Изучение нотной грамоты через сказку

Изучение нотной грамоты через сказку

Автор: Княжева Марина Викторовна, воспитатель МБДОУ № 12 «Березка «, г. Киржач, Владимирская область.

Описание материала: Одним из ключевых приемов, которым можно заинтересовать, захватить, заставить проникнуть в тему беседы любую аудиторию, как взрослую, так и детскую, является история, сказка, притча. Захватить внимание детей, вызвать интерес к теме беседы легче всего с помощью сказки. Тогда дети, проникнув в «сказочную страну «, сидят, затаив дыхание, и слушают.

Наша, совместно с дочерью Ксенией сочиненная сказка, поможет освоить малышам 6-8 лет нотную грамоту, да и просто подружиться с музыкой и ее волшебными звуками.

Цель: Актуализация знаний детей по теме «Ноты «

Задачи: Вызвать у детей интерес к теме. Помочь освоить нотную грамоту.

Помочь понять, что мелодия состоит из отдельных нот. Учить выделять из мелодии отдельные звуки. Познакомить с понятиями «высокие и низкие голоса «, учить определять на слух высокие и низкие звуки.

Учить детей эмоционально воспринимать образное содержание сказки.

Учить «чувствовать » музыку, определять и передавать характер музыки в двигательных импровизациях или с помощью картинок-образов зверей и птиц.

Закреплять полученные ранее знания.

Предварительная работа: Прослушивание музыкальных произведений, музыкальные и двигательные импровизации, знакомство с нотным станом и написанием нот на линеечках.

Итак……

В одной сказочной нотной стране жили-были ноты. У каждой нотки было свое имя. Нотки, как и дети, были нотки мальчики, которые очень любили лазать по лесенкам, как и все мальчишки на всем белом свете, а были и нотки девочки.

Они, как и все девчушки-хохотушки, очень любили наряжаться. Нарядов было много, и поэтому их папа Король Скрипичный Ключ построил для них великолепный дворец. Для каждой девочки была устроена отдельная комната, но… об этом чуть позже.

Мальчиков звали так: ДО, МИ, СОЛЬ и СИ. Собрались они однажды на прогулку в парк, а там стояла высокая лесенка. ДО был самый младший из всех братьев, и смог забраться только на самую низкую ступеньку, стоящую на земле (дополнительную).

Он стоял там и радовался: «Вот какой я ловкий! » А мальчики постарше, МИ, СОЛЬ и СИ, решили устроить соревнование: кто же заберется выше всех. Самым ловким оказался СИ, он забрался на третью ступеньку. СОЛЬ чуть пониже, на вторую, а МИ только на первую.

«Ура, я выиграл,- прокричал СИ,- я выше всех «. ДО не обиделся на брата, а сказал, что он, стоя на своей дополнительной ступеньке, видит червячков на земле. МИ тоже не расстроился, ведь со своей первой ступеньки он увидел, как мама возвращается с работы.

СОЛЬ со своей второй ступеньки увидел самую красивую на свете птичку.

— А что тебе там видно, СИ?

— Мне с третьей ступеньки видны облака и небо!

В это же самое время, девочки выбирали себе комнаты.

— Я буду жить внизу на первом этаже!- сказала РЕ,-не люблю лесенки, и поселилась под первой линейкой.

— Тогда я займу второй этаж, между первой и второй линейками,- сказала ФА,- мне очень нравится смотреть в окно на наш чудесный яблоневый сад, а снизу и сверху его не разглядеть.

— Ну тогда третий этаж мой,-сказала ЛЯ,-мне очень нравится подниматься по лесенкам. И поселилась между второй и третьей линейками.

Вот так дружно жили-поживали веселые нотки и до сих пор живут, хотите проверить, тогда отправляйтесь в сказочную нотную строну. А веселые ребятки-нотки будут ждать вас в своих домиках.

ДО — на дополнительной линеечке.

РЕ — под первой линеечкой.

МИ — на первой линеечке.

ФА — между первой и второй линеечками.

СОЛЬ — на второй линеечке.

ЛЯ — между второй и третьей линеечками.

СИ — на третьей линеечке.

До скорой встречи в сказочной стране!

Сказку можно рассказать в любое время суток, хоть на ночь. Зато утром можно нарисовать нотки и их домики, а можно и поиграть.

Дидактическая игра «Высоко — низко «

Для игры понадобится лист бумаги с нарисованным нотным станом (пять линеечек) и небольшие овалы из черной цветной бумаги.

Взрослый или играет на фортепиано высокие либо низкие ноты, или просто поет любые ноты, высокие либо низкие. Ребенок догадывается высоко или низко забрались мальчики нотки и выставляет овалы на нотный стан, соответственно высоко или низко.

А еще по нотному стану могут «гулять » картинки с изображением зверей: медведи, зайчики, волки, птички. Каждый зверь под «свою » песенку.

Пять линеек нотной строчки

Мы назвали нотный стан,

И на нем все ноты-точки

Разместили по местам.

А теперь и вы, ребята, вспомните, где живут нотки и разместите их по своим домикам.

Источник: http://www.school-essays.info/izuchenie-notnoj-gramoty-cherez-skazku/

Вивчення нотної грамоти через казку

Вивчення нотної грамоти через казку

Автор: Княжева Марина Вікторівна, вихователь МБДОУ № 12 «Берізка», р. Киржач, Володимирська область.

Опис матеріалу: Одним з ключових прийомів, якими можна зацікавити, захопити, змусити проникнути в тему бесіди будь-яку аудиторію, як доросле, так і дитяче, є історія, казка, притча. Захопити увагу дітей, викликати інтерес до теми бесіди легше всього за допомогою казки. Тоді діти, проникнувши у «казкову країну», сидять, затамувавши подих, слухають.

Наша, разом з дочкою Ксенією складена казка, допоможе освоїти малюкам 6-8 років нотну грамоту, так і просто подружитися з музикою і її чарівними звуками.

Мета: Актуалізація знань дітей по темі «Ноти»

Завдання: Викликати у дітей інтерес до теми. Допомогти освоїти нотну грамоту.

Допомогти зрозуміти, що мелодія складається з окремих нот. Вчити виділяти з мелодії окремі звуки. Познайомити з поняттями «високі і низькі голоси», вчити визначати на слух високі і низькі звуки.

Вчити дітей емоційно сприймати образний зміст казки.

Вчити «відчувати» музику, визначати і передавати характер музики в рухових імпровізаціях або з допомогою картинок-образів звірів і птахів.

Закріплювати отримані раніше знання.

Попередня робота: Прослуховування музичних творів, музичні та рухові імпровізації, знайомство з нотним станом і написанням нот на линеечках.

Отже…..

В одній казковій нотної країні жили-були ноти. У кожної нотки було своє ім'я. Нотки, як і діти, були нотки хлопчики, які дуже любили лазити по драбинках, як і всі хлопчаки на всьому білому світі, а були і нотки дівчинки.

Вони, як і всі дівчатка-реготухи, дуже любили наряджатися. Нарядів було багато, і тому їх тато Король Скрипковий Ключ побудував для них чудовий палац. Для кожної дівчинки була влаштована окрема кімната, але… про це трохи пізніше.

Хлопчиків звали так: ДО, МІ, СОЛЬ і СІ. Зібрались вони якось на прогулянку в парк, а там стояла висока драбина. ДО був наймолодший з усіх братів, і зміг забратися тільки на найнижчу сходинку, що стоїть на землі (додаткову). Він стояв там і радів: «Ось який я спритний!» А хлопці постарше, МІ, СОЛЬ і СІ, вирішили влаштувати змагання: хто ж забереться вище всіх.

Найспритнішим виявився СІ, він забрався на третю сходинку. СІЛЬ трохи нижче, на другу, а МИ тільки на першу. «Ура, я виграв,- прокричав СІ,- я вище всіх». ДО не образився на брата, а сказав, що він, стоячи на своїй додаткової сходинці, бачить черв'ячків на землі. МИ теж не засмутився, адже зі своєї першої сходинки він побачив, як мама повертається з роботи.

СІЛЬ зі своєї другої сходинки побачив найкращу на світі пташку.

— А що тобі там видно, СІ?

— Мені з третьої сходинки видно хмари і небо!

У цей же самий час, дівчата обирали собі кімнати.

— Я буду жити внизу на першому поверсі!- сказала РЕ,-не люблю драбинки, і оселилася під першою лінійкою.

— Тоді я займу другий поверх, між першою і другою смугами,- сказала ФА,- мені дуже подобається дивитися у вікно на наш чудовий яблуневий сад, а знизу і зверху не розгледіти.

— Ну тоді третій поверх мій,-сказала ЛЯ,-мені дуже подобається підніматися сходинками. І оселилася між другою і третьою лінійками.

Ось так дружно жили-поживали веселі нотки і досі живуть, хочете перевірити, тоді вирушайте в казкову нотний бік. А веселі хлопці-нотки будуть чекати вас у своїх будиночках.

ДО — на додатковому лінієчці.

РЕ — під першої лінієчкою.

МИ — на першій лінієчці.

ФА — між першою і другою лінієчками.

СІЛЬ — на другий лінієчці.

ЛЯ — між другою і третьою лінієчками.

СІ — на третій лінієчці.

До швидкої зустрічі в казковій країні!

Казку можна розповісти в будь-який час доби, хоч на ніч. Зате вранці можна намалювати нотки та їхні будиночки, а можна і пограти.

Дидактична гра «Високо — низько»

Для гри знадобиться аркуш паперу з намальованим нотним станом (п'ять линеечек) і невеликі овали з чорної кольорового паперу.

Дорослий або грає на фортепіано високі або низькі ноти, або просто співає будь ноти ,високі або низькі. Дитина здогадується високо або низько забралися хлопчики нотки і виставляє овали на нотний стан, відповідно високо чи низько.

А ще за нотного стану можуть «гуляти» картинки із зображенням тварин: ведмеді, зайці, вовки, пташки .Каждый звір під «свою» пісеньку.

П'ять лінійок нотного рядка

Ми назвали нотний стан,

І на ньому всі ноти-точки

Розмістили по місцях.

А тепер і ви, хлопці, згадайте, де живуть нотки і додайте їх за своїм будиночків.

Источник: http://ped-kopilka.com.ua/roditeljam/izuchenie-notnoi-gramoty-cherez-skazku.html

Изучение нот с детьми: красочно и интересно! — Дом музыки Марии Шаро

Изучение нот с детьми: красочно и интересно! - Дом музыки Марии Шаро

Представьте яркие краски природы! Красный цвет неба в час захода солнца. Оранжевый цвет апельсиновых садов. Желтые тюльпаны. Зелень хвойных лесов. Высь голубого неба. Отражение гор в синеве озера. Нежное облако фиолетовых кустов сирени.

Читайте также:  Конспект экскурсии в мае для 1-2 класса

Цветные ноты для малышей

А музыкальные знаки однообразного черного цвета. Как научить ребенка нотам, если вид этих значков не вызывает совершенно никакого интереса? Просто надо добавить немного волшебства! Почему бы не сделать их цветными?! О том, как связаны музыкальные знаки и цвет,а также о том, как быстро выучить ноты  — сегодня вам расскажет музыкальная фея Дома музыки.

Чтобы лучше понимать музыку, научиться петь, нужно понимать, как она устроена. Ну а для этого стоит познакомиться с основами языка музыки — с нотами. Значит, и детям, и взрослым хорошо бы для начала выучить название нот на нотном стане. Но давайте  сначала чуть-чуть затронем историю музыкальных знаков.

Символы для записи музыки были изобретены в 11-ом веке.  Сначала ноты были квадратными, и было всего 4 линейки. Но потом изображение нот поменялось. Начиная с 18 века, стали рисовать ноты в виде овальных значков на нотном стане из 5-ти линеек. Более подробно об истории появления нот вы можете прочесть в нашей статье “Тайны семи нот”.

Почему лучше использовать цветные ноты для малышей? Если вы обращали внимание, как пишутся ноты, то знаете, что обычно они имеют скучный черно-белый вид. Малышам при изучении музыкальной грамоты непросто воспринимать схематическое изображение звуков на линейках. А цвет нот может облегчить эту задачу. Поэтому для детей младшего возраста создали специальную методику.

Как действует эта разноцветная методика?

Существует несколько каналов восприятия информации, и зрительный канал — один из самых сильных.  Поэтому, когда используются цветные ноты, малышам проще понять принцип схематической записи нот и быстрее их выучить.

 Какого цвета ноты

Мир музыкальных звуков — волшебный! Яркие краски радуги постарались, и ноты стали цветными!  Давайте посмотрим, какие же цвета соответствуют каждой ноте:

 До — красного цвета;
ре — оранжевого;
ми — желтого;
фа — зеленого;
соль — голубого;
ля — синего;
си — фиолетового.

Семь нот — семь цветов. Вам это ничего не напоминает? Да, конечно — это ноты по цветам радуги!

Кто придумал соединить музыку и цвет

Честно говоря, я не нашла точных данных об авторе, который придумал методику цветных нот для обучения детей. Многие присваивают себе это замечательное изобретение. Но известно, что с давних времен были музыканты с так называемым цветным слухом. Они видели или, правильнее сказать, чувствовали определенные цвета при звучании разных тональностей и аккордов.

Кто же объединил цвета и музыку? Есть сведения, что композитор Александр Скрябин стал первым, кто расположил ноты по цветовому спектру. Семь нот — семь цветов радуги. Все гениальное — просто! Постепенно цветные ноты стали использовать для обучения музыкальной грамоте детей по всему миру.

Задействуем правое полушарие мозга при изучении нот

Соответствие нот цветам радуги используется во многих странах для обучения детей музыке. При использовании этого метода включается ассоциативный способ восприятия информации, и скучная нотная грамота превращается в увлекательную цветную игру.

Причем здесь правое полушарие мозга? Дело в том, что именно правое полушарие отвечает за воображение, интуицию и творческие способности. Когда при обучении ребенка используются цветные ноты, идет активная работа именно правого полушария.

В результате  малыш   просто помнит или даже видит перед глазами цвет, а не схематичное изображение нотного знака.

Изучение нот с детьми при помощи цветов

Существует несколько разных вариантов записи цветных нот. Самый простой — это обычная запись нот на нотном стане, просто вместо черных нот используются цветные.

Но есть и другие варианты. Например, используют только цветовые поля: вертикальные или горизонтальные, без линеек. Посмотрите, какой необычный нотный стан с машинками мы сделали с участниками Дома музыки!

А еще существует методика, при которой запись идет в схематичной форме при помощи цветных кружочков, которые находятся на одной линии или соединяются в узоры.

Насколько это удобно и правильно? Сложно судить, но лично мне ближе вариант игровой цветной записи, но все же на привычных 5 линейках.

Цветная клавиатура в помощь юному музыканту

Методика цветных нот используется не только для изучения основ нотной грамоты, но также для обучения малышей игре на пианино. На клавиатуре очень много клавиш, и все они только черные и белые.

Как же найти нужную ноту? Помогите ребенку и покажите расположение нот на пианино при помощи цветов.

Для этого возьмите полоски семи цветов радуги и наклейте их на клавиши, начиная с ноты «до» первой октавы.

Этот способ помогает быстро выучить расположение нот на пианино. Также данная методика помогает задействовать разные виды памяти и делает процесс обучения максимально наглядным. Да и цветные клавиши выглядят для малыша гораздо веселее и привлекательнее.

Цветные ноты для малышей: в чем их преимущества

И еще один важный момент, на который я бы хотела обратить ваше внимание. Когда мы изучаем ноты с малышами в игровой форме, используя сказочные образы, обозначение нот цветами, мы активно развиваем правое полушарие мозга, которое отвечает за воображение, креативность, интуицию и творческие способности.

Игры с цветными нотами позволяют задействовать ассоциативный способ восприятия информации. В результате малыш просто помнит или даже видит перед глазами цвет, а не схематичное изображение нотного знака.

Цветные ноты — это не только способ освоить нотную грамоту, это эффективный и интересный способ развития интеллекта ребенка!

Но что же делать дальше? Как играть с цветными нотами?

Приходите на уникальный Музыкальный Квест Дома музыки «В гостях у нотной семейки«, и мы будем в веселых, музыкальных играх с нотками развивать наших малышей.

Источник: http://maria-sharo.com/izuchenie-not-s-detmi-krasochno-i-interesno/

Сказка о нотах для дошкольников

«Жила была Мелодия — мама и Мотив — папа. Услышит Мелодия журчание ручейка и присоединит к нему свою Мелодию, а Мотив ей подпевает.

Устремится вверх пение жаворонка и Мелодия вторит его пению, а Мотив от неё не отстаёт. Папа — Мотив и Мелодия — мама очень любили друг друга, где бы не был один, тут же появлялся другой. Они были свободные как ветер и никогда не сидели на одном месте. Их детям — ноткам это не очень нравилось, они хотели иметь свой домик и мечтали всегда жить вместе.

Однажды они познакомились с паучком, и он им помог построить большой пятиэтажный дом. Нотки поселились в доме и повесили на дверь большой ключ, ведь ключ нужен в каждом доме.

Но когда они закрывали дверь, она ужасно скрипела, поэтому ключ назвали «скрипичным». Но нотке «до» места в доме не хватило, она была очень доброй девочкой, и паучок построил ей маленький домик на лоне природы.

«До» смотрела на свой домик и напевала: «Вот какой, домик мой…».

Она поселилась на первой дополнительной линейке.

Её сестричка нотка «ре» была очень решительной, она больше всех любила свою сестричку, играла и резвилась с ней и поселилась рядом с ноткой «до» в пятиэтажном доме под первой линейкой.

«Ре» любила приходить в гости к нотке «до» и смотреть в окошко. Там недалеко от домика протекала речка. «Ре» сидела и напевала: свою песенку: «Речка, речка, реченька, как ты хороша…».

Однажды нота «ми» пошла в лес и заблудилась. Она страшно испугалась и залезла на сучок — на первую линейку. Так она просидела всю ночь, пока лисичка не привела её домой. Нотка «ми» рассказала своим братикам и сестричкам, что пока она сидела на веточке, мимо проходил мишка и напевал песню: «Мишки косолапый по лесу идёт…». Нотки очень обрадовались, что с ноткой «ли» ничего не случилось.

Нотка «до» очень любила собирать к себе гостей, а зайчики, мишки, лисички любили быть у неё в домике. «Фа» любил готовить. Любимым его блюдом был фасолевый суп. Он готовил и напевал песенку: «Фасоль, вкусная фасоль…». Он живёт между первой и второй линейкой.

Когда нотка «фа» отвлёкся немножко к супу, быстро подбежала нотка «соль». Она очень всё любила солить и при этом напевала такую песенку: «Солить очень я люблю…». И конечно фасолевый суп она пересолила. Гости, которые пришли в домик были тактичными и то, что блюда пересолены — просто промолчали. Нотка живёт на второй линейке.

А «ля» нотка очень любила себя, вертелась перед зеркалом и напевала такую песенку: «Ля-ля-ля я красива… Ля-ля-ля я счастлива…».

Нотка «си» очень любила звёздное небо, поэтому она поселилась на третьей линейке. Глядя в небо, она напевала такую песню: «Синее небо высоко… Синее небо далеко…»

К ноткам часто в гости приходил дедушка — Мажор и дедушка — Минор. Когда приходил дедушка Мажор, им было весело, они резвились на чердаке (на 4 и 5 линейке) и даже залазили на крышу. Но когда появлялся Минор, они грустили и ходили по этажам и тихо вздыхали».

Музыкальному руководителю и родителям на заметку

Жесты рук очень помогают для закрепления нот:
«До» — движение руки параллельно полу;
«Ре» — левая рука параллельно полу, правая — сжата в кулак под левой рукой;
«Ми» — правая рука сжимает кисть левой руки;
«Фа» — «окошко» — две руки параллельно, лицо ребёнка в середине;
«Соль» — «палочка» — две параллельно сложенные руки;
«Ля» — на две параллельно сложенные руки положить голову;
«Си» — поднять руки вверх.

Читайте также:  Рассказ про ворону, 1-2 класс окружающий мир

Онихимовская Е. П.

Источник: https://vscolu.ru/muzykalnye-zanyatiya/skazka-o-notax-dlya-doshkolnikov.html

Как научить ребенка нотам с помощью игры

Как научить ребенка нотам с помощью игры

Но в силах родителей и педагогов объяснить все ребенку и заинтересовать его. Как научить ребенка читать ноты, запоминать их расположение и звучание? Обо всем этом мы и расскажем в данной статье.

С чего начать изучение?

Каждая строка начинается с написания скрипичного ключа

Стоит заметить, что если в семье ребенка есть человек, который разбирается в музыкальной грамоте, лучше поручить обучение малыша ему. Если нет, маме или папе придется изучать ее параллельно с сыном или дочерью. Что нужно знать родителям:

  1. Все музыкальные композиции базируются на 7 основных нотах. Меняется их последовательность, длина звучания, а вот расположение никогда.
  2. Для начала помогите ребенку заучить последовательность звуков. По порядку: до – ре – ми – фа – соль – ля – си – до.

    Через одну: до – ми – соль – си или ре – соль – си – до. Малыш должен знать их, как скороговорку.

  3. После запоминания названий дайте ребенку послушать звучание. Можно найти записи в интернете. Это необходимо для того, чтобы малыш воспринимал ноты не как рисунки на бумаге, а как звуки, которые складываются в музыкальные произведения или песни.
  4. Далее научите ребенка рисовать ноты в нотной тетради. Каждая строка начинается со скрипичного ключа, за которым следуют ноты. Их расположение напрямую зависит от звучания. Как правило, более низкие звуки находятся ниже, высокие – в верхних строчка нотного ряда.

Изучаем музыкальную грамоту в игровом процессе: как правильно заинтересовать?

Изучать ноты можно в игре

Возможно, дошкольнику и даже школьнику будет неинтересно учить ноты, сидя за столом с карандашом в руках. В этом случае можно использовать игровой процесс. Для этого понадобятся:

Нарисуйте ноты на листах и дайте ребенку самостоятельно их вырезать. Когда все будет готово, натяните 4 крепких нити, которые будут изображать нотный стан, как в музыкальной тетради. На него совместно с малышом развесьте ноты в правильном порядке.

#40 | УЧИМ НОТЫ | УЧИМ ЦИФРЫ | Уроки от Пинги и Кроки |Ноты для начинающих. Нотная грамота за 15 минутЗапоминай-ка НОТЫ. Сольфеджио для малышей. Песенка мультик видео для детей. Наше всё!Наше всё!

Когда он запомнит их расположение, дайте ему задание прикрепить одну или несколько в разных линиях. Обязательно поощряйте ребенка за каждый правильный ответ. Такая игра поможет ребенку запомнить названия и расположение нот, а поощрение мамы или папы станет вдохновением для новых достижений!

Также для изучения можно использовать обучающие компьютерные программы, которые ориентированы на ребенка дошкольного и школьного возраста. Помимо знакомства со звучанием определенного звука ребенок сможет поиграть в мини-игры, которые помогут ему освоить нотную грамоту. Проводите такие занятия или игры 20-30 минут. Потом делайте перерыв на 1-1,5 часа.

Источник: http://aranetta.ru/materinstvo/psihologiya-i-razvitie/kak-nauchit-rebenka-notam.html

Учим ноты вместе: несколько способов запоминания нотных знаков. Современные программы

Учим ноты вместе: несколько способов запоминания нотных знаков. Современные программы

Учим ноты вместе: несколько способов запоминания нотных знаков. Современные программы.

Музыка относится к временному искусству, так как она существует только во время исполнения. Но есть то, что позволяет запечатлеть музыкальный фрагмент или произведение в вечности, это ноты.

Умение быстро читать нотный текст для настоящего музыканта, это все равно, что читать книгу. Научиться нотной грамоте может каждый желающий, главное постоянно тренироваться и совершенствоваться.

Мы постараемся помочь вам получить столь полезное знание.

Какие существуют музыкальные знаки и как они называются?

Ноты – это музыкальные знаки, точно отображающие высоту звука и его длительность. Можно считать, что это буквы музыки.

В настоящее время существует семь основных звуковых обозначений, располагающихся в данной последовательности:

Упражнение №1

Быстро проговаривайте названия от до до си вверх и вниз, старайтесь не путать их между собой и точно соблюдайте последовательность.  

Когда вы запомните основные названия, тогда можно переходить к другому уровню. Как уже говорилось ранее, ноты — это буквы. Существует международный музыкальный алфавит, в котором всем знакомые до, ре, ми, фа, соль, ля, си отображаются латинскими буквами.

  1. C – До
  2. D – Ре
  3. E – Ми
  4. F – Фа
  5. G – Соль
  6. A – Ля
  7. H – Си

Вот как, они располагаются на клавиатуре.

Упражнение №2

Играйте на клавиатуре соответствующие звуки, проговаривая их обозначения. Вначале движение должно быть последовательно вверх, затем последовательно вниз. Повторяйте несколько раз, пока не запомните идеально. Далее усложняйте задачу, проговаривайте и играйте звуки через один. Например, до, ми, ре, фа и т.д.

Чтобы было проще соотносить ноты на клавиатуре, можете приклеить разноцветные стикеры в радужной палитре на клавиши. Тогда клавиатура будет выглядеть следующим образом:

Перейдем к изучению непосредственно нотной записи. Для начала необходимо усвоить, что фортепианная клавиатура имеет девять октав, две из них неполные и семь полных. Они располагаются в подобном порядке:

  1. Субконтроктава;
  2. Контроктава;
  3. Большая;
  4. Малая;
  5. 1-ая;
  6. 2-ая;
  7. 3-ая;
  8. 4-ая;
  9. 5-ая.

К неполным относятся субконтроктава и 5-ая. В субконтроктаву входит две ноты, а именно ля и си, а в пятую одна – до.

Все начинающие музыканты начинают запоминать нотацию сначала в первой октаве, так как она наиболее часто используется при игре на инструменте. Давайте последуем их примеру и выучим вначале запись в первой октаве, но для начала постигнем все основы музыкального текста.

Основы записи: из чего состоит музыкальный текст

Ноты располагаются на специальном стане. Он представляет собой пять линеек.

Открывает запись специальный ключ. Данный музыкальный элемент является ориентиром, направленным на показ высоты. На сегодняшний день существует несколько видов ключей. Рассмотрим каждый подробно.  

Основные ключи

Наиболее распространенными являются скрипичный и басовый ключи.

Скрипичный ключ является основным элементом музыкального языка. Данная система отталкивается от ноты соль. Наиболее удобен для записи в первой, второй октаве.

Басовый ключ также относится к основным музыкальным элементам. Система отталкивается от ноты фа. Наиболее удобен для осуществления записи в малой и большой октавах.

В случае с фортепиано, их нередко объединяют в систему. Выглядит это так:

К более сложным относятся альтовый и теноровый ключи, поэтому в данной статье мы не будем заострять на них внимание. 

Расположение нотных знаков соответственно ключу.

Рассмотрим расположение нот в скрипичном ключе:

  1. До располагается на первой добавочной линейке.
  2. Ре под первой линейкой.
  3. Ми на первой линии.
  4. Фа между 1 и 2.
  5. Соль на 2.
  6. Ля между 2 и 3.
  7. Си на 3.
  8. До2 между 3 и 4.

Вначале играйте в строгом порядке, проговаривая названия в слух. Визуально запоминайте расположение. Потом попытайтесь сыграть простой нотный пример 1.

Пример №1.

 Играйте вдумчиво, не торопитесь. Ответьте, какой ноты не хватает в данном примере. Проверить ответ можно в конце страницы.

Теперь рассмотрим, как располагаются ноты в басовом ключе:

  • До между 2 и 3.
  • Ре на 3.
  • Ми между 3 и 4.
  • Фа на 4
  • Соль между 4 и 5
  • Ля на 5
  • Си над 5.
  • До на первой верхней добавочной линии.

Точно также играйте в соответствии с их порядком. Помните, что в данном случае играть необходимо не в первой октаве, а в малой.

Если обозначения освоены, то можете попробовать сыграть предложенный нами пример №2.

Пример №2.

При игре не торопитесь. Ответьте на вопрос, какой ноты не хватает. (Ответ в конце страницы)

Важно научиться не путать нотацию скрипичного и басового ключей. Чтобы было легче запоминать мы подготовили специальную таблицу, ускоряющую процесс.

Название ноты Скрипичный ключ Басовый ключ Расположение на клавиатуре
До (C)
 Ре  (D)
Ми (E)
Фа  (F)
Соль (G)
Ля  (A)
Си  (H)

Процесс запоминания является достаточно длительным, поэтому необходимо уделять изучению, как можно больше времени. После того, как начальные знания будут иметь практически автоматический характер можно начинать изучение нот в более высоких или низких октавах.

Давайте рассмотрим звукоряд от самой низкой до самой высокой ноты.

Не пытайтесь объять необъятное сразу. Учите по частям, постоянно закрепляя изученный материал. После изучения теории всегда переключайтесь на практику, чем больше вы играете несложных нотных примеров, тем быстрее вы начнете отличать ноты в разных ключах, регистрах.

При игре на фортепиано можно заметить, что инструмент имеет белые и черные клавиши. Тёмные клавиши являются, либо повышением, либо понижением основных тонов, поэтому для обозначения используются специальные знаки.

Диезы обозначаются на нотном письме #, а бемоли —   . Первые знаки повышают ноту на полтона, а вторые соответственно понижают. Пишутся они рядом с основным тоном. Данная тема интересна, но требует более детального обсуждения.

Какие современные программы помогают быстрее выучить нотацию?

На сегодняшний день отличной помощью в освоении музыкальных основ являются компьютерные технологии. Рассмотрим наиболее эффективные и удобные приложения.

GNU Solfege является современной программой, устанавливаемой на компьютер. Программа включает в собственный арсенал множество тренажеров, направленных на улучшение слуха, ритма, а также увеличения скорости чтения нот.

Абсолютный слух представляет собой приложение для смартфона, работающего на платформе Android.

К преимуществам данной программы можно отнести наличие огромного количества упражнений, направленных на всестороннее развитие музыканта. К одному из таких упражнений относится именно «Чтение нот».

Человек может сам выбирать охват нот, необходимый ключ и т.д. Не может не радовать достаточно красочный интерфейс. Достаточно интересно тренировать собственные знания в данном приложении.

Тем более, когда оно находится в телефоне, можно заниматься вне зависимости от места и времени.

Изучение нотной грамоты – это только первые шаги в удивительный мир музыки, поэтому не останавливайтесь на этом этапе. Открывайте для себя новые и интересные теоретические основы и постигайте правила музыки.

Читайте также:  Конспект нод для доу по теме: «я – девочка, я – мальчик»

Ответы: В примере №1 не хватало ноты си, в примере №2 не хватало ноты ля. 

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

Источник: http://soundtimes.ru/uroki-muzyki/uchim-noty-vmeste

Muzruk.Info

Muzruk.Info

“Музыкальные ступеньки”

Пришла как-то Настя из детского сада и вышла на улицу погулять. Видит: Алеша из музыкальной школы идет. — А я сегодня считать научилась, —  говорит Настя. — Хочешь, ступеньки сосчитаю.

— Считай,— сказал Алеша.— А я тоже считать буду. Вот идет Настя вверх по лестнице и поет: — Раз, два, три, четыре, пять… Остановилась. Забыла что дальше. Постояла. Подумала… Нет, не может вспомнить. Решила заново начать.

Спускается по лестнице вниз и поет: — Топ, топ, топ-топ-топ. Начала заново считать: — Раз, два, три, четыре, пять… Надо же, опять забыла. Надо снова начать сначала. Побежала вниз: — Топ, топ, топ, топ, топ… А внизу Алеша стоит.

— Хочешь, Настя, я тебя своему счету научу? У каждой ступеньки свое название будет. И побежал вверх по лестнице.

До-ре-ми-фа-соль-ля-си-до! — остановился на верхней площадке и посмотрел на Настю.

— Ух, ты! Как здорово получается! А Алеша побежал по лестнице вниз: -До, си, ля, соль, фа, ми, ре, до! – и уже внизу стоит, рядом с Настей.

-Я тоже хочу так считать научиться. Алеша, научи меня, – попросила Настя.

— Пожалуйста,— сказал Алеша, и они вместе побежали вверх.
— До-ре-ми-фа-соль-ля-си-до!

Сосчитайте, сколько ступенек у лестницы.
Впишите названия звуков и обозначьте   римскими цифрами в клеточках.

Звуки выстроились в ряд —  Получился звукоряд,
или гамма, — последовательное движение звуков в   восходящем или нисходящем порядке.

Звуки гаммы называются ступенями.

Посмотрите на рисунок и запомните:
Звук, обозначенный черной точкой, называется до.

Найдите этот звук на клавиатуре фортепиано.

——————————————————————

“Октава. Дом для матрёшек”.

Но почему это?.. Звуков семь, а ступенек у лестницы восемь?.. А потому, что каждая последняя ступенька всегда является началом новой лестницы!

А наша музыкальная лестница называется октавой.

Расстояние от до до до, от ре до ре, от ми до ми и т. д. называют октавой.

“Дом для Матрешек”

Посмотрите на этот большой высокий дом. В нем живут  матрешки: старшая, самая большая, – на нижнем этаже, а самая младшая (и самая маленькая) — на верхнем.

Нарисуйте матрешек в окошках У каждого этажа есть свое название. В доме также есть и подвал и чердак, где живут звонкоголосые стрижи.

Лестница из восьми ступенек ведет нас с этажа на этаж, но каждая восьмая ступенька начинает уже новую лесенку.

Найдите их на рисунке и отметьте черными точками.

Вспомните, как называется этот звук? И дорисуйте на лестницах черные клавиши. Вы ведь уже знаете, как они выглядят, правда?

Вот такой получился дом-клавиатура!

Выучите стихотворение  и запомните расположение нот на нотоносце.

Рисунок по пунктирной линии можно отрезать и наклеить в тетрадь

—————————————————————-

“Знакомство с обитателями нотного стана”

Тут нас Длительности прервали. — Извините,— хором сказали,— Мы для вас организовали Экскурсию на остров нот. Собирайтесь, нас ждет нотоход. Там мы узнаем секреты науки:

Как читать и записывать звуки.

Песня “До -ре -ми -фа-соль”…

Сл. 3. Петровой, муз. А. Островского

Чтоб выучиться пению, Имеем мы терпение. И чтоб урок не зря у нас прошел, Должны мы быть старательны, Послушны и внимательны И выучить все ноты хорошо! Припев. До, ре, ми, фа, соль, ля, си, до.

До, си. ля, соль, фа, ми, ре, до.

Возьмем свои тетрадки мы И ноты по порядку мы Запишем, чтобы каждый помнить мог. Должны мы быть старательны, Послушны и внимательны

И дома каждый день учить урок.

Стоим на палубе нотохода, наслаждаемся музыкой и путешествием. — Мистер Дореми! — Что, Мими, у тебя новые вопросы? — Конечно.

Вот мы уже звуки выучили,октавы запомнили, на музыкальные знаки посмотрели… Но я все-таки не понимаю, как может такое количество нот поместиться всего на пяти линейках.

— Во-первых, Мими,  ноты пишутся: а) на линиях; б) между линиями; в) над линиями; г) под линиями; д) на дополнительных линиях. – Но как определить, где находится нужная мне нота? Должен же быть какой-то ключик к секрету

– Правильно, крошка, именно ключики — музыкальные ключи — и помогут нам открыть этот секрет.

——————————-

“Про двух капитанов” (Сказка)

Жили-были два бравых музыкальных ключа, два капитана, два товарища. Один по фамилии Скрипичый, а другой — Басовый. Долгие годы служили они музыке честно и добросоветно. Каждый капитан гордо стоял на своем капитанском мостике, уверенно вел свой корабль по волнам музыки и в любой момент мог поддержать друга.

Капитан ключ Скрипичный был довольно молод и высок ростом. Его корабль был большой и высокий, он носил имя «Первая октава». Капитан ключ Басовый был постарше Скрипичного и немного ссутулился с возрастом. Но в нем все равно можно было угадать былую стройную фигуру.

Дело в том, что басовый ключ — это сильно видоизмененная буква  f, и показывает он, что на четвертой линейке в в басовом ключе пишется нота фа малой октавы. Корабль Басового — чуть поменьше, пониже, зато помощнее, хоть и называется «Малая октава». У каждого капитана была надежная и дисциплинированная команда матросов нот во главе с верным старшим помощником.

У Скрипичного был помощник боцман Соль. Уж он-то лучше всех знал, где находится нота соль «Первой октавы». А у Басового — помощник боцман Фа.

Этот в  любое время мог показать настоящее фа «Малой октавы».

Вот взгляните на эти фотопортреты:

Помощники капитанов  строго следили за строем, за тем, чтобы каждый матрос нота соблюдал дисциплину и нес вахту на своем собственном месте. Красиво, слаженно и дружно всегда несут свою службу  команды ключа  Скрипичного и ключа Басового.

Вот такие необычные ключи-капитаны есть у музыки.

“Азбука динамики”

Внимание! Внимание! Динамический поезд приближается – значит, звук усиливается!

Запомните обозначения динамических оттенков: ff – fortissimo (фортиссимо) — очень громко. f— fог1е (форте) — громко. mf – mezzo forte (меццо форте) — не очень громко, со средней силой. mp – mezzo р1апо (меццо пиано) — не очень тихо, чуть громче, чем пиано. р — р1апо (пиано) — тихо.

рр — pianissimo (пианиссимо) — очень тихо.

А теперь наступил момент познакомиться с понятием динамические вилочки.

(З. Н. Бугаёва. “Веселые уроки музыки в школе и дома”. Издательство “Сталкер”, 2002) Фрагменты из книги

Источник: http://muzruk.info/?p=321

Online игра «Ноты в скрипичном ключе»

Online игра

To view this page ensure that Adobe Flash Player version 10.0.0 or greater is installed.

Если вы не видите игру над этой надписью, то вам нужно скачать и установить Adobe Flash Player

место имя игрока город дата время счет скорость,
очков в секунду
1 Дмитрий Войков Koenigsberg 2018/01/12 2:01 12627
2 Mikhail Smirnov Н.Тура 2018/02/11 2:10 12319
3 Mark Praga 2018/01/22 2:27 12789
4 Екатерина Екатериновна Москва 2018/03/29 2:39 12789
5 Маруся Первомайский 2018/03/04 2:41 12461
6 Екатерина Екатериновна Москва 2018/03/28 2:47 12639
7 татьяна черновцы 2018/02/22 3:12 12673
8 Анастасия СПб 2018/01/04 3:20 12291
9 Макс Россия 2018/04/30 3:33 12453
10 Марк Баумберг Маале Адумим 2018/03/19 3:45 12789
11 Анастасия Черепанова ТОМСК 2018/02/08 3:54 12155
12 Иволга Орёл 2018/01/21 4:18 12609
13 Filin IV Люберцы 2018/01/21 4:17 12495
14 Сапрыкина Екатерина Кемерово 2018/01/03 4:19 12557
15 Просто Димон Кострома 2018/01/12 4:17 12367
16 Kar Sah Yerevan 2018/04/22 4:22 12239
17 Константин г.Каменск-Уральский 2018/03/26 4:32 12639
18 Алиса Ошлакова Санкт-Петербург 2018/01/04 4:28 11791
19 Павел Петин Нижневартовск 2018/04/21 4:45 12258
20 Илья Широбоков Черкесск 2018/01/03 4:49 12343
21 Анастасия М Москва 2018/01/21 4:30 11511
22 CatDog Москва 2018/01/08 4:50 12103
23 Lipido Новокузнецк 2018/04/07 5:15 12313
24 Милаяра Алтайское 2018/04/30 5:17 12201
25 саша Азов 2018/01/26 5:14 12053
26 Куратова Елизавета Ленинск Кузнецкий 2018/03/01 5:25 12047
27 Сергей Игнатьев Кингисепп 2018/01/07 5:41 12179

Да, это то, с чего начинается изучение нотной грамоты – чтение нот. Сначала в скрипичном ключе, который позволяет отобразить ноты 1-й, 2-й, частично малой и 3-й октав. Такого диапазона достаточно, чтобы записать мелодию для голоса, гитары, флейты и даже фортепианный аккомпанемент в среднем регистре. Некоторым детям, да и взрослым, не очень легко даются ноты на добавочных линиях – так вот эта игра – хорошее средство «подружиться» c нотами, которым не нашлось места на 5-ти основных линейках!

В игре использованы первых 18 вопросов из данного списка. Весь список из 25 вопросов представлен в полной версии данной игры, входящей в программу 'Профессор Музыки 1'.     1. ДО 1-й октавы     2. РЕ 1-й октавы     3. МИ 1-й октавы     4. ФА 1-й октавы     5.

СОЛЬ 1-й октавы     6. ЛЯ 1-й октавы     7. СИ 1-й октавы     8. ДО 2-й октавы     9. СИ малой октавы     10. ЛЯ малой октавы     11. СОЛЬ малой октавы     12. РЕ 2-й октавы     13. МИ 2-й октавы     14. ФА 2-й октавы     15. СОЛЬ 2-й октавы     16. ЛЯ 2-й октавы     17.

СИ 2-й октавы     18. ДО 3-й октавы

Алексей Устинов, 2010-10-29

Источник: http://virartech.ru/games/06-treblekey-notes

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector