Игры на развитие восприятия у детей 3-4 лет

Игры на развитие восприятия у детей 3-4 лет

Игры на развитие восприятия

Редко кто понимает, что восприятие еще и развивать нужно. Чувствительность дана нам природой в безвозмездное пользование, и никто особо об этом не задумывается, принимая как должное.

На деле же оказывается, что восприятие – очень важная штука. Многие выросли, привыкнув просто не замечать (не воспринимать) многих вещей.

Так мимо человека может пройти незамеченной значительная часть реальности.

Поэтому восприятие нужно развивать. Дерзать в указанном направлении помогут следующие игровые занятия.

Игры для детей 2–3 лет

В этом возрасте очень важно создать у ребенка ассоциации между словами и ощущениями. Малыш чувствует вкус (скажем, сладкое), но пока ты ему не объяснишь, что это сладко, он не сможет осознать свое ощущение.

С этой целью необходимо как можно больше разговаривать о повседневных вещах. Нет, в самом деле, вербализировать каждое действие и событие – верный способ прийти к пониманию собственных чувств.

Догони шарик

Надуть три разноцветных шара и привязать к каждому нить соответствующего цвета. Потом разбросать шары по комнате и догонять. И дать малышу задание: поймать за нитку, скажем, красный шар. Так он со временем выучит цвета и усвоит, что абсолютно разные по форме предметы могут быть одного цвета (нитка и шарик).

Мокрое-сухое

Научить ребенка различать мокрое и сухое очень важно. Особенно в актуальном возрасте, когда детеныш еще время от времени пачкает штанишки. С этой целью можно предложить крохе искупать куклу.

Просто попроси проделать процедуру ежевечернего туалета игрушке, выдав ему полотенце, которым ту нужно будет вытереть.

Присутствие родителя при игре и активное комментирование всех действий с подчеркиванием понятий «сухое» и «мокрое» обязательно и всенепременно.

Если в доме имеется небьющаяся посуда, чаду можно доверить помощь взрослым при ее мытье и протирании.

Выполнение такой бытовой процедуры с соответствующими комментариями поможет малышу усвоить изучаемые понятия и закрепить знания на практике.

Теплое-холодное

Берешь две миски. В одну наливаешь холодную воду, во вторую – теплую. Дальше игра может идти самым непредсказуемым и фантазийным образом, главное – фиксировать внимание ребенка на температуре.

Нужно просить его не только показывать пальцем на нужный сосуд, но и называть вещи своими именами.

Когда дитя научится различать «холодно-горячо», можно поставить перед ним единственную миску и спросить, какая водичка в ней сейчас.

Что слышно?

Отличная тренировка слуха и внимательности – игры в имитацию звуков. Это совсем не кривляние или передразнивание. Просто просишь ребенка продемонстрировать, как «разговаривают» разные животные, как заводится машина, как звонит будильник…

..

В тему  

Пап, я так долго мыл эту сковороду.  

К ней пристала какая-то пленка!..  

Да, сынок, это был тефлон…  

Источник: http://sashenka.org.ua/games/829-razvitie-vospriyatiya

Читать онлайн «Как играть с ребенком . Игры на развитие моторики, речи, внимания, памяти, мышления, восприятия, воображения у детей от 3 до 10 лет» автора Субботина Лариса Юрьевна — RuLit — Страница 4

Читать онлайн

Для игры необходимо использовать и игрушки. В этом возрасте для развития зрительного и слухового восприятия необходимо использовать яркие погремушки, кольца, мячики, которые ребенок может хватать ручками, трясти, кидать, стучать ими.

Твердые игрушки (резиновые кольца, пластмассовые погремушки) предназначены для того, чтобы их «жевать». Это тренирует десны и зубы, когда последние «прорезаются». Дети с года уже нуждаются в игрушках, с которыми можно совершать более сложные действия.

В ведерко можно насыпать песок или наливать воду, машинку можно возить и нагружать ее кубиками, с помощью формочек делать «куличики», совочком копать и т. д. Важно, чтобы игрушки были гигиеничны, экологичны, без мелких деталей, которые дети могут отломить, взять в рот и т. п.

Внимание к безопасности детей должно быть на первом месте. Игрушки должны быть яркие, эстетически привлекательны. Как показывают исследования, для детей этого возраста необходимы самые простые игрушки и предметы.

Они доставляют больше радости, чем сложные, современные игрушки, и в большей степени способствуют саморазвитию ребенка и пробуждению его фантазии. Игрушками необходимо играть и совместно с ребенком, позволять ему определенную свободу и самостоятельность в их использовании.

Дети года – полутора любят играть с окружающими их предметами. Они любят рвать бумагу, стаскивать свои ботиночки, стучать ложкой по столу, возиться руками в тарелке с кашей, мять пальчиками ткань, мех и т. д. Одной из самых излюбленных игрушек является вода. Маленькие дети могут неутомимо возиться в воде часами.

В раннем детстве дети играют в камешки, шарики, цветные бумажки. Маленькие дети всегда нуждаются для своей игры в каком-нибудь объекте. Так дети познают особенности вещей: их структуру, форму, упругость, тягучесть. Это период активного развития тактильного, зрительного, слухового анализатора, поэтому данная деятельность им необходима.

То, нетерпимое часто для нас, взрослых, упорство, с которым дети производят при своих играх шум, сами от него не страдая, следует объяснить более слабой чувствительностью ребенка к внешним раздражителям.

Надо позволять детям удовлетворять свою познавательную потребность, но контролировать их, чтобы это не наносило вреда самому ребенку и ущерба семье.

Игры сложной деятельности детей с 2–3 лет

К двум годам предметные игры ребенка становятся все более сложными. Игра в песок («куличики»), катание машинки, складывание пирамидок из кубиков – это довольно типичные игровые занятия таких детей. Они еще не способны играть в совместные игры, но им доставляет удовольствие «игра рядом», т. е. когда рядом играют другие дети или взрослые.

Детей в этом возрасте уже начинают привлекать простые групповые игры. Например, у малыша вызывает восторг, когда взрослый играет с ним в «Догонялки», или примитивные «прятки» (закрывает лицо руками, а затем подглядывает из-за ладоней), или «прячет» на глазах ребенка под коробочку или тряпочку игрушку и предлагает ему найти ее. Это так называемая игра «Ку-Ку».

В основе игры маленьких детей часто лежат иллюзии. Вначале они охотно забавляются собственными ручками и ножками, а затем другими предметами, которые выступают символами того, что они воображают. Ребенку для игры в этом возрасте необходима помощь взрослого. Сам он еще не всегда умеет приспособить игрушку для игры, придумать сюжет.

Самые элементарные игры для детей в возрасте 2–3 лет связаны с использованием простых игрушек.

Игра «Что везет машинка»

В игрушечную машинку ставят кубик, и малыш его возит. Затем предлагают ребенку заменить кубик в машинке на что-то другое: «Что еще ты можешь увезти на машинке?». Это могут быть другие игрушки: мишка, другие кубики, мячик. Или это может быть неигровой предмет: ботиночек, варежка, мамина щетка и т. д.

Эта игра имеет серьезный потенциал развития. Ребенок, помещая предметы в кузов машинки, совершенствует свои знания о форме, фактуре предметов, о соотношении их объемов.

Он узнает, что большой ботинок или круглый мячик не «влезают» в кузов машинки, а предмет со сложной формой (например, кукла) следует поместить в кузов определенным образом, чтобы он не выпал из него во время движения.

Источник: http://www.rulit.me/books/kak-igrat-s-rebenkom-igry-na-razvitie-motoriki-rechi-vnimaniya-pamyati-myshleniya-vospriyatiya-voobr-read-418519-4.html

Игры для развития слухового и зрительного восприятия для детей средней группы

Игры для развития слухового и зрительного восприятия для детей средней группы

Задачи: развивать пространственные представления, мышление и воображение детей, слуховое и зрительное восприятие, умение узнавать предметы по заданным признакам, находчивость и сообразительность.

Материал: две чашки, вода, кубик, мячик, ширма (низкая), игра-головоломка «Колумбово яйцо» на каждого ребёнка, по 3—4 круга жёлтого, зелёного, красного цвета на каждого ребёнка, полоски бумаги на каждого ребёнка, образцы (3—4 шт.), лист с пятью схематичными рисунками на каждого ребёнка.

Приветствие.

Педагог-психолог и дети стоят в кругу. Педагог предлагает детям поприветствовать друг друга разными способами без слов (за руку, взяв под руку, положив руку на бок, положив руку на плечо, коленками, локтями, мизинцами, большими пальчиками и т.д.).

Игра «Послушаем тишину».

Цель: развивать слуховое восприятие.

Дети закрывают глаза, слушают, а потом говорят, что каждый из них услышал.

Игра «Чей голос».

Цель: определить по звуку, какой «голос» издаёт тот или иной предмет.

Материал: две чашки, вода, кубик, мячик, ширма (низкая).

Педагог-психолог предлагает определить «голос» каждого предмета. Проделывая за ширмой манипуляции с предметами, ведущий спрашивает у детей, что так может звучать.

Переливая воду из кружки в кружку, капая, уточнить понятия у детей — «льётся», «капает».

Игра «Узнай по описанию».

Цель: развивать умение узнавать предметы по заданным признакам, находчивость и сообразительность.

Ведущий предлагает узнать по описанию: «Она бывает чистая и грязная, солёная, сладкая, пресная и безвкусная, прозрачная и мутная, цветная; мягкая и жёсткая. Она умеет бежать, течь, мыть, утолять жажду, поить, заливать и т.д.» (Вода.)

Игра «Собери капельку».

Цель: развивать пространственные представления, мышление.

Материал: наборы фигурок из игры-головоломки «Колумбово яйцо», образцы «капельки».

Наложить на образец фигурки так, чтобы получилась «капелька».

Физкультминутка «Недоразумение».

Цель: снятие психомышечного напряжения.

Дети выполняют движения в соответствии с текстом.

Раз, два, три, четыре, пять —

Выше дождик погулять.

Шёл неспешно по привычке,

А куда ему спешить?

Вдруг читает на табличке:

«По газону не ходить».

Дождь вздохнул тихонько:

— Ох!

И ушёл.

Газон засох. (О. Бундур)

Игра «Разноцветные капельки»

Цель: развивать зрительную память, внимание.

Материал: по 3—4 круга жёлтого, зелёного, красного цвета на каждого ребёнка, полоски бумаги на каждого ребёнка, образцы (3—4 шт.).

Ведущий показывает полоску с чередующимися кругами («капельками»)  в количестве 5 шт., дети в течение 3—4 секунд запоминают, а потом выкладывают у себя на полосках. Повторить 3—4 раза.

Игра «Верно — неверно»

Цель: развивать внимание, мышление детей.

Ведущий предлагает детям внимательно слушать его высказывания. Если они согласны с утверждением, говорить «Верно», если нет: — «Неверно».

Вода — это жидкость.

Вода имеет определённую форму.

Пар — это тоже вода.

Вода имеет цвет.

В воде растворяются все вещества.

Лед — это тоже вода.

Человек не может жить без воды.

Читайте также:  Рассказы для младших школьников. новогодняя история «елка»

В пустыне очень много воды.

Так как воды очень много, её не нужно беречь.

Игра «Волшебные превращения».

Цель: развивать воображение.

В. Вода может принять любую форму. И мы с вами сейчас, как вода, превратимся в… (круг, квадрат, треугольник, вазу, кружку…).

Дети через позу изображают предмет.

Игра «Дорисуй и назови предмет».

Цель: развивать воображение детей.

Материал: лист с пятью схематичными рисунками на каждого ребёнка.

Каждый ребёнок выбирает себе лист с пятью схематичными рисунками. Требуется дорисовать каждый из них и назвать получившийся предмет. По окончании дорисовки дети рассматривают изображения, оценивают их с точки зрения содержания и сходства с реальными объектами.

Л. Козловская

Источник: https://vscolu.ru/konspekty-zanyatij/konspekt-zanyatiya-dlya-detej-4-5-let-zhivaya-kapelka.html

Сенсорное развитие ребенка трех-четырех лет

Сенсорное развитие ребенка трех-четырех лет

Что мы знаем о сенсорном развитии детей и почему так важно приступать к нему, когда ребёнку 3-4 года? Начнём с того, что сенсорное развитие — это активное совершенствование восприятия и представлений как об отдельных элементах, так и о целом окружающем мире.

Что нужно знать о сенсорном воспитании

С раннего детства кроху нужно обучать вслушиваться в звуки, всматриваться в происходящие явления, ощупывать предметы, таким образом формируя у него перцептивные действия.

Стоит понимать, что научить ребёнка обследовать предмет путём визуального и осязательного знакомства с ним недостаточно. Чтобы понять особенности предмета до конца, ему нужно будет научиться соотносить его качества и свойства с качествами и свойствами других предметов.

Для того чтобы ребёнок научился выявлять качества и соотносить их с качествами других предметов, ему понадобятся мерки — так называемые эталоны, сложившиеся исторически.

В рамках сенсорного воспитания будет происходить активное сенсорное развитие, кроме того, ребёнок научится познавать мир через личный чувственный опыт. Во многом эффективность физического и умственного воспитания связана с уровнем сенсорного развития ребёнка, то есть зависит от его способности слышать, осязать и видеть всё вокруг.

Почему нужно начинать заниматься с младшими дошкольниками

В каждом возрасте дети проявляют большую или меньшую чувствительность к разного рода воздействиям. Чем младше ребёнок, тем важнее для него чувственный опыт. В раннем дошкольном возрасте для малышей очень важно научиться знакомиться с основными свойствами предметов. Именно этот возраст считается самым подходящим для активного сенсорного развития.

Специалисты уверены, что сенсорное развитие с совершенствованием функциональности органов чувств и накоплением сведений об окружающей среде в раннем возрасте имеет наиболее благоприятные прогнозы.

Можно даже сказать более: сенсорное развитие детей в возрасте 3-4 лет с целью повышения уровня интеллектуального развития — это неотъемлемая часть дошкольного воспитания. Ещё Л.А.

Венгером была разработана программа по сенсорному воспитанию младших дошкольников с использованием дидактических игр, о которых подробнее будет сказано ниже.

Большая часть этих игр направлена на совершенствование навыков восприятия предметов с учетом их свойств.

О пользе дидактических игр

В основе дидактических игр лежат сформированные представления о действиях с предметами и игрушками. Можно отметить, что игры помогают в обучении детей и строятся на применении всевозможных игровых приёмов.

В качестве игрового метода обучения дидактическая игра может быть рассмотрена как игровое занятие либо непосредственно игра.

Главное отличие вариантов заключается в ведущей роли воспитателя: в первом случае он активно использует разнообразные игровые приёмы и хитрости для поддержания интереса детей, сопровождаемые указаниями, вопросами, демонстрацией, а в рамках игры у воспитателя появляется возможность донести до детей знания, сформировать представления, а также увлечь их игрой и научить простым игровым действиям.

В основу дидактической игры ложатся сформированные представления о построении игрового сюжета, о всевозможных игровых действиях с использованием предметов. Крайне важно, чтобы со временем были созданы условия для транспортировки представлений и знаний в игры без участия взрослых.

Что нужно знать о сенсорных эталонах

Нет никакой необходимости прививать детям навыки работы с сенсорными эталонами раньше 3-4 лет. Определённая подготовительная работа в этом направлении может вестись, но не более. Главное, чтобы при достижении младшего дошкольного возраста дети были способны усваивать основные сенсорные эталоны, группируя свойства предметов.

Сенсорное и эстетическое развитие тесно связаны между собой.

Ребёнку, с лёгкостью разбирающемуся в звуках, цветах и запахах, доставит удовольствие наблюдать за особенностями окружающего мира, получая заряд бодрости и энергии от процесса.

Если опыт сенсорного развития минимален, то и воображение окажется весьма скудным. Гармоничное интеллектуальное развитие не может проходить без развития восприятия, и это нормально.

Что касается роли сенсорного развития в судьбе каждого ребёнка, то она настолько значима, что средствам и методам сенсорного воспитания младших дошкольников в детском саду стоит уделить особое внимание.

В дошкольном возрасте дети познают явления природы, обучаются азам грамоты и математики. Результатов в этом процессе можно будет достичь исключительно после овладения знаниями о свойствах предметов, причём как внутренних, так и внешних. Так, например, чтобы срисовать обычный предмет с картинки, малышу нужно будет проанализировать его размеры, форму, цвет и прочие признаки.

То же касается и конструирования. Конструировать у детей 3-4 лет получится только после того, как они научатся исследовать признаки предметов, соотносить свойства материала для работы со свойствами образца. Неумение ориентироваться во внешних свойствах предметов станет основной причиной неспособности получения объективных представлений о природе, как живой, так и неживой.

Дети младшего дошкольного возраста учатся усваивать сенсорные эталоны в течение длительного времени, и результатом вовсе не будет считаться способность называть свойства предметов или объектов.

Говорить о том, что процесс усвоения прошел гладко, можно будет лишь в том случае, когда ребёнок научится пользоваться чёткими представлениями об особенностях каждого свойства и сможет их применять для анализа.

Задачи сенсорного воспитания

Дошкольника 3-4 лет нужно обучать действиям, которые помогут ему понять простую истину: умение определять внешние признаки напрямую влияет на итоговую деятельность. Именно поэтому так важно, чтобы работа с дошкольниками была построена на практических действиях, позволяющих изучить форму предметов с называнием её и выявлением.

Со временем малыши 3-4 лет научатся справляться с вычленением формы зрительно, делая всё больше и больше успехов, пользуясь методом примеривания. Продолжительное использование метода примеривания позволит малышу отточить навык зрительного восприятия формы с возможностью её вычленения из предметов и последующим соотношением с формой остальных предметов.

Конструирование для дошкольников 3-4 лет — одна из наиболее продуктивных деятельностей, стимулирующих сенсорное развитие. Осуществлять сенсорные процессы в этом случае можно будет в рамках самой деятельности, а не за её границами, таким образом раскрывая новые возможности для развития сенсорики дошкольников без ограничений.

В процессе конструирования малыши учатся выделять не только внешние признаки предметов, но и совершенствуют практические и познавательные действия. У малышей, с которыми в возрасте 3-4 лет регулярно занимаются конструированием, хорошо развита способность зрительного восприятия предмета с возможностью его разбора на детали и последующего сбора в модель.

Как уже упоминалось выше, основной вид деятельности детей до 3-4 лет — это игра. Именно игра ускоряет познавательное и сенсорное развитие.

Важно, чтобы взрослые поработали над расширением кругозора дошкольника, создавая условия для его развития.

Игры, направленные на сенсорное воспитание, должны быть увлекательными для дошкольников, позволяющими незаметно для них усваивать нужный материал и получать богатый чувственный опыт.

Как развивать двигательную и зрительную память

В возрасте 3-4 лет концентрация внимания у детей становится заметно выше. Малыши удерживают внимание на определённой деятельности нужное время, способны запоминать названия геометрических форм, данные о растениях, животных, насекомых и птицах. Это означает, что дидактические игры, направленные на развитие сенсорики, должны стать более продуктивными.

  1. Интересный вариант игры — с тремя (со временем можно увеличить до пяти) предметами. Лучше будет взять мелкие предметы или игрушки. Например, это может быть грецкий орех, кофейное зерно и конфета. Каждый из предметов нужно будет поместить в три разные ёмкости, например в чашки разной расцветки и формы, в носки, в шкатулки или коробочки. Задача для ребёнка — спустя несколько минут вспомнить, какой предмет находится в какой ёмкости. В процессе игры будет развиваться не только зрительная память, но и мелкая моторика рук.
  2. Необычный вариант игры — на основе картонной заготовки и прищепок. Например, вместе с малышом можно вырезать круг из жёлтого картона (либо из белого, после чего закрасить его жёлтым цветом). В качестве образца крохе нужно будет предложить солнце с 7-8 лучами. Имея прищепки под рукой, ребёнок должен будет прикрепить к импровизированной основе для солнца такое же количество лучей, как и на образце. В ходе игры будут развиваться понятие интервала, моторика, зрительная память и навыки счёта.
  3. Простой и интересный вариант игры для развития сенсорики ребёнка 3-4 лет — кегли. Если есть игрушечные кегли — это отлично. Если нет, сделать их можно своими руками из подручных предметов, например пластиковых бутылок, банок или пакетов из-под сока.

Как развивать слуховую и словесно-логическую память

В 3-4 года речь детей становится более совершенной, словарный запас из пассивного переходит в активный, поэтому использовать разные новые слова в общении доставляет им особое удовольствие.

Читайте также:  Работы участников конкурса «лучший мастер-класс по рукоделию 2018»

В этом же возрасте малыши увлекаются книгами, ежедневно упрашивая родителей почитать им любимые сказки и рассказы.

Учитывая такие изменения в развитии крохи, следует подобрать соответствующие дидактические игры, способствующие развитию сенсорики:

  1. Интересная игра — «Закончи слово». Ребёнку предлагают несколько слов из определённой категории, которые он должен будет закончить. Так, например, в категории «фрукты» это могут быть слова «ябло(ко)», «вино(град)», «ар(буз)» и пр. Таким же образом можно предложить дошкольнику закончить слова из категории «птицы», «животные», «игрушки» и пр. В процессе игры будет совершенствоваться внимательность и логическое мышление ребёнка. Кроме того, дошкольник научится разделять слова на слоги.
  2. Сенсорное развитие слуховой памяти стимулирует игра, построенная на извлечении звуков из разных предметов. Для того чтобы начать игру, потребуется собрать 5-7 предметов из разных материалов, после чего постучать по ним в присутствии ребёнка чайной ложечкой. Суть задания заключается в том, чтобы кроха научился определять источник звука не только с открытыми, но и с закрытыми глазами.
  3. Для младших дошкольников подойдёт игра с использованием парных сочетаний гласных и согласных звуков. Для того чтобы начать играть, нужно будет подготовить карточки с парными буквами, уложенные в непрозрачный мешок. Ребёнку предлагают вытаскивать карточки по одной, после чего придумывать пары слов на каждую из букв. Если кроха пока не знаком с буквами, озвучивать ему их может ведущий игры.

Как и для чего расширять кругозор у детей

В 3-4 года ребёнок, сенсорное развитие которого проходит нормально, уже должен иметь чёткие представления об основных природных явлениях. Так, например, малыш должен понимать, чем весна отличается от лета, а зима от весны. Малыш должен знать и различать фрукты и овощи, называть деревья и животных, разбираться во времени суток.

Добиться расширения кругозора можно только путём постоянного общения с ребёнком в возрасте 3-4 лет. Во время прогулки, дома, в гостях взрослые должны разговаривать с крохой, объясняя ему суть простых и сложных явлений природы, делая акценты на времени суток, на поведении людей в разное время дня, на типе трапезы (завтрак, обед или ужин) и пр.

Кроме того, в возрасте 3-4 лет уже можно практиковать с малышом, в том числе и во время прогулки, развитие навыков счёта, считая всё, что попадается на пути, начиная от деревьев и заканчивая вагонами в трамвае или лапами у щенка.

В заключение отметим, что дидактические игры, направленные на  сенсорное развитие ребёнка, могут быть разными, как простыми, так и более сложными, и совсем не обязательно для того, чтобы играть с крохой и развивать его основные способности, понадобятся дорогие и редкие игрушки.

Использовать для игр можно подручные предметы, главное — это мотивация и интерес малыша, которые взрослые должны будут поддерживать на протяжении всего познавательного возраста личной заинтересованностью процессом и адекватной похвалой. Нельзя отпускать на самотёк процесс развития малыша с раннего возраста. Важно уделять крохе внимание каждый день и каждый час.

Источник: https://rebenkoved.ru/sovety-roditelyam/chto-nuzhno-znat-i-umet/sensornoe-razvitie-rebenka-treh-chetyreh-let.html

Игры для развития зрительного восприятия

Игры для развития зрительного восприятияДобавлено 18.06.2014

1 МЕСЯЦ

«Приглушенный»  фонарик

Прикройте фонарик  красным или желтым полиэтиленом или тканью. Плавно водите им из стороны  в сторону перед ребенком на расстоянии 50 см. Постепенно малыш будет всё  дольше и дольше задерживать свой взгляд на фонарике.
 

Красная и желтая игрушка

Новорожденный различает красный, желтый, черный и  белый цвет. Покажите ему сначала  красную игрушку, а потом желтую. Он будет дольше смотреть на новую  игрушку, что говорит о развитии зрительной памяти.
 

Игрушка

На расстоянии примерно в 30 см от глаз покажите крохе  красную или желтую игрушку. Малыш  должен будет заметить игрушку и  зафиксировать на ней взгляд. Медленно переместите игрушку вправо или  влево.

В дальнейшем водите игрушкой вверх-вниз, медленно вращайте по кругу, приближайте игрушку к  малышу и снова удаляйте. Выполняйте эти упражнения, пока малыш сам  не отведет взгляд.

Таким образом, ребенок будет учиться фиксировать  взгляд.
 

Черно – белые рисунки

Прикрепите к  стенкам кроватки листы бумаги с  черно – белыми рисунками: линиями, геометрическими формами, буквами, схематичными изображениями лиц. Это  поможет малышу фокусировать свой взгляд.
 

Разношерстное панно

Повесьте ребенку  в кроватку или на стену панно  с наклеенными или пришитыми  лоскутками цветных тканей, разных материалов – кусочки меха, шелка, мешковины, бархата, вельвета и т.п., кусочков фольги, фантиков от конфет, цветной  бумаги, тесемок и т.п.
 

Мамино  личико

Склонитесь над  малышом, ласково поговорите с ним, спойте песенку. То наклоняйтесь к ребенку, то отдаляйтесь, то отодвигайтесь в  одну сторону, то в другую. Малыш  будет фиксировать взгляд на мамином  лице. 
 

2 МЕСЯЦА

Музыкальная каруселька

Включайте малышу музыкальную карусельку, прикрепленную к кроватке. Он будет следить глазами за двигающимися игрушками.
 

Смотрю  и трогаю

Повесьте над  ребенком на расстоянии вытянутой руки игрушку. Привлеките внимание малыша к  игрушке, слегка покачивая её. Возьмите руку малыша в свою и дотроньтесь ею до игрушки.
 

Носки на ручки?

Наденьте яркий  носочек на одну руку ребенка, затем  на другую, а, в последствии, и на две сразу. Малыш будет двигать руками и наблюдать за цветными носочками.
 

Слежу глазками

Перемещайте в  разных направлениях перед глазами  ребенка игрушки, погремушки, черно-белые  и цветные картинки, одетые на руку или на палец куклы, мячики и т.п.
 

Оформляем квартиру

По стенам квартиры развесьте разные картинки, плакат с буквами, воздушные шарики, цветные  ленты, новогоднюю мишуру, мягкие игрушки  и т.п. Подносите к ним малыша для разглядывания. Сменяйте и обновляйте время от времени экспозицию.
 

Веселая кроватка

К бортикам кроватки тоже прикрепите несколько игрушек  разных форм, цветов и размеров. Малыш  будет их рассматривать и тянуться ручками.
 

3 МЕСЯЦЕВ

Попрыгунчик

Подвесьте к  потолку (если не опасно, к люстре) на резинке мягкую игрушку. Дергайте за игрушку, чтобы она подпрыгивала вверх. Малышу будет интересно следить  за ней глазами.
 

Гирлянда — погремушка

Натяните в  кроватке на расстоянии вытянутой руки от ребенка гирлянду из игрушек. Малыш  будет их разглядывать и бить ручками.
 

Рассматриваем квартиру

Носите малыша по квартире, чтобы он мог обсматривать обстановку. Подносите его к окну, картинам, к домочадцам, занимающихся какими-то делами. Приподнимайте малыша повыше и наоборот немного приседайте, чтобы он смог увидеть просторы под новым ракурсом.
 

Улыбаюсь  – грущу

На вырезанном из белой бумаги круге с одной  стороны схематично нарисуй улыбающееся  лицо, а с другой грустное. Показывайте  малышу то веселое, то грустное лицо.
 

Мамины  рожицы

Склонитесь над  малышом, округлите глаза, поморгайте ими, закройте – откройте, вытяните губы трубочкой, надуйте щеки, покажите и спрячьте язык, поболтайте им вверх  – вниз, улыбнитесь, сделайте сердитое или удивленное лицо.
 

Где мама? Где папа?

Мама держит малыша на ручках, а папа разговаривает  с малышом. Периодически спрашивайте  малыша: «Где папа?» Ручкой ребенка дотроньтесь до папиного лица.
 

Птичка  – невеличка

Кисть вашей  руки будет головой птички с клювиком. Показывайте ребенку «птичку», раскрывая  и закрывая «клювик», разговаривайте с ребенком.  

4 МЕСЯЦА

Прятки  с игрушкой

Возьмите лист картона и любую игрушку. Спрячьте игрушку за картон и покажите её малышу, выдвинув справа, снова спрячьте и достаньте слева, спрячьте –  покажите сверху, снизу и т.д.
 

Прятки  с мамой

Закройте лицо руками и скажите: «Ку-ку! Где мама?». Уберите руки, чтобы малыш смог вас увидеть. Можно прятаться  лицо под платок, лист картона, крышку от коробки и т.п.
 

Мама  преображается

Меняйте что-нибудь в своем облике. Приготовьте несколько  аксессуаров – например, шляпки, очки, заколки для волос, шарф. Наденьте первый наряд и покажитесь малышу, снимите и наденьте другой и т.д.
 

Малыш и зеркало

Положите малыша перед зеркалом и дайте ему  полюбоваться на себя. Подскажите малышу, кто там отражается в зеркале. Скажите: «Кто там? Это … (имя ребенка). А где мама? Вот мама».
 

Мячик, лети

Положите малыша в безопасное место (например, в центр  дивана). Возьмите небольшой мячик, подбрасывайте его вверх, ловите и снова подбрасывайте. Озвучивайте  свои действия.
 

Вращательная  лента

Наденьте на ленту кольцо или погремушку с  широким отверстием и сложите  ленту пополам, аккуратно, чтобы  не задеть ребенка, повращайте ленту. Остановитесь и дайте малышу потрогать ленту и кольцо.
 

Кольцо вверх-вниз

Наденьте на ленту кольцо (погремушку), возьмите один её конец в правую руку, а  другой в левую. Когда вы будете поднимать  то одну, то другую руку вверх, кольцо будет  съезжать по ленте вниз.
 

Горка и шарик

Положите малыша на край дивана, придерживая его  рукой. На полу организуйте горку, например из книг. Покажите малышу, как шарик (мячик, машинка) скатываются с горы.
 

Мир с разных сторон

Носите малыша по комнате, рассматривайте картины, фотографии на стене, огонь на плите, цветы на подоконнике. Подносите его к  выбранным объектам то с одной, то с другой стороны.
 

Читайте также:  Конспект нод в детском саду по теме: «наша кожа»

Луч фонарика

Сядьте в кресло, возьмите малыша на ручки и в полутемной комнате включите фонарик. Направьте  луч фонарика на стену и медленно перемещайте его из стороны в  сторону.
 

5 МЕСЯЦЕВ

Глаза в глаза

Малыш лежит  на краю стола животом вниз. Сядьте около него на колени так, чтобы оказаться  на одном уровне с малышом. Обязательно  страхуйте малыша, чтобы он не упал. Ласково поговорите с ним, расскажите потешку, спойте песенку.
 

Где малыш?

Закройте ручонками  малыша его лицо и спросите: «Где … (имя ребенка)? Ау!». Уберите ручки  малыша и скажите: «Вот он наш … (имя  ребенка)». Можно накрывать малыша полупрозрачной шалью.
 

Две картинки – две  игрушки

Одновременно  покажите ребенку две картинки или  две игрушки. Малыш будет по очереди  разглядывать выложенные предметы и  переводить взгляд с одного на другое.
 

Сколько всего!

Выложите перед  ребенком, лежащим на животе, несколько  игрушек. Погремите погремушками, повращайте волчки, постучите кубиками. Малыш будет учиться отличать игрушки друг от друга.
 

Неваляшка

Малыш с удовольствием  будет наблюдать за раскачивающейся  из стороны в сторону неваляшкой.
 

Вращающиеся кольца пирамидки

Наденьте на стержень 1-2 колечка от пирамидки  и рукой вращайте их. Можно взяться  концы стержня с разных сторон и резко подвигать их из стороны  в сторону – колечки тоже будут  перемещаться из стороны в сторону. А если переворачивать стержень вверх  «ногами», то обратно – кольца будут  ездить сверху вниз.
 

Смешиваю  краски

На тарелочку  положите ложку красной гуашевой краски, желтой и синей. Возьмите пальчик  или ручку малыша и поводите ею по краскам, смешивая цвета. 
 

6 МЕСЯЦЕВ

Большой – маленький

Предложите малышу рассматривать одинаковые предметы и картинки, но разного размера. Скажите: «Это большой мишка, а этот маленький»
 

Игрушка прячется

Покажите ребенку  игрушку, а потом спрячьте ее от ребенка  и снова покажите. Сначала показывайте её ребенку в одном и том же месте (например, пусть игрушка появляется из-под ваших коленей), а потом игрушка будет показываться из-за вашей спины, головы или из-под руки ребенка и т.д.
 

Игрушка под одеялом

На глазах у  ребенка спрячьте игрушку под  одеяло, под подушку, так чтобы  был виден её край. Малыш должен будет постараться её найти и  достать.
 

Разрезные картинки

Вам понадобиться несколько карточек с изображением предметов, разрезанных пополам. Несколько  раз покажите ребенку, как собирать из двух частей целую картинку и  снова разъединять ее на две половинки.
 

Танец с лентами

Уложите малыша на безопасной территории, откуда он не сможет упасть. Возьмите в руки разноцветные ленты, султанчики, погремушки и выполните  перед ребенком небольшой танцевальный этюд. Ребенок с удовольствием  будет наблюдать за вашими движениями.
 

Порхающая бабочка

Из бумаги вырежьте бабочку, прикрепите ее к небольшой  палочке. Крутите палочку между  пальцев или ладоней или просто помахивайте ей, имитируя полет бабочки.
 

Воздушный шар

Приобретите большой  воздушный шар, наполненный гелем, чтобы он поднялся вверх под потолок. Расположите шар над ребенком, лежащим на спине. Малыш будет  наблюдать за шариком, который вы будете дергать за веревочку. Можно  вложить веревку в руку малышу, чтобы он тоже мог его подергать.
 

Бей воздушный шарик

Привяжите к  кроватке несколько обычных воздушных  шаров. Возьмите малыша на руки и поднесите  его к шарам. Расскажите ему про  цвета шариков. Малыш захочет  бить по шарикам и это доставит ему большое удовольствие.

Источник: https://shkola7gnomov.ru/parrents/eto_interesno/razvivayuschie_zanyatiya/id/823/

Игры на развитие восприятия и ощущений – занимаемся с ребенком дома

Игры на развитие восприятия и ощущений – занимаемся с ребенком дома

Значение игры в жизни маленького человечка огромно. Через игру малыш познает окружающий мир и учится его законам.

Посредством различных забав ребенок удовлетворяет свое любопытство, расширяет кругозор и ищет связь между предметами и явлениями.

Известно, что у человека имеется пять органов чувств и каждое можно развить с помощью определенных забав дома, самостоятельно занимаясь с малышом.

Игры на развитие зрительного восприятия

Развитие зрительного восприятия у детей начинается с организации игры. То есть малыша нужно сначала заинтересовать, не просто разложив перед ним гремящие коробочки с зернышками, а предложив покормить голодных курочек, а значит нужно заранее позаботиться, чтобы эти курочки были в наличии. Можно найти подходящую картинку в журнале или нарисовать несушку самому.

Ребенку можно и нужно подсказывать, но достичь цели и принять верное решение он должен сам. Игры для развития восприятия детей зрительного характера важны еще и потому, что они способствуют укреплению глазных мышц и выступают профилактикой заболеваний органов зрения.

Согласно статистике, уровень патологий и различных недугов зрения за последние 5 лет вырос в 1,5 раза. Родители смогут предупредить зарождающиеся проблемы, если будут внимательно присматриваться к малышу, давать ему по совету доктора специальные витамины для глаз и, конечно же, проводить больше времени за специальными играми.

Вот некоторые из них:

  • смешать несколько комплектов пуговиц и предложить ребенку рассортировать их: сначала выбрать самые большие, потом самые маленькие, разложить по цветам, найти те, у которых две дырочки и те, у которых 4;
  • прикрепить прищепки к вырезанному из картона кругу, чтобы получилось «солнышко» или «цветочек». Предложите малышу снять все прищепки, а потом прикрепить обратно. Если они у вас разных цветов, то можно попросить ребенка чередовать разные цвета или выкладывать их по очереди;
  • все в детстве любили искать различия на двух изображениях, в которых совпадает все, кроме нескольких деталей. Такая забава очень хорошо развивает наблюдательность;
  • собирание пазлов – идеальное занятие для развития этого органа чувств.

Игры на развитие слухового восприятия

Развитие слухового восприятия имеет для ребенка не менее важное значение, чем зрительного. С самого рождения кроху окружает множество звуков: звук заводимой машины, шум дождя и ветра, речь родителей, скрип дверей.

Но эти слуховую сонористику малыш воспринимает неосознанно. Они сливаются с другими сигналами и выделяются слабо, а то и вовсе не замечаются.

В дальнейшем умение напрягать слух, улавливая различные звуки, пригодится ему для постановки правильной и отчетливой речи, ее выразительности, громкости и скорости.

Родители с первых лет жизни могут развивать в своем ребенке зрительное и слуховое восприятие.

Помогут им в этом следующие игры:

  • гуляя с ребенком на улице, обязательно называть источник звучания, указывая на него рукой и произносить издаваемый звук. Например, кошка «мяу-мяу», собака «гав-гав»;
  • когда ребенок подрастет, он должен сам воспроизводить звук какого-либо предмета иди животного по вашей просьбе. Например, спросив у малыша как жужжит жук, вы должны получить логический ответ;
  • спрячьте от ребенка за ширмой различные предметы, издающие звуки, например, колокольчик, барабан, погремушку, дудочку, коробку спичек. Малыш должен угадать предмет, который вы возьмете в руки и произведете таким образом звук;
  • прочитайте ребенку стихотворение, в котором часто повторяется один и тот же звук и попросите назвать его.

Игры на развитие тактильных ощущений

Развитие тактильных ощущений очень важно для ребенка. Ученые уже доказали, что чем лучше у крохи развиты тонкие движения пальцев и рук, тем более зрелыми и сформированными являются мозг и речь.

Для малыша важны любые ощущения, как те, которые идут от босых ступней, так и те, которые направляются от спины. Последние оказывают благотворное влияние на нервную систему, а еще повышают иммунную защиту.

Ребенок, которому не хватает тактильных ощущений, может испытывать физические страдания, снижение настроения. Вот несколько пособий, помогающих изучать тактильные ощущения у детей:

  • организуйте магазин тканей и предложите малышу поиграть. Например, мишка приходит в магазин и ищет ткань на тюль. Понятно, что ему нужен тонкий, невесомый материал. А если он хочет пошить себе шубку, то он должен быть теплым, с высокой ворсой;
  • возьмите «волшебный мешочек» и сложите в него любые предметы, которые попадутся вам под руку. Предложите малышу запустить руку внутрь и не подглядывая, на ощупь определить, какой предмет оказался у него в ладони;
  • сшейте маленькие мешочки и заполните их крупой – гречкой, рисом, пшеном, хлопьями. Нюанс игры в том, что у каждого мешочка должна быть пара и задача малыша эту пару найти, ощупывая каждый куль;
  • завяжите ребенку глаза и возьмите в руки два карандаша. Прикасайтесь к различным частям его тела: губам, рукам, ногам, ушам, спине, ступням и другим то одним, то сразу двумя карандашами, прося его угадать, сколько же их он ощущает на теле. В некоторых местах где два, он будет чувствовать только один, и тогда вы потихоньку разводите их в стороны, пока малыш не поймет, что их точно два.

Вот и все игры, и рекомендации. Занимайтесь со своим ребенком, играя. Это не только повысит вашу привязанность друг к другу, но и пойдет на пользу его здоровью как физическому, так и психическому. Удачи!

Источник: https://polzavred.ru/igry-na-razvitie-vospriyatiya-i-oshhushhenij-zanimaemsya-s-rebenkom-doma.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector