Конспект экскурсии в мае для 1-2 класса

Урок — экскурсия направлен на углубление и расширение представлений о сезонных изменениях в природе.коррекцию зрительного восприятия через наблюдение за природой, а также воспитание умения вести себя на улице, внимательно слушать инструкции учителя; воспитывает бережное отношение к животным.

Цели:

  1. Углубить и расширить представления о сезонных изменениях в природе.
  2. Коррекция зрительного восприятия через наблюдение за природой.
  3. Воспитывать умение вести себя на улице, внимательно слушать инструкции учителя; воспитывать бережное отношение к животным.

Ход занятия:

Оргмомент:

— Здравствуйте, ребята! Подровнялись. Тихонько садитесь. Начинаем урок.

Предварительная беседа в классе:

— Мы продолжаем изучать сезонные изменения в природе. Скажите мне, какие времена года вы знаете? (Зима, весна, лето, осень).

— Какое время года сейчас? (Осень).

— Назовите осенние месяцы. (Сентябрь, октябрь, ноябрь).

— А что происходит с деревьями, травой, цветами? (Деревья сбрасывают листву, трава и цветы увядают)

— Как ведут себя осенью животные, птицы, насекомые? (Делают запасы пищи, утепляют жилища и т.д.)

— Молодцы! И что бы нам поближе познакомиться с осенней природой, мы с вами проведем наш урок в парке. Итак, мы отправляемся на экскурсию.

— На улице вы должны будете соблюдать некоторые правила поведения:

  • Не отходить далеко от группы;
  • Не сорить;
  • Внимательно слушать учителя;
  • При переходе через дорогу остановиться, посмотреть сначала налево, потом на право, и убедившись, что дорога свободна, переходить.

Экскурсия:

— Итак, ребята, вот мы и пришли в парк. Что мы видим вокруг? (Деревья, клумбы, газоны и т.д.).

— А может кто – нибудь знает названия деревьев, которые здесь растут?

— Ребята! Скажите, что изменилось в парке по сравнению с летом?

(Листья на деревьях пожелтели и осыпались, трава завяла, цветы тоже и т.д.)

— А как вы думаете, зачем осенью деревья сбрасывают свои листья? (Так они готовятся к зиме)

— А почему именно так? Деревья берут вещества, необходимые для жизни из земли. Осенью их становится меньше. И чтобы не тратить лишние вещества на свои «наряды», деревья их сбрасывают.

Но не все деревья такие. Хвойные деревья стоят зелеными круглый год, потому что вместо листьев у них иголочки – хвоя.

В ней за лето накапливается достаточно питательных веществ для того, чтобы дерево оставалось зеленым и зимой.

— А теперь прислушайтесь хорошо. Что вы слышите? (Шум дороги, шаги прохожих и т.д.)

— А слышите ли вы птиц? (Нет)

— А почему? (Они улетели в теплые края)

— А почему осенью птицы улетают? (Становится холодно. Мало корма)

— А каких перелетных птиц вы знаете? (Ласточки, грачи и т.д.)

— Правильно. А какие птицы зимуют у нас? (Снегири, синицы, голуби и т.д.)

— Хорошо. Как мы с вами уже сказали, в холодное время в лесу становится меньше корма, поэтому птиц нужно подкармливать.

— А теперь еще раз оглянитесь вокруг, прислушайтесь, глубоко вдохните.

— Каким стал воздух с приходом осени? (Более холодным).

— Нравится вам осенняя природа?

— А какое время года вам нравится больше?

— Почему?

— Что вы чувствуете? Может кто – то вспомнил какую – нибудь песню или стихотворение?

Наблюдение:

— А сейчас, ребята, пронаблюдайте за небом. Посмотрите внимательно, какое оно? (Голубое, чистое, безоблачное)
Ребята, а солнце светит так же ярко и греет, как и летом? (Нет. Светит не так ярко и не греет.)

Практическая работа:

— А теперь в своих тетрадях зарисуйте что – нибудь из того, что вы видите, что вам больше всего понравилось.

— А сейчас выполните еще одно задание. Каждый из вас должен собрать листья, веточки, травинки. Но не берите все подряд, выбирайте более красивые.

— Теперь, ребята, все подходим ко мне. Вам понравилось наше сегодняшнее занятие?

— Итак, листочки, которые мы собрали, не выбрасывайте, берите их с собой. Возвращаемся в класс.

Игра:

— А сейчас давайте немножко поиграем. Разделитесь на две команды. Теперь каждая команда по очереди будет называть признаки осени. Кто больше назовет, тот и победил.

Обобщающая беседа в классе:

— Давайте вспомним по порядку, что нового вы сегодня узнали об осени.

— Что происходит с природой осенью? (Воздух становится холоднее, птицы улетают в теплые края, деревья сбрасывают листву)

— А почему они это делают? (Потому что становится мало веществ, необходимых для жизни.)

— А все деревья так делают? (Нет. Хвойные деревья остаются зелеными круглый год)

— А почему? (Потому что вместо листьев у них хвоя, в которой находится необходимое количество питательных веществ).

Домашнее задание:

— Дома вы должны будете составить осенний букет из листьев, которые вы собрали сегодня. Завтра мы устроим конкурс на самый лучший осенний букет.

Демина Олеся Васильевна, логопед, олигофренопедагог, МБОУ ООШ №1,

г. Слюдянки Иркутской области

(3 понравилось, средний балл: 4,67 из 5)
 Loading …

Источник: http://LogoPortal.ru/konspekt-uroka-ekskursiya-v-osenniy-park/.html

Конспект осенней экскурсии в парк для учащихся 2-го класса

Вахрушева Людмила Николаевна, заведующий кафедрой педагогики и методики дошкольного и начального образования Вятского государственного

гуманитарного университета г.Киров

Смирнова Лариса Михайловна, учитель начальных классов МБОУ СОШ с углубленным изучением отдельных предметов № 61 г.Киров

Название работы:Осенняя экскурсия в парк для учащихся 2-го класса

Краткое описание: предлагается конспект осенней экскурсии в парк для учащихся 2-го класса. В ходе экскурсии ученики наблюдают и характеризуют изменения в живой и неживой природе и жизни человека, происходящие осенью.

Материалы и оборудование: карточки с заданиями для подгрупп.

Цели:

образовательные:познакомить с осенними изменениями и явлениями в живой и неживой природе и жизни человека (листопад, погода, сбор урожая и др.);

развивающие: развивать познавательный интерес к осенним изменениям и явлениям в природе и жизни человека, умение наблюдать и фиксировать изменения в природе осенью;

воспитательные: воспитывать желание сотрудничать в процессе работы в небольших подгруппах при заполнении карточек.

Ход экскурсии

Этапы Деятельность учителя Деятельность учащихся
1. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы Перед проведением экскурсии учащиеся делятся учителем на 2 группы. Далее по ходу экскурсии учащиеся получают одинаковые карточки с заданиями для наблюдений. По ходу экскурсии данные карточки заполняются, затем идёт обсуждение и сравнение полученных результатов. Карточки представлены ниже.Предварительная работа в классе.- Чтобы узнать, куда мы с вами сегодня отправимся, отгадайте загадку.Город этот не простой, он дремучий и густой.— Прежде чем отправиться на экскурсию, давайте вспомним как надо себя вести в лесу, в парке, чтобы не навредить лесным жителям. Работаем по поднятой руке.- Молодцы! Ребята, а какое сейчас время года? Почему вы так считаете?- Отгадайте загадки.Растут зеленеют,Упадут пожелтеют,Полежат почернеютОсень в гости к нам пришлаИ с собою принесла…Что? Скажите наугад!Ну, конечно….– Повторите ещё раз все отгадки. К какому времени года они подходят?- Сегодня мы с вами пойдём на экскурсию в парк и посмотрим, как изменился парк осенью. Как вы думаете, на что нам нужно будет обратить внимание?Пользуясь опорными словами на доске, составьте краткий примерный план наблюдений во время экскурсии.ИЗМЕНЕНИЯЖИВАЯ ПРИРОДАНЕЖИВАЯ ПРИРОДАЛЮДИ- Теперь мы готовы отправиться на экскурсию в парк. Лес1.Надо соблюдать тишину, чтобы не спугнуть никого.2. Нельзя мусорить, чтобы животные не ушли жить в другое место.3. Надо быть очень внимательным, чтобы не пропустить ничего.и др.Сейчас осень, потому что листья опадают.Сейчас осень, потому что часто идут дожди и на улице грязно.Сейчас осень, потому что дни стали короче и др.Отвечают хором ЛИСТЬЯ.Отвечают хором ЛИСТОПАДЛистья, листопад. Они подходят к осени.Я думаю, что нам надо обратить внимание на погоду.Я думаю, что надо обратить внимание на лес и др.План наблюдений на экскурсии.Первое – изменения в живой природе.Второе – изменения в неживой природе.Третье – изменения в жизни людей.

Источник: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/nachalnaja-shkola/okruzhajuschij-mir-jekologija/163830-konspekt-osennej-jekskursii-v-park-dlja-uchas.html

План-конспект проведения экскурсии с детьми подготовительной к школе группы «Весна пришла, Весне дорогу…»

План-конспект проведения экскурсии с детьми подготовительной к школе группы «Весна пришла, Весне дорогу…»

Цель: учить детей видеть сезонные изменения в природе, понимать взаимосвязь всего живого в природе.

Программные задачи:

Образовательные

  1. Расширять и обогащать знания детей о весенних изменениях в природе.
  2. Способствовать формированию интереса детей к природе.
  3. Закреплять знания детей о живой и неживой природе, способствовать развитию основ экологического воспитания, посредством экологических игр (дидактических, игр – путешествий), применения приёмов моделирования.
  4. Способствовать усвоению детьми разных способов обследования, установлению связей между способом обследования и познаваемым свойством предмета.

Развивающие

  1. Развивать у дошкольников интерес к природе, желание активно познавать и действовать с природными объектами с учетом избирательности и предпочтения детей.
  2. Развивать способность наблюдать, всматриваться в явления природы, замечать их изменения.
  3. Развивать умение устанавливать простейшие причинно-следственные связи в природе.
  4. Развивать умение дошкольников участвовать в коллективных разговорах, желание участвовать в совместной коллективной деятельности.

Воспитательные

  1. Обеспечить высокую умственную и речевую активность детей, используя разнообразные приемы (вопросы поискового характера, работу с моделями, упражнения в обобщениях и доказательствах).
  2. Упражнять детей в умении согласовывать речь и движения.
  3. Способствовать получению детьми ощущения бодрости, счастья, тепла, положительных эмоций.
  4. Формировать представления у детей о правильном поведении в общественных местах.
  5. Вызвать чувство гордости и восхищения, а также желание сделать свой город чище и краше.
  6. Воспитывать гуманное, экологически целесообразное отношение детей к природе.

Интеграция Образовательных Областей:

  • познавательное развитие;
  • социально-коммуникативное развитие;
  • речевое развитие;
  • физическое развитие.

Материал:

Модели правил поведения в природе, лупы, фотоаппараты, скворечники.

Предварительная работа:

Беседа о правилах поведения в парке. Дидактическая игра «Что возьмем с собой на экскурсию в парк?» (Из множества предметов дети самостоятельно выбирают то, что будет полезно и необходимо для экскурсии.

Дать возможность доказать, почему выбрал именно этот предмет.) Для наблюдений сделать фотоаппараты (оригами). Игра «Кто быстрее соберет рюкзак для экскурсии». Повторение правил дорожного движения.

Наблюдения в природе, чтение художественных произведений о весне.

Ход прогулки-экскурсии:

Организационный момент

Воспитатель: Дорогие, ребята! Сегодня с нами на прогулке будут наши гости.

-Добрый день! Мы предлагаем вам вместе с нами легко и весело соприкоснуться с миром природы, вспомнить и узнать ее тайны.

Читайте также:  Игры для детей 2, 3 лет на развитие ловкости

В нашем домике живет удивительный народ.

О природе много знает, все на свете примечает.

Если речка голубая пробудилась ото сна

И бежит в полях, сверкая, —

Значит к нам пришла… весна (говорят дети).

-Правильно наступила ВЕСНА.

предлагает детям посмотреть вокруг и говорит:

-Какая сегодня погода? (ответы детей)

-Как вы узнали, что сегодня хорошая погода?

-Посмотрите, какое небо, какие облака. На что они похожи?

-Как вы думаете, в такую хорошую, солнечную погоду мы можем пойти на экскурсию?

-Ребята, сегодня в детский сад пришло письмо от Весны. Давайте его прочитаем: «Здравствуйте дорогие ребята! Вот и закончилась холодная зима, пришло время с ней попрощаться и дружно встречать меня – Весну-Красну.

Но Зиме так понравилось в ваших краях, что она не торопится уходить, а меня, что бы я ей не мешала, она заколдовала и по ночам еще морозит.

Ребята, помогите, расколдуйте меня, а то я так и не смогу к вам придти!»

-Как расколдовать весну? Как помочь ей? В конверте с письмом, ребята, я нашла ещё записку от Зимы. В ней говорится, что если мы хотим расколдовать Весну, то должны отыскать весенние следы в парке. Ребята, ну что, поможем Весне? Сможем справиться с её заданиями? Тогда отправляемся в парк искать шаги (приметы) Весны. Но чтобы, я была уверена, что вы поможете Весне, хочу проверить ваши знания.

— Сколько вы знаете месяцев весны? С какого месяца начинается весна? (с марта).

Дети: Март — первый весенний месяц. Его называют «утром весны», «утром года», «солнечником». Солнце поднимается выше и светит ярче, дни становятся длиннее. Небо кажется синим-синим. На сугробах лежат голубые тени от деревьев.

Другое народное название марта — «капельник». От солнечных лучей снег становится рыхлым, сугробы оседают, сосульки падают и разбиваются. В полдень поет звонкую песенку мартовская капель.

Я в полдень слушаю капель,

Она журчит, как птичья трель.

Звенит хрустальным бубенцом,

Сбегая с крыши над крыльцом.

Воспитатель: Расскажите, что делают в марте птицы: синицы, воробьи и вороны.

Дети: В марте оживляются звери и птицы. Весело тенькают синицы, воробьи галдят, ссорятся, делят места для гнезд, а вороны строят гнезда и откладывают в них яйца.

Воспитатель: Отгадайте, какая птица прилетает в конце марта?

Всех перелетных птиц черней,

Чистит пашню от червей,

Взад-вперед по пашне вскачь,

А зовётся птица… (грач)

— Почему грача называют «вестником весны»?

Дети: В конце марта прилетают грачи — вестники весны. В народе говорят: «Грач зиму ломает». Есть еще и такая пословица: «Если грач на горе, то весна во дворе».

Воспитатель: Какой месяц сейчас по календарю?

Дети: Апрель — середина весны. Повсюду тает снег, бегут бурные звонкие ручьи. Апрель называют «месяцем живой воды».

Воспитатель: А как называют май? (травень)

— Вижу, вы действительно готовы помочь Весне. Тогда отправляемся в путь.

Дети с воспитателями отправляются в городской парк.

Основная часть

Воспитатель: Вы узнали это место? Помните мы приходили сюда осенью и зимой? Какие перемены вы заметили теперь? (ответы детей). Чтобы мы ни чего не пропустили, предлагаю вам делать во время экскурсии интересные снимки на память (детям раздаются фотоаппараты).

— Но Зима не пустит нас в парк, пока мы не назовем весенние признаки. Для этого я предлагаю вам поиграть игру «Ворота весны». Вы по очереди будете называть приметы весны. Только тот, кто правильно назовёт весенние приметы – пройдёт в ворота Весны. (Дети называют, становится первая пара, сделав ворота из рук, следующий проходит через них).

Дети: Капает капель, тает снег, бегут ручьи, день становится длиннее, солнце пригревает, трава появляется, почки набухают, птицы прилетают и т.д.

Воспитатель: С первыми лучами весеннего солнца природа преображается. Весна приглашает вас на прогулку, чтобы вы могли увидеть все её следы.

Но будьте внимательны, весной много лужиц, ручейков и чтобы не промочить ноги надо перепрыгнуть через них или обойти. В путь. Становитесь друг за другом.

По тропинке мы пойдем,

Лужу мимо обойдем.

(Дети перепрыгивают ручейки или обходят их, по пути пытаются найти признаки весны)

— Ребята, нас с вами встречает аллея.

— Какие деревья растут вдоль дорожки? (клены)

-Значит, как называется аллея? (кленовая). Давайте подойдем к клену и поздороваемся с ним (дети гладят кору дерева, рассматривают через лупу). — В каком состоянии находятся сейчас деревья? Что изменилось? (Набухают почки, рассмотреть через лупу).

— Что вы знаете об этом дереве? (дети делятся знаниями)

(Дети отправляются дальше, описывая и рассматривая знакомые деревья.)

— Отгадайте, к какому дереву мы сейчас подойдем?

Она весну встречает,

Сережки надевает,

Накинута на спинку

Зеленая косынка,

А платьице в полоску.

Узнаешь Ты… (березку)!

— Что это за дерево? (дети подходят к березе, рассматривают почки)

— Что произошло с почками?

— Что вы знаете о березе?

(Дети подходят к дубу)

— А что вы знаете о дубе? Как в старину говорили о сильном, крепком человеке? (Могуч, как дуб).

— Какую пользу приносит дерево человеку?

— Обнимите это дерево. Оно толще или тоньше?

— Как узнали?

— Чем отличается кора?

— Как человек использует древесину этого дерева? (дети делятся знаниями)

— Почему одни деревья гладкие, а другие шероховатые? (Кора – кожа дерева. Дерево растёт, кора трескается).

— Какие правила бережного обращения к деревьям нужно соблюдать? (воспитатель показывает экологические знаки — не ломать ветки, не портить кору дерева знаки)

Воспитатель: Давайте посмотрим в воображаемую подзорную трубу. Что необычного мы увидели в весеннем парке? (муравья, пчелу, паучка, сережки березы, набухшие почки и т.д.)

Воспитатель: Нас окружает множество звуков, запахов, шорохов… Давайте послушаем их. Какие звуки вы слышите? (пение птиц)

Отгадайте загадку:

Сдвинув шапку набекрень,

Распевает целый день!

Дети: Скворец.

Воспитатель: Правильно. А какие ещё птицы возвращаются весной? Как назвать их, одним словом? (Перелётные) Как люди готовятся к встрече перелётных птиц? (развешивают скворечники).

— А сейчас побродите по дорожкам парка и понаблюдайте за птицами. (Самостоятельное наблюдение детей)

— Каких птиц вы заметили? Как они называются? Как вы догадались, что это скворцы и др.? Почему они такие оживлённые? Чем заняты птицы весной? Зачем им гнёзда? Можно ли уносить птенцов домой? Почему нельзя?

(Воспитатель показывает экологические знаки)

Упражнение «Отгадай и присядь»

— Ребята, сейчас я буду называть перелетных и зимующих птиц, если вы услышите название зимующей птицы, то присядьте; а если название перелетной, то машите руками. Ворона, соловей, дятел, сорока, голубь, ласточка, синица, грач, скворец, снегирь, аист, журавль, воробей, цапля и др.

— Как нужно относиться к птицам, чтобы их не тревожить? (воспитатель демонстрирует экологические знаки)

Воспитатель: Я загадаю загадки, узнайте о ком они.

На берёзовую ветку

Кто сушить

Повесил сетку? (паук)

Летит — жужжит,

Сядет — молчит (жук).

Над цветком она летала,

И пыльцу из цветка собирала.

Полосатая она.

И зовут её… (пчела)

Пальчиковая игра «Вимси-вимси паучок»

(Дети выполняют движения руками в соотвествии с текстом)

Вимси-вимси паучок вверх ползёт, играет (дети перебирают пальчиками).

Дождик закапал (встряхивают кистями рук),

паучка смывает (движения рук вниз).

Солнышко встало (разводят руки в стороны),

лужи высыхают (движения рук внизу).

Вимси-вимси паучок вверх ползёт, играет (дети перебирают пальчиками).

Воспитатель: — О каком насекомом можно сказать ЖЕСТКОКРЫЛОЕ? (жук). Почему?

— Давайте внимательно поищем и сфотографируем насекомых, которые уже появились (свободное наблюдение).

Воспитатель: А вот если бы не было насекомых, была бы природа красивой? Как насекомые помогают растениям? (ответы детей)

Воспитатель: Да, сами того не зная, они переносят пыльцу, чем обеспечивают рождение новых растений.

Воспитатель: Ребята, как выглядит земля? (она покрыта свежей травой и цветами). Давайте назовем, какие цветы вы узнали? (ответы детей).

Воспитатель предлагает подойти к ним поближе, рассмотреть, понюхать. Рассматривая мать-и-мачеху, спрашивает, почему этот цветок так назвали.

Воспитатель: Найдите лист одуванчика. Давайте сравним листья этих цветов, рассмотрим их через лупу (рассматривают).

Можем ли мы собирать эти цветы в букет? (воспитатель показывает модель «Цветы не рвать!»)

— Срывая цветы первоцветов, человек уничтожает не только красоту, но и лишает корма проснувшихся после тяжелой зимы насекомых.

Педагог предлагает поиграть в игру «Горелки»

«Гори, гори ясно.

Чтобы не погасло.

Глядь на небо

Птички летят

Колокольчики звенят»

Воспитатель: У нас было настоящее путешествие, мы услышали пение птиц, увидели разные цветы и деревья. Парк – это целый мир. Как он здесь появился? (люди посадили деревья, кусты и т.д.) Для чего люди создают парки?

— Попрощаемся с нашим парком и оставим всем, кто приходит сюда гулять, правила друзей парка (палочки с напоминающими знаками, изготовленные детьми заранее, в ходе подготовки к экскурсии).

— На прощание давайте вспомним пословицы, поговорки о весне и выйдем из парка через «Ворота Весны».

Дети:

  1. Вода с гор течет, весну за собой ведет.
  2. Апрель с водой, май с травой.
  3. Весна красна делами, осень пирогами.
  4. Что весной посеешь, то осенью и пожнешь.

Детям предлагается «сфотографировать» картинку весеннего парка и в группе сделать поделку или нарисовать рисунок, используя различные материалы.

Источник: http://doshkolnik.ru/vesna/208.html

Конспект урока окружающего мира в 1 классе Тема: Экскурсия «Зима»

Тема: Экскурсия «Зима»

Цель: создать условия для ознакомления учащихся с зимними изменениями в природе, формирования представления о красоте природы и умения выражать это словами, организации наблюдения за животными (птицами, зверьми); способствовать включению детей в природоохранную деятельность.

Планируемые результаты:

Проводят самостоятельно наблюдения во время экскурсии, называют зимние изменения в природе; осознают себя жителями планеты Земля, испытывают чувство ответственности за сохранение природы.

Универсальные учебные действия:

Регулятивные: планируют своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Познавательные: осуществляют поиск необходимой информации в окружающей природе;

Коммуникативные: умеют работать коллективно, контролировать действия партнёра.

Ход урока:

1.Орг. момент.

-Отгадайте загадку.

Снег на полях,

Лёд на реках,

Вьюга гуляет,

Когда это бывает?

Читайте также:  Как выбрать цветы для подарка

(Зимой.)

Вы много знаете о самом холодном времени года. Вы очень наблюдательны, когда гуляете, присматриваетесь к окружающему миру, поэтому сегодня мы совершим экскурсию, чтобы обобщить ваши знания о зиме, пополнить ваши впечатления сказочной красотой зимы- художницы.

2. Формирование новых знаний.

Какие наблюдения можно проводить зимой? (Наблюдения за погодой, снежным покровом, деревьями, птицами, животными.)

Экскурсия. Повторение правил поведения во время экскурсии.

Беседа- наблюдение.

Подойдя к парку, дети рассматривают общий вид, любуются природой. Делятся впечатлениями, вспоминают стихотворения о зиме, снеге.

Наблюдение за погодой.

-Существуют народные приметы: «В декабре семь погод на дворе: сеет, веет, дует, кружит, мутит, рвёт и метёт», «Если январь сухой, морозный, и вода в реках сильно убывает, то лето будет сухое и жаркое», «В феврале сильные морозы — короткая зима». Как люди узнали об этих приметах? (Люди наблюдали за погодой.)

Игра «Доскажи словечко».

-Зимой становится… (холодно). Осадки выпадают в виде … 9снега). Часто дует холодный…(ветер). Сегодня ветра… нет, есть.) Небо… (ясное, облачное или пасмурное). Солнце…(есть, нет). Осадки…(нет или в виде снега)

Наблюдение за снежинками и снежным покровом.

-Поймайте на рукав или варежку снежинку, рассмотрите её. Какого она размера? Какой она формы? Чем все снежинки похожи? Чем отличаются? (Ученики описывают снежинки: все снежинки имеют шесть концов и похожи на звёздочки. Отличаются размерами и узорами.)

-Снежинки ложатся на землю, и на земле образовывается слой снега, в котором отдельных снежинок уже нельзя различить.

Физкультминутка

Мы снежинки, мы пушинки,

Покружиться мы не прочь.

Мы снежинки – балеринки,

Мы танцуем день и ночь.

Мы деревья побелили.

Крыши пухом замели.

Землю бархатом укрыли

И от стужи сберегли.

-И вот образовались сугробы.

Дети вместе с учителем с помощью линейки определяют толщину снежного покрова на различных участках.

— Раскопайте снег лопатками до земли. Что увидели? (Траву.)

— Какие изменения произошли с травянистыми растениями? (Одни засохли, отмерли, другие остались зелёными.)

-Обратите внимание на зелёные растения. Почему эти растения не замёрзли в зимнюю стужу? (Их согревает, защищает снег.)

— Народная мудрость гласит: «Много снега — много хлеба». Как вы понимаете эти слова? (Посеянные осенью зерновые культуры, зеленели на полях до прихода зимы, снег выпал и укрыл их, защитил от мороза своим покрывалом.)

-Какое значение имеет снежный покров для растений? (Согревает, защищает от мороза.)

Наблюдение за деревьями.

Игра «Отгадай и найди».

Не заботясь о погоде,

В сарафане белом ходит,

А в один из тёплых дней

Май серёжки дарит ей. (Берёза)

Что за странная девица:

Не швея, а мастерица,

Ничего сама не шьёт,

А в иголках круглый год. (Ель.)

У меня длинней иголки,

Чем у ёлки,

Очень прямо я расту

В высоту.(Сосна.)

Сучки рогатые.

Плоды крылатые,

А лист ладошкой,

С длинной ножкой. (Клён.)

-Рассмотрите зимний наряд берёзы, послушайте стихотворение С. А. Есенина «Берёза»). Берёза является символом России. Берёза- это хвойное дерево или лиственное? (Лиственное.)

-Чем отличаются хвойные деревья от лиственных? (У хвойных деревьев хвоя — иголки вместо листьев.)

Какие изменения произошли с хвойными деревьями зимой? (Хвойные деревья остались без изменений.)

-Как изменилась жизнь лиственных деревьев с приходом зимы? (Сбросили листву.)

— Рассмотрите веточку берёзы и найдите почки. Рассмотрите почку. Вскройте её. Что видите внутри? Это листочки. Они мягкие, нежные и конечно, живые. Чем сверху покрыта почка? (Чешуйками.)

-Какое значение имеют чешуйки? (Они жёсткие и очень плотно закрывают листочки, защищают их.)

Ягоды не сладость,

Зато глазу радость.

И садам украшение,

И дроздам угощение. (Рябина.)

_Кто зимой питается рябиной? (Снегири, дрозды, свиристели и другие птицы.)

— Какие ещё плоды вы видели на деревьях? (Шиповник, калина.)

— Каких птиц можно встретить зимой в парке, в городе? (Снегири, синицы, воробьи, вороны, дятлы и др.)

-Куда исчезли ласточки, стрижи, грачи? (Улетели на юг.0

-Почему они улетели? (Холодной зимой они не могут найти корм, нет насекомых.)

Покормите птиц зимой!

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Небогаты их корма,

Горсть зерна нужна,

Горсть одна- и не страшна

Будет им зима.

Сколько гибнет их — не счесть,

Видеть тяжело.

А ведь в нашем сердце есть

И для птиц тепло.

Разве можно забывать:

Улететь могли,

А остались зимовать

Заодно с людьми.

Приучите птиц в мороз

К своему окну, Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну!

А. Яшин

-Зачем зимой подкармливать птиц? (Птицам трудно найти корм, всё покрыто снегом, насекомые спрятались.)

Наблюдение за белкой( по возможности).

— Чем питается белка зимой? (Семенами ели , сосны, ягодами и фруктами, орехами, грибами, почками, побегами.)

— Зачем она поменяла шубку? (Так она от врагов прячется, деревья голые.)

-Найдите и рассмотрите следы белки на снегу. Следы каких животных можно рассмотреть в лесу зимой? (Следы зайца, лисы, волка.)

— Отгадайте загадку и расскажите, как зимует это животное.

Какой зверь опасный ходит в шубе красной.

Снег разгребает, мышек хватает? (Лиса.)

У косого нет берлоги,

Не нужна ему нора.

От врагов спасают ноги,

А от голода — кора. (Заяц.)

Кто зимой холодной ходит злой голодный? (Волк.)

Летом по лесу гуляет.

Зимой в берлоге отдыхает. (Медведь.)

3. Итог урока.

-Почему зимой в лесу тихо? (Зимой в природе наступает покой.) Жизнь растений замирает. Для животных и птиц наступает трудная пора. Люди должны им помогать.

Источник: https://pedportal.net/nachalnye-klassy/okruzhayuschiy-mir/konspekt-uroka-okruzhayuschego-mira-v-1-klasse-tema-ekskursiya-laquo-zima-raquo-810119

Конспект экскурсии в городской парк ранней весной в подготовительной группе

Автор: Тумакова Марина Геннадьевна воспитатель МБДОУ детский сад №46 «Светлячок» г.Псков.

Конспект  экскурсии в городской парк

ранней весной в подготовительной группе

ЦЕЛЬ:Ознакомление детей с изменениями в природе ранней весной и связью с этими изменениями в целом.

Задачи:

  1. закрепить представления у детей ,что всё в природе взаимосвязано;
  2. формировать знания детей о временах года,о деревьях и кустарниках,о птицах и умении их узнавать по определённым признакам.
  3. определить признаки наступления весны в живой и неживой природе;
  1. развивать навыки наблюдения за изменениями в природе ,вызвать желание на самостоятельные исследования;
  2. развивать умения строить причинно- следственные связи;
  1. способствовать получению детьми ощущения   бодрости, счастья, тепла, положительных эмоций;
  2. формировать представления у детей о правильном поведении в общественных местах;
  3. вызвать чувство гордости и восхищения,а также желание сделать свой город чище и краше;

Ход:

(воспитатель предлагает детям отправиться на прогулку в парк). Ребята, а вы бывали в парке? Я предлагаю вам отправиться на экскурсию в городской парк.       Назовите какие правила надо соблюдать на прогулке в парке.

-находясь в парке нельзя портить деревья и кустарники.

-ходить только по дорожкам и тропинкам,чтобы не погибла трава от вытаптываний.

-нельзя громко кричать и разговаривать,чтобы не пугать птиц,живущих в парке;

-нельзя бросать мусор .

Правильно,молодцы,ребята! Теперь я уверена в том ,что вы во время прогулки не нарушите ни одно из этих правил.

Вот мы и пришли в парк.Полюбуйтесь как здесь хорошо.

…сугроб уже ссутулился от солнечных лучей

и побежал по улице сверкающий ручей…

О каком времени года говорится в этом четверостишии?

Перечислите все весенние месяцы?

А какой самый первый месяц весны?

А после какого зимнего месяца он наступает?

А кто мне скажет какое время года у нас сейчас?

Да,ребята ,сейчас у нас наступила ранняя весна.

А по каким признакам можно определить наступление ранней весны?

1.Снег потемнел и стал ноздреватым(днём солнце светит всё ярче и теплее снежинки на поверхности снега тают и превращаются в капельки воды,которые протекают вниз сквозь толщу снега,а в снегу остаются дырочки.

При таянии снега становится видна грязь и пыль,которые снег выбрал из воздуха,пролетая к земле.Зимой этлй пыли не было видно,т.к.

снега было много и он был пушистым ,а весной снег тает,проседает и пыль становится видимой.

2.Изменилось солнце ,оно стало светить ярче и дольше,день становится длинней.Повышение температуры воздуха вызывает таение снега.

3.В небе образуется большое количество облаков.Из-за обильного таяния снега образуется много воды,которая испаряясь образует облака.

Ребята,а мы сейчас перечислили изменения происходящие в живой или в неживой природе? Давайте сейчас рассмотрим эти изменения своими глазами.

Посмотрим на снег.Что вы можете о нём сказать?(да,действительно ,он уже выглядит не таким аппетитным).Посмотрите уже начинают появляться первые проталины(это места где снег уже стаял и появилась земля).Давайте найдём такие места.

Как они называются?Где больше таких мест? (у стволов деревьев,т.к.стволы тёмные,а солнечный свет поглощает лучше предметы тёмного света.Стволы нагреваются быстрее чем сугробы ,поэтому снег вокруг деревьев тает быстрее).

В этом вы можете убедиться если потрогаете руками пальто тёмного и светлого цвета.

Возможно ли рассмотреть солнце? (конечно же трудно,ведь солнце стало светить под другим углом,как бы обхватывая землю ,грея её ).

А кто может сказать почему солнце весной более тёплое по сравнению с зимой?

Да ,правильно,весной солнце находится ближе к Земле,чем зимой и на Землю попадает больше солнечных лучей.

А облака когда появляются? (во второй половине дня) Понаблюдайте за облаками,пофантазируйте на что они похожи.

А что же ещё происходит в неживой природе в марте?   Конечно,мы забыли про весенние ручейки и лужицы,которые они образуют,

Откуда берутся эти ручейки?

Снег –это замёрзшая вода и при таянии он снова превращается в воду.вода течёт с       возвышенных мест вниз,образуя ручейки.

Куда они потом попадают?

Вода стекает через решётку в асфальте в особые приёмники,а оттуда попадает в городские реки.

Вот видите сколько признаков ранней весны мы выделили в неживой природе, молодцы!

Кто мне ответит на вопрос что можно отнести к живой природе?(деревья,кустарнии.птиц,насекомых.животных)

А как вы думаете затронули их изменения происходящие в неживой природе?

Начнём свои наблюдения.Мальчики будут наблюдать за кустарниками,а девочки за деревьями.Только в начале ответьте мне на вопрос:чем отличаются деревья от кустарников?

Оказывается и на кустиках и на деревьях набухают почки,они становятся толще.Срываем по одной почки с дерева и кустарника и разрываем почку пополам.

Что мы наблюдаем на месте разлома?

Внутри почки видим маленький крошечный как будто много раз сложенный листочек.

Читайте также:  Рассказы николая сладкова для школьников

А почему почки набухают именно весной?

Конечно же весной появляются все необходимые условия для роста растений.

Напомните ,мне пожалуйста,условия необходимые для роста и развития растений.

(солнечный свет,тепло,влага).

Оглядитесь по сторонам и назовите деревья,которые вы можете узнать по внешнему виду.(берёзу,тополь, липу.,клён).Что же разного у этих деревьев? (почки у берёзы маленькие,у тополя длинные и острые,у липы круглые и большие.у клёна большие и более овальные…у берёзы ствол белый с черными чёрточками,у липы гладкий,у тополя светлее,чем у клёна).

ДИ « Всё наоборот»(не называя пытаюсь перепутать название и описание деревьев)

Теперь пройдём по нашему парку и полюбуемся его красотой.Каких деревьев больше в парке?(лиственных)А каких именно?Посмотрите в каком состоянии в нашем парке деревья?(некоторые деревья нуждаются в помощи людей :побелка,подрезка,лечение ран на коре).

Посмотрите ещё более внимательно,что мы видим на деревьях? (гнёзда).

А как вы думаете они пустые или их кто-то уже заселил?

Какие птицы прилетают к нам весной? (перелётные).

Каких перелётных птиц вы знаете?(грачи,скворцы,ласточки,журавли)

Какие птицы прилетают к нам первыми?

Конечно,же грачи.Грач-это вестник весны,он прилетает раньше всех птиц.

А как вы думаете нужны ли грачу гнёзда?

Из какого материала грач строит   гнездо?(из веток)

Пройдите по парку и посмотрите может мы увидим Грачей.

Чем питаются грачи?(насекомыми).

Оглянитесь вокруг проснулись ли насекомые?(нет).

Попробуем догадаться ,для чего у грача такой большой клюв?(оказывается грачам достаточно проталинки,чтобы разыскать себе корм-выкопать из земли личинки).

Вернёмся к проталинкам и рассмотрим не поработал ли на них грач,разыскивая себе корм?

Так почему же ещё нет ранней весной других птиц? (нет ещё насекомых)

А как ведут себя наши зимующие птицы?(снегири улетели поближе к северу,т.к любят холодный климат,а вороны ,воробьи,галки летают парами,в поисках мест для гнёзд и громко кричат)

Давайте поиграем в Д/И «Перелётные птицы» ,я описываю птиц,а вы по описанию пытаетесь угадать ,что это за птица?

Птицы как и люди ждут приход весны.

Обратите внимание как стали одеваться люди?

Ребята,можно сделать вывод пришла ли весна к нам в парк?

По каким признакам можно узнать о приходе ранней весны?Молодцы,вы сегодня многое узнали и конечно устали.Нам пора возвращаться в наш дсад.

Как здесь хорошо и уютно,что не хочется уходить.Посмотрите, как работники парка держат всё в чистоте.

А кто знает пословицу о порядке? ( чисто и красиво не там где метут,а там где не сорят)

Среди просторов нашей страны есть край где вы живёте,где ваш родной дом,ваша родная земля.Мы сегодня узнали много нового и интересного,прошлись по всем уголкам этого замечательного парка и сделали для себя вывод -Чтобы наш парк,наш город был красивым и любимым нужно заботиться о нём всем жителям и взрослым и детям.

Источник: http://vospitateljam.ru/konspekt-ekskursii-v-gorodskoj-park-rannej-vesnoj-v-podgotovitelnoj-gruppe/

Конспект урока-экскурсии по природоведению в 3 классе «Экосистема леса»

Конспект урока- экскурсии

3 класс

Учитель Чубенко И.В.

Тема: Экосистема леса.

Цели: 1. расширить представление детей о лесе;

2. познакомить с растениями и животными леса, их «профессиями» в экосистеме;

3. познакомить с взаимными приспособлениями обитателей друг к другу;

4. учить видеть прекрасное в растительном и животном мире;

5. воспитывать любовь к природе, бережное отношение к лесу.

Оборудование: гербарий, иллюстрации секвойи, эвкалипта, животных леса.

Ход урока.

I.Вводная беседа. Постановка цели экскурсии.

— Сегодня мы побываем в новом природном сообществе. Что это за сообщество, вы узнаете, отгадав загадку:

Весной веселит,

Летом холодит,

Осенью питает,

Зимой согревает.

                     (лес).

— Объясните эту загадку. (Весной лес радует свежей листвой деревьев, веселым пением птиц. Летом в жаркую погоду в лесу прохладно. Осенью лес дарит грибы, ягоды. Зимой за деревьями теплее, нет сильного ветра).

— Мы живем с вами в лесной зоне. Кто из вас уже бывал в лесу?

— Чем он вам нравится?

— Где легче дышится: в городе или в лесу? Почему?

— Почему в лесу нельзя сорить?

— Как мы поступим, если в лесу нам встретится маленький зверек?

— Сегодня мы узнаем много интересного о лесе, познакомимся с растительным и животным миром, понаблюдаем, как обитатели приспосабливаются друг к другу.

II.Инструктаж по правилам поведения в дороге, в лесу.

III.Наблюдения за растительным миром.

1.ярусность леса

Подойдя к лесу, читаю стихотворение С. Погореловского «Лес»:

Здравствуй лес, дремучий лес,

Полный сказок и чудес!

Ты о чем шумишь листвою

Ночью темной, грозовою,

Что нам шепчешь на зоре

Весь в росе, как в серебре?

Кто в глуши твоей таится?

Что за зверь? Какая птица?

Все открой, не утаи:

Ты же видишь, мы свои.

— Ребята, внимательно посмотрите на лес и скажите, как он выглядит. (Лес очень нарядный, величественный).

— Что же представляет собой лес?

Лес напоминает многоэтажное здание. Он как -бы состоит из этажей. Под землей находится много корней. Здесь живут мыши, кроты, также земляные черви. Они рыхлят почву, делают ее более плодородной. Это «подвал». А кто назовет этажи?(травы, кустарники, деревья).

— Чем они отличаются?

В летний период все этажи леса сильно заселены. Прямо на земле в траве вьют гнезда соловьи, строят домики муравьи, устраивают берлоги медведи, роют норы лисы. На кустарниках вьют гнезда дрозды. В стволах деревьев делают дупла белки, дятлы. Еще выше живут совы, орлы, ястребы.

2. Игра «этажи леса».

Называю травы – дети приседают, кустарники – хлопают в ладоши, деревья – подпрыгивают.

— Дуб, шиповник, осина, подорожник, береза, ель, черемуха, ландыш, малина, кедр, клен, мох, брусника, кислица.

3. Виды лесов.

— Отгадайте загадки:

Русская красавица

Стоит на поляне,

В зеленой кофточке,

В белом сарафане.

                         (береза).

Что за девица?

Не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьет,

А в иголках круглый год.

                         (елка).

— Чем эти деревья отличаются? (у березы – листья, а у елки – хвоя, осенью листья опадают, хвоя меняется постепенно).

— Все ли хвойные деревья стоят зимой зеленые, с хвоей? Отгадайте загадку:

Вроде сосен, вроде елок,

А зимою без иголок.

                         (лиственница).

— Почему ее так назвали?

— В зависимости от того, какие деревья растут в лесу, леса бывают разные. Какие леса вы знаете? (хвойные, лиственные, смешанные).

— Хвойные леса подразделяются на еловые и сосновые. У елей крона густая, поэтому леса темные, сырые. У сосен ствол освещен солнцем, леса более светлые. Вечно зеленые деревья живут 200 -300 лет. Секвойя живет до 2000 лет. Ее высота более 100 м, диаметр ствола 20 м. В Австралии эвкалипты достигают такой же высоты (показываю иллюстрации).

-Почему деревья в лесу такие высокие?

— Если деревья высокие, то почему они не гнуться под тяжестью? (прочная древесина).

— Как можно определить возраст дерева на спиле?

— Ногти, волосы, клетки после прекращения своей деятельности погибают. Так же обстоит и с древесиной. Это – мертвая ткань. Которая выполняет не только опорную, но и проводящую функцию – передвижение воды и минеральных веществ вверх по стеблю, а также – защитную.

У дерева лишь крона и корень живые. И лишь тонкий слой образовательной ткани ствола – камбий – и расположенный к наружи от него слой флоэмы (по этой ткани вниз опускаются питательные органические вещества в корень) остаются живыми.

(рассматривают ствол дерева).

— Где человек использует древесину?

— Благодаря каким свойствам ее используют?

4. Игра «Узнай дерево».

Определяют деревья по листьям из гербария; показывают и называют деревья, кустарники, травы.

IV.Наблюдение за животным миром.

1.Группы животных по питанию.

— Могут ли растения жить без других обитателей леса? Почему?

— Если присмотреться к пище животных, их можно поделить на группы. Отгадайте:

Кто на своей голове лес носит?

                                             (олень).

Косоглазый, маленький,

В белой шубке, в валенках.

                                         (заяц).

— Что едят эти животные? (траву, листья, кору деревьев, т.е. растения).

— Значит их можно назвать как? (растительноядные).

— Назовите еще растительноядных животных (лось, белка и т.д.).

— Чем питаются мухи, бабочки, жуки? (сокол и нектаром растений).

— Они тоже растительноядные.

— Как можно назвать синицу, дятла, соловья? (насекомоядные).

— Что едят волки, лисы? (мясо других животных). – хищники.

— Есть ли хищники среди насекомых? (муравей, комары, божьи коровки).

— А среди птиц? (сова, филин, сокол, ястреб).

— Чем питаются медведи? (ягоды, грибы, мед, яйца птиц, рыба). – всеядные.

— Назовите еще всеядных животных. (ежи, кабаны, вороны, сороки).

— Как вы думаете, каким животным легче прожить в лесу? (всеядным).

2.Игра «Изобрази животное».

Ученик изображает животное, а остальные пытаются его назвать (5 -6 животных).

3.Классификация животных.

— В лесу мы можем увидеть все классы животных. Какому классу мы отнесем муравья, жука, бабочку? (насекомые).

— Самые сильные насекомые – это муравей – переносит тяжесть в 10 раз превышающий его собственный вес, а жук – носорог – в 30 раз. Можно ли разрушать муравейники? Почему?

— Есть ли в лесу рыбы? (в лесных речках).

— Отгадайте загадку:

Скачет завирушка,

Не рот, а ловушка.

Попадут в ловушку

И комар и мушка.

                         (лягушка).

— Где живут лягушки? (в воде, на земле).

— Поэтому этот класс называют земноводным.

— Еще один класс называется пресмыкающиеся. Они будто смыкаются с землей. Кто назовет представителей этого класса? (змеи, ящерицы).

— И последние классы. Прислушайтесь. Что вы слышите? (пение птиц). – класс птиц.

— И последний класс – млекопитающие или звери. О классах мы подробнее узнаем на следующих уроках.

V.Итог урока.

— В каком лесу мы сегодня побывали? (в смешанном).

— Какие растения мы встретили в лесу?

— Кто каких животных увидел?

— Почему лес называют нашим зеленым другом?

— Все обитатели леса прекрасно приспособлены к друг другу. Круговорот веществ в лесу замкнут. Поэтому лес устойчив и может существовать долго без нарушения условий.

VI.Домашнее задание.

Прочитать текст, нарисовать картины леса или выполнить поделки из природного материала.

Источник: http://uchkopilka.ru/nachal-obraz/konspekty-i-stsenarii/1526-konspekt-uroka-ekskursii-po-prirodovedeniyu-v-3-klasse-ekosistema-lesa

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector