Физическое воспитание детей дошкольного возраста в доу

Физическое воспитание детей дошкольного возраста в ДОУ

ВВЕДЕНИЕ.

Развитие человека представляет собой процесс физического, психического и социального созревания и охватывает все количественные и качественные изменения врожденных и приобретенных средств, происходящие под воздействием окружающей действительности.

Физическое развитие связано с изменением роста, веса, увеличением мышечной силы, совершенствованием органов чувств, координации движений и т.д.

В процессе психического развития происходят существенные изменения в познавательных, волевых, эмоциональных процессах, в формировании психических качеств и черт личности.

Социальное развитие ребенка, осуществляется в процессе его включения в жизнь общества, проявляется в изменении его поведения, отношения к окружающим, в особенностях участия в делах коллектива и т.д.

В первые годы жизни физическое воспитание является основой всестороннего развития ребенка. В детстве закладывается фундамент здоровья и формируются некоторые важные черты личности. Успех в любой деятельности во многом определяется физическим состоянием ребенка.

Детский организм остро реагирует на незначительные отклонения от нормы в окружающей среде, что связано с его развитием и недостаточной функциональной зрелостью отдельных органов и систем. Связи между соматическими и психическими процессами более тесные, чем у взрослых.

Поэтому решение многих педагогических задач должно осуществляться с обязательным учетом физических возможностей и состояния ребенка.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Здоровый образ жизни – совокупность типичных видов жизнедеятельности человека, которая в единстве с условиями жизни, направлена на организацию правильной, нормальной деятельности организма, его полное физическое и психическое благополучие.

Физическое воспитание – это процесс целенаправленного и систематического формирования здорового, полноценного человека, его физических сил и физических качеств, обеспечивающих его приобщение к физической культуре и стремление к физическому совершенству.

Физическая культура – совокупность материальных и духовных ценностей общества, которые накоплены, создаются и используются для физического совершенствования людей.

Содержание физической культуры составляют: 1) личная гигиена, включающая в себя навыки в труде и быту (аккуратность, опрятность одежды, чистоту помещений), и привычки к гигиеническому режиму (рациональный распорядок деятельности и отдыха, гигиена сна, питания и т.д.); 2) закаливание организма в естественных условиях природы (воздух, солнце и вода); 3) физические упражнения.

Физическое совершенство – исторически обусловленный уровень гармоничного физического развития, здоровья, физической подготовленности человека, оптимально соответствующий требованиям общества.

Система физического воспитания включает создание санитарно-гигиенических условий, закаливание, формирование культурно-гигиенических навыков, организацию рационального питания, проведение утренней гимнастики, физкультурных занятий, прогулок, спортивных игр и развлечений.

Физическое воспитание тесно связано с возрастными особенностями детей.

В связи с этим и определяются конкретные задачи, содержание, методы и формы организации физического воспитания в раннем дошкольном и школьном возрасте, а также преемственная связь между ними.

Особенно важно физическое воспитание в раннем и дошкольном детстве, когда происходит наиболее интенсивное развитие организма ребенка, когда формируются основные его движения, но вместе с тем организм еще очень слаб и раним.

Физическое воспитание детей дошкольного возраста направлено прежде всего на охрану жизни и укрепление здоровья, полноценное физическое развитие, формирование двигательных навыков и развитие физических качеств, на освоение культурно-гигиенических навыков, воспитание привычек к упорядоченному ритму жизни.

Место физического воспитания детей дошкольного возраста в общей системе воспитания с учетом современных требований.

Работа по физическому развитию пронизывает всю организацию жизни детей в семье и дошкольном учреждении, организацию предметной и социальной среды, все виды детской деятельности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников. В дошкольном учреждении режим дня ребенка предусматривает занятия по физическому воспитанию, игры и развлечения на воздухе, отдельные закаливающие процедуры, при проведении которых учитываются региональные и климатические условия.

Основной формой обучения детей движениям признаны занятия, проводимые инструктором по физической культуре (или воспитателем).

В тоже время значительное место в системе физического воспитания занимают подвижные игры, которые широко применяются на занятиях учителя-дефектолога, на других занятиях (музыка, ритмика, театрализованная деятельность), а также в ходе прогулок, проводимых воспитателем.

Занятия по физическому воспитанию решают как общие, так и коррекционные задачи. В занятия включаются физические упражнения, направленные на развитие всех основных движений (метание, ходьба, бег, лазание, ползание, прыжки). Большое разнообразие воспитательных дел физкультурного направления позволяет решать в комплексе задачи нравственного, умственного, эстетического и трудового воспитания.

Единство физического и психического развития ребенка.

Психические процессы: восприятие, внимание, воображение, память, мышление, речь – выступают как важнейшие компоненты любой человеческой деятельности.

Деятельность ребенка раннего и дошкольного возраста выражается прежде всего в движениях. Первые представления о мире, его вещах и явлениях к ребенку приходят через движения его глаз, языка, рук, перемещение в пространстве.

Чем разнообразнее движения, тем больше информации поступает в мозг, тем интенсивнее интеллектуальное развитие. Развитость движений – один из показателей правильного психического развития.

Это развитие координации движений (восприятие направления и скорости движения, времени и пространства); способности запоминать последовательность движений и двигательных операций (память: запоминание и воспроизведение); внимания к своим движениям и действиям других; умения выполнять движения по словесной инструкции (воображение); инициативности в движениях; анализа движения по качеству его выполнения (мышление); развитие речевых умений и навыков. Движения выполняются с речевым сопровождением и опорой на зрительные и тактильные образы-представления. Развитие всех видов ручной моторики и зрительно-двигательной координации служит основой для становления типичных видов детской деятельности, является предпосылкой становления устной и письменной речи, а также способствует повышению познавательной активности детей.

Задачи физического воспитания: оздоровительные, воспитательные, образовательные. Методы физического воспитания.

Оздоровительные задачи имеют жизнеобеспечивающий смысл. Средствами реализации задач этой группы являются гигиенические и социально-бытовые факторы, полноценное питание, оздоровительные силы природы, рациональный режим жизни, физические упражнения.

Педагогическая работа, направленная на решение данной задачи, включает в себя организацию режима жизни детей, закаливающих процедур, специальных упражнений по развитию движений.

Эта сфера физического воспитания детей требует от воспитателя постоянных контактов с медицинскими работниками, учета их рекомендаций, индивидуального подхода к детям, бесед с родителями.

Воспитательные задачи направлены на развитие качеств личности и потребности в физическом совершенстве. Средствами реализации этих задач являются деятельность детей, игры, а также художественные средства (художественная литература, фольклор, кинофильмы, произведения музыкального и изобразительного искусства).

Работа проходит в разных формах: физкультурно-оздоровительная работа в режиме дня (утренняя гимнастика, подвижные игры, физические упражнения на прогулке), самостоятельная двигательная деятельность детей, активный отдых (физкультурные досуги, праздники, дни здоровья). Методы: упражнения, беседа, игра, создание проблемных ситуаций, анализ физических и нравственных качеств.

Данная группа задач предполагает воспитание таких качеств, как ловкость, смелость, сила воли, стремление к преодолению трудностей, чувство товарищества, взаимопомощи.

Образовательные задачи связаны с формированием у ребенка осознанного отношения к своему здоровью. Здесь ведущими становятся такие средства, как образец взрослого, собственная деятельность детей, художественные средства.

Формой работы, в процессе которой наиболее адекватно решаются задачи, является учебная работа на физкультурных занятиях и в повседневной жизни. Среди основных методов следует выделить экспериментирование, упражнения, беседу, рассматривание картин и иллюстраций.

Средства физического воспитания: гигиенические факторы, естественные силы природы, физические упражнения.

В системе физического воспитания работа осуществляется при помощи разнообразных средств, воздействующих на организм:

— гигиенические факторы (правильный режим, рациональное питание, гигиеническая обстановка, формирование культурно-гигиенических навыков).

— естественные силы природы (для закаливания и укрепления организма).

— физические упражнения.

Режим детской жизни – это рациональное, четкое чередование бодрствования, сна, питания, различных видов деятельности, повторяющихся ежедневно в определенной последовательности.

При составлении режима необходимо учитывать следующее:

1. Возрастные особенности высшей нервной деятельности: изменение предела работоспособности клеток коры головного мозга определяет общее количество часов и продолжительность отрезков сна и бодрствования.

Источник: http://MirZnanii.com/a/176269/fizicheskoe-vospitanie-detey-v-dou

Физическое воспитание как важнейший аспект развития детей дошкольного возраста

Физическое воспитание как важнейший аспект развития детей дошкольного возраста

В современном мире, во время всемирной компьютеризации, и как следствие – уменьшения физической активности людей, а в том числе и детей дошкольного возраста, перед родителями и педагогами возникает задача активного физического воспитания дошкольников.

Основными целями физического воспитания ребенка в дошкольном учреждении является формирование здорового, активного жизнерадостного, стойкого, физически и творчески развитого ребенка. В соответствии с психологическими, возрастными и физиологическими особенностями, физическое воспитание призвано решать оздоровительные воспитательные и познавательно-образовательные задачи.

Эти задачи, в большинстве своем, направлены на укрепление и оздоровление организма, формирование осознанных движений у ребенка, накопления им двигательного опыта и навыкам использования приобретенного опыта в повседневной жизни.

Оздоровление – одна из главных и первостепенных задач физического воспитания дошкольника. Оно направлено на укрепление здоровья и охрану жизни ребенка, способствует все целому психосоматическому развитию, улучшению защитных функций организма, устойчивости к различным заболеваниям, неблагоприятным воздействиям внешней окружающей среды, увеличению активности и работоспособности ребенка.

Читайте также:  Как подготовить и провести классный час

Задачи физического воспитания в области оздоровления уточняются исходя из индивидуальных особенностей развития ребенка и направлены на:

— правильное формирование опорно-двигательного аппарата и осанки; — развитие всех видов мышц и укрепление связок и суставов; — формирование изгиба позвоночника, сводов стопы и развитие гармоничного телосложения;

— регулирование роста ребенка и его массы тела.

У ребенка-дошкольника рано начинается формирование основных движений (ходьба, приседание, наклоны, бег, и т.д.). Но более полно их развитие обеспечивается при грамотно организованном воспитательном процессе.

Кроме повторения основных жизненно необходимых движений, с детьми дошкольного возраста обязательно проведение упражнений, направленных на укрепление определенных групп мышц.

Развитию содействуют также спортивные виды физических упражнений: ходьба на лыжах, катание на коньках, плавание, езда на велосипеде, самокате и т.п.

В дошкольных учреждениях существует определенная система использования физических упражнений с целью разностороннего и активного воздействия на организм ребенка.

Она представляет собой целенаправленное, организованное использовании подвижных игр, занятий по физической культуре, утренней гимнастики, а также в широком применении активных игр и физкультурных упражнений в самостоятельной двигательной деятельности детей в том числе и на свежем воздухе во время прогулки.

Для развития активной двигательной деятельности ребенка большое значение имеет творческий подход. Он способствует развитию потенциальных возможностей организма ребенка, создает необходимые условия для реализации свободы действий, обеспечивает гармоничное взаимодействие ребенка с самим собой, социальной средой и окружающим миром.

Кроме оздоровления, физическое воспитание включает в себя и образовательные задачи.

Они подразумевают формирование различных двигательных умений и навыков; развитие быстроты, силы, гибкости, выносливости, ловкости (психофизических качеств); развитие двигательных функций (равновесия, координации движений).

В процессе физического воспитания ребенок: — получает определенный набор знаний о физических упражнениях; — осознает свои двигательные действия и возможности; — усваивает начальную физкультурную и общую пространственную терминологию, получает необходимые знания о выполнении движений, об играх и спортивных упражнениях; — формируются такие нравственные основы личности как: чувство собственного достоинства, дружба, взаимопомощь, справедливость, умение заниматься в коллективе, ответственность за порученное дело;

— происходит воспитание волевых качеств (смелость, выдержка, настойчивость в преодолении трудностей, решительность, уверенность в своих силах, самообладание) и т.д.

Спецификой организации физкультурно-оздоровительной, развивающей среды может стать организация ее на основе активизации сенсомоторной активности ребенка. На физкультурных занятиях и прогулках двигательная активность должна совмещаться с познавательной деятельностью.

Для решения данной задачи ориентировка в пространстве зала должна производиться на основе знаков и символов, которые сопровождают занятия, инвентарь и помещения залов. Например, разметка пола, стен, потолка, которые служат ориентирами для построений и перестроений.

Важную роль на занятиях по физическому воспитанию играет цветовое решение помещения, в котором занимается ребенок. Цветовой дизайн зала и его оформление являются факторами, обуславливающими взаимодействие внешней и внутренней среды, обеспечивающими жизнедеятельность и развитие ребенка.

Запах и звук в соответствии с темами занятий, так же могут использоваться для развития воображения и восприятия, а также ориентирования в пространстве. При этом решаются такие задачи, как формирование восприятия пространства за пределами зала.

Таким образом, в заключении статьи, можно сделать вывод, что физическая культура является эффективным способом подготовки ребенка к жизни, но только в том случае, если все вышеперечисленные задачи физического воспитания решаются в единстве, и обеспечивают всестороннее воспитание ребенка, а также готовность к учебе в школе и труду.

Источник: http://PlanetaDetstva.net/vospitatelam/pedsovet/fizicheskoe-vospitanie-kak-vazhnejshij-aspekt-razvitiya-detej-doshkolnogo-vozrasta.html

Физическое воспитание детей дошкольного возраста / Mama66.ru

Физическое воспитание детей дошкольного возраста / Mama66.ru

Физическое воспитание детей — очень важный показатель во всестороннем развитии личности. Оно формирует в ребенке важные качества, такие как воля, трудолюбие, коллективизм.

Очень важно, чтобы физическое воспитание проходило правильно. А для этого необходимо понимать его роль и важность в развитии личности.

Понятие и важность физического воспитания

Физическое воспитание — это основа для всестороннего и гармоничного развития личности. Оно неотрывно связано с интеллектом: чтобы трудиться умственно нужно затратить некоторое количество физических сил.

Ребенок, правильно воспитанный физически, более требователен к самому себе, у него появляется чувство товарищества и принадлежности к коллективу.

Физическое развитие — это не только укрепление воли, но и совершенствование силы маленького человека.

Выносливость ребенка будет формироваться в процессе занятий физкультурой. Можно также заняться каким-либо видом спорта. Это поможет развиться не только физически, но и оздоровить весь организм.

Малыш может отдать предпочтение спортивным играм, а может окунуться в тяжелую атлетику или плавание. У ребенка нужно вырабатывать потребность заниматься физкультурой и спортом.

Лишь такой подход в физическом воспитании позволит укрепить волю малыша, развить работоспособность и сделать более совершенной его физическое состояние.

Физическое воспитание и закаливание детей существуют неразрывно друг от друга. Закаливая организм ребенка каждый день, мы делаем его более устойчивым к температурным изменениям окружающей среды. Эта процедура позволяет также быть бодрым и наполненным энергией в течение дня.

Методы воспитания здоровой личности

Различают общепедагогические и специфические методы физического воспитания. К первой категории можно отнести игру, упражнения и соревнования. Общепринятые методы включают в себя наглядное и словесное воздействие.

Чтобы достичь нужного результата, недостаточно использовать лишь один метод физического воспитания. Как правило, они существуют комплексно. Это позволяет более правильно и всесторонне развить личность.

Как правильно организовать условия для физического воспитания дома

Физическое воспитание ребенка в семье должно проводиться комплексно с занятиями в детском саду или яслях. Это сделает малыша более подготовленным к труду и жизни, устойчивым к различного рода заболеваниям, более заинтересованным в занятиях физкультурой. Совместное развитие ребенка в семье и дошкольном учреждении позволит усовершенствовать его двигательные навыки.

Детский организм нуждается не только в физических упражнениях, но и в воздействии естественных сил природы. Именно поэтому их нужно использовать в комплексе.

Вода очистит кожу от загрязнений, воздух снабдит кислородом и уничтожит микробов, а солнце поспособствует обогащению организма витамином D.

Эти три природных компонента можно использовать и как отдельное средство закаливания.

Дети раннего и дошкольного возраста нуждаются в определенном режиме. Им необходимо правильно питаться, выходить на свежий воздух, спать днем и ночью. Другая часть оздоровительных процедур не требует строгого режима.

Чтобы ребенок спокойно спал дома, его необходимо покормить не позже чем за час до сна. Не следует кричать на ребенка или волновать его перед укладыванием в постель. Желательно принять теплую ванну. Кладите спать малыша в одно и то же время. Не делайте постель слишком теплой и мягкой. Не кладите подушку слишком высоко.

Закаливание ребенка в домашних условиях тоже нужно проводить с умом. Для начала следует проконсультироваться с педиатром о том, можно ли ребенку проводить такие процедуры.

Если врач разрешит, то нужно начинать с полоскания горла прохладной водой, каждые три дня уменьшая её температуру на 1 градус.

Лишь после того, как станет заметным улучшение здоровья, можно переходить к другим методам закаливания, таким как обтирание, обливание тела и ног.

Одевать ребенка дома и на прогулку нужно по погоде. Одежда не должна перегревать тело малыша и стеснять его движения. Если ребенок одет правильно, он будет испытывать небольшой холодок, находясь без движений.

Было доказано, что более комфортно дети чувствуют себя при комнатной температуре не выше 20 градусов. Это связано с тем, что терморегуляция организма ребенка при более высоких температурах не развивается. Такая ситуация, в свою очередь, приводит к распространению респираторных заболеваний.

Ребенок должен научиться самостоятельно выполнять все гигиенические процедуры без напоминания взрослых к 4–5-летнему возрасту.

К этому времени он уже может ухаживать за одеждой, чистить зубы, мыть руки, правильно пользоваться вилкой и ложкой, убирать на место игрушки, застилать свою постель.

Кроме того, ребенок уже способен самостоятельно использовать туалетную бумагу и носовой платок.

И конечно же, никакое физическое воспитание не обойдется без утренней зарядки. Лучше всего использовать упражнения, сопровождая их стихами. Ребенку так проще и интереснее. Сначала произносить стихи может только взрослый. Потом, по желанию ребенка, это может делать и он сам.

Занимаемся физическим воспитанием с малышами

В раннем возрасте происходит более интенсивное развитие организма ребенка, формируются необходимые умения. Этот период характеризуется развитием специфического поведения малыша. Физическое воспитание детей раннего возраста может проходить с использованием санок, мячей, велосипедов и прочего реквизита.

Читайте также:  Конспект развивающего занятия со старшими дошкольниками

Двигательное поведение детей раннего возраста характеризуется началом ходьбы и овладением координацией движений. Также в этом возрасте малыши начинают бегать, и бег у некоторых получается гораздо лучше, чем ходьба. Это объясняется тем, что возбуждение у ребенка преобладает над торможением. Поэтому ему хочется двигаться.

Двигательные процессы раннего возраста не заканчиваются только ходьбой и бегом. Многие малыши активно лазают. Они стремятся преодолеть препятствия из подушек, коробков, ящиков, скамеек и прочего, что оказывается на их пути.

Поэтому им нужно организовывать игры с подобными препятствиями. Так, можно использовать игру «Преодолей препятствие». Она заключается в раскладывании по ковру различных предметов, которые имеются дома. Это могут быть диванные подушки, стульчики и т. п.

Следует предложить ребенку преодолеть эти препятствия.

Подвижная игра совместно с малышом также будет содействовать его физическому развитию. Чем лучше в семье будет создана предметно-развивающая среда, тем большей будет двигательная активность детей раннего возраста. Поэтому совет родителям: найти в квартире свободное место и организовать его под игровое пространство для детей.

В качестве примера можно привести ещё одну занимательную игру. Она называется «Собираем шарики». Для этого необходимо запастись разноцветными шарами и большой коробкой или корзиной. Возможно несколько вариантов игры.

Можно рассыпать шарики и создать преграды для их сбора. Если ребенок уже различает шары, то попросить его собрать шарики какой-либо одного цвета. Таким образом ребенок будет развиваться не только физически, но и умственно.

Можно поиграть с малышом в «Провези — не задень». Для этого необходимо провести игрушку-каталку. В специально отведенной для игр комнате нужно поставить кубики, ящики, кегли, диванные подушки и прочее. Они будут выполнять роль преград.

Сначала взрослый должен показать ребенку что нужно сделать. Основной задачей этой игры является прокатывание игрушки-каталки по выложенной из препятствий траектории. Предметы не должны быть задеты.

После того как взрослый показал, в чём состоит задача малыша, ребенок сам должен проделать то же самое.

«Прокати шар в ворота»— ещё один вариант игры с детьми раннего возраста. Для её проведения понадобятся кубики, шар и ворота, которые можно соорудить из подручных материалов (других игрушек). Задачей малыша является прокатывание шара к цели — кубикам или кеглям, которые ставятся в ворота. Нужно сбить их.

Занимаемся с дошкольниками

Если в раннем возрасте лазанье, бег и ходьба только развивались, то в дошкольный период они начинают совершенствоваться. Дети уже могут заниматься на тренажерах и выполнять упражнения с предметами. Следует развивать их способности и организовать условия для этого.

В дошкольный период детям уже доступны упражнения по сохранению равновесия. Они могут метать легкие предметы или мячи. Дошкольники способны бросать и ловить. Поэтому с ними можно играть в игры, где активно используются именно такие действия.

Физическое воспитание детей дошкольного возраста может заключаться в беге, в лазанье по тренажерам, бросании и ловле мяча с небольшого расстояния. Дошкольники могут перепрыгивать через препятствия, прыгать на одной или двух ногах. Также они способны забираться на невысокие предметы и спрыгивать с них.

Навыки метания в дошкольном возрасте формируются интенсивнее всего. Если перед ребенком стоит задача бросить мяч в цель, то он не контролирует дальность и направление броска. Ребенок просто выпускает мяч из рук. Ловля предметов тоже ещё недостаточно развита.

Чтобы дошкольник развивался физически не только в специальном учреждении, но и дома, необходимо организовать для этого подходящие условия. Следует выделить отдельную комнату для игр, застелить полы ковром, оборудовать её тренажерами и игрушками. Самый важный предмет в жизни дошкольника — это мяч. Он тренирует быстроту реакции, координацию движений и меткость.

Подведем итоги

В заключение хочется дать несколько советов родителям.

  1. Для правильного физического воспитания необходимо стимулировать потребность детей в физических упражнениях. Здесь немалую роль играет пример и отношение к физической культуре взрослого. Родители должны знать и учитывать потребности и интересы своего ребенка. Не нужно запрещать ему бегать или прыгать. Запомните, как родители будут относиться к физкультуре, такое же отношение к ней сформируется и у самого ребенка.
  2. Нужно поощрять любое достижение малыша, тогда в нём будет поддерживаться нормальная самооценка. Получив похвалу, ребенок будет ещё больше стараться выполнить то или иное полезное действие. Мнения обоих родителей о том, что делать ребенку, не должны расходиться иначе положительного отношения к физкультуре у малыша не будет.
  3. Нужно наблюдать за его состоянием во время выполнения физических упражнений. Не всегда родители способны понять, почему ребенок не хочет выполнять простые упражнения и капризничает. Дело может быть в том, что он устал или хочет посмотреть какой-то интересный мультик. Родители должны научиться понимать своего малыша, чтобы наладить с ним душевный контакт.
  4. Если ребенок не хочет больше тренироваться, не нужно заставлять его это делать. Сначала выясните причину такого поведения. Продолжать занятие можно только в том случае, если проблема была устранена.
  5. Не нужно наказывать и ругать ребенка за его неудачи. Они временны, так как ребенок только познаёт новый для него мир. Маленькие дети очень болезненно реагируют на свои неудачи и порицание родителей. Нужно дать ребенку понять, что родители уважают в нём личность и его желания.
  6. Важно учитывать желания ребенка при занятии физкультурой. Если одним детям нравится бег, то другим могут быть интересны прыжки. Иногда малыши пытаются подражать любимым героям мультфильмов и просят купить им то, чем занимается их кумир. Этому не стоит удивляться. Нужно прислушаться к потребности ребенка.
  7. Частая смена физических упражнений не приведет к нужному результату. Если ребенка устраивают те движения, которые он выполняет сейчас, оставьте всё как есть. Это поможет быстрее овладеть тем или иным навыком.

Все физические упражнения должны выполняться серьезно, но не нужно перегружать ребенка. При выполнении зарядки необходимо учитывать возраст малыша. Не нужно заставлять выполнять упражнения, если у него нет на то желания. Во всем должны проявляться терпение, любовь и понимание.

Источник: http://mama66.ru/child/fizicheskoe-vospitanie-detejj

№ 1565 Физическое воспитание детей дошкольного возраста — Воспитателю.ру — сайт для воспитателей ДОУ

№ 1565 Физическое воспитание детей дошкольного возраста - Воспитателю.ру - сайт для воспитателей ДОУ

Лукаперов Сергей Дмитриевич

ГБОУ Лицей №1571, дошкольное отделение «Сказка», воспитатель по физической культуре.

Материалы предназначены для воспитателей дошкольных образовательных учреждений и родителей. Советую применять в воспитательном процессе, как важный элемент развития физической активности детей.

Физическое воспитание детей дошкольного возраста

     Я, Лукаперов Сергей, работая с детьми дошкольного возраста в должности воспитателя по физической культуре, хочу поделиться своим бесценным опытом и рассказать вам, уважаемые читатели данного сайта, педагоги и родители о том, насколько важно не только умственное, но и физическое развитие детей, как оно сказывается на дошколятах и влияет на дальнейшее будущее ваших малышей, а также дать рекомендации, советы по достижению результатов в спорте и привить любовь к физической активности. Итак…

   Для начала необходимо приучить ребёнка к физической культуре, но как это сделать? Ответ очень простой — показывать ребёнку на собственном примере, что такое занятия спортом, ведь если не рассказывать и не увлекать за собой, то результата добиться практически невозможно. Ребёнок во всём подражает взрослым, и для малыша просто необходим пример как родителей, так и педагогов во всём. Английская пословица гласит: «Не воспитывайте детей, всё равно они будут похожи на вас. Воспитывайте себя!»… Помните об этом!

   Получая искреннее удовлетворение и радость от работы с детьми я заметил одну вещь: бывает, что ребёнок делает физические упражнения на пределе своих возможностей, скрупулёзно и тщательно выполняя все требования педагога, но этого не достаточно для родителей и, к сожалению, не все поощряют достижения своих ребятишек, а ведь он (или она) сделали всё, что в его силах и на данном жизненном этапе на большее дошкольник просто не способен по причине ряда обстоятельств. Это БОЛЬШАЯ ОШИБКА, которую нельзя допускать, иначе у малыша опустятся руки, он будет чувствовать себя не достойным добиться успехов и побед. Похвала и высокая самооценка несомненно являются сильным стимулом для достижения результатов, нужно ободрять своего ребенка похвалой, удивляться тому, какой он крепкий, ловкий, сильный, смелый, сколько он уже умеет. Поддерживайте и поощряйте ребят, даже если вам кажется, что успех сомнительный, ведь в ответ вы получите ещё большие старания!

Читайте также:  Конспект внеклассного мероприятия по математике «старинные русские меры» в 4 классе

   Пожалуй скажу и о том, что физическое воспитание детей дошкольного возраста подразумевает их ежедневное участие в подвижных играх. Например, командные спортивные игры с детьми старшего дошкольного возраста. Многие заблуждаются, считая, что игры не имеют ничего общего с физическим воспитанием, это не так.

Подвижные игры способствуют развитию физических способностей детей, быстроты реакции, социальных навыков, коммуникабельности. Развивайтесь играя! Это вас сблизит с ребёнком, поможет лучше его понять, понять его потребности и желания. Не забываем о том, что ведущий вид деятельности для дошкольника это ИГРА.

   Необходимо поддерживать интерес детей к различным видам спорта, сообщать им некоторые сведения о событиях спортивной жизни страны, это также является стимулом для занятий. Многие встают перед выбором, в какую спортивную секцию (кружок) отдать своё чадо и часто ошибаются, основываясь на своих детских желаниях и мечтах.

Советую обратить внимание именно на вашего ребёнка, что ему ближе, интереснее. Если у него хорошо развиты навыки общения, если он в любом коллективе чувствует себя, как рыба в воде, — ему отлично подойдут командные виды спорта, такие как футбол, хоккей, баскетбол, волейбол и т. д.

Для организации физического развития ребенка, который является выраженным лидером и не привык делиться своими победами, оптимальным вариантом станет секция художественной или спортивной гимнастики, теннис. Для достижения успехов в этих видах спорта потребуются личные усилия ребенка. Также необходимо обратить внимание на эмоциональную сферу ребёнка…

замкнутый он или гиперактивный, вспыльчивый. Если ваш ребёнок активен, и с утра до вечера как «заведённый», то ему скорее подойдут секции единоборств, кружки, в которых он сможет выплеснуть излишки энергии. Если ваш малыш тихий и спокойный, то возможно ему будут интересны такие виды спорта как плавание или конный спорт.

В любом случае спортивные секции будут полезны для укрепления здоровья малыша, важно не переусердствовать и понять, что действительно необходимо в каждом конкретном случае.

 Доказано, что правильное физическое воспитание детей дошкольного возраста напрямую влияет на нормальное развитие ребенка и его рост.

Очень важно уделять большое внимание физическому воспитанию детей дошкольного возраста на свежем воздухе: это способствует закаливанию детского организма, избавляет малыша от многих болезней. Поэтому немного о закаливании.

Как же закалять детей водой? Купание в открытых водоемах – самый лучший способ закаливания в летний период.  Дети 2–3-летнего возраста уже могут закаляться водой, но только после предварительного закаливания воздухом.

Температура воды должна быть не менее 22–23 °С, воздуха 24–25 °С. Время пребывания в воде на первых порах составляет 3 минуты, а затем изо дня в день увеличивается до 6–8 минут. Купаться достаточно один раз в день.

  Когда дети приобретут определенную закалку, купаться можно и при несколько меньшей температуре воздуха, но не ниже 18°С. Как правило, детям доставляет большую радость и улыбки прибывание в воде, но постарайтесь побыстрее обучить своего ребенка азбуке плавания.

Во избежание несчастных случаев, тщательно выбирайте место для купания. Самое подходящее – с чистым песчаным дном, пологим спуском, со спокойным течением воды. Внимательно следите за поведением ребенка в воде.

После купания его необходимо насухо обтереть, быстро одеть, поиграть с ним, чтобы он в движении согрелся, а потом следует отдохнуть в тени.

    И на последок! Не перегружайте ребенка, учитывайте его возраст. Никогда не заставляйте ребенка выполнять физические упражнения, если он этого не хочет. Нельзя настаивать на продолжении занятий, если по каким-то причинам ребенок этого не хочет. Нужно, прежде всего, выяснить причину отказа, устранить ее и только после этого продолжить занятие.

Наблюдайте за поведением и состоянием своего ребенка во время занятий физическими упражнениями. Иногда взрослые не могут понять, почему ребенок капризничает и не выполняет, казалось бы, элементарных распоряжений . Постарайтесь выяснить причину его негативных реакций. Не жалейте времени и внимания на то, чтобы установить с ребёнком душевный контакт.

    Занимайтесь физической культурой, будьте активны, здоровы, доброжелательны к себе и детям, позитивны, думайте о желаниях, способностях и потребностях детей и вас непременно будет ждать успех!

Источник: http://1.vospitately.ru/publikacii-vospitateley/noyabr/no-1565-fizicheskoe-vospitanie-detey-doshkolnogo-vozrasta/

Физическое воспитание детей дошкольного возраста

Васильева Любовь Иннокентьевна

Заведующий, МКДОУ детский сад «Незабудка», Иркутская область

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Васильева Л.И. Физическое воспитание детей дошкольного возраста // Совушка. 2016. N4(6). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/6/ (дата обращения: 03.05.2018 ).

Физическое воспитание для детей то же, что и фундамент для здания. Чем прочнее заложен фундамент, тем выше может быть возведена постройка; чем больше забот о физическом воспитании ребенка, тем больше успехов он достигнет в общем развитии; в науке; в умении работать и быть полезным для общества человеком.

Физическое воспитание   во все времена занимало важное и ведущее место в воспитании детей. Именно в  дошкольном возрасте закладываются основы здоровья, физического развития, формируются двигательные навыки, создаётся фундамент для воспитания физических качеств.

Формирование физических качеств, двигательных навыков и умений тесно связано с интеллектуальным и психическим развитием ребёнка, с воспитанием нравственно-волевых черт личности

Известно, что систематические занятия физической культурой повышают иммунитет детей, что впоследствии повышает сопротивляемость организма к различным инфекционным и простудным заболеваниям

В нашем дошкольном образовательном учреждении физическое воспитание осуществляется различными физкультурно-оздоровительными средствами, среди которых немаловажное значение отводится подвижным играм, спортивным развлечениям, играм с элементами спорта

Успешное решение задач физического воспитание возможно лишь при осуществлении индивидуального  подхода к детям во взаимосвязанной работе дошкольного образовательного учреждения и семьи.

Задачи физического воспитания в дошкольном образовательном учреждении определяются общей целью и конкретизируются с учетом особенностей развития детей в каждом возрастном периоде

Цель физического воспитания — формирование основ здорового образа жизни, его направленность на укрепление здоровья, физического и психического развития, эмоционального благополучия каждого ребенка

В раннем возрасте необходимо создавать благоприятные условия для полноценного физического развития каждого ребёнка, его положительного эмоционального состояния и активного поведения

В младшем возрасте главной задачей  физического развития является развитие самостоятельной двигательной деятельности посредством создания благоприятных для этого условий, накопление индивидуального опыта в разнообразных движений

Для детей среднего возраста решаются задачи по увеличению адаптационных способностей и работоспособности детского организма; по гигиеническому и нравственно-волевому воспитанию детей, расширению и углублению их представлений и знаний о пользе занятий физическими упражнениями и играми, воспитанию интереса к активной двигательной деятельности

В старшем возрасте двигательная деятельность ребёнка становится всё более многообразнее. Дети уже достаточно хорошо владеют основными движениями; начинается освоение разнообразных способов выполнения спортивных упражнений многих видов.

Дети подготовительной группы более активны. Умело пользуются своим двигательным аппаратом. Движения их достаточно координированы и точны. Ребенок умеет их сочетать в зависимости от окружающих условий.

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).

В возрасте пяти лет детей приучают участвовать в соревнованиях, достигать наилучших результатов в движениях не ради своих личных интересов и демонстрации своих успехов, а ради достижения успеха в общей коллективной задаче.

Это помогает воспитанию ответственности за результаты совместной деятельности, формированию дружеских отношений, взаимопомощи.

Надо приучать детей быть великодушными к проигравшим, относиться с уважением к соперникам, быть справедливыми и честными в спортивной борьбе.

Источник: http://kssovushka.ru/zhurnal/6/334-fizicheskoe-vospitanie-detei-doshkolnogo-vozrasta/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector