Игровая деятельность детей среднего дошкольного возраста

Игровая деятельность детей среднего дошкольного возраста

Активизации двигательной деятельности детей на занятиях, повышению ее интенсивности способствует включение игрового метода ведения игр и занятий.

Игровой метод имеет несколько разновидностей. Это, прежде всего, имитации, подражание действиям животных, птиц, воспроизведение различных трудовых актов человека, движений различных средств транспорта и т. п.

Наряду с ними в практике используются игровые упражнения, основанные на сюжетных линиях: перейти по мостику через речку, перебраться по камешкам через болото, перепрыгнуть через канаву и т. п. Проводятся и целые группы упражнений, связанных единым игровым сюжетом («Поездка в лес на поезде», «Полет на Луну», «Альпинисты» и т.п.).

Некоторые дети нарушают правила поведения, хотя хорошо знают их. Объясняется это тем, что поведение ребят этого возраста еще недостаточно устойчиво, последовательно. Особенно это заметно при проведении подвижных игр. Взрослый должен постоянно следить за обязательным выполнением всех правил игры, требований, предъявляемых к поведению, чтобы сделать поведение более устойчивым, привычным.

Если педагог не забывает похвалить ребенка за то, что он послушался своего товарища, выполнявшего ведущую роль, делал только то, что разрешалось правилами этой игры, это организует и дисциплинирует поведение малыша. Вместе с тем для нравственного развития ребенка очень важна такая оценка, которая подчеркивает значимость правильного поведения для деятельности всей группы ребят.

«Хорошо, что Миша, убегая от коршуна, взял за руку Свету. Она бегать быстро не умеет. А вместе с Мишей она бежала так быстро, что Вася их не поймал»,- говорит воспитатель. Такая оценка вызовет чувство удовлетворения не только у Миши и Светы. Вместе с ними успех будут переживать и остальные ребята.

В этих случаях педагог не только оценивает непосредственный эффект помощи, но и наглядно показывает ее нравственный смысл.

Педагогам надо чаще обращать внимание малышей на их совместную деятельность, на факты дружеских взаимоотношений и взаимовыручки в игре: «Как вы сегодня дружно играли! Всем было так весело, интересно! Я рада, что у меня такие дружные ребята».

Развитие у детей умения ставить цель игры и добиваться ее всем вместе, тесно связано с расширением представлений. Например, проводится экскурсия. Воспитатель может организовать наблюдение за работой людей, которые привозят хлеб в булочную, находящуюся недалеко от детского сада.

Дети видят, как подъезжает машина с хлебом, как рабочие выгружают из нее разные хлебные изделия. Приобретением или изготовлением соответствующих игрушек стимулируется дальнейшее развитие игры.

Воспитатель на глазах у детей мастерит игрушечную машину с полками и отделениями для хлеба, а дети лепят из пластилина булки, баранки, кондитерские изделия.

Дети 4 года жизни самостоятельно могут устраивать игры-драматизации сказок, если в начале года напомнить сказки, которые им рассказывали в младших группах. Тематические указания, объяснения элементарных норм взаимодействия со сверстниками в играх упражняют детей в их выполнении, формируют положительные взаимоотношения, необходимые моральные чувства и качества личности.

Для игр на летней площадке, на веранде, в беседке детям необходимо дать наборы игрушек, чтобы они могли показывать представления по сюжетам знакомых им сказок «Курочка Ряба», «Репка», «Колобок», «Лиса, заяц и петух». Для игры в «кино» желательно давать книжки-ширмы.

Накопление впечатлений о разных видах транспорта, о путешествиях на пароходе, поезде, самолете постепенно сделает наиболее популярными игры «Пароход», «Летчики». Особенно активно развивают их содержание мальчики этого возраста.

Внимательно наблюдая за возникновением этих игр, с целью обогащения их содержания взрослый иногда поясняет то или иное правило, иногда читает рассказ, показывает картинку. Он может начать разговор, в котором кто-то из детей охотно расскажет о том, как он ездил на поезде, пароходе, с кем ехал, что видел по дороге.

В таких разговорах воспитатель уточняет некоторые представления детей о жизни и окружающем мире.

Для развития игровых интересов более широко, чем в предшествующей группе, могут быть использованы наблюдения окружающей действительности, в которых обогащаются знания детей о труде и взаимоотношениях людей, формируется положительное отношение к ним. Педагог обращает внимание детей не только на то, что делают взрослые, но и на то, как они относятся друг к другу в труде.

Так дети усваивают правила поведения. Основное правило (с ним дети знакомятся еще в младшем возрасте) − это правило дружной совместной игры, в которой дети объединяются: вместе отправляются в путешествия, строят, лечат кукол, готовят для них обед. В играх могут возникать споры, иногда переходящие в конфликты, ведь нравственный опыт детей еще невелик.

Из затруднительного положения сами дети часто не находят выхода. Задача педагога и состоит в том, чтобы помочь им найти правильный выход, не нарушая при этом нормы и правила поведения, не обидев друг друга. Педагогу очень важно знать своих воспитанников, чтобы выяснить причину конфликта, объективно и убедительно доказать детям правоту одних и неправоту других.

Постепенно надо научить детей самостоятельно разрешать возникающие споры.

Приемы обучения детей 4−5 лет имеют свои особенности. Сначала взрослый называет и показывает разучиваемое движение, а потом уже более подробно поясняет его. При этом внимание концентрируется на составных элементах движения, рассматривается их последовательность.

Например: «Подхожу к скамейке, встаю на нее, а теперь поворачиваюсь и становлюсь боком. Руки на пояс, смотрю вперед. Затем делаю шаг правой ногой в сторону — носочек оттягиваю, потом приставляю к ней левую и снова делаю шаг в сторону правой, и снова приставляю к ней левую ногу. И так иду до конца скамейки.

Останавливаюсь, опускаю руки и после этого спрыгиваю».

Детей продолжают учить передвигаться в групповых построениях, согласовывать свои действия с действиями других.

Правильному выполнению упражнений способствуют использование разнообразных пространственных ориентиров (во время ходьбы и бега не сужать круг, обегать расставленные кегли или идти по начерченной линии, потянуться вверх высоко-высоко и позвонить в колокольчик добросить мяч до флажка, поднять ногу вперед и коснуться носком положенной на спинки стульев длинной палки и пр.), применение образной речи при объяснении упражнений, имитационные задания игровые приемы.

У детей 4−5 лет очень распространен такой вид движений, как взойти по наклонной скамье, перейти на лестницу, спуститься с нее, дойти до разложенных на полу обручей и перешагивать из обруча в обруч и т. д.

Если ребенок затрудняется выполнить какое-либо движение, не совсем понимает объяснения, следует сделать задание вместе с ним. При этом взрослый придерживает определенную часть тела ребенка, направляет движение (руки, головы, ноги и др.

) своей рукой, помогая ребенку прочувствовать его. Оказывая помощь, воспитатель активно пользуется пояснением, стремясь помочь ребенку осмыслить задание.

Такая непосредственная поддержка особенно важна, если ребенок сам обращается за помощью к взрослому.

Участие воспитателя в игре на ответственной роли желательно и в средней группе, тем самым он показывает пример поведения в игре. Но большую часть времени ответственные роли в играх должны выполнять дети. При распределении этих ролей не следует отдавать предпочтение детям активным: важно, чтобы все попробовали свои силы в разных ролях.

При выборе детей на ответственные роли надо учитывать индивидуальные особенности. Так, дети застенчивые не всегда охотно берут такие роли, а некоторые из них вызываются сами, но не могут справиться с ролью.

Застенчивых детей следует сначала выбирать, например, вторым ловишкой или на простые роли, где не требуется особой быстроты и ловкости движений, а затем, по мере роста возможностей детей привлекать их к более сложным ролям.

Распределение ролей может быть осуществлено по-разному: воспитателем, с участием самих детей, с помощью считалок, игровых приемов («на кого стрелочка укажет»). Выполнение главной роли доставляет детям радость, способствует повышению их двигательной активности.

Несмотря на то, что дети 4−5 лет лучше осознают правила игры и действуют соответственно, все же отдельные дети нередко нарушают правила. Нельзя во время игры злоупотреблять указаниями и требованиями точности выполнения движений, т. к. это снижает эмоциональность игры.

Желательно после игры поговорить с детьми о том, как они играли, кто нарушал правила, кто играл честно и т. д. Такой разговор с детьми имеет большое воспитательное значение, проходить он должен в непринужденной форме, в любое свободное время.

Можно поговорить об игре и сразу после ее окончания, но нельзя превращать разговор в длительную нравоучительную беседу.

При повторении подвижных игр следует стремиться к более правильному выполнению движений, правил, к тому, чтобы дети, освоив игру, пытались организовать ее самостоятельно.

Усложнение игр при повторении может осуществляться не только за счет использования новых пособий, нового размещения играющих на площадке, использования природных условий (игры на полянке, на лужайке и т. п.

), но и за счет усложнения правил, изменения условий движений, усложнения роли ведущего.

Большие возможности для эстетического развития таят в себе любимые детьми игры с песком и другими природными материалами. Эти игры могут стать средством нравственного воспитания детей, их сплочения для выполнения общего замысла − постройки дома, туннеля, дороги. Роль педагога заключается в том, чтобы помогать детям делать постройки прочными, красивыми, поощрять целеустремленность усилий.

Читайте также:  Формы роста томатов

При внесении в игры различных дополнений, не нарушающих ее хода, дети привыкают действовать в измененных условиях, что весьма важно для развития и совершенствования их способностей.

Благодаря усложнениям развивающие игры остаются интересными для детей на долгое время.

Таким образом, рассмотрев особенности игровой деятельности детей можно сделать вывод, о том, что целенаправленное обучение детей игре, обеспечивает активизацию психической и двигательной сферы, развитие познавательных процессов, эмоционально-волевой сферы, навыков общения с взрослыми и сверстниками.

Важное место в развитии сюжетов игр отводится игрушке. Новая игрушка наталкивает ребенка на новые игровые замыслы, на отражение в играх новых сторон жизни. Поэтому в игровых наборах для детей 4–5 лет должны быть куклы разных размеров, разного пола, разных профессий (моряк, космонавт, врач), наборы мебели, посуды, одежды, разнообразные виды транспорта, домашние и дикие животные.

Для развития выразительности игрового поведения, воображения и творческих проявлений нужно предоставить в пользование детям соответствующие предметы: элементы костюмов сказочных героев, маски животных, эмблемы с изображениями любимых персонажей (Кот Матроскин, Микки Маус). Это позволяет самостоятельно воспроизводить в играх-драматизациях полюбившиеся эпизоды сказок, мультипликационных фильмов.

ВЫВОДЫ

Единого определения игры в науке на сегодняшний день не сложилось. Тем не менее, в отечественной психологии под игрой традиционно понимается форма деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметных действий, в предметах науки и культуры.

Игра является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте. Она во многом обеспечивает развитие познавательной, эмоционально-волевой сферы, коммуникативных качеств.

Игровая деятельность совершенствуется на протяжении дошкольного возраста по нескольким направлениям: от «игры рядом» до коллективной игры; от игр с простейшим бытовым сюжетом до отображения в них событий общественной жизни, обыгрывания произведений культуры; от обыгрывания всех элементов сюжета до перехода к игре-фантазированию в мысленном плане (сворачивание игровых действий).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Антонова, Ю.А. Весёлые игры и развлечения для детей и родителей [Текст] / Ю.А. Антонова.- М: ООО «ИД РИПОЛ классик», ООО «Дом 21 век», 2007.- 288с. – Библиограф.: 280-2886 с.

2. Выготский Л.С. Вопросы детской психилогии – М: Педагогика, 2004

3. Гогоберидзе, А. Г. Теория и методика воспитания детей дошкольного возраста: учеб. пособие для студентов пед. вузов по специальности «Педагогика» [Текст] / А. Г. Гогоберидзе, В. А. Деркунская. – 2-е изд., стер. – М.: Академия, 2007. – 316 с. – Библиограф.: 310 – 313 с.

4. Грановская Р.М., Элементы практической психологии, СПб, «Свет» 2002 г.,

5. Диагностика и коррекция психического развития дошкольника [Текст]. — Минск, 2007. — 203 с. Библиогр.: 201-203 с.

6. Костяк, Т. В. Психологическая адаптация ребенка в детском саду: учеб. Пособие [Текст] / Т. В. Костяк. – М.: Академия, 2008. –176 с. — Библиограф.: 173-175 с.

7. Кузин, М. В. Детская психология в вопросах и ответах [Текст] / М. В. Кузин. – 2-е изд. – Ростов н / Д: Феникс, 2006. – 253 с.

8. Люблинская А.А. .Детская психология / – Москва : Просвещение, 2002. – 410 с.

9. Макаренко А. С. Игра. — Сочинения — . М., Педагогика, 2005.

10. Мамайчук, И.И. Развитие ребенка от рождения до семи лет. Методика наблюдения ребенка. Документы психолога и педиатра. [Текст] / И.И. Мамайчук — СПб., 2008. – 126 с. — Библиогр.: 124-126 с.

11. Правдов, М. А. Особенности организации двигательной и познавательной деятельности детей дошкольного возраста [Текст] / М. А. Правдов. – М.: Канон+, 2006. – 183 с. – Библиограф.: 182 с.

Психолог в детском дошкольном учреждении: методические рекомендации к практической деятельности [Текст] / Под ред. Т.М.

12. Лаврентьевой. — М., Новая школа, 2006. – 260 с. — Библиогр.: 248 — 255 с.

13. Психология и педагогика игры дошкольника [Текст] / Под ред. А.В. Запорожца, А.П. Усовой. — М., 2006. – 200 с. — Библиогр.: 195-198 с.

14. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии — СПб: Издательство «Питер», 2000 — 712 с

15. Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста) –– М.: Просвещение, 2001

16. Ушинский К.Д.. Собр. соч., М, Изд-во Просвещение, 2001

17. Фадеева, Е.М. Дифференцированный подход в методической работе ДОУ [Текст] /Е.М. Фадеева// Управление ДОУ. – 2006. — №7. – С.70-76.

18. Эмоциональное развитие дошкольника [Текст] / Под. ред. А.С. Кошелевой. — М., 2007. – 200 с. — Библиография.: 197-200 с.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Источник: https://megaobuchalka.ru/9/28249.html

Игровая деятельность дошкольников. Виды игровой деятельности :

Игровая деятельность дошкольников. Виды игровой деятельности :

Игровая деятельность занимает очень важное место в жизни ребенка. Игра помогает ему адаптироваться к окружающей среде, общаться, думать.

К играм ребенка нужно приучать с первых месяцев жизни: начиная с примитивных и заканчивая теми, которые предусматривают собственное мышление малыша.

Вместе с родителями в воспитании и становлении ребенка принимают участие близкие родственники, друзья, а также воспитатели в детском саду и учителя в школе.

Виды деятельности

На протяжении жизненного пути человека сопровождают три основных вида деятельности, которые сменяют друг друга. Это игра, учение и труд. Различаются они по особенностям мотивации, по организации и по конечным результатам.

Труд – основная деятельность человека, конечным результатом которой является создание продукта, значимого для общественности.

В результате игровой деятельности не происходит продуцирование продукта, но она выступает начальным этапом формирования личности как субъекта деятельности.

Обучение – это непосредственная подготовка человека к труду, развивающая умственные, физические и эстетические навыки и формирует культурные и материальные ценности.

Игровая деятельность детей способствует их психическому развитию и готовит их к взрослому миру. Ребенок здесь сам выступает субъектом и адаптируется к имитированной действительности. Особенностью игровой деятельности является ее свобода и нерегламентированность. Никто не может заставить ребенка играть не так, как ему хочется.

Игра, предложенная взрослым, должна быть интересной и развлекательной для малыша. Учение и труд должны иметь организационную форму. Работа начинается и заканчивается в установленное время, за которое человек должен представить ее результаты.

Занятия учеников и студентов также имеют четкое расписание и план, которых все неуклонно придерживаются.

Виды игровой деятельности

Согласно самой общей классификации, все игры можно отнести к одной из двух больших групп. Фактором различия в них являются формы детской активности и участие взрослого.

К первой группе, название которой — «Самостоятельные игры», относится такая игровая деятельность ребенка, в подготовке и проведении которой взрослый не принимает непосредственного участия. На первом плане – активность детей.

Они должны поставить цель игры, развить ее и решить самостоятельно. Дети в таких играх проявляют инициативу, что говорит об определенном уровне их интеллектуального развития.

В эту группу можно отнести познавательные игры и сюжетные, функция которых — развивать мышление ребенка.

Вторая группа – игры обучающие, которые предусматривают присутствие взрослого. Он создает правила и координирует работу детей до достижения ими результата. Используются эти игры с целью обучения, развития, воспитания.

К данной группе можно отнести игры-развлечения, игры-драматизации, музыкальные, дидактические, подвижные игры. От игры обучающего типа можно плавно перенаправлять деятельность ребенка на этап обучения.

Эти виды игровой деятельности обобщают ее, в них можно выделить еще много подвидов с разным сценарием и различными целями.

Игра и ее роль в развитие ребенка

Игра – это обязательный вид деятельности ребенка. Она дает ему свободу, он играет без принуждения, с удовольствием. С самых первых дней своей жизни малыш уже пытается играть какими-то погремушками и безделушками, висящими над его люлькой.

Игровая деятельность детей дошкольного возраста приучает их к порядку, учит соблюдать правила. В игре ребенок старается проявить все свои лучшие качества (особенно если это игра с одногодками).

Он проявляет увлеченность, активизирует свои способности, создает окружение около себя, налаживает контакт, находит друзей.

В игре малыш учится решать проблемы, находить выход. Правила приучают его к честности, ведь их несоблюдение наказывается возмущением со стороны других детей. В игре ребенок может проявить те качества, которые скрываются в повседневной жизни.

Вместе с тем игры развивают конкуренцию между детьми, приспосабливают их к выживанию за счет отстаивания своей позиции. Игра положительно влияет на развитие мышления, воображения, остроумия.

Игровая деятельность постепенно подготавливает ребенка к вхождению во взрослую жизнь.

Игровая деятельность в младенчестве и раннем детстве

Игры будут отличаться, в зависимости от возраста ребенка, своей организацией, формой, функциональным назначением. Основным элементом игр в младшем возрасте является игрушка. Ее многофункциональность позволяет оказывать влияние на психическое развитие, на формирование системы общественных отношений. Игрушка служит для развлечения и забавы.

Младенцы манипулируют игрушкой, у них развивается восприятие, формируются предпочтения, появляются ориентировки на новое, запечатлеваются в памяти цвета и формы. В младенчестве важную роль в создании мировоззрения ребенка играют родители. Они должны играть со своими чадами, пытаться говорить на их языке, демонстрировать им незнакомые предметы.

В раннем детстве игры для ребенка – это практически все его свободное время. Он поел, поспал, поиграл, и так целый день. Здесь уже рекомендуется использовать игры не только с развлекательной, но и с познавательной составляющей. Роль игрушек возрастает, они становятся маленькими модельками реального мира (машинки, куклы, домики, зверушки).

Благодаря им малыш учиться воспринимать мир, различать цвета, формы и размеры. Важно давать ребенку только те игрушки, которые не могут принести ему вреда, ведь малыш обязательно потянет их ко рту, чтобы попробовать на зуб. В таком возрасте нельзя надолго оставлять детей без внимания, им не так важны игрушки, как внимание близкого человека.

Игры для детей дошкольного возраста

Дошкольный возраст детей можно условно разделить на младший и старший. В младшем игровая деятельность дошкольников направлена на познание вещей, связей, свойств. В старшем у дошкольников возникают новые потребности, и они отдают предпочтение ролевым играм, играм среди одногодков.

Читайте также:  Вальдорфская школа

Интерес к коллективным играм проявляется у детей на третьем году жизни. В дошкольном возрасте заметное место занимают манипулятивные, подвижные, познавательные игры.

Ребенку нравится конструировать как из конструктора, так и из любых подручных материалов (песок, мебель в доме, одежда, другие предметы).

Коллективная игра вначале похожа на ситуацию, когда каждый играет сам по себе. Дети, имея свои игрушки, играют, не обращая внимания друг на друга, но потом оказывается, что это уже общая игра, у которой есть определенные правила и которая направлена на решение каких-либо задач.

Со временем игровая деятельность дошкольников приобретает совершенно иной характер. У детей развивается творчество, которым они хотят поделиться, у них проявляются организаторские способности, они требуют сюжета для игры. В старшем дошкольном возрасте начинает расти интерес к играм, которые отображают взрослую жизнь.

Среди популярных: игры «в школу», «в дочки-матери», «в больницу» и другие.

Дидактические игры

Развитие детей в игровой деятельности – одно из важнейших предназначений игры. Для этого воспитатели проводят с детьми дидактические игры.

Они созданы с целью воспитания и обучения, с определенными правилами и ожидаемым результатом. Дидактическая игра одновременно является и игровой деятельностью, и формой обучения.

Состоит она из дидактической задачи, игровых действий, правил и результата.

Дидактическую задачу определяют цель обучения и воспитательное воздействие. Примером может послужить игра, в которой закрепляются навыки счета, умение составить слово из букв. В дидактической игре дидактическая задача реализуется через игровую. Основой игры выступают игровые действия, осуществляемые самими детьми.

Чем они интереснее, тем более увлекательной и результативной будет игра. Правила игры задает педагог, который управляет поведением детей. По ее окончании обязательно нужно подвести итоги. Этот этап предусматривает определение победителей, тех, кто справился с заданием, но также нужно отметить участие всех ребят.

Для взрослого дидактическая игра является способом обучения, который поможет сделать постепенным переход от игровой к обучающей деятельности.

Игровая деятельность в ДОУ

Игры сопровождают ребенка на протяжении всего периода детства. Важную роль в развитии детей играет организация игровой деятельности в детских дошкольных учреждениях.

Игра занимает заметное место в системе эстетического, трудового, нравственного, физического и интеллектуального воспитания детей дошкольного возраста.

Она удовлетворяет его социальные нужды и личные интересы, повышает жизненный тонус ребенка, активизирует его работу.

В детских садах игровая деятельность должна составлять комплекс игр, которые направлены на физическое и интеллектуальное развитие детей. К таким играм принадлежат творческие, которые позволяют детям самостоятельно определить цель, правила и содержание.

Они отражают деятельность человека во взрослой жизни. К разряду творческих игр относят сюжетно-ролевые, театрализованные, игры-драматизации, конструкторские игры.

Кроме творческих на формирование игровой деятельности ребенка влияют дидактические, подвижные, спортивные, народные игры.

Важное место в игре занимают игрушки, которые должны быть простыми, яркими, привлекательными, интересными, безопасными. Делятся они на три типа: готовые (куклы, самолеты, машинки), полуготовые (конструкторы, картинки, кубики) и материалы для создания игрушек. Последние позволяют ребенку полностью раскрыть фантазию и продемонстрировать умения, создавая игрушки самостоятельно.

Функции игровой деятельности

Любой вид деятельности имеет определенное функциональное предназначение. Игровая деятельность также выполняет ряд функций в развитии ребенка.

Основной функцией игры является развлекательная. Она направлена на то, чтобы пробудить интерес у ребенка, воодушевить, доставить удовольствие, развлечь.

Коммуникативная функция состоит в том, что в процессе игры малыш учится находить общий язык с другими детьми, развивая свои речевые механизмы. Функция самореализации заключается в выборе роли.

Если ребенок выбирает такие, которые требуют дополнительных действий, то это говорит о его активности и о лидерском начале.

Игротерапевтическая функция предусматривает преодоление детьми трудностей различного характера, которые возникают и в других видах деятельности.

Диагностическая функция игры поможет познать ребенку свои возможности, а воспитателю – выявить наличие или отсутствие отклонений от нормального поведения. С помощью игры можно вносить аккуратно позитивные изменения в структуру личностных показателей.

Особенности игровой деятельности еще и в том, что ребенок приучается к социально-культурным нормам и усваивает ценности, правила человеческого общежития и включается в систему общественных отношений.

Игра и развитие речи ребенка

В большой мере игра влияет на развитие речи. Для того чтобы ребенок удачно включился в игровую ситуацию, ему необходим определенный уровень развития навыков общения. Развитие связной речи стимулируется необходимостью объясняться со сверстниками.

В игре как ведущей деятельности осуществляется усиленное развитие знаковой функции речи с помощью замещения одного предмета другим. Предметы-заместители выступают в роли знаков отсутствующих предметов. Любой элемент действительности, который замещает другой, может быть знаком.

Предмет-заместитель трансформирует по-новому словесное содержание, опосредствуя связь слова и отсутствующего предмета.

Игра способствует восприятию ребенком знаков двоякого типа: иконических и индивидуальных. Чувственные свойства первых к замещаемому предмету приближены виртуально, а вторые по своей чувственной природе имеют мало общего с предметом, который обозначают.

Игра также принимает участие в формировании рефлексивного мышления. Так, например, ребенок страдает и плачет, как пациент, когда играет в больницу, но в то же время он собой доволен из-за хорошего исполнения роли.

Влияние игровой деятельности на психическое развитие ребенка

Развитие игровой деятельности дошкольников напрямую связано с развитием их психического состояния. Игра помогает формировать личностные особенности и психические качества ребенка. Именно из игры со временем выходят другие виды деятельности, имеющие место в дальнейшей жизни человека.

Игра, как ничто другое, способствует развитию внимания, памяти, ведь она требует от ребенка сосредоточения на предметах для успешного вхождения в игровую ситуацию. Ролевые игры влияют на развитие воображения.

Ребенок учится брать на себя разные роли, замещать одни предметы другими, создавать новые ситуации.

Игровая деятельность влияет и на становление личности ребенка. Он учится устанавливать контакт со сверстниками, приобретает навыки общения, знакомится с взаимоотношениями и поведением взрослых людей.

Тесно слиты с игрой такие виды деятельности как конструирование, рисование. Они уже подготавливают малыша к труду. Он делает что-то сам, своими руками, при этом стараясь и беспокоясь за результат.

В таких случаях ребенка обязательно необходимо похвалить, и это станет для него стимулом для совершенствования.

Игра в жизни ребенка важна так же, как учеба для школьника или работа для взрослого. Это нужно понимать как родителям, так и воспитателям.

Нужно всячески развивать интересы детей, поощрять их стремление к победе, к лучшему результату. По мере подрастания малыша нужно обеспечивать его игрушками, которые влияют на умственное развитие.

Не забывайте сами играть с ребенком, ведь в эти моменты он чувствует важность того, что делает.

Источник: https://www.syl.ru/article/166774/undefined

Возрастные и индивидуальные особенности развития детей среднего дошкольного возраста (4-5 лет)

является периодом интенсивного роста и развития организма ребёнка. 

движений детей. Эмоционально окрашенная двигательная деятельность становится не только средством физического развития, но и способом психологической разгрузки детей, которых отличает довольно высокая возбудимость.

создавать и воплощать определённый замысел, который, в отличие от простого намерения, включает представление не только о цели действия, но также и способах её достижения. Особое значение приобретает совместная сюжетно-ролевая игра.

Существенное значение имеют также дидактические и подвижные игры.

В этих играх у детей формируются познавательные процессы, развивается наблюдательность, умение подчиняться правилам, складываются навыки поведения, совершенствуются основные движения.

продуктивные виды деятельности, особенно изобразительная и конструктивная. Намного разнообразнее становятся сюжеты их рисунков 

устойчивыми.

умением обследовать предметы, последовательно выделять в них отдельные части и устанавливать соотношение между ними. Важным психическим новообразованием детей среднего дошкольного возраста является умение оперировать в уме представлениями о предметах, обобщённых свойствах этих предметов, связях и отношениях между предметами и событиями.

Понимание некоторых зависимостей между явлениями и предметами порождает у детей повышенный интерес к устройству вещей, причинам наблюдаемых явлений, зависимости между событиями, что влечёт за собой интенсивное увеличение вопросов к взрослому: как? зачем? почему? На многие вопросы дети пытаются ответить сами, прибегая к своего рода опытам, направленным на выяснение неизвестного. Если взрослый невнимателен к удовлетворению познавательных запросов дошкольников, во многих случаях дети проявляют черты замкнутости, негативизма, упрямства, непослушания по отношению к старшим. Иными словами, нереализованная потребность общения со взрослым приводит к негативным проявлениям в поведении ребёнка.

об игрушке, картинке, о некоторых событиях из личной жизни. 

  1. Дальнейшее укрепление психофизического здоровья, развитие двигательной активности детей.
  2. Развитие познавательной активности через обогащение опыта деятельности, самопознания, представлений об окружающем.

  3. Формирование гуманных отношений между детьми и дружеских взаимоотношений в совместных играх и занятиях.
  4. Воспитание самостоятельности и инициативы на основе освоения разнообразных способов действий и развития стремления к самоутверждению.

  5. Развитие творческих проявлений в художественной, изобразительной и игровой деятельности.
Читайте также:  Как обеспечить безопасность ребенка дома до 3 лет

ствует тому, что они начинают проявлять более активный интерес к игровому взаимодействию со сверстниками, стремятся к объединению в играх. Учитывая это, воспитатель стимулирует проявление доброжелательности в отношениях между детьми, внимательно изучает общение детей со сверстниками, создаёт условия для самодеятельных совместных игр в небольших подгруппах (от 2 до 3–5 человек).

  • развитие сюжетов и тематики игр, овладение детьми первичными умениями сюжетосложения;
  • обогащение содержания игровых действий;
  • формирование умений устанавливать разнообразные ролевые отношения и вести ролевой диалог;
  • стимулирование детской игровой самостоятельности и творчества и др.

сюжетные самодеятельные игры (сюжетно-ролевые, режиссёрские и театрализованные). 

и новые впечатления о жизни и труде людей (семья, магазин, детский сад, парикмахерская и др.). Дети начинают различать реальную и воображаемую игровые ситуации.

Игровые объединения (2–5 детей) носят вполне самостоятельный характер.

До начала игры дети могут определить тему, сюжет, распределить роли (в начале года с помощью воспитателя, затем самостоятельно); по ходу игры учатся согласовывать игровые действия в соответствии с принятой ролью.

ливать разные ролевые связи в рамках одной сюжетной темы: мама – папа – дочка, врач – больной – медсестра. Активно развивается ролевой диалог.

Дети умеют использовать различные предметы-заместители, осуществлять игровые воображаемые действия и принимать воображаемые действия других играющих, заменять некоторые из действий словом («Как будто мы уже вернулись с прогулки, теперь будем мыть руки и обедать»).

Содержание игры строится на отражении сюжета из 4–6 смысловых эпизодов социальной действительности или содержания любимых сказок.

школьников в процессе наблюдений, экспериментирования, бесед, слушания художественных произведений и организации других совместных форм совместной деятельности (например, продуктивной). Этот опыт является в дальнейшем возможной сюжетной основой детских игр.

В обстановке совместных игр своим примером воспитатель показывает детям, как лучше договориться, распределить роли, как с помощью развития сюжета удовлетворить запросы всех желающих принять участие в игре.

Используя ролевые возможности участника игры, он побуждает детей к творчеству, к самостоятельному созданию игровой обстановки (кукольные дом или комната, магазин, парикмахерская, кабинет врача, гараж и т.п.) и поиску тех предметов, которые могут выполнять необходимые игровые функции.

является в совместном с воспитателем участии в играх-драматизациях на темы любимых сказок («Репка», «Кот, петух и лиса», «Теремок» и др.).

С помощью мимики, жестов, движений дети передают разное эмоциональное состояние персонажей (удивляется дед – какая большая выросла репка; испугался петух: «Несёт меня лиса за синие леса!»); используют выразительные движения для передачи их образа: бежит мышка, крадётся хитрая лиса и др.

чаются в новые виды  игры-экспериментирования  (с природными объектами, с животными и людьми),  обучающие  (учебно-предметно-дидактические) и  досуговые  (интеллектуальные, театральные, компьютерные) игры.

Взрослый знакомит детей с новыми народными (обрядовыми, тренинговыми, досуговыми) и празднично-карнавальными играми, которые помогают сделать детскую деятельность насыщенной новыми образами, впечатлениями, эмоциями, действиями.

проявляют открытый негативизм к сверстникам, которые на них вторгаются без спроса. Это может служить источником конфликтов, избежать которые поможет продуманная заранее обстановка: наличие ширм, игровых ковриков, служащих обозначением границ игровых пространств.

Остальные дети учатся уважать игровое пространство играющих. Воспитатель своим примером показывает, что нельзя без разрешения играющих детей зайти на их игровое поле.

Он может «постучаться» к ним, «позвонить им по телефону», попросить «разрешить посадку самолёта» или просто обратиться с просьбой к играющим. 

жания. Многие игры используются как средство решения определённых обучающих и развивающих задач.

Например, обучающие игры с готовым содержанием и правилами используются для развития внимания, умения сравнивать, действовать по элементарному алгоритму, для развития счётных навыков, речевых умений.

В таких играх воспитатель побуждает детей к активному решению познавательных задач, воспитывает сосредоточенность, внимание, настойчивость в достижении цели.

кам в познании свойств и признаков объектов в процессе реальной практической деятельности, стимулируют дальнейшее развитие интеллектуально-перцептивных умений.

Они учатся принимать поставленную воспитателем игровую задачу или выдвигать её самостоятельно в соответствии с правилами игры; достигать нужного результата; контролировать достижение игрового результата в соответствии с игровой задачей; объяснять сверстникам, как получить результат; отвечать на вопросы воспитателя о ходе игры и предполагаемом результате.

чении пространственных, размерных, цветовых признаков и соотношений предметов в игре, игровых действий. Дидактические задачи их использования предполагают: 

  • сравнение предметов по различным признакам (размеру, форме, цвету, назначению и т.п.), их группировку по предложенному педагогом или самостоятельно найденному основанию (это – посуда, это – обувь; ленты одинаковой длины и одинакового цвета и т.д.

    );

  • «упорядочение» (сериацию) игровых или дидактических материалов, составление «рядов» из одинаковых предметов по убыванию или возрастанию того или иного признака (по размеру, ширине, высоте, интенсивности цвета, силе звука и т.д.);
  • установление отношений «часть – целое» (у чайника есть крышка, носик, ручка; у машины есть кузов, кабина и т.д.

    ), составление целого сюжетного или предметного изображения из 4–6 частей;

  • составление простого плана-схемы с использованием разнообразных замещений реальных объектов (игры «Замри», «Волшебные картинки», «Придумай сам», «Куда спряталась пчела?» и др.

    );

  • формирование последовательного мышления, операций моделирования, планирования своей поисковой деятельности и реализацию воображаемых образов (развивающие игры «Сложи узор», «Пазлы», «Уголки», «Уникуб» и др.).

поощряет их самостоятельную организацию вне занятий, стремление объединяться в играх со сверстниками. В ходе таких игр осваивается умение действовать по правилам и по очереди, по простому алгоритму, схеме, модели.

способствуют формированию элементарной организованности, действию в едином ритме и темпе, проявлению ловкости и смелости, преодолению препятствий (пройти по ограниченной площади), совершенствованию основных движений (ходьба, бег, прыжки и т.д.), развитию сложнокоординированных движений пальцев и кисти рук. Воспитатель 

зирования двигательной нагрузки в течение дня. Так, игры малой подвижности во время физкультурных минуток на занятии, динамических 

культурных занятиях и на прогулке, при организации праздников, развлечений, досуговых мероприятий и т.д.

яснены полностью до её начала, а по ходу игры целесообразно использовать упражнения и пояснения, направленные на уточнение правил, на лучшее выполнение движений.

Для распределения ролей и выбора ведущих лучше использовать считалки, «волшебные стрелочки» и др. Такой способ, с точки зрения детей, является справедливым.

Воспитателю важно оставаться активным участником игры, независимо от того, выполняет он при этом ведущие роли или остаётся рядовым игроком.

занном месте и пр. Дошкольники уже могут по собственной инициативе самостоятельно играть в знакомые подвижные игры, придумывать новые подвижные игры с использованием имитации (самолёты, стая птиц и т.д.) или игры с динамическими игрушками: с мячами, обручами, каталками.

становку, используя для этого реальные предметы и их заместители, полифункциональный игровой материал. В группе необходимо иметь 

постройки, но и используют крупный строительный материал для игровой планировки), а также запас коробок, бечёвок, катушек, палочек, лоскутков и т.п.; всё это находит применение в игровой ситуации и способствует развитию игровых замыслов и творчества.

игрушка наталкивает ребёнка на новые игровые замыслы, на отражение в играх новых сторон жизни. Поэтому в игровых наборах для детей 4–5 лет должны быть куклы разных размеров, разного пола, разных профессий (моряк, космонавт, врач), наборы мебели, посуды, одежды, разнообразные виды транспорта, домашние и дикие животные.

Для развития выразительности игрового поведения, воображения и творческих проявлений нужно предоставить в пользование детям соответствующие предметы: элементы костюмов сказочных героев, маски животных, эмблемы с изображениями любимых литературных персонажей (Кот Матроскин, Микки Маус).

Это позволяет самостоятельно воспроизводить в играх-драматизациях полюбившиеся эпизоды сказок, мультипликационных фильмов.

ся также предметом воспитательной деятельности педагога. Для этого в группе необходимо определить места хранения игрушек и приучать детей выполнять установленный порядок. 

витие умения понимать окружающих людей, проявлять к ним доброжелательное отношение, стремиться к общению и взаимодействию.

нии его права быть таким, какой он есть, признании его человеческих проблем, решить которые возможно в процессе межличностного взаимодействия.

В этом взаимодействии ребёнок и взрослый выступают как равноправные, но разнообязанные партнёры: воспитатель не ведёт, не тянет ребёнка, а идёт с ним вместе, когда он в этом нуждается.

Взгляд на воспитанника как на полноценного, сотрудничающего партнёра на ступени дошкольного детства создаёт между педагогом и ребёнком атмосферу доверия и контакта.

воспитанника – его способностей, прав, перспектив.

приобщении дошкольников к доступным формам культурного поведения.   Воспитатель способствует накапливанию положительного опыта добрых чувств, поступков и взаимоотношений.

Педагогический процесс строится так, чтобы свести к минимуму возможности приобретения детьми отрицательных привычек, негативных чувств, нежелательного опыта поведения.

Основной стиль общения педагога с детьми – личностно ориентированный (учёт интересов и потребностей детей, предоставление ребёнку права выбора деятельности, партнёров по совместной деятельности, безоценочное принятие каждого ребёнка, создание условий эмоционального комфорта и психологической защищённости).

ношение к людям и явлениям, появляется стремление быть полезным для окружающих, внимание к их нуждам, дружелюбное отношение к сверстникам; развивается умение подчинять свои желания требованизультат которого важен для окружающих.

Представления о правилах ценировках с игрушками. В них они становятся не просто зрителями помнить вежливые слова, научить поступать правильно.

   Игровой образ вызывает у средних дошкольников активный эмоциональный отклик и мы поведения.

дентификации себя со сверстниками. Дети внимательно относятся к 

ребёнка к конструктивному оцениванию собственных достижений. 

ских» действий, приёмов простейшего анализа, сравнения. 

значимых качеств личности: стремление помочь товарищу, радоваться 

Источник: http://mdou27.ucoz.ru/publ/vozrastnye_i_individualnye_osobennosti_razvitija_detej_srednego_doshkolnogo_vozrasta_4_5_let/1-1-0-13

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector