Конспект беседы о правилах поведения для младших школьников

Беседа о культуре поведения.

                  «Правила, обязательные для всех»

— Ребята, посчитайте, со сколькими людьми вы встречаетесь каждый день. Дома вы общаетесь с родителями, братьями, сёстрами, с соседями; в школе- со многими учителями, школьными товарищами, поварами, библиотекарем и т.д.; в магазине с продавцами, кассирами, незнакомыми людьми; на улице с прохожими, старыми, молодыми, взрослыми, сверстниками.

-Трудно сосчитать, сколько людей за день увидишь; с одним только поздороваешься, с другими поговоришь, поиграешь,  третьим ответишь на вопрос, к кому-то сам обратишься с просьбой. А это значит, что человек находится в постоянном общении со знакомыми и незнакомыми людьми дома, в школе, на улице, в магазине, в транспорте и т.д.

-Каждый бывает в роле старшего и младшего, требующего и исполняющего, оценивающего. И  все мы знаем, что поведение другого человека, приветливо или грубо сказанное слово нередко оставит в душе след на целый день.

Часто хорошее настроение у человека зависит от того, оказали ли ему внимание, были ли с ним приветливы, доброжелательны при общении, и как обидно бывает от невнимательности, грубости, злого слова.

Вежливое, внимательное и доброжелательное отношение к другим людям проявляться и в поступках, и в словах, а также в тоне разговора с ними.

-Жизнь в обществе требует, чтобы все люди выполняли правила общения, обязательные для всех — для взрослых, для мальчиков и девочек, для спокойных и шаловливых. Для всех. Их надо выполнять всегда.

-Кто знает, какие же это правила?

-Ребята, а что значит быть вежливым?

-Это вежливо обращаться к другим людям; правильно вести себя в  чужом доме; быть гостеприимным хозяином; уметь слушать других; кого можно называть на  «ты», а к кому  обращаться на «вы»; уметь сдерживаться, не быть вспыльчивым, раздражительным.

-Ребята, вот вы бываете на улице, в магазине, в школьной раздевалке, в столовой, ходите в театры, в кино. И  вот скажите, всегда ли дети, ведут себя вежливо?

-Ребята, а вы знаете, что вежливость проявляется  и в соблюдении правил приветствия  взрослых и сверстников, при  встрече с ними, обращении к ним  с просьбой, благодарностью, в умении пользоваться словами вежливости.

-А какие слова вежливости вы знаете, и где эти слова употребляются?

-А как эти слова называют по-другому, почему?

-А кто знает, как надо здороваться со старшими?

(Нужно остановится, поздороваться, приветствуя взрослого, нужно назвать его по имени и отчеству. Со старшими нужно здороваться  первым, но никогда  не следует первым подавать руку.)

-Ребята, скажите, что вы будете делать, если в комнату вошёл  взрослый?

-Скажите, а кому нужно обращаться на «вы»?

(ко всем старшим и незнакомым.)

— Если вы обращаетесь с вопросом к взрослому, то нужно попросить на это разрешение, сказав: « Разрешите спросить» или « Будьте добры сказать…»,  «Прошу вас,  скажите пожалуйста».

— При просьбе к старшим или к товарищам нужно не забывать говорить слово

« Пожалуйста». Вежливость должна быть по отношению к сверстникам, товарищам. Не должна допускаться грубость, обидных прозвищ, кличек. От мальчиков тоже требуется «рыцарское» отношение к девочкам; умение пропустить девочку вперёд, уступить ей место, подать пальто и т.д. Но и девочки должны уметь быть вежливыми, знать слова благодарности.

Работа с пословицами.

— Как понимаете смысл пословиц.

-От одного слова да навек ссора.

-Слово не воробей, вылетит — не поймаешь.

-Добрые дела красят человека.

-А сейчас давайте устроим небольшую игру. Но а  я  посмотрю можете ли вы поступать вежливо.

Я начну небольшой рассказ, а вы по очереди его продолжите.

— Однажды Вова решил пойти к товарищу в гости. А взрослых  никого дома не было. Уходя  из дома… ( Посмотрел опрятно ли он выглядит, привёл в порядок свою одежду, написал записку маме — куда он пошёл и когда  придёт)

-Вова пришёл к Вите. Дверь отворила его мама. Вова сказал…

( дети  продолжают)

-Витина мама через некоторое время позвала мальчиков пить чай. Вова сел за стол и…

( дети рассказывают, как Вова должен был вести  себя за столом).

-А сейчас ваши товарищи прочитают вам стихотворение  С.Я.Маршака

« Ежели вы вежливы». А вы, ребята, проявите свою вежливость к своим товарищам, внимательно послушайте и отложите  себе в памяти, что нужно  делать, чтобы быть вежливыми.

                                Ежели вы вежливы,

                                И  к совести не глухи,

                                Вы место без протеста

                                Уступите старухе.

Ежели вы вежливы

В душе, а не для виду,

В троллейбус вы поможете

Взобраться инвалиду.

                                И ежели вы вежливы,

                                То, сидя на уроке,

                                Не будете с товарищем

                                Трещать, как две сороки.

И ежели вы вежливы,

Поможете вы маме

И  помощь ей предложите

Без просьбы- то есть сами.

                                И ежели вы вежливы,

                                То в разговоре с тётей,

                                И с дедушкой, и с бабушкой

                                Вы их не перебьёте.

И ежели вы вежливы,

То вам, товарищ, надо

Всегда без опоздания

Ходить на сбор отряда.

Не тратить же товарищам,

Явившимся заранее,

Минуты на собрание

Часы на ожиданье!

                                И ежели вы вежливы,

                                Тому, кто послабее,

                                Вы будете защитником,

                                Пред  сильным  не робея.

Знал одного ребёнка я.

Гулял он с важной нянею.

Она давала тонкое

Ребёнку воспитание.

Был вежлив этот мальчик

И, право, очень мил:

Отняв у младших мячик

Он их благодарил,

«Спасибо»,- говорил.

                                Нет, ежели вы вежливы,

                                То вы благодарите,

                                Но мячика у мальчика

                                Без спросу не берите!

— Ребята, как вы думаете, что значит правило точности?

-Труд, общественная работа, игра, развлечения, занятия и т.д. часто бывают  коллективными, когда от каждого зависит общий успех. Поэтому воспитанный человек должен быть точным. Точность нужна во всём: в работе и учении, в приходе к определённому сроку в школу, на собрание, в кино, в театр. Точность должна быть в исполнении обещаний. Дал слово — исполни, обещал прийти- приди вовремя.

-Ребята, представьте вот такую ситуацию.

-В классе должен пройти какой-то утренник, на который были  приглашены гости. И вот кто-то из участников не выучил своих слов. Но зато, когда раздавали слова, он громче всех кричал, чтобы ему дали слова, и обещал, что он  их обязательно выучит. Мало того он даже и не пришёл.

-Может быть, его слова главные в этом утреннике. От этого может и утренник не  получиться как надо или совсем сорваться. И от этого у всех испортится  настроение, и у ребят, и у гостей. А ведь ребята много готовились и из-за какого-то не воспитанного человека все их труды идут насмарку.

-А скажите, ребята, случались ли в вашей жизни такие не воспитанные ребята?

3.ПРАВИЛО ДЕЛИКАТНОСТИ.

-Оказывать помощь другому человеку надо деликатно, не подчёркивая, что ты совершаешь хороший поступок, не хвастаться этим. Ведь помощь оказывается не ради того, чтобы обратить на себя внимание. Надо уметь и  принять помощь, не отказываться от совета, не думать, что ты лучше всех и всё умеешь делать сам.

-А сейчас внимательно послушайте ситуации и найдите ошибки.

        « Лене надо было срочно обратиться к учителю, а та говорила с другой учительницей. Лена подбежала к учительнице и сказала: « Елена Петровна…»

— Чтобы вы посоветовали девочки?

-Ещё одна ситуация.

        «Миша пришёл домой к Пете, чтобы вместе делать домашнее задание. Работали очень добросовестно, серьёзно. В это время пришла Петина мама, нагруженная сумками, и  сказала: « Петя, помоги мне отнести сумки на кухню». Петя сказал: « Мама, мы ведь серьёзным делом заняты — уроками».

-Выскажите своё мнение по поводу поведения мальчиков. Какие ошибки в их поведении вы заметили?

-А вот ещё ситуация.

        «Большая перемена. Ты выбежал в вестибюль немного размяться и развеяться. Но так увлекся, что сбил с ног малыша – первоклашку. Твои  действия?»

а) пронесёшься мимо.

б) поднимешь малыша, извинишься.

в) постараешься не допустить подобной ситуации.

-А сейчас проявите свою вежливость и послушайте  стихотворение   С.Михалкова « Одна рифма».  

— Слушайте внимательно, чтобы потом ответить на вопрос.

                Шёл трамвай десятый номер

                По бульварному кольцу.

                В нём сидело и стояло

                Сто пятнадцать человек.

                Люди входят и выходят

                Продвигаются вперёд.

                Пионеру Николаю

                Ехать очень хорошо.

                Он сидит на лучшем месте-

                Возле самого окна.

                У него коньки под мышкой:

                Он собрался на каток.

                Вдруг на пятой остановке,

                Опираясь на клюку,

                Бабка дряхлая влезает

                В переполненный вагон.

                Люди входят и выходят,

                Продвигаются вперёд.

Читайте также:  Рассказы для младших школьников. новогодняя история «елка»

                Николай сидит, скучает,

                Бабка рядышком стоит.

                Вот вагон остановился

                Возле самого катка,

                И из этого вагона

                Вылезает пионер.

                На свободное местечко

                Захотелось бабке — сесть,

                Оглянуться  не успела-

                Место занято другим.

                Пионеру Валентину

                Ехать очень хорошо,

                Он сидит  на лучшем месте,

                Возвращается с катка.

                Люди входят и выходят,

                Продвигаются вперёд.

                Валентин сидит скучает,

                Бабка рядышком стоит.

        Этот  случай  про старушку

        Можно дальше продолжать,

        Но давайте скажем в рифму:

        -СТАРОСТЬ  НУЖНО  УВАЖАТЬ!

-Что вы можете сказать о мальчиках из этого стихотворения. Какие это ребята? Ребята не должны быть такими.

ИТОГ

-В толковом словаре под редакцией С.И.Ожегова сказано, что воспитанный человек – это человек, который умеет хорошо вести себя.

-Чтобы не возникали неприятности, огорчения, ссоры, нужно всем запомнить очень важные правила культуры поведения и руководствоваться ими в повседневной жизни. И запомните, что вежливым, воспитанным и культурным человек не рождается, а становится.

Источник: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2015/03/01/beseda-o-kulture-povedeniya

Конспект беседы «О вежливости»

Конспект беседы «О вежливости»

Цель: Ознакомление уч-ся с правилами «вежливости», «волшебными словами»

Задачи: вызвать желание соблюдать школьный этиткет;

напомнить о правилах общения с одноклассниками

.

Учитель: Здравствуйте, ребята!

Сегодня мы поговорим о вежливых,

«волшебных» словах, которые используем

в повседневной жизни. А помогут мне

участницы клуба «Милосердие» (представление уч)

1-й ученик:

Друзья, вот вам на всякий случай

Стихи о школьнике одном

его зовут… , и впрочем,

Мы вам его не назовем

2-й ученик:

«Спасибо», «здравствуйте», «простите»-

Произносить он не привык,

Произносить он не привык,

Простого слова «извините»,

Не одолел его язык

3-й ученик:

Ему бывает часто лень

Сказать при встрече «Добрый день»

Казалось бы простое слово,

А он стесняется молчит

И в лучшим случае «здорово»

Он вместо «Здравствуйте говорит»

4-й ученик:

А вместо слова «до свиданья»

Не говорит он ничего

Или заявит на прощанье

«Ну, я пошел, пока, всего».

5-й ученик:

Не скажет он друзьям по школе

Алеша, Петя, Ваня, Толя

Своих друзей зовет он только.

Алешка, Петька, Ванька, Толька

6-й ученик:

Ребята, мы не можем тут

Сказать вам, как его зовут

Мы честно вас предупреждаем,

Что имени его не знаем.

7-й урок: Но может быть, он вам знаком

И вы встречались с ним где-либо

Тогда скажите нам о нем,

А мы… Мы скажем вам спасибо.

Учитель:

Для того, чтобы стать вежливыми,

Вы, ребята, должны как можно чаще

пользоваться «волшебными словами» словами,

от которых становится теплее, радостнее, светлее.

В слове заключено великая сила. Доброе слово

может подбодрить человека в трудную минуту.

Может помочь рассеять плохое настроение. Но

не только, ребята, слова должны быть добрыми.

Надо, чтобы и поступки ваши были разумными,

честными, такими, чтобы никогда вам за них

не приходилось стыдиться. Надо стараться всегда и во всем быть полезным людям.

8-й ученик:

Наверно вы согласитесь с героем стихотворения

С. Погорельского «попробуй волшебником стать,

который говорит».

Понять и исполнить

Желание другого-

Одно удовольствие,

Честное слово.

А теперь, ребята, давайте решим все вместе такую задачу

9-й ученик:

Мальчик крикнул прохожему: « Скажите,

сколько сейчас часов?» Обращаясь к прохожему,

мальчик сделал 3 ошибки. Ответьте, какие ошибки

он сделал?

  1. Мальчик должен был не кричать, и спокойно спросить:

«скажите, пожалуйста, который час?»

  1. И после ответа взрослого, надо сказать «Спасибо»

10-й ученик

Еще одна задача. Одна девочка жаловалась возмущенно маме — «Во дворе мальчишка такой невежа, зовет меня Галька»

«А ты как его зовешь? — спросила мама

«Я его вообще никак не зову? — ответила

Галя, — я ему просто кричу: «Эй, ты!» Скажите, права ли Галя?

11-й ученик

По улице шли 2 прохожих. Одному 62 года, другому -8 лет. У первого было 5 предметов: 1-портфель, 3 книжки, 1 пакет. Одна из книг упала. «У Вас упала книга!» — закричал «мальчик», догоняя прохожего. «Разве?» — удивился тот.

»Конечно» — объяснил мальчик, — у Вас было 3 книги, 1 портфель, и пакет — итого 5 вещей, а теперь осталось 4.

«Я вижу, ты «хорошо знаешь вычитание и сложение» — сказал прохожий, с трудом поднимая упавшую книгу, — однако, «есть правила, которых ты еще не усвоил».

Какие это правила? Что должен быть сделать мальчик?

Ведущий: «ребята, какие «волшебные слова вы знаете?»

Ученики: «Спасибо», «извините», «пожалуйста», доброе утро», «здравствуйте, «до свидания»

Учитель: А сейчас мы поиграем.

Игра называется «Вежливые прятки»

Выбираем ведущего и нескольких игроков.

Ведущему завязываем глаза, остальные

игроки произносят вежливые слова

Если игрок назвал неправильное слово, то он выбывает из игры.

Поиграем еще в одну игру.

Вам будут заданы вопросы об этикете.

Ученик, ответивший правильно, получает физику. Кто получит больше кол-во физик, тот победитель игры.

Учитель подводит итоги игр.

«Давайте еще раз вспомним вежливые, «волшебные слова, которые мы используем в повседневной жизни»

Тема: «Путешествие по городу «Вежливости».Цель: формирование у детей нравственного представления о вежливости;Задачи: 1) Повторить и закрепить с детьми формы вежливых обращений с людьми.2) Обратить внимание детей на то, что добрые слова непременно должны сочетаться с добрыми поступками.3) Воспитывать чувства товарищества и дружбы

Оборудование: названия станций, пословицы, ролик « Ералаш», плакат с изображением паровоза,  звонок, слайды.

 Ход занятия:I. Организационная часть.   II. Беседа.

     — Ребята, сегодня мы будем говорить о чём-то очень важном. А о чём, вы узнаете после просмотра фильма.

1) Просмотр ролика «Ералаш». («Давайте говорить друг другу комплементы.)         2) Обсуждение ситуации.     — Как вели себя дети в школе?     — Какие слова употребляли в своей речи?     — О каком дне говорится в фильме?

     — Вот об этом и будем сегодня говорить.(О дне вежливости)

III. Сообщение темы и цели.
    — Сегодня мы будем путешествовать по необычному городу. Он называется город «Вежливости». Путешествовать мы будем вот на этом поезде.

IV. Игра – путешествие.: — Объявляется посадка на поезд. Прошу занять свои места.1. Станция «Добрая».

  Ведущий: Для того, чтобы стать вежливым, вы должны как можно чаще пользоваться «волшебными» словами, от которых становится радостнее, теплее, светлее на сердце у других людей.

1). Стихотворение О. Дриз «Добрые слова».

Добрые слова не лень Повторять мне трижды в день.Только выйду за ворота, Всем идущим на работу, Кузнецу, ткачу, врачу,«С добрым утром!»- я кричу.«Добрый день!»- кричу я вследВсем идущим на обед.«Добрый вечер!»- так встречаю всех домой спешащих к чаю.Ведущий: Не только слова, но и поступки должны быть добрыми.

Давайте вместе решим задачу:

2). По улице шли двое прохожих. Одному 62 года, а другому 8 лет. У первого в руках было несколько предметов:1 портфель, 3 книжки и 1 большой свёрток. Одна из книг упала.- У Вас упала книга,- закричал мальчик, догоняя прохожего.

— Разве,- удивился тот.- Конечно,- объяснил мальчик,- у Вас было 5 вещей, а осталось 4.- Я вижу, ты хорошо знаешь вычитание и сложение,- сказал прохожий, с трудом поднимая упавшую книгу,- однако, есть правила, которых ты ещё не усвоил.

— Какие это правила? Что должен был сделать мальчик?

2. Станция «Культурная».

Ведущий: Сейчас вы ещё младшие школьники, но уже не малыши. Каждый человек должен воспитывать в себе привычку заботиться о людях, стремиться доставлять им радость, создавать хорошее настроение, быть отзывчивыми, внимательными.

1) Игра «Вежливо или невежливо».1. Мама послала вас к соседке взять в долг муки. Как вы это сделаете?2. Вы хотите пригласить своих товарищей на день рождения. Как вы это сделаете?3.Вы пришли в магазин, чтобы купить тетради.

Как вы обратитесь к продавцу?4. Ваши товарищи позвали вас в кино, но вы не можете с ними пойти, потому что не сделали домашнее задание.

Как вы ответите на их предложение?Ведущий: Иногда в школе ребята ведут себя хорошо, ну, а после школы…Об

этом говорит А. Л. Барто в своём стихотворении «Любочка».

Ученик:   Синенькая юбочка,Ленточка в косе.Кто не знает Любочку?Любу знают все.(Звучит полька. Любочка танцует под неё.) Девочки на празднике Соберутся в круг.Как танцует Любочка!Лучше всех подруг.(Звучит  полька. Любочка танцует под неё.

)Кружится и юбочка, И ленточка в косе.Все глядят на Любочку,Радуются все.Но если к этой ЛюбочкеВы придёте в дом,Там вы эту девочку Узнаете с трудом.

Она кричит с порога,Объявляет на ходу:- У меня уроков много,Я за хлебом не пойду!Едет Любочка в трамвае-Она билета не берёт,Всех локтями раздвигая,Пробирается в перёд.Говорит она, толкаясь:- Фу, какая теснота!Говорит она старушке:- Это детские места.

— Ну, садись!- вздыхает та.Синенькая юбочка,Ленточка в косе.Вот какая Любочка Во всей своей красе.Случается, что девочкиБывают очень грубыми,Хотя не обязательно

Читайте также:  Мероприятие ко дню отца в начальной школе

Они зовутся Любами.

3. Станция «Вежливая».

Ведущий: Ребята, а почему вежливые слова называют ещё «волшебными»? А какие «волшебные» слова вы знаете? (Дети называют) Послушайте стихи об этих словах.

Добрый день.- Добрый день!- тебе сказали.- Добрый день!- ответил ты.Как две ниточки связали-Теплоты и доброты.                      Доброго пути.Нам желают: «Доброго пути!»Будет легче ехать и идти.Приведёт, конечно, добрый путьТоже к доброму чему- нибудь.                      Здравствуйте.- Здравствуйте!- ты скажешь человеку.

— Здравствуй!- улыбнётся он в ответ.И, наверно не пойдёт в аптекуИ здоровым будет много лет.                       Спасибо.За что мы говорим «спасибо»?За всё, что делают для нас.И мы припомнить не смогли бы-Кому сказали, сколько раз?                      Простите.

Простите, я больше не будуНечаянно бить посуду,И взрослых перебивать,И что обещал- забывать.Но если я всё же забуду-Простите, я больше не буду.                    Пожалуйста.Отменить, что ли, слово «пожалуйста»-Повторяем его поминутно.Нет, пожалуй, что без «пожалуйста»Нам становится неуютно.                      Добрые слова.

Эти слова всем известны давно,Видишь- они просты и не новы.Но я ещё повторю всё равно:

— Добрые люди, будьте здоровы!

Ведущий: Ну вот, «волшебные слова» мы вспомнили.
А сейчас Наталья Николаевна прочитает вредные советы. Внимательно прослушайте стихи и скажите, что в этих советах неправильного, вредного и как по-настоящему нужно поступить в данных ситуациях.

1-й совет.Если ты пришёл к знакомым-Не здоровайся ни с кем,Слов «пожалуйста», «спасибо»Никому не говори.Отвернись и на вопросыНи на чьи не отвечай,И тогда никто не скажет

Про тебя, что ты болтун.

 2-й совет.Если друг на день рожденьяПригласил тебя к себе,Ты оставь подарок дома-пригодится самому.Сесть старайся рядом с тортом,В разговоры не вступай:Ты во время разговора

Вдвое меньше съешь конфет.

3-й совет.Девчонок надо никогдаНигде не замечатьИ не давать проходу имНигде и никогда.Им надо ножки подставлять,

Пугать из-за угла…

4-й совет.Если к папе или к мамеТётя взрослая пришлаИ ведёт какой-то важныйИ серьёзный разговор,Нужно сзади незаметноК ней подкрасться, а потомГромко крикнуть прямо в ухо:

«Стой, сдавайся! Руки вверх!»

5-й совет.Если друг твой самый лучшийПоскользнулся и упал,Покажи на друга пальцем

И хватайся за живот.

4. Станция «Драчливая».

Ведущий: О ком говорят: «Драчлив, как петух»?

-А как вы думаете,  чего обычно начинаются драки?- А нужно ли давать сдачи, если вас кто-то ударил? И к чему может привести то, что вы дали сдачи?А вот какой совет даёт А. Л.

Барто в стихотворении « Если бьют…»1) У мальчишки после драки     Отличительные знаки,     Но не прячет он царапин,     Нет, наоборот,     Он, услышав голос папин,     Говорит: — ну вот,     Всё в порядке! Я им выдал!     Я им дал сполна!     И отец с довольным видом     Смотрит на сынка.

      И сегодня на бульваре      Дрался он, как лев,      Двух обидчиков ударил,      Сразу осмелев.      — Молодец!- одобрил папа-      Вот теперь ты не растяпа.      И запомни впредь:      Затевать позорно драку.      Если бьют тебя, однако,

      Если бьют – ответь.

Ведущий:  А какой совет вам дали бы ваши родители?Можно ли сказать, что папа дал мальчику верный и хороший совет?О драках народная мудрость гласит:             Подыми руку, но не ударь.             Дракою прав не будешь.             Ссора до добра не доведёт.

              Куда ни придёт, ссору заведёт.

5. Станция «Дружеская».

Ведущий: К сожалению, в школе не изжиты драки ребят в классах, на переменах. Поэт Б. Заходер рассказал об этом в стихотворении «Мы друзья»

1-й ученик:  С виду мы не очень схожи:                      Петька толстый,                       Я — худой.                      НЕ похожи мы, а всё же

                      Нас не разольёшь водой!…

2-й ученик:  Дело в том, что он и я                      Закадычные друзья!                      Всё мы делаем  вдвоём.

                      Даже вместе отстаём1

1-й ученик: Дружба дружбою, однако                     И у нас случилась драка.                      Был, конечно, важный повод.                      Очень важный повод был!

                      Помнишь, Петя?

2-й ученик: Что-то Вова,
                     Позабыл.

1-й ученик: И я забыл!                     Ну не важно! Дрались честно.                     Как положено друзьям!                     Я как стукну!2-й ученик: Я как тресну!1-й ученик: А я как дам!                    Скоро в ход пошли портфели.

                    Словом, скромничать не буду-                    Драка вышла хоть куда!                    Только смотрим — что за чудо?                    С нас ручьём бежит вода!                    Это Вовкина сестра                    Облила нас из ведра!2-й ученик: С нас вода ручьями льётся,                      А она ещё смеётся:                      — Вы действительно друзья!

                         Вас водой разлить нельзя.

V. Итог.Ведущий: Ребята, все вы должны оставаться друзьями. Когда вы закончите школу, вы станете рабочими, врачами, строителями, капитанами… Есть сотни профессий, среди них каждый из вас выберет себе ту, которая для вас станет самой интересной. Но, прежде всего вы должны вырасти настоящими, хорошими людьми: добрыми, смелыми, вежливыми. А этому нужно учиться.

Да здравствует добро, уважение и чуткость друг к другу! -Так, что же такое вежливость? (Открываются слова: уважительность, внимательность, заботливость, порядочность, тактичность, доброжелательность.1.    Слова: «До свиданья!»,       «Спасибо», «Простите»,       «Пожалуйста», «Здравствуйте»-        Щедро дарите!        Дарите прохожим,         Друзьям и знакомым.

— Ребята, мы  приготовили вам памятки о правилах поведения. (Чтение правил детьми)

3.    (Звучит песня о доброте)

Ведущий:-Ребята, наше путешествие подошло к концу.
вежливые, добрые люди они как солнышки, а те, кто не пользуются «волшебными словами, они ходят грустные, как эта тучка. А вы бы хотели быть солнышками или тучками? Прикрепите свои жетончики.

Источник: https://gigabaza.ru/doc/66397.html

О чем проводить беседы для младших школьников?

Нравственное воспитание школьников выступает очень важным для учителя, ведь ему нужно знать не только предметы, которые он читает, а и знать их методики. Кроме того, он должен направить деятельность только на воспитание детей.

У младших школьников активно развиваются разные виды восприятия – это и физическое, и художественное, и эмоциональное. Поэтому и учителя, и родители должны обращать на это внимание.

В школе нужно активно проводить занятия по физической культуре, ведь именно на этом уроке младшие школьники энергичные и активные, именно здесь они отдыхают от эмоционального напряжения, которое могут испытывать на уроках.

Что касается художественного развития, то оно заключается в ощущении прекрасного ребенком, с ним нужно посещать разные выставки, концерты и музеи, желательно также, чтобы он сам принимал в них участие.

Эмоциональное развитие младшего школьника также очень важно, ребенку нужно объяснять, что есть не только позитивные эмоции, но и негативные, он должен знать, что в будущем он будет сталкиваться с разными ситуациями, и будут испытывать при этом самые разные чувства.

Как видно, развитие младших школьников нужно начинать с самых малых лет, в школе педагог должен рассказывать о нравственных нормах, об отношениях людей к обществу, к коллективу, к труду, к окружающим и к самим себе.

Поэтому в воспитании применяются самые разные средства, но чаще всего – проводятся беседы. Беседа являет собой метод систематического и поочередного обсуждения знаний, которые требуют участия со стороны ученика и педагога. Она отличается от обычного рассказа тем, что педагог представляет ученику разные точки зрения, приводит ему примеры, выслушивает его мнения и предпочтения.

Стоит отметить, что беседа тогда будет иметь воспитательный характер, когда в ее основе будет лежать проблема, которую можно будет разрешить при помощи разных идей и мнений. Учитель должен научиться ставить такие проблемы, которые будут помогать ученикам, находить ответы самостоятельно.

Ни в коем случае нельзя допускать того, что сценарий беседы заучивается заранее, и проговаривается без эмоций. Естественно, можно подготовить заранее возможные вопросы, но дети должны говорить только то, что они думают, не стоит навязывать им свое мнение. Нужно учить их вырабатывать самостоятельную точку зрения, чтобы они учились слушать мнения других, не перебивая и не осуждая собеседника.

Также нужно отметить, что беседа не должна превращаться в лекцию, где учитель говорит, а дети слушают и держат свое мнение в себе. Нужно подойти к вопросу, так, чтобы беседа превратилась в теплое откровение, где ученики откроют свою душу.

Что касается материала для беседы, то он должен быть подготовленным так, чтобы хорошо подходил к возрасту учеников. Ни в коем случае нельзя подбирать тяжелые вопросы, которые трудны для детского восприятия. Обязательно нужно руководствоваться прожитым опытом и примерами, нужно чаще отвлекаться от темы, тогда результат будет желаемым.

Большую ошибку допускают те, которые думают, что беседы для младших школьников — это спонтанный метод, к которому не нужно заранее готовиться. Наоборот, профессиональные педагоги готовятся к ним заранее, ставя себя заранее не место ученика, продумывая факты и совершая их анализ.

Читайте также:  Легенда о масленице

Кроме того, беседа имеет свою структуру и включает в себя следующие пункты:

— подготовка к беседе;

— проведение;

— оценка беседы и выводы, сделанные детьми.

Как показывает практика, желательно проводить беседы во внеурочное время, несколько раз в месяц. Готовиться к ней нужно около недели, и для младших школьников она должна занимать около 30 минут времени.

Этап подготовки довольно сложен, так как он включает в себя самую разную деятельность и учителя, и детей. Нужно определиться с темой, подумать, будет ли она актуальной и нужной для детского развития.

Далее нужно подобрать материал, в котором будет говориться, как нужно поступить в определенной ситуации, какие выводы нужно сделать. После этого можно написать примерные вопросы, которые на протяжении беседы могут изменяться или добавляться.

Ученикам также заранее говорится о том, что будет проводиться беседа на определенную тему. Они должны также к ней подготовиться, подумать, какие бы вопросы они хотели задать, определить примерные ответы, понять свою точку зрения.

Учитель должен сделать так, чтобы беседы для школьников были интересными и актуальными, чтобы дети активно участвовали в ее проведении, а главное – чтобы высказывали свое мнение.

Педагог поступает правильно в том случае, когда во время беседы задает вопросы, наводит жизненные примеры, отмечает краткие и убедительные замечания, уточняет рассказы детей, плавно исключает появления негативных мыслей.

Правильно заданные вопросы должны привести к тому, что у детей должно выработаться определенное моральное правило, которое они будут выполнять при разговорах с другими. Учитель может при подготовке вопроса ориентироваться на следующие моменты:

— Вопрос должен заставить ребенка задуматься над поступком.

— Вопрос должен обратить внимание детей на нравственную сторону жизни и поступка.

— Вопрос должен привлекать внимание ребенка к переживаниям людей, он должен научиться сопереживать людям.

Ни в коем случае беседа не должна содержать в себе всякого рода насмешек, упреков и так далее. Она должна быть непринужденной и дети должны чувствовать себя спокойно, делиться впечатлением и опытом.

Для того чтобы беседа была успешной, нужно правильно ее начать, возбудив интерес у детей. Для этого можно использовать некоторые приемы:

— Поставить вопрос, который связан с каким-то понятием, к примеру, что такое вежливость и так далее.

— Перед тем, как перейти непосредственно к теме беседы, можно рассказать интересную и занимательную ситуацию, которая имеет прямое отношение к разговору.

— При объявлении темы можно придать ей особой важности, подчеркнув ее значение при помощи афоризмов или высказыванием знаменитого человека.

Излагать материал желательно в форме рассказа, объяснения, можно обращаться за помощью к книгам, картинам, газетам и так далее.

Когда подходит момент к анализу поведения школьников, нужно обращать внимание только на положительные примеры, о разных негативных моментах лучше говорить мягко, не повышая тона, намекая на то, что школьники ликвидируют негативную ситуацию.

При подведении итогов нужно приводить яркие высказывания для того, чтобы беседа ярче проникла во внутреннее сознание ученика.

Для младших школьников желательно проводить беседы на такие темы:

— «Уроки вежливости». Эта беседа нужна для того, чтобы ребенок знал и понимал, как нужно вести себя с окружающими. Ему нужно донести важность моральных ценностей, таких, как достоинство, правила поведения, нормы, и так далее.

При проведении желательно обращаться к позитивным героям сказок, литературным персонажам и так далее. Ребенок должен научиться употреблять как можно чаще вежливые слова, представлять, какую роль в жизни ребенка играет семья, родные и окружающие люди,

Также нужно рассказать школьнику, насколько важна взаимная помощь и взаимная поддержка, а также дружба с одноклассниками и другими детьми. На примерах отрывков из художественной литературы нужно подчеркнуть, что помощь должна быть обязательно бескорыстной, нужно помогать не только родным, а и незнакомым людям, если те нуждаются в такой помощи.

Также школьник должен знать, что очень плохо обманывать окружающих людей, что правда все равно рано или поздно окажется снаружи, нужно доказать, что человека ценят благодаря честности.

Понятие вежливости включает в себя также знание о труде, который также очень важен для жизни, что с малых лет нужно помогать родителям. Кроме того, ребенок должен очень аккуратно относиться к своим вещам, так как если их бросать по всей комнате, не ухаживать за ними, тогда они очень быстро придут в негодность.

— Беседы о семье. В них педагог помогает осознать школьникам, что родители являются самыми близкими людьми, которых нужно уважать и ценить.

Ведь всем известно, что где бы человек ни был, в какую бы страну не занесла его жизнь, он всегда может вернуться в отчий дом, где его любят и ждут.

Также младший школьник должен понять, что именно родительская любовь является самой бескорыстной и преданной.

В ходе беседы нужно показывать жизненные примеры о важности семьи, обращаться к художественным произведениям, к жизненным ситуациям и так далее. Ученик должен самостоятельно дать ответ на вопрос, кто для него в жизни самый важный, кому нужно помогать и кого нужно ценить.

Педагог может навести примеры стихотворений, пословиц и песен о маме, о ее роли в жизни каждого человека. Поэтому с самого малого возраста нужно помогать маме по мере своих сил.

— Очень важной будет проведенная беседа для младших школьников на тему «Настоящая дружба». Ведь дети этого возраста еще проходят период адаптации в школе, поэтому очень важно найти для них хороших друзей, при помощи которых можно легко справиться с любыми неудачами.

В ходе беседы нужно спросить у детей о том, что они понимают под словом дружба, как они выбирают друзей и каким должен быть настоящий друг. Педагог должен при помощи различных приемов донести к детям важность дружбы, что нужно всегда стараться играть и трудиться вместе, помогать друг другу совершенно безвозмездно и так далее.

Дети должны сами прийти к выводу о том, что самому очень тяжело жить на свете, что рано или поздно каждому понадобиться помощь, которую окажет только друг.

Поэтому с самого юного возраста нужно учиться уступать друг другу, делиться друг другом не только жвачками, а и своими мыслями, проблемами, высказывать свое мнение и слушать мнение друзей, ведь настоящие друзья никогда не посоветуют плохого.

— Беседы о взаимопомощи для ребенка младшего школьного возраста тоже важны, так как ученик должен понимать, что нужно всегда идти на помощь не только родным и близким, а и малознакомым людям.

При помощи художественных произведений нужно объяснить ребенку, что настоящая помощь должны быть сделана только от души, она не измеряется ни в каких суммах.

Также нужно рассказать о том, что благодарность другого человека является самой большой наградой, которую нельзя заменить ничем.

В этой беседе нужно обратить внимание на такое моральное качество, как правда. Детям нужно очень аккуратно объяснить, что не стоит из-за состояния стыда или страха наказания со стороны родителей скрывать правду, врать, так как вранье, никогда и никого ни к чему хорошему не приводило, наоборот, человек замыкался в себе и не мог дальше жить спокойно.

Дети должны понять простую истину о том, что правду нужно говорить любую, какой бы она не была. На примерах можно показать ребенку, что родители очень рады за своего ребенка, когда он говорит правду. Важно доказать, что правда – это очень ценное качество.

Стоит отметить, что не только педагоги должны проводить беседы с детьми на разные темы.

Важно, чтобы родители с самого малого возраста объясняли ребенку, насколько важно расти добрым, честным, отзывчивым и вежливым человеком.

Воспитывать эти чувства помогут ролевые и дидактические игры, в которые нужно играть с ребенком трехлетнего возраста. Тогда он будет вырабатывать эти моральные качества и в зрелом возрасте.

Желательно чаще хвалить ребенка за хорошие поступки, и объяснять про негативные последствия плохих поступков. Нужно не кричать на школьника за его погрешности, а правильно объяснять, как лучше поступить в той или иной ситуации, чтобы ему самому стало стыдно, и он понял, что так поступать нельзя никогда.

Как видно, подготовиться к беседе не так и просто. Ведь опытные педагоги нередко отмечают тот факт, что беседу провести намного сложнее, чем урок. Но вышеуказанные рекомендации помогут значительно упростить подготовку.

Источник: http://veselajashkola.ru/klass/o-chem-provodit-besedy-dlya-mladshix-shkolnikov/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector