Изучение азбуки с дошкольниками в детском саду

Изучение азбуки с дошкольниками в детском саду

Перед каждой мамой рано или поздно встает задача обучения своего малыша алфавиту. И сразу возникает масса вопросов: с какого возраста начинать обучение алфавиту, как учить алфавит правильно, как вызвать интерес к занятиям у ребенка, какие методы самые эффективные?

Всем родителям хочется, чтобы именно их ребенок был самым умным, самым развитым, самым продвинутым. Но не все подходят к вопросу обучения разумно.

Некоторые мамы начинают настойчиво вбивать знания в голову ребенку с самого раннего возраста, не заботясь о последствиях подобных действий для его нервной системы.

Есть и те, кто считает, что русский алфавит для детей раннего возраста не является жизненно необходимым, ссылаясь на то, что это работа школьных учителей. Что же говорят специалисты?

В каком возрасте изучение алфавита для малышей будет посильным занятием?

Оптимальный возраст для того, чтобы представить алфавит детям – 3 года, так советуют психологи. Но нужно учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка.

Например, при наличии логопедических проблем, в первую очередь, нужно заняться ими. Ведь если малыш неправильно произносит какие-то звуки, ему будет трудно запомнить, как читается та или иная буква.

Тем не менее, изучение алфавита в раннем возрасте имеет свои преимущества:

  • Во-первых, в возрасте до 5 лет ребенок очень быстро усваивает все новое.Запомнить буквы алфавита для детей раннего возраста не представляет никаких трудностей.
  • Кроме того, чем раньше ваш малыш выучит буквы, тем раньше начнет складывать их в слова и предложения. И тогда он не будет бледно выглядеть в первом классе на фоне активно читающих одноклассников, которых, наверняка, будет большинство.

Как вызвать интерес ребенка к изучению алфавита?

Важно с самого раннего возраста показать малышу, что книги – это источник увлекательных историй и сказок. Для этого необходимо читать крохе каждый день, рассматривать вместе иллюстрации к тексту, обсуждать и пересказывать прочитанное.

Книги должны окружать ребенка с раннего детства. Для самых маленьких сейчас продаются книжки с толстыми картонными листами, книжки для купания, их можно давать малышу без боязни, что он их порвет или покусает. Также дети должны видеть вокруг себя читающих взрослых. Все это, непременно, пробудит у них интерес к печатному слову.

Изучаем русский алфавит правильно

  • Учим алфавит играя – это самое важное правило. Детям нравится играть в алфавит, главное, чтобы это действительно была игра, и взрослый принимал в ней равное участие. Иначе ребенок быстро утратит интерес к науке, начнет уставать, капризничать.
  • Как уже было сказано, алфавит для самых маленьких – игра, а она не терпит серых красок. Используйте наглядные пособия красивых ярких цветов. Сейчас можно купить или скачать русский алфавит для детей на любой вкус, варианты оформления и расцветки представлены в огромном ассортименте.
  • Занятия желательно проводить утром, концентрация внимания в это время у детей самая высокая.
  • Алфавит учим хотя бы по несколько минут, но регулярно, желательно, ежедневно. Необязательно все занятия проводить дома, можно учиться в транспорте, в магазине, на улице. Пусть малыш ищет знакомые буквы на вывесках, рекламных плакатах и объявлениях.
  • Детям быстро надоедят однообразные уроки, даже проводимые в игровой форме. Необходимо проявить выдумку и фантазию. Например, алфавит-раскраска для детей станет приятным занятием, и буквы запомнятся как будто сами по себе. А на следующее занятие можно предложить крохе другой вид деятельности (например, обучение алфавиту с помощью видеоуроков и т.д.)
  • Порядок знакомства с буквами необходимо выстроить таким образом, чтобы ребенок мог уже из первых выученных буковок составлять слоги и слова. Начать рекомендуется с гласных, затем понемножку добавлять согласные. Если вы занимаетесь по букварю или азбуке, этот совет вам не пригодится, ведь там уже все предусмотрено. Но и алфавитный порядок ребенку необходимо знать, только учить буквы русского алфавита по порядку нужно позже.

 

Учим русский алфавит, используя специальные пособия

  1. Выбор обучающих пособий зависит от возраста ребенка, его предпочтений и вкусов, а также от финансовых возможностей родителей. Если вы решили приобрести развивающий алфавит для детей, хорошим вариантом являются кубики Зайцева.

     По ним можно обучать ребенка любого возраста, даже грудничка, ведь для каждой возрастной группы существует своя методика.

  1. Тем родителям, у которых совсем нет времени заниматься с ребенком, можно посоветовать приобрести так называемый говорящий алфавит для детей.

    Он станет замечательным развлечением. Это пособие представляет собой плакат или таблицу с буквами, на которые можно нажимать и слышать не только звучание самой буквы, но и слова, начинающиеся с нее.

  1. Увлекательным занятием для ребенка станет магнитная азбука, ведь крепить буквы с магнитиками можно прямо на холодильник.

    Ее прелесть еще и в том, что занятая мама может сэкономить себе время, одновременно занимаясь с малышом и нарезая овощи на борщ.

  1. Ребенку с 3 лет обязательно нужна красочная азбука с картинками. Она бывает не только в привычном для нас книжном формате.

    Сейчас появились электронные азбуки, только они подойдут детям лет с четырех. Над кроватью можно повесить алфавит для детей в картинках, тогда засыпая и просыпаясь, ребенок будет его рассматривать и потихоньку запоминать.

  1. Хорошее пособие для обучения – развивающие мультики на DVD или онлайн.

     Конечно, крохе нельзя много времени проводить у компьютера или телевизора, здесь его нужно ограничить. Но и пренебрегать такими возможностями не стоит. Мультипликационный формат позволяет добиться стопроцентной концентрации внимания, и, как следствие, хорошего усвоения материала. Выбор таких мультиков в магазинах огромен.

    Для примера хотелось бы упомянуть «Учимся читать» Роберта Саакянца. По сюжету умный филин обучает буквам и чтению зайчонка, который попал в беду и не может написать письмо маме. После каждодневного просмотра этой истории ребенок 3-4 лет в течение месяца незаметно запоминает все буквы.

Занимательные уроки Р. Саакаянца — Азбука для малышей

Множество идей можно почерпнуть из интернета, в том числе и со страниц нашего сайта. Ниже приведены ссылки лишь на некоторые полезные материалы, находящиеся на страницах нашего портала.

Изучаем алфавит — дидактический материал и дидактические игры

Как можно играть в буквы русского алфавита с ребенком?

Полезных игр для изучения букв можно придумать великое множество, все зависит от фантазии родителей. Какие-то игры ребенку понравятся больше, какие-то меньше, все дети индивидуальны. Зная особенности своего ребенка, можно составить для него максимально эффективный план игровых занятий.

  1. Испеките малышу вкусное печенье в форме буковок — для него это будет замечательным сюрпризом. Игра состоит в том, что перед тем как съесть сладкую букву, ребенок должен будет назвать несколько начинающихся с нее слов. Предложите крохе обвести букву пальчиком.
  1. Карточки с буквами можно купить в магазине, а можно найти в интернете красивый алфавит для детей, распечатать его в виде прямоугольников на цветном принтере, и карточки готовы. Сначала нужно показать букву малышу, четко произнести ее и попросить его повторить. Когда малыш начнет запоминать буквы, можно поиграть с ними в прятки: спрятать 2-3 карточки в комнате и искать их вместе. Последние три выученные буквы полезно вешать на стену в детской на пару дней, чтобы они все время попадались ребенку на глаза. Придумайте свои варианты игр с карточками вместе.
  1. Есть про алфавит игры, в которые можно играть всей семьей и от души повеселиться. Например, изображая буквы пантомимой, дети получат массу положительных эмоций. Лепка из соленого теста или пластилина, рисование яркими карандашами, вырезание сделают процесс запоминания максимально эффективным.

Изучаем алфавит, охота за буквами — Развивающие игры для детей

Стоит ли учить в 3 года иностранный алфавит?

В этом вопросе мнения родителей кардинально расходятся. Некоторые папы и мамы жалеют своих малышей, считая, что и алфавит русский для детей достаточно сложен, а тут еще и английский или французский.

Другие же ссылаются на специалистов, которые утверждают, что мозговая активность трехлетки в разы превышает активность взрослого человека, и этим нужно воспользоваться по максимуму.

Единого мнения не существует, нужно ориентироваться на своего ребенка.

Главное – не допускать переутомления, негативных эмоций, пусть процесс знакомства с новыми буквами станет для ребенка приятным и увлекательным.

Источник: http://www.rastut-goda.ru/preschool-child/7867-russkij-alfavit-dlya-detej-sovety-i-rekomendatsii.html

Азбука для дошкольников

Азбука для дошкольников

В наше время, т.е. когда родители были маленькими, изучение букв начиналось перед поступлением в школу. Это происходило в детский садах в старших группах. Изучением с ребятами алфавита занимались воспитатели и учителя младших классов.

Настоящее время диктует другие условия. Родители начинают заниматься с малышами до школы.

Идеального возраста для изучения алфавита не существует.  Некоторые педагоги и исследователи предлагают изучать его с 2-3 месяцев, развешивая в зоне видимости ребенка карточки и таблички с изображением букв.

Более осторожные ученые предлагают начинать  с 1-2 лет, когда малыш начинает ходить и активно впитывает всю новую информацию. Большинство же педагогов склоняются к мысли, что занятия с буквами нужно проводить не раньше 3-х лет, а оптимальный возраст таких занятий от пяти до шести лет.

В этом возрасте ребенок уверенно и связно говорит, может продолжительное время сосредоточиться на интересующих его занятиях.

Очень важно не отбить охоту у малыша с первых занятий осваивать азбуку. Обучение нужно проводить в игровой и непринужденной форме. Нет необходимости давать сложные задания и ставить оценки. Азбука для дошкольников должна стать увлекательной игрой.

Начальные знания о буквах нужно преподнести ребенку не навязчиво и кратковременно. Делать это нужно почаще, контролируя, как малыш усвоил и запомнил полученные знания.

В старшем возрасте занятия могу быть дольше, а задания сложнее. Не переусердствуйте, если ребенок теряет интерес, злиться и раздражается, переключите его внимание на другие игры.

На первом этапе важнее не продолжительность, а регулярность занятий.

Хорошим пособием для начальных занятий может стать говорящая азбука для дошкольников. Буквы могут проговаривать родители, а может это делать и специально изготовленный алфавит, в котором при нажатии на букву, приятный голос ее проговаривает.

Буквы, которые будут изучаться первыми должны сильно отличаться от других по написанию, например, С, И, Ш, К, О. Избегайте изучения на одном занятии букв родственных по графическим очертаниям.

Малыш должен знать, как звучат и что означают буквы. Как правило, возле букв изображают предметы хорошо знакомые ребенку.

Буквы должны окружать ребенка повсюду. Это могут магниты на холодильнике, картинки или карточки с азбукой. Даже печенья, конфеты или макароны, могут быть выполнены в виде букв.

На следующем этапе занятий, предложите малышу самому найти и показать заданную вами букву. Торопить событие не нужно. Прежде чем рассказывать о новых буквах, убедитесь, что ребенок усвоил пройденный материал.

Для обучения можно использовать специальные пособия или наборы «Азбука для дошкольников». В них входят красочно оформленные карточки или кубики с изображением букв.

Для разнообразия и повышения интереса малыша можно включить в процесс обучения слуховые или же тактильные ощущения. Можно предложить карапузу изобразить знакомые буквы с помощью пальцев рук, вылить их из пластилина или выложить пуговицами.

Попросите малыша назвать предметы, начинающиеся на определенную букву.  Полезным будет чтение малышу стихотворений и историй про азбуку или приключения букв. Литературные образы очень хорошо запоминаются.

Можно самим изготовить интересные игры с буквами.

Возьмем карточки с буквами и разрежьте их на две или три части. Предложите ребенку отыскать не достающие части и поставить их на место.

На листе бумаге нужно вырезать отверстия различной формы так, чтобы закрывая им карточки с буквами, ребята видели только часть буквы. Малыш должен угадать букву, которая выглядывает из «окна».

Азбука для дошкольников является первой ступенькой для обучения ребенка чтению. Поэтому чем раньше малыш познакомится с азбукой, тем раньше начнет читать.

Источник: https://dialogimam.com/article/azbuka-dlya-doshkolnikov

Грамота для малышей

Грамота для малышей

В наше время обучение грамоте дошкольников стало актуальной проблемой, так как в школу современные дети должны идти уже подготовленными.

В процессе обучения детей элементам грамоты, развитию осознания ребенком речи должно быть положено удовлетворение естественной потребности ребенка познавать мир игровым способом, который очень заинтересовывает его, побуждает к активному проявлению творческих способностей и тому подобное.

Поэтому для обучения детей элементам грамоты необходимо подбирать много игр и упражнений, игровых заданий, которые можно проводить в повседневном общении с детьми и в форме занятий со старшими дошкольникам.

Дидактические игры при обучении грамоте

Обучение грамоте дошкольников желательно осуществлять, используя в работе дидактические игры, упражнения и игровые задания, авторские сказки, стихи, загадки, способствующие воспитанию интереса к родному языку, печатному слову, книгам; служить и другим целям, общим для работы по развитию речи и психических процессов (восприятия, мышления, памяти, воображения, чувств), расширению круга представлений об окружающей среде; формированию характерного для нашего общества представления о качествах, желательных для представителей определенного пола.

Обучение элементам грамоты поможет детям осознанно овладеть азами мира грамоты для приобретения в дальнейшем любых специальных знаний, умений и навыков, усвоения различных видов деятельности, а также будет способствовать гармонизации отношений, развитию потенциальных возможностей, внутренней свободы и самостоятельности, формированию и совершенствованию социально значимых личностных качеств участников педагогического взаимодействия взрослого и ребенка.

Обучение грамоте на занятиях и вне

Обучение грамоте дошкольников и работа по обучению детей составному анализу слов должна осуществляться в ходе занятий и в повседневной жизни. Только тогда дети хорошо овладеют основным способом чтения (слитным считыванием двух букв, которые обозначают сочетание согласного звука с гласным звуков).

В повседневности можно предложить детям игру «Новоселы» с вариантами и игру «Путешествие по полянке» и другие.

Интерес к звукам и буквам, печатному слову дети проявляют в разном дошкольном возрасте (иногда и в раннем). Взрослые должны поддержать и удовлетворять этот интерес в играх, упражнениях, заданиях.

Обучение грамоте дошкольников — формы

Чаще всего обучение грамоте дошкольников организуется во время специальных речевых занятий, и привлечение детей к работе по обучению элементам грамоты в буквенном периоде происходит по двум формам обучения:

  • на тематических занятиях по группам (до 15 детей) или индивидуально-групповых (4-8 детей) примерно один раз в неделю;
  • индивидуальных (1-4 ребенка) в дошкольном учебном заведении или в условиях семьи ежедневно в повседневной жизни, в течение дня.

Каждое занятие имеет четкие структурные компоненты (тему, цель, материал, ход занятия, должно содержать конкретные игровые задания, игры, упражнения, загадки, стихи и др.).

Структура занятия по обучению грамоте

Основная часть каждого занятия должна быть разделена на логически взаимосвязанные между собой частицы, имеющие свое название (по видам работы, методами и средствами, которые доминируют в каждой из них) и нумерацию (например: 1. Работа над загадками; 2. Рассматривание рисунка и беседа по содержанию; 3. Работа с предложением; 4. Упражнение «Назови слово со звуком [в]»; 5. Работа над звуковым анализом слов и тому подобное).

В основной части таких занятий важное место должна занимать работа по закреплению звуков и ознакомление детей с буквами, которые имеют определенную последовательность:

Обучение грамоте дошкольников — варианты работы

Выделение звука изучаемого языка

Выделение звука изучаемого языка (звуков, если они обозначаются одной буквой, например: [д], [д'] — Дд), обозначенного заданной буквой.

Работа с картинками

а) рассматривание с детьми предметных картинок, в названиях которых есть нужный звук (звуки), который находится в удобной для выделения позиции: гласный звук, который выделяется детьми, составляет отдельный состав (например, из слова огурец легко выделяется звук [о], согласный звук должен стоять в составе за пределами слияния согласного с гласным (например, со слов кит, кот легко выделяются звуки [т], [т'];

б) выделение нужного звука (звуков) из слов при восприятии стихов, потешек, скороговорок, загадок, в которых нужный звук (звуки) слышится особенно часто.

Например: для выделения звука [м] можно предложить стихотворение Т. Коломиец про обезьян.

Дети на слух определяют, какой звук (звуки) чаще слышится в словах.

Активное произнесение звуков

Активное произнесение выбранного звука (звуков) детьми, наблюдения за артикуляционными особенностями и отнесением к гласным или согласным звукам. Объяснение звукового значения нужного звука воспитателем.

Припоминание слов со звуком

Припоминание слов с произнесенным звуком (звуками), определение его места в произнесенных словах. Важно, чтобы среди предложенных предметов или предметных рисунков, были и такие, в названиях которых звук (звуки), который изучается, отсутствовал. Это значительно усиливает внимание, мышление, фонематический слух и внимание.

При этом используется дидактическая игра или упражнение на анализ звуковых схем (моделей) слов (не более двух), предложенных воспитателем в предметных рисунках или в устной форме.

Самостоятельный подбор слов

Самостоятельный подбор слов со звуком (звуками), который изучается, в ходе игры или упражнения.

Например, упражнение «Назови имя девочки или мальчика) со звуком [к]»; демонстрация или рисование звуковых схем (моделей) слов: обозначение каждого звука слова соответствующей фишкой, например: -о- (мак).

Ознакомление со звуком

Ознакомление со звуком (звуками) и соответствующей буквой. Рассматривание новой буквы (большой и малой) и фишек-человечков, размещенных возле нее. Выяснение последних, если они отсутствуют на рисунке, и дорисовка или прикладывание необходимых фишек, обозначающих нужный звук (звуки) и тому подобное.

Сравнение большой и малой букв, звуков и букв, букв с предметами и объектами окружающей действительности (например: «Что (кого) вам напоминает буква К?»); стимулирование детей к вопросам, рассуждениям, умозаключениям детей относительно звуков и букв и др.

Сравнение новой буквы с образами

Выяснение детьми, почему именно эти фишки-человечки стоят возле буквы (Например, потому, что это большая и малая буквы Мм, обозначающие твердый и мягкий согласные звуки: [м], [м']).

Сравнение новой буквы с образами предметов или явлений, которые возникают у детей на основе их чувственного опыта.

Например: рассматривая букву Тт, дети определяют, что она похожа на дерево, остановку автобуса, дорожный знак, молоток, швабру. Это усиливает мышление, речь, память, воображение дошкольников.

Слушание стихотворения про букву (желательно, чтобы в нем был описание ее внешних признаков для лучшего запоминания).

Показ новой буквы

Показ новой буквы палочками (бумажными полосками, большими пуговицами и т.п.) по желанию детей, рисование пальчиком в воздухе, раскрашивание, штриховка изображения буквы, «печатание» и тому подобное.

Привлечение детей к звуко-буквенному анализу

Привлечение детей к элементарному звуко-буквенному анализу слов (последовательное называние звуков слова; показ слова из знакомых букв разрезной азбуки; отыскивание и показ новой буквы (большой или малой) под (над) звуковыми фишками в модели слова, сказанного ранее); индивидуальное чтение схемы (модели) слова за звуковыми фишками и буквами.

Чтение слогов

Чтение слогов (открытых, закрытых), слов в столбиках, предложений с изученной буквой (на доске, по таблице во фронтальной работе); индивидуальное чтение по индивидуальным карточкам, в игровых упражнениях и дидактических играх с целью отработки умения читать новую букву.

В ходе такой работы с детьми нужно выполнять и задания на закрепление ранее изученного материала о слове, предложении, звуке, слогах, ударении слова.

Занятия со старшими дошкольниками, где дошкольников знакомят сразу с двумя буквами: Ии и Ы, строятся так, чтобы можно было привлечь детей к сравнению (найти отличное и подобное между двумя буквами), рассуждения и тому подобное следует помнить, что и в осуществлении звукового анализа слов, и в синтетической деятельности (формирование навыков составления слогов, слов из букв, чтение слогов, слов) возникают различные осложнения, связанные с возрастными (у детей 5-6 лет преобладает конкретно-образное мышление, а не логическое) и индивидуальными особенностями детей.

Поэтому не советуем увлекаться такими занятиями, где происходит знакомство с двумя буквами, а преимущественно посвящать осознанному изучению новой буквы на отдельных занятиях.

Во второй половине дня можно проводить задачи с «печатанием» букв, написание (карандашом, шариковой ручкой) изученной печатной буквы в тетрадях в клеточку, линейку, игры на закрепление учебного материала, индивидуально-парную работу с детьми с тетрадью-пособием (есть разные варианты от разных издательств).

В ходе занятий и в повседневном общении с детьми желательно подбирать художественное слово с учетом интересов детей разного пола. Это положительно влияет на обучение грамоте дошкольников, способствует развитию познавательной и речевой активности детей, вызывает желание выучить стихотворение (стихотворения) наизусть, прочитать его самостоятельно и др.

Источник: https://podrastu.ru/razvitie/rechevoe/obuchenie-gramote-doshkolnikov.html

Наталья Варенцова — Обучение дошкольников грамоте. Для занятий с детьми 3-7 лет

Наталья Варенцова - Обучение дошкольников грамоте. Для занятий с детьми 3-7 лет

Настоящее пособие предназначено для развития у дошкольников звуковой стороны речи и ознакомления с основами грамоты. В книге содержатся программа, методические рекомендации и планы занятий для младшей, средней, старшей и подготовительной групп.

Книга адресована педагогам дошкольных образовательных учреждений.

Содержание:

Варенцова Наталия Сергеевна – кандидат педагогических наук; автор научных публикаций, посвященных проблемам овладения основами грамоты в дошкольном возрасте, подготовке детей к школе, развитию умственных способностей и познавательной активности дошкольников, преемственности дошкольного и начального общего образования.

Неумение читать или медленное чтение (побуквенное) является серьезной проблемой при обучении ребенка в школе. Кроме того, семилетнему ребенку труднее овладеть чтением, чем шестилетнему

Но прежде чем начать читать, ребенок должен научиться слышать, из каких звуков состоят слова, проводить звуковой анализ слов (то есть называть по порядку звуки, из которых состоят слова). В школе же первоклассника сначала учат читать и писать и только потом знакомят с фонетикой, морфологией и синтаксисом родного языка.

Оказывается, что детям в возрасте 2–5 лет чрезвычайно интересно заниматься звуковой стороной речи.

Этим интересом можно воспользоваться и ввести («погрузить») ребенка в удивительный мир звуков, открыть особую языковую действительность, где начинаются азы фонетики и морфологии русского языка, и таким образом привести к чтению к шести годам, минуя пресловутые «муки слияния» звуков посредством соединения букв («м и а — будет ма «).

Дети постигают определенную систему закономерностей родного языка, учатся слышать звуки, различают гласные (ударные и безударные), согласные (твердые и мягкие), сравнивают слова по звучанию, находят сходство и различие, делят слова на слоги, составляют слова из фишек, соответствующих звукам, и др.

Позже дети научаются делить речевой поток на предложения, предложения – на слова, знакомятся с буквами русского алфавита, составляют слова и предложения из них, употребляя грамматические правила написания, овладевают послоговым и слитным способами чтения. При этом обучение чтению не является самоцелью.

Эта задача решается в широком речевом контексте, дети приобретают определенную ориентировку в звуковой действительности родного языка, у них закладывается фундамент будущей грамотности.

Обучение по настоящему пособию рассчитано на детей 3–7 лет. Оно построено с учетом возрастных особенностей дошкольников и основывается на их избирательной восприимчивости к овладению грамотой. Дети 3–5 лет занимаются звуковой стороной речи, проявляя при этом особую одаренность, а дети 6 лет с большим интересом осваивают знаковую систему, читают.

В результате обучения дети приходят в школу не только читающими, но и способными анализировать устную речь, грамотно составлять слова и предложения из букв азбуки.

При обучении детей письму мы сознательно ограничиваемся подготовкой руки к письму. В младшем дошкольном возрасте (3–4 года) важным достижением является овладение произвольными движениями рук и пальцев.

При этом широко используется способность детей к подражанию: ребенок подлаживает свои движения к определенной мерке взрослого, изображая любимый персонаж. В старшем дошкольном возрасте (5–6 лет) дети овладевают непосредственно графическими умениями и пишущим инструментом (фломастером, цветным карандашом).

Дошкольники обводят по контуру очертания домиков, заборчиков, солнышка, птичек и т. д.; штрихуют, достраивают и конструируют изображения букв. Дети учатся воспроизводить в рабочей строке различные предметные образы, приближенные к конфигурации печатных букв.

При обучении детей письму важно не столько научить их отдельным умениям, сколько сформировать у них весь комплекс готовности к письму: сочетание темпа и ритма речи с движениями глаз и руки.

Обучение проходит в увлекательной игровой форме.

Данное пособие состоит из нескольких частей: программы, методических рекомендаций по развитию у дошкольников звуковой стороны речи и ознакомлению их с основами грамоты и подробных планов занятий с описанием дидактического материала по всем возрастным группам.

Пособие предназначено для педагогов дошкольных образовательных учреждений. Оно также может быть полезно и родителям.

Настоящая программа включает три направления работы с детьми дошкольного возраста: развитие звуковой стороны речи, ознакомление со знаковой системой языка и подготовка руки к письму

Работа по формированию у детей звуковой стороны речи и ознакомлению с основами грамоты, прежде всего, связана с развитием познавательных способностей и воспитанием произвольности поведения.

Развитие умственных способностей детей происходит в процессе овладения действиями замещения звуков речи. Дети учатся моделировать как отдельные речевые единицы (слоги, звуки, слова), так и речевой поток в целом (предложения).

При решении познавательных задач они способны использовать готовые схемы, модели и строить их самостоятельно: делить слова на слоги, проводить звуковой анализ слов, делить предложения на слова и составлять их из слов и букв; сравнивать модели слов по звуковому составу, подбирать слова к заданной модели и т. д.

Развитие познавательных способностей способствует осознанному отношению детей к различным сторонам речевой действительности (звуковой и знаковой), ведет к пониманию некоторых закономерностей родного языка, формированию основ грамотности.

В процессе подготовки руки к письму у детей развиваются как познавательные, так и творческие способности. Сначала дошкольники овладевают произвольными движениями кистей и пальцев рук (изображают различные явления и объекты: дождь, ветер, кораблик, паровозик, зайчик, бабочку и др.); затем – графическими умениями при ознакомлении с элементами письменной речи.

Дети учатся кодировать речь и «прочитывать ее код», то есть моделировать речь принятыми в культуре русского языка знаками. Дошкольники конструируют, достраивают с помощью фломастеров или цветных карандашей отдельные объекты и явления: шалашики, солнышко, птичек, лодочки и т. п.

Подобные занятия способствуют развитию воображения, фантазии, инициативы и самостоятельности детей.

Основы грамоты рассматриваются в программе «как пропедевтический курс фонетики родного языка» (по Д. Б. Эльконину). Программа строится на материале методики, созданной Д. Б. Элькониным [1] и Л.E. Журовой [2] . Ознакомление ребенка с фонемной (звуковой) системой языка имеет значение не только при обучении его чтению, но и для всего последующего изучения родного языка.

Содержание программы построено с учетом возрастных особенностей детей дошкольного возраста и основывается на их избирательной восприимчивости к разным сторонам языковой действительности.

Программа для младшей группы включает в себя два раздела: развитие фонетико-фонематической стороны речи с целью подготовки детей к обучению звуковому анализу слов и развитие движений кистей и пальцев рук с целью подготовки руки к письму.

Работа по развитию у детей звуковой стороны речи направлена на совершенствование их артикуляционного аппарата и фонематического восприятия.

В ходе занятий детей знакомят со звуками окружающего мира, звуком как единицей речи. Вычленяя звуки из общего потока, дети распознают, кто или что издает их.

Затем в ходе звукоподражательных упражнений они учатся правильно произносить гласные звуки (а, о, у, и, ы, э) и некоторые согласные (м – мь, п – пь, б – бь, т – ть и др.)? кроме шипящих и свистящих.

Термины, характеризующие звук (гласные, согласные и т. п.), на занятиях не используются.

Источник: https://profilib.net/chtenie/84793/natalya-varentsova-obuchenie-doshkolnikov-gramote-dlya-zanyatiy-s-detmi-3-7-let.php

Изучаем алфавит

Изучаем алфавит

Почему-то большинство родителей, да и просто взрослых людей, считают, что алфавит и азбука это одно и то же. Наверное, тут все дело в том, что изучение букв в любой книжке идет по установленному алфавитом порядку. Хотя алфавит и азбука преследуют абсолютно разные цели.

Алфавит необходим для того, чтобы у каждой буквы было свое место. И он нужен исключительно для удобства и скорости поиска необходимой нам информации. Скажем, в словаре, справочнике или в записной книжке. А азбука создана с целью знакомства и изучения букв. Но никак не алфавита.

Хотя, конечно, поскольку большинство азбук составлено в порядке алфавита, то их можно использовать для его изучения.

Так как в большинстве своем люди задают поисковый запрос «Изучаем алфавит» или «Изучение алфавита», подразумевая знакомство с буквами, то речь в этой статье пойдет об изучении букв детьми.

Мы уже говорили про Азбуку для детей от 3 до 6 лет. В наше время к 7 годам большинство детей уже знают весь алфавит. Хотя в принципе для того, чтобы научиться читать совсем не нужно изучать алфавит.

Кстати сказать, я сама об этом узнала совсем недавно от замечательного педагога и автора курса «Скоро в школу: Игровая подготовка к школе» Татьяны Джало. А знаете почему алфавит не нужен на этапе обучения чтению? Потому что мы, когда читаем, пользуемся не алфавитом, а знанием звукопроизношения букв. Как известно, звуков намного больше, чем букв.

Но в большинстве своем родители начинают обучение чтению ребенка именно с изучения алфавита, считая, что это есть одно и то же. Поэтому если уж взялись за изучение алфавита, то изучайте его не как ряд букв, идущих в строгом порядке, а как звуки. Это куда важнее.

По опыту могу сказать лишь одно — куда проще обратиться к специалистам и шаг за шагом изучать алфавит правильно. Лучше конечно в игровой форме. И постоянно проводить аналогию звука с его написанием.

Например, попросить ребенка изобразить как рычит волк. Для этого необязательно брать в руки лист бумаги и садиться за парту. Вы можете просто прогуливаться по осеннему лесу, собирать для будущих поделок всякие природные материалы: листья, желуди, шишки. Между делом вспомнить кто водится в лесу.

Ребенок начнет перечисление диких зверей от белок с зайчиками до медведей. И непременно вспомнит про волков. Так вот, как дойдете до волков, то попросите ребенка прорычать. Дети очень любят выполнять подобные просьбы.

А если вы еще и подыграете им, например испугаетесь, попытаетесь спрятаться за деревом, то ребенок расхохочется, и в результате получится замечательная игра вкупе с познавательностью. Тут же можно взять палочку, расчистить участок земли и написать букву «Р». Повторить звук этой буквы и ни в коем разу не говорить, что это буква «РЭ».

Это «Р-р-р-р!» Иначе дети начинают путаться, и процесс обучения чтению затягивается. Игр с буквами полно. Их можно поискать в Интернет, можно посетить сайт «Читалочка», можно купить платный курс Татьяны Джало, и начать подготовку к школе всесторонне и серьезно, играя каждый день в самые разнообразные игры.

Ребенок и не поймет, что он проходит подготовку к школе. Такие вот чудеса. И читать постепенно научится. И считать. И еще много чему сможет научиться. Проверено на опыте многих родителей.

Отдельно стоит упомянуть знаменитые кубики Зайцева. Кто-то считает, что это довольно дорогое удовольствие. Хм… вопрос цены всегда был относительным. Тут важен результат.

Ребенок, играя с кубиками, не только изучает звуки букв, он учится их складывать в слоги и даже слова. Алфавит ребенок может и не выучит, но зато научится читать. Это подтверждается мнением многих мам. Не буду развивать тему игр с кубиками.

Тут можно написать целую книгу. Но я не могла не упомянуть о кубиках Зайцева. Идем далее.

Для успешного изучения алфавита можно читать сказки, стихи и рассказы про буквы. Один из них, веселый, есть на нашем сайте. Называется «Как девочка Оля училась читать».

Стоит учесть, что дети очень любят разукрашивать картинки. В Интернет есть буквы-раскраски. Дополнительно можно попросить ребенка самому придумать рисунок из буквы. Например, буква «Д» похожа на домик. Из буквы «О» легко нарисовать смайлик. В таком случае написание букв алфавита запоминается детьми быстрее и легче.

Хорошо бы иметь под рукой магнитную азбуку. Пусть буквы висят на холодильнике. Даже если вы не будете проводить занятия с малышом, а просто периодически при ребенке отрывать одну из букв и произносить ее звук, то ребенок автоматически начнет запоминать соответствие знака и звука.

Существуют еще говорящие азбуки. Их очень много. Есть в виде плакатов. Есть в виде книг. Выбирайте любую. Правда очень часто дети воспринимают говорящие азбуки как игрушки, которые им интересны в первые 5 — 10 минут. А потом я рекомендую, как мама первоклашки, эту азбуку периодически прятать. Иначе она будет лежать без всякого интереса.

Еще один из вариантов: выбирать среди макаронных изделий «Алфавит». Знаете, бывают такие макаронные изделия в виде мелких звездочек, зверушек и бабочек, а тут в виде букв. На полках магазинов можно встретить русский алфавит и английский. Смело кладите их в корзину и превращайте обед в учебно-познавательный процесс.

Дети обожают есть волшебные супчики и умнеть на глазах! Гласные буквы были против того, чтобы их съели, а вот согласные очень даже соглашались. Просто они любопытнее гласных и им хочется узнать что же творится у людей в животе. Тут и аппетит будет намного выше.

Можете печь блинчики в виде букв или предложить малышу украсить торт кремом в виде самых «трудных» букв.

Еще один очень важный момент! Поскольку изучение букв очень тесно связано со звуками, то вы должны быть уверены, что ваш ребенок умеет произносить все звуки правильно. Лучше всего проконсультироваться с логопедом. Если ребенок не умеет произносить правильно звуки, а вы начнете изучать с ним весь алфавит, то есть большая вероятность, что уже в школе ваш ребенок будет писать с ошибками.

В завершении этой статьи хочу напомнить, что помимо книг, игр, раскрасок и т. д. есть еще и развивающие мультфильмы, компьютерные игры и аудиокниги. Все это отличное подспорье для заботливых родителей и воспитателей. Один из мультфильмов по теме «Изучаем алфавит» я нашла в Интернет и хочу предложить его Вашему вниманию.

Успехов Вашим детям в обучении!

Источник: http://dp-adilet.kz/izuchaem-alfavit/

Звуки и буквы. как их правильно изучать. Часть 2 «Буквы»

Звуки и буквы. Как их правильно изучать.

Часть 2. «БУКВЫ»

Родители, имеющие детей дошкольного возраста, очень часто задают вопрос: каков возраст ребенка, с которого можно  и нужно начинать обучение его чтению? Подходящим моментом станет проявление интереса к чтению у самого ребенка. Среди других, многочисленных вопросов начнут появляться следующие: «А какая это буква? С какой буквы начинается мое имя? А что здесь написано?»

Предложенные рекомендации и приемы, думаю, станут хорошим подспорьем при изучении букв с детьми.

При изучении букв нужно помнить, что согласные должны произноситься так, как соответствующие данным буквам звуки. Например, буква К произносится не «ка» (как в названиях букв алфавита), а «к» (кратко). Не следует в период обучения чтению говорить с ребенком о названиях букв алфавита.

Можно дать понятие о гласных и согласных звуках. Обратите внимание ребенка, что гласные произносятся свободно, воздушная струя не встречает преграды, тогда как согласные произносятся с усилием: воздуху мешают выходить губы, зубы или язык.

Опираясь на эти ощущения ребенок никогда не перепутает гласный и согласный звук.

Порядок изучения букв может быть следующим:

А, О, У, И, Э, Ы, Н, Т, К, М, С, В, П, Л, Р, З, Б, Д, Г, Ф, Ш, Ж, Щ, Ч, Ь, Е, Я, Ю, Х, Ъ

Существует много разнообразных приемов, помогающих детям лучше запомнить зрительный образ букв. Например, буквы можно лепить из пластилина, выкладывать из палочек, спичек, мозаики, вырезать из цветной бумаги и т. д.

Хорошо зарекомендовал себя следующий прием. Возьмите листок из старой детской книжки и предложите ребенку зачеркнуть на нем ту букву, с которой вы его знакомите в данный момент. Например: «Зачеркни все буквы У на этой странице».  Большим подспорьем могут служить красочные вывески на улицах.  Многие из них выполнены стилизованным шрифтом. Предложите ребенку угадать, где какая буква.

После того, как ребенок хорошо запомнил несколько букв можно поиграть с ним в следующие игры.

Какой буквы не стало.

Для этой игры можно использовать самостоятельно приготовленные буквы или любую разрезную азбуку. Взрослый выкладывает на столе 3 – 4 буквы.

Ребенку предлагается назвать их и запомнить, в какой последовательности они расположены. Затем ребенок закрывает глаза, а взрослый убирает одну букву. Требуется угадать, какой буквы не стало.

Также можно поменять буквы местами, ребенок должен восстановить порядок.

Угадай, какая буква?

1 Нужно на ощупь определить, какая буква находится, например, в мешочке или на столе. Для этой игры подходят пластмассовые буквы.

2 Задуманную букву рисуем в воздухе ручкой, ребенок отгадывает, что это за буква. Во время этой игры взрослый должен стоять к ребенку спиной, чтобы не сработал эффект зеркальности.

Почини букву.

Предложите ребенку лист бумаги, на котором буквы «поломались», то есть некоторых элементов не хватает.  Попросите дописать недостающие элементы.

Реконструирование букв.

Например: из буквы П можно сделать букву Н, передвинув одну палочку и т. д.

Пусть обучение будет легким, интересным и веселым!

Удачи!

Логопед – дефектолог, специалист высшей категории, Яшкина Е. Н.

Звуки и буквы. Как их правильно изучать.

Часть 2. «БУКВЫ»

Родители, имеющие детей дошкольного возраста, очень часто задают вопрос: каков возраст ребенка, с которого можно  и нужно начинать обучение его чтению? Подходящим моментом станет проявление интереса к чтению у самого ребенка. Среди других, многочисленных вопросов начнут появляться следующие: «А какая это буква? С какой буквы начинается мое имя? А что здесь написано?»

Предложенные рекомендации и приемы, думаю, станут хорошим подспорьем при изучении букв с детьми.

При изучении букв нужно помнить, что согласные должны произноситься так, как соответствующие данным буквам звуки. Например, буква К произносится не «ка» (как в названиях букв алфавита), а «к» (кратко). Не следует в период обучения чтению говорить с ребенком о названиях букв алфавита.

Можно дать понятие о гласных и согласных звуках. Обратите внимание ребенка, что гласные произносятся свободно, воздушная струя не встречает преграды, тогда как согласные произносятся с усилием: воздуху мешают выходить губы, зубы или язык.

Опираясь на эти ощущения ребенок никогда не перепутает гласный и согласный звук.

Порядок изучения букв может быть следующим:

А, О, У, И, Э, Ы, Н, Т, К, М, С, В, П, Л, Р, З, Б, Д, Г, Ф, Ш, Ж, Щ, Ч, Ь, Е, Я, Ю, Х, Ъ

Существует много разнообразных приемов, помогающих детям лучше запомнить зрительный образ букв. Например, буквы можно лепить из пластилина, выкладывать из палочек, спичек, мозаики, вырезать из цветной бумаги и т. д.

Хорошо зарекомендовал себя следующий прием. Возьмите листок из старой детской книжки и предложите ребенку зачеркнуть на нем ту букву, с которой вы его знакомите в данный момент. Например: «Зачеркни все буквы У на этой странице».  Большим подспорьем могут служить красочные вывески на улицах.  Многие из них выполнены стилизованным шрифтом. Предложите ребенку угадать, где какая буква.

После того, как ребенок хорошо запомнил несколько букв можно поиграть с ним в следующие игры.

Какой буквы не стало.

Для этой игры можно использовать самостоятельно приготовленные буквы или любую разрезную азбуку. Взрослый выкладывает на столе 3 – 4 буквы.

Ребенку предлагается назвать их и запомнить, в какой последовательности они расположены. Затем ребенок закрывает глаза, а взрослый убирает одну букву. Требуется угадать, какой буквы не стало.

Также можно поменять буквы местами, ребенок должен восстановить порядок.

Угадай, какая буква?

1 Нужно на ощупь определить, какая буква находится, например, в мешочке или на столе. Для этой игры подходят пластмассовые буквы.

2 Задуманную букву рисуем в воздухе ручкой, ребенок отгадывает, что это за буква. Во время этой игры взрослый должен стоять к ребенку спиной, чтобы не сработал эффект зеркальности.

Почини букву.

Предложите ребенку лист бумаги, на котором буквы «поломались», то есть некоторых элементов не хватает.  Попросите дописать недостающие элементы.

Реконструирование букв.

Например: из буквы П можно сделать букву Н, передвинув одну палочку и т. д.

Пусть обучение будет легким, интересным и веселым!

Удачи!

Логопед – дефектолог, специалист высшей категории, Яшкина Е. Н.

Источник: http://dsad167.ru/vse-dlya-roditeley/konsultatsii/konsultatsii-logopeda/news161.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector