Факторы развития мотивационной сферы подростков

Факторы развития мотивационной сферы подростков

В статье рассматриваются особенности мотивационной сферы подростков. Рассматриваются виды (внешние и внутренние) мотивов и определение направления мотивов.

Ключевые слова: мотив, мотивация, внешние мотивы, внутренние мотивы, направление мотивов, иерархия мотивов, структура мотивации

Подростковый возраст относится к критическому периоду психического развития. В этот промежуток времени подросток проходит великий путь в своём развитии: через внутренние конфликты с самим собой и с другими, через внешние срывы и восхождения он обретает чувство личности.

Данная проблема является актуальной, так как происходят коренные преобразования в строении мотивационно-личностной сферы подростка. Она приобретает иерархический характер, мотивы становятся не непосредственно действующими, а возникающими на основе сознательно принятого решения, многие интересы принимают характер стойкого увлечения.

Понятие мотива объединяет как личностные структуры, так и деятельностные, что наибольшим образом соответствует особенностям подросткового возраста, в котором очень активно переплетаются личностный рост и процессы социализации, и в связи с этим, — активизации деятельности.

Мотивы могут быть внешними и внутренними. Внешние мотивы проявляются тогда, когда деятельность осуществляется в силу долга, обязанности, ради достижения определенного положения среди сверстников, из-за давления родных, учителя и др.

Если ученик решает задачу, то внешними мотивами этого действия могут быть: желание получить хорошую отметку, показать своим товарищам свое умение решать задачи, добиться похвалы учителя.

Внутренние мотивы — интерес к процессу деятельности, интерес к результату деятельности, стремление к саморазвитию, развитию каких-либо своих качеств, способностей. Необходимо учитывать, что мотив всегда является, с одной стороны, внутренней характеристикой сознания ученика, побуждением его к деятельности.

С другой стороны, такое побуждение может исходить извне, от другого человека. Если без контроля и напоминания взрослого мотив не актуализируется, то, следовательно, он является внутренним для ученика [6, с. 7].

Как известно учение представляет собой социально опосредованную деятельность по усвоению опыта, знаний, умений, необходимых в последующей трудовой жизни, и, кроме того, предполагает саморазвитие личности. В связи с этой многоаспектностью учебной деятельности обычно выделяют большой комплекс констатирующих ее мотивов.

− Основу учебной деятельности составляет познавательная мотивация: предметом потребности являются сами знания и умения; есть ориентация на процесс и способы получения знаний.

− Социальная опосредованность учебной деятельности предполагает: направленность потребности учащихся на достижение социально одобряемого результата — мотив долга и ответственности перед обществом; направленность на идеалы и социальные ценности; направленность на способы взаимодействия с окружающими людьми; мотивы аффилиации и социальной идентификации — одобрение товарищей, учителей и родителей.

− Выступая в качестве средства обеспечения последующей трудовой жизни, сама учебная деятельность может управляться профессиональной мотивацией и ориентацией на достижение все более высоких результатов, стремлением к компетентности и мастерству.

− Поскольку в ходе учения происходит изменение самого учащегося, его личности и творческих возможностей, то учебная деятельность может мотивироваться также потребностью в самосовершенствовании, саморазвитии и самореализации.

В формировании учебной мотивации, несомненно, особо значимым является интерес. Интерес подростка к окружающему миру и конкретному учебному предмету служит необходимой предпосылкой обучения. При наличии устойчивого интереса значительно облегчается процесс развития у него когнитивных (познавательных) функций и жизненно важных умений.

Таким образом, актуальным для работы с детьми подросткового возраста является определение направления мотивов. Можно выделить две тенденции: мотив достижения успеха и мотив избегания неудачи. Школьники, мотивированные на достижение успеха, обычно ставят перед собой некоторую позитивную цель, активно включаются в ее реализацию, выбирают средства, направленные на достижение этой цели.

Иначе ведут себя подростки, мотивированные на избегание неудач. Их мысли и действия подчинены тенденции ухода, отстраненности от ситуации, избегания любой активности. Ученик при этом не уверен в себе, боится критики.

С работой, в которой возможна неудача, у него связаны только отрицательные эмоции. Мотив избегания неудач связан с неуверенностью в себе, низкой самооценкой, неверием в возможность успеха.

Любые сложности вызывают отрицательные эмоции.

Еще один важный фактор — общий уровень мотивации. Оптимальный уровень мотивации зачастую является определяющим для организации деятельности, ее начала или успеха. Данный показатель зависит от многих факторов. Деятельность побуждается не одним, а несколькими мотивами [7, с. 79].

Чем больше мотивов детерминируют деятельность, тем выше общий уровень мотивации. Например, когда деятельность побуждается пятью мотивами, то общий уровень мотивации обычно выше, чем в случае, когда активность человека детерминируют только два мотива.

Многое зависит от побуждающей силы каждого мотива. Иногда сила одного какого-либо мотива преобладает над влиянием нескольких мотивов. В большинстве случаев, однако, чем больше мотивов актуализируется, тем сильнее мотивация.

Если удается задействовать дополнительные мотивы, то повышается общий уровень мотивации.

Структура мотивации ребенка раннего возраста характеризуется отсутствием устойчивой иерархии мотивов.

Система доступных ребенку мотивов представляет собой рядоположный набор мотивов, сменяющих друг друга в относительно случайном порядке.

Жизненно важные потребности и капризы нередко еще не дифференцируются ребенком и приобретают иногда одинаково высокую значимость для него. Мотивы сменяются во времени, не подчиняясь еще единому сознательно-волевому контролю.

Потребность в неформальном, нерегламентированном общении с родителями у подростков выявляется не меньше, чем в общении со сверстниками.

Неготовность, нежелание, неспособность родителей понять и принять всевозрастающее стремление детей к взрослости, самостоятельности и является, причиной неудовлетворенности подростков общением с родителями.

С этим, прежде всего и связано стремление подростков к общению с ровесниками, в большей степени отвечающими запросам и потребностям молодых людей. Таким образом, возникает тенденция к поиску близких дружеских связей, основанных на глубокой эмоциональной привязанности и общности интересов. В определениях дружбы преобладают два мотива:

  1. требование взаимопомощи и верности;
  2. ожидание сочувствующего понимания со стороны друга.

Неудовлетворенность же в общении может стать причиной формирования целого ряда негативных тенденций в поведении подростков, вплоть до развития у них делинквентного (отклоняющегося, противоправного) поведения.

Формирование себя как сильной, волевой личности, способной справляться как с внутренними психологическими препятствиями, так и с внешними, в значительной степени становится самоцелью деятельности ребенка в подростковом возрасте.

Именно этим и объясняется выявляющаяся у подростков направленность на самоутверждение, отрицательная реакция на «авторитарность» взрослых и т. д.

В подростковом возрасте, в период активного формирования воли и самовоспитания, наблюдается тенденция к нарочитой постановке задач чисто динамического преодоления тех или иных потребностей, желаний, независимо от их содержания.

Так, подросток ставит задачу «научиться» преодолевать голод, страх, увлечения и другие мощные побуждения. При этом он не всегда обращается к содержанию и оценивает, какие побуждения положительны по содержанию, а какие отрицательны. Для него важно научиться преодолевать любые побуждения, поставить свою волю выше любых желаний.

Одной из важнейших сторон формирующегося сознания является интенсивно развивающееся самосознание, т. е.

та функция сознания, которая связана с анализом, контролем над собственной системой мотивов, формированием и укреплением разумных и преодолением нежелательных.

Этот этап формирования мотивации состоит в развитии целой системы собственных жестких сознательно-волевых установлении: требований к себе, правил, норм поведения, принципов жизни и основной направленности деятельности.

Рассматривая волевые процессы как интегративные, Рубинштейн писал: «Воля в собственном смысле возникает тогда, когда человек оказывается способным к рефлексии по отношению к своим влечениям, к тому, чтобы, так или иначе, отнестись к ним.

Для этого индивид должен быть в состоянии подняться над своими влечениями и, отвлекаясь от них, осознать самого себя как «я», как субъекта, у которого могут иметься те или иные влечения, но который сам не исчерпывается, ни каким-нибудь одним из них, ни их суммой, а, возвышаясь над ними, в состоянии произвести выбор между ними». [5, с. 153].

Таким образом, мы можем отметить, что по мере формирования личности ребенка быстро и резко расширяется активно-действенная область мотивации, уменьшаются аффективные реакции, меняются функции в общей структуре мотивации, область их расширяется. К моменту взросления мотивационная структура принимает завершенный сформировавшийся характер, являясь показателем общей направленности личности.

Литература:

  1. Леонтьев В. Г. Психологические механизмы мотивации / НГПИ. — Новосибирск, 2003. —216 с.
  2. Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. М., 2001.
  3. Исследование учебной мотивации школьников по методике М. Р. Гинзбурга // Сайт практического психолога Ивановой Елены Михайловны. — URL: http://iemcko.narod.ru/4332.html.
  4. Фридман Л. М., Кулагина И. Ю. Психологический справочник учителя. — М.: Просвещение, 2007. — 288 с.
  5. Маркова А. К., Матис Т. А., Орлов А. Б. Формирование мотивации учения. — М.: Просвещение, 2009. — 192 с.
  6. Маслоу А. Мотивация и личность. — М.: Eдитopиaл УРСС, 2011. – 224 с.
Читайте также:  Осенние праздники для детей. сценарии

Основные термины (генерируются автоматически): общий уровень мотивации, учебной мотивации, учебной деятельности, последующей трудовой жизни, формировании учебной мотивации, Оптимальный уровень мотивации, учебной мотивации школьников, Структура мотивации ребенка, этап формирования мотивации, Формирование мотивации учения, Психологические механизмы мотивации, активно-действенная область мотивации, общей структуре мотивации, подросткового возраста, влиянием нескольких мотивов, определение направления мотивов, устойчивой иерархии мотивов, рядоположный набор мотивов, доступных ребенку мотивов, учебная деятельность.

Источник: https://moluch.ru/archive/122/33787/

Развитие побудительной (мотивационной) сферы подростка — Возрастная психология — Свечение МВ Библиотека русских учебников

ГлавнаяПсихологияВозрастная психология — Свечение МВПредыдущая СОДЕРЖАНИЕ Следующая

Активный психическое развитие подростка обусловливает существенные изменения побудительной сферы его личности. Прежде всего это заметно в формировании новой внутренней позиции, возникновении особых потребностей, в частности пытается нения преодолеть в своей самореализации пределы школы и приобщиться к жизни и деятельности взрослых.

На основе этих потребностей подросток начинает ориентироваться на цели, которые он видит за пределами своего настоящего.

Как что все переживания, интересы, стремления подростка сосредоточены на проблемах только школьной жизни, то это свидетельствует об определенном нарушения (задержку) развития личности, неготовности к переходу на новый возрастной етатап.

Новая внутренняя позиция подростка проявляется и в возникновении потребности отвечать не только требованиям тех, кто его окружает (характерна для младших школьников), но и собственным требованиям и самооценке.

Общение подростка с ровесниками, сравнение себя с другими, интерес к собственной личности, своих способностей, возможностей, их оценка обусловливают значимость необходимости найти и занять свое место в обществе ровес ников, самоутвердиться.

Чтобы удовлетворить это стремление, подростки стараются попасть в чрезвычайных ситуациях, создают экстремальные условия для самопроявления, часто совершая непродуманные поступки. Безглуздис ть их действий нередко обусловлено неустойчивостью мотивации.

Она является возрастной особенностью подростков, поэтому в этом возрасте такие действия наблюдаются частасто.

В старшем подростковом возрасте преобладающим личностным мотивом является стремление быть не хуже других, не потерять свое. Я, что свидетельствует о наличии у детей чувство собственного достоинства

Для побудительной сферы подростков характерен переход от соблюдения внешних требований нравственного поведения в личностной активности, которая опирается на собственные нормы, идеалы, намерения, цели

В подростковом возрасте основой мотивации становятся ценности, однако система ценностных ориентаций ребенка находится еще на стадии формирования. Происходит пересмотр сложившихся в младшем школьном возрасте представлений о ценностях.

Якщоьв предыдущем периоде большое влияние на возникновение ценностей мало воспитания, то в подростковом возрасте значимыми для ребенка становятся ценности и взгляды, которые доминируют в группе.

У подростка определенной степени сформирована иерархия жизненных целей, однако он еще недостаточно владеет средствами их достижения, а это замедляет процесс овладения социально ценной поведениенки.

течение подросткового возраста ценностные ориентации детей усложняются, становятся более либеральными, независимыми, происходит безусловное преклонение перед признанными ценностями.

Влияние референтной группы не приво одить к существенному изменению воспринятых от взрослых ценностных представлений, но ослабляет связь с родителями.

Некоторые общественные ценности, в частности помощь, самопожертвование, в подростковом возрасте временно теряют с вое значение, вместо актуальными становятся социальный статус, авторитет, экономическая и мировоззренческая самостоятельность, внешний выгляяд.

На этом жизненном этапе начинает формироваться мировоззрение как основной мотив и регулятор поведения.

Подростки активно овладевают научными знаниями о природе, человеческих отношений, и это делает их поступки бы более целенаправленными, последовательными и прогнозируемыми.

Однако их мировоззрение еще не является устойчивым и целостным, он может радикально меняться под влиянием личных неудач, внешних факторов, нередко отрицательноих.

Интенсивное развитие сознания подростков, который проявляется в формировании личностной рефлексии, самооценки, критичности, возникновение потребности в новой информации, особенно социально-психологической нерид.

ГКО поро * джують сомнения в приобретенном опыте, поведении взрослых, а также проблемную мировоззренческую ситуацию, которая требует пересмотра ценностей, решения мировоззренческих задач. Однако из-за ограниченности к своему ду, знаний, способностей они не могут их решить.

В такой ситуации особенно ценны совет, помощь, соучастие взрослых, прежде учителя, внимание которого должна быть направлена ??на формирование мир осмотра подростка как основы его убеждений — осознанных потребностей, побуждающих действовать согласно ценностных ориентацийій.

Подростковая пора очень благоприятна для развития нравственного сознания и самосознания, которые создают возможности для регуляции поведения ребенка. Однако реальное поведение еще не вполне регламентируется подлых летом.

Овладение ими своим поведением связано с такими трудностями, как неумение устойчиво руководствоваться определенной целью, систематически осуществлять самоконтроль, а также с присущими детям внушаемостью, и мпульсивнисттю.

Этот возрастной период характеризуется неравномерным развитием когнитивного и эмоционального компонентов убеждений, недостаточным взаимосвязью и согласованностью между ними, что негативно влияет на поведение. Поэтому в необходимо обеспечить развитие каждого компонента убеждений, укрепления их органическом единствеі.

Важным показателем развития мотивационной сферы подростка является их интересы — форма проявления познавательной потребности, которая обеспечивает направленность личности на осознание целей деятельности и способствует ознакомлению с новыми фактами действительности. Именно в сфере интересов оказываются направленных ованисть, интеллектуальная и эмоциональная активность личности в подростковом возрасте четко прослеживаются следующие этапы развития интересовв:

а) появление новых увлечений. Этот этап длится почти два года. Для него характерны сомнения, столкновение социально-психологических установок, развенчание авторитетов.

Появление новых увлечений сопровождается згорта анням и отмиранием существующей системы интересов, формированием первых переживаний, связанных с половым созреванием. Сочетание этих двух составляющих, по мнению. Л.

Выготского, нередко обусловливает общее снижению ния, а иногда даже и полное отсутствие интересов. Эта деструктивная тенденция свидетельствует об окончательном уходе подростка от детства.

Для этой фазы характерны также пессимизм, разрыв установленных ранее связей между детьми, в том числе и дружеских, желание побыть наедине, резкое изменение отношения к другим людям, игнорирование правил общественного поведенияедінки;

б) становление новых интересов. Сначала их может быть много, а они — разнообразными. Постепенно путем дифференциации определяется и закрепляется главный интерес.

Романтические стремление уступают место ем реалистическом, прагматическом выбора одного, стойкого интереса, частью непосредственно связанного с основной линией жизни подростка, который и определяет направленность его личности. На этом есть.

ТАПИ происходит расширение и укрепление общественных связей существенно зависит от материальных условий жизни подростка, конкретного социального окружения. При неблагоприятных условиях процесс развития общественного х связей является непродолжительным, а круг интересов подростка — нарушеннымиженим.

На становление интересов существенно влияют половые различия. У мальчиков негативный этап протеста против детского типа отношений наступает позже, чем у девочек (через позднее половое созревание и со оциальне взросления), но происходит бурно и длится дольше, а негативизм (действия, которые противоречат требованиям окружающих) выражен усилиеме.

Интересы подростка нередко перерастают в восторг. Они неустойчивы, часто меняются и, как правило, не связаны с учебной деятельностью

Разнообразные увлечения подростков могут принадлежать к следующим группам (классификация русского психиатра. Андрея. Лица (1926-1996)):

— интеллектуально-эстетические (увлечение историей, радиотехникой, музыкой, рисованием и т.д.);

— эгоцентричны (увлечение модными сферами деятельности, в частности малораспространенным видом спорта, иностранным языком и т.д., ради демонстрации своих успехов);

— телесно-мануальные (занятия спортом, в столярной мастерской, управление автомобилем, мотоциклом ради получения удовольствия от процесса деятельности);

— накопительные (коллекционирование);

— информационно-коммуникативные (захват новой, но не очень содержательной информацией, которая не требует глубокого осмысления и усвоения; общением со сверстниками, позволяющее обмениваться такой инфо ормациею.

Большинство увлечений способствуют развитию личности подростков, поскольку удовлетворяют их потребность в познании, помогают выработать полезные привычки.

Однако некоторые захвата при определенных индивидуальных особых ностей могут и искажать развитие личности, формировать склонность к пустой трате времени, показной бундючности, вызывать нарушения общественного порядка.

Пагубно влияют на становление лично сти увлечение алкоголем, наркотиками, азартными играмми.

Предыдущая СОДЕРЖАНИЕ Следующая

Источник: https://uchebnikionline.com/psihologia/vikova_psihologiya_-_savchin_mv/rozvitok_sponukalnoyi_motivatsiynoyi_sferi_pidlitka.htm

Особенности мотивационной сферы подростка

Особенности мотивационной сферы подростка

Устоявшейся классификации  мотивов не имеется, но все их разнообразие можно сгруппировать по нескольким основаниям.

По сфере  направления активности человека выделяют мотивы:

  1. идейные (отражают мировоззрение человека, его активность относительно наиболее общих проблем жизни);
  2. политические (связаны с активностью человека в сфере внутренней и внешней политики);
  3. нравственные (ориентированы на поведение, соответствующее тем или иным нравственным нормам и принципам);
  4. эстетические (выражают потребность человека в прекрасном);
  5. патриотические (активируют деятельность человека на пользу Родине);
  6. профессиональные (активность вызывается потребностями в сфере профессиональной деятельности).

Виды мотивов

По моменту  проявления, интенсивности и продолжительности  влияния на активность человека мотивы подразделяются на:

  1. постоянно действующие, длительно действующие и кратковременные;
  2. сильные, умеренные и слабые;
  3. реальные (которые уже в данный момент побуждают активность) и потенциальные (уже сформированные, но еще слабо проявляющиеся в данный момент, как замолчавшие вулканы).
Читайте также:  Загадки на букву м

По степени  осознанности мотивов человеком:

  1. осознаваемые (например, желание встретиться в ближайшее время с партнером по бизнесу);
  2. неосознаваемые, или мотивы низкого уровня осознаваемые, которые все же оказывают влияние на его поведение (например, человек может стремиться в какую-то компанию лишь на основе чувства психологического комфорта, без осознания самой причины стремления) [13, с. 388].

Следует отметить, что  выделение неосознаваемых мотивов  из всей их совокупности вызывает противоречия между представителями различных  концепций.

По степени  значимости для самого человека:

  1. доминирующие (ведущие, первичные), порождаемые наиболее острыми потребностями человека;
  2. второстепенные (вторичные), порождаемые текущими ситуативными потребностями человека.

Мотивационная сфера  личности – динамичная система. В  процессе жизнедеятельности индивида изменение этой сферы происходит, как отмечает Б. Ломов, не «напластовыванием» одних мотивов на другие, а через их постоянную трансформацию, смену ведущих, появление новых.

ВЫВОД

Как отмечалось ранее, все, что побуждает индивида к активности, образует его мотивационную сферу. Это могут быть мотивы, интересы, потребности, нужда, цели. Очень важно знать разнообразие мотивов по нескольким основаниям. Это в дальнейшем поспособствует лучшему пониманию подростка и возникающих вопросов в процессе общения с ним.

  1.2. Психологические особенности подростка

Уже в самом лингвистическом  значении слова «подросток», происходящего  от латинского глагола adolescere – расти, созревать, продвигаться вперед, выходить из опеки, становиться совершеннолетним – содержится квинтэссенция особенностей развития 10-15-летнего ребенка, устремленного к приобретению самостоятельности, социальной зрелости, нахождению своего места в жизни.

Проявляя обостренный интерес к современности, подросток ищет свое место в окружающем мире, тонко воспринимая все отклонения и недостатки в деятельности, поведении конкретных людей и общественных институтов. Поэтому дисгармония социально-экономического развития общества четко сказалось на личностном становлении подростков.

Таким образом, особенности проявления подросткового возраста определяются конкретными социальными обстоятельствами и, прежде всего изменением места ребенка в обществе, сменой его позиции, когда подросток субъективно вступает в новые отношения с миром взрослых, с миром их ценностей, что составляет новое содержание его сознания, формируя такое психологическое новообразование этого возраста как самосознание [15, с. 84].

Подростковый возраст  связан с перестройкой организма  ребенка – половым созреванием. И хотя линии психического и физического развития не идут параллельно, границы этого периода достаточно неопределенны.

Подростковый возраст – период развития детей от 10-11 до 15 лет, что соответствует среднему школьному возрасту, возрасту учащихся 5-8 классов. Одни дети вступают в подростковый возраст раньше, другие – позже, пубертатный кризис может возникнуть и в 11, и в 13 лет.

Начинаясь с кризиса весь период, обычно протекает трудно и для ребенка, и для близких ему взрослых. Поэтому подростковый возраст называют иногда затянувшимся кризисом.

Возрастной кризис проходит ряд фаз и этапов: предкритическая  фаза – открытие идеальной формы  следующего возраста; собственно критическая  фаза – мифологизация новой идеальной  формы, конфликт между желанным и  возможным, рефлексия внутренних ограничителей искомой взрослости; посткритическая фаза – дифференциация отношения к себе, формирование мотивации дальнейшего возрастного развития [16, с. 38].

В 12-14 лет в психологическом  развитии многих детей наступает  переломный момент, известный под названием «подросткового кризиса». Внешне он проявляется в грубости и нарочитости поведения подростка, в стремлении поступать наперекор желанию и требованию взрослых, в игнорировании замечаний, замкнутости и т.д.

Подростковый кризис – пик подросткового периода от детства к взрослости. Следует оговорить, что бывают случаи бескризисного развития ребенка.

Чаще всего это происходит тогда, когда взрослые чутко относятся к потребностям детей и при первых признаках изменения их потребностей перестраивают свое отношение к ним таким образом, чтобы те могли удовлетворить свои новые потребности.

Иногда бескризисное развитие является лишь кажущемся, поскольку кризис может проходить в сглаженной форме, а также в силу тех или иных причин смещается во времени. Таким образом, возрастные изменения могут происходить или резко критически, или же постепенно, плавно.

Так у подростков не редко падает успеваемость, наблюдаются острые конфликты с окружающими, болезненные и мучительные переживания и т.д. Свертываются и отмирают прежние интересы подростка, его поведение приобретает протестующий характер [9, с. 56].

Кризисный характер перехода от одного периода к другому периоду  его развития показывает, что у  ребенка появляются новые потребности, удовлетворение которых серьезно затруднено.

Подростковый кризис отличается от всех других кризисов (кризиса первого года, кризиса трех лет, кризиса семи лет) большей продолжительностью. Л.И.

Божович считает, что это связано с быстрым темпом физического и умственного развития подростков, приводящих к образованию таких потребностей, которые не могут быть удовлетворены в силу недостаточной социальной зрелости школьников этого возраста, в тоже время возникшие потребности очень сильные, напряженные.

На образование подросткового  кризиса влияют как внутренние, так и внешние факторы.

Внешние факторы: постоянный контроль со стороны взрослых, зависимость и опека от которых подросток всеми силами стремится освободиться, считая себя достаточно взрослым, чтобы принимать самостоятельно решения, и действовать по своему усмотрению.

Внутренние факторы состоят в привычках и чертах характера мешающих подростку осуществлять задуманное (внутренние запреты, привычка подчиняться взрослым и другое) [11, с. 77].

Подростковый кризис, по мнению Л.И. Божович связан с возникновением нового уровня самосознания, характерной чертой которого является появление у подростков способности и потребности познать самого себя как личность, обладающую только ей присущими качествами.

Это порождает у подростка стремление к самоутверждению, самовыражению (проявлению себя в тех качествах, которые он считает наиболее ценными) и самовоспитанию. Механизмом развития самосознания является рефлексия.

Подростки критично относятся к отрицательным чертам своего характера, переживают из-за тех черт, которые мешают им в дружбе и взаимоотношениях с другими людьми. Переживания особо возрастают в силу замечаний учителей об отрицательных чертах их характера. Это приводит к аффективным вспышкам и конфликтам.

Подростки, как правило, претендуют на роль взрослого человека. Их не устраивает отношение к себе как к детям, они хотят полного равноправия с взрослыми, подлинного уважения. Иные отношения их унижают и оскорбляют [2, с. 91].

Заметим, что, выступая как  важный момент становления личности, подростковый возраст представляет собой не единовременный акт, а сложный этап в процессе личностного развития, отличающийся разноуровневыми характеристиками социального созревания.

Уровень социальных возможностей подростка, условий и скорости его социального развития соотнесены с осмыслением подростком себя и принадлежности обществу, степенью выраженности прав и обязанностей, уровнем овладения миром современных вещей и отношений, насыщенностью дальних и ближних связей, их дифференциальностью.

По мере взросления у подростков изменяются характер и особенности видения себя в обществе, восприятие общества, иерархия общественных связей, изменяются его мотивы и степень их адекватности общественным потребностям [17, с. 55].

Подростковый возраст трудный  период психического созревания и полового взросления.

В самосознании происходят значительные изменения: появляется чувство взрослости, ощущение себя взрослым человеком; оно становится центральным новообразованием младшего подросткового возраста, возникает страстное желание если не быть, то хотя бы казаться и считаться взрослым.

Отстаивая свои новые права, подросток ограждает многие сферы своей жизни от контроля родителей и часто идет на конфликт с ними. Кроме стремления к эмансипации подростку присуща сильная потребность в общении со сверстниками. Ведущей деятельностью в этот период становится интимно-личностное общение.

Появляются подростковая дружба и объединение в неформальные группы. Общаясь с друзьями, младшие подростки активно усваивают нормы, цели, средства социального поведения, вырабатывают критерии оценки себя и других, опираясь на заповеди «кодекса товарищества».

Внешнее проявление коммуникативного поведения младших подростков весьма противоречиво.

С одной стороны, стремление, во что бы то ни, стало быть, таким же, как все, с другой — желание выделиться, отличаться любой ценой; с одной стороны, стремление заслужить уважение и авторитет товарищей, с другой — бравирование собственными недостатками. Страстное желание иметь верного близкого друга сосуществует у младших подростков с лихорадочной сменой приятелей, способностью моментально очаровывать и столь же быстро разочаровываться в бывших «друзьях на всю жизнь». Возникают и яркие, но обычно сменяющие друг друга увлечения. Благодаря интенсивному интеллектуальному развитию появляется склонность к самоанализу; впервые становится возможным самовоспитание.

ВЫВОД

Подростковый возраст представляет собой не единовременный акт, а сложный этап в процессе личностного развития, отличающийся разноуровневыми характеристиками социального созревания.

В самосознании происходят значительные изменения: появляется чувство взрослости, ощущение себя взрослым человеком; оно становится центральным новообразованием младшего подросткового возраста, возникает страстное желание если не быть, то хотя бы казаться и считаться взрослым.

Отстаивая свои новые права, подросток ограждает многие сферы своей жизни от контроля родителей и часто идет на конфликт с ними. Исходя из этого мы всегда сможем найти подход к подростку в процессе обучения.

1.3. Мотивационная сфера подростка

Давайте, рассмотрим строение мотивационной сферы учения у подростков, то есть то, что определяет, побуждает учебную активность ребенка, что в целом детерминирует его учебное поведение [6, с. 26].

Читайте также:  Литературная игра для 5 класса по басням крылова

Мотивация выполняет  несколько функций: побуждает поведение, направляет и организует его, придает ему личностный смысл и значимость. Наличие нескольких функций мотивации показывает, что мотивация не только предшествует поведению, но и постоянно присутствует на всех его этапах, во всех его звеньях.

Единство этих трех функций обеспечивает регулирующую роль мотивации в поведение. Причем третья – «смыслообразующая» функция (А.Н. Леонтьев) специфически человеческая и имеет центральное значение для характера мотивационной сферы.

От того, какой смысл имеет учебная деятельность для данного конкретного ребенка, зависят проявления и других функций: побуждающей и направляющей.

А это, в свою очередь, означает, что и побудительная сила мотивов учения (выраженность, интенсивность, длительность, устойчивость, эмоциональная окраска), и их роль в реальной организации учебной деятельности зависит, прежде всего, от сформированности смыслообразующей функции мотивации учения. Именно эта функция (роль учения в жизни ребенка) должна быть главным объектом воспитания [9, с. 60].

Названные функции мотивации  реализуются многими побуждениями. Фактически мотивационная сфера  всегда состоит из ряда побуждений: идеалов и ценностных ориентаций, потребностей, мотивов, целей, интересов  и др.

Эти побуждения выполняют  разную роль в общей картине мотивации, на различных этапах развития учебной деятельности приобретают то большее, то меньшее значение, поэтому знание их поможет учителю более дифференцированно воздействовать на отдельные моменты мотивации учения школьников.

Подростковый возраст характеризуется объективными изменениями условий жизни ребенка: увеличивается число учебных предметов, появляется несколько учителей, усложняется материал школьных программ [9, с. 65].

Выделим особенности  подростка, способствующие становлению  мотивации учения и препятствующие этому. Благоприятными особенностями мотивации в этом возрасте являются:

  • нежелание считать себя ребенком, стремление занимать новую жизненную позицию по отношению к миру, другому человеку, к себе;
  • общая активность подростка, его готовность включаться в разные виды деятельности со взрослыми и сверстниками;
  • стремление подростка на основе мнения другого человека (сверстника, учителя) осознать себя как личность, потребность в самовыражении и самоутверждении;
  • стремление подростка в самостоятельности;
  • увеличение широты и разнообразия интересов (расширение кругозора), сочетающееся с появлением большей их избирательности, дифференцированности;
  • возрастание определенности и устойчивости интересов;
  • развитие на основе этих качеств специальных способностей подростков.

Источник: http://referat911.ru/Psihologiya/osobennosti-motivacionnoj-sfery-podrostka/96095-1871132-place2.html

Психологические особенности мотивационной сферы в юношеском возрасте

Мотивация является главным управляющим фактором поведения человека, она предполагает его направленность, организованность, активность и устойчивость, способность человека продуктивно удовлетворять свои потребности.

Мотивация является одной из фундаментальных проблем как отечественной, так и зарубежной психологии. Ее значимость для разработки современной психологии связана с анализом источников активности человека, побудительных сил его деятельности, поведения.

Важным условием формирования любой деятельности является мотивация.

Все определения мотивации могут быть отнесены в два основных направления. Первое направление рассматривает мотивацию как набор факторов или побуждений человека. Понимание этих факторов и есть принятие решения, формирование определенного намерения. Второе направление утверждает, что мотивация не столь статична, а наоборот, существует как динамическое образование, как процесс или механизм.

В отечественной психологии в рамках мотивационной сферы В. Г. Леонтьев [1].

выделяет две существенные структуры мотивации: базовый, который указывают в форме определенного требования, психологических склонностей, двигателя, инстинкта, и вторичный, показанный в формате повода поэтому, в этом случае существует движущая идентификация с мотивацией. В. Г.

Леонтьев полагает, что повод как одна из форм мотивации появляется только на уровне индивидуальности и осуществляет личное оправдание, для того чтобы действовать в определенном направлении на достижение различных целей, и нужно согласиться с ними.

Вместе с психологами проблемой мотивации и повода занимаются и криминалисты. Среди криминалистов нет никакого общего понятия мотивации. В первом случае она подразумевается, как метод самоуправляемости индивида через определенную систему устойчивых побуждений, проще говоря через мотивы по мнению К.Е.

Игошева, во втором случае подразумевается – как процесс формирования мотива поведения В.Д. Филимонов, в третьем случае – как систему мотивов, как сложную и противоречивую, изменчивую динамическую систему Н.Ф. Кузнецова. Все они в частности группируются по двум основным законам гештальтпсихологии, это «закон группировки» и «закон отношения».

Один из представителей зарубежной психологии Г. Олпорт [2] выделяет следующие стадии: это организация повода, удовлетворение требований объекта. При этом говорилось об умственном выдвижении многообразия стадий, то это вполне было бы реально и можно было бы полностью согласиться с авторами данных высказываний. Поэтому в них вторые и третьи этапы связаны с реальным воздействием.

Однако соединить данную деятельность с процессом мотивации, будет не совсем справедливо. Все они одинаково действуют для того, чтобы захватить схему развития процессов управления поведением человека в функциональной системе для исследования мотивации.

Еще в этой схеме мотивации внедряется только ее основная часть, имеющая связи с этапом центростремительного синтеза побуждающих реакций организма.

Таким образом, можно сказать, что каждый автор рассматривает процесс мотивации своеобразным способом, непохожим на другие.

Некоторые ученные – используют бихевиористский подход, другие – гуманистический отраженный подход, третьи – использование подхода гештальта.

Позитивные моменты присутствуют в каждом из этих способов, но самое целостное и глубокое понимание о сущности мотивации, и стадий формирования повода возникает, имея представление обо всех способах изучения мотивационной сферы в целом.

Подводя итоги к рассмотрению психологических особенностей юношеского возраста, можно заметить, что сложность и неразработанность этого периода в разделе возрастной психологии все-таки существует.

Исследование по теме проводилось в Академии ФСИН России города Рязань. Общий объем выборки составил 30 человек мужского и женского пола. Методы и методики исследования: Смысло — жизненные ориентации Д.А.Леонтьева.

Результаты проведенного эмпирического исследования позволяют сделать определенные выводы. Согласно методике «Смысло — жизненные ориентации» Д.А.Леонтьева различия между особенностями мотивационной сферы юношей мужского и женского пола не значительны.

Респонденты мужского пола имеют положительный полюс осмысленности. В данном случае все три временных локуса имеют высокие показатели осмысленности.

Данное состояние характеризуется ощущением того, что прошедший отрезок жизни был продуктивным и осмысленным, процесс жизни в настоящем воспринимается как интересный, эмоционально насыщенный, а осмысленность целей будущего придает всей жизни человека осмысленность, направленность и временную перспективу.

Также данный класс состояния характеризуется высокими баллами по шкале «Локус контроля — Я» и «Локус контроля — Жизнь», ориентацией на ценности самоактуализации, гибкостью поведения, высокой межличностной чувствительностью.

Это может быть связано с тем, юноши часто сталкиваются с необходимостью менять смыслы и ценности. Иногда это происходит под воздействием очень жестких обстоятельств, но механизмы осмысленности позволяют ему меняться, оставаясь самим собой [3].

А респонденты женского пола показали состояния с выраженной осмысленностью целей и средними показателями осмысленности настоящего и прошлого. Данная группа характеризует человека как «прожектера», планы которого не имеют реальной опоры в настоящем и не подкрепляются личной ответственностью за их реализацию.

Ориентировка смыслового локуса на цели, выполняет в данном случае функцию защиты от реальных проблем, часто посредством ухода во внутренний мир, при рационализации явлений объективной реальности и отреагированности по внешне обвиняющему типу, то есть путем приписывания окружающим недоверчивости, непонимания и враждебности.

При данном состоянии отмечаются низкие показатели локуса контроля жизни и средние — локуса контроля себя.

Это связано с тем, что объекты восприятия и осознания у девушек становятся односторонними (бесперспективными), а сами процессы более узкими и ригидными. Личностные смыслы в данном случае носят адаптационный характер.

Девушка осознанно или нет, прибегает к различным формам психологической защиты и воспринимает действительность сквозь призму либо прошлого опыта, либо своих представлений относительно будущего, или же его поведение становится респондентным (ситуативным).

Таким образом, смысловое отношение определяет субъектную временную перспективу, а именно значение или смысл прошлого опыта, осмысленность настоящего и осмысленность будущего (значение цели).

Временные локусы смысла во многом определяют состояние субъективной смысловой реальности отдельно взятого индивида — ее границы, ценностные компоненты и собственно направленность личностного смысла, к ситуации, к себе, к другим, к жизни.

Необходимым условием эффективной индивидуальной жизни является синхронизация временных локусов смысла.

Этот процесс синхронизации временных локусов можно описать как особое состояние личности — актуальное смысловое состояние, которое регулирует процесс интеграции личности и окружающей действительности и во многом определяет адекватность субъективного действия относительно объективной реальности.

В этой связи, мы подумали, что целесообразно будет предложить рекомендации по коррекции, которая направлена на формирование правильной мотивации у детей юношеского возраста. Поэтому мы выделили следующие рекомендации по психокоррекционной работе, состоящие из 6 основных этапов.

Источник: https://novainfo.ru/article/7193

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector