Игровая деятельность детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет)

Игровая деятельность детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет)

Для того чтобы изучить вопрос, связанный с особенностями развития игровой деятельности и игровых предпочтений у дошкольников, обратимся к понятию игра. Игра – вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в ее результатах, а в самом процессе. Игра – один из видов человеческой деятельности. Как сложное и интересное явление, она привлекает внимание людей разных профессий.

Исследования отечественных и зарубежных ученых-философов, социологов, историков культуры (Гайнц Либшер, Георг Клаус, К.Г. Юсупов, В.И. Истомин, В.И. Устименко, Д.Н. Узнадзе и др.

) рассматривают своеобразие игры, ее роль и значение в жизни общества и отдельной личности, в человеческой культуре.

Исследователи отмечают ценность игры, ее условность, а также указывают на ее значение в формировании социального поведения, самоутверждения человека, на возможность прогнозирования его поведения в ситуации общения.

Игра — самовыражение человека, способ его совершенствования.

Игра имеет огромное значение для воспитания и развития личности. Для детей игра, которую принято называть «спутником детства», составляет основное содержание жизни, выступает как ведущая деятельность, тесно переплетается с трудом и учением.

В игру вовлекаются все стороны личности: ребенок двигается, говорит, воспринимает, думает; в процессе игры активно работают все его психические процессы: мышление, воображение, память, усиливаются эмоциональные и волевые проявления. Игра выступает как важное средство воспитания.

Проблеме игры детей дошкольного возраста посвящены многие отечественные исследования. Одни из них направлены на изучение теории ролевой творческой игры (Л.С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, Ф. И. Фрадкина, А. П. Усова, Д. Б. Эльконин, Т.Е. Конникова, Д. В. Менджерицкая, Р.М. Римбург, Р.И.

Жуковская, А.В. Чернов, Т.А. Маркова, Н.Я. Михайленко, Р.А. Иванкова и т.д.). В других определяются особенности, место и значение дидактических и подвижных игр в педагогическом процессе (Е. И. Радина, А. И. Сорокина, Е. И. Удальцова, В. Р. Беспалова, З. М. Богуславская, Б. И. Хачапуридзе, В.Н. Аванесова и т.

д.). Третьи раскрывают значение игры в художественном воспитании детей (Н. А. Ветлугина, Н. П. Сакулина).

Сюжетно-ролевая игра — это основной вид игры ребенка дошкольного возраста. Характеризуя ее, С.Л. Рубинштейн подчеркнул, что эта игра есть наиболее спонтанное проявление ребенка и вместе с тем она строится на взаимодействии ребенка со взрослыми. Ей присущи основные черты игры: эмоциональная насыщенность и увлеченность детей, самостоятельность, активность, творчество.

Основной источник, питающий сюжетно-ролевую игру ребенка — это окружающий его мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников. Основной особенностью сюжетно-ролевой игры является наличие в ней воображаемой ситуации. Воображаемая ситуация складывается из сюжета и ролей.

Сюжет игры — это ряд событий, которые объединены жизненно мотивированными связями. В сюжете раскрывается содержание игры — характер тех действий и отношений, которыми связаны участники событий.

Роль является основным стержнем сюжетно-ролевой игры. Чаще всего ребенок принимает на себя роль взрослого. Наличие роли в игре означает, что в своем сознании ребенок отождествляет себя с тем или иным человеком и действует в игре от его имени.

Ребенок соответствующим образом использует те или иные предметы (готовит обед, как повар; делает укол, как медсестра), вступает в разнообразные отношения с другими играющими (хвалит или ругает дочку, осматривает больного и т. д.).

Роль выражается в действиях, речи, мимике, пантомиме.

В сюжете дети используют два вида действий: оперативные и изобразительные — «как будто».

Наряду с игрушками в игру включаются разнообразные вещи, при этом им придается воображаемое, игровое значение.

В сюжетно-ролевой игре дети вступают в реальные организационные отношения (договариваются о сюжете игры, распределяют роли и т. п.).

В то же время между ними одновременно устанавливаются сложные ролевые отношения (например, мамы и дочки, капитана и матроса, врача и пациента и т. д.).

Отличительной особенностью игровой воображаемой ситуации является то, что ребенок начинает действовать в мысленной, а не видимой ситуации: действие определяется мыслью, а не вещью. Однако мысль в игре еще нуждается в опоре, поэтому часто одна вещь заменяется другой (палочка заменяет ложку), которая позволяет осуществить требуемое по смыслу действие.

Наиболее общий мотив сюжетно-ролевой игры — стремление ребенка к совместной социальной жизни со взрослыми.

Это стремление сталкивается, с одной стороны, с неподготовленностью ребенка к его осуществлению, с другой — с растущей самостоятельностью детей.

Это противоречие разрешается в сюжетно-ролевой игре: в ней ребенок, принимая на себя роль взрослого, может воспроизводить его жизнь, деятельность и отношения.

Своеобразие содержания сюжетно-ролевой игры также является одной из ее важнейших особенностей. Многочисленные исследования отечественных педагогов и психологов (Д..Б. Эльконина, Д.В. Менджерицкой, А.В. Черкова, П.Г. Саморуковой, Н.В.

Королевой и др.) показали, что основным содержанием творческих сюжетно-ролевых игр детей является общественная жизнь взрослых в ее разнообразных проявлениях.

Таким образом, игра есть деятельность, в которой дети сами моделируют общественную жизнь взрослых.

Сюжетно-ролевая игра в своей развитой форме, как правило, носит коллективный характер. Это не означает, что дети не могут играть в одиночку. Но наличие детского общества — это наиболее благоприятное условие для развития сюжетно-ролевых игр.

Выдающийся психолог А.Н.Леонтьев подчеркивал: «…Овладение ребенком более широким, непосредственно недоступным ему кругом действительности может совершаться только в игре». Малыш, моделируя деятельность взрослых в игре, расширяет сферу, в которой он может действовать. А.В.

Запорожец писал: «Игра позволяет воссоздать в активной, наглядно-действенной форме неизмеримо более широкие сферы действительности, далеко выходящие за пределы личной практики ребенка. В игре дошкольник с помощью своих движений и действий с игрушками активно воссоздает труд и быт окружающих взрослых, события их жизни, отношения между ними и т.д.

Тем самым складываются необходимые условия для осознания ребенком новых областей действительности, а вместе с тем и для развития соответствующих способностей».

Д. Б. Эльконин, рассмотрев структуру сюжетно-ролевой игры, показал, что центральным компонентом ее выступает роль — соответствующий принятым в обществе нормам, правилам способ поведения людей в различных ситуациях.

Немаловажное значение для развития игровой деятельности имеют предметы-атрибуты. Они помогают ребенку взять на себя роль, спланировать и развернуть сюжет, создать игровую ситуацию.

Они как бы обеспечивают внешние условия для реализации роли, облегчая малышу ролевое поведение. Ребёнку легче выполнять роль врача, когда он в белом халате и шапочке.

В старшем дошкольном возрасте ребенок все меньше нуждается во внешних атрибутах, потому что такой опорой становятся представления о функции взрослых.

Игра всегда предполагает создание воображаемой ситуации, которую составляют ее сюжет и содержание. Сюжет — та сфера действительности, которая моделируется детьми в игре.

Следовательно, выбор сюжета всегда опирается на определенные знания.

Именно поэтому на протяжении всего дошкольного возраста игры в «семью» являются любимыми для детей, так как они сами ежедневно включены в подобные отношения, а значит, имеют о них наиболее полное представление.

Постепенно дошкольники начинают вводить в свои игры сюжеты из любимых сказок и кинофильмов. Особенно ярко эта особенность становится заметна с 4 лет.

В играх переплетаются реальные и сказочные сюжеты, причем воссоздаваемая сфера реальности продолжает расширяться по мере включения ребенка в более сложные общественные отношения. К бытовым сюжетам присоединяются профессиональные сюжеты, а затем и социальные.

Богатство и разнообразие сюжетов тесно связано с богатством детского воображения. В то же время создание сюжетов игр стимулирует развитие детской фантазии, творческой деятельности.

В сюжетно-ролевой игре между детьми 6-7 лет складываются ролевые и реальные отношения. Первые определяют выбор и распределение ролей, проявляются в разнообразных репликах, замечаниях, требованиях, которые регулируют ход игры.

Распределение ролей — важный момент в возникновении игры. Нередко ребенок-лидер навязывает товарищам неинтересные роли, а сам берет на себя самую привлекательную, не считаясь с желаниями других.

Если детям не удается договориться о распределении ролей, то игра распадается или кто-то из ребят выходит из нее.

В выборе партнеров для совместных игр дошкольники 6-7 лет опираются на свои симпатии, выделяют ценимые в сверстнике нравственные качества, игровые умения. Немаловажное значение имеет наличие у сверстника привлекательных игровых предметов.

Реальные отношения в сюжетно-ролевой игре имеют место и тогда, когда ребенок как бы временно выходит из роли и даёт другому указания, касающиеся дальнейшего хода игры, соблюдения правил.

Дополнительные компоненты дидактической игры — сюжет и роль не обязательны и могут отсутствовать. Дидактическая игра выступает одновременно как вид игровой деятельности и форма организации взаимодействия взрослого с ребенком. В этом и состоит ее своеобразие.

Игрушка — неизменный спутник ребенка с первых дней рождения. Ее специально создает взрослый в воспитательных целях, чтобы подготовить малыша к вхождению в общественные отношения. Игрушка выступает для ребенка как предмет забавы, развлечения, радости, и в то же время она — важнейшее средство психического развития дошкольника.

Кукла не только участвует во всех детских играх, но выступает идеальным партнером по общению, другом, с которым можно поговорить, поделиться заботами, огорчениями, радостями. Малыш, в зависимости от своего настроения, наделяет куклу мыслями, чувствами: сегодня она балуется, а вчера была послушной девочкой.

Кукла в руках ребенка действует так, как он этого хочет в данный момент. Он заботится о ней, воспитывает, учит, передавая ей свои знания. То есть выполняет в отношении к кукле те же функции, которые взрослый выполняет в отношении его самого.

И такая позиция является еще одной причиной неизменной привлекательности для малыша игр с куклами. Оценивая поведение куклы, ребенок передает ей свой эмоциональный и нравственный опыт, тем самым осознавая и закрепляя его. Он проигрывает с ней всевозможные формы поведения и оценивает их.

Возникает эмоциональная и нравственная идентификация, складываются моральные оценки, развивается гамма эмоциональных переживаний, формируются нравственные качества.

Игрушки-орудия (лопатки, формочки, ведерки и прочее) — это уменьшенные копии орудий труда взрослых.

В раннем детстве с их помощью у детей развивают предметные действия, включают их в игры с природным материалом, например, малыш насыпает лопаткой в ведерко песок, высыпает и снова насыпает.

В дошкольном детстве игрушки-орудия используются в других видах игр, например, в строительных, а также в трудовой деятельности.

Особую группу составляют игрушки-самоделки, поскольку создаются самим ребенком с заранее определенной игровой целью.

Изготовление таких игрушек формирует у дошкольника умение создавать и воплощать замысел, стимулирует творчество, позволяет познавать свойства материала, формирует общественные мотивы поведения, например, сделать подарок маме или помочь малышам.

Игрушки-самоделки — это своеобразный способ самовыражения и предмет гордости. Самодельные игрушки нередко отличаются многофункциональностью, поэтому особенно интересны малышу.

Игрушки-забавы вызывают у детей любопытство, радость, положительные эмоции. Они поддерживают бодрое настроение, развивают чувство юмора и любознательность. Они побуждают детей к изучению их устройства, принципа действия, а также создают зону совместных со взрослым переживаний.

Подчеркнем, что для ребенка важно не количество игрушек, а их разнообразие в соответствии с возрастом малыша и ситуацией их использования. Главная задача взрослых состоит в том, чтобы научить ребенка действовать с игрушками.

Таким образом, рассмотрев развитие игровой деятельности и игровых предпочтений детей 6-7 лет, можно отметить, что игра становится самостоятельной деятельностью ребенка; ребенок осваивает разные виды игры; с помощью игры дошкольник «входит» в разные сферы действительности, расширяя возможности познания этих сфер.

Игровые предпочтения ребенка дошкольника 6-7 лет развивается под влиянием воспитания и обучения, зависит от приобретения знаний и умений, от воспитания интересов.

Читайте также:  Утренник по пдд в детском саду для старшей группы

В игре с особой силой проявляются индивидуальные особенности мальчиков и девочек, при этом можно наблюдать, что один и тот же ребенок обнаруживает разный уровень игрового творчества в зависимости от содержания игры, выполняемой роли, от взаимоотношений с товарищами.

Немаловажным для развития игровых предпочтений является педагогически целесообразный подбор игрушек и игровых материалов, что создает «материальную основу» игры, обеспечивает развитие игры как деятельности.

Подбор игрушек должен осуществляться в соответствии с основной тематикой детских игр в данной возрастной группе, с учетом ближайшей перспективы их развития. Для детей 6-7 лет нужна игрушка, позволяющая развернуть игры в семью, детский сад и т. д.

, подбор игрушек должен обеспечить развитие игр на трудовые темы и игр, отражающих общественные события и явления. При подборе игрушек воспитателю следует принимать во внимание и характер тех требований, которые предъявляют к игрушке дети данного возраста.

Существуют некоторые условия сохранения у детей стойкого интереса к игре.

1) Взрослый организатор игры обязан задавать тон в обращении с играющими детьми, употребляя условную игровую терминологию. Если педагог в длительной игре будет обращаться к детям обычно, называя их по фамилии, и видеть в них дошкольников, а не моряков или космонавтов, то это обязательно разрушит воображаемую ситуацию, а с ней и игру.

2) Для того, чтобы сохранить воображаемую ситуацию и дать пищу для новых игровых переживаний, педагог по возможности должен стараться обыгрывать любое дело детского коллектива.

3) Все меры педагогического воздействия на детей — требования, поощрения, наказания — педагог должен осуществлять в игровом ключе, не разрушая воображаемой ситуации.

4) В ходе длительной сюжетно-ролевой игры целесообразно включать развернутые творческие игры или игры на местности с идентичными сюжетами. Это позволяет внести в длительную игру атмосферу свободного игрового творчества и укрепить воображаемую ситуацию игры.

5)   В процессе длительной сюжетно-ролевой игры воспитатель может организовать коллективное соревнование между небольшими группами играющего коллектива.

Соревнование не только выполняет роль дополнительного стимула, но во многом способствует более эмоциональному протеканию самой игры.

Условия соревнования и формы подведения итогов разрабатываются в игровом ключе, в условиях воображаемой ситуации.

Соблюдение перечисленных условий позволит педагогу сохранить эмоционально привлекательную для детей игровую ситуацию на продолжительное время.

Можно сделать обобщающий вывод, что, планируя работу по развитию игровых предпочтений, педагогу необходимо предусматривать обогащение содержания игры, расширение игрового опыта детей. Большое внимание педагог должен уделять развитию творческих способностей детей 6-7 лет, формированию положительных взаимоотношений.

Воспитателю следует помнить, что планированию подлежит деятельность педагога по развитию игры и ее управлению, а не деятельность детей в игре. Для повышения воспитательной эффективности игр необходима относительная длительность их проведения на идентичные сюжеты.

В таком случае игры выполняют функции упражнений в решении конкретных воспитательных задач, оказывая на детей комплексное воспитательное воздействие.

Список использованной литературы.

1. Воспитание и обучение детей шестого года жизни / Под ред.

Л. А. Парамоновой. О.С.Устиновой. М., 2004.

2. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников/ Под ред. Л.А. Венгер. — М., 1999г.

3. Запорожец А.В. Избранные психологические труды: В.2Т. — М., 2001 г.

4. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. — М., 2002.

5. Мухина В. С. Психология дошкольника. — М., 2005.

6. Пилюгина Э.Г. Занятия по сенсорному воспитанию – М., 1992.

7. Сенсорные и сенсомоторные процессы/ Под ред. М.Ф.Ломова -М.- 2000.

8. Эльконин Д. Б. Детская психология. М., 2004.

9. Эльконин Д. Б. Психология игры. — М., 2005.

Источник: https://dohcolonoc.ru/stati/13344-razvitie-igrovykh-predpochtenij-u-detej.html

Игровая деятельность детей дошкольного возраста

Игровая деятельность детей дошкольного возраста

Игровая деятельность детей дошкольного возраста представляет собой значимое социальное явление, в котором заметное отражение находят развитие и культура общества в целом.

В процессе игры ребенок воспроизводит модели взрослой жизни, труда и отношений, а также реализует свои познавательные, эстетические и нравственные потребности. Именно игра позволяет ребенку с течением времени минимизировать существующие противоречия между своими стремлениями быть полноценным участником взрослого мира и имеющимися реальными возможностями.

Кроме того, что игра занимает значительную часть свободного времени ребенка, она служит средством для качественных изменений в его самосознании.

Развитие игровой деятельности дошкольников

Развитие игровой деятельности дошкольников в первую очередь проявляется в ролевом характере. Особенностями ролевых игр являются использование одних предметов в качестве заменителей других, индивидуализация собственных действий и сравнение их с действиями взрослых людей.

Близкие взрослые становятся образцом для игровых поведенческих реакций ребенка. Отличие игр детей старшего дошкольного возраста от младших групп заключается в том, что теперь центром их игрового мира становится человек, общество людей, их действия и взаимоотношения между собой. Прямо или косвенно, но именно взрослым принадлежит координирующая роль в детской игре.

В игровой деятельности дошкольников часто процесс становится важнее результата, а ее качество определяется количеством эмоциональных и познавательных достижений, полученных во время игры.

Нередко ребенок прямо или косвенно цитирует точку зрения взрослых на затронутую в игре проблематику, а в игровых отношениях с товарищами моделирует их поступки. Часто в качестве игрового сюжета дети склонны выбирать те вопросы, которые приходится решать близким им взрослым.

Разумеется, что и в качестве игровых объектов они используют явные или мнимые предметы из практики взрослой жизни.

Крайне важно, что сюжеты игровой деятельности детей дошкольного возраста не предопределены заранее, они формируются в реальном времени детским коллективным воображением, тем самым развивая его. Достаточно часто в процессе игры те или иные предметы меняют свои функции и начинают играть иные роли.

В процессе сюжетно-ролевой деятельности дошкольников детское воображение формирует образы, которые воплощаются посредством развития игровых событий. Кроме сюжета такая игра имеет содержание, определенные правила, предусматривает те или иные игровые действия, ролевые отношения, нередко переходящие в реальные, а также истинные предметы и их заменители.

Неотъемлемой составляющей игры дошкольников являются роли. Они отражают детский взгляд на поведение взрослых людей в тех или иных ситуациях и принятым в обществе нормам. Для игры дети могут выбирать как хорошо знакомые им сферы жизнедеятельности взрослых, так и те, которые представляют живой позитивный интерес и стимулируют к размышлениям.

Играя со сверстниками, ребенок вынужден считаться с точкой зрения других людей или даже целых групп, понимать и принимать их позицию и смотреть на события их глазами. К примеру, примеряя на себя роль матери, девочка учится постигать чувства ответственности и заботы, начинает понимать роль послушания и взаимопонимания.

Игровые интересы дошкольников

Игры профессиональной тематики через привлекательность того или иного вида деятельности помогают понять мотивацию трудовой деятельности людей, ее значение и высокую степень ответственности.

Ребенок в состоянии уяснить, чем занимается на своем рабочем месте тот или иной специалист.

Считается, что средний дошкольник старшего возраста посредством игры ознакомлен не менее чем с десятью профессиональными сферами, притом, что наиболее близкими для себя считает не более двух из них.

Правила игровой деятельности детей дошкольного возраста диктуют определенные рамки поведения персонажам. Таким образом, ребенок отчасти руководствуется собственной позицией, а в основном учится действовать в предложенных обстоятельствах и сдерживать собственные желания.

Соблюдение правил игры относится к осознанным социальным поступкам растущего человека. Правила позволяют осуществлять контроль и самоконтроль. В процессе взросления ребенок меняет свое отношение к правилам игры от их полного неприятия в младшем дошкольном возрасте до активного неудовольствия, когда такие правила игнорируются сверстниками уже накануне школы.

Замечательно, что правила игры дошкольники создают, основываясь на логике знакомых им жизненных связей, а их выполнение считают необходимостью.

Обязательным условием игровой деятельности детей дошкольного возраста является мнимость ситуации. В зависимости от того, насколько широк кругозор ребенка, он в состоянии имитировать различные сферы деятельности взрослых: семейный быт, полеты в космос, строительство и прочие. Чем больше сюжетов в состоянии предложить для игры дошкольник, тем продолжительнее становится игра.

Дети 5-6 лет в состоянии по несколько часов и даже дней концентрировать внимание на игровом сюжете. Также по мере взросления они отдают предпочтение тем или иным игровым ситуациям.

Тогда как в младшем дошкольном возрасте преобладают бытовые тематики, в среднем больший интерес вызывают производственные обстоятельства, а старшие дошкольники увлечены общественно-политическими сценариями, нередко переплетенными с сюжетами любимых фильмов или книг.

Развитие игровой деятельности дошкольников демонстрирует заметный прогресс по мере перехода детей их одной возрастной группы в другую.

Малыши не в состоянии планировать развитие сюжета, а чаще повторяют одни и те же поступки взрослых (мытье посуды, изготовление куличей и т.п.).

Дети постарше демонстрируют творческий подход, а наиболее важными в игре считают отношения между игроками. Старшие дети дорожат распределением ролей и соблюдением правил игры.

Обучение игре детей дошкольного возраста

При обучении игре детей дошкольного возраста необходимо учитывать некоторые аспекты. В первую очередь следует понимать, что контекст игры позволяет ребенку младшего школьного возраста действовать целостно, в соответствии с предложенными обстоятельствами.

Только получив достаточный опыт при помощи такого рода игр, уже более взрослый ребенок в состоянии выделять проблематику игры, а значит воспринимать поставленные перед ним в игровой форме задачи.

При обучении игре детей дошкольного возраста старших групп следует базироваться на уже сформированных навыках их коллективной деятельности.

Видео с YouTube по теме статьи:

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.

Источник: http://www.neboleem.net/stati-o-detjah/5830-igrovaja-dejatelnost-detej-doshkolnogo-vozrasta.php

Старший дошкольный возраст 5–6 лет

Старший дошкольный возраст 5–6 лет

Старший дошкольный возраст  (5–6 лет) – время интенсивного физического, психического и личностного развития ребенка.

Ведущей деятельностью детей 5–6-летнего возраста является игра, в которой происходит развитие всех психических процессов  и сторон личности ребенка.  В игре ребенок  постигает возможности замещения одного предмета другим: например, кубик становится «мылом», стул – «автомобилем», палка – «мечом» и т. п.

 Игровое замещение – начало большого пути, ведущего к использованию математических символов, нот и др. Развивающие игры для детей в этом возрасте способствуют бурному развитию образного мышления, речи, воображения.

В сюжетно-ролевой игре у старших дошкольников формируется способность анализировать свои поступки, видеть ситуацию с позиции другого человека.

В старшем дошкольном возрасте начинают проявляться относительно устойчивые черты личности. В этом возрасте формируется позитивный образ себя и, как правило, завышенная самооценка: «Я хороший», «Меня все любят» и т.п.

 Дети осознают не только те качества, которые характеризуют их сегодня, но и потенциальное «Я», при этом большинство детей ориентируется на положительный образ себя в будущем: «Я буду одни пятерки получать», «Я буду умный» и т.д.

Такая положительная установка является благоприятным условием для дальнейшего развития личности ребенка. 

В этом возрасте активно развивается познавательная деятельность: ребенок стремится узнать, как устроены предметы, для чего они предназначены, стремится установить причинно-следственные связи между явлениями действительности.

Старшему дошкольнику уже доступно принятие учебной задачи: он понимает, что выполняет какое-либо действие для того, чтобы научиться делать его правильно. К 6–7 годам ребенок уже способен использовать усвоенный способ действия в новых условиях, сравнить свой результат с образцом, увидеть расхождения. Развивается мотивация поведения.

Заметно возрастает способность оценивать свою деятельность.  В возрасте 5,5–7 лет появляется произвольное запоминание: ребенок начинает сознательно многократно повторять то, что необходимо запомнить. Устойчивее становится внимание.

Ребенок способен более сосредоточенно, не отвлекаясь, выполнять ту или иную работу, даже если она не очень нравится, но необходима. Восприятие становится все более целенаправленным, развивается наблюдательность. В воображении ребенок этого возраста способен уйти от усвоенных стандартов и создать комбинированный образ фантазии.

В 5–7 лет у детей  происходит важный перелом в развитии головного мозга: повышается быстрота и прочность образования в коре больших полушарий условных нервных связей, развивается тормозящая функция коры головного мозга – вследствие этого появляется возможность управлять своим поведением. 

Читайте также:  Тест «узнай свой тип темперамента»

У детей 5–6 лет продолжает развиваться речь: обогащается словарь, совершенствуется грамматический строй речи, интонационная и образная выразительность, активно развивается связная речь. Важной особенностью речи у детей данного возраста является ее эгоцентричность.

Играя, занимаясь рисованием, лепкой, конструированием, ребенок часто беседует сам с собой, ни к кому не обращаясь, рассказывает о своих действиях, как бы комментируя их. Эгоцентрическая речь – своеобразное средство мышления. Ребенок часто еще не умеет мыслить про себя, поэтому размышляет вслух.

Эгоцентрическая речь помогает ребенку осознавать свои действия и планировать деятельность.

Ведущим типом мышления старших дошкольников является наглядно-образное мышление. Однако в затруднительных случаях они возвращаются к генетически более раннему уровню мышления – наглядно-действенному, так как иногда не могут решить поставленную задачу вне практических действий с предметами.

Существенным показателем развития ребенка является овладение им различными знаниями, наличие развернутых представлений об окружающем. Знания на протяжении дошкольного детства углубляются и расширяются, происходит их обобщение.

Таким образом, в старшем дошкольном возрасте детям доступно понимание общих связей и закономерностей, лежащих в основе научного знания, а не только усвоение конкретных представлений об окружающем. Однако достаточно высокого уровня познавательной деятельности дети достигают в том случае, если родители и педагоги создают для этого специальные условия. 

Существенную помощь в этом может оказать сайт «Разумейкин». Ресурс сайта позволяет развивать высшие психические функции: мышление, внимание, речь, память ребенка 5-6 лет. В доступной возрасту форме овладевать счетом и чтением, формировать познавательную мотивацию, расширять кругозор. Все это создает базу для успешного обучения ребенка в школе. 

Источник: https://www.razumeykin.ru/publikatsii/starshy-doshkolnyj-vozrast-5-6-let

Игра, как ведущий вид деятельности в старшем дошкольном возрасте

Игра, как ведущий вид деятельности в старшем дошкольном возрасте

Игра- уникальный феномен общечеловеческой культуры . Именно она является уникальной социальной практикой ребёнка. Детская игра понимается как особое культурное образование, выработанное в обществе в ходе его исторического развития.

Этот вид деятельности служит средством, реализующим стремление детей участвовать в жизни взрослых.

С одной стороны, игра является принадлежностью дошкольного периода, с другой- элементом системы воспитания, с помощью которой решают многие задачи воспитательно- образовательной работы в ДОУ.

Традиционно подчёркивалось прежде всего воспитательное, образовательное и развивающее значения игры, как ведущего вида деятельности в дошкольном возрасте. Так , в исследованиях Л.А. Венгера,А.В.Запорожца, Р.С.Буре показана роль различных видов игр в социализации ребёнка, его психическом развитии и социально-  развитом становлении.  А.П.

Усов, Т.А. Репина, А.А. Рояк определили значение игры в становлении коллективных взаимоотношений дошкольника, в развитии «детского общества». Труды Л.С.Выготского, Ж.Пиаже, Д.Б.Эльконина раскрыли роль творческих игр и игр с правилами в умственном развитии ребёнка. Развитие  произвольности поведения через игру показано в исследованиях З.

В Михайленко.

Игра является действенным средством познавательного, социального, физического и психического развития, формирования у ребёнка основ общечеловеческой культуры.

Общеизвестно из «народной педагогики», что «недоигравший ребёнок»  быстро теряет интерес к учёбе. Поэтому игра на  дошкольном этапе имеет особую ценность: она способствует формированию у ребёнка любознательности,стремления к получению новых знаний. В играх с правилами, дидактических и подвижных происходит развитие произвольного поведения детей.

Ребёнок учиться подчинять свои действия образцу, в качестве которого может выступать поведение , мнение и оценка окружающих. К концу дошкольного периода у ребёнка появляется способность управлять своим поведением, подчиняться правилам и требованиям.

Именно игра позволяет сформировать у детей  первые этические и моральные установки, когда они начинают оценивать свои и чужие поступки.

Наблюдения показывают, что современные дошкольники не умеют организовывать свою деятельность, наполнять её смыслом. Дошкольный возраст-  оптимальный период для формирования личности, поэтому не стоит питать иллюзии , что способности эти разовьются сами по себе в более зрелом возрасте.

https://www.youtube.com/watch?v=zKWu5MTHsj8

Условно игры можно разделить на две основные группы: сюжетно- ролевые( творческие) игры и игры с правилами.

Сюжетно- ролевые — это игры на бытовые темы, с производственной тематикой, строительные игры, игры с природным материалом, театрализованные игры, игры- забавы, развлечения.

Игры с правилами — к ним относятся дидактические игры ( игры с предметами и игрушками,словесные дидактические, настольно- печатные, музыкально- дидактические игры) и подвижные ( сюжетные, бессюжетные, с элементами спорта)

Остановлюсь более подробно на дидактических играх.

Дидактические игры широко распространены в системе дошкольного образования: они известны как игры обучающего характера или игры с правилами, но обучающая задача  в них не выступает прямо, а скрыта от играющих детей, для которых на первом плане оказывается игровая задача. стремясь реализовать её, дети выполняют игровые действия, соблюдают правила игры. Дидактическая игра имеет определённую структуру и включает в себя обучающую и игровую задачи, игровые действия,игровые правила.

Обучающая (дидактическая) задача позволяет воспитателю добиваться в игре конкретных результатов, ориентированных на развитие тех или иных  качеств детей(формирование сенсорных способностей, развитие слухового восприятия и  т. д.), на уточнение  знаний, умений, навыков и представлений (например,умение выделять признаки предметов).

Обучающая задача доводится до детей в виде игровой задачи , имеющей характер практических заданий (рассмотреть картинку и найти несоответствия).

Игровое действие позволяет детям реализовать поставленную перед ними задачу и является способом поведения, деятельности в игре (подбирают картинки, загадывают загадки).

Игровое действие направлено на выполнение игрового правила, которое, в свою очередь, ограничивает своими рамками  проявление активности детей в игре, указывает, как должны выполняться игровые действия ( загадывать загадки только о тех предметах, которые находятся в комнате).

Дидактическая задача,игровое действие и игровые правила тесно взаимосвязаны. Каждый структурный компонент дидактической игры напрямую зависит от обучающей задачи и подчиняется ей: игровое действие невозможно определить, не зная поставленной задачи; игровые правила способствуют решению обучающей задачи, но но чем больше ограничений в игре, тем труднее решить поставленную задачу.

Содержание дидактических игр и порядок постановки дидактических задач определяется программой. Дидактические игры могут содержать сразу несколько обучающих задач( например, в словесной игре: развивать слуховое восприятие детей, активизировать речь, учить согласовывать слово и действие).

Дидактическая игра планируется и вводится в занятие педагогом, поэтому именно от него зависит, какие задачи будут поставлены, как будет проходить игра, какого результата можно ожидать.

воспитатель должен своевременно планировать игру, определить её место в структуре занятия, подготовиться к игре (подобрать дидактические материалы, обустроить место, продумать методику проведения игры, определить состав игроков),  провести последующий анализ игры.

Особое внимание при проведении игр следует обратить  на создание атмосферы увлечённости, посильность дидактической задачи, темп игры.

Учёные отмечают роль дидактической игры в умственном, сенсорном развитии детей.

В раннем детстве ребёнок постигает действительность  посредством чувственного восприятия и ощущений в ходе действий с предметами.

В процессе специально организованной деятельности он учиться анализировать, сравнивать. обобщать предметы. Основной формой обучения выступают игры- занятия,  в  основе которых лежат дидактические игры.

В науке нет единого мнения, чем же в действительности является дидактическая игра: средством, формой, методом или видом деятельности. Главное состоит в том,какие возможности открывает дидактическая игра в воспитании и развитии детей, какие новые перспективы в развитии игровых технологий  указывает.

У детей в возрасте 6- 7 лет начинают складываться личностные механизмы  поведения, в которых основное место занимают осознанность и опосредованность  собственного поведения. На смену непроизвольно- произвольному приходит произвольное поведение. Ребёнок начинает осознавать себя членом общества взрослых.

В старшем  дошкольном возрасте интеллектуальная активность эффективно развивается в играх с правилами.Особенность дидактической игры состоит в том, что  старшие дошкольники будут играть в неё, если она будет  занимательной, эмоционально захватывающей. Тогда появится  усидчивость, некоторая сдержанность в выполнении игровых действий.

В играх дети подготовительной группы стремятся  опередить товарищей по игре, когда возможность стать первым есть у всех членов команды. Не менее важен заключительный этап игры, когда подводятся итоги, даётся  оценка работы команд.

Коллективный характер творчества, проявляющийся в коллективной игре, побуждает детей рассуждать, сравнивать, обмениваться мнениями, спорить, поддерживать друг друга, уважать чужое мнение, просить совета, помощи.

Результат совместной работы  значительно превышает потенциальные возможности каждого участника.

В играх детей подготовительной группы значительно усложняется дидактический материал, который воспитатель предлагает им в виде карт, чертежей, рисунков, схем- наглядных пространственных моделей.

В процессе работы с моделями дети усваивают соотношение части и целого, существенные черты изучаемых моделей. Им интересна как индивидуальная, так и коллективная форма обучения.

Воспитатель варьирует задания, а дети проявляют всё большую самостоятельность, внося в игру новое содержание, выполняя новые для них роли.

Источник: http://doshkolnik.ru/zaniatia-s-detmi/10967-igra-deti.html

Руководство игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста

Руководство игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста

Однако далеко не всегда детям удается (особенно при большом количестве участников игры) последовательно разворачивать сложный сюжет. Нередко замыслы отдельных детей приходят в противоречие или дети не понимают обращенных к ним ролевых действий партнера. В этих случаях требуется специальное обсуждение дальнейшего хода игры, нередко — вмешательство взрослого.

Сложный характер приобретает у старших дошкольников соотношение ролевых и реальных взаимоотношений. В этом возрасте уже, как правило, выделились дети, постоянно являющиеся организаторами игр. Они обычно получают и главные роли. Однако случается, что такой ребенок выбирает второстепенную роль, но при этом «ведет» всю игру, определяя действия остальных участников.

Организаторы игр обычно пользуются авторитетом среди сверстников. Их индивидуально-психологические качества, методы руководства играми могут оказать серьезное влияние на реальное взаимоотношения детей в играх и через это — на общий стиль общения детей и их поведение. Поэтому со стороны воспитателя требуется особое внимание к таким детям и, если необходимо, индивидуальная работа с ними.

У детей старшего дошкольного возраста наряду с сюжетно-ролевой игрой, получает развитие другая ее разновидность — режиссерская игра. Это — одиночная игра, но как бы впитывая опыт совместной. В ней ребенок не берет на себя никакой роли, а выступает как режиссер в театре. Он раздает роли игрушкам, а сам ограничивается тем, что передвигает их, придумывая происходящие с ними события.

Сюжеты таких игр могут достигать большой сложности. Это, например. Сражения целых армий, имеющих генералов, офицеров, разведчиков и составленных из пластмассовых солдатиков, всадников, танков, пушек.

Помимо сюжетно-ролевой игры в старшем дошкольном возрасте большое значение приобретают другие виды игр — подвижная и дидактическая (обучающая). Такие игры не возникают в самостоятельной деятельности детей. Их придумываю, и предлагают взрослые в целях совершенствования движений или выработки у детей различных знаний и навыков.

Некоторые подвижные игры передаются из поколения в поколение (прятки, лапта) и переходят к младшим детям от старших. Подвижные и дидактические игры сходны с сюжетно-ролевой игрой в том отношении.

Что содержат в себе ее элементы — иногда сюжет (например, игры типа «путешествия» с выбрасыванием очков при помощи кубика), иногда — привлекательный игровой материал (игры типа лото) и почти всегда — явные или скрытые роли. В таких играх, как «Гуси- гуси, домой», «Казаки и разбойники», роли обозначены прямо.

Но они фактически есть и в прятках (роли прячущегося и ищущего), и в салочках (роли догоняющего и убегающих), и во многих других подвижных и дидактических играх (роли водящего и идущего и т.п.) [10, с.200].

Читайте также:  Летний экологический праздник для младших школьников

Общая особенность подвижной и дидактической игр состоит в том, что это — игры с правилами. Их основной смысл для ребенка сводится к строгому выполнению правил и выигрышу. Игры с правилами становятся любимыми играми старших дошкольников, и готовит их к этому сюжетно-ролевая игра, когда они учатся выполнять правила, определяемые ролью.

Подвижные игры можно разделить на пять групп:

1. Интеллектуально — процессуальные игры и элементарные игры — упражнения с предметами.

2. Драматизированные игры по данному сюжету.

3. Сюжетные игры с несложными правилами.

4. Игры с правилами без сюжета.

5. Спортивные игры и игры-упражнения с ориентировкой на определенные достижения.

К этим играм с правилами относятся не только подвижные игры, но и дидактические игры. Цель этих игр – формирование познавательной активности ребёнка, посредством решения ребенком дидактических задач.

В зависимости от используемого материала, выделяют игры с предметами (игрушками, природными материалами и др.), настольно – печатные и словесные игры.

Для детей старшего дошкольного возраста характерны игры – драматизации, игры фантазирования, игры – грезы. Мотив данных игр ориентирован не на процесс игры, а на ее результат.

Шестилетние дети, обучающиеся по школьной программе, по своим психологическим качествам — еще старшие дошкольники. Основным видом деятельности для них продолжает оставаться игра. Управление деятельностью еще не достигает уровня, необходимого для систематического обучения школьного типа.

Произвольное управление действиями, соблюдение правил, возможно, только при достижении сравнительно близких и ясных для ребенка целей, длительное напряжение произвольного внимания затрудняет и утомляет ребенка.

Не теряет своего значения для шестилетних детей и самостоятельная сюжетно-ролевая игра. Ее, конечно, невозможно проводить на уроках. Тем более необходимо создавать условия для сюжетно-ролевых игр во внеурочное время. Постепенно дети сами прекращают игру, предпочитая ей выполнение учебных заданий, которые выступают для них как серьезное дело, приближающее их к положению взрослого человека.

Детская игра в старшем дошкольном возрасте заключает в себе два слоя: слой предметно-символический или сюжетно-игровой и слой собственно взаимоотношений, развертывающийся по ходу и в связи с осуществлением игровой символической деятельности.

Вот эта особенность сюжетно-ролевой игры и создает условия для развертывания у играющих детей рефлексии, направленной на осознание схемы совершаемой деятельности, а также на осознание своего собственного места, своей позиции по отношению и к деятельности, и к лицам, ее осуществляющим.

При этом дети, умеющие играть, одновременно движутся и в сфере конкретной реализации роли, эпизода, и в сфере планирования не только своей деятельности, но зачастую и деятельности других партнеров [11, с.628].

Исследуя показатели, что и в этих условиях возможно рассогласование деятельности. Оно возникает тогда, когда один из играющих почему-либо уклоняется от точного выполнения действий, заданных сюжетом-образцом.

В этих ситуациях дети тотчас выходят из заданных ролевых отношений и делают замечания друг другу по поводу допущенных нарушений.

Этот тип взаимоотношений был назван реальным в отличие от игровых взаимоотношений, репрезентируемых самим сюжетом игры.

Таким образом, особенности детской игры в старшем дошкольном возрасте состоят в том, что игра в этом возрасте непрерывно создает такие ситуации, которые требуют от ребенка действий не по непосредственному импульсу, а по линии наибольшего сопротивления. Специфическое удовольствие игры в старшем дошкольном возрасте связано с преодолением непосредственных побуждений, с подчинением правилу, заключенному в роли.

Критерии и Показатели развития игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста на основе работы Д.Б. Эльконина.

Таблица 1

Критерии

Показатели

5-6 лет

6-7 лет

Замысел игры, постановка игровых целей и задач

В игре часто выделяется подготовительный этап: распределение ролей, отбор игрового материала, а иногда и его изготовление.

Замыслы игр более устойчивые, но не статичные, а развивающиеся. Дети совместно обсуждают замысел игры, учитывают точку зрения партнера, достигают общего решения.

Появляется длительная перспектива игры, что говорит о высоком уровне развития игрового творчества. Перед игрой дети намечают общий план, а во время игры включают в нее новые идеи и образы, т.е.

плановость, согласованность игры сочетается с импровизацией

Содержание игр

Основное содержание игры составляет выполнение действий, связанных с отношением к другим людям, роли которых выполняют партнеры по игре.

Игра эмоционально окрашена.

В игре дети создают модели разнообразных взаимоотношений между людьми

Сюжет игры

Нарушение логики действий отвергается.

Совершенствуется уме­ние совместно строить и творчески развивать сю­жеты игр. Для детей характерно стремление узнать как можно больше о том, во что они играют. Эпизоды из сказок, общественные сюжеты занимают значительное место в их играх. Дети смелее и разнообразнее комбинируют в играх знания, почерпнутые из наблюдений, книг, кинофильмов, рассказов взрослых

Выполнение роли и взаимодействие детей в игре

Роли четко определены и названы до начала игры. В соответствии с ролью ребенок строит свое поведение до конца игры. Ролевые функции детей взаимосвязаны. Речь носит ролевой характер. Объединения устойчивы и строятся на основе интереса детей к одним и тем же играм или на основе личных симпатий и привязанностей.

Ролевое взаимодействие содержательно, разнооб­разны используемые детьми средства вырази­тельности. Речь занимает все больнее место в реализации роли. Она не только обозначается словом, но через речь раскрывается сущность ролевых отношений. У детей насчитывается 7—10 ролей в играх, из них 2—3 любимые

Игровые действия, игровые предметы

Действия в игре разнообразны, они воссоздают последовательность реальных отношений. Игровые предметы иногда изготавливаются детьми.

Игровое действие часто заменяется словом. Дети осуществляют игровое действие с предметами- заместителями, природ­ным материалом, игруш­ками, собственными са­моделками. Широко ис­пользуют в игре подсоб­ный материал. По ходу игры они подбирают или заменяют необходимые предметы

Правила игры

В процессе игры ребенок следует строгим правилам, которые определяют его поведение.

Дети осознают, что со­блюдение правил явля­ется условием реализа­ции роли

1.3.           Организация игровой деятельности в условиях ДОУ

Для организации игровой деятельности в ДОУ необходимы следующие условия: участие взрослого как партнера в детской деятельности, втягивание детей в совместную игру с целью формирования у них разных по сложности соответствующих возрасту игровые умения (начала ролевого поведения и умения творчески развертывать сюжеты), активизировать межвозрастное общение и взаимодействие.

Так же необходимо обратить внимание на материальное оснащение игровых зон, которое бы стимулировало и побуждало детей к игровой деятельности. «Главный принцип – непременная связь знаний полученных детьми, с содержанием игровой среды», то есть правильная ее организация.

Необходимо продумать разумное сочетание игрушек, ролевых атрибутов, предметов – заместителей с теми знаниями, которые дети уже получили и внести такие атрибуты, которые бы стимулировали познавательную активность детей, возбуждали их воображение, побуждали бы к возникновении игровой ситуации.

«Предметы — заместители необходимы для развития игры в любом возрасте».

Детям необходимо предоставить достаточное количество времени на проведение игровой деятельности. «Важным условием развития игровой деятельности является не только наличие всех видов игрушек, но и правильное определение времени для игр в режиме дня детского учреждения». Это время до зарядки, на прогулке, после сна, вечернее

Нельзя резко сворачивать игру детей, если подошло время для проведения другой деятельности. Если детьми развёрнута большая сюжетно- ролевая игра, целесообразно оставить атрибуты на месте до следующего свободного времени для ее продолжения.

Задачи воспитателя в работе с детьми старшего дошкольного возраста в ДОУ — переводить их к более сложному ролевому поведению в игре: формировать умение изменять свое ролевое поведение в соответствии с разными ролями партнеров, умение менять игровую роль и обозначать свою новую роль для партнеров в процессе развертывания игры.

Эти умения — залог творческого и согласованного развертывания игры со сверстниками, они обеспечивают гибкость ролевого поведения ребенка. Необходимы эти умения и в индивидуальной игре, где развитие сюжета связано с последовательным выполнением ребенком нескольких ролей, с действиями за кукол, которым ребенок приписывает разные роли.

Игровая деятельность детей основана на знаниях, умениях и навыках, приобретенных детьми в прошлом.

Педагогу надо стараться увидеть мир глазами ребенка, понять, что он знает, и в соответствии с этим побуждать ребёнка через игру преодолевать свою неосведомлённость или неумение.

«От взрослых требуется такое поведение, которое помогает детям почувствовать себя осведомлёнными и уверенными в своей способности преодолевать трудности».

Для того чтобы процесс осведомленности и познания не стоял на месте, от педагога требуется:

— умение наблюдать игру, анализировать ее, оценивать уровень развития игровой деятельности, и в соответствии с этим уровнем планировать приемы, направленные на ее развитие;

— для дальнейшего развития игрового сюжета обогащать впечатления детей;

— с целью разнообразия сюжета детских игр необходимо обращать внимание детей на различные впечатляющие стороны жизни детей;

— от педагога требуется умение организовать начало игры, заинтересовать детей сюжетом какой- либо игры;

— педагог должен уметь создавать благоприятные условия для перехода игры на более высокий уровень;

— устанавливать игровые отношения с детьми;

— уметь обучать игре прямыми способами (показ, объяснение, рассказ);

-использовать косвенные методы руководства игрой(вопросы, советы, напоминания), которые активизируют его опыт, психические процессы, проблемные ситуации;

— уметь самому включаться в игру на главных или второстепенных ролях;

-предлагать новые роли, игровые ситуации, игровые действия для дальнейшего развития игры;

-важный момент по урегулированию взаимоотношений, разрешению конфликтов, возникающих в процессе игры также должен брать на себя педагог.

От педагога требуется умение вовлекать в игру детей с низким социометрическим статусом, предлагая им яркие игровые роли, включать в игровую деятельность застенчивых, неуверенных, малоактивных детей.

В зависимости от вида игры, ее задач, необходимо тщательно продумать степень участия педагога в ней, приемы и методы руководства данной игрой. «Чтобы руководить детской игрой, требуется такт, умение определить меру вмешательства в игру, видеть, как ведут себя дети в игровых ситуациях».

Однако нельзя полностью брать на себя функции организатора игры, что приемлемо в младшем дошкольном возрасте. Необходимо создать условия, чтобы дети сами были организаторами игр, так как нередко дети слоняются по группе, не умея организовать игру самостоятельно, без участия взрослого. Необходимо поощрять самостоятельность, детей в проведении игр.

Для закрепления положительных моментов, для более глубокого понимания и усвоения каких-либо качеств, действий, приобретённых во время игры, взрослый должен учить детей обсуждать игру и оценивать ее.

Руководство игровой деятельностью остаётся, но оно переходит от прямых методов (показ, объяснение) к косвенным методам руководства игрой, активизирующие психические процессы ребенка, его опыт, проблемы (вопросы, советы, напоминания и др.).

Недопустимы прямые указания, замечания в адрес играющего ребенка, так как это может вывести его из состояния включенности в образ, игру.

Ранее в младших группах педагог напрямую обучал детей способам игры – показывал, как играть с игрушкой, объяснял, для чего нужна данная игрушка или вещь, как их можно использовать в игре, самостоятельно составлял не сложный сюжет игры, распределял роли, играл с детьми, демонстрируя образы ролей и сюжетов, то к старшему возрасту дети самостоятельно придумывают сюжет, распределяют роли, выбирают игровой материал, создают игровое пространство, вносят в игру своё видение ситуации, разворачивают событие в соответствии со своим социальным опытом.

Источник: http://stud24.ru/pedagogy/rukovodstvo-igrovoj-deyatelnosti-detej-starshego/379908-1208163-page3.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector