Игры с пальчиками для старших дошкольников

Игры с пальчиками для старших дошкольников

Пальчиковые игры для старших дошкольников

Пальчиковая гимнастика являются очень важной частью работы по развитию мелкой моторики. Игры эти очень эмоциональны, увлекательны. Они способствуют развитию речи, творческой деятельности.

«Пальчиковые игры» как бы отображают реальность окружающего мира — предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе «пальчиковых игр» дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук.

Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

 Благодаря развитой руке, расширяются возможности ребенка в формировании пространственных представлений, в знакомстве со свойствами и качествами  предметов через непосредственные практические действия с этими предметами.

     Пальчик, пальчик, где ты был?

(пальчики сгибаются в кулачок и разгибаются)

     С этим пальцем в лес ходил.

     С этим пальцем щи варил.

     С этим пальцем кашу ел.

     С этим пальцем песни пел.

(на каждую строчку загибается один пальчик)

  1. «Как у нас семья большая»

Как у нас семья большая

Да весёлая.

(ритмичные хлопки в ладоши и удары кулачками попеременно)

Два у лавки стоят,

(загнуть большие пальцы на обеих руках)

Два учиться хотят,

(загнуть указательные пальцы на обеих руках)

Два Степана у сметаны объедаются.

(загнуть средние пальцы)

Две Дашки у кашки питаются.

(загнуть безымянные пальцы)

Две Ульки в люльке качаются.

(загнуть мизинцы)

Раз, два, три,

                  Четыре, пять,

(загибают пальчики, начиная с большого)

Будем листья собирать.

(сжимают и разжимают кулачки)

Листья берёзы,

Листья рябины,

Листики тополя,

Листья осины,

(загибают пальчики, начиная с большого)

Листики дуба мы соберём,

Маме осенний букет отнесём.

(«шагают» по столу средними и указательными пальчиками)

Топ-топ – пять шагов,

(дети «шагают» пальчиками по столу)

В туесочке пять грибов.

Мухомор красный –

Гриб опасный.

(сгибают и разгибают кулачки)

А второй – лисичка,

Рыжая косичка.

Третий гриб – волнушка,

Розовое ушко.

А четвёртый гриб – сморчок,

Бородатый старичок.

Пятый гриб – белый,

Ешь его смело!

(на каждое двустишие дети разгибают по одному пальчику, начиная с большого)

Раз, два, три, четыре,

(удар кулачками друг о друга)

Мы посуду перемыли:

(одна ладонь скользит по другой по кругу)

Чайник, чашку, ковшик, ложку

И большую поварёшку.

(загибают пальчики по одному, начиная с большого)

Мы посуду перемыли,

(одна ладонь скользит по другой по кругу)

Только чашку мы разбили,

Ковшик тоже развалился,

Нос у чайника отбился.

Ложку мы чуть-чуть сломали,

(загибают пальчики по одному, начиная с большого)

Так мы маме помогали.

(удар кулачками друг о друга)

  1. «Мы во двор пошли гулять»

Раз, два, три, четыре, пять,

(загибают пальчики по одному)

Мы во двор пришли гулять.

(«идут» по столу указательными  и средними пальчиками)

Бабу снежную лепили,

(«лепят» комочек двумя ладонями)

Птичек крошками кормили,

(«крошат хлебушек» всеми пальчиками)

С горки мы потом катались,

(ведут указательным пальцем правой руки по ладони левой руки)

А ещё в снегу валялись.

(кладут ладошки на стол то одной, то другой стороной)

Все в снегу домой пришли.

(отряхивают ладошки)

Съели суп и спать легли.

      (движения воображаемой ложкой; руки под

      щёку)

Источник: https://fedorova-estalsad12.edumsko.ru/folder/pal_chikovye_igry

Игры с пальчиками и руками: возраст 0 — 3 года

Игры с пальчиками и руками: возраст 0 - 3 года

Игры с пальчиками и руками стимулируют процесс речевого и умственного развития детей, развивают мелкую моторику пальцев и координацию движений.
 

***
Птичка-птичка, (круговыми движениями водим пальчиком по ладошке) 

 Вот тебе водичка

(пощипываем или стучим пальцами по ладошке)

Вот тебе крошки
На моей ладошке.

*** Кашку варили, Ложечкой мешали, Куколку кормили,

Кошечке давали.

(водим указательным пальцем по ладошке)
 

*** Зайка книгу нашел, И открыл, и прочел, А закрыл, все забыл. И снова открыл, И все повторил,

А закрыл, опять забыл.

(Ладошки соприкасаются, при слове «открыл» раскрываются как книга)
 

Игры с пальчиками

Делаем массаж пальчиков, перебираем их, загибаем или наоборот разгибаем пальцы, сложенные в кулак:
 

*** Раз, два, три, четыре, пять, И на другой руке: Раз, два, три, четыре, пять.

*** Раз, два, три, четыре, пять. Вышли пальчики гулять. Этот пальчик гриб нашел. Этот пальчик чистить стал. Этот — резал. Этот — ел. Ну, а этот — лишь глядел!

*** Этот пальчик — в лес пошёл, Этот пальчик — гриб нашёл, Этот пальчик — занял место, Этот пальчик — ляжет тесно, Этот пальчик — много ел, Оттого и растолстел.

*** Пальчик толстый и большой В сад за сливами пошел, Указательный с порога Указал ему дорогу, Средний пальчик — самый меткий Он сбивает сливы с ветки, Безымянный собирает, А мизинчик-господинчик В землю косточки сажает.

*** Этот пальчик – маленький, Мизинчик удаленький. Безымянный – кольцо носит, Ни за что его не бросит. Ну а этот – средний, длинный. Он как раз посередине. Этот указательный, Пальчик замечательный. Большой палец, хоть не длинный, Среди пальцев самый сильный. Пальчики не ссорятся Вместе дело спорится.   

***
Этот пальчик — маленький, Этот пальчик — слабенький, Этот пальчик — длинненький, Этот пальчик — сильненький, Этот пальчик — толстячок, Ну а вместе кулачок!

*** Этот пальчик самый толстый, Самый сильный и большой! Этот пальчик для того, Чтоб показывать его! Этот пальчик самый длинный И стоит он в середине! Этот пальчик безымянный, Он избалованный самый! А мизинчик хоть и мал, Зато ловок и удал!

*** Спят в избушке пятеро братьев. Вставай Большак, Вставай Указка, Вставай Середка, Вставай Сиротка, И ты крошка Митрошка. Привет, ладошка!

*** — Пальчик-мальчик, Где ты был? — С этим братцем В лес ходил. С этим братцем Щи варил, С этим братцем Кашу ел. С этим братцем Песни пел!

*** Раз, два, три, четыре, пять! Хотят пальчики все спать. Этот пальчик – хочет спать, Этот пальчик – лег в кровать, Этот пальчик – чуть вздремнул, Этот пальчик – уж уснул, Этот пальчик – крепко спит. Тише, тише, не шумите!

Пальчики вы не будите!

*** Ивану — большому — дрова рубить, Ваське-указке — воду носить, Мишке-среднему — печку топить, Гришке-сиротке — кашу варить, А крошке Тимошке — песенки петь, Песни петь и плясать, Родных братьев потешать.

*** Солнышко встало, «Здравствуй!» — сказало. Эй! Братец, Федя, разбуди соседей! Вставай Большак! Вставай Указака! Вставай Середка! Всавай Сиротка! И крошка-Митрошка! Здравствуй, ладошка!

*** У белого котенка мягкие лапки. Но на каждой лапке коготки-царапки!

*** Сидит белка на тележке, Продает она орешки: Лисичке-сестричке, Воробью, синичке, Мишке толстопятому, Заяньке усатому, Кому в зобок, Кому в платок, Кому в лапочку.

*** У нашей бабушки Десять внучат: Две Акульки сопят в люльке, Две Аринки спят на перинке, Две Аленки глядят из пеленки, Два Ивана на лавках сидят, Два Степана учиться хотят. Десять внуков, а бабушка одна.

Игры с кулачками

Бьюшки, вьюшки, Вьюшки вью, Колотушки колочу, Приколачиваю. (Постукиваем кулачками малыша друг о друга)

*** Кулачки сложили, Кулачками били: Тук-тук, тук да тук,

Тук-тук, тук да тук.

(стучим кулачками друг о друга)

Игры с хлопками в ладоши

Ладушки – ладушки, Где были? – У Аннушки. Что ели? – Оладушки А у Панечки – прянички, А у Дуняшки – кулажки, А у Акульки – жамульки, А у Микешки – орешки,  А у Трошки – крошки, А у Сенечки – семечки. Провожали нас веничком.

*** Ладушки – ладошки Были у Тимошки. — Что ели? – Крошки. Ели – поедали, Пили – попивали,

На Маню поглядали.

*** Ладушки – ладушки, Пекла бабушка оладушки. Маслом поливала, Детушкам давала. Даше два, Паше два, Ване два, Тане два. Хороши оладушки, Да у нашей бабушки!

*** Ладушки – ладушки, — Где были? – У бабушки. — Что ели? – Кашку. — Что пили? – Бражку. — Что на закуску? – Хлеб да капустку.

— Что на заедку? – Сладкую репку.

При последних словах мама вскидывает ручки ребёнка на голову
 

*** Ладушки, ладушки, — Где были? – У бабушки. — Что ели? – Кашку. Разбили чашку. — Чем бабушка била, Чем колотила? — Венечком, помелом, Сковородничком! 

***
Ладушки, ладушки, Не политы грядушки. Недосуг поливать: Надо в ладушки играть!

*** Курочка — потатурочка,  Кукушка — рябушка. Сели, поели,

За море полетели.

(Хлопаем ручками ребенка, на последних словах положите ручки малыша ему на голову)
 

*** Ой, люли, люли, Прилетели гули, Ох, улетели, На голову сели.

*** Ладушки-ладошки, Хлопали в ладошки, Хлопали в ладошки,

Отдохнем немножко.

(кладем руки на колени) 

***

Трататушки-трататушки, Пекла бабушка ватрушки. Бабка плюшки пекла — Вода по полу текла. Попили-поели, . Шу — полетели! Шире-шире полетели, На головку к Леночке сели!

Читайте также:  Игра по пдд для 3 класса

*** Ладушки, ладошки Звонкие хлопошки, Хлопали в ладошки,

Хлопали немножко. Да!

(хлопаем в ладоши)

Кулачки сложили, Кулачками били, Тук, тук, тук-тук-тук,

Тук, тук, тук-тук-тук. Да!

(стучим кулачками)

Ладушки плясали, Деток забавляли. Ля-ля, ля-ля, ля-ля-ля,

Ля-ля, ля-ля, ля-ля-ля. Да! 

(крутим кистями рук с поднятыми вверх пальцами)

Ладушки устали, Ладушки поспали, Баю-баю, баюшки,

Баю-баю, ладушки. Да!

(складываем ладошки, подносим к уху и наклоняем голову – как бы засыпаем)

Источник: https://shkola7gnomov.ru/parrents/eto_interesno/razvivayuschie_zanyatiya/id/976/

Пальчиковые игры

Пальчиковые игрыОчень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются «пальчиковые игры». Игры эти очень эмоциональны, увлекательны. Они способствуют развитию речи, творческой деятельности. «Пальчиковые игры» как бы отображают реальность окружающего мира — предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы.

В ходе «пальчиковых игр» дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

«Пальчиковые игры» — это инсценировка каких либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев.

Многие игры требуют участия обеих рук, что даёт возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и т.д.

Дети от года до двух хорошо воспринимают «пальчиковые игры», выполняемые одной рукой.

Трехлетние малыши осваивают уже игры, которые проводятся двумя руками, например, одна рука изображает домик, а другая — кошку, вбегающую в этот домик.

Четырехлетние дошкольники могут играть в пальчиковые игры, используя несколько событий, сменяющих друг друга. Более старшим детям можно предложить оформить игры разнообразным реквизитом — мелкими предметами, домиками, шариками, кубиками и т.д.

Садовая Ю.В., воспитатель-педагог

Ниже мы приводим Вам подборку пальчиковых игр, рекомендуемых нашими мамами. Здесь — только самые любимые нижегородскими детишками игры и потешки.

Пальчиковые игры для самых маленьких
Пальчиковые игры для деток постарше

Пальчиковые игры для самых маленьких

МОЯ СЕМЬЯ

Этот пальчик — дедушка, Этот пальчик — бабушка, Этот пальчик — папочка, Этот пальчик — мамочка, Этот пальчик — я,

Вот и вся моя семья!

В ходе игры происходит поочередное сгибание пальцев, начиная с большого. По окончании покрутить кулачком .

ПРЯТКИ

В прятки пальчики играли И головки убирали. Вот так, вот так,

И головки убирали.

Ритмично сгибать и разгибать пальцы. Усложнение: поочередное сгибание пальчика на обеих руках.

ПАЛЬЧИК-МАЛЬЧИК

— Пальчик-мальчик, где ты был? — С этим братцем в лес ходил, С этим братцем щи варил, С этим братцем кашу ел,

С этим братцем песни пел.

На первую строчку показать большие пальцы на обеих руках. Затем поочередно соединять их с остальными пальцами.

УЛЕЙ

Вот маленький улей, где пчелы спрятались, Никто их не увидит. Вот они показались из улья. Одна, две, три, четыре, пять!

Ззззз!

Пальцы сжать в кулак, затем отгибать их по одному. На последнюю строчку резко поднять руки вверх с растопыренными пальчиками — пчелы улетели.

ЧЕРЕПАХА

Вот моя черепаха, она живет в панцире. Она очень любит свой дом. Когда она хочет есть, то высовывает голову.

Когда хочет спать, то прячет её обратно.

Руки сжаты в кулаки, большие пальцы внутри. Затем показать большие пальцы и спрятать их обратно.

КАПУСТКА

Мы капустку рубим-рубим, Мы капустку солим-солим, Мы капустку трем-трем,

Мы капустку жмём-жмём.

Движения прямыми ладонями вверх-вниз, поочередное поглаживание подушечек пальцев, потирать кулачок о кулачек. Сжимать и разжимать кулачки.

ПЯТЬ ПАЛЬЦЕВ

На моей руке пять пальцев, Пять хватальцев, пять держальцев. Чтоб строгать и чтоб пилить, Чтобы брать и чтоб дарить. Их не трудно сосчитать:

Раз, два, три, четыре, пять!

Ритмично сжимать и разжимать кулачки. На счет — поочередно загибать пальчики на обеих руках.

МЫ РИСОВАЛИ

Мы сегодня рисовали, Наши пальчики устали. Наши пальчики встряхнем,

Рисовать опять начнем.

Плавно поднять руки перед собой, встряхивать кистями.

ПОВСТРЕЧАЛИСЬ

Повстречались два котенка: «Мяумяу!», Два щенка: «Авав!», Два жеребенка: Игого!», Два тигренка: «Ррр!» Два быка: «Муу!».

Смотри, какие рога.

На каждую строчку соединять поочередно пальцы правой и левой рук, начиная с мизинца. На последнюю строчку показать рога, вытянув указательные пальцы и мизинцы.

Пальчиковые игры для деток постарше

ЛОДОЧКА

Две ладошки прижму И по морю поплыву. Две ладошки, друзья, — Это лодочка моя. Паруса подниму, Синим морем поплыву. А по бурным волнам

Плывут рыбки тут и там.

На первые строчки две ладони соединить лодочкой и выполнять волнообразные движения руками. На слова «паруса подниму» — поднять выпрямленные ладони вверх. Затем имитировать движения волн и рыбок.

РЫБКИ

Рыбки весело резвятся В чистой тепленькой воде. То сожмутся, разожмутся,

То зароются в песке.

Имитировать руками движения рыбок в соответствии с текстом.

ДРУЖБА

Дружат в нашей группе Девочки и мальчики. Обхватить правой ладонью левую и покачивать в ритме стихотворения Мы с тобой подружим Маленькие пальчики. Обхватить левую ладонь правой и покачивать в ритме стихотворения

Один, два, три, четыре, пять. Пять, четыре, три, два, один. Соединить пальчики обеих рук, начиная с большого. Затем соединять, начиная с мизинца.

МЫ ПИСАЛИ

Мы писали, мы писали, Наши пальчики устали. ритмично сжимать и разжимать кулаки.
Вы скачите, пальчики, пальчики » скачут» по столу
Как солнечные зайчики. указательный и средний пальцы вытянуть вверх, остальные выпрямить и соединить.


Прыгскок, прыгскок, Прискакали на лужок. пальчики «скачут» по столу.
Ветер травушку качает, Влевовправо наклоняет. легкие движения кистями рук вправо влево
Вы не бойтесь ветра, зайки, погрозить пальчиком.
Веселитесь на лужайке.

На последнюю помахать пальцами обеих рук

ЗАМОК

На дверях висит замок. Пальцы в замочек, слегка покачивать Кто его открыть бы смог? «замочком» впередназад Мы замочком повертели, Повертеть «замочком» Мы замочком покрутили Пальцы остаются сомкнуты, а ладошки трутся друг о друга. Мы замочком постучали, Пальцы сомкнуты, а ладошки стучат друг о друга.

Постучали, и открыли! Показать ладошки.

ЗАЙЦЫ

Скачет зайка косой Под высокой сосной. Под другою сосной

Скачет зайка другой.

Указательный и средний пальцы правой руки вытянуть, остальные выпрямить и соединить. На вторую строчку — ладонь левой руки поднять вертикально вверх, пальцы широко расставить, на третью строчку — ладонь правой руки поднять вертикально вверх, пальцы широко расставлены. На последнюю строчку — указательный и средний пальцы левой руки вытянуть, остальные выпрямить и соединить.

НА ПОСТОЙ
Русская игра

Руки перед грудью, ладони сомкнуты. Мизинцы — дети (говорят тоненьким голосом). Безымянные пальцы — мама (говорит обычным голосом). Средние пальцы- папа (говорит низким голосом). Указательные пальцы — солдаты (говорят басом). Скрещенные большие пальцы — порог избы.

Ночь, в избе все спят. Раздается стук. Солдаты : Туктук! Указательные пальцы постукивают друг о друга. Дети : Кто там? Постукивают друг о друга мизинцы Солдаты : Два солдата пришли переночевать! Постукивают указательные пальцы Дети : Спросим у мамы.

Мама! Постукивают мизинцы Мама : Что дети? Постукивают безымянные Дети : Два солдата пришли переночевать! Постукивают мизинцы Мама : Спросите у папы.

Постукивают безымянные Дети : Папа! Постукивают мизинцы Папа : Что, дети? Постукивают средние пальцы Дети : Два солдата пришли переночевать! Постукивают мизинцы Папа : Впустите! Постукивают средние пальцы Дети : Входите! Постукивают мизинцы Солдаты : Ах, какая благодать, что пустили переночевать! Указательные пальцы «пляшут» совершая перекрестные движения

Солдаты : Войдем! Сомкнутые ладони поворачиваются пальцами к груди. Затем следует быстрый полуоборот рук так, чтобы соприкоснулись тыльные стороны ладоней.

Руки вытягиваются вперед.

С ДОБРЫМ УТРОМ!

С добрым утром, глазки!Указательными пальцами поглаживать глаза.


Вы проснулись? Сделать из пальцев «бинокль» посмотреть в него
С добрым утром, ушки! Ладонями поглаживать уши
Вы проснулись? Приложить ладони к ушам «Чебурашка»
С добрым утром, ручки! Поглаживать то одну, то другую ручки
Вы проснулись? Хлопки в ладоши
С добрым утром, ножки! Поглаживание коленок
Вы проснулись? Потопать ногами
С добрым утром, солнце! Поднять руки вверх, посмотреть на солнце
Я — проснулся! посмотреть вверх

МАЛАНЬЯ

У Маланьи у старушки Хлопки в ладоши, то правая, то левая рука сверху.
Жили в маленькой Избушке Сложить руки углом, показать избушку.
Семь сыновей, Показать семь пальцев.
Все без бровей, Очертить брови пальцами.


Вот с такими ушами, Растопыренные ладони поднести к ушам.
Вот с такими носами Показать длинный нос двумя растопыренными пальцами.
Вот с такими усами, Очертить пальцами длинные «гусарские» усы.


Вот с такой головой, Очертить большой круг вокруг головы.
Вот с такой бородой! Показать руками большую окладистую бороду
Они не пили, не ели, Одной рукой поднести ко рту «чашку», другой — «ложку».


На Маланью все глядели, Держа руки у глаз похлопать пальцами, как ресницами.
И все делали вот так… Дети показывают загаданные действия

ГОСТИ
Русская игра

Ладони сомкнуты перед грудью, пальцы левой руки плотно прижаты к пальцам правой руки.

— Мама, мама! Мизинцы четыре раза постукивают друг о друга.
— Что, что, что? Три раза постукивают друг о друга указательные пальцы.
— Гости едут! Постукивают мизинцы.
— Ну и что? Постукивают указательные пальцы.

Читайте также:  Квн по сказкам пушкина. сценарий для 2 класса


— Здрасьте, здрастье! Средний и безымянный пальцы дважды перекрещиваются с теми же пальцами другой руки, обходя их то справа, то слева.


— Чмок, чмок, чмок! (Гости целуются) Средний и безымянный пальцы постукивают по тем же пальцам другой руки.

БРАТЦЫ

Засиделись в избушке братцы. Захотел меньшой прогуляться. Да скучно ему гулять одному. Зовет он братца вдвоем прогуляться. Да скучно им гулять двоим. Зовут братца втроем прогуляться. Грустно старшим сидеть в избе. Зовут они братцев домой к себе.

Поднять руку, ладонь выпрямлена, пальцы сомкнуты. Отвести вбок мизинец (строго в плоскости ладони) и задержать его в этой позиции на 2-3 секунды. Мизинец чуть покачивается, затем возвращается на исходную позицию.

Вбок отвести два прижатых друг к другу пальца: мизинец и безымянный; задержать их в этой позиции на 2-3 секунды. Мизинец и безымянный чуть покачиваются, затем возвращаются в исходную позицию. Отвести вбок три прижатых друг к другу пальца: мизинец, безымянный и средний.

Задержать их в этой позиции на 2-3 секунды. Большой и указательный пальцы четыре раза соединяются кончиками.

Все пальцы соединяются в щепоть, рука расслабляется.

При повторении игры работает другая рука. Когда движения станут привычными, можно попробовать играть двумя руками одновременно .

ЛАДУШКИ-ЛАДОШКИ

Мыли мылом ручки. Мыли мылом ножки. Вот какие ладушки, Ладушки-ладошки! Наварили кашки Помешали ложкой. Вот какие ладушки, Ладушки-ладошки! Строили ладошки Домик для матрешки.

Вот какие ладушки, Ладушки-ладошки! Курочке Пеструшке Накрошили крошек. Вот какие ладушки, Ладушки-ладошки! Хлопали ладошки Танцевали ножки.

Вот какие ладушки, Ладушки-ладошки! Прилегли ладошки Отдохнуть немножко. Вот какие ладушки,

Ладушки-ладошки!

Движения выполняются в соответствии с текстом, как подскажет фантазия.

Источник: https://www.nnmama.ru/content/evolution/Play/theaterandkidsp7/

Пальчиковая гимнастика для дошкольников: упражнения, игры в стихах, картинках, математические и прочие + фото и видео

Маленький человечек, попадая в этот мир, учится всему: держать голову, сидеть, ходить, говорить. И очень естественно, что родители хотят максимально облегчить процесс освоения этих навыков.

Но если в первые месяцы жизни достаточно простенькой зарядки, то в дальнейшем работа должна быть комплексной, то есть охватывать как можно больше областей не только физического, но и интеллектуального, эмоционального развития малыша.

И одним из таких комплексных занятий является пальчиковая гимнастика для дошкольников.

Суть и формы

Пальчиковые игры — это приятное с полезным: дети с удовольствием играют в игры, заучивают рифмовки, развивая при этом мелкую моторику

О том, что малышу важно развивать мелкую моторику слышали все мало-мальски осведомлённые в вопросах воспитания детей родители. Однако далеко не всем известно, что это такое и какая связь у этого навыка с будущим малыша.

И дело тут не только в том, что развитая моторика пальцев — это залог красивого почерка, а ещё и в том, что движения пальцев рук и ног, скоординированные между собой и направленные на выполнение точных действий, взаимодействуют с высшими свойствами человеческого сознания, а именно с:

  • разными видами мышления (образным, критическим, логическим);
  • со всеми видами внимания;
  • восприятием оптико-пространственного характера;
  • детским воображением;
  • наблюдательностью;
  • двигательной, а также зрительной памятью;
  • речью.

С практической точки зрения, моторика пальцев позволяет с лёгкостью застёгивать пуговицы, шнуровать ботинки и выводить буквы.

Самой продуктивной формой работы, направленной на развитие столь важной для полноценной жизни мелкой моторики, считается пальчиковая гимнастика.

Это упражнение (чаще всего в форме игры, так что в литературе понятия «пальчиковые упражнения» и «пальчиковые игры» являются синонимичными и составляют собственно понятие «пальчиковая гимнастика»), которое за счёт чередования таких движений, как сжатие, растяжение и расслабление, стимулирует процессы мышления, укрепляет мышечную и костную ткани.

К слову, в методической литературе упражнением иногда называется предварительная «расстановка мизансцены», которая с добавлением слов становится собственно игрой. Кроме того, пальчиковые игры — это:

  • прекрасный способ отвлечь карапуза от капризов или слёз;
  • полезное занятие, доступное всегда и везде (в метро, в автобусе, в очереди и т.д.);
  • тренировка переключения умственной активности с правого полушария мозга (креативного начала) на левое (рациональное).

Формы пальчиковых игр

Рисуем смешные рожицы на пальцах, украшаем их подручными средствами и, придумывая забавные сюжеты, развлекаем и развиваем малыша

Разновидностей форм потешек для тренировки мелкой моторики существует очень много. Но для дошкольников наиболее актуальными являются:

  • игры или упражнения (движения пальцев регулируются сюжетом истории);
  • театральные зарисовки (выполняются с пальчиковыми куклами);
  • физические упражнения (могут быть с использованием атрибутики или предметов, к этой категории относится, например, раскатывание колбаски из пластилина по доске).

Эти формы позволяют развивать малыша не только физически (и, как мы уже выяснили выше, интеллектуально), но и творчески.

Цели и задачи

Даже простое поглаживание детской ручки в первые месяцы жизни положительно влияет на развитие речи малыша в будущем

Целями выполнения гимнастики для мелкой моторики в дошкольном возрасте являются:

  • речевое развитие;
  • формирование правильного произношения звуков;
  • тренировка умения чётко и быстро говорить;
  • работа над совершенствованием координации движений;
  • развитие всех видов памяти, произвольного и непроизвольного внимания, умения согласованно выполнять действия с речью;
  • способствуют формированию вдумчивого отношения к словам взрослых.

Что касается задач, то они могут реализовываться в конкретном упражнении комплексно, а могут быть представлены частично. Основными позициями можно назвать такие задания:

  • развитие речи;
  • отработка математических навыков;
  • запоминание лексического или грамматического материала по иностранному языку;
  • заучивание рифмовок;
  • гимнастика с окружающими предметами.

Классификация пальчиковых упражнений для дошкольников

Пальчиковые игры могут быть индивидуальными и групповыми

В зависимости от обозначенных целей и задач можно выделить такие комплексы упражнения, направленные на:

  • работу мышечного скелета рук в различных направлениях;
  • движения пальцев по телу или по столу;
  • построение небольших фигурок животных, а также предметов с помощью скоординированных движения пальцев и кистей обеих рук.

Отдельно можно выделить:

  • игры-забавы (например, «Идёт Коза-Рогатая», «Сорока-Белобока» и т.д.);
  • сказки в сопровождении жестикуляции (соединив в одно упражнение разные игры, например, «Мы купили в магазине», «Точим нож», «Мы капусту режем, режем», «Апельсин», можно придумать единый сюжет — сделали покупки, наточили нож и приступили к обработке овощей и фруктов);
  • стихотворные игры (форма проведения вышеперечисленных упражнений).

Как работать с упражнением-игрой?

Порядок работы над любой игрой одинаков:

  1. Взрослый показывает младшему участнику игры упражнение.
  2. Сначала 1–2 раза дети повторяют действия пальцев (ладошек, рук).
  3. Один раз вся мизансцена проигрывается медленно, с повтором сложных элементов, но без слов.
  4. К движениям добавляются слова.

Важно не перегружать малышей заданиями, поэтому рекомендуется не давать больше 1–2 пальчиковых игр в день.

Картотека упражнений для пальчиковой гимнастики — памятка родителям

Пальчиковые игры можно полезно проводить в процессе занятий рисованием или другими статичными упражнениями

Прежде чем говорить о конкретных примерах игр, нужно оговорить возраст ребят, с которыми они проводятся. Конечно, использование тех или иных упражнений обусловлено индивидуальными особенностями развития моторики (и мелкой в том числе) у ребёнка.

И тем не менее наряду с универсальными играми-забавами, упражнениями под рифмовки и сказками с жестикуляцией, упражнения на работу мышечного скелета в разных направлениях (влево-вправо) особенно актуальна для 1-х — 3-х летних ребят. А вот построением фигурок можно заниматься с 3-х лет.

В то время как движения по телу или по поверхностям с разной фактурой подойдут для малышей средней и старшей группы детского сада.

И ещё: подбирая набор упражнений, стоит обращать внимание и на содержательную сторону задания (особенно стихотворных пальчиковых игр): ребёнок не сможет выполнить то или иное действие, если ему не знакомы какие-то слова.

Классические примеры пальчиковых упражнений

Дети с удовольствием демонстрируют свои артистические способности в игре «Чижик-Пыжик»В игре «Сидит ворон на дубу» дети не только работают ручками и пальчиками, но и приседаютЭта игра может проводиться в качестве соревнования малышей на физкультминуткеДетям очень нравятся игры с имитацией животных и насекомых«Сорока-Ворона» — это первая игра с малышом, когда взрослый выполняет движения маленькими пальчиками карапузаДля игры «Царёв двор» нужно задействовать и пальцы, и ладони

Игры на развитие мышечного скелета рук

Чем раньше начать выполнять простые пальчиковые упражнения, тем лучше

Цели: сгибать и разгибать пальчики, выполнять действия на объединение пальцев обеих рук, производить простейшие движения пальцами (рисовать круги, сжимать кулаки и т.д).

Приступая к выполнению любого упражнения, прежде всего взрослому нужно проговорить и показать действие каждого пальчика и руки, а уже потом приступать к совмещению слов и движений.

Видео: Пальчиковая гимнастика для детей от 1 до 3 лет

Игры на движение пальцев по столу

Одним из видов игр, отрабатывающих движение пальцев по столу, можно считать составление фигур ладошками нескольких детей

Цели: координировать действия пальцев при соприкосновении с твёрдой поверхностью стола. Эти упражнения активизируют тактильные ощущения детей.

Игры на построение небольших фигурок животных, предметов с помощью движения кистей рук и пальцев

Оказывается, всем известная «собачка» из пальцев — это часть целой группы игр на развитие мышц кистей и рук

Читайте также:  Игры на выявление лидеров: выявляем лучшие качества у детей

Цели: разнообразить движения руками, задействовать мышцы кистей и рук.

Видео: Пальчиковый цирк

Видео: 10 простых пальчиковых игр, или как развлечь малыша в пробке

Видео: Как извлечь ещё больше пользы из занятий

Упражнения с атрибутикой

Вязанные фигурки могут стать основой для пальчиковой инсценировки нескольких сказок

Дополнительные элементы, используемые для игры, повышают интерес деток к занятиям. В качестве таких деталей можно использовать

  • вырезанные из журналов картинки (высотой не более 7–8 см), приклеенные на картон и зафиксированные на пальце резинкой;
  • кусочки ткани, наложенные на пальцы (например, кусочек белого фатина в качестве фаты и чёрного бархата для имитации мужского костюма);
  • разноцветные резиночки (для лумигуруми) для «идентификации» того или иного героя стихотворения.

Цели: развивать мелкую моторику, образное мышление, воображение.

«Зарядка»

Инструкция:

  1. Закрепляем фигурки на среднем и безымянном пальчиках — «ножках».
  2. Второй и пятый пальчики — «ручки».
  3. Большой палец прижимаем к ладошке.
  4. На столе шагаем ножками на месте, высоко поднимая «ноги».
  5. Выполняем шаги вперёд, периодически останавливаясь.
  6. Выполняем движения вверх-вниз «руками».

«Большая семья»

Инструкция:

  1. На каждый пальчик надеваем по резиночке.
  2. Определяем, кто есть кто (средний палец — папа, указательный мама, безымянный и мизинец — дети, большой — бабушка, к которой на лето отправляется всё дружное семейство).
  3. Каждый из членов семьи должен поцеловать бабушку, то есть прикоснуться к ней. Упражнение сопровождается называнием роли каждого пальчика.

Упражнения с предметами

Складывание мелких предметов в бутылки с небольшим горлышком, кроме всего прочего, развивает в малышах усидчивость

Цели: стимулировать нервные окончания кончиков пальцев, отрабатывать точность и скорость выполнения движений пальцами, развивать воображение.

«Кружевница»

Инструкция:

  1. Складываем бумажную салфетку дважды вчетверо.
  2. Отрываем пальчиками небольшие кусочки.
  3. Раскрываем салфетку — дырочки создают эффект кружева.

«Радужный коврик»

Инструкция:

  1. Делаем на небольших бумажных прямоугольниках ряд дырочек, равномерно распределив их по горизонтали.
  2. Задача ребёнка продеть цветные ниточки в дырочки, имитируя ткацкий станок.

К это категории пальчиковых игр относятся также:

  • составление фигур (например, геометрических) из спичек;
  • выкладывание различных узоров маленькими камешками;
  • выполнение шнуровок и т.д.

Fingerplays на английском языке

Пальчиковые игры — это отличный способ заучить лексический материал целого ряда тем на иностранном языке

Цели: отработать произношение английских звуков, выучить лексический материал по темам: «Цифры», «Животные», «Названия пальцев», развивать образное мышление, воспитывать позитивное отношение к окружающему миру.

Cat and Mice

Инструкция:

  1. Малыш сжимает левую ручку в кулачок.
  2. Затем разжимает каждый палец со словами: «I’m a mouse».
  3. Выполняет сгибание-разгибание как можно быстрее со словами: We are mice, mice, mice.We are very, very nice».
  4. Наконец, распрямив указательный пальчик правой руки, говорит: « I’m a cat».
  5. Взрослый говорит: «Cat, catch the mice!», малыш прячет пальчики в кулачок, а указательным пальцем пытается раскрыть ладошку.
  6. Меняем ручки (левая – «кошка», правая – «мышки»).

Ещё один вариант пальчиковой гимнастики на английском — переделка песенок на английском под иллюстрацию конкретных движений пальчиками.

Hickory, dickory, dock

Инструкция:

  1. Из солёного теста делаем циферблат часов.
  2. Повторяем: Hickory, dickory, dock,The mouse ran up the clock(быстро барабаним пальчиками по поверхности сделанных часов, как будто по ним бежит мышка)The clock struck one, (громко хлопаем в ладоши один раз)The mouse ran down (делаем пальчиками движения как будто мышка убегает прочь) Hickory, dickory, dock.

Видео: Пальчиковая гимнастика на английском «The Finger Family Song»

Пальчиковая гимнастика для дошкольников — это иллюстрация того, как полезное может быть интересным и даже забавным.

Дети с удовольствием будут выполнять простейшие действия ручками, повторяя стихотворные строчки, которые легко и быстро запоминаются.

Так, эти коротенькие физкультминутки не только выполняют свою основную цель — развитие мелкой моторики, но и станут отличным способом тренировки памяти, развития речи, а также создания непринуждённой и доброжелательной атмосферы в детском коллективе.

(Visited 1 473 time, 5 visit today)

Источник: http://ShkolaBuduschego.ru/doshkolniki/interesnyie-primeryi-palchikovoy-gimnastiki-kak-sredstva-obucheniya-i-razvitiya-doshkolnikov.html

Пальчиковые игры

Пальчиковые игры

Пальчиковые игры просто не заменимы в дальней дороге,  или чтобы скоротать время в ожидании в поликлинике или другой очереди. Для воспитателей эти игры хороши для того, чтобы снять напряжение, отвлечь детей или успокоить их после активных игр или после прогулки перед обедом.

Когда я работала воспитателем, то часто использовала пальчиковые игры в режимных моментах, чтобы сосредоточить внимание дошкольников на себе. А сейчас я мама и также достаточно часто играю со своим ребёнком в эти игры. Дети очень любят играть в пальчиковые игры. Данные игры просто незаменимы для развития речи детей и мелкой моторики.

Мне хочется познакомить Вас с некоторыми самыми распространёнными пальчиковыми играми, которые очень образны и легко запоминаются.

Первые три игры подойдут детям раннего возраста, в них можно играть примерно с полутора лет.

В гости…

В гости к пальчику большому

Приходили прямо к дому:

(руки сжаты в кулачки, показываем большой пальчик)

Указательный и средний,

Безымянный и последний –

Сам мизинчик, Малышок

Постучался на порог.

(поочерёдно дотрагиваемся каждым пальчиком до большого пальчика в соответствии с текстом стихотворения)

Семья.

(поочерёдно показываем пальчики одной руки, начиная с большого пальца, поглаживая их пальцами другой руки. Если ребёнок маленький, то взрослый сам может поглаживать пальчики малыша, начиная с большого пальца)

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – мамочка,

Этот пальчик – Я:

Вот и вся моя семья!

За грибами…

(поочерёдно показываем пальчики одной руки, начиная с мизинца, после чего упражнение повторяем с другой рукой)

Этот пальчик в лес пошёл,

Этот пальчик гриб нашёл,

Этот пальчик чистить стал,

Этот пальчик жарить стал,

Этот пальчик всё поел,

От того и потолстел!

В следующие игры можно начинать играть с двух лет. И некоторые из них можно выделить тематически. Например, для весны и занятия посвящённого весне подойдут такие игры:

Цветок.

Вырос высокий цветок на поляне,

(постепенно поднимаем вверх руки, при этом запястья прижаты друг к другу, а кисти рук имитируют бутон цветка)

Утром весенним раскрыл лепестки,

(раскрываем ладошки над головой, запястья по-прежнему прижаты друг к другу)скрываем ладошки над головой, , предплечья прижаты друг к другу, а кисти рук имитируют бутон цветка)й рукой)

Всем лепесткам красоту и питанье

Дружно дают под землёй корешки.

(опускаем руки вниз, запястья прижимаем друг к другу тыльной стороной и шевелим пальцами)

Птички.

Птички прилетели,

(поднимаем руки вверх)

На деревья сели,

(раскрываем пальцы, имитируя деревья)

Крыльями махали,

(машем ладошками, не опуская рук)

Вместе отдыхали.

(опускаем руки на уровень плеч, пальчики собираем в щепотку)

А для осени другая игра:

Мы капусту рубим…

Мы капусту рубим, рубим,

(ладони разворачиваем так, чтобы смотрели друг на друга, а ребро ладони смотрело вниз, имитируем «рубку капусты», поднимая и опуская ладони)

Мы морковку трём, трём,

(руки сжаты в кулачки, трём кулачок о кулачок)

Мы капусту солим, солим,

(пальчики собраны в щепотки, имитируем движения, изображающие, как мы «солим капусту»)

Мы капусту жмём, жмём!

(разжимаем и сжимаем пальцы рук)

Ну и остальные относятся к нейтральной тематике, в них можно играть в любое время года в любом месте…

Дружные пальчики.

Друг без друга нам нельзя

Потому что мы семья –

Дружат в нашей группе

Девочки и мальчики,

(сжимаем руки в замок и разжимаем их, то поднимая пальцы вверх, то опуская их)

Мы с тобой подружим

Маленькие пальчики.

(разжимаем замок и держим ладошки друг напротив друга)

Начинаем мы считать:

Раз, два, три, четыре, пять,

(прислоняем поочерёдно каждый пальчик друг к другу)

Мы опять будем считать:

(стряхиваем кисти рук)

Раз, два, три, четыре, пять,

(снова прислоняем поочерёдно каждый пальчик друг к другу)

Мы закончили считать.

(стряхиваем кисти рук)

Дом.

На поляне дом стоит,

(прислоняем пальцы рук друг к другу, имитируя крышу дома)

Ну, а к дому путь закрыт,

(делаем «забор» из ладошек, пальцы соединены)

Мы ворота открываем,

(раскрываем «ворота», размыкая пальцы одной руки от другой)

В гости в домик приглашаем.

(«зовём в гости», помахивая пальчиками на себя)

Замок.

На двери висит замок,

(смыкаем руки в замок на уровне груди)

Кто его открыть бы смог?

Потянули, покрутили,

(растягиваем замок из пальцев, как бы выворачивая его на изнанку, затем вращаем кистями рук, не открывая замка, соответственно тексту)

Постучали и открыли.

(стучим ладошка об ладошку, не открывая замка, и … открываем замок, показывая ладошки)

Очень нравиться детям такое пальчиковое развлечение как «Под моею крышей…». В эту игру дети могут играть бесконечное число раз.

Под моею крышей…

Под моею крышей

Собралися мыши:

(взрослый ставит свою ладонь, имитируя крышу, ребенок или дети ставит/ят свой пальчик под «крышу»)

Папа, мама, жаба – цап!

(взрослый сжимает свою ладонь, стараясь поймать детские пальчики)

Приятного Вам времяприпровождения!!! 

Источник: http://nashidetci.ru/palchikovyie-igryi/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector