Как развивать познавательный интерес у ребенка младшего школьного возраста

Как развивать познавательный интерес у ребенка младшего школьного возраста

Как развивать интерес к обучению у детей?

Развитие интереса к обучению — сложный многогранный процесс. С одной стороны, дети по природе своей любопытны, с другой — не секрет, что многие из них пассивны при обучении в школе, проявляют небольшой интерес к школьным предметам. Попробуем разобраться почему. Какова роль родителей в развитии интереса ребенка к учебе?

В дошкольном возрасте ребенок задает много вопросов. За день родители слышат многократно: «что?», «как?», «почему?», «зачем?». В связи с этим большинство родителей почему-то считают, что их ребенок будет отличником.

«Мой Петя очень умный и сообразительный мальчик, я думаю, что он будет учиться лучше всех в классе!» — радостно заявляют они. Когда оказывается, что ребенок не справляется со школьными требованиями, многие родители чувствуют себя разочарованными и обманутыми в своих ожиданиях.

На детскую голову обрушивается град упреков: «неусидчивый», «не стараешься», «растяпа». Но ведь не только родители, но и сам ребенок предполагал, что будет хорошо учиться. Ребенок тяжело переживает, если не оправдывает ожидания родителей.

Желание учиться, узнавать что-то новое пропадает с первых же дней обучения, появляется тревожность.

Это одна из причин, удерживающая ребенка в игровых фантазиях, не позволяющая взрослеть, прочно закрепляющая страх перед преодолением трудностей и познанием нового. Надо помнить, что отношение родителей к дочери или сыну ни в коей мере не должно изменяться в связи с их школьными успехами или неудачами.

Более того, родители должны пытаться подчеркнуть временный характер этих неудач и показать ребенку, что он по-прежнему, несмотря ни на что, остается любимым. Некоторые родители отмечают: ребенок не желает кропотливо усваивать предметные знания — любит заниматься только тем, что ему интересно.

К величайшему разочарованию родителей, это происходит достаточно резко, демонстративно, а к учебной деятельности ребенок усердия не проявляет.

Как же так происходит? Куда подевалось желание учиться и познавать новое? Ведь хотел идти в школу, а когда пошел — увы. Ребенок говорит: «Учиться — это совсем не интересно, скучно! Надо сидеть, постоянно делать что-то, а мне играть хочется!» Он сознает, что безмятежно играть, как раньше, ему больше не дадут — ни в школе, ни дома.

Родители ежедневно повторяют: «Ты сделал уроки? Садись за уроки!» Все это кажется ребенку постоянным кошмаром. И он начинает мечтать о беззаботном дошкольном времяпрепровождении, вспоминает все, что было — мир игр и увлекательных приключений! По мнению психологов, именно у младших школьников закладывается интерес к познанию нового.

От уровня познавательной активности зависят результаты в учебе, желание выполнять домашние задания.

Где же тот механизм, который включает интерес к усвоению учебных знаний? Здесь родителям надо набраться терпения и ждать, так как познавательная активность у детей в этом возрасте формируется медленными темпами и только в том случае, если усвоение ребенком учебной программы не вызывает больших сложностей.

Познавательная деятельность ребенка очень медленно вытесняет игровую. Поэтому чаще всего мы видим не очень радостную картину: дети продолжают активно играть вместо прилежных занятий школьными предметами! В школьный портфель вместе с учебниками не забывают положить любимые игрушки.

Для развития познавательного интереса детей:

• внесите разнообразие в их жизнь. Вместе с детьми посещайте музеи, художественные выставки, театральные представления, просто гуляйте по городу.

Все это оказывает положительное влияние на развитие познавательных процессов младшего школьника: значительно расширяются объем и концентрация внимания, ребенок овладевает простыми, но необходимыми для него приемами запоминания и сохранения информации в памяти, значительно обогащается словарный запас, формируются умения оформлять в словесную форму свои суждения, объяснения, обоснования;

• научите ребенка находить необходимую информацию. Ребенок задал вопрос. Не жалейте времени, не уходите от ответа. На первых порах найдите ответ вместе с ребенком в энциклопедии, справочной литературе. Приобщайте его к энциклопедическим знаниям.

Так вы создадите условия для развития у ребенка познавательных интересов, он будет стремиться к размышлению и поиску, появится чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта. В дальнейшем он справится без вашей помощи.

Постепенно у ребенка происходит становление развитых форм самосознания и самоконтроля, исчезает боязнь ошибочных шагов, снижаются тревожность и необоснованное беспокойство.

Тем самым повышается познавательная и творческо-поисковая активность ребенка, создаются необходимые личностные и интеллектуальные предпосылки для успешного протекания процесса обучения на всех последующих этапах образования.

Важно помнить!

• Развитие познавательного интереса у младшего школьника сначала происходит через посредство взрослых — родителей, учителей. В будущем ребенок сам начинает проявлять интерес к тому или иному предмету. То, что заложено взрослыми, постепенно дает ростки в сознании ребенка.

• Не надо забывать, что развитие учебного интереса — процесс многосторонний, он тесно взаимосвязан с личностью педагога, его умением заинтересовать детей, творчески подойти к изложению материала. Поэтому надо реально смотреть на данную проблему, понимая, что дело не только в ребенке.

Источник: http://zvonoknaurok.ru/publ/shkolnyj_psikholog/rabota_psikhologa_s_roditeljami_uchenikov/kak_razvivat_poznavatelnyj_interes_u_rebenka_mladshego_shkolnogo_vozrasta/40-1-0-981

1.2 Особенности развития познавательного интереса в младшем школьном возрасте

1.2 Особенности развития познавательного интереса в младшем школьном возрасте

Младший школьник находится в новых для него условиях — он включен в общественно значимую учебную деятельность, результаты которой высоко или низко оцениваются близкими взрослыми. От школьной успеваемости, оценки ребенка как хорошего или плохого ученика непосредственно зависит в этот период развитие его личности.

Яркие различия у младших школьников наблюдаются в области познавательных интересов. Глубокий интерес к изучению какого-либо учебного предмета в начальных классах встречается редко, обычно он сочетается с ранним развитием специальных способностей. Таких детей, считающихся одаренными, — единицы.

Большинству младших школьников присущи познавательные интересы не слишком высокого уровня. Но хорошо успевающих детей привлекают разные, в том числе самые сложные учебные предметы.

Они ситуативно, на разных уроках, при изучении разного учебного материала дают всплески интереса, подъемы интеллектуальной активности.

Многообразие взглядов на интерес уже в наше время отмечали многие, в том числе А.Г. Ковалев и Б.И. Додонов, посвятившие ему как психологическому феномену специальные главы в своих монографиях.

Так, первый отмечает, что одни психологи сводят интерес к осознанной потребности, другие — к направленности внимания, большинство же склоняется к определению интереса как познавательного отношения личности к действительности. Б.И.

Додонов, в свою очередь, замечает, что интерес предстает перед нами то в виде мимолетного состояния, то в виде свойства личности и его проявления в систематически повторяющихся переживаниях и деятельности.

При этом он предполагает, что за «веером» противоположных мнений об интересе кроются не заблуждения исследователей, а «схватывание» каждым из них тех или иных отдельных его сторон и проявлений, частично совпадающих с явлениями других образований психики [19, с.258]. Интересы выступают в качестве постоянного побудительного механизма познания.

Формирование познавательных интересов у младших школьников происходит в форме любопытства, любознательности с включением механизмов внимания (поэтому некоторые авторы, как уже говорилось, принимают внимание за интерес; но внимание — это только механизм проявления ситуативного интереса). Переход интереса с одной стадии своего развития на другую не означает исчезновения предыдущих. Они остаются и функционируют наравне с вновь появившимися формами.

К развитию интереса можно отнести и случаи преобразования познавательного интереса в учебный интерес. А.Я. Миленький изучил специфику учебного интереса, отличающую его от других видов познавательного интереса [28, с.379].

Формирование познавательных интересов у школьников начинается с самого начала обучения в школе.

Только после возникновения интереса к результатам своего учебного труда формируется у младших школьников интерес к содержанию учебной деятельности, потребность приобретать знания.

На этой основе и могут сформироваться у младшего школьника мотивы учения высокого общественного порядка, связанные с подлинно ответственным отношением к учебным занятиям. Учитель должен воспитывать именно такие мотивы учения, добиваться осознания детьми общественного значения учебного труда. И форсировать этот процесс не следует, пока для него не созданы соответствующие предпосылки.

Формирование познавательного интереса к содержанию учебной деятельности, приобретению знаний связано с переживанием школьника чувства удовлетворения от своих достижений.

В первые годы обучения все интересы младшего школьника развиваются очень заметно, особенно познавательный интерес, жадное стремление узнать больше, интеллектуальная любознательность.

Сначала появляются интересы к отдельным фактам, изолированным явлениям (1-2 классы), затем интересы, связанные с раскрытием причин, закономерностей, связей и взаимозависимостей между явлениями. Если первоклассников и второклассников чаще интересует, «что это такое?», то в более старшем возрасте типичными становятся вопросы «почему?» и «как?».

С развитием навыка чтения складывается интерес к чтению определенной литературы, у мальчиков быстро формируется интерес к технике. С 3 класса начинают дифференцироваться учебные интересы.

Познавательный интерес, как и творческая активность — сложные, многозначные явления, которые можно рассматривать с двух сторон. Во-первых, они выступают как средство обучения, как внешний стимул, с которым связана проблема занимательности.

Во-вторых, данные понятия являются ценнейшим мотивом учебной деятельности школьника. Но для образования мотивов недостаточно внешних воздействий, они должны опираться на потребности самой личности.

Поэтому можно выделить внутренние и внешние проявления познавательного интереса, а, следовательно, условия, влияющие на их формирование также могут делиться на внутренние и внешние.

Проблема развития познавательного интереса младших школьников не имеет однозначного решения, по причине ее многофакторности. М.Н. Скаткин утверждает, что на развитие познавательного интереса младших школьников влияет и содержание материала, и методы обучения, и организационные формы, и постановка воспитательной работы, и материальная база школы, и, наконец, личность учителя [28, с.186].

При формировании познавательного интереса младших школьников при выполнении разного рода заданий важно учитывать внутреннюю и внешнюю его стороны. Но так как учитель не может в полном объеме воздействовать на мотивы, потребности личности, то необходимо сосредоточить внимание на средствах обучения и, следовательно, учитывать внешние условия.

Читайте также:  Как подготовить руку ребёнка к письму

Предметом познавательного интереса младших школьников являются новые знания о мире. Поэтому глубоко продуманный, хорошо отобранный учебный материал, который будет новым, неизвестным, поражающим воображение учащихся, заставляющий их удивляться, а также обязательно содержащий новые достижения науки, научные поиски и открытия явится важнейшим звеном формирования интереса к учению.

Главное в системе работы по развитию познавательного интереса младших школьников: учебный процесс должен быть интенсивным и увлекательным, а стиль общения — мягким, доброжелательным. Необходимо надолго удержать в ребёнке чувство радости, интереса.

Уроки математики с использованием презентации проходят интересно и не утомляют детей, доставляя им полезные упражнения для ума, развивая наблюдательность, уча самостоятельно делать выводы.

Ребенок младшего школьного возраста — любознательная, думающая, наблюдающая, экспериментирующая личность.

Познавая мир, исследуя его, ребенок делает массу открытий и изобретений, проявляя интерес к разным областям окружающей действительности.

Среди характерных черт познавательного интереса младших школьников особую значимость для нас приобретает такая черта, как действенность, выражающаяся в активной деятельности ребенка, направленной на ознакомление с предметами и явлениями социальной действительности, в преодолении трудностей и проявлении волевых усилий для достижения цели.

Проблеме развития познавательного интереса у младших школьников посвящен целый ряд исследований (Р.Д. Тригер, К.М. Рамонова, Н.К. Постникова, И.Д. Власова, Л.Ф. Захаревич, Л.М. Маневцова, Т.А. Куликова, Е.В. Иванова, Е.С. Бабунова, Л.Н. Вахрушева и др.), рассматривающих его как мотив познавательной деятельности.

Содержанием познавательных интересов могут быть разные области окружающей действительности, в том числе и мир неживой природы (И.С. Фрейдкин, Н.Н. Никандров, Н.Г. Комратова, Л.М. Кларина, О.Р. Галимов, Г.И. Петку, М.Ю. Бурыкина, Л.А. Григорович). Особую значимость для нас представляют исследования, направленные на познание мира техники.

Познавательный интерес младших школьников обогащает процесс общения. Интенсивное протекание деятельности, увлеченность в обсуждении актуальных проблем, приобретение широкой информации друг от друга — все способствует и эффективности учения, и социальным связям младших школьников, воспитанию и укреплению коллективных устремлений.

В психолого-педагогической литературе интересы младших школьников характеризуются как интересы с сильно выраженным эмоциональным отношением, что особенно ярко, эффектно раскрыто в содержании знаний.

Интерес к впечатляющим фактам, к отношению явлений природы, событий обществ жизни (история), наблюдение с помощью воспитателя над словом, интерес к превращению языковых форм позволяют говорить о многосторонних интересах дошкольников.

В то же время практические действия с растениями, живущими за пределами занятий расширяют сферу их интересов к окружающему миру и заставляют постепенно всматриваться в причины наблюдаемых явлений этому, конечно, способствуют телепередачи: «Клуб путешественников», «В мире животных» и другие, к которым уже приобщены старшие дошкольников [7, с.32].

В развитии познавательного интереса младших школьников можно выделить несколько этапов. Первоначально он проявляется в виде любопытства — естественной реакции человека на все неожиданное, интригующее.

Любопытство, вызванное неожиданным результатом опыта, интересным фактом, приковывает внимание учащегося к материалу данного занятия, но не переносится на другие занятия. Это неустойчивый, ситуативный интерес.

Более высокой стадией интереса является любознательность, когда учащийся проявляет желание глубже разобраться, понять изучаемое явление. В этом случае воспитанник обычно активен на занятии, задает вопросы, участвует в обсуждении результатов демонстраций, приводит свои примеры, читает дополнительную литературу, конструирует приборы, самостоятельно проводит опыты и т. д.

Однако любознательность ученика обычно не распространяется на изучение всего предмета. Материал другой темы, раздела может оказаться для него скучным, и интерес к предмету пропадет.

Поэтому задача состоит в том, чтобы поддерживать любознательность и стремиться сформировать у учащихся устойчивый интерес к предмету, при котором ученик понимает структуру, логику курса, используемые в нем методы поиска и доказательства новых знаний, в учебе его захватывает сам процесс постижения новых знаний, а самостоятельное решение проблем, нестандартных задач доставляет удовольствие. Таким образом, познавательный интерес младших школьников представляет собой важный фактор учения и в то же время является жизненно-необходимым фактором становления личности.

Познавательный интерес способствует общей направленности деятельности младших школьников и может играть значительную роль в структуре их личности. Влияние познавательного интереса на формирование личности обеспечивается рядом условий:

-уровнем развития интереса (его силой, глубиной, устойчивостью);

-характером (многосторонними, широкими интересами, локальными-стержневыми либо многосторонними интересами с выделением стержневого);

-местом познавательного интереса среди других мотивов и их взаимодействием;

-своеобразием интереса в познавательном процессе (теоретической направленностью или стремлением к использованию знаний прикладного характера);

-связью с жизненными планами и перспективами.

Указанные условия обеспечивают силу и глубину влияния познавательного интереса на личность младших школьников.

Развитие познавательных интересов прямо зависит от организации учебной работы. Поэтому учителю необходимо ориентироваться на закономерности развития познавательных интересов младших школьников, помнить, что развитие идет от простого к сложному, от известного к неизвестному, от близкого к далекому, от описания к объяснению.

Для развития познавательных интересов важно соблюдать принцип: чем младше учащиеся, те нагляднее должно быть обучение и тем большую роль должно играть активное действование.

Для младшего школьного возраста наиболее эффективным средством для развития познавательных интересов является использование игровых технологий, о возможностях которых пойдет речь в следующем параграфе.

Источник: http://ped.bobrodobro.ru/10796

Развитие познавательного интереса школьников как способа формирования творческой личности

Развитие познавательного интереса школьников как способа формирования творческой личности

Михайлова Галина Николаевна, учитель химии ГОУ СОШ № 651 САО г. Москвы

Основной побудительной силой деятельности личности является потребности. На основании потребностей возникает и развивается интерес. Потребности и интерес побуждают человека к деятельности, к приобретению новых знаний и умений.

В настоящее время исследования ученых убедительно показали, что возможности людей, которых обычно называют талантливыми, гениальными – не аномалия, а норма.

Задача заключается лишь в том, чтобы раскрепостить мышление человека, повысить коэффициент его полезного действия, наконец, использовать те богатейшие возможности, которые дала ему природа, и о существовании которых многие подчас и не подозревают.

Поэтому особо остро в последние годы стал вопрос о формировании общих приемов познавательной деятельности.

Познавательный интерес – избирательная направленность личности на предметы и явления окружающей действительности. Эта направленность характеризуется постоянным стремлением к познанию, к новым, более полным и глубоким знаниям. Систематически укрепляясь и развиваясь, познавательный интерес становится основой положительного отношения к учению.

Познавательный интерес носит поисковый характер. Под его влиянием у человека постоянно возникают вопросы, ответы на которые он сам постоянно и активно ищет.

При этом поисковая деятельность школьника совершается с увеличением, он испытывает эмоциональный подъем, радость от удачи.

Познавательный процесс положительно влияет не только на процесс и результат деятельности, но и на протекание психических процессов – мышления, воображения, памяти, внимания, которые под влиянием познавательного интереса приобретают особую активность и направленность.

Познавательный интерес при правильной педагогической организации деятельности учащихся и систематической и целенаправленной воспитательной деятельности может и должен стать устойчивой чертой личности школьника и оказывает сильное влияние на его развитие.

1) Самостоятельная работа

Самостоятельное выполнение задания – самый надежный показатель качества знаний, умений и навыков ученика. Организация самостоятельной работы – самый трудный момент урока.

Дело в том, что к моменту проверки работы всегда находится в классе 8-10 учеников, которые не успели усвоить материал, а ждать их – значит терять время.

Как учить ученика работать самостоятельно? Необходимо использовать подготовительные упражнения, карточки с дифференциальными заданиями, продумаю последовательность заданий, наглядность.

2) Проблемное обучение

Проблемное обучение так же можно относить к созданию условий самовоспитания.

Проблемное обучение, а не преподнесение готовых, годных лишь для заучивания фактов и выводов, всегда вызывает неослабевающий интерес учеников. Такое обучение заставляет искать истину, и всем коллективом находить ее.

В проблемном обучении на общее обсуждение ставится вопрос-проблема, содержащий в себе иногда элемент противоречий, иногда неожиданности. Все активно включаются в работу. Начинают думать, рассуждать, открывать для себя новое.

У каждого возникает вопрос «КАК?», а раз есть подобный вопрос, значит, появляется желание узнать, научится. А это желание – залог успешного основания нового. У детей появляется желание поскорее найти ответ на вопрос. Настало время для объяснения. Внимание полное.

После объяснения опять задается самостоятельное задание, чтобы вызвать у детей желание еще и еще раз послушать объяснение.

Проблемное обучение вызывает со стороны учащихся живые споры, обсуждения. Проблемное обучение вызывает к жизни эмоции учеников, создается обстановка увлеченности, раздумий, поиска. Это плодотворно сказывается на отношении школьника к учению.

Особенно развивает интерес творческие работы учащихся, которые связанны с работой воображения, углубленной мысли, с активным оперированием знаниями. Для этой цели используется метод моделирования.

3) Занимательный материал

Одним из средств формирования познавательного интереса является занимательность. Элементы занимательности, игра, все необычное, неожиданное вызывают у детей чувство удивления, живой интерес к процессу познания, помогают им усвоить любой учебный материал.

В процессе игры на уроке биологии учащиеся незаметно для себя выполняют различные упражнения, где им приходится сравнивать предметы находить общее и отличное в строение, свойствах, объектов, делать логические выводы и умозаключения. Игра ставит ученика в условия поиска.

4) Развитие познавательных способностей

В процессе учебной деятельности школьника, большую роль играет уровень развития познавательных процессов: внимания, восприятия, наблюдения, воображения, памяти, мышления. Развитие и совершенствование познавательных процессов будет более эффективным при целенаправленной работе в этом направлении, что повлечет за собой и расширение познавательных возможностей детей.

Форма организации познавательной деятельности во многом зависит от степени сформированности такого познавательного процесса как внимание.

Читайте также:  Конспект нод для детского сада по теме: «я расту»

В учебный материал необходимо включать содержательно-логические задания, направленные на развитии различных характеристик внимания: его объема, устойчивости, умения переключать внимание с одного предмета на другой, распределить его на различные предметы и виды деятельности.

Наверное, Вы задумываетесь над тем, что ребенок с одного просмотра усваивает содержание фильма и прекрасно ориентируется при счете в магазине. А в школе у него трудности с восприятием аналогичного, но учебного материала. Он не понимает – зачем ему этот материал? А это значит: в первом случае у него имеется познавательный интерес, а во втором случае – нет.

Знания не могут усваиваться механически. Слова, которые они слышат от учителя или видят в книге, не передают им просто готовых понятий, а активизируют прошлые впечатления, связи, направляют аналитико-синтетическую деятельность, приводящую к образованию этих понятий. Переход от познания к знанию происходит при различных мыслительных операциях, начиная с очень простых и заканчивая сложными.

Задача учителя заключается в том, чтобы организовать правильную в логическом отношение и посильную детям мыслительную деятельность.

Успех развития познавательной потребности в большей мере зависит от умения поставить перед учащимися именно такие, доступные им, и в то же время требующие активной мыслительной деятельности познавательные задачи и умения, а в случае необходимости, направлять решение этих задач, при максимально возможном в данных условиях сохранении самостоятельной мысли учащихся.

Умение думать – центральное звено умения учиться.

Рассмотрение задач школьного курса биологии позволяет утверждать, что значительное число учебных задач может развивать познавательную активность учащихся.

Не надо только навязывать готового решения или доказательства, а подталкивать его к поиску. Оказание учителем помощи учащимся часто сковывает инициативу и активностью.

Необходимо давать возможность организовать эвристическую беседу и самостоятельный поиск путей решения задач.

В заключение еще раз можно сослаться на утверждения технологов о том, что основной характеристикой потенциала человека является не выдающийся интеллект, а внутренний мотив, движущий развитие человека.

Часто люди, не обладающие выдающимися способностями, преодолевая собственные ограничения, цель направленно решающие важную именную для них задачу, оказываются более продуктивными, чем способные, но менее заинтересованные.

Не существует отрицательного стандарта одаренности. Каждый ребенок проявляет ее по-своему, но развитие интереса и познавательных потребностей к учебной деятельности формируется в процессе обучения.

Источник: http://MirZnanii.com/a/207867/razvitie-poznavatelnogo-interesa-shkolnikov-kak-sposoba-formirovaniya-tvorcheskoy-lichnosti

Средства развития познавательного интереса у детей младшего школьного возраста в учебном процессе

Средства развития познавательного интереса у детей младшего школьного возраста в учебном процессе

Дети младше школьного возраста, когда приходят в школу находятся в новых для них условиях, которые включают в себя учебную деятельность и результаты которой оцениваются взрослыми высоко или низко. От успеваемости в школе на прямую зависят оценки и непосредственно развитие его личности.

Яркие различия у младших школьников наблюдаются в области познавательных интересов. Глубокий интерес к изучению какого-либо учебного предмета в начальных классах встречается редко, обычно он сочетается с ранним развитием специальных способностей. Таких детей, считающихся одаренными, — единицы.

Большинству детей младше школьного возраста присуще не слишком высокий уровень познавательного интереса. Но хорошо успевающих детей привлекают разные, в том числе самые сложные учебные предметы.

Они ситуативно, на разных уроках, при изучении разного учебного материала дают всплески интереса, подъемы интеллектуальной активности.

Игровые технологии являются составной частью педагогических технологий. Проблема применения игровых технологий в образовательном процессе в педагогической теории и практики не нова. Разработкой теории игры, ее методологических основ, выяснением ее социальной природы, значения для развития обучаемого в отечественной педагогике занимались Л. С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.

Слово «игра» не является научным понятием в строгом смысле этого слова. Может быть, именно потому, что целый ряд исследователей пытались найти нечто общее между самыми разнообразными и разнокачественными действиями, обозначаемыми словом «игра», мы не имеем до настоящего времени удовлетворительного разграничения этих деятельностей и удовлетворительного объяснения разных форм игры [4, с.217].

В структуру игровой технологии как деятельности ограничено входят целеполагание, планирование, реализации цели, а также анализ результатов, в которых личность полностью реализует себя как субъект. В структуру игровой технологии как процесса входят:

а) роли, взятые на себя играющими;

б) игровые действия как средство реализации этих ролей;

в) игровое употребление предметов, т.е. замещение реальных вещей игровыми, условными;

г) реальные отношения между играющими;

д) сюжет (содержание) – область действительности, условно воспроизводимая в игре.

Значение игровой технологии невозможно исчерпать и оценить развлекательно- рекреативными возможностями.

В том и состоит ее феномен, что являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде, воспитании.

В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая технология используется в следующих случаях:

в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;

как элементы (иногда весьма существенные) более обширной технологии;

в качестве технологии занятия или его фрагмента( введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);

как технология внеклассной работы (игры типа «Зарница» и т.д.) [20, с.84].

Понятие «игровые технологии» включает достаточно обширную группу приемов организации педагогического процесса в форме различных дидактических игр.

Деятельность учащихся должна быть построена на творческом использовании игры и игровых действий в учебно-воспитательном процессе с младшими школьниками, наиболее удовлетворяющей возрастные потребности данной категории учеников.

Исходя из значимости игровых технологий для развития познавательных интересов, а также последовательности и системности включении игры и игровых приемов в творческую познавательную деятельность, нами выделены общие условия применения игры в процессе обучения младших школьников: а) необходимость оценивания каждодневного применения игры по двойному критерию; по ближайшему эффекту и в соответствии с перспективой развития познавательных интересов; б) понимание игры как формы организации коллективной, руководимой учителем, учебной деятельности; в) необходимость обеспечения непосредственного обучающего эффекта игры, то есть, познавательную направленность, нацеленную на овладение способами учебных действий; г) создание положительного эмоционального настроя, способствующего вызвать у ребенка состояние творческого поиска и инициативы в процессе игры [28, с.140].

Заключение

Познавательный интерес психологи и педагоги изучают с разных сторон, но любое исследование рассматривает интерес как часть общей проблемы воспитания и развития.

Познавательный интерес можно рассматривать с разных сторон: как мотив учения, как устойчивую черту личности, как сильное средство обучения. Для того чтобы активизировать учебную деятельность школьника нужно систематически возбуждать, развивать и укреплять познавательный интерес и как мотив, и как стойкую черту личности, и как мощное средство обучения.

Существует четыре уровня развития познавательного интереса. Это любознательность, любопытство, познавательный интерес и теоретический интерес. Учителю нужно уметь определять, на какой стадии развития познавательный интерес у отдельных учащихся, для того чтобы способствовать укреплению интереса к предмету и его дальнейшему росту.

В заключении хочется сказать, что мои дети любят уроки и ждут их с нетерпением, каждый урок для них – открытие нового, еще не познанного. Я стремлюсь в своей работе к созданию условий, обеспечивающих ребёнку успех в учебной работе, ощущение радости на пути продвижения от незнания к знанию, от неумения к умению.

Источник: https://studlib.info/pedagogika/480085-sredstva-razvitiya-poznavatelnogo-interesa-u-detey-mladshego-shkolnogo-vozrasta-v-uchebnom-processe/

Развитие познавательной активности детей младшего школьного возраста. Развитие ребенка. KakVospitatRebenka.ru

Развитие познавательной активности детей младшего школьного возраста. Развитие ребенка. KakVospitatRebenka.ru

В младшем школьном возрасте закрепляются и развиваются далее те основные человеческие характеристики познавательных процессов (восприятие, внимание, память, воображение, мышление и речь), необходимость которых связана с поступлением в школу. Из «натуральных», по Л.С.Выготскому, эти процессы к концу младшего школьного возраста должны стать «культурными», т.е.

превратиться в высшие психические функции, связанные с речью, произвольные и опосредствованные. Этому способствуют основные виды деятельности, которыми большей частью занят ребенок данного возраста в школе и дома: учение, общение, игра и труд.

В чем же состоят наиболее важные изменения, которые за период младшего школьного возраста происходят с восприятием, вниманием, памятью, речью и мышлением ребенка?

До семилетнего возраста у детей можно обнаружить лишь репродуктивные образы-представления об известных объектах или событиях, не воспринимаемых в данный момент времени, причем эти образы в основном статичные.

Дошкольники, например, испытывают трудности, пытаясь представить промежуточные положения падающей палочки между вертикальным и горизонтальным ее положением.

Продуктивные образы-представления результата новой комбинации некоторых элементов появляются у детей после 7-8-летнего возраста, и развитие этих образов связано, вероятно, с началом обучения в школе.

Внимание в младшем школьном возрасте становится произвольным, но еще довольно долго, особенно в начальных классах, сильным и конкурирующим с произвольным остается непроизвольное внимание детей.

Объем и устойчивость, переключаемость и концентрация произвольного внимания к IV классу школы у детей почти такие же, как и у взрослого человека. Что касается переключаемости, то она в этом возрасте даже выше, чем в среднем у взрослых.

Это связано с молодостью организма и подвижностью процессов в центральной нервной системе ребенка. Младшие школьники могут переходить с одного вида деятельности к другому без особых затруднений и внутренних усилий. Однако и здесь внимание ребенка сохраняет еще некоторые признаки «детскости».

Свои наиболее совершенные черты внимание у детей обнаруживает лишь тогда, когда предмет или явление, непосредственно привлекшие внимание, особенно интересны для ребенка.

В школьные годы продолжается развитие памяти. А.А.

Смирнов провел сравнительное исследование памяти у детей младшего и среднего школьного возраста и пришел к следующим выводам: – с 6 до 14 лет у детей активно развивается механическая память на не связанные логически единицы информации; – вопреки распространенному мнению о существовании увеличивающегося с возрастом преимущества запоминания осмысленного материала фактически обнаруживается обратное соотношение: чем старше становится младший школьник, тем меньше у него преимуществ запоминания осмысленного материала над бессмысленным. Это, по-видимому, связано с тем, что упражняемость памяти под влиянием интенсивного учения, опирающегося на запоминание, ведет к одновременному улучшению всех видов памяти у ребенка, и прежде всего тех, которые относительно просты и не связаны со сложной умственной работой. В целом память детей младшего школьного возраста является достаточно хорошей, и это в первую очередь касается механической памяти, которая за первые три-четыре года учения в школе прогрессирует достаточно быстро. Несколько отстает в своем развитии опосредствованная, логическая память, так как в большинстве случаев ребенок, будучи занят учением, трудом, игрой и общением, вполне обходится механической памятью.

Читайте также:  Конспект урока физики 8 класс. электрическая цепь и её составные части

Если, однако, детей младшего школьного возраста с первых лет обучения в школе специально учить мнемическим приемам, то это существенно повышает продуктивность их логической памяти. Незнание этих приемов, неумение ими пользоваться на практике является, вероятно, основной причиной слабости произвольной памяти у многих детей данного возраста.

Обучение детей мнемическим действиям должно проходить через два этапа.

На первом из них детям необходимо овладеть мыслительными операциями, нужными для запоминания и воспроизведения материала, а на втором – научиться пользоваться ими как средствами запоминания в различных ситуациях.

В норме это должно произойти еще в старшем дошкольном возрасте, однако можно начать и в основном завершить этот процесс в младших классах школы.

Активному развитию памяти детей в первые школьные годы способствует решение специальных мнемических задач, которые возникают перед детьми в соответствующих видах деятельности.

Познавательное развитие детей младшего школьного возраста

В чем же состоят наиболее важные изменения, которые за период младшего школьного возраста происходят с восприятием, вниманием, памятью, речью и мышление ребенка?

До семилетнего возраста у детей можно обнаружить лип репродуктивные образы-представления об известных объектах событиях, не воспринимаемых в данный момент времени, причем эти образы в основном статичные.

Продуктивные образы-представления результата новой ком­бинации некоторых элементов появляются у детей после 7— 8-летнего возраста, и развитие этих образов связано, вероятно, с началом обучения в школе.

Внимание в младшем школьном возрасте становится произ­вольным, но еще довольно долго, особенно в начальных клас­сах, сильным и конкурирующим с произвольным остается не­произвольное внимание детей.

Объем и устойчивость, переключаемость и концентрация произвольного внимания к IV классу школы у детей почти такие же, как и у взрослого человека. Что касается переключаемости, то она в этом возрасте даже выше, чем в среднем у взрослых.

Это связано с молодостью организма и подвижностью процессов в центральной нервной системе ре­бенка. Младшие школьники могут переходить с одного вида деятельности к другому без особых затруднений и внутренних усилий.

В школьные годы продолжается развитие памяти. А.А.

Смирнов провел сравнительное исследование памяти у детей млад­шего и среднего школьного возраста:

— с 6 до 14 лет у детей активно развивается механическая память на не связанные логически единицы информации;

— вопреки распространенному мнению о существовании уве­личивающегося с возрастом преимущества запоминания осмыс­ленного материала фактически обнаруживается обратное соот­ношение: чем старше становится младший школьник, тем мень­ше у него преимуществ запоминания осмысленного материал над бессмысленным.

— В целом память детей младшего школьного возраста является достаточно хорошей, и это в первую очередь касается меха­нической памяти, которая за первые три-четыре года учения в школе прогрессирует достаточно быстро. Несколько отстает в своем развитии опосредствованная, логическая память, так как в большинстве случаев ребенок, будучи занят учением, трудом, игрой и общением, вполне обходится механической памятью.

УМСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

Младший школьный возраст содержит в себе значительный потенциал умственного развития детей, но точно определить его пока что не представляется возможным. За первые три-четыре года учения в школе прогресс в умственном развитии детей бывает довольно заметным.

От доминирования наглядно-действенного и элементарного образного мышления до словесно-логического мышления на уровне конкретных понятий. Начало этого возраста связано, если пользоваться терминологией Ж. Пиаже Л.С.Выготского, с доминированием дооперационального мыш­ления, а конец — с преобладанием операционального мышле­ния в понятиях.

В этом же возрасте достаточно хорошо раскры­ваются общие и специальные способности детей, позволяющие судить об их одаренности.

Комплексное развитие детского интеллекта в младшем школь­ном возрасте идет в нескольких различных направлениях:

-усво­ение и активное использование речи как средства мышления;

-соединение всех видов мышления: наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического.

Установлено, что первоклассники могут понять и принять поставленную перед ними задачу, но ее практическое выполне­ние возможно для них только с опорой на наглядный образец. Учащиеся третьих классов уже сами в состоянии составить план работы над задачей и следовать ему, не опираясь на представ­ленный наглядно образец.

Роль семьи в формировании познавательной активности детей дошкольного и младшего школьного возраста Role of the family in the formation of cognitive activity of children in pre-school and primary school age Текст научной статьи по специальности Психология

  • ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ ,
  • ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ПОТРЕБНОСТЬ ,
  • ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС ,
  • ВОПРОСИТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ АКТИВНОСТЬ ,
  • ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ОТВЕРЖЕНИЕ ,
  • СОЦИАЛЬНОЕ СИРОТСТВО ,
  • ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ ,
  • МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ ,
  • COGNITIVE ACTIVITY ,
  • COGNITIVE NEED ,
  • COGNITIVE INTEREST ,
  • QUESTIONING AND RESEARCH ACTIVITY ,
  • EMOTIONAL REJECTION ,
  • SOCIAL ORPHANHOOD ,
  • PRESCHOOL AGE ,
  • PRIMARY SCHOOL AGE

Аннотация
научной статьи по психологии, автор научной работы — Истратова Оксана Николаевна, Волошена Елена Александровна

Цель: изучение компонентов познавательной активности у детей дошкольного и младшего школьного возраста из благополучных и дисгармоничных семей, а также у воспитанников детских домов. Методология исследования: в ходе теоретического анализа проблемы выделены компоненты познавательной активности и факторы ее развития в детском возрасте.

Методами исследования стали анализ научной литературы, диагностические методики, статистические методы обработки данных (критерий углового преобразования φ* Фишера).

Результаты: по сравнению с детьми из гармоничных семей, у детей, эмоционально отвергаемых родителями, наблюдается низкий уровень развития познавательного интереса, описательно-практический тип вопросительно-исследовательской активности, преобладание средних показателей познавательной деятельности.

У младших школьников это проявляется в неустойчивости направленности на учебную деятельность. У дошкольников из детского дома наблюдается снижение всех компонентов познавательной активности (познавательный интерес, вопросительно-исследовательская активность, успешность познавательной деятельности).

В работе сделан вывод о важности эмоционального компонента общения родителей с ребенком для развития его познавательной активности и дальнейшей социально-психологической адаптации. Область применения результатов: материалы могут быть использованы в практической деятельности специалистов образовательных учреждений для работы с семьями по коррекции детско-родительских отношений и оптимизации познавательного и личностного развития детей.

Abstract 2014 year, VAK speciality — 19.00.00, author — Istratova Oksana Nikolaevna, Voloshena Elena Aleksandrovna, Modern Research of Social Problems

Purpose: examine the components of cognitive activity of children in preschool and primary school from wealthy families and disharmonious and in orphanages. Methodology: the theoretical analysis of the problem highlighted components of cognitive activity and factors of its development in childhood.

Methods of the study were the analysis of the scientific literature, diagnostic techniques, statistical methods of data processing (criterion angular transformation φ * Fisher).

Results: the results showed that, compared with children of harmonious families, children, emotionally rejected by their parents, have a low level of cognitive interest, descriptive and practical type of questioning and research activity, the prevalence of medium indicators of cognitive activity.

For the younger students is manifested in the instability of the focus on learning activities. Preschoolers from the orphanage have a decrease of all components of cognitive activity (cognitive interest, questioning and research activities, the success of cognitive activity).

The paper concludes the importance of the emotional component of communication of the parents with the child to develop his cognitive activity and further social and psychological adaptation. Practical implications: materials can be used in the practice of educational institutions for professionals working with families to correct parent-child relationship and optimization of cognitive and personality development of children.

Научная статья по специальности Психология из научного журнала Современные исследования социальных проблем , Истратова Оксана Николаевна, Волошена Елена Александровна

Скопируйте отформатированную библиографическую ссылку через буфер обмена или перейдите по одной из ссылок для импорта в Менеджер библиографий.

Истратова Оксана Николаевна, Волошена Елена Александровна Роль семьи в формировании познавательной активности детей дошкольного и младшего школьного возраста // СИСП. 2014. №5 (37). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/rol-semi-v-formirovanii-poznavatelnoy-aktivnosti-detey-doshkolnogo-i-mladshego-shkolnogo-vozrasta-1 (дата обращения: 08.07).

Истратова Оксана Николаевна et al. Роль семьи в формировании познавательной активности детей дошкольного и младшего школьного возраста Современные исследования социальных проблем (2014). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/rol-semi-v-formirovanii-poznavatelnoy-aktivnosti-detey-doshkolnogo-i-mladshego-shkolnogo-vozrasta-1 (дата обращения: 08.07).

Истратова Оксана Николаевна Волошена Елена Александровна (2014). Роль семьи в формировании познавательной активности детей дошкольного и младшего школьного возраста. Современные исследования социальных проблем URL: http://cyberleninka.ru/article/n/rol-semi-v-formirovanii-poznavatelnoy-aktivnosti-detey-doshkolnogo-i-mladshego-shkolnogo-vozrasta-1 (дата обращения: 08.07).

Скопируйте отформатированную библиографическую ссылку через буфер обмена или перейдите по одной из ссылок для импорта в Менеджер библиографий.

Истратова Оксана Николаевна, Волошена Елена Александровна Роль семьи в формировании познавательной активности детей дошкольного и младшего школьного возраста // СИСП. 2014. №5 (37) С.11.

Истратова Оксана Николаевна et al. Роль семьи в формировании познавательной активности детей дошкольного и младшего школьного возраста Современные исследования социальных проблем (2014).

Истратова Оксана Николаевна Волошена Елена Александровна (2014). Роль семьи в формировании познавательной активности детей дошкольного и младшего школьного возраста. Современные исследования социальных проблем

Источники: http://www.psyoffice.ru/3-0-age-00058.htm, http://studopedia.ru/5_31057_poznavatelnoe-razvitie-detey-mladshego-shkolnogo-vozrasta.html, http://cyberleninka.ru/article/n/rol-semi-v-formirovanii-poznavatelnoy-aktivnosti-detey-doshkolnogo-i-mladshego-shkolnogo-vozrasta-1

Комментариев пока нет!

Источник: http://kakvospitat-rebenka.ru/razvitie-rebenka/razvitie-poznavatelnoj-aktivnosti-detej-mladshego.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector