Формирование интереса учащихся к математике при решении задач

Формирование интереса учащихся к математике при решении задач

Автор: Бахтина Светлана Анатольевна, учитель математики МОУ Приволжская ОШ

Формирование интереса учащихся к математике при решении задач.

Роль задач в обучении очень разнообразна и сложна. Задачи используются и для выработки навыков вычислений и преобразований, и для пространственного воображения, и для показа применений знания, и для

других целей, среди которых важное место занимает использование задач для формирования интереса к изучению математики.

Исследования педагогов и психологов показывают, что учащихся интересуюткак как абстрактные, так и конкретные задачи, лишь бы они были достаточно разнообразны по тематике и способам решения, а также, чтобы они требовали размышления, догадки, сообразительности.

Однако в условиях массового обучения уровень математического развития учащихся одного и того же класса бывает различным и даже в старших классах самостоятельный поиск решений новой задачи доступен только нескольким ученикам.

Таким образом, учитель должен основной массе учеников предлагать посильные задачи, с которыми они могу справиться. Только решив задачу, школьник почувствует удовлетворение, желание продолжить работу. Только в этом случае у него может возникнуть интерес.

Поэтому невозможно полностью отказаться от решения стандартных задач, их следует использовать в учебных целях, постепенно наращивая их трудность.

Задачи должны увлекать не только содержанием, но и формой. Одну и ту же задачу можно подать весьма буднично, а можно интригующе. Сравним задачи 1 и 2:

Задача 1.

То же самое задание можно преподнести как задачу:

Решение:(

Подобных задач достаточно много. Не трудно придумать такую задачу самому ученику (дать в качестве домашнего задания).

Даже самую простую задачу на тему «Сложение» (5 класс) можно сделать более интересной и увлекательной, изменив ее содержание:

Например:

Некоторые учителя считают, что решать занимательные задачи на уроке нецелесообразно. Однако решение занимательных задач не только прививает интерес школьников к математике, но и формирует определенную гибкость мышления, умение и готовность рассматривать нестандартные и проблемные ситуации.

У учащихся большой интерес вызывает придание счету или преобразованию необычной формы записи.

Пример 1. Прием умножения двузначных чисел на 11.

И аналогично:

Пример 2. Способ возведения в квадрат чисел, оканчивающихся цифрой 5. Учитель может написать на доске несколько примеров и подробное их вычисление и дать школьникам задание: «Посмотрите внимательно на вычисления и сами попытайтесь сформулировать «правило» возведения в квадрат чисел, оканчивающихся на 5».

Способов возведения в квадрат чисел существует много, все они представляют большой интерес. В качестве домашнего задания учитель может попросить учеников изучить их и на следующем уроке показать, как «они работают».

Во многих задачниках есть так называемые . Опыт показывает, что именно задачи этого типа вносят большой вклад в зарождение и развитие у учащихся познавательного интереса к изучению математики. Достаточно велик познавательный потенциал рассмотрения таких задач. Возьмем, к примеру, задачу:

Условие данной практической задачи очень просто по своему содержанию, оно доступно даже ученикам начальной школы. Математическая содержательность задачи в том, что ее решение знакомит учащихся с последовательными изменениями значений переменной величины (объема воды, находящейся в каждом из трех сосудов). Наконец, решение можно рассматривать как ряд последовательно выводимых заключений.

При разборе этой задачи на уроке в 5 классе можно несколько изменить основной вопрос задачи, поставив его в наиболее естественной и в более общей форме: «Можно ли с помощью этих сосудов отмерить какие-нибудь другие целочисленные (в литрах) количества воды?»

Составим табличку данных и используем ее в процессе решения:

Сходны (по рассмотрению ряда промежуточных ситуаций) с задачами на переливание .

К примеру, задача 1: Два поезда, каждый по 80 вагонов, встретились на одноколейном пути, имеющем небольшую тупиковую ветку. Как разойтись этим поездам, если тупиковая ветка может вместить тепловоз и 40 вагонов? (Поезда могут идти и задним ходом.)

Или задача 2: Квартал застроен пятиэтажными и девятиэтажными домами, причем девятиэтажных домов меньше, чем пятиэтажных.

Если число пятиэтажных домов увеличить в 4 раза, а девятиэтажных домов — в 2 раза, то общее количество домов останется меньше 54, а если вдвое увеличить только число девятиэтажных домов, то общее количество домов станет более 24. Сколько пятиэтажных домов построено в квартале?

Кроме того, в задачниках есть задачи, которые можно объединить под условным названием Математический, познавательный, развивающий потенциал таких задач очень велик.

Например, такова задача: Задача, как говорят, с подвохом, поэтому она приучает различать близкие, но не идентичные понятия числа разрезов и числа частей. Трехметровое бревно можно распилить на 6 полуметровых частей (3:0,5=6), но разрезов будет не 6, а на 1 меньше, т.е.

5, что хорошо видно, если сделать рисунок. Всего разрезов сделано в 60 раз больше: 5*60=300 (разрезов).

Многие школьники, не любящие математику, часто указывают причину – «на уроках скучно, не интересно».

Для снятия этого фактора, отрицательно влияющего на формирование познавательного интереса, следует предложить учащимся такие задачи, решение которых требует от них поисковой и исследовательской самостоятельности.

Эти задачи должны быть такими, чтобы их содержательная сторона и процесс решения вызывали бы у учащихся внутренний положительный отклик, делали саму учебную деятельность приятной и увлекательной.

Уместно в связи с этим напомнить известную мысль американского математика Д. Пойа (Пойа много работал со школьными учителями математики и внёс большой вклад в популяризацию науки), сравнившего учителя математики с продавцом, который на каждом уроке должен «продавать немножко математики». А чтобы «продать математический товар», ученика надо заинтересовать. Приведем соответствующие задачи:

Задача 1. Найдите ошибку в следующих рассуждениях:

«Докажем, что 4 = 5».

16 – 36 = 25 — 45

4 = 5

Задача 2. Земной шар один раз опоясали по экватору веревкой. Затем эту веревку удлинили на 1 м и расположили ее в плоскости экватора как концентрическую с данной окружностью. Пройдет ли в образовавшийся зазор апельсин среднего размера?

Решение: рисунок ris 1.png.

Пусть l-ширина зазора, тогда:

: Разнообразие задач повышает активность учащихся на уроке, которая, в свою очередь, является главным показателем возникновения интереса к предмету.

Источник: https://infourok.ru/formirovanie-interesa-uchaschihsya-k-matematike-pri-reshenii-zadach-1141313.html

Развитие интереса к математике

Развитие интереса к математике

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Развитие интереса к математике.

Стикина Антонина Николаевна

учитель математики МОУ Вознесеновская СОШ.

Возникновение интереса к математике у значительного числа учащихся зависит в большей степени от методики её преподавания, от того, насколько умело будет построена учебная работа. Это особенно важно в подростковом возрасте, когда ещё формируются интересы и склонности к тому или иному предмету.

Для нынешнего контингента учащихся непригоден ряд традиционных приёмов обучения, в частности, базирующихся на авторитарном нажиме; появление профильных классов и классов с углублённым изучением математики привело к более резкой дифференциации обучения. Это побуждает творчески мыслящих учителей искать новые методы и средства обучения, способствующие развитию интереса к математике.

В 10-11 классах к учебному плану добавляются элективы и элективные предметы. Основная цель – подготовка к сдаче ЕГЭ и поступление в ВУЗ; как можно полнее развивать творческие способности каждого ученика.

Читайте также:  Игры на развитие восприятия у детей 3-4 лет

На уроках обращается внимание на то, что математика экзамена базируется на математике элементарной, но в то же время задачи экзамена обогащены многими идеями высшей математики. В связи с этим знания должны обладать некоторым запасом прочности.

Умственная нагрузка на учащихся в этих классах увеличивается, поэтому от учителей, работающих в этих классах, требуется особое методическое мастерство для поддержания интереса к математике.

Все формы методы ведения урока должны быть устремлены на главное – побудить учащихся к овладению знаниями. Осуществляется это путём:

-мотивации учебной деятельности;

-психологического воздействия на ученика;

-создания на уроках ситуации успеха;

-дидактически грамотно отработанной системы задач развивающего характера;

-поисковых методов решения задач;

-проведение дидактических игр на уроках;

— нестандартных форм занятий;

-развитие нестандартного мышления на практикуме по решению задач повышенной трудности;

-повышения уровня математической подготовки выпускников;

-содействия профессиональной ориентации учеников в области математики и её приложений;

-организация внеклассной работы.

Остановлюсь на нестандартных формах занятий. Такая форма обучения помогает воспитывать творческих, думающих учеников.

Уроки отличаются эффективностью, разнообразием методических приёмов, широким использованием дидактического материала, хорошей наглядностью и при этом решаются серьёзные задачи обучения, развития и воспитания учащихся.

В старших классах с этой целью хорошо использовать лекционно-семинарские занятия: лекции, практикумы, зачёты, семинары, конференции.

Такая система подачи материала позволяет учителю излагать материал крупным блоком и высвободить время для повторения вопросов теории и решения задач. Так же обеспечивается усиление прикладной и практической направленности преподавания, приобщения учащихся к активной работе с учебной литературой, повышения уровня их подготовки.

В форме лекции можно провести следующие виды уроков:

-уроки изучения нового материала, на которых подача материала ведётся крупным блоком;

-уроки, на которых рассматривается сложный материал;

-уроки, на которых рассматривается решение базисных задач;

-уроки обобщения и систематизации знаний;

-уроки, показывающие применение изученного материала при решении практических задач.

Типы лекций: информационная, объяснительная, лекция – беседа. Для формирования интереса обязательно мотивируется необходимость новых знаний. Этот приём настраивает учащихся на работу, включает внимание. Чтобы активизировать мыслительную деятельность учащихся необходимо создание проблемных ситуаций.

Целью проведения семинара может быть:

-приобретение новых знаний;

-обучение самостоятельному применению знаний в нестандартных ситуациях;

-уточнение имеющихся знаний и их корректировка.

В форме семинара можно проводить уроки, посвящённые различным методам решения задач. К такому семинару предлагается список задач, которые надо решить. Хорошо, если хотя бы 2-3 из них решались несколькими способами. Тогда на уроке идёт обсуждение найденных способов решения, отмечаются достоинства и недостатки каждого из них, делается вывод.

Уместно к некоторым задачам дать историческую справку. Для повышения интереса полезно предлагать учащимся самим подобрать задачи, которые эффективно решаются одним из рассмотренных методов, но громоздко остальными. Уроки – семинары достигают цели тогда, когда на занятии возникает дискуссия, предлагаются оригинальные методы решения задач.

Формирование устойчивого интереса к математике возможно с помощью умелого сочетания форм и методов работы на уроке, морального климата в отношении с учащимися, доброжелательной атмосферы, чтобы никто не боялся задавать вопросы, если непонятно, спорить с учителем, высказывать своё мнение.

Как же привлечь внимание учащихся к поставленному заданию? Одним из путей может быть такой:

-анализируется условие задачи и коллективно намечается ход решения. Когда он понятен всему классу, учитель может предложить записать решение на доске и слабоуспевающему ученику;

-после решения кратковременной самостоятельной работы или после математического диктанта ученики обмениваются тетрадями и проверяют работу товарища. Это не только развивает внимание, но и вызывает познавательный интерес к содержанию учебного материала;

-самоконтроль можно провести таким образом: даётся самостоятельная работа по вариантам, ответы записаны на отдельном листе в произвольном порядке, каждому из них соответствует определённая буква. Если ученик правильно решит все примеры, то с верными ответами буквы станут на свои места, и получится слово или фраза.

Всё это делается ради одной из главных целей обучения — ради того, чтобы учащимся было интересно на уроке, чтобы унесли они с него не только сложные доказательства и формулы, а нечто большее – тепло учительского сердца, любовь и увлечённость предметом.

Литература:

1.Окунев А.А. Спасибо за урок, дети! Книга для учителя: Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1988г.

2. Коваленко В.Г. Дидактические игры на уроках математики: книга для учителя. – М.: Просвещение, 1990г.

3.Кордемский Б.А., Ахадов А.А. Удивительный мир чисел: (Математические головоломки и задачи для любознательных) – М.; Просвещение, 1986г.

  1. Автореферат

    Защита состоится «6» февраля 2009 г. в 1400 часов на заседании диссертационного совета ДМ 212.009.05 при Астраханском государственном университете по адресу: 414 , г.

  2. Урок

    Основная задача современной школы – формирование активной, творческой личности, способной самостоятельно решать разнообразные задачи. Следовательно, существует необходимость в новом подходе к обучению математике.

  3. Реферат

    Огромную роль в жизни людей играет творчество. Именно оно делает человека человеком в настоящем понимании этого слова. Творчество – это созидание, упорядоченность, жизнь.

  4. Документ

    Учитель: У школьников обычно складывается впечатление, что математика занимается исключительно числами и измерениями. Однако, на самом деле, математика – это нечто гораздо большее, чем просто наука для счетоводов и кассиров.

  5. Урок

    В концепции модернизации российского образования сказано, что основной задачей модернизации российского образования как универсального средства достижения качественного и доступного образования является соответствие актуальным и перспективным

Источник: https://refdb.ru/look/1558976.html

«Формирование интереса к урокам математики»

Проблема познавательного интереса — одна из актуальных. Педагогической наукой доказана необходимость теоретической разработки этой проблемы и осуществление её практикой обучения. Необходимость готовить к творчеству каждого растущего человека не нуждается в доказательствах. Именно на это должны быть направлены усилия педагогов.

Тяга к творчеству, которая (как и всякая чисто человеческая потребность) является не врождённым качеством, не природным даром, а результатом воспитания (стихийного, незаметного или организованного, очевидного), — эта тяга к творчеству может быть сама обращена в средство педагогического воздействия, в частности, в средство формирования познавательных интересов школьников, в средство формирования потребности учиться, получать знания. Исходя из актуальности проблемы, мной выбрана тема исследования «формирование познавательного интереса на уроках математики». Проследить роль творческих заданий при формировании познавательных интересов учащихся на уроках математики.

Познавательный интерес – избирательная направленность личности на предметы и явления окружающие действительность. Эта направленность характеризуется постоянным стремлением к познанию, к новым, более полным и глубоким знаниям . Систематически укрепляясь и развиваясь познавательный интерес становится основой положительного отношения к учению. Познавательный интерес носит поисковый характер. Под его влиянием у человека постоянно возникают вопросы, ответы на которые он сам постоянно и активно ищет. При этом поисковая деятельность школьника совершается с увлечением, он испытывает эмоциональный подъем, радость от удачи. Познавательный интерес положительно влияет не только на процесс и результат деятельности, но и на протекание психических процессов — мышления, воображения, памяти, внимания, которые под влиянием познавательного интереса приобретают особую активность и направленность. Познавательный интерес — это один из важнейших для нас мотивов учения школьников. Его действие очень сильно. Под влиянием познавательного интереса учебная работа даже у слабых учеников протекает более продуктивно. Познавательный интерес при правильной педагогической организации деятельности учащихся и систематической и целенаправленной воспитательной деятельности может и должен стать устойчивой чертой личности школьника и оказывает сильное влияние на его развитие. Познавательный интерес выступает перед нами и как сильное средство обучения. Классическая педагогика прошлого утверждала – ” Смертельный грех учителя – быть скучным”. Когда ребенок занимается из-под палки, он доставляет учителю массу хлопот и огорчений, когда же дети занимаются с охотой, то дело идет совсем по-другому. Активизация познавательной деятельности ученика без развития его познавательного интереса не только трудна, но практически и невозможна. Вот почему в процессе обучения необходимо систематически возбуждать, развивать и укреплять познавательный интерес учащихся и как важный мотив учения, и как

Читайте также:  Исторические викторины для школьников с ответами

стойкую черту личности, и как мощное средство воспитывающего обучения, повышения его качества.

Опираясь на огромный опыт прошлого, на специальные исследования и практику современного опыта, можно говорить об условиях, соблюдение которых способствует формированию, развитию и укреплению познавательного интереса учащихся:

1 условие. Максимальная опора на активную мыслительную деятельность учащихся.

Главной почвой для развития познавательных сил и возможностей учащихся, как и для развития подлинно познавательного интереса, являются ситуации решения познавательных задач, ситуации активного поиска, догадок, размышления, ситуации мыслительного напряжения, ситуации противоречивости суждений, столкновений различных позиций, в которых необходимо разобраться самому, принять решение, встать на определённую точку зрения.

2 условие. Обеспечивающее формирование познавательных интересов и личности в целом, состоит в том, чтобы вести учебный процесс на оптимальном уровне развития учащихся.

3 условие. Эмоциональная атмосфера обучения, положительный эмоциональный тонус учебного процесса — третье важное условие.

Благополучная эмоциональная атмосфера обучения и учения сопряжена с двумя главными источниками развития школьника: с деятельностью и общением, которые рождают многозначные отношения и создают тонус личного настроения ученика.

Оба эти источника не изолированы друг от друга, они всё время переплетаются в учебном процессе, и вместе с тем стимулы, поступающие от них, различны, и различно влияние их на познавательную деятельность и интерес к знаниям, другие — опосредованно.

Благополучная атмосфера учения приносит ученику те переживания, о которых в своё Д.И. Писарев говорил, что каждому человеку свойственно желание быть умнее, лучше и догадливей.

Именно это стремление ученика подняться над тем, что уже достигнуто, утверждает чувство собственного достоинства, приносит ему при успешной деятельности глубочайшее удовлетворение, хорошее настроение, при котором работается скорее, быстрее и продуктивней. Создание благоприятной эмоциональной атмосферы познавательной деятельности учащихся — важнейшее условие формирования познавательного интереса и развития личности ученика в учебном процессе.

4 условие. Обеспечивающее благотворное влияние на интерес и на личность в целом — благоприятное общение в учебном процессе.

Известный дидакт, одна из ведущих разработчиков проблемы формирования интереса в процессе учебы – Щукина Г.И. считает, что интересный урок можно создать за счет следующих условий: личности учителя (очень часто даже скучный материал, объясняемый любимым учителем, хорошо усваивается); содержания учебного материала (когда ребенку просто нравится содержание данного предмета); методов и приемов обучения. Если первые два пункта не всегда в нашей власти, то последний – поле для творческой деятельности любого преподавателя. Поговорим о некоторых требованиях к современному уроку. С позиций современной педагогической науки следует обратить внимание на следующее: По возможности стараться на уроке обратиться к каждому ученику не по одному разу, а не менее 3–5 раз, т. е. осуществлять постоянную «обратную связь» – корректировать непонятное или неправильно понятое. Ставить оценку ученику не за отдельный ответ, а за несколько (на разных этапах урока) – вводить забытое понятие поурочного балла. Постоянно и целенаправленно заниматься развитием качеств, лежащих в основе развития познавательных способностей: быстрота реакции, все виды памяти, внимание, воображение и т. д. Основная задача каждого учителя – не только научить (в нашем случае – математика), а развить мышление ребенка средствами своего предмета. Стараться, когда это возможно, интегрировать знания, связывая темы своего курса как с родственными, так и другими учебными дисциплинами, обогащая знания, расширяя кругозор учащихся.

Познавательный интерес, как и всякая черта личности и мотив деятельности школьника, развивается и формируется в деятельности, и прежде всего в учении. Формирование познавательных интересов учащихся в обучении может происходить по двум основным каналам, с одной стороны само содержание учебных предметов содержит в себе эту возможность, а с другой – путем определенной организации познавательной деятельности учащихся. Первое, что является предметом познавательного интереса для школьников – это новые знания о мире. Вот почему глубоко продуманный отбор содержания учебного материала, показ богатства, заключенного в научных знаниях, являются важнейшим звеном формирования интереса к учению. Каковы же пути осуществления этой задачи? Прежде всего, интерес возбуждает и подкрепляет такой учебный материал, который является для учащихся новым, неизвестным, поражает их воображение, заставляет удивляться. Удивление — сильный стимул познания, его первичный элемент. Удивляясь, человек как бы стремится заглянуть вперед. Он находится в состоянии ожидания чего-то нового. Но познавательный интерес к учебному материалу не может поддерживаться все время только яркими фактами, а его привлекательность невозможно сводить к удивляющему и поражающему воображение. Еще К.Д.Ушинский писал о том, что предмет, для того чтобы стать интересным, должен быть лишь отчасти нов, а отчасти знаком. Новое и неожиданное всегда в учебном материале выступает на фоне уже известного и знакомого.

Вот почему для поддержания познавательного интереса важно учить школьников умению в знакомом видеть новое. Такое преподавание подводит к осознанию того, что у обыденных, повторяющихся явлений окружающего мира множество удивительных сторон, о которых он сможет узнать на уроках.

Одним из средств формирования познавательного интереса является занимательность. Элементы занимательности, игра, все необычное, неожиданное вызывают у детей чувство удивления, живой интерес к процессу познания, помогают им усвоить любой учебный материал. В процессе игры на уроке математики учащиеся незаметно для себя выполняют различные упражнения, где им приходится сравнивать множества, выполнять арифметические действия, тренироваться в устном счете, решать задачи.

Игра ставит ученика в условия поиска, пробуждает интерес к победе, а отсюда – стремление быть быстрым, собранным, ловким, находчивым, уметь четко выполнять задания, соблюдать правила игры.

В играх, особенно коллективных, формируется и нравственные качества личности.

На уроках можно использовать такие игры : ЛЕСЕНКА, МОЛЧАНКА, ДЕСАНТНИКИ, “ПРОДОЛЖАЙ, НЕ ЗЕВАЙ”, ТОЧНО ПО КУРСУ, ПОЕЗД, КОМУ ПОДАЕТСЯ МЯЧ, и многие другие.

Развитию познавательных интересов способствует использование геометрического материала. 1 Вывесив плакат с рисунком, составленным из геометрических фигур. Можно спросить: Из каких фигур состоит рисунок кошки? Какой фигурой представлено туловище? Измерь и найди площадь этой фигуры, сумму длин ее сторон2 Раздать детям геометрические фигуры и дать задание – составить из данных фигур домик, елочку, кораблик и т.д.

Читайте также:  Конспект занятия по развитию речи в старшей группе

Заключение.

Познавательный интерес направлен не только на процесс познания, но и на результат его, а это всегда связано со стремлением к цели, с реализацией ее, преодолением трудностей, с волевым напряжением и усилием.

Познавательный интерес – не враг волевого усилия, а верный его союзник. В интерес включены, следовательно, и волевые процессы, способствующие организации, протеканию и завершению деятельности.

Таким образом, в познавательном интересе своеобразно взаимодействуют все важнейшие проявления личности.

Поделитесь с Вашими друзьями:

Источник: http://psihdocs.ru/formirovanie-interesa-k-urokam-matematiki.html

Журнал Педагог | «Развитие познавательного интереса младших школьников на уроках математики при решении текстовых задач»

Автор: Каримова Ирина Геннадьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №194
Населённый пункт: город Новосибирск, Новосибирская область
Наименование материала: статья
Тема: «Развитие познавательного интереса младших школьников на уроках математики при решении текстовых задач»
Дата публикации: 29.01.2018
Раздел: начальное образование

«

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА

УРОКАХ МАТЕМАТИКИ ПРИ РЕШЕНИИ ТЕКСТОВЫХ ЗАДАЧ».

В

настоящее время исследования ученых показали, что возможности

людей,

которых

обычно

называют

талантливыми,

гениальными

не

аномалия,

а

норма.

Задача

заключается

лишь

в

том,

чтобы

развить

познавательный интерес ребёнка, использовать те богатейшие возможности,

которые дала ему природа, и о существовании которых многие сейчас не

подозревают.

Поэтому

особо

остро

в

последние

годы

стал

вопрос

о

формировании познавательного интереса в процессе обучения, в том числе и

на уроках математики. Изучением вопроса формирования познавательного

интереса у учащихся занимались ученые Истомина Н.Б., Винокурова Н. К.,

Прихожан

А.М.

и

другие.

Результаты

исследований

показывают,

что

формирование

познавательного

интереса

влияет

на

работоспособность,

умение

мыслить

и

доходить

до

истины

самостоятельно,

планировать

деятельность, любовь и интерес к изучению учебного предмета, желание

учиться и много знать. Все это необходимо для дальнейшей жизни ребенка.

Таким образом, одним из важнейших направлений в решении этой

задачи выступает создание в начальных классах условий, обеспечивающих

формирование познавательного интереса детей, связанное с формированием

устойчивых познавательных интересов, умений и навыков мыслительной

деятельности, качеств ума, творческой инициативы и самостоятельности в

поисках способов решения задач.

Объект

исследования:

процесс

обучения

математике

младших

школьников

Предмет исследования: методика развития познавательного интереса

младших

школьников

в

процессе

решения

текстовых

задач

на

уроках

математики.

Цель

исследования – выявить влияние решения текстовых задач на

развитие познавательного интереса младших школьников.

Решение

проблемы

развития

познавательного

интереса

младших

школьников является актуальным.

Целью дипломной работы является изучение процесса формирования

познавательного

интереса

в

начальной

школе

посредством

решения

текстовых задач

Задачи:

1.

Раскрыть понятие познавательного интереса и методы его развития

в

педагогике

на

основе

изучения

психолого-педагогической

литературы

2.

Выявить в методико-математической литературе методы и приемы

решения

текстовых

задач

на

уроках

математики

и

методику

обучения младших школьников

3.

Подобрать систему текстовых задач и разобрать методику развития

познавательного интереса младших школьников с их помощью

4.

Выявить в процессе педагогического эксперимента влияние решения

текстовых

задач

на

формирование

и

развитие

познавательного

интереса к математике учащихся младших классов

Гипотеза исследования : правильно организованный процесс решения

текстовых задач будет способствовать повышению уровня познавательного

интереса

у

младших

школьников

на

уроках

математики,

е сли:

-будут использоваться различные формы организации деятельности учащихся

на уроках математики при решении текстовых задач;

-данная работа будет осуществляться систематически.

Для обоснования эффективности выделенных педагогических условий

была проведена опытно-экспериментальная работа, которая включала в себя

констатирующий, формирующий и контрольный этапы.

База

исследования

МКОУ

для

детей

дошкольного

и

младшего

школьного возраста Прогимназия «Зимородок», 3 класс.

На основании анализа теоретического материала, рассмотренного в

первой главе, были определенны уровни развития познавательного интереса

младших школьников по

методике А. А. Горчинской н а констатирующем

этапе.

На

основе

констатирующего

эксперимента

получили

следующие

результаты:

По

когнитивному

критерию:

у

учащихся

наблюдаются

следующие

показатели:

45% — учащихся обладают высоким уровнем познавательного интереса

на уроках математики при решении текстовых задач;

30% — средним уровнем познавательного интереса на уроках математики

при решении текстовых задач;

25% — низким уровнем познавательного интереса на уроках математики

при решении текстовых задач. Таким образом, у учащихся средний уровень

познавательного интереса на уроках математики при решении текстовых

задач.

Вторым этапом нашего исследования был формирующий эксперимент

(Подробно рассмотрен в главе 2.1.).На нем были разработаны и проведены

разнообразные

задания,

мероприятия,

направленные

на

развитие

познавательного интереса на уроках математики при решении текстовых

задач (см. Приложения). Во всех заданиях и мероприятиях использовались

средства

развитию

познавательного

интереса

на

уроках

математики

при

решении текстовых задач.

Анализ результатов, полученных на завершающем этапе формирующего

эксперимента, показал устойчивую тенденцию к существенному улучшению

познавательного интереса на уроках математики при решении текстовых

задач.

Третьим этапом нашего исследования был контрольный эксперимент.

Эксперимент

проводился

аналогично

констатирующему

эксперименту.

В

результате были получены следующие результаты.

55% — учащихся обладают высоким уровнем познавательного интереса

на уроках математики при решении текстовых задач;

40% — средним уровнем познавательного интереса на уроках математики

при решении текстовых задач;

5% — низким уровнем познавательного интереса на уроках математики

при решении текстовых задач.

Сравнение данных представим на гистограмме (слайд 11)

Это значит, что учащиеся стали активнее работать на уроках, проявлять

интерес к предложенным заданиям, В результате систематической работы по

развитию

познавательного

интереса

учебная

деятельность

учеников

активизировалась, качество их знаний заметно повысилось.

И подведя итог, можно сделать вывод, что использование текстовых

задач

на

уроках

математики

развивает

познавательный

интерес

младших

школьников.

Познавательный

интерес

,

по

словам

Г.

И.

Щукиной

[1],

важнейшее

образование

личности,

которое

складывается

в

процессе

жизнедеятельности

человека,

формируется

в

социальных

условиях

его

существования

и

никоим

образом

не

является

имманентно

присущим

человеку от рождения.

Развитие — процесс, направленный на изменение материальных и

духовных объектов с целью их усовершенствования

Математическая

задача

— это

связанный

лаконический

рассказ,

в

котором

введены

значения

некоторых

величин

и

предлагается

отыскать

другие неизвестные значения величин, зависимые от данных и связанные с

ними определенными соотношениями, указанными в условии.

Текстовая

задача

есть

описание

некоторой

ситуации

на

естественном

языке

с

требованием

дать

количественную

характеристику

какого-либо компонента этой ситуации, установить наличие или отсутствие

некоторого отношения между её компонентами или определить вид этого

отношения.

Решение задач — это работа несколько необычная, а именно умственная

работа. А чтобы научиться какой-либо работе, нужно предварительно хорошо

изучить тот материал, над которым придётся работать, те инструменты, с

помощью которых выполняется эта работа.

Решить задачу – значит раскрыть связи между данными и искомым,

заданные

условием

задачи,

на

основе

чего

выбрать,

а

затем

выполнить

арифметические действия и дать ответ на вопрос задачи.

Источник: https://zhurnalpedagog.ru/servisy/publik/publ?id=8360

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector