Как приобщить ребёнка к чтению

Современные дети действительно не любят, не умеют и не стремятся научиться читать. Причём настолько сильно, что этот навык, а также связанная с ним способность к связной речи и правильному письму вырождаются прямо на наших глазах.

Отчасти в этом виноваты современное телевидение и компьютерные игры, которые позволяют узнавать новое и развлекаться, не утруждая себя чтением книг. Однако не стоит спихивать основную вину за нелюбовь детей к чтению на телевизор и компьютер.

Во многом в этом виноваты и мы, взрослые люди. И вот несколько способов это исправить.

Читайте и разговаривайте о прочитанном

Начинайте прививать любовь к книге ещё с того периода, когда ребёнок даже не знает букв. Читайте вслух интересные сказки и истории, а после обсуждайте с ребёнком главных героев, вспоминайте наиболее интересные места, сочиняйте развитие сюжета.

Правильно выбирайте материалы для чтения

Если ребёнок интересуется зомби или инопланетянами, то постарайтесь найти ему интересную литературу по этим темам, какими бы глупыми они вам ни казались. Интересы со временем изменятся, а любовь к чтению останется.

Поощряйте чтение на каждом шагу

Когда ваш ребёнок уже достаточно продвинулся, чтобы читать целые слова, всячески поощряйте применение этого навыка в повседневной жизни. Давайте самостоятельно прочитать меню в кафе и название фильма в кинотеатре, пусть изучает названия товаров в магазине и объявления на школьном стенде. Покажите, как важно уметь читать в реальной жизни.

Используйте современные технологии и гаджеты

Не надо думать, что планшеты и ноутбуки являются прямыми противниками и конкурентами книг. Установите и научите пользоваться специальными программами для чтения, а ещё лучше обзаведитесь eBook на электронных чернилах.

Подавайте личный пример

Никакие призывы и пряники не будут действовать, если вы сами не будете подавать личный пример. Чем чаще ребёнок видит своих родителей с книгой в руках, тем вероятнее, что он тоже станет заядлым читателем.

Используйте массмедиа

Современное телевидение, кино и компьютерные игры безбожно используют литературу, бесконечно продуцируя ремейки знаменитых произведений или просто воруя сюжеты. Однако это можно использовать и на пользу.

Вышла на экраны очередная пошлая экранизация приключений мушкетёров — заговорщицки предложите своему ребёнку: «А хочешь узнать, как всё было на самом деле?».

Помогите узнать начало и концовку показанной на экране истории, заинтересуйте тем, что осталось за кадром, и расхождениями сценария и первоисточника.

Получайте удовольствие

Самая главная мысль, которую вы должны внушить ребёнку всеми возможными способами, заключается в том, что чтение само по себе является удовольствием. Не наказанием, не скучной обязанностью или унылой необходимостью, а самым лучшим удовольствием и наградой. Без этого точно ничего не получится.

А какими ухищрениями решаете эту проблему вы?

Источник: https://lifehacker.ru/2014/09/28/kak-priobshhit-detej-k-chteniyu/

Как приобщить детей к чтению

Случалось ли вам брать в руки книгу и зачитываться так, что вы забывали про все вокруг? Многие родители надеются, что дети смогут разделить их радость и восторг от чтения хороших книг. Но в наш век видеоигр, телевизоров и Интернета зачастую сложно оттащить малышей от экрана и монитора и заинтересовать их обычной бумажной книгой.

У чтения, несомненно, есть свои преимущества: книги открывают перед  детьми новые миры, рассказывают им о разных персонажах, обогащают новыми идеями и развивают внутренний мир.

Дети, которые любят читать, как правило, лучше успевают по гуманитарным предметам и, вырастая, становятся квалифицированными читателями и писателями.

Интерес к чтению способствует высокой успеваемости ребенка и дарит незабываемые моменты отдыха в свободное от учебы время.

Что же могут сделать родители, чтобы привить детям любовь к чтению?

Читайте детям вслух

Самый верный способ — читать детям вслух с самого раннего детства. Можно начать с простой, легко понятной книги с красивыми яркими картинками.

Читая совсем маленьким детям, показывайте на каждое слово, если шрифт достаточно крупный: это поможет малышам понять, что книги читаются слева направо, и они быстрее начнут узнавать простые слова.

Также рекомендуются стихи и сказки с рифмующимися словами и повторяющимися фразами. Послушав любимую историю много раз, ребенок, возможно, даже начнет читать ее вместе с вами!

Самый простой способ сделать чтение неотъемлемой частью дня вашего ребенка — читать ему перед сном по 20-30 минут каждый день. Маленькие дети любят просто быть рядом с родителями, более старшие смогут за это время отдохнуть от дневной суеты и приготовиться ко сну.

Помните, что, читая детям вслух, вы тем самым приучаете их к устной и письменной речи, а также знакомите с новыми словами. Даже когда они уже научатся читать сами, можно продолжать читать им на ночь или просить их почитать вам что-нибудь. Часто маленькие дети интересуются даже теми книгами, которые еще слишком сложны для них, и с удовольствием слушают истории в исполнении родителей.

Объяснение новых слов

Когда вам встречается в книге новое слово, обсудите с детьми, что оно значит.

Например, если герой книги попадает в место под названием «лабиринт», спросите детей, как они думают, что значит это слово. Можете использовать картинки.

Если дети задают вопросы по сюжету, но вы не уверены, что они правильно понимают все, что вы им рассказываете, поясняйте происходящее в книге своими словами.

Обсуждая прочитанные книги, вы развиваете у детей когнитивные навыки. Можно начать с вопроса о том, что дети думают о названии книги, рисунке на обложке, авторе. В процессе чтения интересуйтесь, что, как кажется детям, будет происходить дальше, нравятся ли им герои и почему, по их мнению, они поступают именно так. После прочтения книги спросите, что детям понравилось, а что нет и почему.

Воплощайте сказки в жизнь

Конечно, если вы будете  разыгрывать перед  детьми целую пьесу, им будет интереснее следить за происходящим. Читайте реплики разных персонажей разными голосами, издавайте смешные звуки в нужных местах рассказа, пойте, если это по сюжету делает герой, говорите громким и страшным голосом, если этого требует сюжет. Читая с выражением, вы сделаете любую историю захватывающей.

Запишитесь в библиотеку

Если вы еще не записали ребенка в местную библиотеку, обязательно запишите. Библиотекарь проведет вас в отдел детской литературы и посоветует те книги, которые могут заинтересовать вашего ребенка.

Не менее важно, оформив читательский билет, посещать библиотеку как можно чаще.

Поощряйте стремление детей читать разные книги и советуйтесь с библиотекарем, если не уверены, какие книги лучше подходят для ребенка этого возраста.

Пусть дети сами выбирают книги, и не смущайтесь, если им понравятся, например, книги о танцах и фокусах — возможно, они не очень интересны вам самим, но детей, скорее всего, заинтересуют.

Встречи с авторами и дни книги

Во многих библиотеках и книжных магазинах проводятся еженедельные дни книги, праздники, посвященные ремеслам и искусству, а также открыты группы для детей любого возраста, где библиотекари рассказывают о книгах.

Обязательно проверьте расписание вашей местной библиотеки и узнайте, какие мероприятия планируются в ближайшее время. Многие авторы устраивают в библиотеках и книжных магазинах встречи с читателями и презентации новых книг.

Они будут рады подписать книгу для вашего ребенка или сфотографироваться с ним.

Посещайте сайты любимых авторов

Многие издательские компании и авторы книг имеют замечательные собственные сайты для юных поклонников, где представлена информация о книгах и мероприятиях для детей.

Детям постарше может показаться интересным размешать свои рецензии и отзывы о книгах на сайтах издательств. Поощряйте их желание делиться впечатлениями с тысячами других читателей по всей стране.

Помогите им написать обзор или рецензию на книгу: понравилась ли она, что нового ребенок узнал  из нее и т. п.

Главное — разнообразие

Приучайте детей к самым разным видам литературы: стихи, мифологические рассказы, реалистические произведения, сказки, фантастика. Самый привередливый читатель сможет найти для себя любимый жанр.

Даже комиксы, которые взрослые обычно не считают за серьезные книги, могут нравиться детям и благоприятствовать развитию у них тяги к чтению.

Помимо этого, существует множество специальных детских журналов, на которые можно подписаться.

Читать, читать и еще раз читать!

Каждый день находите несколько свободных минут, чтобы сесть и почитать. Следите, чтобы дома всегда были книги, газеты и журналы и ваши дети видели, что вы их читаете. Заходя в библиотеку с детьми, берите книги и для себя. Подавайте пример детям: не ждите, пока они заснут, чтобы с головой погрузиться в любимый роман.

Ограничивайте время, проводимое у телевизора

Многие дети, оказавшись без присмотра, несколько дней подряд не отрывались бы от телевизионных экранов. Если ребенок заскучал, посоветуйте ему почитать интересную книгу, вместо того чтобы привычным нажатием кнопки включить телевизор. Чем больше времени ребенок проводит перед экраном, тем меньше он читает, играет на свежем воздухе и общается с семьей.

Покупайте детям книги

Захватывающая книга о приключениях, научно-документальная книга об интересном событии, красивое издание любимой старой книги в твердом переплете — все это может стать замечательным подарком для ребенка. Дарите книги на праздники и дни рождения, собирайте дома семейную библиотеку, заведите для книг вашего ребенка отдельные книжные полки.

Многие школы в сотрудничестве с книжными клубами проводят ежемесячные распродажи и ярмарки книг. В библиотеках часто бывают распродажи старых книг. Посетите с ребенком такую распродажу, почитайте названия на обложках — вы сможете купить несколько любимых книг по цене одной новой.

Старшие дети

К тому времени, как ребенок учится в средней школе, у него, как правило, не остается свободного времени после школы: спортивные и танцевальные секции, уроки музыки, театральная студия и т. п. Казалось бы, выделять время на чтение при таком плотном графике не столь важно, но это не так.

  • Позаботьтесь о том, чтобы дети обменивались книгами. Приглашайте друзей вашего ребенка, чтобы они давали прочитанные книги в обмен на новые.
  • Организуйте книжный клуб, где дети могли бы собираться раз в месяц, чтобы обсудить прочитанные книги любимых авторов и новинки литературы.
  • Организуйте вечеринку, где дети могли бы поиграть в составление рассказов: каждый пишет на листе бумаги по одному предложению, получается связный рассказ. Чтобы продемонстрировать творческие способности каждого, прочитайте вслух то, что получилось.
  • Читайте по ролям. Выберите рассказ или короткую пьесу, распределите роли, сделайте костюмы из подручных средств. Это будет зрелищно и забавно.
Читайте также:  Логические задачи по сказкам с ответами

Как приобщить детей к чтению

Источник: http://5psy.ru/roditeli-i-deti/kak-priobshit-deteie-k-chteniyu.html

Статья «Почему дети не читают и как их приобщить к чтению»

.

Большинству современным подросткам, к сожалению, не нравится читать. Я уже не говорю о дополнительной литературе, нет: не прочитываются даже тексты, помещенные в учебные хрестоматии. Лет 30-20 назад дела обстояли куда лучше.

С увлечением ребенок читал дома, в парке, у бабушки в гостях, в поезде. Поход в библиотеку был не делом, нет, — обычным увлекательным занятием, приносящим массу удовольствия, а впоследствии и эмоций. Сейчас книга отодвинута на второй, и даже третий, план интернетом и телевидением.

В связи с этим можно выделить несколько групп детей:

— те, которые просто не читают

— замещают процесс чтения просмотром фильма

-ограничиваются кратким содержанием, найденным в интернете

— торопясь успеть к назначенному учителем сроку, выхватывают из текста лишь ту сюжетную линию, которая лежит на поверхности, не вникая в смысл произведения

-качественно прочитывают текст к уроку

-качественно прочитывают текст, заданный учителем, и находят время на дополнительное чтение.

Последние две группы подростков – это, скорее исключение из правила. В чем же причина и как приобщить детей не просто к чтению, а к осмысленному чтению? Постараемся разобраться.

Итак, почему дети не читают?

  1. Если подросток воспитывается в нечитающей семье, то родителям не стоит ждать, что ребенок вдруг подойдет к книжной полке (если таковая имеется в доме) и возьмет почитать Пушкина или Толстого.

  2. В некогда самой читаемой стране стало немодным иметь домашнюю библиотеку — в последние два десятилетия полки с книгами перестали вписываться в интерьер квартиры. У ребенка отняли возможность полистать, пусть иногда, томики книг, на которых воспитывались многие поколения людей.

  3. Занятость родителей. Немногие мамы и папы могут и считают нужным найти все-таки время и проконтролировать прочтение книги чадом (имеется ввиду обязательная школьная литература).

  4. Не все родители готовы к обсуждению с подростком прочитанной им книги, — проще столкнуть это на школу и учителя.

  5. Отсутствие «привычки» читать, которая должна воспитываться родителями с раннего детского возраста: сначала чтение родителями детям, затем ежедневное самостоятельное чтение.

  6. Отсутствие строгого режима дня у подростка, который в силу загруженности современных детей не только школьной программой, но кружковой и секционной занятостью позволял бы найти время на чтение.

  7. Логопедические проблемы детей, превращающие процесс чтения в неимоверно сложное, а, следовательно, и неинтересное занятие.

Как же приобщить подростка к чтению?

Цепочка ребенок – книга – учитель будет неполной, если не включить в нее родителей. Из сказанного выше каждый родитель должен вынести свой урок.

Если же мама и папа считают, что сын или дочь уже взрослые и сами, БЕЗ ИХ вмешательства, могут прочитать, то правильность или неправильность этого вывода покажет та лакмусовая бумажка, которую просто нельзя не брать во внимание – успеваемость по литературе и русскому языку («При чем тут русский язык?» – спросите вы. Поясню: «Чем больше ребенок читает, тем он грамотнее пишет».).

Нужно учесть, что 10-12-14 лет – это тот возраст, когда подростку нужен не просто контроль, но и осознание того, что их проблемами, их жизнью интересуются. Не стоит полностью полагаться на школу. Только сотрудничество родителя и педагога даст плодотворные результаты.

Каждому ребенку нужно иметь ответ на вопрос: «Что и зачем читать?» В массе современной детской литературы, которая не отличается содержательностью и духовностью, подросток может потеряться. Родитель и педагог в силах предложить ребенку целый диапазон книг, способных разбудить интерес к чтению, а затем и поддержать его.

Учитель должен использовать те методы и приемы, например, очень распространенный сейчас метод проекта, которые будут развивать этот интерес.

Научиться уважать книгу и воспитать любовь к ней поможет школьная библиотека, на базе которой литературные викторины, конференции, мини-семинары, клубы знатоков будут способствовать формированию читательской культуры у учащихся.

Зачастую процесс чтения не привлекает, так как содержание трудно для восприятия. Чтение – это труд, которому нужно детей учить, оно должно быть не механическим, а осознанным процессом, результатом которого и является интерес.

Как этого добиться? Как понимать прочитанное? Ведь именно через понимание приходит осознание авторского замысла, идеи и постижение красоты языка художественного произведения. Прежде всего, это проведение словарной работы, так как многие классические тексты содержат массу непонятных для современного читателя слов.

Она может иметь место как в процессе чтения, так и перед ним. Учащимся можно дать задание отмечать слова с непонятным для них лексическим значением, а затем в процессе обсуждения на уроке или через работу с контекстом выяснить его. Нередко смысл слова становится понятен через подбор синонимов.

Эта работа обогащает словарный запас учащихся, этому же способствует и работа с толковым словарем. Как результат — развитие такого явления как «смысловая догадка».

Составление вопросов к тексту – еще один очень важный прием для понимания прочитанного и развития логического мышления. Школьник выступает исследователем текста, что позволяет глубже проникнуть в текст.

Кроме того, развивается наблюдательность и внимание к слову. Результативность чтения повышается и через метод взаимоопроса школьников (работа в парах).

Вопрос может быт поставлен и самим учителем перед изучением произведения, на него ребята должны будут ответить после изучения текста.

Следующее умение — умение составлять план (простой и сложный) — поможет проанализировать структуру текста, его содержание и осуществить пересказ.

Школьник разбивает произведение на смысловые части, а потом дает им заглавие. Итог работы — основные части текста в определенной последовательности.

Важно, чтобы учащиеся осознавали роль плана в проникновение смысла произведения – именно это позволит повысить мотивацию к данному виду работы.

Хочется сказать несколько слов о читательском дневнике. Он почему-то в последнее время не используется в работе многими педагогами, а напрасно. Это прежде всего стимул к прочтению произведения. Кроме того, учащийся, зная о необходимости написать отзыв, будет работать с текстом внимательно, воспринимать не только то, что лежит на поверхности, но и детали.

Осознанное прочтение произведений способствует пробуждению интереса к чтению, к получению новых знаний, эмоций, впечатлений. Современный школьник должен не только обладать определенным багажом умений, но и способностью пользоваться ими. Он должен уметь анализировать, делать выводы, рассуждать. Чтение – основа всего.

Источник: https://infourok.ru/statya-pochemu-deti-ne-chitayut-i-kak-ih-priobschit-k-chteniyu-849459.html

Как приучить ребенка к чтению? Мария Чибисова — ОдигитриЯ

Интервью с детским нейропсихологом Марией Чибисовой

Можно ли убедить ребенка читать? Стоит ли тратить время на разговоры о пользе чтения или лучше жестко принуждать к нему? Что делать родителю, который в отчаянии опускает руки, потому что ребенок не читает, и в школе за ним закрепилась репутация лентяя? О мифах, стереотипах и ошибках родителей говорим с детским нейропсихологом Марией Чибисовой.

В первом классе ребенок плохо читал, с трудом складывал буквы в слова. Со временем выработался навык чтения, однако ни в десять, ни в четырнадцать лет ребенок так и не имеет привычки читать. При этом у всех в семье высшее образование, все много читают и считают чтение неисчерпаемым ресурсом и чрезвычайно важным умением. Что делать?

Читать книги — это хорошо. Но мы должны не забывать и учитывать время, в котором живем. Сегодня информация воспринимается способом, отличным от того, каким он был еще пять-десять лет назад.

Раньше мы читали книги, газеты и журналы — это был основной способ получения информации. Сегодня мы получаем ее через компьютер и из интернета.

Поэтому требования пап и мам относительно чтения часто не совсем адекватны и не учитывают современный контекст. Это во-первых.

Во-вторых, нередко родители слишком эмоциональны в своих ожиданиях. В докучающих и строгих разговорах могут проскальзывать выражения: «не будешь читать, вырастешь дворником…». Силами родителей происходит подмена смыслов. Вместо «читать — это интересно и большое удовольствие», получаем: «читать — это правильно, нужно».

Такого рода ожидания от родственников вызывают у ребенка прежде всего напряжение, которое рождает комплекс «соответствия ожиданиям». Сам факт чтения перестает быть для него процессом и превращается в «пунктик». Чтение же становиться нагрузкой, напряжением и на выходе вызывает протест.

Именно поэтому очень многие родители сталкиваются с тем, что у современных детей вообще нет интереса к книгам, они их не воспринимают.

Но есть же и другая сторона. Дети испытывают сложности с чтением, легко утомляются. Разве не нужно их насильно заставлять читать, чтобы через регулярность выработалась привычка?

«Как заставить читать?» — такой формулировки вовсе не должно быть. В этом словоупотреблении сразу слышен негативный подтекст: чтение — это ужасно, плохо, трудно и поэтому нужно заставлять.

На самом деле, чтение — это один из навыков ребенка, который может приносить удовольствие и является положительным моментом в его жизни. 

В последнее время вообще наблюдается тенденция нагнетания обстановки не только вокруг чтения, но в целом вокруг обучения детей, подготовки их к школе. Обучение стало занимать чересчур много времени в жизни ребенка, по сравнению с тем, как это было раньше.

Так же возросли эмоции родителей в этом отношении. Эмоции совершенно конкретные, которые навязываются ребенку: мы хотим, чтобы ты был отличником. Регулярно родители переносят на ребенка собственный школьный опыт, часто негативный. Процесс школьного обучения таким образом становится очень напряженным.

И чтение здесь самый показательный пример.

Многие родители наивно полагают, что если мой ребенок умеет читать, к школе он готов. Это огромная ошибка. И это абсолютно не так.

Почему?

Чтение и письмо — это последние вещи, которые должен уметь делать дошкольник. Первичным является уровень развития высших познавательных функций: способен ли он концентрировать внимание, как развиты у него самоконтроль и мотивация.

Речь уже не об игровой мотивации, которая к школе еще остается в активе любого ребенка, а о познавательной.

Способен ли ребенок без всякого давления со стороны, по собственной инициативе и с естественным интересом, сидеть и что-то изучать? Хватает ли у него на это сил?

Очень часто (до первого года жизни) родители показывают младенцу буквы на карточках, рассчитывая научить его читать: «такой маленький, а уже будет знать буквы!» Но на самом деле, для родителей это больше удовлетворение своих амбиций, чем естественных потребностей ребенка.

Читайте также:  Конспект занятия в старшей группе детского на весеннюю тему «первоцветы»

Конечно же он ничего знать не будет, потому что чисто физиологически в годовалом возрасте еще не сформированы отделы головного мозга, отвечающие за различение знаков, их удержание и воспроизведение. В лучшем случае, если что-то и удастся, так это выработать условный рефлекс.

Если ребенок гармонично развивается с первых лет жизни, если родители внимательны к ходу процесса его развития, внимательны к его потребностям в этом развитии и дают ребенку то, что в каждый конкретный период жизни ему нужно и важно, тогда чтение появится само собой и проблем с ним не возникнет.

Как много примеров мы видим, когда дети сами учатся читать. Обычно — это происходит в пять-шесть лет, иногда даже в четыре. Они начинают проявлять интерес к буквам, к надписями на улице, быстро схватывают и запоминают.

И для этого вовсе не нужно организовывать какой-то специальный процесс. Возникновение этого интереса — признак физиологической сформированности мозга, подготовленности к восприятию данной информации.

Но ни в коем случае не нужно тут же нагружать ребенка: ах ты начал читать, теперь-то ты у нас будешь делать это каждый день, как уроки. Чтение не должно превращаться в «обязаловку».

Оно должно быть приятным времяпрепровождением, в котором ребенок достигает успехов, увлекательной игрой. Задачи, которые родитель ставит перед ребенком, должны быть основаны не на ожиданиях, а на возможностях.

Заставлять ребенка читать насильно нельзя тем более. Всякое насилие всегда имеет последствия. Как минимум, чтение не будет добровольным и естественным процессом. В вопросе чтения однозначно должна быть свобода. Ребенку должно нравиться читать.

Ведь чтение это занятие, которое по определению не может не нравиться. Мы должны пробудить интерес к этому процессу, поддержать, помочь преодолеть трудности.

Главный вопрос, который должен стоять перед родителями: не «как заставить?», а «как помочь в чтении?»

Существует мнение, что если ребенок будет видеть родителя с книгой, то он непременно зачитает. 

Не то, чтобы непременно, но доля вероятности действительно повышается. Если ребенок с раннего возраста видит, что книга — обычный и нужный предмет в доме, ею пользуются все, что посредством книги он сам получает положительные эмоции, вероятность того, что и дальше он захочет получать эти эмоции — очень велика.

Если в семье никто не читает, а родители требуют от ребенка того, что не делают сами, то чтение может стать полем сопротивления и войны между ребенком и взрослыми. Отношение к чтению должно быть нормальное, не сильно эмоционально заряженное и скорее позитивно окрашенное.

Если родители занимаются собственным развитием, и ребенок наблюдает это, если он видит, что папа и мама сами много чем интересуются, в том числе читают, чтение для них не напряженный труд, а легкий и приятный досуг, то дети подпитываются от этого эмоционально. 

Когда ребенок маленький, мы готовы быть снисходительными к отсутствию интереса к чтению.

Но хотелось бы, чтобы достигая определенного возраста, 10-14 лет, ребенок все-таки читал и инициатива исходила от него, чтобы он сам брал книгу. А бывает по-разному.

От одного ребенка инициатива не исходит, а от другого исходит, но предпочтение отдается литературе не по возрасту: вместо романа — комиксы. С чем это может связано?

Давайте начнем с тех, кто постарше. Четырнадцать лет — это подростковый возраст, когда мотивация у человека уже совсем не познавательная. В этом возрасте дети обычно начинают хуже учиться и терять интерес к учебе. Это нормально.

Не нужно рассчитывать, что интерес к книгам у ребенка будет больше и искреннее, чем к общению. Если ребенок развивается нормально, то книгам он предпочтет общение со сверстниками.

А вот если в четырнадцать лет он сидит с книжкой, то это скорее говорит о том, что он уходит в свой мир и, возможно, некомпетентен среди сверстников и в коммуникациях.

Дети 8-11 лет — совершенно другая история. Это как раз самый познавательный возраст. Ведущая деятельность, то есть обучение, у них должно быть в норме. А тут родители хотят, чтобы ребенок читал серьезные книги. О чем это говорит? Только об их собственных амбициях: посмотрите, какой у нас развитой ребенок, какая у нас образованная и интеллигентная семья. 

Конечно же не последнюю роль в чтении (и интересе к простому просматриванию комиксов) играют трудности физиологического характера. Сейчас у очень многих детей мы наблюдаем именно функциональные трудности. Как правило они являются следствием и дефицита внимания, и сильной утомляемости, и трудностями усвоения двигательной программы. 

У детей, которые не ползали до года, или ползали мало, со временем обнаруживаются сложности письма и чтения. Во время ползания (двигательного развития) усваивается двигательная программа, когда мы научаемся маленькие элементы складывать в более крупные. Звуки — в слоги, слоги — в слова, слова — в предложения. В основе этого процесса лежит усвоение двигательной программы.

Также стали распространены речевые трудности: дети поздно и плохо говорят. А плохое звукопроизношение часто переходит в дислексию, дисграфию. Когда ребенку сам процесс словесности дается трудно, это сигнал. Почему это так? Ответ должны найти родители.

Если не заниматься ребенком, не компенсировать сложности, заниматься недостаточно, то вероятность обнаружения впоследствии трудностей при чтении — 100%. Чтение — это такой же процесс, что и речь, только более сложный.

Во время чтения мы не просто усваиваем слуховые образы, но связываем слуховые образы и зрительно-буквенные. И не мудрено, что дети отказываются читать. То, что дается сложно, делать не хочется.

То, что легко, интересно и доставляет удовольствие, приносит ребенку какую-то свою детскую пользу — положительно закрепляется в сознании. Ребенок готов к этому возвращаться. Безполезно говорить: это пригодится, это полезно.

Можно, конечно, это говорить, но надеяться, что это повлияет и перестроит взгляд ребенка, наивно. Пока сам ребенок реально не получат от этого выгоды и пользы (своей детской), он не поймет все преимущества чтения. Именно поэтому важно, чтобы процесс чтения был позитивно окрашен. Будьте уверенны, что тогда ребенок предпочтет вновь воспользоваться этим способом получения информации.

А если не физиология, то с чем еще может быть связан отказ от чтения детьми, например, поэзии, объемных романов?

Мы с вами живем в эру компьютера и телевизора. Информация дается и получается в примитивной и легкой форме. Такой способ восприятия информации — способ пассивный. Человеку все и сразу предоставляется в разжеванном виде.

От него не требуется никакого дополнительного напряжения. Внимай и все. Мозг быстро научается работать на сниженной энергозатратности, не перенапрягаться.

Чтение — это процесс, во время которого человек задействует много высших психических функций. 

Но категорически отметать все: компьютер, интернет нельзя, потому что рано или поздно придется столкнуться с тем, что «запретный плод сладок».

Неудовлетворенность из-за запретов, некомпетентность среди сверстников может вызвать уже новые проблемы.

Родители должны уметь быть гибкими и понимать, что вольны здесь подсказывать и направлять ребенка, предлагая, например, развивающие компьютерные игры. 

То есть мы деградируем?

Ну не в этом смысле. Но то, что компьютер или телевизор утомляет и перевозбуждает нервную систему, но при этом не развивает ее и мозг — это факт.

Если говорить о языке, то действительно он упростился. И детям все сложнее воспринимать стихи. К тому же ритмическая организация играет не последнюю роль. Если, например, ребенку мало читали стихов в детстве, то интереса к ним у ребенка не возникнет, ему будет сложно воспринимать этот жанр и в среднем возрасте.

Поэтому как можно раньше начинайте читать ребенку хорошие стихи, чтобы у него просыпалось удовольствие от звучания слов, рифмы, их понимания. Занимайтесь его познавательным развитием.

Играйте в игры на внимание, реакцию, запоминание, развивающие пространственное мышление, мелкую и крупную моторику и т.д. Развивайте высшие психические функции у ребенка.

Это и будет лучшей подготовкой к чтению и помощью в освоении чтения и письма.

К развитию ребенка нужно подходить с разных сторон. Однозначно нужно вместе читать, так же как привлекать к культуре: ходить в театры, слушать вместе классическую музыку.

Ребенка важно культурно развивать.

Если вся семья посещает выставки, то делает это не потому, что «так надо, так принято», а потому что это вызывает много положительных эмоций, то безусловно это пробудит интерес и к чтению.

Читайте детям с раннего возраста, подбирая книги по возрасту, потребностям, а главное интересу. Не живите собственными амбициями или навязанными представлениями о ребенке, ориентируйтесь на него самого и скорее всего в будущем чтение не будет вызывать у вашего ребенка сложностей.

Источник: http://www.odigitria.by/2013/10/03/kak-priuchit-rebenka-k-chteniyu-mariya-chibisova/

Как приобщить детей к чтению 

Случалось ли вам брать в руки книгу и зачитываться так, что вы забывали про все вокруг? Многие родители надеются, что дети смогут разделить их радость и восторг от чтения хороших книг. Но в наш век видеоигр, телевизоров и Интернета зачастую сложно оттащить малышей от экрана и монитора и заинтересовать их обычной бумажной книгой.

У чтения, несомненно, есть свои преимущества: книги открывают перед  детьми новые миры, рассказывают им о разных персонажах, обогащают новыми идеями и развивают внутренний мир.

Дети, которые любят читать, как правило, лучше успевают по гуманитарным предметам и, вырастая, становятся квалифицированными читателями и писателями.

Интерес к чтению способствует высокой успеваемости ребенка и дарит незабываемые моменты отдыха в свободное от учебы время.

Что же могут сделать родители, чтобы привить детям любовь к чтению?

Читайте детям вслух

Самый верный способ — читать детям вслух с самого раннего детства. Можно начать с простой, легко понятной книги с красивыми яркими картинками.

Читая совсем маленьким детям, показывайте на каждое слово, если шрифт достаточно крупный: это поможет малышам понять, что книги читаются слева направо, и они быстрее начнут узнавать простые слова.

Также рекомендуются стихи и сказки с рифмующимися словами и повторяющимися фразами. Послушав любимую историю много раз, ребенок, возможно, даже начнет читать ее вместе с вами!

Самый простой способ сделать чтение неотъемлемой частью дня вашего ребенка — читать ему перед сном по 20-30 минут каждый день. Маленькие дети любят просто быть рядом с родителями, более старшие смогут за это время отдохнуть от дневной суеты и приготовиться ко сну.

Помните, что, читая детям вслух, вы тем самым приучаете их к устной и письменной речи, а также знакомите с новыми словами. Даже когда они уже научатся читать сами, можно продолжать читать им на ночь или просить их почитать вам что-нибудь. Часто маленькие дети интересуются даже теми книгами, которые еще слишком сложны для них, и с удовольствием слушают истории в исполнении родителей.

Читайте также:  Игры для детей 2, 3 лет на развитие ловкости

Объяснение новых слов

Когда вам встречается в книге новое слово, обсудите с детьми, что оно значит. Например, если герой книги попадает в место под названием «лабиринт», спросите детей, как они думают, что значит это слово. Можете использовать картинки. Если дети задают вопросы по сюжету, но вы не уверены, что они правильно понимают все, что вы им рассказываете, поясняйте происходящее в книге своими словами.

Обсуждая прочитанные книги, вы развиваете у детей когнитивные навыки. Можно начать с вопроса о том, что дети думают о названии книги, рисунке на обложке, авторе. В процессе чтения интересуйтесь, что, как кажется детям, будет происходить дальше, нравятся ли им герои и почему, по их мнению, они поступают именно так. После прочтения книги спросите, что детям понравилось, а что нет и почему.

Воплощайте сказки в жизнь

Конечно, если вы будете  разыгрывать перед  детьми целую пьесу, им будет интереснее следить за происходящим. Читайте реплики разных персонажей разными голосами, издавайте смешные звуки в нужных местах рассказа, пойте, если это по сюжету делает герой, говорите громким и страшным голосом, если этого требует сюжет. Читая с выражением, вы сделаете любую историю захватывающей.

Запишитесь в библиотеку

Если вы еще не записали ребенка в местную библиотеку, обязательно запишите. Библиотекарь проведет вас в отдел детской литературы и посоветует те книги, которые могут заинтересовать вашего ребенка.

Не менее важно, оформив читательский билет, посещать библиотеку как можно чаще.

Поощряйте стремление детей читать разные книги и советуйтесь с библиотекарем, если не уверены, какие книги лучше подходят для ребенка этого возраста.

Пусть дети сами выбирают книги, и не смущайтесь, если им понравятся, например, книги о танцах и фокусах — возможно, они не очень интересны вам самим, но детей, скорее всего, заинтересуют.

 Дни книги

Во многих библиотеках проводятся еженедельные дни книги, праздники, посвященные ремеслам и искусству, а также открыты группы для детей любого возраста, где библиотекари рассказывают о книгах. Обязательно проверьте расписание вашей местной библиотеки и узнайте, какие мероприятия планируются в ближайшее время.

Посещайте сайты любимых авторов

Многие издательские компании и авторы книг имеют замечательные собственные сайты для юных поклонников, где представлена информация о книгах и мероприятиях для детей.

Детям постарше может показаться интересным размешать свои рецензии и отзывы о книгах на сайтах издательств. Поощряйте их желание делиться впечатлениями с тысячами других читателей по всей стране.

Помогите им написать обзор или рецензию на книгу: понравилась ли она, что нового ребенок узнал  из нее и т. п.

Главное — разнообразие

Приучайте детей к самым разным видам литературы: стихи, мифологические рассказы, реалистические произведения, сказки, фантастика. Самый привередливый читатель сможет найти для себя любимый жанр.

Даже комиксы, которые взрослые обычно не считают за серьезные книги, могут нравиться детям и благоприятствовать развитию у них тяги к чтению.

Помимо этого, существует множество специальных детских журналов, на которые можно подписаться.

Читать, читать и еще раз читать!

Каждый день находите несколько свободных минут, чтобы сесть и почитать. Следите, чтобы дома всегда были книги, газеты и журналы и ваши дети видели, что вы их читаете. Заходя в библиотеку с детьми, берите книги и для себя. Подавайте пример детям: не ждите, пока они заснут, чтобы с головой погрузиться в любимый роман.

Ограничивайте время, проводимое у телевизора

Многие дети, оказавшись без присмотра, несколько дней подряд не отрывались бы от телевизионных экранов. Если ребенок заскучал, посоветуйте ему почитать интересную книгу, вместо того чтобы привычным нажатием кнопки включить телевизор. Чем больше времени ребенок проводит перед экраном, тем меньше он читает, играет на свежем воздухе и общается с семьей.

Покупайте детям книги

Захватывающая книга о приключениях, различные энциклопедии, красивое издание любимой старой книги в твердом переплете — все это может стать замечательным подарком для ребенка. Дарите книги на праздники и дни рождения, собирайте дома семейную библиотеку, заведите для книг вашего ребенка отдельные книжные полки.

По материалам статьи С. Нила

Источник: https://rodnovagd-ppds1.edumsko.ru/folders/post/kak_priobwit_detej_k_chteniyu_konsultaciya_dlya_roditelej_pedagoga-psihologa_selivanovoj_o_a

Как приобщить ребёнка к чтению?

Можно ли усадить ребёнка летом за книгу? И что надо читать: что нравится или что задали в школе?
Отвечает эксперт — психолог Надежда Данилова.

В конце учебного года наши первоклассники получили, как водится, список литературы на лето. В списке по-прежнему, как в нашем детстве, присутствуют Бианки, Катаев и Носов.

Только теперь под каждым названием произведения дана ссылка, что эту книжку нужно читать в Интернете.

Модный гаджет

Честно признаюсь, пару раз и мои дети читали рассказы с планшета. Как обычно бывает: время близится к ночи, а ребёнок вдруг вспоминает, что ему задали на завтра прочитать рассказ, которого у нас на книжной полке нет.

И в этом случае остаётся только благодарить технический прогресс, который позволяет решить проблему в считаные минуты. Но это единственная причина, по которой младший школьник может читать с монитора. Наивно думать, что электронное устройство поможет ребёнку полюбить чтение.

Ведь чтение — это процесс, в котором важно всё.

Не только сюжет и герои, но и запах страниц, возможность их перелистывать, ощущая бумагу, тяжесть томика, в вес которого словно вошли все герои… — Электронные книги хороши для взрослых людей, которые уже научились и полюбили читать, — считает психолог Надежда Данилова.

— У детей же знакомство с книгой должно быть именно в бумажном варианте. Чтобы можно было рассмотреть картинки, заложить страницу настоящей, а не электронной закладкой. Чтобы можно было положить книгу под подушку. Книга должна иметь цвет и запах — только в этом случае можно рассчитывать на то, что ребёнка увлечёт чтение. Не как выполнение домашнего задания, а как времяпрепровождение.

Ищите точки пересечения

Можно ли летом усадить ребёнка за книгу? Даже нужно! Сейчас у него нет уроков и бесконечных дополнительных занятий, а значит, он может отдаться целиком процессу чтения. Главное — не мешать, если ребёнка процесс захватил. Не отнимайте книгу, потому что пришло время ложиться спать, обедать или идти на пляж. Постарайтесь совместить эти занятия.

Если ребёнок сейчас «на самом интересном месте», можно позволить ему почитать в постели перед сном или под зонтиком на лежаке. А я иногда даже позволяю читать во время обеда. Некоторые же едят перед телевизором — в этом смысле книга намного лучше. — Конечно, это не очень педагогично, — комментирует Надежда Данилова.

— С другой стороны, ребёнок видит, как родители настолько увлечены чтением, что даже за едой не в силах оторваться. Так появляется понимание, что книга — это не скучная обязаловка, а что-то интересное. Поэтому в качестве положительного примера иногда можно раскрыть книжку и за обедом.

Но правильно будет сразу же её отложить со словами: очень интересно, сейчас быстро поем и дочитаю. Если ваш ребёнок наотрез отказывается читать, не спешите навязывать ему книги из списка рекомендованной литературы. Ищите книжку, которая его захватит, а то, что задали на лето, можно будет прочитать и потом, когда ребёнок войдёт во вкус.

Поищите точки пересечения той или иной книжки с интересами вашего ребёнка. Например, когда мы отдыхали в Греции, то всей семьёй читали Даррелла «Моя семья и другие животные», действие которой разворачивается на одном из греческих островов. У знакомой, отдыхающей на Таманском полуострове, старший ребёнок с удовольствием читает «Героя нашего времени».

Другая приятельница предложила своему сыну, отлынивающему от дачных дел, почитать Тома Сойера, чтобы отлынивал с выдумкой. Своей дочери, озорной и непоседливой, я подсунула «Динку» Валентины Осеевой, и ребёнок читает повесть запоем, охотно пересказывая мне Динкины проказы и не уставая удивляться их с Динкой душевному родству.

Кстати, книгу они читают периодически вдвоём с подружкой. Вслух, по очереди, попутно обсуждая описываемые события. Не забывайте и традиционный путь — семейное чтение. После жаркого дня хорошо собраться всей семьёй за интересной книжкой. Читать тоже следует по очереди, а книжку выбирайте такую, которая увлечёт всех.

Если родители будут зевать от скуки во время чтения, никакого положительного эффекта эта затея не даст. Как и в случае если сюжет не будет занимать детей. И, конечно, помогайте ребёнку выбрать книгу для чтения. Вспоминайте всё, что вы читали в детстве, кратко рассказывайте, о чём была ваша любимая книга, чтобы заинтриговать чадо, делитесь впечатлениями.

Как делать не надо

Исходя из опыта мам, у которых дети любят читать, дам несколько рекомендаций. Не заставляйте ребёнка обязательно дочитывать книгу, которая «не пошла», и вообще читать книгу, которая не вызывает интерес.

Прежде чем смотреть фильм или мультик по повести или рассказу, предложите сначала это произведение прочитать. А потом сравнить кино и книгу. Обсуждайте с ребёнком прочитанное. Только не в форме пересказа, а делясь впечатлениями и сохраняя интригу. «А где ты сейчас читаешь? Ах, Динка тонула.

Сама же виновата, как ты считаешь?.. А ты уже дочитала до того места, когда они встретились с индейцем? Нет? Ну читай, потом обсудим…»

Не стремитесь слепо следовать списку книг, заданному на лето. Чтение — это удовольствие, а не домашнее задание. Пусть летом читает то, что нравится.

А там, глядишь, к учебному году дозреет и до более сложных и рекомендованных в школе произведений.

Источник: http://malyutka.net/2015/06/kak-priobschit-rebenka-k-chteniyu.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector