Клубный час в 1 классе. тема: русская матрёшка

Клубный час в 1 классе. Тема: Русская матрёшка

Клубный час в 1 классе. Тема: Русская матрёшка

Клубный час в ГПД

Клубный час на тему «Русская матрешка» (1 класс)

Автор: Борисова Марина Анатольевна

Воспитатель ГПД 1 квалификационной категории, МБОУ «Гимназия №3», Чистополь

Цель занятия:

Продолжать обогащать представление детей о народном искусстве.

Познакомить с декоративно-прикладным искусством — русской матрешкой.

Дать представление детям о русской матрешке, как об одном из старинных народных промыслов. Привить интерес к народному творчеству.

Обратить внимание детей на ее яркость, нарядность, составные элементы, композицию, цветовой гамме. Развивать эстетическое восприятие предметов народного творчества.

Учить создавать рисунки с помощью тампонов.

Воспитывать самостоятельность, активность, развивать творчество.

Программные задачи:

— учить ребёнка видеть историко-культурный контекст окружающих вещей, т.е. оценивать его с точки зрения развития истории и культуры; учить создавать рисунки с помощью тампонов;

— развивать умение украшать силуэт матрёшки разнообразными узорами, творческие способности детей, развивать потребность и способность самостоятельно осваивать окружающий мир путём изучения культурного наследия разных эпох и народов;

— воспитывать умение работать в группе, воспитывать самостоятельность, активность, развивать творчество.

Оборудование:  силуэты матрёшек, краски, ватные палочки, баночки для воды, палитра, салфетки, косынки для детей, иллюстрация с изображением матрёшки.

Ход занятия

1 часть. Введение в игровую ситуацию

1 матрешка (ученица):

Мы матрешки, мы сестрички,

Мы толстушки – невелички.

Как пойдем плясать и петь,

Вам  за нами не успеть!

(Звучит музыка русская народная музыка.)

Ведущий:— Здравствуйте ребята.

Весёлая матрёшка пришла к вам в гости. Какие вы все красивые, нарядные. Посмотрите, какой у неё красивый костюм.

А вы, знаете откуда взялась матрёшка? Тогда давайте расскажу, как родилась матрёшка.

Давным-давно это было. Шел как-то Иванушка — добрый молодец, по вольной земле русской, по широким полям да сквозь березовые рощи. Вдруг видит Иванушка — село. Вошел он в село, на краю домик стоит, а там мужичок сидит у окошка, кручинится. Расспросил его Иванушка, что случилось, и рассказал мужичок, что захворала у него дочка любимая.

Захворала оттого, что скучно и грустно ей без веселых игрушек. «Не печалься, добрый человек, что-нибудь придумаем, обязательно развеселим девочку», — сказал Иван. Сговорились они с ее батюшкой сходить на ярмарку да купить больной девочке сластей и чего-нибудь веселого да радостного. Долго-долго ходили по ярмарке, рассматривали да выбирали.

Вдруг увидели на одной картинке смешную, улыбающуюся нарядную куколку. Купили они картинку и довольные пришли домой. Увидела девочка куколку — сразу повеселела, разрумянилась, похорошела. Захотела она с ней поиграть, да не может — куколка же нарисованная. Опять загрустила малышка. Тогда ее батюшка взял деревянный чурбан и выточил из него фигурку куколки.

Выточил, яркими красками разрисовал: одел в нарядное платьице, как на картинке. Веселая получилась куколка, смешная. Обняла свою куколку девочка и назвала ее русским именем Матрена, а так как куколка была маленькая, то Матрешкой все ее звали.

И стала девочка быстро выздоравливать, а отец ее с той поры для всех детишек точил забавные деревянные игрушки, разрисовывал их цветами да букетами.

(на доске новые слова: ЯРМАРКА, ЧУРБАНОК, поговорить о значении этих слов)

ЯРМАРКА – большая распродажа товаров с развлечениями и угощениями.

ЧУРБАН – обрубок дерева, бревна.

Ведущий: — Вот так ребята родилась матрёшка. Но проблема, ребята, в том, что порой  традиции русского искусства забываются. И поэтому, сегодня мы с вами продолжим знакомиться с декоративно-прикладным искусством. Я приглашаю вас в музей деревянной игрушки. Итак, откроем наш волшебный сундучок. Я вижу там замечательную игрушку, угадайте, какую?

2 матрешка (ученица):

Алый, шелковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек.

Упирается рука в деревянные бока,

А внутри секреты есть:

Может 3, а может 6.

Разрумянилась немножко

Наша русская  ( матрешка)

Из волшебного сундучка ведущий достает деревянные матрешки.

(дети подходят к столу, где выставка деревянных игрушек-матрёшек)

— А вы знаете, что в каждой стране есть свои сувениры. И в нашей огромной стране России, тоже есть свой сувенир. Как думаете, какой? (матрёшка)

— Ребята, посмотрите, сколько здесь матрёшек

— Какая она? (нарядная, расписная, красивая)

— Почему она расписная? (сарафан украшен цветами)

— Из чего сделана матрешка? (из дерева)

— Ребята, а вы знаете, что куклу-матрёшку делают с секретом? Матрёшка раскрывается. Я покажу.

— Вы заметили, что матрёшки разные? (самая большая, большая, маленькая, ещё меньше, самая маленькая).

2 часть. Дидактическая игра «Весёлые матрёшки»

Ведущий: — Давайте поиграем в интересную игру: «Весёлые матрёшки»

(играют в игру).

— Для этого разделимся на две команды. У каждого из вас есть цветные платочки, 1 команда – красные, 2 команда — желтые. Сейчас вы наденете эти платочки и будете матрешками.

— У меня есть два волшебных конверта: красный и жёлтый. Желтый — жёлтым матрёшкам, красный — красным матрёшкам. Посмотрим что там.

(дети высыпают содержимое из конвертов)

— Каждой команде нужно собрать картинку из этих фигур. Кто быстрее справится с заданием?

— И что же получилось? (матрёшка).

— Какая замечательная музыка. Так и хочется потанцевать. А вам? Дети встают в круг и танцуют под веселую танцевальную музыку русский народный танец с ученицами – матрешками.

3 часть. Расписывание матрёшек. Практическая работа

Ведущий: — Кручу, верчу, превратить вас хочу. Хочу превратить вас в мастеров. Пройдёмте в ваши мастерские, и там каждый украсит цветами и узорами свою матрёшку.

(дети садятся за столы)

— Очень любят все матрёшки разноцветные одёжки! Прежде, чем приступить к работе, давайте поговорим, во что одета матрёшка.

— Что у неё на голове? (косынка)

— На туловище? (сарафан)

— Чем украшен сарафан? (цветами)

— Иногда у матрёшки на сарафан одет фартук, он тоже всегда украшен цветами или узорами.

— У каждого из вас есть ватные палочки, ими мы и будем расписывать матрёшку. Сначала украсим платочек — зелёной краской, промакиваем палочку в краске и украшаем платочек. А теперь также и сарафан. (работа учеников)

— Ой, какие матрёшки получились красивые. Какие хорошие мастера.

4 часть. Итог занятия. Рефлексия

— Что нового вы узнали, какие знания получили на занятии?

— Сегодня я узнал на занятии….

— Понравилась ли тебе практическая часть занятия?

— Я научился…….

— Какие полученные знания ты можешь использовать в жизни?

— Продолжи фразу: Как я сегодня работал на занятии (самооценка)?

— Сегодня я работал на занятии….

— У меня получилось…

— Что больше тебе понравилось на занятии?

Дети выходят с рисунками к доске, образуя хоровод матрешек.

В конце занятия чаепитие с матрешками.

Источник: https://intolimp.org/publication/klubnyi-chas-russkaia-matrioshka.html

Классный час в начальной школе «Русская матрёшка»

Классный час в начальной школе «Русская матрёшка»

Костина Светлана Викторовна Учитель начальных классов МКОУ «Кромская начальная общеобразовательная школа»

Фатежского р-на Курской обл.

Цель: Обогащать представление детей о народном искусстве. Дать представление детям о русской матрешке, как об одном из старинных народных промыслов. Привить интерес к народному творчеству. Развивать эстетическое восприятие предметов народного творчества.

Сценарный план классного часа

Ребята, наш сегодняшний классный час я хочу начать с загадки. Ростом разные подружки, Но похожи друг на дружку. Все они сидят друг в дружке, А всего одна игрушка. В этой молодице Прячутся сестрицы.

Каждая сестрица для меньшой темница.

(МАТРЁШКА)

У каждого народа свои замечательные куклы, некоторые из них стали знаменитыми на весь мир. Одна такая перед вами — русская матрёшка.
Первая матрёшка была сделана в Москве в конце 19 века. Именно тогда профессиональный художник С.В.

Малютин создал эскиз русской деревянной расписной куклы. Это была круглолицая, розовощекая крестьянская девушка, одетая в вышитую сорочку, сарафан и передник. Голова её была покрыта традиционным русским платком, а в руках она держала чёрного петуха.

Эту куклу назвали Матреной, преобразив впоследствии в имя нарицательное «матрешка».

По эскизу С. Малютина лучший Сергиево-Посадский игрушечник Василий Звездочкин выточил разъемную восьмиместную деревянную куклу. Первой была девочка с черным петухом, потом мальчик, следом опять девочка и так персонажи чередовались, а самая последняя маленькая кукла была спеленатым младенцем.

Идею создания деревянной разъемной куклы художник С. Малютин перенял у японцев. А именно, взял идею с фигурки японского мудреца Фукуруму, представленного в традиционном японском стиле с лицом добродушного лысого старика. В эту фигурку вкладывались еще несколько небольших. По утверждениям японцев, у них эту фигурку впервые выточил неизвестный русский монах.

Технологию вытачивания разъемной игрушки русские мастера усвоили сразу, ведь они уже давно умели вытачивать предметы из дерева, которые можно было вкладывать друг в друга.

И до настоящего времени принцип создания матрешки не изменился, все приемы русского токарного искусства сохранились и передаются из поколения в поколение, как, принципе, и материал изготовления – липа, береза, ольха.

Девочки в костюмах матрёшек исполняют частушки  «Мы матрёшки».

Как у нашей у Хохлатки Нынче вывелись цыплятки, А из одной скорлупочки

Матрёшки вышли в юбочке.

Очень любим мы, матрёшки, Разноцветные одёжки. Сами ткём и прядём,

Сами в гости к вам идём.

Дуйте в дудки, бейте в ложки! В гости к вам пришли матрёшки. Ложки деревянные,

Матрёшечки румяные.

Весь народ глядит в окошки: Танцевать пошли матрёшки. Восемь водят хоровод,

А девятая поёт.

Мышку встретили подружки И попрятались друг в дружке. А которая осталась,

Больше всех перепугалась.

Шли подружки по дорожке, Было их немножечко: Две Матрёны, три Матрёшки

И одна Матрёшечка.

Позже  появились Загорская, Семёновская и Полхов-Майданская матрёшки. Они стали младшими сестрами первых матрешек. Как же различить матрешек?

Загорская матрешка

Эта игрушка и сейчас похожа на первую матрешку с петухом в руках. Загорская матрешка добротна, крутобока, устойчива по форме. Расписывают ее по белому дереву гуашевыми красками, используя чистые (локальные) цвета. Овал лица и руки закрашивают «телесным» цветом.

Две пряди волос прячутся под платок, двумя точками изображают нос, а губы выполняют тремя точками: две вверху, одна внизу и готовы губы бантиком. Платок у загорской матрешки завязан узлом. Далее мастер рисует рукава кофты, сарафан.

Читайте также:  Развивающая игра в подготовительной группе детского сада

Платок и передник оформляются простым цветочным узором, который легко получается, если приложить кисть с краской, остается след-лепесток или листок. А круглую серединку цветка или «горох» можно получить, использован прием тычка. Закончив роспись, мастер покрывает матрешку лаком. От этого она становится еще ярче и нарядней.

Лаконичность и простота оформления создали ясный и радостный образ русской деревенской куклы. Потому-то, наверное, и любят матрешку все, от мала до велика.

Семеновская матрешка

Семеновская (городок Семенов, что в Нижегородской области) игрушка также вытачивается на токарном станке. Для работы используют хорошо просушенную древесину липы, осины, березы.

Непросушенную древесину применять нельзя, иначе изделие, выполненное из сырой древесины, может треснуть, расколоться, и жаль будет труда, потраченного на него. Выточенное изделие — бельё — по форме похоже на загорскую, но несколько заужено книзу. А вот расписывают ее иначе, и краски берут другие.

Сначала белую матрешку грунтуют картофельным клейстером, втирая его в поры дерева. Это нужно для того, что бы краски не растекались по деревянным волокнам и чтобы заблестела матрешка сразу после первого покрытия лаком.

По высохшей загрунтованной поверхности мастерицы делают «наводку» черной тушью: вырисовывают овал лица, глаза, нос, губки, очерчивают платок, завязанный узлом, и отделяют кайму на платке (это важно, ведь кайма с цветочными бутонами является отличительным признаком семеновской матрешки).

Затем рисуют овал, в котором изображают руки и цветы: пышные розы, колокольчики, колоски. Итак, наводка готова. Теперь роспись ведется анилиновыми прозрачными красками желтого, красного, малинового, зеленого, фиолетового цветов. И, наконец, матрешку лакируют. И вот перед нами яркая матрешка.

Полхов-Майданская матрешка

Это соседка семеновской матрешки. А вытачивают ее в селе Полховский Майдан Нижегородской области.

Первые два этапа — грунтовка клейстером и наводка — выполняются так же, как и у семеновской, а вот роспись более лаконична: овал лица с кудряшками волос, платок ниспадает с головы, на голове трилистник розана, овал, заменяющий передник, заполнен цветочной росписью.

Пышные розы, георгины, колокольчики, цветки шиповника, ягодки украшают эту матрешку. Да и постройнее своих подруг она будет: форма матрешек более вытянутая, голова небольшая, уплощенная.

Ребята, попробуйте и вы расписать матрёшку.

По окончанию  выставка  детских работ.
Русская матрёшка – это символ дружбы, любви, пожелания счастья и благополучия. И я вам ребята желаю этого.

Скачать сценарий с иллюстрациями и раскраской в формате .DOC

Источник: http://www.igraza.ru/mhk/533-rus-matreshka.html

«Русская матрешка». Комплексное занятие с детьми старшей группы

«Русская матрешка». Комплексное занятие с детьми старшей группы

Цель: формирование у детей представлений о народной игрушке-матрешке.

Задачи:

Образовательные:

  •  Уточнять знания детей об истории создания русской матрешки.
  • Расширять представления о Семеновской, Полхов-Майданской и Сергиево-Посадской матрешках, знакомить с их характерными особенностями.

Развивающие:

  • Развивать у детей познавательный интерес к матрешке, как к сувениру, символу страны.
  • Продолжать развивать доказательную речь, мышление, воображение.
  • Развивать творческую фантазию, самостоятельность при изготовлении игрушки – матрешки.

Воспитательная:

  •  Воспитывать любовь к народному искусству.

Предварительная работа:

  •  Рассматривание иллюстраций о матрешках.
  • Чтение стихотворений о матрешках.
  • Загадывание загадок об игрушках.
  • Знакомство с игрушками, сделанными из разных материалов – Дымковская, Филимоновская, Богородская, Гжельская, кукла.
  • Изготовление книжки «Веселые матрешки».
  • Рисование на тему: «Украсим сарафан, платочек матрешке».

 Ход занятия

 В группу входит Сказительница с сундучком.

 Сказительница:

Здравствуйте, ребята.
Я на ярмарке была,
Сундучок вам принесла.
Сундучок тот не простой,
И товар в нем расписной.

 Вынимаю напоказ.  И веду о нем рассказ.

Что же в этом сундучке? Открою вам секрет. Короб наполнен народными игрушками. А какие в нем игрушки, вы узнаете, когда отгадаете загадку.

 Загадка:

Алый шелковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука в деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может три, а может шесть.
Кукла первая толста,
А внутри она пуста,
Разнимается она на две половинке,
В ней живет еще одна
Кукла в серединке.
Разрумянилась немножко
Наша русская…

Дети:  Матрешка.

Сказительница:  Правильно, матрешка.

 Дети рассматривают, трогают, любуются матрешкой.

Сказительница: Какая матрешка?

Дети:  Деревянная, красочная, яркая, разъемная, веселая, интересная, загадочная, румяная.

Сказительница:  Кажется, что матрешка пришла к нам из мира сказок, легенд, из седой древности. Появилась матрешка в 19 веке. Однажды из Японии привезли игрушку – большеголового деревянного японца. Раскроешь его, а там еще такая же игрушка, раскроешь вторую, а там третья.

Слайд 1.

Сказительница:  Очень понравилась такая игрушка русским мастерам. Выточили мастера фигурку из деревянного бруска. Из какого дерева стали делать матрешку?

Дети:  Из березы, липы.

Сказительница:  Для изготовления матрешек используется сухая береза или липа.

Слайд 2

Сделали мастера заготовки и художникам отдали.

Слайд 3.

Расписали русские художники матрешку на славу: губки бантиком, румянец на щечки яблочками лег, прикрыл голову веселый платочек, свесилась из — под него толстая коса. И так захотелось этой деревянной куколке русское имя дать. Только какое? Дуняша? Маняша? Матреша! И стали новые игрушки матрешками.

Слайд 4.

Сказительница:

И начали матрешек по русским селам из дерева вытачивать. Не зря ведь в народе говорят:

— «Люби дело – мастером будешь».

— «Дело мастера боится».

-« Всякий мастер сам себе дивиться».

Сказительница:  Хочется вам поиграть с матрешкой?

 Игра «Матрешки и мышки».

Стихи поются на мотив русской народной песни «Как у наших у ворот». (М. Ю. Картушина).

Вот матрешечки гуляли, «Гуляют» по комнате врассыпную.
В лесу ягоды искали.
Так, так и вот так,
В лесу ягоды искали. «Собирают ягоды».
Под кусточком посидели,
Вкусны ягоды поели.
Так, так и вот так,
Вкусны ягоды поели.

Садятся на пол и «едят ягоды» с ладошки
Как матрешечки устали,
Под кусточком задремали. Закрывают глаза и кладут ладошки под щечку
Так, так и вот так,
Под кусточком задремали.
А потом они плясали,
Свои ножки показали.

Так, так и так, Выставляют ножки на пятку.
Свои ножки показали. Кружатся, топая ногами.
Только слышат вдруг подружки:
Прямо у лесной опушки Прикладывают поочередно
Побежали по дорожке руки то к одному, то к другому уху
Чьи – то серенькие ножки.

( «прислушиваются»)
Эй, Матрешка, берегись!
Оказалось, это – мышь!

Сказительница:  Разные мастера матрешку расписывали по – разному. Поэтому, хоть и похожи матрешки, да у каждой свой характер угадать можно.

Слайд 5.

Я из тихого зеленого
Городка Семенова.
В гости к вам пришла
Букет цветов садовых
Розовых, бордовых
В подарок принесла.

Сказительница: В городе Семенов есть центр по росписи матрешек. Отсюда и название – Семеновская матрешка. Какие цветы вы видите на сарафане у матрёшки?

Дети:  Алые розы, маки, незабудки, васильки, ягоды и листья.

Сказительница:  Ягоды и листья собраны в разнообразные букеты, которые матрешки держат в руках. Своеобразием Семеновской матрешки является ее форма и цветовое оформление: желтый платок, красный сарафан и белый фартук, украшенный цветами.

Сказительница: Дуйте в дудки, бейте в ложки!
В гости к нам пришла матрешка.
Ложки деревянные,
Матрешечка румяная.
К нам матрешечка пришла,
Звонкий бубен принесла.

Слайд 6.

Сказительница: Я матрешка из Майдана.
Украшен мой наряд цветами.
С сияющими лепестками.
И ягодами разными,
Спелыми и красными.

Сказительница:

Это соседка Семеновской матрешки. У нее нет таких деталей как сарафан, кофта, как у Семеновской матрешки, а из под платка обязательно видны кудри. Ребята, найдите цветы на моём подносе, которыми украшен сарафан Майдановской матрёшки.

 Дети подходят к подносу, выбирают цветы и называют их.

Дети:  Пышные розы, георгины, цветки шиповника, ягодки украшают эту матрешку.

Слайд 7.

Сказительница:

Я из Сергиева Посада
Встрече с вами очень рада.
Мне художниками дан
Яркий русский сарафан.
Я имею с давних пор
На переднике узор.
Знаменит платочек мой
Разноцветною каймой.

Сказительница: Эта игрушка и сейчас похожа на первую матрешку с петухом в руках. Матрешка добротна, крутобока, устойчива по форме. Мы с радостью останавливаем на ней взгляд. Так же наряжена она в сарафан, кофту, передник, платок, а в руках держит узелок, корзину или цветы. Платок завязан узлом.

Платок и передник оформляется простым цветочным узором, который легко получается, если приложить кисть с краской, остается след – лепесток или листок. А круглую серединку цветка или «горох» можно получить, использован прием тычка.

Лаконичность и простота оформления создали ясный и радостный образ русской деревенской куклы.

Сказительница:  Ребята, у меня в сундучке есть сарафан этой матрёшки. ( Сказительница достаёт сарафан, а он весь белый).

Сказительница:  Ах, а куда же делись цветы?

Дети:

— украл злой волшебник;

— отпали…

Сказительница:  Что же делать, как вернуть красоту сарафана матрёшки?

Дети:

— нарисовать;

— сделать аппликацию;

— вырезать из материала;

— посмотреть в сундучке.

Сказительница:( смотрит в сундучок и находит цветы). А как же мы будем ими украшать?

Дети:

— пришить;

— приклеить;

— прикрепить на липучки.

Дети прикрепляют цветы на сарафан по образцу и любуются проделанной работой.

Ребята, за то, что вы узнали много о матрёшках, я хочу вам их подарить .

Сказительница достает из сундучка пазлы с изображением матрёшек.

Сказительница:  Всех матрешек перепутала. Помогите их собрать.

 Дети собирают пазлы и рассказывают, какую матрешку собрали, почему она так называется, как расписана.

Сказительница:  Матрешка – уникальная народная игрушка, потому что наряду с русской березкой и русским самоваром, она стала символом страны, России. Она – добрая посланница дружбы и любви, счастья и благополучия.

Сказительница:  Матрешка – кукла так выразительна и совершенна, что живет не как игрушка, а как образец творчества, как памятный подарок, национальный сувенир.

Читайте также:  Познавательная игра путешествие в лес для младших школьников (8-10 лет)

Слайд 7.

Слайд 8.

Какие же бывают матрешки – сувениры?

Ответы детей.

На слайдах появляются матрёшки – сувениры.

Слайд 9 — 15.

Сказительница:  Кому мы можем подарить эти сувениры?

Дети:

— Малышу мы можем подарить матрешку – погремушку.

— Ребенку чуть постарше – матрешку – сказку, пальчиковый театр.

— Маме мы можем подарить магниты на холодильник.

— Бабушке – грелку на чайник, расшитую русскими матрешками.

— Сестренке – брелочки.

— Матрешками можно украшать елки.

Сказительница:  Но какой бы сувенир мы с вами не выбрали, он всегда радует нас своей оригинальностью и красотой. Это прочно сохраняется за матрешкой вот уже более полувека, хотя самой ей уже более ста лет.

Сказительница:  Ребята, а вы бы хотели получить такие сувениры или подарить своим родным?

Дети: Да.

Сказительница:  Но где сейчас их можно взять?

Дети:

— сделать своими руками;

— украсить;

— нарисовать;

— расписать;

— нарядить.

Сказительница:  Приглашаю вас в мастерскую. (Дети проходят в мастерскую).

А сейчас, дорогие ребята,
На минутку закройте глаза.
Позабудьте заботы, усталость,
Ведь начнутся сейчас чудеса!

Сказительница: Для работы мы с вами наденем фартуки и ленты и превратимся в настоящих мастеров.

Сказительница:

Очень любят все матрешки разноцветные одежки. Вот и мы с вами будем наряжать, изготавливать каждый свою матрешку. Кто – то будет расписывать фигурки матрешек, а кто – то изготавливать с помощью пластилина, гороха, кофейных зерен. (Дети выбирают из какого материала будут украшать матрешек). Ну, что ж, друзья, за работу.

Практическая работа.

(Звучит русская мелодия).

Сказительница:  Молодцы! Замечательные матрешки у вас получились. А о чём вы думали, когда выполняли свою работу?

Дети:

— я думал, какие искусные мастера были в давние времена;

— эти матрёшки можно делать только с добрым сердцем;

— я думал, что надо помнить нашу историю, любить нашу родину.

Сказительница: (говорит слова на фоне музыки)

Прекрасный мир вещей
Накоплен был веками.
Хранит их каждый дом, а может быть – музей.
Умейте рисовать и сотворять руками
Все то, что может радовать друзей.

Пусть они останутся у вас как памятный подарок о нашем творчестве. Ну, а сейчас пришло время расставаться. До свиданья!

Скачать презентацию

Источник: http://PlanetaDetstva.net/other/russkaya-matreshka-kompleksnoe-zanyatie-s-detmi-starshej-gruppy.html

Русская матрешка. подготовка к педсовету в методическом кабинете выставка литературы, методический разработок, пособий. для родителей во всех возрастных. — презентация

1 РУССКАЯ МАТРЕШКА

2 Подготовка к педсовету В методическом кабинете выставка литературы, методический разработок, пособий. Для родителей во всех возрастных группах были проведены консультации на темы размышляем вместе со взрослыми: «Русская народная игрушка », «Народные игры», «Мини рассказы детей о русской игрушке», художественный труд детей. Тематический педсовет на тему «Приобщение детей к русской народной игрушке » Повестка дня: Разговор о том как научить детей играть с русской народной игрушкой Матрешкой. «Использование устного народного творчества на занятиях и в повседневной жизни». Формирование у детей чувства причастности к духовному наследию прошлого, чувства соприкасания с ним. — пробудить чувства любви к Родине. — знакомить детей с устным народным творчеством и народно-декоративным искусством. — воспитывать у детей любовь и уважение к традициям своего народа, укладу жизни, к своему родному краю. — формирование нравственных качеств для установления позитивных межличностных отношений. — создание благоприятного психологического климата в группе, сплочение детского коллектива. Литературные чтения и досуг Беседа: «Русские народные игрушки». Чтение : русский фольклор о матрешке (песенки, потешки, прибаутки). Беседа об истории создания русской матрешки. Чтение стихотворений, загадок о матрешке. Развлечение «Кто играет целый год – того скука не берет». Праздничный досуг на тему «Приобщение детей к русской народной игрушке Матрешка» Старшая группа: Игра инсценировка «Веселые матрешки». Подготовительная группа: Игра инсценировка «В гостях у русской Матрешки» Продуктивная деятельность Выставка работ детей.

3 Цель: Знакомить детей с историей создания русской Матрешки, Формировать интерес к русскому прикладному искусству – деревянной игрушке, воспитывать желание создавать и творить по мотивам русского народного творчества. Предварительная работа: Знакомство с русским фольклором: разучивание потешек, песенок, игр, стихов, отгадывание загадок. Придумывание историй – сказок про Матрешек. Посещение мини – музея во второй группе.

4 Беседа с детьми «Русская народная матрешка». На Руси много городков и деревень, где живут народные умельцы, изготавливающие матрёшек. А из чего мастера их вырезают ? Но ведь дерево светлое, а матрёшки цветные, яркие и все такие разные. Как это получается? У загорской матрёшки двумя точками изображают нос, а губы выполняют тремя точками: две вверху, одна внизу – и готовы губы бантиком. Две пряди волос прячутся под платок и завязываются узлом. Платок и передник оформляются простым цветочным узором. А семеновской матрешке мастера делают «наводку» черной краской: вырисовывают овал лица, глаза, нос, губки, очерчивают платок, завязанный узлом, и отделяют кайму на платке. Семеновскую матрешку украшают цветочными бантами, пышными розами, колокольчиками,, колосками. Полхов – майданские матрешки самые яркие, веселые. Основные цвета – фиолетовый, алый, желтый, голубой. Узор – цветы да ягоды: шиповник, колокольчики, ромашка, клубника… Давайте, ребята, ещё раз полюбуемся матрешками. Возьмите матрешек в руку и положите руку на сердце. Вы чувствуете как сердцу вашему становится тепло? Все почувствовали? А как вы думаете почему? Это доброта, ласка, любовь игрушек поселились в вашем сердце. Добрые мастера, которые делали игрушку, подарили вам любовь. Кукла – матрешка – это заботливая, добрая, надежная мама, которая объединяет, сближает и защищает меньших и слабых. Радует и греет душу русская матрешка всем добрым людям на Земле. Когда к нам в Россию приезжают иностранные гости, они обязательно везут домой на память нашу русскую народную матрешку.

5 г. Сергиев — Посад Шли матрёшки по дорожке Было их немножечко, Две Матрёны, три Матрёшки И ещё Матрёшечка.

6 г. Семёнов Танец с матрешками. Мы – матрешечки, Мы – круглешечки, Это правда, это правда Мы – круглешечки. Ручки – палочки, Ножки – бревнышки Щечки – яблочки Носик – пуговка Ушки – блинчики Мы – матрешечки, Мы – круглешечки Это правда, это правда Мы – круглешечки.

7 По мотивам сказок.

8 История русской игрушки Матрешки. Впервые разъемную игрушку – куклу придумали мастера в Японии. Это был добрый старый японский мудрец Дарума. Узкоглазый дедуля был вырезан из дерева и содержал в себе целое семейство из пяти фигурок, вставленных одна в другую. Дарума – это бог счастья и долголетия. А пять фигурок внутри – это его помощники. Веселая игрушка – расписная матрешка – родилась сто лет назад. Ее придумал художник Сергей Васильевич Малютин. У японских детей Он увидел игрушку, которая изображала старика – мудреца Даруму. Это была игрушка – неваляшка. Внутрь ее вкладывалась еще одна такая же кукла Дарума, только поменьше. И художник выдумал для русских детей куклу, похожую на японскую. А кукла была необычная, с чудесным сюрпризом: внутри первой куклы сидела кукла поменьше, а в той еще меньше, и еще, и еще… С.В. Малютин нарядил каждую красавицу в расписной сарафанчик, в яркий платочек и пестрый передничек. Ни у одной из сестричек не было похожего наряда: у одной сарафан красный, а у другой – синий с цветочками, у третьей – малиновый платочек с белыми горошинами, а у четвертой – яблоки на переднике. Как же назвать красавицу? И назвали Матрешей, старинным русским именем. Так звали добрую, красивую девушку, которая работала в доме у художника. Так родилась матрешка – разъемная деревянная кукла. Можно с увлечением расставлять и собирать матрешку, придумывая разные истории из жизни их дружной семьи. Первая расписная кукла изображала няньку в простонародном костюме – сарафане, переднике, — была круглолицей и ясноглазой, с аккуратно убранными под платочек волосами. В руке кукла держала петуха, а внутри устроились старшие дочки – помощницы – в фартучке, с серпом, с плошкой, девчушка с куклой, малышка в слюнявчике с пальчиком во рту и младенец в пеленках. Внутри самой большой куклы помещалось целое семейство, мал мала меньше. Матрешек смастерил добрый человек. Поэтому матрешку любят и взрослые, и дети. Только добрые, умелые и веселые люди могут мастерить такие куклы. Смотрю на эти игрушки, и самой играть хочется.

9 РождениеМатрешки. Пословицы о труде Скучен день до вечера, когда делать нечего. Судят не по словам, а по делам. Хочешь есть калачи, так не сиди на печи. дело, гуляй смело. Сделал дело, гуляй смело. Делу время, а потехе — час. Без труда не вытащить рыбку из пруда. Терпение и труд все перетрут. Труд человека кормит, а лень портит. Почет и труд рядом идут.

10 Первый в России — и в мире! — музей матрёшки. Открылся в 2001 году в Москве.

11 Мы веселые матрешки, Ладушки, ладушки. На ногах у нас сапожки, Ладушки, ладушки. В сарафанах наших пестрых, Ладушки, ладушки. Мы похожи, словно сестры, Ладушки, ладушки. Потешка Загадки Какую игрушку сначала ломают, а потом играют? Ростом разные подружки, Но похожи друг на дружку, Все они сидят друг в дружке, А всего одна игрушка.

12

13 Матрешка. В. Приходько. Матрешка на окошке Под ярким сарафаном. И вся семья в матрешке Открой – увидишь чудо: Матрешенька – детеныш. А там еще! Откуда? А там опять… Найденыш! Умыть ручки – ножки У каждой у матрешки. Поглажены одежки, Почищены сапожки… Поют матрешки в хоре. Живут, не зная горя, И дружно, и счастливо, И весело на диво! Матрешки З. Петрова Ой да мы матрешки, мы матрешки, Хоть и неуклюжие немножко, Мы умеем раскрываться, Друг из друга выниматься. Только мы не любим расставаться, Очень мы боимся растеряться. Аккуратно, аккуратно Вы сложите нас обратно. Ой да, балалайка, балалайка, Ну – ка веселее заиграй – ка, Поиграй – ка, не ломайся, Для матрешек постарайся. Ой да все мы круглолицы, Очень знаменитые сестрицы. И на празднике на нашем Обязательно попляшем. Ой, да мы матрешки, мы матрешки, Нам, друзья, похлопайте в ладошки, Чтобы лучше нам плясалось, Чтобы скуки не осталось.

Читайте также:  Экологическое развлечение для дошкольников

14

15 Игра «Матрешки и мышь». Вот матрешечки гуляли, Гуляют по залу в рассыпную. В лесу ягоды искали. Вот так и вот так, Собирают ягоды. В лесу ягоды искали. Под кусточком посидели, Садятся на пол и «едят ягоды» с ладошки. Вкусны ягоды поели. Вот так и вот так, Вкусны ягоды поели. Как матрешечки устали Закрывают глаза и кладут ладошки под. Под кусточком задремали. щечку Вот так и вот так, Под кусточком задремали. А потом они плясали, Выставляют ножки на пятку. Свои ножки показали. Кружатся топая ногами. Вот так и вот так, Свои ножки показали. Только слышат вдруг подружки: Прикладывают поочередно руки то к Прямо на лесной опушке одному, то к другому уху (прислушиваются). Побежали по дорожке Чьи – то серенькие ножки. — Ой, Матрешки, берегись! Оказалось, это мышь.

16 Конструирование и аппликация на тему: «Матрешка – качалка» (подарок маме на «День матери».

17

18

19 Художественное творчество. Декоративное рисование акварельными красками на тему: «Украсим матрешку узором». Художественное

20 Художественная деятельность. Пластилинография на тему: «Красавица – матрешка».

21 Посетили музей русской игрушки Матрешки во второй группе. Полюбовались разнообразием и красотой нашей русской игрушки. Поиграли в игру «Матрешки и мышь». Настроение у всех было веселое!

22

23

24 Придумывание детьми историй про матрешку. Петя Журавлев. Шла Матрешка по лесу, собирала грибы, слушала пение птиц, любовалась природой. Долго она ходила в поисках дороги домой, вышла на полянку и тут ей ей повстречался мальчик Федя. Он очень обрадовался такой находке, взял Матрешку домой и уже никогда с ней не расставался, играл с ней, оберегал ее. Денис Спорягин. Жили – были веселые Матрешки. Пошли они гулять, увидели две дорожки, выбрали одну, пошли по ней. Зашли Матрешки в лес, заблудились и попали в замок к Людоеду – злому и страшному. Очень испугались Матрешки, стали плакать, умолять Людоеда, чтобы он их пожалел и отпустил. Их услышал мальчик из деревни Романово, который в это время гулял неподалеку. Мальчик был очень смелый и отважный. Он проник в замок, нашел Матрешек и незаметно вывел их из замка. Федя и Матрешки навсегда остались друзьями. Оруджова Жала В маленькой волшебной стране жила семья Матрешек. Матрешки – сестрички просыпались утром, умывались, завтракали и отправлялись в школу. Однажды после уроков решили Матрешки прогуляться. Забрели они в лес, вдруг видят дом Медведя. Зашли Матрешки туда, а Медведь спит крепко. Не стали его тревожить и пошли дальше. Повстречалась им Фея, очень красивая и добрая. Долго играли с ней Матрешки, Фея показывала разное волшебство, диво, необыкновенные чудеса. Здорово они провели время, подружились, а потом Фея прикоснулась к Матрешкам своей волшебной палочкой и они очутились дома. Лера Ковалева. Жили – были в одной сказочной стране Матрешки. Они очень любили красивые наряды. Однажды они купили много яркой ткани, кружево, разных бантиков, бус, сережек, браслетов и сшили себе очень красивые бальные платья. Матрешки надели свои великолепные наряды и отправились на бал. На балу они познакомились с принцами, подружились с ними и уже никогда не расставались.

25 Настя Князева. Жили – были 8 Матрешек – сестричек. У них был прекрасный дом. Он весь блестел, окна сверкали. Решили Матрешки отправиться в поход. Все стали собираться. А на утро старшая Матрешка разбудила остальных. Надели они рюкзаки, открыли дверь, присели на дорожку и пошли. Шли они, шли и пришли на автобусную станцию. Автобус отвез их в лес. Разделились Матрешки на группы, взяли палочки, чтобы легче было искать грибы и стали бродить по лесу в поисках съедобных грибов. Но почему – то попадался один мухомор. Старшая Матрешка говорит: Как плохо, что люди выбрасывают здесь мусор». Другие ей ответили: «Ну, да, как в свинарнике», Нашли они березку, а под ней видимо – невидимо подберезовиков. Собрали Матрешки грибы, устали. Сели сестрички отдохнуть на полянке, попили – поели, убрали мусор в рюкзак и пошли дальше. Шли – шли и нашли еще 5 грибов- лисичек. «Надо идти домой», — решили Матрешки. Старшая из сестер предложила ночевать в лесу, расставить палатки. Ну, что ж, достали они палатки, поставили их в ряд по росту и легли спать. Утром старшая Матрешка разбудила всех и пошли они домой. Пришли на автостанцию. Приехал автобус, они сели в него, у каждой Матрешки было по билетику. Добрались они до дома, Разобрали свои вещи, приготовили обед из грибов, поели и легли отдохнуть. На следующий день Матрешки решили отправиться погулять а Фиоленту, это такой город. Там очень красиво, там есть удивительный камень с крестом, на который можно забраться. Взяли Матрешки с собой в дорогу теплые вещи, так как в этом городе дует очень сильный ветер. На автобусе они приехали в Фиоленту. Город действительно был очень красивый, увидели Матрешки и камень чудесный. Матрешки купались в реке, приплыли к камню, забрались на него, потом поплыли к берегу. Младшие Матрешки плыли на кругу, а старшие без круга. Вышли на берег, загорали, любовались красивой природой. Побывали Матрешки в церкви, поставили свечки, перекрестились, поразила их красота церковных икон. Гуляли они по Фиоленте и заблудились в этом городе. Вдруг видят три дорожки. Пошли они по самой длинной дорожке, пришли к замку Людоеда. Людоед заточил их в клетку, ведь он не знал, что Матрешки несъедобные – деревянные. Матрешки горько плакали и умоляли Людоеда не есть их, но он их не слушал, только еще больше злился. На помощь Матрешкам прибежал кот, который гулял сам по себе. Он перехитрил Людоеда и освободил Матрешек. Матрешки благополучно вернулись домой и решили, что в следующий раз надо быть осторожными и внимательными.

26 Русская матрешка – настоящее чудо света. Настоящее, поскольку была и остается творением человеческих рук. Чудо света – потому что удивительным образом игрушечный символ России перемещается по всему миру, не признавая никаких расстояний, границ.

Источник: http://www.myshared.ru/slide/833541/

Русская матрешка 1 — 4 класс

Cлайд 1

Воронежская область Подгоренский район МОУ Даньковская ООШ Учитель начальных классов, английского языка Зиновьева Татьяна Николаевна Внеклассная работа 1-4 классы Русская матрешка

Cлайд 2

Русская матрешка Презентация для урока изо

Cлайд 3

Матрешка-русская деревянная игрушка в виде расписной куклы Матрешка-русская деревянная игрушка в виде расписной куклы. Почти всегда они имеют яйцеподобную форму с плоским донцем и состоят из двух частей — верхней и нижней. Матрёшка -уменьшительное от имени «Матрена», восходящего к латинскому слову «Matrona» — знатная дама, мать семейства. 

Cлайд 4

Матрешка- деревянная кукла внутри которой находятся подобные ей куклы меньшего размера. Число вложенных кукол обычно шесть или более.

Cлайд 5

Матрёшка, матрёшка, русская краса: Румяные щёчки, глазки- бирюза, Белая рубаха и русский сарафан, На голове платочек- не найдёшь изъян! На первый взгляд- простая, но радует взор В росписи одежды затейливый узор, Милая улыбка, загадка внутри… Сколько же в ней куколок? Ну-ка разбери! (Зиновьева Т.Н.)

Cлайд 6

Cлайд 7

По традиции рисуется женщина в сарафане, хотя внутри может быть и мужчина. Самой маленькой фигурой, которая уже не раскладывается, является ребёнок.

Cлайд 8

Точная история происхождения матрешки неизвестна. Самое распространённое предположение — русский мастер изобразил славянские образы или понятия из сказаний. Существует предположение о том, что матрешка имеет японские корни.

Cлайд 9

В 1900 году М. А. Мамонтова представила кукол на Всемирной выставке в Париже и заработала бронзовую медаль. Вскоре матрёшек начали делать во многих местах России.

Cлайд 10

Первая русская матрешка, выточенная Василием Звездочкиным и расписанная Сергеем Малютиным, была восьмиместной: за девочкой с черным петухом следовал мальчик, затем опять девочка и так далее. Все фигурки отличались друг от друга, а последняя, восьмая изображала спеленатого младенца.

Cлайд 11

Теперь темы для росписи этих деревянных кукол могут быть очень разными: от сказочных персонажей и до политических деятелей.

Cлайд 12

Матрёшка является одним из самых популярных сувениров для иностранных туристов в России.

Cлайд 13

Чтобы изготовить матрёшку, требуется большое мастерство. Сначала подбирают подходящий вид древесины. Из-за мягкости в основном выбирают липу, реже ольху или берёзу. Каждая заготовка проходит более десятка операций. Самую маленькую куклу — неразборную — делают первой.

Cлайд 14

Когда готова каждая кукла, её покрывают крахмальным клеем, чтобы залить все шероховатости После окончательной сушки и полировки, гладкая поверхность позволяет художнику равномерно нанести краски.

Cлайд 15

Cлайд 16

Cлайд 17

Матрёшки из Сергиева Пасада Матрёшки из Полховского Майдана

Cлайд 18

Матрёшка семёновская Вятская матрешка

Cлайд 19

По результатам исследования, безоговорочную победу в соревновании символов одержала матрешка. Главным символом России это национальное культурное достояние назвали 12% россиян.

Cлайд 20

Использованные ресурсы: Материал с сайта свободной энциклопедии Википедия ru.wikipedia.org/wiki/Матрёшка Материал с сайта «Россия Великая» russia.rin.ru/guides/4219.html Материал с сайта «Народная игрушка: куклы» Материал с сайта «Мой компас» moikompas.ru/compas/matreshka Русская Цивилизация — www.rustrana.

ru Матрёшка. По материалам книги Н.Н. Алексахина «Матрешка»31.01.2017 скрыт31.01.2017 скрыт31.01.2017 скрыт31.01.2017 скрыт31.01.2017 скрыт31.01.2017 скрыт31.01.2017 скрыт31.01.2017 скрыт31.01.2017 скрыт31.01.2017 скрыт31.01.2017 скрыт31.01.

2017 скрыт

516115161251613516145161551616516175161851619516205162151622

Скачать эту презентацию

Источник: http://bigslide.ru/nachalnaya-shkola/20679-russkaya-matreshka-klass.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector