Классный час в 6 классе. воспитание воли

Классный час в 6 классе. Воспитание воли

Сила воли – это умение себя победить

Цель: активизировать интерес к волевой сфере личности

Задачи:

1.Раскрыть смысл понятия «сила воли»

2. Подвести учащихся к пониманию необходимости тренировки силы воли, характера для преодоления трудностей

3. Научить способам тренировки моральной дисциплины

1. Вступительное слово учителя.

Просмотр отрывка из мультфильма «Великий нехочуха»

Слайд 1/data/files/e1497330024.pptx (Презентация к классному часу «Сила воли»)

— Ребята, вы посмотрели отрывок из мультфильма «Великий нехочуха». Как вы думаете, хорошо ли поступает мальчик? У вас есть свои обязанности? Какая ваша главная обязанность?

-Учиться, и учиться хорошо!

— Что надо для того, чтобы хорошо учиться (учить себя)? (ответы ребят)

Чтобы заставить себя заняться учебной работой, которая бывает не очень интересной. Для этого требуется… воля, сила воли.

Итак, о чем мы с вами будем сегодня беседовать? (дети называют тему урока)

Слайд 2

Какие цели перед собой мы сейчас поставим? (дети называют)

Что же такое воля?

Слайд 3

Воля – это власть человека над самим собой: способность управлять собой, регулировать свою деятельность, строить свою жизнь в трудных условиях.

Слайд 4

Давайте взглянем на историю силы воли. Для этого нам нужно перенестись на сто тысяч лет назад. Представьте себя первобытным человеком. Вы можете представить его себе с избыточным весом или лежащим пузатым где-нибудь в пещере и говорящим своей первобытной жене: «Сегодня не пойду на охоту. Не хочу!» Конечно, нет.

Много-много тысяч лет назад сила воли вообще не была нужна. Человеку не нужно было принимать волевых решений. Он не боролся с искушением не пойти в спортзал на тренировку, выпить с друзьями, закинуться кучей пончиков и так далее. Ему не нужно было сохранять спокойствие, когда директор вызывает его на «ковер».

Все, чего хотел первобытный человек, — это просто найти еды, чтобы не умереть. Но добыть еду было не так-то просто: надо было много бегать, догоняя мамонта, или провести несколько часов, ловя рыбу.

Слайд 5

Нужна ли в наше время человеку сила воли? Давайте на этот вопрос ответим в конце классного часа.

Человек может многое, если захочет.

Слайд 6

Мне хочется рассказать о мальчике, обладающего необыкновенной силой воли. Это Данил Плужников. Данил родился 26 января 2003 года, в Адлере, семье музыкантов. Мама поёт и играет на фортепиано, отец – на ударниках и гитаре. Не удивительно, что маленький Даня, едва научившись говорить, уже пел под караоке все песни из «Бременских музыкантов».

Ясное и безоблачное небо над этой семьёй начало покрываться тучами, когда Даниле исполнилось 10 месяцев. Мама заметила, что сын перестал расти и набирать вес. Врачи сначала успокаивали и не делились своими подозрениями, но вскоре вынесли неутешительный диагноз: у мальчика спондилоэпифизарная дисплазия верхних и нижних конечностей. Это сложное системное заболевание костей.

Но жизнь продолжалась. И мужественные родители делали всё от них зависящее, чтобы сын получал от этой жизни всё, что она может ему дать. Данил Плужников учится в школе. Правда, для него выбран способ домашнего обучения: 4 урока с учителями и ещё 7 по интернету. При этом мальчик не требует для себя никаких поблажек и не даёт себе расслабиться: он отличник.

У Дани множество увлечений. Он обожает кататься на скейтборде и специальном скутере, напоминающем двухместное мини-авто. А ещё он любит рисовать и пишет стихи. Но главная любовь всей жизни Дани – это музыка.

Несколько раз в неделю родители отвозят сына в музыкальную школу, где он старательно занимается вокалом. Не так давно Данил Плужников начал сочинять инструментальную музыку, подбирая мотив на синтезаторе.

Первые победы не замедлили появиться. В первый же год занятий вокалом принесли Дане 11 наград. Плужников регулярно посещал разные музыкальные конкурсы, некоторые из которых проводились далеко от родного Сочи. Сейчас у юного исполнителя более 20-ти медалей 1-ой степени и 7 наград 2-ой. Он победитель 3-го сезона шоу «Голос».

У этого маленького ростом – всего 98 сантиметров – человека огромное и доброе сердце. Мальчик, достойно и мужественно неся бремя собственной непростой судьбы, занимается благотворительностью. Он посещает Московский онкологический центр, где поёт и играет на синтезаторе для самых маленьких пациентов.

Данил признаётся, что эти поездки даются ему непросто, потому что видеть тяжелобольных детей и понимать, что некоторых из них спасти невозможно, очень страшно. Но улыбки и хорошее настроение малышей дарят ощущение, что он делает доброе и нужное дело.

Звучит песня в исполнении Данила Плужникова

Слайд 7 
 

Теперь каждый ученик подготовил рассказ  о непростых судьбах известных людей, обладающих также необыкновенной силой воли.

Диана Гурцкая (рассказывает  Новоселова Яна)

Слайд 8

Вероника Скугина ( Банщикова Люба)

Слайд 9

Франклин Делано Рузвельт (Горбунов Вадим)

Слайд 10

Ирина Гордеева (Ширнина Дана)

Слайд 11

Стивен Хокинг (Рыжов Саша)

Слайд 12

Джессика Лонг (Одинцова Арина)

Слайд 13

Людвиг ван Бетховен (Шпомер Алеша)

Слайд 14

Ник Вуйчич (Андреева Даша)

Слайд 15

Алексей Маресьев (Абрашкин Максим)

Слайд 16

Эрик Вайхенмайер (Чепрасова Вероника) 

Слайд 17

Не каждый из нас вами задумывается о том, что рядом есть люди, жизнь которых — ежедневная борьба. У них нет того, что нам кажется обычным, элементарным… Мы не всегда ценим здоровье, семью, дом, мирное небо. А кто-то может только мечтать об этом. И преодоление становится его девизом.

Мы говорили о людях, личность которых формировалась в крайне сложных условиях. Одним из них пришлось бороться с тяжелыми заболеваниями, другим — с опасными травмами, третьим — с влиянием неблагополучной, враждебной или даже преступной среды…

И все же они не сдались, нашли в себе силы идти вперед: развиваться, получать образование, заниматься творчеством, достигать профессиональных успехов, создавать семью, помогать другим.

Ребята, а вам когда-нибудь приходилось проявлять силу воли? (ответы детей)

Как вы думаете, какие составляющие есть у воли?

(на доске написано слово ВОЛЯ, дети выбирают и прикрепляют слова, относящиеся к  качествау воли)

Воля состоит из таких качеств как: энергичность, терпение, выдержка, смелость, сила, самообладание, целеустремленность, настойчивость, самостоятельность, решительность. (Лень, страх, нежелание, зазнайство, гордыня, зависть, безответственность).

Упражнение » Популярные отговорки». 

Это упражнение поможет Вам осознать, что у вас есть выбор: или получить то, что Вы желаете от жизни (достичь поставленной цели ), или постоянно искать причину своих неудач.

Каждый из вас называет по очереди причины, которые вы приводите, чтобы не делать домашние задания, не мыть посуду, не убираться по дому, не дежурить в классе, не делать по утрам зарядку, есть чипсы, пить газировку и т.д..

На подготовленный плакат с надписью «Любимые отговорки» каждый наклеивает то, что написал на листах.

Обсуждение, почему люди выискивают причины неудач вместо того, чтобы стремиться к достижению цели.

Так что ж мы достигаем, придумывая отговорки? В большинстве случаев защищаемся от чувства дискомфорта, если сложилась неприятная ситуация.

Кто воздвигнет тебя к небесам? Только сам! Кто низвергнет тебя с высоты? Только ты! Где куются ключи в твоей горькой судьбе? Лишь в тебе! Чем расплатишься ты за проигранный бой?

Лишь собой!

Вместе с детьми разрабатываем памятку «Как можно развивать силу воли?»

Пожелание всем:

Пообещал  — сдержи слово!

Умей добиваться поставленной цели.

Умей отстоять свою точку зрения.

Работай над собой, воспитывай в себе настойчивость, выдержку, решительность, твердость, терпение.

Велик ты или мал, будь опорой в семье, чтобы на тебя можно было положиться.

Осознавай свои действия и их возможные результаты.

В человеке должна быть внутренняя сознательность.

Следи за тем, что делаешь, вовремя обрывай себя.

Умей заставить себя делать то, что важнее.

Работа в группах

УПРАЖНЕНИЕ «ВЫХОД»

Постарайтесь найти выход из следующих ситуаций:

Ситуация 1. Вы совершили проступок, разбили стекло. Никто об этом не знает. Ваши действия.

Ситуация 2. Месяц назад на классном часе мы говорили о правильном питании, о вреде чипсов, колы, соленых орехов и сухариков. Употребляете вы их сейчас?

Ситуация 3. Вы идете на лыжах, впереди еще более 1 километра. Сила на исходе. Надо победить. Ваши мысли вслух.

Ситуация 4. Вы в огороде полете грядку, только начали. Мимо по дороге проходят друзья и зовут вас купаться на речку. Ваши действия.

Ситуация 5. Можете ли вы, проспорив, зайти с голыми ногами в заросли крапивы?

Ребята, в наше время нужна сила воли? Для чего?

Просмотр мультфильма (концовка) «Великий нехочуха»

Слайд 18

Сейчас подведем итоги нашего классного часа. На доске вертикально написаны слова «СИЛА ВОЛИ», напротив каждой буквы нужно написать прилагательное, характеризующее наше мероприятие.

Слайд 19

Домашнее задание.

Каждому из вас я раздам тест «Уровень развития своей силы воли»

Домашнее задание. Тест: Необходимо выбрать и отметить в таблице знаком + или – один из трех ответов 1-да; 2 – не знаю; 3 – нет.

В состоянии ли вы завершить вовремя начатую работу, если она вам не нравится?

Преодолеваете ли вы без особых усилий внутреннее сопротивление, когда нужно делать что-то трудное, непосильное и неприятное?

Когда вы попадаете в конфликтную ситуацию, способны ли вы объективно ее оценить?

Если вы на диете, можете ли вы ее легко придерживаться?

Можете ли вы встать раньше обычного времени или лечь спать позже, если это было бы не запланировано?

Остановитесь ли вы на месте происшествия, чтобы дать свидетельские показания?

Читайте также:  Конспект классного часа во 2 классе на нравственную тематику

Быстро ли вы отвечаете на письма?

Не отменяете ли вы посещение стоматолога из-за болезни?

Будете ли вы принимать горькое лекарство?

Являетесь ли вы человеком слова?

Не боитесь ли вы в одиночку ехать в незнакомое вам место?

Строго ли вы придерживаетесь распорядка дня?

Можете ли вы вовремя не вернуть книгу в библиотеку?

Отложите ли вы выполнение уроков ради просмотра телепередачи, которая вам нравится?

Сможете ли вы не ссориться, несмотря на нанесенную обиду?

Суммируйте полученные ответы по бальной системе: «да» — 2 балла; «не знаю» — 1 балл; «нет» — о баллов.

0 — 12 очков:

С силой воли у вас дела обстоят неважно. Вы делаете то, что вам легче и интереснее, даже, если это в чем-то может навредить и вам. К своим обязанностям вы относитесь спустя рукава. Вы эгоистичны и это влияет на ваши волевые качества. Вам пора изменить отношение к миру и окружающим, от этого вы только выиграете.

13 – 21 очко:

Ваша сила воли имеет средние пределы. Если вы встречаетесь с препятствием, то преодолеваете его, но если увидите обходной путь, то тут же им воспользуетесь. Неприятную работу вы выполняете, но постоянно при этом ворчите. Лишние обязанности вы на себя не берете. Если хотите достичь в жизни большего, тренируйте свою волю.

22 – 30 очков:

С силой воли у вас все в порядке. Вас не страшат трудности, но иногда нужно проявлять такие качества, как гибкость, доброта, снисходительность. Это вам поможет в достижении цели.

Слайд 20

Презентация к работе

Источник: https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/sila_voli__eto_umenie_sebya_pobedit_042049.html

Сайт школы — Психологический классный час в 6 классе «Какая у тебя воля?»

Психологический классный час в 6 классе

«Какая у тебя воля?»

Разработан классным руководителем 6 класса Пятаковой О.В.

Повелевать собой — величайшая власть.

Сенека Луций

Цели: расширить представление детей о самопознании и самовоспитании; углубить понятие «сила воли»; формировать положительную нравственную оценку таких качеств, как вера в себя, целеустремленность, воля, настойчивость, желание работать над собой; способствовать формированию адекватной самооценки; побуждать детей к анализу своих поступков, мыслей, чувств, к самонаблюдению, самопознанию, самосовершенствованию.

Подготовительная paбота: за 1-2 недели до мероприятия дать детям домашнее задание: составить и строго выполнять режим дня.

Оборудование: распечатать ксерокопии бланка-карты «Круг воли» (по количеству детей).

Оформление: написать на доске тему, эпиграфы, список волевых качеств (см. раздел III данного классного часа), а также слова:

Тест «Сильная ли у тебя воля?»

«да» — 2 балла;

«не знаю» — 1 балл;

«нет» — 0.

План классного часа

I. Вступительная беседа «Этот суровый режим дня».

II. Проблемная ситуация «Где взять волю и уверенность в себе?».

III. Графическая беседа «Круг воли».

IV. Самодиагностика. Тест «Сильная ли у тебя воля?».

V. Заключительная беседа «Воля — больше чем талант».

VI. Подведение итогов.

Ход классного часа

I. Вступительная беседа «Этот суровый режим дня»

Классный руководитель. Сегодня мы будем говорить о самовоспитании. Напомню, что самовоспитание — это сознательная работа человека по развитию своих положительных качеств.

Многим хотелось бы выработать и развить у себя положительные качества, избавиться от своих слабостей и недостатков, самые распространенные из которых — лень и неорганизованность.

Мы нашли средство для искоренения этих недостатков — обычный режим дня. Это и было вашим домашним заданием. (Учитель задает вопросы.)

— Всем ли удалось прожить эту неделю по распорядку?

— С какими трудностями и препятствиями вы столкнулись?

— Для кого этот режим оказался слишком суровым?

— Кто хочет поделиться своими достижениями или неудачами? (Дети высказываются.)

II. Проблемная ситуация «Где взять волю и уверенность в себе?»

Классный руководитель. Послушайте короткий рассказ об одном шестикласснике. Ему режим дня тоже оказался не по плечу. (Читает.)

Саша Пчелкин из 6 «А» твердо решил с понедельника начать новую жизнь. Сегодня в школе им рассказывали о самовоспитании, о том, что человеку все подвластно, если он сможет победить свои слабости и недостатки. А у Саши этих слабостей видимо-невидимо! Во-первых, физически он самый слабый, поэтому и не умеет за себя постоять.

Во-вторых, язык у него совсем не подвешен, и, когда его вызывают к доске, он молчит как рыба.

В-третьих, отрицательных качеств и недостатков у него намного больше, чем положительных.

В-четвертых, он еще и курит — не потому, что ему это нравится, а просто, за компанию, боится, что ребята будут над ним смеяться.

Но, как сказал их учитель, недостатки — это дело поправимое: каждый человек может из себя сделать кого угодно, хоть Шварценеггера! — стоит только заняться самовоспитанием. В этот же день Саша составил план: подъем в 6.

00, каждый день — зарядка, гантели, чтение художественной литературы по сто страниц в день, с 16.00 до 18.

00 — выполнение домашних заданий, играть за компьютером — только полчаса, к телевизору вообще не подходить! Помогать маме, делать уборку в своей комнате, не разбрасывать вещи и много чего еще.

Но с самого первого дня все пошло кувырком: в 6.00 встать не удалось — по привычке провалялся до 7.00, решил, что зарядку сделает после школы, а после школы был футбол — готовились к игре с 6 «Б».

Пришел домой уставший, за обедом включил телевизор, а там классный фильм, после фильма захотелось пострелять — засел за игру и просидел бы до ночи, если бы мама не отправила вынести мусор.

Уроки делал до полуночи, на следующий день опять не смог подняться в 6 утра. И на третий, и на четвертый…

Мама сказала, что для выполнения этого плана нужны сильная воля и уверенность в своих силах. Вот Саша и лежит третий день на диване, думает: как бы воспитать эту самую волю и где взять уверенность в своих силах?

— Может быть, вы подскажете ему, как это сделать?

(Дети высказываются.)

Действительно, воля будет воспитываться в ходе выполнения режима дня, когда заставляешь себя делать то, что не хочется, и не делать то, что хочется. А когда увидишь, что справляешься со своими слабостями, придет и уверенность в своих силах.

III. Графическая беседа «Круг воли»

Классный руководитель. Воля — это способность человека совершать сознательные действия, которые требуют преодоления внешних или внутренних трудностей.

Человек без воли напоминает автомобиль без мотора: все вроде есть и выглядит внушительно, а пользы никакой.

Что же такое сила воли? В чем она проявляется? Что такое волевые качества? Насколько развиты эти качества у каждого из нас? Об этом вы узнаете из графической беседы «Круг воли».

Нарисуйте круг. Это круг вашей воли. Полный круг — это 100%. Закрасьте на нем сектор, который покажет, сколько, как вы считаете, у вас силы воли. Можно закрасить весь круг или какую-либо его часть. Воля проявляется в таких качествах (читает с доски):

• целеустремленности;

• самостоятельности;

• решительности;

• настойчивости;

• выдержки;

• дисциплинированности;

• смелости;

• инициативности.

Это волевые качества. Их тоже, как и силу воли, можно оценить в самом себе.

А сейчас я предлагаю к перечисленным волевым качествам подобрать подходящий, по вашему мнению, цвет и этим цветным карандашом нарисовать круг. У вас получатся восемь кругов, соответствующих перечисленным волевым качествам.

Для того чтобы оценить волевые качества, нам необходимо понять, как они проявляются, какие у них признаки.

Я зачитаю признаки каждого качества, а вы закрасьте в соответствующем круге определенную часть, которая показывает, насколько выражено это качество у вас.

(Учитель читает признаки, дети закрашивают соответствующие круги.)

Признаки решительности:

• быстрое и обдуманное принятие решений в ходе выполнения какого-нибудь действия;

• отсутствие колебаний при выполнении принятого решения; отсутствие растерянности при принятии решений в трудных ситуациях; решительные действия в непривычной обстановке.

Признаки самостоятельности:

• способность без напоминаний, подсказок и постороннего контроля выполнить учебное задание и т. п.;

• умение самому найти себе занятие и организовать свою деятельность (приступить к подготовке уроков, обслужить себя, найти способ отдохнуть и т. п.); умение отстоять свое мнение, не проявляя при этом упрямства, если не прав.

Признаки дисциплинированности:

• сознательное выполнение установленного порядка (соблюдение требований учителей, своевременное выполнение поручений, правил и т. п.); добровольное выполнение правил, установленных коллективом;

• дисциплинированное поведение при изменении обстановки.

Признаки настойчивости:

• стремление постоянно доводить начатое дело до конца; умение продолжать работу при нежелании заниматься или при возникновении другой, более интересной деятельности;

• умение проявить упорство в изменившейся обстановке (смена коллектива, условий труда и т. п.).

Признаки выдержки:

• проявление терпения в деятельности, выполняемой в непростых условиях (большие помехи, неудачи и т. п.); умение владеть собой в конфликтных ситуациях (при спорах, незаслуженном обвинении и т. д.);

• умение сдерживать проявление чувств при сильном эмоциональном возбуждении (большая радость, негодование); умение контролировать свое поведение в непривычной обстановке.

Признаки смелости:

• преодоление чувства страха;

• сохранение присутствия духа перед опасностью, трудностями;

• проявление верности своим принципам вопреки давлению со стороны других людей, откровенное выражение собственного мнения.

Признаки инициативности:

• проявление творчества, выдумки;

• участие в осуществлении разумного новшества, хорошего начинания, исходящего от других;

• активная поддержка коллектива в реализации намеченных планов.

Признаки целеустремленности:

• умение анализировать свои желания и выбирать из них первоочередные;

Читайте также:  Экономическая игра для школьников

• умение поставить перед собой цель, реально оценивая свои возможности;

• умение осуществлять намеченное.

А теперь пронумеруйте круги по степени выраженности качеств. Проанализируйте, какие секторы имеют наибольшую площадь, а какие самую маленькую. Это значит, что одни качества у вас развиты лучше, другие хуже, над этими качествами вы начнете работать.

Примечание. В работе можно использовать готовый бланк.

Бланк-карта «Круг воли»

Ф.И._________

Возраст__________

Дата_________________

Инструкция

Нарисуйте круг (это 100% силы воли) и отметьте в нем сектор, который, как вы считаете, соответствует вашей силе воли.

Подберите те цвета карандашей, которые, как вы считаете, соответствуют следующим волевым качествам, и отметьте сектор, соответствующий количеству этого качества у вас.

Воля — это сознательное и целенаправленное управление человеком своим поведением. Волевым людям свойственны дисциплинированность, самостоятельность, выдержка, организованность, инициативность, настойчивость, предприимчивость и решительность.

IV. Самодиагностика. Тест «Сильная ли у тебя воля?»

Классный руководитель. Сейчас мы проведем самодиагностику. У вас на партах лежат листы с тестом «Сильная ли у тебя воля?». Выберите свой вариант ответа на вопросы теста и подсчитайте количество баллов, которые вы набрали. На доске написано, как считать результаты.

(Дети работают с тестом.)

1. В состоянии ли ты завершить работу, которая тебе неинтересна?

• Да.

• Не знаю.

• Нет.

2. Преодолеешь ли ты без особых усилий внутреннее сопротивление, когда нужно сделать что-то неприятное?

• Да.

• Не знаю.

• Нет.

3. Когда попадаешь в конфликтную ситуацию, в состоянии ли взять себя в руки настолько, чтобы посмотреть на себя со стороны?

• Да.

• Не знаю.

• Нет.

4. Если тебе пропишут диету, сможешь ли ты преодолеть кулинарные соблазны?

• Да.

• Не знаю.

• Нет.

5. Найдешь ли силы утром встать раньше обычного, как было запланировано накануне, если делать это необязательно?

• Да.

• Не знаю.

• Нет.

6. Быстро ли ты сдаешь книги в библиотеку?

• Да.

• Не знаю.

• Нет.

7. Если у тебя вызывает страх посещение зубоврачебного кабинета, сумеешь ли ты в последний момент не изменить своего намерения идти к врачу?

• Да.

• Не знаю.

• Нет.

8. Будешь ли принимать очень неприятное лекарство, которое тебе настойчиво рекомендует врач?

• Да.

• Не знаю.

• Нет.

9. Сдержишь ли сгоряча данное обещание, даже если выполнение его принесет тебе немало хлопот?

• Да.

• Не знаю.

• Нет.

10. Строго ли ты придерживаешься распорядка дня?

• Да.

• Не знаю.

• Нет.

11. Тебя не заставит даже самая интересная телепередача отложить выполнение домашней работы?

• Да.

• Не знаю.

• Нет.

12. Сможешь ли прервать ссору и замолчать, какими обидными ни казались бы обращенные к тебе слова?

• Да.

• Не знаю.

• Нет.

Послушайте, о чем говорят ваши результаты. (Читает.)

1-12 баллов — с силой воли дела обстоят у тебя неважно. Ты просто делаешь то, что легче и интереснее, даже если это может повредить тебе. К обязанностям нередко относишься спустя рукава, что бывает причиной неприятностей.

Твоя позиция выражается примерно так: «Что мне, больше всех нужно?» Любую просьбу, любую обязанность ты воспринимаешь чуть ли не как физическую боль. Дело тут не только в слабой воле, но и в эгоизме.

Постарайся взглянуть на себя с учетом этой оценки, может быть, она поможет тебе изменить свое отношение к окружающим и кое-что переделать в своем характере. Если удастся, от этого ты только выиграешь.

13-21 балл — сила воли у тебя средняя. Если столкнешься с препятствием, то начнешь действовать, чтобы преодолеть его. Но если увидишь обходной путь, тут же воспользуешься им. Не переусердствуешь, но данное слово сдержишь.

Неприятную работу постараешься выполнить, хотя и поворчишь. По доброй воле лишние обязанности на себя не возьмешь. Иногда это отрицательно сказывается на отношении к тебе руководителей, не с лучшей стороны характеризует и в глазах окружающих.

Если хочешь достичь в жизни большего, тренируй волю.

22-30 баллов — с силой воли у тебя все в порядке. На тебя можно положиться — ты не подведешь. Тебя не страшат ни новые поручения, ни дальние поездки, ни те дела, которые иных пугают.

Но иногда твоя твердая и непримиримая позиция по непринципиальным вопросам досаждает окружающим.

Сила воли — это хорошо, но необходимо обладать еще и такими качествами, как гибкость, снисходительность, доброта.

V. Заключительная беседа «Воля — больше чем талант»

Классный руководитель. Каким я должен быть? — с этого вопроса начинается работа над собой. Человек ставит перед собой определенные цели и намечает пути их достижения.

— Что нужно иметь, чтобы достигнуть своей цели, чтобы преодолеть трудности? (Сильную волю и характер.)

— Какие трудности приходится нам преодолевать в повседневной жизни? (Подняться утром, прийти в школу без опоздания, помыть посуду, пойти на тренировку и т. п.)

— Великий французский писатель О. Бальзак писал, что волей можно гордиться больше, чем талантом. Как вы думаете, почему? (Талант дан от природы, а воля — результат работы над собой.)

— Прочитайте высказывание, написанное на доске. Что значит победить себя?

(Дети высказываются.)

— Почему победа над собой дает человеку величайшую власть? (.Победив себя, человек может добиться всего, чего захочет.)

Неустанная работа над собой дает поразительные результаты. Об этом говорит опыт всех великих людей. Все они обладали сильной волей. Воля — это стержень, основание для любой деятельности. Не будет воли — не будет ни учебных достижений, ни карьерных успехов, ни семейного благополучия, ни уверенности в завтрашнем дне, ни покоя и радости на душе.

Воля и характер не даны человеку от природы, они формируются в процессе воспитания и самовоспитания, в борьбе с самим собой. А победив себя, человек получает величайшую власть.

VI. Подведение итогов (рефлексия)

Классный руководитель. Какое открытие сделали вы сегодня? Удивило ли вас это открытие? обрадовало? огорчило? Захотелось ли изменить самих себя? Появилась ли вера в свои силы?

(Дети высказываются.)

Источник: http://dusadschool.ucoz.ru/index/psikhologicheskij_klassnyj_chas_v_6_klasse_kakaja_u_tebja_volja/0-1194

Классный час по теме «Что же это такое «сила воли»

Классный час по теме

«Что же это такое — «сила воли»?

Разработала и провела Игнатьева Е.С.

Вступительное слово учителя:

Сегодня речь пойдет об одном из важнейших качеств характера человека – силе воли. Но прежде мне бы хотелось сказать о моральном климате в нашем классе. Ребята, вы ответственные, вы болеете, друг за друга, есть у вас свои лидеры, которые могут повести за собой.

Но некоторые почему-то учатся не в меру своих способностей, откладывают на завтра то, что можно делать сегодня, говорят, что мол, еще есть время… Но, как мне кажется, у каждого стоящего человека должно быть важное качество: он знает слово «надо» и, конечно, он умеет владеть собой.

Я думаю, что после сегодняшнего разговора каждый должен задуматься и сделать определенные выводы для себя.

Итак, давайте посмотрим, как люди проявляют силу воли? (Приводят примеры выдающихся личностей, о военных, словом о тех, кто сделал что-то полезное для своего народа, достиг совершенства в своей профессиональной деятельности.)

Выступление гостей.

А теперь давайте попробуем самостоятельно вывести определение, что же такое «сила воли»? Для этого мальчики называют, стоящие в одном смысловом ряду с понятием «сила воли»: ответственность, сознательность, надежность, уверенность в себе, …Девочки называют то, что мы можем противопоставить понятию «сила воли»: лень, безответственность, нежелание работать, отсутствие цели и стремлений, уныние, неуверенность в себе, безделье…

Как вы эти слова понимаете?…

  1. Пообещал — сдержи слово!
  2. Умей добиваться поставленной цели.
  3. Умей отстоять свою точку зрения.
  4. Работай над собой, воспитывай в себе настойчивость, выдержку, решительность, твердость, терпение.
  5. Велик ты или мал, будь опорой в семье, чтобы на тебя можно было положиться.
  6. Осознавай свои действия и их возможные результаты.
  7. В человеке должна быть внутренняя сознательность.
  8. Следи за тем, что делаешь, вовремя обрывай себя.
  9. Умей заставить себя делать то, что важнее.

Высказывания известных людей:

    • Каждый из нас сам вычеканивает цену своей личности; человек бывает велик или мал в зависимости от собственной воли. С.Смайлс.
    • Ничего не делается само собой, без усилий и воли, без труда. Воля людская, воля одного твердого человека страшно велика. АИ.Герцен.
    • Воля к самоуважению и самоутверждению, которая обнаруживается в человеке, дает ему силу сопротивляться, чтобы не быть раздавленным судьбой. Э.Тельман.
    • Нет ничего более увлекательного, чем воля, побеждающая непокорное тело. Ромен Ролан.
    • В борьбе победа за тем, кто силен духом. К.К. Бестужев-Рюмин.
    • Человек без принципов и без воли похож на корабль, у которого нет руля и компаса, он меняет свое направление с каждой переменой ветра. С Смайлс
    • Людишки без воли – трусы, а раз трус – значит, слабый. И.П.Павлов
    • Воля наша как и наши мускулы, крепнет от постоянно усиливающейся деятельности; не давая им упражнения, вы нерпеменно будете иметь слабые мускулы и слабую волю. К.Д.Ушинский.
    • Решительность и воля часто дают слабому уму превосходство над более сильным. У. Вёрт.
    • Если воля цепляется только за мелочи, только за нечто бессодержательное, то она превращается в упрямство. Г.Гегель
    • Различие между упорством и упрямством состоит в том, что имеет своим источником сильное желание, а второе, наоборот, сильное нежелание. Г.Бигер.
Читайте также:  Загадки о человеке с ответами для 3 класса

Психологическое и философское определение этого понятия

Воля – способность человека действовать в направлении сознательно поставленной цели, преодолевая при этом внутренние препятствия (т.е. свои второстепенные желания и стремления).

Воля – способность к выбору цели деятельности и внутренним усилиям, необходимым для ее осуществления.

Стихотворение Н.А.Заболоцкого

«Не позволяй душе лениться»

Не позволяй душе ленитьсяЧтоб в ступе воду не толочь, Душа обязана трудитьсяИ день, и ночь, и день и ночь!Гони ее от дома к дому,Тащи с этапа на этапПо пустырю, по бурелому,Через сугроб, через ухаб!Не разрешай ей спать в постелиПри свете утренней звезды,Держи лентяйку в черном телеИ не снимай с не узды!Коль дать ей вздумаешь поблажку, Освобождая от работ,Она последнюю рубашкуС тебя без жалости сорвет.А ты хватай ее за плечи,Учи и мучай дотемна,Чтоб жить с тобой по-человечьиУчилась заново она.Она рабыня и царица,Она работница и дочь,Она обязана трудитьсяИ день, и ночь, и день и ночь!

Мнения учащихся:

  1. Если в человеке есть сила воли – лени нет места.
  2. Толь самому можно искоренить лень.
  3. Лени надо стыдиться.
  4. Наличие паспорта и совести обязует человека отвечать за свои поступки.
  5. Необходимость учиться преодолевать трудности, не идти по пути наименьшего сопротивления.
  6. Меньше говорить – больше делать.
  7. Опуститься на дно легко, подняться трудно.
  • Чтобы оправдаться в собственных глазах, мы нередко убеждаем себя, что не в силах достичь цели; на самом же деле мы не бессильны, а безвольны. Ф.Ларошфуко.
  • Кому не хватает решительной воли – тому не хватает ума. В.Шекспир.
  • Предательство совершают чаще всего не по обдуманному намерению, а по слабости воли. Ф.Ларошфуко.
  • Большая воля – это не только умение чего-то пожелать и добиться, но умение заставить себя отказаться от чего-то, когда это нужно. А.С.Макаренко.
  • Самая трудная цель – требовательность к себе. А.С.Макаренко

А, как вы, ребята, проявляете силу воли? 1. Сила воли проявляется в подготовке домашних занятий.2. Сила воли проявляется в спорте и не только в соревнованиях а именно в подготовке к ним, тренировкам.3.Пообещал бросить курить –нужно держать слово.

  • Величайшая победа – есть победа над самим собой.П.Кальдерон.
  • Другим прощай многое себе ничего. Публилий Сир.
  • Наша личность – это сад, а наша воля – садовник. В.Шекспир

Стихотворение Ридьярда Киплинга

«Владей собой»

Владей собой среди толпы смятенной,Тебя клянущей за смятенья всех, Верь сам себе, наперекор вселенной,И маловерным отпусти их грех;Пусть час не пробил, жди не уставая,Пусть лгут лжецы, не снисходи до них;Умей прощать и не кажись, прощая,Великодушней и мудрей других.

Умей мечтать, не став рабом мечтанья,И мыслить, мысли не обожествив;Равно сноси успех и поруганье,Не забывая, что их голос лжив;Останься, тих, когда твое же словоКалечит плут, чтоб уловить глупцовКогда вся жизнь разрушена, и сноваТы должен все воссоздавать с основ.

Умей поставить в радостной надеждеНа карту все, что накопил с трудом,Все проиграть и нищим стать, как прежде,И никогда не пожалеть о том.

Умей принудить сердце, нервы, телоТебе служить, когда в твоей грудиУже давно все пусто все сгорело,И только воля говорит: «Иди!»Останься прост, беседуя с царями, Останься честен, говоря с толпой;Будь прям и тверд с врагами и друзьями,Пусть все в свой час считаются с тобой;Наполни смыслом каждое мгновенье,Часов и дней неуловимый бег-Тогда весь мир ты примешь во владенье, Тогда, мой сын, ты будешь человек.

Что нужно делать, чтобы выработать силу воли?

  1. Надо уметь заставить себя работать.
  2. Поставить цель и добиваться успеха.
  3. Удерживать себя от всяких соблазнов.
  4. Держи свое слово; пообещал – выполни.
  5. Добивайся уважения людей своей ответственностью.
  6. Трезво представляй себе последствия поступков.
  7. Учись находить стимул, не хватайся за все сразу, постепенно увеличивай нагрузку, иди от простого к сложному;
  8. Будь оптимистом.
  9. Умей вовремя себя остановить, взять в руки.
    • Тот, кто хочет развить свою волю, должен научиться преодолевать препятствия. И.П.Павлов
    • Нужно запасаться верою в себя, в свои силы, а эта вера достигается преодолением препятствий, воспитанием воли, «тренировкой»ее. Уже и маленькая победа над собой делает человека намного сильнее. М.Горький.
    • Подавляй в себе малейшие признаки слабоволия, капризность, обидчивость, раздражительность, болезненное самолюбие. В.А.Сухомлинский.
    • Повелевай самому себе, властвовать над собой учись с малого. Заставляй себя делать то, что не хочется, но надо. Долженствование – главный источник воли. В.А.Сухомлинский.
    • Ум освещает путь воле, а воля повелевает действиям. Ян Амос Коменский.
    • Воля может и должна быть предметом гордости гораздо больше, нежели талант. Если талант – это развитие природных склонностей, то твердая воля – это ежеминутно одерживаемая победа над инстинктами, над влечениями, которые воля обуздывает и подавляет; над препятствиями и преградами, над всяческими трудностями которые она героически преодолевает. Оноре де Бальзак.
    • Самая трудная вещь – требовательность к себе А.С.Макаренко.
    • Сильнее всех – владеющий собой. Сенека

Источник: http://kak.znate.ru/docs/index-31593.html

Классный час «Воспитание волевых качеств»

Скачать файл

Классный час «Воспитание волевых качеств»

Цели и задачи: — помочь учащимся понять, осмыслить сущность волевых качеств;— подвести учащихся к мысли о необходимости выработки у себя волевых качеств, самовоспитания;— способствовать общению детей и родителей по вопросам воспитания;— развивать у учащихся умение вести дискуссию;

— развитие творческих способностей учащихся.

Ход классного часа
Есть воля, есть человек! Нет воли, нет человека!
Сколько воли, столько и человека!

А.П. Довженко

— Ребята, в жизни мы часто слышим, как люди говорят: «Он многого добился. У него есть сила воли. Он волевой человек». Кто же он такой, этот волевой человек? Какими качествами должен обладать человек, чтобы о нем так говорили? (Далее ответы учащихся).

— Настойчивость – одно из волевых качеств характера. Волевые люди умеют добиваться поставленной цели, доводить дело до конца. При этом им часто приходиться преодолевать на своем пути различные препятствия.

Но, к сожаленью, некоторые ребята преодолевают препятствия совсем не в том направлении. А их настойчивость зачастую перерастает в обычное упрямство. То есть настойчивость хороша в достижении хорошей цели.

Что бы вы сказали об этом?

Не хочу, не будуЯ твержу повсюду.Мне сказала мама:«Ах, ты мой упрямый».Мама так сказалаИ, вздохнув, устало,Левою рукоюМеня обнимала.А другой рукоюГлаза прикрывала.Я взглянул на мамуИ увидел слезы.Что же я наделал?Как же это можно?Мамочка, родная,Люблю тебя, жалею.

А свое упрямство


Я преодолею.

— Возможно, нам всем надо задуматься о результатах своей настойчивости, перерастающей в упрямство? Надо использовать свою настойчивость для хороших дел и поступков. А для чего людям часто приходится преодолевать себя. В чем вам, ученикам, надо, прежде всего, проявлять свою настойчивость? (Далее отвечают учащиеся).

— Да, ребята. Для того чтобы чего-то добиться, нужна постоянная, неиссякаемая любознательность, трудолюбие, настойчивость. И конечно, надо приложить большие усилия и старание. И чтобы достичь поставленной цели, человек должен постоянно помнить о ней. И не просто думать, а делать все для того, чтобы довести дело до конца.

Не отвлекаться на другие, часто мешающие успешному завершению, дела. Надо стараться отбросить то, что вам мешает. А в этом случае человеку приходиться ограничивать себя и свои желания.

Происходило ли такое с вами? Приходилось ли вам прилагать значительные усилия, чтобы заставить себя сделать что-то значимое, полезное? Как это было у вас? (Далее рассказы учеников)

— Ребята, из ваших выступлений становиться ясно, что вам уже приходилось принимать волевые решения. Вы можете гордиться собой, потому что сами воспитываете у себя волевые черты характера, преодолеваю трудности. А что вам в этом помогает? (Далее учащиеся отвечают на вопрос).

Учитель вместе с учащимися делает выводы:— беседы с родителями, разъяснение родителями спорных вопросов и сложных ситуаций;— любовь и уважение к родителям, нежелание огорчать их;— умение следовать хорошим советам, положительному опыту;— желание и умение обдумывать свои поступки или действия, анализировать их, делать выводы;— умение осознать, приказать себе, заставить делать то, что надо;— умение отказаться от чего-либо, ради чего-то важного;

— умение организовать свои дела.

— Человек может одержать в жизни много побед. Но самая главная победа – это победа над собой и своими слабостями. Необходимо с детства учиться повелевать собой.

Если тобой, твоими поступками станут управлять другие, если ты будешь подчиняться только воле других людей, то ты вырастишь зависимым человеком. Вот тут человек и проявляет свою волю. Он думает, анализирует и принимает правильное решение. О таких людях говорят, как о сильных личностях.

А становятся они такими благодаря самовоспитанию, благодаря тому, что они учились владеть собой (своими мыслями и поступками) с детства.

— Так что же необходимо для того, чтобы стать волевой личностью?

Ученики делают выводы:— уметь сказать себе нет, если что-то вредно для здоровья, учебы и т.д.

;— разумно использовать свое время;— не поддаваться отрицательным соблазнам, которые мешают полезным делам;— проявлять терпение и настойчивость;— соблюдать правила поведения и дисциплины;— обдумывать, анализировать свои поступки, уметь сделать правильные выводы;— контролировать свое поведение;— учиться преодолевать свои трудности;

— изживать недостатки.

— Что же мы имеем в результате наших волевых усилий?
Совместно делаются выводы:— успехи в учебе и других делах;— уважение взрослых, друзей, одноклассников;Преодолеваем лень, несобранность, боремся с другими отрицательными чертами своего характера;

— взаимопонимание с родителями и учителями.

— В завершении, ребята, я предлагаю вам закончить следующее предложение: «Сегодня на классном часе я …».

Источник: http://gimmedoc.ru/klassnyj-chas-vospitanie-volevyh-kachestv/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector