Классный час «учись властвовать собой», 3 класс

Классный час «Учись властвовать собой», 3 класс

: помочь учащимся в процессе самопознания и самовоспитания.

: мастерская общения.

учащиеся класса, классный руководитель.

: листы бумаги и фломастеры.

: плакаты с высказываниями известных людей.

« Всегда будь своей воли хозяином, совести же своей рабом». (М.Эшенбах)

« Упрямство есть слабость, имеющая вид силы; она происходит от нарушения равновесия в союзе воли с разумом». (В.А. Жуковский)

« У кого характер упорядочен, у тех жизнь благоустроена». (Демокрит)

Ребята! Сегодня мы поговорим о самовоспитании. Попрошу вас высказать своё мнение по теме классного часа. Значим ли для вас эта проблема? Нужно ли заниматься самовоспитанием и для чего это нужно делать?

Подытоживая ответы учащихся, учитель обращает их внимание на написанное на доске определение: «Самовоспитание – это деятельность направленная на совершенствование своей личности».

Самовоспитание необходимо не только для развития в себе высоких нравственных и профессиональных качеств, но и для того, чтобы суметь исполбзовать громадные резервы нашего мозга и тела. Из чего складывается система самовоспитания? Прежде всего необходимо выбрать себе достойную цель.

Даже если спустя какое-то время ваши жизненные планы изменятся, вы к этому моменту сумеете обрести важное качество — целеустремлённость.

Но для нравственного самовоспитания одной целеустремлённости недостаточно, необходимо развивать свою волю.

Обратить внимание учащихся на определение, записанное на доске: «Воля – это способность человека к выбору деятельности и внутренним усилиям, необходимым для её осуществления».

Волевой человек – это человек с твёрдым характером. Самая большая победа – это победа над самим собой. Человек должен быть хозяином своей воли.

Приходилось ли вам проявлять свою волю?

Знакома ли вам такая ситуация: трое ребят, одинаково недолюбливают геометрию:

— Володя выполнил домашнее задание по этому предмету в первую очередь.

— Дима начал готовить урок, придя вечером после тренировки.

— Сергей вообще не выполнил домашнее задание, а весь вечер просидел в беседе с друзьями.

Что вы можете сказать о воле этих ребят?

Волю, как и тело можно тренировать. Вот несколько упражнений, которые могу вам помочь.

Упражнение «Прогулка».

Выйдя из дома, вернуться ровно через час ( ошибка должна составлять не более одной минуты). Это упражнение требует точного расчёта времени, поэтому оно не такое легкое, как может показаться на первый взгляд. Время может меняться (от 40 минут до 2-х часов).

Упражнение « Музыкальный час».

Включите и слушайте музыку в течение 45 минут. Ошибкой считается любое отвлечение, возникающее по вашей вине. Очень трудно в таких случаях ни разу не отвлечься на что-то другое.

Упражнение «Телевизор».

Отметьте в недельной программе 1-3 передачи, которые можете посмотреть до конца. Зато другие передачи имеете право смотреть не более 7 минут (можно меньше). Опыт показывает, что для некоторых это самое трудное упражнение.

Упражнение «Письменный стол».

Это трудное упражнение – привычка, но оно самое важное.

Следует четко обозначить время, когда вы сядете за уроки ( скажем, в 16.00 или в 17.00 с колебаниями в 1-3 минуты). Ровно через 40 минут перерыв на 20 минут.

Если упражнение не получается, то проанализируйте его по схеме:

— какова ошибка во времени в момент начала упражнения;

— соблюдаются ли временные рамки, есть ли отвлечения;

— каков общий объём сделанной работы.

Давайте попробуем определить ваш уровень самоорганизации при помощи анкеты.

1) В какой мере сформированы у вас основные бытовые навыки (уборка постели, поддерживание порядка в комнате, соблюдение основных требований к внешнему виду)?

А) в основном сформированы достаточно устойчиво;

Б) сформированы, но недостаточно устойчиво;

В) не сформированы.

2) Умеете ли вы организовывать своё время самостоятельно?

А) в основном умею;

Б) умею, но не всегда это делаю;

В) практически не умею.

3) Способны ли вы самостоятельно, без внешнего принуждения, организовать своё время?

А) в основном способен;

Б) делаю это нерегулярно;

В) практически никогда этого не делаю.

4) Садитесь ли без всякого напоминания за приготовление домашних заданий?

А) практически всегда;

Б) только иногда;

В) только при напоминании.

5) Способны ли вы длительно ( в течение нескольких недель или даже месяцев) заниматься каким-либо делом?

А) в основном способен;

Б) только иногда;

В) не способен.

6) Проявляется ли у вас интерес к самовоспитанию?

А) постоянно;

Б) от случая к случаю;

В) не проявляется.

7) Если проявляется интерес к самовоспитанию, тов какой мере этот интерес носит действенный характер?

А) регулярно проявляются попытки самовоспитания;

Б) от случая к случаю;

В) никаких попыток не предпринимаю.

8) Имеется ли у вас какая-либо программа самовоспитания?

А) да имеется;

Б) определённой программы нет, но есть некоторые намётки;

В) никакой программы нет.

9) Свойственна ли вам привычка доводить все свои дела до конца?

А) да, в достаточной мере;

Б) не всегда довожу дела до конца;

В) очень редко довожу дела до конца.

10) Планируете ли вы своё свободное время (особенно на воскресенье и каникулы) или действуете как придётся?

А) в основном планирую;

Б) планирую только иногда;

В) практически никогда не планирую.

11) Достаточно ли вы внимательны при выполнении интеллектуальной деятельности?

А) достаточно;

Б) не всегда достаточно;

В) как правило, очень невнимателен.

12) Умеете ли сдерживаться в эмоциональных ситуациях?

А) в основном умею;

Б) иногда не могу сдержаться;

В) как правило, не сдерживаюсь.

13) Умеете ли серьёзно и ответственно выполнять задание, которое сами считаете важным?

А) как правило, умею;

Б) не всегда умею;

В) не умею.

14)Обнаруживаются ли у вас попытки определить для себя серьёзную жизненную цель (овладение внешкольными, но важными навыками, выбор профессии)?

А) да;

Б) от случая к случаю;

В) нет.

15) Если имеется какая-либо серьёзная цель, делается ли что-либо для её осуществления?

А) кое-что делается;

Б) делается очень мало;

В) ничего ни делается.

При оценке результатов подсчитайте общую сумму баллов: А-3 балла, Б-2 балла, В- 0 баллов.

Сравните свои результаты с результатами своих одноклассников, которых считаете людьми волевыми и целеустремлёнными.

Научитесь делать не любимые дела, договариваться самим с собой.

Выберите предмет в школе, который вам не нравится, представляется скучным и неинтересным. Подготовьте по нему доклад или сделайте какую-то другую самостоятельную работу.

Не хочется помогать родителям по дому, а надо; не хочется делать зарядку, а всё равно не отступайте. Вскоре вы увидите, что не только смогли преодолеть себя, но и окружающие стали к вам относиться с большим уважением и любовью.

Сильная воля помогает человеку преодолеть любые невзгоды. И ещё очень важно то, что сильная воля может обуздать нелучшие черты человека, например, вспыльчивость, нетерпимость.

Послушайте сказку.

.

В угрюмой бескрайней пустыне жил одинокий орёл. Кругом лежали мёртвые зыбучие пески- ни кустика, ни ручейка.

Однажды взлетел орёл высоко, окинул взором четыре стороны света и увидел: на востоке плещется синее безбрежное море, на юге ласкает взор изумрудная зелень лугов, на западе расцветают сады.

И подумал орёл: « Как беден и угрюм мой край! Я хотел бы чтобы и здесь текли полноводные реки и весело шелестели сады.»

И решил орёл преобразовать свой край, наносить воды, удобрить землю, посадить цветущие деревья.

Много дней работал орёл, а по вечерам в своём песчаном гнезде подолгу не мог заснуть: он думал о своей дневной работе. Он потратил уже много сил, но конца не было видно: пустыня всё также оставалась сухой и угрюмой.

В такие минуты отчаяния орёл говорил себе: « Да, трудное дело я затеял! Работаешь, а конца трудам и не видно! Но моё решение твёрдо: я перенесу в пустыню морские воды, зелень лесов, западную зарю и южную весну.

Может быть, надо мной будут смеяться, но я добьюсь своего, и когда-нибудь в моей пустыне будут журчать ручьи и шуметь леса.

И каждое новое утро опять заставало орла за работой.

Что такое цель? Какую цель поставил себе орёл?

Можно ли назвать цель орла высокой?

Какие качества развивает стремление к высокой цели?

Есть ли у вас высокая цель? Как вы стремитесь её реализовать?

Какие качества нужны для реализации цели?

А есть ли у вас цель жизни?

Чтобы достичь поставленной цели, нужно представлять себе, как вы будите это делать, иными словами, иметь план действия.

Каждый человек может разработать для себя положительную программу внутренней настройки, используя самопознание. Но самое главное, чтобы у вас сформировалось положительная система действий, поступков. Если вы только говорите о том, что хотите стать лучше, и ни чего не делаете для этого- результата ни когда не добьётесь.

Источник: https://infourok.ru/klassniy-chas-uchites-vlastvovat-soboy-568935.html

Классный час 3 класс Тема: Что лучше: ссориться или мириться?

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Классный час

3 класс

Тема: Что лучше: ссориться или мириться?

Цель:

  • формировать добрые взаимоотношения между детьми в классе;
  • развивать стремления быть терпимым в обществе людей;
  • воспитывать уважение к одноклассникам.
  • помочь ребёнку осознать свой характер и его значимость для других.
  • развивать мыслительные операции: анализ, синтез, обобщение, сравнение;
  • развивать внимание, память, речь, познавательный интерес, творческие способности.
  • создание условий для толерантного взаимодействия школьников;

Оборудование:

Видеоролик «Здравствуй, мир», мультимедиапроектор, компьютер, карточки с качествами личности, волшебная шляпа, таблицы для сравнения.

Ход классного часа:

  1. Диагностика понимания учащимися нравственных понятий и ситуаций

Знакомство.

— Здравствуйте, ребята.

Меня зовут Наталья Александровна. Как вас зовут, я вижу. У вас очень красивые имена. Но мне хочется познакомиться с вами поближе.

Поиграем в игру «Превращения».

Продолжите фразу о себе. Например, если бы я была фруктом, я была бы яблоком.

— если бы я был овощем…

— если бы я был книгой…

— если бы я был мебелью…

— если бы я был видом спорта…

Читайте также:  Конспект психологического занятия для младших школьников

— если бы я был песней…

— если бы я был уроком…

— если бы я был временем года…

— если бы я был транспортом…

— если бы я был цветком…

— если бы я был насекомым…

— если бы я был рыбой…

— если бы я был птицей…

— если бы я был деревом…

— если я был сказкой…

— если бы я был страной…

— если бы я был городом…

— если бы я был профессией…

Спасибо! Отлично! Я многое о вас узнала.

Надеваю «волшебную шляпу». (Звучит волшебная музыка)

Ребята, вы попали в волшебную лавку. Но здесь не продают какие-либо вещи, а дарят человеческие качества. Посмотрите внимательно на доску и выберите что-нибудь для себя.

На доске листочки с качествами:

Терпение, снисходительность, умение владеть собой, ворчливость, доброта, злобность, капризность, любовь к людям, чувство юмора, общительность, упрямство, чуткость, доверие, нежелание уступать, обидчивость, умение мириться, желание ссориться, умение договариваться…

Дети выбирают качества, я отдаю их. Предположительно на доске останутся отрицательные качества.

— Ребята, почему вы выбрали именно такие качества? А как вы их понимаете?

  1. Формулировка морального правила (эпиграфа)

Ребята, каждый классный час подчиняется определенному моральному правилу и имеет тему.

Для того, чтобы сформулировать моральное правила и тему нашего классного часа я предлагаю посмотреть видеоролик.

Демонстрируется видеоролик. (3 мин 30 сек)

— Какие эмоции вы испытали?

— О каких человеческих качествах он нам рассказал?

— О чем мы сегодня поговорим? (О доброте, дружбе, мире…)

— Сформулируйте моральное правило классного часа.

Моральное правило: Против всего можно устоять – но не против доброты… Ж.Ж. Руссо.

Доброта спасет мир…

Доброта – основа дружбы.

  1. Постановка проблемной задачи

— Ребята, кто из вас умеет дружить?

— А кто из вас когда-нибудь ссорился ?

— А что лучше: ссориться или мириться?

(ВЫСТАВЛЯЮ ТАБЛИЧКИ НА ДОСКУ)

— Ну, конечно, вы как воспитанные дети говорите, что лучше мириться.

В моем классе есть ученик, его зовут Коля. Он считает, что ссора не вредит дружбе, а иногда приносит пользу.

  1. Формулирование детьми темы классного часа

ВЕШАЮ ЗНАК ВОПРОСА МЕЖДУ НИМИ

ССОРИТЬСЯ ? МИРИТЬСЯ

— Сформулируйте тему классного часа.

Тема нашего классного часа: что лучше — мириться или ссориться?

Попробуем разобраться в этой проблеме. А может действительно ссориться полезно?

  1. Обоснование актуальности и значимости обсуждаемой темы

— Ребята, а почему так важно сегодня говорить о дружбе, о доброте, о мире?

Человеческая доброта и милосердие, умение радоваться и переживать за других людей создают основу человеческого счастья. Идея тесного единства, человеколюбия, доброты   и   человеческого   счастья   пронизывают   творения  многих   выдающихся мыслителей.

Например, римский философ Сенека в своё время сказал: «Человек, который думает только о себе, не может быть счастлив. Хочешь жить для себя, живи для других».
Доброта  –   это   стремление   человека  дать   полное   счастье   всем   людям,   всему человечеству.

6. Определение конкретных рекомендаций

— Я предлагаю проанализировать в группах то хорошее и плохое, что может дать человеку, когда он ссорится или мирится.

Выдаю таблички. Дети их заполняют, работая в группах. Музыка Дорогою добра

Выслушиваю получившиеся результаты работы в группах.

Проблемные вопросы:

— Ссора возникает при конфликте. Утверждают, что он позволяет выяснить, какие взаимоотношения сложились между людьми. Вы с этим согласны?

— Ссора – это способ защитить собственное достоинство. Вы с этим согласны?

— Итак, подведем некоторые итоги. К какому выводу мы с вами пришли? Что лучше: ссориться или мириться?

— Ребята, в России есть государственный праздник, который посвящен данной проблеме.

— Кто знает, как он называется? И когда он празднуется? (День согласия и примирения, 4 ноября).

Ребята, этот праздник призывает всех людей к примирению, к хорошим взаимоотношениям между собой, к проявлению толерантности, эмпатии.

— Как вы понимаете эти слова? Они вам знакомы?

Толерантность – это умение понимать и принимать других людей такими, какие они есть.

Эмпатия – очень полезное качество, которое позволяет сопереживать другому человеку, понимать его чувства.

— Ребята, чтобы никогда не ссориться, нужно соблюдать правила дружбы.

В зависимости от времени правила предлагаются в готовом виде или дети формулируют их, работая в группе.

Настоящий друг…

Оказывает эмоциональную поддержку.

Не грубит другу.

Не жадничает.

Обращается с вещами друга аккуратно и возвращает вовремя.

Не меняет друзей.

Не ябедничает.

Если друг в чем-то не прав, говорит ему об этом сразу.

Не выдает чужие секреты.

Всегда откровенен с другом.

Не боится просить прощения.

Помогает в случае нужды. Не завидует другу. Защищает друга в его отсутствие. Терпим к остальным друзьям своего друга. Не критикует друга публично. Не ревнует друга к остальным людям. Стремится не быть назойливым, не надоедает. Не поучает, как нужно жить. Уважает внутренний мир друга. Не использует доверенную тайну в своих целях.

Не стремится переделать друга по своему образцу. Не предает в трудную минуту. Доверяет свои самые сокровенные мысли. Понимает состояние и настроение друга. Уверен в своем друге. Искренен в общении. Первым прощает ошибки друга. Радуется успехам и достижениям друга. Не забывает поздравить друга. Помнит о друге, когда его нет рядом.

Подготовить фразы по отдельности и целиком для каждого.

( 3 конверта)

Ребята, встаньте, закройте глазки. Загляните внутрь себя, прислушайтесь к своим ощущениям. Подумайте о дружбе.

Как пахнет дружба?

— Какая она на ощупь?

— На вкус?

— С какой погодой вы бы сравнили дружбу?

— С какими животными можно связать слово дружба?

— Какие краски вы возьмете, чтобы “нарисовать” дружбу?

Какие понятия вы сегодня повторили?- Что нового узнали?- Какие были затруднения?- Оцените работу коллектива.- Что вы можете сказать о своей работе?

— Кого вы хотите поблагодарить, похвалить за работу?

  1. Пожелания учителя классу, рекомендации

В качестве моего пожелания я прочту вам отрывок из стихотворения Л.Измайлова «Монолог о дружбе».

Что такое дружба, каждый знает?Может быть, и спрашивать смешно.

Ну а всё же, что обозначаетЭто слово? Значит что оно?Дружба – это если друг твой боленИ не может в школу приходить, -Навещать его по доброй воле,Школьные уроки приносить,Терпеливо объяснять заданья,На себя взять часть его забот,Отдавать ему своё вниманьеДни, недели, месяц или год…Если друг твой что-то, к сожаленью,Плохо сделал или же сказал,Надо честно, прямо, без сомненьяПравду высказать ему в глаза.Может быть, обидится он вдруг,Всё равно сказать ты правду должен,Ведь на то и нужен лучший друг.Дружба в радости и дружба в горе.Друг последнее всегда отдаст.Друг не тот, кто льстит, а тот, кто спорит,Тот, кто не обманет, не предаст.Дружба никогда границ не знает,Нет преград для дружбы никаких.Дружба на Земле объединяет

Всех детей – и белых, и цветных

— Благодарю вас за общение, я испытала чувства радости и удивления и хочу вновь встретиться с вами.

Рекомендую вам прочитать книги Н.Носова, стихи С.Михалкова, посвященные дружбе.

(показываю книги).

Источник: https://gigabaza.ru/doc/24514.html

Классный час с элементами тренинговых упражнений и с презентацией

Классный час с элементами тренинговых упражнений и с презентацией

Конкурс «Моя педагогическая инициатива»

«Научить человека быть счастливым нельзя,а воспитать его так, чтобы он был счастливым – можно».

А.С. Макаренко

Школьный возраст – важный период в психосоциальном развитии ребёнка. Ребёнок активно включается в разные виды деятельности, осваивает разные социальные роли.

Его жизненная ориентация зависит от того, как он будет относиться к миру в целом, к себе и другим в этом мире.

Укоренение в школе духа толерантности, формирование отношения к ней как к важнейшей ценности общества – значимый вклад школьного воспитания в развитие культуры мира на Земле.

Тема классного часа: «Сделай счастье своими руками!»

Цели:

  • показать значимость толерантности как качества личности, важного для построения позитивных отношений между людьми;
  • создание доброжелательной атмосферы, направленной на повышение внутригруппового доверия и сплочённости классного коллектива;
  • обучение моделированию взаимоотношений с помощью активных форм деятельности.

Оборудование: магнитная доска, мультимедийная техника.

Участники: ученики, классный руководитель, родители.

Ход мероприятия

1. Орг. момент Слайд 1.

2. Введение в тему

–  Мы живем на огромной планете Земля. Она пестрит разными яркими красками. Природа живёт в гармонии с человеком. Человек является неотъемлемой частью природы. Слайд 2.

(На магнитной доске появляется мальчик.)

– Это житель нашей планеты, но почему он грустный?

– Что ему нужно для счастья?

(На магнитной доске – друзья, дом, солнце…)

– К сожалению, наше окружение не всегда делает жизнь счастливой. Не всегда  мы хотим прийти на помощь в трудную минуту, помочь добрым словом и советом. Часто своей грубостью, злостью, нетерпимостью мы делаем ещё больней своим родителям, друзьям, одноклассникам.

3. Основная часть

а) Игра  «Паутинка»

Цели:

  • показать, как чувствует себя человек, являющийся объектом насмешек;
  • дать ребятам возможность научиться оказывать поддержку человеку, чувствующему себя униженным.

Ход игры:

– У меня в руках клубочек плохих поступков? и сейчас мы будем совершать их по отношению к своему однокласснику. Каждый называет плохой поступок, который когда-либо совершал.

(Учитель опутывает нитями из клубка выбранного ученика. Потом спрашивает, как он себя чувствует и какие чувства при этом возникали у одноклассников.)

Обсуждение:

–  Ребята, вы понимаете, что на его месте может быть каждый из вас?

–  Подумайте, что мы должны сделать, чтобы у нашего одноклассника появилась улыбка на лице и поднялось настроение (сказать хорошее доброе слово – комплимент).

б) Игра «Комплименты» Слайд 3.

Цель:

  • создание доброжелательной атмосферы;
  • повышение внутригруппового доверия.

Ход игры:

– Сейчас мы будем делать комплименты всем присутствующим в классе, так как улыбка и доброе слово может примирить даже самых заклятых врагов.

Ребята делают комплименты друг другу, гостям и родителям, пожимают руку. Обсуждение:

Читайте также:  Загадки на букву г

– Скажите, приятно делать комплименты или плохие поступки?

Ученица рассказывает стихотворение

Мне сказали слово злое,Грустно стало на душе,Захотелось мне, не скрою,

Злом ответить, и уже

Начала я хмурить брови,Злое слово подбирать.Но подумала: любовью

Надо раны врачевать.

И тогда, чтоб ты не дулась,Не взлетала высоко,Я  взяла и улыбнулась.

Стало вдруг легко-легко…

–  Правильно, прежде чем отвечать на обиду, подумайте, следует ли опускаться до обиды. Ведь обида лежит где-то низко и к ней нужно наклониться, чтобы её поднять. Может, стоит просто улыбнуться?!

в) Работа в группах

С помощью таблицы ребята определяют качества, которыми должны обладать, а качества, которые мешают жить в мире и согласии друг с другом, зачеркивают.

В пустые клеточки с помощью родителей вписывают положительные качества. Слайд 4.

УМНЫЙ ГЛУПЫЙ ЗЛОЙ ЧУТКИЙ ВНИМАТЕЛЬНЫЙ
СМЕЛЫЙ ЧЕСТНЫЙ ВРУН ОТЗЫВЧИВЫЙ ЖАДНЫЙ
ГРУБЫЙ ДОБРЫЙ ЯБЕДА НАСМЕШНИК СПРАВЕДЛИВЫЙ
ТЕРПЕЛИВЫЙ НАДЁЖНЫЙ ВЕРНЫЙ РЕШИТЕЛЬНЫЙ ЖАДНЫЙ

– Каким словом можно заменить все эти качества? (толерантность).

4. Закрепление

а) Игра «Волшебная лавка»

Цель:

– дать возможность ребятам выяснить, каких качеств им не хватает для того, чтобы считать толерантными людьми.

Ход игры:

– У меня в руках волшебная шкатулка. В ней не золото и не бриллианты. В ней человеческие качества. Мы сейчас будем покупать те качества, которых у вас не хватает. А расплачиваться вы будет качествами, которых у вас много.

б) Игра «Пять желаний»

– На  столе лежат две ладошки. Давайте постараемся этими ладонями развеселить нашего человечка, написав ему пожелания.

(Родители помогают писать. Руки приклеиваем человечку, и он улыбается)

– Ребята сегодня мы доказали, что внимательное, доброе отношение друг к другу делают чудеса, а самое главное смогли признать свои недостатки.

5. Итог

Родители приготовили сюрприз. Слайд 5.

Вносят букет из гелиевых шаров и читают стихи.

Источник: https://www.o-detstve.ru/forteachers/primaryschool/outofclass/1960.html

Классный час «я в мире с собой и другими»

Классный час «я в мире с собой и другими»

Классный час «Я в мире с собой и другими» (Учимся быть терпимыми)

Цели: формировать толерантное и уважительное отношение к одноклассникам; учить находить компромисс в решении конфликтных ситуаций; развивать навыки разрешения конфликтов.

Ход беседы

1. Вступительное слово учителя.

У ч и т е л ь. Сегодня мы будем с вами учиться быть терпимыми по отношению друг к другу.

– Почему нужно быть терпимыми?

– Что вы понимаете под словом терпимость?

Игра «Чем мы похожи» (вызывают по-очереди к доске «Таня, у нас с тобой очень похожи глаза»)

А можно ли сказать, что мы все похожи? Нетт. Мы все разные. Чем? …..

Учитель.   Терпимость – cпособность терпеть что-то или кого-то, быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо, считаться с мнением других, быть снисходительным.

– Как поступает терпимый человек?

Терпимость – это форма поведения. Ученик, который хочет жить в мире со своими одноклассниками, должен сам себя ограничивать. Лишнее слово не сказать, проглотить, если кто-то ему сказал что-то. Потому что, если он ответит таким же образом, ему еще хуже ответят и начнётся ссора. А когда уже начинается выяснение отношений, тогда никакой терпимости не будет.

– Какие синонимы этого слова вы знаете? Толерантность.

– Давайте посмотрим, что понимают под словом толерантность разные культуры.

Д о с к а:

tolerancia (испанский) – Способность признавать отличные от своих собственных идеи или мнения.

tolerance (французский) – Отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам

tolerance (английский) – Готовность быть терпимым, снисходительность.

kuan rong (китайский) – Позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным.

tasamul’ ( арабский) – Прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим.

Толерантность означает «уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности.

Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений. Толерантность – это свобода в многообразии. Это не только моральный долг, но и политическая, и правовая потребность.

Толерантность – это добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира».

Можно ли жить мирно и не ссориться?

– Как это сделать?

Да, нужно проявлять уважение к однокласснику, не зависимо от его национальности, вероисповедания, уважение к его ценностям и традициям.

Необходимо понять, что твой сосед, человек, отличающийся от тебя образом мысли, стилем одежды, он не обязательно тебе враг.

– Какие примеры толерантного поведения вы можете привести?

– Какие нормы поведения в классе считают толерантными?

Верно. А теперь давайте их прочитаем вслух:

 Ученик может выразить свое отношение к одноклассникам пятью способами: великодушием, учтивостью, доброжелательностью, отношением к ним, как к себе и верностью своему слову.

 Не делай другим того, чего не хотел бы от других.

 Не делай другому того, от чего больно тебе.

 В радости и в горе мы должны относиться ко всем людям, как относимся к самим себе.

 Не делай своему однокласснику того, от чего плохо тебе.

 Как ты думаешь о себе, так думай и о других.

 Считай успех соседа своим успехом, а потерю соседа своей потерей.

 Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали одноклассники, так поступайте и вы с ними.

Мудрецы и слон

Давным-давно в маленьком городе жили-были шесть слепых мудрецов. Однажды в город привели слона. Мудрецы захотели увидеть его. Но как? «Я знаю, — сказал один мудрец, — мы ощупаем его». – «Хорошая идея, — сказали другие, — тогда мы будем знать, какой он — слон». Итак, шесть человек пошли смотреть слона.

Первый ощупал большое плоское ухо. Оно медленно двигалось вперед-назад. «Слон похож на веер!» — закричал первый мудрец. Второй мудрец потрогал ноги слона. «Он похож на дерево!» — воскликнул он. «Вы оба неправы, — сказал третий, — он похож на веревку». Этот человек нащупал слоновий хвост.

«Слон похож на копье», — воскликнул четвертый. «Нет, нет, — закричал пятый, — слон как высокая стена!» Он говорил так, ощупывая бок слона. Шестой мудрец дергал слоновий хобот. «Вы все неправы, — сказал он, — слон похож на змею».

– «Нет, на веревку!» – «Змея!» – «Стена!» – «Вы ошибаетесь!» – «Я прав!» Шестеро слепых кричали друг на друга целый час. И они никогда не узнали, как выглядит слон.

– О чём эта сказка?

– Почему они так и не узнали, как выглядит слон?

Вы правы. Каждый человек мог представить себе лишь то, что могли чувствовать его руки. В результате каждый думал, что он открыл истину и знает, на что похож слон. Никто не хотел слушать, что говорят другие.

– Были ли мудрецы действительно мудрыми?

У вас на столах лежат конверты с различными качествами человека. Попробуйте выбрать качества, которые, по вашему мнению, соответствуют человеку с толерантным отношением.

Конверт 1: снисходительность, злорадство, эгоизм, доброта, уважение, понимание, миролюбие, бессердечность, сострадание, великодушие, бестактность.

Конверт 2: нежность, сердечность, хвастовство, грубость, милосердие, зазнайство, душевность, благосклонность, уважение, верность.

Конверт 3: искренность, прощение, равенство, самоотвержанность, мужественность, вспыльчивость, , раздражение, отзывчивость, конфликт, справедливость.

Конверт 4: поддержка, вежливость, сотрудничество, выдержка, скупость, ложь, благородство, зависть, добросовестность, тактичность, терпение, нетерпимость

— Подумайте, а все ли мы обладаем этими качествами? Все ли мы можем спокойно выслушать друг друга? Поддержать в трудную минуту, понять непохожих на нас людей, разрешить конфликты мирным путем? -А можем ли мы изменить себя? Можем ли мы воспитать в себе те качества, о которых сегодня говорим? Как мы можем это сделать? (ответы детей) А сейчас я хочу пригласить вас на птичий двор из сказки Г.Х. Андерсена

Сценка о гадком утёнке.

— Ну вот, ещё целая орава! Точно нас мало было! А этот-то какой безобразный! Его уж мы не потерпим! И сейчас же одна утка подскочила и клюнула его в шею. — Оставьте его!- сказала утка – мать. – Он ведь вам ничего не сделал! -Это верно, он такой большой и странный!- отвечала забияка- Ему надо задать хорошую трёпку! -Славные у тебя детки!- сказала старая утка с красным лоскутком на лапке. -Все очень милы, кроме вот этого…Этот не удался! Хорошо бы его переделать! — Никак нельзя, ваша милость!- ответила утка-мать. – Он некрасив , но у него доброе сердце, и плавает он не хуже, смею даже сказать – лучше других. Я думаю, что он выратет, похорошеет или станет со временем поменьше. Он залежался в яйце, оттого и не совсем удался. – И она провела носиком по пёрышкам большого утёнка.- Кроме того, он селезень, а селезню красота не так ведь нужна. Я думаю, он возмужает и пробьёт себе дорогу! -Остальные утята очень-очень милы!- повторила старая утка. – Ну, будьте же как дома. Вот они стали вести себя как дома. Только бедного утёнка, который вылупился позже всех и был такой безобразный, клевали толкали и осыпали насмешками решительно все-и утки и куры. — Он больно велик! – говорили все, а индийский петух, который родился со шпорами на ногах и потому воображал себя императором, надулся, словно корабль на парусах, подлетел к утёнку, поглядел на него и пресердито залопотал;гребешок у него так весь и налился кровью. Бедный утёнок просто не знал, что ему делать, как быть. И надо же ему было уродиться таким безобразным, чтобы сделаться посмешищем для всего птичьего двора! Все гнали бедняжку, даже братья и сёстры сердито говорили ему: — Хоть бы кошка утащила тебя, несносного урода! А мать прибавляла: — Глаза бы мои на тебя не глядели!

Читайте также:  Когда появилась свекла

— Я такой безобразный! – подумал утёнок и пустился наутёк, сам не зная куда.

Работа в группах – выработать правила поведения

1 гр. – соседи по птичнику

2 гр. – братья и сестры

3 гр. – родители

4 гр – гадкий утенок

Вопросы:

— Толерантно ли отнеслись к гадкому утёнку на птичьем дворе? — А был ли кто-нибудь кто проявил качества толерантности по отношению к утёнку? — А как бы вы поступили? (ответы детей) — А были ли вы когда- нибудь в такой ситуации ?

Можно сделать вывод: толерантность- благосклонность и уважение к другому. (слайд 8 )

Смысловая поддержка

— Сейчас мы поработаем в командах. У каждой команды на столе лежат положения, взятые из мировых религий. Соберите высказывание и подумайте, о чем говорит каждая из них.

  • «Не делай другому того, от чего больно тебе».
  • «Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними».
  • «Считай успех соседа своим успехом, а потерю соседа своей потерей».
  • «В счастье и страдании, в радости и горе мы должны относиться ко всем существам, как относимся к самим себе»

Физкультминутка

— Когда приходим в класс, мы приветствуем друг друга. А как вы приветствуете друг друга? В разных странах приветствуют по- разному. Давайте научимся.( дети встают парами напротив друг друга)

Поприветствуем по Японски: сложить руки( как в молитве на уровне груди) и поклониться.

Так как в Великобритании: пожать друг другу руки, стоя на большом расстоянии друг от друга.

По Тибетски: показать язык.

По русски: обнять друг друга.

Толерантность в нашем классе.

— Как вы себя чувствуете в классе?

— Комфортно ли вам?

— Подумайте, а все ли мы обладаем качествами толерантной личности?

(ответы детей. Мы ссоримся)

Упражнение «Комплименты»

Цель: повышение внутригруппового доверия и сплоченности членов группы.

Источник: http://zheschool3.ru/index.php/vospitanie/131-mir

Классный час «Учись властвовать собой»

Сценарий классного часа по первичной профилактике суицидального поведения учащихся.

Психолог Кузнецова Марина Владимировна

Социальный педагог Гордий Оксана ВладимировнаМОУ СОШ с. УтанЧернышевский районМОУ СОШ с.Утан

Классный час

«Учись властвовать собой».

Психолог Кузнецова М.В.

Социальный педагог Гордий О.В.

Цель: научить детей реально оценивать себя и других людей, познакомить с существующими законами межличностного общения, дать практические советы по снятию стресса.

Возраст учащихся: 7-9 классПредварительная работа: ученики должны придумать или взять из жизненных ситуаций конфликтные случаи во взаимоотношениях с ровесниками и взрослыми.Форма проведения мероприятия: ученики по ходу всего мероприятия слушают учителя, записывают основные выводы.

Все вместе принимают участие в обсуждении. Ведущими являются психолог и социальный педагог.

Ход классного часа:

  1. Вступительное слово социального педагога.

Мир изменяется очень быстро. В нем может существовать только тот человек, который сможет быстро приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям жизни. Все же в области человеческих взаимоотношений должны присутствовать те постоянные незыблемые законы, на которые человек может опереться для плодотворного общения с другими людьми. Что такое нравственная основа взаимоотношения людей? Каким образом можно отстоять свое личное «Я», не пренебрегая чужими целями? Как научиться владеть собой в различных стрессовых ситуациях, чтобы не разрушить свое здоровье или здоровье окружающих вас людей? Вот об этом и пойдет речь на сегодняшнем классном часе.

Стресс – это реакция нашего организма на любое предъявленное ему требование. Жить без стрессов не может никто, но разумному поведению в стрессовой ситуации может научиться каждый.

Неудовлетворенность жизнью, хронический разрыв между желаниями и возможностями, длительные и нервные перегрузки способны разрушить самый крепкий организм.

Так что в утверждении, что «Все болезни от нервов» есть немалая доля истины.

  1. Тест «Состояние нервной системы»

Предлагаю вам тест на проверку вашей нервной системы. С помощью этого теста вы сможете проверить состояние вашей нервной системы.1.Хлопаете ли вы дверью. Когда выходите из квартиры?2.Раздражают ли вас расставленные в комнате вещи, задеваете ли вы их, ходя по ней?3.Теряете ли вы самообладание в споре?4.Прерываете ли вы собеседника при разговоре ?5.Размахиваете ли при разговоре руками?6.Вы не можете удерживать кончиками пальцев лист бумаги так, чтобы он не дрожал?7. Говорите ли вы иногда сам с собой?8. Обижаетесь ли вы по пустякам?9.Долго ли вы не можете заснуть вечером?Интерпретация: если на все вопросы вы ответили «да», знайте: ваше нервное напряжение перешло все границы.Если вы ответили «да» 7 раз – намечается тенденция «жить на нервах», что к хорошему не приведет.Если среди ваших ответов только три «да», то вы можете считать нервную систему в порядке.

III Советы: как вести себя в нестандартных и конфликтных ситуациях.

Психолог: А теперь поработаем с нестандартными ситуациями. Ка научиться выходить из неприятных ситуаций с наименьшими потерями? Вот несколько простых приемов, которые помогают справиться с нестандартными ситуациями.

1.Попробуйте много раз осмыслить происходящее событие, чтобы привыкнуть к будущей ситуации. Ка известно, привычное и знакомое волнует меньше, чем неизвестное и неопределенное.2.Мысленно проанализируйте решение ситуации и вы придете к выводу: «Я решал более сложные задачи, справлюсь и с этой». Однако надо помнить, что этот прием может подвести излишне самоуверенных, если не подготовиться к решению задачи как следует.

3.Зараннее подготовив себя к возможной неудаче, внутренне пережив ее, вы сохраните присутствие духа, если оправдаются мрачные прогнозы.

А еще нужно уметь отключаться от неудач и неприятностей, забыть о них хотя бы на время. Китайский философ Конфуций говорил, что быть обманутым и ограбленным – это значительно меньшая беда, чем продолжать помнить об этом.

Но если с вами случилась беда или неожиданная неприятность, то в такой момент велик риск поступить необдуманно и спонтанно.

Не нужно торопиться действовать, особенно если вы очень раздражены или разозлены. «Гнев плохой советчик», — говорили в древности. Организм под воздействием стресса подготовился к защите. Усталость вытеснит душевную тяжесть и нервное напряжение уменьшиться, если вы в это время возьметесь за физическую работу.

Случившаяся неприятность не исчезнет, но вы сможете все спокойно обдумать и принять оптимально верное решение.

При общении с другим человеком, помните, что каждый считает себя умным человеком, поэтому не стремитесь оскорбить другого пренебрежением или жестами и словами.

В первую очередь состояние конфликта губительно для самого конфликтующего, все конфликтные ситуации нужно уметь разрешать спокойно, мирным путем.

А теперь по очереди вы будете излагать заранее подготовленные конфликтные ситуации. Весь класс примет участие в их обсуждении для того, чтобы найти их разрешение мирным путем (высказывания детей- 15 минут).

IV тест «Конфликтный ли вы человек»

Социальный педагог.

А теперь проведем тест, который позволит узнать вам, насколько вы можете быть конфликтны по отношению к другим людям.

Тест

Если вы именно так, как утверждается в предложении, ведете себя в группе или конфликтной ситуации часто, то ставьте 3 балла, от случая к случаю – 2 балла, редко – 1 балл.1.Угрожаю или дерусь.

2.Стараюсь понять точку зрения противника, считаюсь с ней.

3.Ищу компромиссы.4.Допускаю, что не прав, даже если не могу поверить в это окончательно.5.Избегаю противника.6.Желаю во что бы то ни стало добиться своих целей.7.Пытаюсь выяснить, с чем я согласен, а с чем – категорически нет.8.Иду на компромисс.9.Сдаюсь.10.Меняю тему.11.Настойчиво повторяю одну фразу, пока не добьюсь своего.12.Пытаюсь найти источник конфликта, понять, с чего все началось.13.Немножко уступлю и подтолкну тем самым к уступкам в другую сторону.14.Предлагаю мир.15.Пытаюсь обратить все в шутку.Обработка результатов теста: Тип «А» — сумма баллов под номерами 1,6,11.Тип «Б» — сумма баллов под номерами 2, 7 ,12.Тип «В» — сумма баллов под номерами 3,8,13.Тип «Г» — сумма баллов под номерами 4,9,14.Тип «Д» — сумма баллов под номерами 5,10,15.Интерпретация. Если вы набрали больше всего баллов под буквами: «А» — это жесткий стиль решения конфликтов и споров. Эти люди до последнего стоят на своем, защищая свою позицию. Это тип человека, который всегда себя считает правым.«Б» — это демократический стиль. Эти люди считают, что всегда можно договориться, во время спора предлагают альтернативу, ищут решения, удовлетворяющего все стороны.«В» — это компромиссный стиль. С самого начала человек готов идти на компромисс.

«Г» — это мягкий стиль, человек своего противника уничтожает добротой, с готовностью встает на точку зрения противника, отказываясь от своей.

«Д» — уходящий стиль. Кредо человека уйти своевременно, до принятия решения. Стремится не доводить до конфликта и открытого столкновения.

V Игра «Взгляд»

Психолог. А теперь предлагаю вам игру «Взгляд». Глаза – это зеркало души. Эта игра учит понимать выражение глаз человека, развивает способность общаться друг с другом при помощи взгляда.

Предлагаю сесть так, чтобы вы попарно были повернуты лицами друг другу. Будет звучать классическая музыка, ритмичная, мелодичная, но не танцевальная. Она поможет вам расслабиться. Вы должны смотреть друг другу попарно в глаза. По моему сигналу ребята, находящиеся во внешнем ряду круга, встают и передвигаются на один стул и вновь смотрят друг другу в глаза.

И так до тех пор, пока все игроки не окажутся на своих первоначальных местах.

А теперь начинается самый главный этап игры. Вы должны будете рассказать, что вы почувствовали, когда смотрели в глаза друг другу.

Чьи взгляды вам особенно запомнились и почему? (учитель должен учитывать, что ребята могут стесняться и даже пытаться не смотреть в глаза другому человеку).

VI Подведение итогов

Социальный педагог. При общении людей друг с другом недопустимо отпугивать людей своим угрюмым и злым взглядом, неприветливостью. Нужно всегда стараться быть сдержанным и вежливым, если вы хотите, чтобы люди легко шли на общение с вами.

Источник: http://publekc.ru/klassnij-chas-uchise-vlastvovate-soboj/index.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector