Игры на развитие чувства ритма у детей 4-6 лет

Здравствуйте, уважаемые посетители нашего сайта! Согласитесь, многие привыкли думать, что чувствовать и воспроизводить ритм — это удел музыкантов и танцоров.

А вот и нет! С этим качеством мы сталкиваемся практически ежедневно, и, к счастью, его можно развить.

В нашей статье — упражнения для развития чувства ритма у ребёнка, рассчитанные на разный возраст, и 5 веских доводов, почему это важно для каждого человека.

Откуда нам знакомо чувство ритма?

Чувство ритма лежит в основе многих природных процессов. Ещё будучи в утробе, малыш слышит сердцебиение матери, поэтому успокаивается, когда мама берёт его к себе на руки и прижимает к груди. Это одно из первых знакомств маленького человека с ощущением ритма.

Ритмично функционируют и другие системы человеческой жизнедеятельности:

  • Дыхание.
  • Бодрствование и сон.
  • Желудочно-кишечный тракт.

Ритмами пронизана вся природа. Благодаря им происходят:

  • Смена времён года.
  • Смена времени суток.
  • Приливы и отливы.

Человек — часть природы, поэтому нет людей, у которых полностью отсутствует чувство ритма. Оно может быть недостаточно развитым, но это вполне поправимо.

За что отвечает чувство ритма у человека?

  • Координация движений. Она нужна при ходьбе, поворотах, танцах, однообразных движениях, играх. Ребёнок с развитым чувством ритма меньше расходует свою энергию, а значит, меньше устаёт, быстрее реагирует на препятствия и меньше травмируется.
  • Речь. Она становится более выразительной, управляемой, ребёнок умеет ставить акценты в нужных местах. Его становится легко выслушать и понять. Малыш быстрее усваивает информацию, а значит, более успешен в учёбе. Он выразительно рассказывает стихи и читает, выделяя паузами знаки препинания.
  • Уравновешивание эмоций. Благодаря чувству ритма происходит правильное чередование напряжения и расслабления при движениях и общении. Это даёт возможность крохе быстрее успокаиваться после встречи с раздражающими факторами.
  • Адекватное отношение к временным интервалам. На смену спешке и суете приходят продуманные действия и логика. Например, дожидаясь зелёного света светофора, ребёнок будет вести себя спокойно.
  • Улучшаются аналитические способности ребёнка. Он может более точно оценивать скорость движения, расстояние, глубину и высоту — и, следовательно, грамотно рассчитывать свои действия и силы.

Итак, переходим к практической части нашей темы.

Как развить чувство ритма у ребёнка?

Как всегда, непринуждённо, легко, в форме игры!

От 0 до 6 месяцев

Приучать к ритмичной деятельности можно даже такого кроху!

Зарядка или массаж с потешкой

Регулярно делайте с малышом зарядку или массаж, напевая весёлую потешку и выполняя действия в такт. Например, после пробуждения говорите ему эти простые слова:

  • «Мы проснулись, мы проснулись!» (на слове «мы» разводим ручки ребёнка в стороны, а на слове «проснулись» скрещиваем их на груди)
  • «Сладко, сладко потянулись!» (на словах «сладко, сладко» ручки тоже разводим и скрещиваем, а на слове «потянулись» поднимаем их вверх)
  • «Маме с папой улыбнулись!» (Улыбаемся малышу)

Танцы с мамой или папой

Малыши очень любят, когда мама или папа вальсируют с ним на руках. Делайте это плавно и ритмично под соответствующую музыку. Кроха получит море позитива и заодно ощутит темп ваших движений в танце.

От 6 до 12 месяцев

Ребёнок такого возраста уже вовсю жаждет и сам задавать ритм. Не препятствуйте этому. Пусть у него будет возможность погромыхать кастрюлями и крышками, погремушками или молоточком. Покажите ребёнку, что ладошки и ножки тоже могут ритмично шуметь.

Потешка «Ладушки»

Ладушки, ладушки! (выпрямляем пальчики малыша на своей ладони) Где были? У бабушки! (соединяем его ручки ладошка к ладошке) Что ели? Кашку! (хлопнули в ладоши) Что пили? Бражку! (ещё раз)

Кыш, полетели, на головку сели! (прикасаемся ладошкой малыша к голове)

Игра «Ехал пан»

Усадите малыша на колени лицом к себе и покачивайте его взад-вперёд, приговаривая:

Ехал пан, ехал пан, Шагом-шагом, шагом-шагом, Ехал пан, ехал пан, Рысью-рысью, рысью-рысью, Ехал пан, ехал пан, Махом-махом, махом-махом.

После каждой фразы «Ехал пан» ускоряйте раскачивание крохи.

От 1 года до 2 лет

Как подружить с чувством ритма малыша-непоседу? При помощи музыки, стишков, песенок и движений.

Музыка

Ставьте малышу побольше классики и композиций со звуками природы. Например, произведения П. Чайковского:

  • «Щелкунчик».
  • «Спящая красавица».
  • «Лебединое озеро».

Марш и стишки

Маршируйте вместе с ребёнком, стоя к нему лицом и держа за руки, при этом рассказывая ему стихотворения. Например, вот это: Аист, аист длинноногий, Покажи домой дорогу! Топай правою ногой, Топай левою ногой, Снова — правою ногой, Снова — левою ногой, После — правою ногой, После — левою ногой.

Вот тогда придёшь домой!

От 2 до 3 лет

В таком возрасте ребёнок уже стремится подражать вам и другим людям. Тогда покажите ему пример, как действовать ритмично.

Повторяй за мной

Вы задаёте ритм одним способом, а ребёнок повторяет за вами другим способом. Например, вы хлопаете в ладоши, а малыш топает ножкой, вы стучите в барабан, а малыш — в бубен:

Вы: Хлоп-хлоп-хлоп-хлоп, хлоп-хлоп-хлоп.

Малыш: Топ-топ-топ-топ, топ-топ-топ.

Подобные занятия по развитию чувства ритма повышают шансы малыша достичь успехов в музыке.

Непослушный козлик

Может играть один ребёнок или несколько. Взрослый задаёт темп, произнося любой слог и выделяя некоторые из них силой голоса. Главное, чтобы это звучало ритмично, то есть в определённой последовательности. На слабые слоги малыш имитирует лягающегося козлика (машет ножкой назад), а на сильные — бодается, делая себе указательными пальцами рожки.

Например:

Та-та-ТА, та-та-ТА, та-та-ТА, та-та-ТА…

Или так:

ТА-та-та-та, ТА-та-та, Та-та-та-та, ТА-та-та…

От 3 до 5 лет

Усложняем упражнения, основанные на стихотворениях, песенках и движениях.

Маршируем активнее

Задача малыша — маршировать под ритм, который вы будете ему задавать. При этом выделяйте голосом определённые слова, слыша которые, ребёнок должен топнуть сильнее. Начинайте медленно, постепенно наращивая темп. Например:

РАЗ, два, ТРИ, четыре…

Затем начните считать по-другому:

РАЗ, ДВА, три, четыре…

Или так:

Раз, два, три, ЧЕТЫРЕ…

После того, как малыш начнёт легко справляться с заданием, предложите ему маршировать под ритмичную музыку. 3–4 минуты в день вполне достаточно.

Стих или песня в сопровождении ритмичных звуков

Вспоминаем стихотворение или песню, которое малыш знает наизусть. Пусть расскажет его или споёт, при этом издаёт звуки в такт. Например, хлопает в ладоши или ударяет в барабан. Можно использовать бубен или ксилофон. Вы можете тоже подстроиться под его исполнение и делать более слабые хлопки в ладоши в другом темпе. Получится мини-оркестр.

Например, ребёнок стучит в барабан на следующих слогах:

В ле-СУ ро-ДИ-лась Ё-лоч-ка,

В ле-СУ о-НА рос-ЛА…

А вы хлопайте в ладоши на каждый слог:

В ЛЕ-СУ РО-ДИ-ЛАСЬ Ё-ЛО-ЧКА,

В ЛЕ-СУ О-НА РОС-ЛА.

Слаженное исполнение может получиться не сразу, но ребёнку такое занятие точно придётся по душе.

Стихи и барабан

Прочитайте малышу стихотворение про ёжика и попросите его на каждый слог «бум» ударить в барабан или сделать хлопок в ладошки. Ну кто же откажется развивать чувство ритма через игру на музыкальных инструментах? Это будет звучать так:

С барабаном ходит ёжик. Бум-бум-бум! (можно бум-бум-бум-бум-бум-бум) Целый день играет ёжик: Бум-бум-бум! С барабаном за плечами — Бум-бум-бум! — Ёжик в сад забрёл случайно. Бум-бум-бум! Очень яблоки любил он. Бум-бум-бум! Барабан в саду забыл он. Бум-бум-бум! Ночью яблоки срывались: Бум-бум-бум! И удары раздавались:

Бум-бум-бум!

С ритмом по жизни

Быть может, развитое чувство ритма пригодится вашему ребёнку в его увлечениях? А даже если и нет, то оно обязательно сделает его более ловким, собранным и умным. Итак, подведём итоги и назовём ваших основных помощников, развивающих чувство ритма:

  • Стихотворения и песенки.
  • Танцы.
  • Музыка, музыкальные инструменты и предметы, издающие шум.
  • Занятия с хлопками в ладоши и топаньем ножками.
  • Маршировки.

Ну а мы желаем вам и вашему ребёнку с удовольствием познавать всё новое и развиваться в своём индивидуальном ритме. До скорых встреч!

Источник: http://nii-evrika.ru/uprazhneniya-dlya-razvitiya-chuvstva-ritma-u-rebyonka/

Название учебно-методическое обеспечение развития, образования и воспитания медлительных детей старшего дошкольного возраста в образовательных учреждениях (особенности предшкольного образования медлительных детей)

Игры на развитие чувства ритма

Воспитатель:

— Дети, что такое эхо? Попробуйте изобразить его!

Выбирается песня из репертуара детей, которая очень хорошо разучена, желательно с четким, несложным ритмическим рисунком, по жанру близкая маршу.

Все вместе дети пропевают песню без сопровождения.

Затем делятся на 2 группы, встают в 2 шеренги напротив друг друга.

Песня делится на фразы.

1-я фраза — одна группа поет громко, другая тихо.

2-я фраза — группа, которая тихо пела 1-ю фразу, 2-ю поет громко, и наоборот — группа, исполнявшая 1-ю фразу громко, 2-ю поет тихо.

И так до конца песни.

Далее: 1-я фраза — одна группа поет,

2-я фраза — другая прохлопывает в ладоши ритм (без пения).

И так до конца песни.

Далее группы меняются ролями.

Рекомендуется при прохлопывании притопывать ногой или ударять в бубен, ложки.

Комментарий. Игра способствует развитию чувства метроритма, ритмической памяти.

Первый этап. Воспитатель (музыкальный руководитель) просит детей громко и четко произнести свое имя и имена родственников и друзей.

— А теперь давай попробуем перевести наши имена в хлопки. Сколько хлопков в имени Таня? (Ответы детей.)

— Та-ня! Два хлопка. А в имени Наташа? (Ответы детей.)

— На-та-ша! Три хлопка.

Далее детик прохлопывают по очереди свое имя, и имена своих друзей.

Второй этап. Рекомендуется выполнять уже после того, как начальный вариант будет в совершенстве освоен каждым ребенком.

— А какой из двух хлопков в имени Таня сильный? (Предположения детей.)

— Правильно, первый. А в имени Марина? (Ответы детей.) Таким образом пройти имена всех друзей и родственников.

Третий этап

— А сколько хлопков в имени Саша? (Ответы детей.)

— А в имени Максим? (Ответы детей.)

— Тоже два! А чем же они отличаются? (Дети прохлопывают оба этих имени.)

Воспитатель (музыкальный руководитель) подводит детей к выводу о том, что в имени Саша — сильнее первый слог, а в имени Максим — второй.

Таким образом, прорабатываются имена всех друзей и робственников (то есть, в них определяется ударение).

Далее воспитатель (музыкальный руководитель) просит детей по очереди громко и четко произнести полную форму своего имени (Мария, Татьяна, Ирина, Михаил, Андрей, Наталья, Людмила…). После чего проанализировать каждое имя с ритмическими хлопками.

  • «Фиалка, Одуванчик или Колокольчик?».Воспитатель зачитывает детям стихотворение о трех цветах:

Фиалка

Тихо слезы льет фиалка:

«Никому меня не жалко,

Никому я не нужна,

Я под елкой не видна».

Говорит фиалке пчелка:

«Ничего, что ты под елкой,

Сладкий сок твой разыщу,

Деток медом угощу». (А. Александров)

— Ребята, как вы считаете, какая по характеру музыка подходит этому стихотворению: плавная, легкая и подвижная или веселая, задорная? (Ответы, предположения детей.)

Читайте также:  Беседа о щедрости и жадности с детьми старшей – подготовительной группы

Одуванчик

Носит одуванчик желтый сарафанчик.

Подрастет — нарядится в беленькое платьице:

Легкое, воздушное, ветерку послушное. (Е. Серова)

Воспитатель вновь задает вопрос о характере стихотворения и музыки.

Колокольчик

Будь хоть ночь, будь хоть день —

Не звенит он «Тинь-тень-тень».

Но похоже очень, что звенеть он хочет. (В. Игнатиус)

Беседа о характере стихотворения и музыки.

Далее детям предлагается прослушать три небольших музыкальных фрагмента:

«Ave Maria» Ф. Шуберта,

«Шутка» И.С. Баха,

Симфония №7, 1-я часть (заключительная партия) С. Прокофьева.

Воспитатель помогает детям подобрать музыку для каждого из трех цветков:

Фиалка — Ф. Шуберт «Ave Maria»,

Одуванчик — И.С. Бах «Шутка»,

Колокольчик — С. Прокофьев Симфония №7 1 часть (заключительная партия).

1-й вариант игры. Дети встают в круг. Воспитатель в произвольном порядке включает звукозапись, дети по очереди выходят в центр круга и создают движущиеся пантомимы цветка в соответствии с музыкой. Остальные дети угадывают, о каком цветке идет речь.

Игра продолжается, пока каждый ребенок не побывает в роли ведущего. В завершение игры дети выбирают самую выразительную пантомиму, за которую ребенок получает приз.

Методические рекомендации. При чтении стихов воспитателю рекомендуется делать небольшие паузы после каждой 1-2 строк, чтобы в это время дети прохлопывали в ладоши ритмический рисунок каждой строки.

Звучит звукозапись с голосами птиц.

— Пение какой лесной птицы мы всегда узнаем, никогда не спутаем с другими? (Ответы детей.)

— Конечно, кукушки. Песня кукушки короткая, сколько в ней звуков? (Ответы детей.)

— Правильно, два: «Ку-ку!»

— Давайте попробуем изобразить кукушек, как они перелетают с ветки на ветку, как они «разговаривают». (Действия детей.)

Затем дети пробуют подбирать на металлофоне имитацию звуков кукушки.

Воспитатель медленно читает стихотворение М.Джамиля, делая паузу перед словами «Ку-ку!». Эту паузу должны вовремя заполнить дети, изображая кукушек — на металлофоне, голосом, движениями:

Тихо в лесу.

Лишь звучит в отдаленье

Птицы какой-то

Грустное пенье:…

Дети: Ку-ку, ку-ку!

Это кукушка кричит на опушке,

Сидя на высохшей дуба верхушке:

Дети: Ку-ку, ку-ку!

Пела б кукушка веселые песни,

Если б птенцы ее были с ней вместе:

Дети: Ку-ку, ку-ку!

Аналогичное задание на другое стихотворение:

Живет у нас в доме кукушка,

Кричит она звонко

Дети: Ку-ку!

Как будто в лесу на опушке,

На самом высоком суку

Дети: Ку-ку, ку-ку!

И даже хитрющая кошка

Не может кукушку поймать.

Она прокричит из окошка

И спрячется быстро опять:

Дети: Ку-ку, ку-ку!

Она не живет на опушке —

В старинных часах ее дом.

По этой веселой кукушке

Мы время всегда узнаем.

Дети: Ку-ку, ку-ку! (С.Баранов)

По окончании выполнения задания воспитатель задает детям вопрос:

— Отличается ли это стихотворение от прежнего по характеру? (Ответы детей.)

— Давайте изобразим кукушку из первого и из второго стихотворений. О какой кукушке говорится во втором стихотворении? (Ответы детей.)

Методические рекомендации. В самом начале игры, до чтения стихов, перед подбором на металлофоне рекомендуется, чтобы дети сами определили металлофон как наилучший для звукоизображения кукушки. Инструмент выбирается методом проб.

Комментарий. Игра развивает образно-эмоциональное мышление, раскрывает ритмическую сторону стихотворного текста.

Ход игры

Удары мяча должны строго совпадать с ударными слогами стихотворения.

Воспитатель (музыкальный руководитель) медленно, ритмично читает стихотворение, дети по очереди выполняют удары мячом об пол на ударные слоги:

Август месяц наступает,

Потемнели все луга.

Солнце слабнуть начинает,

Травы собраны в стога.

Фрукты, овощи созрели,

А в лесу грибы пошли.

Оглянуться не успели,

Как каникулы прошли. (Т. Керстен)

У томата-толстяка

Аппетитные бока.

Скушать его, что ли,

Просто так, без соли? (А. Богдарин)

Знает каждая старушка:

В огороде есть петрушка.

Станет с ней вкусней в сто крат

Суп, окрошка и салат. (А. Богдарин)

Под землей растет он летом,

Ну а кормит круглый год.

Господин Картофель это,

И всегда ему почет. (А. Богдарин)

Что за яблоко! Оно

Соку спелого полно,

Так свежо и так душисто,

Так румяно, золотисто,

Будто медом налилось,

Видны семечки насквозь. (А. Пушкин)

Методические рекомендации. Взрослому рекомендуется интонацией подчеркивать ударные слоги стихотворения, безударные читать ровно, не акцентируя.

Игры на развитие музыкальной памяти

  • «Осень в красках и звуках»

Источник: https://refdb.ru/look/1853238-p18.html

Развитие чувства ритма у детей 5-6 лет в процессе игры на детских музыкальных инструментах

Основоположником методики обучения детей игре на детских музыкальных инструментах является Н.А. Метлов, который выдвигал свои идеи в данном направлении в 20-е гг. ХХ в.

В это время в нашей стране начали разрабатываться системы ритмического воспитания, специфичные для детских садов, музыкальных школ, театральных училищ и институтов, консерваторий, а также лечебных заведений и т.д.

Применительно к дошкольному возрасту в данной области проведены специальные исследования Н.А. Ветлугиной, А.В. Кенеман и их учениками М.Л. Палавандишвили, А.Н. Зиминой, О.П. Радыновой и др.

Разработанные системы ритмического воспитания направлены на формирование у детей восприятия музыкальных образов в их развитии и способности выражать их в соответствии с музыкой. Одним из основных средств реализации данных систем являлись музыкально-ритмические движения: упражнения, игры, хороводы, танцы.

По мнению Б.М. Теплова, эмоциональное воздействие ритма на слушателя очень сильно, и эмоциональный отклик на ритм является как бы простейшим, первичным проявлением музыкальности. Переживание ритма — это активный процесс, тесно связанный с восприятием музыки [1].

Чувство музыкального ритма имеет моторную и эмоциональную природу. Содержание музыки эмоционально. Ритм является одним из выразительных средств музыки, передающим содержание. Поэтому чувство ритма, наряду с ладовым чувством, составляет основу эмоциональной отзывчивости на музыку.

Исследованиях К.В. Тарасовой показали, что усвоение детьми ритмической системы должно осуществляться в определенной последовательности: воспитание темпа, развитие метрических отношений, усвоение ритмического рисунка [2].

В ФГОС ДО среди видов деятельности для детей от 3 до 8 лет выделяется музыкальная деятельность, в которую входит игра на детских музыкальных инструментах [3].

Элементарное музицирование с детьми дошкольного возраста составляет формирование метро ритмического чувства (чувство темпа, метра, ритма). Особое внимание педагога на начальном этапе обучения должно быть направлено на развитие способности ребёнка ощущать равномерную метрическую пульсацию музыки.

Основная задача музыкального руководителя — создать эмоциональный настрой у детей во время занятий.

В его компетенцию входит: грамотный подбор репертуара и выразительное исполнение музыки; умение чувствовать общее эмоциональное содержание музыки и передавать его в движении; стремление к активному творческому поиску в передаче музыкальных образов [4].

Следовательно, элементарное музицирование обладает большой возможностью в развитии у детей чувства ритма. Оно является одним из основных и любимых детьми видов музыкальной деятельности, в которой они активно действуют, воспроизводя на различных детских музыкальных инструментах определенный музыкальный ритм.

Но в психолого-педагогической и методической литературе недостаточно раскрыта проблема развития чувства ритма у старших дошкольников через игру на детских музыкальных инструментах. Практика работы дошкольных образовательных организаций показывает, что не всегда уделяется должное внимание игре на детских музыкальных инструментах как эффективному средству развития музыкальных способностей.

Это подчеркивает актуальность выбранной нами темы.

Проблема исследования: каковы педагогические условия, обеспечивающие развитие чувства ритма у детей 5-6 лет в процессе игры на детских музыкальных инструментах?

Цель исследования состоит в выявлении педагогических условий развития чувства ритма у детей 5-6 лет в процессе игры на детских музыкальных инструментах.

Объектом исследования выступает процесс развития чувства ритма у детей 5-6 лет.

Предмет исследования являются педагогические условия развития чувства ритма у детей 5-6 лет в процессе игры на детских музыкальных инструментах.

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что развитие чувства ритма у детей 5-6 лет в процессе игры на детских музыкальных инструментах будет происходить более успешно при следующих педагогических условиях:

—     использование музыкальных произведений с четким ритмическим рисунком, с малоконтрастными частями, со сменой ритма (народная песня, танец, марш);

—     поэтапное развитие чувства ритма: воспитание темпа, развитие метрических отношений, усвоение ритмического рисунка.

—     наличие музыкальных инструментов со звуком неопределенной высоты деревянных ложек, трещоток, треугольников, колотушек, бубенцов, коробочек, музыкальных молоточков, колокольчиков и т.д.

В соответствии с целью, предметом и гипотезой исследования нами были поставлены следующие задачи:

1. Теоретически обосновать проблему развития чувства ритма у детей 5-6 лет в процессе игры на детских музыкальных инструментах.

2. Выявить уровень развития чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста.

3. Разработать и апробировать мероприятия, способствующие развитию чувства ритма в процессе игры на детских музыкальных инструментах.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы: теоретический анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования; эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный); тестирование; беседа;

наблюдение; методы математической обработки данных.

Исследование проводилось на базе МКОУ Максимовской ООШ п. Чернушка Кильмезского района Кировской области. В эксперименте участвовало 24 ребенка старшей возрастной группы, из них по 12 человек в экспериментальной и контрольной группах.

Эксперимент проводился с января по март 2017 года.

С целью выявления уровня развития чувства ритма на констатирующем этапе эксперимента мы использовали диагностическую методику, основанную на критериях О.П. Радыновой [5]. Детям были предложены следующие задания:

1) прохлопать ритм русской народной песни «Во поле береза стояла»;

2) изобразить бабочку (лёгкую, изящную и нежную), веселый танец, важный уверенный марш под соответствующие по жанру пьесы, известные детям;

3) промаршировать под пьесу П.И. Чайковского «Марш деревянных солдатиков».

Констатирующий эксперимент показал, что в экспериментальной группе дети с высоким и критическим уровнем развития чувства ритма отсутствуют; 66,7% – дети со средним уровнем; 33,3% – дети с низким уровнем (Рис.1).

Рисунок 1 — Уровень развития чувства ритма у детей 5-6 лет в экспериментальной группе 

В контрольной группе при обследовании были получены следующие результаты: 33,3% – дети с высоким уровнем, 50%– дети со средним уровнем, 16,7% – дети с низким уровнем; дети с критическим уровнем развития чувства ритма отсутствуют (Рис 2).

Рисунок 2 – Уровень развития чувства ритма у детей 5-6 лет в контрольной группе 

В ходе беседы с музыкальным руководителем мы выяснили, что в старшей группе работа в равной степени ведется по развитию всех музыкальных способностей. Однако отдельного внимания целенаправленному развитию чувства ритма не уделяется.

Доминантная непосредственная образовательная деятельность по развитию чувства ритма используется музыкальным руководителем очень редко и только с целью ликвидации отставания у подгруппы детей. Детские музыкальные инструменты используются в основном во время обучения игре на них, а также во время пения.

Детский оркестр организуется редко, в основном при подготовке к праздникам.

Таким образом, в группе детей 5-6 лет преобладает средний уровень развития чувства ритма, а организации работы по развитию данной музыкальной способности уделяется недостаточно внимания. Поэтому следующим этапом нашего исследования стала разработка и проведение с детьми 5-6 лет мероприятий, способствующих развитию чувства ритма в процессе игры на детских музыкальных инструментах.

Читайте также:  Познавательная развлекательная программа для младших школьников

Формирующий этап эксперимента состоял из трех направлений:

1)     Проведение музыкально-дидактических игр и упражнений в ходе непосредственной образовательной деятельности детей по музыкальному воспитанию.

2)     Проведение музыкально-дидактических игр в режимных моментах.

3)     Организация индивидуальной работы с детьми.

В процессе формирующего этапа эксперимента было проведено:

вводная беседа о детских музыкальных инструментах с использованием мультимедийной игры «Ритмическая ромашка» (авторская);

—                         7 ритмических упражнений, направленных на развитие чувства ритма, формирование музыкально-ритмических движений под музыку различного характера, а также на соответствие движений ритму музыки (с использованием смены ритма);

—                         10 музыкально — дидактических игр, направленных на развитие чувства ритма, слухового внимания, соотношение ритма с изображаемой схемой, развитие тембрового восприятия, выработки темпа и ритма речи с использованием детских музыкальных инструментов;

—                         итоговый концерт для малышей «К нам гости пришли». Выступление оркестра шумовых и ударных инструментов (деревянных ложек, трещоток, треугольников, колотушек, бубенцов, коробочек, музыкальных молоточков, колокольчиков).

В эксперименте использовались музыкальные произведения, такие как народная песня, танец, марш с четким ритмическим рисунком, с малоконтрастными частями, со сменой ритма.

Сначала детям предлагалось воспроизвести ритм звучащей мелодии хлопками, затем без мелодии. Затем дети выполняли движения (прыжки, повороты, движения рук под ритм музыки.

Характерные особенности музыкальной речи, такие как акценты, паузы, плавное или отрывистое движение и т.д.

передавались детьми соответствующими по эмоциональной окраске движениями, хлопками, притопами, плавными или отрывистыми движениями рук, ног и т.д. 

Например, упражнение «Игры с палочками» проводилось каждое занятие. После того, как большинство детей стали без особых затруднений выполнять данное упражнение, мы включали в него усложнение. Отметим, что у некоторых детей возникали затруднения, для устранения которых проводилась индивидуальная работа.

Ритмические игры «Гусеница» и «Паровоз» являются однотипными, поэтому для поддержания интереса детей мы предложили их чередовать. Учитывая то, что в старшем дошкольном возрасте акцент ставится на развитие творчества и самостоятельности детей в музицировании, мы включили музыкально-дидактическую игру «Дирижер».

В ходе непосредственной образовательной деятельности создавались такие условия, чтобы у детей вырабатывалась установка на успех, на принятие помощи взрослого.

Большое значение имело непосредственное участие воспитателя в играх и упражнениях, позволяющее осуществлять не только руководство деятельностью детей, поддерживать их активность и самостоятельность, но и установить доверительные отношения с каждым ребенком.

В процессе игр на музыкальных инструментах у детей развивалось чувство ритма, проявляющееся в музыкально-ритмических движениях, а также ладовый, ритмический и мелодический слух.

Такие музыкально-дидактические игры как «Сильный и слабый дождь», «С кем дружит зайчонок?», «Наше путешествие», «Инструментальный хоровод», «Волшебный бубен», «Определи по ритму», «Ритмические полоски», «Учись танцевать», «Ищи» и др. были направлены на развитие ритмического восприятия, слуховой памяти, внимания и исполнительских умений детей.

При организации игр нередко возникали конфликты между детьми в выборе музыкальных инструментов.

В последующем, чтобы предупредить данные конфликты, мы использовали «волшебный зонт», на гранях которого приклеены изображения детских музыкальных инструментов.

Дети становились в круг (или по разные стороны от зонта), педагог вращал зонт, сопровождая свои действия словами (в последующем вместе с детьми):

«Зонтик медленно вращаем,

Ручкой глазки закрываем.

Зонтик будет выбирать,

На чем тебе сейчас играть!»

После этих слов дети открывают глаза, и каждый ребенок берет тот инструмент, изображение которого видит перед собой.

Итогом нашей работы стал концерт детей старшего дошкольного возраста, подготовленный для малышей, в котором дети под фортепианную музыку «К нам гости пришли» (муз. Ан. Александрова), играли на ложках, бубнах и треугольнике и др.

Роль дирижера выполнял ребенок.

В процессе подготовки к концерту дети осваивали определенные ритмоформулы, прослушивали и обсуждали выбранное музыкальное произведение, осуществляли совместный подбор музыкальных инструментов, необходимый по характеру музыкального произведения. 

Таким образом, дети старшей возрастной группы обладают большими возможностями игры на детских музыкальных инструментах: они осваивают различные группы инструментов, а диапазон исполняемых ими попевок состоит их трех звуков.

В работе большое внимание уделялось побуждению детей к самостоятельному музицированию, развитию умений музицирования в коллективной музыкальной деятельности.

Основными методами и формами развития ритма детей в процессе игры на детских музыкальных инструментах являлись музыкально-дидактические игры и упражнения, используемые в ходе непосредственной образовательной деятельности детей по музыкальному воспитанию и в режимных моментах, организация индивидуальной работы с детьми и создание детского оркестра.

Источник: https://e-koncept.ru/2017/770884.htm

«Игры на развитие чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Светлячок»«Игры на развитие чувства ритма у детей старшей группы»Материал подготовил учитель-логопедКараванова И. А.г. Советский

«Игры на развитие чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста»

Эпиграфом своей работы я взяла слова Натальи Кончаловской: «Слушай, слушай, различай. Звук короткий и протяжный.

Чувства ритма развивай –это очень, очень важно! Слайд №2

Не секрет, что количество детей дошкольного возраста, имеющих нарушения речи, связанные с недоразвитием фонематических процессов ежегодно увеличивается.

Так же у таких дошкольников часто отмечается и нарушение слоговой структуры слова в виде пропусков и перестановки слогов (например, вместо «самолёт» ребёнок говорит «масолёт» или «бегемот» — «гебемот» или вместо «пингвин» — «пигин», что тоже говорит о нарушенном фонематическом восприятии. Как правило, логопеды с такими детьми работают по развитию фонематической стороны речи и устранением нарушений слоговой структуры слова, что не всегда даёт быстрые и положительные результаты.

Детям, имеющим фонематическое недоразвитие довольно сложно выполнять задания на оценку и воспроизведение ритмического рисунка. Они затрудняются в подсчёте количества хлопков, ударов, даже при воспроизведении ритмов, состоящих из одной паузы, допускают ошибки, не правильно расставляют паузы в предложениях.

При заучивании стихов такие дети нарушают рифму стихотворения, так как от них «ускальзывает» ритм и рифма стихотворной формы.

Слайд №3

Хорошо развитое чувство ритма создаёт предпосылки для дальнейшего усвоения фонетической стороны речи (ритмической структуры слова, словесного и логического ударения, а также совершенствуется организация речедвигательного акта, подготавливается работа над звукослоговой структурой слова, над расстановкой ударения, интонационной выразительностью.

Игры на развитие ритмического чувства создают необходимую базу для развития фонематического восприятия, учат не просто слышать, но и прислушиваться, сравнивать и оценивать звуки по силе удара. Данный этап работы очень важен в развитии фонематического слуха.

Игры на развитие ритма позволяют добиться более эффективных и ускоренных результатов в развитии фонематического восприятия у дошкольников. Так же работа над ритмом эффективна в работе с детьми с моторной алалией.Сначала тренируют детей воспринимать на слух (слушать) и правильно оценивать (воспроизводить) небольшое количество ударов или хлопков без пауз: I, II, III и т. д (от 1 до 3-5 ударов).

Далее даются сочетания комплексов хлопков или ударов, состоящих из различного количества ударов с короткими и длинными паузами (промежутками) :III — iii, III-iii-III, iii-II-ii (I- сильный удар, i –слабый удар, — — пауза).

Слайд №4Работа по оценке и воспроизведению ритмов должна проходить в следующей последовательности:Оценка количества ритмов;

Выполнение ритма по зрительному образцу;

Выполнение ритма по словесной инструкции. Слайд №5Игры на развитие ритмического чувства в старшей группе. Слайд №6«Послушай, как стучит сердце»Цель: знакомство с ритмом.Ход игрыДети друг у друга слушают как бьются сердца, затем голосом, повторяют услышанное.

После этого простукивают ритм ладошками.

Слайд№7«Покажи нужную карточку»Цель: определение количества хлопков и соотнесение их с записанным ритмическим рисункомОборудование: карточки с ритмическими рисунками от 1 до 5Ход игрыЛогопед показывает карточки с изображением ритмических рисунков от 1 до 3 или 5.

Затем прохлопывает определённый вначале несложный ритм и предлагает ребёнку найти карточку, соответствующую количеству хлопков. Слайд №8«Простучи столько раз, сколько точек на карточке»

Цель: воспроизведение несложных ритмов по заданному образцу с соблюдением пауз

Оборудование: карточки с ритмическими рисунками от 1 до 5Ход игрыВ начале игры рассматриваются карточки с изображенными ритмическими рисунками. На каждой карточке считается количество точек. Затем логопед показывает карточку и предлагает прохлопать или простучать изображённый ритмический рисунок.

Вначале игры используются карточки без пауз, затем с одной паузой. Слайд №9«Морзянка»Цель: воспроизведение несложных ритмов по заданному образцу с соблюдением паузХод игрыЛогопед прохлопывает несложный ритм и просит ребёнка повторить его в той же последовательности.

Слайд №10«Простучи, как я скажу»

Цель: воспроизведение несложного ритма по словесной инструкции

Ход игрыЛогопед предлагает ребёнку по словесной инструкции отхлопать (простучать) определённый ритм. В начале обучения даётся несложный ритм без пауз, затем ритмический рисунок постепенно следует усложнять. Слайд №11Примерные ритмические рисунки:Х-х, х-Х,х-х-х, х-Х-х, Х-х-х, х-х-Х,х-х-Х-х, Х-х-х-х, х-Х-х-хХ – сильный удар или хлопок.

х – слабый удар или хлопок. Слайд №12

Источник: http://omedicin.ru/igri-na-razvitie-chuvstva-ritma-u-detej-starshego-doshkolenogo/index.html

1.3 Игра на детских музыкальных инструментах как средство развития чувства ритма у детей 6-7 лет

В процессе музыкального воспитания детей 6-7 лет решается множество воспитательно-образовательных задач.

Одной из основных является развитие музыкальных и творческих способностей детей в различных видах музыкальной деятельности: восприятии, исполнительстве (певческая деятельность, игра на музыкальных инструментах, музыкально-ритмической деятельности), музыкально-образовательной деятельности.

Опираясь на выводы Д. Б. Кабалевского, отметим, что важной задачей учащихся 1 класса (детей 6-7 лет), является начало организации музыкального коллектива, это может быть и оркестр детских музыкальных инструментов.

Вопросы музыкально-творческого воспитания с использованием музыкальных инструментов выдвигались уже в 20-х годах отечественными учеными Б. В. Асафьевым, Б. Л. Яворским и нашли дальнейшее развитие в работах Н. М. Гольденберг, Н. А. Ветлугиной и других российских педагогов.

В формировании музыкальных способностей детей в общеобразовательной школе игра на простейших музыкальных инструментах давно признана плодотворной, что показала практика игры школьников в детских оркестрах 20-30-х годов. Успешное использование некоторых музыкальных инструментов в современных общеобразовательных школах доказывает как эффективность, целесообразность, так и жизненность этого вида детского музицирования.

Дж. Кендалл — американский педагог отмечал, что игра на детских музыкальных инструментах способствует развитию музыкальности и стимулирует интерес к инструментальной музыке. В работе с детьми необходимо использовать ритмические и мелодические музыкальные инструменты. Преимущество была отдано мелодическим.

Инициатором обучения игре на музыкальных инструментах в нашей стране стал Н. А. Метлов. Ему принадлежит идея создания детского оркестра.

Совершенствовались мелодические музыкальные инструменты в конце XX века, в 30-ем годы остро стоял вопрос об использовании ударного оркестра в обучении детей. Одни считали, что такие занятия будут развивать музыкальные способности, другие — развивать музыкальный слух.

Методика не получила своего развития, так как была не совершенна — в подборе инструментов было однообразие. В связи с этим назрела необходимость совершенствовать музыкальные игрушки, инструменты, к которым предъявлялись следующие требования:

Читайте также:  Олимпиадные задания по русскому языку, 3 класс

-они должны побуждать детей к самостоятельной деятельности;

-из этих игрушек может быть составлен детский оркестр.

Над проблемой развития музыкальных способностей детей в данном виде исполнительства совместно с Н.А. Метловым в 20-40-е годы ХХ века работали известные педагоги — С. Бабаджан, Ю.А. Двоскина, М.А. Румер и другие. Впоследствии разработкой этих вопросов методики занималась Н.А. Ветлугина и её ученики (К. Линкявичус, В.В. Ищук и др.).

В результате многолетнего экспериментального исследования педагогом М. Трубниковой были доказаны возможность и необходимость обучения игре на детских музыкальных инструментах по слуху.

Методика обучения детей игре на музыкальных инструментах по слуху построена на постепенном расширении диапазона исполняемых попевок. Вначале ребенок играет мелодию, построенную на одном звуке.

Прежде чем воспроизвести мелодию, он слушает её в исполнении учителя музыки, который сначала поет её, привлекая внимание к тому, что звуки мелодии не отличаются по высоте, потом играет на металлофоне и одновременно поет.

В своей работе И. Пуш «Музицирование со звучашими музыкальными инструментами» разработала свою методику по обучению игре на музыкальных инструментах и дала свою классификацию, где выделила 2 группы:

1) ритмические — деревянные палочки, коробочки, барабанчики, треугольники;

2) мелодические — ксилофоны, металлофоны.

Основная идея ее методики близость к детской жизни. Игра на музыкальных инструментах должна возникнуть в процессе быта детей. При таких условиях, она носит творческий характер.

Весьма существенно, что инструментальное музицирование находит определенное отражение как в программе по музыке, подготовленной под руководством профессора Д. Б. Кабалевского, так и в типовой программе по музыке, разработанной под общим методическим руководством профессора Ю. Б. Алиева.

В педагогической науке накоплен немалый положительный опыт использования музыкальных инструментов в работе с детьми с целью активизации музыкального развития.

Представляет интерес исследование А. А. Пиличсяускаса, где автор убедительно доказывает целесообразность элементарного музицирования (с использованием различных ритмических и звуковысотных музыкальных инструментов) как метода активизации музыкально-сенсорных способностей.

Грузинский педагог и исполнитель Ш. А. Амонашвили в пособии для учителей «Здравствуйте, дети!» также не обошел вниманием возможность инструментальной деятельности младших школьников. Но более всего в его работе ценно философское осмысление музыки как фактора активного освоения детьми окружающей жизни и фактора профессионализма учителя начальных классов.

Б. М. Теплов в исследовательской деятельности подтверждает актуальность введения игры на инструментах в работе с музыкально слабо развитыми детьми, для которых инструментальное музицирование является способом развития различных музыкальных способностей.

В середине XX века этим вопросом занимались Н. А. Ветлугина и ее ученики В. Ищук, К. Линкявичус и другие. Педагог выпустила книгу «Детский оркестр», в котором выделила 2 типа музыкальных игрушек и инструментов:

1) неозвученные — с целью создавать игровую ситуацию;

2) озвученные —

а) игрушки и инструменты со звуком нефиксированной высоты;

б) построенные на одном звуке (дудочки, свирели);

в) с фиксированной мелодией (шкатулки);

г) с диатоническим и хроматическим звукорядом (ксилофон).

Все детские музыкальные игрушки и инструменты классифицируются по следующим видам:

1.Струнные (арфа, цитры, цимбалы);

2.Духовые (кларнет, флейта и другие);

3.Ударно-клавишные (фортепиано, ксилофон, металлофон);

4.Клавишно-язычковые (баян, аккордеон);

5.Ударные;

6.Электромузыкальные инструменты.

В процессе обучения игре на музыкальных инструментах лучше происходит усвоение нотной грамоты, как утверждает Н. А. Ветлугина.

В своих исследованиях Л. Г. Дмитриева, рассматривая проблему музыкального развития первоклассников на уроке музыки, представляет целесообразность «не поющим» детям проявить себя активно на занятиях с использованием простейших музыкальных инструментов.

А. А. Бороздинов разработал методику обучения игре на мелодических музыкальных инструментах, которая построена на постепенном расширении диапазона.

Игра в детском оркестре — один из видов коллективного музицирования.

Различают следующие виды оркестров:

— шумовой (разные виду ударных инструментов) — самый доступный;

— ансамбль, состоящих из одинаковых или однотипных инструментов (ансамбль ложкарей);

— смешанный, включающий в себя различные группы музыкальных инструментов.

В настоящее время нет единого подхода к обучению детей игре в оркестре. Игра в оркестре не имеет обучающего характера, как правило, ребенок повторяет действия педагога (принцип «натаскивания»).

А. Бороздинов предложил разделить детский оркестр на две группы: ударные и мелодические, каждая группа инструментов исполняет свою функцию, будь то мелодическую, подголосок, пульс, аккомпанемент. Игра в оркестре развивает чувство ритма.

В 90-м году XX века появляется новое методическое пособие И. Г. Лаптева, где рассматриваются вопросы обучения игре на детских музыкальных инструментах младших школьников.

Он определяет следующие значения игры на детских музыкальных инструментах: развитие музыкальных способностей, развитие темпового и звуковысотного слуха, развитие чувства коллективизма.

На его занятиях воспитывается интерес к музицированию, умение играть мелодию как по одному, так и в оркестре, знание о музыкальных инструментах, об их характерном тембровом звучании, приобрести навыки игры на инструментах, освоение музыкальной грамоты, навыки игры по слуху.

И. Г. Лаптев указывает, что при игре на ритмических инструментах в активной музыкально-двигательной деятельности мы, наблюдаем наиболее продуктивное музыкально-ритмическое развитие учащихся.

При игре на элементарных музыкальных инструментах можно выделить следующие направления: усвоение навыков игры, сочинение не сложных мелодий и подголосков, сольные и совместные импровизации на инструментах, интерпретация и сочинение аккомпанемента к песням и пьесам.

И. Г. Лаптев в книге для учителей приводит слова В. А. Сухомлинского «Будем наслаждаться красотой», будем учиться играть. Каждому ребенку хотелось скорее испытать свои силы, все мечтали о музыкальных инструментах».

Наиболее полное воплощение игра на музыкальных инструментах нашла в системе детского музыкального воспитания, разработанной немецким композитором, общественным деятелем и педагогом Карлом Орфом.

Девиз Орфа — дети должны «идти в музыку» через коллективное музицирование на инструментах, для овладения которыми не требуется больших усилий и многолетних упражнений, — является на современном этапе весьма прогрессивным. Элементарное музицирование по К. Орфу предполагает синтез импровизаций в игре на детских музыкальных инструментах, ритмике, пении, декламации, движении.

Очень важным положением в системе К. Орфа является то, что усвоение элементарных музыкальных форм через различные виды музыкальной работы приемлемо для всех исключения детей.

К. Орфом разработан детский инструментарий: ксилофоны, глокеншпили, литавры, двойной барабан, тарелочки, блок-флейты разного диапазона. Нужно отметить, что звучание орфовских инструментов отличается мягкостью и удивительной чистотой.

Орф не только создал специальные детские инструменты, но и составил сборник народных песен. Он рекомендовал также широко использовать природные «инструменты» — руки и ноги детей для создания всевозможных звучащих эффектов: хлопков, шлепков, щелчков, притопов и т.д.

Причем, в создании такого шумового аккомпанемента он обращался к речевым композициям.

Самой сильной и существенной стороной системы Орфа является ее эстетико-педагогическая направленность на развитие творческой инициативы детей, основывающейся на специально разработанном комплексе инструментально-речевых импровизаций.

Классификация детских, или элементарных музыкальных инструментов в различных пособиях имеет свои особенности, тем не менее, в основе своей она опирается на общепринятую классификацию, которую описал в «Таблицах по инструментоведению» Л. Мольтер.

В детском оркестре есть свои специфические особенности комплектования иногда контрастных по звучанию инструментов, создания неоднозначных составов оркестра, подготовки оригинальных аранжировок.

Поэтому несколько различный подход авторов пособий к классификации лишь свидетельствует о глубоком и серьезном изучении проблемы детского инструментального музицирования.

Встречающиеся термины «простейшие», «элементарные», «детские» — синонимы определения музыкальных инструментов для младших школьников.

Изучение различных постановок вопроса классификации детских музыкальных инструментов и практическая работа с детьми позволили определить следующую структуру школьного инструментария:

— ударные инструменты без определенной звуковысотности (буковые палочки, бубен, барабан, треугольник, румба, трещотки, тарелки, кастаньеты, маракасы);

— ударные, имеющие определенную высоту звуков (металлофоны, ксилофоны);

— клавишные инструменты (детские рояли, пианино, аккордеоны, баяны);

-электромузыкальные инструменты (детские органолы «Малыш», «Анюта», «Пилле»);

— духовые инструменты (детские кларнеты, саксафоны, триолы, симоны, вермоны, свирели, флейты);

— струнные щипковые инструменты (детские гусли, лютни, цитры, цимбалы, арфы);

— инструменты с нефиксированной настройкой (флексатон).

Существует множество других простейших музыкальных инструментов, которые учитель, предварительно изучив способы игры на них и музыкальные возможности детей, может вводить и в урок музыки, и, тем более, во внеклассную работу. [21]

Игра на детских музыкальных инструментах — один из видов коллективной исполнительской деятельности учащихся.

Ее значение на уроке — способность к проявлению и развитию музыкальных способностей ребенка, обогащать художественный опыт детей 6-7 лет, развивать их интерес к исполнительской деятельности.

При этом важно эмоциональное состояние детей к музицированию, целенаправленное восприятие и усвоение приемов игр.

Основная направленность этого вида музыкальной деятельности в младших классах выражается в том, что школьники учатся выполнять простой ритмический аккомпанемент к звучащей музыке, сопровождая на простых инструментах (по указанию учителя) мелодию произведения, «играть» выразительно, в соответствии с настроением музыки.

Отличительной особенностью этого занятия является то, что оно приемлемо для всех детей без исключения. Младшие школьники с различным уровнем музыкальных способностей принимают активное участие в совместном музицировании.

У детей со слабыми музыкальными данными постепенно пропадает ощущение своей музыкальной неразвитости, неполноценности.

Детей, прежде всего, знакомят с различными видами инструментов, исполняют на них мелодию, обращая внимание на тембровую окраску каждого инструмента (звенящая у металлофона, звонкая у тарелок, нежная у треугольника, звучная у аккордеона, гремящая у барабана и т.д.).

Обучение игре на детских инструментах Л. А. Безбородова, Ю. Б. Алиев делят на три этапа:

1) дети слушают и запоминают мелодии, пропевают их, знакомятся с приемами игры;

2) подбирают попевки по слуху;

3) исполняют их по своему желанию.

Перед исполнением произведения необходимо вместе с детьми обсудить, какие инструменты понадобятся для игры. Совместной игре в детском оркестре предшествует индивидуальное занятие с каждым ребенком отдельно и игра небольшими группами — по 3 человека. Сначала проучиваются партии, затем проводятся сводные репетиции всем составом оркестра.

При работе с детьми следует создавать поисковые ситуации, стимулирующие возникновение у детей «собственных» инструментально-ритмических вариантов.

При распределении между учащимися партий необходимо учитывать их интересы и способности. Детям, которые наиболее легко подбирают мелодии по слуху, можно поручать партии мелодических инструментов. Чтобы держать ритмическую основу, важно иметь хорошее чувство ритма. Поэтому исполнение метрической пульсации, ритмического рисунка мелодии доверяют детям с развитым чувством ритма.

Включение в урок игры на музыкальных инструментах связано с решением следующих педагогических задач: 1) стимулировать исполнительскую деятельность детей на уроках, во внеклассной работе и в свободное время (на праздниках, в семье, в часы отдыха); 2) способствовать формированию у них художественного вкуса и интересов; 3) воспитать интерес к игре в оркестре, различать тембр инструментов, чувствовать гармонию их звучания; 4) активизировать развитие музыкальных способностей (ладовое чувство, чувство ритма, музыкальной формы, тембровый, гармонический, мелодический слух); 5) способность формированию представлений о выразительной сущности элементов музыкальной речи и средств музыкальной выразительности.

Источник: http://ped.bobrodobro.ru/43987

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector