Как разобраться в своём характере?

Попробуй лучше разобраться в своем характере и для этого ответь на двенадцать вопросов (по три в каждой группе). Отвечать нужно «да» либо «нет».

Текст опросника

1-я группа:

  1. Можешь ли ты говорить неправду?
  2. Миришься ли ты со своими недостатками?
  3. Легко ли ты меняешь свое мнение?

2-я группа:

  1. Любишь ли ты говорить о себе?
  2. Свободно ли ты чувствуешь себя в незнакомой компании?
  3. Доверяешь ли людям?

3-я группа:

  1. Нравится ли тебе, когда тебя хвалят?
  2. Доволен ли ты собой?
  3. Часто ли ты говоришь о недостатках других людей?

4-я группа:

  1. Доводишь ли ты начатое дело до конца?
  2. Настойчив ли ты в достижении цели?
  3. Проявляешь ли ты инициативу в работе?

Подведем итоги. Проанализируй отдельно каждую группу ответов: если оказалось больше утвердительных, ставь цифру 1, преобладают отрицательные — 0. У тебя должна получиться комбинация из четырех цифр.

Найди свою комбинацию и определи черты своего характера:
1111 — ты энергичен, общителен, но самолюбив и непоследователен;
1000 — ты беспринципен, скрытен, бездеятелен, эгоистичен;
1001 — ты ленив, замкнут, слабохарактерен, самодоволен;
1011—ты необщителен, самолюбив, имеешь твердые убеждения, деятелен;
0111 — ты принципиален, деловит, легко сходишься с людьми, но высокомерен;
0110 — ты правдив, настойчив, заботлив;
0100 — ты воспитан, бесхитростен, последователен, но пассивен;
0000 — ты медлителен, необщителен, не умеешь ставить ясные цели и добиваться их;
1010 — ты деятелен, но излишне скромен и замкнут;
1110 — ты бесхитростен, трудолюбив, но легко уступаешь другим первенство в соревновании;
1100 — ты прямодушен, скромен, искренен в достижении цели, но часто меняешь свои убеждения;
0001 — ты правдив, но слишком скрытен, самоуверен, но инертен;
0011 — ты надменен и неискренен, неутомим и для достижения цели способен горы свернуть;
0101 — ты общителен, открыт и целеустремлен, но тебе не хватает азартности;
1101 — ты слабохарактерен, простодушен, к тому же ленив и себялюбив;
0010 — ты упорен, работящ, но слишком необщителен.

Как изменить свой характер
При желании можно все. И желание это должно быть сильным и осмысленным. Вы уже поняли, черты какого типа темперамента в тебе преобладают, а значит, узнали себя намного лучше. Теперь вы понимаете, какие у тебя есть сильные и слабые стороны.

Прибавь к этому свои личные способности и тот жизненный опыт, который у тебя уже есть, — пусть пока и не слишком большой. Все это время, пока ты росла, получала новые впечатления и осмысливала различные ситуации, у тебя развивался характер. Вот почему тебе вряд ли удастся поменять его в один день.

Работа тебе предстоит сложная и кропотливая — преодолевать свои не слишком хорошие качества тебе придется постепенно, изменяя одну черту за другой.

Возьми листок бумаги и выпиши все качества, которые ты хотела бы в себе изменить. Напротив них напиши, в чем эти качества выражаются.
С этим листком тебе будет проще контролировать свои действия.

Особенно сложно будет на первых порах — где-то неделю, — но после того, как контроль над собой войдет у тебя в привычку, станет гораздо легче. Пусть тебя вдохновляет то, что ненавистные черты характера (лень, обидчивость, вспыльчивость…

) перестанут осложнять жизнь тебе и твоим близким.

Источник: http://kcson-kotelnich.ru/news/kak-razobratsya-v-svoem-haraktere

Характерология: Как разобраться в себе и людях? / События на TimePad.ru

Часто мы не можем выстроить  эффективные отношения с другими людьми, совершенно не понимая причины их поведения. Это касается всех жизненных сфер: работа, семья, друзья и др.

Нам свойственно наивно полагать, что мы можем переделать другого человека, вместо того, чтобы принять его особенности. Да и что принимать, если  непохожесть на нас мы считаем дурными привычками, слабостями, желанием делать все наперекор.

Для того, чтобы узнать особенности людей и свои собственные, наладить отношения, понять причины своего поведения и оценить перспективу существующих отношений, я предлагаем Вам узнать про ХАРАКТЕРОЛОГИЮ.

Как быстро понять, кто перед тобой и как с ним общаться? Как определить характер человека, который определяет 80% его неосозонанных действий? Как по двум незначительным признакам узнать о человеке столько, сколько могут не знать даже близкие друзья? Как использовать эти знания на работе и в личной жизни? Зная основные радикалы характера, можно научиться взаимодействовать практически с любым человеком. Ответы на эти вопросы Вы сможете узнать на семинаре 27 февраля:

Программа семинара:

Что дает характерология? 

  • Какие можно получить преимущества
  • Как применяют в решении сложных управленческих и карьерных задач
  • Как характерология работает в продажах

Как устроена характерология?

  • Где брать диагностическую информацию
  • Как сформировать навык
  • Мифы

Типы характеров (методика «7 радикалов»)

​Истероидный, эпилептоидный, паранояльный, эмотивный, шизоидный, гипертимный, тревожный

Как составить характерологический профиль?

  • Метод корзины
  • Метод пузырька
  • Экспресс-диагностика

Ведущий семинара:

Константин Дубровин

  •  Лучший бизнес-тренер России в номинации «Развитие персонала»
  •  Управляющий партнер компании Moko recruiting
  •  Советник по развитию деловых связей Российского агентства развития информационного общества (РАРИО)
  •  Тренер по продажам сложных услуг
  •  Имеет 22-летний опыт в продажах
  •  Работал как внутри компаний, так и в роли внешнего консультанта
  •  Автор книги «Книга патрона»
  •  Соавтор методики командных продаж КИРКК
  •  Автор технологии ответного маркетинга и ряда других методов, опубликованных в бизнес-прессе

Определяем свой тип характера по теории семи радикалов.

Определив набор радикалов, включенных в характер человека, можно выявить следующие особенности:

  • Отношение к видам деятельности. Какие задачи обладатель данного профиля будет решать всегда и везде, а какие – не сможет решить ни при каких обстоятельствах.
  • Особенности коммуникации и управления. Как лучше всего налаживать общение с обладателем такого характера, как понравиться ему, как им управлять, и что будет грубой коммуникативной ошибкой по отношению к нему.
  • Скрытые черты характера. Как и при каких обстоятельствах проявятся те черты характера, которые человек обычно не демонстрирует.
  • Феномены и закономерности поведения.Так как базовые, широко используемые классификации типов поведения характера вводились в науку преимущественно психиатрами, то и названия радикалов также близки к терминам психиатрии: истероидный, эпилептоидный, паранояльный, эмотивный, шизоидный, гипертимный, тревожный. Далее перейдем к краткому описанию этих радикалов.

Попробуйте честно разобраться в своем характере и придет понимание как разбираться в характере других людей.

ПАРАНОЯЛЬНЫЙ (ЦЕЛЕУСТРЕМЛЕННЫЙ) ТИП

Это обычно люди с мощным внутренним стержнем. Живут, в основном, своей идеей, борются за нее, страдают, отстаивают. Они не восприимчивы к информации со стороны.

Прислушиваются только к своему мнению («Одно мое, второе неправильное…»), это часто выливается в нежелание слушать других, приводит к стремлению избегания проблем. Люди паранойяльного типа стратеги, но не тактики. Их цели глобальны, а масштабы огромны.

Именно такого типа люди упорно идут к, казалось бы, недостижимой для других цели. Жизнь таких людей построена на принципах, что позволяет им спокойно идти по головам. Основной принцип, по которому они живут: «Кто не с нами, тот против нас».

Склонны врать в рамках идеи, важным считают только конечный результат, а для достижения цели, как известно, все средства хороши. Требовательны к себе и другим и всегда оценивают достоинства и недостатки собеседника. Обычно люди с паранойяльным радикалом не чувствительны к стрессам. Это, безусловно, сильный тип личности.

Одежда: Для людей паранойяльного типа характерны опрятность, классический стиль одежды в рабочее время, и стиль «милитари» в свободное время. Обычно в данном стиле нет ничего лишнего, все аксессуары «к месту».

Мимика: Властная, уверенная.

Жесты: Широкие, рубящие, указующие. Такие люди склонны часто рвать дистанцию с собеседником, чтобы ввести его в замешательство.

Речь: Уверенная. Возможен менторский тон. Такие люди любят говорить на интересующие только их темы. Они последовательны в изложении (во-первых, во-вторых, в третьих…) и часто используют жесткие формулировки, слова и оценки.

Модель позитивного общения: Чтобы установить раппорт с такими людьми рекомендуется продемонстрировать свою силу (статус). В дискуссии делать ссылки на законы или мнения авторитетных людей.

Стоит приводить четкую структуру аргументов (во-первых, во-вторых, в третьих…). Успешнее всего собеседник с ярко выраженным паранойяльным радикалом прислушается к властному, авторитетному человеку, чем к подчиненному.

Можно постараться показать нужность Ваших предложений для решения глобальной идеи паранойяльного.

ИСТЕРОИДНЫЙ (ДЕМОНСТРАТИВНЫЙ)

Истероидный радикал способствует желанию нравиться. Такие люди часто представляют себя как наделенных актерским даром. Жизнь для них – театр, а окружающие – зрители. От этого они ведут себя демонстративно и стремятся быть замеченными.

В общении можно наблюдать манерность и излишнюю говорливость. Обычно истероиды верят в сказанное, несмотря на возможную недостоверность или несоответствие. Это результат желания приукрасить любой рассказ. Иногда бывает достаточно просто слушать и «несостыковки» сами проявятся.

Такой человек использует любую возможность высказаться. Это слабый психотип.

Одежда: Часто «вызывающая», либо яркая, либо с экстравагантными деталями, дополняется большим количеством бижутерии, аксессуаров и густым макияжем у женщин. У мужчин можно увидеть чрезмерное наличие украшений, или любые другие бросающиеся в глаза детали внешнего вида. Например, шейный платок, обилие колец и др.

Мимика: Все эмоции на лице людей с преобладающим истероидным радикалом выглядят гипертрофированно. Это широкие улыбки, смех с раскрытым ртом, печаль со слезами, вселенская скорбь.

Жесты: Преобладают широкие, картинные жесты и акцентированные позы.

Речь: Эмоциональная и экспрессивная, с драматическими паузами.

Модель позитивного общения: С таким собеседником лучшая позиция — слушатель. Человек с преобладающим истероидным радикалом раскрывается больше, если делать вид, что верите игре. Если похвалить такого собеседника, то он примет любое решение в Вашу пользу. Чтобы уличить во лжи, стоит просто попросить повторить рассказ.

ЭПИЛЕПТОИДНЫЙ (ВОЗБУДИМЫЙ)

Данная разновидность людей с ярко выраженным эпилептоидным радикалом определяет категорию жестких, жестоких людей. Они могут заниматься спортом, или принимать участие в соревновательной деятельности. Возбудимые эпилептоиды, также как и застревающие, зачастую, опрятны и аккуратны, наблюдается любовь к гигиене.

Такие люди любят короткие стрижки, короткие ногти, спортивный стиль в одежде. Они как будто всегда готовы вступить в бой. Также можно заметить любовь к порядку и иерархии, нередко циничность к окружающим. Такие люди слепо верны инструкциям. Их принцип «Я выполнял приказ…».

В средствах достижения целей возбудимые не разборчивы и легко обвиняют других, в том числе ложно, словно испытывая на прочность. В отличие от застревающих эпилептоидов, это люди непредсказуемые и импульсивные в решениях. Они стремятся к достижению только своих личных целей, а ко всему остальному относятся по принципу «Не грузи…».

Склонны к асоциальным поступкам, алкоголизму, наркомании. Это сильный психотип.

Одежда: Возбудимый эпилептоид выражается через спортивный стиль в одежде.

Мимика: Взгляд прямой, агрессивный, мимика чаще мелкая и скованная.

Жесты: Тяжеловесные, с подчеркнутым участием мышц (поигрывает мускулами). Это грубая демонстрация силы.

Речь: Вялая, медленная, жесткая.

Модель позитивного общения: В общении с таким типом людей рекомендуется соблюдать дистанцию и выдерживать жесткую линию без уступок (иначе сразу начнет продавливать).

Также важно показать свою значимость и авторитетность в интересующем вопросе. При этом желательно не провоцировать возбудимого на необдуманные действия. Либо в случае «срыва» собеседника, ситуацию будет сложно удержать под контролем.

Читайте также:  Классные часы в 8 классе. разработки

Эпилептоид с удовольствием откликнется на предложение «дружить против…».

ШИЗОИДНЫЙ (СТРАННЫЙ)

У данной категории людей собственные представления о реальности, свое собственное видение ситуаций. Это люди, имеющие свой личный мир, где они сами решают, каким законам подчиняться. Им присуще творчество без шаблонов и непредсказуемое поведение.

Это ярко выраженные интроверты. Их особенность в том, что они «Не как все». Часто отличаются несуразной внешностью. Это либо кажущиеся хрупкими люди, либо нескладные, где-то гратескные, местами неловкие, внешне угловатые. Психотип таких людей слабый.

Одежда: Часто их одежда негармонична, может быть неаккуратна и «пестрить» неожиданными деталями. В отличие от истероидного типа, у шизоидов нет четкого «образа».

Мимика: Характерный взгляд «мимо собеседника в никуда…» и возможно рассогласование мимики и жестов (например, на лице радость, а кулаки сжаты).

Жесты: Также угловатые и несогласованные, неловкие.

Речь: Достаточно высокоинтеллектуальная, с обилием терминологии, возможно с указанием на различные источники получения информации.

Модель позитивного общения: Учитывая интровертированность психотипа, личное общение для таких людей в тягость. Шизоидные личности предпочтут заочное общение.

В случае необходимости личного контакта, в беседе с ними необходимо избегать резких оценок и прямой критики (шизоиды очень обидчивы).

Задачи лучше ставить ориентируясь на конечный результат, а отчитываться (в случае если это начальник), только конкретными выполненными результатами. Процессы такой человек не воспринимает.

ГИПЕРТИМНЫЙ (ЖИЗНЕРАДОСТНЫЙ)

Этот психотип характеризует энергичных людей, любящих жизнь во всех проявлениях. Такие люди зачастую оптимистичны и склонны в любой ситуации находить положительные стороны. Они рады всему новому и никогда не унывают. На контакты идут с удовольствием, любят общаться.

Им присуще остроумие и адекватное чувство юмора. Такой человек берется сразу за несколько задач и решает их. Также данный психотип отличает гибкость и быстрая переключаемость с одного дела на другое. Гипертимы чаще предпочитают экстремальный отдых. Это сильный психотип.

Одежда: Универсальная, удобная, не сковывающая движений.

Мимика: Живая, жизнерадостная, энергичная.

Жесты: Бодрые, быстрые. В движениях гипертим непоседа, часто роняет вещи, натыкается на углы и людей.

Речь: Увлеченная. Такие люди могут заговориться и упустить нить разговора, но потом неожиданно вернуться к теме.

Модель позитивного общения: С такими людьми рекомендуется открытое свободное общение. Они всегда идут на контакт, склонны к излишнему доверию.

ЭМОТИВНЫЙ (ЧУВСТВИТЕЛЬНЫЙ)

Эмотивный радикал присущ категории людей, отличающихся ярко выраженной добротой. Такие люди привыкли сопереживать. Они в разговоре обычно внимательно слушают и выказывают понимание.

Это эмоционально пассивные люди, любящие наблюдать за чужими переживаниями, нежели переживать самому. Эмотивы любят смотреть телевизионные передачи, фильмы с эмоциональными сценами, читают книги, которые вызывают острые эмоции.

Наблюдается склонность к избеганию конфликтов, возможны психосоматические проявления, которые на фоне стресса усиливаются. Это слабый психотип.

Одежда: Мягкая, приятная на ощупь, скрадывающая движения или просто удобная.

Мимика: Слабая, неуверенная. Таких людей может отличить эффект «Влажных глаз».

Жесты: Плавные, без угловатости, могут во время беседы поглаживать себя.

Речь: Тихая. Такие люди больше готовы слушать, они почти не возражают, врут редко.

Модель позитивного общения: С такими людьми рекомендуется конгруэнтность, равенство в общении. Также важно проявлять признаки доверия и пытаться найти общее.

ТРЕВОЖНЫЙ (БОЯЗЛИВЫЙ)

Для людей с выраженным тревожным радикалом характерны повышенная тревога, постоянная перестраховка от ошибок. Такие люди часто не могут сами принимать решения. Они стараются закрываться от общения, при контактах сильно волнуются.

Имеют свои успокаивающие ритуалы (например, вытереть ноги, поплевать через плечо, перед приступлением к работе ежедневно пьют кофе «чтобы вработаться»). Они пунктуальны и следуют инструкциям, во избежание штрафных санкций. Это сдержанные в высказываниях и поступках люди.

Их принцип «Семь раз отмерь, один отрежь». Это слабый психотип.

Одежда: Неяркая, закрытая. Предпочтительны темные и серые однотонные или с мелким геометрическим рисунком ткани.

Мимика: Слабая, неуверенная.

Жесты: Самоуспокаивающие. Тревожный часто трогает себя, заламывает руки. Позы у таких людей скованные, словно в ожидании, что вот-вот надо «сорваться» с места и бежать.

Речь: Тихая, неуверенная. Боязнь сказать не то.

Модель позитивного общения: Такому собеседнику рекомендуется выказывать подбадривающие знаки внимания, проявлять доверие, хвалить за любое позитивное высказывание, лучше не критиковать без надобности.

Если критика необходима, следует преподнести ее в таком виде, чтобы оппонент понял, ничего страшного в сложившейся ситуации нет.

Также в общении с «тревожными»-подчиненными необходимо давать максимально подробную, точную инструкцию.

Заключение

Источник: https://bizingo-events.timepad.ru/event/431920/

Как разобраться в себе?

Содержание:

О себе можно многое узнать, если всерьез поговорить со своими друзьями или родными, расспросив их о свойствах своего характера, о достоинствах и недостатках, поддерживая при этом обратную связь. Не удовлетворяйтесь короткими, поверхностными ответами.

Объясните, что вами движет не праздное любопытство, а стремление глубже узнать себя и вы рассчитываете в этом на их серьезную и долговременную поддержку.

Всякий раз, не понимая ответа на свой вопрос или не согласившись с ним, без возмущения и протеста просите привести конкретный пример и, по возможности, более детально описать ваше поведение.

Постарайтесь точно выяснить, какие ваши реальные действия вынудили человека дать вам такую оценку. (Если вы получили от вашего друга аналогичную просьбу, непременно сделайте то же самое и для него.)

Рационализация и проекция

Внимательно воспринимайте любую критику в свой адрес, даже если она была непрошеной. Очень важно быть открытым для критики, хотя каждый из нас знает, как это бывает порой тяжело.

Но защищаясь от критики, человек рискует потерпеть неудачу в попытке определить и исправить собственные недостатки, даже если ему вновь и вновь говорят о них различные люди или напоминают тяжелые жизненные обстоятельства.

Дело в том, что мы часто неспособны распознать свои проблемы из-за того, что бессознательно стремимся защитить себя, используя для этого рационализацию или проекцию. Понятие рационализация, определяющее важный психический процесс, было впервые введено Зигмундом Фрейдом.

В процессе рационализации мы можем найти оправдание или объяснение любому нашему поведению или поступку, и после рационализации они будут казаться нам гораздо более благородными и необходимыми, чем есть на самом деле.

Например, мы можем найти множество причин и оправданий своему поведению, в котором посторонние люди не увидят ничего, кроме проявления эгоизма. Именно поэтому нам не удается распознать личностные мотивы нашего гнева, жестокости, мести, жадности, вожделения и т.д. Порой можно ощутить присутствие этих мотивов, но при этом не оценить истинную силу их воздействия на нас.

Фрейд впервые описал и проекцию — процесс смещения, переноса на других людей всего того, что человек не признает или отвергает в самом себе. Мы проецируем на окружающих собственные мысли, чувства или конфликты, считая, что они происходят в них и не имеют ничего общего с нами.

Конечно, время от времени любой человек интерпретирует поведение других людей и события пристрастно вследствие проекции, но особенно значительно такое «смещение» проявляется у людей с личностными проблемами. В понимании понятия «проекция» нам может помочь исследование ее крайнего случая — паранойи.

Например,  женщина-параноик может предположить, что ее ненавидит весь мир и каждый замышляет что- то против нее; однако правда заключается в том, что эта несчастная проецирует собственное душевное смятение и ненависть на других людей.

Мужчина-параноик верит в то, что каждый думает, говорит или внушает другим плохие мысли о нем, что над ним потешаются, но в действительности он проецирует собственные отрицательные мысли и чувства о себе на других людей. Параноик может полагать, что окружающие видят в нем гомосексуалиста, хотя он всего лишь проецирует на других свой страх оказаться геем.

Нечто подобное можно наблюдать в другом случае, когда человек испытывает большие страдания, так как постоянно ощущает себя мишенью отвратительных домогательств гомосексуалистов; на самом деле, у этого человека наблюдаются серьезные сексуальные проблемы: он может видеть жест сексуального домогательства даже в том, что его собеседник облизывает свои губы.

Женщина, тяжело переживающая сексуальную безнравственность знакомых и незнакомых ей людей, фактически, прячет в себе расстройства своих сексуальных чувств. Человек, убежденный, что мир переполнен злом, имеет внутренний конфликт с собственным восприятием добра и зла.

Если вы не доверяете всем незнакомцам, вы, скорее всего, проецируете собственные личностные затруднения в доверительных отношениях на других людей. Глубокое переживание любой необходимости подчиняться свидетельствует о проблемах с проявлением собственной властности.

Вас может расстраивать или раздражать жесткая конкуренция среди ваших знакомых, но вы просто можете не замечать своего внутреннего конфликта — желания стать первым среди них и сопутствующего ему страха неудачи.

В межличностных конфликтах также редко удается распознать проекцию собственного гнева или ненависти на других. Часто можно видеть, как люди громко и агрессивно настаивают, что сами они вовсе не сердятся, а вот их оппонент просто кипит от гнева.

Результатом проекции может стать безапелляционное утверждение типа: «Она меня ненавидит! Мне это хорошо видно!» Даже те, кто в состоянии признать в себе чувство гнева, во время конфликтной ситуации в той или иной мере проецируют его на оппонента и извращают его истинные чувства.

Другой, весьма распространенный пример проекции, — это ощущение собственной неполноценности. Люди с низким самоуважением часто полагают, что и все окружающие смотрят на них «сверху вниз».

Рассмотрите возможность проекции всякий раз, когда вы реагируете на кого-нибудь, испытывая сильные негативные чувства. Если вы вступаете в разговор, заранее зная, что думает и чувствует по поводу вас собеседник, — скорее всего, вы уже столкнулись с проекцией.

Следует предположить ее возможность, если одни и те же межличностные проблемы возникают у вас с разными людьми в различных ситуациях. Обвиняя других в своих собственных проблемах и видя в них причину наших поступков, мы, скорее всего, вновь осуществляем проекцию.

А теперь спросите себя, насколько реалистически вы воспринимаете конфликтные ситуации? Не бываете ли вы необъективны по отношению к людям? Как вы можете разрядить каждую конфликтную ситуацию? Запишите предложения, которые идентифицируют ваши собственные эмоции, мысли и проблемы.

Начинайте предложения со слова «я», например: «Я чувствую…», «У меня трудности с…» или «Это я думаю, что…».

Вносите в список те стереотипы своего поведения, которые способствуют возникновению проблемной ситуации, после чего записывайте любые альтернативные варианты поведения, которые помогут избежать подобных проблем в будущем. Работайте с этим списком каждый день, отрабатывая эти альтернативы.

Исследуйте различные сферы своей жизни в поисках того, что нуждается в усовершенствовании.

На отдельных листах бумаги рассмотрите, к примеру, следующие разделы: «Мои цели и средства их достижения», «Мои умения и таланты», «Мои интересы и увлечения», «Как я живу в семье», «Моя общественная жизнь», «Эмоциональные (физические, социальные или финансовые) кризисы в моей жизни», «Чего я не люблю», «Мои ошибки, неудачи, проблемы и слабости». Вы можете сами добавить темы исследований.

Читайте также:  Загадки про игрушки для девочек

Исследование межличностных взаимоотношений

Исследуйте ваши прошлые и настоящие взаимоотношения, с другими людьми: с каждым из родителей, с братьями и сестрами, другими близкими вам людьми; изучите ваши отношения с друзьями, вспомните все глубокие романтические влечения, которые вы пережили.

Для каждого человека выделите один или несколько листов и внесите туда положительный и отрицательный опыт, который вы получили при общении с ним, все, что вы видите в нем плохого и хорошего, чувства, которые вы к нему испытывали и испытываете (если вам трудно определить свои чувства, поработайте со списком эмоций из статьи «Эмоции»).

Обязательно отметьте, как изменяются ваши взаимоотношения с ним. Многое, составляющее нашу личность, берет начало из раннего опыта нашего общения. Быть может, освежив память старыми фотографиями, вы вызовете давно забытые воспоминания.

Не подметите ли вы в себе характерных черт тех людей, которые имели для вас большое значение много лет назад? Не свойственны ли вам черты характера или модели поведения, которые проявлялись раньше в ответ на поведение других людей?

Если вы намерены вплотную заняться самоусовершенствованием и добиться успеха, уделите этому серьезному делу достаточно времени. Вносите в списки любые дополнения — при вдумчивой работе над каждым из разделов они будут появляться в течение нескольких дней или недель.

Получив перечень проблем и кризисов, достаточно легко обнаружить тенденции в их повторении. Проведя это глубокое личностное исследование, задумайтесь над тем, что вы должны изменить в своей жизни.

Какие модели поведения вам следует устранить? Что нужно научиться в себе распознавать? Достаточно ли широк круг ваших интересов и увлечений? Определив цели и направленность действий, можно браться за дело.

Осознание чувств и эмоций

Осознание ваших истинных чувств, приятных и неприятных, — важное условие понимания своего внутреннего мира. Для того чтобы вспомнить, как важно не терять контакт со своими эмоциями, как их распознавать и уметь выразить, обратитесь, пожалуйста, статье «Эмоции».

Эта статья  подробно рассказывает, как глубокое погружение в тревожащие вас переживания может помочь вам понять их причины и избавиться от них навсегда.

Проведите хотя бы один час «наедине» со своими эмоциями, позвольте проявиться любым образам, мыслям, идеям, побуждениям, ожиданиям, двойственным чувствам и фантазиям, которые возникают при вашем контакте с ними.
Сравните свои ощущения с теми, что вы испытывали в прошлый раз, исследуя беспокоящую вас эмоцию.

Особенно полезно будет поразмышлять над опытом вашего первого столкновения с ней и над наиболее сильным опытом подобных ощущений. Даже если вы поначалу не узнаете ничего определенного, одно ваше стремление встретиться с болезненным переживанием лицом к лицу может вам помочь.

В главе 6 уже говорилось о том, как можно выразить негативные эмоции через творчество (музыку, поэзию, танец и т.д.). В статье «Освобождение от прошлого» содержит описание некоторых других способов освобождения от внутренних конфликтов из прошлого: их поиска, контакта с ними и позитивного выражения.

К сожалению, людям свойственно забывать те восхитительные, несущие радость события прошлых лет, которые когда-то их глубоко тронули. Многие решают для себя эту проблему, записывая в дневник самые кульминационные моменты своей жизни.

Если такой способ вам по душе, тогда описывайте красивые места, которые вам удалось посетить, минуты счастья с любимыми людьми, радостные события, ощущения, связанные с появлением нового духовного опыта. Используйте достаточно живые подробности, которые помогли бы вам вспомнить этот эпизод спустя многие годы.

Собирайте свою уникальную коллекцию вдохновляющих вас мыслей, цитат, стихотворений или молитв. Обращайтесь к ним, если вы чувствуете печаль, хотите вспомнить радостные минуты прошлого, ощутить вдохновение, если это просто стало вдруг необходимым.

Использование «Диалоговых игр»

Диалоговая игра (см. статью «Диалог — как ролевая игра») поможет вам исследовать свои чувства, внутренние конфликты и лучше понять себя. Однако перед использованием этой методики, пожалуйста, еще раз найдите и прочитайте все предупреждения о скрытых опасностях этой игры, а лучше всего предварительно получите консультацию психолога.

Выбрав терапию искусством, вы можете многое узнать о проблеме, вступив в разговор с вашей Творческой Работой. Начните такой диалог, сообщив Творческой Работе, что вы чувствуете, что вам напоминает ваше творчество; вы можете спросить,  что оно означает, или выяснить, какое это имеет отношение к вашей жизни и проблемам.

Было бы интересно спросить Творческую Работу, почему ваше творчество имеет специфические особенности цвета, чувства, изображения, текстуры, ритма или события.

Попробуйте задать вопрос так: «Почему моя работа содержит так много специфических компонентов?» При этом необходимо помнить, что диалог будет банальным упражнением с бессмысленными результатами, если не будет затрагивать действительно важных для вас проблем.

Решение внутриличностных конфликтов

Как найти ключ к решению конфликта между различными частями своего «я», которые ведут постоянную внутреннюю борьбу? Воспользуйтесь тем, что дано вам от природы — вашей совестью. В те моменты жизни, когда вас мучила совесть, в вас боролись две стороны вашего «я».

Как же их определить? Пишите все относящиеся к вам утверждения «я должен…» на листе бумаги. Размышляйте над тем, что вам предстоит сделать, и отмечайте, что вы чувствуете в связи с этим.

Отметив те пункты, которые вызывают в вас противоречивые чувства, вы можете определить, между какими частями вашего «я» существуют проблема. Еще один способ выяснить суть этого конфликта — критиковать самого себя.

Все эти способы позволяют определить ту часть вашего «я», которая является моралистом, и часть, которая сопротивляется угрызениям совести и стремится к оправданиям. Дайте имена этим двум конфликтующим сторонам и проведите между ними диалог.

Порой простое перечисление своих качеств  способно определить содержание внутренних противоречий и причины жизненных неудач. Первым делом составьте перечень ваших характерных эмоций, личностных качеств и достоинств (за исключением физических характеристик).

Теперь подберите каждому пункту в вашем списке противоположное качество. Эта вторая часть списка и есть те стороны вашей натуры, которые постоянно подавляются вами и развитие которых может быть, на самом деле, полезно и необходимо.

Если подобранное противоположное свойство ни о чем вам не говорит, предельно усильте то качество, которым вы владеете, и вновь подберите к нему противоположность.

Например, мужчина отмечает в себе агрессивность по отношению к женщинам и определяет противоположное этому качество как «пассивность с женщинами». Однако такое определение не проливает свет на то, что необходимо сделать объектом дальнейшей личностной работы. И тогда мужчина описывает свою агрессивность как «настойчивость и эгоизм в общении с женским полом».

Противоположное этому качество определяется как «нежность и внимательность к женщинам». Теперь мужчина понимает, что некоторые женщины воспринимают его как настойчивого и эгоистичного мужлана, и, чтобы избежать постоянных неудач с противоположным полом, ему следует развивать ту сторону своей индивидуальности, которой свойственны нежность, внимательность и такт.

Исследование своей личности с помощью диалога можно начинать с физических симптомов, которые могут быть следствием неизжитых подавленных эмоций.

Такие эмоции проявляются в характерных жестах (почесывание подбородка, глазной тик, откидывание воображаемых волос с лица), необычном поведении, состоянии тела или в позе (скованность, угловатость, грузное «оседание» на стул, нервный прерывистый смех).

Даже характерные речевые обороты, такие как «э-э-э», «м-м-м» или «всякое такое прочее», могут указывать на существование незаметной вам самим части вашей личности. Перед тем как начать с ней работу, выделите эту сторону своего «я», преувеличив такие «случайности», и дайте ей название.

Некоторые люди обладают сильным внутренним голосом, который помогает справляться с внутренними противоречиями.

Великий психолог Карл Густав Юнг писал, что некоторые люди живут богатой внутренней жизнью, не заглушая в себе голос совести, а, наоборот, внимательно слушая своего недремлющего внутреннего критика.

И действительно, тому, кто обладает умением и смелостью слушать свой внутренний голос, обычно не нужны какие-либо психотехники.

У человека бывает множество внутренних противоречий, но не все они одинаково важны при разрешении самых насущных проблем и конфликтов.

Только ваш собственный опыт и способность чувствовать способны подсказать вам, что является важным, а что — нет.

Если вы провели диалог по важной для вас теме, но так и не нашли ответа или решения, просто подумайте о том, как поступил бы на вашем месте мудрый человек.

Источник: http://5psy.ru/samopoznanie/kak-razobratsya-v-sebe.html

Что такое характер?

   Это индивидуальное сочетание свойств личности, выражающих отношение человека к действительности и проявляющихся в его поведении, его поступках.

   В переводе с древнегреческого характер означает «чеканка», «примета». Чтобы узнать характер человека нужно длительное постоянное общение с ним, нужно знать, какие формы поведения являются для него привычными.

   Если смелое поведение является постоянным, типичным, говорят о смелом характере, если в отношениях с другими человек чаще всего открыт, говорят об открытом характере т.д. Если индивидуальность человека лишена внутренней определенности, если его поступки зависят не столько от него самого, сколько от внешних обстоятельств, говорят о «бесхарактерном» человеке.

   Каждое свойство характера приводит в определенных условиях к совершению соответствующих поступков. Зная характер человека, можно прогнозировать его поведение, предвидеть, как он поступит в таких-то обстоятельствах.  

НАПРАВЛЕННОСТЬ

Как разобраться в своем характере? Какие черты нужно развивать? От каких избавляться? 

  Рассмотрим эти вопросы.

  В психологии черты характера условно разделяют на 2 группы.

  К одной группе относят черты характера, которые отражает направленность личности, т.е. то, чего человек хочет в жизни, к чему стремится (потребности, мотивы, интересы, убеждения, мировоззрение).

  Другая группа — это волевые качества.

  Направленность характера выражается в таких чертах, как:

-альтруизм (человек ставит интересы других, общего дела выше узколичных интересов) и эгоизм (человек проявляет заботу, прежде всего, о личном благополучии, для него важны только личные потребности и желания);

-общительность и замкнутость, скрытность;

-трудолюбие и лень;

-добросовестность и небрежность, безответственность;

-инициативность и консерватизм, косность;

-самокритичность и зазнайство;

-чувство собственного достоинства и высокомерие;

-помощь другим и хищническое отношение к людям и др.

   Психология считает направленность главным элементом личности и подчеркивает, что за внешними проявлениями поступков и действий человека нужно стремиться распознать его истинные переживания, цели, намерения.

Читайте также:  Конспект нод для детей старшего дошкольного возраста

   Направленность еще определяют как содержание характера, в котором на первый план может выдвигаться то один компонент, то другой:

— у одного человека преобладают духовные потребности, например, познавательные (к математике, философии, поиск истины), эстетические (к разным видам искусства), к самосовершенствованию; — у другого – социальные: к работе, совместной или организационной деятельности или др.;

— у третьего — материальные потребности — стремление к жилищным удобствам, новой одежде и т.д.

   Направленность личности значительно влияет и на результаты деятельности человека и на его личное развитие. Чем больше человек способен заботиться об интересах других людей, коллектива, в котором работает, тем больших успехов может добиться в своей деятельности, тем полноценнее развивается как личность.

   Говорят, что главное в человеке – это внутренняя этика. Рассмотренные выше качества являются выражением, отражением внутренних принципов, убеждений, этики человека.

   Этика как теория морали начала складываться в глубокой древности.

   Термин «этика» происходит от древнегреческого слова «этос», которое имело различные значения. В далекой древности это слово означало «местопребывание», жилище людей. Затем оно стало выражать «устойчивый нрав», а также природу какого-либо явления.

Великий, древний мыслитель Аристотель образовал от этого слова прилагательное «этический», чтобы обозначить им группу добродетелей, качеств, относящихся к характеру человека — мужество, умеренность, щедрость.

Науку, которая призвана изучать данные добродетели, выявлять достоинства того или иного характера человека, Аристотель назвал «этикой». Так образовалась эта наука.

   Аналогом греческого слова «этос» в латинском языке было слово «mos». Оно означало «моду», «обычай», «нрав». Древнеримский оратор и философ Цицерон, опираясь на опыт Аристотеля, образовал прилагательное «moralis», «моральный», т. е., относящийся к нраву, характеру. Позже образовалось слово «moralitas» («мораль»). Оно тоже обозначало науку о человеческих нравах.

   Афинский философ (Платон 427 – 347г. до н.э.) говорил, что «стараясь о счастии других, мы находим свое собственное».

   Существует «золотое правило нравственности»: (не) поступай по отношению к другим так, как ты (не) хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе. Первые упоминания о золотом правиле относятся к VI-V векам до нашей эры.

   Учитель Платона великий философ Сократ (469-399гг. до н.э.) изложил гносеологическую, т.е., основанную на познании теорию морали. Ее основной принцип — единство знания и добродетели.

Между знанием и добродетелью Сократ не делал никакого различия, называя знающими и добродетельными всех тех, кто знал, что есть благое и прекрасное, и пользовался этими ценностями, а также тех, кто знал дурное и умел уберечься от него.

Он считал, что этическая добродетель в целом и различные ее проявления – благочестие, мудрость, рассудительность, мужество, справедливость и т.п. – представляют собой знание, которое обеспечивает выбор блага и отклонение зла. Тремя основными добродетелями Сократ считал умеренность, храбрость и справедливость.

Общим в добродетелях является знание. Так, добродетель умеренности заключается в знании о том, как обуздывать страсти; добродетель мужества – в знании, как преодолевать опасности; добродетель справедливости – в знании того, как соблюдать законы Божественные и человеческие.

   Сократ считал мерой человеческой добродетели – меру приобщения к Божественной мудрости. Мудрость есть знание. Но человек не в силах знать все. Сократовское положение – «Я знаю, что я ничего не знаю» – отражает отношение человеческого познания к Божественному разуму. Истинное познание, согласно Сократу, исходит от Бога и приводит к нему.

Сократ противопоставлял истинное знание суетной текучести личных ощущений и мнений. Он исходил из того, что мерой всех вещей является не человек, но Бог. Истинный путь человеческого познания состоит в том, чтобы уразуметь Божественную мудрость. Человек, по Сократу, был бы вообще лишен разума, если бы в нем не было бы бессмертной души на ряду со смертным телом.

Именно благодаря Божественной душе, человек приобщается к Божественному знанию: подобное познается подобным. Положение о бессмертии души занимает ведущее место в философии Сократа, определяя смысл и цели человеческого бытия в мире, его жизни и смерти.

Бессмертие души, по мысли Сократа, показывает, что только разумная и добродетельная жизнь целесообразна и соответствует Божественной гармонии вселенной.

   Сократ утверждал, что никакой склонности к злу в человеческой природе нет, что «все, делающие постыдное и злое, делают это невольно, по неведению». Четко было обозначено Сократом и единственно верное, по его мнению, направление усилий человека – познание и действование на основе знания.

   В свое время он сказал: «Я решил, что перестану заниматься изучением неживой природы и постараюсь понять, почему так получается, что человек знает, что хорошо, а делает то, что плохо».  

   Древнегреческая этика, начиная с Демокрита и Гераклита, выработала понимание добродетели как единства двух противоположных тенденций, направленных стремлений души. Платон высказал мысль о том, что не только пороки, но и добродетели могут быть противоположны друг другу.

Мужество и рассудительность, по его словам, «в каком-то смысле находятся в отношениях взаимного противоречия и раздора». Первое относится к живости, напористости, стремительности жизни, а вторая – к спокойным проявлениям мысли, размеренным и мягким действиям.

Каждая из этих тенденций необходима в одних обстоятельствах и неуместна в других. Неуместное и чрезмерное проявление качества превращает его из добродетели в порок.

Для Платона было очевидным, что противоположности не только разрушают друг друга, но и, наоборот, составляют необходимое условие душевного здоровья. Он также выделял два полюса нравственного порока: враждебность и распущенность.

   Эти платоновские идеи были переработаны Аристотелем в учении о «золотой середине».

   Аристотель выделял триады качеств. Например, заключал в одну группу трусость, мужество и дерзкую отвагу. При этом он исходил из принципа единства противоположностей: способности идти навстречу опасностям и умения уклоняться от них.

Точно также за скупостью, щедростью и мотовством стоят противоположности бережливого отношения к собственности и готовности использовать свое имущество для оказания помощи другим людям. В каждом подобном случае мера  обеспечивает добродетель качества и происходит из единства двух противоположностей.

Нарушение меры – это разрыв и взаимное обособление этих противоположных стремлений. Оно, по мнению Аристотеля, приводит к несчастьям и порокам.

   Аристотель утверждал также что, говоря о нравственности, следует делать различие между тем, что мы имеем право требовать от всех, и той героической добродетелью, которая превышает силы заурядного человека: «Именно великодушие, самопожертвование движет вперед человечество, но требовать их от всех, мы не имеем права. Иное дело – справедливость – она должна проявляться в распределении почестей, денег или вообще всего, что может быть распределено между людьми, участвующими в общественной жизни».

   Наиболее влиятельный мыслитель эпохи Просвещения, немецкий философ И. Кант подвергал критике золотое правило нравственности. Как альтернативу золотому правилу он предложил известный «категорический императив».

В нем он сформулировал нравственную задачу: «Поступай согласно такому правилу, какое могло бы стать законом жизни всех людей, чтобы ты в своем лице совершал выбор за все человечество». Он считал этику практической философией. Моральную свободу определял, как «способность выбирать только то, что разум признает добрым.

Ни одно из непосредственно спонтанных чувств человека – доброжелательность, симпатия, участие, сострадание и прочие – само по себе не есть истинная добродетель. Ибо эти душевные порывы могут толкнуть человека не только на путь добра, но и к совершению зла».

Борьба со злом, по Канту, — это, главным образом, личное совершенствование: «Истребить естественную склонность к злу в самом себе человек не в силах. Но как существо разумное и свободное, он способен ее превозмочь, не допустить до актуальной аморальности».

   Философ А.

Шопенгауэр писал: «Каждый ничтожно малый индивид ощущает себя, тем не менее, средоточием мира, отдает предпочтение перед всем другим собственному существованию и благополучию, более того, в близком природе состоянии готов пожертвовать ради них всем, готов уничтожить мир, лишь бы несколько дольше сохранить свое собственное Я, эту каплю в море. Собственное существо и сохранение для индивида важнее, чем все остальные вместе взятые. На свою смерть каждый взирает как на конец мироздания, между тем, как сообщение о смерти своих знакомых выслушивает довольно равнодушно, если это не задевает его лично…. Человек — сплошное конкретное воление и совокупность множества потребностей. Неустанная забота об их удовлетворении, борьба за существование заполняют всю его жизнь. Если же у человека нет объекта воления, то им овладевает пустота и скука и само существование становится невыносимым бременем. Т.о. его жизнь качается подобно маятнику, в ту и другую сторону, между страданием и скукой…». Главная задача по Шопенгауэру, заключается в том, чтобы расстаться с самой волей к жизни, для чего следует возвыситься и над ее горестями и над ее радостями. А мораль должна складываться из следующих ступеней:

— аскетическая позиция в отношении к собственной личности;

— альтруистическая установка в отношении всех других людей и

— полное упразднение эгоизма в результате действия первых двух принципов.

   Источником всех нравственных поступков Шопенгауэр считает чувство сострадания.

   У А.Шопенгауэра нравственное начинается только тогда, когда человек поступает так или иначе из сочувствия к другим, из сострадания.

Чувство сострадания, писал Шопенгауэр, чувство первичное, присущее человеку, и именно в нем основа всех нравственных побуждений, а не в личных соображениях себялюбия и не в чувстве долга.

При этом в чувстве сострадания Шопенгауэр отмечал две стороны: «В одних случаях что-то удерживает меня от того, чтобы я причинял страдания другому, а в других – влечет меня к действию, когда другому причиняют страдание. В первом случае получается простая справедливость, а во втором проявляется любовь к ближнему».

 Внутренняя этическая позиция человека определяет то, что у него «на уме» и «за душой». Она проявляется в характере, в тех чертах, которые связанны с направленностью.

Источник: http://www.ozdorov.ru/blog/chto_takoe_kharakter/2011-08-26-24

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector