Как ребёнок познаёт окружающий мир?

Как ребёнок познаёт окружающий мир? 29 Март 2016      admin74      Главная страница » Развитие детей      Просмотров:   4421

Чтобы понять, как дети взаимодействуют с миром и познают его, можно понаблюдать за малышами. В основном познание мира ребенком начинается в двухлетнем возрасте. Все, что его окружает, становится объектом исследования: игрушки, домашние животные, люди, обстановка и т.д.

Его опыт нельзя назвать упорядоченным, ведь малыши не систематизируют свои знания, а лишь получают впечатления, но это  очень важно для последующего восприятия мира. Информация, запечатленная в сознании в нежном возрасте, становится основой, стержнем, на который «нанизываются» дальнейшие знания об окружающем.

Именно в этот период нужно расширять кругозор ребенка, знакомить его с разными сферами быта. Хорошо, если родители дают пояснения, обращая внимание малыша на людей, которые живут рядом, называя своими именами вещи. Полезно говорить ребенку: «Ты – Коля. Где у Коли глазки, ручки? и т.д.» Так происходит самоидентификация малыша в мире.

К трем годам познание мира ребенком приводит его к освоению природы, окружающей среды. В привычной обстановке он уже ориентируется хорошо, а вот мир парка, леса, общественных мест становится для него истинным открытием! Взрослым стоит привлекать его внимание к разным явлениям природы: ветру, снегу, дождю.

Полезно вместе с ребенком наблюдать за поведением животных, например, в зоопарке. Покажите, как звери заботятся о своих детках, как купаются, кушают и т.д. Для малышей это ново и очень интересно!

С пяти-шести лет познание окружающего мира детьми дошкольного возраста может происходить в путешествиях. Они уже достаточно разумны, любопытны, впечатлительны, способны надолго удерживать в памяти информацию о достопримечательностях. Путешествия – замечательное средство для развития кругозора, памяти, речи детей, источник новых знаний о традициях и образе жизни других народов и стран.

Деятельное познание ребенком окружающего мира

Лучше всего окружающий мир дети познают, активно воздействуя на него. Важно, чтобы с самого раннего возраста в них формировалось чувство ответственности за свои поступки. Какие действия полезны для познания мира ребенком?

  • Физический труд. Давая детям посильные задания по расчистке дорожек от снега, созданию весенних запруд с целью снегоотведения и т.д., взрослые показывают, что собственным трудом человек может преображать окружающий мир
  • Уход за живыми существами. Наличие животных в доме или в приусадебном хозяйстве – отличный способ приобщить ребенка к уходу за ними и изучению их повадок, привычек. Нужно заинтересовать ребенка наблюдением за «братьями меньшими», показать, как они отзывчивы на доброту и ласковое слово, как бескорыстно служат человеку
  • Работа в саду и огороде, комнатное цветоводство. Если с юного возраста приобщать ребенка к работе на собственной маленькой грядке в саду, это благотворно скажется на его мировосприятии. С каким удовольствием малыши поливают свои морковки и огурчики, с какой гордостью угощают ими мам и пап! Да и дома уход за собственным, «самым лучшим», цветком доставит им много радости.

Источник: http://sonyaclub.ru/poznanie-mira-rebenkom/

Ребёнок познаёт мир: врождённые способы познания

Ребёнок познаёт мир: врождённые способы познания

Когда вы весенним ярким утром переступите порог дома и окажетесь на улице, что может привлечь ваше внимание? Распустившиеся на окнах фиалки или на удивление светлые одежды прохожих? А может, тёплые лучи весеннего солнца и порыв ветра, спутавший волосы и взметнувший полы одежды? Или, может, ваше внимание привлечёт рёв соседской машины, и вы небрежно поинтересуетесь у соседа, когда же он, наконец, соберётся поставить на это чудовище надёжный глушитель?

Смею заверить вас, что вы не случайно выбрали объектом вашего внимания, прежде всего зрительный образ, физические ощущения или звук.

В нашей жизни мы естественно используем для понимания окружающего мира все свои органы чувств, но при этом бессознательно отдаём предпочтение одним, а не другим.

Эта врождённая способность диктует нам, какой способ познания лучше выбрать – зрительный, слуховой или осязательный, — и предопределяет выбор объекта внимания и быстроту восприятия. Довольно часто на основе врождённого приоритета формируется наше отношение к процессу познания в целом.

Визуальный, слуховой и кинетический типы восприятия

Значительная часть нашего потенциала, определяющего последующие достижения, заложена в нас уже при рождении. Естественно, когда мы взрослеем, нам хочется думать, что мы полностью воспользовались этим потенциалом.

Однако большинство из нас, вспоминая трудности, с которыми мы сталкивались в детстве в процессе познания, а также отсутствие интереса ко многим школьным предметам, вполне обоснованно предполагают обратное.

Разве мало бывших отличников, оказавшихся впоследствии неспособными вести серьёзные проекты в силу отсутствия элементарных навыков общения с коллегами и клиентами? Разве мало красноречивых ораторов, так и не сумевших написать ни одного пособия или учебника из-за отсутствия навыков письменной речи? Или мало нам встречалось крепких ребят, бывших в школьные годы великолепными спортсменами и принятых из-за этого самыми престижными университетами чуть ли не автоматом, которые так и не смогли выдержать свалившиеся на них учебные нагрузки? К счастью, теперь у родителей и педагогов есть возможность избавить ребёнка от столь печальной судьбы.

На протяжении нашей жизни мы познаём окружающий мир, поглощая и используя различные виды информации.

Исследователи и педагоги часто ссылаются в своих работах на различные типы аудитории: визуальную, слуховую и кинетическую, или тактильную, в зависимости от того, каким образом эта аудитория в основном воспринимает информацию – глазами, ушами или посредством осязания. Для описания способов познания мира детьми используют такие термины, как «зритель», «слушатель» и «деятель».

Годы работы с маленькими детьми убедили в существовании связи между хорошо развитыми слуховыми и зрительными навыками и успешной учёбой ребёнка, а также его умением держаться в коллективе. Без всякого сомнения, хорошее развитие вышеуказанных навыков делает ребёнка более счастливой и цельной натурой. А значит, эта проблема требует серьёзного внимания со стороны родителей и педагогов!

Есть ли какая-то связь между полом ребёнка и приобретённым способом познания?

Существует мнение, что девочки вписываются в школьную среду легче, чем мальчики. Однако однозначно утверждать это нельзя.

Девочки часто предпочитают слуховой способ познания, поскольку они более восприимчивы к звукам, а также таким общественным проявлениям, как артикуляция, подбор слов и интонации. У них обычно шире словарный запас, и говорить они начинают раньше мальчиков.

В то же время, у мальчиков наблюдаются более точное визуальное восприятие, лучшая координация и владение телом, а также более чёткое чувство пространства, чем у девочек.

Таким образом, мальчики чаще всего относятся к «зрителям», обладающим навыками, которые затем помогут им в школе, или к «деятелям», которым учение не будет даваться легко. Естественно, существует множество исключений из этого правила.

Мы знаем великолепно координированных женщин – спортсменок и актрис, мужчин ораторов и композиторов. Важно напомнить, что способы познания не всегда бывают однозначно выражены и порой встречаются в комбинированном виде, например «зритель-деятель», «зритель-слушатель».

Вместе с тем значительное количество людей предпочитают один, вполне определённый и чётко выраженный, способ познания.

Источник: http://www.rastut-goda.ru/questions-of-pedagogy/2488-the-child-learns-how-innate-knowledge.html

Ребенок познает окружающий мир

Ребенок познает окружающий мир

Ранний возраст — период активного исследования различных свойств предметов, их формы, величины, простых причинно-следственных связей, характера движений предметов и их соотношений. 

Годовалый малыш поражает взрослых неиссякаемым интересом ко всему окружающему. Психологи заметили удивительную привлекательность для маленьких детей самых мелких предметов. Сидя на стульчике, ребенок может необычайно долго разглядывать крошки хлеба или печенья, маленького жучка, ниточку.

Он смотрит на них, пытается взять в руку, вертит, перекладывает с места на место, пробует на вкус, кладет на другие предметы. Одно из любимых занятий, которое часто доводит взрослых до изнеможения — выбрасывание предметов из кровати или манежа и наблюдение за результатом своих действий.

Ребенок все время меняет положение предметов, изучает их под разным углом зрения. Одновременно происходит тренировка его моторных способностей, мелких мышечных движений.

Малыши могут часами вкладывать и выкладывать предметы из коробки на стол и, наоборот, открывать и закрывать крышки банок, ящики и дверцы шкафов.

Вплоть до трех лет дети используют для изучения предметов один из генетически первых способов ознакомления с ними — через рот (лижут, надкусывают).

Интересуют детей и крупные вещи, с которыми они пытаются обращаться так, как это делают взрослые. Они обожают включать и выключать телевизор, вертеть шланг пылесоса, раскачивать абажур, разглядывать машины на улице, витрины магазинов. Еще одна страсть детей этого возраста — игры с водой и песком.

Пожалуй, нет других таких же подвижных и изменчивых субстанций, как эти.

Расходящиеся круги по воде, исчезновение в ней предметов, приятные тактильные ощущения, меняющееся отражение, придание влажному песку любой формы и мгновенное разрушение ее — весь этот калейдоскоп впечатлений буквально завораживает ребенка, каждое такое изменение для него — открытие.

Огромное удовольствие доставляют детям игры с мячами. Их можно закатывать в разные углы, подбрасывать вверх, ими интересно перекидываться с кем-либо из взрослых или сверстников, на них можно лечь и плавно покачиваться — в общем, производить массу разнообразных действий.

Дети любят также играть с игрушками, которые имеют подвижные детали: куклами, у которых части тела можно сгибать и разгибать по своему усмотрению, а одежду снимать и надевать, машинками со свободно вращающимися колесами, открывающимися дверками, поднимающимися кузовами, куда можно складывать различные предметы и возить по комнате. И, наконец, дети раннего возраста любят все, к чему прикасаются руки взрослых. Неважно, чем они заняты — подметают пол, разговаривают по телефону или варят обед,- ребенок сразу же стремится завладеть привлекательным предметом или присоединиться к их действиям. Оставшись наедине, он начинает воспроизводить увиденное, что подчас выглядит очень комично.

В 2,5-3 года дети проявляют повышенный интерес к различного рода постройкам из кубиков, брусочков. Они проводят много времени за строительством башен, крепостей, мостов. В этом же возрасте возникает интерес детей к книгам. Вначале их привлекает только процесс переворачивания страничек.

Неважно, что книга лежит на коленях вверх ногами, — интересно то, что можно изменять положение страниц, а иногда, чего греха таить, и вырвать из нее парочку листочков, пока мама не видит. Почти все дети в этом возрасте любят рвать газеты, бумагу. Видимо, и здесь их привлекает возможность быстрого изменения формы и размеров листов.

Но постепенно, с помощью взрослых, ребенок научается видеть, что книжка — это не только много соединенных вместе листочков. Она оставляет массу более интересных впечатлений — в ней знакомые и незнакомые предметы в ярком изображении, неожиданные сюжеты.

Читайте также:  Работы участников конкурса «наши любимые праздники». номинация: сценарии

Интерес малыша переходит на содержание рисунков, на сопровождающий их текст, который читает взрослый. Зарождается любовь к книге, без которой немыслима человеческая жизнь.

Что должно быть в детском уголке у ребенка 2-3 лет?Данный список составлен в соответствии со стремлением детей к обследованию предметов, выполнению с ними простых двигательных действий. Ребенок должен иметь кукольные коляски, игрушки, которые можно возить за собой за веревочку, легковые машины и грузовики, книги с твердыми страницами, мячи разных размеров.

У него должны быть куклы и фигурки людей и животных, ведерки и формочки, карандаши и бумага, простые мозаики, матрешки, пирамидки, игрушечный телефон, пустые коробки всех форм и размеров, разноцветные кубики, несложные конструкторы, музыкальные инструменты, позволяющие изучать и сравнивать различные звуки (ксилофон, губная гармошка, бубен и др.).

Список можно увеличить по вашему усмотрению.

Источник: https://deti.mail.ru/baby/1-3/okruzhayuschij_mir/

Как ребенок познает мир

Как ребенок познает мир

Если весенним ясным утром вы переступите порог дома и окажетесь на улице, что именно привлечет ваше внимание? Распустившиеся на окнах фиалки или на удивление светлые одежды прохожих? А может, теплые лучи весеннего солнца и порыв ветра, спутавший ваши волосы и взметнувший полы вашей одежды? Или, может, ваше внимание привлечет рев соседской машины и вы небрежно поинтересуетесь у соседа, когда же он, наконец, соберется поставить на это чудовище надежный глушитель?

Уверяю вас, вы не случайно выбрали объектом вашего внимания прежде всего зрительный образ, физические ощущения или звук. В нашей жизни мы естественно используем для познания окружающего мира все свои органы чувств, но при этом бессознательно отдаем предпочтение одним, а не другим.

Эта врожденная способность диктует нам, какой способ познания лучше выбрать — зрительный, слуховой или осязательный — и предопределяет выбор объекта внимания и быстроту восприятия. Довольно часто на основе врожденного приоритета формируется наше отношение к процессу познания в целом.

Значительная часть нашего потенциала, определяющего наши последующие достижения, заложена в нас уже при рождении. Естественно, когда мы взрослеем, нам хочется думать, что мы полностью воспользовались этим потенциалом.

Однако большинство из нас, вспоминая трудности, с которыми мы сталкивались в детстве в процессе познания, в также отсутствия интереса ко многим школьным предметам, вполне обосновано предполагают обратное.

Разве мало бывших отличников, оказавшихся впоследствии неспособными вести серьезные проекты в силу отсутствия элементарных навыков общения с коллегами и клиентами? Разве мало красноречивых ораторов так и не сумевших написать ни одного пособия или учебника из-за отсутствия навыков письменной речи? Или мало нам встречалось крепких ребят, бывших в школьные годы великолепными спортсменами и принятых из-за этого чуть ли ни автоматом в самые престижные университеты, которые так и смогли выдержать свалившиеся на них учебные нагрузки? К счастью, теперь у родителей есть возможность избавить свое чадо от столь печальной судьбы.

На протяжении нашей жизни мы познаем окружающий мир, поглощая и используя различные виды информации.

Исследователи и педагоги часто ссылаются в своих работах на различные типы аудитории: визуальную, слуховую и кинетическую или тактильную, в зависимости от того, каким образом эта аудитория в основном воспринимает информацию — глазами, ушами или посредством осязания. Для описания способов познания детьми используют такие термины, как «зритель», «слушатель» и «деятель».

Годы работы с маленькими детьми убедили в существовании связи между хорошо развитыми слуховыми и зрительными навыками — теми, что позволяют нам направлять, визуализировать, произносить, запоминать и воспроизводить получаемую информацию, — и успешной учебой ребенка, а также его умением держаться в коллективе. Без всякого сомнения, хорошее развитие вышеуказанных навыков делает ребенка более счастливой и цельной натурой. А значит, эта проблема требует серьезного внимания со стороны родителей!

Есть ли какая-то связь между полом ребенка и приобретенным способом познания? Правда ли, что девочки вписываются в школьную среду легче, чем мальчики? Здесь нет однозначного ответа.

Видите ли, девочки часто предпочитают слуховой способ познания, поскольку они более восприимчивы к звукам, а также таким общественным проявлениям, как артикуляция, подбор слов и интонации. У них обычно шире словарный запас и говорить они начинают раньше мальчиков.

С другой стороны, у мальчиков наблюдается более точное визуальное восприятие, лучшая координация и владение телом, а также более четкое чувство пространства, чем у девочек.

Таким образом, мальчики чаще всего относятся к зрителям, обладающими навыками, которые затем помогут им в школе, или к деятелям, которым учение не будет даваться легко. Естественно, существует множество исключений из этого правила. Мы знаем великолепно координированных женщин-спортсменок и актрис, мужчин ораторов и композиторов…..

Важно напомнить, что способы познания не всегда бывают однозначно выражены и порой встречаются в комбинированной виде, например, зритель-деятель, зритель-слушатель…. Вместе с тем, в нижеследующих описаниях вы найдете черты многих ваших знакомых и увидите, что значительное количество людей предпочитают один, вполне определенный и четко выраженный способ познания.

Основные особенности «Зрителя»

Зрители познают окружающий мир визуально, то есть при восприятии информации больше полагаются на зрительные ощущения.

Их внимание естественным образом обращено на видимые признаки знакомых объектов, они быстро схватывают и запоминают такие визуальные характеристики, как движение, цвет, форма и размеры.

Большинство зрителей обладают великолепной зрительно-тактильной координацией и от рождения стремятся прежде всего рассмотреть объект, а затем при помощи жестов продемонстрировать свое понятие о нем.

Действительно, большинство зрителей выделяются значительной моторикой, то есть движениями, которые задействуют одновременно глаза и мелкую мускулатуру, например, мускулатуру пальцев. Зрители-дети любят рассматривать картинки, им интереснее смотреть на иллюстрации к сказке, чем слушать саму сказку.

В детском саду они играют в кубики, складывают картинки- паззлы, лепят, вырезают. Все их занятия рассчитаны на взаимодействие глаз и рук. Они быстро учатся рисовать и писать печатными буквами, а на самых первых уроках чтения с легкостью запоминают графику коротких слов. Ну а в более старшем возрасте зрители-дети предпочитают настольные игры, охотно рисуют, мастерят, моделируют, быстро осваивают компьютер, любят видео-игры.

Обладая развитой зрительно-тактильной координацией, зрители легко справляются с задачами, требующими наличия развитых тонко-моторных функций. Поскольку зрители, как правило, игнорируют все прочие раздражители в пользу визуальных, им необходимо особое внимание уделять развитию языковых навыков, коммуникабельности и общей физической координации.

Основные особенности «слушателя»

«Слушатели» познают окружающий мир, воспринимая голоса и звуки, предпочитают слуховые ощущения зрительным и осязательным. Поскольку речь воспринимается на слух, слушатели раньше, чем другие дети, начинают говорить и отличаются большим словарным запасом.

Слушателей-младенцев легко успокаивает музыка или знакомые голоса, они с радостью воспроизводят простейшие звуки. Дети постарше любят петь, рассказывать стихи, задают множество вопросов, правильно и хорошо говорят.

Они рано проявляют интерес к чтению, охотно читают вслух и легко запоминают указания преподавателя.

В более старшем возрасте они любят слушать магнитофонные кассеты и радио, быстро запоминают на слух, предпочитают разговорные игры, например, «Мама, мама, можно мне?» или игры с отгадыванием слов. Они получают удовольствие от чтения, придумывают различные истории и разыгрывают их в лицах.

Так как основное внимание слушателей приковано к языку, ни могут отставать от сверстников в развитии навыков, связанных со зрительными и моторным восприятием.

Основные особенности «деятеля»

«Деятели» познают окружающий мир тактильным способом, то есть путем прикосновения или движения. Такой способ получения информации предполагает сильно развитую моторику, активное движение, активность крупной мускулатуры — плечей, рук, ног, стопы и пр. Большинство деятелей-младенцев не знает покоя.

Они много двигаются сами и любят, когда их кружат, тискают, подбрасывают…. Деятели раньше, чем другие дети начинают ползать, а потом и ходить. В дошкольном возрасте они предпочитают активные игры, связанные с прыжками, лазаньем, бегом, любят кубики и движущиеся игрушки на колесах.

Из-за врожденной координации и хорошей ориентации в пространстве «деятели» чаще подвергаются физическому риску, чем другие дети. Основные проблемы, с которыми «деятели» сталкиваются — это неспособность на протяжении длительного времени оставаться в покое и концентрировать все свое внимание на одном предмете.

Их стиль — активные игры на открытом пространстве! В первом классе беспокойное поведение и невнимательность на уроках могут быть причиной плохой успеваемости, тогда как вне школы бесстрашные и сильные «деятели» неизменно завоевывают авторитет среди сверстников.

В то же время, их темперамент, обуславливает такие их черты характера, как раздражительность и ранимость. Они требуют немедленного удовлетворения желаний не готовы бороться с трудностями. «Деятели» эмоционально неустойчивы — гнев и радость чередуются с непостижимой быстротой.

«Деятели» постарше предпочитают игры на свежем воздухе, занимаются спортом, например, играют в футбол, плавают, ходят в походы, ухаживают за животными. Их явное предпочтение физического восприятия восприятиям зрительным и слуховым приводит к языковым проблемам и отставанию в школе.

Источник: Лорен Брэдвей, Барбара Хил «Ребенок от 0 до 3 лет. Как развить врожденные способности»

Источник: http://www.uaua.info/razvitiye/rebenok-0-1-god/article-9100-kak-rebenok-poznaet-mir/

Как ребёнок познаёт окружающий мир

Как ребёнок познаёт окружающий мир

Ребёнок и окружающий мир

С каждым днем ваш кроха углубляет и расширяет свои представления о мире. Конечно, они отличаются от знаний, которыми владеют взрослые. Ребенок мыслит и чувствует по-другому. Он — Царь Вселенной.

В нем уже пробуждаются первые ростки «самости», и ко всему он должен прийти сам. Поддерживайте в ребенке инициативу, его активность и любознательность.

Задавайте вектор движения и всегда будьте готовы помочь.

Освоение двигательных навыков и совершенствование системы восприятия (с помощью слуха, зрения, обоняния, тактильного ощущения, вкуса) ребенка ведет к более активному познанию окружающего мира. Задача родителей на этом этапе развития ребенка — поддерживать его инициативу.

К двум-трем годам у ребенка достаточно развита координация зрения: он может следить за движущимся объектом, который меняет скорость и направление, различает горизонтальные и вертикальные поверхности. Однако далеко не все дети к этому возрасту различают форму предметов. Например, они с одинаковым любопытством будут рассматривать рисунок, расположенный правильно и «вверх ногами».

ТИП МЫШЛЕНИЯ РЕБЁНКА. Малыш познает мир путем экспериментирования, методом проб и ошибок. Он должен сам пройти через все свои «неудачи». Поэтому психологи не рекомендуют родителям быть «скорой помощью». Нужно дать возможность крохе найти свои пути решения различных задач в период игры.

Читайте также:  Логические загадки с подвохом и ответами для детей

Мышление ребенка двух-трехлетнего возраста — наглядно-действенное, то есть он пока что «мыслит руками». Поэтому так важно, чтобы в руки ребенка попадало как можно больше разнообразных игрушек, вещей и прочих «неважных» для нас мелочей. Примерно к трем годам начинается переход к образному мышлению.

Чтобы перейти к символам и образам в мыслительных процессах (по сути, к абстрактному мышлению), малыш должен «наиграться» с реальными предметами. Не упускайте этой возможности!

КАНАЛ ВОСПРИЯТИЯ. Известно, что у каждого человека есть «свой», ведущий канал восприятия: зрительный, слуховой или тактильный. Хорошо, если у нас есть «прямая связь» для получения информации и знаний о мире, они даются нам легко. Свой канал восприятия нужно развивать и нарабатывать.

Итак, кто-то из нас является аудиалом (познаем мир с помощью слуха), визуалом (познаем мир с помощью зрения) или кинестетиком (познаем мир с помощью тактильного ощущения). Уже в раннем детстве можно определить, кем же является ваш ребенок. Конечно, в этом возрасте необходимо одинаково развивать все каналы восприятия.

Но природа выберет все-таки что-то одно, наиболее эффективное. Проведите простой тест-наблюдение.

— напевает мелодии, изображает самые разные звуки;

— любит музыкальные игрушки;

— обожает слушать сказки и рассказы;

— если он радуется, то обязательно визжит и пищит;

— он вряд ли заметит, если его игрушка лежит не на своем месте.

Как общаться с аудиалом? С таким малышом нужно говорить много и выразительно, пользуясь богатыми интонациями. Одним словом, с ним нужно быть актером.

Если его родители визуалы или кинестетики, им придется переходить на «язык» своего ребенка, находить универсальный тип общения, который устроит всех.

Аудиалу нужно много читать, давать возможность высказаться, также такому малышу будут полезны музыкальные занятия.

— его привлекают буквы, картинки, знаки и схемы;

— любит играть с кубиками и конструктором;

— если он радуется, кроме возгласов, выскажет свою мысль «по поводу»;

— чтобы его успокоить, вам придется много говорить и убедить его в чем-то;

— если вы переложите его игрушки в другое место, ему это не понравится.

Как общаться с визуалом? Ребенку-визуалу лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Объяснения, увещевания, взывания к совести © не действуют на визуала. Уроки познания мира должны проходить с помощью ярких картинок и различных наглядных пособий. У таких детей хорошая зрительная память: на лица, предметы и все, что впечатляет их в окружающем мире.

ВАШ РЕБЕНОК КИНЕСТЕТИК:

— он не сидит на месте, всегда готов прийти на помощь по хозяйству;

— любит игрушки, но еще больше инструменты и предметы быта;

— его легко переключить на другой вид деятельности, отвлечь и успокоить, предложив ему новое занятие;

— радость он выражает не словами и возгласами, а больше мимикой, жестами и движениями.

Как общаться с кинестетиком? Такой ребенок сначала должен все пощупать, и только потом он «слышит» о предмете или «видит» его. Руки — его главный познавательный инструмент. Полезными будут занятия лепкой (из пластилина, песка, глины, соленого теста), привлечение к активным играм и труду.

Больше информации по теме: http://domovenok-as.ru

Источник: http://mymylife.ru/deti/raznoe/66907-kak-rebjonok-poznajot-okruzhayushchij-mir

Как ребёнок познаёт окружающее пространство?

Очень часто можно услышать от взрослых, что самое важное для развития ребёнка — научиться различать правую и левую руку. Не согласиться с этим невозможно, хотя, конечно, можно и поспорить.

На самом деле различать человеку правую сторону от левой очень трудно.

Это самое сложное умение, и зависит оно от того, насколько хорошо человек знает своё тело, чётко ли он среди своих ног, рук, глаз, бровей, ушей и т.д. различает правые и левые. Ведь они такие одинаковые! Тем более сделать это различие нужно ребёнку.

И несмотря на то, что умение различать на своём теле правую и левую стороны — достаточно сложное умение, оно является самым важным, необходимым основополагающим для дальнейшей ориентировки в пространстве окружающего мира.

С первых мгновений жизни родившийся ребёнок видит окружающий мир. он его не знает. незнание пугает малыша, он чувствует дискомфорт. мы, взрослые, можем помочь ему познать и себя, и окружающее пространство. уроки, жизни, которые даёт семья, обладают огромной силой, потому что их дают самые близкие, самые дорогие люди

Чтобы наши действия были эффективными, усилия — не напрасными, а дети нас радовали своими успехами, необходимо знать, какие знания и умения доступны ребёнку на каждом возрастном этапе, чего он может достичь сам, а что — с нашей помощью.

Познание окружающего пространства детей первого года жизни

Всё зависит от того, какое положение тела является для ребёнка преимущественным, наиболее часто занимаемым во время бодрствования.

Ребёнок только родился, и чаще всего он бодрствует лёжа на спине. Смотрит перед собой, ловит взглядом ваш голос, двигающуюся подвеску, звучащую игрушку-погремушку. Здесь следует отметить, что в процессе восприятия человеком пространства участвуют разные органы чувств: зрение, слух, осязание и др.

Причём на зрение приходится 90% всей информации о пространственных характеристиках объектов. Поэтому момент фиксации взгляда очень важный, значимый, так как позволяет выделить в пространстве определённый участок, «приучить» глаз двигаться в определённом направлении. Но «удержать» взгляд — это пока ещё трудно.

Если помочь ребёнку, отводя игрушку вправо, влево, подходить и разговаривать ним то справа, то слева — уже на третьей-четвёртой неделе жизни он способен зафиксировать взглядом предмет и сопровождать глазами его движение.

Можно сказать, что малыш начал осваивать правое и левое направления так называемого «близкого» пространства

Затем формируется связь «глаз — рука». Малыш тянется рукой к предмету, а значит, более чётко выделяет его положение в окружающем пространстве. Поэтому надо, как можно чаще, показав игрушку и увидев, что ребёнок тянет руку, обязательно дать прикоснуться к ней, чтобы он ощутил успех и испытал радость от достигнутого.

После третьей недели жизни мы начинаем выкладывать малыша на животик. Это новое пространственное положение.

Оно даёт возможность ребёнку выделить направление «впереди», освоить его, понять, что «впереди» — значит «перед глазами».

Для этого необходимо в поле зрения малыша ставить яркую, красивую, звучащую (по возможности) игрушку, чтобы он зафиксировал на ней взгляд, выделил из всего пространственного окружения.

Итак, практически малыш осваивает направления «справа», «слева», «впереди». Проходит время, и маленький человечек начинает сидеть (после 5-6 месяцев). Это его положение в пространстве ещё больше расширяет возможности познать названные выше направления.

Быстро протекают несколько месяцев, и ребёнок уже стоит. Этот момент даёт возможность ему познать ещё одно пространственное направление вертикальное (вверху-внизу). «Вверху» для ребёнка — там, где голова, «внизу» — там, где ноги.

Немного постояв, поползав, малыш делает первые шаги — и вот он уже ходит. Передвигаясь самостоятельно, осваивает расстояние от одного предмета до другого, делает попытки, напоминающие даже измерение своего пути.

Например, держась за стул одной рукой и желая перейти к дивану, он многократно в разных точках своего движения протягивает руку к дивану, как бы измеряя расстояние, и, найдя наиболее короткое, отрывается от стула и начинает двигаться в нужном ему направлении.

Накопление практического опыта освоения пространства позволяет постепенно овладеть и словом, обобщающим этот опыт, поэтому, когда взрослый сопровождает движение своего сына или дочки, он должен обязательно называть то направление, куда они идут: вперёд, назад, вправо, влево. Конечно, до понимания значения этих слов малышу ещё далеко, но связи между словами и направлениями, практический опыт уже формируется и оформляется понятиями.

Познание окружающего пространства детьми второго и третьего года жизни

Итак, первоначальная чувственная ориентировка приобретает, осознанность, и в этом возрасте ребёнок учится отличать, показывать и называть правую и левую руку, ногу, части тела, детали частей тела (лицо, глаза, нос…), называть и показывать их не только на себе, но и на кукле, на другом человеке; раскладывать предметы правой или левой рукой в заданном направлении (справа— налево, слева — направо); усваивает пространственные направления «от себя» (впереди, вперёд, передо мной; сзади, назад; слева, налево; справа, направо; вверх, вверху, наверху; внизу, вниз).

Умение выделять противоположные стороны сначала на себе, а затем на другом человеке, на предметах позволит ребёнку овладеть в дальнейшем ориентировкой не только «от себя», но и от любых предметов, от другого человека, уяснить значение таких пространственных предлогов, как в под, на, за, над, выражений «посередине», «между», «напротив», «позади», научиться ориентироваться не только в трёхмерном пространстве, но и понять очень сложное двухмерное пространство плоскости (листа бумаги).

И. Житко

Источник: https://vscolu.ru/matematika/kak-rebyonok-poznayot-okruzhayushhee-prostranstvo.html

Познание ребенком окружающего мира

Если задуматься над вопросом о том, что должно в себя включать дошкольное образование, то на ум приходят классические навыки обучения: чтение, письмо, воспитание, развитие речи и мелкой моторики.

Список может быть очень длинным и содержать большое количество различных навыков и знаний.

Но мало кто задумывается, что все эти навыки являются частью одного более широкого навыка – познания окружающего мира.

Каким образом ребенок познает окружающий мир?

Наделенный с рождения возможностью слышать, видеть, чувствовать ребенок жадно глотает информацию и познает скрытые от него секреты мира.

Взрослым порою сложно понять и подстроится под то, что ребенку все в новинку. То, что кажется обыденным или даже скучным, может представляться ребенку невероятным приключением.

Важно не упустить эту возможность и поддержать интерес к открытиям надолго.

Каждый день глядя на один и тот же предмет ребенок изучает его с разных сторон. Внешний вид, тактильные качества, со временем ребенок начинает искать то, каким образом этот предмет взаимодействует с другими. Пытается узнать, какие звуки получаются при воздействии на разные объекты, какие они на вкус.

Эти два типа познания во многом определяют то, насколько в дошкольном периоде ребенок сможет подготовиться к школьной и взрослой жизни.

Игра неразрывно связана с деятельностью по познанию мира, а все занятия должны проходить в форме игры. Но такая связь не говорит о том, что каждая игра ребенка должна быть наполнена видимым для взрослого смыслом.

Ребенок должен иметь возможность выражать свои внутренние позывы самостоятельным проявлением игровой активности.

Влияние младшего возраста на дальнейшую жизнь и характер ребенка существенно. Очень важно для родителей разобраться в том, что и как нужно делать, что бы помочь малышу чувствовать себя комфортно и постигать мир без страха и неуверенности.

Читайте также:  Конспект занятия по английского языку для дошкольников 5-7 лет

Основой для понимания процессов происходящих с ребенком лежит в понимании:

  • каким образом ребенок воспринимает информацию;
  • и как она становится теми знаниями, которыми мы пользуемся не задумываясь.

Основные инструменты восприятия

Каждый здоровый ребенок с рождения наделен пятью сильными и наиболее полными инструментами для восприятия им окружающего мира.

  1. Слух;
  2. Зрение;
  3. Осязание;
  4. Обоняние;
  5. Вкус.

Именно эти пять инструментов становятся тем мостиком между миром и ребенком. Используя различные механизмы для познания, благодаря этим инструментам, стимулируется полноценное развитие нового человека.

Для того чтобы помочь ребенку овладеть всеми необходимыми навыками родители должны понимать какими механизмами пользуется ребенок.

Механизмы познания окружающего мира

Первичный механизм, которым пользуется ребенок сразу после рождения это – чувственное восприятие. Новорожденный еще не осознает, но слышит, видит и чувствует все то, что происходит вокруг него.

Благодаря этому механизму он составляет первое впечатление об окружающих предметах, запоминает свои ощущения и формирует базовый опыт. Этот опыт приводит в действие механизм наблюдения. Еще не умеющий передвигаться в пространстве ребенок получает новый опыт, сравнивая и отмечая разницу в окружающем его мире.

Стремление к изучению новых сторон жизни побуждает ребенка развиваться физически и стремиться освоить новые навыки, которые позволят ему достигнуть новых горизонтов. Таким образом, ребенок начинает двигаться и изучать предметы, которые ранее ему были недоступны. Мир наполняется огромным количеством разнообразных новых ощущений и опыта.

Накопление большого количества знаний стимулирует логическое мышление для обработки постоянно поступающих знаний. Включение логики побуждает малыша экспериментировать и моделировать, используя то, что было получено ранее для получения новых знаний.

Уже с получением первого опыта от экспериментов в голове ребенка начинает работать механизм постижения мира при помощи дополнительных средств, технических приспособлений и орудий деятельности.

Таким образом, от первых звуков, ощущений и картинок ребенок переходит к полноценному изучению окружающего. Способный пользоваться пятью механизмами ребенок, может понять большое количество информации, а при помощи родителей обработать ее быстрее и качественнее.

Одни дети больше любят слушать, другие рассматривать, а третьи непоседливы и стремятся что-нибудь разобрать или сломать.

Различие детей по темпераменту заложено от природы и вызвано тем, что у разных детей восприятие нового идет по разным каналам. Кто-то лучше понимает услышанное слово или музыку, кто-то жаждет увидеть.

В зависимости от того, что лежит в основе и формируется характер исследования мира ребенком.

Правильным способом помощи в изучении окружающего мира ребенком будет определение того, какой канал восприятия мира наиболее развит у ребенка.

Для жизни каждого человека необходимым является понятие времени суток и промежутка, который должен пройти между разными событиями.

Время — абстрактное понятие, которое невозможно увидеть или потрогать, но мы знаем о его существовании и пользуемся ежедневно.

В современном мире все большее количество людей не имеет в своих квартирах часов с циферблатами. Большинство смотрит время на компьютере […]

Каждый ребенок, не зависимо от основного канала восприятия информации, в возрасте до 6-7 лет познает мир через игру. Этот способ познания нового становится основным видом деятельности ребенка.

Содействие взрослых этому процессу и обучение различным новым видам игрового проведения времени является важным этапом в жизни.

Иногда бывает сложно понять всю важность игры для ребенка, и некоторые […]

Принятие факта важности в помощи ребенку в постижении окружающего мира является началом для правильного воспитания ребенка. Но у многих родителей может появиться вопрос о том, чем занять ребенка в том или ином возрасте, что бы эта помощь была качественной и своевременной. Груднички Новорожденные и дети до 6 месяцев нуждаются во внимании и занятии с ними […]

Нашим крохам достаточно тяжело дается понимание абстрактных понятий. Оно и ясно, такие вещи как время нельзя потрогать или увидеть. Тем не менее, для комфортного существования ребенку нужно понимать, что значит завтра, в воскресенье, на прошлой неделе. Ведь мы очень часто оперируем этими понятиями и, тем самым, вводим малышей в недоумение – для него пока это […]

Каждый день наши малыши учатся чему-то новому, познавая этот удивительный мир. Одна из вещей, которым им предстоит научиться – ориентироваться в пространстве. Как вы уже поняли, сегодня мы поговорим о том, как научить ребенка отличать лево и право. Сразу наберитесь терпения, так как процесс обучения, скорее всего, займет не один день. Как показывает практика, у […]

С самого рождения малыши всё время находятся в процессе обучения! Недавно мы учили наших крох цифрам, а сегодня мы расскажем вам одну очень простую и эффективную методику обучения цвету.

Методика обучения цвету по карточкам Психологи рекомендуют начинать знакомство малышей с цветами с красного цвета.

Однако позже можно сделать похожие наборы для запоминания других цветов, если такая методика […]

Источник: https://kukuriku.ru/obuchenie/doshkolnoe/uchim/okruzhayushhij-mir/

Ребенок познает окружающий мир — PDF

ЗАДАЧИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЕКТА «ТЕМП» 1. Создание инновационной инфраструктуры для развития естественно-математического и технологического образования в Челябинской области. 2. Создание мотивационных

Подробнее

Подготовила: воспитатель первой квалификационной категории Севостьянова Ирина Анатольевна Формирование основ безопасности жизнедеятельности у дошкольников. Общеизвестно, что детство это уникальный период

Подробнее

Консультация педагога-психолога МДОУ детский сад 21 Осиповой Марины Александровны на тему: «Влияние разнохарактерных музыкальных произведений на эмоционально — личностное развитие детей старшего дошкольного

Подробнее

Консультация для родителей «Кризис трех лет». Подготовила педагог-психолог Янкина Я.А. Цель: привлечение родителей к обмену мнениями по актуальным для них вопросам взаимоотношений с трехлетним ребенком.

Подробнее

Родителям о ФГОС ДО Уважаемые родители! С 1 января 2014 года введен в действие Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО). Что такое Федеральный государственный

Подробнее

Дайте своему ребенку наилучшее начало: Заложите фундамент качественного обучения Будучи родителем, вы являетесь первым педагогом своего ребенка. Вы продолжаете играть важную роль в жизни своего ребенка

Подробнее

Общие понятия и история метода. Метод проектов (проектный) возник в 1920-х гг. в США и связан с развитием гуманистического направления в философии и образовании, начало которому положил американский философ,

Подробнее

ПСИХОЛОГИЯ 66 О.И. Горбунова Специфика и пути формирования мотивации учения у подростков Проблема мотивации учения подростков является сегодня чрезвычайно актуальной. Педагоги и родители обращаются к психологам

Подробнее

ГБОУ начальная школа — детский сад 682 ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА ТЕМУ: «ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ И ПТИЦЫ» Подготовила воспитатель : В.Н.ХАБИБУЛЛИНА старшая группа 2 Познавательный проект «Домашние животные и

Подробнее

Гуськова Наталья Викторовна Воспитатель Всероссийский фестиваль передового педагогического опыта Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 59 «Ягодка» г. Тамбов СОВРЕМЕННЫЕ

Подробнее

Роль предметно-развивающей среды и особенностей межличностных отношений в развитии интеллекта и креативности детей дошкольного возраста. В современной науке нет единой трактовки понятия интеллект. Исследователи

Подробнее

Психологический смысл наказаний и поощрений детей дошкольного возраста Воспитание ребенка дошкольного возраста складывается не только из положительных аспектов взаимоотношений (одобрение, похвала, поощрение),

Подробнее

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ОКОШКИ В МИР. ОРГАНЫ ЧУВСТВ» Руководители проекта: Учитель-дефектолог Пожникова Виктория Сергеевна Воспитатель Таганова

Подробнее

Развитие ребенка дошкольного возраста как субъекта детских видов деятельности. Понятие субъекта деятельности Показатели проявления субъектной позиции детьми дошкольного возраста в деятельности. Особенности

Подробнее

Календарно-тематическое планирование на 2014-2015 учебный год Тема До свиданья, лето Осень Это наша Родина Развернутое содержание работы Развивать познавательную мотивацию, интерес к книге. Формировать

Подробнее

«Социально-личностное развитие детей младшего дошкольного возраста в МАДОУ д/c 38 «Росинка» посредством театральной деятельности». Март 2015 Выполнила воспитатель МАДОУ д/c «Росинка» 38 Красовская Светлана

Подробнее

СОГБОУ прогимназия «Полянка» Тема инновационной площадки: «Формирование познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста с помощью тривиальных компьютерных средств» Васильева Елена Валерьевна,

Подробнее

Публичная презентация профессиональному сообществу и представителям общественности результатов педагогической учителя начальных классов МБОУ» ВСОШ 1» Млечко Татьяны Ивановны Уважаемые коллеги и родители!

Подробнее

Развитие творческих способностей детей, средствами нетрадиционных техник рисования и интеграции образовательных областей в рамках. проекта: Т Презентация опыта работы воспитателя МАДОУ 35 д. Новая Мельница

Подробнее

Комитет по образованию Администрации г. Подольска Муниципальное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка детский сад 15 «Медвежонок» Мероприятие в рамках экспериментальной площадки

Подробнее

Анкета для родителей подготовительной группы «Ваше отношение к речевому развитию в детском саду» Анкета для родителей подготовительной группы «Ваше отношение к речевому развитию в детском саду» 1. Ф.И.О.,

Подробнее

Проект «Растим будущих инженеров». Автор проекта: Старший воспитатель МДОУ 55 Панфилова Наталья Матвеевна Г. Подольск Зачатки инженерного мышления необходимы ребенку уже с малых лет, так как с самого раннего

Подробнее

Характеристика видов детей Содержание и организацию в дошкольном образовательном учреждении определяет Программа дошкольного образования. Программа обеспечивает развитие детей в различных видах по пяти

Подробнее

Педагогический проект на тему: «Здравствуй осень золотая». во второй младшей группе. Тип проекта: познавательно-исследовательский. Возраст детей: 2-ая младшая группа. Продолжительность проекта: 1 месяц

Подробнее

Особенности психического развития детей раннего возраста В раннем детстве развитие идет максимально быстрыми темпами. Происходит наиболее интенсивное становление и развитие всех особенностей свойственных

Подробнее

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Целью психолого педагогического сопровождения ребёнка в учебно воспитательном процессе является обеспечение его нормального развития (в соответствии с нормой развития в соответствующем

Подробнее

Роль риторики в развитии выразительной связной речи. Риторика (от греческого слова «ритор» оратор) одна из самых древних наук на земле. Ей примерно 2500 лет, если принять за точку отчета V IV век до нашей

Подробнее

46 Е.В.Котова Педагог дошкольного центра. СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГТ. Жизнь выдвигает перед теорией и практикой образования и воспитания, кроме традиционных вопросов

Подробнее

Кларина Любовь Матвеевна, кандидат педагогических наук, ведущий научный сотрудник Института изучения детства, семьи и воспитания РАО, г. Москва, Россия СЕМЕЙНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ОБЩНОСТЬ КАК ОСНОВА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Подробнее

Выступление из опыта работы Тема самообразования «Развитие эмоциональной сферы детей посредством создания игровых условий» Калинина Н.Е., воспитатель МАДОУ д/с «Росинка» Введение В настоящее время, заботясь

Подробнее

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 60 города Благовещенска» Воспитатели: Овчинникова Юлия Павловна Шаруда Татьяна Леонидовна г. Благовещенск 2016 г. Актуальность:

Подробнее

Источник: http://docplayer.ru/60405242-Rebenok-poznaet-okruzhayushchiy-mir.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector