Классный час «психологический климат в классе», 2-3 класс

Психологический климат в классеКлассный час «Психологический климат в классе», 2-3 класс

Каждый из нас, наверное, хотел бы, чтобы в его семье, коллективе, классе была благополучная психологическая атмосфера. Для этого, по-видимому, необходимо, чтобы выполнялись следующие условия.

Каждый член коллектива должен чувствовать себя в безопасности (имеется в виду физическая, психологическая и эмоциональная безопасность). У каждого должно быть сформировано положительное отношение к самому себе, чувство собственной уникальности, ценности.

Каждый должен уметь заводить дружбу и поддерживать дружеские отношения.

Все члены коллектива должны быть способны ставить определенные цели, быть компетентными при решении поставленных задач, а также уметь разрешать конфликтные ситуации.

БЕЗОПАСНОСТЬ

Одной из базовых потребностей человека является потребность в безопасности и защите. Безопасность — чрезвычайно важный фактор межличностного общения, одно из главнейших условий для нормального развития человека. Говоря о безопасности, мы имеем в виду не только физическую, но и психологическую безопасность.

Человек, находясь в психологически опасной ситуации, испытывает тревогу и страх. Чувство страха порождает защитные реакции, которые могут проявляться в различных формах поведения. Под влиянием страха человек иногда старается стать незаметным, чтобы как можно меньше привлекать к себе внимание тех, кто является для него потенциальным источником угрозы.

Другой часто встречающейся формой защитного поведения является агрессия. Выражение «Нападение — лучшее средство защиты» как нельзя лучше характеризует этот тип поведения. Еще один способ скрыть собственный страх — это использование различных масок, с помощью которых человек приспосабливается к ситуации, дистанцируясь от других.

Защита от страха может проявляться и в виде отчуждения, отношения с другими людьми при этом характеризуются дистантностью и равнодушием.

Если ситуация опасности становится для человека хронической, то описанные формы поведения закрепляются и становятся основными способами взаимодействия с миром.

НЕГАТИВНЫЕ СПОСОБЫ

Самым распространенным источником эмоциональных переживаний человека являются его отношения с другими людьми. Искренность в отношениях между людьми в значительной степени зависит от того, насколько они умеют выражать свои чувства. Человек может использовать самые разнообразные способы для передачи своего эмоционального состояния.

К ним, в частности, относятся так называемые невербальные формы коммуникации — интонация, мимика, жесты. Нередко эти формы являются более значимыми для собеседника, чем смысл сказанного. Даже нейтральная по своему содержанию фраза, произнесенная с угрожающей интонацией, будет воспринята как агрессивная.

По позе, мимике, интонации человека, произносящего ничего не значащие фразы, мы легко догадываемся о том, что ему грустно, что он обижен и т.п.

Можно также выделить следующие способы для передачи эмоционального состояния.

Риторические вопросы. Например: «Как ты смеешь так вести себя?» Такой вопрос свидетельствует о возмущении, досаде, раздражении. С помощью риторических вопросов человек зачастую пытается привлечь внимание собеседника к своим чувствам, переживаниям и желаниям, не называя их.

Приказы и запреты. Например: «Не смей вести себя так в моем присутствии!», «Немедленно извинись передо мной!».

Человек, произносящий подобные фразы, фактически пытается контролировать поведение другого человека, для того чтобы уменьшить неприятные для себя эмоциональные переживания.

Не правильнее ли в этом случае сказать: «Не делай этого, потому что, когда ты это делаешь, я чувствую то-то и то-то».

Выговоры и претензии. Например: «Ты никогда не думаешь о том, как мне тяжело». Подобные высказывания опосредованно выражают чувства недовольства, раздражения, жалости к себе. Часто вызывают у собеседника протест и ответные претензии.

Ирония и сарказм используется с целью вызвать у человека чувство смущения или стыда. Обычно это делается, для того чтобы замаскировать неприятные эмоции, которые переживает сам говорящий.

ПОЗИТИВНЫЕ СПОСОБЫ

Все описанные выше способы опосредованной передачи эмоциональных состояний часто затрудняют общение, не дают понять другим, какие же чувства человек на самом деле испытывает. Это приводит к неопределенности, ощущению неискренности и психологическому дискомфорту.
Но ведь существуют и позитивные способы передачи эмоционального состояния. К ним относятся следующие.

Называние собственных чувств. Например: «Я сержусь», «Мне грустно», «Я чувствую себя спокойно». Обратите внимание, как на самом деле редко мы используем эти, казалось бы, простые выражения. Это свидетельствует о том, что мы не привыкли прямо говорить о своих чувствах.

Употребление сравнений. Например: «У меня такое чувство, будто я обидел невинного ребенка». Употребление подобных метафор предполагает, что люди чувствуют приблизительно одно и то же в одинаковых ситуациях.

Описание своего физического состояния. Например: «У меня перехватило дыхание, сильно забилось сердце, волосы встали дыбом». Под влиянием эмоций у человека меняется его физическое состояние, возникают специфические телесные ощущения. Поэтому иногда человеку проще описать свои ощущения, чем назвать испытываемую в этот момент эмоцию.

Называние возможных действий. Например: «Мне хочется провалиться сквозь землю», «Как бы я хотел обнять тебя», «Мне хочется тебя ударить». Опасность использования такой формы выражения эмоций заключается в том, что ребенок может воспринять сказанное буквально.

САМОЧУВСТВИЕ РЕБЕНКА В ШКОЛЕ

Для того чтобы оценить, насколько безопасно чувствует себя ребенок в классе, можно использовать такие методы.

Наблюдение за детьми. Некоторые особенности поведения, связанные с чувством страха, были описаны выше.

При наблюдении за ребенком нетрудно уловить признаки смущения, неловкости — он говорит тихим голосом, избегает глазного контакта, переминается с ноги на ногу, теребит одежду, сосет палец или держит руки во рту.

Частые опоздания и прогулы ученика могут свидетельствовать о том, что он избегает находиться в классе. Немало полезной информации об эмоциональном состоянии учащихся дают наблюдения над позой, которую он принимает в тех или иных ситуациях.

Так, скрещивание рук и ног во время общения является защитной реакцией. Прикрывание рта рукой во время слушания свидетельствует о том, что человек не доверяет говорящему. Сжатые кулаки указывают на состояние враждебности

Беседы с родителями. Учителю стоит выяснить, любит ли ребенок ходить в школу, что он рассказывает о своем классе. Часто ли он жалуется на недомогания после школы или по утрам. Как ребенок готовит уроки: делает это самостоятельно или с помощью родителей.

Анкетирование учащихся. Можно попросить детей ответить на вопросы анкеты. При этом необходимо предупредить, что ответы не станут известны одноклассникам.

Так как анкета преследует цель выяснить, насколько безопасно ребенок чувствует себя в школе, не стоит обсуждать с ним ответы на вопросы. Тем более недопустимо явно или неявно упрекать его за них.

Высказывания типа «Как же ты мог написать, что я тебя не люблю» приведут к тому, что в последующем он будет давать ожидаемые и поощряемые, а не правдивые ответы, осознав, что говорить правду о своих чувствах — значит нарваться на неприятности.

После того как учитель проанализирует ситуацию в классе, необходимо предпринять шаги для того, чтобы дети чувствовали себя более комфортно. Через какое-то время можно повторить анкетирование, чтобы убедиться, насколько эти шаги были эффективны.

ДОМ РОДНОЙ

Самым безопасным местом для человека, как правило, является его дом. Мы говорим: «Будьте как дома», «Не чувствуйте себя в гостях». Чем отличается наш дом от любого другого места? Это то пространство, где человек в максимальной степени может проявить свою индивидуальность.

В доме, в семье существуют обычаи и ритуалы, которые сближают членов семьи. У семьи есть своя история, которая передается ее членам и дает ощущение принадлежности именно к этому дому.

Для того чтобы класс, школа стали тем местом, где дети чувствуют себя как дома, учитель может использовать такие приемы.

Участие детей в организации общего пространства, создании «дизайна» класса
Прежде всего стоит обсудить с детьми, как можно сделать классную комнату более привлекательной, удобной и приятной.

Часть идей может быть реализована быстро (например, по-другому поставить мебель, сделать уголки для игрушек, цветов, повесить картины), другие потребуют дополнительных средств и больших усилий (покрасить стены в определенный цвет, сделать другое покрытие на пол, что-то купить в класс).

Следует обсудить с детьми, насколько реалистичны их предложения, что-то можно запланировать на будущее.

Создание правил класса
По мнению одного из наиболее авторитетных представителей гуманистической психологии — А.

Маслоу, необходимым условием для ощущения защищенности и безопасности является наличие правил, по которым функционирует группа или общество. Эти правила должны быть понятны людям, приниматься ими.

Кроме того, известными должны быть и последствия, к которым приводят нарушения этих правил. Дети должны иметь возможность принять участие в создании правил своего класса.

Создание «Дневника класса»
Нужно предоставить возможность каждому ученику и учителю написать что-то о себе, например, на тему «Что я люблю и чего я не люблю». Эти записи надо поместить в специальный альбом под фотографией каждого ребенка. Туда же поместить фотографию всего класса.

Этот альбом можно дополнять рассказами детей о жизни класса и фотографиями. Важно, чтобы учитель и дети принимали равное участие в создании подобного дневника. Лучше всего использовать такой альбом, в который можно вставлять дополнительные листы в любое место — ведь в классе могут появляться новые ученики.

Кстати, стоит продумать и ритуал принятия новых учеников — рассказать им о правилах класса, показать «Дневник» и т.д.

Совместные прогулки, походы, экскурсии
Подобные мероприятия очень сближают учеников и учителя. При этом важно не забывать о тех, кто по какой-то причине не смог пойти или поехать вместе со всеми.

Может быть, стоит привести им какой-то сувенир, прислать открытку, бросить за них монетку, чтобы вернуться в это место всем вместе (и сфотографировать этот момент).

Читайте также:  Типы почв и способы их улучшения. как определить качество почвы на участке

Короче говоря, дать им почувствовать, что о них не забыли, что они, несмотря ни на что, — члены нашего класса.

Проведение «Дней класса»
Один из наиболее удачно проведенных вместе дней может стать «Днем класса». Стоит придумать вместе с детьми специальные ритуалы для этого дня и занести их в «Правила класса».

Создание атмосферы уважения
Мы живем в многонациональной стране. Уважение к традициям, обычаям, ценностям и истории каждого народа — обязательное условие нормального общения.

Знакомство с традициями других народов можно начать, например, с дегустации блюд национальной кухни. За вкусным столом и рассказы об истории, обычаях, праздниках будут восприниматься совсем иначе.

Кстати, это хороший повод, для того чтобы привлечь родителей, бабушек и дедушек к участию в жизни класса. Может быть, есть смысл в дальнейшем «привязать» такие встречи к национальным праздникам.

Наталья МАНЕЛИС

(Продолжение следует)

Источник: http://psy.1september.ru/article.php?ID=200101004

Психологический климат в классе

Психологический климат в классеКлассный час «Психологический климат в классе», 2-3 класс

Психологический климат в классе.

Умение устанавливать и сохранять дружеские отношения — чрезвычайно важная способность человека, дающая ему возможность удовлетворить потребность в эмоциональных контактах, поддерживать и развивать чувство собственной ценности.
Как пишет И.С. Кон, «дружба — отношение тотально-личностное, которое само по себе является благом.

В отличие от родства или товарищества, обусловленного принадлежностью к одному и тому же коллективу, связанному узами групповой солидарности, дружба индивидуально-избирательна, добровольна. Основана на взаимной симпатии.

Наконец, дружба — отношение глубокое и интимное, предполагающее не только взаимопомощь, но и внутреннюю близость, доверие и любовь.»

И дети и взрослые много выигрывают от дружеских отношений друг с другом. Друзья могут делиться своими чувствами и страхами, подробно обсуждать свои проблемы. Иногда дети выбирают друзей, значительно отличающихся от них по складу характера. Импульсивный, общительный ребенок может выбрать в качестве близкого друга замкнутого и сдержанного ребенка.

Хотя чаще дружеские отношения устанавливаются между детьми, имеющими достаточно много сходных черт и общих интересов.
В каждом классе есть как популярные, так и непопулярные дети. На популярность среди сверстников в среднем возрасте влияет умение сотрудничать, а также отзывчивость при попытке завязать знакомство.

Успехи в учебе, спорте, положительное отношение учителя к ребенку также влияют на его популярность в группе.

Наименее популярными в среднем возрасте являются дети, проявляющие агрессию, а также излишне застенчивые дети.

Очень часто непопулярный человек имеет какие-либо особенности, отличающие его от сверстников, например, излишнюю полноту, плохое зрение и даже необычное имя.

Высокий «рейтинг» ребенка в группе сверстников повышает его самооценку, улучшает возможности социальной адаптации и соответственно делает его еще более популярным.


В ответ на отвержение ребенок может стать агрессивным, пытаясь добиться силой того, чего не может достичь убеждением.

Застенчивый ребенок может стать жертвой насмешек и нападок со стороны других детей. Вынужденное одиночество, изоляция, собственная незначимость тяжело переживаются любым человеком.

МОКРАЯ СОБАКА

Память о наших неудачах и поражениях является одной из причин понижения самооценки. Следующее упражнение поможет детям избавиться от неприятных воспоминаний.

Инструкция

Я хочу показать вам, как можно избавиться от неприятных чувств. Часто мы несем в себе воспоминания о прошлых неприятностях и неудачах. Это отнимает у нас много сил, делает нас неуверенными в себе. Например, кто-то из вас может подумать: «За последний диктант я получил двойку. У меня и на этот раз ничего не получится», или «Я совсем не симпатичная, никому не понравлюсь».

Наверняка каждый из вас видел, как отряхивается мокрая собака. Она трясет и спиной, и головой, и хвостом, так что вода разлетается во все стороны. Давайте сделаем примерно то же самое.

Встаньте так, чтобы вокруг вас было достаточно места. И начните отряхивать ладони, локти, плечи. При этом представляйте, как все неприятное — плохие чувства, тяжелые заботы и плохие мысли о самом себе — слетает с вас, как вода с собаки.

Потом отряхните свои ноги от носков до бедер. Потрясите головой. Будет еще полезнее, если вы будете издавать какие-нибудь звуки. Теперь отряхните лицо и послушайте, как смешно меняется ваш голос.

Представьте себе, как весь неприятный груз слетает с вас, вы становитесь бодрее, веселее.

Источник: http://3aklass323.ucoz.ru/publ/sovety_psikhologa/psikhologicheskij_klimat_v_klasse/3-1-0-498

Формирование комфортного психологического микроклимата в классе через систему ситуативных классных часов «Круг доверия»

Формирование комфортного психологического микроклимата в классе через систему ситуативных классных часов «Круг доверия»

Формирование комфортного психологического микроклимата в классе

через систему ситуативных классных часов «Круг доверия».

Научно-методическая статья.Автор: Пугачева Ольга Владимировна, учитель МБОУ СОШ №3 города Стрежевого.

В наше время, когда условия жизни и требования социума к человеку стремительно меняются, содержание образования переходит на иную ступень развития, а мировоззрение учащихся все меньше становится понятным их учителям, классный руководитель также должен находить новые, неизведанные ранее методы работы с классным коллективом.

Но одним из главных условий успешного взаимодействия классного руководителя с воспитанниками во все времена является его умение наладить взаимоотношения с детьми и создать благоприятный микроклимат в классном коллективе. От психологического состояния ребенка напрямую зависит его успеваемость и активная либо неактивная позиция в классе и школе.

Как утверждают исследователи, психологический климат в классе проявляется в манере общения учителей с детьми. Чем доверительней это общение, чем больше в нем сквозит уважения к каждой конкретной личности, тем легче взаимодействовать членам данного коллектива (Ю.Б. Некрасова, доктор психологических наук, ведущий научный сотрудник Психологического института РАО, Москва).

Также известно, что немаловажным фактором, влияющим на психологический климат класса, является личность классного руководителя (П.В. Яньшин, кандидат психологических наук, доцент, старший научный сотрудник Самарского государственного педагогического университета).

Эмоциональное общение и совместная работа с детьми, доверительные отношения с ними, понимание мира интересов и увлечений подростков, особый стиль поведения классного руководителя накладывают отпечаток на деятельность ученика в школе.

По моему мнению, воспитательную работу с детьми нужно выстраивать таким образом, чтобы каждое действие, каждое мероприятие или совместное дело в целом были направлены на создание условий сотрудничества, взаимопонимания и следования общим целям.

Дети всегда хотят казаться достаточно самостоятельными и независимыми, стараются не поддаваться чьему-либо влиянию, поэтому классный руководитель должен исподволь, но достаточно целенаправленно вести детей к решению общих задач класса.

Воспитательная работа с подростками 13 – 15 лет заслуживает особого внимания, ведь именно в этом возрасте у детей обостряется восприятие окружающего мира, появляется ряд проблем физиологического и психологического характера.

Поэтому для меня особенно важно уметь сбалансировать психологические особенности каждого ребенка в отдельности и психологическую обстановку в классе в целом. В силу возрастных особенностей и перемен в настроении подросток постоянно находится на границе между «не хочу ничего обсуждать» и «выслушайте меня! помогите мне!».

Иногда он приходит ко взрослым со своими трудностями, но чаще всего замыкается в себе и не идет на контакт.

Для успешной работы с подростками любому воспитателю или преподавателю нужно уметь контролировать ситуацию и способствовать тому, чтобы в трудный момент ребенок не боялся обратиться за помощью к сверстникам, родителям, преподавателям и мог почувствовать поддержку и понимание других.

Детям подросткового возраста требуется ряд условий для комфортного общения с окружающими людьми, а также для раскрепощения и обсуждения возникших проблем:

  • нельзя навязывать подросткам решение проблемы – они должны захотеть найти его сами;
  • нельзя говорить о том, что мнения, высказываемые ребятами неверные – надо подвести ребят к правильной мысли;
  • нужно научить подростков слушать и слышать друг друга, давать советы другим;
  • нужно не требовать от ребят ответов на поставленные вопросы, а постепенно «погружать» их в ситуацию принятия правильного решения;
  • ребята обязательно должны чувствовать себя расслабленно, не скованно, «в своей тарелке»;
  • и, самое главное, нужно вовремя уметь закончить обсуждение проблемы и ее решения, но и не оставлять ее не решенной!

Все эти принципы были учтены при разработке курса ситуативных классных часов «Круг доверия». В первом слове названия можно увидеть особенности формы проведения классных часов – действительно, каждый раз, обсуждая ту или иную тему, мы сидим только в кругу, для того, чтобы видеть и слышать всех участников группы. Второе слово показывает особенности содержательной стороны классного часа – обсуждение любой темы строится на доверии и взаимопонимании. Целью данной системы является привлечение подростков к решению возникающих проблем нестандартным способом. Для достижения цели в работе ставятся следующие задачи:

  • выявить ряд проблем и трудностей, возникающих у ребят в школе и за ее пределами;
  • создать ребятам комфортные условия для обсуждения и решения каждой заявленной проблемы;
  • в конце каждого занятия убедиться в том, что ребята действительно задумались и захотели найти подходящее решение проблеме.

Нами будут рассмотрены приемы, с помощью которых классный руководитель может успешно взаимодействовать со своими воспитанниками в процессе проведения классных часов или других совместных занятий. Некоторые из этих приемов позаимствованы из курса «Полезные навыки», основанного на здоровьесберегающих технологиях, применяемых в работе с подростками.

В начале каждого классного часа классный руководитель должен суметь настроить собравшихся детей на доверительное общение друг с другом. Если требуется, нужно научиться находить способы, помогающие поднять настроение ребенка, снять напряжение в группе. Для этого существует ряд специальных упражнений, которые называются релаксаторы и энергизаторы.

Читайте также:  Конспект занятия с дошкольниками. путешествие на машине времени

Релаксаторы помогают детям расслабиться (особенно эффективны в использовании, если занятие или классный час проводится в конце учебного дня) и настроиться на обсуждение той или иной темы. Когда мы с ребятами собираемся на «Круг доверия», мы всегда начинаем его с релаксатора – например, это может быть обсуждение своего настроения.

Такого рода обсуждения проводятся разными способами: дети могут нарисовать свое настроение в виде какого-нибудь значка, животного или погодных обозначений, также может использоваться коллективный рисунок под названием «Настроение нашего класса» — лист ватмана делится на две части, в одной части дети рисуют свое настроение в начале занятия, в другой части – в конце. Таким образом, классный руководитель увидит, повлияло ли содержание занятия на настроение ребят и использует свои наблюдения в подготовке к следующим занятиям. Настроение может обсуждаться ребятами вслух, когда каждый высказывается по поводу своего состояния и объясняет (или нет) причины, по которым ему сейчас хорошо или плохо. Это помогает классному руководителю и другим ребятам правильно подобрать стиль общения с тем или иным ребенком в течение классного часа и обеспечить ему психологический комфорт на занятии. Иногда мы с ребятами пользуемся жестами, когда хотим обсудить свое настроение. Это развивает наблюдательность у детей и способность понимать окружающих даже без слов. От того, будет ли большой палец руки поднят вверх или опущен вниз, зависит форма нашего дальнейшего общения на классном часе. Проводя такого рода релаксаторы в начале занятия, я заметила, что с каждым разом все большее количество ребят стараются создать своим грустным или скучающим товарищам условия для улучшения настроения в течение классного часа. Также к релаксаторам относятся всевозможные упражнения, которые использует классный руководитель во время занятия для того, чтобы дать возможность ребятам отдохнуть и расслабиться после активного обсуждения той или иной проблемы. К таким упражнениям относится релаксатор «Игрушка». Ребята закрывают глаза, и классный руководитель начинает упражнение словами: Ребята, у каждого из вас в детстве была любимая игрушка. Вспомните ее, все до мельчайшей подробности – какая она была. Вновь поиграйте с ней, как в детстве и запомните, какие чувства, мысли и переживания она у вас вызвала. По окончании упражнения ребята по желанию могут поделиться своими впечатлениями, рассказать о любимой игрушке. Такое упражнение помогает расслабиться, переключиться на другой вид деятельности, а также способствует развитию способности самоанализа.

Энергизаторы помогают классному руководителю активизировать группу для дальнейшей деятельности, а детям – выплеснуть накопившиеся эмоции и переключиться с одного вида деятельности на другой.

Мы с ребятами часто используем на своих занятиях следующие энергизаторы: «Атомы и молекулы» — дети хаотично движутся по классу – они в данный момент «атомы», затем классный руководитель говорит: —Собраться в молекулы по восемь (четыре, шесть, двадцать) атомов.

Дети должны прижаться друг к другу, сбившись в группку, образовав таким образом «молекулу». Этот энергизатор, помимо того, что способствует эмоциональному подъему у детей, помогает классному руководителю объективно разделить класс на группы для дальнейшего задания или упражнения.

Энергизатор «Привет!»: ребята становятся в два круга – один внутри другого. По команде классного руководителя оба круга начинают двигаться в противоположные стороны, по команде «стоп» останавливаются, поворачиваются лицом друг к другу и говорят тому, кто оказался напротив «привет!».

Потом также жмут друг другу руки, играют в «ладушки», обнимают друг друга и т.п. Такой вид упражнений очень эффективен, когда в группе есть новые ребята, или существует напряженность между детьми, так как такого рода упражнения помогают ребятам раскрепоститься и установить контакт для дальнейшего взаимодействия.

Почти на каждом занятии мной используется общеизвестная методика «Мозгового штурма». При использовании данной методики классный руководитель (воспитатель, педагог, психолог) задает группе определенный вопрос и фиксирует на доске (ватмане) ВСЕ ответы, которые прозвучат.

После того, как дети выскажутся, им предлагается обдумать получившийся список и высказать свое мнение. Данная методика помогает ребятам определить весь спектр трудностей, возникающих в той или иной ситуации, и найти для них подходящее решение.

При обсуждении проблемы частого возникновения конфликтов между учащимися класса методика «мозгового штурма» помогла определить, что означает само слово «конфликт», почему возникают конфликтные ситуации между людьми и как решать те или иные конфликты. В результате мы с ребятами получили три листа ватмана с мнениями класса, которые впоследствии обсудили.

Если возникает такая необходимость, мы достаем эти листы и еще раз вспоминаем все, о чем говорили на тему конфликта. Это помогает детям или совсем избегать конфликтных ситуаций или разрешать уже возникшие конфликты.

Если дети не готовы озвучивать свои проблемы перед всей группой в той или иной ситуации, на занятиях используется методика «Анонимок».

Каждому ребенку предлагается подумать и написать на листочке то, что волнует его в жизни класса (в школьной жизни, в учебе, в общении с преподавателями и т.п.) на данный момент. Листочки не подписываются.

Если ребенку это нужно и важно, он может «изменить» почерк и даже выйти в коридор, чтобы написать то, что ему хочется. После этого все листочки собираются и складываются в один конверт.

Затем классный руководитель вытаскивает по одному листочку из конверта и, никому не показывая, зачитывает то, что написано. Дети высказывают свои мнения по поводу услышанного, предлагают пути решения проблемы, дают советы. Это прием помогает обсудить все вопросы и трудности, которые возникают у детей в школе, даже если они не хотят говорить о них вслух.

Большая роль в системе классных часов «Круг доверия» отводится ситуативным играм. С помощью таких игр классный руководитель непринужденно «погружает» ребенка в ту или иную ситуацию.

Дети, сами того не ожидая, в процессе творчества вдруг обнаруживают, что пришли к решению той или иной проблемы, найти которое не могли в обычных условиях.

Самые сильные впечатления на ребят произвели ситуативные игры на темы «Как научиться решать конфликты» и «Ребята, давайте жить дружно!». И в одном и в другом случае класс был разделен на группы.

По проблеме разрешения конфликтов группы получили карточки с описанием различных конфликтных ситуаций. Задача каждой группы – найти из сложившейся ситуации наиболее лояльный выход.

Примеры конфликтных ситуаций:

  1. «На перемене Сережа пришел в школьную столовую пообедать. Перед ним в очереди девочка купила чай с булочкой и собиралась пойти и сесть за стол. В этот момент мимо бежал первоклассник и нечаянно толкнул девочку, и она пролила чай на Сережу…» Что случилось дальше?
  2. «На перемене Игорю было скучно, и он решил развлечься очень необычным способом – подбегал к девчонкам, хлопал их по спине и, смеясь, убегал. Все девчонки лишь вздрагивали и презрительно смотрели ему вслед. Лишь одноклассница Катя не вытерпела и накричала на него…» Что было дальше?
  3. «Вика отвратительно вела себя на уроке: хихикала, играла со своим телефоном, отвлекала одноклассников. Учительница неоднократно делала ей замечания, но безрезультатно. Наконец, после очередного взрыва Викиного хохота, учительница забрала дневник и написала ей замечание…» Что произошло дальше?
  4. «Коля получил двойку по алгебре и поругался с другом. Он был очень зол и обижен на весь свет. Дома мама встретила его с улыбкой и поинтересовалась делами в школе. Коля нагрубил ей и ушел в свою комнату, хлопнув дверью. Мама обиделась и больше ни о чем не спрашивала…» Что было дальше?

Ребята придумывают продолжение для каждой ситуации, распределяют роли и разыгрывают сценки. После выполнения заданий классный руководитель обсуждает с ребятами все ситуации.

Ситуативная игра по теме «Ребята, давайте жить дружно!» выглядела несколько иначе: каждая группа называлась «Группой разработчиков» и имела свои задания, отличные от других, но объединенные темой дружбы. Задания были следующими:

1 группа – вы открываете магазин дружбы. Придумайте название магазина, товары, которые там будут продаваться, названия отделов, рекламу магазину и т.п.

2 группа – вы снимаете фильм о дружбе. Придумайте ему название, сюжет, кто будет сниматься в вашем фильме, анонс для фильма и т.п.

3 группа – вы открываете ресторан, посетителями которого должны быть только друзья. Придумайте ему рекламу, меню, мероприятия, которые там будут проводиться, какие люди будут выступать и т.п.

4 группа – вы открываете сайт для друзей. Придумайте ему название, содержание сайта, баннеры, ссылки и прочее.

С помощью таких упражнений ребята учатся принимать правильные решения, находить выход из разных ситуаций, получать ответы на важные вопросы, и, наконец, взаимодействовать друг с другом, решать общие задачи. Классный руководитель должен уметь подвести ребят к правильному ответу на поставленный вопрос, подтолкнуть к верному решению проблемы.Заканчивая общение с детьми, классный руководитель должен знать, что классный час может не закончиться строго по звонку. В зависимости от того, какая проблема решается в данный момент и готовы ли дети обсуждать ее сейчас, автоматически определяются временные рамки занятия. Следует помнить о том, что нельзя «обрывать» на середине решение того или иного вопроса, а, тем более, оставлять его нерешенным. Каждый ребенок должен уйти с «Круга доверия» удовлетворенным в своих поисках истины, с установкой на дальнейшее благополучное и комфортное сосуществование со своими сверстниками в коллективе, с размышлениями о своей позиции в классе и школе, с чувством гордости за то, что кому-то помог сегодня и благодарности за то, что помогли ему. Темы для занятий искать и придумывать не надо – тему должны подсказать сами дети. Ведь все, что классный руководитель делает в школе, он делает в первую очередь для своих воспитанников. Для того, чтобы, выходя на улицу, они с уважением относились к окружающим, учились любить природу, умели вести себя в обществе. Чтобы, приходя домой, не ссорились с родителями, а умели выслушать их и вместе принять какое-то решение. Чтобы, идя на урок, искали не минусы в работе учителя, а умели увидеть в нем помощника, научились сотрудничать с одноклассниками в решении учебных вопросов. И не важно, как называется система занятий, направленная на развитие всех этих умений и способностей, главное, чтобы ребенок чувствовал себя в ней значимым звеном, без которого она не будет работать в полную силу. Для меня и моих учеников такая система называется «Круг доверия».Пугачева Ольга Владимировна, учитель МБОУ СОШ №3

Читайте также:  Загадки на букву р

Источник: http://al.na5bal.ru/psihologiya/2085/index.html

Исследование психологического климата в классе-тест

Исследование психологического климата в классе-тест

Исследования психологического климата  в классе

       Для исследования психологического климата в классе может использована анкета  Л.Е. Журовой. Целью данной анкеты является: выявление уровня удовлетворённости школьной жизнью, состояние тревожности, самооценки, самочувствия детей, наличие дружеских отношений в классном коллективе.

Описание процедуры и условий анкетирования.

Учащимся должна изложена тема и цель анкетирования. Дана подробная инструкция выполнения работы: учитель читает вопрос, участники анкетирования рядом с цифрой ставят «+», если согласны с утверждением и «-», если не согласны. Каждый участник заполняет  свой бланк анкеты, не советуясь с соседом и не размышляя вслух.

Образец «Анкеты» для ученика

Имя, фамилия__________________                           Дата выполнения________

1 6 11 16 21
2 7 12 17 22
3 8 13 18 23
4 9 14 19 24
5 10 15 20 25

Текст анкеты

  1. В школе я чувствую себя совершенно свободно.
  2. Ребята в нашем классе радуются, когда другие получают плохие отметки.
  3. Я очень волнуюсь, потому что часто не понимаю объяснения учителя.
  4. Я думаю, что могу на уроках выполнять больше заданий, если потребуется.
  5. Очень хочется отдохнуть.
  6. Если бы разрешалось, я бы пропускал (пропускала) уроки.
  7. Ребята в классе раздражительны и обидчивы, сорятся и ругаются.
  8. Я всегда боюсь отвечать у доски.
  9. Мои одноклассники  с уважением относятся ко мне.
  10. Часто на уроках я чувствую, что устал (устала).
  11. Когда я иду в школу, обычно мне грустно, у меня плохое настроение.
  12. В классе ребята любят посмеяться над недостатками других.
  13. Когда учитель собирается дать классу задание или самостоятельную работу, я чувствую страх, что не справлюсь.
  14. Я точно знаю, что мои родители очень любят меня.
  15. Мне часто кажется, что я болен (больна).
  16. Почти всё своё свободное время я трачу на выполнение домашних заданий.
  17. Когда я сравниваю ребят нашего класса с другими, мне кажется, что самые плохие дети учатся в нашем классе.
  18. Когда вечером я ложусь в постель, я с тревогой думаю о том, что ждёт меня завтра в школе.
  19. Мне кажется, что учителя постоянно недовольны мной.
  20. Я думаю, что плохо вижу.
  21. Мне интересно в школе.
  22. Мне очень нравятся ребята в моём классе.
  23. Я стараюсь как можно лучше выполнять задание, но обычно у меня ничего не получается.
  24. Я сильно переживаю, когда сравниваю себя с другими.
  25. Обычно я спокоен (спокойна) и полон (полна) сил.

Анкета содержит 5 шкал.

  1. Удовлетворённость школьной жизнью и желание учиться (вопросы 1,6.11,16.21). Суммарный балл по этой шкале показывает, насколько ребёнку нравится ходить в школу, комфортно ли ему, существует ли контакт с педагогом, есть ли у ребёнка стремление к знаниям, насколько ребёнку интересно учиться в школе.
  2. Дружеские отношения в классе  (вопросы 2,7.12.17,22). Суммарный балл по этой шкале даёт возможность взглянуть на ситуацию глазами ребёнка: насколько он считает класс дружным, сплочённым, как у ребёнка сложились отношения с детьми, доволен ли он ими.
  3. Тревожность (вопросы 3,8,13,18,23). С помощью этой шкалы можно увидеть степень школьной тревожности ребёнка – тревожности, связанной с учебным процессом.
  4. Самооценка (вопросы 4,9,14,19,24). Данная шкала отражает степень уверенности ребёнка в своих силах, позволяет судить о том, насколько ему трудно учиться.
  5. Самочувствие (вопросы 5,10.15,20,25). Суммарный балл по этой шкале отражает то, как ребёнок сам оценивает своё состояние здоровья, своё самочувствие.

Ключ к анкете

1+ 6- 11- 16- 21+ Шк.1
2- 7- 12- 17- 22+ Шк.2
3- 8- 13- 18- 23- Шк.3
4+ 9+ 14+ 19- 24- Шк.4
5- 10- 15- 20- 25+ Шк.5

За каждое совпадение ответа анкеты ребёнка с ответом «к

Источник: http://3bermolaeva.ucoz.ru/publ/konspekty_urokov/issledovanie_psikhologicheskogo_klimata_v_klasse_test/2-1-0-4

Нравственно-психологический климат в классе

Еще в первом  классе перед собой я поставила долгосрочную задачу: создать детский коллектив. На первом этапе выполнения этой задачи поставила цель: сдружить детей и найти у них общие интересы.

https://www.youtube.com/watch?v=gwnWxi9vLrA

В классе учатся 18 человек. Дети из неполных семей составляют 50% всех детей, 3 человека состоят на учете у психоневролога, 2 человека из неблагополучных семей. Весь сентябрь месяц я присматривалась, изучала детей и пришла к выводу: многие дети конфликтны, отношения выясняют с помощью силы, обзывают друг друга, придумывают клички, провоцируют на ссоры.

         Мы знаем, что дети, враждебно относящиеся к окружающим, не умеющие спокойно общаться, — это дети, которым плохо. Они живут в своем мире, чувствуют себя нелюбимыми и незаслуживающими любви.

Их отношение к людям, вызывает ответную реакцию, от которой они сами же и страдают.

Поэтому в ходе всего воспитательного процесса нужно помочь детям научиться ценить себя, потому что, когда ребенок счастлив и удовлетворен (находиться в мире с собой) он переносит эти чувства

Но с другой стороны выделилась группа детей, на которых можно было опираться в воспитательной работе.

         В своей воспитательной работе я поставила основные задачи:

1. Выработка у учащихся положительных черт характера, способствующих взаимопониманию.

2.Воспитание любви к русской культуре.

3.Воспитание интереса к окружающим людям, развитие взаимоуважения, взаимодоверия, сочувствия.

4.Развитие творческих способностей

5. Коррекция у детей нежелательных черт характера и поведения.

Особое место в воспитательной работе занимает краеведческая работа. Начиная со второго класса,  мы посетили:

— фабрику игрушек (Полохов — Майдан)

— музей Саровская пустынь

— городской музей

— музей Ушакова (г.Темников)

— были в Мордовском заповеднике, в Дивеевском монастыре. 

— была экскурсия по городу.

Что это дает: узнают родной край, учатся его любить. Эти поездки сближают детей, развивают навык общения в различных жизненных ситуациях с ориентацией на ненасильственную модель поведения. В процессе внешкольного общения у детей вырабатываются черты положительного характера, способствующего лучшему взаимопониманию детей в классе.

Второе большое направление культурно- массовое. Посетили:  музей, театр, выставки, цирк, зоопарк. Стали постоянными участниками праздников в Доме молодежи.

Это развивает: кругозор, культуру поведения в общественных местах. Прежде чем выйти куда-то с классом проводятся беседы, как вести себя в общественных местах, чтобы не возникали неприятности, огорчения, ссоры.

Очень важно, чтобы этими правилами культуры учащиеся руководствовались и в повседневной жизни.

Выполнение правил вежливости, уважительного отношения к людям связано с преодолением порою своего нежелания поступить в соответствии с установленными нормами поведения, с самовоспитанием дисциплинированности и организованности.

         Третье направление это мероприятия, проводимые в стенах школы: праздники, тематические вечера. При планировании их, ставила задачу сделать родителей не только зрителями, но и активными участниками. Очень радовало, что родители с охотой принимали участие во всех начинаниях (День именинника, Осенины, веселые старты, 8 Марта, Новогодний праздник, походы).

Что дают такие мероприятия:

  • развитие творческих способностей и самовыражение
  • развитие активности, самостоятельности, организаторских способностей
  • формируются у детей умения и навыки практического владения выразительными движениями (мимикой, жестами)

Сейчас уже можно подвести какие-то итоги воспитательной работы. В классе стало меньше драк. Дети стали более сдержанные, охотно общаются друг с другом, принимают активное участие в классных и школьных мероприятиях.

Совместно с психологом  школы была проведена диагностика эмоционально-психологического климата в классе. Это проективная методика «Метод незаконченных предложений».

  1 предложение

Я люблю свою школу потому что….

Ответы: потому, что в ней учатся мои друзья ;хорошие учителя и ученики; много друзей и они верные

2 предложение

Мне нравится мой класс потому что…

Ответы: он самый дружный; кажется родным; хорошие дружные ребята; дружный коллектив

3 предложение

В своих одноклассниках я больше всего ценю…

Ответы: верность; понимание; дружбу

Так же была проведена  рисуночная проективная методика «Мой класс». По диагностики рисунков большинство изобразили свой класс в светлых, теплых тонах. Это говорит о том, что они чувствуют себя в классе комфортно.

         Но все же точку на достигнутом ставить рано. Сейчас только заложен фундамент для создания дружного детского коллектива.

Хочется, чтобы новый классный руководитель в 5 классе не начинал свою работу с чистого листа, а опирался на то лучшее, что было достигнуто за  эти  четыре года. Пусть эти дети не всегда сильны в учебе, но всегда отзывчивы и легко поддержат вас во всех ваших начинаниях. Соблюдать преемственность не только в учебной деятельности, но и в воспитательной работе. 

Источник: http://tatiana-shitova.ucoz.ru/publ/stati/nravstvenno_psikhologicheskij_klimat_v_klasse/6-1-0-3

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector