Физическое развитие детей от 5 до 7 лет

Физическое развитие детей от 5 до 7 лет

Если бы дети развивались так же интенсивно, как в период внутриутробного развития, то к своему совершеннолетию из них бы выходили незаурядные крепыши. Это были бы гигантские великаны. Атланты, упирающихся в небо. Настоящие богатыри, которые растут не по дням, а по часам в буквальном смысле. Но по воле природы подпирать плечами небо нам не дано …

Высокая интенсивность роста ребенка  сохраняется в первый год жизни . Масса тела ребенка утраивается по сравнению с массой при рождении, рост увеличивается в полтора раза. До трех лет темп развития несколько замедляется. И все-таки невооруженным глазом заметно, что дети растут и меняются быстро. Не только чужие, но и свои.

К пяти годам физическое развитие якобы замедляется.

«Якобы» — потому что внешне это проявляется только в том, что масса тела в течение года может не изменяться или незначительно увеличиваться, рост может увеличиться на 5-6 см в течение года.

Однако в этот период организм проделывает колоссальную, невидимую глазу работу. Внутренние органы и системы ребенка начинают функционировать в приближении к взрослому организму.

Не редко у родителей срабатывает «тревожная кнопка»: «что-то не так», «заболел», «слишком похудел». Важно помнить, что дошкольный возраст характеризуется неравномерным ростом и увеличением в массе. Первый «скачок роста», или так называемый период «первого вытягивания», наступает примерно в (5-7 лет).

Мышечная масса значительно увеличивается. Заметно совершенствуется двигательная активность. Координация движений улучшается. Появляются скорость, ловкость, новые двигательные навыки. В этот период дети учатся плавать, ходить на лыжах, кататься на роликах и коньках.

Кости ребенка этого возраста характеризуются гибкостью, пластичностью, период окостенения скелета заканчивается до 4 лет, а ягодичных и лобковых костей — начинается только с 5-6 лет. Грудная клетка остается конусо-подобной, ребра подняты, амплитуда их движения ограничена по сравнению со взрослым организмом. В 6-7 лет четко намечается физиологическая конфигурация хребта .

До 5 лет масса сердца увеличивается в четыре раза. Артериальное давление повышается (особенно 6-7 до 10 лет). Частота пульса уменьшается (в 6-7 лет она составляет 70-80 ударов в минуту).

Сила нервных процессов еще недостаточно развита. Поэтому в этом возрасте у детей быстро и часто наступает переутомление, они непоседливые, невнимательные.

Второй важный рывок будет сделано организмом у подростковом возрасте. Хотя никто не отменял индивидуальные особенности развития ребенка в 5-7 лет.

Кто-то «скакнет» раньше, кто-то позже, кто-то дважды, кто-то трижды. Статистика подтверждает, что у девочек ускорение роста наступает раньше, чем у мальчиков. Это потом мальчики все-таки опережают  девочек.

Они становятся выше, сильнее и крепче физически.

Обмен веществ у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста достаточно напряженный. Если вас беспокоит рост вашего ребенка (как чрезмерно замедленный, так и слишком интенсивный), необходимо обратиться в больницу к эндокринологу.

Арифметика простая (если, конечно, ваш ребенок — не акселерат, характеризующееся бурным и безудержным ростом). Нужно составить рост папы и мамы, потом сумму разделить пополам. От полученного числа вычесть 6,5 см (для девочек) или добавить 6,5 см (для мальчиков).

Источник: https://rebyonok.com.ua/osobennosti-fizicheskogo-razvitiya-detej-5-7-let

Возможности физического развития детей шести-семи лет

Возможности физического развития детей шести-семи лет

Анализируя особенности детей в возрасте 6-7 лет, можно отметить одну из основных — активный рост, наблюдать который можно на седьмом году жизни. Именно в этот период дети могут прибавить в росте в среднем до 10 см за год.

Средний рост дошкольников 6 лет составляет порядка 106-107 см при массе тела до 21 кг. Однако не стоит исключать индивидуальные и наследственные особенности каждого ребёнка, которые могут стать причиной некоторых отклонений от нормы.

Как развивается опорно-двигательный аппарат

В 6-7 лет опорно-двигательный аппарат ребёнка находится на стадии развития, поэтому процесс нельзя назвать завершённым. В этом возрасте у дошкольников самыми сильными являются мышцы-сгибатели.

Обычно у таких малышей сильно выпячен живот, голова склонена вперёд, а ноги в коленях не до конца выпрямлены. Важно обеспечить дошкольникам на этом этапе физического развития необходимые им физические нагрузки, способствующие гармоничному развитию в дальнейшем.

Мышцы кисти развиваются в умеренном темпе. Более-менее уверенно владеть пальцами и кистями дошкольники научатся только к концу шестого года. Родители могут ускорить этот процесс, если будут заниматься с малышом играми и упражнениями, развивающими мелкую моторику рук, в которых используются:

  • пластилин или глина;
  • пальчиковые краски;
  • мозаика;
  • кинетический песок;
  • пуговицы и бусины;
  • шнурки и пр.

Игрушки для развития мелкой моторики могут быть покупными, а могут быть изготовлены своими руками из подручных материалов.

Сердечно-сосудистая система: принципы развития

В 6-7 лет активно развивается сердечно-сосудистая система дошкольника. В этом возрасте объём его лёгких составляет от 1500 до 2200 мл. Увеличить его можно путём умеренных физических нагрузок, отвечающих уровню подготовки малыша.

Артериальное давление у детей на этом этапе жизни по показателям отличается от давления взрослого человека — оно существенно ниже. Увеличиваться давление может под влиянием опять же умеренных физических нагрузок.

Важно, чтобы дошкольник в 6-7 лет занимался физическими упражнениями, таким образом тренируя сердечно-сосудистую систему.

У детей этого возраста активный обмен веществ, и энергозатраты прямо пропорциональны физическим нагрузкам. Чтобы развитие малыша протекало нормально, помимо физического воспитания, адекватного возрасту, он должен получать правильное, сбалансированное питание.

Именно поэтому так необходимо заниматься с малышами, обучая их самоконтролю и практикуя выполнение всевозможных заданий для развития основных психологических процессов.

У шестилеток активно развиваются волевые качества, поэтому не стоит удивляться, если в этом возрасте у малыша появятся собственные новые интересы.

Двигательная активность старших дошкольников

Двигательный аппарат у детей в возрасте 6-7 лет достаточно развит для того, чтобы они могли демонстрировать точные и скоординированные движения с учетом возникающих условий и ситуаций.

Крупная моторика детей на этом этапе развития становится более совершенной и разнообразной за счёт расширившихся возможностей. Малыши заинтересованы в качестве выполнения движений, проявляют волю и прикладывают усилия, когда необходимо выполнить трудное задание.

В 6-7 лет старшие дошкольники способны осознанно совершать отдельные движения разными частями тела, тренируя ритмику, ловкость и грацию. Многие из них с удовольствием соревнуются в умениях со сверстниками, развивая дух соперничества.

Стоит отметить, что между уровнем физической подготовки и психическим развитием малыша существует тесная связь. От двигательной активности будет зависеть развитие пирамидной и экстрапирамидной систем, а также интеллекта и ритмики.

Дети, получающие достаточное количество физических нагрузок, отличаются высоким уровнем физического развития, демонстрируют нормальные показатели состояния центральной нервной системы и работы внутренних органов.

Как развиваются быстрота и мышечная сила

В 6-7 лет мышечная система детей достигает определенного уровня зрелости, что позволяет показывать высокие показатели быстроты и активности в целом. Постепенно скрытый период двигательной реакции сокращается, при этом отмечается, что реакция руки остается медленнее реакции ноги.

Вместе с быстротой в этом возрасте изменяются показатели мышечной силы. У старших дошкольников могут возникать проблемы с мобилизацией мышечных усилий при необходимости, что в свою очередь влияет на качество силы во время выполнения тех или иных движений.

Дети этого возраста хорошо справляются с теми заданиями, которые подразумевают комплексное задействование мышечных групп, например игры с набивным мячом. Оптимальными для детей 6-7 лет станут упражнения, тренирующие проявление быстроты и силы одновременно.

Как развивается выносливость у старших дошкольников

Исходя из результатов исследований особенностей физического развития старших дошкольников, специалисты сделали вывод, что в 6-7 лет способность придерживаться изначально заданной интенсивности движений у детей увеличивается. Дети в старшем дошкольном возрасте способны преодолевать без отдыха более 3000 метров! Во время преодоления дистанции у ребёнка не наблюдается ярко выраженных признаков усталости.

Активное развитие показателей силы и выносливости позволяет постепенно повышать уровень физической подготовки малышей.

Возможности дошкольников в 6 лет

В 6 полных лет при условии нормального гармоничного развития физические возможности ребенка проявляются следующим образом.

  1. Дошкольник способен пробежать 200-300 метров с ускорением, демонстрируя высокие показатели ловкости, маневренности и выносливости, оббегая препятствия в виде холмов, ямок или небольших канав.
  2. Движения ребёнка становятся уверенными и чёткими, практически такими же, как и у взрослого. Он с лёгкостью касается частей лица с закрытыми глазами по требованию, ловит, останавливает мяч, посылает его в цель с максимальной точностью.
  3. Малыш становится более уверенным в отношении соблюдения равновесия, демонстрирует устойчивую ходьбу по узким поверхностям.
  4. Старшие дошкольники отлично прыгают как вверх, так и в длину, способны перепрыгивать через несколько ступеней одновременно, прыгают на одной ноге, на скакалке, играют в прыжковые игры типа «классиков» и «резинок» (преимущественно девочки).

Особенно желанной в этом возрасте для физически активного малыша становится шведская стенка, которую он готов покорять часами, укрепляя руки, ноги и мышечный корсет.

Что умеет дошкольник в 7 лет

В 7 лет особенности физического развития позволяют ребёнку:

  • выполнять различные варианты бега и ходьбы;
  • проявлять выносливость во время бега с ускорением и небольшими паузами;
  • выполнять упражнения на проявление ловкости и меткости с использованием мяча и других предметов;
  • принимать участие в активных играх, требующих соблюдения правил (теннис, баскетбол, футбол, хоккей и пр.)
Читайте также:  Загадки на букву м

В 7 лет дети способны преодолевать внушительные расстояния на лыжах, спускаться с небольших холмов.

В целом физическое развитие дошкольников в этом возрасте совершенствуется, хотя внешне это может быть и не так заметно. В организмах детей происходят колоссальные изменения, отражающиеся на показателях таких важных качеств, как сила, выносливость и ловкость.

Малыши способны выдерживать определенные физические нагрузки, соблюдать правила игр, быть частью команды — словом, они полностью готовы к поступлению в первый класс.

Источник: https://rebenkoved.ru/fizicheskoe-razvitie/osobennosti/vozmozhnosti-fizicheskogo-razvitiya-detej-shesti-semi-let.html

Особенности физического развития детей от 5-ти до 7-ми лет

Особенности физического развития детей от 5-ти до 7-ми летот 5до 7

Published on Октябрь 2nd, 2017 | by [email protected]

Известно, до 3-х лет у детей наблюдается непрерывное физическое развитие, как говорится, они растут не по дням, а по часам, с четырех до шести лет темп роста немного замедляется. Мамы отмечают, если в первые годы жизни ребенка приходится покупать одежду раз в несколько месяцев, то в 5-7 лет малыш может носить одни и те же вещи по несколько сезонов.

В среднем 5-летний ребенок за год вырастает на 5-6 см., а вот вес тела может и не меняться. Многие родители начинают переживать, дети идут в рост, а масса не меняется, наверное, что-то не так в организме. Но прежде, чем бить тревогу, необходимо знать особенности физического развития у детей в дошкольный период.

Особенности развития физических данных у ребенка 5-7 лет

Чтобы тревожные мысли постоянно не посещали маму или папу, важно помнить, что возраст 5-7 лет характеризуется неравномерным развитием физических данных ребенка. В данный период может наблюдаться резких скачок роста или увеличения массы тела. Часто специалисты говорят о том, что в у 5-летних детейнаступает «первый этап вытягивания».

Обычно рост 5-летнего малыша составляет 105-113 см., к семи годам он вырастает до 130 см., но темпы роста каждого индивидуальны, если, например, в семье есть высокие люди, то дошкольник может быть намного выше своих сверстников.

Также не стоит забывать, что в данном возрасте девочки опережают по физическому развитию мальчиков, ближе к подростковому период, наоборот, мальчики развиваются быстрее.

На этом же возрастном этапе у дошкольников увеличивается мышечная масса, заметно улучшается координация движений, наблюдается повышенная двигательная активность.

Именно в 5-7 лет у детей развивается ловкость, выносливость, быстрота передвижения, у ребенка может наблюдаться «непоседливость». В этом возрасте малыша легче всего научить кататься на коньках, велосипеде, плавать.

Вообще, 5-6 лет — идеальный период, чтобы отдатьребенка в спортивную секцию.

Период окостенения скелета заканчивается в 4-хлетнем возрасте, поэтому малыши 5-7 лет уже не такие гибкие, а вот ягодичные и лобковые кости, наоборот, начинают окостеневать только ближе к 6 годам.

К 5 годам масса сердца у ребенка увеличивает в 4 раза в сравнении с новорожненным.

В 6-7-летнем возрасте может наблюдаться резкий скачок артериального давления, а вот частота пульса, наоборот, сокращается до 70 ударов в минуту.

Нервная система у детей-дошкольников возраста еще несовершенна, поэтому ввиду повышенной двигательной активности наблюдается частая утомляемость, хотя в этом возрасте дошкольнику необходимо немного времени, что восстановить затраченную энергию, достаточно, присесть на 15 минут, и малыш готов покорять новые вершины. Часто из-за непоседливости, присущей данному возрастному периоду, ребенок невнимателен.

Если малыш не акселерат, то он будет развиваться согласно данным, приведенным выше, но если родителей беспокоит физическое развитие ребенка, то стоит обратиться к врачу-эндокринологу.

Также существует формула, по которой можно высчитать рост детей 5-7 лет, касательно отдельной семьи: сумму роста мамы и папы разделить пополам. Далее для девочек вычесть 6,5 см., а для мальчиков, наоборот, прибавить 6,5 см.

Высчитав средний рост своего малыша, можно судить о темпах его развития.

Но не стоит забывать, что помимо физического воспитания дошкольника, необходимо заниматься и развитием мелкой моторики, ведь от нее зависит речь, координация рук, глазомер, быстрота движения, фантазия.

Становление опорно-двигательного аппарата

В возрасте 5-7 лет у детей активно развивается опорно-двигательный аппарат, именно в этот период родителям необходимо тщательно следить за своим чадом по нескольким причинам:

  • в этом возрасте еще не закончен процесс окостенения, кости достаточно эластичные, а мышцы пока не развиты. В данный период легко получить травму, часто наблюдаются переломы конечностей, любые нагрузки должны быть направлены исключительно на общее физическое развитие;
  • родителям необходимо строго следить за осанкой ребенка: как он ходит, сидит на столом, в какой позе рисует или читает книгу. У некоторых специалистов есть мнение, что предрасположенность к сколиозу зарождается именно в возрасте 5-6 лет. Мама или папа редко обращают внимание на данную проблему у дошкольников, обычно бить тревогу начинают в младшем школьном возрасте;
  • в «период вытягивания» детей нужно следить за их правильным питанием, чтобы в рационе ребенка присутствовали белки животного и растительного происхождения, витамины и минералы, необходимые для правильного развития опорно-двигательного аппарата.

Условия, способствующие правильному физическому развитию и укреплению здоровья дошкольника

По мнению специалистов, каждый родитель должен создать для своего ребенка те условия, при которых малыш будет правильно и активно развиваться. Существует ряд простых мероприятий:

  1. Проведение закаливающих мероприятий.
  2. Движение — здоровье. Необходимо построить такой режим дня, чтобы 50% всего времени ребенок находился в движении, это могут быть прогулки на свежем воздухе, активные игры, движение ребенка с различным спортивным инвентарем (скакалка, мяч).
  3. Разработка физкультурно-оздоровительных мероприятий (организовать спортивный уголок в комнате ребенка, подобрать развивающие игрушки и др.).
  4. Создание здоровой среды в комнате ребенка (поддержание температуры не выше 22 градусов тепла, постоянное проветривание комнаты, увлажнение воздуха в период отопления).

Родителям нужно обязательно следить за физическим развитием своих детей 5-7 лет, для этого не требуются какие-либо специальные упражнения, достаточно прибегнуть к следующим мероприятиям:

Ходьба. Помимо ежедневных прогулок на свежем воздухе, необходимо, чтобы ребенок выполнял различные упражнения: ходьба в разных направлениях (боком, через препятствия, змейкой), ходьба на пяточках, на носочках, приставными шагами.

Бег. Бег с препятствиями, в различном темпе и направлениях, игры в догонялки.

Прыжки. Прыжки на одной ноги и на обеих. Можно высоко подвесить предмет, и попросить ребенка до него допрыгнуть.

Нужно помнить, помимо спортивно-оздоровительного воспитания родителям необходимо заниматься развитием мелкой моторики рук, ведь через год-два начнется школьный период.

Упражнения по развитию мелкой моторики

Учителя начальных классов отмечают, что у многих детей наблюдаются большие трудности при освоении письма. Ведь подготовка к школьному периоду должна начинаться как минимум за год до школы. Родителям нужно помнить, что развитие моторики рук влияет на правильную и четкую речь, зрительное восприятие, воображение, глазомер.

В 5-7 лет ребенок должен уметь: провести линию без отрыва от листа бумаги сверху вниз и справа налево, также дошкольники должны уметь штриховать, не заступая за контур (отлично для этого подходят раскраски), рисовать геометрические фигуры (круг, овал, ломаные линии). Для развития моторики у детей 5-7лет можно проводить пальчиковую гимнастику, в которую входят ряд простых упражнений.

Существует несколько несложных мероприятий для моторики рук ребенка:

  1. Графические диктанты, смысл которых состоит в том, что малыш под диктовку мамы или папы на бумаге в клеточку проводит линии без отрыва. Например, две клеточки вправо, три клеточки вниз, одна клеточка влево, две клеточки вверх.
  2. Деление дорожки линией. Родитель рисует на листе бумаги дорогу, малыш должен прямой и ровной линией поделить дорожку пополам.
  3. Рисование по точкам. Отлично моторику рук у детей развивает уроки рисования по точкам, в свободной продаже есть множество раскрасок, в которых, соединив по точкам рисунок, можно потом его разукрасить.
  4. Рисование по клеточкам. Малыш должен повторить заранее подготовленный рисунок на бумаге в клеточку.

Также существует ряд простых упражнений для развития моторики у детей 5-7 лет:

  • можно по очереди ударять ладонями о край стола;
  • руки необходимо вытянуть перед собой, сжимать и разжимать кулаки;
  • руки вытянуты вперед, пальцы сильно растопырены и напряжены, положение нужно зафиксировать на несколько секунд, руки расслабляются. Упражнение повторяется 2-3 раза;
  • положить ладони на стол, по очереди левая ладонь накрывает правую, далее, наоборот, правая ладонь накрывает левую.

Каждому родителю необходимо внимательно относится к физическому и умственному развитию своего ребенка, ведь дошкольный возраст является важным период в жизни любого малыша.

Источник: http://solnushkomoe.ru/osobennosti-fizicheskogo-razvitiya-detej-ot-5-ti-do-7-mi-let/

Страничка психолога и педагога социального

Страничка психолога и педагога социального

Старшая группа 

Физическое развитие детей от 5 до 7 лет. К шести годам рост детей достигает 111—121 см, масса тела — 19,0—24,1 кг, окружность грудной клетки — 57—58 см.

Возрастает роль коры головного мозга в регуляции поведения детей. Совершенствуются процессы высшей нервной деятельности. Начинается замена молочных зубов на постоянные.

Значительно увеличивается подвижность детей, они успешно овладевают основными видами физических упражнений, стремятся добиться качественных показателей (дальше прыгнуть, метнуть), показать при выполнении движений ловкость, быстроту, силу, выносливость.

Физическая готовность к школе. У воспитанников на седьмом году жизни идет активная физиологическая перестройка, созревание организма, интенсивно развиваются все жизненно важные системы. К семи годам рост детей достигает 116,8—125 см, масса тела — 20,6—25,4 кг.

Читайте также:  Загадки про сельское хозяйство с ответами

Отмечаются изменения во внешних очертаниях лица, происходит смена зубов, существенно меняются пропорции тела. Продолжает нарастать мускулатура как верхних, так и нижних конечностей.

Относительно хорошо в этот период развиваются крупные мышцы туловища и конечностей, чего нельзя сказать о мелкой мускулатуре рук, кистей. Совершенствуется сердечно-сосудистая система воспитанника.

Функциональные возможности детского организма в этот период создают базис для формирования физической и умственной работоспособности. У детей возникает желание быть красивыми, здоровыми, сильными и ловкими.

Двигательная активность детей этого возраста высока и совершенно естественна. Происходят изменения и в работе органов внутренней секреции. С активизацией работы щитовидной железы связываются характерные для этого периода эмоциональная неустойчивость и быстрая смена настроения.

Особенности психофизиологического развития. Происходит перестройка мозговой активности, мозг ребенка работает на опережение. Важным новообразованием является установление межполушарной ассиметрии.

У девочек левое полушарие созревает раньше, чем у мальчиков (левое полушарие отвечает за произвольные, осознаваемые акты, словесно-логическую память, рациональное мышление, положительные эмоции; правое — за реализацию непроизвольных интуитивных реакций, иррациональное мышление, образную память, отрицательные эмоции).

А возникновение условного коркового торможения обеспечивает новые возможности в регуляции поведения и психической деятельности. Ребенок готов к интеллектуальным нагрузкам, к длительному погружению в специально организованную учебную деятельность.

К слабым сторонам психофизиологии шестилеток относятся неустойчивость основных свойств нервных процессов, внимания, быстрое утомление, истощение второй сигнальной системы. В поведении ребенка появляются суетливость, беспокойство, неуправляемая физическая активность.

Социально-нравственное и личностное развитие детей от 5 до 7 лет. У детей на шестом и седьмом годах жизни существенно повышается уровень произвольного управления своим поведением.

Развивается волевая сфера ребенка: становится возможным ограничение своих желаний, постановка определенных целей, преодоление препятствий, стоящих на пути их достижения, правильная оценка результатов собственных действий.

Формируется соподчинение мотивов: отмечается преобладание обдуманных действий над импульсивными, появляется чувство долга по отношению к другим людям. Проявляются стремление управлять собой и своими поступками, умение контролировать свою двигательную активность, действовать точно по указаниям взрослого, подчиняться правилам.

Особенно важное значение имеет управление своим поведением для образования предпосылок учебной деятельности. Дети шестого года жизни понимают смысл задачи, поставленной взрослым (педагогом, родителями и др.), самостоятельно выполняют указания, направленные на способ выполнения задания.

Совершенствуется сюжетно-ролевая игра, в которой воспитанники отображают события общественной жизни, часто далеко выходящие за рамки их личного опыта. Дети начинают осваивать социальные отношения и понимать подчиненность позиций в различных видах деятельности взрослых: одни роли становятся для них более привлекательными, чем другие.

Речь, сопровождающая реальные отношения детей, отличается от ролевой речи. Воспитанники уже могут распределять роли до начала игры и строить свое поведение, придерживаясь роли. Действия детей в играх становятся более разнообразными. В совместных играх формируется система взаимоотношений между детьми: их взаимные привязанности, симпатии и антипатии.

Игровое взаимодействие сопровождается речью, соответствующей и содержанию, и интонационно взятой роли.

Существенную роль начинают выполнять элементы трудовой деятельности. Дети способны систематически выполнять посильные трудовые обязанности. Более значимыми становятся общественные мотивы труда, которые выражаются в стремлении сделать полезное для других.

         На седьмом году жизни происходят глубокие изменения в психической жизни ребенка. В этот период формируются произвольная регуляция поведения, ориентированная на социальные нормы и требования, внеситуативное поведение в соответствии со свободно принятой внутренней позицией, перенос действий во внутренний план, независимость внутренних действий от внешней ситуации.

В этот период идет формирование психологической готовности к обучению в школе: социально-психологической, личностной, интеллектуальной, эмоционально-волевой.

У детей появляется желание идти в школу не только с позиции возможности учиться, но и оказаться в новой обстановке, новом социальном положении.

С возникновением стремления к школе, к учебе, с появлением внутренней позиции «Я — ученик» изменяется поведение детей, их отношения со взрослыми и отношение к себе.

В структуре самосознания и «Я-концепции» развивается осознание своего социального «Я», полоролевой структуры своей личности. Он уже может дифференцировать личностные качества других и самого себя, давать им оценку.

Активно развивается способность к рефлексии, новообразованием является дифференциация образа «Я» во времени — «Я» сейчас, «Я» в прошлом, «Я» в будущем. Дети помнят себя в прошлом и представляют в будущем («Я буду учеником» и др.).

В процессе совместной деятельности ребенок научается ставить себя на место того или иного человека, в нем развивается способность сопереживать — эмпатия.

Серьезные изменения претерпевает и мотивационная сфера воспитанников.

Вместе с мотивами, связанными со стремлением быть похожим на взрослых, большую побудительную силу у ребенка приобретают познавательные мотивы, соревновательные стремления к самоутверждению, желание сохранить хорошие взаимоотношения с ровесниками, улучшить свое положение среди них.

Одно из важнейших новообразований в развитии личности в дошкольном возрасте — соподчинение мотивов. Оно позволяет отказаться от привлекательного в данный момент предмета или действия ради выполнения более важного, хотя, возможно, и более скучного дела.

Развивается у воспитанников и волевая сфера. Формируются основные элементы волевого действия: ребенок способен сам поставить цель, принять решение, наметить план, приложить усилия для преодоления трудностей.

Произвольность проявляется в поведении, в умении подчиняться правилам.

Более высоких результатов в волевом действии ребенок достигает при игровой мотивации и при положительной оценке его поведения со стороны ровесников и взрослых.

В сфере общения. Усиливается роль внеситуативно-познавательного и внеситуативно-личностного общения.

Воспитанникам становятся интересными разговоры об окружающих людях, их тревогах и переживаниях, героях литературных произведений, фильмов и, безусловно, о самих себе. Наиболее эффективным средством изменения поведения ребенка является оценка его действий взрослыми.

Постепенно дети усваивают моральные оценки, начинают осознавать особенности своего поведения и используют нормы и правила для оценки себя и окружающих.

В сфере взаимоотношений развиваются избирательность отношений, способность к рефлексии и эмпатии, появляется стремление соответствовать нравственным нормам.

Сотрудничество со сверстниками носит деловой, практический характер. Многие воспитанники уже имеют довольно устойчивые симпатии среди ровесников, и их предпочтения основываются прежде всего на мотивах дружбы.

Ребенок учится согласовывать свои желания со сверстниками, соотносить их с групповыми целями и интересами и в то же время активно отстаивает собственные интересы.

Так формируются умения совместного планирования, отношения взаимной ответственности и помощи.

Ведущей остается игровая деятельность. Дети любят играть, творчески реализовывать сюжет, в котором находят отражение бытовые ситуации, события общественной жизни, элементы трудовой деятельности взрослых. Главным содержанием игр становится воспроизведение отношений между людьми и выполнение правил относительно взятой на себя роли.

В играх возникает несколько типов взаимоотношений: реальные межличностные (возникающие до начала игры), сюжетно-ролевые (обусловленные сюжетом и содержанием игры), организационно-деловые (отношения по поводу организации игры).

Большое место в жизни воспитанников занимают режиссерские игры, игры с правилами (подвижные, дидактические), игры-драматизации. Но сама игра в это время претерпевает значительные изменения. От игры, развернутой в предметном и социальном планах, ребенок переходит к игре в уме, в собственном воображении.

Этот переход игры внутрь — важная веха умственного развития ребенка, знаменующая собой появление способности к мысленному преобразованию действительности.

Развивается и трудовая деятельность детей. Воспитанники проявляют высокую степень самостоятельности в осуществлении самообслуживания, все чаще становятся реальными помощниками в работе взрослых, проявляют желание и стремление им помочь. В сфере интересов ребенка теперь важное место занимает информация о труде взрослых.

Особенностью старших дошкольников является появление предпосылок новой для них деятельности — учебной. Теперь дети готовы обучаться по программе взрослого, учатся слушать и слышать педагога, вычленять учебную задачу и превращать ее в самостоятельную цель деятельности, осуществлять самоконтроль, т. е.

приобретают умение учиться. Среди предпосылок перехода к учебной деятельности одно из главных мест принадлежит символической функции сознания, готовности к усвоению знаковых систем, а также воображению.

Обучение должно быть направлено не столько на усвоение знаний, сколько на развитие общих умственных способностей.

Познавательное развитие детей от 5 до 7 лет. К шести годам у детей формируется довольно высокий уровень познавательной деятельности, происходит существенная перестройка всей умственной деятельности.

1.      Умение управлять своим поведением оказывает определенное влияние на развитие психических процессов: внимания, памяти, речи, мышления, воображения. Наблюдается переход от непроизвольных форм к произвольным.

2.      Внимание становится более устойчивым. Продолжают развиваться распределение, переключаемость внимания. Развитию произвольного внимания способствуют значимость материала, понимание важности сосредоточенности внимания для успехов в учебной и продуктивной деятельности.

3.      Продолжается формирование сенсорной культуры, развиваются сенсорные способности.

Усвоена система общественно выработанных сенсорных эталонов и их сигнальное значение; сформированы ведущие рациональные способы обследования предметов (рассматривание, ощупывание, прислушивание, дегустация), пользуясь которыми, ребенок способен обследовать любой новый объект; освоены доступные пониманию дошкольника временные и пространственные отношения, активно развиваются все виды художественного восприятия, социальная перцепция. Закрепляются представления о последовательности времен года, усваиваются представления о времени суток («вчера», «сегодня», «завтра»).

Читайте также:  Работы участников конкурса «лучший мастер-класс по рисованию». весна 2016

4.      К семи годам дети овладевают специальными приемами мнемической деятельности, их память становится управляемой, произвольной.

Дети испытывают потребность добиваться более продуктивного запоминания, поэтому они охотно и осознанно овладевают приемами смысловой обработки, упорядочивания материала — активной ориентировкой в материале, установлением конкретных связей; приемами логического запоминания: смысловым соотнесением, смысловой группировкой, выделением опорных пунктов. Вместе с тем совершенствуется и непроизвольная память. Легко запоминается и надолго сохраняется информация, вызвавшая интерес, имеющая социально ценное содержание.

5.      Интенсивно развиваются высшие формы наглядно-образного и наглядно-схематического мышления, на основе которых становится возможным формирование обобщенных знаний. Дети начинают не только выделять общие свойства предметов и явлений, но и устанавливать и понимать связи и зависимости между ними.

6.      В старшем дошкольном возрасте особенно ярко проявляется воображение как творческая основа многих видов деятельности: ролевой игры, рисования, конструирования, игр-драматизаций, строительных игр. Творческая активность шестилеток ярко проявляется в создаваемых ими мелодиях, танцах, стихотворениях, словотворчестве.

Дети с удовольствием овладевают специальными приемами создания новых образов: комбинированием, разными способами преобразования объектов. Осуществляется переход от репродуктивных форм воображения к творческим продуктивным, что позволяет детям сочинять достаточно оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории.

Воображение выполняет аффективно-защитную функцию (уход от тяжелых переживаний и негативных эмоций благодаря воображаемой ситуации).

7.      К семи годам воспитанники утрачивают непосредственность и ситуативность поведения, приобретают способность действовать внеситуативно, в соответствии со свободно принятой внутренней позицией будущего учащегося. Проявляется произвольная регуляция поведения, ориентация на социальные нормы и требования.

Речевое развитие. На шестом году жизни богаче становится лексика: активно используются синонимы и антонимы. Совершенствуется грамматический строй речи. Формированию чувства языка способствует звуковой анализ слова, моделирование состава слова.

Дети используют практически все части речи, активно занимаются словотворчеством. Развивается связная речь. Высказывания их постепенно приобретают более последовательный характер.

Дети могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали.

Продолжает совершенствоваться речь, в том числе ее звуковая сторона. Развиваются фонематический слух, интонационная выразительность речи при чтении стихов, в играх-драматизациях, сюжетно-ролевых играх и в повседневной жизни.

Преобладающей формой общения ребенка со взрослыми становится личностное общение, направленное на достижение взаимопонимания, получение от взрослого оценки свойств и качеств собственной личности.

На седьмом году жизни дети практически овладевают всем богатством родного языка: словарем, звуковым составом, грамматическим строем, связной речью (диалогической и монологической). Значительно обогащается активный словарь. Возрастает интерес к смысловой стороне слова.

Звуковая сторона характеризуется правильным произношением всех звуков родного языка. Развивается фонематический слух (способность воспринимать на слух звуки речи, различать и объединять их в слоги, различать гласные и согласные, осознанно их артикулировать).

Старшие дошкольники используют различные формы речи (ситуативную, контекстную, объяснительную). Их речь выполняет не только функцию общения, но и планирующую (внутренняя речь).

Вторая сигнальная система приобретает все большее значение в регулировании и саморегулировании деятельности детей.

Эстетическое развитие. У детей от 5 до 6 лет продолжает развиваться продуктивная деятельность. Рисунки воспитанников приобретают сюжетный характер. Изображение человека становится более детализированным и пропорциональным.

Конструктивная деятельность характеризуется умением анализировать условия, в которых протекает эта деятельность. Дети используют и называют различные детали конструктора.

Могут заменить детали постройки в зависимости от имеющегося материала. Овладевают обобщенным способом обследования образца. Способны выделять основные части предполагаемой постройки.

Конструирование может осуществляться на основе схемы, по замыслу и по условиям.

Дети могут конструировать из бумаги, складывая ее несколько раз (два, четыре, шесть сгибаний); из природного материала.

В музыкальной деятельности у воспитанников продолжается формирование основ музыкально-эстетического сознания.

Учебная программа дошкольного образования. — Мн., 2012

Источник: http://ddu336.minsk.edu.by/ru/main.aspx?guid=4893

Физическое развитие детей 6-7 лет

Физическое развитие детей 6-7 лет

Технический прогресс, снижение физической активности, неблагоприятные факторы окружающей среды, увеличение информационной нагрузки, несбалансированное питание – все это имеет свое непосредственное отношение к физическому развитию детей дошкольного и младшего школьного возраста. Из-за вышеперечисленных факторов состояние физического здоровья подрастающего поколения оставляет желать лучшего.

информацияТакже в настоящее время обращает на себя внимание явление акселерации, когда дети в возрасте 6-7 лет по показателям своего физического развития соответствуют детям 8-10-летнего возраста, рожденным 30-40 лет назад (то есть опережают своих родителей в их детстве).

Особенности детского развития в дошкольном возрасте

Седьмой год жизни является периодом стремительного роста ребенка, когда активно растут и совершенствуются все органы и системы, возрастают адаптационные свойства организма. Ребенок за один год может вытянуться и прибавить в весе почти так же динамично, как дети первого года жизни. Педиатры этот возраст называют периодом первого физиологического вытяжения.

Рост и вес детей в 6-7 лет

К показателям физического здоровья, прежде всего, следует отнести рост и вес.

  • Рост ребенка в 6 лет достигает 130-133 см. За период с 6 до 7 лет ребенок имеет такие стремительные темпы роста, что может вырасти на 10 см. Девочки обычно опережают своих ровесников-мальчишек на несколько сантиметров. Преобладает рост конечностей, но размеры туловища также увеличиваются в 2 раза по сравнению с грудничком.
  • Динамика веса также поражает, ведь за год дети могут прибавить 2-3 кг и достигнуть веса 25-30 кг.

Рост и развитие ребенка зависит от его соматотипа (то есть особенностей анатомического строения его организма, заложенных генетически и видоизменяющихся под воздействием факторов окружающей среды и показателей здоровья).

Дополнительные аспекты развития ребенка-дошкольника

  1. В 6-7 лет у детей молочные зубки меняются на постоянные.
  2. Активно развивается опорно-двигательный аппарат, в частности позвоночник.
  3. Перестраивается бронхолегочная система, брюшной тип дыхания сменяется на грудной, укрепляются стенки грудной клетки, крепнет диафрагма.

  4. Частота дыхания приближается к таковой у взрослых людей (приблизительно 20-25 дыхательных движений за 1 минуту).
  5. Преобразуется легочная паренхима, заканчивается формирование долек легких и теперь уже можно считать легкие малыша абсолютно зрелыми.

  6. Происходят изменения со стороны сердечно-сосудистой системы. Сердце увеличивается в размерах, так как вслед за быстрорастущим организмом функциональная нагрузка на него возрастает.

  7. Изменяются показатели частоты сердечных сокращений (со 120-180 у новорожденных до 85-100 в минуту у шестилеток) и артериального давления (до 90 мм рт. ст. систолического и 60 — диастолического).

  8. Активно включается в работу иммунная система, происходит возрастное уменьшение размеров и функциональной активности вилочковой железы, больше нагрузок выпадает на миндалины, лимфатические узлы, костный мозг, селезенку.
  9. Самым сложным изменениям подвержена нервная система.

    Новый образ жизни, большие психоэмоциональные, интеллектуальные нагрузки, приспособление к новому коллективу, борьба за социальное положение (успешность в классе, максимализм, высокие требования) вызывают усиленную работу головного мозга, корковых структур и укреплению нейронных связей.

  10. Речь ребенка становится более правильной, грамотно поставленной. Становится все меньше дефектов произношения звуков.

Рекомендации родителям

Педиатры и педагоги считают, что в 6-7 лет дети становятся достаточно дисциплинированными, чтобы всерьез заниматься спортивной и творческой деятельностью по интересам. Их мотивирует обычно похвала и гордость родителей, сплоченность в секции или кружке и увлекательное провождение времени.

Спорт и творчество

В этом возрасте достаточно развиты ловкость, выдержанность, координация, целенаправленность, равновесие, уверенность в себе, сила. Все эти качества необходимы для того, чтобы ребенок заинтересовался спортом и физической культурой.

Тяга к творческой деятельности, сосредоточенность, заинтересованность, терпение и трудолюбие пригождаются детям, которым больше по душе музыка, танцы, рисование и другие виды творчества.

советВажно прислушиваться к мнению малыша, а не навязывать ему свои собственные нереализованные амбиции в детстве и юности. Каждый ребенок должен проявить себя самостоятельно, иначе навязанное мнение только спровоцирует протест к творчеству.

Здоровье

  • Длительное сидение за партой с неправильной осанкой, нерационально рассчитанный режим сна и бодрствования уже начиная с этого возраста провоцируют развитие у детишек остеохондроза, сколиоза, лордоза и кифоза. Это не только эстетическая проблема, а еще и изменения со стороны всего организма в ответ на нарушенную ось тела.

  • Не стоит забывать, что ребенок адаптируется к новым условиям среды в школьном коллективе, обсеменяется незнакомой его организму микрофлорой, что может спровоцировать возникновение частых простуд.

    Поэтому важно отнестись серьезно к питанию маленького школьника, к сбалансированности его рациона по энергетическим и пластическим составляющим, витаминам и микроэлементам, чтобы карапуз развивался полноценно.

  • Пищеварительная система также претерпевает ряд изменений и неправильное питание с большими голодными паузами (что характерно для школьников) провоцирует развитие и хронизацию таких воспалительных заболеваний, как гастрит, панкреатит, холецистит и т.п.

Любые возникающие подозрения на состояние здоровья ребенка, погрешности в физическом развитии, отставание или опережение сверстников должны настораживать родителей. Не стоит откладывать поход к врачу в долгий ящик, потому что любая мелкая проблема в быстрорастущем организме может стать бичом для него на всю оставшуюся жизнь. Лучше предупредить заболевание, чем лечить его последствия.

Источник: http://deti.baby-calendar.ru/fizicheskoe/razvitie-ot-6-do-7-let/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector