Как подготовить и провести классный час

Как подготовить и провести классный часКак подготовить и провести классный час

Классный час – это…

Что в педагогической науке и практике понимается под такой формой воспитательной работы, как классный час?

Классный час можно назвать специально организованной ценностно-ориентированной деятельностью, способствующей формированию у школьной системы отношений к окружающему миру.

Методика проведения классного часа

Классный час как форма организации воспитательного процесса

Воспитание в коллективе и через коллектив – это адаптация ребенка к внешним требованиям, к внешней регуляции своего поведения, например к правилам социума, и под контролем социума. Однако в поведении ребенка многое зависит от его сознательной саморегуляции, мотивов, самосознания, формируемых и развиваемых самим учащимся в процессе воспитания.

Одной из основных форм, в которых используется методика КТД, являются классные часы, на которых планируется коллективная жизнь класса или школы, внеурочные занятия, служащие для подготовки того или иного дела, и само дело (воспитательное мероприятие).

Для подготовки и проведения любой формы воспитательной работы, в том числе и классного часа, Л.И. Маленкова составила определенный алгоритм, позволяющий наиболее рационально и грамотно организовать воспитательный процесс. Элементы его таковы.

Определение целей и задач.

Выбор формы воспитательной работы, определение жанра и название мероприятия.

Создание психологического настроя.

Предварительная подготовка.

Проведение самого мероприятия.

Педагогический анализ, совершаемый на двух уровнях:

1) обсуждение успешности (неуспешности) предметного результата вместе с учащимися, проектирование более продуктивной деятельности в будущем;

2) собственно педагогический анализ, осуществляемый взрослыми участниками, — анализ воспитательного результата.

3) КЛАССНЫЙ ЧАС СПОСОБСТВУЕТ РЕШЕНИЮ СЛЕДУЮЩИХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ЗАДАЧ:

1) обогащение учащихся знаниями о природе, человеке, обществе, культуре, технике;

2) усвоение детьми умений и навыков познательной и практической деятельности;

3) формирование и развитие эмоционально-чувственной сферы и ценностных отношений личности ребенка;

4) содействие проявлению и развитию индивидуальности, раскрытию личностного потенциала учащихся, его творческих и других способностей;

5) формирование и развитие классного коллектива.

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТРАДИЦИОННОГО И ЛИЧНОСТНО-ЦЕНТРИРОВАННОГО КЛАССНОГО ЧАСА(по Е.Н.Степанову)

Основные компоненты классного часа

Традиционный классный час

Личностно-центрированный классный час

Целевой

Направленность на усвоение учащимися принятых в обществе ценностей, норм отношений и образцов поведения.

Целевые установки связаны прежде всего с раскрытием личностного потенциала учащихся, процессом их самоактуализации, становление уникального образа жизнедеятельности каждого ребенка.

Содержательный

Субъектом определения темы и содержания классного часа является педагог, и лишь в редких случаях эту роль выполняют члены ученического самоуправления.

Содержание классного часа является личностно значимым. Оно включает материал, необходимый для саморазвития, самовоспитания и самоутверждения личности. Классный руководитель совместно с учащимися и (если это необходимо) родителями определяют тему и содержание классного часа.

Организационно-деятельностный

Главным, и часто единственным, организатором совместной деятельности и общения выступает классный руководитель. Взаимодействие участников классного часа строится на основе монолога, фронтальных и групповых форм работы. совместная деятельность жестко регламентируется и осуществляется в строгом соответствии с планом классного часа.

Учащиеся являются полноправными организаторами классного час, происходящей на нем совместной деятельности. Педагог совместно с учащимися создает ситуацию выбора и успеха, как для детей, так и для взрослых. Преобладают диалоговые, дискуссионные, исследовательские, проблемные формы взаимодействия.

Оценочно-аналитический

При анализе и оценки классного часа внимание обращается на объем, новизну и духовную ценность передаваемой детям информации, культуру и оригинальность ее изложения, качество ее усвоения учащимися.

В качестве критериев оценки результативности классного часа выступают личностное значение усваиваемой информации; влияние на реализацию личностного потенциала ребенка, на развитие индивидуальности и творческих способностей учащихся; влияние на развитие коллектива; комфортность и активность участников.

ПОДГОТОВКА И ПРОВЕДЕНИЕ КЛАССНОГО ЧАСА (по Е.Н.Степанову)

Подготовку и проведение классного часа личностно-ориентированной направленности можно представить в виде технологической цепочки последовательно выполняемых действий.

ПЕРВЫЙ ШАГ

Составление педагогом совместно с учащимися и их родителями тематики классных часов на учебный годВ определении тем классных часов принимают участие школьники и их родители. Важно выяснить их мнение о том, какие проблемы следует коллективно обсудить в классе.

В методическом арсенале классных руководителей существует немало приемов и методов, помогающих обеспечить субъективную позицию учащихся и их родителей в составлении тематики классных часов: метод социологического опроса, методика «Строим новый классный дом», методика «Мозговой штурм», журнал-эстафета «Мир общих дел» (учащиеся вместе с родителями заполняют дома отведенные для них странички журнала рассказами о своих увлечениях, интересах, друзьях, а классный руководитель использует эту информацию при составлении тематики классных часов).

В определении классных часов педагоги учитывают индивидуальные особенности своих воспитанников: их потребности, интересы, ценностные ориентации. Классные руководители накапливают сведения об особенностях развития своих учеников, систематизируют их в специальных дневниках, а затем используют эту информацию при планировании и организации воспитательного процесса.

ВТОРОЙ ШАГ

Уточнение темы личностно-ориентированного классного часа и генерирование идей по его подготовке и проведению. Здесь используется методика «Куча мала». Она представляет собой блиц-опрос школьников по проблеме организации предстоящего классного часа.

В течении одной-двух минут учащиеся отвечают на вопросы: что, где, когда, для кого, для чего и т.д. На данной стадии важна не детальная разработанность ученических идей, а их количество.

Пусть они окажутся недостаточно разработанными и слабо взаимосвязанными, но из образуемой ими «кучи малы» опытный педагог (или актив класса) может выбрать интересные и полезные предложения.

ТРЕТИЙ ШАГ

Выбор цели, содержания, формы и место проведения классного часа, формирование общества его организаторов

Здесь чаще всего используются такие формы взаимодействия организаторов как инициативная группа, совет дела, творческая группа.

ЧЕТВЕРТЫЙ ШАГ

Индивидуальная и групповая деятельность по подготовке классного часа

Ее содержание и способы организации обусловлены выбором темы предстоящего разговора и технологии его подготовки.

ПЯТЫЙ ШАГ

Составление учителем совместно с другими организаторами сценарного плана классного часа

Здесь важно подумать и найти ответы на следующие вопросы:

что необходимо сделать для того, чтобы уже в первые минуты классного часа был обеспечен положительный эмоциональный настрой учащихся к участию в коллективном разговоре и деятельности?

Когда и как будут представлены результаты подготовительной работы?

В какие моменты дети смогут проявить свои творческие способности?

Кто из учащихся сможет сыграть роль «солиста» в данном классном часе?

Каким образом необходимо подвести итоги классного часа?

Составляя план классного часа, не следует его детализировать до такой степени, чтобы в результате получился поминутный сценарий. В сценарном плане надо обязательно выделять время для действий, которые заранее не программируются, а разворачиваются в соответствии с ситуацией, непосредственно возникающей в ходе проведения классного часа.

ШЕСТОЙ ШАГ

Проведение классного часа

Во вступительной его части классному руководителю необходимо обеспечить ясное понимание всеми участниками целей классного часа, пробудить желание детей принять активное участие в нем.

Главное назначение основной части — создание для членов классного коллектива максимального количества возможных ситуаций для проявления ими своей индивидуальности и творческих способностей.

Заключительную часть классного часа необходимо использовать для анализа совместной деятельности и подведения ее итогов, для составления плана действий по решению обсужденных проблем, для определения индивидуальных и групповых заданий.

СЕДЬМОЙ ШАГ

Анализ и оценка результативности классного часа и совместной работы по его подготовке и проведению

В процессе оценочно-аналитической деятельности целесообразно обратить внимание на такие моменты, как проявление и обогащения жизненного опыта детей, индивидуальная значимость усваиваемой информации, влияние на развитие творческих способностей учащихся, комфортность и активность их участия в классном часе.

Завершая описание технологических аспектов подготовки и проведения личностно-ориентированного классного часа, следует особо подчеркнуть, что успешность проведения такого часа общения классного руководителя со своими воспитанниками зависит не только от освоения педагогом технологии его организации, но и от того, насколько основополагающие идеи, принципы гуманистического воспитания поняты и приняты учителем, насколько они соответствуют его педагогическому кредо.



Источник: https://infopedia.su/7×9773.html

Статья на тему: «Как подготовить и провести классный час»

Статья на тему:

КЛАССНЫЙ ЧАС

Одной из главных форм внеклассной воспитательной работы был и остается классный час. Необходимо определить прежде всего, что в педагогической науке и практике понимается под такой формой воспитательной работы, как классный час.
Известные ученые считают:

Читайте также:  Рассказы для школьников. рассказы о лете

«Классный час есть форма прямого общения воспитателя со своими воспитанниками». 

В.П.Созонов

«Классный час можно назвать специально организационной ценностно-ориентационной деятельностью, способствующей формированию у школьников системы отношений к окружающему миру ». 

Н.Е.Щуркова, Н.С.Финданцевич

Классный час. В нашем понимании это не какая-то определенная форма работы, а час классного руководителя». 

Л.И.Маленкова

Исходя из названных определений классного часа, можно сделать некоторые выводы. Прежде всего:

  • это гибкая по своему составу и структуре форма воспитательного взаимодействия;
  • это форма общения классного руководителя и его воспитанников, приоритетную роль   в организации которой играет педагог.

Опыт успешно работающих классных руководителей свидетельствует о большом педагогическом потенциале этой формы воспитательной работы. В процессе деятельности по подготовке и проведению классных часов возможно решение следующих педагогических задач.

  • Создание условий становления и проявления субъективности и индивидуальности обучающегося, его творческих способностей.
  • Обогащение сознания обучающихся знаниями о природе, обществе, человеке.
  • Формирование эмоционально-чувствительной сферы и ценностных отношений личности ребенка.
  • Усвоение детьми знаний, умений и навыков познавательной и практико-созидательной деятельности.
  • Формирование классного коллектива как благоприятной среды для развития и жизнедеятельности школьников.

Основные компоненты классного часа

Целевой. Целевые установки связаны, прежде всего, с развитием индивидуальности, субъективности и креативности ребенка, с проектирование и становлением уникального образа его жизнедеятельности.

Содержательный. Содержание классного часа является личностно значимым. Оно включает материал, необходимый для становления самостоятельности, самореализации и самоутверждения личности ребенка.

Организационно-деятельностный. Обучающиеся являются полноправными организаторами классного часа. Активное участие и заинтересованность каждого ребенка, актуализация его жизненного опыта, проявление и развитие его индивидуальности.

Оценочно-аналитический. В качестве критериев оценки результативности классного часа выступают: проявление и обогащение жизненного опыта ребенка, индивидуально-личностное значение усваиваемой информации, влияющей на развитие индивидуальности и творческих способностей обучающихся.

После описания основных компонентов классного часа целесообразно обратить внимание на технологические аспекты его организации:

  • составление педагогом совместно с обучающимися и их родителями тематики классных часов на новый учебный год;
  • уточнение темы классного часа и генерирование идей по его подготовке и проведению;
  • выбор цели, содержания, формы, даты и места проведения классного часа, формирование сообщества его организаторов;
  • индивидуальная и групповая деятельность по подготовке классного часа;
  • составление совместно с другими организаторами сценарного плана классного часа;
  • проведение классного часа;
  • анализ и оценка результативности классного часа и деятельности по его подготовке и проведению.

Классный час может проводиться в форме классного собрания, часа общения, воспитательного часа (час классного руководителя), это может быть экскурсия или тематическая лекция.

Время распределяется и планируется классным руководителем и обучающимися.

Но также следует учитывать, что возможно экстренное классное собрание или замена одной формы проведения классного часа другой по тем или иным причинам.

Необходимо отметить, что классный руководитель, проводя воспитательный час или классное собрание, решает разные задачи, изменяет содержание и методы проведения той или иной формы классного часа.

Но в то же время, нельзя не заметить, что все формы классного часа связаны друг с другом. Методика организации и проведения классного часа помогает определить его содержание.

Содержание классного часа может зависеть от возраста школьников, а также целей и задач, которые определил классный руководитель.

Для выбора темы и содержания классного часа классному руководителю необходимо учитывать возрастные особенности обучающихся, помнить об их нравственных представлениях, интересах и т.д.

Советы по организации классного часа

Содержание классных часов следует так, чтобы постепенно переходить от «предметной» информации к ее оценке, от общих оценок к развернутым суждениям.

Необходимо учитывать психологические особенности восприятия материала обучающимися, следить за вниманием и при его снижении использовать интересные по содержанию факты или поставить «острый» вопрос, использовать музыкальную паузу, сменить вид деятельности.

В процессе обсуждения поставленных вопросов классный руководитель должен быть очень внимателен к выступлениям обучающихся, вносить нужные коррективы, ставить дополнительные наводящие вопросы, акцентировать внимание на важных моментах, размышлять вместе с детьми и помочь им найти правильное решение нравственной проблемы. Классный час или лучше его назвать «час общения» играет большую роль в жизни обучающихся, если он задуман интересно и удачно проведен.

Источник: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2014/11/09/kak-podgotovit-i-provesti-klassnyy-chas

Как подготовить и провести классный час

Как подготовить и провести классный часКак подготовить и провести классный час

Cлайд 1

Как подготовить и провести классный час Мастер-класс

Cлайд 2

Обобщенное понятие классного часа: Это специально отведенное классному руководителю время для проведения воспитательной работы с учащимися класса

Cлайд 3

Классный час- это… Одна из наиболее распространенных форм организации фронтальной воспитательной работы; (Н.И.Болдырев) Специально организованная целостно-ориентированная деятельность, способствующая формированию у школьников системы отношений к окружающему миру;(Н.Е.Щуркова)

Cлайд 4

Классный час способствует решению следующих педагогических задач: Обогащение знаниями; Усвоение умений и навыков; Формирование и развитие чувств и ценностных отношений личности ребенка; Содействие проявлению и развитию индивидуальности; Формирование и развитие классного коллектива;

Cлайд 5

Подготовка и проведение классного часа 1.Составление тематики классных часов на учебный год; Приемы и методы: метод социологического опроса, методика «Строим новый классный дом», «Мозговой штурм», журнал-эстафета «Мир общих дел»

Cлайд 6

Подготовка и проведение классного часа Выбор цели, содержания, формы и места проведения классного часа, формирование сообщества его организаторов; Приемы и методы: «Куча мала»-блиц-опрос учащихся ( что, где,когда,как,для кого, для чего)

Cлайд 7

Подготовка и проведение классного часа: Индивидуальная и групповая деятельность по подготовке классного часа; (зависит от темы и технологии его подготовки)

Cлайд 8

Подготовка и проведение классного часа: Составление сценарного плана классного часа; Приемы и методы: организация КТД;

Cлайд 9

Подготовка и проведение классного часа; Проведение классного часа; Вступление (ясное понимание цели учащимися) Основная часть(создание ситуаций для проявления индивидуальности и творческих способностей учащимися) Заключительная часть(анализ совместной деятельности и подведения ее итогов)

Cлайд 10

Подготовка и проведение классного часа: Анализ и оценка результативности классного часа и совместной работы по его подготовке и проведению. Обратить внимание на проявление и обогащение жизненного опыта детей, индивидуальная значимость усваиваемой информации, влияние на развитие творческих способностей учащихся, комфортность и активность их участия в классном часе.

Cлайд 11

Проект для обсуждения «Положение о классном часе» 1.Классный час –одна из основных форм организации воспитательной деятельности классного руководителя с классным коллективом; 2.Основывается на принципах концепции воспитательной системы школы; 3.Тематика системы классных часов определяется на классном собрании в конце каждого учебного года на будущий учебный год;

Cлайд 12

Продолжение Форму, место и время проведения классного часа выбирает классный коллектив под руководством классного руководителя; Классный руководитель при подготовке и проведении классного часа является его основным координатором и несет ответственность за реализацию воспитательного потенциала классного часа; В конце учебного года каждый классный руководитель представляет в методическую копилку школы одну сценарную разработку тематического классного часа; ВАШИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ,УТОЧНЕНИЯ…

Источник: http://bigslide.ru/pedagogika/13973-kak-podgotovit-i-provesti-klassniy-chas.html

Как подготовить и провести классный час Мастер-класс. — презентация

Как подготовить и провести классный час Мастер-класс. - презентация

1 Как подготовить и провести классный час Мастер-класс

2 Обобщенное понятие классного часа: Это специально отведенное классному руководителю время для проведения воспитательной работы с учащимися класса

3 Классный час- это… Одна из наиболее распространенных форм организации фронтальной воспитательной работы; (Н.И.Болдырев) Специально организованная целостно- ориентированная деятельность, способствующая формированию у школьников системы отношений к окружающему миру;(Н.Е.Щуркова)

4 Классный час способствует решению следующих педагогических задач: Обогащение знаниями; Усвоение умений и навыков; Формирование и развитие чувств и ценностных отношений личности ребенка; Содействие проявлению и развитию индивидуальности; Формирование и развитие классного коллектива;

5 Подготовка и проведение классного часа 1.Составление тематики классных часов на учебный год; Приемы и методы: метод социологического опроса, методика «Строим новый классный дом», «Мозговой штурм», журнал-эстафета «Мир общих дел»

6 Подготовка и проведение классного часа Выбор цели, содержания, формы и места проведения классного часа, формирование сообщества его организаторов; Приемы и методы: «Куча мала»-блиц- опрос учащихся ( что, где,когда,как,для кого, для чего)

7 Подготовка и проведение классного часа: Индивидуальная и групповая деятельность по подготовке классного часа; (зависит от темы и технологии его подготовки)

8 Подготовка и проведение классного часа: Составление сценарного плана классного часа; Приемы и методы: организация КТД;

9 Подготовка и проведение классного часа; Проведение классного часа; Вступление (ясное понимание цели учащимися) Основная часть(создание ситуаций для проявления индивидуальности и творческих способностей учащимися) Заключительная часть(анализ совместной деятельности и подведения ее итогов)

Читайте также:  Конспект беседы по пдд в детском саду для детей подготовительной группы на тему: прогулка в парк

10 Подготовка и проведение классного часа: Анализ и оценка результативности классного часа и совместной работы по его подготовке и проведению. Обратить внимание на проявление и обогащение жизненного опыта детей, индивидуальная значимость усваиваемой информации, влияние на развитие творческих способностей учащихся, комфортность и активность их участия в классном часе.

11 Проект для обсуждения «Положение о классном часе» 1.Классный час –одна из основных форм организации воспитательной деятельности классного руководителя с классным коллективом; 2.Основывается на принципах концепции воспитательной системы школы; 3.Тематика системы классных часов определяется на классном собрании в конце каждого учебного года на будущий учебный год;

12 Продолжение Форму, место и время проведения классного часа выбирает классный коллектив под руководством классного руководителя; Классный руководитель при подготовке и проведении классного часа является его основным координатором и несет ответственность за реализацию воспитательного потенциала классного часа; В конце учебного года каждый классный руководитель представляет в методическую копилку школы одну сценарную разработку тематического классного часа; ВАШИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ,УТОЧНЕНИЯ…

Источник: http://www.myshared.ru/slide/829098/

Как провести классный час?

В статье содержатся рекомендации, как провести классный час наиболее плодотворно. Этот урок предполагает получение дополнительных знаний. Чтобы классный час прошел результативно, нужно его правильно организовать.

Рекомендации по проведению классного часа

Для начала необходимо наладить общение с учениками и их учителями-предметниками. Это поможет вам понять, какие темы интересны вашим ученикам, какие у них возникают трудности.

Как правило, классный руководитель либо решает во время классного часа организационные вопросы, обсуждает с учениками их успеваемость, либо проводит тематические мероприятия.

В данной статье основное внимание уделяется именно тому, как проводить классный час по определенной теме. Учитель на протяжении недели готовится к этому уроку, а уже во время проведения классного часа озвучивает тему и вопросы для обсуждения.

В коллективе обязательна доброжелательная атмосфера. Если по какой-либо причине ее нет, то необходимо выяснить, что привело к появлению напряженной обстановки, и разобраться. Этот урок лучше проводить в форме беседы, давая возможность каждому ученику высказать свое мнение, реальное отношение к проблеме.

Идеи классных часов

А теперь подробнее о некоторых полезных и интересных идеях классных часов для 5-11 классов.

  • Классный час «День Победы».Цель — воспитание патриотизма. Можно использовать военные песни, клипы, вырезки из фильмов.
  • Классный час «Милосердие – рука помощи».Происходит знакомство школьников с понятием «милосердие». Цель — развитие положительных качеств − доброты, сострадания к людям. Расскажите притчу о добром самарянине (Евангелие от Луки 10:30-37).
  • Классный час «Всех прощай, всегда прощай, за все прощай».Этот урок должен подготовить ребят к ситуациям, которые требуют от них прощения. Классный руководитель должен привести реальные истории из жизни, которые учат прощению. Учитель может найти поучительный рассказ-притчу по этой теме. Старшеклассникам можно посоветовать к просмотру фильм «Прощение амишей».
  • Классный час, посвященный творчеству писателя либо поэта (Ф. М. Достоевского, М.Ю. Лермонтова и других).Школьники познакомятся с его биографией и творчеством.
  • Классный час «Вирус сквернословия».Рассматриваются ключевые моменты: что такое сквернословие, история возникновения сквернословия, негативное влияние сквернословия на здоровье.
  • Классный час «День учителя».Прививается уважение к труду учителей. Школьникам рассказывается история праздника.
  • Классный час «Живи».Урок посвящен преодолению суицидальных мыслей. Учит поддержке людей, попавших в трудные жизненные ситуации. Классный час можно посвятить людям, испытывающим проблему наркомании. Нужно рассказать о деятельности ребцентров. Как показывает практика, наиболее эффективными являются христианские реабилитационные центры, ведь фокус человека перемещается на Бога, веру и молитву. Если есть возможность, можно пригласить на классный час человека, чья жизнь восстановилась после прекращения употребления наркотиков.
  • Классный час «Пути преодоления конфликтных ситуаций».Данный тематический час можно объединить с темой «Прощение», ведь прощение – это путь к прекращению конфликта. Учитель должен научить ребят грамотно выходить из конфликтных ситуаций.

Помните, цель классного часа − сплочение коллектива. Пусть проведенное вами занятие поспособствует добросовестному исполнению школьных дел и воцарению в классе атмосферы доброжелательности.

Вот некоторые советы, как провести классные часы с пользой. Возможно, вам понадобится больше информации. Ее вы сможете почерпнуть на этом портале. Также множество идей для классного часа в 11 классе вы отыщете здесь.

Источник: https://elhow.ru/ucheba/kak-provesti-klassnyj-chas

Как провести интересно классный час . Доклад подготовила Дабижа Ольга Николаевна, директор моку оош с. Пустоши Консультант Салангина Г. Н. Пустоши 2013

Как провести интересно классный час . Доклад подготовила Дабижа Ольга Николаевна, директор моку оош с. Пустоши Консультант Салангина Г. Н. Пустоши 2013

С этим файлом связано 90 файл(ов). Среди них: 0-0-0-8-20, 0-0-0-5-20, uslovija_konkursa_luchshij_buktrejler.docx, polozhenie_Dragunskiy.doc, sovety_roditeljam.pps, zvonki.doc, zdorovesberegajushhie_tekhnologii_v_shkole.

doc, zajavlenie_v_1_klass.doc, zachislenie_v_1_klass.doc, vzaimootnoshenija_podrostkov_s_roditeljami.doc и ещё 80 файл(а).

Показать все связанные файлы
Муниципальное общеобразовательное казенное учреждение

основная общеобразовательная школа с. Пустоши

Оричевского района Кировской области

Доклад подготовила Дабижа Ольга Николаевна, директор МОКУ ООШ с.Пустоши

Консультант: Салангина Г.Н.

Пустоши – 2013

«Школа – не здание, не кабинеты, не образцовая наглядная агитация. Школа – это возвышенный дух, мечта, идея, которые увлекают сразу троих –  ребенка, учителя, родителя – и тут же реализуются.

Если их нет, значит то не школа, а обычная бухгалтерия, где приходят и уходят по звонку, зарабатывают – кто деньги, кто оценки и считают дни до отпуска и минуты до очередного звонка…Учитель призван реализовывать мечты детей…»

А.А.Захаренко

Какой же ребенок не мечтает оказаться на месте взрослого. Ведь иногда так хочется пофантазировать, представить себя на месте учителя или даже строгого директора. В мечтах ребенок чувствует себя взрослым.

С его точки зрения он умеет все: и правильно учить и интересно рассказывать, помочь  кому – то в трудной ситуации, ругать за плохие оценки и за плохо выученные уроки, советовать, заботиться и заступаться за слабого.Вспоминая детство, каждый из нас часто воспроизводит события, связанные с  жизнью в школьные годы.

Добрая память осталась о том педагоге, с которым связаны радостные минуты общения, который помогал в решении личностных проблем, в выборе жизненного пути, был интересной личностью. Чаще всего это классный руководитель. Он действительно ближе всех стоит к ребенку в педагогическом коллективе школы.

Воспитание – это не набор неких действий и операций, которым педагога можно обучить и совершая которые он гарантированно достигает успеха, а деятельность, которую педагог должен выстраивать сам, определяя её цели, насыщая её ценностями, подбирая методы и средства, сообразуя с имеющими условиями, рефлексируя процесс этой деятельности.

Деятельность современного классного руководителя является важнейшим звеном в воспитательной системе учебного заведения, основным механизмом реализации индивидуального подхода к воспитанникам. Обусловлена она современной задачей, которую ставят перед учебным заведением мировое сообщество, государство, родители – максимальное развитие каждого ребенка, сохранение его неповторимости, раскрытие его талантов и создание условий для нормального духовного, умственного, физического совершенства.Классный руководитель прогнозирует, анализирует, организует, сотрудничает, контролирует повседневную жизнь и деятельность учащихся своего класса. Современный классный руководитель в своей деятельности применяет не только известные формы воспитательной работы, а так же в свою практику включает и новые формы работы с ученическим коллективом. Формы работы определяются исходя из педагогической ситуации. Количество форм бесконечно: беседы, дискуссии, игры, состязания, походы и экскурсии, конкурсы, общественно-полезный и творческий труд, художественно-эстетическая деятельность, ролевой тренинг и т.д.

В последнее время получили широкое распространение следующие формы воспитательной работы:

  • Публичная лекция – лекция, насыщенная яркой информацией с необычными примерами, фактами, позволяющая «высветить» отношение к рассматриваему явлению или событию.
  • Открытий микрофон – ученикам предлагается обсудить события общественной жизни.
  • «Сократовская беседа» – поиск истины, обсуждение поставленной проблемы с разных сторон с поочередным решением дополнительных вопросов.
  • Философский стол – обсуждение жизненных ситуаций воспитанниками философской позиции.
  • Дискуссионные качели по предложенной теме – беседы с чередованием суждений ведут две группы учеников.
  • Разговор при свечах – беседа на темы интимно-личностного общения или этического содержания жизненных ценностей.
Читайте также:  История. обществознание

Каким должен быть современный классный руководитель? Какова его роль в современном воспитательном процессе?

Оценить данную проблему можно с двух позиций: глазами классного руководителя и глазами ребенка.

Настоящий классный руководитель, владеющий технологией своей деятельности – это мудрый воспитатель, который умеет видеть в каждом своем воспитаннике личность неповторимую, уникальную; который глубоко изучает каждого учащегося на основе педагогической диагностики, гармонизирует отношения с ним, способствует формированию детского коллектива, базируясь на личностно-ориентированном подходе.

Классный руководитель проектирует воспитательную систему класса вместе с детьми с учетом их интересов, способностей, пожеланий, взаимодействует с родителями, учитывает этнокультурные условия среды.

В настоящее время классный руководитель идет в ногу со временем, он методически и психологически подкован, владеет знаниями по теории и методике воспитательной работы,  хорошо разбирается в трудовом законодательстве, а так же умеет ориентироваться в основных нормативных документах.

Классный руководитель интересуется вопросами волнующими  современную молодежь, изучает новинки информационных технологий.  Кроме того, классный руководитель хорошо знает инфраструктуру города, в котором он  живет и работает, это помогает организовывать внеклассную работу.

Регулярно повышает свою квалификацию, посещая и участвуя в тематических секциях, семинарах и конференциях.

Сколько бы мы не читали, не учились, главное не забывать о мнении детей. Дети являются главным звеном воспитательного процесса. Без их участия ни один классный руководитель не сможет продемонстрировать своё мастерство, показать навыки работы, поделиться опытом.  Как  роль классного руководителя оценивают сами дети?Нами было проведено анкетирование учащихся 5 – 9 классов школы с целью определения мнения о роли классного руководителя.Учащимся  были предложены три вопроса.

  1. Нужен ли вам классный руководитель?
  2. Зачем?
  3. Каким на ваш взгляд должен быть классный руководитель?

В результате анкетирования были получены следующие результаты.На первый вопрос положительно  ответило 100% учащихся.На второй вопрос самая широкая палитра ответов: от него мы узнаем много нового, с ним мы иногда посещаем театры, музеи в Кирове; классный руководитель помогает при решении проблем в классе; заступается за нас; является хорошим примером в жизни и т.д.Из высказываний учащихся полученных на третий вопрос видно, что они придают большое значение личностным качествам классного руководителя. У каждого ребенка есть свое мнение на этот счет. Одни считают, что это надежный, искренний, честный, порядочный. Другие – модный, аккуратный,  терпеливый, скромный, не слишком молодой и не слишком старый.Но вместе с тем важны и профессиональные  качества: образованность, общий кругозор, эрудиция.Классный руководитель должен создавать условия! Он должен помогать реализации ребенком своих психосоциальных потребностей, которые есть основа мотивационной сферы человека. Чтобы ребенок стал хорошим надо, чтобы он хотел, стремился, находил удовольствие в том, чтобы быть хорошим!Воспитывать может любая деятельность: умственная, физическая, организаторская. Необходимо только, чтобы она была педагогически инструментирована, а именно развивала ребенка, его дарования и вместе с тем помогала ребенку чувствовать удовольствие, наслаждение, радость от того, что он делает и благодарности окружающих.

Словом, главная задача воспитания и воспитателя – «формировать» не ум, не мышцы и физические умения, не чувства, не волю, не коммуникабельность, а мотивы и мотивационную сферу личности ребенка, т.е. его желания, стремления, потребность быть социальным, человечным, нравственным, которые подкреплены умом и чувством, волей и привычкой.

Что же такое современное воспитание?Это деятельность классного руководителя, направленная на создание психолого-педагогических условий для удовлетворения базовых, психосоциальных потребностей школьника.Работа классного руководителя – целенаправленная, системная, планируемая деятельность, строящаяся на основе программы воспитания всего образовательного учреждения, анализа предыдущей деятельности, позитивных и негативных тенденций общественной жизни, на основе личностно-ориентированного подхода с учетом актуальных задач, стоящих перед педагогическим коллективом школы, и ситуации в классном коллективе, межэтнических, межконфессиональных отношений. Педагог также принимает во внимание уровень воспитанности обучающихся, социальные и материальные условия их жизни, специфику  семейных обстоятельств.

Деятельность современного классного руководителя в первую очередь направлена на работу с обучающимися своего класса. Он формирует мотивацию к учению каждого отдельного ребенка, изучая его возрастные и индивидуальные особенности для развития  и стимулирования познавательных интересов.

Через разнообразные формы и методы индивидуальной работы создает благоприятные условия для развития гражданственности, мировоззренческой культуры, навыков созидательного труда, творческой индивидуальности, успешного вхождения ребенка в социум, формирования демократической культуры в системе классного самоуправления.

Одной из важнейших задач современного классного руководителя является системная работа с коллективом класса.

Педагог гуманизирует отношения между детьми в коллективе, способствует формированию нравственных смыслов и духовных ориентиров, организует социально-ценные отношения и переживания воспитанников в классном сообществе, творческую, личностно и общественно значимую деятельность, систему самоуправления.

Классный руководитель создает ситуацию защищенности, эмоционального комфорта, благоприятные психолого-педагогические условия для развития личности ребенка, способствует формированию навыков самовоспитания обучающихся.

Классный руководитель призван быть связующим звеном между учеником, педагогами и родителями, социумом, а зачастую и между самими детьми.

В процессе своей деятельности современный классный руководитель в первую очередь взаимодействует с учителями – предметниками, привлекает учителей к работе с родителями, включает обучающихся своего класса в систему внеклассной работы по предметам.

Это и разнообразные предметные кружки, факультативы, выпуск предметных газет, и совместная организация и участие в предметных неделям, тематических вечерах и других мероприятиях.

Совместно с педагогом – психологом  классный руководитель изучает индивидуальность учащихся, процесс их адаптации и интеграции в микро- и макросоциуме. Классный руководитель координирует связь педагога – психолога с родителями. При поддержке психолога классный руководитель анализирует развитие коллектива класса, определяя познавательные, творческие способности и возможности воспитанников, помогая ребенку определиться в выборе будущей профессии.

Большое значение в деятельности классного руководителя имеет сотрудничество с педагогами дополнительного образования. Взаимодействие с ними помогает использовать все многообразие системы дополнительного образования детей для расширения познавательных, творческих способностей своих воспитанников.

Классный руководитель способствует включению школьников в различные творческие объединения по интересам (кружки, секции, клубы), действующие как в общеобразовательных учреждениях, так и в учреждениях дополнительного образования.

В организации внеучебной, внешкольной работы классного коллектива, досуговых и каникулярных мероприятиях классный руководитель активно взаимодействует с педагогом – организатором. При поддержке педагога – организатора классный руководитель привлекает к работе  с классом представителей культуры, спорта, общественность.

Классный руководитель так же должен тесно взаимодействовать с социальным педагогом, призванным быть посредником между личностью ребенка и всеми социальными институтами в разрешении личностных кризисов обучающихся.

Сотрудничая с библиотекарем, классный руководитель расширяет круг чтения обучающихся, способствует формированию у них культуры чтения, отношения к нравственным идеалам, этическим нормам поведения, осознания собственной индивидуальности через освоение классической и современной литературы.

В своей работе классный руководитель постоянно заботиться о здоровье своих воспитанников, используя информацию, получаемую от медицинских работников образовательного учреждения.

Одним  из важнейших социальных институтов воспитания является семья. Работа классного руководителя с родителями направлена на сотрудничество с семьей в интересах ребенка.

Классный руководитель привлекает родителей к участию в воспитательном процессе в образовательном учреждении, что способствует созданию благоприятного климата в семье, психологического и эмоционального комфорта ребенка в школе и дома. При этом важнейшей задачей остается актуализация содержания воспитательной деятельности, способствующей эмоциональному развитию обучающегося, его речи, интеллекта.

Особое место в деятельности классного руководителя занимает классный час – форма организации процесса непосредственного общения педагога и воспитанников, в ходе которого могут подниматься и решаться важные моральные, нравственные и этические проблемы.

Одним из самых сложных компонентов деятельности классного руководителя является обеспечение обратной связи. Это и в методическом и психологическом смысле довольно сложная процедура.

Таким образом, для успешного решения вопросов обучения, воспитания и развития личности ребенка необходимо активное взаимодействие всех участников образовательного процесса.

Ребенок – горящий факел! Это то живое пламя, горючим материалом которого является тесная дружба, единая воля, отличное взаимопонимание, деловое сотрудничество, сотоварищество, содружество. И регулирует это пламя классный руководитель. От него зависит потухнет факел или будет гореть все ярче и ярче. И главная роль классного руководителя – поддерживать «огонь» в каждом ребенке.

перейти в каталог файлов

Источник: http://trig.zodorov.ru/doklad-podgotovila-dabija-olega-nikolaevna-direktor-moku-oosh/index.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector