Как подготовить и провести дискуссию

Как подготовить и провести дискуссию

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЕЧЕРНЯЯ (СМЕННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №153 ФРУНЗЕНСКОГО РАЙОНА

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

«КАК ПРАВИЛЬНО ПРОВЕСТИ ДИСКУССИЮ»

                                                            Составитель учитель биологии

                              Семенова И.Н.

Санкт-Петербург

2011 год

СОДЕРЖАНИЕ

Несколько полезных советов для проведения дискуссии

Что нужно сделать в начале дискуссии

  1. Определите предмет дискуссии и цели, которые хотите достигнуть
  2. С самого начала определите основные правила проведения дискуссии
  3. Создайте непринужденную обстановку

Как вести дискуссию

Хороший ведущий должен

Хороший ведущий не должен

Советы хорошим ведущим

Умение активно слушать

Вопросы, стимулирующие дискуссию

Обобщение

Работа с трудными подростками

НЕСКОЛЬКО ПОЛЕЗНЫХ СОВЕТОВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ДИСКУССИИ

Мысль о проведении дискуссии в группе многих пугает.

Они задаются вопросами: «А что я буду говорить?», «А будут ли меня слушать?» А в группе подростков дискуссия пугает еще больше, так как все знают, что подростки очень эмоциональны, что они будут обязательно шуметь, перебивать друг друга, мешать друг другу высказывать свое мнение, да и слушать они еще не умеют. Поэтому залогом успешной дискуссии будет умение направить разговор в заранее намеченное русло и одновременно создать дружескую обстановку, которая располагала бы к откровенности. Только с опытом приходит умение проводить подобные обсуждения.

Хотелось бы дать несколько полезных советов для проведения  дискуссии:

— заранее подготовьтесь к дискуссии;

— придите пораньше и подготовьте аудиторию таким образом, чтобы вам было легче проводить дискуссию;

— если вам потребуется оборудование, например, видеомагнитофон, телевизор или компьютор, проверьте, чтобы они были на месте и исправно работали;

— сразу же необходимо определить основные правила, которым вы будете следовать при проведении обсуждения

— создайте непринужденную обстановку;

— определите тему и цели дискуссии;

— будьте хорошим ведущим;

— при необходимости используйте вспомогательные средства (доску, перекидные листы), которые помогут вам следить за ходом дискуссии.

ЧТО НУЖНО СДЕЛАТЬ В НАЧАЛЕ  ДИСКУССИИ

  1. Определите предмет дискуссии и цели, которые вы хотите достигнуть:

Если отправной точкой для вашего обсуждения является видеофильм, посмотрите его заранее. Составьте список основных тем и вопросов, которые вы хотели бы затронуть во время обсуждения. Продумайте, какие именно ситуации в видеофильме можно связать с тем или иным вопросом в вашем списке. По каждой теме составьте список вопросов, которые помогли бы участникам начать обсуждение

  1. С самого начала определите основные правила проведения дискуссии.

Вы можете либо сами предложить эти правила группе, либо попросить группу помочь их определить.

Например, можно договориться, что все будут принимать участие в обсуждении, никто не должен перебивать друг друга, смеятьсянад высказанным кем-то мнением или задуманным вопросом, а также обсуждать их после окончания дискуссии. Вы как ведущий можете оставить за собой право обеспечить выполнение этих правил.

Правила можно написать на доске, чтобы они были постоянно перед глазами участников. Если какие-либо правила в ходе дискуссии нарушены, вы можете обратить внимание участников на этот список и попросить их придерживаться его.

  1. Создайте непринужденную обстановку.

Если вы обсуждаете какие-то деликатные вопросы, то обязательно заверьте участников, что все вынесенное на обсуждение будет носить конфиденциальный характер. Объясните, что разговор на эту тему может оказаться трудным. Учтите, что поначалу участники могут чувствовать себя неловко.

Чтобы создать более непринужденную обстановку во время обсуждения, вы можете предложить участникам чашку чая или прохладительные напитки. Это сделает ваше обсуждение менее официальным и придаст ему дружеский характер.

Чтобы разговорить группу, вы можете начать с общей беседы на какую-либо отвлеченную тему, не связанную с предстоящей дискуссией. Например, можно спросить ребят о том, какие предметы им нравятся, что они собираются делать во время каникул. Это позволит почувствовать вам настроение группы и даст участникам возможность начать разговор.

КАК ВЕСТИ ДИСКУССИЮ

Будьте хорошим ведущим. Не нужно навязывать группе свое мнение.

Хороший ведущий должен:

— направлять дискуссию;

— обладать умением активно слушать;

— задавать вопросы, стимулирующие дискуссию;

— обобщать сказанное;

— повторять высказанные суждения;

— работать с трудными участниками.

Хороший ведущий не должен:

— запугивать участников;

— навязывать свое мнение группе или отдельному участнику;

— читать наставления;

— высказывать предпочтение какому-либо мнению или участнику.

Вот несколько советов, которые помогут вам стать хорошим ведущим:

Умение активно слушать. Выслушивайте каждого участника с вниманием и уважением. Не перебивайте. Смотрите говорящему в глаза. Используйте язык жестов (кивайте и др.).

Обобщайте и уточняйте то, что сказал участник: «Мне кажется, вы сказали… ,  правильно ли я вас понял?» Пригласите других принять участие в дискуссии: «Мы услышали одну точку зрения, согласно которой… А что думают об этом другие?»

Вопросы, стимулирующие дискуссию. Такие вопросы играют крайне важную роль в поддержании дискуссии. На них нельзя ответить односложно «да» или «нет». Вопросы подобного рода приглашают участников высказать свое мнение. Они, как правило, начинаются с «Как», «Почему» или же «Что».

Если вы задаете вопросы, стимулирующие дискуссию, то участники скорее всего ответят пространно и подробно, а не ограничатся короткой репликой. Например, на вопрос «Вам понравился видеофильм?», как правило, вам ответят «да» или «нет».

А если вы спросите «Что вам понравилось в этом видеофильме и почему?», то вам дадут подробный ответ, на котором вы сможете построить интересную дискуссию.

Обобщение. Обобщая высказывания участников, вы можете дать им почувствовать, что их мнение имеет ценность. Обобщение также может служить отличным мостиком для перехода к следующей теме.

Повторение высказанного суждения означает, что вы перефразируете мысль, высказанную участником, и таким образом уточняете, правильно ли вы его поняли. Повторяя высказанные суждения, вы можете вовлечь участников в дискуссию и уточнить их ответы.

Работа с трудными участниками. В каждой группе обязательно оказываются трудные участники. Они либо пытаются завладеть дискуссией.  Либо отмалчиваются. Вам, возможно, придется вовлекать в дискуссию робкого участника и держать под контролем говоруна. Чтобы вовлечь робкого, задайте вопрос конкретно ему. Обратитесь к участнику по имени.

Смотрите ему в глаза. Окажите ему поддержку, повторив его суждение или обобщив замечания. Поблагодарите за участие. Не расстраивайтесь, если только от части вам удалось добиться цели. Стройте дискуссию, опираясь на большинство. Вклад участников в дискуссию неизбежно будет разным.

Некоторые говорят много, забивают других и мешают направлять дискуссию в нужное русло.

Вот несколько советов, которые помогут вам ограничить их выступления:

— не обращайтесь непосредственно к ним с вопросами;

— старайтесь не смотреть им в глаза;

— обращайтесь к другим участникам;

— напомните участнику об основных правилах, согласованных вначале встречи, и попросите его придерживаться их.

— если ничего не помогает, скажите участнику, что он вам мешает и попросите его дать возможность высказаться другим.

Источник: https://nsportal.ru/shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/library/2011/10/17/kak-pravilno-provesti-diskussiyu

❶ Как провести дискуссию

❶ Как провести дискуссию

Вам понадобится

  • аудиозаписи и видеозаписи по теме дискуссии, плакаты, маркеры, пальчиковые куклы.

Инструкция

Проведение дискуссии требует предварительной подготовки ее организаторов. Определите проблемное поле, в рамках которого будет идти обсуждение. Определившись, разбейте его на тезисы, которые и будут вынесены на всеобщее рассмотрение.

Читайте также:  Игры на развитие речи ребёнка

Эти тезисы можно представить на доске или раздаточном материале в виде фактов и вопросов. Визуально полученная информация воспринимается лучше, чем та, которую мы только слышим.

Вам необходимо быть хорошо подготовленными в теории дискуссионных вопросов, чтобы не теряться и чувствовать себя лидером. Будьте готовы к тому, что придется отвечать на неожиданные вопросы и давать комментарии по поводу сказанного участниками в ходе обсуждения.

Обязательно подготовьте последние статистические данные по проблеме. Еще Экзюпери в «Маленьком принце» заметил, что взрослые больше всего интересуются цифрами и очень любят их сравнивать.

Если в дискуссии должны принять участие дети младшего и среднего школьного возраста, активно используйте театр кукол. Пальчиковые куклы и игрушки на руку продаются в детских отделах, а также их можно изготовить самому или заказать у соответствующего мастера.

Как правило, кабинет психолога в учреждениях образования оснащен такими игрушками, поэтому вы можете позаимствовать их у него на время.Подготовьте аудиозаписи и видеозаписи, иллюстрации и примеры из повседневной жизни, отражающие предмет дискуссии.

В начале дискуссии стоит огласить правила ее проведения:- если хочешь что-то сказать, дождись, пока выскажется предыдущий оратор;- вежливость и уважение ко всем участникам;- обсуждая, запрещается переходить на личности присутствующих;- если кто-то не желает продолжать тему дискуссии, он может сказать об этом;- если дискуссия касается внутригрупповых вопросов, то имеет смысл оговорить конфиденциальность затронутых тем и вынесенных решений.

Если необходимо, вы можете добавить свои правила.

Организатор дискуссии должен уметь задавать наводящие вопросы, в некоторой степени провоцировать участников, то есть побуждать к активному обсуждению и резюмировать сказанное. Полученные выводы после обсуждения каждого тезиса хорошо бы также записывать на доске.

В конце дискуссии подведите общий итог встречи и скажите, удалось ли достигнуть поставленных целей. Присутствующие также могут высказаться по этому поводу.

Полезный совет

Дискуссия для младших и средних школьников не должна превышать по длительности 30-40 минут. Подростки и взрослые могут выдержать 1-1,5 часа, но даже им нужен будет перерыв.

Источники:

  • Правила ведения дискуссий и споров в 2018

Источник: https://www.kakprosto.ru/kak-39888-kak-provesti-diskussiyu

Как правильно проводить дискуссию

Как правильно проводить дискуссию

Чтобы принять групповое решение необходимо провести групповую дискуссию. Дискуссия может быть организованной, возникать спонтанно или развиваться стихийно.

Ее инициатором может быть руководитель, который координирует, осуществляет и направляет весь процесс.

Любая дискуссия под собой предполагает: рассмотрение проблемы с различных позиций; активный обмен мнениями между всеми участниками; поиск нового решения, способа действий, мнения и так далее; многосторонняя коммуникация.

Как же правильно организовать и успешно провести дискуссию? Вот некоторые простые рекомендации.

Пространство.

Следует позаботиться о пространстве, в котором дискуссия будет проходить. Помещение должно быть просторным, где участники смогут хорошо друг друга видеть. Самым лучшим вариантом расположения мебели является «буква П». Наличие в помещении демонстрационной доски, на которой можно разместить графики и плакаты, тоже приветствуется.

Продолжительность дискуссии.

Необходимо определить временные рамки дискуссии. Время ее проведения должно по максимуму подходить всем ее участникам. Если ожидается длительное обсуждение, то нужно спланировать перерывы, во время которых можно будет выпить, чай, кофе, прохладительные напитки, съесть бутерброды и печенье. В подробностях следует продумать хронометраж дискуссии.

Тема дискуссии.

Определитесь с темой дискуссии, сформулируйте основные цели, подготовьте утверждения и вопросы для совместного обсуждения. Тема дискуссии должна быть актуальной и интересной для всех ее участников.

Целью дискуссии может стать:

· Анализ проблемной ситуации;

· Выяснение мнений участников дискуссии относительно определенного вопроса;

· оценка предложения;

· поиск нового решения и ответа на вопрос.

Стратегия дискуссии.

Нужно определить стратегию ведения всей дискуссии. Самая сложная стратегия — это свободная стратегия ведения дискуссий, когда нет у ведущего четкого плана работы, и он проявляет пассивность при управлении всем процессом обсуждения.

На этапе ведения дискуссии необходимо:

· Сообщение группе цели и темы дискуссии. Полностью раскройте актуальность всех заявленных вопросов, заинтересуйте всех участников.

· Распределите роли между всеми участниками (координатор, редактор, критик, эксперт, наблюдатель и другие), если в этом есть необходимость.

· Определите нормы по работе в группе. Получите на их соблюдение согласие у группы.

· Перед дискуссией может выступить сначала докладчик, продемонстрироваться видеосюжет, выслушаться мнения экспертов;

· Представьте участникам вопросы ля обсуждения;

· Следите за соблюдением группой принятых норм и регламента, чтобы обсуждение не затянулось;

· Подводите промежуточные итоги обсуждения;

· Проведите завершающий раунд дискуссии, где каждый участник обсуждения мог бы высказать свое впечатление и мнение относительно обсуждаемой темы, прокомментировать и высказать замечания и предложения.

· Подведение итогов всей дискуссии.

Источник: https://multiurok.ru/blog/kak-pravil-no-provodit-diskussiiu.html

Как организовать и провести научную дискуссию

Как организовать и провести научную дискуссию

Если не высказаны противоположные
мнения, то не из чего выбрать наилучшее.

Геродот

Дискуссия за круглым столом — одна из разновидностей деловой беседы и важная форма коллегиального сотрудничества [1, 2].

Научная дискуссия — способ разрешения проблем путем соприкосновения, ассимиляции и взаимообогащения различных точек зрения участ­ников [3].

Данная форма кооперативного обсуждения проб­лемных вопросов в настоящее время приобретает все большую значимость и популярность [4—6].

На подготовительном этапе необходимо позаботиться о помещении, в котором будет проходить дискуссия. Оно должно быть достаточно просторным, позволяющим участникам удобно расположиться, чтобы они видели друг друга. Оптимальная форма расстановки мебели — в виде буквы «П», «прямоугольника», «круга» или «дискуссионного клуба».

При первых двух вариантах затруднен контакт между участниками, сидящими на одной линии. Последняя форма может использоваться, если число участников достаточно велико и планируется организация работы в подгруппах [7—9]. Прием «аквариум» предполагает размещение участников в виде внутреннего и внешнего кругов.

Если кто-либо желает только присутствовать, ему предлагается занять место во внешнем круге и наблюдать за ходом дискуссии. Желательно наличие демонстрационной доски для размещения иллюстративного материала (рисунки, графики и т. д.

), выдвигаемых предложений и фиксации промежуточных результатов дискуссии, специальной аппаратуры для презентаций [10, 11].

Если предполагается фотосъемка, видео- или аудиозапись, необходимо заранее предупредить участ­ников дискуссии и получить их согласие.

Аудиозапись помогает создать обстановку непринужденности и облегчает общение между участниками дискуссии. В случае возражений следует уточнить, с чем они связаны, и попытаться развеять опасения.

Публикация материалов дискуссии (после согласования текста выступлений с участниками) предполагает участие журналиста [12].

Если в процессе обсуждения предстоит делать записи, целесообразно расположиться за столами, однако следует помнить — в этом случае возможно ощущение барьера между участниками дискуссии. В то же время, отсутствие столов может вызвать обратный эффект — стать источником чувства открытости и незащищенности.

Желательно, чтобы мебель была удобной, а интерьер — гармоничным. Участники дискуссии должны чувствовать себя комфортно физически
и психологически. Планируя размещение, постарайтесь учесть степень их активности, наличие неформальных отношений и т. д.

Иногда полезно указать места специальными табличками с фамилиями участников [13].

Время проведения дискуссии должно быть приемлемым для всех. Лучше, если это первая половина дня. Нецелесообразно проведение дискуссии в первый и последний дни недели. Дискуссия не долж­на отвлекать от неотложных дел и лишать возможности отдыха. Если обсуждение предполагается длительным, запланируйте перерывы, во время которых участникам можно предложить чай, кофе и т. д.

Читайте также:  Каким должно быть освещение для комнатных растений

Тщательно продумайте количество приглашенных. Определите тему, сформулируйте цель, подготовьте вопросы для обсуждения. Тема должна быть актуальной, достаточно широкой и интересной для всех участ­ников. Узкая формулировка темы целесообразна в том случае, если итогом дискуссии должно быть принятие решения по конкретному вопросу [1, 14].

Целью дискуссии может быть:

• выяснение мнений, сбор и упорядочивание информации по обсуждаемой проблеме;

• анализ проблемной ситуации, оценка предложений;

• поиск альтернативных подходов, нового варианта решения проблемы.

Определите стратегию ведения дискуссии. Всегда существует опасность выхолащивания полемики, когда начинается бесплодный спор, пустословие, длительные монологи, отклонение от темы и в итоге — скука («смерть дискуссии»). Результативность обсуждения зависит от компетентности ведущего, заинтересованности участников, готовности соблюдать дисциплину и правила дискуссии.

Техника ведения дискуссии за круглым столом. Четкое ведение дискуссии за круглым столом является важнейшим условием ее успеха. Во многом это зависит от ведущего. Как правило, это один из самых авторитетных и компетентных участников, который, однако, не должен позиционировать себя по отношению к коллегам, как стоящий над ними.

Он только первый среди равных и выполняет двойную функцию. С одной стороны, он посредник, направляю­щий ход дискуссии к ее цели, с другой — равноправный участник, обязанный высказать свое мнение в ходе обсуждения. Ведущему важно поддерживать друже­ский тон дискуссии и одновременно — не ронять свой авторитет перед коллегами [10, 15].

Возможны два варианта ведения дискуссии: с подготовленными вопросами для обсуждения и без определенных вопросов, когда указана только тема для обсуждения. Избранный вариант обычно зависит от организаторов дискуссии и ведущего.

Первый вариант лучше использовать, если состав участников неоднородный (разные специальности и учреждения). Если состав участников однородный (одно учреждение, близкие специальности, хорошо знают друг друга), возможен второй вариант.

Основополагающим принципом ведения дискуссии является разделение общей темы на ряд подтем, что позволяет целенаправленно ставить вопросы для
обсуждения.

Чтобы дискуссия прошла успешно, она должна подчиняться определенным правилам, которые необходимы для того, чтобы избежать «уход» от темы, нескончаемых монологов, затягивания времени и монопольного права на истину. Прежде всего необходимо строго распределить время. Длительность дискуссии не должна превышать 1,5—2 ч.

На выступление отводится не более 3—5 мин. По истечении этого срока выступающему предлагают кратко завершить свою мысль, после чего он лишается слова [4, 16].

Дискуссия будет более плодотворной, если участники имеют различные специальности. Например, при обсуждении темы «Инфекции, передаваемые половым путем» целесообразно участие дерматовенерологов, акушеров-гинекологов, урологов, инфекционистов, бактериологов, педиатров и, при необходимости, других специалистов.

Такой междисциплинарный подход позволяет рассмотреть обсуждаемую тему «со всех сторон».

Участие в дискуссии представителей разных учреждений, особенно тех, которые принадлежат к различным научным школам и имеют, как правило, неодинаковые точки зрения по обсуждаемым вопросам, «оживляет» дискуссию и делает ее более плодотворной.

Сценарий проведения дискуссии за круглым столом

Вступление. Перед началом дискуссии полезно сделать паузу, чтобы все смогли сосредоточиться.

После приветствия ведущий должен отрекомендоваться и познакомить со своими помощниками — журналистом (если предполагается публикация материалов дискуссии) и ответственным за фото-, видеосъемку, объяснить свои и их обязанности, представить участников, сформулировать тему дискуссии, цель и во­просы для обсуждения.

С правилами дискуссии лучше ознакомить заранее, если это не сделано, они зачитываются перед началом дискуссии. Участникам предлагается высказаться по поводу того, что они ожидают получить в результате дискуссии, при этом не следует принуждать тех, кто не желает этого делать. Сообщите, что при подведении итогов будет задан вопрос, насколько их ожидания оправдались.

Определение фактического положения дел. Ведущий формулирует проблему и предлагает участ­никам высказать свое мнение.

Лучше, если очередность выступлений ведущий определит для себя заранее, однако в ходе обсуждения возможны отклонения от плана. Высказанные мнения могут значительно отличаться друг от друга.

Ведущий должен иметь в виду, что его собственная точка зрения не должна играть решающей роли. Он вправе высказывать лишь собственное мнение как участник дискуссии.

Считается, что ведущий должен привести к общему знаменателю различные точки зрения на сложившуюся ситуацию и обязательно добиться единства по обсуждаемой теме.

Это заблуждение, которым объясняются неудачи многих дискуссий за круглым столом.

В действительности созданную в ходе обсуждения проблемы картину фактического состояния дел следует рассматривать как мозаику — различные точки зрения участников являются теми фрагментами, которые составляют общий итог дискуссии [7, 17].

Определение существующих трудностей. Ведущий предлагает собравшимся высказаться о существующих в настоящее время трудностях, которые требуют разрешения. Эту часть дискуссии рекомендуется делить на отдельные вопросы, иначе может быть потеряна основная мысль и обсуждение будет малоэффективным.

Если дискуссия «уходит» от заданной темы, ведущий возвращает ее в нужное русло постановкой дополнительных вопросов. Важно, чтобы очередность выступающих соответствовала последовательности вопросов, которые требуют разрешения.

А это определяет характер их исследовательских интересов, поэтому ведущий должен хорошо знать предмет исследований и сферу интересов каждого участника дискуссии [10].

При обсуждении проблемы мнения участников могут значительно отличаться, что может привести к обострению дискуссии. Риск возникновения конфликт­ной ситуации тем сильнее, чем больше обсуждаемая тема затрагивает личные интересы выступающих. Ведущий не должен допускать взаимных обвинений, упредив их четким управлением дискуссии [15, 18].

Анализ аргументов. В процессе дискуссии может возникнуть необходимость взвесить аргументы «за» и «против» выдвигаемых предложений. Ведущий должен определить, какой из предлагаемых вариантов решения вопроса будет оптимальным.

При рассмотрении аргументов часто используют метод «плюс/минус». Суть данного подхода заключается в том, что ведущий выбирает первое из названных предложений и предлагает участникам высказаться «за» и «против».

Не рекомендуется начинать с аргументов «против», поскольку существует опасность, что до обсуждения аргументов «за» дело вообще не дойдет.

Принятие решения.

Источник: http://www.zdrav.by/kak-organizovat-i-provesti-nauchnuyu-diskussiyu

Организационные методики, используемые в проведении дискуссии

Дискуссии как тренировка навыков проблемных ситуаций в профессиональном общении и методы обсуждения процессов происходящих внутри и вокруг творческого коллектива.

Рекомендации для участника дискуссии.

ПОПС и МОПС- формулы.

Когда вы участвуете в споре, в дискуссии, от вас хотят услышать четкое обоснованное мнение. Вы можете стремиться убедить или переубедить, или просто сообщить свою позицию.

Чтобы ваше выступление было кратким и ясным, можно воспользоваться ПОПС-формулой:

П – позиция (в чем заключается ваша точка зрения) – Я считаю, что… О – обоснование (на чем вы основываетесь, довод в поддержку вашей позиции) — …потому, что… П – пример (факты, иллюстрирующие ваш довод) — …например…

С – следствие (вывод, что надо сделать, призыв к принятию вашей позиции) -…поэтому….

Все ваше выступление, таким образом, может состоять из двух-четырех предложений и занимать 1-2 минуты. Например, обсуждается вопрос: «Нужно ли пускать в класс опоздавших на урок?»
Пример выступления «за»:

«Я считаю, что опоздавших нужно пускать в класс, потому что причины опоздания часто бывают уважительные. Например, сегодня я опоздал на первый урок из-за того, что разнимал и мирил дравшихся первоклашек. Поэтому нужно установить правило, что опоздавший имеет право войти в класс и участвовать в уроке».

Пример выступления «против»:

«Я считаю, что опоздавших нельзя пускать в класс, потому что это ломает весь ход урока. Например, я вошел в класс посреди предыдущего урока и на несколько минут отвлек внимание учителя, всех учеников и особенно моей соседки. Поэтому необходимо установить запрет на вход в класс после начала урока».

Читайте также:  Конспект урока алгебры в 7 классе «формулы сокращенного умножения»

ПОПС-формулу часто называют МОПС-формулой

М —мнение, (в чем заключается ваша точка зрения) —
Я (мы) считаю (-ем), что…..
О —
объяснение (на чем основываетесь, довод в поддержку вашей позиции) —
Потому что….
П —
пример (факты, иллюстрирующие ваш довод) —
Например…..
С —
следствие (ваш вывод) —
Поэтому, ….

Как вести дискуссию

Дискуссия является одной из наиболее эффективных технологий группового взаимодействия, обладающей особыми возможностями в обучении, развитии и воспитании.

Дискуссия (от лат.discussio – рассмотрение, исследование) – способ организации совместной деятельности с целью интенсификации процесса принятия решений в группе посредством обсуждения какого-либо вопроса или проблемы.

Дискуссия обеспечивает активное включение участников в поиск истины; создает условия для открытого выражения ими своих мыслей, позиций, отношений к обсуждаемой теме и обладает особой возможностью воздействия на установки ее участников в процессе группового взаимодействия. Дискуссия с коммуникативной точки зрения всегда полилогична . Но характер этого полилога может быть разным:

Полилог – разноголосие – разногласие, защита каждым своей позиции, своей точки зрения – спор;

Полилог – многоголосие – согласие, взаимодополнение, совместное решение проблемы – диалог.

Безусловно, наличие оппонентов, противоположных точек зрения всегда обостряет дискуссию, повышает ее продуктивность, позволяет создать с их помощью конструктивный конфликт для более эффективного решения обсуждаемых проблем. Важно, чтобы спор не велся ради спора, ради стремления отстоять свою точку зрения во что бы то ни стало и победить.

Проведение дискуссии.

Выделяется несколько этапов дискуссии.

Этап 1-ый, введение в дискуссию:

— Формулирование проблемы и целей дискуссии;

— Создание мотивации к обсуждению .

— Установление регламента дискуссии и ее основных этапов;

— Совместная выработка правил дискуссии;

Этап 2-й, обсуждение проблемы:

Обмен участниками мнениями по каждому вопросу. Цель этапа – собрать максимум мнений, идей, предложений, соотнося их друг с другом;

Обязанности ведущего:

— следить за соблюдением регламента;

— обеспечить каждому возможность высказаться,

— поддерживать и стимулировать работу наименее активных участников с помощью вопросов («А как вы считаете?», «Вы удовлетворены таким объяснением?», «Вы согласны с данной точкой зрения?», «Нам очень бы хотелось услышать ваше мнение» и т.д.);

— не допускать отклонений от темы дискуссии;
предупреждать переход дискуссии в спор ради спора;

— следить за тем, чтобы дискуссия не переходила на уровень межличностного противостояния и конфликта;

— стимулировать активность участников в случае спада дискуссии.

Приемы, повышающие эффективность группового обсуждения:

— Уточняющие вопросы побуждают четче оформлять и аргументировать мысли (“Что вы имеете в виду, когда говорите, что…?”, “Как вы докажете, что это верно?”);

— Парафраз – повторение ведущим высказывания, чтобы стимулировать переосмысление и уточнение сказанного (“Вы говорите, что…?”, “Я так вас понял?”);

— Демонстрация непонимания – побуждение учащихся повторить, уточнить суждение (“Я не совсем понимаю, что вы имеете в виду.Уточните, пожалуйста”);

— “Сомнение” – позволяет отсеивать слабые и непродуманные высказывания (“Так ли это?”, “Вы уверены в том, что говорите?”);

— “Альтернатива” – ведущий предлагает другую точку зрения, акцентирует внимание на противоположном подходе;

— “Доведение до абсурда” – ведущий соглашается с высказанным утверждением, а затем делает из него абсурдные выводы;

— “Задевающее утверждение” — ведущий высказывает суждение, заведомо зная, что оно вызовет резкую реакцию и несогласие участников, стремление опровергнуть данное суждение и изложить свою точку зрения;

— “Нет-стратегия” — ведущий отрицает высказывания участников, не обосновывая свое отрицание (“Этого не может быть”).

Этап 3-й, подведение итогов обсуждения:

— Выработка учащимися согласованного мнения и принятие группового решения;

— Обозначение ведущим аспектов позиционного противостояния и точек соприкосновения в ситуации, когда дискуссия не привела к полному согласованию позиций участников. Настрой участников на дальнейшее осмысление проблемы и поиск путей ее решения;

— Совместная оценка эффективности дискуссии в решении обсуждаемой проблемы.

Правила поведения в дискуссии

— Я критикую идеи, а не людей

— Моя цель не в том, чтобы “победить”, а в том, чтобы прийти к наилучшему решению

— Я побуждаю каждого из участников к тому, чтобы участвовать в обсуждении

— Я выслушиваю соображения каждого, даже если я с ними не согласен

— Я сначала выясняю все идеи и факты, относящиеся к обеим позициям

— Я стремлюсь осмыслить и понять оба взгляда на проблему

— Я изменяю свою точку зрения под воздействием фактов и убедительных аргументов

Виды дискуссий

Существует множество разнообразных вариантов организации дискуссии. Рассмотрим некоторые из них.

«Круглый стол»

Дискуссия направлена на обсуждение какой-либо актуальной темы, требующей всестороннего анализа.

Как правило, перед участниками не стоит задача полностью решить проблему, они ориентированы на возможность рассмотреть ее с разных сторон, собрать как можно больше информации, осмыслить ее, обозначить основные направления развития и решения, согласовать свои точки зрения, научиться конструктивному диалогу. Поскольку дискуссия организуется в прямом смысле за круглым столом, в ней могут принять участие 15-25 человек.

«Дебаты»

Дискуссия в ролевой форме дебатов представляет собой разновидность дискуссии-спора и применяется для обсуждения сложной и противоречивой проблемы, по которой существуют резко противоположные точки зрения. Цель дискуссии – научить учащихся аргументировано и спокойно отстаивать свою точку зрения и постараться убедить оппонентов, используя имеющуюся информацию по проблеме.

Этапы дебатов:

— ведущий предлагает на выбор участникам две или несколько возможных точек зрения на проблему. Позиции могут иметь ролевой характер и имитировать разнообразные подходы к решению данной проблемы представителей разных профессиональных и социальных групп, политических партий, объединений и т.д.

— учащиеся выбирают, какую точку зрения они будут отстаивать и объединяются в микрогруппы, численный состав которых может быть разным

— определяются правила дискуссии, продолжительность обсуждения в группах и регламент выступления группы в дебатах

— организуется обсуждение проблемы в микрогруппах: распределяются роли между членами каждой группы; выстраивается система аргументов для убеждения оппонентов; продумываются ответы на возможные вопросы; решается вопрос о том, как распорядиться предоставленным временем

— ведущий по очереди предоставляет группам слово, определяя регламент выступления

— в завершении дебатов проводится совместный анализ результатов дискуссии.

Дискуссия-диспут

Ведущий объявляет тему и предоставляет слово желающим (иногда тем, кто специально подготовился). Ход диспута определяется частично ведущим, но в основном непредсказуем, имеет эмоциональный характер.

Конференция

Вид дискуссии, где обсуждение и спор предваряются коротким сообщением о состоянии проблемы или результатах некоторой работы. Для конференции характерны развернутая аргументация выдвинутых тезисов, спокойное их обсуждение.

Прогрессивная дискуссия

Ее цель – групповое решение проблемы с одновременной тренировкой участников в соответствующих коммуникативных умениях и навыках. Этот вид дискуссии состоит из 5 этапов:

1. зарождение идеи (участникам дается время на выдвижение идей о путях решения данной проблемы);

2. все предложения выписываются на доске;

3. обсуждается каждый предложенный вариант;

4. рассматриваются наиболее подходящие варианты, затем они располагаются по степени значимости, т.е. осуществляется верификация идей;

Источник: https://megalektsii.ru/s16979t6.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector