Использование дидактических игр с мячом в работе с детьми по коррекции речи

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Методические рекомендации по использованию дидактических игр с мячом в работе с детьми по коррекции речи

Автор: Демидова Любовь Николаевна, учитель-логопед СП ГБОУ СОШ №1 «ОЦ» детский сад «Василек» села Кинель-Черкассы.

Описание работы. В работе раскрывается значение использования дидактических игр с мячом в развитии лексико-грамматического строя речи у детей с речевыми нарушениями. Включение данных игр в коррекционные занятия, где речь сочетается с движениями, помогает детям эмоционально и непринужденно усваивать речевой материал.

Игры с мячом способствуют развитию мелкой моторики, тем самым подготавливая руку ребенка к письму. Дети с удовольствием используют дидактические игры с мячом в самостоятельной деятельности (на прогулке, в режимных моментах).

В результате коррекционный материал усваивается прочнее без переутомления и увеличения учебного времени.

Методические рекомендации по использованию дидактических игр с мячом в работе с детьми по коррекции речи.

Жизнь в XXI веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых одной из актуальных на сегодняшний день является речевое воспитание детей, в частности развитие грамматического строя речи.

В жизни большинства людей процессы общения – коммуникации занимают до 70 % времени.

Умение говорить, слушать, писать и считать – важнейшие способности, обеспечивающие совместную деятельность людей и позволяющие накапливать, передавать громадный запас знаний.

В своей повседневной работе, мы занимаемся развитием у детей всех основных аспектов устной речи: звукопроизношения, словарного запаса, грамматического строя речи, связной речи. Так обследование речи детей последних трёх лет выявило недостаточное количество обобщающих слов, прилагательных, наречий, глаголов, недостаточную развитость грамматического строя речи.

Поэтому мы считаем, что проблема развития речи детей это не компания одного дня деятельности и одного человека, а целенаправленная, систематически спланированная работа всего коллектива образовательного учреждения на длительный период.

Основная деятельность детей дошкольного возраста – игра. Поэтому речь дошкольника обогащается преимущественно в процессе игры, в основном через дидактические игры.

Дидактические игры по развитию речи не случайно заняли первое место среди методов обучения и воспитания детей, развития их самостоятельной игровой деятельности, в процессе таких игр дети учатся решать познавательные задачи в начале под руководством педагогов, а затем и в самостоятельной игре.

Эти игры способствуют обогащению речи ребёнка существительными, глаголами, прилагательными, обобщающими словами, уточнению уже имеющихся у них слов, привитию ребёнку простейших навыков образования новых слов.

Используя разнообразные дидактические игры по развитию речи, мы увидели, что наиболее результативными являются дидактические игры с мячом.

Предложенная мною система работы «Использование дидактических игр с мячом в работе с детьми по коррекции речи.» — это попытка показать на практике эффективность дидактических игр с мячом в работе с детьми по обобщению и расширению словарного запаса и развитию грамматического строя речи.

Цель: Развивать лексико-грамматический строй речи в процессе использования дидактических игр с мячом со старшими дошкольниками, имеющими нарушения речи.

Основная идея:

вызвать эмоциональный отклик и желание у детей участвовать в дидактических играх с мячом, учить активно, выполнять задания вместе с педагогом;

— формировать у детей эмоционально насыщенную речь, активизировать словарь, вызывать желание совершенствовать свою речь;

— развивать координаторные способности, двигательную активность и межанализаторное взаимодействие.

-развивать любознательность как основу познавательной активности у дошкольников;

-формировать правильное и осмысленное употребление слов в речи.

Новизной является:

  1. Дидактические игры с мячом являются уникальной формой развития грамматического строя речи, так как работа проводится в игровой форме, где речь сочетается с движениями, игры проводятся эмоционально, живо и непринуждённо. А для детей старшего дошкольного возраста характерно эмоциональное образное восприятие окружающего мира.

  2. При проведении дидактических игр с мячом развитие новых способностей происходит значительно успешнее, чем на учебных занятиях, ребёнок, увлечённый игрой, как бы не замечает, что он учится, хотя при этом постоянно сталкивается с затруднениями, которые требуют перестройки его представлений и способов действий.

  3. В дидактических играх с мячом совершенно другая организация детей: они не сидят на стульчиках как обычно, а встают в кружок, в линейку, имеют возможность постоять, подвигаться, попрыгать.

    Данная особенность игр позволяет снимать «учебную усталость», которая проявляется у большинства дошкольников на обычных занятиях, помогает поддерживать внимание, что, в конечном счёте, ведёт к более глубокому и прочному пониманию изученного материала.

    Следовательно, игры с мячом позволяют сменить пассивную позицию ребёнка на сознательно активную, стимулирует рост познавательной активности, что даёт им возможность получить и усвоить большее количество информации.

  4. Дидактические игры с мячом совершенствуют моторику рук детей, укрепляют мышцы пальцев и кистей, тонкие мелкие движения становятся более точными, быстрыми, ловкими. Если в других дидактических играх развиваются в основном три ведущих пальца, то в играх с мячом задействованы все пять пальцев обеих рук.

Практическая значимость:

Дидактические игры с мячом способствуют развитию умственной деятельности: мыслительных процессов и операций, познавательной активности и самостоятельности, культуры речи.

Развивая мелкую моторику кисти в играх с мячом, тем самым готовим руку ребёнка к письму, рисованию, самообслуживанию. Одновременно с этим стимулируем речевую активность, так как на пальцах и ладонях есть « активные точки», которые передают импульсы в речевые центры.

Возможность использовать дидактические игры с мячом не только на логопедических занятиях, но и в других видах деятельности детей (на музыкальных, физкультурных и других занятиях, на прогулке, в свободной деятельности) позволяет намного быстрее и прочнее усвоить изученный материал.

Результатами реализации данной системы работы является :

Дети успешно и легко усваивают более сложный программный материал без переутомления и увеличения учебного времени.

Повысился процент усвоения речевого материала.

Каждый ребёнок стал активным участником занятия, а не пассивным слушателем, поскольку получает эмоционально – положительный опыт, необходимую помощь, оценку, одобрение и высокую двигательную активность.

Происходит оптимизация процесса развития речи и в целом гармонизация развития ребёнка.

Перспективный план использования дидактических игр с мячом на первый период в старшей логопедической группе.

Месяц Тема Дидактические игры с мячом Сроки
СентябрьОктябрь Овощи, фруктыСемья. ДомОсень.Цветы,деревьяЖивотные 1. Мяч бросай, четко фрукты называй.(овощи называй)2. Мяч бросай, одним словом называй(назвать обобщающее слово)3. Я знаю три названия овощей(фруктов)
1. Мяч отбивай, одним словом называй.2. Четвертый лишний.3. Мячик маленький поймай, да словечко приласкай. 2неделя
1.Кто вы мне и кто вам я, если вы моя семья.2. Чья вещь?(молоток папин).3.Кто что делает?4. Кто какой? 3неделя
1.Мяч бросай и одежду называй.2. Я знаю пять названий одежды.3. Маленький мяч отбивай, да словечко приласкай.4. Из чего сделано? 4неделя
1. Я знаю пять названий игрушек.2. Мячик маленький бросай, да словечко приласкай.3. Четвертый лишний. 1неделя
1.Человек легко находит, что в природе происходит.2. Бывает-не бывает.3.Лови, бросай, приметы осени называй. 2неделя
1.Я знаю пять названий цветов(деревьев).2. Скажи какой.3. Мяч бросай, да цветочки называй(деревья).4. Один-много. 3неделя
1.Я знаю пять названий животных.2. Мяч бросай, да животных называй.3. Животные и их детеныши.4. Кто что делает?(кто какой) 4неделя

Литература.
1. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М., 1986.2. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. М.,1985.3. Тумакова Т.А. Ознакомление дошкольника со звучащим словом. М.,1991.4. Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. М.,1983.5. Четверушина Н.С. Слоговая структура слова: система коррекционных упражнений для детей 5-7 лет. М., 2001.

6. Воробьёва Т.А., Крупенчук О.И. Мяч и речь. СПб.: КАРО, 2003.

Источник: https://gigabaza.ru/doc/125089.html

Значение дидактических игр в коррекции звукопроизношения

В ряду задач, стоящих перед дошкольным учреждением, важное место занимает задача подготовки детей к школе.

Одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению является правильная, хорошо развитая речь. Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Поэтому так важно заботиться о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения.

Для детей — дошкольников, страдающих различными речевыми расстройствами, игровая деятельность сохраняет свое значение и роль как необходимое условие всестороннего развития их личности и интеллекта.

Однако недостатки звукопроизношения, недостаточно четкое восприятие звукового образа слов, ограниченность словаря, полное или частичное отсутствие грамматических форм, а также изменения темпа речи, ее плавности – все это, в разной степени влияет  на их игровую деятельность, порождает у них и особенности поведения в игре.

Дидактические игры используются для решения всех задач речевого развития.

В работе  с дошкольниками имеющими речевые нарушения  учитель – логопед ставит перед собой следующие задачи:

•    Широко использовать игры в коррекционной работе, как средства физического, умственного, нравственного и эстетического воспитания детей.

Читайте также:  Летний праздник для школьников. день летних именинников

•    С помощью игры увеличивать потребность ребенка в общении, стимулировать накопление и развитие у него речевых умений и навыков.

•    При проведении игры учитывать возраст и возможные особенности поведения детей с различными  речевыми расстройствами.

•    Логопедическое занятие должно носить характер учебно-игровой деятельности для ребенка. Оно должно быть эмоционально окрашено, должно привлекать ребенка, вызывать у него живой интерес и порождать радостное ожидание новых занятий.

Независимо от вида дидактическая игра имеет определенную структуру, отличающую ее от других видов игр и упражнений. Игра, используемая для обучения, должна содержать, прежде всего, обучающую, дидактическую задачу. Играя, дети решают эту задачу в занимательной форме, которая достигается определенными игровыми действиями.

В зависимости от того в какой момент используется игра меняется и её значение: в начале занятия игра организует, заинтересовывает ребенка; в середине – подводит к усвоению программы; в конце – носит поисковый характер.

Принципы отбора игр для логопедических занятий:

•    Игра должна опираться на программный материал;

•    Игра должна способствовать вовлечению в коррекционный процесс в первую очередь более сохранных анализаторов (зрительный и тактильный);

•    Назначение предметов, картинок, пособий, смысл вопросов, условия игр, должны быть понятны детям;

•    Пособия для игры должны быть внешне привлекательными;

•    Условия игры и количество пособий, используемых в игре, должны обеспечить вовлечение всех детей в коррекционный процесс.

Работа логопеда ДОУ нуждается в использовании игровых приемов и отдельных игровых действий в большей степени, нежели в обычных воспитательных мероприятий.

В игре ребенок не утомляется, длительное время держит интерес, он в ней активен.

Дидактические игры имеют особое воспитательное значение.

Игры являются одним из важнейших средств развития самостоятельной речевой деятельности. Они закрепляют и уточняют словарь, изменения и образование слов, упражняют в составлении связных высказываний, развивают объяснительную речь.

Дидактические игры помогают развитию как видовых, так и родовых понятий, освоению слов в их обобщённых значениях. В этих играх ребенок попадает в ситуации, когда он вынужден использовать приобретенные речевые знания и словарь в новых условиях.

    Они проявляются в словах и действиях играющих.

Дидактические игры – эффективное средство закрепления грамматических навыков, так как благодаря заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять ребенка в повторении нужных словоформ.

Недостаточное развитие фонематического слуха и восприятия приводит к тому, что у детей самостоятельно не формируется готовность  к звуковому анализу и синтезу слов, что впоследствии не позволяет им успешно овладеть грамотой в школе, без помощи логопеда.

Итак, совокупность перечисленных пробелов  в фонетико-фонематическом и лексико-грамматическом строе речи ребенка служит серьезным препятствием для овладения им программой детского сада общего типа, а в дальнейшем и программой общеобразовательной школы.

Таким образом, можно сделать следующие выводы: игра является основной деятельностью ребенка – дошкольника. В организованном детском коллективе игра служит средством воспитания и обучения. Поэтому логопедическая работа требует разнообразных игровых приемов коррекции, учитывающих индивидуальные особенности детей с речевыми нарушениями.

В игре совершенствуется физическое, умственное и нравственное развитие ребенка, углубляются его познавательные процессы:  восприятие, память, внимание, мышление и речь.

Исходя из этого, проблема целесообразного и адекватного использования дидактических игр, игровых приемов на разных этапах логопедической работы приобретает большое теоретическое и практическое значение.

Семина Ирина Евгеньевна,
учитель — логопед МДОУ №136 г. Мурманска

(2 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
 Loading …

Источник: http://LogoPortal.ru/didakticheskie-igryi-v-korrektsii-zvukoproiznosheniya/.html

Место дидактической игры в коррекционно-педагогической работе с дошкольниками с ТНР. Использование игры в логопедической коррекции

По мнению психологов, игра — ведущая деятельность дошкольного возраста. Игра для дошкольника — способ познания окружающей действительности. Мотив игры лежит в самой игре, ребенок играет потому, что ему интересно играть.

Особенность дошкольной игры — сочетание свободы и самостоятельности играющих со строгим безоговорочным подчинением правилам игры. При всем разнообразии игр в них есть общие черты: дети сами выбирают тему игры, развивают ее сюжет, распределяют между собой роли. Такая организация игр направлена на развитие творческой фантазии, активности детей и самостоятельности.

В игре проявляются и формируются все стороны психической жизни личности. Игра повышает и умственную активность ребенка, что позволяет решать более трудные задачи, чем на занятии. В игре дети закрепляют полученные знания и умения, пользуясь ими в разных условиях.

Игра имеет и воспитательное значение: она дисциплинирует, приучает подчиняться правилам для достижения поставленной цели.

Роли игры:

1. игра – фактор развития ребёнка;

2. игра – способ приобщения к миру культуры;

3. игра – щадящая форма обучения ребёнка жизненно важным умениям;

4. игра – ознакомление ребёнка с широким спектром видов человеческой деятельности;

5. игра – мягкое корректирование воспитанности ребёнка, незаметное вовлечение его в ценностную палитру новых для него отношений;

6. игра – деликатное диагностирование социального развития ребёнка;

7. игра – изящная форма социально- психологического тренинга;

8. игра – способ педагогической помощи ребёнку в разрешении проблем, ставших перед ним в реальной повседневности;

9. игра – один из простых способов подарить ребёнку счастливые моменты переживаний радости жизни;

10. игра – простой и лёгкий способ формирования товарищества и дружбы между детьми, один из способов формирования гуманистической атмосферы в группе.

Педагоги определяют дидактическую игру как игру познавательную, направленную на воспитание познавательных способностей. Именно в игре и через игру речь проявляется наиболее ярко. Необходимость объясниться со сверстниками в ходе игры, стимулирует развитие словообразования у детей.

Логопедические цели осуществляются через ряд взаимосвязанных друг с другом игр (дидактических, подвижных игр с правилами, игр с пением и т.д.), отражающих тему занятия и составляющих единый сценарий.

Предварительно сценарий занятия с детьми полностью не отрабатывается. Детей знакомят с программным материалом на занятиях, совершают с ними экскурсии и т. д.

На логопедических занятиях логопед создает различные игровые ситуации таким образом, чтобы реализовать поставленные цели каждого этапа коррекционной работы.

В развитии речи огромное значение имеют игры с дидактическими и образными игрушками.

В словесных играх дети учатся описывать предметы, отгадывать по описанию, по признакам сходства и различия, учатся мыслить о вещах, с которыми в данное время не действуют. Основные требования всех видов игр по развитию речи: дети должны слышать обращенную к ним речь и должны говорить сами.

Вопросы теории и практики дидактической игры разрабатывались исследователями: А.П. Усовой, З.М. Богуславской, А.И. Сорокиной, А.К. Бондаренко, Л.А. Венгером.

Причем некоторые из них считают игру средством закрепления знаний, полученных на занятиях, другие же, считают ее одной из форм обучения, важным средством образовательной работы.

В создании современной системы дидактических игр велика роль Е.И. Тихеевой, разработавшей ряд игр для знакомства с окружающим и развития речи. Игры Е.И. Тихеевой связаны с наблюдениями жизни и всегда сопровождаются словом.

Проблема развития речи детей, независимо от возраста, всегда была в центре внимания педагога дошкольного воспитания Е.И. Тихеевой. Ценно то, что развитие речи Е.И.

Тихеева рассматривала в неразрывной связи с другими сторонами формирования личности ребенка.

Она утверждает, что речь — неизменный спутник всех действий ребенка; слово должно закреплять каждый действенный навык, усваиваемый ребенком. Проявления речи ребенка наиболее ярко выступают в игре и через игру.

Между речью и игрой существует двусторонняя связь: с одной стороны, речь развивается и активизируется в игре, а с другой стороны сама игра развивается под влиянием развития речи. Уже в раннем возрасте, отмечает Д.В.

Менджерицкая, у ребенка с появлением новых слов возникает потребность называть предметы, делиться своими переживаниями и постепенно речь начинает сопровождать игру, дополнять действия ребенка.

У малышей появляются игры с воображаемыми предметами, которые сопровождаются речью, что, помогает созданию образа. В более старшем дошкольном возрасте иногда целые игровые эпизоды создаются с помощью слова.

По мнению В.С. Мухиной, игровая ситуация требует от каждого включенного в нее ребенка определенного уровня развития речевого общения. Если ребенок не в состоянии внятно высказывать свои пожелания относительно хода игры, если он не способен понимать товарищей по игре, он будет в тягость им.

Подчеркивая, что игра — основной вид деятельности дошкольника, Е.И. Тихеева отмечает, что значительный опыт накапливается ребенком именно в игре. Игра является сильнейшим стимулом для проявления детской самодеятельности в области языка, они должны быть, в первую очередь, использованы в интересах развития речи детей.

«С предметами, представленными в игре, ребенок приходит в частое повторное общение, вследствие чего они легко воспринимаются, запечатлеваются в памяти. Каждый предмет имеет свое имя, каждому действию присущ свой глагол.»

Читайте также:  Внеклассное занятие по профориентации на тему «ярмарка профессий» для 2-3 классов

Таким образом, Е.И. Тихеева делает вывод, как важно в интересах стимулирования деятельности детей и развития их языка, продуманно организовывать их игровую обстановку, предоставлять им в соответствующем отборе предметы, игрушки, которые будут питать эту деятельность и развивать их язык. Отмечая большую роль взрослых в развитии детей, Е.

И. Тихеева указывает, что участие воспитателя в играх детей не должно ограничиваться организацией обстановки, подбором игрового материала. Воспитатель должен проявлять интерес к самому процессу игры, давать детям новые, с новыми ситуациями связанные слова и выражения; разговаривая с ними по существу игр, влиять на обогащение их языка.

Играющий ребенок непрерывно говорит; он говорит и в том случае, если играет один, манипулирует предметами, не стимулирующими к разговору. Ф.А. Сохин отмечает, что большое влияние на развитие игры и речи в игре оказывают специальные занятия с игрушками.

Во время игр создается возможность совместных действий и сопереживаний по поводу происходящего. Это способствует установлению соответствующего контакта между детьми и воспитателями. Дети и вне занятий легко обращаются к взрослым по разным поводам.

Центральными обращениями, способствующими развитию речи, являются те, которые касаются способов действий с игрушками и самого игрового процесса.

Но есть игрушки, утверждает Е.И. Тихеева, значение которых как стимулов для проявления речи детей велико. Это игрушки, изображающие одушевленные предметы: животные, людей.

Нет ни одной игры, которая выдвигала бы столько поводов для проявления речи детей, как игра в куклы.

«Игра в куклы, обслуживая их, дети приобретают ряд навыков, связанных с повседневной бытовой, трудовой жизнью, для них наиболее близкой и понятной, навыков, которые они закрепляют в игре и каждый из которых требует речевого сотрудничества».

Среди разнообразных видов организованных занятий по развитию речи детей Е.И. Тихеева придает особое значение играм с мелкими, дидактически подобранными игрушками. Игрушки эти подбираются по категории: люди, жилища людей, средства передвижения, животные, птицы, овощи, фрукты, орудия труда.

По мнению С.Л. Новоселовой, в процессе настольно-печатных игр дети усваивают и закрепляют знания в практических действиях не с предметами, а с изображением на картинках. К таким играм относятся: лото, домино, парные картинки, рассматривание картинок на кубе.

Занятия с кубом полезны для тренировки движений пальцев, что оказывает влияние на развитие активной речи. Особую роль в речевом развитии детей отводит С.Л. Новоселова словесным и дидактическим играм. В словесной дидактической игре дети учатся мыслить о вещах, которые они непосредственно не воспринимают, с которыми в данное время не действуют.

Эта игра учит опираться в решении задачи на представление о ранее воспринятых предметах.

В словесных играх, утверждает А.К. Бондаренко, ребенок учится описывать предметы, отгадывать по описанию, по признакам сходства и различия, группировать предметы по различным свойствам, признакам, находить алогизмы в суждениях, самому придумывать рассказы с включением «небылиц» и так далее.

Игровые действия в словесных играх формируют слуховое внимание, умение прислушиваться к звукам; побуждают к многократному повторению одного и того же звукосочетания, что упражняет в правильном произношении звуков и слов.

Дети должны слышать обращенную к ним речь и должны говорить сами. «Игры и занятия с детьми, которые мало говорят, содействуют последовательному накоплению их пассивного запаса слов.

Пополнение пассивного запаса слов опережает рост активного даже и тогда, когда дети овладели механизмом речи. Совершается это за счет речи, которую ребенок слышит.

Поэтому педагог не должен произносить лишних не нужных слов, но он не должен ударяться и в противоположную крайность: необоснованно скупиться на слова, лишать детей восприятия содержательного, развивающего слова, обуславливающего развитие их собственной активной речи».

Источник: https://cyberpedia.su/12x132e6.html

«Современная практика использования дидактических игр для развития дошкольников с ОНР вне занятий»

«Современная практика использования дидактических игр для развития дошкольников с ОНР вне занятий»

  • Н.М. Яковлева учитель-логопед
  • Л.А. Степанова педагог-психолог

детский сад №41 «Кораблик» г.Серпухов

Игры помогают специалистам детских образовательных учреждений компенсирующего вида, а также родителям дошкольников для самостоятельных занятий с детьми.

Известно, что даже элементы ОНР могут в той или иной степени оказывать отрицательное влияние на способность ребенка приобретать новые знания, умения и навыки.

Логопедическое и психологическое воздействие представляет собой педагогический процесс, в котором реализуются задачи корригирующего общения и воспитания. Эти задачи решаются с помощью дидактической игры.

Коррекция нарушений в развитии детей проводится с учетом ведущей деятельности. У детей дошкольного возраста она осуществляется в процессе игровой деятельности, которая становится средством развития аналитико-синтетической деятельности, моторики, сенсорной сферы, обогащения словаря, усвоения языковых закономерностей, формирования личности ребенка.

У дидактической игры две цели: одна из них – обучающая, которую преследует взрослый, а другая – игровая, ради которой действует ребенок. Необходимо, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала.

У детей дошкольного возраста коррекция нарушения развития в процессе игровой деятельности, которая становится средством развития моторики, сенсорной сферы, обогащения словаря, усвоения языковых закономерностей, формирования личности. Ряд дидактических игр, основан на следующих принципах:

  • дидактическая игра должна опираться на программный материал
  • дидактическая игра должна способствовать вовлечению в коррекционный процесс
  • назначение предметов, картинок, пособий, смысл вопросов, условия игр должны быть ясны и понятны детям
  • пособия, используемые логопедами и психологами при проведении игр, должны быть внешне привлекательными.

Настольно-печатные игры разнообразны по содержанию, обучающим задачам, оформлению. Они помогают уточнить и расширить представления детей об окружающем мире, систематизируют знания, развивают мыслительные процессы.

Автор одной из первых педагогических систем дошкольного воспитания Фридрих Фребель был убежден, что задача первоначального образования состоит не в учении в обыкновенном смысле этого слова, а в организации игры.

Он разработал систему дидактических игр, которая представляет собой основу воспитательно-образовательной работы с детьми дошколятами. В эту систему вошли дидактические игры с разными игрушками, материалами (мячом, кубиками, цилиндрами, шнурочками).

Игры располагаются строго последовательно по принципу возрастающей сложности обучающих задач и игровых действий.

Также известна и другая система дидактических игр, автором которой является Мария Монтессори. Она создала интересные дидактические материалы для сенсорного воспитания.

Это такие материалы как клавишные доски, рамки с застежками, кубы вкладыши, они устроены так, что ребенок может самостоятельно обнаружить и исправить свои ошибки, развивая при этом волю и терпение, упражняя свою активность, развивая мелкую мускулатуру рук, что является важным для коррекционного обучения.

В последнее время поиски ученых идут в направлении создания серии игр для полноценного развития детского интеллекта, которые характеризуются гибкостью, инициативностью мыслительного процесса, переносом сформированных умственных действий на новое содержание. В таких играх часто нет фиксированных правил, напротив дети становятся перед необходимостью выбора способов решения задачи. Авторы называют эти игры развивающими.

Логопедическое лото-мозаики помогает закрепить правильное произношение звуков, в таких играх появляется азарт, дух соревнования ( «Зоологическое лото», «Сказки», «Логопедическое лото» и т.д.).

Особое место занимают сюжетно-дидактические игры-инсценировки:

  • дети выполняют определенные роли в играх типа «Магазин», «Пекарня», «Ателье»
  • игры-инсценировки помогают разговорить ребенка, при постановке звуков, если ребенок стеснителен, то в бытовых ситуациях ( «кукла заболела», «покормить Машу» и т.д.) ребенок незаметно для себя ответит на вопросы педагога и отработает (автоматизирует) звуки.

Дидактические игры с предметами очень разнообразны по игровым материалам, содержанию, организации проведения. Игры с предметами дают возможность решать различные воспитательно-образовательные задачи:

  • развивать мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, различение, обобщение, классификация)
  • совершенствовать речь (умения называть предметы, действия с ними, их качества, назначение
  • описывать предметы и отгадывать загадки о них, правильно произносить звуки речи)
  • воспитывать произвольность поведения, памяти, внимания.

В одной и той же игре, предлагаемой детям разного возраста, отличают разные воспитательно-образовательные задачи конкретного содержания.

Например, в игре «Чудесный мешочек» дети младшего возраста учатся называть предметы, их признаки, среднего – определять предмет на ощупь (педагог может положить в мешочек игрушки на определенный звук). Дети, доставая, называют и педагог оценивает и анализирует речь ребенка), старшие – составляют описательный рассказ, классифицируют предметы по заданным признакам.

Читайте также:  Народный костюм – средство раскрытия образа русского крестьянина и крестьянки

Словесные игры отличаются тем, что процесс решения обучающей задачи осуществляется в мыслительном плане, на основе представлений и без опоры на наглядность. Поэтому их лучше проводить с более старшими детьми.

С их помощью создается эмоциональный настрой, вырабатывается быстрота реакции, умение понимать юмор (потешки, прибаутки, загадки, перевертыши, построенные на диалоге). Интересны игры ещё и тем, что дети решают игровую задачу (узнают время года, признаки и т.п.

) при восприятии фрагментов из литературных произведений. Учат детей слушать, воспитывает эстетические переживания, развивает образное мышление.

Огромное педагогическое значение имеют игры-предположения ( «что было бы, если бы была все время весна? не было воды? и т.д.) разработанные А.И. Сорокиной: они развивают логическое мышление, воображение.

Ценность игры-беседы заключается в том, что она предъявляет требования к активизации эмоционально-мыслительных процессов: единства слова, действия, мысли и воображения детей.

Игра-беседа воспитывает умение слушать и слышать вопросы учителя, вопросы и ответы детей, умение сосредоточивать внимание на содержании разговора, дополнять сказанное, высказывать суждение. Все это характеризует активный поиск решения поставленной игрой задачи.

Немалое значение имеет умение участвовать в беседе, что характеризует уровень воспитанности. Основным средством игры-беседы является слово, словесный образ, вступительный рассказ о чем-то. Результатом игры является удовольствие, полученное детьми.

Перечисленными типами игр не исчерпывается, конечно, весь спектр возможных игровых методик. Однако на практике наиболее часто используются указанные игры, либо в «чистом» виде, либо в сочетании с другими видами игр: подвижными, сюжетно-ролевыми и др.

Дидактические игры используются на занятиях и в самостоятельной деятельности детей, где дети должны овладеть практическими навыками, готовящими их к жизни.

Играя ребенку, предоставляется широкое поле для фантазии и творчества. Игровые упражнения нужно проводить в спокойной и доброжелательной атмосфере.

Количество предлагаемых ребенку заданий должно соответствовать его индивидуальным возможностям.

Ни в коем случае не следует форсировать выполнение работы, упрекать детей в том, что они чего-либо не умеют. Важно не только чему-то научить ребенка, но и вселить в него уверенность в себе, воспитать умение отстаивать собственное решение.

У детей при ряде речевых нарушений отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук. Такие авторы, как Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева, Н.И.

Кузьмина описывают отдельные приемы по развитию моторики у детей с задержкой речевого развития и у детей с ОНР. Малышам дают катать пальчиками деревянные шарики различного диаметра, вовлекая в движение все пальчики.

Занятия конструированием из кубиков, собирание пирамидки, перекладывание пуговки, карандашей, спичек.

Затем более сложные задания: застёгивание пуговиц, завязывание, развязывание узлов, шнуровка (Дидактические игры «Зашнуруй маме сарафан» «Шнуровка сюжетных картинок»).

Настольно-печатные игры очень распространены и устроены по принципу разрезных картинок, складных кубиков, на которых изображение сюжетов делятся на части. Эти игры способствуют развитию логического мышления, сосредоточенности, внимания.

Для дошкольников складывание целого из частей — сложный процесс осмысления. В настоящее время популярны пазлы, где картинки разделены на множество.

Таким образом игра является как раз той деятельностью, которая создает оптимальные условия для обучения детей, является наиболее эффективным средством коррекционной работы по развитию речи у детей с ОНР.

Дидактические игры учитывают возрастные, нравственные мотивы деятельности, принцип добровольности, право самостоятельного выбора и самовыражение. Если основываться на этих принципах, то общее развитие ребенка будет проходить успешно, и одновременно эти игры будут доставлять удовольствие детям.

https://www.youtube.com/watch?v=fLTwQdx6s1E

Таким образом, изучив и обосновав игровые методы, использованные в коррекционной работе по предупреждению нарушений лексического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня, можно сказать, что дидактические игры это одно из лучших средств воздействия на детей такого типа.

Работая с помощью игровых методов, можно достичь определенных успехов по коррекции нарушений лексики у детей с общим недоразвитием речи дошкольного возраста.

Но все же большинство детей, не достигших возрастной нормы, требуют продолжения систематической коррекционной работы в форме игры, различных игровых упражнений, проявляя в работе как можно больше творчества.

Ведь игра является как раз той деятельностью, которая создает оптимальные условия для обучения детей, является наиболее эффективным средством коррекционной работы у детей с ОНР.

Источник: http://doshkolnik.ru/logopedia/17620.html

Игровые технологии в коррекционной работе с детьми с ОНР

Понятие «игровые технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются познавательной направленностью.

Игровая форма занятий создается игровой мотивацией, которая выступает как средство побуждения, стимулирования детей к различным видам деятельности.

Реализация игровых приемов и ситуаций на занятиях проходит по таким основным направлениям:

дидактическая цель ставится перед детьми в форме игровой задачи;

воспитательно-образовательная деятельность подчиняется правилам игры;

в образовательную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;

успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы:

обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;

познавательные, воспитательные, развивающие;

репродуктивные, продуктивные, творческие;

коммуникативные, диагностические, психотехнические и др.

Специфику игровой технологии в значительной степени определяет игровая среда: различают игры с предметами и без предметов, настольно-печатные; комнатные, уличные, на местности, компьютерные и с ТСО, а также с различными средствами передвижения.

Психологические механизмы игровой деятельности опираются на фундаментальные потребности личности в самовыражении, самоутверждении, саморегуляции, самореализации.

Содержание детских игр развивается последовательно: предметная деятельность, отношение между людьми, выполнение правил общественного поведения.

Целью игровых технологий является решение ряда задач:

дидактических (расширение кругозора, познавательная деятельность; формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности и др.);

развивающих (развитие внимания, памяти, речи, мышления, воображения, фантазии, творческих идей, умений устанавливать закономерности, находить оптимальные решения и др.);

воспитывающих (воспитание самостоятельности, воли, формирование нравственных, эстетических и мировоззренческих позиций, воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности и др.);

социализирующих (приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды и др.).

Игровые технологии широко применяются в дошкольном возрасте, так как игра является ведущей деятельностью в этот период. Ролевой игрой ребенок овладевает к третьему году жизни, знакомится с человеческими отношениями, начинает различать внешнюю и внутреннюю сторону явлений, открывает у себя наличие переживаний и начинает ориентироваться в них.

У ребенка формируются воображение и символическая функция сознания, которые позволяют ему переносить свойства одних вещей на другие, возникает ориентация в собственных чувствах и формируются навыки их культурного выражения, что позволяет ребенку включаться в коллективную деятельность и общение.

Актуальность использования игры как средство коррекции обусловлено тем, что игра, являясь основным и любимым детьми занятием, позволяет быстрее и прочнее сформировать нарушенные психические процессы, личностные качества, моторику, интеллект. Точная и ранняя диагностика речевого нарушения и своевременно начатая коррекция, включающая в себя игротерапию, тем более актуальна, что процент детей с нарушениями речи возрастает с каждым годом.

Главными педагогическими задачами при работе с детьми с нарушениями речи являются следующие:

Развитие мелкой моторики мышц кистей;

Развитие координационных способностей;

Совершенствование  функции дыхания в процессе выполнения игр и игровых упражнений;

Формирование фонетического слуха;

Развитие устной речи;

Формирование четкости артикуляции;

Формирование зрительно-двигательной координации в процессе выполнения игровых упражнений.

Условно игры для детей с нарушениями речи можно поделить на следующие виды:

В системе коррекционной работы с детьми с нарушениями речи следует включать игры, игровые упражнения, которые повышают умственную активность, совершенствует речевые навыки, способствующие развитию психических процессов, повышают эмоциональную активность детей.

Логопедическая работа по коррекции нарушений речи у различных категорий аномальных детей имеет свою специфику.

Логопед специфическими методами и приемами добивается правильного произнесения ребенком звука, автоматизации его, и игра является одним из способов обучающего процесса детей.

В процессе исправления речевых дефектов и воспитания личности ребенка в целом моделируются различные ситуации речевого общения, которые лучше всего и легче воспринимаются ребенком в ходе игры,  которая и относится к практическим методам логопедического воздействия.

Игры на развитие речевого слуха

Слова  могут звучать громко и тихо.

«Слова могут звучать быстро и медленно”.

Цель данной игры –

Источник: http://mdou14amursk.ucoz.ru/load/igrovye_tekhnologii_v_korrekcionnoj_rabote_s_detmi_s_onr/1-1-0-5

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector