Конспект коррекционного занятия со старшими дошкольниками, имеющими признаки агрессивности

Конспект занятия

по коррекции агрессивности у дошкольников.

Продолжительность занятия 25-30 минут. Оптимальное число участников группы: 4-5 детей, возраст 5-7 лет.

Цель: создание условий, способствующих ослаблению агрессивного поведения у детей дошкольного возраста.

Задачи:

-настроить детей на контакт друг с другом;

-развитие умения понимать состояние другого человека;

-развитие навыков общения;

-развитие умения выражать свои эмоции в социально-приемлемой форме;

-обучение ауторелаксации, способам снятия напряжения.

Методы: игра, упражнение, обсуждение, беседа, релаксация.

Материалы и оборудование: диск с записью расслабляющей музыкальной композиции «Звуки природы»; плюшевый динозаврик, шаблоны масок из бумаги, пластилин, стеки, коврик, цветные листы бумаги, белая бумага, цветные карандаши.

Ход занятия:

— Ребята, посмотрите, кто пришел к нам в гости! Это Динозаврик! А что это с ним? Он топает ногами, дерется, кусается, громко кричит, злится.

Давайте поможем Динозаврику, вместе с ним поиграем в нескучные игры!

Для начала мы встанем в круг, возьмемся за руки и расскажем друг другу и Динозаврику, на что похоже наше настроение.

Упражнение «Мое настроение».

Цель: определить с помощью ассоциаций состояние настроения участников группы.

Ход: по кругу ребята продолжают фразу: « Мое настроение похоже на…, а твое?»

Например, мое настроение похоже на пушистое белое облачко в спокойном синем небе, а твое?

— А теперь скажите, какое время года у нас сейчас? Правильно, весна! А что происходит весной со снегом, который лежит на крыше? Он тает, превращаясь в сосульки! Сейчас мы с вами поиграем в игру под названием «Сосулька».

Игра-этюд «Сосулька».

Цель: психомышечная тренировка, развитие мышления, Творческой фантазии, воображения.

Ход: ставится небольшой стул, ребенок садится на него так, чтобы мог тихонечко сползать. Педагог объясняет ребенку, что он снег на крыше, и так как началась весна, на него светит солнце и он тает (ребенок медленно сползает). Капает, капает сосулька и превращается в лужу. Ребенок должен изобразить «лужу».

— Вот мы с вами погуляли и зашли домой (в садик). Надо вытереть ноги, чтобы не натоптать. Посмотрите, какой у нас замечательный коврик!

Упражнение «Коврик злости».

Цель: избавление от гнева.

Ход: используется обычный коврик с ярким, неоднородным верхним слоем. Ребенку предлагается снять обувь, наступить на коврик и вытирать об него ноги, пока не захочется улыбнуться.

— Ребята, а теперь мы с вами сделаем маски в подарок нашему Динозаврику. Для этого нам понадобится пластилин и контуры масок.

Упражнение «Страшная маска».

Цель:

Ход: ребенку предлагают, используя кусочки пластилина, «нарисовать» маску какого-либо страшного персонажа. Взрослый следит, чтобы кусочки тщательно размазывались по бумаге, и с помощью вопросов «Где он живет», «Что любит» и т.п., побуждает ребенка рассказывать о своем персонаже.

Особое внимание уделяется тому, чтобы ребенок тщательно изобразил глаза, по возможности описал словами взгляд персонажа, а также изображению рта и средствам агрессии (клыки, зубы, ядовитая слюна, рога и т.п.), свидетельствам агрессии (кровь).

После того, как маска будет готова, ребенок может примерить ее на себя, рассмотреть себя в зеркале.

— Ребята, когда Динозаврик злится, ему хочется кричать и ругаться. Так он обижает своих близких и друзей. Давайте научим его, как можно ругаться не обидными словами.

Упражнение «Ругаемся овощами».

Цель: работа с вербальной агрессией.

Ход: детям предлагается поругаться не плохими словами, а …овощами! Например: «Ты – огурец!», «А ты – морковка!»

— Ребята, теперь мы с вами поиграем в маленьких, непослушных жеребят.

Упражнение «Брыкание».

Цель: упражнение способствует эмоциональной разрядке и снятию мышечного напряжения.

Ход: дети ложатся спиной на ковер. Ноги свободно раскинуты. Медленно они начинают брыкаться, касаясь пола всей ногой. Ноги чередуются и высоко поднимаются. Постепенно увеличивается скорость и сила брыкания. На каждый удар дети говорят: «НЕТ!», увеличивая интенсивность удара.

— Ребята, я хочу у вас спросить, как вы думаете, для чего нужно мусорное ведро и зачем его нужно все время очищать от мусора? Правильно, если мы не будем избавляться от мусора, то он займет все пространство, будет трудно дышать, двигаться, так можно и заболеть.

То же происходит и с чувствами – у всех нас накапливаются разные чувства и мысли, которые бывают ненужными и бесполезными.

Когда мы накапливаем в себе плохие эмоции, чувства, переживания, например, обиду, грусть, злость или ненависть, это может быть опасно для здоровья.

Упражнение» Мусорное ведро».

Цель: избавление от отрицательных эмоций.

Ход: Я принесла вам бумагу разных цветов. Выберите себе любой цвет. Держа в руках лист бумаги, закройте на минуту глаза и представьте, что это ваши старые обиды, злость, печаль, страх… Можете смять их в комки или порвать на маленькие кусочки.

Теперь выбросите в ведро все эти неприятные чувства, которые в вас накопились, и вы хотели бы от них освободиться. Например, я выбрасываю свои обиды и злость, и мне становится легче.

А что выбросите вы? Что вы чувствовали, когда выбрасывали ваши обиды, грусть, гнев? Что вы чувствуете сейчас?

— Ребята, а теперь давайте нарисуем Динозаврику красивые открытки и подарим ему на прощание!

(Под звуки расслабляющей музыки дети рисуют цветными карандашами рисунки-открытки).

— Ребята, вот мы и помогли нашему Динозаврику, посмотрите, он снова улыбается! Теперь ему пора лететь домой. Давайте помашем ему на прощание! Счастливого пути!

Источник: https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/konspekt_zanyatiya_po_korrektcii_agressivnosti_u_doshk_134848.html

Конспект занятия по коррекции агрессивности у детей старшего дошкольного возраста | Коррекционная работа | Конкурсы для воспитателей / Журнал «Педагог ДОУ»

Автор: Рыжова Елена Сергеевна

Организация: ГБОУ Школа № 2129

Населенный пункт: г. Москва

Занятие №4

Коррекционные задачи:

  • повышение самооценки ребенка;
  • снятие отрицательных эмоций;
  • снятие общей агрессии, негативизма, упрямства
  • развитие коммуникативных навыков;
  • снятие мышечных зажимов.

Психолог: Давайте поприветствуем друг друга по кругу, называя при этом соседа ласково, по имени.

*В игре можно использовать игрушку, которую дети будут передавать друг другу. У кого игрушка тот и говорит.

Цель: повышение самооценки ребенка, его значимости в коллективе.

Психолог: «Мне очень понравилось, как вы ласково друг друга называли по имени».

Ход игры: Все дети сидят в кругу.

Каждый ребенок получает карточку, на которой зафиксировано какое-либо одобряемое окружающими действие.

Психолог просит детей «озвучить» карточку. Причем начав словами «Однажды я…». Например: «Однажды я помог товарищу.» или «Однажды я очень быстро выполнил задание» и т. д.

Психолог: «У вас есть 2-3 минуты, чтобы подумать, после чего каждый из вас по кругу говорит о том, как однажды он здорово выполнил то действие, или совершил тот позитивный поступок, который указан в его карточке.

После того, как все дети выскажутся, психолог может обобщить сказанное. Если же дети готовы к обобщению без помощи взрослого, пусть они сделают это сами. В заключение можно провести краткую беседу о том, что каждый ребенок обладает какими-либо талантами, но для того, чтобы это заметить, необходимо очень внимательно, заботливо и доброжелательно относиться к людям, окружающим нас.

Читайте также:  Конспект экскурсии в мае для 1-2 класса

(снятие общей агрессии, негативизма, упрямства)

Психолог подготавливает «волшебную, упрямую подушку» (подушка с темной наволочкой) и вводит детей в игру-сказ­ку: «Волшебница-фея  подарила нам подушку. Эта подушка не простая, а волшеб­ная. Внутри нее живут детские упрямки. Это они заставляют вас капризничать и упрямиться. Давайте, прогоним упрямки».

Каждый ребенок по очереди бьет кулаками в подушку изо всех сил, а остальные дети приговаривает: «Сильнее, сильнее, сильнее!» (снимается стерео­тип и эмоциональный зажим).

Когда движения ребенка становятся медленнее, игра посте­пенно останавливается (время определяется индивидуально — от нескольких секунд до 2-3 минут).

Психолог предлагает послушать «упрямки» в подушке: «Все ли упрямки вылезли и что они делают?» Дети прикла­дывают ухо к подушке и слушают. Некоторые дети говорят, что «упрямки шепчутся», другие ничего не слышат. «Упрямки ис­пугались и молчат в подушке», — отвечает психолог (этот при­ем успокаивает ребенка после возбуждения).

  1. Рисование пальцами на тему «Наши капризки-упрямки».

Психолог предлагает детям нарисовать свои «капризки-упрямки». Ребята а теперь давайте прогоним свои упрямки и постучим ногами. Упрямки испугались.

  1. Этюды: «Воробей-сын», «Хвастливый воробей», «Задиристый воробей»,  «Воробей-папа», «Сердитый воробей», «Добрый воробей» (мимика, пантомимика, интонации)

В этюдах участвуют все дети. Психолог называет образ, который необходимо изобразить детям с помощью мимики и пантомимики. Дети начинают демонстрировать роль и заканчивают перевоплощения по сигналу взрослого (пищащая игрушка). Создавая этюды, они меняют мимику, пантомимику героя в соответствии со словами взрослого (например: сердитый воробей, хвастливый воробей и т.д.).

  1. Игра-сказка «Воробьиная семья»

Психолог рассказывает сказку. Дети делят роли и  изображают героев сказки с помощью мимики, жестов, интонации.

«Жила-была в лесу воробьиная семья: мама, папа, сын. Мама улетала мошек ловить, семью кормить. А папа-воробей укреплял жилище веточками, утеплял мхом. Сын тоже помогал отцу, и этим всегда хвастался перед своими друзьями. Он всем пытался доказать, что он самый ловкий и сильный.

А с тем, кто не соглашался с ним, воробышек ссорился и даже дрался. Как-то раз мама и папа прилетели в гнездо, а сына нет. Они жда­ли его к обеду, но воробышек не прилетал. Родители стали вол­новаться. Папа-воробей сердился и ворчал, а мама даже всплакнула. Ведь она думала, что с ее любимым сыночком что-то случилось.

А сыночек поссорился с друзьями. Взъерошенный воробушек наконец-то прилетел к родителям. И в воробьиной семье был серьезный разговор… (дети чирика­ют, интонациями передавая чувства мамы, папы, сына). Воро­бышку пришлось сознаться в том, что он хвастается и дерется.

Сын рассказал родителям, как ему хотелось доказать всем, ка­кой он взрослый. Воробышек объяснял, что очень хотел бы, что­бы его родители гордились им, как самым сильным сыном. Но вместо радости и гордости он увидел грусть в их глазах. Воро­бышек попросил прощения, и родители его простили.

Они на­кормили сына вкусной едой и, погладив по перышкам, ласково объяснили, что очень любят его, и для них он самый ловкий и сильный воробышек во всем лесу».

  1. Релаксационное упражнение «Ласковый мелок»

Цель: Развитие навыков общения, снятие агрессивности.

Проведение: Дети делятся на пары. Один ложится на пол. Другой – пальчиком на его спине рисует солнышко, цифру, дождик, букву. Первый должен догадаться, что нарисовано. После окончания рисования – нежным жестом руки «стереть» все нарисованное.

  1. Ритуал прощания.  Эстафета дружбы

Психолог: «Ребята наше занятие заканчивается. Давайте возьмемся за руки и передадим друг другу рукопожатие. Я передам вам свою дружбу, и она идет от меня к Маше, от Маши к Саше и т. д. и, наконец, снова возвращается ко мне. Я чувствую, что дружбы стало больше, так как каждый из вас добавил частичку своей дружбы. Пусть же она вас не покидает и греет. До свидания!»

Литература:

  1. Истратова О.Н. Практикум по детской психокоррекции: игры, упражнения, техники. – Ростов н/Д: Феникс, 2008 .- 349с.
  2. Панфилова М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов, педагогов и роди­телей.-М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2001.— 160 с. (В помощь психологу.)
  3. http://www.vashpsixolog.ru/correctional-work-school-psychologist/46-program/1067-programma-korrekczii-destruktivnyx-agressivnyx-proyavlenij-v-povedenii-detej-mladshego-shkolnogo-vozrasta.

Источник: http://www.pdou.ru/categories/5/articles/1729

Конспект занятия на снижение детской агрессии у детей старшего дошкольного возраста «Мы — дружные ребята»

Психология
Автор: Кошеварова Наиля   
23.07.2015 18:36
Конспект занятия на снижение детской агрессии у детей старшего дошкольного возраста «Мы — дружные ребята»из опыта работы педагога-психолога МБДОУ №24 «Росинка» города Елабуга Республики Татарстан Кошеваровой Н.Х.Злой, агрессивный ребенок, драчун и забияка не только большое родительское огорчение, угроза детского коллектива, но и несчастное «существо», которое никто не понимает, не хочет приласкать и пожалеть. К сожалению, число агрессивных детей растет с каждым годом. Детская агрессивность – признак внутреннего эмоционального неблагополучия, негативных переживаний, один из способов психологической защиты. Предлагаю вашему вниманию занятие из цикла «Занятия на снижение детской агрессии у детей старшего дошкольного возраста».Цель: снятие у детей старшего дошкольного возраста агрессии, психомоторного напряжения и ослабление негативных эмоций.Задачи:

  1. Помочь детям научиться строить конструктивные отношения со сверстниками и взрослыми.
  2. Воспитывать у детей позитивного отношения к себе, формировать положительную самооценку.

Материал к занятию: газеты, стул, магнитофон, аудиозапись музыки.Ход занятия:

  1. Приветствие «Ласковое имя». Психолог предлагает поприветствовать друг друга по кругу ласковыми именами, например: «Здравствуй, Степушка…»
  2. Упражнение «Мы разные, но похожие». Психолог предлагает детям внимательно слушать и выполнять задания тем ребятам, которым подходят предложенные утверждения. Например: «Попрыгайте на одной ножке те, кто любит рисовать. … У кого есть домашние животные обнимут себя. … Те, кто за завтраком сегодня ел кашу, погладят себя по голове…»
  3. Беседа на тему «Давайте жить дружно».
  4. Упражнение «Ругаемся овощами». Психолог предлагает представить детям, что кто-то их обидел. «Можно ругаться, но только овощами! Например: «Ты морковка, а ты огурец!»
  5. Упражнение «Накажи обидчика». Психолог предлагает упражнение на снятие агрессии. Ребенок скрученной газетой со всей силой бьет по стулу.
  6. Упражнение «Котенок спит». Упражнение на мышечное расслабление. Психолог проговаривает текст под спокойную музыку.
  7. Итог занятия. Психолог просит детей сказать какое у них настроение, какое задание показалось им самым трудным, что понравилось на занятии больше всего.
  8. «Прощание». Психолог предлагает попрощаться детям и подарить друг другу виртуальные подарки.

Список литературы

  1. Ануфриев А.Ф. Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонениями в развитии — М.: Ось-89. — 2000.
  2. Безруких М.М. Проблемные дети. — М.: УРАЛ. — 2000.
  3. Ватова Д. Как снять агрессивность детей // Дошкольное воспитание. -2003 г.- №8. – с.55-58.
  4. Изотова Е.И., Никифорова Е.В. Эмоциональная сфера ребенка: Теория и практика: Учебное пособие для студ. высш. учеб. Заведений. -М.: Издательский центр «Академия». -2004. -288 с.
  5. Колосова С.Л. Детская агрессия. — СПб.: ПИТЕР. -2004. -120с.
  6. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. — Екатеринбург: У- Фактория, 2004. -192 с.
  7. Кузнецова Л.Н. Психолого-педагогическая коррекция детской агрессивности. // Начальная школа. – 1999 г.- №3. -с. 24-26.
  8. Кухранова И. Коррекционно-психологические упражнения и игры для детей с агрессивным поведением. // Воспитание школьников. — 2002. — №10. -с. 31-32.
  9. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. – СПб. — 2004.
  10. Хухлаева О.В. Коррекция нарушений психологического здоровья дошкольников и младших школьников. — М.: Академия. — 2003.
Читайте также:  Конспект урока литературы для студентов 1 курса техникума. символичность образов в поэзии ф.и. тютчева

 

Источник: http://doshkolnik.ru/psihologiya/2927.html

Агрессия, её проявление в детском возрасте и методы коррекции агрессивного поведения детей

Невозможно представить себе такую газету, журнал или программу радио или теленовостей, где не было бы ни одного сообщения о каком-либо акте агрессии или насилия.

Статистика красноречиво свидетельствует о том, с какой частотой люди ранят и убивают друг друга, причиняют боль и страдания своим близким.

Хотя чаще всего, взаимодействуя с другими людьми, мы не ведем себя жестоко или агрессивно, наше поведение все равно оказывается источником физических и духовных страданий наших близких.

Конечно, даже и в тех случаях, когда люди увечат и убивают друг друга с помощью копий, луков, стрел, духовых ружей и другого примитивного оружия, их действия деструктивны и ведут к ненужным страданиям.

 Мы должны также задать вопрос, почему люди действуют агрессивно и какие меры необходимо принять для того, чтобы предотвратить или взять под контроль подобное деструктивное поведение.Эти вопросы занимали лучшие умы человечества на протяжении многих веков и рассматривались с различных позиций — с точки зрения философии, поэзии и религии.

Однако только в наше столетие данная проблема стала предметом систематического научного исследования, поэтому неудивительно, что не на все вопросы, возникающие в связи с проблемой агрессии, имеются ответы. В сущности, изучение этой темы часто порождало больше вопросов, чем ответов.

Давно известно, что появление эмоциональных расстройств, нарушения поведения и других психологических проблем связано с рядом неблагоприятных событий в детстве человека. Поэтому проблема агрессивного поведения детей весьма актуальна в наши дни.Взрослые не любят агрессивного поведения детей.

Подобные дети их раздражают, и разговор о них, как правило, ведется в осуждающих терминах: “грубиян”, “нахал”, “отвратительный”, “дрянь”, “хулиган” — такие ярлыки достаются всем агрессивным детям без исключения. А между тем, наблюдение и работа с агрессивными детьми привели известного австралийского психотерапевта В.

Оклендер к выводу: “Я воспринимаю ребенка, который обнаруживает деструктивное поведение, как человека, которым движет чувство гнева, отверженности , тревоги, незащищенности, обиды. У него часто отмечается низкая самооценка.

Он не способен, или не хочет, или боится выразить то, что он чувствует, иным способом, потому что, если он это сделает, он может утратить силу, лежащую в основе агрессивного поведения. Он чувствует, что это единственный путь, способствует выживанию”.

Поэтому мы должны знать ключевые аспекты, играющие важную роль в возникновении у ребенка психологических проблем — эмоциональных и поведенческих.Агрессивное поведение складывается из трех компонентов: познавательного, эмоционального и волевого.

Познавательный компонент заключает в себе понимание ситуации, выделение объекта и обоснование мотива для проявления агрессии. Эмоциональный компонент представляет собой легкое возникновение отрицательных эмоций: гнева, отвращения, презрения, злости.

Волевой компонент — это целеустремленность, настойчивость, решительность, инициативность (качества сами по себе вполне положительные).Степень выраженности компонентов в этой триаде может варьироваться. Все они связаны с физиологическими свойствами личности — темпераментом, интраверсией и экстраверсией и пр.По форме агрессивные действия могут быть самыми разными.

Сюда включаются: детские шалости и игры, подростковые споры, драки и конфликты; у взрослых: от таких вполне социально одобренных форм, как дискуссии, спортивные соревнования, до социальной патологи: войны, убийства, оскорбления, насилия и терроризм и пр.. Среди психологических особенностей, провоцирующих агрессивное поведение, обычно выделяют следующие: недостаточное развитие интеллекта, сниженная самооценка, низкий уровень самоконтроля, неразвитость коммуникативных навыков, повышенная возбудимость нервной системы, вследствие различных причин (травмы, болезни и пр.).Лонгитюдные исследования показывают, что агрессивность закладывается в детстве, становится устойчивой чертой характера и сохраняется на протяжении всей его дальнейшей жизни. Можно сказать, что определенные внутренние предпосылки, способствующие проявлению агрессивности, складываются уже в дошкольном возрасте.

Агрессивное поведение, уже в дошкольном возрасте принимает разнообразные формы. В психологии принято выделять вербальную и физическую агрессию, каждая из которых может иметь и косвенные формы. Наблюдения показывают: все эти формы можно уже увидеть в группе детского сада.

Вербальная агрессия.1.Косвенная вербальная агрессия направлена на обвинение или угрозу сверстнику. Проявляются они в различных высказываниях в виде жалоб(“А Вова меня стукнул”, “А Тищенко постель не убрала” и пр.

); демонстративного крика, направленного на устранение сверстника(“Уходи, надоел”, “Не мешай”); агрессивных фантазий (“Если не будешь слушаться, к тебе придет милиционер и посадит в тюрьму”; “Я тебя догоню, покусаю, посажу на самолет и отправлю на высокую гору, и будешь там сидеть один”).

2. Прямая вербальная агрессия представляет собой оскорбления и вербальные формы унижения другого. Традиционные такие “детские” формы прямой вербальной агрессии: дразнилки: (“Ябеда — корябеда”, “Жора — обжора”); оскорбления (“Урод”, “Дебил”).

Физическая агрессия.1. Косвенная физическая агрессия направлена на принесение какого-либо материального ущерба другому через непосредственные физические действия.

Это может быть: разрушение продуктов деятельности другого (ребенок ломает постройку из кубиков другого, или мажет красками рисунок подруги); уничтожение или порча чужих вещей (мальчик наносит удары по столу товарища и улыбается, видя возмущение последнего, или ребенок с силой бросает на пол чужую машинку, с удовлетворением наблюдая ужас и слезы его владельца).2.

Прямая физическая агрессия представляет собой непосредственное нападение на другого и причинение ему физической боли и унижение. Может принимать две формы — символическую и реальную.

Символическая представляет собой угрозы и запугивание (ребенок показывает кулак товарищу или пугает его); реальная агрессия — это уже непосредственное физическое нападение (у детей драки принимают формы укусов, царапанья, хватания за волосы, применения в качестве “оружия” палок, кубиков и пр.).

Наиболее часто у подавляющего большинства детей наблюдается косвенная и прямая вербальная агрессия — от жалоб и агрессивных фантазий (“Позову бандитов, они тебя побьют и завяжут”) до прямых оскорблений (“Толстуха”, “Дурак”, “Ябеда и нытик”). У некоторых проявляется физическая агрессия, как в косвенной форме, так и в прямой.

Разумеется, об агрессивности нельзя судить лишь по ее внешним проявлениям. Надо выявить ее мотивы и сопутствующие ей переживания, что необходимо как для своевременного явления, так и для разработки коррекционных программ. Очевидно, каждый агрессивный акт имеет определенный повод и проявляется в конкретной ситуации.

Рассмотрев ситуации, мы сможем понять направленность агрессивного поведения, его причины и цели. А это уже может пролить свет на мотивацию.

Читайте также:  Кукла масленица своими руками

Среди ситуаций, провоцирующих агрессивность, выделим: желание привлечь к себе внимание сверстников; ущемление достоинства другого с тем, чтобы подчеркнуть свое превосходство; стремление защититься и отомстить; стремление получить желанный предмет.

Как можно понять, большинство негативных явлений наблюдается в ситуации защиты своих интересов, отстаивания своего превосходства. Действия эти используются как средство достижения определенной цели. Ребенок максимально удовлетворяется, если желанная цель достигнута.

В то же время, у некоторых из них агрессивные действия вообще не имеют какой-либо цели, и направлены исключительно на причинение вреда другому. У этих детей удовлетворение вызывает физическая боль, унижение сверстника, и агрессия при этом выступает как самоцель.

О чем свидетельствует такое поведение? О склонности ребенка к враждебности и жестокости, что, естественно, вызывает особую тревогу.Дети черпают знания о моделях поведения из трех источников. Первый — это семья, которая может одновременно демонстрировать агрессивное поведение и обеспечивать ее закрепление.

Во — вторых, агрессии они обучаются при взаимодействии со сверстниками, зачастую узнавая о преимуществах агрессивного поведения (“я самый сильный — и мне все можно”) во время игр. Известно, что дети, регулярно посещавшие детский сад оцениваются как более агрессивные по сравнению с детьми, которые посещали детский сад не регулярно, либо вовсе в него не ходили. И в третьих, дети учатся агрессивным реакциям не только на реальных примерах, но и на символических. В настоящее время практически не вызывает сомнений тот факт, что сцены насилия, демонстрируемые с экранов телевизоров, способствуют повышению уровня агрессивности зрителя, и в первую очередь детей.А.Вилкинз считает, что за каждый час телевизионного времени на экране совершается 9 актов насилия и 21 акт приходится на каждый час детских мультфильмов. По мнению автора, телевидение совершает своего рода насилие над детьми и учит их агрессивному поведению. Агрессивное поведение детей — это своеобразный сигнал SOS, крик о помощи, о внимании к своему внутреннему миру, в котором накопилось слишком много разрушительных эмоций, с которыми самостоятельно ребенок справится не в силах. У агрессивного ребенка хуже развивается самоконтроль, и тогда он попадает в порочный круг.

Для большинства детей семья является главным источником живых примеров агрессивного поведения. Постоянная агрессия деформирует семью, ребенок теряет в ней чувство безопасности и защищенности.

Дети внимательно наблюдают за взаимоотношениями родителей, перенимают их агрессивное поведение, и в процессе общения с братьями, сестрами или сверстниками старательно его воспроизводят.

Семьи агрессивных детей имеют свои особенности, присущие только им.

Особенности семей агрессивных детей.1. В семье агрессивных детей разрешены эмоциональные привязанности между родителями и детьми, особенно между отцом и сыновьями. Родители испытывают скорее враждебные чувства по отношению друг другу; не разделяют ценности и интересы друг друга.2.

Отцы часто сами демонстрируют модели агрессивного поведения, а также поощряют в поведении своих детей агрессивные тенденции.3. Матери агрессивных детей не требовательны к своим детям, часто равнодушны по отношению к их социальной успешности. Дети не имеют четких обязанностей по дому.4.

У родителей агрессивных детей модели воспитания и собственное поведение часто противоречат друг другу, и к ребенку предъявляются взаимоисключающие требования.

Агрессия, в какой бы форме она ни проявлялась, представляет собой поведение, направленное на причинение вреда или ущерба другому живому существу, имеющему все основания избегать подобного с собой обращения.

Существуют следующие особенности, провоцирующие агрессивное поведение: недостаточное развитие интеллекта, сниженная самооценка, низкий уровень самоконтроля, неразвитость коммуникативных навыков, повышенная возбудимость нервной системы вследствие различных причин (травмы, болезни и пр.).

Исследования и наблюдения показывают: агрессивность, сложившаяся в детстве, остается устойчивой чертой и сохраняется на протяжении дальнейшей жизни человека. Проявление детской агрессивности является одной из наиболее распространенных форм нарушения поведения, с которыми приходится иметь дело взрослым родителям и специалистам.

Опираясь на практический опыт работы с агрессивными детьми, и анализируя характерологические особенности этих детей, предлагается 6 ключевых направлений, в рамках которых необходимо строить коррекционную работу.1. Консультационная работа с родителями и педагогами направленная на снятие провоцирующих факторов агрессивного поведения у детей.2.

Обучение ребенка конструктивным поведенческим реакциям в проблемной ситуации, снятие деструктивных элементов в поведении.3. Обучение ребенка техникам и способам управления собственным гневом. Развитие контроля над деструктивными эмоциями.4. Снижение уровня личностной тревожности.5. Формирование осознавания собственных эмоций, чувств других людей.6. Развитие позитивной самооценки.7. Обучение ребенка отреагированию (выражению) своего гнева приемлемым способам, безопасным для себя и окружающих, а также отреагированию негативных ситуаций в целом.

На первых этапах рекомендуется подбирать такие игры и упражнения, с помощью которых ребенок мог бы выплеснуть свой гнев. Существует мнение, что этот способ работы с детьми неэффективен и может вызвать еще большую агрессию. На первых порах ребенок действительно может стать более агрессивным, но через 4-8 занятий, “маленький агрессор” начинает вести себя более спокойно.

УПРАЖНЕНИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ ПРИЕМЛЕМЫМ СПОСОБАМ РАЗРЯДКИ ГНЕВА И АГРЕССИВНОСТИ.1. Комкать и рвать бумагу.2. Бить подушку или боксерскую грушу.3. Топать ногами.4. Написать на бумаге все слова, которые хочется сказать, скомкать и выбросить бумагу.5. Втирать пластилин в картонку или бумагу.6. Посчитать до десяти.7. Самое конструктивное — спортивные игры, бег.

8. Вода хорошо снимает агрессию.

РЕЛАКСАЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ОБУЧЕНИЕ РЕБЕНКА УПРАВЛЕНИЮ СВОИМ ГНЕВОМ И СНИЖЕНИЕ УРОВНЯ ЛИЧНОСТНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ.У агрессивных детей отмечается высокий уровень мышечного напряжения. Особенно он высок в области рук, лица, шеи, плеч, грудной клетки и живота. Такие дети нуждаются в мышечной релаксации.

Релаксационные упражнения лучше проводить под спокойную музыку.Регулярное выполнение релаксационных упражнений делает ребенка более спокойным, уравновешенным, а также позволяет ребенку лучше понять, осознать чувство собственного гнева. Релаксационные упражнения позволяют ребенку овладеть навыками саморегуляции и сохранить более ровное эмоциональное состояние.

Примером может служить упражнение “Апельсин”.

Упражнение “Апельсин (или лимон)”.

Дети лежат на спине, голова чуть набок, руки и ноги слегка расставлены в стороны. Попросите детей представить, что к их правой руке подкатывается апельсин, пусть они возьмут его в руку и начнут выжимать из него сок (рука должна быть сжата в кулак и очень сильно напряжена 8-10 сек.

)“Разожмите кулачок, откатите апельсин (некоторые дети представляют, что они выжали сок) ручка теплая …, мягкая …, отдыхает…”.Затем апельсин подкатился к левой руке. И та же процедура выполняется с левой рукой.

Желательно делать упражнения 2 раза (при этом поменять фрукты), если оно выполняется только одно; если в комплексе с другими упражнениями — достаточного одного раза (с левой и правой рукой).

Для того, чтобы результат работы с агрессивными детьми был устойчивым, необходима проработка каждой характерологической особенности данного ребенка, чтобы коррекционная работа носила системный, комплексный характер. В целях эффективности проводимой коррекции необходима также работа с родителями агрессивного ребенка.

Источник: https://dohcolonoc.ru/stati/38-2011-03-22-13-50-34.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector