Игровая деятельность детей младшего дошкольного возраста

Статья «Игровая самостоятельная деятельность детей младшего дошкольного возраста. Развитие и поддержка детской творческой активности»

Воспитатель ГБ ДОУ № 6 Колпинского района Санкт-Петербурга

Смирнова М.Н.

«Игра – путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить».

А.М. Горький

Поддержка инициативы детей, равно как и индивидуализация дошкольного образования – одни из ведущих принципов согласно ФГОС, помогают интегрированному развитию личности детей. Поэтому детская инициатива рассматривается, как основа развития познания, деятельности, коммуникации. Всё это как раз и находит отражение в детской игровой деятельности.

Огромная роль в развитии и воспитании ребёнка принадлежит игре – важнейшему виду детской деятельности. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств, в игре реализуется его потребность воздействия на мир.

Взрослый – педагог, родитель-посредник между детьми и культурой — должен и способен поддержать самоопределение ребёнка в игре, как и в других видах деятельности.

Воспитательное значение игры во многом зависит от профессионального мастерства педагога, от знания им психологии ребёнка, учёта его возрастных и индивидуальных особенностей, от правильного методического руководства взаимоотношениями детей, от чёткой организации и проведения всевозможных игр. Важным аспектом при этом является развитие творческого потенциала детей, что особенно проявляется при обучении детей сюжетно-ролевой игре, творческим играм.

Всё это способствует развитию творческого воображения ребят, работает при создании игрового замысла, формирования культуры их взаимоотношений, влияния окружающей жизни, литературных произведений, изобразительного искусства, образной игрушки, различных наблюдений. В значительной степени вышеперечисленные моменты определяют выбор и предпочтение тематики игр, ролей.

Творческая игра наиболее полно формирует личность ребёнка, т.к. в этих играх дети воспроизводят в ролях то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых. Поэтому творческая игра является важным средством воспитания.

Руководство творческими играми – один из самых сложных разделов методики дошкольного воспитания. Педагог не может заранее предвидеть, что придумают дети, ведь игра — это всегда импровизация, и как они будут себя вести в игре. Своеобразие детской деятельности требует и своеобразных приёмов управления.

Важнейшее условие успешного руководства творческими играми – умение завоевать доверие детей, установить ними контакт.

Основной путь воспитания в игре – влияние на её содержание, т.е. на выбор темы,, развитие сюжета, распределение ролей и на реализацию игровых образов. Важно, чтобы педагог умел, не нарушая замыслов детей, успешно вмешиваться в ход игры, чтобы сделать игру увлекательной и полезной.

Создавая игровой образ, ребёнок не только выражает своё отношение к выбранному герою, но и проявляет свои личные качества. Поэтому роли могут быть одинаковые, но игровые персонажи всегда индивидуальны.

Например, игра с куклами в дочки-матери существовала во все времена, естественно, ведь семья даёт ребёнку первые впечатления об окружающей жизни, родителям дети подражают в первую очередь.

Наблюдая ребёнка в игре, можно судить о взаимоотношениях взрослых в его семье, об их обращении с детьми.

В игре ребёнка получает отражение и жизнь детского сада, разные радостные события – спектакли, праздники.

Через игру проявляется интерес детей к разным профессиям. При этом воспитатель младшей группы прямо организует игры, ведь дети должны учиться комбинировать имеющиеся у них представления, чтобы выразить свои мысли и чувства.

Воспитатель принимает участие в игре, чтобы влиять своим примером на детей, прививать им навыки совместной игры, общения с игрушками. Предлагать готовые планы игр – значит подавлять творческое воображение детей, их воображение, самостоятельность, непосредственность. И К.Д. Ушинский, и А.С.

Макаренко рассматривали игру, как самостоятельную творческую деятельность детей.

Единственно правильный способ влияния взрослых на игру – создание интереса к тому или иному событию жизни через воображение и чувства детей.

Опыт показывает, что уже на четвёртом году жизни дошкольники способны выбирать тему игры и ставить определённую цель.

Воспитатель может направить их с помощью вопросов: «Во что будете играть? Что вы построите? Куда поедете на поезде? Ты кем будешь? Какие игрушки нужны вам?» Эти вопросы заставляют детей задуматься и наметить основной сюжет, который в дальнейшем может измениться.

Если воспитатель понимает замыслы детей, их переживания, то, чтобы предложить новый интересный эпизод, дать игре новое направление, он должен вступить в игру в какой-нибудь роли и обращаться к детям, как к действующим лицам.

Немало, однако, трудностей могут возникнуть у педагога с робкими, нерешительными детьми – важно помочь детям найти «свою» роль, помочь раскрыть их творческий потенциал. Важно, также уметь предостеречь детей от подражания дурному, случайно увиденному.

В равной степени сложно бывает педагогу и с чересчур активными, возбудимыми воспитанниками. Часто ему приходится решать в игре спорные моменты, приводить к взаимному согласию стороны ролевые, предлагая варианты приемлемых для всех решений: вариантность ролей, например.

Привлечение детей к коллективным играм не должно исключать давать детям возможность играть в одиночку. Ведь возбудимые дети, например, устают часто от общества сверстников.

Для развития самостоятельной творческой инициативы очень важно приобщить детей к совместной деятельности по созданию предметно-развивающей среды. У нас в группе с этой целью был реализован проект «Создание игрушки из бросового материала».

Целью проекта было: в первую очередь, развитие художественно-эстетической деятельности, обогащение предметно-игровой среды группы, приобщение родителей к поддержке детской творческой инициативы в виде выполнения домашнего задания с детьми по созданию игрушки из бросового материала. В качестве предварительной работы было чтение русских народных сказок «Кот, петух и лиса», «Рукавичка», последующее описание характеров персонажей сказок с элементами театрализации, обсуждение сюжетных моментов сказки.

Дети с удовольствием делали своих заек (индивидуальные работы) и лисичек и других зверюшек (по своей инициативе в свободное время вместе с воспитателем) на основе предложенных заготовок в технике аппликации, затем подрисовывали им детали мордочек – глазки, рот и усы. Им хотелось, в том числе, подчеркнуть половую принадлежность игрушки. Так, мальчики клеили бантики-бабочки на свои игрушки, а девочки – бантики-хвостики – на свои.

Недостающих к сказкам героев зверюшек дети мастерили с родителями дома.

В принципе не было заявлено ограничение на самодеятельность родителей в этом проекте.

Поэтому на выставке итоговых работ оказались и связанные из ниток игрушки, и игрушки на основе рулончиков от туалетной бумаги.

Основное условие было – создание персонажей для театрализованной деятельности, для сюжетно-ролевых игр – в данном случае, в первую очередь для игры в «Магазин игрушек».

Нельзя забыть и о том, что совместное творчество с родителями наверняка доставило детям громадное удовольствие, а родителям дало чувство сопричастности к творческой деятельности ребёнка, c передачей опыта малышам, эмоциональной поддержки их и психологической стабильности в семье.

Безусловное поощрение всех работ и участников – обязательное завершение проектного процесса. Теперь можно было быть уверенным, что дети будут бережно относиться к новым сделанным игрушкам, потому что это результат, в первую очередь, их труда и стараний. Такие игрушки будут желанны и востребованы. И, кроме того, они принесут пользу – будут незаменимы в игре.

Итоговая и долгожданная сюжетно-ролевая игра в «Магазин игрушек» также внесла разнообразие в игровую свободную деятельность детей. Дети старались покупать именно свои игрушки, сделанные лично. При этом каждый старался побыть продавцом, постоять за окошком кассы.

Кроме того, со своей личной игрушкой теперь можно было спокойно находиться в группе, привнося её в любую игру или делая её спутником своим в течение всего игрового времени. А это оказывало ещё и положительный психологический эффект на детей.

Для каждой лексической темы в своей работе мы пытаемся предложить для детей творческое задание, в том числе домашнее, активнее подключая родителей к учебному процессу.

Читайте также:  Игры на развитие чувства ритма у детей 4-6 лет

Так взрослые воочию сами узнают на практике возможности своего ребёнка, обращая внимание на его сильные качества, опираясь на которые, можно успешнее реализовывать учебный процесс, как в самостоятельной, так и в коллективной деятельности в группе.

Тем более, что задействовать творческую составляющую характера детей можно в любом виде деятельности. Можно помочь в этом плане и родителям, подсказывая и предлагая игры дома и на прогулке, во время поездки в транспорте, когда, например, дети вынужденно статичны, чтобы любое времяпровождение сделать занимательным и полезным.

Очень интересными в этом плане мне показались подсказки для родителей издательского дома «Карапуз» серии «Человечек» ( «Игры на прогулке», «Я люблю Монтессори» и др.).

Необходимо помнить также, что неоценимо значение творческих игр и для подготовки детей к школе, для закладки фундамента личных качеств, необходимых каждому успешному члену социума.

Литература:

  1. ФГОС ДО Воспитание детей в игре: Пособие для воспитателей детского сада Сост. А.К. Бондаренко, А.И. Матусик. – 2е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1983.
  2. Детская инициатива – основа развития познания, деятельности, коммуникации. – Ст. Т. Алиевой, Г. Урадовских – ж -л «Дошкольное воспитание», № 9. – М.: Изд. Дом «Воспитание дошкольника», 2015.
  3. Игры, которые лечат — А. Галанов – М.: ТЦ «Сфера», 2001.
  4. Развитие творческого мышления детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – А.Э. Симановский. — Ярославль: Гринго, 1996.
  5. Сенсомоторное развитие детей дошкольного возраста. Из опыта работы. Сост. Н. В. Нищева. – СПб. ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.
  6. 400 способов занять ребёнка от 2 до 8 лет. – Фельдчер Ш., Либерман С. – СПб.: Питер Пресс, 1996.
  7. Я иду, гуляю. Прогулки с детьми в выходной день. Пособие для родителей. – М.: Карапуз, 2011.
  8. Я люблю Монтессори. Пособие для родителей. — М.: Карапуз, 2011.

Источник: http://doshkolnik.ru/pedagogika/650.html

Психофизиологические основы игровой деятельности детей младшего дошкольного возраста

Период от 0 до 5 лет является определяющим для становления речи. В это время интенсивно развивается мозг, и формируются его функции. Согласно исследованиям физиологов, функции центральной нервной системы легко поддаются тренировке именно в период их естественного формирования. Без тренировки развитие этих функций задерживается и даже может остановиться навсегда.

Для «речетворчества» таким критическим периодом развития являются первые три года жизни ребенка: к этому сроку в основном заканчивается анатомическое созревание речевых областей мозга, ребенок овладевает главными формами родного языка, накапливает большой запас слов. Если же в первые три года речи малыша не было уделено должного внимания, то в дальнейшем потребуется масса усилий, чтобы наверстать упущенное.

Как показывает изучение игр, использование детьми материала (игрушек и т. п.) с возрастом значительно видоизменяется. Дети раннего возраста и 3-4 лет большую часть времени в ходе игры тратят на материал и различные операции с ним. Так, в игре двухлетних детей это занимает до 90 % времени. Материал для них — исходный пункт игры.

Подвижные игры в разных возрастных группах имеют важные различия, которые необходимо учитывать при руководстве ими.

В младших группах наибольшее число подвижных игр имеет сюжет: дети изображают движения медведя, зайца, соблюдая известные правила игры (например, заяц может выбегать из норы только после определённого сигнала).

Приучение детей к выполнению правил происходит часто в процессе самой игры, при непосредственном участии в ней воспитателя.

Исследования, взгляды ученых на природу языковых способностей были нами учтены при реализации проекта С поступлением ребенка 2 -летнего возраста в дошкольное учреждение в его жизни происходит множество изменений: строгий режим дня, отсутствие родителей в течение 9 и более часов, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, таящее в себе много неизвестного, а значит, и опасного, другой стиль общения.

Главным содержанием игры младших дошкольников является выполнение определённых действий с игрушками. Они многократно повторяют одни и те же действия с одними игрушками: «трут морковку», «режут хлеб», «моют посуду». При этом результат действия не используется детьми — нарезанный хлеб никто не ест, а вымытая посуда на стол не ставится.

Сами действия при этом максимально развёрнуты, они не могут быть сокращёнными и не могут заменяться словами. Роли фактически есть, но они сами определяются характером действия, а не определяют его. Как правило, дети не называют себя именами лиц, роли которых они на себя взяли. Эти роли существуют скорее в действиях, чем в сознании ребёнка.

Источник: http://ped.bobrodobro.ru/10644

«игровая деятельность детей младшего дошкольного возраста» воспитателя мдоу «детский сад№29» кондратьевой татьяны олеговны

ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА РАБОТЫ ПО ТЕМЕ: «ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» ВОСПИТАТЕЛЯ МДОУ «ДЕТСКИЙ САД№29» КОНДРАТЬЕВОЙ ТАТЬЯНЫ ОЛЕГОВНЫ

Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значения для совершенствования учебно-воспитательного процесса. В дошкольном возрасте игра имеет важнейшее значение в жизни маленького ребенка. Этот ведущий вид деятельности привлекает дошкольника больше других видов деятельности и поэтому в ней он обнаруживает свои максимальные возможности. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника. В младшем дошкольном возрасте игровая деятельность только начинает развиваться и насколько это будет успешно, зависит от умелого руководства взрослого.

Я выбрала для исследования тему: «Игровая деятельность детей младшего дошкольного возраста». Актуальность работы — доказать влияние игровой деятельности на развитие интеллектуальных, коммуникативных и творческих способностей детей младшего дошкольного возраста.

Игра сопровождает ребёнка с рождения, остаётся с ним в детстве, отрочестве, вплоть до самого перехода в юность. Игра отражает ход мыслей и чувств детей, ведёт их по стезе познания реальности.

Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта.

Как педагог дошкольного образовательного учреждения, я активно применяю в своей работе игры, так как игры оказывают огромное влияние на формирование психики ребенка, помогают ему подготовиться к «взрослой» жизни.

Разнообразные игры помогают развить память, мышление, сообразительность ребенка, быстроту реакции и умение мыслить логически. Кроме того, игры учат малышей общаться. Легче адаптироваться к детскому коллективу.

Начиная работу по теме с детьми, мною были определены цели и задачи. Цель — раскрыть особенности игровой деятельности детей младшего дошкольного возраста.

Задачи воспитателя по развитию игровой деятельности:

  • Удовлетворять потребность детей и разнообразном общении со

взрослым и сверстником. Вводить детей в предметный мир, раскрывая

способы употребления предметом и их назначение.

  • Учить выполнять несколько действий с одним предметом и переносить

знакомые действия с одного объекта на другой; выполнять с помощью

взрослого несколько игровых действий, объединенных сюжетной

задумкой. Содействовать желанию детей самостоятельно подбирать

игрушки и атрибуты для игры, использовать предметы-заместители.

  • Подводить детей к пониманию роли в игре. Формировать начальные

навыки ролевого поведения; учить связывать сюжетные действия с

ролью.

Теоретическая база опыта. Свою работу по данной теме я начала с изучения методической литературы, передового опыта коллег, что помогло мне выстроить собственную концепцию игровой деятельности детей младшего дошкольного возраста .

Изучение методической литературы по теме:

1. Аренкина Е.В. Значение игры для ребенка младшего возраста / Е.В.Аренкина // Детский сад. Всё для воспитателей.-2013.-№9.

2. Арсентьева В.П. Игра –ведущий вид деятельности в дошкольном детстве / В.П.Арсентьева.-М.:Форум,2009.

3.Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности // система работы в первой младшей группе детского сада. М. : Мозаика Синтез, 2008

4.Богачкина Н.А., Молодцова Е.Е., Огурцова Л.А., Петровская В.Н., Ткаченко И.В. «Ролевые игры для детей»

5.Кураев Г.А., Пожарская Е.Н. «Возрастная психология: курс лекций»

Читайте также:  Конспект занятия по развитию речи в средней группе детского сада

6.Сапогова Е.Е. «Психология развития человека»

7.Эльконин Д.Б. «Психология игры»

8.Удальцова Е. И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников – Минск, 1976.

Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приемы воспитания и обучения.

Начинать игровую деятельность необходимо с одноактных манипуляций с предметами, далее объединяя несколько таких действий в одной игре, затем — применяя, игровые заместители предметов, ребенок, наконец, более или менее осознанно воспроизводит последовательные цепочки сюжетных действий.

На этом этапе моя задача — направить активность малышей в нужное русло с помощью советов, прямых указаний и непосредственного участия в игре. Дети очень любознательны, их привлекает всё новое, они с

удовольствием наблюдают за действиями взрослых, учатся им подражать. В

таких играх ребенок отображает обычно те действия, которые совершаются

взрослыми и переносят их на игрушки (пример: мама кормит ребенка,

ребенок кормит зайку и пр.). Можно сказать, «игровое действие рождается не

с воображаемой ситуации, наоборот, операция с действием вызывает

игровую ситуацию».

Первые совместные игры воспитывают в детях чувства коллективизма, дружбы. Малыши учатся общаться, обращаться с просьбой, предложением к товарищам.

При своевременном формировании сюжетной игры дети третьего года жизни начинают играть вдвоём, иногда втроём, вступают в ролевое взаимодействие.

В таких играх, как «Парикмахерская», «На приёме у врача», знакомлю детей с названиями профессий, учу брать на себя роль, выполнять соответствующие действия (постригать, причёсывать, лечить, делать уколы и т.д.).

Изначально дети подражают тому, что им показала я, со временем они начинают самостоятельно организовывать игру, вступают в диалог, переносят действия с одного предмета на другой.

В процессе игр побуждаю детей к называнию предметов, используемых ими, проговариванию действий, которые они выполняют.

Подготовка ребенка к принятию роли начинается с началом развития его самосознания. В чем же заключается эта подготовка?

Принять на себя роль – это значит суметь вообразить и обозначить себя кем-то другим – зайчиком, шофёром, парикмахером и др. Для ребенка данная ситуация является довольно сложной. С одной стороны, я – это я сам, с другой, я – это не я, а кто-то иной. Способность “превращаться в другого” появляется у ребенка в том случае, если проводится соответствующая педагогическая работа.

Формирование у ребенка способности “превращаться в другого” — первый и самый важный шаг к формированию ролевой игры.

Если, осуществляя подготовку детей к принятию роли, взрослый раскроет перед малышами веер доступных его пониманию и интересных для него образов, в которые ребенок может перевоплощаться, то с раннего возраста будет ориентировать детей на увлекательную неординарную игру.

Последовательность превращений:

Известные детям и привлекательные для них животные и птицы (кошечка, воробей);

Интересные предметы, в первую очередь движущиеся (паровоз, самолет);

Взрослые, чья профессия имеет характерные внешние атрибуты (врач, повар).

На начальном этапе работы с детьми образы животных и птиц представляются нам наиболее подходящими. Дело в том, что каждое животное имеет свои отличительные внешние признаки. У лисы – роскошный пушистый хвост, у ежа – иголки, у зайца – длинные уши.

Такие образы малыш легко запоминает, они привлекательны для него. Естественный интерес и привлекательность детей к животным и птицам способствуют готовности вхождения в эти образы. Ребенок с удовольствием соглашается вообразить себя белочкой, птичкой, ежиком.

И, вообразив себя кем-то, он гораздо легче осознает себя, как “другого”, делает первые шаги к принятию роли.

Важно и то, что игры в животных не требуют специальных атрибутов.

Первая часть игры начинается с того, что я показываю детям, как входить в чей-то образ. Чтобы малыш захотел и смог войти в образ “другого”, показать как это легко и интересно.

Прежде всего, я очень четко обозначаю свою роль, называет образ, например: “Давайте играть. Я буду лисой”.

Затем раскрываю образ: описываю внешний облик персонажа, подчеркивая только самые характерные черты его внешнего вида (иголки у ежа, клюв и крылья у птицы, пушистый хвост у белки и др.)

Далее рассказываю, где живет персонаж, какой у него домик, как он называется (дупло, нора, берлога…). Полезно показать малышам картинку, на которой изображен персонаж рядом со своим домиком. Это уточнит представления детей, полученные из рассказа.

Теперь можно рассказать чем питается животное (птица), что особенно любит (белка – орешки, зайка – морковку…)

Основные сведения можно дополнить рассказом о том, что персонаж любит делать (играть, прыгать).

Закончив рассказывать про персонаж, коротко, в двух-трех фразах, сообщаю детям, что остался без детенышей (лисят, котят, зайчат…), что скучает без них, очень хочет, чтобы они снова были с ним, что сделает для них что-то приятное (подарит подарки, поиграет с ними, угостит…). В конце этого маленького рассказа я задаю вопрос: “Кто хочет быть моим лисенком (бельчонком)?”. Главный этап позади. Педагог побудил детей принять игровые роли.

Теперь необходимо выяснить у детей, насколько хорошо они вообразили себя “другими”, а заодно помочь им утвердиться в новом качестве. Для этого задается вопрос: “Лисята, а где у вас ушки? А хвостики у вас есть? А нюхать вы умеете? Как вы умеете нюхать, покажите.” Для первого раза вопросов вполне достаточно.

Не надо требовать от детей в первых играх такой же полной характеристики образа персонажа. Малыш не может сразу вообразить и воспроизвести все то, что ему было сказано, поэтому перегрузка вопросами вызывает обратную реакцию – снизит у детей интерес к пребыванию в игровом образе.

На этом первая часть заканчивается.

Во второй части игры стоит задача – продлить пребывание детей в принятой или роли. Далее разыгрывается с малышами ряд незатейливых и достаточно интересных для них игровых действий: “Лисята пошли в гости к зайчикам.

Необходимо перейти через мостик (скамейку). Или: пролезли в норку к зайчатам, попили с ними чай”. Необходимо организовать логическое завершение игры: “Зайчата подарили лисятам книжку. И сейчас мама-лиса почитает ее своим лисятам”.

На этом игра закончена.

Вот несколько советов по проведению игры:

Не обязательно проводить всю игру целиком. На начальных этапах можно ограничиться только первой частью, т.е. обеспечить вхождение в образ.

В ходе второй части игры, так же, как и в первой части, необходимо называть детей лисятами (бельчатами…). Однако, не стремиться постоянно навязывать им эту роль.

Маленькому ребенку трудно длительное время удерживать себя в игровом образе. Некоторые дети могут проявить индивидуальность и переключиться на другой персонаж, который наиболее притягателен для них.

Поэтому, играя в “лисенка”, ребенок вдруг может сказать: “А сейчас я медвежонок”.

Организуя вторую часть игры, не затягивать ее по времени. Малыши должны получать удовольствие от игры, от общения с воспитателем.

Совсем не обязательно, чтобы все дети были охвачены игрой. Ведь некоторые дети подключаются к игре гораздо позже.

Не надо забывать, что невозможно было бы организовать детей на сюжетные роли в играх, не научив их общаться и играть на начальном этапе в адаптационный период, когда многим детям тяжело и одиноко в новой непривычной для них обстановке. Именно игра может скрасить первое время пребывания ребенка в детском саду.

Играя с детьми, воспитатель ставит не только простые, известные малышам игровые цели. Дети могут вместе с воспитателем собирать цветы, ехать на паровозе…По возможности необходимо предложить детям одинаковые предметы. Одинаковость показывает им, что взрослый никого не выделяет, и ко всем относится одинаково хорошо.

Читайте также:  Конспект нод в доу по теме: «наши глаза»

Не надо беспокоиться по поводу того, что игры со взрослыми не дают ребенку простора для его собственной активности. Многие дети еще не готовы к ее проявлению в первые недели пребывания в детском саду.

Зато, благодаря этим играм, воспитатель доказывает свое добросердечное отношение к детям, становится для них интересным партнером, способствует накоплению у малышей игрового опыта. Игры в адаптационный период не должны быть слишком длительными.

Лучше играть с детьми по нескольку раз в день, но понемногу.

Постепенно у ребенка формируется понимание смысла деятельности взрослых, то, что лежит в основе сюжетно-ролевой игры.

В процессе жизни у ребенка формируются разные виды деятельности: связанная с режимными процессами, специально организованными взрослыми, играми и занятиями; игровая самостоятельность. Следует отделить игровую самостоятельную деятельность от других ее видов.

Так, деятельность ребенка, связанная с организацией режимных процессов (одевание, гигиенические процедуры, кормление, купание, подготовка ко сну и др.), занимает основную часть времени ребенка и имеет большое значение.

Удовлетворяются важные потребности ребенка формируется его умение ориентироваться в окружающем мире, развиваются навыки, координация движений рук, начинаются трудовые действия ребенка.

А если игра возникает по инициативе ребенка, значит, наверняка она ему интересна. Роль взрослого заключается в том, чтобы создать игровую среду, побуждающую малыша к активной деятельности, и направлять ее, не подавляя инициативы ребенка.

Познавательная деятельность связана, прежде всего, с ориентировочной деятельностью, наблюдением окружающего, поэтому в нашей группе находяться разнообразные предметы для рассматривания — картины, макеты с изображением каких-то действий (кукла катается на санках, кукла кормит собачку и т.п.), книжный уголок.

Действия с предметами — ведущий вид познавательной деятельности, который может быть представлен в виде непосредственных действий с предметами (авторазвивающие дидактические игрушки) и орудийных действий с дополнительными предметами — орудиями (ложкой, палочкой, чашкой и т.д.).

Совершенно особое место занимает проявление инициативности в игре, когда ребенок не только сам создает игровую ситуацию, но в ее ходе проявляется его познавательная активность, понимаемая как стремление ребенка самостоятельно найти решение игровых задач. Уровень решения игровых задач зависит от степени обобщенности реального и игрового опыта ребенка.

При этом наблюдается прогрессивное преобразование игровых действий в более абстрактные — с игрушками, к более обобщенным действиям с предметами-заместителями и воображаемыми предметами, к замене этих действий вербальными знаками, словом. Большую радость доставляет детям включение в их игру взрослого.

Например, в разыгрывании сценки с куклой, пришедшей на прием к врачу, роль которого взял на себя ребенок.

Игровая деятельность создаёт тот положительный эмоциональный фон, на котором все психические процессы протекают наиболее активно. Она выявляет индивидуальные способности, личностные качества ребёнка, позволяет определить уровень его знаний и представлений, что необходимо для дальнейшей эффективной работы воспитателя с каждым ребёнком.

Анализ результативности. Главный показатель эффективности работы по развитию игровой деятельности детей младшего дошкольного возраста — это данные диагностического обследования детей. Где можно увидеть положительную динамику развития воспитанников. Динамика качественных изменений развития детей имеет позитивную направленность.

Трудности и проблемы при использовании данного опыта. В своей педагогической практике я столкнулся с определенными трудностями проблемного обучения:

1.Огромный труд и терпение при использовании дифференцированного и индивидуального подхода в работе с детьми.

2.Совершенствование и оттачивание приемов, форм и методов педагогического искусства.

Адресные рекомендации по использованию опыта Данный опыт работы был обобщён на уровне образовательного учреждения. Свой материал я разместила на сайте МДОУ «Детский сад №29»

ds29sar.schoolrm.ru

Поделитесь с Вашими друзьями:

Источник: http://psihdocs.ru/igrovaya-deyatelenoste-detej-mladshego-doshkolenogo-vozrasta-v.html

Игровая деятельность как средство повышения речевой активности детей младшего дошкольного возраста

Квалификационная работа

Тема: «Игровая деятельность как средство повышения речевой активности детей младшего дошкольного возраста»

игровой младший дошкольный психический

Воспитатель:

МДОУ «Детский сад «Спутник»

20010-2011гг.

Содержание

Актуальность

Условия возникновения и становления опыта

Цель, задачи, принципы

Теоретические основы

Психофизиологические основы игровой деятельности детей младшего дошкольного возраста

Условия формирования опыта

Тематический план

План взаимодействия с родителями

Технология формирования опыта

Результативность

Трудоемкость

Адресная направленность

Список литературы

Приложение

Актуальность

Игра — один из тех видов детской деятельности, которой используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучая их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. В игре ребёнок развивается как личность, у него формируется те стороны психики, от которых в последствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми.

Умение играть возникает не путем автоматического переноса, в игру усвоенного в повседневной жизни. Нужно приобщать детей к игре. И от того, какое содержание будет вкладываться взрослым в предлагаемые детям игры, зависит успех передачи обществом своей культуры подрастающему поколению.

Игровая деятельность влияет на формирование произвольности поведения и всех психических процессов — от элементарных до самых сложных. Огромное значение игры для развития всех психики и личности ребёнка даёт основание считать, что именно эта деятельность является в дошкольном возрасте ведущей.

Следует подчеркнуть, что плодотворное освоение общественного опыта происходит лишь при условии собственной активности ребёнка в процессе его деятельности. Оказывается, если воспитатель не учитывает активный характер приобретения опыта, самые совершенные на первый взгляд методические приёмы обучения игре и управления игрой не достигают своей практической цели.

Проблема повышения речевой активности остается одной из актуальных проблем теории и практики развития речи детей дошкольного возраста, так как речь возникает и развивается в процессе общения.

Дошкольная речь – наиболее простая, естественная форма общения начинает развиваться у ребенка с проявлением первых слов и к семи годам должна быть практически сформирована. Кроме того, повышение речевой активности невозможно без освоения языка и средств невербальной коммуникации

Какие же формы совместной деятельности педагога с детьми по повышению речевой активности выбрать для работы с детьми младшего дошкольного возраста?

Чтобы ответить на этот вопрос, проанализировала возрастные особенности детей данного возраста: им трудно сосредоточиться на однообразной, непривлекательной для них деятельности, в то время, как в процессе игры они достаточно долгое время могут оставаться внимательными; внимание вызывается внешне привлекательными предметами, событиями и сохраняется до тех пор, пока сохраняется интерес; поведение ситуативное и почти всегда складывается из импульсивных поступков; детям раннего возраста свойственны подражательность, лёгкая внушаемость; преобладает зрительно-эмоциональная память и наглядно-действенное мышление.

Следовательно, игровая деятельность и есть тот необходимый базис, в рамках которого происходит формирование и повышение речевой активности ребенка.

Поэтому, решая задачи развития речи детей раннего возраста необходимо учитывать, что организуемая деятельность должна быть: во-первых, событийна (связана с каким-либо событием из личного опыта);

во-вторых, ритмична (двигательная и умственная деятельность должны чередоваться); в-третьих, процессуальна (дети раннего возраста испытывают большую потребность в развитии навыков в бытовых процессах. Им нравится сам процесс умывания, одевания, приёма пищи и т.д. Для развития активной речи ребёнка воспитателю необходимо сопровождать действия ребёнка словами и побуждать его к проговариванию).

В своей работе по развитию речи детей раннего возраста я использую следующие формы совместной деятельности: игры-забавы и игры-хороводы на развитие общения; игры на развитие мелкой моторики рук; дидактические игры и упражнения; бытовые и игровые ситуации;

Источник: http://TopRef.ru/referat/125459.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector