Конспект нод в подготовительной группе. тема: этикет

Тип занятия – обобщение и систематизация знаний

Форма занятия: традиционное – практикум.

Программное содержание:

Образовательные.

Продолжать учить детей выделению, анализу и оценке поведения на основе эталонов и образцов, представленных в этике.

Закрепить у детей умение устанавливать причинно-следственную связь поступков и эмоций.

Развивающие.

Развивать социальные чувства (эмоции): сочувствие, сопереживание к окружающим, осознанные доброжелательные отношения, мыслительную активность, культуру речи: ясно и грамотно излагать свои мысли.

Формировать у детей правильное понимание нравственных норм и понятий: что такое воспитанность, вежливость.

Способствовать развитию мелкой моторики и координации руки.

Воспитательные.

Воспитывать у детей активную нравственную позицию – совершать добрые поступки, желание стремиться к соблюдению правил этикета: быть вежливым, культурным, воспитанным, доброжелательным.

Побуждать детей к соблюдению культуры общения: умение приветливо разговаривать со взрослыми, друг с другом, поддерживать друзей, вежливо обращаться.

Материал к занятию:

Демонстрационный: магнитофон с записью песни «Самая главная в жизни профессия – быть человеком», магнитная доска, указка, макет цветка с лицом (грустное и весёлое) и съемными лепестками; картинки к ребусу, портреты нищенки и мальчика.

Раздаточный: карточки для индивидуальной работы, красные сердечки, конфеты, квадраты серые, сердечки белые, цветная бумага, салфетки, клеёнка, кисточки, подставки для кисточек.

Словарная работа:

— активизация словаря детей словами: здравствуйте, пожалуйста, спасибо.

— расширение словаря – этикет, доброе сердце.

Форма проверки знаний и умений воспитанников – групповая.

Виды – устный, практический.

Предварительная работа:

— проведение этических бесед: «Вежливые слова», «Доброта», «Об уступчивости», «Кто мой друг», «Идем в гости», «В магазине», «Мы самые старшие в детском саду» и др.;

— дидактические игры: «Разговор по телефону», «Хорошо – плохо», «Вежливо – невежливо»;

— тренинги “Улыбка”, “Добрые слова”, “Мимика”;

— чтение художественной литературы на нравственно-этическую тему;

— рассматривание иллюстраций,

— обсуждение пословиц о доброте и дружбе, придумывание историй к ним.

Методы обучения:

а) по источнику познания

— устный: художественное слово, беседа, ответ

— наглядный: рассматривание иллюстраций

б) по уровню познавательной деятельности

— репродуктивный: песня «Этикет», танец, изготовление «сердечек»

— проблемный: решение проблемных ситуаций, решение ребуса, разговор по телефону

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько у нас гостей. Поздоровайтесь с ними.

Дети здороваются. (стоят полукругом)

Ребёнок. Здравствуйте! Поклонившись, мы друг другу сказали, Хотя были совсем незнакомы.

Ребёнок. Здравствуйте!

Что особенного этим мы друг другу сказали?

Ребёнок. Просто «здравствуйте»,

Больше ведь мы ничего не сказали.

Ребёнок. Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?

Ребёнок. Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире?

Ребёнок. Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?

Воспитатель: Что мы говорим этим словом?

Дети: Желаем здоровья, добра, счастья.

Ребёнок.-Здравствуйте! – Ты скажешь человеку. Здравствуйте, — Улыбнётся он в ответ. И, наверно, не пойдёт в аптеку

И здоровым будет много лет.

Воспитатель. Приветствие – это одно из самых важных правил этикета.

А что же такое «Этикет»?

Дети Этикет – это воспитанность, хорошие манеры, умение вести себя в обществе.

Песня «Что такое этикет»

Дети проходят к доске и садятся на стулья.

Проблемная ситуация.

Воспитатель: (показываю детям желтый круг на стебельке, на нём выражение мимики — грустное) Ребята, как вы думаете, что это такое?

Дети: Это серединка от цветка.

Воспитатель: Чего не хватает у этого цветка?

Дети: Лепестков.

Воспитатель: Дети, обратите внимание на мимику цветка. Какая она?

Дети: Она грустная, печальная.

Воспитатель: Что случилось с цветком? Почему он грустный?

Дети: ответы детей.

Воспитатель: Да, ребята, подул сильный ветер, и разноцветные лепестки цветка разлетелись. Давайте поможем лепесткам вернуться к серединке.

Воспитатель: Я нашла розовый лепесток, но, чтобы вернуть его к серединке цветка, надо выполнить задание. (Выставляю на магнитную доску картинки: экскаватор, телефон, избушка, клоун, ель, тыква и положить буквы).Составьте слово по первым звукам в названии картинок.

Воспитатель. Какое слово получилось?

Дети: Этикет

Воспитатель:Молодцы, ребята, лепесток возвращается к цветку, вы правильно назвали слово «этикет». И сегодня мы продолжим разговор об этикете.

Воспитатель: Голубой лепесток, предлагает вам иллюстрации, к которым надо подобрать правило. Ведь мы знаем много правил.

Воспитатель: (выставляю картинку) Посмотрите внимательно на этот рисунок и подберите к нему нужное правило.

Воспитатель: Молодцы, ребята, с данным заданием вы справились, лепесток возвращается к цветку.

Воспитатель: (зелёный лепесток лежит на пианино) Какой чудесный зелёный лепесток. Он приглашает вас на танец. (Звучит музыка). Мальчики приглашают девочек на танец.

По окончании танца дети должны посмотреть друг другу в глаза и, доброжелательно улыбаясь, кланяются друг другу.

Воспитатель. (Поставить лепесток к цветку) Смотрите, ребята , лепесток уже вернулся к цветку, ему понравился ваш танец.

Воспитатель: Следующий жёлтый лепесток. Давайте его найдём. Этот лепесток предлагает вам показать, разговор по телефону. Телефон — это важное средство общения, благодаря которому мы наводим справки, узнаем о здоровье близких и друзей, договариваемся о времени и месте встречи. Но для этого надо не забывать основные правила общения по телефону.

Кто хочет поговорить по телефону? (Вызываю по желанию двоих детей и предлагаю ситуации.)

Вика, пригласи подругу погулять.

Ребёнок выбирает, с кем он будет общаться, дети походят к столу берут телефоны и начинают разговор.

Воспитатель: Вам понравился разговор по телефону? Правила этикета присутствовали при этом разговоре? (Вызывается ещё одна пара)

Задания:

• Позвонить маме на работу и узнать, когда она придет домой.

• Ответить на телефонный звонок воспитателя (имя, отчество).

• Ответить по телефону маминой подруге (ее нет дома, она моет голову в ванной комнате, она спит).

• Ответить по телефону человеку, который ошибся и неправильно набрал номер.

Дети становятся на игру в круг.

Воспитатель: Чтобы вернуть красный лепесток к цветку, поиграем в игру «Хорошо – плохо».Я буду называть вам ситуации, а вы если это хорошо, хлопайте в ладоши, а если это плохо, то погрозите пальцем и покачайте головой: «Так делать нельзя!»

— Поздороваться при встрече?

— Толкнуть и не извиниться?

— Уходя, ласково попрощаться?

— Перебивать говорящего?

— Поднять упавшую вещь?

— Никогда не делись игрушкой с другом.

— Старайся помочь другу сделать то, что у него не получается.

— Не старайся всегда быть первым.

— Злись и завидуй, когда проигрываешь.

— Не ссорься с друзьями, старайся играть дружно.

— Никогда не уступай, спорь по пустякам.

— Зазнавайся, если что-то умеешь делать лучше других.

— Умей принять помощь, совет и замечание друга.

— Если друг попал в беду, не помогай ему.

— Решай споры словами, а не кулаками.

— Мыть руки перед едой

— Чистить зубы перед сном

— Пользоваться носовым платком

— Грызть ногти

— Здороваться со всеми

— Свистеть в помещении?

— Желать всем хорошего?

Воспитатель: “Молодцы, ребята, вы всё определили правильно и красный лепесток возвращается к цветку.

Воспитатель: Если у человека доброе сердце, а какое оно ещё может быть?

Дети: (Злое, мягкое, большое, каменное, золотое, прекрасное, одинокое, равнодушное, горячее.)

Воспитатель: Мы с вами читали сказку “Мальчик-звезда”. Много говорили о героях сказки. Сегодня я предлагаю вспомнить эту сказку. Назовите героев сказки.

Дети: Мальчик, мама

Воспитатель: Вы помните, как однажды в зимнюю стужу двое лесорубов увидели, что с неба упала яркая звезда. В складках плаща был маленький ребёнка.

Один из лесорубов взял дитя и, несмотря на бедность и голод, принёс его к себе в дом. Вырос мальчик очень красивым, но злым, гордым и жестоким.

Однажды, когда в их селение пришла женщина, он закидал её камнями и не хотел поверить, что нищенка – его мать.

Воспитатель: Посмотрите, перед вами стоят два портрета: мальчика-звезды и его мамы-нищенки с кармашками. У вас есть сердечки. Я предлагаю подарить их тому герою сказки, который вам понравился. Дети кладут сердечки под портретами героев сказки.

Воспитатель: Стас, ты кому своё сердечко подарил? Почему?

А ты, Вика кому подарила? Почему?

Педагог в этот момент незаметно помещает две тарелочки под этими портретами: у нищенки в тарелке серые квадратики, а у мальчика-звезды – яркие настоящие конфеты.

Воспитатель: Дети, а герои сказки хотят сделать вам подарки. Возьмите себе сами подарки, но у того героя, который вам очень нравится, у того человека, который вам особенно приятен.

Дети: Берут себе подарки.

Воспитатель: (Когда предложенные подарки были взяты детьми, воспитатель обращает внимание на кармашек под портретом нищенки.)

Ведь вы свои сердечки отдали нищенке, а почему же решили взять конфеты у жестокого мальчика-звезды?

Воспитатель: Да, дети, искушение велико. Говорить красиво легко, а поступать так всегда – сложно. Этому нужно учиться всю свою сознательную жизнь.

Воспитатель: Рассказывает сказку дальше.

— После того как нищенка-мать ушла из селения, мальчик-звезда понял, что поступил плохо, и три полных года искал по свету свою мать.

Много лишений и испытаний пришлось на его долю, пока он опять не встретил нищенку и повинился перед ней. Вдруг нищенка превратилась в королеву. А вскоре мальчик-звезда стал властелином города.

Он был справедливым, по-доброму относился к сиротам, бедным и больным.

Вот так счастливо закончилась эта сказка.

Воспитатель: Скажите, дети, вы жалеете о том, что взяли конфеты с тарелочки мальчика-звезды?

Дети: (Ответы детей.)

Воспитатель: Приведите примеры из литературных произведений, где герои совершили проступок, но потом его осознали.

Дети: отвечают.

Воспитатель: “Молодцы, ребята, вы привели много примеров и оранжевый лепесток возвращается к цветку.

Воспитатель: (незаметно меняет мимику цветку). Ребята, смотрите, как повеселел наш цветок. Он рад, что вы хорошо знаете правила этикета.

— А сейчас я предлагаю вам на память о занятии сделать сердечки из бумаги и подарить их гостям, чтобы они вспоминали, какие добрые, вежливые ребята ходят в Прималкинский детский сад.

Пальчиковая гимнастика «У меня кругом друзья».

Со мной здоровался петух: Ладонь вверх, указательный палец упирается на большой.

«Ку-ка-ре-ку!» — пропел он вслух. Остальные пальцы растопырены в стороны и подняты

«Ко-ко-ко — услышал я от кур. вверх. Ладонь располагается горизонтально. Большой и

указательный пальцы образуют глаз. Следующие пальцы накладываются друг на друга в полусогнутом положении.

Читайте также:  Конспект занятия в старшей логопедической группе. звук к

Мурлыка — кот мурлыкнул: Средний и безымянный пальцы упирают в большой. «Муррр:» Указательный и мизинец подняты вверх.

А пёс Барбос, меня узнав, Правая ладонь на ребро, на себя. Большой палец вверх.

Пролаял вежливо: Указательный, средний и безымянный – вместе. Мизинец

«Гав! Гав!» попеременно опускается и поднимается.

И протянул телёнок: Показывает рожки на голове.

«Муууу:» Мол, здравствуй,

Скучно одному.

И воробей на ветке вмиг Ладони повёрнуты к себе, большие пальцы выпрямлены

Чирикнул: от себя и переплетены (как бы цепляются друг за

«Жив я, чик-чирик!» дружку), большие пальцы – головка, остальные

сомкнутые пальцы – крылья. Помахать ими.

«Как хорошо, — подумал я, — Развести руки в стороны, сомкнуть с другом в

Что у меня кругом друзья». рукопожатии.

Дети выполняют аппликацию «Сердечко» и дарят их гостям под песню «Самая главная в жизни профессия – быть человеком»

Подведение итогов.

Воспитатель: Ребята, вам понравилось занятие? Что запомнилось?

Послушайте свои сердечки (показываю, где они находятся, прикасаюсь к сердцу каждого ребёнка и «обжигаюсь»). Они горячие, потому что добрые. Злые сердечки всегда холодные. Пусть ваши сердца всегда остаются горячими и добрыми, не давайте им остывать, не пускайте в них зло.

Дети прощаются с гостями и выходят.

Источник: https://infourok.ru/konspekt-nod-po-socialnokommunikativnomu-razvitiyu-uroki-etiketa-podgotovitelnaya-gruppa-1133893.html

Конспект НОД для детей подготовительной группы по программе Пермячёк. RuМодуль «Азбука этикета»

«Воспитанный зритель»

Правила поведения в общественных местах музеях и театрах

Задачи:

— закреплять понятия зрительная культура, правила поведения в музее.

— учить классифицировать предметы на группы по характерным признакам.

— упражнять в умении определять вид музея.

— формировать предпосылки компьютерной грамотности.

Электронный носитель:

Этика для малышей. Игра «Идем в музей»

Совместная деятельность:

— беседа о правилах поведения в общественных местах: театрах и музеях 

— рассматривание фотографий «Музеи города»

— рассматривание репродукций художников.

Предметно развивающая среда:

— альбом фотографий театров, музеев города Перми.

— фотографии мини музеев группы

— фотографии групповых коллекций

— альбом профессий актер, экскурсовод

— памятки – открытки о правилах поведения в музее.

— игрушка – мишутка.

— макет — театра

Ход занятия:

1. Сюрпризный момент.

К ребятам в гости приходит медвежонок.

Мишка: ребята, ко мне сегодня по электронной почте пришло письмо, давайте вместе с вами его прочитаем?

Ребята соглашаются

Дидактическая игра: классификация

Медвежонок открывает электронное письмо, в котором находятся фотографии, что бы удобней их было рассматривать, медвежонок распечатывает фотографии.

Медвежонок: что это такое?

Дети: это фотографии

Мишка: правильно, только они все перепутались, может вы, мне поможете навести порядок?

Дети: да

Ход занятия:

Медвежонок в произвольной форме раскладывает на столе фотографии.

Выставляет схемы:

— фотографии мини – музей

— репродукции художников

— фотографии коллекций

Дети выполняют задание.

Мишутка: давайте посмотрим, почему именно так вы расположили фотографии.

1 группа – это фотографии мини- музеев

Мишутка: а почему вы к этой схеме положили только эти фотографии?

Дети: потому — что это фотографии мини- музеев, которые мы оборудовали у нас в группе.

— мини музей народных промыслов

— Музей, посвященный защитникам отечества

— Музей бытовой техники

— Музей игрушки, созданной руками родителей

Мишутка: молодцы

Мишутка: а другие фотографии, что обозначают, которые вы положили отдельно?

Дети: а это фотографии коллекций предметов, которые имеются у нас в группе.

— Коллекция камней.

— Коллекция календарей

— Коллекция марок

Мишутка: А почему, такие красивые картинки вы положили отдельно?

Дети: это фотографии репродукции художников.

Воспитатель, а вы помните, как называется музей, в котором хранятся картины художников.

Дети: да, музей искусств.

Воспитатель: молодцы, спасибо мишка за интересное задание, которое ты для нас придумал, и я хочу отблагодарить тебя и рассказать вам про другие театры, готовы слушать и смотреть.

Мишка и дети: да

2. Просмотр презентации «Мир музеев»

воспитатель: теперь вы знаете, как много других ещё существует, а вы хотите пойти на экскурсию в театр.

Дети: да

Воспитатель: тогда нам нужно повторим правила поведения в театрах и музеях.

3. Дидактическая игра «Правила поведения в общественных местах: музеях и театрах»

Воспитатель: молодцы, вы справились с заданием, а теперь послушайте, я вам напомню, как надо себя вести в музее.

4. Рассматривание памятки – открытки о правилах поведения в музее.

5. Формирование компьютерной грамотности.

Воспитатель: а теперь, я вам предлагаю самим попробовать стать художниками и приглашаю вас к компьютерам.

Электронный носитель:

Этика для малышей. Игра «Идем в музей»

Детям в игре закрепляют свои знания разных видов живописи, становятся маленькими художниками, сами пробуют нарисовать натюрморт или раскрасить предложенные картины.

6. Зарядка для глаз. Схема № 3

7. Рефлексивная беседа с детьми по содержанию занятия.

Воспитатель: расскажите, пожалуйста, что у вас получилось, что ты нарисовал?

Чья работа вам больше всего понравилась?

Как называется музей, в котором хранятся картины разных художников?

А теперь я вам предлагаю распечатать ваши работы, и в группе создать музей художественного искусства, согласны?

Дети: да.

Источник: https://dohcolonoc.ru/conspect/5759-konspekt-nod-azbuka-etiketa.html

Занятие в подготовительной группе «В стране Маркиза Этикета»

Конспект занятия

в подготовительной группе.

Тема: «В стране маркиза Этикета».

Вос-ль: Геслер М.В.

Цель: Продолжать воспитывать у детей культуру поведения. Закрепить правила поведения в гостях, в транспорте. Формировать представления о воспитанности. Вызывать стремление быть воспитанными, культурными, вежливыми.

Ход занятия:

Вос-ль: У нас стало традицией в начале занятия приветствовать друг друга. А как можно это сделать?

Ответы детей.

Вос-ль: А вы знаете, что приветствие пожатием руки возникло очень давно? А поводом для возникновения этого обычая была миролюбивость, подтверждение мирных намерений. Протянутая правая рука должна была подтвердить, что в ней нет оружия: камня, ножа.

Если человек, которому протягивали руку, был тоже мирно настроен, следовало рукопожатие. На Востоке миролюбивость выражали скрещиванием рук на груди, у китайцев при поклоне руки свободно свисали по сторонам.

Поприветствуйте друг друга любым из трёх перечисленных способов.

Мы показали, что относимся друг к другу миролюбиво? А что, ещё люди показывают приветствием?

Ответы детей.

Вос-ль: А кого можно назвать воспитанным человеком?

Ответы детей.

Входит Бяка-Забияка.

Бяка-Забияка: Я к вам без приглашения,

Я к вам без разрешения.

Где здесь ссора? Где здесь драка?

Я ведь – Бяка-Забияка!

Сколько здесь детей я вижу!

Я вас всех сейчас обижу!

Вос-ль: Бяка-Забияка совершенно не умеет себя вести прилично. Надо её перевоспитать и научить правилам хорошего поведения. Давайте пригласим её в гости в страну Маркиза Этикета.

В этой стране все вежливы, аккуратны, воспитаны, а управляет страной сам Маркиз Этикет и следит, чтобы не появились нарушители вежливости. Он перевоспитает Бяку-Забияку, научит её хорошим манерам.

А поедем мы в автобусе.

Под музыку вбегает Буратино.

Сценка «Буратино».

Бяка-Забияка: Ой, смотрите, Буратино!

Буратино: Т-сс! У вас тут нет Мальвины?

С голубым большим бантом?

Вос-ль: Нет. Но мы её найдем.

Буратино: Что вы, что вы, нет, не надо!

Вы поверите, ребята,

От неё я так устал,

Еле-еле убежал.

Ох, и вредная такая!

Всё умеет и всё знает.

Надоела поучать:

Как ходить, как есть, как встать…

Всё! Теперь я на свободе!

Здесь её не видно вроде?

(Оглядывается.)

Можно делать, что захочешь!

Мальвина: Буратино, где ты ходишь?

Разве ты забыл, друг мой,

Ждёт автобус нас с тобой.

Буратино: На автобусе кататься?

Это мне по нраву, братцы!

(Бежит к автобусу.)

Мальвина: Не спеши, подожди!

Буратино: Должен первым я пройти!

(Занимает место в автобусе.)

Мальвина: Невоспитанный мальчишка!

Вос-ль: Ты, Мальвина, не переживай, наши дети научат Буратино, как нужно вести себя в автобусе.

Дети перечисляют правила поведения в автобусе.

Мальвина, Буратино, мы отправляемся в страну маркиза Этикета, и приглашаем вас с нами. В автобус войдёт тот, кто скажет вежливое слово.

Дети говорят вежливые слова и занимают места в автобусе.

Звучит музыка, автобус «едет».

Вос-ль: Остановка, выходите,

Тихо, тихо, не спешите.

Я скажу вам по секрету,

Это – царство Этикета.

Входит маркиз Этикет.

Маркиз Этикет: Добро пожаловать, друзья!

Рад пригласить вас буду я

В страну изысканных манер.

А кто из вас подаст пример,

Как надо вам на место сесть.

Такие здесь, конечно, есть?

Прошу садиться, господа,

Прошу туда, прошу сюда.

В моей стране научат вас

Хорошим правилам сейчас:

Где и как себя вести,

И в автобус как войти,

Как нужно выглядеть в гостях,

В театре и в других местах. Бяка-Забияка достаёт блокнот и читает «вредные советы» Г.Остера.

Маркиз Этикет: О, мадам! Нет, вы не правы.

Нет у нас подобных правил.

Вы сказали всё не так,

А это – вовсе не пустяк.

Чтоб желанным гостем стать,

Непременно надо знать,

Что, во-первых, внешний вид

О человеке говорит.

А в гостях себя веди

Скромно и прилично.

Впрочем, как себя вести,

Знают все отлично.

И всё ж, бывают, к сожалению,

Этих правил нарушения.

Сценка «В гостях у Серёжи».

Ребёнок: У Серёжи день рождения,

Он позвал к себе друзей

И в хорошем настроении

Их встречает у дверей.

1 гость: Поздравляю! (Вручает шоколадку.)

Серёжа: Шоколадка?

У меня таких полно.

2 гость: А вы торт купили сладкий?

3 гость: А покажешь нам кино?

Мама: Ну, ребята, проходите,

Мойте руки – и к столу.

1 гость: У меня на них нет грязи,

Я вчера мыл, поутру.

(Подходят к накрытому столу.)

2 гость: Эй, ребята, налетайте,

Сушки, пряники хватайте!

3 гость: Чтоб досталось повкусней,

Друга оттолкни скорей!

Серёжа: Не давай ему конфеты,

И печенье не давай.

1 гость: Лучше это угощенье

По карманам распихай!

3 гость: Ну, всё съели, нам пора.

Все: Ладно, Серый, до утра.

Вос-ль: Ребята, вам понравилось у Серёжи на дне рождении?

— Какие были гости? А Сережа?

Маркиз Этикет: Ну, а вот пример другой.

Заглянем к Карине мы домой.

Раздаётся звонок в дверь. Карина выходит встречать подругу Вику.

Вика: Здравствуй, милая Карина.

Карина: Здравствуй, Вика, проходи.

Вика: Вот тебе в подарок книжка.

Карина: Ах, спасибо! Погляди!

Я о ней давно мечтала,

Читайте также:  Рассказы для младших школьников. рассказы о лете

С этой книгой я знакома.

Мама: Вика, что же ты здесь встала?

Проходи и будь, как дома.

Я к столу вас приглашаю,

Вкусным тортом угощаю.

Карина: Угощайся, там конфеты.

Вика: Хочешь, я тебе подам?

Карина: А смотри, кусочек этот,

Лучше всех – моим гостям.

(Угощает Вику тортом.)

Вика: Вот спасибо твоей маме.

Всё так вкусно – ни сказать.

Уберем посуду сами.

А потом пойдем играть.

Вос-ль: А какими были Вика и Карина?

— У кого на день рождении вам понравилось больше и почему?

— Как нужно вести себя в гостях?

— Расскажите истории из своей жизни, приходилось ли вам попадать в гости, к такому имениннику, каким был в сценке Серёжа?

Дети рассказывают истории из жизни.

Маркиз Этикет: А сейчас, ребята, мы проверим, воспитанные вы или нет.

Проводится игра «Можно или нельзя».

Вос-ль задаёт детям вопросы, дети, с помощью сигнальных фишек отвечают на вопрос. (Синяя фишка – можно, красная фишка – нельзя).

Вопросы:

  1. Можно ли в гостях ковыряться в носу, грызть ногти?

  2. Можно ли смеяться с широко раскрытым ртом?

  3. Можно ли обращаться к постороннему взрослому человеку на «вы»?

  4. Можно ли перебивать старших во время разговора?

  5. Можно ли разговаривать во время приёма пищи?

  6. Можно ли здороваться со всеми знакомыми?

  7. Можно ли мыть руки перед едой?

  8. Можно ли грубить старшим?

Вос-ль: Ребята, что нового вы узнали на занятии?

— Что вам понравилось?

— Хотите ли вы быть чаще в гостях у маркиза Этикета? Что для этого нужно?

Источник: https://kopilkaurokov.ru/doshkolnoeObrazovanie/meropriyatia/zaniatiie-v-podghotovitiel-noi-ghruppie-v-stranie-markiza-etikieta

Путешествие в страну этикета методическая разработка нод

КОНСПЕКТ НОД В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ

ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «СОЦИАЛИЗАЦИЯ» «ПУТЕШЕСТВИЕ В «СТРАНУ ЭТИКЕТА»»

Манурова Инна Маратовна, воспитатель подготовительной группы,

1 квалификационной категории

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида № 54 г Кировска»

Интеграция с ОО «Познание», «Коммуникация», «ЧХЛ», «Труд»,

«Музыка»

Программное содержание:

Формировать внимательное отношение к окружающим людям с помощью правил этикета и моделей поведения в общественном транспорте.

Расширять диапазон диалоговой речи старших дошкольников с помощью осознанного выбора этикетной формы в зависимости от ситуации общения, возраста собеседника, цели взаимодействия.

Поддерживать стремление детей совместно с партнёрами выбирать материал для построек и игровые атрибуты, распределять роли, обращаться к партнёру по имени игрового персонажа, меняя тембр, интонацию и силу голоса.

Побуждать детей выразительные и оригинальные, соответствующие условиям постройки, самостоятельно используя различные виды строительного материала, атрибутов и предметов — заместителей.

Планируемые результаты развития интегративных качеств дошкольника:

соблюдает правила поведения в общественных местах,

эмоционально откликается на переживания детей, персонажей сказок и историй.

Материалы и оборудования:картинки: эскимо, тигр, избушка, клубника, ель, телефон, буквы; карта «Страны Этикета» со следующими остановками: Тупик Правил Поведения, улица Добрых слов, Весёлая поляна, Аллея Игр, улица Частушек; плоская модель автобуса, мяч, руль, сумка для кондуктора, телеграмма от Жадины.

Указание к игре: каждую остановку дети отмечают на карте — переносят модель автобуса на нужное место.

Предварительная работа:дидактическая игра «Правила дорожного движения», «Ласковое слово», «Волшебные слова», «Хорошо – плохо»; разучивание стихотворения И.

Рахилло «Игра в гостей»; беседы: «Кто и зачем придумал правила поведения», «Воспитанность и вежливость», «С чего начинается дружба», «Как принимать гостей», «Щедрость и Жадность»; с — р игры «Гости», «День рождения», «Семья», «Поездка в отпуск», «Пассажиры автобуса», чтение художественных произведений по теме.

Ход занятия:

Воспитатель (В): Ребята, мы с вами отправимся в гости к волшебнику, который научит нас правильному и красивому поведению. Но сначала нам нужно узнать, как зовут этого волшебника. Чтобы это узнать, нам нужно вписать в пустые клеточки буквы, с которых начинаются их названия.

Игра «Собери имя» /Дети подбирают буквы по картинкам, собирают слово/.

В.: Правильно, нашего волшебника зовут Принц Этикет. Он нам прислал карту, по которой мы должны доехать до его страны. Страна называется «Страны Этикета». Сейчас я предлагаю вам вместе подумать, на чём мы можем отправиться к нему в гости. /Обсуждение видов транспорта, способов передвижения. Дети предлагают разные варианты, принимают общее решение/.

В.: Вы очень много придумали средств передвижения, но решили добраться до страны этикета на автобусе. но автобуса у нас нет, Что будем делать? /ответы детей, выбор материала для постройки, атрибутов для водителя, кондуктора и пассажиров/.

Разыгрывание игровых ситуаций:

Ситуация «Садитесь пожалуйста»:

Мама, Нюша и Федя заходят в автобус. Нюша села у окна, Федя рядом с ней.

— Нюшка! – закричал Федя на весь автобус. – ты заслоняешь всё окно. Ничего не видно.

Он вскочил на сиденье и, стоя на коленях, стал смотреть в окно.

— Мальчик, — сказала женщина, которая стояла рядом, — если тебе не трудно, уступи, пожалуйста, место.

Федя смутился:

— Садитесь, пожалуйста. Извините, я не заметил, что вы стоите.

— Спасибо, мальчик.

Пожалуйста, не стоит благодарности».

Рефлексия

В.: — Как вы думаете, правильно ли вёл себя в автобусе Федя? (сначала нет, потому что громко, на весь автобус, разговаривал. Кроме того, он не сидел на сиденье, а стоял на коленях. Он не обратил внимания на то, что рядом стояла женщина).

Ситуация «Передайте, пожалуйста на билет»:

Федя спокойно стоял, держась за спинку сиденья. И тут его попросили:

-Передай, пожалуйста, деньги за проезд.

Федя растерялся….

— Девочка,- обратилась к Нюше старушка. – Передай, пожалуйста, за проезд.

— Простите, пожалуйста, — ответила Нюша, — я не знаю, что нужно сделать.

Выбор модели поведения:

В.: А вы знаете, что нужно сделать, когда пассажир просит передать деньги на билет. Научите Федю, как следует вести себя в таком случае и что нужно сказать в ответ на просьбу.

В.: Вот мы приехали на первую остановку «Тупик правил поведения».

Проблемная ситуация – инсценировка стиха И. Рахилло «Игра в гостей»:

— Здрасте, здрасте, мы вас ждём!

— Намочило нас дождём.

— Ожидали мы гостей!

— М промокли до костей.

— Где ваш зонтик?

— Потеряли.

— Где калоши?

— Кот унёс!

— Где перчатки?

— Скушал пёс!

— Это, гости, не беда, заезжайте ворота, поднимитесь на порог, к нам на яблочный пирог.

В.: Ребята, давайте проверим себя, знаете, ли вы, что такое правила культурного поведения и как вести себя в гостях? Какие правила нарушили гости?

/Дети обсуждают поведение гостей, вспоминают правила этикета, внешний вид гостей/.

В.: Давайте и мы не будем опаздывать в гости. Поехали дальше.

Следующая остановка «Улица Добрых слов»:

Дидактическая Игра с мячом «Кто больше знает вежливых слов».

Воспитатель стоит напротив детей с мячом в руках. Тот, кому он кидает мяч, должен его поймать и вспомнить вежливое слово или выражение. Правильно ответивший делает шаг вперёд. Выигрывает тот, кто первым дойдёт до воспитателя.

Усложнение: Задания могут быть разными: «обратись к другу вежливо», «Позвони по телефону», «Попроси помощи», «Пригласи ребят в гости» и др.

В.: Ну вот, «Волшебные слова» мы вспомнили. А как вы думаете, от чего зависит их сила? Правильно, сила «Волшебных слов» зависит от того, как именно они сказаны, каким голосом: спокойным и приветливым или грубым и невежливым. Сказанные грубо, они просто перестают быть «волшебными».

В.: Нас ждёт принц, пора ехать дальше. А пока мы едем, давайте вспомним сказки, в которых говорится о победе добра? /Дети называют сказки: «Золушка», «Аленький цветочек», «Крошечка-хаврошечка» и др./

Посмотрите на карту, мы попали на Весёлую полянку. Выйдем из автобуса и немного отдохнём.

Физминутка «Если нравится, то делай так».

В.: Весёлая полянка не отпустит нас, пока, вы, ребята, не решите две задачи по знанию правил вежливости. Послушайте их условия и найдите в каждой задаче ошибки и исправьте их.

Мальчик крикнул прохожему: «Скажите сколько сейчас часов?» (Правильный ответ: Надо не кричать, а вежливо спросить. Мальчик забыл слово «пожалуйста ». Правильнее говорить не «сколько часов», а «который час». После ответа взрослого, надо сказать «спасибо»).

Девочка возмущённо жаловалась маме: «Во дворе один мальчишка такой невежа – всё время зовёт меня Валькой». «А ты как его зовёшь?» — спросила мама. – «Я его вообще никак не зову. Я ему просто кричу: «Эй, ты!» (Правильный ответ: Девочка должна звать мальчика по имени, показывая ему верный пример правильного поведения, а не кричать: «Эй, ты!»).

Молодцы ребята, вы правильно решили обе задачи, а самое главное, вы научились вежливо вести себя с окружающими людьми. мы можем продолжать свой путь дальше.

В.: Мы приехали на улицу Частушек. Здесь все поют. А вы умеете петь? Кто из вас может спеть частушки о вежливости? /дети поют частушки/.

Зайграй-ка, балалайка,

Балалайка три струны,

Подпевайте, не зевайте,

Выходите, плясуны.

Петя ловко ловит рыбу,

Может лодки мастерить,

Только «здравствуй» и «спасибо»

Не умеет говорить.

Говорит лентяйке мать:

«Убери свою кровать!»

А лентяйка: «Маменька,

Я же ещё маленька!»

Коля ссорится с друзьями,

в ход пускает кулаки –

У задиры под глазами

Не проходят синяки.

В поезд входят три юнната:

– Ой, народу сколько тут!

Занимай места, ребята,

А то бабушки займут!

Тётя Сима попросила

Слазать Петю на чердак.

– Извините, тётя Сима,

Я вам вовсе не батрак!

Заиграй-ка, балалайка,

Балалайка три струны,

Подпевайте, не зевайте,

Выходите плясуны!

В.: Давайте похлопаем в ладоши, поблагодарим наших исполнителей

/Выходит Принц Этикет/.

Принц Этикет. Здравствуйте, ребята! Я очень рад, что вы приехали ко мне в гости. Мне очень нужна ваша помощь.

Дело в том, что я решил построить в моём городе новую улицу, но пока я ездил в гости в другой детский сад, наша старая знакомая Жадина унесла весь строительный материал и прислала мне телеграмму, в которой говорится, что она совсем не желает, чтобы на карте была такая страна – «Страна этикета». Совсем не знаю, что делать.

В.: Уважаемый Принц! как вы думаете, пока мы к вам добирались, мы вспоминали разные добрые и вежливые слова, сказки и пословицы.

Читайте также:  Физическое развитие ребёнка от 1 до 3 лет

Мы уже умеет правильно вести себя в разных общественных местах, даже спели частушки о вежливости. Не может Страна этикета совсем исчезнуть.

А чтобы наша Жадина не радовалась своим плохим делам, мы тебе поможем построить новый город и выберем для него красивое название.

Принц Этикет.Я буду вам весьма благодарен, ребята за помощь.

/Дети сами выбирают себе материал для построек, строят дома. Потом происходит коллективное обсуждение выбора разных вариантов названия города и улиц: город: Приветливых людей, Добрых дел, улицы: Дружная, Вежливых слов и др. дети принимаю общее решение/.

Источник: http://psychology-msk.ru/1-9575/

Конспект НОД по безопасности в подготовительной группе Тема: «Сказочная Безопасность».Коблова С.Н

Цель: Закрепить знания детей о правилах безопасного поведения на улице, в природе и дома.

Задачи:

Обучающая:

  • Закрепить представление детей об опасных для жизни и здоровья людей ситуациях, с которыми они встречаются в жизни, используя русские народные сказки.

  • Закрепить знания детей о правилах безопасности дома, на улице, в природе.

  • учить  детей   выходить  из  сложных,  проблемных  ситуаций;

Развивающая:

  • Активизировать словарь детей (правила дорожного движения, правила личной безопасности, правила пожарной безопасности в природе, проезжая часть, пешеход, транспортные средства).

  • Продолжать работу по формированию связанной речи.

  • Развивать память, логическое мышление, воображение.

Воспитательная:

  • Способствовать развитию осторожности и осмотрительности.

  • Воспитывать внимание, сосредоточенность, чуткость, отзывчивость.

  • Вызвать эмоциональный отклик на хорошо знако­мые и любимые сказки, поддерживать ин­терес к русской народной сказке.

Ход НОД:

Коммуникативная игра «Профессия и я»

Воспитатель: предлагаю игру « Кем стать?».  Главное условие —  название дела или профессии должны начинаться с той же буквы, что и ваше имя. Например, Варя хочет стать воспитателем. Дети придумывают профессии. Воспитатель называет профессию, связанную со службой спасения.

Как вы думаете, где может пригодиться  моя профессия? Когда человек попадает в опасную ситуацию к нему на помощь приходят люди многих профессий. Назовите их и объясните, в какой ситуации эта профессия пригодится.

Они работают даже в одной службе – службе спасения, а их называют спасателями.

Воспитатель:

— А каким должен быть спасатель?

Воспитатель:

— Давайте соберём в мои ладони много слов, обозначающих эти качества.

Дети: — смелость; — выносливость;

— сильным; — умным;

-мужественность; — профессиональность;

— дисциплинированным.

Воспитатель: Как спасатели узнают о том, что нужно кому–то помочь?

Дети: по телефону.

Воспитатель: номера каких служб спасения помогут в этих ситуациях?

Упражнение «Кому обратиться?». Дети выкладывают вокруг телефонов с номерами служб спасения картинки с опасными ситуациями.

Воспитатель: Хотите поиграть в спасателей и отправиться на помощь сказочным персонажам?

Сейчас отправимся мы в путь

Там сказки разные живут.

Нам сказки лучшие друзья.

Бросать друзей в беде нельзя.

1 слайд. Стол папы Карло.

Воспитатель: Открываем глаза, оглядываемся, на столе видим: ящик для инструментов, шило, нож, иголки, ножницы, паяльник, стамески, игрушки, овощи, фрукты.

Ребята, папа Карло вышел на рынок за азбукой и оставил такой беспорядок на столе. Боюсь, что Буратино может схватить и пораниться некоторыми предметами. Спасатели, на помощь!

Игра «Разложи по местам».

Воспитатель: Молодцы, ребята. Наша служба спасения сработала профессионально чётко.

Там, куда мы попадем,

Вместе мы не пропадем.

2 слайд. Отрывок из мультфильма «Красная Шапочка и Волк».

Воспитатель: (останавливает фрагмент и обращаясь к детям) Извините, пожалуйста, но  я не могла не вмешаться, но разве можно поступать так, как Красная Шапочка? Она рассказала, где живет бабушка совершенно незнакомому волку! Дети рассуждают.

Знакома ли Красная Шапочка с Волком? Можно ли разговаривать с тем, кого не знаешь? Что может случиться? (Ответы детей).

Как закончилась сказка? А как могла бы закончиться, если бы Красная  Шапочка не рассказала волку, где живет бабушка?

Воспитатель: — теперь Красная Шапочка, что нельзя разговаривать с незнакомыми людьми на улице и рассказывать им о себе!

Тренинг. Разыгрываются две ситуации:

• Тётя предлагает девочке конфету…

• Дядя предлагает мальчику сесть в машину…

Дети попарно изображают «ребёнка» и «чужого» человека. 

Воспитатель: Красная Шапочка, что у тебя в корзиночке?

Красная  Шапочка: Грибы и ягоды. Я собрала их для бабушки.

Восп.: Ребята, а вы знаете, какие бывают грибы и ягоды? (Съедобные и ядовитые). Давайте вместе с нашей гостьей поиграем в игру.

Дидактическая игра “Съедобное — несъедобное”.

На съедобное-хлопают, на ядовитые топают
Восп.: Ребята, почему нельзя уничтожать ядовитые растения? Правильно, ими лечатся лесные обитатели.

3 слайд. Ой. Кто это?

Дети: Федора из сказки Корнея Ивановича Чуковского «Федорино горе».

Воспитатель: Да, Федора исправилась, посмотрите какая она чистая и опрятная. Но чем мы ей можем помочь?

Федора: Мне пришло письмо с загадками из сказочного супермаркета. Там написано, если загадки отгадаю, получу подарки для дома. Не могу отгадать,  помогите, спасатели.

Воспитатель: тут не надо быть спасателем, наши дети это могут делать лучше взрослых.

Федора читает:

У окошка я сижу,
На весь мир в него гляжу. (Телевизор.)

Дети отгадывают.

Федора: мне он пригодится зимой, я люблю телевизор посмотреть. Он один на всем свете

Очень рад пыль встретить. (Пылесос.)

Я пузатый и пыхтящий, Я большущий и блестящий. Если только захочу Кипяточку вскипячу. (чайник) Плывет пароход,

То назад, то вперед. (Утюг)

Если кнопочку нажать,

Будет музыка звучать. (Магнитофон.)

В нашей кухне целый год

Дед Мороз в шкафу живет. (Холодильник)

Федора комментирует каждую загадку.

Воспитатель: Как назвать все названные предметы? Без чего не будут работать все эти предметы? (без электричества) Как обезопасить себя при пользовании ими?
Что надо обязательно сделать, когда погладили одежду, посмотрели телевизор, послушали магнитофон? (Выслушиваю ответы детей).

Правильно, нужно выключать электроприборы. Как правильно это сделать? Что может случиться, если потянуть за провод или засунуть в розетку пальчик или другой предмет?
(Ударит током, может возникнуть пожар).

При обращении с электроприборами Федора должна запомнить  следующие правила:

  • Уходя, из дома или комнаты обязательно выключайте электроприборы.

  • Выключайте электроприборы, нажав на кнопку, вытащив вилку из розетки.

  • Никогда не тяните за электропровод руками, может случиться короткое замыкание. Лучше попросить об этом взрослых.

  • Ни в коем случае не подходите к оголенным проводам и не дотрагивайтесь до них. Вас может ударить током.

  • Вода и электричество, оказавшись вместе, становятся очень опасными, поэтому, никогда не протирайте влажной тряпочкой телевизор, магнитофон.

  • Если вы остались дома одни — не трогайте электроприборы без присутствия взрослых, ЗАПОМНИТЕ!

Федора: Молодцы, ребята, вы очень мне помогли!

Физминутка “Ослика Иа”
Хвост  однажды потерялся — (изобразить испуг),
Только быстро догадался — (слегка ударить себя по лбу, улыбнуться),
Посмотрел туда-сюда — (повороты),
Хвоста нету — вот беда — (развести руки в стороны внизу),
Я направо поскакал- (бег на месте),
Там хвоста не увидал — (руку “козырьком”),
Я налево поскакал — (бег на месте),
и там хвоста не увидал — (руку “козырьком”),
Повернулся я вокруг — (поворот вокруг себя),
Может быть увижу вдруг — (руку “козырьком”),
Нету. Я решил стоять — (руки скрестить на груди),
И свой хвост на месте  ждать.
Слышится пожарная сирена.

Слайд 4. Пожар «Кошкин дом».

Огонь сопровождает человека на протяжении всего времени его существования. Огонь дарил тепло, защищал от диких зверей, помогал приготовить пищу. Люди ещё в древности научились добывать огонь и сохранять его.

Но, вырвавшись из-под контроля, огонь из друга и помощника превращается в злейшего врага. Пожар – одно из самых злейших бедствий.

Любое возгорание, которое не удаётся потушить в несколько минут, требует вмешательства пожарных.

Воспитатель: Итак! Без паники.

Знает каждый гражданин

Этот номер – 01

Если к вам пришла беда

Позвони скорей туда,

Если нету телефона,

Позови людей с балкона!

Игра:  «Кто лучше позовёт с балкона людей на помощь».

Воспитатель: по-моему, теперь все сказочные персонажи смогут найти спасателей.

Игра – соревнование «На пожаре». Дети выстраиваются в две колонны. Первым игрокам дают в руки ведёрко. По сигналу первые игроки бегут через полосу препятствий к «очагу возгорания» и «выливают на него воду», затем передают ведро следующему игроку.

Слайд 5. Сказка «Волк и семеро козлят». Что произошло в сказке?  «Давай представим себе, что ты один дома. Звонят в дверь. Что ты будешь делать? … Ты слышишь, как кто-то пытается открыть дверь.

Что ты будешь делать? … Твой окрик не отпугнул незнакомца, и он продолжает попытку открыть дверь. Твои действия? «Представь себе, что ты сидишь дома, в дверь звонят.

Что ты будешь делать? … На твой ответ незнакомец сказал, что он почтальон, принёс телеграмму. Что ты сделаешь?

Воспитатель:

Каждый грамотный ребёнок

Должен твёрдо знать с пелёнок:

Если вас зовут купаться,

И в кино даже сниматься,

Обещают дать конфет

Отвечайте твёрдо… НЕТ!

Вам предложат обезьянку

Или даже денег банку,

Или даже в цирк билет.

Отвечайте твёрдо… НЕТ!

Позовут лететь к луне,

Покататься на слоне.

Есть на всё простой ответ:

Ты ответить должен… НЕТ!

Воспитатель: Из сказок вы знаете, что преступник придумает тысячу и один способ, как обмануть свою жертву. Вспомните сказки, в которых герои совершают преступления.

Молодцы! . И самое главное, помнить и вы­полнять простые правила:

• Никогда никуда не ходить с чужими людьми.

• Ничего не брать у чужих людей: ни еду, ни игрушки.

• Главное: прежде чем совершить ка­кой-нибудь поступок, нужно хорошенько подумать, к чему это приведет.

Этому и учат сказки. «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок!». Они предупреждают нас, показывая возмож­ные последствия необдуманных поступ­ков. Сказки учат нас, слушая их, а потом и читая, на всю жизнь запомнить их уроки и не попадать впросак, не попадать в те ситу­ации, в которых оказываются сказочные герои. Сказки хотят защитить вас, уберечь, предостеречь.

Воспитатель: Я предлагаю вам вернуться в детский сад и нарисовать отчёт о проделанной работе – нарисовать тех, кому помогли, или тех, кому помощь необходима.

Рисование «Сказочный персонаж», техника по выбору.

Дети рисуют и оформляют стенд рисунков для родителей о безопасном поведении.

Источник: http://doustranachudes.ucoz.net/load/konspekt_nod_po_bezopasnosti_v_podgotovitelnoj_gruppe_tema_skazochnaja_bezopasnost/1-1-0-6

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector