Игры и упражнения по экологии в старшей – подготовительной группе

Игры и упражнения по экологии в старшей – подготовительной группе

Опубликовано admin в Втр, 17.06.2014

Магазин «Фрукты, ягоды»

Подготовкак игре. Педагог подбирает картинки (или муляжи), изображающие известные детям фрукты

 и ягоды.Изображение должно быть реалистическим, красочным.

Дидактическаязадача.Развивать умение детей точно опи­сывать внешний вид (цвет, форму), вкус, местопроизрастания фруктов и ягод; проверить, правильно ли они

 понимают и умеют пользоваться обоб­щающимисловами фрукты, ягоды.

Игровоедействие.Дети выбирают продавца. Покупатель

подходит к столу, на котором разложены картинки (или муляжи). Не называя, он описывает фрукты или ягоды, которые хочет купить. Например: «Я хо­чу купить ягоды. Онирастут в лесу на маленьких кустиках. Ягоды неболь­шие, черного и темно-синего цвета, круглые, как горошинки,немного приплюснуты сверху, сочные и сладкие. Из этих ягод получается

вкусная начинка к пирогам и кисель» (черника).

Правила игры.Ребенок должен так описать картинку, чтобы про­давец понял, какие фрукты или ягоды он хочеткупить.

Продавец продает фрукты и ягоды (отдает картинку) только тому, кто правильно выполнил задание.

«Угадай, что где растет»

Дидактическаязадача.Уточнить знания детей о названии и месте произрастания растения; 

развивать внимание,сообразительность, память.

Игровоедействие.Дети сидят на стульчиках или стоят в 

кру­гу. Воспитатель (или ребенок) кидает

кому-нибудь издетей мяч, называя при этом место, где растет данное растение: сад, огород, луг, поле, лес.

Правилаигры. Отвечает тот, кому брошен мяч. За быстрый и правильный ответ ребенок получает фишку.

Выигрывает  тот, кто наберет боль­ше фишек.

Примечания.

  В этой игре детей можно   разделить   на звенья.   Звено,   

Набравшее  больше фишек, получает флажок.

«Весной, летом, осенью»

Подготовкак игре.Воспитатель приготавливает три большие картинки с изображением весны, 

лета и осени ималенькие, на которых нарисованы растения, цветущие весной, летом, осенью.

Дидактическаязадача.Уточнить знания детей о времени цве­тения отдельных растений

 (например, нарцисс,тюльпан — весной; золотой шар, астры — осенью я т. д.); учить детей классифицировать по этому признаку,развивать их память, сообразительность.

Игровоедействие.Игра может быть проведена так же, как и «Когда это бывает?», «Угадай, что где растет».

«Цветочный магазин» 

Цель:закреплять умение различать цвета, называть их быстро, находить нужный цветок среди других. 

Научить детей группировать растения по цвету, составлять красивые букеты.

Ход игры:Дети приходят в магазин, где представлен большой выбор цветов.                                           Вариант 1.                                                                                                                                                                   На столе поднос сразноцветными лепестками разной формы.

 Дети выбирают понравившиеся лепестки, называют их цвет и находятцветок, соответствующий

 выбранным лепесткам и по цвету и по форме.                                                                                                                                                        Вариант 2.

                                                                                                                                                                         Дети делятся напродавцов и покупателей.

 Покупатель должен так описать выбранный им цветок, 

чтобы продавец, сразу догадался, о каком цветке идёт речь.                                                                      Вариант 3.                                                                                                                                                                            

Из цветов детисамостоятельно составляют три букета: весенний, летний, осенний. Можно использовать 

стихи о цветах.

«Назовите растение»

Цель:развивать умение детей анализировать, закреплять названия растений, расширять словарный запас.

Материал:несколько видов растений.

Воспитатель предлагает назвать растения (третье справа

 или четвёртое слева и т.д.).

Затем условие игры меняется («На каком месте бальзамин?» и т.д.)                                                                                

 Воспитатель обращает внимание детей на то, что у растений разные стебли.                                — Назовите растения с прямыми стеблями, с вьющимися, без стебля.

Как нужно ухаживать за ними? Чем ещё отличаются растения друг от друга?                                                                                                                 — На что похожи листья фиалки? На что похожи листья бальзамина, фикуса и т.д.?

«Четвёртый лишний»

Цель:развивать умение детей анализировать, расширять словарный запас.

Материал:картинки насекомых.

Вы уже знаете, что у нас не только насекомые и птицы летают, но есть и летающие животные.

Чтобы убедиться, не путаете ли вы насекомых с другими животными, мы поиграем в игру

«Четвёртый лишний»

заяц, ёж, лиса, шмель;

трясогузка, паук, скворец, сорока;

бабочка, стрекоза, енот, пчела;

кузнечик, божья коровка, воробей, майский жук;

пчела, стрекоза, енот, пчела;

кузнечик, божья коровка, воробей, комар;

таракан, муха, пчела, майский жук;

стрекоза, кузнечик, пчела, божья коровка;

лягушка, комар, жук, бабочка;

стрекоза, мотылёк, шмель, воробей.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ КРУГИ».

Цель: закрепление умений классифицировать животных по разным основаниям, выделять существенные признаки отдельных групп животных.

Материал: игровое поле, разбитое на классификационные круги, конверт с набором фигурок животных разных групп.

Правила игры:

— задание начинают выполнять по сигналу воспитателя;

— победителем станет то звено, которое быстрее и правильнее справится с заданием.

игровое действие: дети раскладывают фигурки животных по экологическим кругам в соответствии с заданием воспитателя.

Варианты игры:

1. разложить животных по средам обитания: наземной (почва, земля), воздушной (воздух), водной (вода);

2. разложить животных каждой группы по подгруппам:

— рыбы (морские, пресноводные);

-птицы (перелётные, зимующие, не летающие, дикие, домашние);

— звери (дикие, домашние, травоядные, хищники).

Методика проведения этой игрызаключалась в том, что первоначально детей познакомили с игровым полем. В ходе беседы пояснили, что означают данные круги, моделью чего они являются, а уже затем объяснили правила игры. Игра «Экологические круги» проводилась в двух вариантах. В литературе был предложен лишь вариант с классификацией на подгруппы, но он оказался сложен для детей старшей группы.

Поэтому был разработан более лёгкий вариант, который стал основополагающей основой для дальнейшего усложнения. Дети с интересом выполняли задания на классификацию по средам обитания, что позволило подвести их к более сложным группировкам.

Тем не менее, второй вариант игры оказался доступен лишь детям с достаточным уровнем сформированности экологических знаний, а (Имена) выполнили задание частично

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «ВЕРШКИ-КОРЕШКИ»

Дидактическая задача.Упражнять детей в классификации овощей (по принципу: что у них съедобно – корень или плоды на стебле).

Игровые правила.Отвечать можно только двумя словами: вершки и корешки. Кто ошибся, платит фант.

Игровые действия.Разыгрывание фантов.

Ход игры.Воспитатель уточняет с детьми, что они будут называть вершками, а что — корешками: «Съедобный корень овоща называть вершками, а съедобный плод на стебле — вершками».

 Воспитатель называет какой-нибудь овощ, а дети быстро отвечают, что в нем съедобно: вершки или корешки. Воспитатель предупреждает, чтобы дети были внимательными, так как в некоторых овощах съедобно и то и другое. Воспитатель называет: «Морковь!» Дети отвечают: «Корешки», «Помидор!» — «Вершки».

«Лук!» — «Вершки и корешки». Тот, кто ошибается, платит фант, который в конце игры выкупается.

https://www.youtube.com/watch?v=cwmD_aReZCc

Воспитатель может предложить иной вариант; он говорит «Вершки», а дети вспоминают овощи, у 

которых съедобны вершки. Эту игру хорошо проводить после беседы об овощах, огороде.

                                ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА

«ПИЩЕВЫЕ ЦЕПОЧКИ НА ЛУГУ».

Цель:Закрепить знания детей о пищевых связях на лугу.

Правила игры:Детям раздаются карточки с силуэтами обитателей луга. Дети раскладывают, кто кем питается.

Ход игры:

растения — гусеница — птица

злаковые травы — грызуны — змеи

злаковые травы — мышь — хищные птицы

следующие слова: «Журавли, журавли, выгнитесь

трава — кузнечик — луговые птицы

насекомые и их личинки — крот — хищные птицы

тля — божья коровка — куропатка — хищные птицы

травы (клевер) — шмель

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ «СОВЫ И ВОРОНЫ»

 Цель: проверить и закрепить представления детей об окружающем мире.

 Дети должны разделиться на две команды: «Совы» и «Вороны». Те и другие становятся в шеренгу друг напротив друга на расстоянии 3 метра, за их спинами их дома, также на расстоянии 3 метра. Воспитатель дает задание:

«Совы»  любят правду, «Вороны» — ложь, поэтому, если я  говорю правду, «Совы» должны  ловить «Ворон». «Вороны» убегают в свои дома  и наоборот.

    Затем воспитатель произносит фразы природоведческого содержания:

медведи  любят есть тигров

у березы весной бывают сережки

слоны не умеют плавать

дельфин – это животное, а не рыба

   Дети должны осознать правильность или неправильность фразы, основываясь на своих знаниях по этой теме и сами отреагировать своим поведением (убегать или догонять) на эту фразу. Целесообразно после каждого раза спрашивать детей о том, почему они так или иначе поступили, а после 2-3 фраз поменять игроков местами.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «ВЕРШКИ-КОРЕШКИ»

Дидактическая задача.Упражнять детей в классификации овощей (по принципу: что у них съедобно – корень или плоды на стебле).

Игровые правила.Отвечать можно только двумя словами: вершки и корешки. Кто ошибся, платит фант.

Игровые действия.Разыгрывание фантов.

Ход игры.Воспитатель уточняет с детьми, что они будут называть вершками, а что — корешками: «Съедобный корень овоща называть вершками, а съедобный плод на стебле — вершками».

 Воспитатель называет какой-нибудь овощ, а дети быстро отвечают, что в нем съедобно: вершки или корешки. Воспитатель предупреждает, чтобы дети были внимательными, так как в некоторых овощах съедобно и то и другое. Воспитатель называет: «Морковь!» Дети отвечают: «Корешки», «Помидор!» — «Вершки».

«Лук!» — «Вершки и корешки». Тот, кто ошибается, платит фант, который в конце игры выкупается.

https://www.youtube.com/watch?v=cwmD_aReZCc

Воспитатель может предложить иной вариант; он говорит «Вершки», а дети вспоминают овощи, у которых съедобны вершки. Эту игру хорошо проводить после беседы об овощах, огороде.

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ «НАЙДИ СВОЁ ДЕРЕВО»

Цель:обеспечить возможность познавать окружающую среду, использовать опыт  прямого общения с ней (проводится в природе).

Воспитатель завязывает одному ребёнку глаза, несколько раз вращает вокруг себя и ведет к какому-нибудь дереву. Ребенок должен изучить это дерево, ощупав его. Во время изучения воспитатель задаёт наводящие вопросы:

Оно гладкое или нет?

Есть ли на нём листья?

Высоко ли от земли начинаются ветки?

   Затем воспитатель отводит ребёнка от дерева, запутывает следы, развязывает глаза и предлагает  угадать «своё» дерево, используя опыт, полученный во время ощупывания дерева.

   В дальнейшем можно предлагать детям игры попарно.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ «УГАДАЙ, КТО Я».

  Цель:развивать творческие, подражательные способности у детей.

Воспитатель выбирает одного ребёнка, говорит ему на ухо название какого-либо животного и предлагает изобразить его так, чтобы другие дети догадались, кто это, но при этом водящий не должен издавать ни звука.

   Можно использовать другой вариант, когда группа детей изображает представителя животного мира, а ребёнок- водящий должен отгадать – кого.

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ «СЛЕПАЯ КУРИЦА»

Цель:обеспечить получение опыта прямого общения с природой (проводится в природе).

   Дети должны  встать «гуськом», держась за пояс впереди стоящего.

Воспитатель завязывает им глаза и ведёт по определенному маршруту, преодолевая «полосу препятствий» ( перешагивая через камни, обходит деревья, проходя низко под опущенной веткой и т. д.).  Маршрут намечается  воспитателем заранее и лучше, если он будет проходить по кругу.

Дойдя до начала,  воспитатель развязывает  глаза детям и предлагает пройти этот же маршрут с открытыми глазами, не держась за пояс, чтобы иметь возможность посмотреть и потрогать то, что им говорил воспитатель во время   прохождения полосы препятствий, но чего они сами не видели.

Пусть дети сами попробуют отгадать, где они нагибались, где обходили камень.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА

 «ПОСТРОЙ ДОМИК ЖИВОТНОМУ»

Цель.Закреплять знания об особенностях жизни разных диких животных, об их жилье, о «стройматериалах»; формировать умение подбирать правильный материал для постройки «дома» любому из животных.

Материал.Большая картина, карточки с изображениями «домов» животных, «стройматериалов», самих животных.

Правила.Выбрать из предложенных животных тех, кому вы хотите помочь. Выбрать из предложенного «стройматериала» только те, что нужны для вашего животного. Выбрать «домик» для животного.

Кто быстрее справится с заданием и сумеет объяснить свой выбор, тот и выиграл.

Ход игры.

Воспитатель. Сегодня к нам в детский сад пришла телеграмма от зверей, в которой они просят нас о помощи, — просят построить им дома. Давайте возьмем шефство над ними, позаботимся о них. Поможем построить домик зверям? (Да.) Выберите из этих животных, кому вы хотели бы помочь.

Далее воспитатель знакомит детей с правилами игры. 

Источник: http://ds215.centerstart.ru/node/394

Словесные дидактические игры экологического содержания для детей дошкольного возраста

Словесные дидактические игры экологического содержания для детей дошкольного возраста

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Словесные дидактические игры экологического содержания

для детей дошкольного возраста

«Когда это бывает?»

— Идет снег … (зимой)

— Радуга на небе … (летом)

— Желтые и красные листья на деревьях …(осенью)

— Скворец несет веточку в скворечник … (весной)

— Птичка несет в клюве червяка … (летом)

«Что бывает круглым в природе?» (солнце, луна, апельсин, яблоко и т.д.)

«Что бывает в природе желтым?»

(одуванчик, лимон, груша, яблоко, бабочка-лимонница и т.д.)

«Что третье?»

Правило: взрослый называет два исходных предмета, ребенок должен подобрать третий.

Ромашка, колокольчик …. (клевер)

Ворона, голубь …(воробей)

Береза, осина …(сосна)

Солнце, облако …(радуга)

Цветок, лист …(корень)

«Что это такое? Кто это такое?»

Правило: взрослый называет растение или животное, ребенок – общую группу, к которой они относятся.

Воробей … птица

Олень … зверь

Елка … дерево

Яблоко …фрукт

«Назови, одним словом»

Тигр, крокодил, собака … хищники.

Собака, кошка, корова … домашние животные.

Фикус, бегония, кактус … комнатные растения.

Земля, вода, воздух … неживая природа.

«Кто как кричит

Правило: взрослый читает стихотворение, а затем предлагает ребенку поиграть в игру «Доскажи словечко». Взрослый читает строчку стихотворения, делает паузу, а ребенок договаривает слово, которое подходит логически. Ответы детей написаны курсивом.

Лает громко …. пес мохнатый,

Во дворе свистят … ребята,

Жук над головой … жужжит,

Корова рыжая … мычит,

Прочирикал … воробей

Песенку про сто червей.

Промурлыкал в кресле … кот,

А медведь в лесу … ревет.

Квакает в пруду … лягушка.

На суку кричит … кукушка,

В луже хрюкает … свинья

Собралась ее семья.

Кукарекает … петух,

В дудочку дудит … пастух.

Конь неудержимо … ржет,

Рыба голос … бережет.

«У кого кто есть

Правило: взрослый читает стихотворение, а затем предлагает ребенку поиграть в игру «Доскажи словечко». Взрослый читает строчку стихотворения, делает паузу, а ребенок договаривает слово, которое подходит логически. Ответы детей написаны курсивом

Читайте также:  Детям про октябрь

У верблюда есть горбатый … верблюжонок,

У серой мышки – маленький … мышонок,

У кошки – пушистые … котята,

У белки – рыжие … бельчата,

У собаки – шаловливые … щенята,

У коровы – ласковый … теленок,

У свиньи – зубастый … поросенок,

У лошади есть жеребенок,

У козы – смешной … козленок,

У овцы – кудрявые … ягнята,

А у мамы – конопатые … ребята.

«Кто где живет

Правило: взрослый читает стихотворение, а затем предлагает ребенку поиграть в игру «Доскажи словечко». Взрослый читает строчку стихотворения, делает паузу, а ребенок договаривает слово, которое подходит логически. Ответы детей написаны курсивом

Зимой в берлоге мишка … спит,

Под крышей воробей … сидит,

Лисица рыжая в … норе,

А Жучка — в теплой … конуре.

В логове лежит … волчица,

Под кустом дрожит … зайчиха,

Белка спряталась в … дупле,

Ежик спит в сухой … траве.

«У кого что есть»

Правило: взрослый читает стихотворение, а затем предлагает ребенку поиграть в игру «Доскажи словечко». Взрослый читает строчку стихотворения, делает паузу, а ребенок договаривает слово, которое подходит логически. (Ответы детей написаны курсивом)

Длинный хобот у … слона,

Есть иголки у … ежа,

Хвост пушистый у … лисы,

Жало жжется у … осы.

Уши длинные у … зайки,

Крылья сильные у … чайки,

У верблюда два … горба,

Гребешок у … петушка,

Пятачок у … поросенка,

Ручки-ножки у … ребенка.

«Кто как передвигается»

Правило: взрослый читает стихотворение, а затем предлагает ребенку поиграть в игру «Доскажи словечко». Взрослый читает строчку стихотворения, делает паузу, а ребенок договаривает слово, которое подходит логически. (Ответы детей написаны курсивом)

Птица над рекой … летит,

Лошадь, фыркая, … бежит,

По тропинке уж … ползет,

А карась в реке … плывет.

Кошка прыгает с … забора,

Скачет серый … воробей,

Гусь по лугу … ходит гордо,

В магазин идет Андрей.

Наш Андрей умеет плавать,

Ползать, прыгать и летать,

По деревьям ловко лазать,

Бегать, в озере нырять.

«Кто что любит»

Правило: взрослый читает стихотворение, а затем предлагает ребенку поиграть в игру «Доскажи словечко».

Всыплем зерен … петушку,

Бросим косточку … Дружку,

Кролику – листок … капусты,

А корове травки … вкусной.

Мышке мы оставим … корку,

Пойло вынесем … теленку,

Сварим каши всем … цыплятам,

Яблоко дадим … ежатам,

Отнесем овса … коню,

Нарвем овцам … лебеду,

Молока нальем мы … кошке,

Купим шоколад … Алешке.

Источник: https://gigabaza.ru/doc/77506.html

Конспект занятия по экологии в подготовительной логопедической группе «Лесное царство»

Конспект занятия по экологии в подготовительной логопедической группе «Лесное царство»

Цель: закрепить знания о лесе, как о экосистеме.

Задачи:

— дать детям представление о том, что лес – это живой организм, который мы должны беречь, учить анализировать и делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях в природе, побуждать детей оказывать ей посильную помощь,

— развивать умение устанавливать последовательную зависимость, состоящую из нескольких звеньев – экологическую пирамиду, объяснить к чему приводит отрицательное воздействие на одно из звеньев природы.

— воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе, чувство гармонии и красоты, уважительное отношение к обитателям леса.

Ход занятия

Дети усаживаются на стульчики, перед выставкой картин с изображением леса в разное время года; животных, птиц, растений, насекомых, ягод, грибов.

Воспитатель: Ребята, сегодня на занятии по экологии, мы открываем тайну:

Ведь в жизни нашей часты чудеса.

Секрет лесных чудес необычайных

Узнаем мы за полчаса,

Орешек знанья тверд, но все же

Мы не привыкли отступать.

Нам расколоть его помогут

Волшебные слова

Хотим все знать!

А теперь я хочу загадать вам загадки, отгадав их, вы поймете, о чем пойдет речь на нашем сегодняшнем занятии:

Дом со всех сторон открыт,

Он резною крышей крыт,

Заходи в зеленый дом —

Чудеса увидишь в нем.

Догадались? Конечно – это лес. А вот понять, кто живет в лесу, нам помогут ваши ответы на следующие отгадки:

Отгадывание загадок

Дружбу водит он с лисой,

Для других — ужасно злой.

Все зубами щелк да щелк,

Очень страшный серый …(волк).

——

Лесом катиться клубок,

У него колючий бок.

Он охотиться ночами,

За жуками и мышами… (Еж).

——

У косого нет берлоги,

Не нужна ему нора.

От врагов спасают ноги,

А от голода – кора…(заяц).

——

Косолапый и большой,

Спит в берлоге он зимой.

Любит шишки, любит мед,

Ну-ка, кто же назовет… (медведь)

——

Кто, ответьте поскорей,

Самый хитрый из зверей?

Кто всем курочкам гроза?

Это рыжая …. (лиса)

Все верно, дети, вы отгадали все загадки. Эти животные – лесные жители, но в лесу живут не только звери, посмотрите на иллюстрации.

Рассматривание иллюстраций. ( Дети называют все, что живет и растет в лесу).

Наш лес напоминает многоквартирный дом, где важен каждый кирпичик этого дома и каждый его житель. И мы попробуем это доказать, ответив на следующие вопросы:

Дидактическая игра «Кому – что?»

— Для чего нужна трава? (Для пищи животных.) – Как называются животные, которые питаются травой? (Травоядные).

— Для чего нужны грибы, ягоды и кому? (Для питания животных, птиц и человека).

— Для чего нужны деревья? (Это дом для животных и птиц, листья дают свежий воздух).

— Чем служат насекомые в лесу? (Едой для птиц, опыляют растения, цветы).

— Нужны ли птицы в лесу? (Они санитары леса и помогают ему размножаться, поют прекрасные песни).

— Скажите, а по способу питания, на какие две группы делятся животные? (Хищники и травоядные). – Кто из них чем питается? (Хищники – мясом, травоядные – травой).

Воспитатель: А теперь задание, нужно выстроить экологическую пищевую цепочку, используя изображения: дерева, белки, совы, мыши, грибов, ягод.( Дети у доски выполняют задание двумя группами, определяя кто, где живет и чем питается, а затем делают вывод, что все взаимосвязано в лесу).

Физкультминутка «Старик – Лесовик»:

Жил под елкой старичок,

Старичок – лесовичок.

Вместе с солнышком вставал (потягивания),

Умываться начинал («умывают» ладошками лицо).

Подметал потом он хатку (движения «подметания»),

Застилал свою кроватку(«застилают» руками).

Утром выполнил разминку (потягивания, наклоны, повороты туловища),

И уселся на тропинку (садятся).

Воспитатель: А теперь нарисуйте лес, каким вы его видите, но помните, что он может умереть, стать мертвым лесом, если вы что-то посчитаете не нужным. (Дети рисуют.В конце занятия организуется выставка.) Посмотрите, какие красивые картины живого леса у вас получились, все такие разные и красочные. (Дети обсуждают рисунки, выбирают наиболее удачные работы

Приложение:

Источник: http://PlanetaDetstva.net/vospitatelam/srednyaya-gruppa/konspekt-zanyatiya-po-ekologii-v-podgotovitelnoj-logopedicheskoj-gruppe-lesnoe-carstvo.html

Дидактические игры экологического содержания для детей дошкольного возраста

Дидактическая игра занимает важную роль в экологическом воспитании детей. С ее помощью у дошкольников формируются системы основных экологических понятий и воспитывается осознанно-правильное отношение к объектам и явлениям природы.

Разработанная нами система дидактических игр экологического содержания прошла апробацию в ряде дошкольных учреждений и активно используется в работе с детьми. 

«КТО ГДЕ ЖИВЕТ?»

Цель: закрепить знания детей об убежищах в природе различных видов животных (насекомых, земноводных, птиц, зверей).

Материал: планшет, на котором с  одной стороны изображены различные животные, а с другой — их убежища (например, берлога, нора, улей, скворечник, гнездо и др.). В конверте с обратной стороны планшета находятся стрелки-указатели по количеству животных. Вместо стрелок можно нарисовать на планшете между животными и их убежищами лабиринты из разноцветных линий.

Методика проведения: в игре принимают участие двое и более детей. Поочередно дети находят предполагаемое животное и стрелкой или с помощью лабиринта определяют его убежище. При правильном выполнении игровых действий ребенок получает фишку. Если ответ неверный — ход переходит к следующему игроку. Выигрывает тот, кто соберет большее количество фишек.

«КТО ЧЕМ ПИТАЕТСЯ?»

Цель: закрепить знания детей о разных видах питания животных (насекомых, земноводных, птиц, зверей) в природе.

Материал: планшет, на котором по кругу размещены разные виды корма для различных видов животных. В центре планшета укреплена движущаяся стрелка. С обратной стороны планшета в конверте помещены карточки с иллюстрациями животных.

Методика проведения: в игре участвуют двое и более детей. Поочередно, по загадке воспитателя, игроки находят соответствующую картинку с изображением животного и с помощью стрелки указывают вид корма, которым питается данное животное. За правильный ответ — фишка. Выигрывает тот, кто соберет большее количество фишек.

«НАЙДИ ДОМИК»

Цель: упражнять детей в группировке животных по способам питания (травоядные, хищные, всеядные, паразиты).

Материал: набор карточек с иллюстрациями животных разных видов, четыре разноцветных поля для размещения карточек; зеленое — для травоядных, красное — для хищников, зелено-красное — для всеядных, черное — для животных-паразитов.

Методика проведения:

Первый вариант: дети играют по одному. Ребенок группирует карточки с животными по цветовым полям в зависимости от того, чем они питаются. После выполнения задания воспитатель проверяет правильность решения и за каждую ошибку выдает игроку штрафную фишку. Выигрывает тот, кто меньше наберет штрафных фишек.

Второй вариант: дети поочередно берут по одной карточке с изображением животного и находят для него домик, опираясь на собственные знания об особенностях питания разных видов животных. Выигрывает тот, кто больше наберет фишек за правильность выполнения задания.

Читайте также:  Конспект нод для детей старшего дошкольного возраста

«ЧТО СНАЧАЛА, ЧТО ПОТОМ?»

Цель: закрепить знания детей об основных стадиях роста и развития живых организмов (растений, животных, человека).

Материал: набор карточек, на которых зафиксированы стадии роста и развития растений или животных (гороха, одуванчика, земляники, лягушки, бабочки и др.), а также человека (младенчество, детство, отрочество, зрелость, старость).

Методика проведения:

Первый вариант: ребенку предлагается разложить карточки в порядке роста и развития живых существ (например, бабочка-капустница: яйцо — гусеница — куколка — бабочка) и рассказать, что было сначала, а что потом.

Второй вариант: воспитатель раскладывает карточки, преднамеренно делая ошибку. Дети должны исправить ее и объяснить свое решение.

«ПОМОЖЕМ РАСТЕНИЮ»

Цель: закрепить знания детей об условиях, необходимых для роста растений (вода, свет, тепло, питательная почва); упражнять в определении недостатка тех или иных условий по внешнему виду растения.

Материал: набор карточек с изображением одного из комнатных растений (например, бальзамина) в хорошем состоянии и с недостатком (увядшие листья, пожелтевшие листья, светлая почва и др.

); четыре цветные карточки-модели, изображающие необходимые для растения условия: желтая — свет, красная — тепло, синяя — вода, черная — питательная почва; четыре карточки с изображением здорового растения и необходимых ему четырех условий.

Методика проведения: в начале игры детей знакомят с карточками-моделями условий, которые необходимы для роста и развития растения. Затем рассматривают четыре карточки с изображением одного и того же растения в хорошем состоянии с указанием благоприятных условий (свет, тепло, вода, почва). Детям объясняют, почему растению хорошо.

Карточки-модели раскладываются на столе перед ребенком, а на наборном полотне воспитатель составляет рассказ о растении: «Рос бальзамин в горшке на окошке и радовался первому весеннему солнцу. Солнечные лучи грели все сильней, а запасов воды в почве становилось все меньше.

В понедельник утром дети заметили, что листья бальзамина пожелтели и поникли. Что же делать?» Воспитатель предлагает детям помочь растению: отобрать карточки-модели с изображением необходимых ему условий. За правильный ответ — фишка.

Побеждает тот, кто наберет большее количество фишек.

«ЛЕС — ДОМ ДЛЯ ЖИВОТНЫХ»

Цель: закрепить знания детей о лесе как природном сообществе, сформировать представления об экологических нишах (этажах) смешанного леса и месте животных в них.

Материал: плоскостная модель с изображением четырех ярусов смешанного леса: первый — травянистый покров, второй — кустарники, третий — лиственные деревья, четвертый — хвойные деревья.

На каждом из ярусов сделаны специальные прорези для прикрепления фигурок животных.

В конверте с обратной стороны планшета находятся фигуры-силуэты различных лесных обитателей: насекомых, земноводных, пресмыкающихся, птиц, млекопитающих.

Методика проведения:

Первый вариант: играет один ребенок, остальные проверяют правильность выполнения задания: расселить всех животных по «этажам» в зависимости от места их обитания. Выигрывает тот, кто меньше всего допустит ошибок.

Второй вариант: силуэты животных раскладываются на столе обратной стороной. Дети поочередно берут по одному силуэту, называют животное и определяют его место в лесу. При этом ребенок должен объяснить свой  выбор. За правильный ответ — фишка. Если задание выполнено правильно, то фигурка-силуэт животного обратно выкладывается на стол и действие повторяется другим игроком.

И. Комарова, Н. Ярошева

 

Источник: https://vscolu.ru/didakticheskie-igry/didakticheskie-igry-ekologicheskogo-soderzhaniya-dlya-detej-doshkolnogo-vozrasta.html

Развивающие игры по экологии в подготовительной группе о растительном мире

Развивающие игры по экологии в подготовительной группе о растительном мире

Цель: выявить знания детей о видах растений.

Описание игры: предложить детям рассмотреть иллюстрации с изображением: березы, дуба, клена, ели, сосны, тополя, липы… (деревья); ромашки, колокольчика, василька, тюльпана, ландыша, розы… (цветы); тыквы, помидора, картофеля, огурца, перца, моркови, кабачка… (овощи); яблок, груш, сливы, апельсина, лимона, банана…(фрукты); малины, клубники, земляники, черники… (ягоды); белого гриба, опят, лисичек, шампиньона, мухомора, ложных опят…(грибы) и назвать их одним словом.

  1. Покажи и назови части растения.

Цель: выявить знания детей о частях растения.

Описание игры: предложить детям рассмотреть иллюстрацию с изображением яблони и показать, назвать ее части (корень, ствол, ветки, листья, плоды).

3.Расскажи, где что растет.

Цель: выявить знания детей о местах произрастания некоторых видах растений.

Описание игры: предложить детям рассмотреть иллюстрации с изображением земляники, грибов (лес), пшеницы, ржи (поле), ромашки, колокольчика (луг), яблони, смородины (сад), тыквы, помидора (огород) и рассказать, где что растет.

Цель: выявить знания детей о разновидностях деревьев.

Описание игры: предложить детям рассмотреть иллюстрации с изображением различных видов деревьев и назвать их (иллюстрации: береза, дуб, рябина, клен, сосна, ель, осина, ольха, вяз, тополь, липа).

  1. Расскажи, с какого дерева листья и плоды?

Цель: выявить знания и умения детей определять по листьям и плодам деревья.

Описание игры: предложить детям рассмотреть иллюстрации с изображением листьев и плодов деревьев и назвать какому дереву они принадлежат (лист рябины и кисть, лист березы и сережки, лист дуба и желудь, иголки сосны и шишка).

  1. Сравни строение дерева, куста, травы.

Цель: выявить умение детей находить отличия в строении дерева, куста, травы.

Описание игры: предложить детям рассмотреть иллюстрации с изображением дерева, куста, травы (у кустарников нет ствола, у травы нет ветвей, ствола).

  1. Вспомни и назови необходимые условия для жизни и роста растений.

Цель: выявить знания о необходимых условиях для жизни и роста растений и умения за ними ухаживать.

Описание игры: предложить детям рассмотреть иллюстрации с изображением хорошо ухоженного комнатного растения и погибающего и назвать причину гибели цветка.

Цель: выявить знания детей о последовательности роста растений.

Описание игры: предложить детям рассмотреть иллюстрации с изображением стадий роста растений и расположить их в правильной последовательности.

Также интересная экологическая игра:
Развивающая игра по экологии в подготовительной группе«Верные друзья птиц»

Цель: выявить знания детей о грибах.

Описание игры: предложить детям рассмотреть иллюстрации с изображением грибов и назвать их (иллюстрации: боровик, подосиновик, подберезовик, лисички, мухомор, бледная поганка, опята).

  1. Скажи, какие грибы нельзя есть.

Цель: выявить знания и умения детей отличать ядовитые грибы от съедобных.

Описание игры: предложить детям рассмотреть иллюстрации с изображением грибов, найти и назвать ядовитые грибы (иллюстрации: белый гриб, мухомор, опята, бледная поганка, лисички).

Цель: выявить знания и умения детей находить и называть овощи и фрукты.

Описание игры: предложить детям рассмотреть иллюстрации с изображением: яблока, помидора, тыквы, огурца, банана, лука, земляники, опят, груши, персика, перца, сливы, березы, колокольчика, капусты, кабачка, апельсина, картофеля, репы, лимона, гороха, свеклы, малины, мухомора. Собрать картинки с изображением фруктов в красную тарелочку, а с изображением овощей — в синюю.

Цель: выявить знания и умения детей находить и называть ягоды.

Описание игры: предложить детям рассмотреть иллюстрации с изображением: капусты, лисичек, малины, тополя, земляники, яблока, черники, огурца, смородины, крыжовника, тюльпана, клубники. Найти и назвать картинки, на которых изображены ягоды.

Цель: выявить знания и умения детей о растительном мире.

Расту в земле на грядке я,

Красная, длинная, сладкая. (Морковь)

Много одежек,

И все без застежек. (Капуста)

У кого одна нога,

Да и та без башмака? (Гриб)

Вверху зелено,

Внизу красно,

В землю вросло. (Свекла)

Рос шар бел,

Ветер дунул-

Шар улетел. (Одуванчик)

Сидит дед, в шубу одет,

Кто его раздевает,

Тот слезы проливает. (Лук)

Весной веселит,

Летом холодит,

Осенью питает,

Зимой согревает. (Дерево)

Весь из золота отлит,

На солнышке стоит. (Колос)

Литература:

  1. Что необходимо знать к 1 классу./ Т.И. Тарабарина, Е. И. Соколова, 2006г.
  2. Добро пожаловать в экологию!/ Сост. О. А. Воронкевич, 2004г.
  3. «Мы». Программа экологического образования детей/ Н.Н. Кондратьева и др. 2004 г.

Название: Развивающие игры по экологии в подготовительной группе о растительном мире

Источник: http://konkurs-dlya-pedagogov.info/razvivayushhie-igry-po-ekologii/

Общие — Дидактические Игры По Экологии Подготовительная Группа — Мой личный блог

Картотека дидактических игр по экологии для дошкольников. Картотека по окружающему миру (подготовительная группа) на тему. ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА. Экологическая игра «Что изменилось». Интерактивные игры по экологии. Онлайн — библиотека детям и взрослым об экологии.

Мастер-класс по подборке дидактических игр в старшей группе дет.сада. Развивающая многофункциональная дидактическая игра «Выложи, придумай, расскажи». Экологическая игра «Путешествие по зимнему лесу» для детей подготовительной группы Цель: — закрепить знания детей о растительном и животном мире леса.

Игровой дидактический материал для занятий с детьми «Веселое подворье». Экологическая игра для детей подготовительной группы «Придумай,Секреты лимона Подготовительная группа — Duration: 14:57. Дидактическая игра в младшей группе Кто живет в лесу — Duration: 10:42.

Картотека дидактических игр по экологии для дошкольников. Картотека по окружающему миру ( подготовительная группа) на тему. Дидактические игры экологического содержания помогают увидеть целостность В подготовительной к школе группе проводят игры, требующие. Дидактическая игра «Очисти водоём и землю от мусора».

Так как в настоящее время. Экологическая игра для первой младшей группы «Совушка-сова».

Картотека по окружающему миру (подготовительная группа) на тему: Картотека дидактических игр по экологии для дошкольников . У одних детей — картинки, изображающие разные дары природы.

У других – картинки в виде корзинок. Дети – плоды под веселую музыку расходятся по комнате, движениями и мимикой изображают неповоротливый арбуз, нежную землянику, прячущийся в траве гриб и т. Дети – корзинки должны в обе руки набрать плодов.

Необходимое условие: каждый ребенок должен принести плоды, которые растут в одном месте (овощи с огорода и т. Выигрывает тот, кто выполнил это условие. Карточка? Кто не может вспомнить, пропускает свой ход.

Карточка? А если бы исчезли птицы?

Читайте также:  Конспект игрового занятия для старших дошкольников

А если бы пропали ягоды? А если бы не было грибов? А если бы ушли из леса зайцы? Оказывается, не случайно лес собрал своих обитателей вместе. Все лесные растения и животные связаны друг с другом. Они друг без друга не смогут обходиться.

Карточка. Один ребёнок – «фотограф», другой –«фотоаппарат». Воспитатель задаёт детям вопросы: Что «сфотографировала»  «камера»? Что хотел  «сфотографировать» «фотограф»? Природный это объект или нет? Почему именно это хотел «сфотографировать» «фотограф»7. Чем этот природный объект ему понравился? Почему «камера» «сфотографировала» этот же объект природы?

Лучше фотографировать что- то особенное в природе: яркую букашку или необычный цветок (много снимков в один день делать не стоит) . Те и другие становятся в шеренгу друг напротив друга на расстоянии 3 метра, за их спинами их дома, также на расстоянии 3 метра. Воспитатель дает задание: «Совы»  любят правду, «Вороны» — ложь, поэтому, если я  говорю правду, «Совы» должны  ловить «Ворон».

В основе содержания экологического воспитания лежит формирование у. Примеры дидактических игр из трех групп: для обогащения экологических Секреты лимона Подготовительная группа — Duration: 14:57. Дидактическая игра в младшей группе Кто живет в лесу — Duration: 10:42.

Дидактические игры по экологии для детей подготовительного возраста. Игры осенью для детей подготовительной группы в детском саду. Аппликация из фетра своими руками для детского сада: Ёлочка Картотека дидактических игр по экологии в средней группе.

Дидактические игры по экологии в подготовительной группе по ФГОС. Дидактические игры экологического содержания помогают увидеть целостность отдельного. Очень хорошая подборка игр по экологии. Экологические игры способствуют не только получению знаний о.

Цель: Упражнять детей в умении называть предмет определённой группы предметов.

Целесообразно после каждого раза спрашивать детей о том, почему они так или иначе поступили, а после 2- 3 фраз поменять игроков местами. Первый ребенок называет какое- либо животное (птицу, насекомое, в зависимости от темы, предложенной воспитателем) и делает характерный жест этого животного.

Следующий ребенок повторяет то, что сказал и сделал первый, называет своё животное, показывает свой жест. Следующий повторяет, что сказали первые два ребёнка, называет своё животное и делает свой жест и т. Но подсказывать друг другу можно, это даже сближает детей и делает игру интересней.

Дети по этому заданию воспитателя должны пройти по «тропе», посчитать, сколько предметов не природного характера они заметили и сказать эту цифру на ухо воспитателю.

В конце игры выбирается самый наблюдательный. Воспитателю нужно направлять мысль ребенка по нужному пути и использовать для создания цепочки содержание природоведческого характера. Карточка . В эту рамочку дети могут помещать самые красивые места из природного материала (лист дерева, травинку, кору, только не надо  срывать.

Воспитатель даёт задание: Составь  портрет  осени и назови его. Сделай картину сегодняшнего дня «ЗВУКИ»  Цель: учить детей «слышать» природу, (проводится в природе).

Когда все  пять пальцев  будут загнуты – откройте глаза и помолчите, чтобы другим детям дать возможность «посчитать звуки».

Какой звук издала природа, а какой –человек, какой звук был самый громкий (тихий? Издавал ли ветер какой- либо звук?

Экологические игры способствуют не только получению знаний о Цель: Упражнять детей в умении называть предмет определённой группы предметов. В основе содержания экологического воспитания лежит формирование у. Примеры дидактических игр из трех групп: для обогащения экологических.

Дидактические игры экологического содержания помогают увидеть целостность отдельного организма и экосистемы, осознать уникальность. Дидактический материал: Нет. Методика проведения: Вариант 1: В игре участвует группа ребят, количество игроков не ограничено.

Дидактические словесные игры проводятся, как правило, для закрепления знаний детей о. Игры для детей подготовительной группы.

Дидактические игры для дошкольников, подвижные игры в детском саду доу, Сценарий экологической игры-викторины для подготовительной к школе для детей подготовительной и старшей группы дошкольного возраста.

Воспитатель выбирает тему цепочки, например: «СНЕГОПАД» и ведет с детьми беседу по этой теме типа: -хорошо, что много снега, но плохо, что трудно бегать, если дорожки не расчищены; -хорошо, что дорожки не расчищены, т.

Воспитателю нужно направлять мысль ребенка по нужному пути и использовать для создания цепочки содержание природоведческого характера. Карточка . Затем изобразить эти овощи так, чтобы всем стало понятно, что этот плод тоненький, а  тот – толстенький (можно втянуть или надуть щёки, прижать руки к туловищу или округлить их).

Ребенок должен сам выбрать способ изображения. Воспитатель задает детям вопросы типа: Какой овощ ты изображаешь? Почему ты выбрал именно этот овощ?

Почему ты считаешь этот овощ «худышкой» («толстячком»? Карточка. Остальные дети будут задавать им вопросы: 1. Если мы будем охранять птиц в лесу, кому мы поможем?

Для чего природе нужны хищники? Что такое красная книга и для чего она нужна? Для чего люди создают заповедники? Расскажите, как связаны между собой елка, белка, рысь?

Какую помощь растениям оказывают животные, насекомые? Карточка . Какие они были красивые, разноцветные! Весна. В корке одного из дерева лежит куколка- личинка бабочки. Пригрело солнышко, из куколки вылезла бабочка, погрела на солнышке свои крылышки, расправила их и полетела в неведомый для нее мир.

А теперь представь, что это бабочка — ты. Каким тебе представляется мир, в который ты попал в первый раз? Расскажи, каким был твой первый день в солнечную погоду, дождливую?

А в ветреный день? Прекрасный солнечный день. Ты на лугу, где много цветов с таким запахом, что кружится голова, и вкусный нектаром. Вокруг тебя множество насекомых: комаров, пчел, жучков, стрекоз, шмелей и других бабочек. Как ты думаешь, найдешь ли ты на этом лугу себе друзей? С кем бы ты хотел подружиться?

Тебе весело, радостно? Но вот налетел ветер, началась гроза. Ветер сорвал тебя с цветка и понес вдаль. Такую слабую беспомощную. Что ты чувствуешь в этот момент? Ветер принес тебя в лес.

Между ветками большого куста сплел свою паутину паук. Порыв ветра бросил тебя именно на эту паутину. Ты пытаешься вырваться, но еще больше запутываешься в ней. Что ты чувствуешь, когда опасность так близко?

Какое счастье, что тебе все- таки удалось вырваться! Ты полетела быстрее прочь от страшного места на полянку. Только с легкостью вздохнула, как увидела детей, которые бегают по полянке с сачками ловят бабочек. Если бы ты умела разговаривать, что бы ты им сказала? Ты такая красивая, изящная, нежная.

Так и хочется взять тебя в руки и поближе рассмотреть. А почему тебя нельзя брать в руки? Чего бы ты больше хотела: стать куколкой- личинкой или остаться бабочкой? Спасибо тебе, бабочка, за беседу.

А теперь превращайся в ребенка. Что ты понял, когда был бабочкой? Карточка. Мне очень хотел побольше узнать о жизни пчел.

Ты будешь пчелкой, а я буду брать у тебя интервью, как журналист. Пчелка, когда ты летаешь над цветами, то все время жужжишь. Так ты поешь или разговариваешь с другими?

А о чем ты с ними разговариваешь? Целый день ты трудишься, чтобы набрать побольше нектара. Как ты себя чувствуешь вечером?

В какую погоду тебе хочется радоваться, танцевать? Представь, что ты собираешь нектар, но вдруг налетел сильный ветер, пошел дождь. Большие капли бьют тебе по нежным крылышкам, мохнатому тельцу.

Что ты испытываешь в этот момент? Ты трудилась за целый день и легла спать. А утром , проснувшись очень рано, увидела на лугу скосили всю траву и цветы.

Что чувствовала? Ты целое лето трудилась, собирая нектар и перерабатывала его в мед.

Ведь если не будет меда, то зимой вся семья погибнет, мать- пчела не сможет выкормить маленьких пчелок. Но вот пришел человек вынул все соты и забрал себе, ничего не оставив. Что бы ты хотела сказать такому человеку? Расскажи, какую пользу приносит мед.

Что ты испытываешь, когда это делаешь? Как предупреждаешь окружающих, что подходить очень близко к тебе и брать в руки нельзя? Расскажи мне о своем наряде. Почему он такой яркий? Как человек мешает тебе жить, или помогает? Что было бы, если бы тебя не стало в природе?

На кого из своих собратьев ты похожа? Спасибо тебе пчелка за интервью. Теперь я знаю, что пчелкам надо помогать, оберегать их. Они очень нужны человеку и природе. Карточка. Люди привязали их к колышкам, чтобы ветер их не сломал. Представь себе, что ты — молоденькое слабенькое деревце с нежными зелеными листочками, тонким стволом и тоненькими веточками. Всякий может обидеть малыша.

Подул сильный ветер и сломал маленькую хрупкую веточку. Болит пальчик- веточка? Расскажи об этом ветру- озорнику. Давай я пожалею твой пальчик- веточку, наложу повязку.

Выглянуло теплое весеннее солнышко, пригрело тебя. Какое у тебя настроение? Что ты хочешь сказать солнышку? Пошел холодный дождь с градом, который повредил молодые листочки. Как ты себя чувствуешь?

Как тебе можно помочь? Снова выглянуло солнышко. Прилетела красивая бабочка и села на веточку. О чем бы ты с ней поговорил?

Источник: http://tabrusoft.fo.ru/blog/415848_%D0%9E%D0%B1%D1%89%D0%B8%D0%B5/1799480_%D0%94%D0%B8%D0%B4%D0%B0%D0%BA%D1%82%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5+%D0%98%D0%B3%D1%80%D1%8B+%D0%9F%D0%BE+%D0%AD%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D0%B8+%D0%9F%D0%BE%D0%B4%D0%B3%D0%BE%D1%82%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B0%D1%8F+%D0%93%D1%80%D1%83%D0%BF%D0%BF%D0%B0

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector