, символ православной веры и чести.

Многие люди считают, что Крест имеет огромную силу, исцеляет от многих недугов и защищает от нечистой силы. Он дарит возможность впустить в свое сердце надежду и любовь, наполнить мир добротой, чистотой душ и смирением, а также познать все прелести мира Божьего, и оценить его деяния, силу любви к людям и всем живым существам.

У каждого человека есть свое предназначение в жизни, и через какие жизненные преграды нужно пройти, чтобы найти свое место в этом мире, никому не известно. Все мы несем свою ношу, которая кажется нам порой неподъемной и несправедливой.

Но если, хоть на одну минуту, представить себе, какой смелый и сильный духом был Иисус, что сумел с достоинством вынести всю горечь своего жизненного пути, то все яснее понимаем, что наши проблемы не такие тяжелые, как нам кажутся и они даются нам для обучения.

К этому великому празднику, все готовятся заранее, читают молитвы дома, посещают церковное богослужение и молятся перед иконой Воздвижение Креста Господня. На ней изображено место нахождения чудотворного Креста царицей Еленой. Эта икона помогает просящим излечится от хронических недугов, бесплодия, проблем с суставами, зубами, и постоянной головной боли.

Приметы на Воздвижение Креста Господня

Готовясь к этому празднику, наши предки чтили религиозные традиции:

  • В этот день в церкви, на богослужении, покупали три свечи, которыми потом крестили углы в доме, читая при этом молитву;
  • наносили крест на двери дома, а для защиты домашних животных хозяин вещал обереги, которые приносили достаток в дом;
  • придерживались строгого поста, запрещались продукты животного происхождения и рыба. Их можно было заменить разнообразными блюдами из чечевицы, грибов и капусты. Из последней делали пироги, вареники, пирожки, а также капустные запеканки, голубцы с грибами и перец начиненный капустой. Считалось, что если ты раздашь милостыню нуждающимся, то исцелишь душу от греха и злых помыслов;
  • В народе, в этот день было принято сватать молодую невесту. Она читала особую молитву, в которой просила о счастливой семейной жизни, взаимопонимании и поддержке. Молодежь собиралась на массовые гулянья, а при плохой погоде, друг к другу в гости ходили;
  • К 27 сентября крестьяне старались зачистить свои земельные участки и подготовить их к пахоте;
  • Старейшины замечали, что когда приходит этот праздник, нужно готовиться к зиме. Летняя теплота будет радовать все реже и реже, а облачная и дождливая погода – все чаще.

Обязательно к прочтению:  Можно ли крестить в пост

В великий церковный праздник Воздвижение Креста Господня, что нельзя делать, чтобы не нагрешить и не быть наказанным за непослушание и предвзятое отношение к Богу:

  • Нельзя начинать что-то новое – закончиться неудачей, ссорой или серьезным конфликтом;
  • Нельзя повышать голос и сквернословить;
  • Нельзя заниматься рукоделием;
  • Нельзя открывать двери в доме или сараях, чтобы не забрались туда ужи, змеи, гадюки для зимней спячки.

Пусть хранит Вас Господь!

Источник: http://ikona-i-molitva.info/prazdnik-vozdvizhenie-kresta-gospodnego-primety-i-chto-oznachaet/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector